Первый и последний: как горбачев стал президентом ссср. Избрание м.с

Кто был президентом СССР и Российской Федерации. СправкаСюжет:Выборы президента РФ: законодательство, справки, биографии (10)18:0529.02.2008(обновлено: 12:25 08.06.2008) 068035305 За годы существования института президентства на территории СССР и Российской Федерации в стране было три главы государства - Михаил Горбачев (первый и единственный президент СССР), Борис Ельцин и Владимир Путин.

Михаил Сергеевич Горбачев был избран президентом СССР 15 марта 1990 года на III внеочередном Съезде народных депутатов СССР.
25 декабря 1991 года, в связи с прекращением существования СССР как государственного образования, М.С. Горбачев объявил о своей отставке с поста Президента и подписал Указ о передаче управления стратегическим ядерным оружием Президенту России Ельцину.

25 декабря, после заявления Горбачева об отставке, в Кремле был спущен красный государственный флаг СССР и поднят флаг РСФСР. Первый и последний Президент СССР навсегда покинул Кремль.

Первый президент России, тогда еще РСФСР, Борис Николаевич Ельцин был избран 12 июня 1991 года всенародным голосованием. Б.Н. Ельцин победил в первом туре (57,3% голосов).

В связи с истечением срока полномочий Президента России Б. Н. Ельцина и в соответствии с переходными положениями Конституции РФ на 16 июня 1996 года были назначены выборы Президента России. Это были единственные президентские выборы в России, где для определения победителя потребовалось два тура. Выборы прошли 16 июня - 3 июля и отличались остротой конкурентной борьбой между кандидатами. Основными конкурентами считались действующий Президент России Б. Н. Ельцин и лидер Коммунистической партии Российской Федерации Г. А. Зюганов. По результатам выборов Б.Н. Ельцин получил 40,2 миллиона голосов (53,82 процента, значительно опередив Г.А. Зюганова, который получил 30,1 миллиона голосов (40,31 процента). 3,6 миллиона россиян (4,82%) проголосовали против обоих кандидатов.

31 декабря 1999 года в 12 часов 00 минут Борис Николаевич Ельцин добровольно прекратил исполнение полномочий президента Российской Федерации и передал полномочия президента председателю правительства Владимиру Владимировичу Путину.5 апреля 2000 года первому президенту России Борису Ельцину были вручены удостоверения пенсионера и ветерана труда.

В соответствии с Конституцией Совет Федерации РФ назначил датой проведения внеочередных президентских выборов 26 марта 2000 года.

26 марта 2000 года в выборах приняли участие 68,74 процента избирателей, включенных в списки голосования, или 75 181 071 человек. Владимир Путин получил 39 740 434 голоса избирателей, что составило 52,94 процента, то есть более половины голосов избирателей. 5 апреля 2000 года Центризбирком РФ постановил признать выборы президента Российской Федерации состоявшимися и действительными, считать избранным на должность президента России Путина Владимира Владимировича.

14 марта 2004 года - Владимир Путин был избран Президентом Российской Федерации на второй срок. За пост Президента России боролись шесть кандидатов. За Владимира Путина проголосовали 71,31 процента от общего числа избирателей (49565238 человек). Вступил в должность 7 мая 2004 года.

Конституция Российской Федерации запрещает действующему президенту страны баллотироваться на третий срок подряд.

Введение должности Президента СССР видится сейчас закономерным итогом политической реформы СССР, известной сначала под именем «демократизация», но больше вошедшей в историю как Перестройка.

Решение о радикальной реформе политической системы СССР было провозглашено XIX Всесоюзной конференцией КПСС, состоявшейся 28 июня – 1 июля 1988 года. Сам этот форум, предполагавший свободную дискуссию о назревших проблемах общества, сознательно противопоставлялся формализованным партийным съездам, хотя решения конференции и не имели обязательного характера. До сих пор неизвестно, вёл ли уже тогда М.С. Горбачёв дело именно к такому финалу, то есть стать Президентом СССР. Но уже очевидным было его стремление стать своего рода общенациональным демократическим лидером, независимым от партийной олигархии. Все его последующие действия полностью укладываются в эту логику.

Важным было решение конференции разделить функции партийных и советских органов. Правда, одновременно рекомендовалось, чтобы первые секретари территориальных комитетов КПСС обязательно занимали должности председателей исполкомов соответствующих Советов. Но в тот период, когда авторитет партии ещё мог казаться высоким, это могло расцениваться как способ придания большего авторитета именно Советам.

Важнейшей же рекомендацией конференции было начало реформы органов государственной власти СССР. Её ключевым моментом становилось создание нового высшего органа власти – Съезда народных депутатов – на основе (впервые с 1918 года!) конкурентных выборов. Правда, соревновались пока не партии, а личности, причём высшее руководство КПСС избиралось на Съезд по отдельному списку. Но это было чрезвычайно важное нововведение, масштабы и последствия которого, вероятно, не вполне осознавались самими организаторами.

Теперь именно Съезд народных депутатов выдвигался на первое место в политической жизни, вместо съездов КПСС и ЦК КПСС. Это ещё сильнее подчеркивалось новой структурой руководящих органов Съезда. Прежний коллективный Президиум Верховного Совета СССР был служебным органом по подписыванию бумаг, присылаемых ему из Политбюро ЦК. Теперь создавался единоличный пост Председателя Верховного Совета СССР, и этот пост на I Съезде, состоявшемся в мае-июне 1989 года, занял сам Горбачёв.

Он продолжал сохранять при этом функции Генерального секретаря ЦК КПСС, но центр тяжести власти перенёс именно на вновь учреждённую должность. Председатель высшего советского органа впервые за историю Советского государства (такой вот парадокс!) стал реально выше вождя партии, хотя такая перестановка и произошла пока в рамках одного и того же лица. Впрочем, ретроспективно оценивая, мы вынуждены признать, что только благодаря этому лицу такой исторический переворот и смог состояться.

Но функции Председателя Верховного Совета заключали в себе много ограничений со стороны Верховного Совета и Съезда. На этом посту Горбачёв имел не больше власти, чем Генсек, а следовательно на него могло (и продолжало) давить в нежелательном направлении консервативное Политбюро.

Обстановка для дальнейшего лишения монополии КПСС на власть складывалась как никогда благоприятная. На I Съезде впервые в истории СССР оформилась легальная парламентская оппозиция (Межрегиональная депутатская группа – МДГ), поведшая атаку на эту самую монополию. Горбачёв, отражая атаки МДГ, формально выступал представителем консервативного большинства. Но поскольку прежняя власть Политбюро была уже делегитимирована (хотя пресловутая 6-я статья Конституции пока действовала), это большинство было готово вручить Горбачёву всю полноту прежней власти КПСС, но теперь уже как главе государства. Это был блестящий, прямо-таки в традициях несвойственного России британского парламентаризма разыгранный, ход в рамках конституционного реформизма и уникальной почти что мирной трансформации авторитарного режима в демократический.

Вопрос о введении поста Президента СССР был предрешён уже на II Съезде народных депутатов СССР, состоявшемся в декабре 1989 года. А тут обострилась обстановка в некоторых республиках (например, события в Баку в январе 1990 года). Горбачёв убедительно сигнализировал старым партократам, что нужна оперативность принятия решений для сохранения единства Союза, и обеспечить её может только он как полномочный глава государства.

Учреждённый в марте 1990 года на III Съезде пост Президента СССР можно вкратце охарактеризовать так: в руках Президента совершенно официально сосредотачивались все высшие функции власти, которыми до тех пор абсолютно нелегально, но фактически пользовалось Политбюро ЦК КПСС. При этом Президент СССР должен был избираться всеобщим голосованием граждан СССР (правда, для Первого Президента было сделано исключение – он был избран на Съезде), а число кандидатов на этот пост не ограничивалось.

Историческое значение совершившейся тогда конституционной революции подчёркивается тем фактом, что тот же Съезд переформулировал 6-ю статью Конституции СССР таким образом, что КПСС лишалась «руководящей роли», и открывалась возможность для создания легальных конкурирующих за власть политических партий.

Теперь, называясь по-прежнему – СССР, политически это было совсем другое государство, чем за все годы, начиная с 1922. Вероятно, тут открывалась развилками с несколькими историческими путями. Похоже, страна пошла не по самому лучшему из возможных. Но это уже другая история.

14 марта 1990 года проходило внеочередное собрание народных депутатов Советского Союза. Оно проходило в Кремлевском дворце. Там все присутствующие получили бюллетени для проведения тайного голосования. За день до этого они изменили Конституцию страны. А именно, депутаты утвердили, что партия КПСС не является главенствующей. Соответственно была установлена многопартийность. Во главе страны должен стоять президент, который избирается сроком на 5 лет. Существует вероятность его повторного избрания.

Первым президентом стал Михаил Горбачев // Фото: trud.ru


На собрании депутатам необходимо было лишь поставить галочку напротив инициалов кандидата, претендовавшего на президентскую должность. Вокруг данного вопроса разгорелась жаркая дискуссия. Депутаты настолько ею увлеклись, что абсолютно выбились из запланированного времени.

Образовались две диаметрально противоположных точки зрения. Нурсултана Назарбаева, который на тот момент был действующим секретарем Центральной Партии, утверждал, что переход к президентской форме правления повлечет за собой позитивные перемены. Он считал, что именно это приведет к настоящему единству Федерации. Также звучали иные высказывания: «перестройка захлебнётся президентством».

Страна впервые столкнулась с подобным плюрализмом. Депутаты имели также разные точки зрения, касающиеся непосредственно выборов. Некоторые предлагали отказаться от прямых долгосрочных выборов и провести избрание прямо здесь и сейчас. Однако, основная часть отрицала такую необходимость. Они говорили, что излишняя спешка может привести к негативному исходу событий. Тем более, что на тот момент с стране была достаточно неспокойная обстановка. Она уже пережила ряд международных конфликтов. А внутри самой страны увеличивалось число агрессивных националистов. В конце концов президент все-таки был выбран и им стал Михаил Горбачев.


Депутаты имели разные точки зрения, касающиеся непосредственно выборов // Фото: topwar.ru

Преждевременное завершение президентского срока

Михаил Горбачев занимал свой пост не так долго. Уже спустя год его обвини в государственной измене. На него было заведено уголовное дело. Основным поводом для него стало то, что президент подписал постановление о независимости Эстонии, Латвии и Литвы. Дело вскоре закрыли, но политик все-таки был исключен из рядов партии.

В декабре 1991 года СССР официально прекратил свое существование. За этим следовало заявление об отставке Горбачева. Он передавал все свои права, в том числе и право на распоряжение ядерным оружием Борису Ельцину – следующему президенту. 25 декабря с Кремля бы убран красный флаг. Вместо него на флагшток впервые повесили символ нового государства - РСФСР.


Горбачев передал все президентские права Борису Ельцину // Фото: tvc.ru

Последующие действия первого президента

Михаил Горбачев в 1996 году попытался стать в очередной раз президентом, выдвинув свою кандидатуру. Однако ему удалось набрать всего 0,51% голосов. Спустя 4 года он создал собственную социал-демократическую партию. К сожалению, она в 2007 году была распущена по приказу Верховного суда. Когда Путин впервые взял на себя бразды правления, то опытный политик поддержал его кандидатуру. Но год спустя он был несколько разочарован в избирательной системе России:

С нашими выборами не всё в порядке, и наша избирательная система нуждается в серьёзной корректировке.

Награды

Михаил Сергеевич Горбачев является единственным политиком, который за свою жизнь насобирал огромнейшее количество наград и званий. При этом их ему выдавали не только в родной стране, но и за рубежом. Так, например, за укрепление мира между народами ему был вручен орден Святого апостола Андрея Первозванного.

Мало кто в современной политической истории удостоился такой прижизненной славы и в то же время подвергся таким резким нападкам и осмеянию, как человек с простой русской фамилией Горбачёв - "Горби", как его несколько фамильярно, но с явной симпатией прозвали на Западе.

У этого человека достаточно титулов и наград, его биографии на разных языках занимают целую полку, а со временем, несомненно, о нём снимут не один художественный фильм - уж слишком противоречивы зигзаги его политической карьеры. Ни одно решение, принятое им в годы нахождения у власти, не было однозначным, будь то антиалкогольное законодательное решение или Он занимал самые разнообразные должности, но если выбрать из них наиболее "эксклюзивную", то звучит она так: Первый Президент СССР. Уникальность этой должности в том, что она просуществовала очень недолго, менее двух лет, а затем канула в историю вместе с самим государством, Советским Союзом.

Первый Президент СССР был избран в марте 1990 года на третьем (отмечу, внеочередном!) Съезде народных депутатов, который в то время выполнял функции высшего органа государственной власти. В СССР никогда ранее не существовало политического поста под названием "президент страны". В этой связи любопытно вспомнить, что иерархия советского государства разительно отличалась от общепринятой системы в мире, это создавало массу щекотливых проблем в дипломатическом общении. Кому, например, адресовать поздравления по случаю главного общенационального праздника?

Во всём мире президент какого-либо государства пишет президенту другой страны, премьер-министр - своему коллеге, а как быть в случае Понятно, что самый влиятельный человек в СССР вовсе не председатель совета министров, а Генеральный секретарь но ведь это партийный, а не государственный пост...

С некоторой натяжкой президентом страны мог называться Председатель то есть глава высшего законодательного органа советского государства. Первый Президент СССР Михаил Сергеевич Горбачёв как раз и занимал эту должность вплоть до своего избрания на пост, который теперь позволял ему считать своим коллегой даже самого непримиримого антикоммуниста, например, президента Соединенных Штатов Америки Рональда Рейгана.

Именно М. Горбачёв и Р. Рейган считаются творцами нового мирового порядка, навсегда покончившего с эпохой Фамилия последнего Президента СССР не сходила со страниц самых респектабельных газет и журналов, славящих его как политика, сумевшего сделать нашу планету более безопасной для проживания. Нобелевская премия мира - самое весомое доказательство признания заслуг М. Горбачёва на этом поприще.

Впрочем, первый, он же последний Президент СССР в своей стране чаще удостаивался совсем иных эпитетов - таких, как разрушитель, предатель, осквернитель и прочие. Что-то в этих обвинениях, возможно, справедливо, но по большей части - все-таки нет. Последнее слово в любом случае останется за Историей, а пока что одно только имя Михаила Сергеевича Горбачёва до сих пор действует на некоторых не слишком умных людей как сильнейший раздражитель.

Но он к этому давно привык и не обращает внимания на потоки обвинений и прямой клеветы - на то он и Михаил Горбачёв, единственный в своём роде первый Президент СССР!

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕФОРМ

Полученные Горбачевым дополнительные полномочия несколько обесценивались становлением в 1990 г. оппозиционно настроенного к центру республиканского съезда депутатов. I съезд народных депутатов РСФСР выбирает своим главой Б. Н. Ельцина и 12 июня 1990 г. провозглашает "Декларацию о государственном суверенитете РСФСР". Процесс "суверенизации России" приводит 1 ноября 1990 г. к принятию постановления об экономическом суверенитете России. Уход из-под контроля центра российских структур власти (в крупнейших городах России руководство также перешло к демократам: в Ленинграде к А. А. Собчаку, в Москве к Г. X. Попову) дополнялось еще более радикальными решениями законодательных органов власти в Прибалтике и в других республиках. В рассматриваемый период происходило и становление многопартийной системы в СССР. В своем большинстве новообразованные партии находились в оппозиции к режиму. Сама же КПСС переживала серьезный кризис, XXVIII съезд партии (июль 1990 г.) привел лишь к выходу из нее наиболее радикальных членов во главе с Ельциным. Численность партии в последний год перестройки снизилась с 20 до 15 млн человек, самостоятельными себя провозгласили компартии Прибалтики.

В этих условиях центр попытался найти выход в наделении президента СССР чрезвычайными полномочиями. IV съезд народных депутатов СССР утвердил конституционные изменения, наделявшие Горбачева дополнительными полномочиями. Произошло фактическое переподчинение президенту Совета Министров, переименованного теперь в Кабинет Министров. Для контроля над усилившимся главой государства был введен пост вице-президента, на который съезд избрал Г. И. Янаева. Стремясь получить силовой вариант Кабинета Министров, Горбачев проводит кадровые изменения. Вместо В. Бакатина министром внутренних дел становится Б. Пуго, Э. Шеварднадзе на посту министра иностранных дел был заменен на А. Бессмертных.

И.С. Ратьковский, М.В. Ходяков. История Советской России

СПОРЫ НА ПЛЕНУМЕ

По президентству. Товарищи, почему мы, в нашем большом партийном кругу, не могли первыми услышать и обсудить эти вопросы? Почему Генеральный секретарь ставит эти вопросы сначала на обсуждение с депутатами, а потом нам приходится собираться на «скорую руку» и «босу ногу» и определять: быть сегодня Президенту или не быть? Да, я за президентство. Правда, само название - оно для России в целом, как и всей страны, непривычно. Мне уже коммунисты сказали: лучше давайте изберем императора, как-то поближе будет... Но, товарищи, смех смехом, дальше что будет? Сегодня опять заботимся лишь о том, как на самом верху сформировать систему управления. А что ниже? Мы записываем уже в проект Закона, что у нас будут Председатели Верховных Советов союзных республик. Но нас спрашивают - а почему там не президент? А что на уровне области, района? Совмещать ли мне должность первого секретаря с постом председателя областного Совета, то есть вернуться к системе губернаторов? Ну надо же до конца продумывать. Выборы не сегодня завтра завершатся, но мы пока не знаем, кто и как будет формировать Советскую власть.

Из выступления первого секретаря Гродненского обкома Компартии Белоруссии В.М. Семёнова на пленуме ЦК КПСС (март 1990 г.)

СПОРЫ ВОКРУГ ВВЕДЕНИЯ ПОСТА ПРЕЗИДЕНТА

Два дня спустя я передал свой отзыв А. Лукьянову. Мое заключение было негативным. Стране был необходим сильный центр власти, это было очевидно из состояния дел. Однако президент мог бы стать таким средоточием власти только при наличии ряда условий, из которых одно из главных - это всенародные выборы президента. Но на сегодня народ может и не выбрать М. Горбачева. Или же это будет продолжительная и трудная процедура, которая опять-таки не послужит укреплению авторитета Горбачева. Если свою кандидатуру выдвинет также Борис Ельцин, то и победит Борис Ельцин. Я не советовал ставить вопрос о выборах президента даже на съезде, как это предусматривалось в новых разделах Конституции СССР. Настроение депутатов изменилось, и сегодня Горбачева уже не ждет тот триумф, который был при избрании его Председателем Верховного Совета СССР. Будет трудное обсуждение, будет критика. Горбачев не получит и 70% голосов. Но возможно, нам придется проводить два тура голосования. Надо расширить полномочия Горбачева, не меняя его статуса. Все перечисленные в проекте новые полномочия будущего президента надо передать М. Горбачеву как Председателю Верховного Совета. Еще через два-три дня А. Лукьянов передал мне, что М. Горбачев прочел мою записку. Он благодарил меня за советы, но не может со мной согласиться. Подобного рода аппаратная дискуссия шла больше месяца, и сам Горбачев признает, что у него порой возникали сомнения. Так, например, Н. Назарбаев соглашался на введение поста Президента СССР, но считал необходимым в этом случае вводить и в союзных республиках посты президентов, причем с расширенными полномочиями. Горбачеву пришлось согласиться, хотя это явно обесценивало его стремление поднять авторитет именно центральной, а вовсе не республиканской власти.

Р.А. Медведев. Советский Союз. Последние годы жизни. Конец советской империи

ОТМЕНА ШЕСТОЙ СТАТЬИ И ВВЕДЕНИЕ ПОСТА ПРЕЗИДЕНТА СССР

В целях обеспечения дальнейшего развития осуществляемых в стране глубоких политических и экономических преобразований, укрепления конституционного строя, прав, свобод и безопасности граждан, улучшения взаимодействия высших органов государственной власти и управления СССР Съезд народных депутатов СССР постановляет:

I. Учредить пост Президента Союза Советских Социалистических Республик.

Установить, что учреждение поста Президента СССР не меняет правового положения и не влечет ограничения компетенции союзных и автономных республик, закрепленной конституциями союзных в автономных республик и Конституцией СССР.

II. Внести в Конституцию (Основной Закон) СССР следующие изменения и дополнения:

1. Из преамбулы исключить слова "Возросла руководящая роль Коммунистической партии - авангарда всего народа".

2. Статьи 6, 7, 10, 11, 12, 13 и 51 изложить в следующей редакции:

"Статья 6. Коммунистическая партия Советского Союза, другие политические партии, а также профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработке политики Советского государства, в управлении государственными и общественными делами.

Статья 7. Все политические партии, общественные организации и массовые движения, выполняя функции, предусмотренные их программами и уставами, действуют в рамках Конституции и советских законов.

Не допускаются создание и деятельность партий, организаций и движений, имеющих целью насильственное изменение советского конституционного строя и целостности социалистического государства, подрыв его безопасности, разжигание социальной, национальной и религиозной розни";

"Статья 10. Экономическая система СССР развивается на основе собственности советских граждан, коллективной и государственной собственности.

Государство создает условия, необходимые для развития разнообразных форм собственности, и обеспечивает равную их защиту.

Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир в их естественном состоянии являются неотъемлемым достоянием народов, проживающих на данной территории, находятся в ведении Советов народных депутатов и предоставляются для использования гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям.

Статья 11. Собственность гражданина СССР является его личным достоянием и используется для удовлетворения материальных и духовных потребностей, самостоятельного ведения хозяйственной и иной не запрещенной законом деятельности.

В собственности гражданина может находиться любое имущество потребительского и производственного назначения, приобретенное за счет трудовых доходов и по другим законным основаниям, кроме тех видов имущества, приобретение которых гражданами в собственность не допускается.

Для ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства и других целей, предусмотренных законом, граждане вправе иметь земельные участки в пожизненном наследуемом владении, а также в пользовании.

Право наследования имущества гражданина признается и охраняется законом.

3. Дополнить Конституцию СССР новой главой 15.1 следующего содержания:

Глава 15.1. Президент СССР

Статья 127. Главой Советского государства - Союза Советских Социалистических Республик является Президент СССР.

Статья 127.1. Президентом СССР может быть избран гражданин СССР не моложе тридцати пяти и не старше шестидесяти пяти лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом СССР более двух сроков.

Президент СССР избирается гражданами СССР на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Число кандидатов на пост Президента СССР не ограничивается. Выборы Президента СССР считаются действительными, если в них приняло участие не менее пятидесяти процентов избирателей. Избранным считается кандидат, получивший больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, в целом по Союзу ССР и в большинстве союзных республик.

Порядок выборов Президента СССР определяется Законом CCСР.

Президент СССР не может быть народным депутатом.

Лицо, являющееся Президентом СССР, может получать заработную плату только по этой должности.

III. 1. Установить, что первый Президент СССР избирается Съездом народных депутатов СССР сроком на пять лет.

Кандидатуры на пост Президента СССР на этих выборах могут выдвигаться общественными организациями в лице их общесоюзных органов, Верховным Советом СССР, каждой из его палат, группами народных депутатов СССР не менее 100 человек и союзными республиками в лице их высших органов государственной власти. Избранным считается кандидат, получивший больше половины голосов от общего числа народных депутатов СССР. Если при голосовании никто из кандидатов не набрал больше половины голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатурам, набравшим наибольшее число голосов.

2. Лицо, избранное Президентом СССР, вступает в должность с момента принесения присяги.

Утвердить следующий текст присяги Президента СССР:

"Торжественно клянусь верно служить народам нашей страны, строго следовать Конституции СССР, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Президента СССР".

Из закона СССР от 14 марта 1990 г. N 1360-I "Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР"

http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1977/zakony/185465/#text

ЕДИНСТВЕННАЯ КАНДИДАТУРА

Что касается способа избрания Президента, то социально-эконо-мическая и политическая обстановка в стране не позволяла идти на всенародные выборы. В некоторых районах было введено чрезвычайное положение, ряд образований (Литовская ССР, Нахичеванская АССР) в одностороннем порядке принял решение о выходе из состава СССР. Как сказал академик Д.С.Лихачев: "Страна объята эмоциями. В этих условиях прямые выборы Президента фактически приведут к гражданской войне". Поэтому первый (и последний) Президент СССР Горбачев был избран 14 марта 1990 года на Внеочередном третьем Съезде народных депутатов… При голосовании его кандидатура оказалась единственной, хотя на предварительном этапе были выдвинуты и другие кандидаты - В.В.Бакатин и Н.И.Рыжков.

С.Г. Паречина. Институт президентства: история и современность

РЕЗУЛЬТАТ ВЫБОРОВ

Общее число народных депутатов - 2245. Число народ-ных депутатов, получивших бюллетень, равно 2000. При вскрытии избирательных ящиков было обнаружено 1878 бюл-летеней, из них недействительных - 54.

Таким образом, Президентом СССР избран товарищ Гор-бачев Михаил Сергеевич. За кандидатуру Горбачева было подано 59,2% голосов от общего числа народных депутатов, 66,45 % голосов - от получивших бюллетени депутатов и 70,76% голосов от принявших участие в голосовании.

Из сообщения Председателя Счетной комиссии по выборам Президента СССР на III съезде народных депутатов СССР 15 марта 1990 г.

ДОВЕРЕННОЕ ЛИЦО ВСЕГО НАРОДА

Политика перестройки, как я думаю, - это единственно возможный для такой страны, как наша, мирный путь перехода в новое качественное состояние - от авторитарно-бюрократической системы к гуманному, демократическому социалистическому обществу... Речь идет о повороте исторического масштаба... Мы, естественно, не успевали делать все, как нужно. Свое негативное воздействие оказало стечение неблагоприятных обстоятельств... Немалым ущербом обернулись просчеты, допущенные в инвестиционной политике, при проведении антиалкогольной кампании. Огромные потери и человеческие жертвы стали следствием преступной халатности и еще более преступного разжигания межнациональной вражды... При всех трудностях экономического и социального порядка, остроте других проблем главным препятствием остается закостенелость сознания... Я сознаю драматизм ситуации, сложность и неординарность проблем, взбудораженность общества, но не вижу оснований для паники, тем более для того, чтобы менять политику. Напротив, очевидна необходимость радикализации политики перестройки… В моем понимании Президент должен чувствовать себя и действовать, как представитель не какого-то отдельного слоя и политического течения, но как доверенное лицо всего народа

error: