Десятка самых лучших произведении литературы ужасов. Какие лучшие писатели в стиле хоррор

Список лучших каждый определяет для себя сам, но давайте попробуем остановиться на самых популярных и одним глазком посмотрим на альтернативу.

Огромное влияние на жанр оказал Эдгар Аллан По . Особливо это касается его работы в психо-хорроре, когда произведение не бьёт жестокостью и расчленёнкой в лоб, а медленно сдавливает голову саспенсом и потерей рассудка. "Сердце-обличитель ", "Чёрный кот ", "Метценгерштейн ", конечно же, "Колодец и маятник " - выбор богатейший. Не обделил своим вниманием старина Эдгар и любителей мистических метафор ("Маска Красной Смерти ", "Вильям Вильсон ") и поклонников боди-хоррора ("Правда о том, что случилось с мосье Вальдемаром "), материала хватает.

Раз уж заговорили о психо-хорроре, то настоящий король жанра - это Говард Филлипс Лавкрафт (как говорится, наше всё). С помощью замечательной стилистики и знаменитых болезненных образов Лавкрафт мастерски переносит читателя в локации своих произведений и пугающе точно передаёт такие пороговые состояния, как психопатия или кататония. Коронная фишка автора - трансференция сознания человека, который медленно (а порой и наоборот - мгновенно) сходит с ума. Саспенс в его достаточно коротких произведениях такой, что позавидовал бы сам Бава, а игры с воображением читателя впечатляют своей извращенностью. Говард даёт максимально детализированные, но крайне точечные описания, позволяя воображению соединять всё воедино: получается и мощно, и жутко, и изнурительно (непрекращающееся форсирование фантазии заставляет мозг работать, как бензиновый генератор). Хватать у Лавкрафта можно практически всё без разбору: "Пёс ", "Кошмар в Ред-Хуке ", "Картинка в старой книге ", "Погребённый с фараонами ", "Крылатая смерть ", цикл рассказов про Рэндольфа Картера, размашистые "Тень над Иннсмутом " и "Хребты Безумия "; даже стихотворение "Звёздный ужас " (непременно в оригинале) вызывает почтительный трепет.

Самым популярным хоррор-автором, пожалуй, является Стивен Кинг . Хотя бы потому, что больше него в поп-культуре не наследил никто из коллег. Его отличают растянутые по времени истории, полные мелких, но при этом интересных деталей. Работает Стивен в самых разных поджанрах, так что задача читателя сводится к тому, чтобы найти свой (хотя многие, очень многие глотают всё, что связано с Кингом без каких-либо последствий для организма). В его рассказах можно обнаружить бешеную фантазию, гротеск и сюр (особенно хороши в этом аспекте "Плот " и "Палец "), есть брутальная антиутопия ("Бегущий человек "), умопомрачительный саспенс ("Мизери ", "Сияние "), чистый мистический хоррор ("Кэрри ", "Худеющий "), а также фэнтези, детские воспоминания, сай-фай и мануалы, как надо писать книги (кстати, отличная штука для тех, кто хочет, но не выходит). Кинга не всегда хорошо переводят, да и сам он иногда записывается и растягивает никому не нужное на долгие страницы, но, наверное, каждый, вне зависимости от убеждений и возраста, может найти себе кинговщину по вкусу.

Ещё один маститый автор - Роберт Блох . Блох выписывает весьма интересные сюжеты ("Поезд в ад", например), не чурается визуализированного насилия и очень начитан, что находит отражение в изменяющейся стилистике (будет вам и Лавкрафт, и По). Выбор богат, но особое внимание стоит уделить рассказам, а также романам "Психо ", "Кушетка " и "Американская готика " плюс повесть "Мёртвые не умирают ".

И, наконец, живая классика хоррора Клайв Баркер . Баркер подходит далеко не всем из-за своего языка (слишком...чувственный, что ли), однако его образами и сюжетами можно восхищаться бесконечно. К прочтению обязательны первые три "Книги крови ", далее - кому что: у кого-то "Имаджика ", у кого-то - "Каньон холодных сердец ", а иные продолжают штудировать оставшиеся "Книги крови ". Ну и, конечно, "Восставший из ада " - хотя бы для того, чтобы сравнить с фильмом и удивиться, сколько в, казалось бы, знакомой истории всего запрятано.

Это - один из самых популярных современных наборов хоррор-авторов. Но также не следует забывать про Дина Кунца , Амброза Бирса , Ширли Джексон , Брэма Стокера , Ричарда Мэтисона и (почему бы и нет?) Ганса Эверса .

Что касается альтернативы мейнстриму, то она обитает в андеграунде. Рассмотрим несколько авторов в качестве ориентира.

Дэвид Вонг "В финале Джон умрёт ". Отменно написанный эклектический роман: тут и хоррор, и сай-фай, и гротеск, и твисты... Всё настолько хорошо, что Дон Коскарелли взялся делать экранизацию. И таки сделал. Название, как ни странно, не содержит спойлеров, поэтому хватайте и читайте смело, книга – первый сорт!

Мэттью Стокоу и его "Коровы ". В эту книгу имеет смысл соваться экстремалам и поклонникам ultra-gore. Стокоу, хоть и в целях создания метафоры, регулярно уходит в намеренную, но от этого не менее тошнотворную провокацию, поэтому секс с животными через заранее просверленные дрелью отверстия, убийства, расчленение, равно как и поедание экскрементов для него - обычное дело. Но если вас привлекает визуальная сторона насилия и спёртая атмосфера отчаяния, безнадёги и бессмысленности человеческого существования, то "Коровы" займут важное место в вашей домашней библиотеке.

"Изысканный труп " Поппи Брайт - больше артхаус, нежели хоррор, однако любителям тёмной стороны литературы наверняка понравится. Огромная работа с персонажами (основанными на известнейших серийных убийцах), разветвлённый сюжет, отличный язык и ледяной нарратив моментально сделали Поппи (на тот момент - девушку) сенсацией литературного андеграунда.

"Сатанбургер " Карлтона Меллика - шедевр эклектического американского псевдо-палпа, нашпигованного не только интересным месседжом о нашей с вами реальности (и её альтернативах), но и отсылками к всевозможным хоррор-штампам. Массовое вторжение инопланетян, гомосексуальный Сатана, оживляющий людей и...ээээ...части их тел, панки-андеды и безудержная атмосфера местечкового краст-концерта, совпавшего с концом человеческой цивилизации! Во всех отношениях стоящая вещь!

И раз уж разговор зашёл о литандеграунде, то нельзя не упомянуть Джеймса Хэвока и его "Мясную лавку в раю ". Можно бесконечно корчиться в попытках передать всю судорожность и сочащуюся лимфой многощетинковость хэвоковских эпитетов, его изувеченную и, прямо скажем, тревожно-муторную любовь к Жилю де Рэ, его насквозь больную фантазию... Но это будет не только долго, но и бесполезно. Проще привести цитату:

Сегодня наше нашествие воспламенит обнищавший поселок, и без того уже проклятый рубленым черным мясом. Моя свора гончих свиней вырывает повстанцев из пашен, где прежде гремели победные трубы, солдаты гвоздят мужчин вверх ногами к крестам, поджигают их лица. Посекретничав с лошадью, я нахожу целый табор беременных жен, обнявшихся в яслях. Одна подыхает у меня на глазах, смоляная лялька, жуясь, вылезает из курящихся чресл; другая, сбывая разлитые в колбы кошмары своими грудями, проживает вновь повесть о том, как Дьявол напал на нее в канун многих столетий. Торжественно объявленный своей септической сукой, он входит в опочивальню, сдирает кожу и мясо со спящих костей ее мужа, чтоб накормить своих псов, после чего сажает ее на член, будто на кол - холодный, чешуйчатый и здоровенный, как рука кузнеца. Она щиплет и тянет себя за щеки, вспоминая две вздувшихся дули у корня его змеевидного органа, истекающего наркотическим илом в то время, как одна из них бьет ее яростный клитор, а вторая ввинтилась в прямую кишку. Вот двурогий язык выскребает обшивку внутри ее лона, чтоб отмыть все помои, ретируясь как раз в тот момент, когда козлобедра психопатически дергаются, и леденящая слизь заливает внутренние покои. После сего устрашающего сношения ее сновидения были полны пиромании и людоедов в пещерах, она навеки беременна, но у нее продолжаются жуткие ссохшиеся менструации, ибо чертово семя слагается из мельчайших каннибальных сефиротов, колонизирующих влагалище, где они конструируют негасимые угольные кострища, над которыми они варганят барбекю из вкусненьких спермиев ее смертных поклонников.

Брэм Стокер

Брэм Стокер был театральным критиком, а также импресарио знаменитого британского актера Генри Ирвинга. Вел бурную богемную жизнь, дружил с Конан-Дойлем, интересовался оккультизмом и восточноевропейским фольклором. Последнее увлечение, занявшее у Стокера восемь лет, обернулось в итоге романом "Дракула" (1897), имевшим фантастический успех. Книга пользовалась такой популярностью, что была даже выпущена отдельным тиражом в мягкой дешевой обложке. Никаких вампиров Брэм Стокер, конечно, не изобрел, но именно в его версии эти персонажи получили "признание", став частью мировой культуры. Прототип Дракулы, румынский средневековый князь Влад Чепеш, носивший прозвище Дракула (сын Дракона), кровь в буквальном смысле не пил, но в переносном - вполне: его выходки отличались запредельной жестокостью.

Мэри Шелли

Франкенштейн пришел к своему создателю во сне: Мэри Шелли привиделся "бледный ученый", собиравший на операционном столе живое существо. Приняв вызов лорда Байрона, тогдашнего друга ее сестры, предложившего оперативно сочинить по рассказу, Шелли записала собственный сон, слегка его развив. Спустя некоторое время этот рассказ был дописан, превратившись в полноценный роман. Автору в тот год еще не исполнилось и двадцати; неудивительно, что первоначально "Франкенштейн" был издан под псевдонимом. Что до прототипа Виктора Франкенштейна, одна из версий гласит, что Шелли, сочиняя роман, держала в голове образ Иоганна Конрада Диппеля - немецкого алхимика, пытавшегося создать искусственного человека с помощью вываривания в чане отдельных частей тела.

Роберт Стивенсон

Стивенсон не проходил по ведомству ужасов и не увлекался мистикой, - его занимали путешествия, романтика в любом виде и реальная жизнь. Тем не менее, писатель остался в истории благодаря не только "Острову сокровищ", но и "Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда" - книге, совсем на своего автора не похожей. Главный герой, страдающий раздвоением личности, каждая из сторон которой тянет его на себя, стал первым в многочисленном ряду персонажей-шизофреников мировой культуры, от Нормана Бейтса ("Психо") до Бивиса и Горлума. Особенно полюбили эту тему двойственности создатели комиксов: нынче множество супергероев страдает потерей идентичности, будь то Халк или Зеленый Гоблин.

Эдгар По

На самой известной своей фотографии, сделанной в год смерти, По выглядит неприятным опухшим типом, лицо которого тронуто гримасой желчи. Поводов для недовольства у поэта было достаточно: сложная личная жизнь, отсутствие должного признания, проблемы с алкоголем, бедность. Несмотря на все это (или, наоборот, благодаря), Эдгар По за свои сорок лет успел крайне много. Падение дома Ашеров, Аннабел Ли, Ворон, убийство на улице Морг, Бочонок Амонтильядо - эти имена и названия прочно вошли в литературный обиход. Персона этого американского классика и основателя жанра детектива - давно уже настоящий культ, со своими традициями, мифами и знаменитым тайным Поклонником - человеком с закрытым лицом, много лет посещающим могилу По в день его рождения.

Говард Филлипс Лавкрафт

Главная книга Лавкрафта, "Зов Ктулху", о страшном божестве превратилась в жанровый образец. Тексты писателя, малоизвестного при жизни, стали каноническими и новаторскими. Именно Лавкрафт заложил основы хоррора, связанного с нашествием внеземных сил, и создал свою собственную Вселенную, наполненную мифами. Традиция играть с выдуманными первоисточниками тоже принадлежит этому автору: упоминаемый им во многих книгах опасный "Некрономикон" свел с ума не один десяток конспирологов, уверенных, что такой манускрипт действительно существует.

Роберт Блох

Американский писатель, производивший в большом количестве pulp fiction - "дешевые" рассказы, в которых ужасы переплетались с фантастикой. В историю, однако, вошел романом "Психо". История маньяка Нормана Бейтса, помешанного на собственной матери, основана на случае Эда Гейна - одного из самых жутких серийных убийц, когда-либо известных миру. Арестованный в 1957 году, Гейн на протяжении долгих лет убивал и расчленял женщин, держа части их тел у себя в доме на видных местах. Спустя два года на прилавках книжных магазинов появился "Психо", имевший большой успех. Романом-расследованием эту книгу нельзя назвать, так же, как и стопроцентной выдумкой: Блох, знавший дело Гейна лишь в общих чертах, превратил реальную историю в повод для своих авторских фантазий. "Психо" так впечатлила режиссера Альфреда Хичкока, что он не только приобрел права на экранизацию, но и пытался скупить весь тираж, чтобы сохранить сюжет в тайне от будущих зрителей.

Ричард Мэтисон

Скончавшийся летом 2013 года классик американской литературы благодаря активной дружбе с Голливудом известен всему миру. Относительно недавняя, 2007 года, экранизация главного романа Мэтисона, " ", добавила автору новых поклонников, возможно, и не знавших, что блокбастер с Уиллом Смитом - четвертая по счету киноверсия книги. Мэтисон считается отцом-основателем темы зомби-Апокалипсиса; те писатели, кто сочиняет про пандемии, пришествия живых мертвецов и проч. (от Стивена Кинга до Макса Брукса с его "Войной миров Z"), так или иначе развивают его идеи.

Стивен Кинг

Расхожее "король ужасов" при всей банальности соответствует сути. Кинг действительно писатель номер один в жанре хоррора; благодаря ему фобии, насилие, вампиры, потустороннее, стали частью большой культуры. Сам Стивен Кинг - тоже большой писатель, чья работоспособность и феноменальная любовь к литературе не могут не восхищать. Кажется, нет темы, на которую не высказался бы Кинг, нет жанра, в котором он себя не попробовал.

Дин Кунц

Автор десятков бестселлеров, формально идущий номером два в жанре после Стивена Кинга. Кунц - классический пример ремесленника, знающего свое дело и особо ни на что, кроме больших тиражей (а они у него зашкаливают - больше 100 миллионов) не претендующего (что тоже, конечно, немало). История, как жена Дина Кунца дала ему пять лет на то, чтобы тот написал бестселлер и разбогател, показательна и многое объясняет. Кунц в порядке - книги продаются и пишутся, Голливуд экранизирует (последняя киноадаптация - триллер " " с Антоном Ельчиным), но когда The New York Times пишет, что "Кунц читает Кинга и боится, Кинг читает Кунца и боится", уважаемое издание опрометчиво ставит между этими авторами знак равенства.

Амброз Бирс

Клайв Баркер

Британский многостаточник, известный в качестве сценариста и режиссера (" ", " ") чуть ли не больше, чем в качестве писателя. Баркер также сочиняет пьесы, ставит их в театрах, пишет эссе, продюсирует кино.

Энн Райс

Кодзи Судзуки

Улыбчивый японец, который терпеть не может хоррор и предпочитает иметь дело с "нормальной" литературой, тем не менее, известен своей трилогией "Звонок".

Список самых страшных поможет вам выбрать себе литературное произведение на вечер, если вы хотите пощекотать себе нервы. Естественно, для этого подойдут не только фильмы, но и романы, леденящие душу рассказы и новеллы. Писатели во все времена уделяли достаточно много внимания этому жанру, поэтому при желании удастся найти произведение на любой вкус.

В списке самых страшных книг ужасов первое место отводится произведению Стивена Кинга. Это признанный мастер литературного хоррора. Одна из самых его известных книг - роман "Кладбище домашних животных", написанный в 1983 году.

Это постмодернистский в котором семейная пара Кридов с двумя детьми переезжает в город Ладлоу. По соседству с новым жилищем дети постоянно хоронят своих питомцев. Глава семейства Луис получает предупреждение от своего уже умершего пациента, который запрещает ему ходить в лес, расположенный за кладбищем домашних животных. Но тот неоднократно нарушает этот запрет. Кинг в своем романе эксплуатирует страх потери ребенка и некрофобию, то есть боязнь трупов и похоронных принадлежностей.

Интересно, что идея этого романа, который вошел в список самых страшных книг ужасов, родилась у него, когда писатель похоронил своего кота Смаки. Когда Кинг закончил роман, то посчитал его настолько жутким, что поначалу даже не хотел отдавать его в печать. Но из-за проблем с деньгами все-таки согласился на издание.

Англоязычная публика восторженно восприняла роман, согласившись, что это одна из самых страшных книг ужасов. "Кладбище домашних животных" получило премию "Локус". Критики, которым роман не понравился, отмечали, что природа страхов, описанных в книге, была весьма поверхностно исследована автором. Произведение Кинга было впервые экранизировано в 1989 году режиссером Мэри Ламберт, в 2019 году ожидается еще одна экранизация. Роман заслуженно признан самой страшной книгой ужасов в мире.

2. "Колыбельная"

На втором месте размещен роман "Колыбельная", который американский писатель написал в 2002 году. С тех пор он включен в списки самых страшных книг ужасов.

По сюжету журналист Карл Стрейтор исследует синдром внезапной смерти младенцев. Это реально существующая патология, когда малыш может практически мгновенно умереть в своей кроватке или на руках у родителей. Репортер выясняет, что дети умирают после того, как им читают старинную африканскую колыбельную. Изначально ее произносили над ранеными или безнадежно больными, когда племени необходимо было переезжать на новое место. Оказывается, что песня действенна до сих пор. От нее начинают умирать люди вокруг Карла - его редактор, шумный сосед, а также прохожие, которые просто встречаются ему на улице.

Параллельно в этой страшной книге ужасов рассказывается о хитроумном риэлторе Эден Бойль, которая пользуется этим заклинанием в своих корыстных целях. При этом у нее много и других странностей, которых всегда хватает у жутких героев Паланика. Например, преимущественно она продает дома, заселенные полтергейстом или призраками. Она получает эксклюзивное право на их продажу, наживаясь на том, что владельцы меняются каждые несколько месяцев.

3. "Оно"

Не удивительно, что у мастера литературного хоррора не одно произведение попало в список самых страшных книг ужасов. В 1986 году он написал роман "Оно", в котором затронул сразу много важных для себя тем - силы объединенной группы людей, власти памяти, влиянии травм, полученных в детстве, на взрослую жизнь. Произведение находится на третьем месте.

В центре повествования оказываются семеро друзей из небольшого вымышленного американского городка под названием Дерри, который находится в штате Мэн. Им приходится сразиться с чудовищем, которое раз в несколько лет пробуждается, чтобы убивать детей. При этом способно принимать практически любую физическую форму, маскируясь под то, чего человек боится больше всего. Повествование в этой очень страшной книге ужасов параллельно ведется в нескольких временных интервалах. Один соответствует детству главных героев, а второй - их взрослой жизни.

Примечательно, что изначально злодей задумывался как тролль под мостом, но потом автор решил развивать идею, формируя собирательный образ различных монстров. В этом существе присутствуют черты оборотня, вампира и даже инопланетной формы жизни.

На поведение детей Кинг проецировал собственные детские воспоминания. За первый же год роман был продан тиражом более двух с половиной миллионов экземпляров, войдя в топ страшных книг ужасов. Книга вошла сразу в несколько списков самых жутких произведений столетия и тысячелетия, хотя некоторые критики отмечали, что повествование получилось затянутым, запутанным и перегруженным, а финал оказался не самым удачным.

Другим, наоборот, понравилась идея с двойной системой повествования, большим количеством героев, историческими интермедиями. Много споров ходило вокруг сцен подросткового секса, описанных в романе.

В списке очень страшных книг ужасов на четвертом месте находится произведение американца Говарда Филлипса Лавкрафта, роман "Хребты безумия". Он был написан в 1931 году, став ключевым произведением цикла мифов о Ктулху.

Книга рассказывает про геолога Дайера, который пытается убедить остальных ученых отправить научно-исследовательскую экспедицию вглубь Антарктиды. Так открываются жуткие детали предыдущих экспедиций, в которых уже участвовал Дайер.

В 1930 году исследователи при бурении сланцевых пород нашли отпечатки неизвестных живых существ. Через какое-то время обнаружились горы, по высоте сравнимые с Гималаями. Сам Дайер их назвал Хребтами безумия. У подножия был разбит лагерь, во время бурения в пещере нашли еще больше останков древнейших животных.

На этом находки не закончились. В самой пещере оказались жуткие существа, описанные в оккультной книге "Некрономикон" с перепончатыми крыльями и щупальцами. Когда на следующий день группа исследователей не вышла на связь, второй отряд Дайера отправился в их временный лагерь.

Ураган огромной силы практически уничтожил его. Практически все оборудование было испорчено. К тому же пропали экземпляры таинственных существ, а также одежда, припасы и многие вещи членов группы. Тела людей и собак были изуродованы. Это завязка романа, который входит в список топ-10 самых страшных книг ужасов.

Еще один мастер пугать читателя, основатель детективного жанра - американец Эдгар Аллан По. Он преимущественно писал новеллы и рассказы. К этому же жанру относится одно из его самых жутких произведений, которое входит в список страшных книг ужасов, где размещается на пятом месте, - "Падение дома Ашеров".

Впервые оно было опубликовано в 1839 году. В самом начале рассказчик получает послание от своего друга юности Родерика Ашера и отправляется в его имение. Еще при приближении к дому он обращает внимание на мрачный пейзаж, который окружает все вокруг. А едва заметная трещина рассекает все здание снизу доверху.

От хозяина дома он узнает про загадочную наследственную болезнь, из-за которой все чувства Ашера мучительно обостряются, он не может переносить яркий свет, кричащие краски, громкие звуки. Вся его жизнь в последнее время проникнута жутким страхом.

Родерик убежден, что в доме поселилась некая сила, которую он не в силах вычислить. Рассказчик выясняет, что болеет и сестра Ашера, она ко всему равнодушна, буквально тает с каждым днем. А в последнее время ее состояние особенно ухудшается.

Рассказчик и Родерик много общаются, как старые приятели, как-то хозяин дома исполняет песню "Обитель привидений", рассуждая затем о том, что растения способны чувствовать и понимать, что происходит вокруг них. Из-за этого в окрестностях их дома постоянно сгущается атмосфера, которая веками оказывает влияние на судьбу их семейства.

Наконец, умирает его сестра леди Мэдилейн. Родерик просит помощи у рассказчика спустить тело в подземелье до похорон. Они закрывают гроб и запирают железную дверь. Тревожность Родерика после этого только усиливается, со временем она передается и рассказчику. Примерно через неделю перед бурей они слышат странные удары, природу которых не могут установить. Ашер открывает окно и наблюдает за бушующей стихией.

Тогда Родерик рассказывает, что в действительности они похоронили сестру заживо, он это понял, благодаря обостренным чувствам, но боялся признаться. В этот момент распахивается дверь и в комнате оказывается леди Мэдилейн, она измучена и вся в крови. Падая на руки брату, она увлекает за собой его уже бездыханной тело.

Рассказчик в ужасе убегает, замечая, что трещина, которую он заметил в самом начале, расширяется. Произведения По заслуженно входит в число самых страшных книг ужасов в мире.

В отзывах о произведении всегда можно найти упоминания, что этот рассказ стал эталоном для готической литературы. У По появилось множество подражателей и последователей.

6. "Франкенштейн"

Фантастический роман "Франкенштейн, или Современный Прометей" был написан в 1816 году. Это английское произведение, которое было анонимно опубликовано спустя два года после этого. Историю жизни ученого Виктора Франкенштейна всегда можно встретить среди 10 самых страшных книг ужасов.

Исследователи желает постичь тайну зарождения жизни, а также научиться оживлять безжизненную материю. Для этого он создает искусственного человека из частей трупов нескольких людей. Но затем осознает, что сотворил, и отказывается от своего детища. Безымянное чудовище все ненавидят из-за его уродства, и оно начинает преследовать своего создателя.

Роман "Франкенштейн", который входит в топ самых страшных книг ужасов, органично совмещает в себе элементы, которое присущи романтическим и готическим произведениям, а также в целом научной фантастике. Это один из первых романов, в котором для создания чудовища применяются научные методы, так что Шелли можно назвать основоположницей научной фантастики.

Интересно, что первую версию романа писательница создает, когда отдыхает на швейцарской вилле с Байроном и друзьями. По предложению классика английской поэзии, все члены компании сочиняют жуткие рассказы. Прообразом главного героя для Шелли стал алхимик Иоганн Конрад Диппель, который работал в XVII веке в германском замке Франкенштейн.

Поклонники этого романа сразу обращают внимание, что это не столько мистическое, сколько философское произведение. Здесь автору важнее не напугать читателя, а рассказать о трагедии существа, которое стало ненужным даже своему создателю.

7. "Призрак дома на холме"

Еще одного претендента на попадание в список самой страшной книги ужасов в мире тоже создала женщина. Это роман американской писательницы Ширли Джексон "Призрак дома на холме". Сегодня произведение находится на седьмом месте.

В нем рассказывает про доктора Джона Марквея, который изучает паранормальные явления. Чтобы продвинуться в своей работе, он приглашает нескольких людей с обостренными экстрасенсорными возможностями, чтобы они вместе провели несколько дней в так называемом Доме на Холме, который считается зловещим. В этой страшной книге ужасов утверждается, что в нем живут призраки.

Предложение доктора принимают две девушки - Теодора и Элеонор Ленс и потенциальный наследник самого дома Люк Сэндерсон.

Судя по всему, в Дом на Холме вселились духи его прежних владельцев. Он сразу бросает вызов отважным исследователям, пугая их подозрительными звуками, стуками, неведомо откуда появляющимся холодом. Особенно внимательно паранормальные силы относятся к девственнице Элеонор, которая крайне неуверенна в себе. Ее история напоминает судьбу сиделки последней хозяйки дома. Теодора испытывает влечение к ней, параллельно рассчитывая завязать отношения с доктором Марквеем.

Этот странный любовный треугольник разрушает внезапный приезд супруги ученого Грейс, которая сразу заявляет, что ее муж занимается ерундой, она готова это доказать, в одиночку переночевав в самой жуткой комнате в доме. Всю ночь обитатели слышат странные звуки из комнаты, где остановилась Грейс, а на утро она пропадает.

Элеонор, которая мысленно желала гибели сопернице, винит себя в ее исчезновении. Она решает следовать зову дома и отправляется вверх по неустойчивой винтовой лестнице, за ней идет и доктор. Когда Элеонор видит в окне Грейс, то понимает, что дом забрал жену исследователя вместо нее.

Марквей решает завершить эксперимент, но Элеонора отказывается уезжать. Только поддавшись уговорам, она садится в автомобиль, но, следуя по дороге через парк, снова видит Грейс и врезается в дерево. Супруга ученого в этом время действительно находилась в парке. Как потом выяснилось, именно на этом месте погибла жена человека, который давным-давно построил этот дом.

"Изгоняющий дьявола" - знаменитый роман американского писателя Уильяма Питера Блэтти, что стоит на восьмом месте в списке. В нем рассказывается о священнике Ланкастере Меррине, который участвует в археологических раскопках на севере Ирака, именно там находят голову демона Пазузу.

В это же время в Вашингтоне в Джорджтаунском университете у молодого священника Карраса умирает мать, которая долгое время находилась в психиатрической больнице. Он тяжело переживает ее кончину, обращается к начальству с просьбой разрешить на время отстранить его от обязательных служб.

Еще одна героиня романа - Крис МакНил, которая принимает участие в съемках фильма на территории университетского городка. У ее дочери, которой 12 лет, начинают происходить странные приступы. Мать ведет ее к доктору, с которым девочка начинает себя вести необычно агрессивно. Ее припадки, во время которых дрожит кровать, случаются все чаще. Во время приступов беспамятства Риган начинает говорить странным мужским голосом и совершать необычные телодвижения. Врачи подозревают у нее заболевание мозга, но обследования не подтверждают этого диагноза.

Вскоре при загадочных обстоятельствах погибает режиссер фильма, у которого снималась Крис. Он выпадает из окна комнаты Риган. Убийство расследует детектив Киндерман. Он находит возле трупа мужчины статуэтку, которую сделала девочка. Киндерман подробно расспрашивает о произошедшем отца Карраса, желая связать смерть режиссера с еще одним преступлением - осквернением статуи девы Марии. Между тем врачи впадают в отчаяние, не зная, как дальше лечить Риган. Они советуют Крису попробовать обратиться за помощью к экзорцистам. Девушка идет на встречу с отцом Каррасом.

Пока священник обследует девочку, она объявляет жутким голосом, что ее зовут Дьявол. Каррас списывает это на психоз, считая, что девочка сошла с ума. Усомниться в этом ему приходится, когда Риган начинает разговаривать на странном языке, которым оказывается английский, перевернутый задом наперед. Карраса терзают сомнения, но он все-таки просит разрешения у католической церкви на проведение обряда экзорцизма.

Опытный экзорцист Меррин приезжает проводить обряд из Вашингтона. Изгнать злой дух из Риган они пытаются вдвоем с отцом Каррасом, демон начинает им угрожать, в результате Меррин умирает от внезапного сердечного приступа. Риган зловеще хихикает, когда Каррас безуспешно пытается спасти Меррина. Видя, что это бесполезно, Каррас бросается на девочку, требуя, чтобы демон переселился в него, освободив ребенка. Демон на это соглашается, но как только это происходит, Каррас, у которого наступает момент просветления, выбрасывается в окно. Риган после этого быстро поправляется, вместе с матерью они навсегда уезжают из этого города.

Это нестареющая классика хорошего и добротного произведения жанра ужасов. Смесь мистики и религии всегда находит отклик у читателей и обеспечивает превосходные отзывы.

9. "Дракула"

Страшные история в книге ужасов Брэма Стокера "Дракула" делают и эту книгу одной из самых жутких и относят ее на девятое место. Роман был написано в 1897 году, затем неоднократно экранизирован, его главный герой граф Дракула стал одним из самых популярных киноперсонажей XX столетия.

Книга рассказывает про юного юриста Джонатана Харкера, который едет в Трансильванию, чтобы оформить сделку с недвижимостью местному аристократу по имени Дракула.

Тот покупает заброшенное аббатство. Но обычная сделка оборачивается несколькими месяцами леденящего душу ужаса для юриста. Оказывается, что Дракула - бессмертный вампир, которому необходимы новые владения. Он оставляет Харкера на расправу трем своим невестам, тоже кровопийцам, а сам покидает замок в ящике с землей из его родных мест.

Невеста Джонатана Мина Мюррей приезжает к своей подруге Люси в прибрежный городок Уитби, куда вскоре прибывает загадочный корабль. На нем нет экипажа, только у штурвала находят труп капитана. В это время Люси начинает страдать от сильных кровопотерь, что вынуждает ее жениха Артура Холмвуда обратиться за помощью к доктору Сьюарду. Это близкий друг Люси, владелец клиники для душевнобольных.

Оказывается, что Сьюарда давно интересует его пациент, который представляется Рэнфилдом. Он ест пауков и мух в ожидании прибытия некоего всемогущего хозяина. Проконсультироваться по поводу состояния Люси Сьюард приглашает профессора Ван Хельсинга, который специализируется на редких заболеваниях. Тот сразу определяет, что дело во вмешательстве темных сил, прописывая ей переливание крови, а также непонятные для окружающих меры предосторожности, например, разложить в ее комнате чеснок. Ван Хельсинг догадывается, что поблизости вампиры, противостоять которым ему приходится не впервой.

Своим романом произвел на свет один из самых популярных сюжетов XX столетия, к которому не устают возвращаться до сих пор не только писатели, но и режиссеры. Это классическая книга, познакомиться с которой должен каждый.

10. "Зона ужаса"

Если говорить о современных книгах, то стоит обратить внимание на творчество Михаила Парфенова. У него самая страшная книга - "Зона ужаса". Это сборник популярного "отца отечественного хоррора", который находится на десятом месте в списке.

В этой книге чудовищем из далеких миров оказывается обыкновенная маршрутка, а армия насекомых атакует высотку в Митино. Пожилой мужчина сражается с монстром, в которого вселилась его престарелая мать, а паукообразная тварь ведет охоту на новорожденных.

Вот только некоторые сюжеты его жутких рассказов. Они отлично подойдут для любителей пощекотать себе нервы в конце рабочего дня.

Быть писателем, особенно в жанре ужасов, чрезвычайно опасно. Ведь этот род деятельности подразумевает массу рисков: сочиняя книги, можно ненароком распустить воображение и свихнуться, запутавшись в реальностях. А можно зайти еще дальше и отожествить себя с каким-нибудь убийцей-психопатом из книги или оживить пару-тройку буйных персонажей. Но риск этих отважных людей стоит того, ведь без их богатого воображения жанру ужасов и похвастаться было бы нечем.

Согласитесь, если бы им, приложившим руку к созданию буквально всего, чем нас радует хоррор, не посвятили хоть малую часть произведений этого жанра, это было бы верхом несправедливости. От кино подобного рода никогда не пищала мода и их не ставили на конвейер, как некогда ужасы о пришельцах и гигантских монстрах, а нынче — псевдодокументалки. Это не более чем отличительная черта нескольких десятков фильмов, но все же их достаточно, чтобы даже повидавшим немало страшного кино было из чего выбрать. И на самые примечательные фильмы ужасов о писателях мы и обратим внимание в этой статье.

От Мастеров

Как известно, среди всех мастеров хоррора особой любовью вписывать своих коллег в страшные сюжеты славен дорогой наш Стивен Кинг. В произведениях короля ужасов писатели появляются чуть реже, чем жители штата Мэн, и чуть чаще, чем люди, страдающие от артрита. Его перу принадлежат самые известные произведения жанра ужасов о писателях, поэтому не будем никого томить и приступим сразу к обзору его творчества. Разумеется, свой непосильный вклад в дело хоррора о представителях пишущей братии Кинг сделал в привычном для себя книжном формате, но на книгах подробно останавливаться не будем, тем более что большинство из них были переведены на язык кино.

Итак, впервые писатель-протагонист появился уже во втором опубликованном романе Кинга «Жребий». Правда, акцент в произведении больше ставится на вампирах и проклятых домах, нежели на писательской профессии. По сюжету, перед главным героем, вернувшемуся в родной городок Салемс-Лот, предстает зловещий дом, пугавший его в детстве. Но теперь там поселились новые хозяева. И когда в городе начинают происходить странные события, он вынужден противостоять вампирам. Снятую для телевидения экранизацию «Салемские вампиры» (Salem"s Lot, 1979) поставил Тоуб Хупер, и ее заслуженно относят к числу лучших работ режиссера «Техасской резни бензопилой». «Жребий» экранизировали дважды: была создана еще одна телеверсия - «Участь Салема» (Salem"s Lot, 2004).

По следующей книге Стивена Кинга был снят фильм «Сияние» (The Shining, 1980), культовый хоррор от выдающегося Стэнли Кубрика. Джек Николсон сыграл в нем Джека Торренса, который, решив совместить написание нового романа с работой смотрителя пустующего отеля «Оверлук», в течение одной зимы сходит с ума. Пожалуй, именно эта лента являлась основным вдохновителем создателей будущих киноужасов на писательские темы. «Сияние» до сих пор регулярно попадает в списки самых страшных фильмов всех времен и народов и является признанной классикой киноужасов. Однако после выхода в прокат, картина была воспринята в штыки, да и сегодня мнения о ней могут варьироваться от «шедевра» до «это не Кинг, как так можно?!». Связано это, в основном, с существенными расхождениями с литературным первоисточником. Среди недовольных картиной Кубрика был и сам Стивен Кинг, что послужило одной из причин создания трехсерийной версии романа для телевидения. Мини-сериал «Сияние» (The Shining, 1997) поставил большой специалист по экранизациям Кинга Мик Гэррис, а сценарий был написан Мастером собственноручно. Кроме того, Стив был причастен к экранизации и в качестве исполнительного продюсера.

За самым известным хоррором о писателе следует и самый титулованный — (Misery, 1990) режиссера Роба Райнера. По роману известный автор Пол Шелдон (Джеймс Каан) оказывается жертвой не воображения, а — что еще хуже — своей «самой большой поклонницы». После автокатастрофы на заснеженной трассе его спасает Энни Уилкс, бывшая медсестра. Оказавшись в плену в ее доме, писатель, как гласит слоган фильма, «пишет, чтобы остаться в живых». «Мизери» также является бесспорной классикой жанра, но лучше всего запоминается благодаря игре Кэти Бейтс, создавшей образ одной из ярчайших кинозлодеек и удостоенной за это премий «Оскар» и «Золотой глобус».

В «Темной половине» (The Dark Half, 1993) писателю противостоит мистический двойник. После того, как автор многочисленных бестселлеров попытался избавиться от псевдонима, похоронив свое вымышленное альтер эго, его темная половина вернулась, чтобы превратить жизнь героя в кошмар. Одноименный роман Кинга адаптировал для кино и поставил крестный отец живых мертвецов Джордж Ромеро, а обе главные роли — писателя и его двойника — исполнил Тимоти Хаттон. Однако слишком сдержанная критика и провал в прокате привели к тому, что сегодня фильм сравнительно мало известен и это несмотря на участие в его создании столь легендарных личностей.

В психологическом триллере «Тайное окно» (Secret Window, 2004), по повести «Секретное окно, секретный сад», автору (Джонни Депп) также не дают покоя: здесь его преследует загадочный незнакомец (Джон Туртурро), обвиняющий его в плагиате. В отличие от «Темной половины», этот фильм имел коммерческий успех и популярен до сих пор, в основном, благодаря звездному актерскому составу.

На телевидении тема писателей в ужасах поднимается не реже, чем на больших экранах, вот и в мини-сериале «Ночные кошмары и фантастические видения: По рассказам Стивена Кинга» (Nightmares and Dreamscapes: From The Stories Of Stephen King, 2006) аж в двух из восьми серий представители этой профессии присутствуют в качестве протагонистов. В «Последнем деле Амни» (Umney"s Last Case) автор меняется жизнями со своим персонажем, а в эпизоде «Дорожный вирус прёт на север» (The Road Virus Heads North) популярный автор хоррор-литературы покупает картину, меняющую реальность.

Назвав «Сияние» самым известным фильмом о писателе, стоит сделать и небольшую оговорку, так как для более молодого поколения любителей жанра, образчик в этой категории — «1408» (2007) об авторе-скептике Майке Энслине (Джон Кьюсак), который, не придав значения суевериям, поселяется в самом «проклятом» номере отеля «Дельфин» и в первую же ночь сильно жалеет об этом. «1408» стал кассовым хитом и является одной из лучших экранизаций Кинга 2000-х.

Двухсерийный телефильм «Мешок с костями» (Bag of Bones, 2011) стал седьмым режиссерским проектом Мика Гэрриса, основанным на произведении Стивена Кинга. Речь в нем идет об успешном авторе (Пирс Броснан), который после смерти жены возвращается в свой старый дом у озера и там приобретает опыт общения с представителями потустороннего мира. Однако перенос одноименного романа на экран нельзя назвать удачным: мини-сериал разочаровал поклонников Мастера и имеет, в основном, негативную критику.

Выше приведен далеко не весь список появлений мастеров слова в экранизациях произведений Стивена Кинга. В ряде фильмов по произведениям Великого и ужасного, пишущая братия хоть и присутствует, но большого веса в общей картине не играет, чему служат примерами «Оно» (It, 1990) и «Томминокеры» (The Tommyknockers, 1993). В излюбленных для Мастера сюжетах, где небольшая группа людей попадает в большую передрягу, писателями запросто могут быть и второстепенные персонажи, как в «Лангольерах» (The Langoliers, 1995) и «Безнадеге» (Desperation, 2006).

Заслуги Стивена Кинга в области создания ужасов о своих коллегах трудно переоценить, но были и другие светила жанра, работы которых нельзя не рассмотреть подробнее.

Айра Левин, почитаемый любителями страшной литературы за «Ребенка Розмари» и не только, написал пьесу, по которой снят триллер «Смертельная ловушка» (Deathtrap, 1982). Знаменитый драматург (Майкл Кейн) терпит неудачу за неудачей, и после очередного провала один из его студентов (Кристофер Рив) присылает шедевральную пьесу, от чего у автора возникает коварный план… Помимо отличной актерской игры, картина достойна внимания и благодаря лихо закрученному сюжету.

Пару раз заставлял писателей переживать ужасы по ту сторону произведений и Клайв Баркер. В фильме «Царь зла» (Rawhead Rex, 1986), автор, специализирующийся на хорроре, приезжает в ирландскую глубинку, чтобы собирать материал для новых произведений, но в это время фермер случайно освобождает древнего демона, вследствие чего деревню накрывает хаос. Это второй полнометражный фильм, снятый по собственному сценарию Баркера, основанному, в свою очередь, на рассказе «Голый мозг» из «Книги крови 3». Результат не удовлетворил Клайва и после «Царя зла» он сам занялся продюсированием и режиссурой экранизаций собственных литературных произведений.

Но писатели вернулись в ряды протагонистов его фильмов нескоро: в эпизоде «Валери на лестнице» (Valerie on the Stairs, 2006) сериала «Мастера ужасов» (Masters of Horror, 2005—2007). Режиссером выступил Мик Гэррис — создатель всего сериала — он же и адаптировал одноименный набросок сценария Баркера. Речь в нем идет о писателях-неудачниках, поселившихся в общежитие для тех, кто еще не опубликовал свою первую книгу; в истории, как это часто бывает у Баркера, не обошлось без жуткого демона.

Фантастический триллер «Контакт» (Communion, 1989), с Кристофером Уокеном в главной роли, основан на автобиографической одноименной книге. О ее автобиографичности заверяет сам автор Уитли Стрибер, известный, прежде всего, благодаря вампирскому роману «Голод», но о подлинности описываемых событий утверждать трудно, так как речь в ней идет об опыте встречи с внеземными существами. В фильме показано происшествие, пережитое писателем декабрьской ночью в 1985 году в своем загородном доме.

Хоррор «Идеальный убийца» (Mr. Murder, 1998) — экранизация романа Дина Кунца, опубликованного на русском языке под названием «Мистер Убийца»). Автору триллеров и его семье не дает спокойной жизни его двойник — безжалостный убийца, созданный в результате неудачного эксперимента военных.

Еще один фильм, хоть и ничуть не страшный, но также снят по одноименному рассказу Дина Кунца. Фантастический детектив «Черная река» (Black River, 2001) рассказывает о том, как писатель поселяется в утопическом городке Блэк-Ривер, где начинают происходить странные события, и, попытавшись уехать оттуда, осознает, что сделать это не так-то просто.

Оба фильма, как и многие другие экранизации Дина Кунца, сняты для телевидения и сейчас известны, в основном, среди поклонников автора.

О классиках

Разобравшись с современными мастерами ужасов, пора переходить на классиков. Но посмотрим на них несколько иначе — когда они оказываются по ту сторону экрана. Ведь классики хоррора и сами частенько становились киногероями; о таких фильмах и пойдет речь далее.

События, имевшие место на вилле на Женевском озере летом 1816 года, легли в основу сразу трех фильмов, вышедших в свет один за другим в короткий период: «Готика» (Gothic, 1986), «Лето с призраками» (Haunted Summer, 1988) и «Грести по ветру» (Remando al viento, 1988). Каждый из них — своеобразный рекордсмен по количеству имеющихся писателей. Их здесь аж четверо, и все самые настоящие классики: Джордж Байрон, Мэри и Перси Шелли, Джон Полидори. Именно в показанный в фильмах период Мэри Шелли задумала сюжет романа о Франкенштейне, а Полидори — повесть «Вампир», одно из первых произведений вампирского жанра в английской литературе.

Мистический триллер Стивена Содерберга «Кафка» (Kafka, 1991), объединил в себе факты из биографии классика и сюжетные линии его сюрреалистичных произведений (в основном, романов «Замок» и «Процесс»). Франца Кафку сыграл Джереми Айронс, и основным достоинством ленты стала умелая передача не сюжета, а мрачной атмосферы его произведений.

Говард Филлипс Лавкрафт — не только культовый писатель и один из основоположников жанра ужасов в литературе, но и главный герой хоррора (Necronomicon, 1993). Сыграл его Джеффри Комбс, известный ролью Герберта Уэста в «Реаниматоре». По сюжету Лавкрафт находит легендарный «Некрономикон» и под его воздействием рассказывает три сверхъестественные истории; все — навеянные произведениями писателя, с отлично поставленными спецэффектами и монстрами. Роль мечтателя из Провиденса этим не ограничивается: в финале классику придется самому сразиться с одним из чудовищ.

«Крысиные похороны» (Burial Of The Rats, 1995) — фильм о том, как Брэм Стокер становится пленником в общине кровожадных женщин. Благодаря писательскому таланту они сохранили ему жизнь, в отличие от других пленных мужчин. Этот хоррор, начиненный мистикой и эротикой, совместно произведен для телевидения киноделами из США и России и является вольной экранизацией одноименного рассказа писателя, одной из особенностей которой стало то, что место рассказчика занял сам автор «Дракулы».

В «От заката до рассвета 3: Дочь палача» (From Dusk Till Dawn 3: The Hangman"s Daughter, 1999) один из центральных героев — мастер мрачного рассказа Амброз Бирс. Действие происходит во время Гражданской войны в США, и авторы постарались привязать к сюжету исчезновение писателя, остающееся загадкой до наших дней.

Еще одну биографическую тайну использовали создатели готического детектива с «кровавым» рейтингом (The Raven, 2012). Оттолкнувшись от факта, что последняя неделя жизни Эдгара Аллана По полна вопросов, они предложили собственную версию событий из жизни мастера перед смертью. Главную роль исполнил Джон Кьюсак.

Эдгар По чаще других легенд хоррора становился героем страшного кино. И это неудивительно: личность писателя была окутана тайнами еще при жизни, так стоит ли говорить, сколько мистических сюжетов возникло вокруг автора «Убийства на улице Морг» с появлением кинематографа. Эдгара По — киногероя можно видеть также в фильмах «Замок крови» (Danza macabra, 1964), «В объятиях паука» (Nella stretta morsa del ragno, 1971), «Спектр Эдгара Аллана По» (The Spectre of Edgar Allan Poe, 1974), «Тень во мраке» (Descendant, 2003), «Черный кот» (The Black Cat, 2007) (эпизод сериала «Мастера ужасов»)…

В испанском мистическом детективе «Наследие Вальдемара» (La herencia Valdemar, 2010) можно наблюдать целое «созвездие» классиков хоррора: хоть и в эпизодических ролях, но присутствуют Говард Ф. Лавкрафт, Брэм Стокер и Алистер Кроули. Фильм разделен на две части и посвящен истории мрачного особняка с древними лавкрафтовскими чудовищами.

О писательском новоселье

Сюжет, в котором писатель поселяется в жутковатом доме с нехорошей историей, расположенном где-то на периферии, наивно надеясь поработать над своим будущим шедевром в тишине и уюте, пользуется определенной популярностью у сценаристов киноужасов. За это скажем спасибо сэю Кингу.

Именно такова завязка комедийного хоррора «Дом» (House, 1985), поставленного Стивом Майнером после второй и третьей частей киносериала «Пятница, 13-е». В нем от написания нового романа ужасов главного героя то и дело отвлекают потусторонние существа, обитающие в доме. «Дом» успешно выполняет свою развлекательную функцию (по крайней мере, был на это способен в момент выхода на экраны). Хотя его и не относят к ряду самых заслуженных картин жанра, это не помешало ему стать родоначальником франшизы, насчитывающей четыре фильма. Герои продолжений, правда, уже представляют другие профессии.

Нашлось местечко в нашем обзоре и для японской городской легенды о призраках. По роману Таити Ямада «Лето с чужими», издававшемуся даже на русском языке, был снят фильм «Лето с призраками» (Ijintachi tono natsu, 1988). Его главный герой — сценарист, работающий на ТВ — после развода заселяется в квартиру в многоэтажном доме. По ночам в доме горит всего два окна: у него и у одинокой молодой женщины, с которой он и знакомится. Позже в городе сценарист встречает пожилую пару, выглядящую точь-в-точь как его давно умершие родители, после чего возрастает накал мистических происшествий…

В триллере «Полусвет» (Half Light, 2006) Деми Мур играет автора бестселлеров, которая после трагической гибели сына поселяется в уединенной рыбацкой деревушке в Шотландии, неподалеку от одинокого маяка. Там она знакомится с мужчиной, который, по словам местных жителей, погиб на маяке семь лет назад. Сюжет кажется довольно простым, хотя в нем присутствуют элементы детектива, драмы и даже мелодрамы, и только развязка развевает сомнения по поводу жанровой принадлежности ленты.

«Полусвет» не был хитом, однако вскоре после него стали появляться очень похожие фильмы. Возможно, во всем виноват пресловутый кризис идей, но факт в том, что в 2000-х, ряды писателей поселившихся, где не следует, в кино стали пополняться активнее.

Выпущенный сразу на видео «Дедлайн» (Deadline, 2009) повествует о писательнице (Бриттани Мёрфи), которая въехав в новый дом, обнаруживает, что живет она там не одна, а с призраком предыдущей обитательницы. Просматривая ее старые видеозаписи, героиня постепенно восстанавливает цепочку страшных событий, пока не приходит к неожиданной развязке.

В мистическом хорроре (правда, с «детским» рейтингом PG-13) «Проклятая» (The New Daughter, 2009) некогда успешный автор (Кевин Костнер), после тяжелого развода заселяется в новый дом с двумя детьми, и все бы ничего, если бы на местности не творились мистические вещи. Затем что-то странное начинает происходить со старшей дочерью, которая зачастила гулять у зловещего холма неподалеку… Фильм насыщен заштампованными пугалками, одним словом, это типичный ужастик, рассчитанный на массового зрителя. При этом «Проклятая» имела лишь ограниченный прокат, после чего вышла на DVD.

Во французском (Derrière les murs, 2011) молодая писательница (Летиция Каста) приезжает в провинциальный городок, чтобы работать над новой книгой, но вместо этого ей приходится бороться с собственными галлюцинациями. От остальных лент, приведенных выше, отличается трехмерным форматом, совершенно неуместным в фильмах данного направления.

О писателях-маньяках

Реже, чем заурядными новоселами, писатели в хорроре бывают свихнувшимися маньяками и беспощадными убийцами. В этом месте нужно снова передать привет старине Стиву. Правда, все нижеследующие фильмы нельзя поставить в один ряд с его «Сиянием»: откровенно говоря, это самые что ни есть «проходняки». Но поскольку писатели-маньяки — персонажи очень примечательные, а ситуации, когда они вооружаются чем-нибудь более угрожающим, чем перо или печатная машинка, вызывают подлинный интерес, все-таки остановимся на них поподробнее.

Наиболее известный пример — «Домик у озера» (Cabin by the Lake, 1999), в котором сценарист низкопробных фильмов ужасов Стэнли Колдуэлл совмещает свою основную работу с антигуманным хобби — серийными убийствами. Оба его дела связаны как нельзя тесно: реальные убийства достоверно описываются в его новом сценарии. Маньяк преследует оригинальную цель: он строит так называемый «цветник плоти» — сад на дне озера из тел убитых девушек. Типичный хоррор для ТВ, да еще и с элементами комедии, но необычный сюжет говорит в его пользу.

Вроде и нельзя сказать, что «Домик у озера» слишком приглянулся зрителю, но тем не менее психопат-сценарист вернулся в сиквеле. Для фильмов о свихнувшихся маньяках это не редкость, как и то, что сиквелы уступают оригиналу. В «Возвращении к озеру смерти» (Return to Cabin by the Lake, 2001) прибавилось черного юмора, но пропала всякая оригинальность. Согласно сюжету, через два года после событий первой картины, по нашумевшему сценарию Колдуэлла все-таки начинаются съемки фильма, причем на том же озере, где произошли убийства. Но съемочному процессу сопутствуют неудачи: после того, как Стэнли Колдуэлл проник на площадку под видом человека, некогда знавшего местную знаменитость лично, там начинают пропадать люди. «Возвращение…» нельзя назвать провальным, однако на нем история сценариста-убийцы завершилась. Таким образом, состоялась единственная в своем роде писательская хоррор-франшиза.

Малоизвестный психологический триллер «Последний черновик» (Final Draft, 2007) канадского производства, также рассказывает о сумасшедшем сценаристе фильмов ужасов. Потеряв ощущение реальности, он убивает людей, в то время как в голове у него живет вымышленный злой клоун. При столь интересной задумке, к сожалению, остается лишь жалеть о посредственной реализации сюжета.

В итальянском сплаттере (Ubaldo Terzani Horror Show, 2010) молодой кинорежиссер знакомится с популярным автором хоррор-романов, чтобы совместно работать над сценарием, но вскоре понимает, что ужасы могут быть воплощены в жизнь так же легко, как описаны в книгах… Фильм ничуть не оригинален, но примечателен тем, что сделан в лучших традициях классического джалло.

От легенд кино

Закончим наш обзор рядом куда более неординарных фильмов, имеющих не так много общего: лишь то, что в качестве персонажей присутствуют писатели, а режиссерами являются знаменитые мастера киноужасов.

Вышедшую задолго до Кинга и сотоварищей картина «Дом у реки» (House by the River, 1950) поставил Фриц Ланг — немецкий киноклассик, ставший мировой легендой еще в эру немого кинематографа. Это детективный нуар-триллер, в котором протагонист-писатель случайно убивает в своем доме молодую служанку и пытается скрыть преступление, сбросив ее тело в реку. Фильм не стал хитом после выхода на экраны, но сейчас, благодаря имени режиссера, «Дом у реки» причислен к классике нуара.

Итальянские мастера ужасов тоже не чужды теме писателей. Подтверждением этого факта служат картины Дарио Ардженто «Птица с хрустальным оперением» (L"uccello dalle piume di cristallo, 1970) и «Дрожь» (Tenebre, 1982). Сюжеты обоих фильмов подчиняются всем законам джалло, а их главные герои — американские писатели, прибывающие в Италию.

В «Птице…», став свидетелем преступления, автор детективов оказывается впутанным в дела полиции, а потом начинает и собственное расследование серийных убийств девушек. Это первая картина Ардженто как режиссера, и после выхода в прокат лента установила кассовый рекорд в Италии. Прогремела она и за рубежом, что сделало молодого Дарио известным и в Европе, и в Америке.

В более позднем фильме итальянского мэтра происходит серия жестоких убийств, воплощенных из только что написанного романа. После того как автор получает записки от убийцы, он решает взять дело в свои руки и добраться до преступника. В «Дрожи» вовсю применяются излюбленные приемы режиссера, ставшие визитной карточкой не только Ардженто, но и всего «желтого» жанра.

Фильм культового канадского режиссера Дэвида Кроненберга «Обед нагишом» (Naked Lunch, 1991) — вольная экранизация скандального романа Уильяма С. Берроуза. Прямого отношения к нашему жанру эта психоделическая картина не имеет, но при просмотре нельзя не почувствовать, что она по-кроненберговски жуткая. Описывать сюжет, кажется, смысла нет, но если вкратце, то получается следующее: герой печатает на пишущей машинке, имеющей вид гигантского говорящего жука, отчеты из наркотической вселенной Интерзоны, и те впоследствии превращаются в роман «Обед нагишом».

Джон Карпентер поставил один из ключевых фильмов ужасов о писателях — (In the Mouth of Madness, 1995) . Главный герой — не писатель, а страховой агент — по поручению издательства он отправляется на поиски пропавшего автора романов ужасов Саттера Кейна, книги которого пользуются фантастическим спросом («популярнее Стивена Кинга»). Читатели начинают сходить с ума, на улицах царят хаос и насилие, а Кейн, скрывшись в странном городке, которого нет на картах, готовит мир к апокалипсису. «В пасти безумия» имеет множество отсылок к творчеству Кинга и Лавкрафта и нестандартно раскрывает писательскую тему. Его можно назвать эталонным фильмом ужасов, вопреки неудаче в прокате и неоднозначному приему критиков.

Авторский хоррор Фрэнсиса Форда Копполы «Между» (Twixt, 2011) рассказывает о писателе третьесортных ужасов, сыгранном секс-символом 90-х Вэлом Килмером. Приехав в захолустный городок, он увлекается расследованием серии убийств, попутно общаясь с призраками (встречается ему и классик Эдгар По). Подобно другим поздним работам мэтра, «Между» снят за собственные средства Копполы и является глубоко личным для режиссера — в ней есть даже биографические элементы — и, вероятно, поэтому хорошо его воспримут далеко не все.

Такими, на наш взгляд, являются заслуживающие наибольшего внимания фильмы ужасов о писателях. Как и было обещано в самом начале, выбрать есть из чего: картины с единственной общей чертой — профессией главного героя — не имеют никаких других рамок. Зачастую тема писателей идет в комплекте с самыми разными поджанрами хоррора (особенно хорошая совместимость у них с фильмами о «проклятых» домах) и поэтому будут интересны практически всем, кому люб жанр ужасов.

Если ты следишь за книгами в жанре «хоррор», тебе наверняка знакомо имя Наиль Измайлов. Именно под этим псевдонимом писатель выпустил два романа ужасов - «Убыр» и «Убыр. Никто не умрет». Оба «Убыра» нам так понравились, что мы попросили Шамиля составить для тебя список книг, от которых становится по-хорошему жутко.

Итак, предоставляем слово Шамилю: «Мне всегда нравился не канон, а попытки его взломать или использовать в несвойственных целях. Потому и список получился несколько специфический. Могу лишь заверить, что каждый из пунктов этого списка не только заставлял меня трепетать по ходу пиэсы, но и отправлял в легкое грогги по итогам. Это, по-моему, один из главных критериев классного чтения. Я постарался обойтись без общеизвестных позиций. Авторы ранжированы по алфавиту».


    Биксби - типичный крепкий литературный ремесленник, написавший кучу сценариев для фантсериалов и рассказов для журналов с кричащими обложками. В историю вошел один - вот этот. Крохотный рассказ в блестящем переводе Аркадия Стругацкого (под псевдонимом - С. Бережков). «Мы живем хорошо!» сегодня выглядит, скорее, социальным, а в наших условиях еще и политическим памфлетом, но пугает не по-детски. Вернее, по-детски, что еще страшнее.

    Умные советские издатели и литературоведы обожали Брэдбери, поэтому активно позиционировали его как певца гуманизма и мастера философской фантастики. Фокус удался: фанаты сумели не запалить темную сторону творчества Брэдбери, который вообще-то гений жестокой притчи, - несмотря на то, что кусочки с этой стороны попадались, например, в составе классических «Марсианских хроник» («Будет ласковый дождь»), а по жуткому «Вельду» даже советское кино сняли. Теперь-то, конечно, Брэдбери издан более-менее весь, - но, например, его образцовый роман ужасов «Что-то страшное грядет» перепахал меня куда меньше, чем вычитанный по детству в журнале «Вокруг света» рассказ «Чертов колесо», из которого роман, собственно, и вырос.


  1. Мария Галина, «Малая Глуша»
  2. Мария Галина - типичный «свой среди чужих»: она по справедливости входит в топ авторов так называемой Боллитры (большой литературы), при этом плетет сюжеты из материала масслита - и получается про жизнь, не самую хорошую, но нашу. Действие первой части «Малой Глуши» происходит в благополучнейшей сонной Одессе 1979 года: шарашкина контора под названием СЭС-2, в обязанности которой входит защита данного участка советской границы от проникновения нематериальных угроз, прощелкала вторжение какого-то ужаса - и отвечать за это сотрудникам станции придется не только перед парткомом, судом и Москвой. Жизнью отвечать придется и душой. Совсем небольшая вторая часть разворачивается в 1987 году в угрюмой сельской местности, сквозь которую к заглавной деревне пробираются два упертых горожанина - чем-то явно ушибленных и на что-то явно надеющихся. После первой повести, размашистой и отчаянной, вторая, сдержанная и холодноватая, выглядит бледно - как и квестовый сюжет на фоне многолинейного действия «СЭС-2». Галина тянет-потянет эту бледноту с безжалостной выверенностью, а потом раздирает к шутам, к Малой Глуше - до вспышки во все небо и вялости в груди.


  3. Леонид Каганов, рассказы «Хомка» и «До рассвета» (нецензурная версия)

  4. Каганов aka lleo - профессиональный смеходел, гуру рунета и высокотехничный текстовик, умеющий писать что угодно про что угодно. Поэтому я не очень люблю его читать. А вот эту пару рассказов прочел - и проникся. Очень разные, по-разному безнадежные, одинаково страшные.


  5. Стивен Кинг, «Оно»
  6. Самый универсальный и серьезный хоррор от мужчины, сделавшего низкий жанр высокооплачивваемым и респектабельным. В этом романе почти всего слишком много - страха, светлых мечтаний, крови, страниц, убитых детей, первых чувств, насилия, любви, пьянства, перверсий, флэшбеков, - в общем, того, за что нормальные поклонники любят Кинга.

    Я ненормальный, и любимым у меня до сих пор остается роман «Мертвая зона», освоенный четверть века назад в журнале «Иностранная литература» и не имеющий к ужасам никакого отношения. «Оно» на втором месте. Книга, навсегда вписавшая образ жуткого клоуна в галерею вселенского зла, вышла в 1986 году. Но советские дети познакомились с этим образом двумя годами раньше: в 1984 году была опубликована блестящая повесть Владислава Крапивина «Праздник лета в Старогорске», в которой засланный инопланетянами клоун пугал подростков немногим меньше.


  7. Стивен Кинг, «Мизери»
  8. Помимо прочего Кинг интересен беспощадно прагматичным отношением к собственной персоне. Он сделал себя эпизодическим (и не самым привлекательным) героем эпопеи «Темная башня» - и драматические явления писателя Кинга пару раз спасли адски затянутый цикл от впадения в тягомотную бессмысленность. К менее откровенной эксплуатации собственной персоны Кинг прибегал вообще постоянно. Понятно, что так все поступают, - но не все раз за разом делают главным героем писателя. Кинг делал - и выигрывал, попутно закрывая смежные темы творческих кризисов, графомании, нейростимуляции и чего только не («Сияние», «Баллада о гибкой пуле», «Темная половина», «Тайное окно, тайный сад», далее почти везде). В «Мизери» автор закрыл тему ответственности перед поклонниками - да так, что большинство здравомыслящих беллетристов с тех пор уклоняются от общения с одинокими романтически настроенными фанатками с опытом работы в медучреждениях и топором в чулане.


  9. Андрей Лазарчук, рассказы «Мумия» и «Из темноты»
  10. Лазарчук вообще-то фантаст, который умеет и любит разнообразно пугать, как эпизодами (в спектре от психоделических схлопываний реальности в «Солдатах Вавилона» до беспощадной некромагии и хтонического холокоста «Кесаревны Отрады»), так и цельнозаточенными продуктами вроде повести «Там вдали, за рекой» (про прожорливых морлоков с окраины промплощадки).

    Но лично меня куда сильнее напугали два ранних рассказа - про поход детишек к вечно живому Ленину и про то, что даже взрослым людям не надо бояться темноты - надо бояться своей победы над страхом.

    Смертельно уставшая девочка-вампир и ее больной на всю голову квазипапа наводят шороху на ноябрьский Стокгольм 1981 года, в котором алкаши с ненавистью читают Достоевского, зачморенный герой скрывает энурез с помощью поролонового шарика в штанах, а жути в жизнь взрослых персонажей не меньше маниаков нагоняет советская подлодка, севшая на мель в шведских водах. Зябкая, но шикарная книга.

    Автор культовых фантастических саг и малозаметных хорроров выбился в культурную элиту, предложив читателю новый вариант конспирологии: Симмонс принялся крушить древние загадки дикими, но тщательно обоснованными способами решения. Наиболее успешным оказался первый опыт, в котором автор дважды обманывает ушлого читателя. Сначала - подсунув вместо ожидаемого триллера многословную, нудноватую и сугубо реалистическую реконструкцию отчета об арктическом походе кораблей «Эребус» и «Террор», которые сгинули в середине 19 века, отправившись на поиски Северо-Западного прохода к Канаде. По версии Симмонса, к традиционно губившим экспедиции догматичности планирования, чванливости командования и воровству поставщиков добавился главный несовместимый с жизнью фактор: живущее во льдах чудовище, которое выныривает из любого сгустка полярной ночи, походя перекусывает человека вместе с реей и любит выкладывать паззлы из фрагментов человеческих тел. Первые 500 страниц 900-страничного тома посвящены обстоятельному нагнетанию кошмара: экипаж сидит на промерзших кораблях, еженедельно сносит в кишашие крысами трюмы очередные трупы и с тоской смотрит в будущее. А читателю еще тоскливей. А потом Симмонс обманывает читателя еще раз, всунув его вместе с героями в концовку, представить которую было невозможно, и которая захватывает, как в детстве. И пугает соответственно.

    Не столько пугающий, сколько тревожно озадачивающий цикл сухих, жестких и очень цепляющих повестей, в каждой из которых герой, то комсомолец-двадцатипятитысячник, то красноармеец при летучем отряде НКВД, то спецврач, а то бомбила с грузовиком, сталкивается с чертилами и оборотнями, выскакивающими из подвалов и лесов воронежского захолустья. Многое, как положено у Щепетнева, объясняется происками Советской власти, сносящей церкви и взрывающей энергоблоки, но беспристрастному читателю автор, как, опять же, ему положено, дает понять, что большевики лишь сняли крышку с обустроенного не ими адского инкубатора. Пару раз Щепетнев, давно играющий с альтернативным течением истории, не удержался от того, чтобы грубо воткнуть классический сюжет в реальную деревенскую жизнь. Чтобы показать, например, как историю гоголевского «Вия» увидел бы левый путник, по партийной линии ночующий в церкви, пока Хому колбасят под крики «И ты, Брут!» Или как повернулись бы события в отеле «У погибшего альпиниста», если бы туда съехались естествознатцы да спецлаборанты, а вместо инопланетян шалили зомби с верволками. Вынужден доложить, что все равно ничего хорошего не вышло. Часть главных героев живой осталась - и то хлеб. Черный такой.


error: