Село Дивеево: Историческая справка. Дивеевский монастырь

Адрес: Россия, Нижегородская область, Дивеевский район, с. Дивеево
Дата основания: 1780 год
Основные достопримечательности: собор Троицы Живоначальной (1875 год), собор Спаса Преображения (1916 год), церковь Казанской иконы Божией Матери (1780 год), Колокольня (1901 год), церковь Рождества Христова (1829 год)
Святыни: святая Канавка, икона Пресвятой Богородицы «Умиление», ковчег с мощами старцев Глинской пустыни, вещи преподобного Серафима Саровского
Координаты: 55°02"24.2"N 43°14"44.0"E

Согласно православному преданию, четыре духовных обители на Земле Божья Матерь взяла под своё особое покровительство. Известны её земные уделы — Иверская земля в Грузии, греческая гора Афон, Киевская Лавра и Дивеево, на которые Царица Небесная изливает свои божьи милости, бывая Сама лично по три часа в день в каждом из этих мест.

Монастырь с высоты птичьего полёта

История монастыря в селе Дивеево началась в 1760 году, когда странствующей монахине Александре, в миру Агафье Семёновне Мельгуновой, Богородица явилась во сне со словами: «Здесь твой предел, предназначенный тебе Божественным Промыслом .

Живи и угождай здесь Господу до конца своих дней. И я всегда буду с тобой и в пределе твоего жительства я создам обитель, равной которой нет на всём свете.

Вид на Серафимо-Дивеевский монастырь со стороны реки Вичкинза

Это мой четвёртый земной удел во Вселенной». С этого времени началось устроение общины. В 1773 — 1774 годах матушка Александра на собственные средства воздвигла церковь Казанской иконы Божьей Матери. В 1788 году местная помещица Жданова, услышав об обители, обетованной свыше, пожертвовала 1300 кв. сажен своей усадебной земли, прилегающей к Казанскому храму. На этой земле матушка Александра построила несколько келий с общей оградой, где поселилась сама с четырьмя послушницами. Сёстры жили по строгому Саровскому уставу, проводя дни в усердном труде и ежечасно (то есть 24 раза в сутки) вставая на молитву.

Собор Спаса Преображения

Скудная пища привозилась один раз в день с трапезной Саровского монастыря. Незадолго до своей смерти, в 1789 году игуменья Александра постриглась в Великую Ангельскую схиму и поручила принять попечение о Дивеевском монастыре иеродиакону Серафиму, известному своими духовными подвигами. В 1794 году Серафим удалился в лес в 5 км от Дивеево и устроил там маленькую келью, посвятив себя аскетическому житию. В продолжение 30-летнего подвижничества иеродиакон зимой и летом носил одну и ту же убогую одежду, питался картофелем, свёклой и снятью, выращенными на своём пустынном огороде. В начале отшельничества отец Серафим брал хлеб из обители, и из своей недельной порции часть отдавал медведям и другим диким зверям, которые приходили к месту его молитвословия.

Собор Троицы Живоначальной

Позднее отец Серафим принял подвиг столпничества и прожил 1000 суток на каменном валуне. Выдержав трёхлетний обет молчания, Серафим сподобился явления Богородицы, повелевшей ему выйти из затвора. За покаянные подвиги преподобный получил дар исцеления и прозорливости, и люди со всей России потянулись к нему за советом.

Однажды келью Серафима посетил помещик Михаил Васильевич Мантуров в сопровождении слуг. Михаил страдал от тяжёлой болезни ног. Лучшие врачи из Москвы и Петербурга не могли остановить раздробление костей. После того, как старец помазал Михаилу Васильевичу ноги елеем, страждущий неожиданно почувствовал, что впервые за многие годы может стоять.

Колокольня

В благодарность за исцеление помещик обрёк себя на добровольную нищету, продал своё имение и стал преданным учеником Серафима. При содействии Мантурова была основана Мельничная община, возглавляемая сестрой помещика — Еленой Васильевной Мантуровой. В 1842 году, через 9 лет после смерти преподобного Серафима две общины объединились в одну, а в 1861 году обитель получила статус монастыря. В 1903 году в Дивеево приезжал император Николай II и беседовал с блаженной Пашей Саровской, предсказавшей ему рождение наследника, царевича Алексия, революцию 1917 года и крах династии Романовых .

Святая канавка

Паломничество в Серафимо-Дивеевский монастырь - в гостях у Серафима Саровского

Главная дивеевская святыня — Святая Канавка — вырыта вдоль тропы, по которой ступала сама Богородица, явившаяся преподобному Серафиму . Эту канавку, окружавшую Мельничную общину, сёстры вырыли своими руками, обнесли валом и обсадили крыжовником. По преданию, когда Антихрист придёт на Землю, Святая канавка будет высока до небес и преградит ему путь. Серафим говорил, что паломник, идя по канавке, должен прочесть 150 раз молитву «Богородице Дева радуйся!». Также посетителям разрешается прихватить с собой горсть целебной земли с канавки.

Церковь Казанской иконы Божией Матери

У конца канавки есть часовня имени отца Серафима, где паломникам раздают «лечебные» сухарики, окроплённые святой водой и освящённые молитвой — это придаёт им благословение. В монастырь едут, чтобы поклониться чудодейственным мощам Серафима Саровского, совершить омовение в купальнях с целебной водой . Но даже неверующему человеку всё-таки стоит сюда приехать. Дивеевская обитель потрясает великолепием храмов, особенно красивы Троицкий и Преображенский соборы. В Троицком соборе, за ракой с мощами установлены витрины, где хранятся личные вещи батюшки Серафима: кожаные рукавицы, богослужебное облачение, нательный железный крест.

Слева направо: церковь Александра Невского, колокольня, собор Троицы Живоначальной, собор Спаса Преображения

Территория монастыря утопает в цветущих розах, а обходя Святую Канавку, за оградкой можно увидеть огромную лиственницу. Это дерево сёстры посадили в 1904 году в память о рождении царевича Алексея, о чём свидетельствуют иконы царской семьи, подвешенные на стволе и оградке.


Село Дивеево: Историческая справка


Село Дивеево является районным центром Дивеевского района Нижегородской области . Расположено на берегу реки Вичкинзы в 180 км от Нижнего Новгорода, в 65 км от города Арзамаса и в 12 км от города Сарова .

Предполагают, что село Дивеево возникло в 1559 году, однако первое письменное упоминание о нём относится к 1614 году. Существуют несколько версий происхождения его наименования. Наиболее распространённая версия гласит, что своё название село получило по имени первого владельца – татарского мурзы Дивея, сына Мокшева Бутакова. После победы над татарами Иван Грозный за военные заслуги возвел Дивея в княжеский титул и подарил землю с пахотными угодьями на реке Вичкинзе (царская жалованная грамота от 16 апреля 1559 года).

Во второй половине XVIII века Дивеево – небольшое село с деревянной церковью в честь Святителя Николая Чудотворца и Архидьякона Стефана. Церковь стояла на пересечении дорог, что вели в Саров . Паломники, которые шли в Саровский монастырь , останавливались на отдых у церкви. Именно здесь решила отдохнуть основательница Серафимо-Дивеевского монастыря Агафия Семёновна Мельгунова .

В XIX веке селом владели многие собственники, среди них Мотовиловы, Толстая, Цицианов, Баташовы, Ждановы, Шахаевы. Дивеево известно как Четвёртый Удел Пресвятой Богородицы на земле. Здесь располагается духовный и культурный центр православных христиан – Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь .

На протяжении полутора столетий созидалась Дивеевская обитель. Началась она с каменной Казанской церкви , построенной в 1773 – 1780 годах.

По благословению преподобного Серафима к Казанскому храму были пристроены церкви Рождества Христова (1829 год) и Рождества Богородицы (1830 год). В центре обители в 1865 – 1875 годах был возведен пятипрестольный Троицкий собор . В линию с ним на рубеже ХIХ и ХХ веков поднялась пятиярусная Дивеевская колокольня . По сторонам от Троицкого собора в конце ХIХ века были построены игуменский корпус с домовым храмом в честь равноапостольной Марии Магдалины и трапезный храм благоверного князя Александра Невского . В начале ХХ века за Троицким собором воздвигнут Преображенский собор (1907 – 1916 годы), в 2012 году начал возводиться Благовещенский собор. В 2005 – 2013 годы в селе была построена приходская церковь преподобномученицы Елисаветы .

В храмах обители почивают в святых мощах ее небесные покровители: преподобный Серафим Саровский , преподобные жены Дивеевские Александра , Марфа и Елена , блаженные Дивеевские Пелагия , Параскева и Мария, преподобноисповедница Матрона (Власова) . Святая Канавка – одна из наиболее почитаемых святынь Дивеева – представляет собой молитвенное духовное сосредоточение Четвертого удела Пресвятой Богородицы.

В 2003 году Православной Церковью и Российским государством широко отмечалось 100-летие прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых, а в 2004 году – 250-летие со дня его рождения. В связи с этими торжествами большая часть храмов и зданий монастыря была подновлена, а старинная Казанская церковь почти полностью реставрирована (восстановлена в прежнем виде). Святая Канавка приняла вид, заповеданный преподобным Серафимом.

Дивеевская земля славится своими исцеляющими

Село Дивеево - жемчужина "Золотого кольца" России. Оно находится на 180 км южнее Нижнего Новгорода, в 60 км от Арзамаса, возле речушки Вичкинзы, притока реки Сатис в котором находится Серафимо - Дивеевский монастырь с постоянным посещением паломников со всей России. От самих местных названий веет древностью.

И это не удивительно, ведь история села Дивеево насчитывает почти 500 лет. Историки полагают, что Дивеево появилось в середине XVI века, после взятия русскими Казани.

Летом 1552 года царь Иван Грозный награждал воевод и союзников, особенно отличившихся при осаде города. Был среди них и ногайский мурза Дивей, переломивший вместе со своим отрядом ход сражения. За это Дивей получил на берегу Вичкинзы небольшой участок леса под пашню. Через пять лет, когда лес вырубили, а землю распахали, здесь появилось селение, которое так и стали называть по имени основателя - Дивеево.

Считается, что село Дивеево появилось благодаря царю Ивану IV - Грозному

Самые ранние письменные упоминания о селе Дивеево возникли в 1614 году. К тому моменту поселение всё ещё оставалось крошечным, но уже тогда в нём присутствовало православие и паломники. Деревянная церквушка в честь Святителя Николая Чудотворца и Архидьякона Стефана была построена на перекрёстке дорог, по которым путники направлялись в Саров. Поэтому люди, совершавшие паломничество, часто оставались здесь, чтобы помолиться и собраться с силами. Именно у этой церкви останавливалась на отдых Агафия Семёновна Мельгунова, которой во сне явилась Пресвятая Богородица, повелевшая основать здесь монашескую общину. Прошло уже два столетия, а село Дивеево до сих пор признаётся православными как четвёртый и последний удел Божьей Матери. А основанная по повелению Царицы Небесной обитель сейчас известна на весь мир под наименованием Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря.

Главной достопримечательностью Дивеево считается Серафимо-Дивеевский Свято-Троицкий женский монастырь

Возведение монастырских сооружений началось со строительства Казанской церкви. Первая настоятельница обители, Матушка Александра, сама вырыла источник. Водой из этого родника утоляли жажду рабочие, строившие церковь. Теперь этот родник, наряду с Казанским источником и Источником преподобного Серафима Саровского, почитается чудотворным, куда постоянно приезжают паломники со всей России.

В храмовых комплексах дивеевских монастырей почивают святые мощи почитаемых святых: преподобного Серафима Саровского, преподобных жён Дивеевских Александры, Марфы и Елены, блаженных Дивеевских Пелагия, Параскева и Мария.

Приглашаем Вас в нашу гостиницу рядом с монастырем, расположенную по адресу: Нижегородская область, Дивеевский район, с. Дивеево, пл. Благовещенская, стр. 1, чтобы прикоснуться к его древним святыням и достопримечательностям.

Фильмы о монастыре и селе Дивеево:

Паломники приезжают в Диеевский женский монастырь из самых дальних уголков земли. Пройти с Богородичной молитвой вдоль святой канавки и посетить святые источники – сам преподобный Серафим Саровский говорил, что эта канавка “”до небес высока”. Женскую обитель, равную монастырю Дивеево трудно встретить. Это – древний монастырь, конца XVIII века, стены которого видали многое. Монастырь Дивеево и сейчас принимает паломников. Приезжайте, чтобы познакомиться с удивительной историей Дивеевского монастыря, увидеть возрождение обители и увидеть красивейшие соборы Русской Православной Церкви в дивном Диевеево.

“Дивноо Дивеево” – так называют это благодатное место, которое поражает своей истории, многочисленными чудесами и красотой пейзажей и архитектуры. Эта земля неприступна для зла, а святая канавка появилась тут по повелению самой Царицы Небесной. Считается, что стопы Богородицы оставили на этой земле, у села Дивеево, свои следы. Православные святыни монастыря Дивеево – это уникальные исторические памятники и свидетельства истинности православной веры. Читайте нашу статью, чтобы не пропустить ничего во время паломничества в эту удивительную обитель.

История монастыря берет свое начало у алтаря каменной Казанской церкви, где раньше были могилы преподобной Александры - первоначальницы монастыря, и преподобных Марфы и Елены.

Дивеево

Справа у Казанского храма, под старой березкой похоронен Н.А. Мотовилов - “служка Божией Матери и Серафимов”, питатель и благотворитель обители.

Потом можно пройти мимо могилы протоиерея Василия Садовского, духовника дивеевских сестер, к храму Рождества Христова и храму Рождества Богородицы, который является усыпальницей мощей преподобных жен дивеевских.

Далее можно направиться мимо могилы М.В. Мантурова, верного помощника и ученика преподобного Серафима, через Святые врата под колокольней в центральную часть монастыря. Стоя у Святых врат вы увидите, что слева находится игуменский корпус, впереди - главный собор монастыря, освященный в честь Святой Троицы, где почивают мощи преподобного Серафим.

Обойдя Троицкий собор справа, паломники могут подойти к могилам первой игумении Серафимо-Дивеевского монастыря Марии (Ушаковой) и игумении Александры (Траковской). Здесь же, у алтаря Троицкого собора, под старой лиственницей находятся могилы блаженных дивеевских стариц: Пелагии Ивановны Серебренниковой, схимонахини Параскевы (Паши Саровской), Натальи Дмитриевны. Здесь же находятся могилы схимонахини Маргариты (Лахтионовой), единственной дивеевской сестры, после закрытия монастыря дожившей до его возрождения, а также других сестер и священнослужителей монастыря. Справа будет Преображенский собор. Еще правее трапезный храм св. блгв. кн. Александра Невского.

Выйдя за восточные ворота у Преображенского собора, паломники оказываются у начала особой дивеевской святыни - Канавки Божией Матери , и проходят по ней.

В целебных водах дивеевских источников желающие купаются в любое время года и по вере получают облегчение от душевных и телесных недугов.

Преподобный Серафим Саровский запрещал сестрам обители называть Казанскую церковь приходской, говоря, что со временем это будет теплый монастырский собор с множеством пристроек и приделов, наподобие Иерусалимского храма. Относительно Казанской церкви о. Серафим говорил: “Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком, не разрушенными на небо: одна-то в Киевской лавре, другая… (сестрами забылось), а третья-то - ваша Казанская, матушка… Все место, освященное подвигами матушки Александры и прочих, взойдет в этот храм, а теперешняя-то церковь останется лишь как бы ядрышком”.

В 2002 году были начаты работы по укреплению Казанской церкви, а в день преподобного Серафима 19 июля/l августа того же года начато строительство новых приделов этого храма во исполнение слов батюшки Серафима. Храм отреставрирован к Серафимовским торжествам 2003г.

Строителем Рождественских церквей с благословения батюшки Серафима был Михаил Васильевич Мантуров. Исцелив его от смертельной болезни и в благодарность за то Богу, приказал ему батюшка взять на себя обет нищеты, продать свое имение и на полученные деньги выстроить церковь для Мельничной общины.

По заповеди преподобного, в храме Рождества Христова перед образом Спасителя горела - и с 1992 года была вновь зажжена - неугасимая свеча. В алтаре сохранилась старинная фреска, изображающая Спасителя в окружении ангелов. Повторно храм был освящен в 1993 году.

Храм Рождества Богородицы

Вскоре после освящения храма Рождества Христова преподобный Серафим призвал к себе М.В. Мантурова, встретив его словами: “Худо мы, батюшка, с тобой сделали; ведь мы храм-то во имя Рождества Спасителя выстроили, а во имя Богородицы церкви-то у нас с тобой и нет! А Царица-то Небесная, батюшка, прогневалась на меня, убогого Серафима, и говорит: “Сына Моего почтил, а Меня позабыл!” Так вот что и удумал я, батюшка, нельзя ли внизу-то нам с тобою под церковью еще церковь сделать? Схлопочи-ка, батюшка, и будут у нас две церкви с тобою…”

Церковь была освящена 8/21 сентября 1830 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, и стала вторым храмом Мельничной обители. Повторно ее освятили 21 октября 1992 года.

В 1991 году после многолетнего перерыва опять зажглась неугасимая лампада в храме Рождества Богородицы, и с этого времени сестрами день и ночь читается неусыпаемая Псалтирь.

Строительство колокольни было завершено незадолго до прославления преподобного Серафима. На ней были установлены большие часы, которые отбивали каждый час: “Пресвятая Богородице, спаси нас”. Позднее они сломались, но неожиданно снова зазвонили перед разгоном обители в 1927 году. В северном и южном флигелях располагались мастерские. В советское время на колокольне, лишенной купола и креста, был установлен телевизионный ретранслятор, а Святые врата приспособлены под гараж. Они были освобождены в июне 1991 года, перед перенесением мощей преподобного Серафима в Дивеево. В настоящее время колокольня полностью восстановлена, собран необходимый комплект колоколов. Во флигелях колокольни размещаются административные и жилые помещения монастыря. На колокольне установлены новые часы с боем.

Слева от колокольни расположено большое двухэтажное здание голубого цвета, построенное в 1885 году, в пору управления монастырем игуменией Марией (Ушаковой). Это бывший игуменский корпус.

В 1902 году, в восточной части игуменского корпуса была устроена домовая церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. В 1903 году, когда император Николай II приезжал в Саров на прославление преподобного Серафима, по его просьбе была отслужена литургия в храме святой равноапостольной Марии Магдалины. Он попросил найти священника, который мог бы совершить службу всего за один час, но неспешно и с благоговением. Служил младший священник Петр Соколов. Царь остался доволен и наградил его золотым крестом с драгоценными камнями.

После закрытия монастыря церковь была разорена. Летом 1996 года усердием сестер обители приведен в порядок наружный фасад корпуса, а над церковью вновь сделан купол. 27 сентября 1996 года, в праздник Воздвижения Креста Господня, на купол водружен крест. С 1997 года ведутся восстановительные работы внутри церкви. В игуменском корпусе находится паломническая служба монастыря.

После постройки Рождественских церквей преподобный Серафим поручил Елене Васильевне Мантуровой купить участок земли недалеко от Казанской церкви. 5/18 июня 1848 года состоялась закладка собора на месте, указанном великим старцем. День освящения совпал с праздником Серафимо-Дивеевской иконы “Умиление” - 28 июля/10 августа.

В Троицком соборе находилась чудотворная икона Божией Матери “Умиление”, перед которой всегда молился и коленопреклоненно скончался батюшка Серафим. В октябре 1989 года Троицкий собор был передан церковной общине. Весной 1990 года на купол собора был водружен крест. Богослужения в возобновились в апреле 1990 года, когда был освящен главный придел. С 1 января 1991 года службы в главном дивеевском соборе совершаются ежедневно. В соборе покоятся мощи преподобного Серафима. Над которым устроена сень по образцу сени 1903года. В витринах за ракой сохраняются некоторые вещи преподобного Серафима: нательный железный крест, епитрахиль, кожаные рукавицы, бахилы, мотыжка. И до сих пор, как и сто лет назад, от этих святынь подается людям благодатная помощь и исцеления.

Поблизости от Троицкого и Преображенского соборов расположен одноэтажный трапезный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского.

О появлении на этом месте трапезы пророчески говорил дивеевским сестрам батюшка Серафим, хотя при его жизни здесь находилось сельское кладбище. Строилась эта каменная трапезная в 90-е годы XIX века при игумении Марии (Ушаковой). Возвращение трапезного корпуса монастырю растянулось с 1997 по 2000 год. 1 августа 2000 года в отреставрированном трапезном храме состоялась праздничная трапеза с участием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, а 14/27 ноября 2000 года храм был освящен митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем.

В монастыре было предание, что батюшка Серафим заповедал построить второй собор в конце Канавки на одной линии с Троицким. Иван Тихонов Толстошеев, распоряжавшийся всем в Дивееве после кончины преподобного, построил на этом месте Тихвинскую церковь. В 1991 году собор был передан возрожденному монастырю.

Несколько лет продолжалось его восстановление. Освящение главного престола в честь Преображения Господня состоялось 3 сентября 1998 года. (В старом монастыре деревянная Преображенская церковь находилась на кладбище в восточном углу Канавки, там, где сейчас расположена средняя школа.) В том же 1998 году был освящен правый придел в честь собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных сил бесплотных, а левый - в честь Всех святых (такие приделы были ранее в Тихвинской церкви).

За Преображенским собором находится начало святой Канавки - особой дивеевской святыни.

Когда Царица Небесная явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, Она указала ему, как обнести место этой общины канавою и валом, причем сделать это непременно трудами сестер общины. Мельница была построена в июле 1827 года. В тот же год вокруг участка начинает устраиваться Канавка, но три десятины земли, пожертвованные для общины, были официально закреплены за ней только весной 1829 года. При этом известии батюшка приказал сестрам собраться и, обходя эту землю, отметить ее камушками. Потом он велел опахать землю по этим камушкам по одной борозде три раза. Когда же земля высохла, преподобный приказал обрыть ее канавкой в три аршина глубиной (2 м 15 см), три аршина шириной, а вынимаемую землю складывать, чтобы образовался вал высотой также в три аршина. Для укрепления вала он велел насадить на нем крыжовник.

Много чудного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. По словам преподобного, Канавка эта - стопочки Божией Матери. Тут ее обошла Сама Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. Благословлял батюшка брать глину с Канавки - на исцеление. Многие получали избавление от недугов от травки и цветов с этого святого места.

Разрешение на восстановление святой Канавки было получено лишь через шесть лет после начала восстановления монастыря. Канавка обретает облик, заповеданный Царицей Небесной батюшке Серафиму.

Казанская деревянная Церковь в поселке Северный

Возрождение церковной жизни в Дивеево началось с освящения деревянной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери 22 апреля 1989 года.

В одноэтажном деревянном здании церкви изначально размещалась монастырская свечная мастерская. Перед разгоном монастыря в нем некоторое время жила игумения Александра. Впоследствии это строение разобрали и перенесли на окраину Дивеево к Казанскому источнику, где жили священники. У родственников последнего дивеевского священника Иоанна Смирнова по благословению владыки Николая и купили этот дом. Литургия в Казанской церкви служится на престольный праздник - 21 июля и 4 ноября. В остальное время здесь совершаются Таинства крещения, венчания и отпевание.

Появление этого источника связано с именем матушки Александры. На ее могилке сами зажигались свечи, по временам слышался необычайный звон, некоторые ощущали необыкновенное благоухание, исходящее из могилы. Иногда слышалось какое-то журчание, и поэтому в народе сложилось поверье, что источник, открывшийся под горой, исходит из могилы матушки Александры. Много исцелений происходило на этом месте. Однако оно оказалось затопленным водами реки Вичкинза, когда ее запрудили, чтобы устроить водохранилище (пруд).


Современный источник возник под горою сам и впоследствии был расчищен. Поскольку прежний источник не сохранился, теперь именно он считается источником матушки Александры.

Это самый старый из всех святых источников Дивеева. Он был известен еще в XVIII веке, при жизни матушки Александры.

Издавна над Казанским источником стояла большая часовня. До 1939 года в ней служились молебны. В центре часовни был колодец. Из-под стены наружу тек ручеек, и из него брали воду. Когда часовню сломали, один из жителей Дивеево обрел подо льдом замерзшего источника Казанскую икону Божией Матери, очень древнего письма. В 1943 году эта икона чудесно обновилась. Долгие годы ее хранила схимонахиня Домника (Грашкина), свидетельница многих чудес от иконы. В настоящее время икона находится в Троицком соборе.

На месте источника устроены часовня и купальня. Как и на источник матушки Александры, сюда приходят на праздники крестным ходом освящать воду.

Источник прп. Серафима в поселке Цыгановка

Существует местное предание, что в 1960-х годах, когда место будущего источника должно было войти в охраняемую зону, военные встретили там старичка в белом балахоне. Военные спросили его, что он здесь делает. В ответ старичок ударил об землю посохом - и из нее вдруг забила вода. Колючую проволоку отодвинули за источник. Позднее его хотели засыпать. Подогнали трактор, но сломалась какая-то деталь. В это время из-за дерева показался тот же старичок, назвал тракториста по имени и сказал: “Не засыпай мой источник”. Как окружающие ни уговаривали тракториста, он отказывался засыпать источник.

Прежде чем приступить к рассказу о Святой Канавке Пресвятой Богородицы, хочется хоть пару слов сказать о самом Дивеево.

Это небольшое село в Нижегородской области является духовным центром православного паломничества. Серафимо-Дивеевский монастырь создавался по особому благословению. Сама Матерь Божия взяла это место под особый Покров, и после Иверии, Афона и Киева, Дивеево является четвертым уделом Богородицы.

История возникновения монастыря описана св. Серафимом Чичаговым в книге «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», и сегодня мы не будем касаться этой обширной темы. Поговорим об одной из достопримечательностей – Канавке Пресвятой Богородицы.

Канавка в Дивеево: история создания

История создания всей Дивеевской обители уникальна: здесь абсолютно все делалось по Божьему благословению. И Канавка не была исключением.

Духовнику обители, было видение, как Богородица проходит с молитвой в Дивеево по особому пути, и тогда же получил указание вырыть на этом месте канаву с валом. Он передал благословение сестрам Дивеевского монастыря, но те не сразу взялись за непонятное им дело. Все же, молитвами и трудами святая Канавка к началу 1833 года была фактически закончена.

Когда говорят о чуде святой Канавке, практически всегда приводят дословную выдержку из книги, потому что она как нельзя лучше передает самый дух этого места.

“Много чудного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. Что Канавка эта – стопочки Божией Матери! Тут ее обошла Сама Царица Небесная! Эта Канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! Тут у меня, батюшка, и Афон, и Киева, и Иерусалим! И как антихрист придет, везде пройдет, а Канавки этой не перескочит!”. (Отец Василий Садовский).

Но не всегда . Увы, даже в дореволюционное время был период, когда канавка была заброшена, через нее ходили и пропускали каретные экипажи. К счастью, было это недолго.

Но самый тяжелый период пришелся на послереволюционное безбожное время. Тогда коммунистические власти пытались стереть с лица земли само напоминание о святом месте.

А надо отметить, что пророчество: И как антихрист придет, везде пройдет, а Канавки этой не перескочит!” сестры Дивеевской обители поняли дословно, и были уверены, что Канавка их защитит и не пропустит к ним революционеров. Но Дивеевский монастырь, как и тысячи других в России, был подвергнут разорению. Монахинь ссылали в лагеря, а Канавку велели засыпать мусором, и сравнять с землей.

В конце 20 века Канавки как таковой не существовало. Люди ходили по ровной земле, по пути, сохраненному в памяти старожилов села и стареньких монахинь, доживших до краха СССР. Ориентирами служили старые деревья, посаженные вдоль Канавки.

С началом восстановления монастыря, приступили и к воссозданию Канавки. В архивах были найдены старые карты и схемы, тщательно анализировались рассказы старожилов, группа архитекторов из Москвы производила замеры, делала шурфы, и брала анализы грунта. Так милостью Божией и трудами людей был восстановлен точный маршрут Канавки, после чего, как и сто лет назад ее стали рыть.

На данный момент это сооружение представляет собой действительно огромную канаву, и имеет протяженность 777 метров и глубину в человеческий рост. Ее склоны обсажены дерном и крыжовником. Сам вал канавы, по которому ходят, вымощен брусчаткой и огорожен изгородью.

Так что такое Канавка Богородицы в Дивеево?

Это особое, святое место, единственное в мире. Священная земля, по которой каждое утро незримо ходит, Сама Пресвятая Богородица. Ее так часто в народе и называют: Богородичная Канавка.

Молитвенное правило, читаемое на Канавке, так и называется – Богородичное правило. Каждый желающий пройти святую Канавку с молитвой, должен знать, что читают на ней 150 раз молитву «Богородице, Дево, радуйся». На каждые 10 молитв нужно прочитать молитву «Отче наш», помолится о живых, или усопших, или о какой-то своей беде. Есть и другой вариант: когда на каждые 10 молитв «Богородице, Дево, радуйся» вспоминается тропарь одному из Богородичных праздников. Книжечку с Богородичным правилом можно купить в церковной лавке.

Как ? Вести себя здесь стоит достойно. Даже если вы приехали в Дивеевский монастырь на экскурсию, молитве не навыкли и не можете проникнуться святостью этого места, не стоит мешать другим молящимся. То, что Канавка находится на улице, многих вводит в заблуждение, и люди начинают разговаривать здесь. Этого не стоит делать. Правила простые, если не можете молиться, просто пройдите этот путь в тишине, с выключенным телефоном.

Если же вы потрудитесь проникнуться молитвенным духом, то почувствуете совершенно иную атмосферу этого святого места. Здесь святое все: земля, растения, сам воздух. Особенное место, молитва с которого быстро долетает до неба.

Молиться на Канавке можно обо всем, о чем просит душа. Но особенно об исцелении от недугов, о зачатии ребенка, о приобретении жилья и успешной сдаче экзаменов. Кто–то улыбнется последнему пункту, а зря. Здесь действительно получают помощь студенты.

Крестный ход по Канавке

Крестный ход по Канавке в Дивеево – одно из самых торжественных событий.

Ежедневно, после вечерней службы в теплое время года, и перед вечерней службой в холодное, часть сестер монастыря, (точное расписание ), с иконой «Умиления», во главе с игуменьей (или заменяющей ее старшей монахиней) выходят из храма и проходят с молитвенным правилом всю Канавку. К сестрам присоединяются все желающие, в том числе и паломники.

Таким образом, освящается и завершается молитвой еще один день в стенах монастыря.

Но есть и другие Крестные Ходы – праздничные! Они бывают по всем престольным праздником, и на Пасху. Как и любой праздничный Крестный ход, его возглавляют христиане с красочными хоругвями, крестами и иконами на древках. За ними идут священники, монахини, и уже после – море простого народа. С церковными песнопениями, часто с зажженными свечами, люди объединяются в этот момент единым молитвенным порывом.

Народу порой бывает столько, что когда первые вступившие на Канавку уже с нее сходят, многие только начинают свой крестный ход. Получается, что Канавка как бы замыкает людей в себе. Так как она является почти окружностью, то с начала Канавки всегда можно видеть людей, заканчивающих по ней свой молитвенный путь. И в праздник это впечатляющее зрелище.

Когда украшают канавку в Дивеево?

Но особый Крестный ход идет по Канавке на Праздник Успения Богородицы. И в этот день Святая Канавка превращается буквально в цветущий ковер.

error: