Курай цветок башкирии. Флаг башкирии

Герб Республики Башкортостан является государственным символом Республики Башкортостан. Принят Парламентом Республики Башкортостан 6 июля 1999 года. Числится за № 164 в Государственном геральдическом регистре Российской Федерации.

Герб Республики Башкортостан представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего Солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая, символ мужества народов. Лента, окрашенная в цвета государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю: «Башҡортостан». В цветовом изображении герба памятник Салавату Юлаеву и орнамент - золотистого, цветок курая - зелёного, восходящее солнце - светло-золотистого, лучи солнца - жёлтого, фон между памятником и орнаментом - белого, внутренняя и наружные окружности - темно-золотистого цветов.

Салават Юлаев - башкирский национальный герой, народный поэт, воспевавший подвиги башкирских батыров, родную природу, его творчество проникнуто духом борьбы против всякого гнёта, передавалось из уст в уста. Однако на гербе изображена не конкретная личность. Памятник Салавату - обобщенный образ джигита-воина, борца за свободу и справедливость, он символизирует дружбу и единение народов Башкортостана.


Государственный флаг


Синий цвет означает ясность, добродетель и чистоту помыслов народов Республики Башкортостан; белый - миролюбие, открытость, готовность к взаимному сотрудничеству народов Республики Башкортостан; зелёный - свободу, вечность жизни.

Цветок курая - символ дружбы, семь его лепестков, расположенных в центре белой полосы, символизируют семь родов, положивших начало единению народов, проживающих на территории Республики Башкортостан.


Государственный гимн

Слова (на башкирском) - Равиль Бикбаев, Рашит Шакур
Слова (перевод на русский) - Фарит Идрисов, Светлана Чураева
Музыка - Фарит Идрисов

Текст на башкирском языке

Перевод на русский язык

Башҡортостан, hин hөйөклө ғәзиз ер,
Халҡыбыҙҙың изге Ватаны.
Сал Уралдан ҡалҡа бар тарафҡа
Тыуған илдең тыныс ал таңы

Дан hиңә, Башҡортостан!
Илен hөйгән азат халҡыңа дан!
Рәсәй менән бөйөк берҙәмлектә
Сәскә ат, Башҡортостан!

Башҡортостан, hин хөрмәтле данлы ил,
Еңеү яулап алға бараһың.
Киләсәккә яҡты нур-моң сәсә
Һинең ғорур рухлы байрағың.

Республикам, йондоҙ булып балҡы hин,
Күҡрәп йәшә, гүзәл илебеҙ.
Тыуған ерҙә hүнмәҫ усағыбыҙ,
Туған телдә тынмаҫ йырыбыҙ

Башкортостан, Отчизна дорогая,
Ты для нас священная земля.
С Урала солнце всходит, озаряя
Наши горы, реки и поля.

Славься, наш Башкортостан!
Судьбой народу ты для счастья дан!
С Россией мы едины - и всегда
Процветай, Башкортостан!

Башкортостан - ты наша честь и слава,
Доброй волей, дружбой ты силен.
И стяг твой реет гордо, величаво -
Он свободой, братством окрылен.

Республика, сияй звездой прекрасной,
Ты ликуй в свершеньях и трудах!
Родной очаг пусть никогда не гаснет,
Пусть ведут нас песни сквозь года.

Сначала цветок появился на Государственном флаге Республики Башкортостан, который утвердили 25 февраля 1992 года, хотя Башкирская ССР обрела новый статус значительно раньше - 11 октября 1990 года.

Вполне естественно, что разработчики первым делом обратили свой взор к прошлому, к флагу, который, как оказалось, появился еще в начале XIX века. Сведения о нем крайне скудные, но кое-какие описания все-таки сохранились, и благодаря им можно представить, как он выглядел: на фоне двуглавого орла и шестиугольных звезд, разбросанных по всему полотнищу, были начертаны слова из Корана.

Двуглавый орел - герб Российской империи, поскольку большая часть Башкирии в 1557 году добровольно присоединилась к России. К середине XVI века Юго-Восточная Башкирия, или основная ее территория, находилась в составе Ногайской Орды, Западная Башкирия - в составе Казанского ханства. Северо-Восточная (Зауральская) - Сибирского ханства. Зауральские башкиры вошли в состав России в конце XVI века после распада Сибирского ханства Кучума. Принятие русского подданства спасло башкир от гнета ногайцев, казанских и сибирских ханов, а также от междоусобиц собственных феодалов.

В административном отношении Башкирия с 1744 года входила в Оренбургскую губернию, и это означает, что флаг того времени не мог быть государственным. Он являлся, скорее всего, символом определенной социальной группы - башкирского казачества. Не исключено, что именно с этим флагом башкирские казачьи полки сражались против войск Наполеона в 1812 году. Башкиры исповедуют ислам. И звезды на флаге олицетворяли "светильники ближайшего из семи небес, созданных наряду с землей за два дня Аллахом".

Предлагалось принять за основу и тот флаг, который утвердило 21 августа 1918 года первое башкирское правительство. В фармане (приказе) сохранилось его описание. Он представлял собой полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - синего, средней - зеленого и нижней - белого цветов. В соответствии с фарманом, синий цвет означал принадлежность башкир к тюркоязычной группе народов, зеленый - толковался как приверженность башкир исламу, белый - говорил о стремлении народа к миру, благополучию и счастью.

Из числа новых, предложенных на конкурс вариантов флага наибольшее внимание привлекли два. Один - с изображением полумесяца - общего для мусульманских стран символа, который возник во время Османской империи, образовавшейся в ХV-ХVI веках (подробнее об этом см. "Наука и жизнь" ?? 5,6, 1992 г.). На другом изображался стилизованный древнеиндийский знак - свастика: равноконечный крест с загнутыми под прямым углом или овально, чаще в направлении часовой стрелки, концами. Свастика на санскрите означает?связанное с благом? и использовалась для обозначения благоприятного, счастливого объекта, толковалась как знак света и щедрости. Ее изображения сохранились на произведениях декоративного искусства в странах Европы, Азии, реже Африки и Америки. Свастику можно увидеть на древнегреческих вазах, греческих и сицилийских монетах. В раннем христианстве ее именовали гаммированным крестом, так как в ней соединены четыре исходящие из одной точки буквы Г (греческая гамма). Но, по вполне понятным причинам, этот вариант отклонили сразу. Среди отвергнутых комиссией был и вариант флага с полумесяцем, поскольку он указывает на принадлежность к определенной религии и является конфессиональным признаком, а в Башкирии постоянно проживает много русских, чувашей, украинцев и представителей других национальностей, не исповедующих ислам. Государственный символ должен нести атрибуты, объединяющие все нации, проживающие в государстве, в одно целое.

Члены комиссии отдали предпочтение проекту, представляющему собой прямоугольное полотнище с горизонтальыми равновеликим по ширине полосами зеленого, белого, синего цветов (снизу - вверх). В центре белой полосы золотым цветом изображена эмблема - круг, внутри которого находится стилизованный цветок курая, состоящий из 7 лепестков, распространенный в Башкирии. Соотношение ширины флага к его длине - 1:2.

В откликах на проекты, поступивших в комиссию, содержалось немало вопросов, и главный из них - а не будет ли данный вариант флага повторением принятого в 1918 году? Но одобренный комиссией вариант существенно отличается от прежнего проекта флага, который имел иной порядок расположения полос, и это не формальный признак. Так, флаги России и Нидерландов состоят из трех равновеликих полос одних и тех же цветов: белого, синего и красного, но расположенных по-разному. И это не единичный пример. Флаги Гвинеи и Мали представляют собой полотнища с тремя равновеликими вертикально расположенными полосами красного, зеленого и желтого цветов. Но на флаге Гвинеи их порядок один: слева, у древка, красный цвет, в середине - желтый, справа - зеленый. У флага Мали - слева направо идут зеленый, желтый и красный цвета.

Неодинаковое значение и у двух одинаковых по цвету полое обоих флагов. В геральдике голубой цвет служит символом величия, красоты, ясности; зеленый - изобилия, надежды, свободы. В проекте государственного флага Башкортостана синий цвет - цвет неба - означает ясность, добродетель и чистоту помыслов народов республики; зеленый - свободу, вечность жизни.

Многие указывали на то, что зеленый цвет - цвет ислама. Это верно, но лишь отчасти. Зеленый цвет присутствует в государственных флагах таких немусульманских стран, как Ирландия, Мексика, Португалия, Италия, Боливия, Бразилия, Венгрия, Болгария.

Белый цвет в геральдике олицетворяет миролюбие, открытость, готовность к взаимосотрудничеству. Вот почему парламентера, направляющегося для ведения переговоров, обязательно сопровождает лицо, несущее белый флаг. Такое правило закреплено в Приложении к Гаагской 1907 года конвенции о законах и обычаях сухопутной войны.

Синий и белый цвета нового флага такие же, как и на флаге Российской Федерации, - как подтверждение того, что башкиры веками жили в дружбе с Россией, что предки их более четырех столетий тому назад связали свою судьбу с Россией на договорной основе. В 1919 году башкирское правительство обратилось к правительству РСФСР с просьбой о помощи в борьбе с армией Колчака, в результате чего было подписано "Соглашение Российского рабоче-крестьянского правительства с Башкирским правительством о советской автономии Башкирии". Таким образом, Башкирия - первая автономная советская республика в составе РСФСР. Союз этот обретает новое содержание в наше время, о чем записано в Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан.

Варианты гербов, предложенные на обсуждение конку рема комиссии. На одном из них - волк, который считается прародителем тюркских племен. На другом - крылатый конь, воспетый во многих эпических сказаниях

На проекте флага имеется и эмблема, которой не было на флаге 1918 года. Ее окружность - знак вечного движения. Изображенный в ней цветок курая широко распространен в лесостепной зоне.

Работа над новым гербом проходила значительно медленнее. Авторы его проектов долгое время оказывались в плену старых канонов. Снова и снова появлялись на проектах то венок с колосьями, то серп и молот. Некоторые попытки новаций, например, изображение нефтяной вышки, оказались еще более неудачными, поскольку ассоциировались не с материальным изобилием, а с экономическим и экологическим неблагополучием.

Из 40 вариантов проектов герба, поступивших в конкурсную комиссию, сначала отобрали один, который предлагалось обсудить на сессии Верховного Совета Республики Башкортостан. Он представлял собой изображение крылатого коня на фоне вертикально расположенного Государственного флага. Коня и флаг обрамлял национальный орнамент с надписью: "Башкортостан".

Конь - верный спутник человека символизирует устремленность народа в будущее, его могущество, благородство и верность своему долгу. Свойства, которыми наделяют коня, - храбрость льва, зрение орла, сила волка, быстрота оленя, ловкость лисицы. В течение тысячелетий конь оставался спутником человека, опорой и источником благополучия земледельца. Он вошел в эпические сказания многих народов, в том числе и башкирского. Золотой цвет орнамента - знак возрождения, процветания.

После завершения двухгодичного конкурса, когда Комиссия Верховного Совета по вопросам народного образования, науки, культуры, национальных и интернациональных традиций, охраны исторического наследия приняла к рассмотрению этот проект герба, преподаватель школы искусств поселка Красноусольский Гафурийского района И.Шаяхметов внес альтернативный проект, который поддержали многие депутаты.

Он представлял собой круглый щит, разделенный на две части. В верхней - на белом фоне - поднимающееся над Уралом солнце со стилизованным цветком курая. Во все стороны от солнца расходятся лучи. В нижней половине герба графически представлены Уральские горы, окрашенные в синий цвет, на фоне которых находится фигура бегущего белого волка. Все это обрамляет зеленая кайма с национальным орнаментом и внизу надпись: "Башкортостан".

Образ волка в мифологических представлениях народов Евразии и Северной Америки преимущественно связан с культом предводителя боевой дружины и родоначальника племени. Предание о волке-прародителе издревне бытовало у тюрок. И одна из гипотез происхождения слова "башкорт" связана с понятием "главный волк" ("баш" - "главный", "корт" - "волк").

Президиум Верховного совета отверг и этот вариант и вынес на рассмотрение сессии парламента в октябре 1993 года новый проект герба - с изображением Салавата Юлаева. Его автор - художник издательства?Китаи? Ф. X. Ислахов.

Салават Юлаев - башкирский национальный герой, сподвижник Е. И. Пугачева во время Крестьянской войны 1773-1775 годов, поэт-импровизатор, произведения которого передавались народными поэтами и певцами из уст в уста.

В докладе, посвященном проекту герба, на сессии парламента отмечалось, что по правилам геральдики в гербах не принято изображать конкретную личность. Однако необходимо иметь в виду, что портретного изображения Салавата Юлаева не сохранилось и памятник Салавату Юлаеву представляет собой обобщенный образ джигита-воина, борца за свободу и справедливость.

Народные депутаты приняли этот проект герба, и теперь в Положении о новом государственном символе говорится: "Государственный герб Республики Башкортостан представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего Солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображены соцветие курая и лента, окрашенная в цвета Государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю "Башкортостан".

В цветном изображении Государственного герба Республики Башкортостан памятник Салавату Юлаеву и орнамент - золотистого, цветок курая - зеленого, восходящее Солнце - светло-золотистого цвета, лучи Солнца - желтого, фон между памятником и орнаментом - белого, внутренняя и наружная окружности - темно-золотистого цвета".

Через полтора с лишним года после принятия флага у Республики Башкортостан появился и национальный герб - еще один символ государственного суверенитета.

Источники: Наука и жизнь, 9/94, 16-19

Сначала цветок курая появился на Государственном флаге Республики Башкортостан 25 февраля 1992 года. Новый флаг представляет собой прямоугольное трехцветное полотнище с эмблемой, состоящее из горизонтальных равновеликих по ширине полос: верхняя полоса синего цвета, средняя - белого цвета и нижняя - зеленого цвета. В центре белой полосы золотистым цветом изображена эмблема - круг, внутри которого находится стилизованный цветок курая, состоящий из семи лепестков. Соотношение ширины флага к его длине - 1:2.

Синий означает ясность, добродетель и чистоту помыслов народов республики; белый - их миролюбие, открытость, готовность к взаимосотрудничеству; зеленый - свободу, вечность жизни.

Широко распространенный в республике цветок курая символизирует дружбу, семь его лепестков - семь родов, положивших начало консолидации народов Башкортостана на его территории. Окружность, обрамляющая цветок, - знак вечного движения. Синий и белый цвета флага совпадают с цветами флага России. Подтверждение того, что башкиры веками жили в мире и дружбе с Россией и прозорливые предки их почти что четыре с половиной столетия тому назад связали свою судьбу с Россией на договорной основе. Это и подтверждение того, что Башкирия в 1919 году стала первой автономной советской республикой в составе РСФСР. Ныне союз этот обретает новое содержание.

12 октября 1993 года цветок курая распустился на Государственном гербе Башкортостана, который представляет собой изображение памятника Салавату на фоне восходящего солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено два соцветия курая, лента, окрашенная в цвета Государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю "Башкортостан".

Салават Юлаев - башкирский национальный герой, народный поэт, воспевавший подвиги башкирских богатырей, родную природу, его творчество проникнуто духом борьбы против всякого гнета, передавалось из уст в уста.

Однако на гербе изображена не конкретная личность. Памятник Салавату - обобщенный образ джигита-воина, борца за свободу и справедливость, он более двух веков символизирует дружбу и единение народов Башкортостана.

(Виктор Сапрыков, Российская Федерация сегодня)

Современный герб Уфы: серебряная куница, бегущая по красно-голубому полю. Его автор - ведущий архитектор института "Башнефтепроект" Юрий Еремеев.

Если в 60-е годы герб не отражал никаких правовых функций города, то в конце 80-х и начале 90-х стал наблюдаться рост самостоятельности местных органов власти, что вызвало новый интерес к единому городскому символу. Это и явилось одной из причин объявления конкурса по созданию современного герба Уфы в 1988 году. Проходил он в два тура. По условиям состязания требовалось отразить в гербе специфику города, его исторические и природные достопримечательности, культурные, национальные, хозяйственно-экономические и другие особенности. В результате большинство проектов (их было 22) оказались перенасыщены различными элементами. Шестеренка, колба, реторта, подшипник, каравай, памятники - далеко не полный перечень фигур, с трудом размещенных на гербовых щитах.

У Еремеева было два варианта. В первом он взял за основу печать Уфимской приказной избы XVII века. На ней помещена куница, под ней расположено изображение стилизованного растения. Герб представлял собой пересеченный щит: в верхней части - бегущая куница (исторический символ города), в нижней - цветок курая (символ Башкортостана). Под щитом лента с текстом: "Уфа - столица БАССР". За основу второго был выбран губернский герб, существовавший до 1917 года, так как изображение куницы на нем более выразительно и монументально, чем на гербе 1782 года. А конкурсные требования заложены в геральдические цвета.

Оба проекта заняли призовые места. После доработки, 14 февраля 1991 года на VII сессии городского Совета народных депутатов был утвержден второй вариант. Поле щита на нем рассечено на две равные части. Правая, голубого цвета, символизирует красоту природы, окружающей город, воды рек, на месте слияния которых основана Уфа. Левая, красного цвета, является символом стойкости города и его жителей на протяжении всей истории (стороны герба определяются от лица, держащего щит). Единственной геральдической фигурой является изображение серебряной бегущей куницы с червлеными глазами и языком. Оно принято как элемент старого герба ввиду исторической ценности. Современный герб получился простым, лаконичным, запоминающимся и хорошо читающимся на расстоянии, то есть отвечающим всем требованиям геральдики. Он на протяжении уже десяти лет является символом города.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 26»

городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

Исследовательская работа

по предмету: Родной язык

на тему: «Курай – символ Башкортостана»

Выполнила: Халикова Аделина

ученица 3 Г класса МАОУ «СОШ №26»

Руководитель: Нигматуллина Елена Алексеевна,

учитель начальных классов

2017 год

Введение

Ежедневно, приходя в школу, я вижу герб и флаг моей республики – Башкортостан.

На них изображено стилизованное соцветие курая, состоящее из семи лепестков.

У башкир также издавна известен музыкальный инструмент – курай, который считается одним из символов башкирского народа.

Что же связывает оба этих понятия? И почему скромному растению отдали такое предпочтение среди других?

Эти и другие вопросы и послужили выбору темы моей исследовательской работы: «Курай – символ Башкортостана».

Цель: изучить историю возникновения курая и его роль в культурной жизни башкирского народа.

Задачи:

Изучить литературу по данному вопросу;

Побеседовать со взрослыми о происхождении и значении курая;

Лучше узнать историю и культуру своего народа.

Гипотеза: изучив историю возникновения и значение курая, я буду лучше знать культуру и обычаи своего народа.

Объект: курай – музыкальный инструмент.

Предмет исследования: история возникновения и значение курая, как символа Башкортостана.

Результат работы: создание альбома «Курай – символ Башкортостана».

В Краткой энциклопедии Башкортостана приводятся такие сведения: «КУРАЙ (k урай) – башкирский духовой музыкальный инструмент типа открытой продольной флейты».

Классический курай изготавливается из стебля зонтичного растения Pleurospermum uralence (Реброплодник уральский), произрастающего в хвойных и берёзово-осиновых лесах, на лесных вырубках, в оврагах и около болот. Стебель растения прямой, бороздчатый, внутри полый (пустой). Взрослое растение достигает высоты до двух метров.

Этимология названия «КУРАЙ» до конца не выяснена. Возможно, это слово имеет древнетюрское происхождение и образовано слиянием слов «кура» - стебель крупных зонтичных растений и «най» - тростник, флейта.

Курай изготавливают путём обхвата стебля руками поочерёдно, отмеряя от 8 до 10 раз ширины ладони, затем подрезают. Курай имеет 4 игровых отверстия на лицевой стороне и одно на тыльной. Отверстия вырезаются, начиная снизу: первое – на расстоянии 4 пальцев, следующие три – на расстоянии 2 пальцев, последнее пятое – на обратной стороне, на расстоянии 3 пальцев от четвёртого отверстия.

В наше время этот музыкальный инструмент имеет несколько разновидностей, отличающихся конструкцией и материалом изготовления (шпон дерева, металл). Длина курая варьируется в зависимости от разновидности – от 120-180 мм до 450-1000 мм. Музыкальный диапозон – около трёх октав.

Что послужило прообразом современного курая доподлинно неизвестно. Инструменты типа продольной открытой флейты присущи многим культурам мира. Материалы археологических раскопок и письменные источники подтверждают древность музыкальных инструментов подобного типа. Так, например, открытая флейта без отверстий была обнаружена при раскопках Такталачукского археологического комплекса (Татарстан), относящегося ко 11 веку до н.э. В кургане Бишунгаровского могильника (Башкортостан) найдена костяная флейта с одиннадцатью отверстиями, датируемая 1 V – 11 вв. до н.э. А в музее Филадельфийского университета хранится серебряная шумерская флейта, датированная примерно 2600 годом до н.э., с тем же количеством и расположением отверстий, что и на курае.

Скорее всего, исторические корни курая необходимо искать в истории скотоводческих племён-кочевников в ходе «Великого переселения народов» на запад, где подобные музыкальные инструменты были изначально инструментами пастухов.

Кем был он, срезавший впервые стебель курай-травы? Чабан ли, ушедший с лошадьми далеко в горы, или умудрённый сэсэн-сказитель, услышавший в полой тростинке задушевный посвист влетевшего в горловину ветра, доподлинно не известно.

Существует легенда о том, как злой хан, у которого на голове рос рог, призывал к себе молодых людей для стрижки волос. И те, узнавая тайну хана, карались смертью. Один из них спасся, бежал, и на горе услышал звуки, издаваемые травяным растением – кураем. Юноша срезал стебель растения, сделал в нём отверстия и заиграл мелодию, которая поведала всем о злой тайне хана.

Также курай упоминается в древних башкирских эпосах: «Акбузат», «Кара-Юрга», «Заятуляк и Хыухылыу».

Ясно одно: башкирам с кураем повезло – сама природа подарила им величайшее своё творение – самобытную флейту.

Истории неизвестно, кто был первым кураистом земли башкирской, но уже в древнем устном народном творчестве весьма часто упоминается курай, называются имена сэсэнов-сказителей, которые были искусными кураистами. Одним из них назван в 18 веке кураист Бурунбай Кутдусов. Любимыми кураистами башкирского народа в 20-м веке признаны: Ишмулла Дильмухаметов, Азат Аюткулов, Ишморат Ильбаков.

Ежегодно в Башкортостане проводится Республиканский конкурс кураистов.

Популярность курая так велика, что на нём играют и старые, и молодые музыканты. Так в 2007 году состоялся Съезд кураистов, где самому молодомуисполнителю было 6 лет, а самому старшему – 83 года.

В 1974 году в Уфе был открыт фонтан «Весенняя песнь», представляющий собой фигуру мальчика с кураем.

В 2001 году в Баймакском районе Республики Башкортостан на горе Тугажман установлен памятник кураю.

В 2009 году по итогам конкурса «Семь чудес Башкортостана», проведённого Министерством культуры и национальной политики РБ, курай был признан одним из чудес Башкортостана.

Башкирская культура, создаваемая веками, чрезвычайно богата и многогранна, в выразительности танца, в словах песни и эпоса, в звучании курая сокрыта вся история жизнестойкого и трудолюбивого народа. Музыка – поистине международный язык, понятный и сближающий быстрее и прочнее, чем многие политические соглашения. Мелодии курая, вышедшие на мировые сцены, яркое тому подтверждение.

Роль и место данного инструмента в этнической культуре башкир огромны: курай является не только важным, а порой и главным элементом культуры – он превратился в один из символов башкирского народа, выполняя почти такие же функции, как гимн, флаг, герб. Не случайно его золотое соцветие стало национальной эмблемой башкирского края. Корона с изображением семи лепестков-тычинок, обрамлённых золотым кругом, легла в основу Государственного флага Башкортостана, символизируя «Древо жизни». Семицветье курая означает единение многих народов. А если учесть, что Башкортостан – многонациональная республика, то такая эмблема становится символом дружной, единой. Равноправной семьи народов.

Вывод: Курай – очень древний музыкальный инструмент, оказавший сильное воздействие на культурное наследие башкирского народа. Его символическое изображение – неотъемлемая часть башкирской символики. Игра на курае, развиваясь в течение столетий, стала важным элементом народных праздников и трудовых будней башкир, обогащая и передавая из поколения в поколение его самобытное и уникальное звучание, внося свой бесценный вклад в культурное развитие всей страны.

Простой напев пульсирует и бьётся,

Напоминая чистотой росу.

Задумчиво рыдает и смеётся

Тростинка, срезанная в лесу.

В ней шёпот волн печальной Агидели.

В ней дробный звон серебряных подков.

И зримое неистовство метели

Летящих лет и пройденных веков.

Мой курай, зазвени над водой,

Над листвой, где разбрызганы росы!

Словно жаворонок молодой,

Мой курай, зазвени, заиграй!

Всеми красками звонкого мира!

Все печали развей, мой курай,

Чтобы дрогнуло сердце башкира!

Символика и размеры флага Башкортостана описаны в Статье 5 Закона о Государственном флаге: "Описание Государственного флага Республики Башкортоста
Государственный флаг Республики Башкортостан представляет собой прямоугольное трехцветное полотнище с эмблемой, состоящее из горизонтальных равновеликих по ширине полос зеленого, белого, синего цветов (снизу верх) на лицевой и оборотной сторонах. В центре белой полосы золотистым цветом изображена эмблема - круг, в центре которого находится стилизованный цветок курая, состоящий из семи лепестков. Соотношение ширины флага к его длине - 1:2. Верхняя, средняя и нижняя полосы составляют по 1/3 ширины флага, круг располагается в центре флага и его диаметр составляет 1/8 длины или 1/4 ширины флага.

В Государственном флаге Республики Башкортостан зеленый цвет означает свободу, вечность жизни; белый - миролюбие, открытость, готовность к взаимному сотрудничеству народов Республики Башкортостан; синий - ясность, добродетель и чистоту их помыслов. Цветок курая - символ дружбы, семь его лепестков, расположенных в центре белой полосы, символизируют семь родов, положивших начало единению народов, проживающих на территории Республики Башкортостан. Многоцветный рисунок Государственного флага Республики Башкортостан помещен в приложении №1 к настоящему Закону ".

Флаг включен в Государственный геральдический Регистр Российской Федерации под номером 165.

Следует отметить, что флаг в 2003 году изменялся: поменялось соотношение сторон. Теперь соотношение ширины к длине составляет 2:3.

Символизм

  • В центре флага Башкирии размещено соцветие курая - ребросемянника уральского, являющегося эндемиком. Соцветие олицетворяет сплоченность семи родов башкиров.
  • Белый цвет означал миролюбие на всех исторических версиях флага республики.
  • Зеленый цвет в различное время символизировал на начальных этапах ислам, а далее - свободу.
  • Синий цвет является символом чистоты помыслов, хотя первоначально синий цвет означал башкир как сплоченный народ.

Исторические флаге Башкирии

В 1917 году националист Ахметзаки Ахметшахович Валидов. Синий цвет символизировал принадлежность башкир к тюркской языковой группе. Зеленый цвет олицетворял ислам, как главную в религию в регионе. Белый цвет являлся символом стремления к миру.

В 1937 году в Башкирии десятым съездом Советов была принята Конституция. Описание флага и герба было отражено в статьях 111 и 112.

Флаг в представлял собой прямоугольное полотнище красного цвета. В крыже было написано "РСФСР" и "Башкирская АССР" на русском и башкирском языках.

error: