Гончарное дело для начинающих в домашних условиях. Гончарное дело для начинающих

Пожалуй, гончарное ремесло зародилось если не вместе с освоением людьми огня, то сразу после. Недаром во многих мифах и легендах народов мира образ Творца неразрывно связан с актом творения из глины. Так, в христианстве из глины был сотворен первый человек - Адам. В индуизме одной из ипостасей Брахмы является гончар. Бог плодородия древних египтян Хнум тоже создал человека с помощью гончарного круга. Мифы африканского племени догонов представляли верховное божество Амма гончаром, который создал все сущее из глины. Немало народов имели свои касты гончаров, которые помимо ремесленных функций могли исполнять обязанности жрецов и служителей культа. Так, например, каста ханибэ в Древней Японии, члены которой изготавливали священные глиняные скульптуры - ханива. Всегда работа гончара представлялась как нечто божественное, за исключением того, что мастер, в отличие от бога, не мог дать душу своим творениям.

Виды гончарных кругов

Естественно, центральное место в работе гончаров занимают гончарные круги, вокруг которых будто вокруг центра Вселенной вращается все гончарное ремесло. С их помощью бесформенные куски податливой глины в умелых руках превращаются в изящные сосуды самых разнообразных, порой причудливых, форм.

Гончарный круг представляет собой гладкий диск, имеющий консольное крепление на вращающейся оси и приводящийся в движение мускульной силой либо электрическим или реже механическим двигателем. В давние времена они были с ручным приводом, потом ножным и, в конце концов, электрическим. Следует заметить, что ножной и электрический гончарные круги более удобны в использовании. Это объясняется тем, что обе руки мастера остаются свободными. Несмотря на то что электрический круг является более современным и прогрессивным, гончарный круг с ножным приводом не сдает позиции, поскольку, по мнению некоторых мастеров, только на таком круге можно плавно и в широких пределах регулировать скорость вращения заготовки и лучше чувствовать материал.

Дополнительные инструменты

Если вы всерьез или даже просто на любительском уровне решили освоить гончарное ремесло, то кроме известного уже круга, понадобятся некоторые другие инструменты, которые многократно облегчают работу и позволяют выполнять разнообразные манипуляции с материалом. Основными инструментами как скульптора, так и гончара являются стеки - деревянные, металлические или пластиковые лопатки всевозможных форм и размеров. Также не обойтись без металлической струны с двумя удобными ручками на концах, с помощью которой готовое изделие после формовки срезается с круга.

Оборудование мастерской

Чтобы было понятно, работа на гончарном круге - занятие достаточно грязное, и в городской квартире вы, скорее всего, не найдете себе места, разве что если не выделите под мастерскую целую комнату. Но позволить себе подобное могут далеко не все. Кроме того, при работе гончарные круги работают не бесшумно, а это может вызвать недовольство соседей. Зато в частном секторе города, на даче или в селе найдется масса мест для реализации ваших замыслов по освоению гончарского ремесла. В теплое время можно заниматься этим прямо под открытым небом, но все-таки желателен навес над головой для защиты от палящего солнца или дождей. Само обустройство мастерской не представляет каких-либо значительных сложностей. Достаточно поставить стол для инструментов и других вспомогательных вещей, один или несколько стеллажей для готовой продукции, и обеспечить освещение рабочего пространства.

Если вы только начинаете свой путь на поприще работы с глиной, то не нужно задаваться целью приобрести профессиональный гончарный круг. Чтобы освоить азы и почувствовать материал достаточно и любительского. Тем более что его конструкция совершенно проста и легка в повторении для тех, кто умеет пользоваться слесарными инструментами.

Как сделать гончарный круг

Сейчас нет недостатка в специальных магазинах, где и начинающим и состоявшимся гончарам предлагается весь спектр товаров для их ремесла: гончарные круги, всевозможные «сорта» глин, вспомогательных инструментов и даже печей, где обжигают готовые изделия. Но ценник в таких магазинах обычно очень высок. И если вы хотите сэкономить, то можно изготовить гончарный круг своими руками.

Для этого нужно сделать из деревянного бруса или металлического профиля станину. В ее нижней и верхней части устанавливаются подшипники, в которых будет вращаться вал с закрепленным на нем кругом. Непосредственно круг желательно изготовить из материала невосприимчивого к влаге: пластик, стеклотекстолит, алюминий, латунь или бронза толщиной не менее 10 мм. Лучше всего, если круг диаметром 250-300 мм выточит на станке токарь. Круг крепится на валу с помощью фланца или любым другим удобным способом.

Круг с ножным приводом

Если круг предполагается сделать с ножным приводом, то на нижнюю часть вала нужно установить массивный маховик, который можно сбить из толстых досок и придать ему форму колеса, или же воспользоваться любым подходящим массивным диском из металла, например, 30-килограммовым блином от штанги.

Круг с электрическим приводом

Если же планируется делать электрический круг, то в качестве привода хорошо подойдет двигатель для швейной машинки. Его преимущество заключается в том, что на этом двигателе можно самостоятельно регулировать частоту оборотов вала. Делается это с помощью специальной педали. Такой двигатель вместе с педалью можно приобрести в специализированном магазине (это будет не дешево) или на "блошином" рынке/барахолке (получится гораздо дешевле, чем брать новый).

В случае использования электропривода можно отойти от изготовления специальной станины, и использовать любой старый стол или даже массивный табурет. Кроме этого, понадобится неглубокая (до 10 см) и широкая пластиковая емкость диаметром 40-45 см. Она закрепляется на станине так, чтобы и внутри нее свободно вращался круг. Это нужно для того, чтобы капли воды с глиной не летели во все стороны, а оставались внутри емкости. В крайнем случае можно сделать ограждение из сухих дощечек и потом несколько раз пропитать олифой для придания древесине водоотталкивающих свойств.

Теперь вы знаете, как сделать гончарный круг своими руками. И при большом желании вполне возможно сделать это самостоятельно.

Гончарный круг для детей

Многие продвинутые школы раннего развития ребенка практикуют занятия по лепке из пластилина, соленого теста, полимерной или обычной глины и т. д. Эти занятия развивают у детей творческие способности, воображение, образное мышление, чувство прекрасного. Кроме того, во время лепки у детей осуществляется развитие мелкой моторики, они расслабляются и избавляются от всевозможных фобий. После ручной лепки детский гончарный круг станет следующим этапом в освоении ребенком работы с пластичными материалами. Такие занятия обычно очень нравятся подростающему поколению.

Гончарный круг для детей точно так же можно изготовить самостоятельно или же купить готовый, благо, производители предлагают массу вариантов на любой вкус и кошелек.

Немного о глине

Существует масса различных видов глин, которые отличаются по происхождению, содержанию примесей, составу. Согласно технической классификации они делятся на сланцевые, огнеупорные, каолины. Также глины имеют свою так называемую жирность. Чем «жирнее» глина, тем она пластичнее и чем «тоще», тем она рассыпчатее. Тощие глины хуже лепятся, а изделия из них трескаются во время обжига. Жирные глины в этом случае ведут себя гораздо лучше. Причем чем более тонкое изделие должно быть изготовлено, тем жирнее она должна быть. А еще глины отличаются своим цветом, который зависит от содержания в них оксидов металлов. Когда в глине содержится не больше 1% примесей, то изготовленное из нее изделие будет белым, а если больше, то после обжига оно покраснеет независимо от первоначального цвета глины.

Начинающему гончару гораздо проще начинать работу с подготовленной глиной, которую легко купить. Когда руки «набьются» на правильной глине, то тогда не составит большого труда отыскать в других местах ту глину, которая тоже подойдет для работы.

Работа на гончарном круге

Любая, даже готовая магазинная глина перед использованием должна быть «перебита». Нужно скатать из глины «колбасу», разорвать пополам путем скручивания. Потом с силой бросить на доску или стол, снова сложить, раскатать и разорвать. Такие манипуляции нужно повторить хотя бы раз 20. Также можно не рвать глину, а резать проволочной струной с ручками. Это нужно для того чтобы убрать из глины воздух и сделать ее однородной. В противном случае оставшиеся пузырьки воздуха будут мешать работе, а если полость останется в стенке готового изделия, то при обжиге оно лопнет в этом месте за счет теплового расширения воздуха внутри полости.

Следующим этапом подготовки глины является спиралевидное замешивание. Кусок глины кладут на стол, и надавливая на нее, ладонями отталкиваете от себя и при этом пытаетесь провернуть глину по направлению к себе (так хозяйки вручную вымешивают крутое тесто). При правильных действиях будет слышно, как из глины с характерным хлопаньем будут выходить воздушные пузырьки. После 30-40 повторений глину можно считать готовой к использованию.

Теперь от куска нужно отрезать необходимое количество, поместить в центр круга и немного придавить. Если глина оказалась не в самом центре, то ее нужно поправить и после этого запустить круг. В случае неровного размещения глины относительно центра, она может слететь с круга. Положение рук при работе с кругом: локти прижаты к телу, согнуть кисти, сблизить запястья и так держать на куске глины. Руки не должны быть напряжены, их движения плавные и мягкие.

Занятия гончарным делом исключительно полезны для детей. Кроме того, им просто нравится создавать подсвечники, чашечки, пиалы своими руками. Лучше всего заниматься на обычном круге в гончарной мастерской , но если вы хотите начать с малого, то купите детский гончарный круг. Игрушка гончарный круг иногда оснащается ножным приводом и мотором, что делает ее максимально похожей на «настоящее» оборудование. Также в комплекте поставляется пласт с глиной, стек и другие аксессуары, материалы, которые могут понадобиться в работе. Порядок эксплуатации оборудования описывается в инструкции к нему. Благодаря этому каждый маленький мастер или мастерица смогут проявить себя в гончарном деле.

GALEY

Один из самых известных производителей игрушек рассматриваемой категории – это GALEY. Galey гончарный круг имеет высокое качество, является прочным, надежным и долговечным. Такая игрушка помогает развивать мышление и пространственное воображение, фантазию, аккуратность и творческие способности. В комплекте идет машинка с ножной педалью, 2 мешочка с глиной, краски (6 цветов), кисти и шпатели (по 2), палитра, держатель, шнур и инструкция. Набор понравится малышам в возрасте 5 лет и старше. Страна производства – Гонконг.

Alex

Детский гончарный круг Alex оснащается адаптером и педалью управления, позволяет создавать глиняные изделия и декорировать их на свое усмотрение. В наборе – круг (работает от сети), адаптер, глина, краски, кисти, поддон, шнур, мозаичная черепица, клей, украшения. Страна производства – США.

Фантазер

Под торговой маркой «Фантазер» производится широкий ассортимент товаров для детского творчества. Вы можете выбрать гончарный круг Фантазер для кубков, ваз, подсвечников и других изделий. Тот же набор «Гончар» гончарный круг поставляется в полной комплектации – вам останется только изучать инструкцию и творить. Расходные материалы можно докупать по мере необходимости.

Обычный гончарный круг или игрушка?

Детский гончарный круг недорого купить можно без проблем – вопрос в том, насколько он хорош и может ли стать полноценной заменой обычным занятиям. Да, игрушки красивы, просты в использовании и вносят неоценимый вклад в развитие ребенка, но они остаются игрушками и имеют ограниченный функционал. Если хочется попробовать, купите такую ребенку на праздник, чтобы он смог потренироваться и понять, нравится ему лепить или нет. Понравится – вы всегда сможете записать его на курс обучения

На днях получил письмо, оно мне показалось весьма интересным, как бесценный опыт для новичков в гончарном деле. И, с согласия автора, я его публикую.

Если у вас появятся вопросы, предложения – пишите, ваш практический опыт очень полезен новичкам!

С этой проблемой я столкнулась сразу же, как села за гончарный круг и чуть было не потеряла интерес к гончарному ремеслу. Виноваты у меня были все: начиная от глины (не того цвета, размера и консистенции) и заканчивая гончарным кругом (не так крутится планшайба). В итоге оказалось, что причина всему – мои кривые ручки и незнание основ правильной центровки глины. После долгих и усердных практических занятий, я вывела следующие основные моменты, которые нужно обязательно учитывать и никак не пренебрегать ими при центровке глины:

1. Глина должна быть не твердой и не очень мягкой . Если она будет твердой – то будет тяжело прикрепить глину к планшайбе (она плохо с ней сцепляется в суховатом виде) и отцентровать ее, а если очень мягкой (липнет к рукам островками) – то глина будет сваливаться с планшайбы и не держать форму. Глина максимально мягкая (но не липнущая к рукам) – основа для успешной работы на гончарном круге!

2. Глину нужно очень и очень тщательно отбить и промять перед центровкой, особенно если она не вакууммированная. Я делала очень просто: брала комочек глины по размеру ладони и сильно ударяла его об пол (предварительно положив на пол кусок слегка влажной ткани). Можно отбивать глину на обычной дощечке, это как вам будет удобнее и сподручнее. Затем разрезала комок глины пополам струной с ручками и смотрела нет ли там дырочек, т.е. воздушных пузырей. Если их не было а глина была однородной, значит глина промята хорошо. В противном случае, процесс нужно повторить.

3. Только после тщательной отбивки глины ее можно прилепить к планшайбе и заняться собственно центровкой . А вот тут начинается самое интересное, то, что тяжело описать словами, и лучше один раз увидеть вживую. Но могу сказать однозначно, на что надо обратить внимание, а именно:

4. Посадка за гончарным кругом (напольным, круг ПРОФИ-МАХ) . Очень важно выбрать правильную посадку.
- Высота стула или табурета, на котором вы будете сидеть, должна быть примерно на одной высоте с плоскостью планшайбы или чуть выше ее.
- Ваши локти должны плотно прижиматься к туловищу и опираться на бедра (колени)! Если локти не будут иметь опору, то руки будут ходить ходуном за глиной и вы никогда не отцентруете даже малюсенький комок глины! Запомните, это очень важно. Это главная болезнь новичков. Они пытаются удержать комок глины на планшайбе своими руками с помощью силы мышц, а это неверный подход. Правильно – это выбрать удачное положение и точку опоры и тогда сил потребуется совсем немного.

5. На забывайте смачивать руки водой, иначе кусок глины будет прилипать к ним и может сорваться с планшайбы . Руки должны скользить по глине. Но и не стоит и очень сильно смачивать руки и глину водой, - тогда глина быстро размягчится, и вылепить изделие из нее будет невозможно, оно не будет сохранять форму.

6. Очень важно довести до автоматизма каждое действие . Нельзя браться за сложные вещи пока вы не освоили простые. Например, будет неразумно начинать вытягивать стенки сосуда, если вы до сих пор не научились быстро и качественно центровать глину, формовать донышко. А на эту, на первый взгляд, простую операцию порой уходит пара месяцев. Да, да, именно на осваивание центровки я потратила два месяца, занимаясь практически каждый день по 2..3 часа.

Этим правилом я долго пренебрегала, мне очень хотелось быстрее получить результат. А в итоге, каждый раз приходилось возвращаться к азам, т.е. к центровке глины и начинать все сначала. Сейчас я понимаю, что все надо делать поэтапно, не спешить и только тогда будет отличный результат! Чего и Вам всем желаю.

7. Если у вас есть денежки, чтобы пройти обучение у мастера – очень рекомендую. Я сама брала несколько уроков и очень этому рада. НО важно помнить одно: не мастер должен крутить ВАШИМИ руками изделие, а вы сами СВОИМИ руками это делаете под его руководством, и его пристальным вниманием. Иначе получиться, что не вы сами сделали изделие, а мастер, но вашими руками, используя их в качестве стека! Не забывайте об этом и не удивляйтесь, почему при мастере у вас все получалось, а без него - нет.

Советую поступить следующим образом (как сделала я): мастер показывает вам упражнение, вы это упражнение несколько раз повторяете под его присмотром, с учетом всех замечаний. Затем идете домой и отрабатываете эту операцию до автоматизма уже на своем круге (если он есть, конечно). Затем опять встречаетесь с мастером, показываете ему свои успехи и переходите к следующим упражнениям и так до тех пор, пока не освоите все азы гончарного ремесла. Это идеальный вариант обучения, ведь вы сэкономите свои деньги, не просиживая часами вместе с мастером, и наработаете самостоятельное мастерство. Но для этого обязательно нужно иметь свой гончарный круг, если вы, конечно, хотите добиться высоких результатов и планируете приобрести мастерство в этом нелегком, но заманчивом ремесле.

Сейчас начинаю тянуть стенки, учусь формировать узкие горлышки сосудов. Что из этого будет получаться – отпишу вам дополнительно!

как отбить глину

как отцентровать глину

как сделать цилиндр

Всего доброго,
Ольга.»


При работе на гончарном круге начинающим гончарам рекомендуется использовать мягкую глину. Позднее, когда вы освоите основные приемы, выполнение большей части которых сможете довести до автоматизма, можно будет перейти к более твердым сортам керамических масс.
Начинать освоение гончарного круга лучше всего с изготовления небольших вещей. К таким относятся, например, небольшие тарелки.

Отрежьте проволокой от куска глины небольшое количество глины, разомните его и вылепите плоский диск небольшой высоты размером, соответствующим дну будущего изделия.
В центре гончарного круга разместите подкладку из влажной (но не мокрой!) ткани, для того чтобы после окончания работы тарелку можно было легко поднять, не деформируя.
Выложите на ткань заготовку, при помощи губки слегка смочите глину водой и аккуратно положите ладони на глину. После этого слегка придавите ее к поверхности. Затем поверните несколько раз круг и проверьте, чтобы кусок глины не сместился и не изогнулся относительно внешних краев диска. Отследить изменения можно не только зрительно, но и при помощи пальцев.
Этот момент - точное размещение первого куска глины в центре круга - очень важен. При малейших отклонениях глины от центра аккуратно ее поправьте. Только после этого можно переходить к следующим этапам формовки изделия.
Выполнив «центровку» глиняной заготовки, сильно ее сдавите, плотно прижимая к поверхности подкладки. Эта процедура необходима для надежного укрепления днища будущей тарелки.
Постепенно вращая круг, аккуратно приподнимите глину пальцами от внешнего края таким образом, чтобы у вас получился толстый ободок. Далее начинайте его разглаживать, слегка оттягивая в стороны.
Главным при работе на гончарном круге является приобретение навыков плавной, размеренной и ритмичной работы с глиной. Резкие движения здесь неуместны, так как могут привести к деформации деталей изделия.

Следующим этапом является отделка тарелки. Возьмите овальное ребро и обработайте им днище. Стенки можно разгладить пальцами. В дальнейшем, при желании, дно тарелки можно украсить орнаментом. Когда изделие высохнет, его поверхность можно натереть до блеска при помощи мела или древесного угля.
Когда тарелка слегка подсохнет и затвердеет, ее необходимо срезать при помощи проволоки.
Снимая изделие с поверхности гончарного круга, следует соблюдать определенные правила.
Перед тем как отделять предмет от гончарного круга, подготовьте чистое место, на котором он будет сохнуть.
Срезать готовое изделие необходимо только при помощи длинной проволоки или струны. Движения при этом должны быть быстрыми, но не резкими.
Небольшие предметы можно снимать сразу после формовки. Крупные изделия лучше оставить сохнуть на подкладке гончарного круга в течение I- 2 дней и только после этого срезать.
Отрезав сосуд от гончарного круга, вымойте руки от глины и тщательно высушите их полотенцем.
Чтобы избежать деформации вещей, только что снятых с круга, переносить вещи необходимо аккуратно и быстро, обхватив обеими руками. Крупные сосуды при переноске на место просушки лучше всего поддерживать под днище.

Рисунок 41. Изготовление тарелки на гончарном круге

Освоив производство на гончарном круге несложных и небольших изделий, можно переходить к изготовлению более крупных вещей, например цилиндрических ваз.
Начинать работу следует способом, описанным выше. Поместите необходимое количество глины в центр гончарного круга, не забыв при этом о подкладке. Проверьте, чтобы глиняная масса находилась строго по центру.
Затем придавите ее середину таким образом, чтобы дно будущего изделия возвышалось над подкладкой примерно на 0,8-1,0 см. В результате у вас должно получиться чашевидное углубление.
Ладонь левой руки положите на край и, придерживая стенку большим пальцем, медленно направляйте глину в его сторону другими пальцами (кроме мизинца).
Пальцы ритмично передвигайте взад и вперед по дну глиняной формы, стараясь как можно сильнее уплотнить глину на дне изделия. В дальнейшем это предотвратит отслоение дна от стенок во время сушки и обжига.
Старайтесь при движении не сдвигать изделие с центра круга.
Когда между внешней стороной стенки и дном образуется прямой угол, обхватите заготовку обеими ладонями и легкими плавными движениями надавите на ее стенки.
Все действия при этом, включая, в том числе, и вращение гончарного круга, должны быть медленными. Слишком быстрое расширение или сужение стенок может привести к непоправимой порче изделия.
Для того чтобы поднять стенки будущей вазы- цилиндра, положите средний палец правой руки на
его внешнюю сторону и, слегка придавив, сделайте желобок. В результате глина с внешней стороны переместится внутрь формы. Для того чтобы стенки получились ровными, с внутренней стороны стенки, где появилась выпуклость от желобка, поддержите глину указательным пальцем левой руки. Затем постепенно вытягивайте и утоньшайте стенки будущего изделия. В процессе работы не забывайте периодически смачивать водой поверхность изделия.
Подойдя к верхнему краю изделия, сведите скорость вращения гончарного круга к минимуму.
Помните, что добавлять в заготовку новые куски глины нельзя, поскольку впоследствии это может привести к непоправимым деформациям при сушке и обжиге изделия.
Когда формовка предмета будет закончена, аккуратно уберите руки, стараясь не повредить его края.
Затем обработайте поверхность при помощи гончарного ребра и кусочка меха. Перед тем как срезать цилиндрическую вазу с подставки, подрежьте под углом (величина угла определяется вашим желанием) внешний край основания формы. Сделать это можно при помощи любого металлического инструмента с заостренным концом. Такая операция необходима как с эстетической, так и с технологической точки зрения.

Приступая к созданию глиняных шедевров в домашних условиях, не спешите приобретать гончарный круг. Ведь существует большое количество самых разнообразных техник, которые на первых порах позволят лучше «почувствовать» материал, узнать о его свойствах и «поведении» во время и после работы.

Исторически большинство из этих техник предшествовали формовке на гончарном круге: ручная лепка появилась задолго до изобретения прославленного инструмента гончара. Главный инструмент истинного мастера по лепке – его руки, а глина лишь материал, послушно отражающий фантазии творца.


Лепить можно из кусочков глины, собирая целое из отдельных частей. Этот способ называют конструктивным. Он подходит для изготовления различных некрупных элементов декора: игрушек, блюдец, кружек. Яркий пример такой лепки – знаменитая дымковская игрушка. При лепке из отдельных частей работа начинается с формирования крупной детали, а затем к ней буквально примазывают дополнительные элементы, но так, чтобы швы соединений не были видны.


Второй популярный способ лепки – пластический – из целого куска: все части формируются из одного отрезка глины. То есть комок глины сначала необходимо скатать в шар, а потом из него аккуратными движениями вытягивать дополнительные элементы.

Третий способ – комбинированный. Как и следует из названия, он объединяет несколько видов лепки: конструктивный и пластический. Например, из целого куска лепится чаша, а к ней присоединяются ручки.

Для изготовления различных видов сосудов способом ручной лепки (без использования гончарного круга) используют разные техники. Ниже – несколько наиболее распространенных.

Спиральная техника из жгутов: первоначально из глины изготавливаются жгуты, которые накручиваются на воображаемую фигуру, образуя круг за кругом реальное изделие. Еще в древние времена эта техника ценилась за то, что позволяла создавать сосуды очень больших размеров: тех, что невозможно изготовить на гончарном круге.

Лепка из полос в некотором роде напоминает спиральную технику. Однако она гораздо сложнее поддается начинающим гончарам: сначала необходимо раскатать пласт, затем разрезать его на полоски. Первая полоска укладывается на основание с насечкой, к ней присоединяется следующая, а в месте соединения делается еще одна насечка (внутри). Затем на эту насечку с внутренней стороны кладется тонкий жгутик, а шов замазывается. Все последующие полосы присоединяются аналогичным способом – постепенно они «вырастают» в задуманную автором фигуру.

Следует помнить, что болванка просто так «не отстанет» от изделия, поэтому ее необходимо обернуть в целлофановый пакет или накрыть бумагой. И уже через сутки (до полного высыхания фигуры) извлечь из полученного глиняного изделия.

Одним из самых загадочных гончарных методов признана лепка сосудов на веревку: археологи много раз находили посуду с веревочным орнаментом внутри. Возникал вопрос: с какой целью древние мастера украшали сосуды с внутренней стороны? Ответ скрывался именно в способе изготовления образцов, а не в декораторских приемах: некая болванка обматывалась веревкой; по полученной заготовке лепили сосуд; затем веревку разматывали, что позволяло легко снять сосуд с заготовки.

Говоря об украшении глиняных изделий , стоит упомянуть и специальные техники: налепные узоры, рельефная лепка, веревочный оттиск, роспись.

Новичкам следует знать и то, что твердые предметы (цветные стекла, бусины и так далее) нельзя использовать в качестве декора для глиняных изделий до полной готовности образца: при сушке и обжиге глина сжимается и буквально выдавливает все «инородные тела», что часто приводит к деформации и повреждению изделия.

error: