История александрийской церкви. История александрийской православной церкви Александрийская церковь

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ПАТРИАРХАТ — один из пяти древнейших патриархатов. В наст. время название Александрийской носят четыре патриаршие кафедры: две католические — мелькитская (Мелькитская Католическая Церковь) и коптская (Коптская Католическая Церковь), одна православная и одна древневосточная (Коптская Церковь).

Город Александрия Египетская был заложен в 332 до н.э. Александром Македонским, с 311 Александрия стала столицей Египта, с кон. IV в. до н.э. по VII в. н.э. она была одним из крупнейших центров эконом. и культ. жизни эпохи эллинизма и Рим. империи. Александрия была вторым по значимости христ. городом после Рима вплоть до основания Константинополя. Основателем Церкви в Александрии считается ап. Марк, проповедовавший здесь, принявший мученическую кончину (63) и почитаемый как первомученик и просветитель Африки. На гербе патриархов А.п. изображается лев — символ ап. Марка. Христианство в Египте распространилось вначале лишь в греч. и евр. среде. Египтяне не проявили интереса к новой религии, и поэтому егип. имена в списке епископов Александрии появляются лишь к концу II в.

С сер. III в. Александрийский епископ носит почетный титул папы. Впервые его использовал Дионисий Александрийский. Титул патриарха за Александр. епископом утвердился с VI в. Офиц. языком А.п. был греческий. Большинство александр. богословов также использовали греч. язык.

I Никейский собор (325) уделил А.п. второе по чести место после Рима, однако I Константинопольский собор, а затем Халкидонский собор (451) закрепил за ним третье место после Рима и Константинополя. Римские папы долгое время не соглашались с этим решением и придерживались никейских постановлений. В течение первых трех столетий христ. истории на территории А.п. было построено большое количество храмов и введен собственный чин литургии — литургия ап. Марка (александрийская).

Монашество в А.п. появилось в III в. Благодаря деятельности Антония Великого оно распространилось в Египте; к кон. IV в. его осн. центрами стали Фиваида и Нитрия. Впоследствии опыт монаш. жизни распространился на терр. Палестины, Сирии и др. стран. Этот период истории А.п. ознаменован также деятельностью Александрийской богословской школы, ставшей одним из важнейших богосл. центров христ. мира.

Единство А.п. было расколото после Халкидонского собора, осудившего ересь монофизитства. Христологические споры спровоцировали сепаратистские тенденции в А.п.: бóльшая часть верующих последовала за монофизитским патр. Диоскором I (444-451), что, в свою очередь, заложило основу для формирования Коптской Церкви; меньшая часть, преимущественно греки, оставалась верной ортодокс. учению и стала основой Мелькитской Церкви А.п. С 457 в А.п. существовали две параллельные иерархии: ортодоксальная греч. (мелькитская), которую поддерживали преимущественно жители крупных городов, и монофизитская коптская, опиравшаяся на сельское население Египта. Патриарший престол А.п. постоянно оспаривался мелькитскими и копт. кандидатами, с 482 по 538 на нем преобладали копт. патриархи монофизитской ориентации. После 538 стали действовать двойные патриаршие структуры: мелькитская ортодокс. и копт. монофизитская. Со времен имп. Юстиниана I и вплоть до араб. нашествия копт. патриархи, спасаясь от преследований, имели своей резиденцией мон. Св. Макария в горном Египте; в 642 коптский патр. Вениамин I (623-662) вернул патриаршую резиденцию в Александрию, но в сер. XI в. патр. Христодул (1047-77) перенес местопребывание копт. патриархов в Каир.

Араб. завоевание Египта (638) положило конец соперничеству мелькитского и монофизитского патриархов в А.п., поскольку мелькитский патриарх был вынужден бежать в Константинополь. После смерти патр. Петра II (652) мелькитский патриарший престол Александрии оставался вакантным на протяжении 75 лет. В это время А.п. переживал новый кризис, связанный с распространением монофелитства. Избранный в 727 на Александрийский престол при поддержке визант. имп. Льва III патр. Косма I (727-767) отрекся от монофелитства на поместном соборе 743. Коптская Церковь во время араб. правления имела относительную свободу, в то время как Мелькитская Церковь подвергалась преследованиям, а также эконом. и социальному давлению со стороны мусульм. властей, которые рассматривали мелькитов как полит. сторонников Византии. К XIII в. численность правосл. населения в Александрии составляла ок. 100 тыс. чел.

Во время крестовых походов установились тесные связи мелькитского А.п. с Римом. По просьбе мелькитского патр. Николая I (ок. 1210-18) Папа Иннокентий III предпринял шаги для защиты христиан в Египте от преследований сарацин. Апост. посланием Ex litteris quas от 29.04.1213 Иннокентий III пригласил патр. Николая I на IV Латеранский собор, на котором мелькитский А.п. представлял патриарший делегат диакон Герман. Вскоре, однако, связи А.п. с Римом были прерваны, о чем свидетельствует назначение крестоносцами первого лат. патр. Александрии Афанасия Клермонского в 1219; впрочем, ни он, ни его преемники так и не смогли обосноваться в Александрии и считались титулярными. Окончательно лат. патриархат Александрии был упразднен в понтификат Папы Иоанна XXIII.

В 1439 мелькитский патр. Филофей присоединился к Флорентийской унии (Ферраро-Флорентийский собор).

С 1517 Александрия оказалась под властью турок. Резиденция мелькитского патриарха была перенесена в Константинополь, что способствовало окончательному закреплению в богослужебной практике А.п. визант. литургии. В Оттоманской империи А.п. во многом сохранил свое значение благодаря тому, что султаны наделяли правосл. патриархов правами «этнархов» (лидеров нации). С XVI в. начали развиваться отношения А.п. с Россией, первым из Александрийских патриархов побывал в России патр. Паисий (1657-77), принимавший участие в соборе 1666-67, низложившем патр. Никона.

В 1442 была формально заключена уния Рима с Коптской Церковью, однако реальных плодов она не имела. В 1761 Папа Климент XIII учредил в Александрии апост. викариат, а в 1824 буллой Папы Льва XII Petrus apostolorum princeps был основан патриархат для коптов-католиков, возобновленный Папой Львом XIII в 1895.

В 1774 Конгрегация по распространению веры подчинила юрисдикции мелькитского патр. Антиохии мелькитов-католиков в Египте. В 1833 Папа Григорий XVI даровал Антиохийскому мелькитскому катол. патриарху Максиму III Мазлюму (1833-55) в качестве личной привилегии также титулы патриарха Александрийского и Иерусалимского. Все последующие мелькитские катол. патриархи также носили эти титулы и пребывали попеременно в Каире и в Дамаске. В Александрии находилась резиденция их викариев.

Положение правосл. А.п. улучшилось лишь в период правления Мухаммеда Али Паши (1806-48), установившего рел. свободу. Зависимость правосл. Александрийской патриархии от Константинопольской просуществовала до XIX в., последним назначенным в Стамбуле предстоятелем А.п. стал Иерофей I (1846/47-58), первым за несколько столетий вернувший патриаршую резиденцию в Александрию. Его преемник патр. Иерофей II в 1858 был избран правосл. общиной Александрии, а не назначен Константинопольским патриархом. Реформатором церк. жизни в правосл. А.п. стал патр. Фотий (1900-25); при нем А.п. начал выпускать свои печатные издания, в т.ч. периодические. В нач. XX в. шла обширная иммиграция малоазийских греков и правосл. арабов в Египет, в результате чего к 1930 православные составляли в стране ок. 150 тыс. чел. Преемник Фотия, патр. Мелетий II (1926-35), составил правила самоуправления для А.п. и подал их на рассмотрение егип. пр-ву, которое одобрило их. С этих пор А.п. стал независимым и даже получил защиту гос-ва. Патр. Мелетий также основал семинарию Св. Афанасия, упорядочил систему церк. судопроизводства и распространил юрисдикцию А.п. на всю Африку, заменив в титуле Александрийского патриарха слова «всего Египта» на «всея Африки».

Отношения между А.п. и Русской Правосл. Церковью оживились в XX в. На Московском поместном соборе 1945 при избрании патриарха Алексия I присутствовал Александрийский патр. Христофор II, еще дважды после этого посещавший СССР. Его преемник патр. Николай VI (1968-86) неоднократно бывал гостем Русской Правосл. Церкви, начиная с собора 1971, избравшего патр. Московского Пимена. В Александрии существует подворье Русской Правосл. Церкви с храмом Св. Александра Невского. С 1956 в Одессе действует подворье А.п. с храмом Пресвятой Троицы.

В наст. время в Египте к правосл. А.п. принадлежит около 3 тыс. греков и 15 тыс. арабов. В др. странах большинство верующих, относящихся к А.п., составляют этнические греки, но также есть и араб. приходы, всего ок. 250 тыс. человек в разных странах африк. континента.

Управление правосл. А.п. осуществляется в соответствии с традицией, установленной в кон. XIX в.: Свящ. Синод включает в себя не менее 7 митрополитов и собирается не реже раза в год. По той же традиции избрание патриарха осуществляется как клиром, так и мирянами. Патриаршая резиденция правосл. А.п. находится в Александрии, кафедр. собора два: Св. Саввы Освященного — в Александрии и Св. Николая — в Каире. Правосл. А.п. делится на 13 митрополий, располагает 166 храмами, 2 монастырями. При патриархате действует Институт восточных исследований, а также библиотека, в которой собраны ценные манускрипты и редкие издания. Офиц. печатный орган А.п. — журнал Pantainos. Правосл. А.п. — член Всемирного совета Церквей.

Лит-ра: История Православной Церкви в XIX веке / Под ред. А. Лопухина. СПб., 1901 (переизд. М., 1998), т. 1, с. 217-236; Роберсон, 60-62; Hardy E.R. Christian Egypt. NY., 1952; At*****er D. The Christian Churches of the East. Milwaukee, 1961-62. 2 vol.; Vries W. de u.a. Rom und die Patriarchates des Ostens. Fri., 1963; Michałowski K. Aleksandria. Wwa, 1970

Александрийский патриархат

один из пяти древнейших патриархатов. В наст. время название Александрийской носят четыре патриаршие кафедры: две католические - мелькитская (Мелькитская Католическая Церковь) и коптская (Коптская Католическая Церковь), одна православная и одна древневосточная (Коптская Церковь).

Город Александрия Египетская был заложен в 332 до н.э. Александром Македонским, с 311 Александрия стала столицей Египта, с кон. IV в. до н.э. по VII в. н.э. она была одним из крупнейших центров эконом. и культ. жизни эпохи эллинизма и Рим. империи. Александрия была вторым по значимости христ. городом после Рима вплоть до основания Константинополя. Основателем Церкви в Александрии считается ап. Марк, проповедовавший здесь, принявший мученическую кончину (63) и почитаемый как первомученик и просветитель Африки. На гербе патриархов А.п. изображается лев - символ ап. Марка. Христианство в Египте распространилось вначале лишь в греч. и евр. среде. Египтяне не проявили интереса к новой религии, и поэтому егип. имена в списке епископов Александрии появляются лишь к концу II в.

С сер. III в. Александрийский епископ носит почетный титул папы. Впервые его использовал Дионисий Александрийский. Титул патриарха за Александр. епископом утвердился с VI в. Офиц. языком А.п. был греческий. Большинство александр. богословов также использовали греч. язык.

I Никейский собор (325) уделил А.п. второе по чести место после Рима, однако I Константинопольский собор, а затем Халкидонский собор (451) закрепил за ним третье место после Рима и Константинополя. Римские папы долгое время не соглашались с этим решением и придерживались никейских постановлений. В течение первых трех столетий христ. истории на территории А.п. было построено большое количество храмов и введен собственный чин литургии - литургия ап. Марка (александрийская).

Монашество в А.п. появилось в III в. Благодаря деятельности Антония Великого оно распространилось в Египте; к кон. IV в. его осн. центрами стали Фиваида и Нитрия. Впоследствии опыт монаш. жизни распространился на терр. Палестины, Сирии и др. стран. Этот период истории А.п. ознаменован также деятельностью Александрийской богословской школы, ставшей одним из важнейших богосл. центров христ. мира.

Единство А.п. было расколото после Халкидонского собора, осудившего ересь монофизитства. Христологические споры спровоцировали сепаратистские тенденции в А.п.: бóльшая часть верующих последовала за монофизитским патр. Диоскором I (444–451), что, в свою очередь, заложило основу для формирования Коптской Церкви; меньшая часть, преимущественно греки, оставалась верной ортодокс. учению и стала основой Мелькитской Церкви А.п. С 457 в А.п. существовали две параллельные иерархии: ортодоксальная греч. (мелькитская), которую поддерживали преимущественно жители крупных городов, и монофизитская коптская, опиравшаяся на сельское население Египта. Патриарший престол А.п. постоянно оспаривался мелькитскими и копт. кандидатами, с 482 по 538 на нем преобладали копт. патриархи монофизитской ориентации. После 538 стали действовать двойные патриаршие структуры: мелькитская ортодокс. и копт. монофизитская. Со времен имп. Юстиниана I и вплоть до араб. нашествия копт. патриархи, спасаясь от преследований, имели своей резиденцией мон. Св. Макария в горном Египте; в 642 коптский патр. Вениамин I (623–662) вернул патриаршую резиденцию в Александрию, но в сер. XI в. патр. Христодул (1047–77) перенес местопребывание копт. патриархов в Каир.

Араб. завоевание Египта (638) положило конец соперничеству мелькитского и монофизитского патриархов в А.п., поскольку мелькитский патриарх был вынужден бежать в Константинополь. После смерти патр. Петра II (652) мелькитский патриарший престол Александрии оставался вакантным на протяжении 75 лет. В это время А.п. переживал новый кризис, связанный с распространением монофелитства. Избранный в 727 на Александрийский престол при поддержке визант. имп. Льва III патр. Косма I (727–767) отрекся от монофелитства на поместном соборе 743. Коптская Церковь во время араб. правления имела относительную свободу, в то время как Мелькитская Церковь подвергалась преследованиям, а также эконом. и социальному давлению со стороны мусульм. властей, которые рассматривали мелькитов как полит. сторонников Византии. К XIII в. численность правосл. населения в Александрии составляла ок. 100 тыс. чел.

Во время крестовых походов установились тесные связи мелькитского А.п. с Римом. По просьбе мелькитского патр. Николая I (ок. 1210–18) Папа Иннокентий III предпринял шаги для защиты христиан в Египте от преследований сарацин. Апост. посланием Ex litteris quas от 29.04.1213 Иннокентий III пригласил патр. Николая I на IV Латеранский собор, на котором мелькитский А.п. представлял патриарший делегат диакон Герман. Вскоре, однако, связи А.п. с Римом были прерваны, о чем свидетельствует назначение крестоносцами первого лат. патр. Александрии Афанасия Клермонского в 1219; впрочем, ни он, ни его преемники так и не смогли обосноваться в Александрии и считались титулярными. Окончательно лат. патриархат Александрии был упразднен в понтификат Папы Иоанна XXIII.

В 1439 мелькитский патр. Филофей присоединился к Флорентийской унии (Ферраро-Флорентийский собор).

С 1517 Александрия оказалась под властью турок. Резиденция мелькитского патриарха была перенесена в Константинополь, что способствовало окончательному закреплению в богослужебной практике А.п. визант. литургии. В Оттоманской империи А.п. во многом сохранил свое значение благодаря тому, что султаны наделяли правосл. патриархов правами «этнархов» (лидеров нации). С XVI в. начали развиваться отношения А.п. с Россией, первым из Александрийских патриархов побывал в России патр. Паисий (1657–77), принимавший участие в соборе 1666–67, низложившем патр. Никона.

В 1442 была формально заключена уния Рима с Коптской Церковью, однако реальных плодов она не имела. В 1761 Папа Климент XIII учредил в Александрии апост. викариат, а в 1824 буллой Папы Льва XII Petrus apostolorum princeps был основан патриархат для коптов-католиков, возобновленный Папой Львом XIII в 1895.

В 1774 Конгрегация по распространению веры подчинила юрисдикции мелькитского патр. Антиохии мелькитов-католиков в Египте. В 1833 Папа Григорий XVI даровал Антиохийскому мелькитскому катол. патриарху Максиму III Мазлюму (1833–55) в качестве личной привилегии также титулы патриарха Александрийского и Иерусалимского. Все последующие мелькитские катол. патриархи также носили эти титулы и пребывали попеременно в Каире и в Дамаске. В Александрии находилась резиденция их викариев.

Положение правосл. А.п. улучшилось лишь в период правления Мухаммеда Али Паши (1806–48), установившего рел. свободу. Зависимость правосл. Александрийской патриархии от Константинопольской просуществовала до XIX в., последним назначенным в Стамбуле предстоятелем А.п. стал Иерофей I (1846/47–58), первым за несколько столетий вернувший патриаршую резиденцию в Александрию. Его преемник патр. Иерофей II в 1858 был избран правосл. общиной Александрии, а не назначен Константинопольским патриархом. Реформатором церк. жизни в правосл. А.п. стал патр. Фотий (1900–25); при нем А.п. начал выпускать свои печатные издания, в т.ч. периодические. В нач. XX в. шла обширная иммиграция малоазийских греков и правосл. арабов в Египет, в результате чего к 1930 православные составляли в стране ок. 150 тыс. чел. Преемник Фотия, патр. Мелетий II (1926–35), составил правила самоуправления для А.п. и подал их на рассмотрение егип. пр-ву, которое одобрило их. С этих пор А.п. стал независимым и даже получил защиту гос-ва. Патр. Мелетий также основал семинарию Св. Афанасия, упорядочил систему церк. судопроизводства и распространил юрисдикцию А.п. на всю Африку, заменив в титуле Александрийского патриарха слова «всего Египта» на «всея Африки».

Отношения между А.п. и Русской Правосл. Церковью оживились в XX в. На Московском поместном соборе 1945 при избрании патриарха Алексия I присутствовал Александрийский патр. Христофор II, еще дважды после этого посещавший СССР. Его преемник патр. Николай VI (1968–86) неоднократно бывал гостем Русской Правосл. Церкви, начиная с собора 1971, избравшего патр. Московского Пимена. В Александрии существует подворье Русской Правосл. Церкви с храмом Св. Александра Невского. С 1956 в Одессе действует подворье А.п. с храмом Пресвятой Троицы.

В наст. время в Египте к правосл. А.п. принадлежит около 3 тыс. греков и 15 тыс. арабов. В др. странах большинство верующих, относящихся к А.п., составляют этнические греки, но также есть и араб. приходы, всего ок. 250 тыс. человек в разных странах африк. континента.

Управление правосл. А.п. осуществляется в соответствии с традицией, установленной в кон. XIX в.: Свящ. Синод включает в себя не менее 7 митрополитов и собирается не реже раза в год. По той же традиции избрание патриарха осуществляется как клиром, так и мирянами. Патриаршая резиденция правосл. А.п. находится в Александрии, кафедр. собора два: Св. Саввы Освященного - в Александрии и Св. Николая - в Каире. Правосл. А.п. делится на 13 митрополий, располагает 166 храмами, 2 монастырями. При патриархате действует Институт восточных исследований, а также библиотека, в которой собраны ценные манускрипты и редкие издания. Офиц. печатный орган А.п. - журнал Pantainos. Правосл. А.п. - член Всемирного совета Церквей.

Лит-ра: История Православной Церкви в XIX веке / Под ред. А. Лопухина. СПб., 1901 (переизд. М., 1998), т. 1, с. 217–236; Роберсон, 60–62; Hardy E.R. Christian Egypt. NY., 1952; At*****er D. The Christian Churches of the East. Milwaukee, 1961–62. 2 vol.; Vries W. de u.a. Rom und die Patriarchates des Ostens. Fri., 1963; Michałowski K. Aleksandria. Wwa, 1970


Католическая энциклопедия . EdwART . 2011 .

Египет – одна из старейших цивилизаций мира, не раз упоминающаяся в Священном Писании. Здесь, спасаясь бег­ством от жестокого Ирода, провел младенческие годы Спаситель мира с Пречистой Своей Матерью и нареченным старцем Иосифом.

Семена христианской веры на территорию современной Арабской Республики Египет были принесены святым апостолом и евангелистом Марком , который принял здесь мученическую кончину в 68 году. Согласно преданию, апостол Марк основал в Александрии катехи­зическую икону, ставшую впоследствии крупным научным центром.

Во II веке в Египте была уже епископская кафедра. Александрий­ская Церковь считается колыбелью христианского монашества. Здесь подвизались отцы монашества Антоний, Пахомий и Макарий Великие, преп. Мария Египетская. Тут трудились великие учите­ли Александрийского училища: Пантен, Климент, Ориген, Диони­сий и Дидим. В борьбе с ересями прославились великие светиль­ники Александрийской Церкви – Афанасий Великий и Кирилл. В связи с образованием церковно-административной структуры Александрийская Церковь заняла одно из ведущих мест среди Православных Церквей. Её предстоятелю в ряду патриархов было отведено второе место после Константинопольского. В V веке среди христиан Египта произошел раскол на православных и монофизитов (коптов).

В первой половине VII века Египет был завоеван арабами и в стране началась исламизация населения. Особенно массовое обращение христиан в ислам наблюдалось в VIII и IX веках. В начале XIII века в пределах Египта распространяется католицизм. Его принесли сюда западные христиане в 1219 году во время крестового похода. В начале XVI столетия Египет был завоеван турками-османами. С этого времени Александрийская Церковь вплоть до 1920 года находилась в трудном положении. Она пос­тоянно испытывала ограничение в своих действиях со стороны государственных властей. Положение Церкви усугублялось и тем, что в этот период иерархия не могла самостоятельно избирать Предстоятеля. На патриарший престол в основном восходили ставленники Константинопольской Церкви.

Наиболее известны Александрийские патриархи: Мелетий Пигас (1588-1801 гг.), Иерофей I (1818-1845 гг.) и Иерофей II (1847-1858 гг.), которые возглавляли свою немногочисленную паству в трудные времена. Александрийской Православной Цер­ковью управляет Патриарх, резиденция которого находится в Александрии. При Патриархе существует Священный Синод, состоящий из 14 правящих архиереев. В пределах Египта Алексан­дрийский Патриархат состоит из 5 епархий. Паства Церкви в конце XX века насчитывала 30.000 верующих, объединявшихся в 55 приходах. В ведении Церкви имеются 3 монастыря, Патриаршая библиотека (основанная в 1952 г.), Институт восточных исследований (основан в 1952 году), Высшая духовно-педагогическая семинария (с 1934 г.). Официальный печатный орган – журнал «Пантенос» и периодический «Форос екклесистикос».

За пределами Египта Алексанрийская Церковь распространяет свою юрисдикцию на африканский континент, где имеет 9 епархий. В этих епархиях, включая египетские, паства Церкви по данным на 1982 год составляла 350.000 верующих, которых окормляли 13 митрополитов. В ведении епархий находилось 176 храмов. Александрийская Православная Церковь имеет на территории Украины подворье, которое находится в Одессе. Оно состоит из резиденции настоятеля подворья и храма в честь Святой Троицы. Подворье учреждено в 1955 году и является живой связью между Русской и Алексанрийской Православными Церквями. 116-м патриархом Александрийским в настоящее время, с 2004 года, является Феодор (Хорефтакис ), Блаженнейший, Божественнейший и Святейший Отец и Пастыреначальник, Папа и Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всея Африки, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол, Судья Вселенной.

    Патриарх Александрийский - епископ египетской Александрии. В настоящее время подобный титул носят 3 главы различных христианских церквей. Коптский Патриарх Александрийский, глава Коптской Церкви, известный также как Папа Александрийский и Патриарх престола Святого Марка и… … Википедия

    Александрийский кодекс - (греч … Википедия

    Александрийский патриархат - один из пяти древнейших патриархатов. В наст. время название Александрийской носят четыре патриаршие кафедры: две католические мелькитская (Мелькитская Католическая Церковь) и коптская (Коптская Католическая Церковь), одна православная и одна… … Католическая энциклопедия

    Никон, патриарх московский и всея Руси - шестой патриарх московский и всея Руси. Род. в 1605 г. в семье крестьянина села Вельдеманова (Княгининского уезда Нижегородской губернии); в миру его звали Никитой. В раннем возрасте Н. много терпел от злой мачехи. Научившись грамоте, мальчик… … Большая биографическая энциклопедия

    Никон - шестой патриарх - московский и всея Руси. Род. в 1605 г. в семье крестьянина села Вельдеманова (Княгининского у., Нижегородской губ.); в мире его звали Никитой. В раннем возрасте Н. много терпел от злой мачехи. Научившись грамоте, мальчик тайно ушел в Макарьев… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Герасим II - Патриарх Герасим II (Паллада, греч. Παλλαδᾶς; ум. январь 1714, Ватопедский монастырь, Афон) патриарх Александрийский (25 июля 1688 20 января 1710). Автор множества гомилий. Содержание 1 Биография … Википедия

    История Александрии - Содержание 1 Эллинистический период (IV I века до н. э.) 2 Римский период (I век до н. э. IV век н. э.) … Википедия

    Александрийская православная церковь - Πατριαρχεῖο Ἀλεξανδρείας καὶ πάσης Ἀφρικῆς … Википедия

    ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МОНАСТЫРЬ НА СИНАЕ - [῾Ιερὰ Μονὴ ῾Αγίας Αἰκατερίνης τοῦ Θεοβαδίστου ῎Ορους Σινᾶ], автономный, самоуправляемый, муж., общежительный, расположен в юж. части Синайского п ова. Игуменом Е. в. м. является архиепископ Синайский, Фаранский и Раифский (подробнее см. в ст.… … Православная энциклопедия

    ИЕРУСАЛИМСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ИПЦ - (ИПЦ; Иерусалимский Патриархат; греч. Πατριαρχεῖον τῶν ῾Ιεροσολύμων; араб. ; англ. The Greek Orthodox Patriarchate of Jerusalem; франц. Patriarchat Grec Orthodoxe de Jérusalem), древнейшая христ. Церковь. Возглавляет ИПЦ Его Божественнейшее… … Православная энциклопедия

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (АПЦ; Александрийский патриархат), православная Поместная церковь, юрисдикция которой распространяется на Египет и Африку. Именование по названию столицы эллинистического и римского Египта - Александрии. В древности занимала главенствующее место среди православных церквей Востока, но со 2-го Вселенского собора (381 год) уступила его Константинопольской православной церкви. Согласно постановлениям двух первых Вселенских соборов (I Всел. 6, II Всел. 2), власть епископа Александрийского распространялась «на весь Египет».

История АПЦ. Хотя распространение христианства в Александрии многих апокрифических и древних литературных памятников связывали с именами апостолов Луки или Варнавы (из числа 70), церковная традиция приписывает основание АПЦ евангелисту и апостолу Марку (Евсевий. Церковная история. II. 16.1), проповедовавшему в Египте, Фиваиде и Пентаполе около 39-49. В Александрии Марк претерпел мученическую смерть и был погребён в церкви Вукола (позднее здесь погребались архиепископы Александрийские).

Во 2-3 веках дидаскалы (христианские учители) АПЦ Пантен, Климент Александрийский, Ориген, заложившие основы александрийской школы богословия, полемизировали с гностиками, язычниками и иудеями. В 202-312 годах христиане Египта подвергались гонениям со стороны гражданских властей. В начале 4 века возник мелитианский раскол, осуждённый Александрийским собором 306 года, а также арианство, осуждённое на 1-м Вселенском соборе (Никея, 325 год) благодаря усилиям святителя Александра Александрийского, Осия Кордубского и святителя Афанасия Великого.

Святой Кирилл Александрийский (патриарх в 412-444 годах) активно боролся с новацианским расколом в Александрии и несторианством, добившись осуждения последнего на 3-м Вселенском соборе (город Эфес, 431 год). Выступление патриарха Александрийского Диоскора в середине 5 века на стороне монофизитства, осуждённого на 4-м Вселенском соборе (город Халкидон, 451 год), привело к расколу в АПЦ на халкидонитов (монофизиты их стали именовать мелькитами, то есть «царскими», намекая на эллинизированность и помощь императора власти) и монофизитов [получивших именование коптов (от греческого Αιγ?πτιοι - египтяне)], образовавших Коптскую церковь. В 7 веке АПЦ пережила ересь монофелитства, против которой в Александрии выступил преподобный Максим Исповедник.

Именно в египетских пустынях сформировалось христианское монашество, родоначальниками которого считают анахорета (отшельника) Павла Фивейского (середина 3 века) и преподобного Антония Великого (3-4 века). У преподобного Антония скрывался во время преследований святитель Афанасий Великий. Наиболее известными египетскими обителями к середине 4 века были Нитрия, основанная преподобным Аммоном (Аммуном) Египетским, и Скит, основанный преподобным Макарием Великим. Начало общежительным монастырям (киновиям) положил в начале 4 века преподобный Пахомий Великий. В некоторых обителях проживало до 2 тысяч монашествующих. Монастыри играли важную роль не только в религиозной жизни АПЦ, но и в политической жизни Византии. Ко времени персидского вторжения в Египет (619 год) в окрестностях Александрии насчитывалось около 600 монастырей.

Эпоха расцвета АПЦ закончилась с переходом Египта под власть Халифата в середине 7 века. Христиане были причислены к сословию зиммиев, сохранявших определённую свободу веры и автономию. Вместе с тем христиане (в основном мелькиты, поскольку копты воспринимались мусульманами как враги Византии) неоднократно подвергались гонениям, исламизации и арабизации, особенно в правления халифов аль-Мутаваккиля (847-861 годы), аль-Хакима (996-1020 годы), а затем при мамлюках (13-16 века). Крестовые походы 11-13 веков усугубили тяжёлое положение египетских христиан, притеснявшихся и мусульманами (например, при султане Салах-ад-дине Юсуфе ибн Айюбе в 12 веке), и крестоносцами, для которых восточные христиане были схизматиками. В Османский период (с 1517 года) внешнее положение египетских христиан было относительно терпимым.

В 16 веке начинаются контакты АПЦ с Русью (в 1523 году, 1556 году делегации АПЦ посещали Русь для сбора пожертвований, в 1593 году патриарх Мелетий Пигас участвовал в Константинопольском соборе, обсуждавшем учреждение на Руси патриаршества). В АПЦ в 1830-40-х годах насчитывалось около 2-5 тысяч человек (греков и арабов), тогда как коптов-монофизитов - около 150-160 тысяч человек. В 16 - начале 19 веках во всей АПЦ действовало 8 храмов и 2 монастыря. Все патриархи были греческого происхождения. В 1834 году АПЦ восстановила контакты с Россией, получая значительные суммы от Российской империи и частных жертвователей. В 1855 году в России было учреждено Александрийское подворье.

Британский протекторат над Египтом облегчил положение христиан. К началу 20 века в АПЦ насчитывалось уже около 100 тысяч человек (63 тысяч греков, остальные арабы сирийского и ливанского происхождения).

Современное положение АПЦ . Предстоятель АПЦ носит титул «папа и патриарх Александрийский и всея Африки». В АПЦ входят 1 архиепископия, 14 митрополий и 4 епископии, находящиеся в Египте, ЮАР, Конго, Эфиопии, Судане, Уганде, Кении, Танзании. Действуют монастыри Святого Саввы Освященного в Александрии (основан в 320 году), Святого Николая в Каире (10 век). В составе АПЦ более 400 приходов, около 300 священников, более 1 миллиона членов. АПЦ является членом Всемирного совета церквей, имеет 2 подворья в Афинах, представительство на Кипре, подворье в Москве (возглавляется патриаршим экзархом в России).

Источн.: Порфирий (Успенский), епископ Александрийской патриархии: Сб. материалов, исследований и записок, относящихся до истории Александрийской патриархии. СПб., 1898. Т. 1-2.

Лит.: [Матвеевский П.]. Очерк истории Александрийской церкви со времени Халкидонского собора // Христианское чтение. 1856. Кн. 1; Лоллий (Юрьевский), архиепископ Александрия и Египет// Богословские труды. 1978. Сб. 18. С. 136-179; Bagnall R.S. Egypt in the late antiquity. Princeton, 1993; Haas Ch. Alexandria in late antiquity: topography and social conflict. Balt.; L., 1997; Лебедев А. П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной церкви от конца XI до середины XV в. СПб., 1998; Александрийская православная церковь // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1.

error: