Кто такие латгальцы и откуда они. Латгалия

Самое интересное в Латгалии - это сама Латгалия. За архитектурными шедеврами и древностями сюда ехать не стоит: яркие памятники тут можно пересчитать по пальцам, средневековье представлено невзрачными руинами, а 17-й век - . Но сама по себе сельская глубинка тут непохожа ни на что, и сейчас я покажу 6 деревень в треугольнике Даугавпилс - Аглона - Краслава: по 2 старообрядческих, православных и католических. Эти три веры представлены здесь примерно поровну.

Перед поездкой (а ночевали мы в литовском ) я наметил маршрут через Аглону и две старообрядческие деревни - в них мы заехали целенаправленно, а всё остальное попалось по дороге само. Дело не в том, что старообрядческих селений тут меньше - а в том, что их моленные самые невзрачные и потаённые, и как оказалось позже, ещё несколько деревень мы проехали, даже не подумав. Даугавпилс миновали по объездной - это рассказывать о нём интересно, а возвращаться туда совсем не хотелось. Пересекли Даугаву, первым сколько-нибудь запомнившимся объектом стал вокзал санции Науене (1866) Риго-Орловской железной дороги на линии Даугавпилс-Витебск:

2.

О латгальских староверах я уже немного писал в посте о предместьях Даугавпилса, где находятся их важнейшие моленные. Здешние староверы - беспоповцы: в отличие от поповцев, они считали новообрядчество столь глубокой ересью, что не могли принимать оттуда священников с сохранением сана, и потому вскоре остались совсем без духовенства, что привело к постепенной атрофии большинства таинств - они сохранили лишь Крещение и исповедь, а их "батюшки" - это наставники, избираемые приходом и благославляемые предшественниками из самых образованных и чистых мирян. Беспоповцы считали, что на Земле воцарился Антихрист, захвативший православную церковь, и всё что им осталось - духовная "партизанская война": они уходили в леса, строили там скиты, а нередко заканчивали массовыми самосожжениями (особенно часто это бывало на Русском Севере на рубеже 17-18 веков). В 1690-е годы в Новгороде выделились две главные ветви беспоповства - более умеренное Поморское согласие, чьим центром стала Карелия, и более радикальное Федосеевское согласие, чей основоположник Феодосий Васильев в 1699 году переселился в Невельский уезд Речи Посполитой. В 1711 году он вернулся в Новгород, где был арестован и принял мученическую смерть, после чего исход его последователей на Даугаву стал массовым, и Латгалия глянулась староверам видимо просто как самая северная и безлюдная. И хотя в 1771 году центром беспоповства стала Москва (), Латгалия до наших дней осталась одним из самых крупных и аутентичных старообрядческих анклавов.

3. То ли чудом сохранившаяся моленная начала 19 века, то ли её реплика 1930-х годов из села Роговка под Лудзой в Рижском этнографическом музее - в ней ещё узнается древняя русская композиция "клетского храма".

Староверы жили очень строго и пытались сберечь образ той средневековой Руси, ещё не захваченной Антихристом. Запрету подлежали алкоголь (хотя немного всё равно выпивали), табак, чай, сахар, шоколад, пуговицы, для женщин - песни и танцы, хотя конечно все эти 300 лет постепенно шёл процесс "обмирщения", с переходом количества в качество во времена I республики. И тем не менее, они жили чисто и честно, не обманывали друг друга, и не имея централизованного образования, в большинстве своём умели читать и писать. Батюшка-наставник был и судьёй, и воровство или рукоприкладство карались куда строже нарушений запретов - вплоть до изгнания "в мир", а вот тюрьм и палачей у староверов не было. Самым сложным принципом беспоповцев было отрицание брака - ведь брак мог заключать только священник, а священников у них больше не было, и первоначально речь вообще шла о том, что с приходом Антихриста не стоит продолжать человеческий род. Даже умеренные поморцы признали брак лишь в конце 18 века, федосеевцы же не признают до сих пор. Как они всё же ухитрялись продолжать род, я так и не понял - вроде бы получается, что молодые федосеевцы всё-таки вступали в сожительство, рожали детей, при этом считаясь нечистыми и недопускаясь на общие моления с безбрачными людьми, а под конец жизни расходились, каялись, выдерживали епитимью и приступали к спасению души - за это их дразнили "стариковскими"... Отсюда же бытовавшее в те времена представление о федосеевцах как о развратниках - но просто такая высокая у них была планка, что наше целомудрение в их понимнаии было блудом. Ещё одна деталь: убегая из России, староверы никогда не воевали против неё (в отличие от оставшихся - ведь именно казаки-сароверы были ударной силой пугачёвского и булавинского восстаний), оставаясь в стороне от Польских восстаний и с негодованием отвергнув предложение Герцена о сотрудничестве (источник - Владимир Никонов, "Староверие Латгалии"), считая русского царя невинной жертвой Антихриста, а не его слугой.

4. Изба крестьянина-старовера в рижском музее. Выросший в латгальском селе Янис сразу её опознал - у латышских хат на торце обычно 2-3 окна.

Жизнь староверов в чужом краю была нелегка. Первым их противником были местные паны, вроде бы и с радостью принимавшие трудолюбивых и непьющих людей на своей земле... чтобы постепенно их закрепостить, однако последнее им удавалось проделать довольно редко. И если в 18 и начале 19 века в этнографических заметках старообрядческий быт характеризуется нищетой, то к концу 19 века они жили заметно лучше латышей и белорусов - сказывалась сплочённость и привычка полагаться на собственные силы. Многие переселялись в города, в первую очередь Ригу и Даугавпилс, там преуспевая как купцы. И если в России "золотой век" староверия (1906-14) был недолог, в Латвии большевики прервали его не через 10, а через 35 лет, то есть успело вырасти поколение староверов, не знавших гнёта и потому растерявшее религиозную неистовость. Тем не менее, староверы в Латгалии заметны и сейчас, в том числе посконного вида бородатые мужики. А вот типично русская банька уже не в Рижском этнографическом музее, а у дороги близ села Бикерниеки:

5

Наша первая цель - старообрядческое село Кривошеево - находится как раз по соседству с Бикерниеками, но лишь приехав в последние, мы поняли, как староверы привыкли маскироваться. Если в православных, католических, лютеранских сёлах храм обычно высок и стоит на самом видном месте, здесь не было даже предположений, где искать моленную. Вернее, из этого указателя (vecticībnieku nams) следовало, в какой она стороне, но мы дважы проехали мимо, прежде чем найти искомое методом расспросов.

6.

Сами Бикерниеки - крупное (около 700 человек) латышское село, о чём напоминают бесхитростные украшения на главной площади. Вот такие вот штуковины, не требующие ахти какого уровня жизни, и отличают Прибалтику (и видимо всю Европу) от России - прибалты украшают свой быт "здесь и сейчас", а россияне - ждут "нормальной жизни".

7.

Люди - уж не знаю, какой национальности и веры:

8.

А нас тут выдаёт даже дорожный указаель:

9.

На самом деле Кривошеево оказалось по сути районом Бикерниек, и в этом доме на въезде живёт батюшка, но мы к нему стучаться постеснялись:

10.

Вид от дома на Покровско-Дмитриевскую моленную показан на вводном кадре, а вот так она выглядит с обратной стороны - это почти типовой проект, и такие массово строились по всей Латгалии в 1905-07 годах, когда староверам дозволили "выйти из тени": при Николае I им вообще запретили строить новые моленные и ремонтировать старые, а сами моленные не должны были иметь ни малейших внешних признаков храма. Потом им разрешили сначала иконы над входом, затем кресты и главки, затем колокола и звонницы (правда, все латгальские колокола в 1943 конфисковали и переплавили на цветной металл фашисты). В первой половине ХХ века построено порядка 95% сохранившихся латгальских моленных, примерно поровну до и после Первой Мировой. И если в городах, будь то Москва или Даугавпилс, в архитектуре шёл какой-то поиск формы, сельские моленные предельно просты и функциональны - староверы просто разучились их украшать снаружи:

11.

А действительно богатое убранство с обилием икон (а в Латгалии сложилась в 19 веке своя иконопись) увидеть непросто - обычно моленные наглухо заперты. На заднем дворе обнаружилось кладбище:

12.

А на кладбище - характерные формы надгробий. Вот, скажем, голбцы, хотя и очень примитивные (по идее они должны выглядеть так):

13.

Или горбыли, как тут называют такие вот камни с высеченными крестами, причём в наиболее архаичных случаях - без какой-либо иной обработки.

14.

Из Кривошеева мы взяли курс на Аглону, по этим характерно латвийским широченным грутовкам-"автобанам". Латгальская природа тогда запомнилась нам куда более скудной, чем .

15.

А вот в кустах обнаружились руины чего-то - скорее всего, это какая-нибудь хозпостройка не старше 100 лет... но чему она принадлежала и как оказалась в лесу? Скорее всего, "лес" - парк какой-нибудь давно уничтоженной усадьбы:

16.

17.

На ветках доживали последний денёк майские жуки - их сезон закончился:

18.

19.

Аист у дороги заходит на посадку:

19а.

Впереди маячило просторное озеро - то ли Лукнас, то ли Вышское. Латгалия, вместе с севером и Витебщины входит в Озёрный край.

20.

В приозёрной впадине хорошо видны церковные главки - это то самое Московское (или Масковская), указатель на которое бы в кадре №9:

21.

Покровская церковь (1879) подозрительно похожа на старообрядческую, но опрос косившей рядом траву крестьянки (или это был крестьянин с очень высоким голосом? По лицу и не скажешь) показал, что церковь православная (в смысле новообрядческая) и всегда была таковой. Истина оказалась посредине - эта церковь строилась как единоверческая, то есть в ней служили по старому обряду, но под окормлением РПЦ.

22.

Кладка очень характерная для Латгалии и северной Беларуси - крупные камни для прочности, мелкие между ними для красоты. Текстура действительно хороша:

23.

А буквально по соседству - уже латышская деревня Вышки, встретившая заброшенной школой (?) межвоенных времён:

24.

Латгальцы - это не совсем латыши, и обособлены пожалуй сильнее, чем от литовцев. Латгалььский язык считался отдельным языком в 1918-1960 годах (но не считался до революции, в отличие от жемайтского), и разница видна даже в топонимике: латышские Rīga и Rēzekne против латгальского Reiga и Rāzekņe (Рейга, Рязекне). Есть буква "y", которой нет в латышском - например слова "вода", по-латышски "ūdens", а по-латгальски "yudiņs", при этом в самом латгальском диалекте огромное количество говоров. Латышские, латгальские и литовские слова наглядно сопоставляются в википедии , и с литовским у латгальского едва ли не больше общего... что, впрочем, и ясно - ведь латгальцы были католиками, в 17-18 веках принадлежали не богомерзской протестантской Швеции, а католической Речи Посполитой, и с литовцами общались больше, чем с латышами. Вдобавок, как уже говорилось в посте о , латгальцы и восходили к древнему народу латгалов, которые, в отличие от своих собратьев из Видземе не смешались с куршами, земгалами и селонами и сохранили множество архаичных черт. Хотя откровенно говоря, "на глаз" описать отличия латгальца от других латышей я не могу. Латгальские сёла же выглядят куда беднее латышских и напоминают славянское Нечерноземье:

25.

На окраине Вышек - огромный храм из дикого камня (1914-25), более похожий на кирху:

26.

На самом деле это самый что ни на есть костёл, один из самых огромных и красивых в Латгалии... да пожалуй и во всей Латвии подобных сельских церквей я не припоминаю.

27.

Внутри него ещё и большой орган, на воротах афиша концертов до конца лета, и съезжаются на органные службы сюда со всей Латвии.

28.

Как нетрудно догадаться, латгальское католичество - наследство Речи Посполитой. Польша вообще уникальное государство, сумевшее в 17 веке провести контрреформацию бескровно, "мягкой силой" иезуитов - а ведь на момент заключения Люблинской унии даже Литва была на 52% (по дворянству) кальвинистской. Покончив с литовским кальвинизмом, поляки принялись уже за православие, адепты которого сопротивлялись куда активнее и не всегда бескровно (Витебск, Киев и наконец восстания украинских казаков)... в общем, провести контрреформацию в тихой лютеранской Латгалии им было раз плюнуть, тем более вероисповедание латышей автоматически определялось вероисповеданием их господина - достаточно было провести разъяснительные беседы с местными баронами

29.

Залив озера Лукнас и село Данишевка за ним - там, кстати, есть и старообрядческая моленная, и единоверческая церковь начала ХХ века:

30.

Следующий пункт - деревня Граверы у дороги Аглона-Краслава, близ которой мы искали ещё одну старообрядческую деревню Ковалёво - уже не помню, почему мой выбор пал именно на неё. В Граверах прямо над дорогой стоит церковь Михаила Архангела (1836) - при всей невзрачности облика, возраст очень почтенный для этих мест.

31.

Хотя с виду это типичный единоверческий храм, на самом деле её происхождение иное: в 1828-57 годах здесь находилось "военное поселение " - это был довольно странный проект Александра I, что-то среднее между казачьими станицами и советскими колхозами, где потомственные солдаты в мирное время вели мирную жизнь, но от казаков "военных поселян" отличало главное - неволя: всё, вплоть до мелких деталей быта и даже женитьбы, тут решалось начальством, причём не выборным батькой-атаманом, а назначенными офицерами. Идея в итоге провалилась: хозяйство поселян было очень бедным, подготовка посредственной, и Александра II упразднил эту систему почти сразу по восшетсвии на престол.

32.

Тем не менее, что тут живут ни то русские, ни то белорусы - видно (я про памятник, а не про заброшку, если что):

33.

Отсюда по грунтовке через несколько хуторов мы приехали в Ковалёво, в центре которого стояла такая же моленная, как в Кривошееве:

34.

Старообрядческие деревни очень маленькие, обычно всего несколько дворов плюс хутора в радиусе 10-15 километров. Близ моленной - вот такое вот дерево для писем "на деревню дедушке", а на крыльце ближайшего дома неподвижно сидела, глядя на нас, древняя старуха - и взгляд её был таким строгим, что фотографировать её я постеснялся:

35.

Однако в Ковалёве сохранилось несколько настоящих русских изб с резными наличниками:

36.

37.

38.

39.

Внизу шумела вода на речке Дубна:

40.

У плотины - старая заброшенная мельница, за которой отчётливо видны хоббичьи норы:

41.

42.

43.

К плотине я ходил один, папа с Еленой ждали у машины. Когда я вернулся, оказалось, что про нас знает уже вся округа - к ним приезжала женщина на велосипеде узнать, кто такие, зачем и откуда, и пояснила, что её послал местный батюшка. Наверное, если бы я присутствовал при разговоре - сумел бы договориться, чтобы нам открыли моленную, ну а так внутри латгальских моленных я был только в Даугавпилсе. Вот ещё хутор по дороге назад:

44.

Уже на подступах к Краславе мы заехали в ещё одну латгальскую деревню Комбули с костёлом Святого Язепа. Утверждается, что он построен в 1818 году, но с виду больше похож на переделанную в храм советскую котельную.

45.

Вдобавок, готовясь к поездке, я думал, что он деревянный - но деревянными оказались лишь башни, снесённые в 1960-е годы и позднее воссозданные.

46.

В заросшем дворе - Богоматерь слегка японского вида:

47.

И даже на фоне Латгалии, бедной не только по меркам Прибалтики, но и по меркам России, Комбули запомнились мне своей запущенностью:

48..

Однако в целом такая чрезполосица трёх конфессий удивляет, нечто подобное мне известно только в Западной Украине (православие, греко-католичество, римо-католичество)... и в России. Скажем, в Нижнем Поволжье соседствовали православие, старообрядчество поповское и беспоповское и немецкие конфессии от католичества до меннонитства (впрочем, немцев там уже нет). В Среднем Поволжье и Предуралье по сей день мирно уживаются православные, мусульмане (татары), язычники (марийцы) и опять же староверы. В Южной Сибири - православные, староверы, буддисты и шаманисты. Латгалия хорошо ложится в этот ряд.

В следующей части - Аглона, латвийский центр католичества.

- (Latgale), древняя историческая область в Восточной Латвии, населенная латгалами (см. ЛАТГАЛЫ). В 10 13 вв. раннефеодальные княжества: Ерсика, Кокнесе, Талава. В 13 в. захвачена немецкими рыцарями, как часть Ливонии стала называться Видземе. С… … Энциклопедический словарь

- (латыш. Latgale) историко культурная область в Восточной Латвии, которую в период раннего феодализма населяли Латгалы. Термин «Л.» впервые упоминается в 1209 (Letthia, Letthigallia). В 10 13 вв. в Л. сложились раннефеодальные княжества… …

- (Latgali) область Вост. Латвии, к рую населяли латгалы. Термин впервые упоминается в 1209. В 9 13 вв. в Л. сформировались раннефеод. княжества (Ерсика, Талава, Кокнесе), находившиеся в зависимости от рус. князей. В 13 в. Л. была завоевана нем.… …

Латгалия, вост. часть латышской языковой области (устн. народн. творчество), ср. лат. Letgalli жители Латвии (Генрих Латвийский; см. Томсен, SА 4, 33), др. русск. Лѣтьгола Латгалия, Пов. врем. лет. Соответствует лтш. Latgale – то же, latgalis… …

Латгалия (см. Латыгола), др. русск. Лотыгола, Лотыгора, часто в Новгор. и псковск. летоп. (Соболевский, Лекции 143; ИОРЯС 27, 312 и сл.), Лотыгольская земля, Полоцк. грам. 1264 г. (Напьерский 13). Из лтш. Latgale – то же; см. Буга, Streitberg… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Латгале - Латгалия, истор. обл. в вост. Латвии. Название Латгале от lat латыши и gals, gale конец, край, местность, т. е. земля латышей, откуда этноним латгалы (в русск. летописях латыгола, летьгола). См. также Видземе … Топонимический словарь

- (Latvija), Латвийская Республика (Latvijas Republika), государство в Восточной Европе, в Прибалтике, омывается Балтийским морем и Рижским заливом. 64,5 тыс. км2. Население 2530 тыс. человек (1995), городское 69,1%; латыши (1388 тыс. человек; 1989 … Энциклопедический словарь

Латвия, расположена в западной части СССР, в бассейне реки Даугавы (Зап. Двины) и рек Гауя, Лиелупе и Вента; на З. омывается Балтийским морем. Граничит с Эст., Белорус., Литов. ССР, РСФСР. Образована 21 июля 1940; с 5 авг. входит в состав Союза… … Советская историческая энциклопедия

Латгалия (лтш. Latgale; латг. Latgola) восточный край Латвии. Занимает примерно 1/4 часть территории страны. Включает 6 районов с центрами: Балви, Лудза, Резекне, Прейли, Даугавпилс, Краслава. Этнический состав населения на начало 2008 г.… … Википедия

- (Латвияс Падомью Социалистиска Република) Латвия (Latvija). I. Общие сведения Латвийская ССР образована 21 июля 1940. С 5 августа 1940 в составе СССР. Республика находится на С. З. Европейской части СССР, с З.… … Большая советская энциклопедия

| Латгалия. Регионы Латвии

Латгалия. Регионы Латвии

Фото: Евгений Голомолзин

Латвийский регион , который расположен на востоке страны и граничит с Псковской областью, будто специально создан для отдыха в лесной тишине и уединении. Достоинство этого региона Латвии состоит в близости к России и возможности совместить отдых в сельской местности с посещением древних городов и осмотром исторических достопримечательностей. Здесь очень привлекательные для россиян цены, великолепная домашняя кухня, а люди настолько доброжелательны и гостеприимны, что, кажется, будто приехал в гости к близким родственникам.

Город мастеров

Впервые Лудза упоминается в Киево-Ипатьевской летописи за 1177 год, когда здесь крестили сына князя Рюрика. В 1777 году она вошла в состав России и, став центром уезда, быстро превратилась в большой торговый город, второй по величине в Латгалии. К сожалению, значительная часть деревянных построек сгорела в пожаре 1938 года. Поскольку Лудза находилась на перекрестке торговых путей, пролегавших из Европы в Россию, население города всегда было интернационально - здесь проживают латыши, эстонцы, русские, белорусы, украинцы, евреи и представители других народов.

Одна из достопримечательностей города - Лудзенский центр ремесленников , созданный в 2006 году. Объединившиеся ремесленники демонстрируют свое мастерство, продают изделия, сделанные своими руками. Кроме того, посетители могут испытать собственные силы в гончарном деле, попробовать замечательный домашний творог, черный хлеб, яблочное вино и шмаковку - крепкий латгальский напиток, а также послушать интересный рассказ о жизни латгальцев в старину.

Еще на улице гостей встречают призывные звуки гармошки - музыкант расположился прямо на деревянном крыльце. Мастера одеты в старинную национальную одежду. Внимание привлекает женский латгальский костюм, который буквально нашпигован металлическими деталями и украшениями. Оказывается, во время праздников женщина носила на себе металла общим весом до 25 кг! Красота требует жертв!

В мастерских глаза разбегаются от обилия интересных вещей - свадебных рушников, вязаных варежек с национальным орнаментом, плетеных лукошек, кованых подсвечников, тряпичных кукол. Очень необычны лапти, сплетенные из... льна. "Чтобы проверить их качество, в лапти на ночь наливали воду, - поясняет Эрик Кондратс, хозяин мастерской. - Если жидкость оставалась в обуви до утра, значит, лапти были сделаны на славу". Внимание привлекает керамический кувшин, в ручку которого встроен свисток. Его назначение объяснялось просто: когда в сосуде заканчивалось пиво, следовало дунуть в свисток, и хозяин заведения тут же наполнял кувшин вновь. В Латгалии действовал полезный закон - продавать можно было только товары, созданные своими руками. Это правило, несомненно, способствовало высокому качеству изделий.

На высоком холме в центре города возвышается главная достопримечательность Лудзы - живописные руины замка, основанного немецкими крестоносцами в 1399 году. Замок пытались взять русский царь Иван Грозный, польский король Стефан Баторий, шведский король Густав Адольф. Старания их не прошли бесследно - цитадель была основательно разрушена.

Рядом, на церковном холме, хорошо видны шпили католического собора. В городе есть также православная церковь. Туристы обязательно посещают краеведческий музей, расположенный в бывшем доме Якова Кульнева, героя Отечественной войны 1812 года, и этнографический музей под открытым небом, где собраны старинные латгальские постройки. Для гостей города организуют прогулки на плоту по одному из пяти озер, на берегах которых раскинулся город. Когда плот отваливает от причала, гостей угощают рижским смородиновым бальзамом, и жизнь окончательно окрашивается в розовые тона.

Сердце Латгалии

Город Резекне находится почти в самом центре Латгалии. Через него пролегают дороги, ведущие из Москвы и Санкт-Петербурга в Ригу. Он расположен между двумя самыми высокими горами страны - Маконькалнс и Лиелайс Лиепукалнс - и между самыми большими озерами - Разна и Лубанас. Первое летописное упоминание о нем относится к 1285 году. Тогда город назывался Розиттен.

Как и полагается древнему городу, Резекне имел замок рыцарей Ливонского ордена , построеный в 1285 году на месте укрепленного поселения древних латгалов. К сожалению, с 1712 года жителям окрестных домов было разрешено использовать камни из крепостных стен на строительные нужды. В результате до наших дней сохранился лишь небольшой фрагмент стены. Зато с вершины холма открывается великолепный вид на город и Кафедральный собор Сердца Иисусова - крупнейший и красивейший храм в Латвии . Кроме того, у подножия Замковой горы можно увидеть копию замка в первоначальном виде.

К городским достопримечательностям относятся лютеранская кирха Святой Троицы, православный собор Рождества Богородицы, католический костел Страданий Богоматери. В старообрядческой общине, основанной в середине XIX века, имеется моленная Св. Николая. Самый крупный из трех колоколов на ее колокольне весит около пяти тонн, а его язык - 200 кг! Церковь могут посещать туристы. При общине имеется музей, посвященный жизни латгальских староверов. В Резекне действует также культурно-исторический музей, коллекция которого насчитывает около 1200 экспонатов.

Гостям города обязательно показывают символ Резекне - памятник "Едины для Латвии" или, как его называют резекненцы, "Латгальская Мара". Судьба памятника весьма показательна. Он был установлен в центре города в 1939 году в честь объединения Латвии и Латгалии. В 1940 году его сняли советские власти. В 1943 году памятник вернули, но снова сняли в 1950 году, поставив на постамент скульптуру В. И. Ленина. И только в 1992 году вождя мирового пролетариата вновь сменил памятник "Едины для Латвии".

Кукольное королевство в сырном царстве

Достоинство Латгалии в том, что здесь все находится рядом и путь из одного города в другой занимает не более часа. Краевой центр Прейли расположен к юго-западу от Резекне. Его имя впервые в истории упоминается в 1348 году. Город тих, уютен и буквально утопает в зелени. Это настоящая латгальская глубинка. Неподалеку протекают три реки - Прейльупе, Фейманка и Дзилна.

Несомненным туристским хитом города является Миниатюрное королевство , которое объединяет два маленьких замка во дворе дома, галерею кукол и костюмерную королевского двора. В сказку попадаешь сразу, как только входишь во двор и оказываешься среди замков и крепостных башен, выполненных в человеческий рост, соединенных между собой ажурными мостиками. Настоящая карета, стоящая во дворе, по сравнению с игрушечными дворцами кажется изготовленной для Гулливера.

На фоне королевства и кареты можно сфотографироваться в старинных костюмах. В костюмерной есть около 350 роскошных женских, детских и мужских костюмов всевозможных размеров. Парики, шляпки, перчатки, шпаги, музыкальные инструменты помогают полностью перевоплотиться в короля и королеву, принца и принцессу, мушкетера или куртизанку. Но самое интересное находится в кукольной галерее.

Зал уставлен застекленными стеллажами, где на полках красуются всевозможные куклы - авторские работы художницы Елены Михайловой. Созданием кукол она занялась в 2007 году, и произошло это совершенно случайно. Друзья принесли ей сломанную куклу-марионетку. Художница отремонтировала, оформила куклу по своему вкусу, а потом захотела сделать для нее друга. Так все и началось. На данный момент у Елены около 300 работ, и каждая сделана в единственном экземпляре.

Следует заметить, что в галерее не просто куклы, а куклы, участвующие в различных жанровых сценках, выполненные с изрядной долей юмора. Здесь все, как в жизни - страсть, развлечения, кокетство и интриги королевского двора, эльфы, цыганский табор и гaрем, бытовые картинки, пираты и циркачи. Можно принести художнице свое фото, и по нему она сделает куклу в той ипостаси, в которой вы пожелаете, - повар, рыцарь, принц... Судя по коллекции фотографий в галерее, сходство кукол с оригиналом потрясающее!

Прейли известен также своим старейшим сыроваренным заводом и памятниками сыру , установленными возле здания администрации. Настоящий сыр местного производства можно купить в любом продовольственном магазине. Очень вкусно! В городе действует краеведческий музей.

С 1382 года Прейли принадлежал роду графов Борхов, где они и хозяйствовали в течение 500 лет. Благодаря этому семейству возник весь сегодняшний культурно-исторический центр Прейли - комплекс бывшего имения с парком, в свое время принадлежавший к лучших пейзажным паркам романтического типа в Латвии. На его территории создана сложная система прудов, соединенных разной ширины каналами. В парке находится часовня, которая была церковью имения и местом упокоения графов Борхов, а в доме привратника разместилось хранилище этнографических экспонатов, текстиля, керамики и мебели.

Центр хлеба и паломничества

Еще одним интересным местом Латгалии является поселок Аглона . Он расположен в 40 км от Даугавпилса. Именно здесь находится всемирно известная католическая церковь Вознесения Богоматери, построенная в 1789 году на месте деревянного храма, основанного монахами доминиканского ордена из Вильнюса.

В 1980 году в связи с 200-летием церкви папа Иоанн Павел II присвоил Аглонской церкви статус малой базилики, а в 1993 году он приехал сюда и отслужил мессу, в которой участвовало около 380 тысяч паломников. И сейчас в Аглону ежегодно приезжают тысячи туристов и верующих со всего мира. В Латвии католический праздник Вознесения Девы Марии на небеса, проходящий с 12 по 15 августа, получил государственный статус. На территории храма находится знаменитый аглонский святой источник.

Второй выдающейся достопримечательностью Аглоны является Музей хлеба , созданный Вией Анцане, - бывшим депутатом местного самоуправления, а ныне хозяйкой и главным хранителем музея. Она настолько увлекательно рассказывает о процессе выпечки хлеба по старинным рецептам, что хочется сделать это самому. Кстати, в старину буханки выпекали на листьях аира, клена и даже капусты, а в тесто добавляли самогоночку, чтобы хлеб лучше поднялся.

При музее имеется пекарня. Буханки сорта "Аглонский" украшены колосками из белого теста. Рецепт хлеба со шпиком пришел из латгальской старины. Оттуда же родом печенье, при выпечке которого Вия в качестве разрыхлителя использует... водку. Продукцию пекарни можно купить в хлебном магазине. Выйти с пустыми руками из него невозможно.

В Аглоне есть также интересный частный Музей Второй мировой войны , чья коллекция насчитывает около тысячи экспонатов: фрагменты сбитых самолетов, военный мотоцикл с коляской и пулеметом, оружие, документы, военная форма, бытовые предметы и другие материалы, собранные по обеим сторонам фронта.

Город романтиков

Очаровательный город Краслава находится на самом юге Латгалии, на берегах реки Даугава. Это одно из красивейших мест в Латвии. Русло реки здесь делает плавный изгиб, высокие берега поросли лесом, все видимое пространство утопает в зелени. Город настолько вписан в ландшафт, что представляет собой единое целое с природой. На гербе Краславы изображена серебряная ладья с пятью веслами, которые символизируют пять основных национальностей, проживающих в городе, - латышей, русских, белорусов, поляков и евреев.

При въезде в город по правой стороне дороги на берегу Даугавы находится живописное Адамовское городище . Именно здесь начинается популярная у туристов Адамовская тропа. Ее длина всего 1,8 км, но на этом сравнительно небольшом отрезке можно увидеть местную природу во всей ее красе и разнообразии. Полюбоваться пейзажами можно и со смотровой вышки в Приедайне. Ее высота составляет 32 м, и она самая высокая в Латвии.

Прямо в городе высится гора Карницкого и ручеек Любви. В 1838 году в Краславе произошли захватывающие романтические события. Молодой польский офицер Иосиф Карницкий влюбился в дочь графа Платера Эмилию. Но офицер был беден, и граф его отверг. В отчаянии влюбленный решил свести счеты с жизнью. Иосиф застрелился, его похоронили на этой горе, а на памятнике, увенчанном чугунным крестом, написали: "Не судите, да не судимы будете". А наутро после похорон с вершины горы заструился ручеек. Люди назвали его ручейком Любви.

Замок графа Платера построили в 1791 году. В парке при замке растет около 50 пород редких кустов и деревьев. Впечатляет Римско-католический костел, возведенный в 1767 году. Есть православная церковь Александра Невского и старообрядческая церковь. Действует Музей истории и искусства. Среди необычных памятников следует отметить Камень Августа, установленный в 1729 году, когда род Платеров приобрел Краславу, и Камень Аустриньша, возле которого жил и творил латышский писатель Антон Аустриньш в 1909 году.

Обязательно стоит посетить мастерскую керамики Валдиса Паулиньша - живой достопримечательности Краславы. Это настоящий театр одного актера, спектакли в котором можно смотреть часами на одном дыхании! Это происходит потому, что Валдис, демонстрируя чудеса гончарного искусства, непрерывно рассказывает забавные и увлекательные истории из собственной практики. Одновременно гостей угощают свежими огурцами, хлебом с изюмом и великолепным живым пивом местного производства, что является своеобразной визитной карточкой города.

Южный форпост

Даугавпилс - второй по величине город Латвии . Он расположен на реке Даугава, неподалеку от границы с Литвой и Белоруссией. В исторических источниках он впервые упоминается в 1275 году, когда по указу барона Эрнста фон Ратцембурга, магистра Ливонского ордена, был основан каменный замок Динабург.

Визитной карточкой города является Церковная горка или Холм четырех конфессий, где мирно уживаются лютеранская кирха Мартина Лютера, православный кафедральный собор благоверных князей Бориса и Глеба, старообрядческая моленная Святителя Николы и католический костел Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Вторым символом города считается Даугавпилская крепость - единственная цитадель первой половины XIX века в Восточной Европе, которая сохранилась почти без изменений. Сейчас огромное фортификационное сооружение находится на реконструкции и по ее окончании, несомненно, станет очень привлекательным туристским объектом.

Центральная часть Даугавпилса сама по себе настоящий исторический памятник. Можно получить большое удовольствие, прогуливаясь по старинным улочкам и многочисленным паркам и скверам. Внимание привлекает православная часовня Св. Александра Невского , похожая на нарядную елочную игрушку. Необычен памятник бывшему городскому голове Павлу Дубровину, который стоял во главе города с 1876 по 1890 год, - бронзовый мужчина с мордатым догом на поводке спускается по ступеням лестницы. Приятно пройтись по пешеходной улочке Ригас. Здесь можно заглянуть в один из магазинчиков, торгующих знаменитыми латвийскими бальзамами.

В городе имеет смысл задержаться на пару дней, и для этого есть несколько гостиниц. Наиболее удачное расположение - на центральной площади города - имеет Park Hotel Latgola. Это отличная гостиница европейского уровня с большим бильярдным залом и панорамным рестораном на десятом этаже, откуда открывается великолепный вид на город, в том числе на Церковную горку, где можно одновременно увидеть сразу все четыре храма.

Удивительное рядом

Латгалия весьма богата на необычные музеи и талантливых неординарных людей. Примером тому - мастер по изготовлению старинных инструментов Гунар Игаунис, чья мастерская находится в поселке Гайгалово. Глядя на инструменты, изготовленные Гунаром, неизменно удивляешься находчивости наших предков, которые умудрялись извлекать мелодичные звуки из любой деревяшки. В мастерской можно попробовать сыграть на любом инструменте, а если понравится - и купить его. Но более всего поражает, как из множества людей, зашедших с улицы и впервые увидевших многие музыкальные инструменты, Гунар за считаные минуты создает слаженный оркестр! Мастер утверждает, что не существует людей без музыкального слуха и чувства ритма, и делом тут же доказывает это.

Не меньшее удивление вызывает частный музей старинных предметов "Сайпетниеки" , созданный в 2002 году владельцем крестьянского хозяйства. Тогда сюда был привезен старый мотор, который и стал первым экспонатом нынешней коллекции. Теперь в музее уже более 3000 предметов, и все они дают представление о том, как люди жили в Латгалии с конца XIX века до 70-х годов XX века. В кузнице можно посмотреть старинные рабочие инструменты - лопаты, сверла, прессы, горны, а в импровизированной клети - коллекцию утюгов и весов. Есть собрание старых автомобилей, а также экспозиция, посвященная Второй мировой войне, где представлены патроны, зенитный пулемет, гранаты и даже немецкий армейский автомобиль. Вся эта коллекция собрана и систематизирована одним человеком.

В крестьянском хозяйстве "Унтуми" можно не только покататься на лошадях, но и понаблюдать на экране телевизора за семейством аистов, над гнездом которых на дереве установлена телекамера. В крестьянском хозяйстве "Земляничная поляна" гости не только совершают прогулку по Земляничной тропе, угощаются потрясающим клубничным тортом, но и могут обучиться банному делу и даже получить сертификат банщика. В приграничном поселке Пиедруя есть возможность совершить экскурсию на плотах по реке Даугава по границе между Белоруссией и Латвией, между пограничными пунктами двух стран. Есть загадочное озеро Черток, которое, предположительно, имеет метеоритное происхождение и обладает целебными свойствами. Особой темой (точнее, песней) является латгальская кухня - по-домашнему вкусная, свежая, экологически чистая. Здесь даже обычная картошка становиться деликатесом!

Можно еще долго заниматься перечислением того, что хорошего имеется в Латгалии . Но лучше туда отправиться самому, чтобы насладиться вкусом, прочувствовать гостеприимство, совершить новые открытия и просто отдохнуть от мирской суеты где-нибудь в лесной глуши на берегу живописного озера.

Евгений Голомолзин Журнал "Индустрия туризма и культуры"

Местные племена вели постоянные междоусобные войны, составляя и разрушая непрочные военные союзы. Чтобы обезопасить вновь созданные христианские общины, первые миссионеры пытались пригласить в Ливонию, как стали называть открытую в Восточной Прибалтике страну, европейских рыцарей. Последние по меркам тех времен были профессиональными военными, как правило, аристократического происхождения. В Европе 12-13 веков было много рыцарей, не находивших себе "настоящего дела".

Географические сведения 12 века были самыми отпугивающими. На Балтийском побережье, где в седых, неприветливых волнах плавали ладьи воинственных викингов и лайвы свирепых корсов, просвещенным европейцам казалось местом, где кончается земной мир и начинается преисподняя. Средневековые авторы населяли далекий север Европы чудовищными амазонками, "которые беременели оттого, что втягивали в себя воду и производили на свет мальчиков с собачьими сердцами; белокурыми дикарями, которых защищали похожие на собак монстры; зеленокожими людьми, жившими по сто лет, и, конечно, людоедами". Так представлялись берега Балтики крупнейшему географу своего времени, Адаму Бременскому, в 70-х годах 11 столетия.

На Востоке тем временем утвердились монашествующие рыцарские ордена, соединяющие в одном лице и монаха, и солдата. Рыцари, связанные пожизненным обетом послушания, становились удобным орудием в руках магистра ордена. Рыцарская эпоха в Ливонии началась тогда, когда в Европе настал ее закат. Рвение в монашеских подвигах уступило место политике. Тяжелая духовная дисциплина средневекового католицизма казалась более невыносимой, и рыцари стали переходить в новое, из Германии привезенное вольготное вероисповедание - лютеранство. Стихию отхода от католицизма в Ливонии узаконил Вольмарский ландтаг 1554 года, на котором орденский гроссмейстер Вальтер Плеттенберг снял с лютеран клеймо ереси. Последовал массовый уход католиков - одних в лютеранство, других - под покровительство польского короля. Орденское государство перестало существовать в 1561 году.

Бывшие владения ордена были разделены между датчанами, шведами и немцами. Новые хозяева стирали с лица земли все свидетельства католицизма - иконы и распятия, исповедальни и дорогие литургические ризы. Выбрасывались латинские Библии и богослужебные книги. Латвия и Эстония приняли лютеранство, а на долю Латгалии выпал другой жребий.

В 1561 году став частью Речи Посполитой под названием Инфлянтского княжества (Ливонского). Латгалия стала поприщем для католической контрреформации. Местной немецкой и онемеченной латгальской знати, поторопившейся принять лютеранство, пришлось вернуться в веру отцов, если она не хотела стать врагом польского короля-католика, мало-помалу принимать польский язык и польско-иезуитскую культуру. Простые же люди продолжали поклоняться дубам и липам, подобно предкам-язычникам.

Новое воинство Христово состояло из монахов различных орденов: доминиканцев, лазаристов, бернардинцев, сестер милосердия, своими скромными силами за неполное столетие обучило латгальское население грамоте и приобщило к католической культуре.

В то время как большинство латышей стали протестантами, большинство латгалов, находясь под властью Польши, остались католиками. Сильное польское влияние оказалось, пожалуй, решающим в том, что латгалы остались латгалами, хотя они подверглись полонизации. В этот период появилась литература на латгальском языке. Латгальский алфавит был разработан на основе польского. Польское влияние было сильным в Латгалии даже после присоединения латгальских земель к России в 1772 году. Из-за этого соседи латыши порой называли латгалов « поляками ». Тесные связи с единоверцами поляками и литовцами сыграли злую шутку с латгалами. После очередного польского восстания против России, в котором активное участие принимали литовцы и латгалы, царское правительство в 1865 году запретило печатать книги на латгальском языке латинским шрифтом. Но навязываемая кириллица не находила отклика у латгалов. А рядом были быстро экономически развивающиеся Лифляндия и Курляндия, в которых постепенно развивалось и крепло латышское националистическое движение, которое, выбрав своим флагом найденное в хрониках описание знамени видземских латгалов, стремилось распространить свое влияние и на Латгалию, в чем оно не встречало отпора: царские власти не доверяли « полякам » и видели в ассимиляции латгалов латышами верный способ ослабить католическое влияние в крае. В 1904 году запрет на латгальское книгопечатание был снят, после чего на латгальском языке стали выходить книги, журналы, газеты, были открыты латгальские школы, но время было упущено. В
начале ХХ века аграрная Латгалия не смогла обеспечить становление латгальской интеллигенции, которая смогла бы возглавить латгальское национальное движение и создать предпосылки для появления независимой Латгалии, как это сделала латышская интеллигенция в случае с Латвией.


ЛАТГАЛЫ И ЛАТВИЯ

26 - 27 апреля (по старому стилю) 1917 года в Резекне был проведен Латгальский конгресс, на котором было принято решение отделиться от Витебской губернии и объединиться с Латвией. Некоторые латышские националисты придают большое значение этому событию, которое свидетельствует, по их мнению, не просто о желании латгалов жить в Латвии, но о том, что латгалы являются латышами. Однако они при этом обращают мало внимания на даты: в апреле 1917 и речи не шло о независимой Латвии. Империя прекратила свое существование, но Российская республика еще не была уничтожена большевиками. Временное правительство не допускало распада России, но не выступала резко против национальных автономий - например, 12 апреля 1917 года Временное правительство объявило о предоставлении автономии Эстонии и установило ее границы. Карлис Ульманис примерно в тоже время стал лидером крестьянского союза благодаря своему лозунгу « Свободная Латвия в свободной России! » В таком свете решение Латгальского конгресса о необходимости изменения административных границ внутри России не выглядит очень уж впечатляющим. Как бы то ни было, но депутаты Латгальского конгресса решили присоединиться к Латвии на условиях самоуправления и соблюдения прав латгальского языка.

Мало кто знает, но одним из первых документов большевиков была Декларация прав народов России, в которой содержались основные принципы их национальной политики - равноправие, суверенность, право на самоопределение. В соответствии с такими идеями в 1919 году правительство Петериса Стучки издает распоряжение, в котором говорилось, что языками делопроизводства как центральных, так и местных органов власти Советской Латвии являются латышский, латгальский и русский. При этом добавлялось, что переписка центральных органов власти с Латгалией осуществляется « на латгальском и русском языках, либо только на последнем ». Но большевики в Прибалтике были разбиты иправительство Стучки заявило в 1920 году о самороспуске.

Не отставали от большевиков и их более удачливые противники. Хотя они называли латгальский язык лишь диалектом латышского языка, латгалы свободно пользовались своим языком во времена первой Латвийской республики. Хотя об автономной Латгалии тогда особо не говорили, зато с латгальским языком дела обстояли хорошо. В 1927-1929 году была проведена орфографическая реформа латгальского языка, латгальский алфавит стал ближе к латышскому. В Латгалии работали школы на латгальском языке. Делопроизводство в местных органах власти велось на латышском и на латгальском языках.

Переворот 15 мая 1934 года можно считать черной датой в истории латгалов. Ульманис хотел построить латышскую Латвию, в которой не было места для латгалов. По Латгалии прошла волна замены латгальских топонимов на латышские. Латгальские имена и фамилии также заменялись на латышские. Латгальские школы стали переводиться на латышский язык. Все латгальское подвергалось гонению. Вот как описывает это время писатель Леонид Любимов, выросший в Латгалии: « Но в это же время в Риге произошел государственный переворот. В волости поменялась власть. Вновь назначенный волостной староста, оказавшийся националистом, заявил, что ему не нужны латгалы, разговаривающие на своем исковерканном языке. Латыши называли латгалов valodas kroplotaji (коверкатели языка) и еще католиками ».

Не игравшая особой роли при демократической власти формулировка « диалект латышского языка », теперь показала свою негативную сторону. Латышским националистам не было дела до « каких-то » диалектов, которые мешали сплочению латышской нации и « портили » статистические показатели: только записав латгалов латышами (вдобавок подтасовав результаты переписи 1935 года), латышские националисты смогли приписать латышам фантастическую цифру в 75% населения, хотя реально латышей было около 50% населения. По такому случаю диктатор Ульманис даже специально выучил одну фразу на латгальском языке: « нет и не будет никакого различия! »

Так народ, давший название Латвии и латышам, потерял право на существование.

ЛАТГАЛЫ В СССР

В тоже время в СССР - в основном, под Красноярском, Новосибирском, Иркутском, Ачинском, Смоленском - жило более 20 тысяч латгалов, которые были официально признаны самостоятельным народом. У латгалов были свои организации, школы, пресса. Так, в 1932/1933 учебном году в СССР было 70 латгальских школ, в Ленинградском и Ачинском педтехникумах работали латгальские отделения. В 1925 - 1936 годах в Новосибирске издавалась латгальская газета «Taisneiba». В Москве также издавался латгальский журнал. По сравнению с ульманисовскими « устранениями различий » ситуация выглядела довольно привлекательной. Но невзгоды обрушились и на латгалов в СССР. В конце 1930-х годов многие латгалы (« кулаки », « буржуазные националисты », « антисоветские элементы ») были репрессированы, школы постепенно были закрыты или переведены на русский язык, прекратилось издание прессы на латгальском языке.

Тем не менее до конца 1960-х годов в СССР латгальский язык признавался за самостоятельный и наравне с латышским и литовским официально считался одним из трех балтских языков. После Второй Мировой войны в Латвии даже издавалась пресса на латгальском языке, на латгальском языке проходило обучение в некоторых школах. Однако латышским коммунистам тоже не нужно было никаких различий, мешавших сплочению латышской социалистической нации. « Ввиду роста уровня образования, широкого распространения средств массовой информации и пропаганды, а также усвоения латышского литературного языка носителями диалектов в Советской Латвии нет необходимости в особом латгальском письменном языке », - на том и порешили латышские коммунисты, полностью прекратив образование и издание прессы на латгальском языке, который вскоре перестал таковым официально считаться. После этого в Латвии говорилось лишь о латгальских говорах верхне-латышского диалекта латышского языка. Латгальский был полностью вытеснен из официальной жизни. Снова культивировался миф об отсталости латгалов и всего латгальского. За дверьми латышской или русской школы для латгальских детей
начинался новый мир - мир, в котором быть латгалом было не престижно и неудобно. Не все латгалы выдержали такое испытание. Многие предпочли забыть о своем латгальском происхождении и стать латышами.

«От большой России латгалы смогут дождаться большей пользы, чем от маленькой Балтии»
Франц Кемп

Латгалия все чаще появляется в социальных сетях и на сайтах новостных агентств, и есть основания полагать, что очень скоро имя Латгалии станет звучать так же громко, как Новороссия. Латгалия — это край Латвии, где проживает около 70% русских и 22% латгальцев, в настоящее время активно раскачивается вопрос об автономизации края, особенно после создания ДНР и ЛНР. Очень подробно о том, что такое Латгалия, о геноциде Латвийской власти в отношении Латгалии и о силе исторического притяжения Латгалии и России — в статье Бенеса Айо, черного Ленина, бойца армии ЛНР и участника Интербригад, «агента Путина».

Уважаемые товарищи, как вы знаете, в последнее время в результате резкого ухудшения социально-политического положения в восточной части Латвии — Латгалии (так называемый край), населённой преимущественно русскими (70%) и латгальцами (22%), многие общественные деятели и трудящиеся стали поднимать вопрос о создании Автономной Латгальской Народной Республики со своим собственным Верховным Советом, исполнительной властью и прочными хозяйственными связями с Россией. А активисты латвийского Конгрсса неграждан в 2014 году даже подняли вопрос о независимости Латгалии. Особенно сильно движение за автономизацию Латгалии активизировалось после создания ДНР и ЛНР на Юго-Востоке бывшей Украины. Напомню, что в Новороссии в качестве добровольцев воюет несколько ребят из Латгалии, включая меня.

В прошлом году Полиция Безопасности завела уголовное дело на партию «Заря», некоторые общественные организации и частных лиц за пропаганду сепаратизма в отношении Латгалии. Однако это незаконно, поскольку согласно юристу Иллариону Гирсу самоопределение в виде автономии Латгалии в составе Латвии с точки зрения Совета Европы вполне приемлема, а в контексте регионализации ЕС даже желательна. Согласно резолюции ПАСЕ № 1832 «право этнических меньшинств на самоопределение (…) в первую очередь должно быть реализовано методом защиты прав меньшинств, как то означено в Рамочной конвенции о защите прав национальных меньшинств и в резолюции № 1334 о положительном опыте автономных регионов как стимула для разрешения конфликтов в Европе». Кстати, автономию Латгалии готово поддержать 61% населения, а 10-11% — скорее за.

Для начала сделаю краткий экскурс в историю Латгалии. Латгалия — это крупная восточная часть современной Латвии, имеющая границу с Литвой, Россией и Белоруссией. До V-VII веков территорию Латгалии населяли финно-угорские народы (предки нынешних эстонцев), о чем свидетельствуют многочисленные курганные могильники. Со временем там осели славянские племена кривичей. Затем туда пришли балтские племена латгалов и в начале XII века латгалы населяли всю современную Латгалию, а также Видземе, кроме её западной части. Латгалы создали там государства раннего феодализма: Талава, Кокнесе, Ерсика, Адзеле. Люди имели хорошее материальное положение, была развита интенсивная торговля, процветали городища.

Замечу, что другие балтские племена — селы, курши и земгалы — пришли на территорию современной Латвии позже латгалов и они сначала заселили Курземе, Земгале, а потом после прихода крестоносцев стали доминировать и в Видземе. Славянские племена в основном ассимилировались с латгалами, селами, ливами и т.д. А вот слово Латвия и латыш собственно происходят от племени латгалов!
В XII-XIII веках в Латвию приходят немецкие ордена крестоносцев и начинается колонизация региона. Видземе, Курземе и Земгале попадают в Ливонию. Восточные земли латгалов (собственно Латгалию) захватывают феодальные государства России – Псков, Новгород и Полоцк, южные земли латгалов попадают под управление Литвы.

В 1522 году движение Реформации, охватившее к тому времени всю Европу, проникло и в Ливонию. В результате реформации на территориях Курземе, Земгале и Видземе укрепилась лютеранская вера, а в Латгалии сохранилось доминирование Римской Католической церкви.

В 1558 году Россия, Польско-Литовское княжество и Швеция начали войну за Ливониию. Территория современной Латвии отошла к Польше, остальное — Швеции. В ходе новой войны (1600-1629 гг) Видземе, а также Рига переходят под владычество Швеции. В ходе Северной войны со Швецией (1700 –1721) Петр I взял Ригу и Видземе, а в 1772 — 1975 годах в результате раздела Польши к России перешла территория Латгалии и Курземе.

Россия сохранила множество местных законов, которые до этого существовали в Латвии, не ущемляла латышей и уже в 1817-1819 годах отменила на большей территории современной Латвии крепостное право (а в России это произошло только в 1861 году!). Многие простые жители Латвии — ремесленники и крестьяне приветствовали приход Российской Империи, поскольку она защищала их от многолетнего засилья ливонских немцев-эксплуататоров.

В период российского правления по территории восточной Латвии – Латгалии проходила черта оседлости – здесь на окраинах империи разрешалось селиться староверам и евреям. До нынешних времен в Латвии сохранилась сильная староверческая община, но еврейское население, которое составляло на этих землях едва ли не большинство городских жителей, было практически полностью уничтожено во время немецкой оккупации 1941-1944 гг.

В конце 18 века бурно начала развиваться промышленность, и увеличился рост населения. Территория нынешней Латвии стала самой развитой провинцией России. В конце 18 в. Рига стала вторым, после Санкт-Петербурга, портом в Империи, третьим, после Москвы и Санкт-Петербурга, промышленным центром.
После падения монархии, в феврале 1917 года, латвийские представители в Российской Думе выступают с требованиями о предоставлении Латвии автономии. А 26-27 апреля 1917 года в Режице (Резекне) состоялся Первый Латгальский Конгресс, на котором присутствовало более двухсот делегатов от местных самоуправлений, общественных организаций, петербургской диаспоры, латышских стрелков. На конгрессе были представлены 2 политические силы — Латгальская демократическая партия во главе с Францом Кемпом, и объединенная группа политических организаций во главе с Тарсуном. Было несколько вариантов развития событий. Например, Польша и Литва хотели «захапать» Латгалию себе. Трасун выступал за объединение Латгалии с Курземе и Видземе в рамках общей автономии в составе России, а Ф. Кемп выступал за автономию самой Латгалии в составе России. Он подчеркивал, что «от большой России латгалы смогут дождаться большей пользы, чем от маленькой Балтии». Кемп писал на страницах издаваемой им в Петербурге газеты «Ļaužu Bolss» о желании создать латгальское самоуправление и латгальскую школу с одним литературном языком и т.д. Кемп говорил, что латышский язык слишком деформирован немецкими словами, а его оппонент М. Скуйениекс считал, что латгалам не стоит развивать свою письменность и литературу, поскольку латгальцев слишком мало.

В итоге на Конгрессе победила позиция Трасуна и Кемп покинул с товарищами заседание. Но Кемп не прекращал своей борьбы. Тогда он стал выступать за предоставление культурной автономии Латгалии в составе Латвии и в июле 1917 года был учрежден Союз Латгальской молодежи, а позже последователи Кемпа взяли курс на большевистское руководство России и даже создали при Наркомате внутренних дел в Петрограде отдельное министерство по делам Латгалии.

24 декабря 1917 года в латвийском городе Валка Исполнительный комитет Совета рабочих, солдатских и безземельных депутатов Латвии (Исколат) принял декларацию о самоопределении Латвии, под которой подразумевались территории Курземе, Видземе и Земгале. Была образована Советская Латвия, власть которой распространялась на районы Латвии, не занятые германскими войсками. Председателем правительства Республики Исколата стал Фрицис Розинь (Розиньш). В 1917 году также состоялся воссоединительный конгресс, на котором было принято решение о воссоединении Латгалии с остальной Латвией (Курземе, Видземе, Земгале), оговоривший в своей резолюции право языкового самоопределения.

После срыва мирных переговоров с Советской Россией в Брест-Литовске, 18 февраля германские войска начали стремительное наступление по всему фронту, и к 22 февраля заняли всю территорию Латвии. Однако позже произошло поражение Германии на Западном фронте Первой мировой войны и в результате одного из условий Компьенского перемирия предусматривалось оставить в Прибалтике оккупационные германские войска, чтобы не допустить там восстановления советской власти.

17 ноября 1918 года латышские буржуазные группировки согласились на совместное формирование временного парламента — Народного совета с Председателем Янисом Чаксте и президентом министров Карлисом Ульманисом.

Одновременно (18 и 19 ноября) в Риге состоялась подпольная XVII конференция большевиков, решивших организовать вооружённое восстание, изгнать оккупационные немецкие войска из республики и свергнуть Временное правительство Ульманиса и установить советскую власть.

Так вот — латышская буржуазная клика Ульманиса, наплевала на интересы народа и дабы справиться с большевиками (которым сочувствовала большая часть трудящихся Латвии), 7 декабря 1918 года заключила с германским уполномоченным в Прибалтике Августом Виннигом соглашение о создании Балтийского ландесвера для обороны против латышских большевиков. В ландесвере были и латыши, и немцы, и белогвардейцы. Сотрудничество Временного правительства с оккупационной властью вызвало недовольство народа Латвии. Кроме того 30 декабря Народный совет покинули социал-демократы.

Часть территории Латвии контролировал ландесвер, а часть большевики. Установилось двоевластие и велась вооруженная борьба между этими группами.

17 декабря 1918 года вышел Манифест Временного рабоче-крестьянского правительства Латвии, возглавлявшегося Петром Стучкой, об установлении советской власти.

22 декабря 1918 года — Ленин подписывает «Декрет Совета Народных Комиссаров о признании независимости Латвийской Советской Республики Латвии. С помощью латышских красных стрелков и других частей Красной Армии, правительство Стучки установило контроль над основной частью Латвии. 13 января 1919 года в Риге была провозглашена Латвийская Социалистическая Советская Республика. В 1919 году в Латвийской Советской Социалистической Республике, возглавляемой Петром Стучкой, латгальский язык был провозглашён официальным на территории восточных уездов Латвии. Одним из первых документов большевиков была Декларация прав народов России, в которой содержались основные принципы их национальной политики. В соответствии с ними в 1919 году латвийское советское правительство Петериса Стучки издаёт распоряжение, в котором говорилось, что языками делопроизводства как центральных, так и местных органов власти Советской Латвии являются латышский, латгальский и русский. При этом добавлялось, что переписка центральных органов власти с Латгалией осуществляется «на латгальском и русском языках, либо только на последнем»

Временное правительство Ульманиса в это время находилось в Лиепае. Но 16 апреля 1919 года немецкие отряды свергли его, обвинив в сотрудничестве с Антантой. Через несколько дней свергнутое правительство Ульманиса спряталось на корабле в море под охраной британских и французских военных кораблей (на два месяца).

26 апреля 1919 года немцы назначили премьер-министром Латвии лютеранского пастора Андриевса Ниедру. Таким образом, с апреля по июнь в Латвии было три правительства: правительство Улманиса, которое, находилось в море; прогерманское правительство Ниедры и советское правительство Стучки.

22 мая 1919 года ландесвер, немецкая Железная дивизия и белогвардейщина вытеснили из Риги подразделения Красной Армии и правительство Ниедры переехало в латвийскую столицу — Ригу. Но в начале июля на англо — французских штыках туда въехало правительство Ульманиса. Говорят, что при этом не было никакого вооруженного противостояния немцев с Антантой — наоборот между англо-французскими империалистами и силами ландесвера был заключён хитрый договор, согласно которому ландесвер просто включили в состав Латвийской армии. Позже так называемая латвийская армия взяла Даугавпилс, Резекне и т.д. ССРЛ прекратила существование.

Вот вам и исток независимости Латвии, от которого берет свое идеологическое и политическое начало современная этнократическая система — марионеточный режим, который установился на штыках западных империалистов, заинтересованных в выгодном геополитическом положении Латвии. Латвия — это удобный торговый путь между Западом и востоком и санитарный кордон против России!! На протяжении всей своей истории Латвия всегда находилась под чьим либо каблуком и оккупацией, пока Запад не решил предоставить ей частичную самостоятельность де-юре.

После образования Латвийской буржуазной республики в 1918 году латышская буржуазия изгоняет латгальский язык из школ и проводит насильственную ассимиляцию латгальцев, оправдывая свою политику ссылками на национальное родство латгальцев и латышей. Особенно жесткие репрессии в отношении латгальцев начались после фашистского переворота, учинённого кровавым латышским диктатором Карлисом Ульманисом. Его партии — Крестьянский Союз — выборы 1934-го года сулили полную катастрофу и тогда он, опираясь на поддержку военного министра Балодиса, стянул в Ригу войска и нацистские боевые группировки — айзсаргов. Он захватил все правительственные здания, отключил телефон у президента Альберта Квиесиса, разогнал парламент, запретил деятельность всех политических партий, кроме Крестьянского союза и назвал себя «отцом нации». Особенно жестким репрессиям подверглись коммунисты и левые общественные организации, которых бросили в тюрьмы и отправили на каторги. После переворота Ульманиса использование латгальского языка было фактически запрещено — на латышский яхык перешли школы, прекратилось издание периодики (формально на неё требовалось разрешение полиции), латгальский язык исчез из театров.

После социалистической Революции, которая произошла в Латвии в 1940 году и впоследствии Латвия стала частью СССР, положение латгальцев резко улучшилось. Стали издаваться книги на латгальском языке, возникли центры творчества и развития латгальской культуры. Латгальцы считались в СССР отдельной национальностью.

Отмечу, что в 1920—30-е годы в Сибири, куда в ходе столыпинской аграрной реформы переселились несколько тысяч латгальцев, было налажено преподавание латгальского языка в школах, открыто латгальское отделение в Ачинском педагогическом техникуме, выпускались книги, газеты (Taisneiba, Jaunais Latgalīts) и журналы (Ceiņas Karūgs, Gaisma) на латгальском языке. В СССР (кроме Латвии) — в основном, под Красноярском, Новосибирском, Иркутском, Ачинском, Смоленском — жило более 20 тысяч латгалов, которые были официально признаны самостоятельным народом. Так, в 1932/1933 учебном году в СССР было 70 латгальских школ, в Ленинградском и Ачинском педтехникумах работали латгальские отделения.

Однако после антинародного контреволюционного переворота, который произошел в Латвии в конце 80-начале 90 годов, Латгалия и латгальцы стали подвергаться дискриминации, как экономической, так и национальной. В данное время Латгалия, представляющая аграрную окраину, эксплуатируется как колония Латвии. В Латгалии полностью разрушена промышленность — например в городе Резекне, где я родился и жил, в Совесткое время было несколько мощных предприятий — Ребир (электростройинструмент), РИВЦ (Резекненский информационно-вычислительный центр), ЗДУ (Завод доильных установок), ЖБК (Железо-бетонный комбинат), Льнозавод, Молочно-консервный комбинат и т.д. Эти градообразующие предприятия давали работу тысячам резекненцев и исправно платили налоги в общую казну. В 1989 году население Резекне составляло почти 50 тысяч человек, а ныне не более 19 тысяч, поскольку часть умерла, часть уехала в поисках работы либо в Ригу, либо в страны ЕС. В Северном Районе пустуют целые кварталы и днем иногда на улице в центре встречаешь не более 1-2 человек. Всё в ужасном запустении, а на селе у оставшихся бабушек и дедушек не осталось сил на обработку земли и денег на закупку техники — поэтому бывшие совхозно-колхозные угодья просто заростают терниями и волчицами. Другая проблема Латгалии — это сильный алкоголизм, некоторые районы городов и деревни просто повально спиваются и массово гибнут от употребления некачественного алкоголя. Безработица в Латгалии достигает согласно официальным данным 19%, а скрытая статистика говорит о целых 40%. Средняя зарплата по Латгалии составляет менее 200 евро в месяц. Многие люди получает лишь около сотни — и это, когда общая сумма всех коммунальных услуг в зимний период может превышает 100 евро.

Количество латгальцев в Латвии около 400 тыс. человек, или 22% населения». Вот Советская энциклопедия пишет «Латгальский язык является самостоятельным языком, а не диалектом латышского языка, как хотели бы представить дело фашистские идеологи концепции «Великой Латвии». А ныне статус латгальского сведён до уровня какого-то примитивного диалекта.

Когда 12 января 2007 года депутат Сейма Янис Тутинс произнес торжественное обещание депутата на латгальском, глава Парламента Индулис Эмсис потребовал у Яниса Тутинса впредь говорить только на латышском языке. 4 ноября 2014 года так же поступил и депутат 12-го Сейма Латвии Юрис Вилюмс и это разозлило министра Юстиции Солвиту Аболтиню и за это она даже хотела прижать мандат Вилюмса.

В 2007 году Регистр предприятий отложил регистрацию общества «Latgalīšu volādys centris» («Центр латгальского языка») лишь потому, что регистрационные бумаги были поданы на латгальском. Департамент Сената Верховного суда ЛР по административным делам в своем решении от 8 августа 2009 года сообщил, что законодатель отделяет «латгальский язык как разновидность латышского языка от латышского литературного языка».

Нынешняя латвийская власть, утверждая, что государственным языком надо признать только литературный латышский язык, фактически объявила латгальский язык буквально иностранным!

Итак, налицо экономическая и культурная дискриминация латгальцев, как национальности. Так же этнократическая латышская клика ущемляет и русских — наши школы уничтожают и переводят на латышский язык, а согласно недавним поправкам за использование русского языка в публичных местах человека могут лишить работы или оштрафовать.

Русские и латгальцы в целом имеют очень много общих черт менталитета — это коллективизм, соборность, трудолюбие, духовность. У обоих народов до сих пор сохранилась крестьянская община на селе. Из — за недовольства латгальских крестьян драконовскими столыпинскими реформами и из-за народных протестов в связи с массовой насильственной фермеризацией их, как и русских земледельцев, ссылали в Сибирь.
Латгалия граничит с Россией; в древности племена латгалов прибывали на территорию современной Латгалии (в первых веках нашей эры) одновременно со славянскими племенами и эти группы перемешивались, и как я указывал выше, Латгалия находилась долгое время под контролем русских князей (а затем поляков и впоследствии русского царя) в отличие от предков латышей (курши, селы, земгалы), чьи территории контролировались немцами и шведами (отсюда и протестантизм).
Замечу, что в Латгалии проживает около 70% русскоязычных людей и все латгальцы прекрасно владеют русским языком.

Таким образом, латышская этнократическая клика (не народ) считает латгальцев, как и русских людьми второго сорта и потенциально опасными в социально-политическом плане элементами для » нерушимости » установившегося национал-буржуазного режима, поскольку в нашем менталитете закреплен коллективизм и склонностью к социализму. Поэтому латвийская власть насильственно уничтожает и ассимилирует русских и латгальцев, проводя политику этноцида и апартеида.

Учитывая это, я считаю, что Латгалия должна стать автономной республикой в составе Латвии, где существовало бы три государственных, равнозначных по статусу языка — латгальский, русский и латышский; существовали бы детские садики, школы и вузы с обучением на трех языках; имелись бы таблички с названиями улиц на трех языках; вся документация в официальных заведениях от Думы до почты велась бы на трех языках; существовал бы отдельный Верховный совет, свое правительство, народная милиция и собственные вооруженные силы. Считаю, что в Латгалии следует строить социализм — строй, соответствующий чаяниям трудящихся Латгалии. И пускай в таком случае Латвия будет временно представлять из себя одну страну с разными системами в разных автономиях, пока мы — жители Латгалии не перенесли социализм на всю Латвию.

error: