Способы и порядки создания юридических лиц в россии. Этапы создания юридического лица

Процесс создания юридического лица включает в себя несколько этапов.

Прежде всего учредители юридического лица дол­жны определиться с его организационно-правовой формой. Как правило, законодательство оставляет вопрос об организационно-правовой форме на усмот­рение учредителей. Однако бывают и исключения.

Так, согласно Федеральному закону «О банках и бан­ковской деятельности» кредитное учреждение может создаваться только в форме хозяйственного общества. Аудиторская же деятельность может осуществляться в любой форме, за исключением открытого акцио­нерного общества.

Следующий этап - выработка учредительных до­кументов. Вы уже знаете, что в зависимости от орга­низационно-правовой формы и состава учредителей учредительными документами юридического лица является либо учредительный договор, либо учреди­тельный договор и устав, либо только устав.

Учредительный договор - это документ, подпи­сываемый всеми учредителями юридического лица, в котором они обязуются создать юридическое лицо, определяют объем его правоспособности, цели и на­правления деятельности, условия передачи ему свое­го имущества и условия своего участия в деятельно­сти создаваемого лица.

В случаях, когда договор является единственным учредительным документом (например, в товарище­ствах), в нем должны быть определены условия и порядок распределения между участниками прибы­ли и убытков, порядок управления деятельностью, порядок выхода участников из его состава.

Учредительный договор является разновидностью гражданско-правовых сделок и потому должен отве­чать требованиям, предусмотренным гражданским за­конодательством. Учредительный договор заключа­ется в письменной форме правоспособными, а для физических лиц - и дееспособными лицами, дей­ствующими на добровольной основе. Учредительный договор подписывается всеми учредителями лично или через представителей, уполномоченных надле­жащим образом.

Устав - документ, который наряду с учредитель­ным договором (или самостоятельно) определяет правовой статус организации. Устав является вторым (после учредительного договора) документом для об­ществ с ограниченной и дополнительной ответствен­ностью и единственным для производственных коо­перативов, государственных и муниципальных уни­тарных предприятий, акционерных обществ.

В уставе отражаются организационно-правовая форма организации, ее наименование, место нахож­дения, размер уставного капитала, ответственность участников за нарушение обязанностей по оплате ус­тавного капитала, структура органов управления и их компетенция и другие сведения.

Как уже было сказано, для некоторых видов ком­мерческих организаций законом предусмотрено обя­зательное отражение в уставе определенных сведе­ний. Так, в уставе общества с ограниченной ответ­ственностью должны указываться размеры долей каж­дого участника, в уставе общества с дополнительной ответственностью - размеры дополнительной ответ­ственности участников в виде кратности к стоимости их вкладов. В уставе производственного кооператива отражаются условия о размере паевых взносов чле­нов и порядке их внесения, а также условия и поря­док личного трудового участия членов кооператива в его деятельности и ответственность за нарушение этого порядка.

Одной из целей учредительных документов явля­ется предоставление информации контрагентам ком­мерческой организации об объеме ее правоспособнос­ти, о целях деятельности и порядке принятия реше­ний. Именно поэтому сведения, содержащиеся в уч­редительных документах, не могут составлять ком­мерческую тайну.

Важный этап создания юридического лица - фор­мирование его уставного (складочного) капитала. В соответствии с законодательством к моменту созда­ния организации должно быть сформировано не менее половины ее уставного (складочного) капитала. В некоторых случаях, например, при создании уни­тарного предприятия, уставный фонд должен быть оплачен полностью до государственной регистрации.

Заключительным этапом создания юридического лица является его государственная регистрация.

Государственная регистрация преследует несколь­ко целей. Важнейшими среди них являются закреп­ление объема правоспособности юридического лица, осуществление его налогообложения и обеспечение безопасности граждан путем установления контроля за порядком осуществления определенных видов де­ятельности.

Государственная регистрация юридического лица производится по месту нахождения его постоянно дей­ствующего исполнительного органа, указанного уч­редителями в заявлении о государственной регистра­ции.

Для регистрации юридического лица его учреди­тель (учредители) должны представить в регистриру­ющий орган следующие документы:

    заявление о государственной регистрации юри­дического лица, подписанное учредителем (учреди­телями);

    решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответ­ствии с законодательством;

    учредительные документы юридического лица;

    документ об уплате государственной пошлины;

5) если одним из учредителей юридического лица выступает иностранное юридическое лицо - доку- мент, подтверждающий его юридический статус.

Требовать представления иных документов, поми­мо указанных, регистрирующий орган не вправе.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представ­ления документов в регистрирующий орган. Моментом государственной регистрации юридического лица является внесение регистрирующим органом соответ­ствующей записи в реестр юридических лиц. Имен­но в этот момент юридическое лицо считается создан­ным, и у него возникают гражданские право и деес­пособность.

Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство контролирует законность их создания в интересах участников имущественного оборота. Из этого вытекает требование об обязательной государственной регистрации юридических лиц (п. 1 ст. 51 ГК). Для детального регулирования порядка государственной регистрации юридических лиц принят специальной ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8.08.2001 г.

В качестве учредителей юридического лица могут выступать их первоначальные участники (члены) - в большей части организаций, собственник их имущества или уполномоченный орган - при создании унитарных предприятий или учреждений, а также иные лица, вносящие имущественные вклады (фонды).

Законодательству известны различные порядки регистрации юридических лиц:

1. Явочно-нормативный . Он исключает необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица. Учредители являются в регистрирующий орган, который не вправе отказать им в регистрации создаваемой организации при отсутствии каких-либо нарушений правовых норм с их стороны. В таком порядке создаётся большинство ЮЛ.

2. Разрешительный . Этот порядок предусмотрен в качестве исключения для ЮЛ, предполагающих заниматься только предпринимательской деятельностью. Он связан с необходимостью получения предварительного разрешения от органов публичной власти на создание соответствующего ЮЛ, что служит общим интересам участников оборота. В таком порядке создаются коммерческие банки , а также юридические лица, могущие занять доминирующее или монопольное положение на рынке определенных товаров. Т.о. очевидна невозможность полного отказа от разрешительного порядка даже в развитой рыночной экономике.

Юридическое лицо считается созданным с момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п.2 ст. 51), с этой же даты возникает и его правоспособность. Государственной регистрации подлежат также все изменения статуса ЮЛ, его Устав. Регистрация осуществляет ИФНС либо органами юстиции в порядке, предусмотренном ФЗ. ИФНС (органы юстиции) ведёт также и Реестр, который находится в свободном доступе, чтобы каждый мог получить информацию о потенциальном партнёре посредством выписки.

Процесс государственной регистрации начинается с момента фактической подачи документов в регистрирующий орган.

Список документов установлен в ст. 12 ФЗ:

  • подписанное заявителем заявление по форме, установленной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
  • решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
  • документ об уплате государственной пошлины.

На втором этапе производится обязательная проверка регистрирующим органом предоставленных документов. Проверка состоит из двух стадий: внешней проверки (полнота представления, порядок составления, наличие реквизитов) и внутренней проверки содержания документов на соответствие законодательству РФ.


После всесторонней проверки производится собственно регистрация юридического лица. Срок регистрации исчисляется со дня фактической подачи документов, и согласно ФЗ не должен превышать пяти рабочих дней . Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения указанного учредителем (учредителями) в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае его отсутствия - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени регистрируемого юридического лица без доверенности. Специальными федеральными законами может устанавливаться порядок регистрации отдельных юридических лиц.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Форма и содержание документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При поступлении в регистрирующий орган документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем. При этом регистрирующий орган обязан выдать документ в бумажном виде по запросу заявителя. Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц в качестве страхователей.

Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством РФ. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, порядок и сроки их предоставления соответствующему юридическому лицу сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Относящимися к различным организационно-правовым формам юридических лиц. В ГК имеется лишь немногочисленные нормы, относящиеся к созданию любого юридического лица. Однако это не означает, что нет оснований говорить о наличии в данном случае общих правовых предписаний, позволяющих характеризовать порядок создания юридического лица в целом.

Способы создания юридического лица сегодня принято делить на явочно-нормативный (или нормативно-явочный, или заявительный) и разрешительный.

При явочно-нормативном способе инициатива создания юридического лица принадлежит исключительно его учредителям, которые не обязаны согласовывать с кем-либо свое решение. Регистрирующий орган только проверяет соблюдение учредителями требований, предъявляемых к регистрации юридических лиц. Отказ в государственной регистрации может последовать только по основаниям, указанным в законе. Акт государственной регистрации имеет необратимый характер, так что в случае неустранимых нарушений, допущенных при государственной регистрации юридического лица, регистрирующий орган может предъявить в суд требование о его ликвидации, но не о признании недействительным акта регистрации. При этом все действия такого юридического лица будут иметь силу для его контрагентов.

Разрешительный способ предполагает получение предварительного разрешения на создание юридического лица от компетентного органа публичной власти. Делается это в общих интересах участников гражданского оборота, поскольку деятельность таких лиц способна оказывать на них существенное влияние (коммерческие банки , коммерческие юридические лица, занимающие доминирующее положение на товарном рынке).

Любое новое юридическое лицо создается волей его учредителей. Следовательно, процесс создания возможен только после того, как определился состав учредителей и ими избрана подходящая организационно-правовая форма юридического лица.

В общем случае учредителями юридических лиц могут выступать физические и юридические лица, а также публичные образования - Российская Федерация , субъект Федерации, муниципальное образование. Состав учредителей конкретного юридического лица, однако, зависит от его организационно-правовой формы. Закон в одних случаях указывает, кто может быть учредителем (участником) юридического лица, в других - устанавливает запрет на вхождение определенных лиц в состав учредителей (участников) юридического лица. Так, учредителями хозяйственных товариществ могут быть только индивидуальные предприниматели и коммерческие юридические лица (ст. 66 ГК). Учредителями производственных кооперативов могут быть только граждане (ст. 107 ГК), потребительских - граждане и юридические лица (ст. 116 ГК). Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ , если иное не установлено законом (ст. 66 ГК). Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах , за исключением открытых акционерных обществ . Перечень ограничений на вхождение в состав учредителей может быть продолжен. Так, например, число учредителей кооператива не может быть менее 5, а число учредителей ООО и ЗАО - более 50.

Начальной точкой процесса создания юридического лица является решение его учредителей. В зависимости от организационно-правовой формы юридическое лицо может иметь одного либо нескольких учредителей. Один учредитель всегда у учреждений и унитарных предприятий (собственник имущества либо публичное образование). Несколько учредителей (минимальное количество определяется законом) - у хозяйственных товариществ, кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений), объединений юридических лиц (союзов и ассоциаций). Хозяйственные общества и фонды могут иметь как нескольких, так и одного учредителя.

Принятие решения, а равно форма решения о создании юридического лица специально не регулируются. Исключение составляют решения публичных образований о создании учреждений и унитарных предприятий . В этих случаях нормативные акты определяют как компетентный орган, так и процедуру принятия решения, его форму и содержание. Законодательство допускает поэтому, что решение о создании юридического лица может иметь вид протокола, договора или иного документа (например, постановления компетентного органа о создании унитарного предприятия или решения единственного учредителя).

Принятое решение нуждается в исполнении, совершении целого ряда действий, завершающихся государственной регистрацией юридического лица. Поскольку на момент принятия решения есть только учредители, то им необходимо определить, кто и в каком порядке будет нести ответственность за совершение всех этих действий. А необходимо как минимум разработать и утвердить учредительные документы юридического лица, сформировать имущество, предназначенное для передачи в собственность юридическому лицу, сформировать органы будущего юридического лица, обратиться в регистрирующий орган за государственной регистрацией. Наряду с этим может понадобиться совершение и некоторых дополнительных действий - согласование с компетентными органами создания и территориального размещения юридического лица. Все эти действия совершаются учредителями в соответствии с заключаемым ими договором о создании юридического лица, либо лицами, указанными в решении о создании юридического лица (для унитарных предприятий и публичных учреждений), либо единоличным учредителем или, по его поручению, иными лицами.

Учредительные документы, как уже говорилось выше, состоят из учредительного договора и(или) устава. Учредительный договор заключается, а устав утверждается учредителями юридического лица (п. 1 ст. 52 ГК).

От учредительного договора необходимо отличать договор о создании юридического лица (общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества). Последний не является учредительным документом. В нем не указываются сведения об участии учредителей в деятельности юридического лица, а также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава. Договор этот прекращается, как правило, с момента государственной регистрации юридического лица.

Формирование органов юридического лица происходит по решению учредителей на основании утвержденных ими учредительных документов. И хотя самого юридического лица к этому моменту может еще не быть и юридически правильно

было бы поэтому вести речь не об органах, а о лицах, которым учредителями представляется право действовать от имени будущего юридического лица без доверенности , такое решение тем не менее обязательно для регистрирующего органа, будущего юридического лица, а в последующем и для всех остальных лиц.

Формирование имущества юридического лица на этапе его создания представляет собой процесс передачи учредителями своего имущества для юридического лица. В разных организационно-правовых формах этот процесс происходит по-разному. В хозяйственных товариществах формируется складочный капитал , в хозяйственных обществах - уставный капитал , в унитарных предприятиях - уставный фонд, в кооперативах - паевый фонд. Для остальных организационно-правовых форм этот процесс предоставлен усмотрению учредителей, которые в соответствии с принятым решением, заключенным договором передают принадлежащее им имущество вновь создаваемому юридическому лицу.

Во всех случаях речь идет, во-первых, об имуществе, наличие которого закон считает обязательным для начала деятельности юридического лица и требует от учредителей предъявления доказательств его наличия к определенному моменту. Во-вторых, можно говорить об имуществе, которое необходимо юридическому лицу для начала его основной деятельности. Его приобретение предоставлено усмотрению учредителей, и законодательством о создании юридических лиц обычно прямо не регулируется. Для того чтобы создать общество с ограниченной ответственностью, занимающееся ремонтом и сервисным обслуживанием автотранспорта, учредителям достаточно сформировать уставный капитал в 10 000 руб. Но этому обществу для занятия своей основной деятельностью потребуются ценности стоимостью как минимум в несколько миллионов рублей. Законодательство о создании юридических лиц не требует ни строительства производственных зданий, ни приобретения и установки технологического оборудования, транспортных средств и т.п. в качестве обязательного условия возникновения юридического лица, заявляющего о намерении заниматься такой производственной деятельностью. Эта цель косвенно обеспечивается реализацией требований других правовых норм , без соблюдения которых тот или иной вид деятельности осуществлять невозможно (нормы о лицензировании, техническом регулировании, государственном надзоре , защите прав потребителей и т.д.). Но в главном она предоставлена все же усмотрению учредителей, определяющих виды и размер материальных, финансовых и трудовых ресурсов , необходимых создаваемому ими юридическому лицу к начальному моменту, а равно самостоятельно определяющих правовые формы их передачи (в собственность, в аренду, в концессию, взаем и т.д.).

Здесь, однако, существует одно юридическое препятствие, затрудняющее решение задачи формирования имущества юридического лица. Оно заключается в том, что к моменту государственной регистрации у организации уже должно быть имущество, необходимое для ее деятельности. Однако субъекта, которому это имущество должно в итоге принадлежать, еще не существует. В случаях когда закон позволяет приступать к формированию обязательной части имущества юридического лица после его создания (акционерные общества), такой проблемы не существует. Во всех остальных случаях учредителями должно быть определено лицо, действующее в интересах формирования имущества будущего юридическо-го лица, которое обязано будет передать ему имущество, полученное от учредителей, в случае государственной регистрации юридического лица.

Заключительный этап создания юридического лица - государственная регистрация, заключающаяся внесению в ЕГРЮЛ записи о создании юридического лица.

Государственная регистрация вновь создаваемого юридического лица осуществляется уполномоченным государственным органом (налоговой инспекцией) по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица :

  1. руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
  2. учредитель или учредители юридического лица при его создании;
  3. руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
  4. иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по утвержденной форме;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины .

В ЕГРЮЛ наряду со сведениями о самом юридическом лице, его имуществе, филиалах и представительствах включается целый ряд сведений о его органах, учредителях (участников) и принадлежащих им правах участия, а также и о некоторых других лицах (реестродержателях).

Отказ в государственной регистрации допускается в случае:

  1. непредставления необходимых для государственной регистрации документов;
  2. представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
  3. несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
  4. подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации.

Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

Порядок создания юридического лица устанавливается гражданским законодательством, различающим несколько способов создания.

Распорядительный, т. е. организация возникает на основе распоряжения собственника имущества, например, государственные предприятия.

Разрешительный, т. е. необходимо согласие какого-либо органа, предприятия или организации, например, малое предприятие, дочернее.

Явочно-нормативный, т. е. не требуется чьего-либо распоряжения или разрешения (общественные объединения, религиозные общества, колхозы, потребительские коопе­рации и т. д.)

Договорно-правовой, т. е. ю/л образуется на основе учре­дительного договора, заключаемого предприятиями, организациями или гражданами (ХТ, ХО, концерны, ассоциации и т. д.)

Процесс создания предприятия проходит две основные стадии: учреждение предприятия и его государственная регистрация.

Органы управления государственными и муници­паль­ными предприятиями создаются учредителями юриди­ческих лиц, собственниками имущества. Кроме того, собственник может действовать, создавая предприятие, через уполномо­ченный им орган на предприятии.

Одна из основных задач, решаемых на стадии учрежде­ния пред­приятия, - подготовка учредительных документов. Для государственной регистрации ю/л учредители должны предоставить следующие документы:

Заявление учредителя;

Устав (кроме ХТ);

Учредительный договор или решение о создании ю/л в АО (при создании одним учредителем - не представляется; не требуется также производственному кооперативу);

Документ, подтверждающий согласие ГКАП РФ;

Документ, подтверждающий оплату не менее 50% уставного капитала ХО:

Свидетельство об уплате государственной пошлины;

Документ о согласовании с соответствующим комитетом по управлению имуществом или иным уполно­моченным органом величины и способа оплаты вклада унитарного предприятия, являющегося учредителем (кроме внесения вкладов в денежной форме за счет прибыли).

Местные органы власти по месту нахождения пред­приятия в течение 3 календарных дней с момента подачи документов или 30 дней с даты почтового отправления принимают решение о возможности регистрации и выдают временное свидетельство о регистрации с постановкой на учет в налоговом органе, что является обязательным и осуществляется по мес­ту регистрации, а также сообщают данные о регистрации держателю реестра ю/л.

Отказ в регистрации допускается только при несоот­ветствии учредительных документов и состава содер­жа­щихся в них сведений требованиям законодательства.

После получения временного свидетельства пред­приятие имеет право на открытие счетов в банке. Пред­­приятие осуществляет оплату части уставного капитала (фонда), указанной в решении о создании предприятия или договоре учредителей. Факт оплаты подтверждается банком путем выдачи соответствующей справки. Оставшаяся часть уставного капитала вносится в течение первого года деятельности. Контроль за внесением оставшейся доли уставного капитала (фонда) осуществляется налоговой инспекцией. Представление в регистрирующий орган справки об оплате части уставного капитала производится не позднее 30 дней после получения временного свиде­тельства о регистрации. В противном случае регистрация считается недействительной. После выполнения всех выше указанных процедур предприятие получает постоянное свидетельство о регистрации.

Устав ю/л утверждается его учредителями (участ­никами), а учредительный договор заключается. Содержание учредительных документов определяется ГК РФ - ст. 52 и федеральными законами.

Еще по теме Создание юридического лица:

  1. 23.Юридические лица.Создание, реорганизация юридического лица. Ликвидация юридического лица
  2. § 3. Создание (учреждение) юридических лиц. Учредительные документы юридического лица.
  3. 2.2 Формальное закрепление создания, реорганизации и ликвидации государственного органа со статусом юридического лица.
  4. ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА СО СТАТУСОМ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
  5. § 3. Волевой акт (решение) коллегиального органа юридического лица как форма правила поведения, составляющего волю юридического лица
  6. § 2. Сущность юридического лица. Понятие и система признаков юридического лица по действующему российскому законодательству
  7. 13. Сущность юридического лица (общетеоретический аспект). Нормативная конструкция юридического лица.
  8. 2. Конструкция юридического лица в законодательстве, теории и правоприменительной практике дореволюционной России: понятие и признаки юридического лица, правоспособность и дееспособность, возникновение и прекращение, классификация.

Если вы решили организовать собственный бизнес в России, у вас есть два варианта – открыть ИП либо основать юридическое лицо. Последнее хоть и требует больше усилий и обходится несколько дороже, но имеет ряд значительных преимуществ. Коммерческое предприятие, зарегистрированное в форме юридического лица, обладает более широкими возможностями. И это касается практически всех аспектов ведения бизнеса, начиная от выбора вида деятельности и заканчивая вероятностью стать участником глобального рынка.

Решившись на открытие организации, нужно провести серьезную всестороннюю подготовку. В этой статье мы расскажем о том, что включает в себя этот процесс, и как самостоятельно зарегистрировать юридическое лицо.

Создание и регистрация юридического лица

Стадии создания организаций будут отличаться в зависимости от организационно-правовой формы. Поэтому, первое, что нужно сделать при открытии организации – выбрать форму хозяйствующего субъекта.

Среди коммерческих организаций, представляющих сегмент частного бизнеса, выделяют:

Каждая из указанных форм по-своему удобна для реализации различных проектов. Наибольшее распространение в РФ получили общества с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерные общества (публичные и непубличные).

Процесс создания и вопросы регистрации юридического лица всех вышеупомянутых форм регламентируются ГК РФ и соответствующими законодательными актами. Рассмотрим этапы открытия организации на примере ООО.

Команда сайта Мир Бизнеса рекомендует всем читателям пройти Курс Ленивого Инвестора, на котором вы узнаете как навести порядок в личных финансах и научиться получать пассивный доход. Никаких заманух, только качественная информация от практикующего инвестора (от недвижимости до криптовалюты). Первая неделя обучения бесплатная! Регистрация на бесплатную неделю обучения

Стадии открытия организации на примере ООО

Определившись с формой ведения бизнеса, следует установить состав участников юр. лица.

Если вы планируете открыть ООО, важно знать: вы можете выступать единственным учредителем общества. По закону количество участников ООО может быть от 1 до 50.

О том, кто имеет право стать учредителем ООО, и кто может им руководить, смотрите в следующем видео:

Далее основателям организации необходимо составить и подписать договор, в котором должны быть обозначены условия сотрудничества, права и обязанности участников, их ответственность и т. д. Когда ООО открывается одним лицом, этот этап пропускается.

Один из самых ответственных моментов при учреждении ООО – создание Устава предприятия. Этот официальный документ регулирует порядок всей деятельности общества, к тому же он обязателен для регистрации юридического лица в ФНС. Что нужно указать в Уставе?

Вот перечень сведений, которые обязательно нужно включить в этот документ:

  • название предприятия (полное и сокращенное);
  • юридический адрес – место, где будет находиться организация;
  • величина уставного капитала общества (от 10 тысяч рублей);
  • состав и компетенции органов управления компании;
  • права и обязанности основателей (включая условия выхода из ООО и перехода долей в уставном капитале);
  • порядок учета документов и предоставления их заинтересованным лицам.

При необходимости Устав предприятия можно дополнить другими актуальными для участников положениями, если это не будет противоречить закону.

Важно! Для регистрации нового юридического лица в ФНС вам потребуется два подлинника Устава, поэтому следует сразу позаботиться о том, чтобы указанный учредительный документ был выпущен в двух экземплярах. Один из оригиналов Устава, заверенный ФНС, вы получите обратно по итогам гос. регистрации.

Закончив с Уставом предприятия, необходимо оформить решение об учреждении юр. лица. Если подразумевается несколько участников, то оно оформляется в виде Протокола общего собрания. Так или иначе, в документе должны присутствовать сведения об утвержденном Уставе предприятия.

До 2014 года основателям ООО вменялось в обязанность до подачи документов в ФНС внести не менее половины от общей суммы уставного капитала. С этой целью чаще всего еще до визита в ФНС на новое юридическое лицо открывался расчетный счет в финансовой организации, и участники оплачивали свои доли согласно договору. Однако в мае 2014 года эта норма была отменена, и теперь внести свою долю каждый учредитель вправе в любое время, но не позже четырех месяцев с момента гос. регистрации.

Важно! По закону с 2015 году общества с ограниченной ответственностью не обязаны иметь печать. Однако если учредителями принято решение о ее необходимости, то сведения о печати нужно также внести в Устав организации.

Подготовив должным образом все необходимые документы, подтверждающие факт создания хозяйствующего субъекта, учредителям остается только уплатить обязательный денежный сбор в сумме 4000 рублей и выбрать один из способов регистрации в ФНС, доступных на сегодня для юридических лиц.

Зачем нужно регистрировать юридическое лицо

Официальные данные о каждой действующей в России организации в обобщенном и упорядоченном виде содержатся в Едином гос. реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Информация о новом субъекте предпринимательской деятельности вносится в этот документ представителями налоговой службы по итогам регистрации юр. лица.

Значение государственной регистрации юридических лиц состоит в следующем: только пройдя эту обязательную процедуру, вы вправе ссылаться на то, что ведете деятельность от имени организации. Другими словами, это - легализация, узаконивание вашего бизнеса. Если вести бизнес, минуя гос. регистрацию, то рано или поздно это всплывет на поверхность, и государство может применить по отношению к вам, как к учредителю, ряд санкций.

Кроме того, не имея официального статуса юридического лица, вы не сможете сотрудничать с серьезными и благонадежными партнерами. Сегодня каждое заинтересованное лицо перед тем, как заключать договор с контрагентом, может проверить его на предмет наличия подтверждающей записи в гос. реестре.

Регистрация юридического лица в налоговой инспекции

Оформив документы, необходимые на начальной стадии создания организации и выяснив, для чего нужно регистрировать юридическое лицо, можно приступать непосредственно к самой процедуре.

Первым делом вам следует определиться с тем, каким образом вы будете действовать, если планируете осуществить регистрацию юридического лица самостоятельно. Доступные способы:

  • лично, совершив визит в подразделение ФНС или в один из многофункциональных центров;
  • дистанционно (с помощью портала ФНС, через сайт госуслуг либо отправив документы почтой).

Если вы планируете подавать документы лично, нужно уточнить, . Регистрация производится по юридическому адресу организации, в качестве которого может выступать и домашний адрес одного из учредителей.

Если вам больше по душе удаленная подача документов, то учтите, что все необходимые бумаги придется заверять нотариально, а в случае электронной отправки документов еще и ставить на них усиленную электронную подпись.

Которые вы подготовили на этапе создания организации, нужно будет дополнить заявлением о гос. регистрации юр. лица. Бланк и правила его заполнения следует искать на сайте налоговой службы www.nalog.ru.

Важно! В заявлении о гос. регистрации не допускается наличие каких-либо ошибок. Все данные должны быть достоверными и совпадать с информацией, присутствующей в Уставе организации.

Полный пакет документов, который нужно предоставить в ФНС при первичной регистрации юридического лица должен включать:

  • Устав (2 подлинника);
  • Решение или Протокол об учреждении;
  • заявление по форме Р11001;
  • квитанцию о внесении госпошлины.

Передав все указанные бумаги одним из доступных способов в ФНС, вам следует подождать в течение пяти рабочих дней. За это время сотрудники службы проведут все необходимые проверки и рассмотрят ваше заявление. По итогам рассмотрения будет вынесено соответствующее решение.

Если решение будет положительным, то в налоговой службе вы получите:

  • Свидетельство о постановке на налоговый учет вашей компании;
  • выписку из реестра;
  • один из подлинников Устава с пометками ФНС.

Однако не всегда решение ФНС относительно регистрации юр. лица бывает положительным. Учредители могут столкнуться с такой проблемой, как отказ в гос. регистрации.

Проблемы при регистрации юридических лиц, и пути их решения

Причины, в связи с которыми сотрудники ФНС вправе отказать вам в регистрации компании, очень многообразны. Все они внесены в Федеральный и ИП №129-ФЗ.

Наиболее частые поводы для отказа:

  • предоставление недостоверных данных;
  • ошибки в документах;
  • отсутствие нотариального заверения, если таковое является обязательным;
  • запрет на право заниматься предпринимательской деятельностью в отношении одного из основателей и т. д.

Чтобы избежать проблем при регистрации юридических лиц, рекомендуется с особым вниманием отнестись к оформлению всех требуемых бумаг. Нередки случаи, когда налоговая служба отказывает в регистрации из-за ошибок в учредительных документах.

Если вы не уверены в том, что сможете правильно составить Устав организации, рекомендуем воспользоваться примерной формой этого документа, размещенной на информационно-правовом портале Гарант www.garant.ru. Использование типовой формы Устава позволит вам избежать ошибок и разработать собственный учредительный документ с учетом всех имеющихся требований.

Важную роль при регистрации юр. лица играет то, кто именно будет выступать в качестве заявителя. Поставить подпись на заявлении может один из участников (или все учредители в полном составе) либо руководитель организации, например, генеральный директор. Заверить подпись нотариально нужно во всех случаях, кроме того, когда при подаче документов в ФНС присутствуют все участники юр. лица.

Что делать, если нужно реорганизовать действующее юридическое лицо

Если вы успешно зарегистрировали вашу организацию в налоговой службе, и в дальнейшем в процессе деятельности столкнулись с необходимостью расширения бизнеса (или любого другого преобразования), вы вправе произвести реорганизацию фирмы.

error: