Столп Кацхи в Грузии. Церковь на столпе Кацхи в Грузии

Есть в Грузии интересная достопримечательность – церковь на скале. Причем скала представляет собой отдельно стоящий отвесный утес, высотой в 40 метров над землей, очень похожий на гигантский столб. Во всем мире его знают как «Столп Кацхи» или «Кацхийский Столп». В совокупности и скала, и церковь на её вершине выглядят удивительно, если не сказать неправдоподобно.

Где находится

Столп Кацхи расположен в северо-западной части Грузии в районе Имеретия. Гора лежит у поселка Кацхи в 5 километрах к западу от городка Чиатура.

Географические координаты 42.287567, 43.215833


Столп Кацхи

Его иногда называют Столп Жизни. Возможно из-за того, что на его вершине действительно жили люди. Или потому, что в древности эта скала считалась символом плодородия, а соответственно и жизни.
В геологическом плане скала представляет собой монолит, состоящий в основном из пород известняка. Под действием естественных природных процессов этот гигантский осколок остался в гордом одиночестве. Его можно сравнить со знаменитыми столбами Маньпупунер в России.
Площадь поверхности Столпа Кацхи около 150 м 2 .


Церковь на скале

Кроме того, что сам Кацхийский Столп является природной достопримечательностью, на его вершине можно увидеть здание. Это церковь святого Максима-исповедника. Местные жители частенько называют эту церковь «Крепостью одиночества». Она лежит в юго-западной части скалы и представляет собой очень простую постройку. Основной зал всего 3.5 на 4.5 метра. Это современная реставрация разрушенной средневековой церкви, построенной из камня. Она точно повторяет старинное здание, датированное 9-10 веком н.э.

Задолго до появления христианства в Грузии Столп Кацхи был почитаемым местом среди местных жителей. Его ассоциировали с Богом плодородия. Считалось, что оно способно приблизить человека к Богу. С появлением христианства, на вершине Кацхийского Столпа возвели маленькую церковь. Богослужения продолжались вплоть до завоевания этих территорий Османской Империей, в результате чего церковь оказалась заброшена.


Рядом с церковью находится прямоугольный погребальный склеп размером 1 на 2 метра. Археологи даже обнаружили в нем останки трех человек. Также на вершине скалы был найден винный погреб с восемью крупными сосудами.

У основания Столпа есть изображение креста, похожее на средневековые изображения, найденные в других местах страны. А также здесь расположено несколько построек, поэтому можно считать, что это целый религиозный комплекс, хоть и небольшой по размерам.


На верхнюю часть Столпа можно было подняться только с помощью подвесной лестницы, которую установили в 1944 году во время первого официально зарегистрированного восхождения. Кстати, данных о том, как поднимались на вершину до этого, нет, но скорее всего, существовала подобная лестница.

Теоретически к церкви на скале можно попасть, спрыгнув на парашюте, но на такой отчаянный шаг пока никто не решился. А вот в США один экстремал спрыгнул на парашюте на Башню Дьявола в штате Вайоминг. Правда потом он не смог спуститься вниз и застрял на вершине на 6 дней.

Исторические и археологические сведения

Первые упоминания о Кацхийском Столпе и церкви на его вершине встречаются в записях грузинского принца Вахушти Багратиони. В 18 веке он пытался покорить скалу, но попытки оказались неудачными.
Полноценные археологические исследования проводились в период с 1999 по 2009 годы. В ходе них, ученые определили, что руины, найденные на вершине, принадлежат средневековому скиту, основанному здесь примерно в 9-10 веке н.э. Также были найдены надписи 13 века, которые подтверждали, что скит существовал как минимум до этого времени.

Специалист по архитектуре Вахтанг Цинцадзе в 1946 году предполагал, что руины, обнаруженные на вершине скалы, были остатками двух зданий 5-го и 6-го веков. Но в 2006 году было доказано, что строения относятся к 9-10 векам.

Религиозные служения на вершине Столпа Кацхи стали возрождаться в 1995 году, когда сюда прибыл монах Максим Кавтарадзе из соседней Чиатуры. Прихожане жертвовали ему деньги на восстановление церкви. В период с 2005 по 2009 годы здание на вершине скалы было восстановлено при поддержке Национального агентства по сохранению культурного наследия Грузии.



Столп Кацхи в туризме

Достопримечательность расположена вдали от основных туристических маршрутов, поэтому посетителей здесь немного. За вход денег не берут. Но вот подняться на Кацхийский Столп не получится. Раньше на вершину могли подниматься только мужчины, но теперь доступ к церкви закрыт.

По словам путешественников, теоретически можно попасть на верхнюю точку скалы, но нужно получить массу разрешений и согласований. Как правило, немногочисленные туристы этим не занимаются и предпочитают осматривать церковь и скалу от её основания.



  1. Кто построил первую церковь на скале Кацхи неизвестно, но сохранилось послание, в котором сказано примерно следующее «Я большой грешник и построю здесь два дома, один для Бога, второй для монаха»
  2. В 2007 году на вершину Столпа Кацхи было проведено электричество
  3. Для подъема строительных материалов, продуктов, дров и других грузов на вершину используется лебедка

И еще пара фотографий



До наших дней дошел целый ряд средневековых пещерных монастырей и городов расположенных практически во всех уголках Грузии, где есть горы.
Наиболее известные - Вардзия, Уплисцихе и Давид Гареджа. В которых мы и побывали во время нашего осеннего тура по Грузии.

Вардзия - визитная карточка туристической Грузии. Этот пещерный монастырский комплекс XII—XIII веков расположен на юге Грузии, в Джавахетии. Высеченный высоко вскалах над Курой.

На протяжении 900 м вдоль левого берега реки в отвесной туфовой стене горы Эрушети (Медвежья) высечено до 600 помещений: церквей, часовен, жилых келий, кладовых, бань, трапезных, казнохранилищ, библиотек. Помещения комплекса уходят на 50 метров вглубь скалы и поднимаются на высоту в восемь этажей. Сохранились потайные ходы, связывавшие помещения, остатки водопровода и оросительной системы.

В центре монастыря расположен главный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм зального типа перекрыт коробовым сводом (на подпружных арках) и украшен пилястрами, на стенах — уникальные фресочные росписи (в том числе изображения царя Георгия III и царицы Тамар, 1180-е гг., мастер Георгий). Большую историко-художественную ценность имеют фрески Успения Божией Матери, Вознесения Господня и Преображения Господа нашего Иисуса Христа.

Ансамбль монастыря Вардзиа был создан в эпоху Золотого Века Грузии в основном в 1156—1205 гг., в правление Георгия III и его дочери царицы Тамары. Расположенный на юго-западной границе Грузии, монастырь-крепость перекрывал ущелье реки Куры для вторжения иранцев и турок с юга. В ту пору все помещения монастыря были скрыты скалой, с поверхностью их соединяли лишь три подземных хода, через которые крупные отряды воинов могли появиться совершенно неожиданно для неприятеля. В 1193—1195, во время войны с турками-сельджуками, царица Тамара находилась со своим двором в Вардзиа.

Народная этимология объясняет происхождение названия «Вардзиа» следующей легендой. Однажды, когда царица Тамара была ещё маленькой девочкой, она играла со своим дядей в пещерах тогда ещё недостроенного монастыря. В какой-то момент мужчина потерял ребёнка из виду в лабиринтах пещер, и тогда малолетняя Тамара крикнула: «Я здесь, дядя!» (груз. «Ак вар, дзиа!»). Царь Георгий III повелел сделать восклицание своей дочери названием монастыря.

В 1283 в Самцхе произошло крупное землетрясение, в результате которой от скалы отделился и упал в Куру пласт породы толщиной до 15 метров. До двух третей комплекса было разрушено или сильно повреждено, многие помещения обнажились. Таким образом, Вардзиа утратил оборонное значение. В конце XIII — начале XIV веков, в правление самцхийского князя Беки Джакели, монастырь восстанавливался и достраивался; в частности, снаружи была построена колокольня.

В 1551 монастырь был захвачен и частично разрушен войсками персидского шаха Тахмаспа, а в конце XVI века захвачен турками. Турецкие воины заживо сожгли больных и обессиленных монахов прямо в помещении главного храма монастыря. Этот акт жестокости и варварства способствовал, однако, сохранению уникальных фресок храма — они были законсервированы под толстым слоем копоти. Впоследствии слой копоти рос благодаря кострам турецких пастухов, укрывавшихся зимой в пещерах монастыря.

В 1828 Джавахетия была освобождена от турок русскими войсками. Спустя некоторое время православными греками в Вардзиа была возобновлена монастырская жизнь.

В советскую эпоху монашество в Грузии было упразднено; в 1938 комплекс Вардзиа был объявлен музеем-заповедником. В 1980-е Патриарх-Католикос Грузии Илия II начал борьбу за возрождение монашеской жизни в Вардзиа. В конце 80-х он отслужил в монастыре первую Божественную Литургию. Ныне Вардзиа является действующим монастырём, хотя братия куда менее многочисленна, нежели в прежние века.

УПЛИСЦИХЕ

Уплисцихе — древний пещерный город, один из первых городов на территории Грузии. Уплисцихе высечен в скале, расположенной в 12 км к востоку от города Гори на левом берегу реки Кура. Город возник в конце II — в начале I тысячелетия до н. э., пережил несколько подъёмов и спадов, был окончательно покинут в XIX веке и является, таким образом, многослойным археологическим объектом, одним из важнейших памятников грузинской культуры. Уникальность памятника заключается в том, что он, благодаря своему устройству, сохранил в себе остатки архитектурных и культовых сооружений, построенных на протяжении нескольких тысячелетий. В период расцвета Уплисцихе включал в себя более 700 пещер и пещерных сооружений, из которых только 150 сохранились к настоящему времени.

Согласно археологическим данным, Уплисцихе стал культовым центром в конце II — начале I тысячелетия до н. э. Выбор именно скалы или холма для поселения человека или для создания культового центра естественен, так как скалы и горы издавна являлись символами могущества и вечности с одной стороны, а с другой стороны крутые склоны скал представляют собой естественное укрепление.


Поселение получило название «Уплисцихе» уже в древнейший период. Упоминания средневековых грузинских историков связывают основание поселения с мифологическим «Уплосом, сыном Мтскетоса», причем достоверность этих источников в целом подтверждается археологическими материалами. На основании этого в научной литературе название «Уплисцихе» связывается с Уплосом. Тем не менее, в большинстве популярных источников закрепилась другая трактовка названия, сделанная на базе современного грузинского языка, в которой «Уплос» связан с нарицательным «владыка»: Уплисцихе (груз. — «крепость владыки».


По мере роста числа почитателей культовых объектов в Уплисцихе его популярность увеличивалась, и к IV веку до нашей эры Уплисцихе становится городом. Во второй половине IV века до н. э. население осваивает всю территорию южного склона горы общей площадью 9,5 гектаров. В последующий период (вероятно в конце I — начале II века н. э.) в скалах были высечены несколько сотен различных сооружений, включая храмы, общественные здания и жилые дома. Кроме этого были обустроены колодцы и водостоки, городские ворота, улицы и укрепления города. Все эти крупные изменения произошли, по мнению археологов, за несколько десятков лет.

В устройстве Уплисцихе этого времени прослеживаются типичные черты города эллинистического периода: заградительный ров и стены, защищающие город на тех участках, где нет естественных препятствий; проложенные дороги; тоннель, спускающийся к реке; система водоснабжения и отвода сточных вод

По древней традиции, у города был не только тайный тоннель, но и четыре входа, ориентированные по сторонам света. Главные ворота города находились с юго-восточной части скалы, через них в город с востока вела главная (священная) дорога. Юго-восточные ворота города стояли на узкой дороге, выдолбленной в скале и выходящей к реке Кура. Эта дорога была доступна только для пешеходов. Северо-западные и северо-восточные ворота имели явно символическое значение и не использовались на практике, так как выходили на отвесные скалы, защищавшие Уплисцихе с севера. С юга город был защищён стеной, образованной в скале после её обработки, и вырытым защитным рвом. У юго-восточных главных ворот был устроен перекидной мост. Водоснабжение города осуществлялось двумя способами. С одной стороны, естественный родник, находящийся на скалистой гряде, продолжающей северную часть города, соединялся системой каменных труб длиной около 5 километров с центром города. С другой стороны, существовал глубокий колодец, куда поступала вода из реки Куры. Специалисты предполагают, что колодец считался священным, и его вода использовалась не в бытовых, а в сакральных целях.

Архитектура Уплисцихе этого времени изобилует скальными помещениями и потому нетипична не только для Грузии, но и для всего закавказского региона. Строители стремились воспроизвести в толще скалы детали, свойственные традиционной архитектуре из камня либо дерева. Многие высеченные в скале помещения украшены имитацией деревянных или каменных балок, колонн и других архитектурных элементов. В этом смысле Уплисцихе схож с набатейской Петрой, которая также была сооружена в эллинистический период, равно как и некоторые постройки в Пафлагонии.

Сооружение помещений в Уплисцихе происходило в два этапа: сначала происходило грубое выдалбливание скальной породы, затем (по мере приближения к линии стены) происходила тонкая притирка камня к требуемой форме — процесс, напоминающий работу скульптора. При притирке использовались вода и абразивный камень, причём процесс не только придавал скальной породе требуемую форму, но и наносил надежный защитный слой на поверхность породы (песчаника). Этот слой был призван предотвратить разрушение конструкций.

Религия в Уплисцихе являла собой типичный набор политеистических верований своего времени. В эллинистический период в Уплисцихе помимо древнейшего культа поклонения божеству Солнца поклонялись другим небесным светилам и всему пантеону грузинских языческих богов, включая богов земли, подземелья, воды и других, причём каждое из божеств имело связи с соответствующими культовыми сооружениями. Главенствующее положение занимал, вероятно, храм Солнца, разрушенный первыми христианами после христианизации Грузии в 337 году н. э.. Кроме этого, в Уплисцихе сохранились десятки других культовых сооружений, активно использовавшихся в тот период.

Для поклонения хтоническим божествам использовались крупные ямы диаметром от одного до четырёх метров, причём глубина некоторых из них достигала 12 метров. Ямы использовались для ритуальных жертвоприношений животных богам подземного царства. До проведения детальных раскопок и анализа остатков материала на дне ям их предназначение оставалось невыясненным. В качестве одного из предположений высказывалось мнение, что крупные ямы выполняли функцию тюрьмы. Это предположение оказалось неверным, однако некоторые популярные источники до сих пор указывают на существование «подземных тюрем» в Уплисцихе.

Уплисцихе эллинистического периода существовал за счёт различных пожертвований, дарований и жертвоприношений религиозного характера. Основная площадь города отводилась культовым сооружениям, число жилых помещений было невелико, им не предавалось большого значения. Внутри города осуществлялось виноделие, однако не по практическим соображениям, а по культовым. По-видимому, произведённое здесь вино считалось священным. В эллинистический период Уплисцихе окружали леса, и виноград привозили в город издалека, специально поднимали на юго-западный склон, где была оборудована основная давильня. В северной части города располагалось большое винохранилище («Большой марани»), рассчитанное на 58 крупных карасов. Несколько небольших винохранилищ также примыкали к крупным культовым сооружениям в центральной части города].

В 337 году, после провозглашения христианства государственной религией в Грузии, между языческим Уплисцихе и первыми христианами возникло противостояние, которое закончилось тем, что жрецы и жители Уплисцихе были подвергнуты гонениям, часть помещений города были разрушены и сожжены, на месте двух главных языческих храмов возникли христианские церкви. Найден церковный документ раннехристианского времени, призывающих предать смерти язычников Уплисцихе, и, возможно, многие жрецы, а также некоторые жители города были казнены в этот период.

В церковь был перестроен храм солнца, находящийся на самой верхней части города. Ещё один, большой по площади языческий храм, выходивший на «Центральную площадь», в VI веке н. э. был перестроен в трёхнефную христианскую базилику площадью около 400 кв. м. Оба эти сооружения разрушились быстрее остальных, и в раннем средневековье на главном месте Уплисцихе была построена полностью новая церковь, которую называют «церковью Уплисцули» (церковь Принца). Это сооружение относится к X—XI векам н. э. Трёхнефную базилику жители восстанавливать не стали, и к раннему средневековью она превратилась в хлебопекарню.

В IX веке н. э. в жизни Уплисцихе произошла резкая перемена, и он вновь стал играть большую роль в жизни Грузии. Обстоятельства сложились так, что с IX века столица Грузии, Тбилиси, находилась в руках арабов, и главным центром Картли, предметом борьбы за влияние и престол, стало Уплисцихе. В IX—X вв. Уплисцихе фактически являлся главным городом Картли, его население в этот период достигало 20 тысяч человек. В этот период река Кура, которая в древнейший период истории города омывала скалу с северо-запада, уже изменила русло, и с северозападной стороны образовался большой участок плодородной земли, где также возникло поселение. (Это поселение просуществовало до 1968 года, когда по настоянию археологов местные власти переселили жителей в окрестные сёла)

При обустройстве города эпохи средневековья были использованы сохранившиеся в Уплисцихе культовые сооружения эллинистического периода. Некоторые из них были преобразованы в дворцовые помещения, а большинство стало выполнять хозяйственные функции. Средневековый город (в отличие от культового Уплисцихе предыдущей эпохи) представлял собой типичный город-крепость с множеством жилых и хозяйственных построек. Бывшие языческие храмы, таким образом, превратились в пекарни, кузницы, кладовые и жилые дома. Планировка средневекового города этого времени осуществлялась хаотически, многие проходы были необоснованно перекрыты. Архитектурные сооружения средневекового периода так же, как и первые христианские храмы, оказались менее прочными и долговечными, чем их предшественники. Основной просчёт при их сооружении заключался в том, что песчаник скалы, на которой построен Уплисцихе, не мог выдерживать многоуровневые конструкции, которые пытались строить средневековые мастера. Кроме того, в средневековье уже не использовалась та тщательная абразивная обработка скалы, которая придавала прочность сооружениям эллинистического периода.

Одним из любопытных объектов Уплисцихе является т. н. «Аптека». В ячейках, сложенных из кирпичей, (по центру) археологи обнаружили следы десятков различных лекарственных трав, очевидно использовавшихся в медицинских или косметических целях. Рядом с ячейками в скале выдолблена ванная (справа). Достоверно известно, что «Аптека» функционировала в средневековье, однако возможно, что она существовала в Уплисцихе и в эллинистический период.

После монгольских набегов XIII—XIV веков Уплисцихе перестал быть городом, утратил свою значимость. Монголы разрушили укрепления Уплисцихе на южной окраине, и город уже никогда больше не восстановил своих крепостных стен. Свыше 5000 монахов — жителей Уплисцихе было убито в XIII веке во время похода Хулагу, внука Чингисхана. Более того, монгольские нашествия изменили ландшафт прилегающей местности: леса, окружавшие Уплисцихе были сожжены. С XIV века Уплисцихе использовался скорее как временное поселение — в случае нашествий местные жители окрестных сёл укрывались в его пещерах от опасностей. Вместе с тем, церковь Уплисцули, хотя и с перерывами, продолжала функционировать и действует в наше время. В XVIII веке к ней была пристроена новая колокольня, стены обложены новым слоем кирпича. Её первоначальный интерьер и настенная роспись были уничтожены в XIX веке, в настоящее время стены церкви исписаны автографами солдат и офицеров частей русской армии, расквартированных в окрестностях Уплисцихе в 1848—1849 гг.


ДАВИД ГАРЕДЖА

Давидо-Гареджийский монастырский, комплекс грузинских пещерных монастырей VI века, расположенный в 60 км к юго-востоку от Тбилиси, на грузинско-азербайджанской границе, и простирающийся на 25 км вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа. Государственная граница между Грузией и Азербайджаном делит монастырский комплекс Давид-Гареджи на две части.

Комплекс представляет собой высеченные в скалах около 20 монастырей и охватывает территории трех районов Грузии — Гардабанского, Сагареджийского и Сигнахского. Главным монастырем считается лавра св. Давида, которая находится на северном склоне горы, разделяющей Грузию и Азербайджан. Граница проходит по вершине горы, которую грузинские историки называют Удабно, по названию одного из монастырей. Этот монастырь находится на азербайджанской территории — на южном склоне горы.

Помимо них на южном склоне горы расположены более 100 пещер, которые использовались монахами в качестве келий. Больше всего отдален от границы монастырь Бертубани (датируемый XII веком), который находится на расстоянии примерно двух километров от неё.

В XI в. монастырь испытал нашествие турок-сельджуков, в XIII в. был разграблен монголами, в конце XIV — начале XV вв. — разорен Тамерланом, в 1615 г. — вновь разорен персидским шахом Аббасом I. Давид Гареджа, комплекс пещерных монастырей в 60 км к юго-востоку от Тбилиси. Древнейшие монастыри Д. Г. — лавра Давида, монастырь Додо и Натлис-Мцемели — основаны в 1-й половине 6 в., в 10—13 вв. образовались другие монастыри.


Во многих церквах и трапезных фрески 8—14 вв. с портретами исторических лиц. Монастырский комплекс Давид-Гареджа по своим, грандиозным, масштабам и по историческому и художественному значению занимает особое место среди памятников материальной культуры Грузии феодальной эпохи.

Этот пещерный комплекс находится в Гаре Кахети; он простирается на 25 километров вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа. Как выдающийся образен, строительного искусства, отличающийся также высоким художественным уровнем росписей, он и сейчас приводит в восхищение посетителей. По дошедшим до нас литературным источникам, историческое начало комплекса относится к первой половине VI века, когда один из 13 сирийских отцов, по имени Давид, поселился в естественной пещере Гареджа и вскоре основал там первый монастырь, именуемый Лаврой Давида. В том же VI веке его ученики и последователи Додо и Лукиан основали еще два монастыря — Додос Рка и Натлисмцемели. С именем, видного деятеля IX века Иллариона Картвели связаны сооруженные южнее Лавры на склоне кельи, церковь и трапезная. Он же расширил и перестроил сооруженную Давидом церковь, которою затем благоустраивает сын Давида Строителя Дмитрий

Архитектурная форма этой церкви, названной Преображенской, стала канонической для строительства комплекса в последующие времена. В XI веке нашествие турок-сельджуков задержало развитие монастыря, хотя жизнь в нем. и не прекращалась. Наибольшего расцвета Давидгареджа достигает в XI-XIII веках. В это время появляются новые монастыри - Удабно, Бертубани и Чичхитури. Расширилась и благоустроилась Лавра Давида, воздвигнутая на склонах небольшого ущелья. В монастыре, где впервые обосновался Давид, был устроен террасный двор, построены новые кельи, трапезная и церковь. Вскоре соорудили бассейн, каналы и резервуары. Священной реликвией становится единственный в этой местности источник "слезы Давида. у которого утоляли жажду первые монахи-пустынники. К этому же периоду, который совпадает с объединением Грузии и подчинением монастыря Гареджа царскому двору, относится роспись церквей и трапезных. В монастыре Удабно возникает гареджийская школа живописи, которая достигает творческой зрелости в росписях Бертубани. Фрески монастырей Давид-Гареджа в своем историческом развитии связаны с монументальной живописью средневековой Грузии, и в то же время их характеризует своеобразие, выражающееся в новом решении религиозных сюжетов, в особенности графики, в повышенной экспрессии и совершенно оригинальном колорите. Гареджийская школа живописи представляет собой одно из наиболее выдающихся явлений в культурной жизни средневековой Грузии. Значение росписей Давидгареджа заключается еще и в том, что некоторые из них представляют собой портреты исторических лиц - Давида IV Строителя в Натлисмцемели, царицы Тамары и Георгия Лаша в Бертубани, Димитрия Саможертвователя и ряда ктиторов в Удабно. В XII веке, когда во главе монастырей становится Онуфрий Гареджели, Давид-Гареджа превращается в культурно-просветительный центр всей Восточной Грузии. В XIII веке, во время монгольских нашествий, монастыри были разгроблены и разрушены. Огню были преданы рукописи, образцы искусства. Замерла жизнь в Бертубани, в развалины были превращены монастыри Лавра Давида, Натлисмцемели, Додос Рка. Лишь через несколько веков, при непосредственной поддержке народа Картли и Кахети, начинается возрождение монастырей, хотя феодальная раздробленность Грузии этого периода не дает им возможности достигнуть былой силы и славы. На грани XIV-XV веков Тамерлан (Темурленг - Б.С.) подверг Грузию огню и мечу.

Разорение страны, естественно, отразилось и на монастырях Давидгареджа. Еше более экономически ослабленные, они теряют свое культурное значение. В это время прекращает свое существование гареджийская школа живописи. В 1615 году полчища Шах-Аббаса за одну ночь истребили всех монахов и разграбили монастыри. С конца XVII века царь Теймураз, а затем Арчил пытаются восстановить Давидгареджийский коллплекс. Его возрождение фактически начинается с 1690 года, когда настоятелем в Гареджа был назначен Онуфрий Мачутадзе. За время его плодотворной сорокалетней деятельности были восстановлены старые права монастыря, возвращены принадлежавшие ему земли, для защиты от врагов были возведены крепостные ограды, сооружены вход и трапезные. В XVIII веке в результате частых нападений на монастыри и их разорения, а начиная с XIX века в связи с появлением в городах Грузии духовных и светских школ интерес к Давидгареджа постепенно спадает. Во второй половине XIX века монастыри опустели, и лишь в Натлисмцемели осталось несколько монахов. На протяжении своего многовекового существования монастырский комплекс Давид-Гареджа много раз претерпевал погромы и разорения, но выдержал испытание веков, сыграв существенную роль в духовном развитии страны.

Паломничество в Гареджи одно время приравнивалось к паломничеству в Иерусалим.
Эти и другие пещерные монастыри можно увидить с нами в нашем осеннем туре по Грузии , в следующем году.


Есть много различных церквей, которые по той или иной причине можно назвать уникальными. Церковь без единого гвоздя, церковь на острове, церковь из живых деревьев, церковь на обрыве скалы... однако церковь на столпе Кацхи в Грузии выделяется тем, что она стоит на 40-метровом монолите, взобраться на который много лет было просто невозможно.




Безусловно, как и любое сооружение в столь необычной местности, церковь на Кацхийском Столпе окружена легендами. Первое упоминание об этом монолите находится в записях грузинского принца Вахушти Багратиони (1695 - 1758), и уже тогда на нем стоял храм. О том кто и когда именно построил его, к сожалению, неизвестно, предполагается, что церковь была построена где-то между VI и VIII столетиями. Местные жители верили, что этот столп помогает приблизиться к богу, однако для них столп был олицетворением бога плодородия. Церковь же была построена уже после прихода христианства - в ней оправляли молитвы и религиозные обряды. Затем, вместе с вторжением Оттоманской империи, церковь была разрушена, однако ее фундамент дошел до наших дней.


Первым полномаштабным исследованием местности в наши дни было посещение столпа экспедицией во главе с альпинистом Александром Джапаридзе и писателем Леваном Готуа. Им удалось взобраться на самый верх столпа, где они и обнаружили руины храма. Эта новость была воспринята местными жителями с энтузиазмом, и к горе начались паломничество. В 1993 году к скале пришел монах Максим, который провел всю зиму у подножия столпа. Максиму стали приносить пожертвования на строительство нового храма. Однако начать строительно стало возможным только после финансирования государством: десять лет проходили археологические исследования, и только после 2009 года новая церковь наконец-то была построена.


Новая церковь названа в честь Максима Исповедника. Она полностью повторяет очертания первого храма. Это простой каменный зал, высотой 3,5 метров и шириной 4,5 метров. Немного в стороне находится небольшой склеп, который некогда был усыпальнцей. У подножия монолита установлен Болнисский крест.


Издали Кацхийский Столп по-прежнему выглядит непреступным, однако с одной из стороны сейчас находится подвесная лестница, которая хоть и выглядит опасной, но служит уже более 70 лет. Вверх можно подняться с помощью подвесной лестницы, которую установили после первой экспедиции 1944 года.

Грузия - очень красивое государство, расположенное в западной части Закавказья. Здесь много природных и архитектурных достопримечательностей, которые заслуживают осмотра. А насколько уникален грузинский колорит! Одним из важных мест в республике является столп Кацхи. В Грузии это место для туристов считается сравнительно новым, но уже успело заработать популярность. Говорят, что скоро оно станет туристическим центром Имеретии.

Где находится достопримечательность?

Столп располагается в Имеретии - регионе и исторической области в западной части государства, неподалеку от города Чиатура. Поселок, в котором находится достопримечательность, называется Кацхи. Собственно, от него и происходит название столпа. Скала возвышается над окружающей местностью, благодаря чему ее видно издали. Но впечатление, что столп близко, обманчиво: после того, как достопримечательность попадает в поле зрения, необходимо еще около часа ехать к ней по горной дороге.

Что представляет собой столп Кацхи в Грузии

Эта возвышенность - 40-метровая каменная скала, состоящая из известкового монолита, распространенного в Имеретии. На его вершине располагается храм, который тоже хорошо виден издалека. Скала узкая, с ее вершины вниз ведет металлическая лестница. Кацхийский столп является уникальной природной достопримечательностью. Местные жители считают, что возвышенность была создана богом, и символизирует единение неба и земли, а именно, Господа и народа. Когда человек поднимается по лестнице вверх, он приближается к Богу.

История имеретинского столпа

Первое упоминание о столпе датируется XVIII веком. Тогда о нем писал грузинский географ и историк Вахушти Багратиони. Но сравнительно новая достопримечательность появилась гораздо раньше. Историки предполагают, что расположенная наверху церковь была построена язычниками в VI-VII веках в качестве благодарности богу плодородия за его щедрые дары.

Когда в республику пришло христианство, столп Кацхи в Грузии народ стал воспринимать как культовое сооружение. Это место как будто специально было создано для ведения аскетичного образа жизни. Местные верили, что, когда человек пребывает наверху, он становится максимально близок к Богу. Но в период правления Оттоманской Турции храм потерял свое значение. Сначала здесь прекратили проводить религиозные обряды, а потом и вовсе забросили.

Свою известность храм вернул лишь в 44 году прошлого столетия, когда на вершину решил подняться известный альпинист Александр Джапаридзе с Леваном Готуа. Они и определили, что ранее на скале располагался храм. После установления данного факта к столпу стали совершать паломничества местные жители.

Церковь на столпе Кацхи в Грузии (Имеретия) в наши дни

Храм, построенный на скале между VI-XVII веками, плохо сохранился. Когда на вершину сумели взобраться А. Джапаридзе и Л. Готуа, они увидели, что здесь остались лишь развалины, несколько элементов фрески и склеп с захоронением последнего монаха-столпника. Чуть позже местными жителями был инициирован сбор финансов на восстановление обители. Основные средства из государственного бюджета были выделены в 1999 году. Строительство нового храма было завершено спустя 10 лет.

Еще до восстановления храма, в 1993 году, в поселок переехал Максим Исповедник. Он в течение двух лет проживал в гроте под каменной колонной, укрываясь практически под одним только брезентовым тентом. Собственно, это и сподвигло народ на сбор финансов для восстановления столпа Кацхи в Грузии.

Сначала материальная помощь поступила от друга Максима Исповедника. Тогда он обратился к местной епархии с прошением разрешить ему восстановить храм. После получения одобрения открыли фонд и начали собирать средства. Восстановление осуществлялось собственными силами - этим занимались местные жители и монахи. Устройство для поднятия строительных материалов наверх также было сооружено самостоятельно. Новый храм был назван в честь отшельника Максима. Немного позже один из местных жителей проложил подъездную дорогу, затем установили лестницу и провели освещение.

Обитель одного монаха

Отцу Максиму 55 лет, он родился и вырос в этих местах. Живет в своей обители с 1993 года, и об этом он мечтал с детства.

«Когда мы с друзьями приходили сюда развеяться, я всегда, глядя на столп, завидовал монаху, который когда-то жил здесь». (Отец Максим).

Церковь на столпе Кацхи в Грузии, фото которой наглядно демонстрирует интерьер и экстерьер, выполнена в довольно минималистичном стиле: небольшой церковный зал с иконами, книгами и другими религиозными предметами. Отец Максим любит это место, но поселиться прямо в храме ему запретил патриарх Грузии в Тбилиси. Однако монах не теряет надежды, что однажды это осуществится.

Отцу Максиму было дозволено приходить туда, но не жить там. Мотивировалось это тем, что он слишком молод. Сейчас монах, смеясь, предполагает, ему скажут, что он слишком стар.

Отец Максим принял монашество после отбывания срока наказания в тюремной колонии. Когда он освободился, то решил, что ему нужно измениться, очиститься от грехов своих. Тогда Максим Исповедник принял решение продолжить дело столпников, живших в обители в XV веке.

«В молодости много пил и продавал наркотики. Когда это довело меня в тюрьму, я понял, что пора меняться». (Отец Максим).

Монах практически все свое время проводит в крепости на столпе Кацхи (Грузия). Лишь дважды в неделю он спускается вниз, чтобы поговорить с местными жителями. К отцу Максиму приходят люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, чтобы получить утешение и совет или просто поговорить по душам. На спуск по металлической лестнице у 55-летнего мужчины уходит примерно 20 минут, а на подъем и того больше. Поэтому бывают недели, когда он спускается лишь один раз.

Максим Исповедник говорит, что, когда думал о восстановлении храма, в качестве прообраза использовал греческую Метеору. До 2012 года наверх с личного благословения монаха могли подняться только лишь мужчины, что является еще одним сходством с Метеорой.

Что еще есть на вершине Кацхийского столпа

За последние несколько лет территория храма стала больше. Помимо церкви и обители отшельника, на территории проживают еще два монаха, один послушник и дьякон. Но они размещаются внизу, в построенных недавно домиках. Здесь же организован небольшой музей, в котором хранятся археологические артефакты, найденные при раскопках руин старого храма, и фотографии церквушки.

Возможность посещения Кацхийского столпа

С некоторых пор подъем наверх запрещен не только женщинам, но и мужчинам. Если есть желание попасть в храм, придется просить одобрения у патриарха Грузии в Тбилиси, который и дал указание запретить подъем наверх абсолютно всем.

Как добраться до столпа Кацхи

GPS-координаты для тех, кто едет по навигатору: N42°17.248; E43°12.953.

Как добраться до столпа Кацхи в Грузии? Поселок, где находится религиозная достопримечательность, расположен в 28 км от города Зестафони, к которому необходимо ехать по автодороге S22 в сторону Чиатуры. Если планируется маршрут по Грузии, удобно будет включить этот пункт между осмотром Тбилиси и Кутаиси. Также до поселка можно добраться из Тбилиси на общественном транспорте, а там спросить дорогу у местных жителей. Для того, чтобы понять месторасположение достопримечательности, рекомендуется посмотреть карту.

В этом месте, оказавшись наедине с уникальной природой и культовой архитектурой, можно ощутить духовность, почувствовать успокоение и в некоторой степени уют. Не стоит бояться обрушения скалы - как считают специалисты, это ей не грозит. Более того, те люди, которым удавалось побывать у столпа Кацхи в Грузии и на его вершине, говорят, что там чувствуешь не страх высоты, а полную безопасность.

error: