Место нахождения мощей серафима саровского. Чудесные исцеления, совершенные мощами Серафима Саровского

Серафим Саровский был канонизирован во время царствования Николая II . Императорская чета была уверена, что именно молитва к старцу даровала им рождение наследника, Алексея , после нескольких дочерей. Но еще задолго до этого, при жизни Серафима Саровского, и по сей день люди обращались и обращаются к нему за помощью.

О том, кто такой Серафим Саровский и кому и в чем он помогает, рассказывает EG . RU .

Первое чудо

В середине XVIII века в далеком городе Курске жил богатый купец Исидор Мошнин с женой Агафьей . В ночь с 29 на 30 июля 1754 года родился у них младший сын, которого при крещении назвали Прохор . Когда мальчику исполнилось 3 года, скончался отец семейства. В конце своей жизнь Исидор затеял строить храм в Курске, и после его смерти, Агафья продолжила дело своего мужа.

Как-то за ней увязался маленький Прохор. Ему тогда было около семи лет. Пока мама занималась делами, мальчик поднялся на колокольню. И вдруг оступился и упал. Вне себя от горя, Агафья кинулась к сыну, возле которого уже собрались строители. И каково же было ее удивление, когда она увидела мальчика живым и невредимым.

Чудесное исцеление

Следующее чудо случилось с Прохором в 10-летнем возрасте. Он сильно заболел. Врач развел руками и сообщил матери, что мальчик скоро умрет, так как вылечить его нет никакой возможности.

Но в скором времени Прохор увидел во сне Богородицу, которая сообщила, что ему осталось недолго терпеть боль и скоро он пойдет на поправку. Наутро в Курске был крестный ход с иконой Богородицы «Знамение». Агафья взяла сына на руки и приложила его к иконе. Вскоре мальчик выздоровел.

Рос он очень набожным, каждое утро бегал в церковь и по достижении 20-летия объявил матери, что хочет посвятить свою жизнь Богу. Вместе с паломниками он отправился из Курска в Киево-Печерскую лавру. Монашеский постриг он принял в Саровской обители. Мать дала ему с собой медное распятие, которое он носил всю свою жизнь.

Подвиги Серафима Саровского

В 1786 году Прохор стал монахом, взяв имя Серафим. Через год был рукоположен в иеродьяконы, а в 1793-м – в иеромонахи. Тогда ему было 39 лет. Днем Серафим трудился в монастыре, а по ночам уходил в лес, чтобы там совершать в тишине и спокойствии молитвы. Вскоре он попросил разрешение уйти в келью в лесу, расположенную в 5 километрах от монастыря.

Однажды к отшельнику пришли разбойники, узнав, что к нему приходит много людей за советом. Они думали, что отшельник богат, забирая подношения просителей. Лихие люди застали молитвенника за работой.

Разбойники сильно избили Серафима, проломили ему голову и хотели сбросить в реку. Но, обыскав келью и обнаружив в ней только икону и несколько картофелин, ушли. Отшельник с трудом дополз до монастыря.

Окружающие были удивлены, как он смог выжить при таких ранах. И вновь к нему пришла Божия Матерь, которая, коснувшись его головы, исцелила страдальца. Около пяти месяцев провел отец Серафим с братьями-монахами, а потом вновь вернулся в свою келью. С тех пор спина его осталась навсегда сгорбленной.

Разбойников тех нашли, но отшельник попросил за них, чтобы они не подвергались наказанию. С 1807-го и целых три года отец Серафим молчал и не с кем не общался. К нему приходили только дикие звери. Есть свидетельства, что Преподобный кормил с рук медведя.

Проведя в уединении 15 лет, отец Серафим в 1810 году вернулся в монастырь и 15 лет провел в своей келье в постоянной молитве. Он вновь начал принимать всех обращающихся к нему за помощью. Старец приобрел дар прозорливости и исцеления от болезней. Также отец Серафим опекал Дивеевскую обитель, а перед смертью предсказал, что будет похоронен именно там. Он скончался 14 января 1833 года в возрасте 78 лет. Преподобный стоял на коленях в своей келье перед иконой Божией Матери.

Предсказание старца о его захоронении

Его похоронили в Саровском монастыре, куда стали приезжать со всей страны люди за помощью к батюшке Серафиму. Был там даже император Николай II со своей супругой Александрой Федоровной . Они просили старца даровать им сына. И в 1902 году у них родился пятый ребенок и первый мальчик Алексей .

Именно государь настоял на канонизации отца Серафима. И 29 января 1903 года благоговейного старца Серафима признали в лике святых. Летом, в день рождения Преподобного, состоялись торжества с открытием его мощей. На чествование святого приехала вся императорская семья.

Однако после революции, в 1922 году, мощи были вывезены из Саровского монастыря и отправлены в Москву для изучения, после чего они пропали. Их нашли случайным образом только в 1990 году. После передачи Казанского собора в Ленинграде православной церкви в его подвале, в котором хранились экспонаты Музея истории и религии, нашли останки.

После проведенной экспертизы было установлено, что это мощи Серафима Саровского. Но вернуть святого обратно в родную обитель было невозможно, так как Саров, а тогда он уже назывался Арзамас-16, был закрытой территорией (с 1943 года там работали ученые над созданием атомной бомбы).

И 1 августа 1991 года мощи Серафима Саровского встречали в дорогой для него обители – Дивеевском монастыре, где они находятся и сейчас.

Великий Святой Серафим Саровский при жизни помогал многим людям, наставлял на истинный путь, исцелял недуги и после своего упокоения «собирает» возле себя множество верующих, паломников со всего мира.

Люди стремятся посетить Саров — райский уголок, где находятся мощи Серафима Саровского, чтобы приложиться к ним и получить божественную благодать.

Перед тем как отправиться к великой Святыне, желательно сначала познакомиться с жизнью Святого, узнать, почему Преподобный Серафим Саровский так почитаем народом.

Родился мальчик Прохор, так звали его родители, летом 1754 года в Курске, в купеческой семье Исидора и Агафьи Мошниных.

Отец мальчика строил каменные церкви, дома, но, к сожалению, скончался, когда дети были совсем маленькими. Мать, истинная христианка, воспитала обоих сыновей в православной вере.

Агафья учила детей уважать людей, исполнять заповеди, жить в страхе Господнем. И если старший Алексей избрал для себя в качестве сферы деятельности торговлю, то младший Прохор решил свою жизнь посвятить служению Богу. Этому во многом способствовали случаи, происходившие с мальчиком.

Как-то раз, семилетний Прохор, забравшись на купол строящегося храма, упал. Его мать, присутствующая при происходящем, стремительно сбежала вниз, ожидая самого худшего исхода.

Велико было ее удивление, когда она увидела сына, оставшегося целым и невредимым. В таком чудесном спасении мать увидела особую заботу Богородицы о ее сыне.

Второй случай произошел с мальчиком, когда ему исполнилось десять лет. Серьезно заболев, он очень долго не выздоравливал. Однако вскоре увидел во сне Божью Матерь, которая обещала ему даровать исцеление.

Через некоторое время по городу проходил крестный ход с Курской Коренной иконой. Из-за дождя люди вынуждены были пойти через проходной двор Мошниных. Мать вынесла и приложила сына к иконе, и с этого момента он стал поправляться.

В семнадцатилетнем возрасте Прохор окончательно решил посвятить свою жизнь Богу. Получив благословение от матери, отрок отправился в Киево-Печерскую лавру. Встреча со старцем была решающей, тот указал ему место последующего пребывания – Саровскую пустынь.

Добравшись до Саровского монастыря, он стал его послушником надолго. Это именно то место, где хранятся мощи преподобного Серафима Саровского и сейчас.

Молодой Серафим выполнял разную работу: исполнял обязанности плотника, пономаря, келейника, кормил скот, однако истинным его предназначением была молитва, для которой он уединялся между вековыми деревьями.

Страшные болезни, испытания, борьба с дьяволом, побои бандитов никогда не вызывали негодования у преподобного Серафима. Его доброта не имела границ: он не только отказался наказывать людей, нанесших ему тяжелые увечья, но и горячо молился за них.

О подвигах молчальничества и столпничества на протяжении долгих лет, наверное, знает каждый православный. 1000 дней и 1000 ночей провел Преподобный Серафим на камне в молитвах, которые сочетал с тяжелым изнуряющим физическим трудом.

За это Господь наградил Преподобного великим даром провидца, который он по Божьему повелению использовал для наставления пришедших к нему людей.

Исцеления

Духовный наставник многих православных — Преподобный Серафим — помогал исцелять духовные, телесные раны. Искренне молился перед Богом и незамедлительно получал помощь. Любовь, с которой Святой обращался к людям, не имеет границ. Ласковые слова (обращался ко всем приходящим: «Радость моя!»), забота – все это привлекало паломников.

Будучи провидцем, он видел мысли, жизненные обстоятельства любого человека, поэтому принимал не каждого. Гвардейца, пришедшего за благословением незадолго до восстания декабристов, батюшка просто выгнал, так как знал цель его визита.

Его матери Святой предсказал, что тот мог бы умереть еще ребенком, но окончит свою жизнь на виселице.

Практически всю свою земную жизнь провидец заботился об устроении Дивеевской женской обители. Сестры приходили к нему за помощью, при житейских затруднениях или духовных сомнениях.

Постоянными собеседниками батюшки Серафима были Мантуров и Мотовилов, которых излечил от страшных болезней. Оба были очень благодарны преподобному за это чудесное исцеление, на протяжении всей жизни помогали ему и монастырю, отказываясь от жизненных благ на пользу обители.

Как свидетельствуют рукописи, старца Серафима нередко видели во время молитвы, висящим в воздухе, однако он запрещал об этом говорить до его смерти.

Важно! Что такое покойника: как правильно заказать

Скончался Блаженный муж зимой в возрасте 70 лет. Пожар, случившийся внутри кельи, ознаменовал эту потерю, ведь сам Преподобный предсказал это событие. Похоронили старца Серафима в дубовом гробу, который он самостоятельно при жизни изготовил, и на том месте, где батюшка Серафим указал.

Как добраться


Хранятся мощи Серафима Саровского в Дивеевском мужском монастыре Нижегородской области.
Часть их находится в Храме Георгия Победоносца – Ендов. Еще одним местом, где находятся мощи Серафима Саровского, является Спасо-Преображенский Саловецкий монастырь.

После первого обретения мощи Серафима Саровского (на фото можно увидеть эти эпизоды) хранились в Дивеевском монастыре. Однако вскоре, во время октябрьской революции, началось гонение на православие.

Специальные комиссии открывали раки с мощами святых и увозили их в неизвестном направлении. Мощи Серафима Саровского в Дивеево постигла та же участь, однако они не были преданы забвению.

Через некоторое время были обнаружены в Москве в Страстном монастыре. Тогда это был антирелигиозный музей. Вскоре здание было взорвано, и никто не знал, сохранились ли мощи Преподобного Серафима Саровского в Москве или нет.

Очень долго считались пропавшими, только к концу двадцатого столетия, случайно, при проверке, святыня обнаружилась. Длительные исследования ученых доказали, что это действительно Преподобный Серафим Саровский, на фото можно увидеть, как выглядит эта святыня.

Важно! Верующие в течение всего года чтят память Святого, особенно имя Серафима поминается по праздникам — 15 января и 1 августа.

Люди обращаются к Преподобному Серафиму Саровскому в надежде получить помощь при:

  • тяжелых заболеваниях;
  • невозможности иметь детей;
  • необходимости духовного наставления и поиска жизненного пути;
  • тяжелых жизненных обстоятельствах.

Где находятся сейчас мощи Серафима Саровского сказано выше, а как туда добраться знает не каждый. Дорога из Москвы к месту паломничества на автомобиле занимает около 6 часов. Можно долететь до Нижнего Новгорода на самолете, а затем пересесть на автобус, который довезет до места назначения.

Путешествие на поезде – это самый дешевый и надежный способ, но занимающий больше времени. Еще одним способом как доехать к месту, где находятся мощи Серафима Саровского, является заказ экскурсионного тура.

Сейчас без проблем можно это сделать, обратившись к сотрудникам туристической компании. Преподобный, несомненно, услышит искреннюю молитву каждого и поможет скорбящим.

Как правильно приложиться

На этот случай при жизни старец Серафим заповедовал не просто стоять в очереди к святым мощам, а непременно молиться. Говорить с ним, как с живым.

Важно! Обязательно помянуть всех усопших родственников, попросить здравия ближним и близким людям.

Не забывать также помянуть тех, кто постоянно молится о нас, трудится в этой святой обители. Молиться нужно о своей стране, об исправлении, оставлении грехов, устроении жизненного уклада по православным правилам.

Как правильно приложиться к святыне:

  1. Подходя к мощам преподобного Серафима Саровского, сделать два поклона перед каждым осенением себя крестным знамением. Желательно сделать их заранее, чтобы не задерживать других людей.
  2. Аккуратно приложиться губами к святыне (не целовать) и прикоснуться лбом.
  3. Если нужно освятить крестики, икону, четки, тогда молча подать их сестре, стоящей у изголовья мощей, которая приложит их к раке.
  4. Покинув ограду, еще раз положить крестное знамение, поклониться.

Храм Преподобного

Отправляясь впервые к святыне, многие паломники желают знать, где находится Храм Серафима Саровского. На самом деле, такого названия не существует, под этим часто подразумевается храм, где хранятся его святые мощи.

Это Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, на фото можно разглядеть, как выглядит это чудо.

В честь Преподобного Серафима, так много сделавшего для Дивеевской обители, сооружена часовня. Строение располагалось на месте мельницы, которую впоследствии перенесли чуть ближе к хозяйственным построениям. Мельница выстраивалась по благословению батюшки, благодаря ей выживала вся женская община, когда было особенно тяжело.

К 1895 году на ее месте основалась часовенка, здесь вместе с послушницами молились паломники, миряне. Также здесь хранятся жернова, посредством которых сестры мололи муку. Ее раздавали все паломникам, пришедшим в святую обитель.

Ширина и высота часовенки весьма скромные – 3,59 на 5,75 м. Для ее возведения использовались рубленые бревна, которые вытесывались, а затем на них наносилась масляная краска. Постройка оборудована небольшими дверками, шестью окошками.

После революции часовенку варварски растащили, а то, что осталось, было разрушено. Только сейчас ее удалось отреставрировать по старинным описаниям и фотографиям, изученным с высочайшей точностью. Сегодня часовня выглядит точно так же, как и древний прообраз.

Храмом Преподобного Серафима Саровского, несомненно, является все богатство, которое святой Серафим оставил потомкам. Эту святыню оберегает Небесная Владычица. По словам старцев, даже в смутные времена к обители не сможет проникнуть антихрист.

Полезное видео

Подведем итоги

Все паломники, приезжающие и припадающие к святым мощам, ощущают легкость души и тела, освобождение от мирской скверны, исцеление, очищение. При посещении Саровского монастыря чувствуется незримое присутствие старца Серафима, который наставляет на путь истинный, дарует просветление и покой.

Мощи Серафима Саровского

Мощи Серафима Саровского: где находятся, как прикладываются, в чем помогают,в каких случаях молятся перед образом Серафима Саровского и его предназначение

Мощи Серафима Саровского: где находятся, как прикладываются, в чем помогают


Православный великомученик Серафим Саровский появился на свет в городе Курске в обычной купеческой семье и назван был Прохором .


Еще будучи маленьким мальчиком, он был вместе с родителями, которые возводили городской собор на стройке и в этот момент произошло настоящее чудо, Прохор упал с крыши храма и не получивши при падении никакого повреждения , именно с этого момента мальчик стал интересоваться Святым Писание, а когда Прохору исполнилось семнадцать лет он решил посвятить свою жизнь Всевышнему.


Спустя немного времени отец и мать Прохора отдали мальчика в Киево-Печерский монастырь, затем Прохор ушел в Саратовскую пустыню, где и принял постриг с именем Серафим Саровский. В данной статье Вы узнаете, в каких случаях молятся Серафиму Саровскому, какое значение икона Святого и где хранятся его мощи.



В каких случаях молятся перед образом Серафима Саровского и его предназначение

Необходимо сразу сказать, что лик Умиление Святого Серафима является очень восхваляемым не только в православии, а и в католическом вероисповедании, потому что вся мирская жизнь Святого считается истинным примером желания праведного человека достичь духовное совершенство.


Серафим Саровский ежедневно переживал разнообразные преграды, страдания и греховные страсти, укрепляя свою веру каждый день все сильнее и сильнее.


Все известные в наше время иконы Святого Серафима на самом деле особенные, потому что это довольно редкое явление в церковном изображении, когда чудодейственная икона представляет собой идентичное изображения лица Серафима еще при его жизни, а это в свою очередь дарует образу уникальную выразительность.


Его непоколебимая веры в Господа Бога, неиссякаемая любовь и доброта в полном объеме раскрывается праведным людям с помощью чудотворной иконы Святого Серафима. Для того чтобы помолится возле святых останков и иконой Серафима христианские верующие едут со всех уголках страны и даже с других стран.


А перед праздником в память о Серафиме Саровского четырнадцатого января, многие из верующих посещают церковь с одной целью, пойти с монахами обители по дороги Пресвятой Девы Марии ночью крестным походом с произношением Богородической песнопении, в которой более сотни раз повторяют молитву «Божья Матерь, ликуй!».


Православные верующие считают, что такое богослужение, освященное участием Серафима, дарует особое праздничное ощущение.



О чем молят Святого Серафима:

просят об исцелении внутренних мучений и о послании внутреннего покоя;


Еще в молитвы перед иконой просят об обретении душевного баланса между окружающим и духовным миром, таким способом, отыскать в себе душевное равновесие.


преподобный Серафим сможет указать верующему верный путь, если человек потерялся и свернул не на ту дорогу;


католические верующие тоже молятся Серафиму Саровскому


молитва к данному образу способна помочь пережить отчаянье и победить гордость;


Молятся перед чудодейственной иконой и об избавлении страшных болезней.


Существует письменное подтверждение чудотворной способности Серафима, который еще во время своего жития мог избавлять от смертельноопасных недугов, применяя при этом мольбу и агиасму взятую из родника. В случаях если Вы просите в молитвах к Святому Серафиму, то в частности он сможет избавить от болезни ног, желудочно-кишечного тракта и при других недугах и несчастьях.
Также преподобный исцеляет не только тело, но и душу;


Молодым девушкам,читающим молитвенное прошение от всего сердца, Святой сможет помочь обрести крепкие отношения, заключить брак, поменять свой образ жизни в лучшую сторону, а семейным парам помогает укрепить любовь и наладить отношения;


Кроме этого чудотворный образ помогает и в успешной торговле и в деловой сфере, но, лишь в том случае, если заработанные деньги, идут не только на нужды самого себя, а и на пожертвования и на помощь близким людям.



Когда празднуют день почитания преподобного Серафима

Чествования Святого происходит дважды в год:


Пятнадцатого января по новому (второго января по старому) – в день смерти Святого Серафима в тридцатые годы восемнадцатого века;


Первого августа по новому стилю (девятнадцатого июля по старому) – нахождение святых останков Прохора в дату его рождения. Примечательно, что останки Святого были найдены дважды, второй раз их обрели в начале девяностых и тоже в день появление на свет Серафима.



Где хранятся мощи святого Серафима

нетронутые останки святителя хранятся в Свято-Троицкой Серафимо-Дивеевской обители;


В российской столице в Патриаршеской обители Дивеевского двора тоже находится частица останков Святого Серафима;


останки преподобного святителя также хранятся в Новоспасской, Сретенской, Донской и в других обителях;


В Даниловской обители вы сможете увидеть не только частичку останков Святого, аи несколько копий его чудотворных икон;


Чудодейственный образ с частицей кирпича, который использовал Святой Серафим для молительного тысячедневного стояния и часть одеяния находятся в Елоховской Богоявленской кафедральной церкви;


В городе Кунцеве также хранится образ преподобного Серафима, который находится в церкви названной в честь Святого;


чудотворная икона Святителя хранится в соборе Пречистой Девы Марии «Всех Скорбящих».


в Петербурге: на Серафимовском погосте в Старом Петергофе находится храм Святого;


кроме того, в Эстонии находится святыня в Нарве в соборе Вознесения Господнего.



Чудесные исцеления, совершенные мощами Серафима Саровского

О чудесных исцелениях, которые случились после поклонения и мольбе пред мощами повествуют довольно большое количество людей.


Об одном из таких чудесных исцелений рассказала девушка из Самары, которая после визита Троицкой Серафимо - Дивеевской обители исцелилась .


Как-то раз девушка почувствовала себя очень плохо. У нее сначала стала отниматься левая нога, а через пару дней она не чувствовала всю свою левую сторону. Доктора сделав кучу анализов и проведя МРТ нашли две межпозвоночные грыжи. Доктора сразу сказали девушке, что необходимо провести операцию. Однако есть очень большой риск.


Если они затронут нервные окончания, то женщина станет неходячей до конца своей жизни. Превозмогая сильнейшие боли в спине, девушка приняла решения нанести визит в село Дивеево. Паломников возле останков преподобного было немного. После вечерней службы у останков преподобного Серафима, один из преподобных отцов мотыжкой священника легкими движениями опускал ее на больные места верующих.


Девушка обратилась к преподобному отцу и рассказала, что она боится операции на спине и поведала о своем случае. Священник легонько постучал ей по больной спине. Женщина не сразу покинула церковь, почему-то она еще раз подошла к останкам святого и помолилась. Путь назад по рассказам девушке стал на удивление легким.


Там все окружающие ее люди дивились чуду, потому как от того визита в монастырь девушка почувствовала себя очень хорошо. Но больше всего удивились доктора, так как недуг полностью исчез.
Необходимо отметить, что мольбы к святому приносили огромное количество избавлений от болезней не лишь после кончины монаха, но еще и во время его бытия.


Еще перед своей смертью старец Серафим Саровский в беседе с Н.А. Мотовиловым предсказывал, что «плотью своей он будет лежать не в Сарове, а в Дивеево». Тогда этому многие не предали значения, и после своей кончины старец упокоился в Саровской пустыни. Но в 20 веке произошли события, благодаря которым удивительное пророчество исполнилось полностью.

1903 год – 1991 год – история перенесения мощей преп. Серафима Саровского

О Саровских торжествах открытия мощей преподобного Серафима Саровского оставлено много дневниковых и литературных записей очевидцев. Существует множество фотографий и даже небольшая кинохроника. И неудивительно, ведь в тех торжествах принимал участие сам Государь Император Николай II со своей семьей. Вот отрывок из книги И.В.Преображенского «Открытие святых мощей преп. Серафима, Саровского чудотворца (описание очевидца)»

«…Гроб был поставлен на зеленые бархатные носилки и покрыт богатым бархатным малинового цвета вышитым шелковым покровом. Начался перезвон колоколов. Государь Император, Великие Князья и архимандриты подняли носилки и понесли. На высоких носилках гроб был виден отовсюду. Величественную и умилительную картину представляло шествие. При жизни о. Серафим был смиреннейший и беднейший из старцев, богатый лишь своей простотой и любвеобильной душой, а теперь гроб этого смиреннейшего человека несет Самодержавец Земли Русской с Великими Князьями и иерархами церкви».

Но недолго покоились мощи святого Серафима в Сарове. Прокатилась по все России революция, к власти пришли атеисты и стали закрывать церкви и изымать церковное имущество. Так в 1920 году в городе Темников Тамбовской губернии атеистами было совершенно кощунственное вскрытие мощей преп. Серафима, вывезенных из Сарова. Новые власти пытались скрыть мощи почитаемого на Руси святого (и даже уничтожить!), заметая следы своих перемещений. Но Господь все тайное делает явным.

И в 1991 году Русской Православной Церкви возвращают Казанский собор в Ленинграде, под сводами которого в годы советской власти находился музей религии и атеизма. И в бывших запасниках музея находят мощи. А также подробно составленный атеистами в 1920 г. акт вскрытия мощей преп. Серафима Саровского. И после долгой экспертизы было установлено, что мощи действительно являются останками святого Серафима Саровского.

Вновь обретенные мощи любимого в народе святого были торжественно перенесены в Александро-Невскую Лавру, а через месяц – В Москву в Богоявленский собор. Тогда же было принято и решение о постоянном месте пребывания останков святого – и местом этим стал недавно открывшейся Серафимо-Дивееский женский монастырь в Дивееве.

Дело в том, что в 1947 году город Саров, где некогда , стал военно-научным объектом и был закрыт. А в 15 км от него находилось , которое духовными нитями было связано с преподобным Серафимом не меньше, если не больше чем город Саров.

Вот таким чудесным образом сбылось пророчество святого. Мощи его были занесены в Троицкий собор Серафимо-Дивееского монастыря, и уже 1 августа 1991 года Патриарх Алексей II служил там молебен.

ВРЕМЯ ДАВАТЬ ОТВЕТЫ

Есть множество доказательств того, что мощи преподобного Серафима Саровского, вскрытые большевиками 17 декабря 1920 года, были тайно подменены до этого на останки другого саровского иеромонаха. И после закрытия мощей, состоявшегося 16 августа 1921 года, были снова положены в свой гроб. А мощи подмены, в том самом виде, в котором они лежали в раке преподобного, были возвращены на свое прежнее место.

И после пропажи, увезенных в 1927 году в Москву мощей батюшки Серафима, они были обнаружены сотрудниками Краснослободского ОГПУ и перевезены в Ленинградский музей религии и атеизма. Где были обретены в 1990 г. и перенесены в Дивеево в 1991 году как "подлинные" мощи Серафима Саровского.

Для наилучшего понимания событий всех тех лет приведем слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II:

«В 1920 году в городе Темникове (это ошибка, не в Темникове, а в Сарове - ред.) Тамбовской губернии атеистами было совершено вскрытие вывезенных из Сарова святых мощей прп. Серафима. В составленном при вскрытии акте очень подробно описывались как сами мощи, так и то, во что они были облачены и на чем покоились…

Во время инвентаризации, проводимой в связи с решением о возвращении Русской Православной Церкви Казанского собора и выездом из него музея, святые мощи были найдены. Зашитые в рогожу, они лежали в запасниках музея, в одной из комнат бывшей ризницы, где хранились гобелены. Когда рогожу развернули, увидели мощи, надетые на руки рукавички, на одной из которых было вышито “Преподобне отче Серафиме”, а на другой — “Моли Бога о нас”. Утверждать, что это мощи Саровского чудотворца, основываясь только на этой надписи, было нельзя. Поэтому мы нашли акт и документы вскрытия мощей в 1920 году.

В одном из этих документов говорится, что мощи изъяты из монастыря для их уничтожения или экспозиции в музее. То есть угроза уничтожения святых мощей преподобного Серафима была вполне реальна. Но Промыслом Божиим зло было обращено во благо, и все устроилось так, что руками безбожников был составлен документ, очень подробно описывающий мощи преподобного после их вскрытия в двадцатом году.

Специальной комиссией было установлено, что мощи, обретенные в Казанском соборе, полностью соответствовали описанию мощей прп. Серафима Саровского». («Московский церковный вестник», 1991г., №14(59)).

Но почему мы не можем признать их за подлинные мощи преподобного Серафима Саровского?

1. На мощах, находящихся в Дивеево, полностью отсутствуют следы дубильных веществ от сорокалетнего нахождения в дубовом гробу, наполненном водою. Свидетельство о чем имеется в воспоминаниях участника торжеств 1903 года протоиерея Димитрия Троицкого: «Отец Серафим лежал в гробу на дубовых стружках. Все содержимое гроба, ввиду дубильных свойств стружки, и самые честные останки, и седые волосы на голове, бороде и усах, и все одеяние преподобного - белье, холщевый подрясник, мантия, епитрахиль и куколь - все окрасилось в один цвет, напоминающий корку черного ржаного хлеба» . (Протоиерей Димитрий Троицкий. «Прославление преподобного Серафима Саровского». ).

Если кто-нибудь из читателей видел этот цвет, то скажет, что он темно-коричневый.

Что подтверждает еще одно свидетельство из того времени: «Для прикладывания на лбу было оставлено отверстие, в которое видно темно-коричневую часть лба». (В.П.Шнейдер. «К Батюшке Серафиму. Воспоминания паломников». Саровские торжества).

Этих следов на сегодняшних мощах нет и их цвет примерно в два раза светлее того, который имели мощи преподобного в 1903 году, что особенно четко видно по частичкам мощей в новых и дореволюционных мощевиках!

2. Доказательством их подмены служит и акт о закрытии мощей от 16 августа 1921 года, согласно которому цвет их стал «...темнее, чем был при вскрытии 17 декабря 1920 года» . (С.Фомин. «В гости к Батюшке Серафиму». Документы о вскрытии мощей).

То есть, только что извлеченные из могилы, они и в самом деле могли потемнеть на свету и свежем воздухе. Но как могут заметно потемнеть мощи имеющие цвет «корочки черного ржаного хлеба»?!

3. Доказательством их подмены является и «акт вскрытия останков Серафима Саровского от 17 декабря 1921 года», ясно показывающий, что торопившиеся с подменой саровские монахи явным-преявным образом перепутали расположение отдельных костей, которые при обретении подлинных мощей в 1903 году «были расположены в анатомическом порядке... Все кости были завернуты в монашеское одеяние... Кости ножные были собраны в особые туфли, кости ручные - в перчаточки... Те и другие положены на своих местах...» (Письмо архимандрита Сергия Тихомирова от 18 июля 1903 года).

«Берется одна из отложенных в сторону рук из ваты, вата развертывается, в которой оказываются локтевая и лучевая кости небольшого человека, то же самое и во второй руке. Развертывается вата кисти. В числе костей кисти имеется один зуб и одна часть позвонка. Всего в кисти имеется костей пястных четыре, запястных пять, фаланговых больших пять, вторых фаланговых две, локтевых тоже 2. Это все в левой руке, причем в числе запястных костей имеется одна кость другой руки. Развертывается кисть правой руки, в числе костей кисти есть часть позвонка. Всего костей запястных 5, пястных 4, первофаланговых 3, вторых три и ногтевых 3. Берется туфля и разбирается. Левая туфля, в числе костей ступни имеется кость руки.(!)». (Архив МБ МССР. Д. 29. Л. 249 об.-250) (С.Фомин. «В гости к Батюшке Серафиму». Кощунство).

Это же настоящая чехарда с костями, совершенно недопустимая для мощей столь Великого Святого! Но, что интересно, ни те, что вскрывали их в 1920-м, ни те, что обретали их в 1990 году, ровным счетом так ни о чем и не догадались!

Между тем, как перепутать их в момент обретения в 1903 году не было никакой физической возможности, потому что согласно воспоминанием того же протоиерея Димитрия Троицкого: «Верхние кожные покровы тоже частично хорошо сохранились и плотно облегали скелет, как бы к нему присохли, вследствие чего кисти рук в запястьях и ступни в щиколотках остались на своих местах не отделенными, а лик преподобного сохранил следы сходства с иконографическим его изображением » . (Библиотека прп. Серафима Саровского).

А вот перепутать их в случае отсутствия скрепляющих их покровов довольно легко. Потому что сложенные на животе кости кистей легко смешиваются не только между собой, но и с лежащими под ними позвонками.

4. Доказательством их подмены является и свидетельство о новом материале для мантии в том же акте от 1920 года: «Затем снимается золотая парчовая епитрахиль, для чего поднимается голова фигуры. Видна также фигура в черной мантии, сшитая из черной материи и совершенно новой .
5. Доказательством подмены мощей является и то, что указанные выше остатки кожных покровов на мощах, лежащих сегодня в Дивеево, полностью отсутствуют!

Вот свидетельство об этом владыки Арсения, архиепископа Истринского, рассказанные им на радио Радонеж 24.07.2003 года: «Чтобы все было понятным, расскажу предысторию событий. В вопросе обретения мощей преподобного Серафима очень помог покойный ныне архиепископ Тамбовский Евгений (Ждан). Именно с его назначением в 1987 году на Тамбовскую кафедру стали предприниматься большие усилия по возрождению духовной жизни на Тамбовщине. Попутно владыка изучил массу документов и случайно наткнулся на те, которые содержали описание вскрытия сотрудниками НКВД раки мощей преподобного Серафима Саровского. Конечно, это жуткая бумага - в отношении святого угодника Божия было проявлено мародерство - но она ценна буквальным, детальным описанием каждой косточки , каждого позвонка, обнаруженного в раке преподобного...

В 1990 году... мне позвонил директор Музея истории религии Ленинграда Станислав Алексеевич Кучинский: «Владыка, я не могу утверждать точно, но нами обнаружены мощи какого-то угодника Божия. Мощи скелетного состава, никаких покровов . Сохранилась только одна рукавичка на мощах, на которой - такая надпись: «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!» По описи эти мощи у нас не проходят, нашли мы их случайно, завернутыми в один из гобеленов...»

...И вот, мы приехали в Петербург (тогда еще Ленинград), и в присутствии директора, его заместителей и сотрудников музея поднялись в ту комнату, где лежала «находка». Разумеется, мы привыкли всегда доверять только документам - здесь же никаких документов не было. Но я уже говорил вначале, что еще в 1988 году владыке Евгению удалось обнаружить акт вскрытия мощей преподобного Серафима Саровского с подробным описанием. По этому-то акту мы и стали сличать найденные мощи с описанием. Все найденное досконально сходилось с останками преподобного Серафима Саровского! Даже такой факт: помните из жития преподобного, как его до полусмерти избили разбойники, искавшие у него деньги? И вот даже это сходится: у найденных мощей заметна довольно сильная вмятина на грудной кости (Библиотека прп. Серафима Саровского).

6. Доказательством их подмены является и определенный на глаз «небольшой» рост усопшего, в то время как рост преподобного Серафима (2 аршина и 8 вершков или 1м 78 см) был довольно высоким. Вот отрывок из того же акта: «Берется одна из отложенных в сторону рук из ваты, вата развертывается, в которой оказываются локтевая и лучевая кости небольшого человека». (Архив МБ МССР. Д. 27. Л 249-249 об).
7. Доказательством подмены служат и слова последней дивеевской матушки схимонахини Маргариты Лахтионовой, сказанные ею о том периоде времени: «Кто знает, может быть еще и тогда монахи нас просто успокоили, а мощи спрятали. Тут, конечно, кто-то тихо работал» .
8. Доказательством подмены мощей служит и телефонограмма, обнаруженная в 2001 году в партийных архивах Мордовии, которая была посланна в Пензу в июле 1927 года начальником Краснослободского ОГПУ Матвеевым: «Настоящим сообщаю: что подлинные останки Серафима Саровского мною лично будут доставлены со всеми имеющимися по этому вопросу документами по получении разрешения на выезд» .

То есть, через три месяца после увоза в Москву и пропажи по дороге туда мощей преподобного обнаружились и другие, но уже «подлинные останки Серафима Саровского»!

Вот одно из свидетельств исчезновения мощей преподобного Серафима монахини Серафимы (Булгаковой): «Мощи везли прямо в Москву. Там их принимала научная комиссия. К этой комиссии сумел присоединиться священник Владимир Богданов. Когда вскрыли ящик, то, по свидетельству о. Владимира, мощей в нем не оказалось. Я слышала это от его духовных детей. Это же говорил и покойный владыка Афанасий, бывший после в ссылке с о. Владимиром в Котласе». (С.Фомин. «В гости к Батюшке Серафиму»).

9. Но самым явным-преявным доказательством подмены мощей, не требующим проведения каких-либо криминалистических или генетических экспертиз, является полное отсутствие следов прижизненных травм, четко зафиксированных при обретении мощей преподобного Серафима Саровского в 1903 году. Вот свидетельство об этом архимандрита Сергия (Тихомирова) от 18 июля 1903 года: «На одной реберной кости следы того, что она была когда-то сломана и снова срослась. То же самое и на одной кости ножной».

Этих следов (костных мозолей) на останках лежащих сегодня в дивеевской раке нет! http://diveevo-tsarskoe.info

Валентина Афанасьевна о мощах преп.Серафима Саровского

error: