Расы и расовые теории. Значение словосочетания «расовая теория

Прошли десятки тысяч лет с тех пор, как «готовые люди» широко расселились по Земле. В течение всего этого столь длительного времени отдельные человеческие группы испытывали на себе влияние раз личных природных условий, существующих в разных зонах Земли: солнечного света, температуры, влажности воздуха, пищи и прочего. Это не могло не сказаться на людях, которые в разных географически: областях приобрели различный внешний телесный облик, превратились в особые породы, именуемые расами. Это всем известные негры (черные), монголы (желтые), европейцы (белые), которые, в свою очередь, могут быть разделены на еще более мелкие группы, или антропологические типы. Где-то здесь и начинается история расизма .

Основные расовые типы человека (слева направо): монгол, европеец, негр.

Господствующие классы использовали расовые различия для обоснования лженаучной теории естественной, биологической неравноценности людей. Сторонники этой теории уверяют, что существуют «высшие» и «низшие», благородные и неблагородные расы, что одни из них состоят из прирожденных господ, имеющих «естественное право» владычествовать, а другие являются рабами «по самой своей природе».

Истории расизма – влияние церкви

Немалый вклад в антинаучную эксплуататорскую теорию о неравенстве человеческих рас сделала церковь . В истории расизма она имеет немалое значение.

Несколько веков назад, в начальную пору развития капитализма, европейские торговцы и любители легкой наживы стали проникать в чужие страны, грабить и эксплуатировать «цветные» народы этих стран. Деятельное участие в этом разбое приняли и христианские проповедники – миссионеры . Они и постарались использовать библию в качестве прикрытия и оправдания колониального разбоя.

В библии рассказывается, как однажды бог Ягве, разгневавшись на людей, решил наслать на Землю потоп и погубить все живое на Земле.

«От человека до скотов и гадов, и птиц небесных истреблю, потому что я раскаиваюсь, что создал их », заявил бог.

Из всех людей Ягве решил оставить в живых Ноя, его трех сыновей – Сима, Хама и Яфета – и их жен. Они, таким образом, и являются, как уверяет библия, прародителями всех ныне живущих на Земле людей.

И вот отцы церкви стали утверждать, что благочестивый и любимый богом Яфет дал начало белой расе, которая должна господствовать над всеми народами мира. Сим – прародитель желтой расы, а Хам является родоначальником всех темнокожих людей, которые за какие-то прегрешения своего предка должны находиться на положении рабов у белых.

Между расистами всех стран, понятно, нет и не может быть полного согласия. Общим для них является только утверждение, что расы неравны между собой . Но когда дело доходит до оценки того или иного определенного народа, незаконно именуемого ими расой, лагерь расистов распадается на враждебные друг, другу направления.

Географические факты в истории расизма

Японские фашисты, например, еще не так давно кричали на весь мир, что именно японцы составляют наиболее благородную расу. Этим они обосновывали свое «право» грабить китайский народ и другие народы Азии и претендовать на господство во всей Азии, а в дальнейшем и во всем мире.

Европейские расисты держались и держатся иного мнения, причем и среди них также нет единомыслия. В разное время они выдвигали в качестве претендентов на роль высшей расы то один, то другой народ. Французские расисты отстаивали превосходство своей расы у итальянских расистов, итальянские – у немецких. Последние же настаивали на том, что именно немцы – наивысшая раса и что поэтому они имеют право сидеть на спинах других народов. Даже расисты маленькой Финляндии из кожи лезут вон, чтобы заверить всех, что именно они – избранная раса, призванная распространить свое влияние и власть на весь север Советского Союза, вплоть до Урала. Свежо еще в памяти то время, когда гитлеровцы, договорившись с финскими фашистами, совместно с ними напали на Советский Союз в надежде ликвидировать ненавистный им социалистический строй.

Но и после того как рухнули сумасбродные планы японских, итальянских, немецких, финляндских и прочих фашистов, после того как главные военные преступники были осуждены международным судом, расисты все же не угомонились. Теперь громче всех кричат о своем превосходстве английские и, в особенности, американские расисты. Вся американская реакционная буржуазия и ее лжеученые наймиты стремятся доказать, что только они должны установить свою власть над всеми народами и странами мира, потому, мол, что «американский человек – высший тип человека », потому что «американский образ жизни» – наилучший и все обязаны его копировать.

Желая как-нибудь прикрыть человеконенавистническую, угнетательскую сущность расизма, его защитники пытаются опереться на данные науки, конечно заранее извращая их. Однако подлинная наука целиком и полностью опровергает расистские измышления о естественном! неравенстве людей, о «высших» и «низших» расах.

Теории происхождения рас человека

Имеется несколько расистских теорий о происхождении рас человека . Согласно одной теории, расы человека произошли от разных пород человекообразных обезьян. Из этого делается вывод, что между ныне существующими расами нет никакой связи, что они кровно неродственны. Далее, сторонники этой теории уверяют, что человеческие расы, происходя от разных животных предков, имеют враждебные друг другу инстинкты, различную одаренность и способности. А раз так, то, стало быть, одни из них осуждены «самой природой» оставаться на уровне дикарей, а другие являются носителями цивилизации и имеют право господствовать над «нецивилизованными» расами и народами.

Антинаучность этой теории не нуждается в особом опровержении. Еще , что теория происхождения разных рас от разных предков противоречит эволюционному учению, с которым мы уже ознакомились.

Сторонники другой теории заявляют, будто они согласны с учением Дарвина о происхождении всех рас от одного вида человекообразных обезьян. Но процесс эволюции, говорят они, происходил неравномерно в разных странах. В силу этого одни расы ушли дальше от обезьян, другие стоят к ним ближе. Из этого предположения делается такой же реакционный вывод, как и только что изложенный: существуют «высшие» расы, имеющие «естественное право» на господство, и «низшие» расы, которые должны находиться в подчинении у «высших».

Как известно, человекообразные обезьяны имеют относительно длинное туловище и короткие ноги. По этому признаку самой удаленной от обезьяны будет черная раса, так как принадлежащие к этой расе люди имеют наиболее длинные ноги.

Для людей характерны развитые (отвернутые наружу) губы, покрытые красной слизистой оболочкой. Таких губ нет ни у одного вида животных, в том числе и у человекообразных обезьян. Наиболее развиты губы у представителей черной расы. Следовательно, и по этому признаку черная раса наиболее удалена от животных. Если же взять цвет кожи, то наиболее резко различаются по окраске люди белой расы и негры, имеющие темно-коричневую, почти черную кожу. Имеется очень много оснований считать, что обезьяньи предки человека имели светло-коричневый оттенок кожи. Следовательно, и черные и белые хотя по-разному, но в одинаковой мере удалены от обезьян. Наконец, если сравнивать степень выступания носа, то по этому признаку наиболее удаленными от обезьян оказываются европейцы и некоторые американские индейцы.

Словом, по разным признакам мы имеем различные показатели, и решать на их основе, какая раса высшая, какая низшая, просто нелепо.

Схожесть рас человека

О биологическом единстве человеческих рас говорит тот факт, что между ними невозможно провести какие-либо резкие грани, что не всегда возможно определить, где кончается одна раса и начинается другая. Это относится даже к таким резко отличным на первый взгляд основным расам человечества, как европейцы, негры и монголы. Укажем, например, что по форме волос австралийцы родственны с европейцами, а по форме носа, губ и цвету кожи – с неграми. Европейцы и австралийцы обладают также и другим общим расовым признаком – обильным произрастанием волос на теле и лице (усы и борода). У монголов же и у негров волос на теле и лице почти нет. Американские индейцы по форме волос и цвету кожи похожи на монголов, а по форме носа и губ – на европейцев. Можно также указать на саамов (лопарей), составляющих как бы связующее звено между европейцами и монголами. Есть группы человечества, которые крайне трудно отнести к какой-либо определенной расе, и различные ученые держатся о них разного мнения.

Короче говоря, человеческие расы переходят одна в другую, так как они находятся в близком родстве.

К этому надо добавить, что современные расы живут не изолированно друг от друга, вследствие чего они кровно смешаны, иначе говоря – никаких «чистых» рас не существует. Не существует и неизменных расовых признаков. Как бы упорно расовые признаки ни передавались по наследству, они всё же, как и всё в природе, не являются неизменными.

Но даже те признаки, какими одни человеческие расы отличаются от других, не имеют для людей жизненного значения. Можно ли всерьез говорить, что для умственной деятельности человека существенно, будут ли у него мягкие курчавые волосы или жесткие и прямые, какого он роста, как сильно у него выделяются скулы, какую форму имеет нос и т. п.!

От этих признаков не зависят ни таланты людей, ни характер их деятельности. Гораздо важнее тот факт, что все без исключения человеческие расы обладают такими особенностями, которые возникли в процессе прямохождения и труда и которые резко отделяют людей от всех животных, в том числе и от человекообразных обезьян. Речь идет о руке, своеобразной стопе, высокоразвитом мозге и сознании, о членораздельной речи. Укажем наконец, что и в крови людей невозможно обнаружить какие-либо расовые различия, так как все известные группы крови одинаково встречаются у людей всех рас.

«Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад …»

Из басни «Щука и Кот» А.И.Крылова.

Я, будучи уже даже в возрасте и в зрелом уме не интересовался расовой теорией. Идеология расовой неполноценности исповедуемая в гитлеровской Германии, дискредитировала расовую теорию. И эта теория ныне замалчивается как человеконенавистническая. Поэтому ознакомиться с ней в послевоенное время было нельзя. Однако с появлением Интернета такая возможность появилась. Вскоре я познакомился с произведениями немецкого мыслителя, классического филолога, философа Фридриха Вильгельма Ницше. В своей статье «К вопросу происхождения морали» («Zur Genealogie der Moral», 1887) Ницше пишет – «В основе этих благородных рас просматривается хищный зверь, роскошная, похотливо блуждающая в поисках добычи и победы Белокурая бестия. В этой скрытой основе, время от времени потребна разрядка, зверь должен наново возвращаться в заросли…», сравнивая поведение представителя арийской расы с поведением льва.
Примечание. Белокурая бестия – так называют представителя арийской расы (преимущественно немца), приверженца националистической теории о превосходстве этой расы над другими. Выражение принадлежит немецкому философу Фридриху Ницше (1844 – 1900). Понятие die Blonde Bestia (от латинских blondus – белокурый и bestia – зверь) до Ницше обозначало льва – царя зверей.
В это время моя наблюдательность подготовила почву, чтобы я заинтересовался расовой теорией.
Продолжительная поездка в московском метро и моя наблюдательность выявила некое несоответствие в анатомической конституции людей. Так я обратил внимание, что размер бедер и голеней у разных людей разный. Так как во время движения метропоезда все сидели, то очень выделялось несоразмерность бедер. Так я обратил внимание, что размер моего бедра в два раза был меньше размера бедра моего соседа, а длина моей голени была по размеру больше чем у него. Я начал присматриваться к другим сидящим и заметил подобные отличия. Когда на очередной станции люди с подобными отличиями встали, готовясь к выходу, я отметил, что их рост размерами почти не отличается. Выходит, что малый размер бедра компенсировался длиной голени. Далее я заметил, что у людей с длинными бедрами очень выдается выступ гортани – кадык. Я тогда не смог объяснить такое несоответствие, только отметил этот факт. Со временем я позабыл это наблюдение, но в дальнейшем мне пришлось столкнуться с другим несоответствием анатомической конституции у разных людей. Как-то директор учебного заведения, в котором я преподавал, вызвал меня и предложил, так как я был свободен от занятий, присутствовать на совещании специалистов по пожарной безопасности городских учреждений. Естественно, я пошел на это мероприятие. Актовый зал какого-то учреждения был полон участниками – «пожарниками». Некоторое время я сидел и слушал очередного лектора, потом от скуки (в свое время мне пришлось сдавать экзамены по пожарной безопасности, и мне все это было известно) начал рассматривать участников совещания. Меня поразило, что все участники имели одинаковую черту головы – низкий и как бы убегающий назад лоб с надбровными дугами и естественно выдающийся кадык. Я сначала осмотрел своих соседей, затем стал оборачиваться назад, и куда бы я ни смотрел, меня окружали почти 100% подобных людей. Это не было совпадением, это уже было закономерностью. И это необходимо было обосновать. Это заставило меня обратиться к расовой теории.
Оказывается, расовой теорией интересовались во все времена многие ученые. В европейской культуре второй половины XIX – первой половины XX веков расовые теории занимают видное место. Им отдали дань Рихард Вагнер и Фридрих Ницше, а среди теоретиков следует упомянуть графа Жозефа Артюра де Гобино, Людвига Вольтмана, Жоржа Ваше де Лапужа, Хьюстона Стюарта Чемберлена. В Российской империи расовые теории развивали такие авторы, как Степан Ешевский, Николай Кареев, Валентин Мошков.
Известным расовым теоретиком Третьего рейха был Ганс Гюнтер. В первой половине XX века основным источником и носителем расовой теории в Европе стал немецкий национал-социализм. На основе нацистской расовой теории в Третьем рейхе была разработана концепция расовой гигиены. Она послужила базой для проведения расовой политики, направленной на дискриминацию и уничтожение представителей так называемых «неполноценных рас». После Второй мировой войны расовые теории потеряли статус научных.
В современной России главным популяризатором расовой теории является публицист Владимир Авдеев. Свой вклад в расовую теорию внес также политик и политолог Андрей Савельев, автор книги «Образ врага. Расология и политическая антропология» (2007 год). Так публикации Авдеева и Савельева подвергнуты жесточайшей научной критике (например, известным антропологом В.А Шнирельманом) который называет эти труды расистскими.
Итак, расовая теория потеряла статус научной и подвергнулась запрету. Все это напоминает запрет символа свастики. Что такое свастика? Многие, не задумываясь, ответят – символ свастика использовали фашисты. Однако многие, кто задумывается, отметит, что в первую очередь это древнеславянский оберег.
Свастика – это древнейший символ, появившийся еще до нашей эры. Многие народы оспаривают другу друга право на ее изобретение. Изображение свастики находили в Китае, Индии и др. Это очень значимый символ – это солнечный, солярный знак. Говорят, что на том самом щите, который Вещий Олег прибил к вратам Царьграда, была изображена свастика. Символ свастики существует многие тысячи лет и поэтому несколько лет существования Третьего рейха не могут дискредитировать этот символ. Так и расовая теория, дискредитированная Третьим рейхом не может лишиться своей истинности.
Обратимся к причинам возникновения расовой теории. В своих статьях я отмечал, что человечество стало развиваться параллельно с полюсов. Однако связи с различными полюсными климатическими условиями, сформировавшими соответственную флору и фауну, возникшее человечество имело отличительные черты. Так, человечество, сформировавшееся на Северном полюсе, было плацентарное, человечество, сформировавшееся на Южном полюсе, являлось сумчатым. Необходимо отметить, что сумчатых животных также есть плацента, но она зачаточная и быстро рассасывается.
Естественно, что способ размножения формировался как рациональная возможность выживания в различных условиях. В целом сумчатость, как тип размножения, была выгоднее на Южном полюсе для сохранения популяции, чем плацентарность.
Происхождение севернополюсного человека представляет собой следующей цепочку – рукокрылые – низшие приматы – лемуры – высшие приматы – обезьяны – человек. Что касается южнополюсного человечества, то оно по последним научным исследованиям, произошло от кенгуру. Оказывается люди и кенгуру – дальние родственники, имеющие общего предка. Генетические звенья человека очень напоминают генетическое строение кенгуру. Отсюда – сумчатые кенгуру – сумчатые лемуры – сумчатые приматы – сумчатые обезьяны – сумчатый человек.
Южнополюсное человечество имело возможность от места своего зарождения распространяться по территориям основных материков. По мере освоения материков, более низких территориальных широт, южнополюсное человечество от аплацентарного (сумчатого) развития вынуждено было переориентироваться на плацентарное развитие, так как в их организме предпосылки для этого были. Хотя необходимо отметить, что некоторые атавистические признаки аплацентарного развития еще наблюдается у его гибридов. Это у некоторых женских особей увеличенные размеры половых губ, как атавизм существования сумки, так называемый «готтентотский передник». Также отличительный срок утробного развития, приблизительно 7 месяцев у гибридов интенсивного преобладания южнополюсного развития и приблизительно 10 месяцев у гибридов интенсивного преобладания севернополюсного развития.
Примечание. Схематически изображая распространение видов, то наблюдаются две пирамиды, вершины которых находятся на полюсах. Одна соответственно на северном, другая на южном, а основания этих пирамид упираются в экватор. Такое пирамидальное распространение флоры и фауны указывает на то, что вся органическая жизнь возникла на полюсах и распространилась к экватору. Закономерно, что эти ветви разнополюсного человечества, соприкоснувшись между собой на экваторе, обязаны были дать гибридное потомство. Отсюда человек не чистокровное существо, как думали до сих пор, а помесь древних типов, в которых в настоящее время в чистом виде уже не существует.
Среди нынешнего гибридного человечества существуют различные типы людей в большей или меньшей мере смешанные с разными полюсными видами. Отличительными признаками этих типов людей относящихся к различным ветвям полюсного развития являются конституционные особенности скелета, а также особенности как физиологические, так и анатомические (брахицефалия, долихоцефалия, скелет, парадонт и так далее).
Так к типу, более относящемуся к севернополюсному, относится условно «кроманьонский человек». Вот набор его признаков, которые чаще встречающихся у современных гибридов. Они высокого роста, с ногами более длинными, чем туловище. У них короткая талия, длина голени больше, чем бедра. Цвет кожи белый, все тело, не исключая лица, покрыто тонкими волосами светлых оттенков.
Череп длинный (долихоцефалия) спереди назад и сверху вниз. Лоб высокий и прямой, глаза большие с прямым разрезом, со светлыми радужными оттенками (голубой, серый и т.д.). Нос прямой с небольшой горбинкой. Рот небольшой с тонкими губами. Зубы прямые, вертикально поставленные, без так называемого прогнатизма, среди зубов отсутствует диастема. Количество зубов составляет 28. Ушные раковины небольшие, не оттопыривающиеся, с хорошо развитыми мочками. Шея тонкая, длинная. Телосложение богатырское, с сильно развитыми мускулами. Руки не длинные с малыми оконечностями. Живот не выдающийся, подтянутый. Ноги с малыми стопами и с сильно развитыми икрами. По устройству пищеварительного аппарата и по роду пищи этот севернополюсный человек относится к плотоядным существам. Так севернополюсное человечество имеет родство с птицами, то оно получило способность издавать звуки и естественно перешло к членораздельной речи.
Южнополюсный человек относится условно к «неандертальцам» - люди, сменившие в развитии питекантропов. Неандертальцы это существа еще напоминали животных. Неандертальцы, представлявшие собой южнополюсную сумчатую ветвь, это существа небольшого роста с длинным туловищем с удлиненной талией, оттопыренным назад широким тазом, с длинными бедрами и короткой голенью. Ноги, без икр, с большими совершенно плоскими стопами, согнутые в коленях из-за сумки, и длинные руки с массивными удлиненными кистями. Цвет кожи темного оттенка. Кожа толстая и почти лишенная растительности, лишенная жировой подкладки. Только на голове густая шевелюра из волос черного цвета. Голова круглая (брахоцефалия) и коротка сверху вниз и удлинена только сзади наперед, лоб низкий и покатый, убегающий назад. Голова сильно напоминала голову собаки, отсюда из-за такого расположения головы сильно выделялся кадык – выступ гортани, (передне-верхняя часть щитовидного хряща, выступающая на передней поверхности шеи). Сильно развитые надбровные дуги. Глаза маленькие с косым разрезом, с черной или темно-карей радужной оболочкой. Нос обычно небольшой плоский и приплюснутый. Вся нижняя часть лица с массивными челюстями выдвигалась вперед, напоминая животное. Расположение зубов прогнатичное, количество 32. Имеется диастема. Все это, признаки южнополюсного человека (неандертальца), набор который чаще встречающийся у современных гибридов.
Примечание. Диастема (щель между передними зубами) является отличительной чертой травоядных животных. Происхождение южнополюсного человека от кенгуру выявило несколько отличительных признаков. Так количество зубов равно 32. Также у некоторых видов кенгуру, отмечено своеобразная смена зубов. Новые коренные (скрытые до этого в десне) появляются у заднего конца зубного ряда. Все это напоминает появление так называемых «зубов мудрости» у гибридных людей.
Далее, Губы толстые, язык толстый, массивный. Подбородок широкий, Уши с большими ушными раковинами, топырящимися в стороны и совершенно без мочек. Живот толстый, выдающийся и отвислый. Шея короткая, толстая. Хотя существо это ходило на задних ногах, но двигалось медленно, переваливаясь с боку на бок и раскачиваясь корпусом. Поясница его была сильновогнутая, мешавшая корпусу держаться прямо, постановка туловища была наклонная вперед, сгорбленная или сутуловатая. Зато это существо прекрасно лазало по деревьям, плодами которых оно питалось. В отличие от севернополюсного человека, неандерталец был существом растительноядным. Неандерталец не обладал даром слова, а издавал только отдельные звуки высокого тембра. Сказывалось происхождение от кенгуру. Так звуки, издаваемые кенгуру больше всего напоминают хриплое покашливание.
Северную ветвь человечества можно охарактеризовать, дав ей определение как «Волчья цивилизация». Почему Северная ветвь человечества так напоминает «волчью»? Волки – общественные животные; они живут семьями. В любой стае есть свой «табель о рангах», а в нем каждому отведено свое место. Претенденты на роль вожака остаются в стае и ждут своего часа. Другие волки, повзрослев, уходят, чтобы скитаться в одиночку. Волки-одиночки, которые ушли из стаи и живут сами по себе. Но и могут создать свою стаю, если им повезет встретиться с одинокой волчицей. Самый сильный волк в стае становится вожаком. Править ему помогает подруга - волчица. Все решения, касающиеся жизни стаи, принимает именно эта пара. Во время патрулирования границ, защиты территории от вторжения чужаков и часто на охоте стаю возглавляет матерый самец. В период устройства логова и выкармливания щенков главной становится матерая самка, и ей подчиняются все члены стаи. Волки в стае ведут себя очень дружелюбно. В ней каждому отведено свое место и в отношениях царит строгий порядок. Неписаный закон охватывает все стороны жизни стаи. Основанный на системе доминирования (превосходства), волк устанавливает очередность в доступе к пище, право обзаводиться потомством или обязанность подчиняться, дарует привилегию вести себя свободно. Враждебность, ссоры, нападения, драки в стае редки. Все решается недвусмысленными действиями сильных волков, «объясняющими», кто главный, а кто подчиненный. Но чаще вся стая следует воле признанных лидеров. Так благодаря взаимопониманию членов стаи в ней поддерживается гармония. Дружеские отношения играют огромную роль в сплочении стаи. Отсюда Северная ветвь человеческой цивилизации, характеризуется как «Волчья цивилизация», где Бог – абстрактный. Вожак – человек – вождь – дружина – рабочие ремесленники – свободные люди. Это соответствует направлению организации «Волчьей цивилизации» - Сознание – Причина – Воля.
Южная ветвь человечества можно охарактеризовать как «Муравьиная цивилизация». Детальное изучение и анализ жизни муравьев привел ученых к поразительным выводам. Человеческое общество, основанное на определенном классовом расслоении и упорядочении путем введения определенных должностей и социальных ролей каждого человека, очень сильно напоминает сообщество муравьев. Муравьиное общество все подчинено строгим законам и правилам, которые никто и не думает даже нарушить. Так, каждый муравей, с момента своего появления на свет и до момента своей гибели является членом отлаженной системы общественных взаимоотношений. Каждый ее член знает отведенную ему роль и беспрекословно выполняет возложенные на него функции. Недавно родившиеся муравьи находятся в специальных отсеках – «яслях», где к ним приставлены взрослые муравьи-няни. Эти няни не только воспитывают маленьких муравьев, но и регулярно выводят их на прогулки на свежем воздухе. Больных муравьев осматривают специальные муравьи-врачи, которые проводят ежедневное посещение своих пациентов и, в случае необходимости, переводят опасно больных муравьев в другое отдельное помещение. Более того, они проводят хирургические операции; ампутации сильно поврежденных конечностей путем их обгрызания. Также у муравьев есть охранники, военные, носильщики, фермеры, могильщики, полицейские, строители и многие другие профессии. Их искусственные города представляют собой уникальные инженерные сооружения. Постройки чрезвычайно прочны, система ходов в них оптимальна для передвижения. В муравьиных «небоскребах» действуют система вентиляции, а в холодные дни включается хитроумный обогрев. Тщательно выстроена и структура муравьиного государства со своей полицией, отрядами рабочих, инженеров-строителей, царями и придворными. У муравьев также налажено «сельское хозяйство» и «животноводство». Эти трудолюбивые насекомые занимаются разведением тлей, которые выделяют из брюшка сладкую жидкость. Муравьи строят для своих «сахарных коровок» теплые «загоны», куда прячут их в непогоду и вновь выгоняют на «пастбище» с восходом солнца. «Коровок» охраняют от других насекомых и регулярно доят специальные отряды. Также муравьям свойственны «войны» и «рабовладельчество».
Южная ветвь человечества полностью соответствует «Муравьиной цивилизации». Отсюда «Муравьиная цивилизация» Бог – человек. Строгая иерархия – Царь – придворные – слуги – ремесленники – рабы. Это соответствует направлению организации «Муравьиной цивилизации» - Воля – Причина – Сознание.
Отсюда «Волчья цивилизация» – Сознание – Причина – Воля формируется средой и обстоятельствами – рационализм причинно-волевого развития. В зависимости от среды и обстоятельств происходит осознание причины действительности и дальнейшее волевое взаимодействие с ней. «Муравьиная цивилизация» - Воля – Причина – Сознание формируется как волевой фатализм причинно-осознанного развития. В зависимости от обстоятельств происходит приспособление к причинно-осознанной фатальной воли действительности. Встретившись на экваторе «Волчья цивилизация» Северного полушария и «Муравьиная цивилизация» Южного полушария создала современную Парадоксально-Компромиссную цивилизацию, где объединились Причинно-волевой рационализм и причинно-осознанной волевой фатализм. Если в первом случае («Волчья цивилизация») взаимодействие с обстоятельствами происходит в активном действии сопротивления, то во втором случае («Муравьиная цивилизация») происходит в пассивном взаимодействии приспособления. Парадокс компромиссной цивилизации заключается в несогласованности противодействий в случае экстремальных ситуаций. Одни хотят активно действовать, сопротивляясь действительности, другие пассивно взаимодействовать, приспосабливаясь к той же действительности. Если «Волчья цивилизация» управляется коллегиально – вече, парламент, союз, избранный вождь, то «Муравьиная цивилизация» управляется авторитарно – абсолютный монарх – наследственная иерархия. Парадоксально-компромиссная цивилизация управляется смешано. Конституционная монархия (К.м. принято подразделять на дуалистическую и парламентарную, где государственную власть делят монарх и парламент, избираемый всеми или определенной частью населения), а также Президентско-парламентское и Парламентско-президентское управление. Необходимо отметить, что во всех случаях парадоксально-компромиссных цивилизациях действует Порядок, обеспечивающий авторитарное управление. Отсюда все противоречия и кризисы политических разногласий, нестабильность государственных образований, основаны на совместном проживании людей от разных человеческих цивилизаций, возникших и сформировавшихся на разных полушариях Земли.
Современные люди несут часть генов неандертальцев. К такому выводу пришла международная группа ученых из 56 человек, которая исследовала окаменелые останки неандертальцев, найденные в одной из пещер Хорватии.
Итак, в районе экватора встретились два человечества – Северное человечество условно определяемые как кроманьонцы и Южное человечество, условно определяемое как неандертальцы, и создали свои гибриды. Естественно, что доля участия кроманьонцев и неандертальцев в гибридах разная. Так общая сумма неандертальских генов в современных геномах колеблется. Так команда ученого Эйки восстановила около 20% от общего генома неандертальцев, а команда Рейча – около 30%.
Естественно, что нынешние человеческие гибриды имеют различный процентный состав кроманьонских и неандертальских генов. Отсюда у каждого человеческого гибридного индивида профессиональная различная возможность. Если человеческие гибриды северного полушария имеют меньший состав неандертальских генов, то гибриды южного полушария имеют меньший состав кроманьонских генов. Такое различие человеческих гибридов сказалось на развитии цивилизованности южного и северного полушарий. Не является секретом, что северное полушарие в культурном и техническом плане более развито, чем южное.
Человеческие гибриды отличаются не только в умственном, но и анатомически конституционном положении. Если рассматривать спортивные достижения, то негритянские спортсмены, имеющие большой процент неандертальских генов и анатомически конституционно отличающиеся от белых спортсменов не имеют конкуренции в беге, в прыжках, в боксе. Длинные бедра позволяют в беге делать шаг там, где белый спортсмен должен делать два, а длинные руки позволяют быть успешными в боксе и т.д. Возвращаясь к совещанию «пожарников» явно, что гибриды, которые имеют больше генов неандертальцев, которые не пользовались в «младенчестве» огнем выбрали себе профессию «пожарников».
Естественно, что гибриды, имеющие больше генов «Волчьей цивилизации», способны к руководству, а гибриды, имеющие больше генов «Муравьиной цивилизации» являются хорошими исполнителями. Отсюда для приема на работу, человек обязан иметь справку о своей генетической принадлежности к определенной цивилизации – «Волчьей» или «Муравьиной». И на основании этой справки человеку необходимо предоставлять профессию.

Расистские концепции стали отправной точкой для формирования выводов политического характера, которые появились именно в Германии. Они прекрасно подходили в качестве идеологии милитаристам и колониалистам, которые не скрывали своих агрессивных и империалистических замашек. Уже в конце 19 века среди немецкого населения получило распространение движение за империалистический раздел мира. Страна в погоне за англичанами в ускоренном темпе строила военный флот, захватила колонии на территории Африки и Океании. Очевидно, что представители империалистических кругов, активно заинтересовались расистскими теориями, ведь они отлично годились на роль «научного объяснения» их планов.

Немцы признавались носителями арийского типа расы, предназначение которой заключалось в господстве над всеми остальными. После Первой мировой войны в определенных кругах начал распространяться миф о природном превосходстве арийской расы, представители которой отличаются высоким ростом, длинной головой и светлыми волосами. Эти внешние признаки позволяли говорить о генетической связи с германскими народами.

Один из родоначальников антропосоциологии немецкий исследователь О. Аммон занимался необычными измерениями антропометрического характера. Он изучал особенности населения в трех городах и выяснил, что среди городского населения и тех, кто относится к высшему обществу, имеется большая доля длинноголовых. В низшем же классе, среди простых крестьян преобладала доля короткоголовых. Получалось, что обладатели длинной головы от природы имеют дар управления и наделены высоким интеллектом. Это означало, что им самой природой предназначено относиться к высшему классу и занимать господствующее положение над всеми остальными. Аммон пришел к выводу, что любое общество будет развиваться до тех пор, пока не достигнет критически низкого уровня доля длинноголовых – самых талантливых и умных.

Его французский коллега, Ж. Ляпуж, приверженец теории социального дарвинизма, также занимался классификацией людей в зависимости от типа головы. По его мнению, размер головы был фактором и культурных различий между обществами. Длинноголовые представители человечества, несомненно, формировали лучшую расу – арийскую, а остальные относились к низшим расам.

Антропосоциология получила свое развитие в 19 веке и к началу 20 века стала одной из самых влиятельных школ в социологических науках. Основной идеей расово-антропологической школы стало теория о том, что развитие народов в их историческом и культурном аспекте стало следствием действия одного решающего фактора – принадлежности к той или иной расе. Школа формировалась во времена нарастания популярности теории Дарвина и получила необходимую поддержку со стороны биологической науки. В это время биологический подход господствовал в социологии, а расы пытались классифицировать именно по биологическим признакам.

Антропосоциология пыталась выстроить социальное знание о человеческом обществе, ориентируясь на естественные науки. Ее тесная взаимосвязь с социал-дарвинизмом объясняла механистичность и биологизм, присущие этому учению. При отсутствии фактов, расово-антропологическая школа многое додумывала, подменяла научные выводы спекуляциями, построенными таким образом, чтобы их можно было посчитать за научные.

Одним из представителей антропосоциологии стал французский дипломат Ж.-А. де Гобино. Его труд «Опыт о неравенстве человеческих рас» в середине 19 века стал первой научной работой, где систематизировано были изложены рассуждения о том, какое значение имеет расовый фактор на историю человечества. В дальнейшем, его взгляды стали основой всех последующих теорий антропологической школы и существенно повлияли на понимание самого термина «раса».

Расизм как общественное понятие представляет собой объединение нескольких концепций, носящих антинаучный характер. Основой расизма является следующее суждение: человеческие расы не одинаковы между собой, если сравнивать их в физическом и психологическом развитии, а, значит, такие различия неизбежно влияют на историю и культуру мировой цивилизации. Проще говоря, люди делятся на лучшие и худшие расы - высшие и низшие. Те, кто составляет численность высшей расы, наделены наилучшими признаками и призваны господствовать над расами, стоящими в иерархии ниже и не обладающими способностью сделать ничего в плане общественной культуры. Низшие расы годятся лишь для эксплуатации в целях «высших» людей. Лучшая раса состоит из создателей цивилизации, основоположников общества и культурных ценностей, а низшая раса – из рабов. Подобные ложные идеи, несущие в себе все признаки человеконенавистничества, характеры для любой разновидности расизма.

Социальная и политическая философия XIX века была полна попыток определить и утвердить детерминистские методы объяснения человеческой природы и человеческого общества. Маркс и его последователи обращались к экономическим силам и классам. Позитивисты , вдохновленные Контом, все внимание сосредоточивали на законе трех стадий, развитии науки и организации общества в соответствии с научными принципами. Националисты стремились к созданию национальных государств. Были мыслители, которые принимали различные теории эволюционного развития, связанные с дарвинизмом .

Но одна теория человеческих отношений оказала на эпоху и общество большее практическое влияние, чем любая другая – расовая или расистская философия. В XIX веке термин «раса» приобрел новое значение и стал играть новую роль. На физические различия представителей разных рас внимание обращали еще со времен античности. Расовое мышление издавна было свойственно людям в самых разных частях света, не только на Западе.

Однако с конца XVIII и до начала XX века расовая, или расистская, философия сформулировала ряд идей, которые стали основой для интерпретации истории, определения социальных проблем, объяснения культурных различий и разных уровней экономического развития. Только в XIX веке раса стала идеологическим фактором, служащим для защиты институтов рабства, империализма, антисемитизма и национального единства.

Вот основные свойства расовой теории:

1. Человеческие расы различаются между собой так же, как различные виды животных . Это природные типы, характеристики которых передаются через кровь. Важно отметить, что в XIX веке цвет кожи не являлся основополагающим фактором европейского расизма. Ключевым фактором являлась кровь. Границы рас не воспринимались как непреодолимые, поскольку люди, принадлежащие к разным расам, могли давать потомство, однако сторонники расового мышления считали, что эти границы всё же существуют и обычно выступали против межрасового смешения.

2. Расовые философы были уверены, что между физическим типом и духовно-нравственными характеристиками имеется прямая связь, что характеристики рас определяют их социальные, интеллектуальные и культурные свойства . Отсюда, в частности, следует, что расизм – это доктрина коллективной психологии, враждебной идеологии индивидуалистской.

3. Расовые философы утверждали иерархию рас , приписывали разным расам различную ценность .

4. Расовая теория имела и своё практическое воплощение : её сторонники выстраивали собственные социальные и политические теории , стремясь положить их в основу общества.

Расовая философия в Новое время ассоциировалась с научным подходом или культом науки. Культурный авторитет науки позволил расовой философии в XIX-XX веках приобрести аналогичный авторитет.

Расовая философия XIX века представляла собой реакцию на три основные духовные силы того времени: на универсалистский принцип Французской революции , на либерализм и на новый городской индустриальный порядок, который привел к крушению прежних традиционных социальных иерархических структур и границ. Это была реакция на гомогенизацию европейской культуры в Европе и попытка сохранить европейскую гегемонию во всем мире. В Соединенных Штатах основной задачей расовой философии было поддержание института рабства, а затем распространение белой культуры по континенту, сопротивление ассимиляции иммигрантов из Европы и Азии, поддержание системы легализованной сегрегации.

Жозеф Артюр де Гобино - мыслитель, который считается основателем расовой теории Нового времени

В XIX веке в Европе расовая философия пользовалась популярностью в академических кругах. Ее поддерживали разнообразные ученые, работы которых в тот период ассоциировались с широкими идеалами науки. Среди них были антропологи и филологи.

Первым термин «раса» в научном трактате 1749 года использовал французский биолог Бюффон. Изначально он носил описательный характер. Самым значительным и влиятельным автором XVIII века, обсуждавшим расовые вопросы, был Иоганн Фридрих Блюменбах. В 1775 году он опубликовал трактат «О естественном разнообразии человечества». Хотя Блюменбах считал все попытки определить «разновидности человечества» субъективными упражнениями, не основанными на фактах, он предложил, для удобства, разделить род людской на пять разновидностей, или рас. Это он назвал европейцев «кавказцами», поскольку считал, что первые европейцы пришли с Кавказских гор. В первой половине XIX века Блюменбах пользовался неоспоримым авторитетом среди всех антропологов. Он полагал, что все люди произошли от первой пары человеческих существ, следовательно, у них нет врожденных различий, определяющих превосходство одних и неполноценность других рас. Такая позиция получила название моногенеза.

Однако вскоре появились более выраженная расовая доктрина – полигенез. Согласно ей, каждая раса появилась отдельно от других. Теорию полигенеза поддерживали многие философы эпохи Просвещения . Некоторые из них, например, Вольтер , стояли за неё, поскольку она подрывала авторитет Библии. Одним из первых ярких трудом в защиту полигенеза стала книга Эдварда Лонга «История Ямайки» (1774). Лонг писал свой труд как руководство для британской политики на острове. Он утверждал, что европейцы и чернокожие рабы принадлежат к разным видам и даже заявлял, вопреки очевидности, что мулаты – это бесплодные гибриды. Лонг отстаивал различное происхождение рас. В течение 75 лет его книга была основным источником информации и авторитетом для сторонников полигенеза. Влияние этой книги доказывает антропология XIX века. В значительной степени она опиралась на наблюдения тех, кто писал книги о путешествиях. Достаточно взглянуть на сноски в «Происхождении видов» и «Происхождении человека» Чарльза Дарвина, чтобы понять, что даже самые видные научные мыслители того времени целиком полагались тогда на подобную литературу.

В середине XIX века ученые вернулись к доктрине полигенеза, считая различия в пропорциях черепа признаками различия ментальных способностей. В конце 1850-х и начале 1860-х годов профессор из Эдинбурга Роберт Нокс и француз Поль Брока обратились к полигенезу, чтобы заявить, что в борьбе за выживание смешанные расы всегда уступают расам чистым. В 1850 году Нокс опубликовал чрезвычайно популярную книгу «Человеческие расы». Теория полигенеза выдвигала:

1. Аргументы в защиту рабства.

2. Объяснения, которые давали себе европейцы, столкнувшись с людьми, настолько непохожими на них по цвету кожи, обычаям и нравам, что западным нациям было трудно считать их представителями своего человечества.

3. Оправдание колониальной эксплуатации и негуманного отношения к жителям колоний.

Полигенез весьма привлекал европейцев в эпоху колониализма .

Вторая наука, которая внесла значительный вклад в расовую философию, – это филология. В конце XVIII – начале XIX века два британских филолога, сэр Уильям Джонс и Томас Янг, выявили сходство между языками – греческим, санскритом, персидским, кельтским и германским. Янг назвал эту группу индоевропейской языковой семьёй. Он полагал, что эта языковая группа происходит от единой индоевропейской расы, которая сначала завоевала Индию и создала свой язык, а затем распространилась на север и запад, в Европу, повсеместно доказывая свое превосходство над покоренными народами.

Этот взгляд приобрел особую популярность в Германии, особенно среди германских романтиков . В 1859 и 1860 годах Ф. Макс Мюллер, немецкий филолог, перебравшийся в Оксфорд, прочел цикл лекций, в которых предлагал заменить термин «индоевропейский» на «арийский». Затем в Европе начались поиски родины ариев, о чем было написано множество книг. Представление о высшей расе завоевателей, потомки которых все еще живут в современной Европе и рассеивают семена своего превосходства, утвердилось на Западе весьма прочно. Некоторые авторы считали, что потомки ариев принадлежат к определенной национальности, другие считали их особым классом. Ариев обычно ассоциировали с нордическими или тевтонскими народами.

Своей философской формулировкой расовая теория более всего обязана двум людям – Артуру де Гобино и Хьюстону Стюарту Чемберлену .

Хьюстон Стюарт Чемберлен, один из творцов расовой теории

Расовые идеи проникали в европейскую философию, когда одна группа – как правило, правящая – хотела отделить себя от тех, кем она управляла, или объяснить какие-то неудачи в доминирующей культуре присутствием группы, от этой культуры отличной.

Это можно заметит хотя бы по обсуждению ирландского вопроса английскими писателями. Ирландский национализм в XIX веке представлял для Англии серьезную проблему. В этот период английские писатели пытались утверждать, что ирландцы – чуждая, низшая раса по отношению к английским англосаксам. Ирландцы были кельтами. Англичане – англосаксами , потомками арийских завоевателей Британии. Англичане считали, что ирландцы, в силу своего кельтского происхождения, неспособны к независимости и самоуправлению. Такой точки зрения придерживались многие английские историки, в том числе Джон Р. Грин, Эдвард А. Фримен и епископ Стаббс. В этом они следовали примеру таких антропологов, как Роберт Нокс, который в «Человеческих расах» утверждал, что кельты не могут понять смысла, вкладываемого англосаксами в термин «независимость». Он утверждал, что кельты неспособны поддерживать воинскую дисциплину, они ненавидят порядок и склонны к религиозному фанатизму. Привычки кельтов доказывают, что они не способны контролировать себя. В 1866 году Мэтью Арнольд прочел цикл лекций «Об изучении кельтской литературы», в которых утверждал, что саксонская литература полна энергии и честности, а литература кельтов проникнута чувствами и сентиментальностью. И вновь все ценности, ассоциируемые с литературой, истолковывались не в пользу ирландцев. Английская политическая элита искусно использовала подобные аргументы, чтобы отказать Ирландии в самоуправлении и сохранить ее под владычеством Англии.

Самые катастрофические последствия расовая философия имела для европейских евреев . Важно отметить, что до XIX столетия антисемитизм был не расовой теорией, а неким набором культурных и религиозных предубеждений. Но в XIX веке антисемитизм стал постепенно подпитываться расовой теорией, опирающейся на антропологию, филологию и медицину. В конце века антисемитизм невероятно усилился, поскольку его сторонники умело использовали достижения науки.

Идеи, связанные с наукой, расой и антисемитизмом, широко циркулировали в Европе и Америке. Обычно они были связаны с тремя научными сферами: социальным дарвинизмом ,развившимся на основе теории эволюцией, евгеникой и общественным здравоохранением. Все это стало научной основой расовой философии. На рубеже веков в Европе антисемитизм превратился в настоящую науку.

Содержание статьи

РАС ТЕОРИЯ. Единого определения расы не существует, некоторые ученые вообще считают, что понятие «раса» не имеет научной ценности. Попытки найти основание для объединения людей в расы упираются в расплывчатость критериев. Физические признаки даже в пределах одной расы могут сильно различаться, генетического стандарта пока не обнаружено. Предлагаемая ниже статья американского ученого Стивена Молнара посвящена истории возникновения генетического подхода к проблеме.

Раса

– это группа организмов, которая составляет подразделение вида и существенно отличается по одной или более физическим характеристикам от других расовых групп этого вида. В соответствии с генетической терминологией раса – это крупная популяция индивидуумов, имеющих совокупно значительное число одних и тех же генов, и которая по генетическому набору отличается от других рас этого же вида. Сам набор и компоновка рас зависит от того, какие гены выбраны для сравнения. В настоящее время у Homo sapiens идентифицировано большое количество различных генов, которые пополняются все новыми и новыми, что затрудняет определение особенностей любой расы. Частые миграции, завоевания и заселение новых территорий нашими далекими предками приводили к взаимосмешению различных народов, что постоянно размывало расовые рамки.Несмотря на то, что традиционно человечество подразделяется на три или пять основных рас (они также имеют название «большие расы»), было бы неправильно считать их естественными, устойчивыми и неизменными видами рас. Концепция расы – это не просто одна из таксономических проблем, которая заключается в определении принадлежности группы индивидуумов к определенной классификации. Вопрос относится именно к методам с точки зрения времени и пространства, применяемым при исследовании Homo sapiens .
Скорее всего не существовало бы такого понятия как раса – если бы не свойство нашего разума классифицировать все явления вселенной на категории.

Расовая классификация.

Люди, а их количество более 6 млрд. человек, – разные, и имеют вполне наглядные внешние различия, как форма и размер тела, цвет кожи, тип волос. Все эти внешние признаки антропологи прошлых столетий использовали как критерий при классификации групп населения, объединяя их в разные новые категории, которые и были названы расами. Так как некоторые признаки варьируются и зависят от географического положения, эти первые попытки определить группы рас увенчались некоторым успехом. Народы арктической зоны, такие, как эскимосы (инуиты), значительно отличаются строением тела и цветом кожи от австралийских аборигенов; таким образом, те и другие причислялись к разным расам. Согласно этой классификации европейцы отличаются от африканцев, китайцы от полинезийцев, малазийские народы тихоокеанского региона контрастируют по многим признакам с коренными американцами (индейцами, или американоидами). Ранее существовало мнение, что каждая из этих групп обладает достаточным количеством отличий, и только поэтому их можно отнести к разным группам. В результате увеличилось число основных рас, к которым относились европеоиды (или по западной классификации – кавказоиды), монголоиды, негроиды. Так, полинезийцы, американские индейцы и аборигены Австралии были выделены в отдельные, или вторичные, расы. Несмотря на дальнейшее развитие классификации, многие народы обладали такими комбинациями характерных черт, которые не позволяли включить их в какую-либо расовую категорию. Чем больше ученые имели информации о Homo sapiens , тем больше новых категорий создавалось, и число вторичных рас вскоре перевалило за десяток.

Подобная классификация человека на первичные и вторичные расы широко распространена и сегодня. Она часто применяется в исследованиях по биологии человека. Несмотря на то, что большинство людей точно не соответствует тем расам, которые были сконструированы методами 19 в., мы все еще продолжаем использовать слово «раса» как средство идентификации как в социальных, так и научных целях. И это несмотря на громадное увеличение числа параметров, по которым регистрируется биологическое разнообразие человечества.

Термин «раса» слишком часто применяется в обществе, начиная от политических единиц (британская «раса») и до лингвистических групп (арийская «раса» или семитская «раса»). Подобное обозначение может быть оправданным, если имеется в виду существование общих культурных, лингвистических и политических признаков, хотя сейчас для того, чтобы обозначить какие-либо религиозные, культурные и языковые общности, применяется термин – «этнический». На фоне роста генетических знаний дальнейшее использование термина «раса» для обозначения происхождения или распределения биологических характеристик резко снижает достижение предполагаемой цели.

Термин «раса» для обозначения происхождения или общих биологических характеристик часто является явно недостаточным и не полностью раскрывает заложенный смысл в связи с большим количеством информации по генетике.
Поскольку существует проблема классификации, в настоящее время при дефиниции понятия «расы» применяется термин генная концентрация (или частота гена). В своей работе Генетика человека (Human Genetics ), написанной в 1986, Ф.Фогель и А.Г.Мотульский определили расу как «большую популяцию индивидов, которые имеют значительную долю общих генов и отличаются от других рас общим генофондом». Акцент здесь сделан не только на общности генной частотности, но и на смешивающейся популяции. Еще в 1960 антрополог Стенли Гарн в своей работе Человеческие расы (Human Races ) признал важность изучения человеческого многообразия на популяционном уровне: «В настоящее время общепринято, что раса есть смешивающаяся популяция, в значительной мере, если не полностью, репродуктивно изолированная от других смешивающихся популяций. Мерой расы является, таким образом, репродуктивная изоляция, возникающая обычно, но не исключительно, по причине изоляции географической». Он предложил классификационную систему, которая сочетала в себе признание важности как географического фактора, так и изменения в генной концентрации. Он выделили 9 т.н. географических рас. Каждая из девяти рас включала в себя большое множество локальных рас. Они отличались друг от друга частотой всего нескольких генов.

Количество локальных рас менялось, и от поколения к поколению сами локальные расы видоизменялись, т.к. численность популяции менялась, народы мигрировали и смешивались. Иногда, когда на географических территориях возникали новые границы, то локальные расы оказывались по разные стороны границ, а это приводило к дополнительному дроблению рас на еще более мелкие. Такая разъединенная общность назвалась микрорасой. Микрорасы можно обнаружить в Европе и других регионах мира.

Какие бы трудности не возникали в процессе включения генетических знаний в изучение человеческого вида, уже к 1960-м стало ясно, что характерные черты как простое наглядное восприятие, как размер, форма и цвет, никогда не могут быть полностью адекватными критериями для установления степени родства и общности происхождения. Известны, например, давние попытки приписать происхождение темнокожих меланезийцев западной части Тихого океана к предполагаемым древним африканским корням. Или существуют предположения, что чернокожие низкорослые пигмеоидные народы Юго-Восточной Азии и Филиппин («негритосы») каким-то образом оказались потомками мбути, или пигмеев леса Итури, в Центральной Африке. На самом деле эти четыре группы объединяла лишь темная пигментация кожи. Что касается пигмеоидных народов, то их объединял низкий рост, что и доказывается многочисленными исследованиями признаков, наследуемых по одному-единственному гену. Объединения популяций, вытекающие из их генетического анализа, подменялись старыми антропологическими методами 19 в., в которых сравнивались лишь наглядные признаки, такие как форма, размер и цвет.

Характерные черты простого наследования: генетика человеческого многообразия.

Антропологи все чаще и чаще ставят под вопрос биологическую целесообразность расовой типологии, т.к. генетика как наука развивается. Изучение человеческого многообразия теперь уже не ограничивается простой фиксацией размеров тела, формы головы или лица, а также пигментации кожи. В настоящее время результат действия различных генов фиксируется. Идентификация по наследственным характеристикам, таких, как группы крови, тип гемоглобинов, белков крови и ферментов, получала все более широкое распространение в прошлые десятилетия, и продолжалась до тех пор, пока эти характеристики не были зафиксированы у миллионов людей во всем мире. Эти результаты показали такое разнообразие внутри вида, которое не могли даже предполагать антропологи прошлого века. Получалось, что многие из этих новых вариаций идут вразрез с классическим представлением о рамках расовых классификаций, дискредитируя само понятие «расовых типов».

Группы крови были среди тех первых характеристик простого наследования, которые показывали степень вариаций человеческих популяций. Были проведены исследования основных групп крови по системам АВ0, Rh (резус фактор), MNS, Duffy и Diego. У миллионов людей во всем мире были зафиксированы типы крови в каждой из этих групп. Каждый человек имеет свой тип крови: А, B, 0 или АВ и это является важной медицинской информацией, в случае необходимости переливания крови, например. Хотя в целом тип крови 0 является самым распространенным в мире, но каждый тип крови имеет существенные отличия среди популяции по признаку частотности. Среди большинства коренного населения Америки (индейцев) доминирует тип крови 0, и в некоторых случаях именно он встречается в 100% случаев исследованного населения. Более редкой среди этого населения является тип крови А, и совсем отсутствует тип В. Напротив, большинство населения Азии в любой из популяций имеет наиболее низкую частоту типа крови 0 и наиболее высокую частоту типа крови В. Подобные же различия частот типов крови существуют между африканцами и европейцами.

Комплекс системы резус (Rh) показывает большее разнообразие типов и часто используется для расчета уровня смешения популяций. Самый известный тип – резус отрицательный – довольно часто встречается у европейцев, и наиболее часто – у басков северной Испании. Немного реже, но все равно часто он встречается среди многочисленных африканских популяций, но практически отсутствует у большинства азиатских популяций и коренных американцев (индейцев).

Другая система, которая применяется для генетического сравнения – это система MNS. Типы M и N этой системы встречаются в мире почти с одинаковой частотой, за исключением западного полушария и Австралии. Коренные американцы (индейцы) имеют высокую частоту встречаемости группы М (ок. 75%), а аборигены Австралии имеют практически ту же частоту типа N.

Это многообразие типов различных групп крови является полезным инструментом для генетических и антропологических исследований. В 1950 иммунолог В.С.Бойд сравнил генные частоты этих трех групп крови и разделил человечество на шесть рас, которые практически совпали с традиционной классификацией. Эти классификации были сгруппированы по признаку основных географических регионов Земли, за исключением территории Индии, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании. В 1963 число рас было увеличено до 13 благодаря данным, которые были собраны на вышеупомянутых территориях. Можно было бы и далее совершенствовать классификацию в свете интерпретации новых исследований по межпопуляционному многообразию. Однако к концу 1960-х годов классификация человеческого многообразия как цель исследования постепенно сходит на нет, и все большее значение придается изучению конкретных популяций и адаптивного значения генетических комбинаций внутри них.

Приблизительно в это же время наследственные типы былых кровяных телец, являясь частью иммунной системы организма, стали центром научных исследований наряду с другими данными по биологическому разнообразию человечества, например, такими как белки сыворотки крови (serum proteins), гаммаглобулины и трансферрины. Популяции в различных частях мира характеризуются большими или меньшими частотами определенных вариантов каждого из этих типов.

Дополнительно были изучены многочисленные ферменты , которые существуют в человеке в альтернативных формах, или полиморфизмы. Так, например, глюкозо-6-фосфат-дегидрогеназа (G6PD) стал предметом тщательного изучения в связи с поиском средств борьбы малярией . Наличие некоторых типов G6PD дают человеку возможность оказывать сопротивление организма к тяжелой малярийной инфекции. Более двухсот форм фермента G6PG были генетически изучены, и эти гены c разным уровнем частотности присутствуют в каждом человеке. Большинство представителей Homo sapiens имеет единственный вариационный тип (Gd B). Поразительное количество других типов с высокой частотностью наблюдается среди народов, проживающих в районах Средиземноморья и Ближнего Востока. Вместе с тем, другие типы G6PD, которые были обнаружены в Юго-Восточной Азии, Южном Китае и др., добавляются новые варианты этого же маркера в растущем списке популяционных исследований разнообразия человечества.

Сравнительные изучения огромных молекул ДНК, которые обеспечивают хранение и передачу генетического кода, сильно расширили наши знания о человеческом многообразии. Местоположение хромосом и точная структура многих генов описаны. Описаны также отдельные большие участки молекул ДНК, функция которых неизвестна, но которые существенно отличаются у разных индивидуумов. Это привело к развитию того, что обычно называют «ДНК-идентификацией». Из молекулы ДНК бóльшего размера в определенном месте вырезаются небольшие сегменты при помощи специальных ферментов. Поскольку эти сегменты отличаются по длине и молекулярному коду, сравнительный анализ может определить отцовство или материнство и помочь в идентификации подозреваемых. Кроме применения в судебном деле, эти маленькие фрагменты ДНК, точнее – полиморфизм длин рестрикционных фрагментов (ПДРФ), – используются для изучения родственных связей популяций и реконструкции их происхождений. Кровь, волосы и образцы тканей брались во многих небольших туземных популяциях по всему миру, чтобы создать банк генов для сохранения данных человеческого разнообразия.

Теперь, когда продукты деятельности гена (группы крови, белки крови и ферменты) и подлинные генетические структуры идентифицированы у многих миллионов людей, мы понимаем, что наше многообразие не может быть разделено на всего несколько первичных и вторичных рас. Генетики особо отмечают то, что среди отдельных людей внутри этих «рас» существует большее генетическое многообразие, чем между самими расами. Такое мнение высказал Ричард К.Левонтин в своей работе Человеческое многообразие (Human Diversity , 1982). Тогда верно и то, что отличия между разновидностями Homo sapiens весьма поверхностны, поскольку большинство классификаций, созданных в прошлом, и до сих пор часто используемых, основаны на сильном акцентировании внешних различий, таких как цвет, форма и размер, при слабом внимании к более важному фактору – генетической структуре, которую мы наследуем при зачатии. Тем не менее, понятие «раса» все еще применяется в социальных, политических, психологических и других целях, игнорируя обширные и растущие с каждым днем знания о человеческом геноме. Продолжается путаница биологической реальности с фольклором и социальным вымыслом. Это можно проследить на многочисленных примерах использования данных переписи и попыток использования этнической идентификации.

Расы и этнические группы: социально-политический взгляд на проблему.

Мы часто и небрежно относим отдельных людей и группы к каким-либо категориям. В результате нам кажется, что придуманные нами этнические и расовые обозначения обоснованы и правильны в биологическом понимании (смысле), т.е. наша категория отождествляется с определенным генетическим типом. Это неправильно, поскольку этнические группы и расы часто определяются совокупностью поведенческих, лингвистических и биологических особенностей. Например, люди, проживающие в странах Латинской Америки и некоторых регионах США символически классифицируются как Hispanics (люди, признающие свое родство с народом, языком и культурой Испании). Хотя в этом случае подразумевается то, что все представители этой общности имеют общее генетическое происхождение, а реально их объединяет язык, на котором они говорят. Их генетические корни могут быть прослежены от европейских, коренных американских (индейских) и африканских предков и др. Популяции в Пуэрто-Рико по своей наследственной структуре отличаются между собой более существенно, чем популяции Гватемалы, Мексики и юго-западной части США. Самая большая латиноамериканская популяция, составляющая Бразилию, не входит в категорию Hispanic из-за своего португальского происхождения с сильной примесью коренных американцев (индейцев) и африканцев. Путаница генетического и социального многообразия становится наиболее очевидной, когда этническое и расовое деление отражается в официальных правительственных документах. Пытаясь объединить данные переписи и статистику естественного движения населения (рождаемости, смертности, браков) правительственные регистраторы полагаются на самоидентификацию отдельных лиц. Вопросы анкеты относительно расы или этнической группы могут содержать или не отражать взаимосвязи опрашиваемых с их генетическим происхождением. Эта практика вводит в употребление вредный и возможно опасный элемент, когда статистика естественного движения населения используется для медицинских исследований.

Предполагалось, что идентификация расовой и этнической группы поможет установить степень риска здоровья любого человека. Это возможно установить путем определения частоты разных заболеваний у популяционных групп, которые больше или меньше были восприимчивыми к одинаковым проблемам здоровья из-за того, что они имели общий геном. Некоторые представители коренного населения Америки (индейцы) имеют высокий процент заболеваний диабетом; афро-американцы более чем остальные группы страдают от кровяного давления. Среди азиатского населения чаще встречается рак желудка, а среди европейцев рак кишечника, и т.д. Для изучения этих и многих других болезней, которые, по мнению специалистов, находятся под влиянием определенных генов, необходимо тщательно определить генетическое происхождение находящихся под наблюдением пациентов. В случае поверхностного, внешнего подхода к расовой и этнической классификации ценность такой информации становится бесполезной и может даже ввести в заблуждение.

Итак, классифицировать на различные расы возможно разными способами путем нахождения большого количества характерных признаков. Результатом таких классификаций стало появление разного количества рас с рамками, которые устанавливались в соответствии с целями исследователя, изучающего многообразие видов. Такие классификации в отношении большинства видов не вызывают особых возражений Однако, что касается людей, то необъективность и разнообразные цели исследователей при определении человеческих рас приводят к путанице и конфликту. Если имеется цель провести различие между человеческими популяциями в биологическом смысле, тогда генетический критерий должен быть избран с акцентом на историю и генеалогию. Когда же в основе лежат социальные или политические цели, то тогда применяются другие стандарты и производится иной отбор характерных черт, но результаты одного метода классификации не должны применяться к другому методу классификации. Невозможно установить точное количество основных рас, как и нельзя говорить о точном количестве последующих подразделений человечества более низкого или более высокого уровня.

Несмотря на то, что ученые до сих пор продолжают использовать различные классификации человеческого многообразия, многие из них признают, что существуют ограничения при попытках систематизации, если использовать только характеристики по внешним признакам, которые применялись в прошлом. Все больше используются генетические методы в популяционных исследованиях, но когда отдельные части генетической составляющей были зафиксированы, то вдруг оказалось, что у людей больше сходств, чем различий. Мы долго шли по неправильному пути, когда приняли за основу классификации поверхностные внешние признаки.

Стивен Молнар

error: