План-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему: Конспект тематического занятия "Крымская весна", посвященного Дню воссоединения Крыма с Россией,для детей старшего дошкольного возраста. Конспект нод в подготовительной группе "наш удивител

Муниципальное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа №16 города Ейска

МО Ейский район Краснодарского края

учитель начальных классов

Задорожная Ирина Андреевна


    Личностные УУД:

- положительное отношение к школе; - соблюдение традиций; - стремление жить в гармонии с одноклассниками и братскими народами; - представление о ценностях жизни.
    Регулятивные УУД:
- жизненный оптимизм; - развивать умение разрешать внутренние разногласия; - учиться высказывать предположение (версию); - вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
    Коммуникативные УУД:

представление о том, что важно понимать друг друга;

Уметь договариваться и разрешать конфликты;

Уметь работать в группах.

    Познавательные УУД:

Расширить представление о Крыме как о ландшафтном и историко – культурном заповеднике, воспетом в произведениях литературы и искусства;

Развитие познавательного интереса в разных областях знаний и в проектной деятельности; исследовательского опыта.


Этап урока


Слайд 2

Учитель: Крым - чудесный край. Вокруг - высокие скалистые горы; на склонах

сосны, до самого берега; море переменчиво: мирно и лучисто на солнце и ужасно в бурю. Климат мягок, всюду цветы, очень много роз.

Крымский полуостров представляет собой некий сказочный кусочек суши, заброшенный глубоко в воды Чёрного моря и соединённый с материком лишь узенькой ниточкой Перекопского перешейка.

Учитель: Уникальна эта маленькая земля. За один день можно проехать её вдоль и

поперёк. Но на крымской земле удивительно соединились приметы почти всех

климатических зон нашей планеты, растения субтропических широт и севера…

На Ангарском перевале катаются лыжники, а в Ялте доцветают розы…

На Южном берегу Крыма витает специфический запах магнолий, а в горах только-только распустились фиалки…

Так причудливо сплетаются в Крыму времена года. И можно прикоснуться к любому из них, медленно поднимаясь от знойных пляжей к заоблачным вершинам гор…

(Учитель показывает на карте места, о которых идёт речь в рассказе, проводит работу с картой)

Слайд 3

Учитель: Как вы знаете, в ноябре 2013 г. в Украине разразился политический кризис. В феврале 2014 г. на фоне массовых беспорядков и кровавых столкновений сил правопорядка с митингующими оппозиционерами в Киеве, Президент Украины В.Ф. Янукович был отстранен от власти оппозицией и покинул страну, обратившись за помощью к России, призывая её обеспечить защиту его жизни и безопасности.

международный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России.

Как вы понимаете смысл слова «референдум»?

(Дети высказывают собственное мнение)

Учитель: Если заглянуть в словарь С.И. Ожегова, то можно выяснить значение этого

(Читает из словаря заранее подготовленная ученица)

Рефере́ндум ( Referendum ) - форма непосредственного граждан, выражающаяся в по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.

Учитель: В ходе революции на Украине в феврале 2014 года центральная власть Украины перестала контролировать Крым.

Сейчас создан новый Крымский федеральный округ в Российской Федерации. Безусловно, это очень значимое событие и наш сегодняшний классный час будет посвящен Крыму и его влиянию на русскую историю и культуру. На следующем классном часе вы сможете узнать много интересного о городе Севастополе и узнать, что связывает Крым и Севастополь.

Учитель: Сегодня классный час проведём в форме заочной экскурсии. Ребята

подготовили сообщения о разных этапах в истории Крыма. Послушайте внимательно своих одноклассников и задумайтесь об услышанном, чтобы к концу нашего занятия вы смогли ответить на вопросы и устно составить рассказ об историческом прошлом полуострова Крым.

Ученик 1: История Крыма уникальна. Тысячелетия по его земле прокатывались волны

народов и завоеваний – киммерийцы, эллины, скифы, сарматы, римляне…

В русских источниках Крымский полуостров именовался как « Таврида ».

С VI века Крым попадает под влияние Византии. Византийские императоры начинают укреплять имеющиеся крепости и застраивать Тавриду новыми, чтобы защититься от набегов степняков-кочевников. Так появляются Алушта, Гурзуф и другие укрепления. Крым становится форпостом распространения православия в регионе.

Ученик 2: Начиная со 2-й половины VII века и до середины IX, территория Крыма, без Херсонеса, во всех западноевропейских источниках именуется Хазария . Эти тюрки приняли иудаизм и создали могущественное государство на Северном Кавказе и в степях Прикаспия и Северного Причерноморья. В X веке Хазарский каганат перестал существовать в результате победы русских дружин. Однако потомки иудеев (караимы и крымчаки) остаются жить в горных районах Крыма и сейчас.

Слайд 4

Ученик 3 : Киевский князь Владимир – креститель Руси, принял христианство из рук

Византийской церкви именно в крымском Херсонесе, который отныне у русских будет именоваться Корсунь. Таким образом, отсюда, с Крыма, пошло распространение православия по русской земле. Эта духовная скрепа усиливается и созданием на части территории полуострова и на Тамани русского Тмутараканского княжества. С этого времени, в ряде арабских летописей Чёрное море начинает именоваться Русским.

Слайд 5

Ученик 4: Начиная с XIII века и до середины XV, полуостров фактически находится

под влиянием Золотой Орды. Золотоордынцы именуют его Крым . Население подразделяется на кочевое, обитающее в степных районах, и оседлое, освоившее горную часть и южное побережье. Бывшие греческие полисы превратились в центры генуэзской торговли. Ханы основывают как столицу – город Бахчисарай. Одним из наиболее известных крымских правителей того времени был Мамай, разбитый русскими войсками на Куликовом поле в 1380 г.

Ученик 5: Опасность, исходящая от Крымского ханства многократно усиливалась для России наличием у него династических и военных связей с другими осколками Золотой Орды – Казанским и Астраханским ханствами. В результате, русский царь Иван Грозный в течение 4-х лет (1552-1556) подчинил Казань и Астрахань. Это привело к серьезному конфликту интересов укрепляющейся России с Крымом и Османской империей.

Ученик 6: Уже в конце XVII – начале XVIII вв. Россия начала наступление на земли крымских ханов. Это произошло после присоединения в 1654 г. Украины к России . Основным внешним фактором, побуждавшим нашу страну продвигаться на юг, была необходимость ликвидации грабительских набегов со стороны отдельных крымско-ногайских феодалов и всего Крымского ханства на соседние страны.

Слайд 6

Ученик 7: Результатом очередной русско-турецкой войны 1768-1774 годов стал

Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774 года, по которому турки отказались от притязаний на Крым. Через несколько лет, 7 апреля 1783 года императрица Екатерина II подписала Манифест о присоединении Крыма к России.

Таким образом, столетняя «южная битва» увенчалась триумфальной победой России, которая обеспечила себе выход к Черному морю и закрепила за собой тем самым статус великой державы. Регулярная армия на южных и западных границах, эскадры Черноморского флота, караваны торговых кораблей были зримым подтверждением ее нового положения в мире. Теперь, как образно заметил канцлер России при Екатерине Великой А.А. Безбородко, без позволения России «ни одна пушка в Европе выпалить не смела ». Победы русского оружия и дипломатии XVIII в. заложили основу дальнейшего политического и социально-экономического развития страны в XIX-XX вв.

Учитель: Невозможно рассказать в течение классного часа обо всех исторических событиях, происходящих в Крыму. Вам представится возможность узнать об этом самостоятельно или во время посещения уроков истории в средних и старших классах.

Мы вспомним с вами исторические события XX века.

Ученик 8: После Гражданской войны Крым вошел в состав Советского Союза (1922 г.) с образованием Крымской Автономной Советской Социалистической Республики в составе РСФСР. С 1945 г. - Крымская область РСФСР.

Ученик 9: В 1954 году Крымская область была передана в состав УССР согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР без указания статуса Севастополя, являвшегося на тот момент городом республиканского подчинения РСФСР.

Ученик 10: 18 марта 2014 года в Георгиевском дворце Кремля был подписан договор о вступлении Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации на правах новых субъектов.

Слайд 7

Работа в группах

Учитель: Сейчас проведём работу в группах и выясним, как внимательно вы слушали

сообщения своих одноклассников.

(Класс разделён на 4 группы, идёт обсуждение и высказывания детей)

Слайд 8

Учитель: Крым на протяжении XIX-XX веков стал местом паломничества писателей,

поэтов, художников, композиторов. Памятные места связаны с именами великих россиян А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.К. Айвазовского, А.И. Куинджи, И.И. Левитана, И.А. Бунина, М.А. Волошина, А.С. Грина, С.С. Прокофьева и многих других.

"Прекрасны вы, брега Тавриды..." - писал Пушкин, вспоминая о счастливейших днях, проведённых им на Южном берегу Крыма, где он гостил в семье генерала Н.Н.Раевского в августе-сентябре 1820 года.

Спустя пять лет Крым посетил А.С.Грибоедов. В том же году там побывал мятежный польский поэт А.Мицкевич."Передо мной страна волшебной красоты. Здесь небо ясное, здесь так прекрасны лица..." - пишет поэт, потрясенный очарованием Южного берега.

"И это сон? О, если б мне проснуться невозможно!" - вторит ему в своих "Крымских очерках" спустя три десятилетия А.К.Толстой.

"Шел в немом восхищении..." - признавался М.Горький в рассказе "Мой спутник".

Слайд 9

Учитель: Прочитайте стихи замечательных поэтов А.А. Ахматовой и А.П.Чехова.

(Дети читают отрывки из стихотворений и высказывают собственное мнение о них)

О Крыме много написано, еще больше сохранилось фольклора - легенд, сказаний, преданий. Трудно, к примеру, найти коренного крымчанина, который рассказывал бы о достопримечательностях Крыма сухо и сдержанно, не украшая свой рассказ какими-нибудь лирическими или эпическими произведениями.

Но почему о маленьком Крыме собрано много - преданий, легенд, сказок. Зачем?

(Дети высказывают свои предположения)

Учитель: Потому что это - часть культуры и истории нашего удивительного уголка земли и не может не представлять интереса.

Слайд 10

Учитель: Посмотрите, как изобразили красоту Крыма знаменитые русские художники. Что хотели показать они в своих картинах?

(Дети высказывают свои мнения)

Учитель: Крым – это край особенной энергетики, а по-другому – священная земля, подобно иерусалимской.

Крым, кто ты и чей ты?

Ты свободолюбив и не дал себя покорить ни одному народу. Ты, имея ауру живого существа, вздрагиваешь и негодуешь, когда к тебе несправедливы, и, зажмурившись от солнца, отдаёшь тепло людям, когда к тебе приходят с добром.

Ты всё понимаешь и чувствуешь. И принадлежишь в равной мере народам всех 160 национальностей, проживающих в Крыму. Тебя любят миллионы людей, побывавших в гостях, и, несомненно, полюбят те, которым предстоит ещё с тобой познакомиться.

Учитель: Итак, вспомним, что нового вы узнали сегодня во время классного часа:

Когда был подписан международный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России? (18 марта 2014г.)

Кто из русских князей считается крестителем Руси? (Киевский князь Владимир)

Какой манифест издала Екатерина II в 1783 году? (Присоединение Крыма к России)

Назовите фамилии писателей, поэтов, художников, восхищающихся красотой Крыма.

Учитель: Меняется время, сменяются народы, но любовь к Крыму остается неизменной…Любовь к этому удивительному уголку Земли.

- Закончить классный час я хочу строками из стихотворения А.С.Пушкина: Всё живо там, всё там очей отрада Сады татар, селенья, города; Отражена волнами скал громада, В морской дали теряются суда, Янтарь висит на лозах винограда; В лугах шумят бродящие стада…

Учитель: А сейчас покажите смайлики, которые по-вашему мнению, могут рассказать о ваших знаниях и выскажите своё мнение о сегодняшнем классном часе.

Интернет - ресурсы

Источник шаблона: Мурысева Галина Ивановна, МОУ «СОШ №2 г. Калининска Саратовской области,

http://pedsovet.su /.

Источники фона презентации сайты : http :// blog . i . ua / /Песня%20о%2

Чолах Сусанна Асановна
Конспект занятия «Путешествие по городам Крыма» для детей старшего дошкольного возраста

МБДОУ №21 «Светлячок»

Конспект занятия на тему :

«Путешествие по городам Крыма » .

(для )

Составила

Чолах С. А.

Симферополь, 2017.

Конспект занятия на тему :

«Путешествие по городам Крыма » .

(для детей старшего дошкольного возраста )

Приоритетная образовательная область : Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие.

Возрастная группа : старшая

Цель :

Создавать условия для знакомства детей с новым материалом ;

Формировать представление детей о родном крае , городах , достопримечательностях;

Формировать умение видеть красоту природы родного края;

Закреплять знания детей о растительном мире родного края;

Стремиться вызвать у детей чувство благодарности за то, что мир прекрасен;

Закреплять знания о государственной символике Крыма и формировать чувство патриотизма;

Расширять словарный запас, воспитывать культуру речевого развития;

Развивать творческие способности детей , воображение, речь, внимание, память;

Воспитывать любовь и уважение к своему краю,городу , природе Крыма .

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ :

«Познавательное развитие»

«Социально-Коммуникативное развитие» - на протяжении всей деятельности.

«Художественно- эстетическое развитие» - знакомство с художественной литературой Крымских поэтов , использование музыкальных композиций, развитие творчества.

«Физическое развитие» - физкультминутка, физкультпауза.

Материалы и оборудование : ИКТ, глобус, слайды : карта Крыма , достопримечательности Крыма , отдельно фото из городов : Симферополь, Бахчисарай, Севастополь, Ялта (цирк имени Тезикова, «Крым в миниатюре » , океанариум, др.); аудиозаписи : песня «Я – морячка, ты – моряк» , «Релаксация» для детей , «Overture» B.Conti; Флаг Крыма , карта Крыма с нарисованным контуром, акварельные краски синего и красного цветов, кисточки, клеенки, салфетки; открытки для детей (с изображением карты Крыма с подписанными городами , ребенок-«путешественник » с лозунгом : «Путешествуйте по Крыму )

Словарь : полуостров, столица, достопримечательности, город-курорт .

Ход НОД.

Дети под музыку («Overture» B.Conti) заходят и садятся на стулья.

Воспитатель : Здравствуйте, ребята!

Дети : Здравствуйте!

В : Сейчас я расскажу вам стихотворение, и вы поймете, о чем мы будем говорить на занятии :

«Крым – это здравница и это - чудо – сад (Слайд сада)

Крым – это фрукты , это сладкий виноград (Слайд винограда)

Крым – это море , это райские места (Слайд моря)

Крым - это южных гор крутая высота (Слайд гор)

Крым – это степь и заповедные леса (Слайд степи)

Крым – это сказка , заглянувшая в глаза». (Слайд карты Крыма )

В.: - О каком полуострове идет речь в стихотворении?

Д :- О Крыме

В : - А на что похож наш Крым ?

Д : - (Дети отвечают) .

В :- А еще он похож на маленький зеленый листочек, который плывет по синему морю.

Воспитатель (берет глобус) :

В : - Ребята, а что у меня в руках?

Д :- Глобус.

В : - Правильно, в руках у меня глобус, небольшой шарик, который я верчу то вправо, то влево. А где же Крым ? Вот он, крошечная, почти незаметная зеленая капелька на фоне синевы Черного моря. Незаметная? Я задумываюсь. А ведь в этой капельке вместилось так много (показ слайдов) : Золотые пески Черноморских пляжей, сухие степи Тарханкута, древние курганы Пантикапея в Керчи, причудливые горы, современные магистрали, рыбацкие поселки и шумные города . Мой Крым . Моя малая Родина. Можно объездить весь мир, но такого прозрачного родника как в Кутузовке не найдешь нигде. Нигде не увидишь столь яркого свечения красок в брызгах водопада Джур – Джур (Слайд водопада) . А всемирно известный лагерь «Артек» ? (слайд лагеря «Артек» ). Найдите еще в мире место, где так счастливы дети. Здесь они узнают много нового и интересного, раскрывают свои таланты, обретают новых друзей. Да, это мой край, мой дом, моя Родина!

В.: - А вы хотите виртуально попутешествовать по нашему волшебному Крыму ?

В :- Дети, а кто знает, что это за синяя полосочка тянется по нашему полуострову?

Д :- Это река Салгир – она самая длинная река Крыма .

В.: - Хотите превратиться в реку?

Д :- Да!

В :- Ну что ж, вперед. Я буду рассказывать, а вы помогать мне завершать предложение.

(Проводится физминутка «Речка» : дети идут «паровозиком» за воспитателем).

В :- Итак, самая длинная река Крыма…

Д :- Салгир.

В :- Она берет свое начало на склонах горы…

Д :-Чатыр – даг и Ангарского перевала.

В :- В нее впадают много маленьких …

Д :- речек.

В :- Перед Симферополем заполняет Симферопольское …

Д :- водохранилище,

В :- протекает по нашему городу…

Д :- Симферополю,

В :-по всему …

Д :- Крыму

В :- и впадает в …

Д :-Азовское море.

(Дети садятся)

В.: - Вот и принесли нас воды Салгира к городу , в котором мы живем. Как называется наш город ?

Д :- Симферополь

В : - Где находится наш город ?

Д :- В середине полуострова

В : - А вы знаете, как переводится слово «Симферополь» ? (название нашего города «Симферополь» в переводе с греч. означает «симфо» - собираю, «полис» - город . Симферополь – город –собиратель ).

В : - А почему говорят, что Симферополь – город –собиратель ? (Все, кто приезжает в Крым , сначала собираются в Симферополе, а потом уже разъезжаются по другим городам . Потому что в Симферополе есть (слайды :) что? Д :-Аэропорт,железнодорожный вокзал, автовокзал.

В :- Послушайте :

Симферополь – сердце Крыма ,

Город света и тепла .

Город южный , как красив ты.

Это родина моя!

А теперь поиграем.

Игра называется «Как я знаю Симферополь» . (воспитатель показывает слайды : ж/д вокзал, цирк им. Тезикова, детский парк, а дети называют).

В :-Молодцы, ребята, путешествуем дальше . (воспитатель показывает слайд : Ханский дворец) .

В :- Вы узнали, в какой город мы попали ?

Д :- Город Бахчисарай

В :-Дети, а кто- то из вас был в Бахчисарае?

Д :- (ответы детей )

В :-А вы знаете, что название переводится с крымскотатарского языка как «сад-дворец» (бахчa - сад, сарай - дворец) . Там есть (воспитатель показывает фото достопримечательностей г. Бахчисарая) : Ханский дворец, «Крым в миниатюре »

ВВоспитатель показывает слайд : Памятник погибшим кораблям). А теперь вы узнали, в какой город мы попали ?

Д :- Город Севастополь

В : - Ребята, а кто- то из вас был в Севастополе?

Д :- (ответы детей )

Д :- Дети, вы знаете, что Севастополь- главный порт Крыма . (показ слайда) А еще здесь есть база военного флота. (показ слайда) Военные моряки в годы войны защищали наш Крым от врагов . А сейчас давайте превратимся в моряков и потанцуем.

Проводится танцевальная минутка «Я- морячка, ты-моряк»

В :-Ребята, и последний город , о котором мы с вами поговорим- это Ялта. Ребята, а кто- то из вас был в Ялте?

Д :- (ответы детей )

В :- Ялта –город-курорт , который известен во всем мире. Сюда приезжают люди со всех стран мира. А возле Медведь – горы, на берегу Черного моря (показ слайда) находится детский оздоровительный центр «Артек» (показ слайда, где отдыхают дети со всех стран мира. (воспитатель, показывая слайд Никитского ботанического сада.

В :- А знаете ли ребята, что это за место?

Д :- (ответы детей ) .

В :- Да, ребята,это - Никитский ботанический сад, которому уже около 200 лет. В нем растут редкие растения со всего мира.

Проводится дидактическая игра «Назови растение»

В :- Сейчас я буду называть разные деревья и кустарники , а вы выбираете только те, которые растут у нас в Крыму . Если растут, то хлопаете в ладоши, если нет, то молчите. Итак, яблоня, груша, ель, апельсин, клен, береза, баобаб, слива, осина, каштан, кофе, тополь, кипарис, сосна.

В :- А еще в Ялте есть «Поляна сказок» (показ слайда) . Здесь мы видим сказочных героев, которых сделали руками мастера из стволов и корней деревьев.

Проводится дидактическая игра «Назови сказку»

В :- Какие знакомые сказки вы видите?

Д :- Ответы детей .

В :- А еще в этом городе есть знаменитый… ., посмотрите что? (показ слайда)

Д :- Ялтинский зоопарк «Сказка» .

В :- А теперь, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глазки и скажем :

Д : - «Раз, два, три, в детский сад попади!»

В.: -У нашего Крымского полуострова есть свой флаг. Какие цвета флага Крыма вы знаете ?

Д :- Синий, белый, красный.

В :- Правильно (воспитатель показывает флаг Крыма ) А сейчас давайте раскрасим карту нашего полуострова в цвета его флага

В.:- Только сначала нужно подготовить наши пальчики

Проводится пальчиков игра «Вышли пальчики гулять» :

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередно разжимаем пальцы)

Вышли пальчики гулять.

Солнце утром рано встало

(широко расставляем пальцы, руки скрестить)

Всех детишек приласкало

(поглаживание рук и ног)

Раз, два, три, четыре, пять

В домик спрятались опять.

(поочередно сжимая пальцы)

Дети выполняют работу за столами под фоновую музыку.

В.:- Итак, ребята, скажите, пожалуйста, какие города Крыма мы сегодня посетили ?

Д :-Бахчисарай, Севастополь, Ялта, Симферополь.

В :-Хорошо. А какие достопримечательности вам запомнились?

Д :- Ответы детей .

В :- Вам понравилось наше путешествие ?

Д :- Ответы детей

В :-. А сегодня, на память о нашем путешествии , я хочу подарить вам вот такие открытки (раздает детям открытки) .

Тема: « Наш волшебный Крым»

Цель: Выявить знания детей о географическом положении Крыма, о морях, омывающих полуостров, об обитателях Чёрного и Азовского морей, формировать представления о Крыме, как о прекрасном месте для отдыха и укрепления здоровья; закрепить знания детей Крымских городах курортах : Феодосии, Судаке, Алуште. Познакомить с городом Ялта, Севастополь-город герой славы. Уточнить знания о международном детском центре «Артек». Продолжать учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, отвечать на вопросы, подбирать слова –определения. Развивать познавательную активность, создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство любви к родному краю, бережное отношение к природе(морю). Систематизировать знания детей о столице Крыма.

Словарь: полуостров, столица, удивительный, великолепный, благодатный, прелестный, экскурсия. Феодосия- картинная галерея, И. К. Айвазовский, А. Грин, порт. Ялта, Севастополь –памятник, слава. Морские обитатели: катран, дельфин, краб, медуза, рыба-игла, морской ёж, ставрида.

Материал: Карта Крыма, папки передвижки с достопримечательностями городов: Феодосия, Судак, Алушта, Ялта, Севастополь.Иллюстрации морские обитатели, картинки для разукрашивания- морские обитатели. Дидактический материал для игры « расшифруй задуманное слово по первому звуку».

Ход занятия.

1)Беседа о Крыме.

В: Сейчас я вам расскажу легенду о происхождение земли.

*Много лет назад на планете были только моря.Но вот море начало волноваться,забурлила, закипела вода, поднялись волны, из-под воды появилась суша, небольшой участок земли, который имел вот такую форму. (Показать карту Крыма). Здесь были горы, реки, водопады, долины. Со временем, на этой земле выросли деревья, травы, цветы, кустарники, появились звери и птицы. Так на планете появился самый красивый уголок Земли.

В: дети вы догадались, как называется этот сказочный край? (Крым).

Правильно,ребята мы поговорим о Крыме. Скажите, как называется наш полуостров на котором мы живём? (Крымский п-ов).

— Почему его называют полуостровом? (Потому что с трёх сторон омывается морями).

— Посмотрите на наш Крымский п-ов., как он расположен. На море.

— Как правильно называется полуостров?

(Автономная Республика Крым)

*Наш Крым – удивительный край, его любят и гости, и сами крымчане.

Наш п-ов. Сказочно красив. Что бы передать свои впечатления от увиденного, живущие в Крыму, создают множество лирических стихотворений.

Я прочитаю вам отрывок из стих., который написал А. С. Пушкин.

«Кто выдел край, где роскошью природы

Оживлены дубравы и луга

Где весело шумят и блещут воды

И мирные ласкают берега.

Где на холмы под ласковые своды

Не смеют лечь угрюмые снега?

Скажите мне, кто видел край прелестней?…»

— Какими словами называл Крым А. С. Пушкин?

Чтение ст-я о Крыме.

*Крым-это здравница и это чудо-сад,

Крым-это фрукты, это сладкий виноград.

Крым-это море, это райские места,

Крым-это южных гор крутая высота.

Крым-это сказка, заглянувшая в глаза. И.Коробкина.

2)Симферополь- крымская столица.

В: В Крыму есть много городов. И самый главный город находится в центре полуострова. Это столица Крыма. Как называется –этот город?

(Симферополь).

Что означает название города Симферополь? (В переводе с греческого «Симфо»- собираю, « полис» -город.).

Как вы думаете, почему его так называют?

(Все люди, приезжают в Крым, сначала приезжают в Симферополь, а потом разъезжаются в другие города и районы Крыма).

Я предлагаю вам рассказать о городах родного Крыма. Представьте вы, что вы- экскурсоводы, во время путешествий мы посетим курортные города, познакомимся с достопримечательностями. У каждого будет карта путеводитель.

Наш главный город Симерополь.

*Южная красавица- белая столица

Над Салгиром ивушка в зеркало глядится

Добрым нравом славится и людьми гордится

Симферополь –город мой, — крымская столица.

*Симферополь сердце Крыма

Город сердца и тепла

Город южный, как красив ты,

Это Родина моя!

(Показ папки с фотографиями города Симферополь, краткий рассказ)

— А теперь мы отправимся в восточную часть Крыма.

Мы находимся в городе Феодосия.

Ф.М. игра « мы едем, едем в далёкие края».

*Феодосия — Богом данная красота земли первозданная,

Золотым песком к ногам стелется. К небу тянется юным деревцем.

Солнцем светится винограда гроздь, зачарует ночь ароматом роз.

Красота Земли Богом данная, Феодосия- дочь желанная.

Айвазовского сердцем согретая, и стихами поэтов воспетая.

— В этом городе обязательно нужно посетить галерею И. К. Айвазовского.

Этот художник жил в Феодосии, много сделал для города, построил вокзал и железную дорогу. Очень любил море. Иван Константинович написал очень много картин о море. Есть в Феодосии дом- музей Александра Грина (писателя). Шесть лет он жил в Феодосии, написал много интересных рассказов « Алые паруса» , «Бегущая по волнам», Золотая цепь».

Ф.М. Гимнастика расслабления под музыку.

— Давайте закроем глаза и представим,что нам светит тёплое солнце, оно согревает нас. Его лучи скользят по нашим лицам, плечам, рукам, спинам, ногам. Но вот солнце пропало. Открывайте глаза. Чем южнее мы движемся,

Тем гористее становится берег. Это горы, на какое- то мгновение закрыли солнце. Посмотрите, что за крепость?

Это- крепость символ города Судака.

Что мы можем рассказать об этом городе?

— Судак расположен в Судакской долине. Со всех сторон его окружают живописные горы. Есть здравницы и санатории. В Судакской долине растёт виноград.Свежесть чёрного моря, виноградные ягоды помогают людям укрепить своё здоровье и уехать домой загорелыми, здоровыми и довольными и довольными.

*Судак увенчанный короной крепости, хранящий таинства былых веков.

На море Чёрное, на море Вечности, ласкает камушки у берегов.

Живу тобою наслаждаюсь, дышу твоею красотой

Ну как тобою не гордиться, ты для меня Судак родной.

Какие бухты, горы, пляжи, такая чистая вода,

Такой природой, где живём мы, должны гордиться мы всегда.

Ф.М. Я хожу, хожу, хожу, я на месте не сижу

Я бегу, бегу, бегу, я без движенья не могу.

— На нашем пути стоит наш любимый город Алушта. Почему мы любим –этот город?

(это наш родной город,мы здесь родились и живём)

Что мы можем рассказать об Алуште.

(название Алушта от греческого названия Алустон.)

*Нет Алушты без ротонды

И высоких кипарисов

И каштанов и больших цветов магнолии душистых

В буйном цвете роз и милый парк Приморский утопает

И троллейбус в Уголок Рабочий под гору съезжает.

*Алушта – это здравница, позволяет оздоровиться, поправить здоровье,

С уникальными памятниками природы истории и культуры.

Рассказ детей о достопримечательности города Алушта.

Крымский заповедник, крепость Алустон, Профессорский уголок, памятник и музей С. Сергеева Ценского, аквариум, Крым в миниатюре, ротонда –набережная, мятники партизанам и героям В. О. В., Краеведческий музей. Танк- памятник освободителям Алушты 15 апреля.

— Мы отправляем путешествовать в Ялту.

*На встречу нам виднеется гора,на что она похожа?

Как она называется?

(Медведь-гора)

*Лежит себе Медведь- гора, нос прикрывает лапой,

А рядом ходит детвора, не страшен косолапый.

Не станет ведь гора реветь, хоть и зовут её Медведь.

— На побережье Чёрного моря, возле Медведь –горы находится детский оздоровительный центр « Артек», где отдыхают дети со всех уголков мира. Дети в Артеке отдыхают, плавают, загорают, танцуют, играют. А главное все дружат.

*На юге,у чёрного моря, весёлое царство ребят.

О море в бескрайнем просторе, задорные песни звучат.

С лазурью его не сравниться, всех прочих морей синева

По всем городам и столицам, идёт об Артеке молва.

— Вы знаете, что такое дружба?

Напомните поговорки и пословицы о дружбе.

— Один за всех и все за одного.

— Нет друга- ищи, а нашёл –береги.

Сам погибай. А товарища спасай.

— Крепкую дружбу и водой не разольёшь

— друг познаётся в беде.

В Артеке любят играть в разные игры давай те и мы поиграем « Мы весёлые ребята».(дети становятся в круг берутся за руки, идут по кругу и произносят: « Мы весёлые ребята, любим бегать и скакать,ну попробуй нас догнать. Раз, два, три-лови! В середине круга стоит Ловишка и по команде ловит детей, дети убегают, и садятся на стульчики.

— Следующий город. который раскинулся на берегу Чёрного моря г.Ялта.

*Этот город – Ялта. Посмотри дружок,

Солнечное небо, жёлтенький песок.

Бьёт о борт бетонный,сильная волна!

Будто приглашает в гости нас она.

В: — А вы знаете легенды о Ялте.

*Давным — давно из Греции отправился корабль. Уже много дней корабль был в море. Моряки устали, у них закончилась питьевая вода. Волны уносили их всё дальше и дальше. И вот однажды утром моряки увидели вдали чудесный берег.

— Ялос, Ялос!-закричали моряки увидели в дали чудесный берег. Корабль причалился к берегу. Очень понравилось здесь грекам.Они стали строить город – Ялту.

Кто из вас был в Ялте?

— Что запомнилось вам?

(ответ детей).

Ф.М. (музыка, шум моря)

Над волнами чайки кружат, полетим за ними дружно,

Брызги пены, шум прибоя, а над море мы с тобою!

Мы теперь плывём над морем, и резвимся на просторе

Веселее загребай, и дельфинов догоняй.

— И вот мы приплыли, в знаменитый город славы Севастополь!!!

*Символ стойкости и славы, и величия моряков.

Севастополь- город славы, символ мужества веков.

На Малаховском кургане искры вечного огня

Застывают в сером камне, память прошлого храня.

Они помнят, как Корнилов, раненый в бою, лежал

Как, сражаясь, пал Нахимов, натиск турок удержал.

Вспоминают ветераны с болью о былых боях.

Незалеченные раны, кортик, китель в орденах.

Севастопольскую славу, и заветы старины

И великую державу, помнят славные сыны!

Севастополь- город славы, город- герой!

(дети смотрят фото — памятники Севастополя)

В: Севастополь -главный порт Крыма. Сюда приплывают корабли из разных стран. Здесь база военного флота. Военные моряки в годы войны защищали наш Крым от врагов. И сейчас охраняют моряки границы от незваных гостей.

В: Молодцы ребята много рассказали о Крыме. А знаете ли вы, зачем люди едут в Крым? И что им больше всего нравится в Крыму? (ответ детей)

Многие люди едут именно к морю, вот и мы отправимся к морю.

Ф.М. К морю быстро мы спустились

Наклонились и умылись

Раз, два, три, четыре

Вот так славно освежились.

А теперь поплыли дружно

Делать так руками нужно

Вместе раз- это брас,

Одной рукой — это кроль,

Все плывём мы, как один

Все плывём мы, как дельфин

Вышли на берег морской,

И отправились домой!

В: А вы знаете обитателей чёрного моря. Д/И «Какое слово за шифрованно».

(краб, медуза, креветка, звезда, дельфин, мидия, скат, камбала, катран, конёк, рыба игла, ёрш)

В: Чем полезны морю крабы, медузы, мидии?

(они фильтруют воду)

Назовите самых крупных обитателей Ч. М.?

(дельфины) Они добрые и умные животные, относятся к отряду млекопитающих, не могут жить без воздуха, вскармливают детёнышей молоком.

Д/И « Кто живёт в море»

— А в воде живёт индюк? Нет.

— А в воде живёт утюг? Нет.

— Ну, а корка от арбуза? Нет.

— А вообще живёт медуза? Да.

— А большие мандарины? Нет.

— В Чёрном море есть дельфины? Да.

— Рыбы в нашем море есть? Да.

— Крокодилов в нём не счесть? Нет.

— Дети плещутся в воде? Да.

— Мусор плавает в воде? Нет.

В: Молодцы. Мне не удалось вас запутать, и вы поняли, что море для морских обитателей – это родной дом, а для того что бы оно всегда оставалось чистым и гостеприимным, мусор в него бросать нельзя!

Посмотрите, сколько фотографий морских обитателей сделали подводным фотоаппаратом. Только они получились чёрно белыми, некрасивыми. Давайте их раскрасим в яркие цвета.

(По окончанию работы, дети наклеивают рисунки на плакат голубого фона)

В: Посмотрите, какая объёмная панорама у нас получилась, видно всех морских обитателей. Эта работа украсит нашу группу и будет напоминать о наших путешествиях.

Итог занятия.

Литературное путешествие по Крыму

Крымская земля обладает удивительным свойством притягивать творческих людей. С Крымом, так или иначе, связаны судьбы многих известных писателей и поэтов. Да и сам Крым всегда занимал особое место в литературе. Восхитительная природа, бурная история и многонациональная культура этого края вдохновляли многие поколения русских писателей. Кто-то был в Крыму проездом, а для кого-то он стал частью биографии… Для одних - это благословенное райское место, для других - мрачные воспоминания о войне, для третьих - весёлый полуостров, полный приятных воспоминаний об отдыхе… В Крыму написаны многие замечательные произведения. А ещё больше рождалось замыслов, которые, воплотившись, стали украшением русской литературы.
И чтобы убедиться в этом совершим путешествие по литературной карте Крыма.

Симферополь. Столицу Крыма непременно посещают все, кто прибывает на полуостров. Писатели с поэтами не исключение. Но заметный след оставили несколько.
Недолго жил в Симферополе А. С. Пушкин. Здесь на «брегах веселого Салгира» была его последняя остановка в длительном путешествии по Крыму в 1820 г. и теперь великому поэту установлен памятник в центре города.

Оживлены дубравы и луга,

И мирные ласкают берега,

Не смеют лечь упрямые снега.
А. С. Пушкин о Крыме

В Симферополе c 1802 по 1807 год трудился государственный чиновник П. И. Сумароков. Каковы его заслуги на этой ниве мы не знаем, но здесь он написал весьма любопытную книгу: «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду», где дал очень точные описания многих крымских уголков. Оцените красоту слога: «Хочешь ты вкушать сладкое в душе чувство? Останься на Салгире. Хочешь ли ты развеселить себя необыкновенным зрелищем? Перейди Байдары. Желаешь ты встретить великолепие? Явись в окрестности Ялты. А вздумал ты предаться мирному унынию? Побывай в Форосе. Наконец, страдаешь ли ты от любви или терпишь иную напасть, то усядься на берег Черного моря, и рев волн рассеет мрачные мысли твои».
А на доме, где тоже недолго проживал путешествующий по Крыму в 1825 г. А. С. Грибоедов установлена мемориальная доска. Правда, в одном из писем он назвал Симферополь «дрянной городишко», что объясняется мрачным настроением, овладевшим писателем в том момент. Зато потом он назвал Крыму «изумительной сокровищницей, естественным музеем, хранящим тайны тысячелетий», чем и реабилитировал себя в глазах крымчан.
С 1865 по 1870 год в Симферополе работал на ниве народного просвещения чиновник Е. Л. Марков. И написал знаменитые «Очерки Крыма: Картины крымской жизни, природы и истории», в которых он с огромной любовью изобразил природу полуострова, его жителей, историю, памятники. Чуть ироничное, образное, сочное описание давно ушедшей красоты этих мест завораживает читателя. «Очерки мои воскресят в памяти некоторых сколько-нибудь живо и верно картины крымской жизни и природы; соблазнят его узнать живой Крым, насладиться его оригинальностью, его красотою», - так писал Марков.

«Я знаю знаменитые живописные места Европы и думаю, что вряд ли в ней найдется более счастливое сочетание самых противоположных элементов пейзажа, чем в Крыму».

Священный дух истории веет на этих водах и этом берегу. Тут, что ни камень, что ни развалина, что ни шаг, то событие.

Кто дышит Крымом, тот дышит радостью жизни, поэзии, долголетием. Спешите же уходить в Крым, кто может, кому ещё время...»

“Люди, пожившие в Крыму и изведавшие наслаждения, которые даёт только один Крым, никогда не забывают его...”
Е. Л. Марков, “Очерки Крыма” (1902 г.)

В Симферополе родился И. Л. Сельвинский (1899-1968) - выдающийся русский поэт и прозаик XX в. В доме он родился и жил в 1899-1906 гг. ныне открыт его дом-музей И. Сельвинского и это первый литературный музей в Симферополе. У него очень много написано о Крыме, а строчки: «И если очень захочется счастья, мы с вами поедем в Крым» стали хрестоматийными.
Или во это:
Бывают края, что недвижны веками,
Зарывшись во мглу и мох,
Но есть и такие, где каждый камень
Гудит голосами эпох.
И. Сельвинский о Крыме
В Таврической духовной семинарии с 1918 по 1920 г. (ул. Героев Аджимушкая, 7) преподавал выдающийся русский мыслитель и богослов С. Н. Булгаков, впоследствии эмигрировавший. Вот как он писал о Крыме:
«Здесь залегло несколько пластов античной культуры, перед нами вскрытых, здесь родилась духовно наша Родина…»
С. Н. Булгаков о роли Крыма в истории

Евпатория. В этом городе бывали многие литературные знаменитости - А. Мицкевич, Л. Украинка, М. А. Булгаков, В. В. Маяковский, А. А. Ахматова, Н. Островский. К. Чуковский. А. Н. Толстой оставил описание Евпатории в романе «Хождение по мукам». Поэт И. Сельвинский провел здесь юность и учился в местной гимназии, которая ныне носит его имя. Писатель Б. Балтер, автор повести «До свидания, мальчики!» тоже учился в этой гимназии. Потом был снят одноименный фильм по этой книге. В доме, где несколько лет жила А. А. Ахматова, открыто стильное литературное кафе с крахмальными скатертями, сияющими столовыми приборами и намеком на некоторую богемность.
Вот только пока памятников литераторы не удостоились, только мемориальные доски открыты в их честь. Лишь памятник Ашик Омеру (1621-1707), выдающемуся крымскому поэту средневековья стоит в Евпатории. Путешествуя по миру, он создавал произведения, вошедшие в сокровищницу мировой литературы. В преклонном возрасте вернулся в родной Гезлев, где и обрел вечный покой.
А в стенах дома по улице Караимской скоро оживут тени тех, кто гостил здесь жарким летом 1825 г. Дом превратится в Музей Адама Мицкевича - первого выдающегося поэта, посетившего Евпаторию.
Был в Евпатории и В. С. Высоцкий, когда снимался в фильме «Плохой хороший человек». Стихи, а потом песня «Черные бушлаты», посвященная трагическому Евпаторийскому десанту конца 1941 г., была задумана им в Евпатории.
В. В. Маяковский написал о Евпатории просто:

Очень жаль мне
тех,
которые
не бывали
В ЕВПАТОРИИ.
Сильны литературные традиции ив нынешней Евпатории. Вот строки евпаторийца Сергея Овчаренко, замечательного поэта:

Ещё витает над землей Тавриды
Свободный дух исчезнувших племен
И шелестом приспущенных знамен
Нам посылает сквозь века флюиды.

И возникает тоненькая нить,
И крепнет так, что жившие когда-то
Хазары, греки, скифы и сарматы
В сознанье нашем продолжают жить.

Саки. В Курортном парке этого городка стоит памятник Лесе Украинке, которая была тут на лечении. Оказалось, правда, что при её болезни (туберкулез костей) сакские грязи, увы, не помогают. Есть и памятник и Н. В. Гоголю, который в июне-июле 1835 г. лечился тут и, по его собственным словам, «пачкался здесь в минеральных грязях».

Бахчисарай. Этот городок своей широкой известностью обязан Ханскому дворцу, а точнее, Знаменитому Фонтану слез, который там установлен. А прославил его А. С. Пушкин, побывавший здесь и написавший поэму «Бахчисарайский фонтан». А также А. Мицкевич и Л. Украинка, посвятившие фонтану прекрасные поэтические строки. Памятник Пушкину стоит недалеко от дворца.
Находится в Бахчисарае и музей И. Гаспринского (1851-1914). Здесь можно познакомиться с жизнью и деятельностью этого замечательного человека - крымскотатарского писателя, просветителя, мыслителя. Ему в городе установлен памятник, в Бахчисарае он и похоронен. В своих статьях и научных работах («Русское мусульманство», «Русско-восточное соглашение») размышлял о судьбах мусульманства, национальных отношениях. А в книгах - «Солнце взошло», и «Страна блаженства») поднимал вопросы высокой нравственности, чести, достоинства человека.
Бахчисарайская природа и бахчисарайские древности всегда производили огромное впечатление на путешественников. А. К. Толстой - один из литературных «отцов» Козьмы Пруткова, посвятил немало поэтических строк Крыму и так писал о пещерных городах Крыма:

И город вымер. Здесь и там
Остатки башен по стенам,
Кривые улицы, кладбища,
Пещеры, рытые в скалах,
Давно безлюдные жилища,
Обломки, камни, пыль и прах...
А. К. Толстой

Вот, например, ваш покорный слуга о водопаде Серебряные струи и его окрестностях.
«Он сокрыт от зноя и ярких лучей солнца густой вековой зеленью огромных буков. Здесь вода, музыкально журча, стекает вниз тоненькими изящными струйками на темном фоне небольшого, поросшего мхом, грота. Водопад очень напоминает оригинальный струнный инструмент, особенно в яркий солнечный день. Не случайно его часто называют водопадом Серебряные струны. Водопад очаровывает той тонкой, неброской, одухотворенной красотой, которая столь характерна для небольших крымских водопадов.
Стоит пройти и чуть выше водопада, вдоль лесной речки Сары-Узень. Посмотреть на маленькие порожки, каскады небольших водопадиков, тихие заводи... Какое причудливое сочетание камня, воды, опавших листьев, мха и рухнувших деревьев! Вся увиденная картина, словно сошедшая с японских средневековых гравюр, рождает чувство едва уловимой, но светлой и чистой гармонии...»

Севастополь. Этот славный город связан с именами многих писателей. Но мы отметим лишь тех, кто, для кого Севастополь стал очень важным в их творчестве.
«Мне пришлось видеть много городов, но лучшего города, чем Севастополь, я не знаю», - написал К. Паустовский, которые не раз бывал в Севастополе. Город с любовью описан во множестве его произведений.
А. С. Грин много раз был в Севастополе, а в начале ХХ века даже два года просидел в здешней тюрьме за революционную деятельность, как член партии эсеров. Именно здесь, в Севастополе, рождаются замыслы его романтических произведений с морскими ветрами, высокими матчами, алыми парусами, придуманной страной Гринландией и вымышленными городами Зурбаганом Лиссом, Гель Гью…
К. М. Станюкович (1843-1903), известный русский писатель - маринист, был сыном адмирала, командира Севастопольского порта. Когда шла Крымская война, было ему всего 11 лет. Но за участие в севастопольской обороне он был награждён двумя медалями. А когда стал писателем, то написал о тех событиях книги: «Севастопольский мальчик», «Маленькие моряки», «Грозный адмирал». Севастопольцы всегда помнят своего писателя, его именем названа библиотека в городе.
В Севастополе родился А. Аверченко и жил тут до 16 лет. И отсюда он в 1920 г. навсегда покинул Родину.
С 7 до 13 лет жила летом в Севастополе Аня Горенко, будущая великая поэтесса А. А. Ахматова, внучка полковника А. А.Горенко, участника обороны Севастополя 1854-1855 гг., у которого здесь был дом. И потом она часто здесь бывала, вспоминая свое детство в Севастополе:
Стать бы снова приморской девчонкой,
Туфли на босу ногу надеть,
И закладывать косы коронкой,
И взволнованным голосом петь.
Все глядеть бы на смуглые главы
Херсонесского храма с крыльца
И не знать, что от счастья и славы
Безнадежно стареют сердца.
А. Ахматова

Но навсегда прославил Севастополь Л. Н. Толстой. Будущий великий писатель служил здесь во время Первой Севастопольской обороны, командовал батареей на 4-м бастионе, где ему установлен памятный знак. В осажденном Севастополе он пробыл ровно год и не только воевал, но и писал свои знаменитые «Севастопольские рассказы». Храбрый офицер и начинающий писатель за «севастопольскую эпопею» был награждён орденом Святой Анны 4-ой степени. Здесь началась его всемирная литературная слава.

Балаклава. В этом маленьком городке побывали столько знаменитостей, что хватит на крупный мегаполис. А. Мицкевич, А. С. Грибоедов, А. К. Толстой, Л. Н. Толстой, А. Н. Островский, И. А. Бунин, К. Бальмонт, Л. Украинка, А. Ахматова, А. Грин, М. Горький, М. Зощенко, К. Паустовский... Вс. Вишневский написал здесь знаменитую «Оптимистическую трагедию». Список этот можно продолжить и он будет довольно внушительный.
Но подлинным певцом Балаклавы стал А. И. Куприн. Писатель прожил в Балаклаве с 1904 по 1905 гг. Очень любил выходить с рыбаками в море, любил этот городок и его обитателей - греков-рыбаков. Из под его пера вышел целый цикл прекрасных очерков о Балаклаве и ее жителях - «Листригоны». Куприн очень хотел здесь поселиться, даже купил участок земли для постройки дома, но не получилось. Памятник писателю стоит на Набережной Балаклавы.
Балаклава - единственный город в Крыму ни на кого не похожий, свой отделённый мир. Через Балаклаву нельзя проехать, как через Ялту, Алупку, Алушту, и ехать дальше. В неё можно только приехать. Впереди лишь море, а кругом каменные, непроездные громады, - дальше некуда ехать, здесь - конец мира”.
С. Я. Елпатьевский “Крымские очерки” 1913 г.

Ялта, Южный берег Крыма. Так уж случилось, что этот уголок Крыма посещали почти все знаменитые писатели и поэты, побывавшие в Крыму. Такова традиция во все времена. Ехали, в основном, на отдых, лечение, иногда оставаясь тут подолгу.
В Ялте есть музей «Культура Ялты ХIХ - начала ХХ века». Выбор этого периода истории не случаен. Именно в этот время Ялта была одной из культурных столиц Российской империи - здесь подолгу жили многие писатели, поэты, художники, композиторы и театральные деятели - цвет российской культуры того времени.
Но самый известный ялтинский литературный музей, это, конечно, Дом-музей А. П. Чехова. В доме все осталось так, как было при жизни великого писателя, который прожил на своей Белой даче неполных пять лет, с 1899 по 1904 год. Здесь он написал более десятка произведений, в их числе пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад», знаменитый «крымский» рассказ «Дама с собачкой»...
Ялтинская гостиница «Таврида» (бывшая «Россия»), построенная в 1875 г., привлекательна не только своей архитектурой. На пространстве России немного найдется гостиниц, в которых проживало бы так много известных деятелей литературы и искусства. В 1876 г. в гостинице два месяца жил Н. А. Некрасов, приехавший в Ялту подлечиться. В 1894 г. один из номеров в «России» занимал А. П. Чехов. Несколько раз в гостинице останавливались И. А. Бунин, В. В. Маяковский, М. А. Булгаков и множество других знаменитостей. Некоторые из этих широко известных имен упоминаются на мемориальной доске, установленной на фасаде здания.
А вот, где останавливался И. Бродский, когда он был в Ялте в 1969 г., никто не знает. Но не в этой гостинице, его доходы в то время. явно этого не позволяли. Зато мы знаем и помним его строчки:

Январь в Крыму. На черноморский брег
зима приходит как бы для забавы:
не в состояньи удержаться снег
на лезвиях и остриях атавы.
Пустуют ресторации. Дымят
ихтиозавры грязные на рейде,
и прелых лавров слышен аромат.
"Налить вам этой мерзости?" "Налейте"

На Набережной Ялты огромной шаровидной кроной выделяется платан Айседоры, которому не менее 500 лет. Знаменитая балерина под этим деревом назначала свидания Сергею Есенину.
А ещё на Набережной установлен памятник «Даме с собачкой» - героине (и герою) известного чеховского рассказа, действие которого разворачивается в Ялте.
В Ялте разворачиваются события не только рассказа «Дама с собачкой». В Ялту из Москвы забрасывает Стёпу Лиходеева Воланд в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Киса Воробьянинов и Остап Бендер оказываются в Ялте в поисках стула с бриллиантами в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев».

А в поселке Гаспра к западу от Ялты есть санаторий «Ясная поляна», бывшее имение «Романтическая Александрия». Здесь в 1901-1902 гг. гостил писатель Л. Н. Толстой, поправлял здоровье. И встречался со многими известными людьми, в том числе, с А. П. Чеховым, М. Горьким. Название здравницы напоминает о Л. Н. Толстом и его пребывании здесь. Бывали тут, а иной раз и жили подолгу многие известные люди. Например, выдающийся русский мыслитель и богослов С. Н. Булгаков, А будущий автор «Лолиты», а тогда совсем юный В. Набоков предавался в здешнем парке любимому занятию - ловил бабочек...
Ещё западнее есть поселок, который раньше носил смешное название Мухалатка. Здесь, ближе к горам была дача писателя Ю. Семенова, а ныне его дом-музей. В этом доме были написаны такие знаменитые романы, как «Приказано выжить», «ТАСС уполномочен заявить», «Экспансия», «Горение», «Тайна Кутузовского проспекта», «Версии» и др. Юлиан Семёнов умер в 1993 г. в Мухалатке. Прах писателя развеян над Чёрным морем.
Выше Мухалатки через горы пролегает тропа Шайтан-Мердвень (Чертова лестница, тюрк.), ведущая на одноименный перевал. Тропа начинается от старой дороги Ялта - Севастополь. Шайтан-Мердвенем прошла целая плеяда литературных знаменитостей, оставив память об этом в своих дневниках, письмах, литературных и научных трудах: А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, В. А. Жуковский, И. А. Бунин, Н. Г. Гарин-Михайловский, Леся Украинка, А. К. Толстой, В. Я. Брюсов и многие другие. Вот как молодой Пушкин описал путешествие через перевал: «По горной лестнице взобрались мы пешком, держа за хвост татарских лошадей наших. Это забавляло меня чрезвычайно и казалось каким-то таинственным восточным обрядом».
А вот менее известные строки Леси Украинки о перевале Шайтан-Мердвень (в переводе с украинского):

Красные скалы и сизые горы
Дико и грозно нависли над нами.
Это злых духов пещеры, затворы
Высятся под облаками.
Скалы до моря сползают грядою.
Чертовой лестницей их называют.
Демоны сходят по ним, а весною
Гулкие воды сбегают.

В двух-трех километрах западнее Мухалатки белеют новые корпуса санатория «Мелас». А в тени деревьев прячется старое здание - небольшой симпатичный дворец «Мелас». В середине XIX в. здесь жил русский поэт А. К. Толстой - один из литературных «отцов» Козьмы Пруткова, посвятивший немало поэтических строк Крыму. Мы уже упоминали о нем.

Несколько строк о Ялте и Южном береге.

Стукну по карману - не звенит.
Стукну по другому - не слыхать. Если только буду знаменит,
То поеду в Ялту отдыхать.
Н. Рубцов о Ялте

Я езжу
по Южному
берегу Крыма, -
не Крым,
а копия
древнего рая!
Какая фауна,
флора
и климат!
Пою, восторгаясь
и озирая!
В. Маяковский

Несется вниз струя живая,
Как тонкий флёр, сквозит огнем,
Скользит со скал фатой венчальной
И вдруг, и пеной и дождем
Свергаясь в черный водоем,
Бушует влагою хрустальной...
И. А. Бунин о водопаде Учан-Су

Гурзуф. В конце 19-го - начале 20-го вв. Гурзуф уже был престижным курортом с богатой публикой. “В Гурзуве не ищут уединения и поэзии. Громадные гостиницы столичного типа, богатый ресторан, с утра до вечера наполненный местной и случайной публикой, изысканные туалеты дам, электрическое освещение и музыка, играющая два раза в день, придают гурзуфской жизни совершенно не тот характер, какой мы видим в Алупке или Мисхоре” - так писал Н. А. Головкинский о Гурзуфе. Рядом с богатой публикой отдыхали и люди творческих профессий.
В Гурзуфе побывало в разное время множество знаменитостей. В память об этом в Гурзуфском парке установлены бюсты А. Мицкевича, Л. Украинки, Ф. Шаляпина, А. Чехова, М. Горького, В. Маяковского. А еще тут бывали Бунин и Куприн, художник К. Коровин. В Гурзуфе у Чехова была небольшая дача на берегу моря, там сейчас филиал ялтинского дома-музея Чехова.
Но навсегда прославил Гурзуф великий русский поэт А. С. Пушкин. Летом 1820 г., в доме, который принадлежал герцогу де Ришелье, остановился молодой Александр Пушкин, прибывший в Гурзуф вместе с семьей генерала Н. Н. Раевского. Дни, проведенные в Гурзуфе, оставили в Пушкине самые живые и яркие впечатления, к которым поэт не раз возвращался позднее в стихах и письмах к друзьям. Он пробыл здесь всего три недели, но считал это время «счастливейшими минутами жизни».
В этом доме ныне открыт музей А. С. Пушкина. Его экспозиции позволяют совершить увлекательное путешествие по тем крымским уголкам, где побывал молодой Пушкин. Восторг от южной природы и замечательных друзей вылился во множество произведений: поэмы «Кавказский пленник», «Таврида» и «Бахчисарайский фонтан», лирический цикл стихов о Тавриде. И главное пушкинское произведение - «Евгений Онегин» тоже задумано здесь.
Возле музея растет кипарис, который помнит Пушкина и упоминается в его письмах. Ежегодно, в день рождения поэта - 6 июня и в день смерти - 10 февраля, Музей Пушкина проводит в Гурзуфе праздники поэзии, а во всех городах Крыма, где он побывал (Керчь, Феодосия, Гурзуф, мыс Фиолент, Бахчисарай, Симферополь), к его памятникам возлагаются цветы. И мы помним его бессмертные строки о Крыме:

Кто видел край, где роскошью природы
Оживлены дубравы и луга,
Где весело шумят и блещут воды
И мирные ласкают берега,
Где на холмы под лавровые своды
Не смеют лечь упрямые снега.
А. С. Пушкин

Алушта. В этом городе есть Литературно-мемориальный музей С. Н. Сергеева-Ценского.
Музей находится в доме, где с 1906 по 1958 год жил и работал известный писатель, академик С. Н. Сергеев-Ценский (1875-1958), ныне изрядно подзабытый. Здесь, на горе Орлиной, были написаны самые значительные произведения автора - эпопея «Преображение России», в которую вошли 12 романов, 3 повести, а также известный роман «Севастопольская страда». Писатель похоронен рядом с домом.
Есть в Алуште и музей писателя И. С. Шмелева, русского зарубежного писателя. И. С. Шмелев (1873-1950) - прожил в Алуште четыре трагических года - с 1918 по 1922 год. В 1922 г., после расстрела сына, эмигрировал во Францию, где создал немало художественных произведений, среди которых «Солнце мертвых» - одно из наиболее значительных художественно-документальных произведений о Гражданской войне в России. Довольно мрачная книга.
Есть в Алуште курортная местность - Профессорский уголок. Здесь у подножия горы Кастель в середине XIX в. одной из первых поселилась М. А. Данненберг-Славич, незаурядная женщина, автор первого «Путеводителя по Крыму» (1874 г.). До революции 1917 г. здесь имели здесь дачи видные ученые того времени, отсюда и название. Многие из них были неплохими литераторами, например, профессор Н. А. Головкинский, видный ученый-гидрогеолог, который стал автором одного из первых путеводителей по Южному берегу Крыма и ряда стихотворений.

«Узкие, кривые улочки Алушты, которые не заслуживают названия улиц, теснились по крутому склону над речкой Улу-Узень. Издали кажется, что маленькие домики с плоскими крышами и неизменными галерейками буквально стоят один на другом».

«Это один из самых прелестных уголков, какие мне случалось видеть. Только лучшие места Щвейцарии и Италии могут выдержать с ним сравнение».
Профессор Н. А. Головкинский об Алуште и Профессорском уголке

Вот как, например, Головкинский описывал посещение пещеры и свои ощущения от этого:

Час спустя вся кавалькада -
Пред пещерой. Темный вход,
Точно зев отверстый ада,
Души жертв заблудших ждет.
Сходят робкими шагами
Вниз, по скользкой крутизне;
Грязь и камни под ногами,
Тьма и холод в глубине...

Был в Алуште и А. Мицкевич. И написал:
Склоняюсь с трепетом к стопам твоей твердыни,
Великий Чатырдаг, могучий хан Яйлы.
О, мачта крымских гор! О минарет Аллы!
До туч вознесся ты в лазурные пустыни.
(Перевод И. А. Бунина)

Судак. В Судаке в гостеприимном доме Аделаиды Герцык побывали многие известные писатели и поэты, философы - М. Волошин, сестры Цветаевы, В. Иванов, Н Бердяев и ряд других.
Был здесь и поэт Осип Мандельштам, впоследствии написавший:
Туда душа моя стремится,
За мыс туманный Меганом…

А вот как описывает судакские курортные нравы С. Елпатьевский в своих «Крымских очерках» (1913 г.): «В нынешнем году на пляже вырос суровый столб с двумя дощечками, где обозначено: «Мужчинам», «Женщинам». Но столб - более мысленная линия, чем реальное разделение овец и козлищ, так как обе группы на таком малом расстоянии, что могут созерцать друг друга, совершенно не вооружая свои глаза, а проходящие по пляжу путники и путницы должны усиленно рассматривать далекие горы, чтобы не видеть совсем близкие, распростертые на песке, на простынях и ковриках, лишенные всяких покровов мужские и женские тела».

Коктебель. Этот поселок в юго-восточном Крыму знаменит Домом-музеем М. А. Волошина. В Коктебеле всё неотделимо от имени Волошина, известного поэта, публициста, художника и большого оригинала. Он оставил нам немало очень точных и художественно безукоризненных описаний различных уголков Крыма, как в стихах, так и в прозе.
Благодаря усилиям Волошина, обаянию его личности глухое селение стало одним из духовных и культурных центров Крыма. Коктебель и поныне как магнитом притягивает творческих людей.
Волошин с 1917 г. жил здесь постоянно. Его гостями были люди, которые составляли цвет русской литературы и искусства начала XX в. - А. Толстой, Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Грин, М. Булгаков, В. Брюсов, М. Горький, В.Вересаев, И. Эренбург, М. Зощенко, К. Чуковский и множество других знаменитостей. М. Цветаева здесь познакомилась со своим будущим мужем - С. Эфроном.
В доме Волошина, кроме музея, расположен по его завещанию и Дом творчества писателей. Они тут отдыхали и работали. Например, здесь в Коктебеле писал свой знаменитый роман «Остров Крым» В. Аксенов. Дом поэта с его особой интеллектуальной и духовной атмосферой сыграл большую роль в становлении новых поколений писателей и поэтов.
Несколько строчек из Волошина.

«Ни в одной стране Европы не встретить такого количества пейзажей, разнообразных по духу и по стилю и так тесно сосредоточенных на малом пространстве земли, как в Крыму...».

«Сюда от избытка переливались отдельные струи человеческих потоков, замирали в тихой и безвыходной гавани, осаждали свой ил на мелкое дно, ложились друг на друга слоями, а потом органически смешивались.
Киммерийцы, тавры, скифы, сарматы, печенеги, хазары, половцы, татары, славяне… - вот аллювий Дикого Поля.
Греки, армяне, римляне, венецианцы, генуэзцы - вот торговые и культурные дрожжи Понта Эвксинского».
М. Волошин о Крыме

Множество литераторов отдали должное красоте Кара-Дага.
Вот К. Паустовский: «...В сотый раз я пожалел, что не родился художником. Надо было в красках передать эту геологическую поэму. В тысячный раз я почувствовал вялость человеческой речи».
А вот снова Волошин:
Как рухнувший готический собор,
Торчащий непокорными зубцами,
Как сказочный базальтовый костер,
Широко вздувший каменное пламя,
Из сизой мглы над морем вдалеке
Встает стена... Но сказ о Кара-Даге
Не выцветить ни кистью на бумаге,
Не высловить на скудном языке...

Коктебель и весь юго-восточный Крым (Волошин называл его Киммерией) - удивительный край, с неброской красотой, особой прелестью и очарованием. И со своими загадками. До сих живет легенда о морском змее, обитающем у здешних берегов. В 1921 г. в феодосийской газете была напечатана статья, в которой говорилось, что в море под Кара-Дагом появился «огромный гад». Для поимки морского змея была отправлена рота красноармейцев. Когда солдаты прибыли в Коктебель, то змея они не обнаружили, а увидели лишь след на песке от уползшего в море чудовища. М. Волошин отправил вырезку «о гаде» М. Булгакову. Возможно, она подтолкнула писателя к созданию повести «Роковые яйца»

Феодосия. Этот город навсегда связан с именем А. Грина, здесь открыт литературно-мемориальный музей А. С. Грина. В Феодосии он жил с 1924-го по 1930-й год. Здесь им написано 4 романа и более 30 рассказов. Среди них романы «Золотая цепь», «Бегущая по волнам», «Дорога в никуда».
Музей замечательного писателя-романтика открыт в небольшом доме с необычным внутренним убранством, стилизованным под старинный парусный корабль. Посетители музея словно совершают увлекательное путешествие по воображаемой стране, рожденной фантазией Грина. А. Цветаева так писала о музее Грина: «Музей парусников и шхун, где из угла выступает нос корабля, где живут морские фонари и канаты, и подзорные трубы, унося с собой посетителей в карту Гринландии с новыми мысами и проливами, с городами Гель-Гью, Лисс, Зурбаган...» И, конечно, есть тут модель корабля с алыми парусами.
Есть в Феодосии и музей сестер Цветаевых - дань памяти великой русской поэтессе Марине Цветаевой и её сестре - довольно известной писательнице Анастасии. Музей рассказывает о периоде 1913-1914 гг., когда Марина и Ася несколько месяцев жили в Феодосии, в этом доме, - может быть, самых счастливых месяцев в трагической биографии Марины Цветаевой. В это время с ней были любимый муж и маленькая дочь. Горожане восторженно принимали её стихи на литературных вечерах.

Старый Крым. Скромный городок занимает заметное место на литературной карте Крыма. Здесь есть литературно-художественный музей, где можно узнать о многих известных писателях и поэтах, судьба которых так или иначе была связана со Старым Крымом. На городском кладбище покоится поэтесса Ю. Друнина, трагически ушедшая из жизни в 1991 г. Ее могила рядом с могилой мужа - А. Каплера, писателя и киносценариста, популярного ведущего «Кинопанорамы» в 60-е годы. Оба очень любили эти места.
В Старом Крыму долго жил известный поэт-футурист и переводчик Григорий Петников, здесь он и похоронен. В городе часто бывали М. Богданович, сестры М. и А. Цветаевы, М. Волошин, Б. Чичибабин, многие другие поэты и писатели. Подолгу жил тут К. Паустовский и теперь здесь открыт Музей Паустовского, который так писал об этих краях: «Восточный Крым... это... особая замкнутая страна, непохожая на все остальные части Крыма...».
Старый Крым - место паломничества для многих почитателей творчества Александра Грина. В Старом Крыму он провел последние два года жизни. Могила писателя со скромным памятником, который венчает бегущая по волнам девушка, - на городском кладбище. А в доме, где он нашел последний приют, сейчас открыт мемориальный Дом-музей А. С. Грина. Здесь собрано всё, что относится к старокрымскому периоду жизни замечательного писателя-романтика.

Куры, яблони, белые хаты -
Старый Крым на деревню похож.
Неужели он звался Солхатом
И ввергал неприятеля в дрожь?

Ю. Друнина о Старом Крыме

Керчь. Здесь в разное время побывали такие литераторы как: А. С. Пушкин, А. П. Чехов, В. Г. Короленко, В. В. Маяковский, И. Северянин, М. А. Волошин, В. П. Аксёнов, В. Н. Войнович. Но в русскую литературу город вошел, прежде всего, повестью Л. Кассиля о юном герое-керчанине В. Дубинине «Улица младшего сына». А также повестью А. Каплера «Двое из двадцати миллионов», экранизированой в 1986 г. — «Сошедшие с небес».
В Керчи родился Святитель Лука, В. Ф. Войно-Ясенецкий, бывший архиепископ Симферопольский и Крымский, доктор медицины, профессор, лауреату Государственной премии СССР и…бывший политзаключенный (11 лет лагерей).
Поразительные его строки:
«Чистые идеи коммунизма и социализма, близкие к Евангельскому учению, мне были всегда родственными и дорогими; но методов революционного действия я, как христианин, никогда не разделял, а революция ужаснула меня жестокостью этих методов. Однако я давно примирился с нею, и мне весьма дороги её колоссальные достижения; особенно это относится к огромному подъёму науки и здравоохранения, к мирной внешней политике Советской власти и к мощи Красной Армии, охранительницы мира. Из всех систем государственного устройства Советский строй я считаю, без всякого сомнения, совершеннейшим и справедливым».

На этом наше литературное путешествие заканчивается. Завершить его хотелось бы цитатой из книги «По Крыму пешком» вашего покорного слуги:
«Настоящее знакомство с Крымом, сознательное и вдумчивое, интимное, если хотите, происходит не торопясь, в тишине, наедине с природой. Только там, в полной мере можно оценить одухотворенную красоту Крымских гор. Искупаться в горной реке с ледяной водой. Провести день в маленькой бухте посреди каменного хаоса на безлюдном морском побережье. Почувствовать прелесть миниатюрного водопадика, случайно обнаруженного в лесу. Ощутить обаяние маленького симпатичного каньона, затерянного среди лесной чащи. Вдохнуть горьковатый запах трав на яйле. Разглядеть какие-то детали построек покинутого «пещерного» города. Побывать в храме, который вырублен в обломке скалы на заре христианства. Потрогать рукой древний менгир, которому несколько тысяч лет, почувствовать его целительную вибрацию. Осознать связь времен в заброшенном античном городище… Словом, увидеть все то, что вы никогда не увидите из окна автобуса или автомобиля. Почувствовать, увидеть и понять это, можно лишь путешествуя пешком».
И ещё.
“…Каждый, кто побывал в Крыму, уносит с собой после расставания с ним сожаление и лёгкую печаль… и надежду ещё раз увидеть эту “полуденную землю”.
Константина Паустовский

Спасибо за внимание.

________________________________________ _______________________________________
И так было во все времена. Попав в Крым, многие новые его жители оседали здесь, воспринимали культуру предыдущих обитателей и развивали свою, становясь частью крымского этнического конгломерата. Вот наблюдения С. Елпатьевского из книги «Крымские очерки» 1913 г.: «Не немцы, армяне и русские вносят свою культуру в Отузы, а они сами… принимают отузскую манеру жизни. Бросают чай, переходят к кофе, отказываются от щей и гречневой каши и приемлют катыки и «помадоры», каурму, и масаку, и чебуреки, и все бесконечные манеры… использования барашка. …И если пьют, то переходят от водки к вину…».
Может быть, историческое предназначение Крыма в том и заключается, чтобы сквозь время связывать разные народы, культуры, государства и цивилизации? Быть тем местом, где разрабатывается опыт совместного проживания? У многих уже есть такое понимание. Вот, например, строки из стихотворения современной крымской поэтессы Ольги Голубевой:

Мой смуглолицый, синеглазый Крым,
Мы собраны под парусом твоим,
Вскормленные степною кобылицей,
Мы пили воду из одной криницы,
Вернемся к чистым помыслам былым...

Мой смуглолицый, синеглазый Крым,
Блуждающий ранимый пилигрим,
Ведет тебя негаснущее слово
Гаспринского, Мицкевича, Толстого
Навстречу вечным истинам простым...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Крым-Россия едины"

Автор работы: Науменко Светлана Васильевна, воспитатель МКДОУ ДС "Солнышко"с. Голубинка Бахчисарайскогорн.Республика Крым

Крым –Россия едины.

Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Крым-Россия едины». Данный материал может быть использован воспитателями старших групп на занятиях по ознакомлению с окружающим. Это занятие направлено на воспитание у детей чувства патриотизма, любовь и уважение к своей Родине к народам ее населяющим.
Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание, Художественная литература.
Задачи:
- расширять представления детей о территории России и Крыма, народах её населяющих Крым;
- воспитывать уважение к различным национальностям Крыма и России, их культуре, языку, национальной одежде и традициям;
- воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе;
- знакомство детей с Всероссийским праздником - День Народного Единства;
Оборудование: Картинки, презентация «Моя Россия», воздушный шар (рисунок), карта мира, Крыма, куклы в национальных костюмах, музыкальный центр.
Предварительная работа: беседа о родном Крыме как части России, о народах населяющих наш полуостров; рассматривание карты, России, Крыма и мира; рассматривание кукол из набора «Национальные костюмы»,прослушивание песен и музыки народов населяющих Крым.
Ход занятия:
(дети сидят в кругу на коврике, звучит нежная мелодия)
Воспитатель: Детки сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по нашей огромной стране Как называется наша страна? А наша малая родина? Ответы детей.
Воспитатель: А как вы думаете на чем можно отправиться в путешествие, чтобы хорошо рассмотреть нашу страну? Ответы детей:
Я предлагаю отправиться в путешествие на большом воздушном шаре. согласны? Ответы детей.
Тогда объявляется посадка на воздушный шар.
Воспитатель:
Россия! Россия! Могучая родина,
Беспредельно огромная как небосвод.
Даже солнце, пока полпути им не пройдено
Тебя сразу лучом своим не обымет.
Сокрушит твоя сила все злые напасти,
Землю солнце любви твоей светом зальет.
Ты воздвигла твердыню свободы и счастья,
Где семья твоих братьев-народов живет.
(Демонстрация видео презентации «Моя Россия.)
Воспитатель: Дети посмотрите какая огромная страна Россия!(все подходим к карте мира)Сколько много разных стран в огромном мире. А где наша малая Родина?
Ответы детей.
А кто покажет, где находится наш Крым? Вы видите, какой наш родной Крым маленький, каждый может его обидеть.
Рассказ воспитателя:
Я сейчас расскажу вам интересный случай. Однажды прилетел в наш родной Крым злой черный ворон и закрыл своими огромными крыльями солнце, сразу стало вокруг темно, дети плакали, а их родители не знали как прогнать ворона с крымской земли. Думали, думали и решили попросить помощи у царя птиц – могучего Орла. Прилетел Орел, прогнал черного ворона с нашей земли, и пообещал людям всегда защищать наш маленький полуостров от всякой нечисти.
И мы с вами сильные и смелые и никому в обиду наш дом не дадим.
Физкультминутка:
Приступаем. Для начала
Только корпусом вращаем.
Повторяем упражненье,
Все знакомые движенья. (Вращение туловищем вправо и влево.)
Разминаем наши плечи,
Руки двигаем навстречу:
Вверх летит одна рука,
А другая вниз пока. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Раз, два, три,
Корпус влево поверни.
И руками помогай,
Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.)
А теперь прыжки у нас.
Дружно скачет целый класс.
За прыжком - ещё прыжок,
Прыг да скок, прыг да скок. (Прыжки)

Полетели дальше: Смотрите, Вот и наш КРЫМ! Наш воздушный шар сделал остановку в Крыму(дети садятся на места).
Рассматривание карты Крыма.
Что напоминает карта Крыма? Как называют Крым? Почему Крым полуостров? Какие моря омывают Крым? А знаете почему море соленое?
Дети рассказывают стихотворение Леонарда Кондрашенко(крымского писателя)

Кто посолил море?

Кто же это подшутил,
Море, над тобою?
Пошалил и посолил
Море голубое?
Можно в нем воды набрать,
Да нельзя напиться:
Можно только полоскать
Рот морской водицей.
Видно, соль со всей земли
К морю притащили,
Взвесить точно не могли
И… пересолили!
(Слышен стук в двери.)
Воспитатель выходит и приносит куклы в национальных костюмах.
Дети, Крыму как и России живут люди разных национальностей.
Кто знает каких национальностей наши гости? Ответы детей.
Да, к нам гости пришли крымские татары,украинцы,россияне. Посмотрите как они нарядно одеты? Как можно сказать об одежде наших гостей? Ответы детей (яркие,красочные,вышитые) .Наши гости одеты в национальную одежду, у каждого народа одежда своя. Наши гости хотят с вами поиграть, давайте станем все в кружочек. Сейчас будит звучать музыка, а вы попробуете угадать, кто под нее любит танцевать, я думаю вам это не будит трудно, ведь среди нас тоже есть и крымские татары, и русские,и украинцы.
(звучат разные мелодии,дети танцуют).
Молодцы, какие вы у меня дружные ребята. Скоро мы будим отмечать праздник «День народного единства» Всех нас объединяет чувство гордости за свою страну - Россию, за ее историю. И в День народного единства мы с особенной силой ощущаем, что мы - единый могучий русский народ, у нас одно Отечество - Россия! И мы горячо любим свою большую и малую Родину. Крым и Россия -едины.
Послушайте внимательно стихотворение:
Читает отрывок стихотворения Н. Майданик «День Народного Единства»

Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

Вопросы по стихотворению. Ответы детей
Я желаю вам жить дружно и мирно и помнить и чтить традиции своего народа.
А гостям мы скажем до свидания, приходите к нам на праздник.

error: