Психология развития, акмеология.

Акме – наивысшая степень чего-либо.

Акмеология - это наука, которая возникла на стыке гуманитарных, естественных и общественных наук, ее предметом являются закономерности и феномены развития человека до периода его зрелости и достижения самого высокого уровня в своем развитии (А.А.Деркач, А.А.Бодалев, Н.В.Кузьмина).

Акмеология рассматривает развитие человека как личность и субъект труда. В наши дни в силу асинхронности развития акмеологических знаний наилучшее развитие получили изучение развития человека как субъекта трудовой деятельности, закономерностей и редких фактов развития профессионализма человека и трудовой деятельности, поэтому на настоящем этапе своего развития акмеология представляется, главным образом, как наука о профессиональном мастерстве. Расширение объекта и предмета науки позволит ей получить то содержание, которое будет соответствовать тем идеям, которые были положены в ее основу науки при создании.

Как научная дисциплина акмеология характеризуется следующими чертами:

1) Формулирует мысль о том, что в век информационных технологий одной из основных целей человеческой жизни является его стремление к достижению вершин развития;

2) охватывает сферу действительности, не рассматриваемую другими отраслями человекознания;

3) исследует акмеологический компонент человеческой реальности особыми методами, которые представляют собой технологии проведения эмпирических исследований и экспериментов, а также процесс внедрения в практическую деятельность полученных результатов в форме определенных приемов саморазвития человека.

На сегодняшний день акмеология представляет собой особую область, как науки, так и практики. Существуют следующие области основных интересов данной науки:

Макрохарактеристики человека как индивида, индивидуальности, личности, субъекта деятельности;

Факторы, условия и механизмы общественно значимой деятельности социальных групп;



Имеющие наибольшую значимость проявления жизнедеятельности и взаимосвязи субъектов социальной жизни (отношения, общественно значимая деятельность, творческое саморазвитие);

Профессионализм как основа для полноценной включенности индивида и групп индивидов в социальную деятельность;

Наилучшие "паттерны" использования и развития творческого потенциала индивида и групп индивидов, которые представляются в продуктивных моделях, алгоритмах и технологиях.

Основное доказательство научной и социальной ценности акмеологии, как науки, является наличие методологического аппарата. Методология данной науки, основываясь на идеях о ценности самого человека и его духовного мира, способности к творческой активности и совершенствованию собственной личности, преобразует данные, полученные другими науками при помощи определенных методологических принципов, которые носят универсальный характер (системный принцип, личностный, субъектный, деятельностный).

Объект изучения акмеологии - развивающийся человек, субъектно-личностный характер развития человека, добивающегося высшего уровня развития.

Акмеология впервые вводит следующие научные принципы:

1)восходящего развития человека как субъекта и как личности,

2) пропорциональности жизненных и социальных изменений субъектным и личностным качествам человека,

3) самоуправления и самореализации личности человека для достижения соответствия своих качеств усложняющемуся социуму,

4) рассмотрения условий развития личности человека вне строго заданных мировоззренческих установок.

Достаточно глубоко и детально разрабатывается категориальный аппарат науки. Предметом изучения становится феномен "акме", описываемый как многоплановое состояние человека в определенный достаточно прогрессивный для развития период его жизни, связанный с высокими профессиональными и личностными достижениями. Разрабатывается и понятийный аппарат акмеологии, в который включаются понятия "акмеологическое пространство", "акмеологические принципы и закономерности", "акмеологические инварианты развития", "акмеограмма" и проч.

Сейчас акмеология с точки зрения методологии - это научную дисциплину: комплексная по форме существования, междисциплинарная по у происхождению, системная по способу объединения знания, фундаментальная по научным параметрам и прикладная по практической направленности своих разработок.

К оригинальным методам и методикам акмеологии относятся сочетание лонгитюдного метода с биографическим, сравнительный анализ малопродуктивной и высокопродуктивной профессиональной деятельности, составление акмеологического описания, сопоставление профессиограмм, акмеограммы и психограммы, преобразующий эксперимент и др. Эти уникальные методические инструменты используется и для проведения акмеологической психодиагностики.

Практические акмеологические исследования приближают исследователей к решению задач подготовки, расстановки персонала, эффективного стиля управления, создания управленческой команды и проч.

Научный акмеологический подход, методы и технологии акмеологии, полученные учеными новые данные об особенностях психического развития человека в период зрелости все шире начинает применяться в подготовке персонала высокой квалификации, разработке индивидуальных программ профессионально-личностного развития, при планировании и реализации карьеры. Все это находит свое отражение в развивающих тренингах и семинарах, программах акмеологического сопровождения профессиональной деятельности, программах повышения квалификации, которые направлены на совершенствование профессионально-личностного развития.

Акмеология предоставляет большие возможности для исследования многих основных проблем психологии развития, таких как, процессы интеграции и дифференциации личности, сенситивности и неравномерности в период зрелости, соотношение личностных и деятельностных детерминант в развитии взрослого человека в период зрелости, место кризисов и противоречий в процессе социального и профессионального становления личности взрослого человека, пути гармонизации психического развития человека в различные периоды зрелости, индивидуальные возможности психического развития субъектов общения, познания, труда, и т.д.

№2 АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ . Акмеология тесно связана с такими социальными науками, как философия, история, культурология, социология, экономика, политология, конфликтология, педагогика и экология. Линия взаимодействия акмеологии с этими науками проходит через социально-культурное пространство общественного образования человека как личности и его профессиональной самореализации в избранной сфере деятельности, которая, в свою очередь, протекает в динамически меняющемся экономически-экологическом пространстве и осуществляется во взаимодействии в семейной и деловой жизни.

Связи акмеологии с философией осуществляются по двум основным направлениям: методологическому и мировоззренческому. Первое определяет методологические принципы и средства построения акмеологии как самостоятельной комплексной научной дисциплины фундаментально-прикладного характера. Средствами являются методологические принципы: оперирования философскими категориями и научными понятиями для выделения объектов и разработки предметов и стратегий исследования, анализа феноменологии и синтеза знаний о ней, построения концептуальных моделей и акмеологических методов, их эмпирической верификации, проведения экспериментальных исследований и теоретического обобщения полученных данных, осуществления их акмеологической интерпретации и создания технологий внедрения в общественную практику в сфере профессионального образования и социального управления.

Второе направление мировоззренчески задает акмеологические идеалы и праксиологические цели акмеологии как общественной науки и одновременно особого раздела современного человекознания. Акмеологические исследования, технологии и разработки призваны реализовать в социальной практике: общечеловеческие ценности и национальные традиции, гуманистические и культурные идеалы, позитивные принципы здравого смысла и экономической эффективности, цивилизованного правосознания и рациональной организации, экологической целесообразности и эстетической гармонии, творческого самосовершенствования, искренности общения и свободы самовыражения, глубины проживания разнообразного индивидуального опыта и обретения взаимопонимания в процессе конструктивного взаимодействия людей и их созидательной профессиональной деятельности.

Ближайшей к акмеологии является психология как центральная дисциплина, изучающая человека в системе современных наук.

Знания, накопленные в общей психологии и в ее прикладных областях, используются в акмеологических исследованиях в форме тех или иных фрагментарных сведений о психических возможностях человека, а так же составляют психологическую базу для разработки акмеологической проблематики совершенствования человека и становления его профессионального мастерства. С этой точки зрения «корневой системой» психологического знания для акмеологии являются такие разделы психологии, как дифференциальная и возрастная, социальная и педагогическая, а также психология труда и управления, сознания и деятельности, мышления, рефлексии, творчества, общения, личности, одаренности и индивидуальности.

Становление творчества в сфере управления, образования, науки, техники и других областях социальной практики во многом связано с ее прогрессивным развитием, а также с преодолением как объективных противоречий профессиональной деятельности, так и возникающих в ходе ее субъективных конфликтов. Поэтому одной из предпосылок разработки акмеологических технологий развития профессионализма кадров управления является рассмотрение взаимосвязи акмеологии и конфликтологии.

№ 3Связь акмеологии с общественными науками.

Особенно многообразны связи акмеологии с другими областями современного обществознания - как прикладными, социальными, так и фундаментальными,философскими. Сопряженность с философским знанием осуществляется по двум основным линиям: мировоззренческой и методологической.

В последнем случае философия определяет средства построения акмеологии как комплексной дисциплины, которая, с одной стороны, ассимилирует и интегрирует знания смежных наук о человеке, а с другой - вычленяет и разрабатывает специфические представления о становлении его профессионально-творческого мастерства

Кроме того, философия, взятая в своей мировоззренческой ипостаси, задает ценностную точку отсчета в анализе акмеологической проблематики, определяя систему критериев (экзистенциальных, культурологических, юридических, нравственных, эстетических и т.п.), ее постановки и изучения. Современные акмеологические исследования, технологии и разработки призваны реализовать в социальной практике: общечеловеческие ценности и национальные традиции;гуманистические и культурные идеалы; позитивные принципы здравого смысла и экономической эффективности; цивилизованного правосознания и рациональной организации;экологической целесообразности и эстетической гармонии; творческого самосовершенствования; искренности общения и свободы самовыражения; глубины проживания разнообразного индивидуального опыта и обретения взаимопонимания в процессе конструктивного взаимодействия людей и их созидательной профессиональной деятельности .

Таким образом, философия мировоззренчески задает аксиологические идеалы и праксиологические цели акмеологии как общественной науки и одновременно особого раздела современного человекознания.

Благодаря общественно-гуманитарной природе и своему аксиологически-гносео-логическому статусу акмеилогия тесно связана с такими социальными науками, как история и культурология, социология и экономика, политология и конфликтология, педагогика и экология. Центральной линией во взаимодействии акмеологии с этими науками служит социально-культурное пространство общественного образования человека как личности и его профессионально-экзистенциальной самореализации в избранной сфере деятельности, которая протекает в динамически меняющемся экологическом и экономическом окружении и осуществляется во взаимодействии с партнерами по семейной и деловой жизни, человеческому общению, трудовой деятельности и сфере досуга, науки и искусства. Именно категория созидательного, культурно осмысленного труда - основная во взаимодействии акмеологии с общественными науками, она определяет различные социальные аспекты трактовки ее ключевых понятий - деятельности, профессионализма, организации и управления.

В отличие от взаимосвязи акмеологии с обществознанием основной категорией, характеризующей ее взаимодействие с науками о человеке, является творчество.Именно эта категория определяет ключевые для акмеологии психологические понятия: мастерство, развитие, зрелость, одаренность, способности,креативность, совершенствование, эвристика, рефлексика, сознание, личность, индивидуальность и ряд других.

Ближайшая к акмеологии, естественно, - психология как центральная дисциплина, изучающая человека. В свою очередь общая психология (кроме того,что является дисциплинарным ядром) представляет весьма разветвленную и дифференцированную систему различных психологических наук: фундаментальных(изучающих личность, ее психику и сознание, процессы и состояния, деятельность и поведение, развитие и творчество) и прикладных (психология возрастная и педагогическая, социальная и инженерная, психофизиология и патопсихология и т.п.).

Разумеется, разные знания (накопленные в общей психологии и в ее прикладных областях) постоянно используются в конкретных акмеологических исследованиях и разработках в форме фрагментарных сведений о психических возможностях человека. Однако особый интерес вызывают те области психологии, которые составляют психологическую базу для разработки акмеологической проблематики профессионального мастерства человека . С этой точки зрения, "корневой системой" психологического знания для акмеологии являются такие разделы психологии, как дифференциальная и возрастная, социальная и педагогическая, а также психология труда и творчества, деятельности и сознания, мышления и рефлексии, понимания и управления, общения и личности, одаренности и индивидуальности.

Становление творчества в сфере управления, образования, науки, техники и других областях социальной практики во многом связано с преодолением объективных противоречий профессиональной деятельности и возникающих в ходе ее субъективных конфликтов. Поэтому одна из предпосылок разработки акмеологических технологий развития профессионализма кадров управления - рассмотрение взаимосязи акмеологии и конфликтологии.

№4 Предмет изучения акмеологии

Определение предмета акмеологии включает в себя психологические закономерности и механизмы, условия и факторы от которых зависит развитие зрелой личности и ее профессиональное становление. Предмет акмеологии достаточно обширен чтобы его можно было конкретизировать более узко. Акмеология - сравнительно молодое направление психологии и предмет акмеологии конкретизируется по-разному в исследованиях и практике акмеологов. Это не значит, что нет единого мнения касательно определения предмета акмеологии. Просто предмет акмеологии достаточно обширен чтобы его можно было конкретизировать более узко. Если попробовать более узко дать более узкое определение мы получим следующее:

Предмет акмеологии представляет собой совокупность закономерностей саморазвития и самосовершенствования личности включая самореализацию человека в разных сферах деятельности.

В предмет акмеологии также входят процессы и механизмы совершенствования человека которые способствуют самореализации. В предмет акмеологии можно включить: становление человека как индивидуальной личности, становление в профессиональной и общественной жизни.

Предмет акмеологии- объективные (качество полученного воспитания и образования) и субъективные (талант, способности человека) факторы, содействующие достижению вершин профессионализма, а также закономерности в организации обучения специалистов.

№5 Характеристики самоактуализирующихся людей

Достижение самоактуализации означает идеальный стиль жизни. По Маслоу, эти люди представляют собой «цвет» человеческой расы, ее лучших представителей. Он также полагал, что эти люди достигли того уровня личностного развития, который потенциально заложен в каждом из нас. это медленный и болезненный процесс, который лучше рассматривать как постоянный поиск, а не достижение фиксированной точки. Каждый человек стремится реализовать свой внутренний потенциал по-своему. Следовательно, любая попытка применить критерии Маслоу для самоактуализации должна сдерживаться пониманием того, что каждый человек должен сознательно выбрать собственный путь самосовершенствования, стремясь стать тем, кем он может быть в жизни.

Маслоу пришел к заключению, что самоактуализирующиеся люди имеют следующие характеристики:

1. Более адекватное восприятие реальности . Самоактуализирующиеся люди способны воспринимать мир вокруг себя, включая других людей, правильно и беспристрастно. Они видят действительность такой, какая она есть, а не такой, как им хотелось бы ее видеть. Они менее эмоциональны и более объективны в своем восприятии и не позволяют надеждам и страхам повлиять на свою оценку. Благодаря такому восприятию, самоактуализирующиеся люди могут без труда обнаружить фальшь и нечестность в других.

Маслоу назвал такое неискаженное восприятие «бытийным, или Б-познанием».

2. Приятие себя, других и природы . Самоактуализирующиеся люди могут принять себя такими, какие они есть. Они не сверхкритичны к своим недостаткам и слабостям. Они не отягощены чрезмерным чувством вины, стыда и тревоги - эмоциональными состояниями, которые вообще столь присущи людям. Самоприятие также четко выражено на физиологическом уровне. Самоактуализирующиеся люди принимают свою физиологическую природу с удовольствием, ощущая радость жизни. У них хороший аппетит, сон, они наслаждаются своей сексуальной жизнью без ненужных запретов

3. Непосредственность, простота и естественность. Поведение самоактуализирующихся людей отмечено непосредственностью и простотой, отсутствием искусственности или желания произвести эффект. Но это не означает, что они постоянно ведут себя вразрез с традициями. Их внутренняя жизнь (мысли и эмоции) чужда условности, естественна и непосредственна. Но эта нетрадиционность не ставит целью произвести впечатление

4.Центрированность на проблеме. Маслоу считал, что все обследованные им личности без исключения были привержены какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, которую они считают важной. То есть они не эго-центрированы, а скорее ориентированы на проблемы, стоящие выше их непосредственных потребностей, проблемы, которые они считают для себя жизненной миссией. В этом смысле они скорее живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить; работа субъективно переживается ими как их определяющая характеристика.

5. Независимость: потребность в уединении . Маслоу пишет, что самоактуализирующиеся люди очень нуждаются в неприкосновенности внутренней жизни и одиночестве. Так как они не стремятся устанавливать с другими отношения зависимости, то могут наслаждаться богатством и полнотой дружбы. К сожалению, это качество независимости не всегда понимается или принимается другими. В сфере социального общения часто «нормальные» люди считают их равнодушными, необщительными, высокомерными и холодными.

6. Автономия: независимость от культуры и окружения. Эта автономия позволяет им полагаться на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития. Например, для истинно самоактуализирующегося студента колледжа не обязательна «правильная» академическая атмосфера студенческого городка. Он может учиться везде, потому что у него есть он сам. В этом смысле он представляет собой «самодостаточный» организм.

7. Свежесть восприятия. Самоактуализирующиеся люди обладают способностью оценивать по достоинству даже самые обычные события в жизни, при этом ощущая новизну, благоговение, удовольствие и даже экстаз. Например, сотая радуга так же прекрасна и величава, как и первая; прогулка по лесу никогда не бывает скучной; вид играющего ребенка поднимает настроение. В отличие от тех, кто принимает счастье как должное, самоактуализируюшиеся люди ценят благосклонную судьбу, здоровье, друзей и политическую свободу. Они редко жалуются на скучную, неинтересную жизнь.

8. Вершинные, или мистические переживания. Изучая процесс самоактуализации, Маслоу пришел к неожиданному открытию: у многих его испытуемых было то, что он назвал вершинными переживаниями. Это моменты сильного волнения или высокого напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия. Они представляют собой экстатические состояния, какие переживаются в кульминационные моменты любви и интимности, в порывах творчества, озарения, открытия и слияния с природой. Такие люди могут «включиться» без искусственных стимуляторов. Их включает уже то, что они живы.

По Маслоу, вершинные или мистические переживания не имеют божественной или сверхъестественной природы, хотя по своей сути они религиозны. Он обнаружил, что в состоянии вершинного переживания люди чувствуют большую гармонию с миром, теряют ощущение своего «Я» или выходят за его пределы. Они одновременно чувствуют себя и более сильными, и более беспомощными чем прежде и утрачивают чувство времени и места. По Маслоу, вершинные переживания, которые действительно меняют человека, происходят, когда их заслуживают: «Человек пришел к инсайту после года нелегкого лечения у психоаналитика; или философ, который в течение 15 лет работал над какой-то проблемой, наконец увидел ее решение».

9. Общественный интерес. Даже когда самоактуализирующиеся люди обеспокоены, опечалены, а то и разгневаны недостатками рода человеческого, их, тем не менее, роднит с ним глубокое чувство близости. Следовательно, у них есть искреннее желание помочь своим «смертным» собратьям улучшить себя. Это стремление выражается чувством сострадания, симпатии и любви ко всему человечеству.

10. Глубокие межличностные отношения. Самоактуализирующиеся люди стремятся к более глубоким и тесным личным взаимоотношениям, чем «обычные» люди. Чаще всего те, с кем они связаны, более здоровы и близки к самоактуализации, чем средний человек. То есть самоактуализирующиеся люди склонны устанавливать близкие отношения с теми, кто обладает сходным характером, талантом и способностями («два сапога пара»). Обычно круг их близких друзей невелик, так как дружеские отношения в стиле самоактуализации требуют большого количества времени и усилий. Самоактуализирующиеся люди также испытывают особую нежность к детям и легко общаются с ними.

11. Демократичный характер. Самоактуализирующиеся личности, по Маслоу, самые «демократичные» люди. У них нет предубеждений, и поэтому они уважают других людей, независимо от того, к какому классу, расе, религии, полу те принадлежат, каков их возраст, профессия и прочие показатели статуса. В то же время Маслоу обнаружил, что самоактуализирующиеся люди не считают всех без исключения равными: «Эти индивиды, сами являющиеся элитой, выбирают в друзья также элиту, но это элита характера, способностей и таланта, а не рождения, расы, крови, имени, семьи, возраста, молодости, славы или власти».

12. Разграничение средств и целей. В повседневной жизни самоактуализирующиеся личности более определенны, последовательны и тверды, чем обычные люди, в отношении того, что правильно и что ошибочно, хорошо или плохо. Они придерживаются определенных нравственных и этических норм, хотя очень немногие из них религиозны в ортодоксальном смысле этого слова.

13. Философское чувство юмора. Другой примечательной характеристикой самоактуализирующихся людей является их явное предпочтение философского, доброжелательного юмора. Если обычный человек может получать удовольствие от шуток, высмеивающих чью-то неполноценность, унижающих кого-то или непристойных, то здорового человека больше привлекает юмор, высмеивающий глупость человечества в целом.

14. Креативность . Маслоу обнаружил, что все без исключения самоактуализирующиеся люди обладают способностью к творчеству. Однако творческий потенциал его испытуемых проявлял себя не так как у выдающихся талантов в поэзии, искусстве, музыке или науке. Маслоу говорил, скорее о такой же естественной и спонтанной креативности, которая присуща неиспорченным детям.

Чтобы быть креативным, самоактуализирующемуся человеку не обязательно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полотна. \

15. Сопротивление окультуриванию. И наконец, самоактуализирующиеся люди находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя в то же время определенную внутреннюю независимость от нее. Они обладают автономностью и уверенностью в себе, и поэтому их мышление и поведение не поддается социальному и культурному влиянию. Такое сопротивление окультуриванию не означает, что самоактуализирующиеся люди нетрадиционны или антисоциальны во всех сферах человеческого поведения. Например, в том, что касается одежды, речи, пищи и манеры поведения, если это не вызывает у них явных возражений, они не отличаются от других. Подобным образом, они не тратят энергии на борьбу с существующими обычаями и правилами. Однако они могут быть чрезвычайно независимыми и нетрадиционными, если затрагиваются какие-то основные их ценности. Самоактуализирующиеся люди также не требуют от своего окружения немедленного улучшения. Зная о несовершенствах общества, они принимают тот факт, что социальные перемены могут быть медленными и постепенными, но их легче достичь, работая внутри этой системы.

Вопрос №6 Сущность феномена "акме" в профессиональном развитии

"Акме" в профессиональном развитии (профессиональное "акме") - это психическое состояние, означающее высший для данного человека уровень в его профессиональном развитии, который приходится на данный отрезок времени.

Профессиональное "акме" - это психическое состояние, означающее максимальную мобилизованность, реализованность всех профессиональных способностей, возможностей и резервов человека на конкретном этапе жизни (при отсутствии перенапряжения и использования предельных возможностей организма).

Профессиональные "акме" как формы достижения человеком высоких уровней в его профессиональном развитии изучали и описывали Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.

Профессиональное "акме" - это кульминация, пик, оптимум в профессиональном развитии человека изданном отрезке жизненного пути. Б.Г. Ананьев под кульминацией понимал момент наивысшей продуктивности творчества и наибольшей значимости созданных человеком ценностей. Фазы кульминации зависят, по Б.Г. Ананьеву, от времени и объема деятельности с момента старта, а старта - от уровня методов профессиональной подготовки.

Состояние "акме" можно соотнести с том, что в литературе называют "интенсивностью бытия".

"Акме" в профессиональном развитии может не совпадать по времени с "акме", достигаемыми человеком как индивидом, как личностью. "Пики" в развитии человека как индивида, как личности, как субъекта профессиональной деятельности могут происходить в разное время (хотя "акме", подъемы в развитии одних сфер психики могут стать источником, катализатором для появления "акме" в других сферах).

Границы собранных человечеством знаний расширяются до невероятности. Появляются новые, молодые науки, помогающие понять смысл всего, что нас окружает, и улучшить качество жизни. Об одной из таких мы поговорим в нашей статье. Наука акмеология - отрасль знаний о достижении человеком вершин в разных сферах жизни. Чем еще занимаются исследователи-акмеологи и какую практическую пользу могут принести их разработки, мы попытаемся представить в интересном свете в нашей статье.

Акмеология - это что за наука?

Слово "акмеология" пришло из греческого языка и имеет в значении два слагаемых: akme — вершина, logos (эта частичка нам прекрасно известна) — учение. Сегодня термином "акмеология" называется наука о вершинных достижениях человека.

Новая наука считается составляющей Особое направление изучения акмеологии в том, что она исследует не просто достижения, коих добиваются люди в зрелом возрасте, но и факторы, способствующие этому. "Отец" акмеологии, которым принято считать Рыбникова Н. А., предлагал еще в 1929 году связывать термин именно с наукой о развитии зрелых людей.

Большое практическое значение результатов акмеологических умозаключений в том, что они в прямом смысле представляют информацию о том, какие условия привели человека к вершинам интеллектуальной, физической и духовной деятельности. Во многом это приближает к пониманию смысла жизни.

Аспекты изучения науки

Акмеология - это изучение многопланового развития человека. Она старается максимально осветить все аспекты, касающиеся развития человека во взрослый период его жизни. Эта наука охватывает такие моменты, как:

  1. Закономерности, выявляемые в реализации творческого потенциала взрослого человека при созидательной деятельности.
  2. Особенности обучения взрослого человека и процесса становления его как профессионала.
  3. Самоорганизация, самообразование зрелой личности, а также самоконтроль при этих процессах.
  4. Факторы различного порядка (объективные, субъективные), сопровождающие достижение вершин деятельности, как сопутствующие, так и препятствующие успеху.
  5. Особенности совершенствования взрослого человека, реакции на появление новых обстоятельств (требования профессии, изменения в научном, техническом, культурном прогрессе), самореорганизации, самокоррекции. Здесь же рассматриваются изменения внутренних, личных (пересмотр достоинств и недостатков своей деятельности, осознание своих возможностей и способностей).

Таким образом, современная акмеология - это уникальная отрасль призванная всесторонне исследовать успех человека и составляющие, приводящие к нему.

Начальный этап и развитие отрасли

Начало акмеологии как науке было положено в 1928 году Рыбниковым Н. А., предложившим сам термин как название науки о развитии человека на взрослом этапе жизни. Но тогда путь молодой науки только начинался.

Более-менее заметной отдельной отраслью знаний акмеология стала в середине 20 века. Тогда известный русский ученый Ананьев Б. Г. определил место нового направления, занимаемое им среди всех Ближе всего акмеология стояла и стоит к психологии.

Высшую степень признания наука о развитии в зрелом возрасте обрела лишь в 90-е годы прошлого века. Внесли свой вклад в такую науку, как акмеология, Деркач А. А. и Бодалев А. А. Под их руководством была открыта первая кафедра акмеологии (полное название - кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности) в Российской академии при Президенте РФ. В 1992 году в Санкт-Петербурге открылась и была официально зарегистрирована Академия акмеологических наук. Инициировали событие российские ученые-психологи Кузьмина Н. В., Деркач А. А., Зимичев А. М.

Сегодня акмеология очень близка по целям и предмету изучения к педагогике и психологии.

На начальных этапах новая наука была обращена к изучению факторов, позволяющих взрослым людям получать высокие достижения в любом виде деятельности (управление, медицина, юриспруденция, сюда же входит акмеология спорта). Постепенно исследователи пришли к выводу, что основа вершинных достижений человека во взрослом возрасте закладывается в детстве. В начале жизни активно развиваются новые навыки, накапливается опыт, формируется отношение к тому или иному виду деятельности и устойчивая мотивационная готовность. Все эти качества, если можно так выразиться, в зрелом возрасте выстраивают успех личности во всех сферах.

Институт акмеологии в Санкт-Петербурге

Акмеология не была признана самостоятельной наукой по всему миру. Так, зарубежные ученые отнесли ее к психологии. Российские же придали большое значение новому знанию, признав его на государственном уровне.

В 1995 году был открыт Институт психологии и акмеологии в Санкт-Петербурге (первоначальное название учреждения - Санкт-Петербургская акмеологическая академия). Это было первое заведение, ориентированное на глубокое изучение молодой отрасли знаний.

За время, что акмеология накапливала результаты своих исследований, выделился ряд направлений. О них скажем далее в нашей статье.

Направления акмеологии

Отдельно в границах рассматриваемого учения стоит профессиональная акмеология. В свою очередь, она имеет свои поднаправления:

Педагогическая акмеология;

Школьная;

Социальная;

Военная;

Медицинская.

Другие направления науки о развитии в зрелом возрасте - это синергетическая, креативная, этнологическая, коррекционная акмеология, а также акмеология управления и образования.

Зрелая личность с акмеологической точки зрения

Центром, вокруг которого сосредотачивает свое внимание акмеология, является зрелая личность с ее сформированными и только лишь образовывающимися характеристиками.

Наука дает признаки зрелой личности. Это и развитое чувство ответственности, стремление конструктивно решать сложные жизненные задачи, потребность заботиться о других, находиться в психологической близости с людьми, активно участвовать в общественной жизни, применяя свои навыки и способности, - все, что ведет к максимальной самореализации.

Показателем того, что индивид - зрелая личность, является признание в социальной группе его качеств и значимости. В зависимости от оценки индивида в обществе формируется его отношение к собственному успеху и неудачам на пути к нему. То есть появляется признание на личностном уровне. В случае если признание не достигнуто, человек испытывает психологический дискомфорт.

Если признание человек не получает ни в социальной среде, ни на личностном уровне, это грозит ему психологическим кризисом личности.

Кроме высказывания своего взгляда на зрелость человека, акмеология уверяет, что для общества крайне важно, чтобы у каждого индивида период акме был как можно дольше. К слову, акме - это наиболее продуктивный период в жизни человека.

Условия для формирования зрелой личности

Достижение вершин в разных сферах деятельности возможно при некоторых условиях. Акмеология это также изучает. И вот какие закономерности, необходимые условия, она выделила:

Правильная организация времени;

Формирование активной позиции при выборе жизненного пути;

Приведение в соответствие личностных свойств человека и условий этнопсихологической среды, влияние последней на ;

Благоприятные условия для преодоления противоречий между окружающей средой и личностью;

Продуктивное решение проблем и задач взрослого человека;

Осознание своих возможностей, самосовершенствование и отношение к себе как к творцу своей жизни.

Выводы

Таким образом, в ходе нашей беседы мы выяснили, что такое акмеология и каково ее реальное значение в развитии человека. Также мы узнали, что в России эту молодую науку признали как самостоятельную отрасль знаний, и в 90-е годы был открыт Институт психологии и акмеологии в Санкт-Петербурге. Наука о развитии в зрелом возрасте способна помочь человеку осознать, что ему действительно необходимо для успеха. Пусть же и ваш акме начнется или продолжится на долгие десятилетия!

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Г. И. ХОЗЯИНОВ, Н. В. КУЗЬМИНА, Л. Е. ВАРФОЛОМЕЕВА

АКМЕОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Учебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры и спорта в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 022300 - Физическая культура и спорт 2-е издание, стереотипное

Издательский центр «Академия" 2007

УДК 796/799(075.8) ББК 75я73 Х706

Рецензенты:

доктор педагогических наук, академик РАО, президент Международной академии наук педагогического образования В. А, Сластенищ доктор психологических наук, академик Международной академии акмеологических наукЛ, А. Степнова

" НБ БГУ Н-Библиотека

Хозяинов Г. И,

Х706 Акмеология физической культуры и спорта: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Г. И. Хозяинов, Н. В. Кузь­мина, Л.Е. Варфоломеева. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия»-, 2007. - 208 с.

ISBN5-7695-3669-1

В настоящем учебном пособии рассматриваются общие вопросы акмео- логии - новой учебной дисциплины, включенной в учебные планы выс­ших учебных заведений. Показаны пути достижения профессионализма и творческой самореализации, методы самосовершенствования, способы достижения педагогического мастерства для специалистов по физической культуре и спорту.

Пособие адресовано студентам высших педагогических учебных заве­дений, а также может быть полезно аспирантам, преподавателям вузов, учащимся ФПК для специалистов по физической культуре и спорту.

Ц К 796/799(075.8) ЯИЧНАЯ Г ББК75я73

оУ-

Ъяи&вственностъю

макету

Оригинал

Издательского центра «Академия» t и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается

© Хозяинов Г.И., Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е, 2005

© Образовательно-издательский центр * Академия», 2005 ISBN3-7695*3669-1 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2005

Введение

Учебное пособие разработано в соответствии с примерной про­граммой дисциплины «Акмеология физической культуры и;порта», одобренной учебно-методическим объединением по об­разованию в области физической культуры и спорта, утвержден- ■гой Министерством образования Российской Федерации, и ре­комендуется для студентов, обучающихся по специальности 022300 «Физическая культура и спорт».

Учебное пособие включает три раздела. В первом разделе «Об­щие основы акмеологии» дается характеристика акмеологии как науки и учебной дисциплины; рассматриваются слагаемые про­фессионализма и творческой самореализации, методы самосовер­шенствования, педагогический опыт как результат самореализа­ции творческого потенциала педагога; рассказывается о вершинах творчества некоторых выдающихся людей - предвестников фун- хаментальной акмеологии.

Во втором разделе «Акмеологическая направленность подго­товки специалистов по физической культуре и спорту» рассмат­риваются следующие вопросы: современные образовательные тех­нологии, содержание образования как средства развития лично­сти, акмеологическая направленность составляющих процесса обучения в профессиональной подготовке специалистов по фи­зической культуре и спорту, а также их профессионально-педа- |Гогическая деятельность; организация и осуществление педаго­гического общения в процессе физкультурно-спортивной дея­тельности.

Третий раздел «Педагогическое мастерство - высший уровень профессионализма педагога» рассказывает об основах и сущности педагогического мастерства, о методиках определения уровней профессионализма педагога и эффективности технологий обуче­ния, о педагогическом диагностировании.

«Акмеология» - новая учебная дисциплина, включенная в учеб­ные планы высших учебных заведений. Отсюда понятны сложно­сти, которые возникают в связи с разработкой программы, учеб­ника и учебных пособий. В них должны быть отражены основы акмеологии как науки. Представляется, что содержание этого курса должно отражать как общие, так и специфические стороны про­фессиональной деятельности.

В профессиональной подготовке будущих специалистов по фи­зической культуре и спорту акмеология предоставляет возможности

    самопознания и определения направлений самосовершен­ствования студентов;

    интеграции учебных дисциплин, как психология, педагоги­ка, социология, технология обучения;

    усиления психолого-педагогической направленности про­фессиональной деятельности;

    профессионального становления с ориентацией на созида­тельную деятельность.

Раздел I общие основы акмеологии

Глава 1

АКМЕОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Слово «акмеология» происходит от греческих слов «акме» («вер­шина, острие, зрелость, расцвет, лучшая пора») и «логос» («сло­во, понятие, учение»); «...логия» в окончании сложных слов обо­значает «учение, науки».

Дополнительно можно дать такое разъяснение. Греки словом «акме» называли период зрелости в человеческой жизни, когда он достигает всего, на что способен, когда развернулись, расцве­ли и на вершине всех способностей находятся его силы.

В I92Sг. Н. А. Рыбников ввел в научный оборот понятие «акмео- логия», обозначив им раздел возрастной психологии - психоло­гию зрелости или взрослости. Данное понятие в том же значении использовал позд нее Б. Г, Ананьев, указав место акмеологии в системе наук о человеке как индивиде, изучающих фазы его жиз­ни, его возрастные особенности. Он расположил эти науки в та­кой последовательности: эмбриология человека, морфология и физиология ребенка, педиатрия, педагогика, акмеология, герон­тология (наука о старении).

Проведя большую серию исследований, объектом которых были студенты Ленинградского университета, Б. Г. Ананьев заложил ос­новы экспериментальной акмеологии как раздела возрастной пси­хологии. Он обосновал необходимость создания науки, которая объединила бы поиски ученых разных направлений, сосредото­чив их внимание на индивидуальных, личностных и субъектно­деятельностных характеристиках физически и психически зрелого взрослого человека.

Эти замыслы нашли отражение во многих работах его учени­ков и последователей.

В настоящее время назрела необходимость рассмотреть предмет акмеологии на современном уровне с учетом результатов новей­ших исследований. Интегрирующую роль в этом направлении сыг­рали работы А. А. Бодалева, А.А.Деркача, Е. А. Климова, Н. В. Кузь­миной, А.А.Реана, К.А.Абульхановой-Славской и др.

Можно вполне определенно утверждать, что в настоящее вре­мя предмет акмеологии значительно расширился и она уже не рассматривается только как раздел возрастной психологии.

    Акмеология как наука

    Классификация основных направлений акмеологии

В настоящее время существуют различные определения акмео­логии как науки. Приводим их в той формулировке, которая дает­ся в словаре-хрестомагии по акмеологии (см. список рекомендуе­мой литературы):

    наука о закономерностях, условиях, факторах и стимулах, со- ^ действующих или препятствующих самореализации творческих по­тенциалов зрелых людей в процессе самодвижения к вершинам про­фессионализма и продуктивности созидательной деятельности, во­площаемой в социально значимых продуктах культуры, искусства, ли­тературы, науки, техники, образования, а также в самом человеке[Н. В. Кузьмина );

    наука, возникшая на стыке естественных, общественных, гума­нитарных и технических дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (А.А.Деркан, А. А. Бодалев)]

    интегративная наука. Отличается от психологии тем, что ис­следует закономерности созидания целостным человеком тех или иных результатов. Она формулирует критерии оценки уровня про­дуктивности его деятельности, исследует условия жизни и развития: биографию, происхождение, окружение, его взаимодействие и взаи­моотношения с другими людьми (Н, В. Кузьмина-Гаршина, Л. Ф. Луне­ва)",

    наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гума­нитарных дисциплин и изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости, и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (Л. Л. Бодалев);

    интегративная наука, изучающая закономерности, пути, средства, условия достижения вершин творческого потенциала человека и спо­собы его самореализации в созидательной деятельности на этапе зрелости (Г. И.Хозяинов)",

    как междисциплинарная область знаний о функционирующих объектах изучает их качественные преобразования в процессе само­движения к вершинам зрелости, полноте самовыражения (В. Н. Тара­сова)",

    это наука о саморазвитии субъектов педагогического процесса в условиях развития образовательных систем (В. Н. Максимова );

    новая область научных знаний в системе наук о человеке. Пред­метом ее исследований являются закономерности, факторы и усло­вия самореализации творческого потенциала человека на пути к выс­шим достижениям жизни и деятельности, профессиональной и не­профессиональной (Н. В. Кузьмина-Гаршина, Л. Ф. Лунева)",

~ наука, изучающая феноменологию, закономерности и механиз­мы осуществления потенциала человека как вида, индивида, лично­сти, субъекта деятельности (в том числе совокупного, группового), индивидуальности при достижении им наиболее высокого уровня, вершины своего развития на различных его этапах (Ю,А .Гагин).

Разнообразие определений акмеологии как науки свидетельству­ет о том, что, во-первых, это хотя и молодая, но интенсивно раз­рабатываемая наука (она была зарегистрирована 15 июля 1991 г.); во-вторых, она имеет несколько направлений, что позволяет осу­ществить их классификацию.

Акмеология как наука делится на классическую, фундамен­тальную и прикладную (отраслевую).

Классическая акмеология, у истоков которой стоят Б. Г. Ананьев, Н. А. Рыбников, А. В. Петровский, является одним из разделов воз­растной психологии наряду с педологией и геронтологией. Пред­метом классической акмеологии является психика зрелого че­ловека.

фундаментальная акмеология рассматривает человека как це­лостную систему. Ее предметом являются закономерности, усло­вия, факторы, стимулы самореализации творческого потенциала зрелых людей на пути к вершинам продуктивности и профессио­нализма в созидательной деятельности, требующей общего и про­фессиональногообразования, которое обеспечивает ее субъектам совершенствование, коррекцию и реорганизацию деятельности в новых условиях на протяжении жизни. Фундаментальная акмео­логия является своеобразным продолжением психологии, но в то же время кардинально от нее отличается. Если центральным по­нятием психологии является «отражение», то в акмеологии это «созидание» как ведущая деятельность зрелого человека, в психо­логии не исследованная.

Прикладная (отраслевая ) акмеология возникла в результате по­иска путей ее применения в преподаваемой области специальных знаний.

Акмеология имеет разносторонние связи с другими науками, искусством, культурой, что способствует ее развитию, уточне­нию, углублению, а также лучшей организации акмеологических исследований в целях повышения качества созидательной деятель­ности в любой сфере.

Прикладная акмеология, в свою очередь, делится на акмеоло- гию образования, педагогическую, школьную, коррекционную, профессиональную, этнологическую, креационную акмеологию, акмеософию, акмеомонику, акмеизм, акмелингвистику.

    Предмет фундаментальной акмеологии

Фундаментальная акмеология - это наука о качестве деятель­ности преподавателей, обучающих основам профессионализма в любом виде созидательной деятельности.

Объектами акмеологииявляются не просто зрелые люди, но прежде всего специалисты разного уровня продуктив­ности и профессионализма в таких сферах созидательной деятель­ности, как наука, техника, искусство, образование (общее и про­фессиональное). Их подготовку осуществляют образовательные уч­реждения всех уровней (начального, среднего и высшего). Акмео- логический возраст - это возраст достижения вершин зрелости, профессионализма и продуктивности созидательной деятельности.

Созидательная деятельность зрелых людей, в том числе обра­зовательная, может быть коллективной, групповой и индивиду­альной. В соответствии с предметом акмеологии, на основании предварительно сформулированных критериев качества деятель­ности различных организаций (медицинских, педагогических, производственных), их можно ранжировать по уровням продук­тивности и затем исследовать факторы, содействующие или пре­пятствующие достижению высшего уровня. Зрелый человек и со­общества зрелых людей - специалистов и профессионалов сози­дательной сферы деятельности - интересуют исследователей имен­но в связи с выявлением этих факторов.

Например, преподаватель высшей школы знакомит студентов с содержанием программы обучения. В то же время он должен помочь студентам самосовершенствоваться, т. е. развивать свои твор­ческие задатки и приобретать начальный опыт творческой дея­тельности.

Предметом акмеологииявляется исследование законо- мерных связей и зависимостей между уровнями продуктивности и профессионализма созидательной деятельности отдельных специ-.11истов и сообществ и факторами, содействующими или препят-iгиующими самореализации творческого потенциала на пути к вершинам созидательной деятельности.

Модели продуктивной деятельности зрелых людей в решении прои шолственных задач разной степени сложности как средство понижения качества подготовки будущих специалистов, создание этих моделей являются составной частью и предмета психологии.

Таким образом, понятие взрослости или зрелости человека является общим для психологии и акмеологии. Однако начало

акмеологической зрелости мы связываем с развитием у человека способности становиться субъектом деятельности для принятия самостоятельных решений, обеспечивающих ему путь к созида­тельной деятельности и созданию акмецелевых программ самореа­лизации творческого потенциала. Такими самостоятельными ре­шениями являются:

    выбор профессии на основе самоосознания творческого по­тенциала (включающего и физические возможности);

    выбор учебного заведения, в котором можно приобрести дан­ную профессию;

    выбор индивидуальной системы деятельности, связанной с осознанием перспектив и возможностей самореализации творче­ского потенциала в созидательной деятельности.

Границы акмеологической зрелости определяются в связи с выбором профессии, сменой деятельности, способностью к про­дуктивности в любом другом виде созидательной деятельности, любимом увлечении. Объект акмеологии - это зрелый человек как созидатель. В этом заключается одно из отличий акмеологии от психологии.

Как уже говорилось, главное понятие в акмеологии - «сози­дание», которое строится на основе «отражения», но находится с ним в новых отношениях принятия решений: что и как из фондов психологии можно использовать для самосозидания, подготовки созидателей, совершенствования, коррекции и реорганизации их деятельности.

Деятельность - предмет психологических исследований. Осно­вателем теоретических и экспериментальных исследований дея­тельности является А- Н. Леонтьев. Однако категории «созидательная деятельность» в психологии нет: в качестве основных видов деятель­ности здесь рассматриваются игра, учение, труд (по С. Л. Рубин­штейну), или познание, общение, труд (по Б.Г.Ананьеву).

Созидательной является деятельность, завершающаяся созда­нием продукта, имеющего социально значимую ценность. Она осуществляется зрелыми людьми, имеющими общее и профессио­нальное образование.

Поскольку предметом акмеологии являются закономерности самодвижения к вершинам созидательной деятельности, завер­шающейся созданием «продукта», удовлетворяющего критериям качества, то мы рассматриваем процесс деятельности как реше- Еие репродуктивных и творческих задач. Нас интересует прежде iceго продуктивная (или результативная) деятельность, в отли- [ие от малопродуктивной или непродуктивной.

Каждая профессия предъявляет субъекту деятельности (про­фессионалу) свои требования. Каждое учебное заведение знако­мит с ними будущих специалистов. Профессионализм определя­тся как совокупность устойчивых свойств личности, деятельности, индивидуальности специалиста, удовлетворяющих требованиям профессии. Его отражение имеет место не только в способах ана­лиза профессиональной ситуации, в формулировании и решении профессиональных задач, но и в способах анализа результатов решения, а также в самодиагностике причин, приводящих или не приводящих к искомым результатам.

Способность к саморазвитию исамокоррекции деятельности - следствие накопления фонда адекватных представлений об иско­мых результатах и ценностных отношениях к ее объекту, процессу и результатам, а также овладения способностями к воплощению замыслов в действия и продукты созидания.

Профессионализм как устойчивое свойство личности и деятель­ности специалиста, в отличие от мастерства, формируется в про­цессе профессионального образования. Мастерством же овладева­ют в процессе индивидуального опыта, наблюдения, подража­ния, поиска своего пути. Это свойство может сохраняться на дос­таточно высоком уровне только в условиях непрерывного его под­держания средствами самоорганизации, самообразования и са­моконтроля. Обучение основам теории профессиональной дея­тельности с помощью схем и моделей, позволяющих быть более экономным в выборе средств деятельности, - задача преподава­телей профессионального образования. Профессионализм про­являетсяв том, как специалист анализирует производственную ситуацию, на какие признаки данной ситуации ориентируется; как быстро он формулирует профессиональные задачи, как ан­тиципирует возможные результаты того или иного способа ре­шения текущих задач; как принимает решения и реализует их на практике, как сравнивает реальные результаты с искомыми; как реорганизует собственную деятельность и аргументирует ее пре­образование.

Итак, акмеология делает предметом своих исследований зре­лого человека прежде всего как субъекта созидательной деятель­ности, способного воплощать искомый результат в продукте этой деятельности.

В период зрелости процессы воспитания, образования, обуче­ния постепенно сменяются процессами самовоспитания, самооб­разования, самосовершенствования, направленными на развитие творческого потенциала.

Процессы саморегуляции происходят в духовной, физической, профессиональной сфере на разных этапах жизни: при получении профессионального образования в учебном заведении; в период самостоятельной профессиональной деятельности (от начала до достижения вершин профессионализма); в период реорганизации деятельности, связанной с переходом на другие виды деятельно­сти (если это необходимо) до момента выхода из творческой дея­тельности. Эти процессы тоже входят в предмет акмеологии.

Проблемы акмеологии как науки рассматриваются в статье А. А. Бодалева «О предмете акмеологии» // Психологический жур­нал. - 1993. - Т. 14,-№5.

К основным проблемам акмеологии и поставленным в соот­ветствии с ними задачам он относит следующие.

    Определение тех характеристик, которые должны быть сфор­мированы у человека в дошкольном и школьном возрасте, чтобы

Затем, в период зрелости, он смог наиболее полно проявить себя. Это имеет значение, так как характеристики человека как инди­вида, личности и субъекта деятельности на стадии зрелости име­ют причинно-следственные взаимосвязи с особенностями его раз­вития на предыдущих стадиях. В то же время особенности его раз­вития в разные периоды определенным образом обусловлены об­щими и частными обстоятельствами его жизни.

Отсюда основной задачей является разработка такой стратегии организации жизни человека, которая позволила бы ему достичь творческих вершин.

    Научное изучение феномена «акме», когда происходит выяв­ление сходства и различий у разных людей. Сходство может быть выявлено при рассмотрении микро-, мезо-, макросоциумов, в которых оказывается человек на протяжении жизни. Они влияют на его физическое развитие, на время достижения личностной зрелости, на формирование творческого отношения к деятельности и индивидуальности личности. Все это связано с врожденными особенностями человека и его активным участием в самосовер­шенствовании.

Но даже при сходстве внешних условий жизни индивидуаль­ные, личностные и субъектно-деятельностные изменения проис­ходят в различном темпе и у разных людей на каждом этапе отли­чаются количественными и качественными показателями.

Таким образом, основные задачи связаны с выявлением сход­ства и различий в достижении «акме» разными людьми, а также факторов, определяющих качественно-количественные характе­ристики «акме».

    Научный анализ той совокупности характеристик, которые связаны с овладением профессией, с достижением уровня про­фессионального мастерства. Постижение сущности профессиона­лизма и понимание путей, ведущих к его вершинам, имеет теоре­тическое и практическое значение. Здесь важно разработать систе­му критериев, инструментарий, которые позволяли бы опреде­лять уровень профессионализма.

Изучение деятельности суперпрофессионалов, их личностных особенностей позволит определить то, что их объединяет. Модель суперпрофессионализма в той или иной сфере может служить ори-

ентацией для достижения «акме» другими людьми данной про­фессии.

Таким образом, обобщенной задачей является всестороннее изу­чение профессионализма, выявление его уровня, определение пу­тей и средств достижения «акме» в профессиональной деятельности.

    Выявление зависимости между особенностями профессиона­лизма зрелого человека и другими его проявлениями (вне сферы профессиональной деятельности).

В жизни отдельные виды деятельности отличаются своими объектами. В связи с этим задача заключается в исследовании про­фессионализма людей, связанных с различными сферами деятель­ности.

    Проведение комплексного исследования, направленного на разработку стратегии и тактики организации и практического осу­ществления процесса перехода начинающего специалиста на бо­лее высокие уровни профессионализма - вплоть до «акме». Для этого необходима интеграция результатов конкретных экономи­ческих, социологических, педагогических, психофизиологических и психологических исследований.

Отсюда основной задачей является создание системы данных вышеперечисленных исследований.

    Исследование эффективности деятельности в определенных коллективах (педагогический коллектив, бригада, спортивная команда, кафедра института, труппа театра и т.д.).

Основной задачей становится выявление общего и специфи­ческого в деятельности творчески работающих коллективов, раз­работка методического инструментария для оценки эффективно­сти их деятельности и определения уровня профессионализма.

    Создание методологии, разработка общих и частных теорий, без которых не может быть осуществлена интеграция результатов различных исследований зрелого человека, достигшего вершин в созидательной деятельности.

Сверхзадачей является превращение акмеологии в фундамен­тальную науку.

    Творческий потенциал и основные элементы его проявления

Творческий потенциал, т. е. скрытые возможности решения твор­ческих задач, сначала развивается, накапливается, а затем реали­зуется в созидательной деятельности.

В процессе создания творческого потенциала зрелый человек развивает свои способности и личностные качества, нарабатывая собственные интегративные схемы в виде: синтеза знаний из раз­личныхисточников; системы и подсистемы знаний в форме, удоб­ней для применения на практике, при решении практических и

теоретических задач; способов осуществления внутренней обрат­ной связи (цель - деятельность - результат, их согласование и рассогласование).

Самореализация творческого потенциала осуществляется по­средством субъективных интегративных схем, систем, моделей. Субъективные интегративные системы и схемы формируются в результате систематического образования под руководством педа­гогов, а также собственных интеллектуальных, физических, во­левых усилий человека в процессе его развития. Интегративные модели являются результатом поиска; они получают обоснование и становятся достоянием других после их публикации. Модели как результат исследования не исчерпывают интегративную систему или схему, а дополняют и расширяют ее, что бывает довольно часто. Но иногда они не вписываются в образованные ранее схе­мы или системы и выходят за их рамки.

Как средства самореализации творческого потенциала интег­ративные схемы, системы и модели также являются предметом акмеологии.

В качестве основных можно выделить следующие элементы про­явления творческого потенциала специалиста:

    индивидуальные свойства (пол, возраст, состояние здоро­вья, состав семьи);

    уровень продуктивности деятельности в решении исследуе­мых творческих задач (высший, высокий, достаточный, средний, ниже среднего);

    интегративные схемы информационного самообеспечения, ролевого взаимодействия, анализа обратной связи в решении твор­ческих задач;

    психологические предпосылки продуктивного решения твор­ческих задач (система отношений, установки, ценности, направ­ленность, мотивация);

    способности, компетентность;

    когнитивные, эмоциональные и волевые свойства субъекта решения творческих задач;

    умения (гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские);

    влияние окружения (профессионального, непрофессиональ­ного, семейного);

    социальное влияние (оценка, поощрение, социальная роль);

    психологическая готовность к перестройке деятельности в поисках новых способов решения творческих задач (самооценка, догматизм, интуиция);

    способы учета системы ограничений и предписаний в ре­шении творческих задач, диктуемых профессией и производством;

    способы учета системы предписаний и ограничений в ре­шении задач, диктуемых нравственными принципами.

Уже сам перечень основных элементов творческого проявле­ния личности свидетельствует о сложности и многоплановости акмеологических исследований, о необходимости их комплексно­сти и междисциплинарности.

    О феномене «акме»

Формирование человека как гражданина, как личности, как профессионала происходит при проявлении его природной и со­циальной сущности.

У каждого человека достижение тех или иных вершин проис­ходит в разные периоды жизни. Одновременное достижение выс­ших уровней («пиков») всех проявлений развития человека явля­ется скорее исключением, чем правилом. Чаще всего этих вершин человек достигает на стадии зрелости.

Высокий уровень сформированности одного блока характерис­тик человека может стать условием для развития другого (или дру­гих) блока.

Например, высокий уровень сформированности мотивацион­но-целевого блока является своего рода катализатором для разви­тия способностей. Или фактор физического развития может стать побудителем к активной творческой деятельности со значимыми результатами. Сформированность отдельных характеристик, их взаимосвязи влияют на временные рамки достижения вершин в различных сферах проявления человека.

Состояние зрелости не проявляется у человека неожиданно и сразу. На него и на то, какое оно, «работает» вся предшествующая жизнь человека.

Не только от природной предрасположенности, но и от уже прожитой жизни в большей мере зависит, с каким запасом физи­ческой прочности подойдет человек к ступени зрелости; какие ценностные ориентации и отношения составят ядро его личнос­ти; какие способности, а также какой запас знаний, умений и навыков будут характеризовать его как субъекта деятельности, когда он станет взрослым.

Для акмеологических исследований важно отследить результаты воздействия макро-, мезо-, микросоциумов (государства, обще­ства, учебного и трудового коллективов, микрогрупп, семьи и др.), условий природного характера, благоприятных и неблагоприятных обстоятельств.

Известны такие факты, когда даже при благоприятных обстоя­тельствах творческому человеку не удалось добиться максималь­ного результата. И наоборот, известны случаи, когда в неблагоп­риятных условиях человек добивался выдающихся результатов, что было обусловлено причинно-следственными взаимосвязями сфор­

мированной стратегии жизни и результата его созидательной дея­тельности.

    Акмеология как учебная дисциплина

«Основы акмеологии» - новая учебная дисциплина, содержа­ние которой должно отражать как общие, так и специфические черты определенной профессиональной деятельности.

Созидательная деятельность субъектов педагогической деятель­ности опирается на их предварительную общекультурную, обще­образовательную, профессиональную подготовку. Большое значе­ние при этом имеют сформированность личностных качеств и накопленный индивидуальный педагогический опыт. Их подго­товка связана с умением обучать применению знаний на практи­ке в процессе решения разнообразных задач.

Созидатели обладают врожденными или приобретенными твор­ческими энергопотенциалами (темперамент, задатки, одаренность). Это обусловливает саморазвитие человека средствами его акме- энергоинформационного взаимодействия с внешним миром в про­цессе воплощения его замыслов в продукты созидания.

Подготовка будущих специалистов в профессиональных учеб­ных заведениях может быть продуктивной, если они будут воору­жены теорией самодвижения к вершинам профессионализма. Но для этого, во-первых, такая теория должна быть создана; во-вто­рых, должна быть усвоена преподавателями; в-третьих, должна использоваться ими применительно к самим себе. На развитие творческого потенциала будущих созидателей, на достижение ими вершин прежде всего профессионализма и направлена акмеоло­гия как учебная дисциплина.

Акмеология (от др.-греч. бкмЮ, akme -- вершина, др.-греч. логпт, logos -- учение) -- раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития. В более широком понимании является междисциплинарной научной отраслью.

Современный этап развития акмеологии связан с историко-философским обоснованием акмеологии В. П. Бранским, В. В. Ильиным и С. Д. Пожарским, которое позволяет проследить связь акмеологии с культурологией, философской антропологией и другими областями знаний. Таким образом происходит ее выход за пределы психологии. Это возможно также благодаря активному применению акмеологией принципов, заимствованных из других областей научного знания.

В. П. Бранский и С. Д. Пожарский рассматривают акмеологию через призму теории социальной синергетики. В результате интегрирования знаний, на стыке этих научных направлений сформировалось новая область знаний -- синергетическая акмеология как наука о закономерностях «…достижения максимального совершенства любой социальной системой (в частности, индивидуальным человеком) посредством самоорганизации».

Человек с позиции теории самоорганизации рассматривается как диссипативная структура, существующая за счет постоянного обмена с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Цель любой диссипативной структуры -- это достижение максимально возможного устойчивого состояния в контексте тех условий среды, в которых она находится.

Самоорганизация человека на пути к Акме выглядит многоэтапным процессом. В общем виде она складывается из процессов самоподготовки и самореализации. Самоподготовка, в свою очередь, состоит из самообразования и самовоспитания. На данных этапах человеком формируется творческий потенциал. Вклад самообразования в этот процесс предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые, не предусмотрены официальной системой образования, но необходимы лично ему для осуществления собственных целей. Самовоспитание -- это формирование у человека определенных моральных качеств, которые не гарантируются той социальной средой, в которой происходит воспитание человека (это то, что у М. Горького называется выход «в люди»).

После того, как у человека сформированы необходимые для жизни знания, умения, навыки и система нравственных ориентиров, начинается процесс самореализации.

Самореализация также двухкомпонентна и включает самовыражение и самоутверждение.

Самовыражение -- это последовательное продвижение к вершинам профессионального мастерства. На этом этапе человек проявляет себя как творец и создатель значимых для него ценностей. Так как жизнь человека не замкнута на себя (это противоречило бы рассмотрению его как диссипативной структуры), то неизбежно столкновение с внешней средой. Продукты деятельности человека на этапе самоутверждения испытывают оценку социума (значимы ли эти продукты для общества). В идеальном случае максимум самовыражения (профессиональное акме) должен сойтись с максимумом самоутверждения (социальное акме). Выражаясь простым языком, высокий профессионализм должен быть по достоинству высоко оценен. В реальности это бывает далеко не всегда.

Таким образом, применение синергетического подхода в акмеологии дает возможность ответить на вопросы: как происходит самоорганизация человека, какими механизмами она движется и как добиться вершин признания. Это, в свою очередь, позволяет построить идеальную модель самоорганизации и жизненного пути индивидуума, грамотная реализация которой приведет к успеху. Все это является областью разработок акмеологии XXI века.

Психология развития, акмеология - область психологической науки, занимающаяся изучением закономерностей процессов развития и формирования психики в антропогенезе, сравнительным изучением развития психики в разных культурах, изучением формирования и развития психических процессов и психологических качеств личности, а также исследованием механизмов и движущих сил развития психики человека на разных ступенях жизненного цикла, протекающих при тех или иных внешних и внутренних условиях. Акмеология (греч. «акме» - «цветущая сила», «вершина») - комплексная наука, изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости, как субъекта творческой, учебно-познавательной, профессиональной и управленческой деятельности.

Процесс становления психологической науки характеризуется ее дифференциацией и выделением отдельных отраслей, в том числе и психологии развития. В последние десятилетия более дифференцированно стали изучаться микровозрастные различия в развитии и поведении взрослых людей, выделилась акмеология как особая дисциплина о психологической и социальной зрелости человека, состоящей из фаз развития, не только предшествующей, но и противостоящей инволюционным процессам. Наблюдается в психологии и обратная тенденция - к интеграции психологической науки. Процесс интеграции связан, с одной стороны, с теоретическими обоснованиями общих закономерностей в развитии психики людей, с другой стороны, он определяется потребностями педагогической и социальной практики в грамотном проведении диагностики и коррекции психики. Современный уровень развития науки и педагогической практики показывает, что эффективный процесс обучения, воспитания невозможен без активного участия в этих процессах квалифицированных психологов, владеющих знаниями, как общих закономерностей, так и специфических особенностей психического развития.

наука о наиболее полном индивидуальном развитии взрослого человека, достижения им наиболее высокого уровня социальной зрелости как гражданина, специалиста, профессионала.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АКМЕОЛОГИЯ

от аkme - в переводе с древнегреческого - высшая точка, острие, расцвет, зрелость, лучшая пора и логия - от греческого lоgos - учение) - наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его профессиональной зрелости. Понятие "А." в научный оборот ввел Н.А. Рыбников (1928), обозначая им возрастную психологию зрелости или взрослости. Проблемы А. как науки были сформулированы Б.Г. Ананьевым ("Человек как предмет познания", 1969) и развиты А.А. Бодалевым ("Акмеология как учебная и научная дисциплина", М., 1993) и др. Осн. область исследований А. связана с изучением профессионализма как высшей ступени развития человека. Объект А. - профессионализм педагогической, инженерной, медицинской, военной, спортивной и другой деятельности людей. Предмет А. - объективные (качество полученного воспитания и образования) и субъективные (талант, способности человека) факторы, содействующие достижению вершин профессионализма, а также закономерности в организации обучения специалистов. А. исследует проблемы противоречий между растущим объемом информации, с одной стороны, и временем, необходимым для овладения ею, - с другой. А. выявляет общие и различные черты, проявляющиеся у людей в процессе их деятельности, а также исследует факторы, которые определяют качественные и количественные характеристики "акме". Нравственная воспитанность профессионала означает превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности. А. изучает также проблему зависимости между особенностями профессионализма человека и его поведением вне сферы профессиональной деятельности. Важнейшей задачей А. является разработка методического инструментария, помогающего организовать условия для оптимального достижения людьми ступеней профессионализма во всех сферах человеческой деятельности, для проявления ими своих социально значимых и творческих качеств. - наука о механизмах, внутренних и внешних факторах прихода к наивысшим достижениям человека в его жизненном пути и, в частности, к профессиональной деятельности, проявлений в высшей точке траектории пути (акме) и отхода от высших достижений. (Орлов О.С. Образовательная программа и профессиональная деятельность педагога. - Великий Новгород, 2002.) - интегральная наука, объединяющая научные знания о человеке и его знания о профессиях, о достижении человеком в процессе его производственной (в широком смысле) деятельности вершин профессонального совершенства. акмеологическая парадигма ориентирует преподавание на помощь субъекту учения в достижении вершины своих возможностей, в наиболее полной реализации им потенциала своей личности. (Педагогические теории, системы, технологии. Справочные материалы под ред. В.А. Фадеева. - Рязань, 1999.) - наука о вершинах, о достижениях в жизнедеятельности и развитии человека. Акмеология образования исследует условия достижения высокого качества образовательных систем и развития субъектов образовательного процесса: учителя и ученика. (Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования. Книга для педагога. - СПб., 2002.) - наука о развитиии зрелых людей под влиянием образования, достижения ими вершин жизнедеятельности, сохранения творческого долголетия под влиянием самообразования.

error: