Звук буквы а в русском языке. Парные и непарные согласные

Буквами мы обозначаем звуки речи при письме. Букву нельзя произнести или услышать, ее мы можем только написать. Одна буква может обозначать один или несколько звуком, именно поэтому звуков в русском языке больше, чем букв. В русском алфавите 33 буквы, две из них не обозначают звуков, они лишь помогают другим буквам смягчить звук или сделать его твердым.

Стоит запомнить, что буквы сами по себе не имеют никакого значения. Это просто обозначения, можно даже сказать символы, придуманные для того, чтобы записывать звуки на бумагу. Буквы не делятся на гласные, глухие, мягкие, все эти характеристики относятся к звукам. Поэтому, прежде чем обучать своего ребенка алфавиту, стоит задуматься над тем, а верно ли Вы понимаете значение звуков и букв. Ведь некоторые родители, сами того не желая, неверно обучают детей из-за чего потом возникает путаница в головах маленьких учеников.

Придя в школу, они узнают о том, что буквы сами по себе ничего не значат и произнести их нельзя. Возникает множество вопросов относительно того, что такое звуки и откуда они взялись, ведь в алфавите учили буквы, а оказалось, что без звуков их произносить нельзя. Ведь взрослые понимают все эти тонкости на подсознательном уровне, а детям так тяжело разобраться во всей этой путанице.

Звуки

Звуки – это то, что мы произносим и слышим. На письме звуки обозначаются с помощью букв, а записываются при помощи специального знака – транскрипции « […]». Звуки различают: гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.

В некоторых словах звук полностью соответствует написанной букве, т.е. т — [ т ], к — [ к ] и т.д. В других словах одна и та же буква может произноситься и слышаться по-разному. Есть также такие слова, где написанные буквы как бы выпадают при произнесении. Это значит, что на письме они есть, но не произносятся в речи. Встречаются такие случаи, когда сочетание двух или нескольких букв дает всего один звук. И, наконец, есть такие буквы, которые объединяют в себе сразу два звука. Это такие буквы как: ю, я, ё, е, й.

Произносятся звуки с помощью воздуха. При колебании воздуха и работе речевого аппарата получается звук. При произнесении гласных звуков, при выдохе для воздуха нет никаких препятствия, поэтому гласные звуки такие чистые и их можно петь. Согласные же звуки образуются тогда, когда на пути у выдыхаемого воздуха есть преграда

Главные отличия:

  • Букву нельзя произнести, а звук нельзя написать.
  • Буква – олицетворяет звук.
  • Количество звуков значительно превосходит количество букв.

Итоги

Можно сделать вывод о том, что существовать звуки без букв не могут как и буквы без звуков. Нам необходимо не только слышать, но и видеть текст. Маленькие дети сначала учатся говорить, т.е. произносить звуки, а уже потом их учат записывать то, что они сказали, т.е. делать графические записи произнесенных звуков. Иногда детям сложно понять разницу между буквой и звуком, для облегчения существует транскрипция, в которой слово расписывается по звукам. Это значит, что каждая буква записывается в соответствии с тем звуком, которые мы слышим в речи. Тогда детям становится проще увидеть тонкую грань между буквой и звуком.
Звуки и буквы не могут существовать поодиночке. Нет смысла в написании букв, если произнести их нельзя, да и какой смысл, в произнесении, если записать сказанное было бы невозможно.

Ведь человек не может запомнить всю информацию, которую он слышит в течение жизни, на помощь приходят буквы. Нельзя, также, определить, что же важнее звук или буква, потому что снова на ум приходит мысль о том, что их существование друг без друга невозможно да и просто не имеет смысла.

Фонетика - раздел русского языка, который изу­чает звуки и буквы.

Звуки речи - наименьшие звуковые единицы, ко­торые мы слышим и произносим.

Буквы - условные графические знаки, которые вы­ражают звуки речи на письме.

Обозначение буквами звуков речи на письме изучает графика.

Все звуки речи в русском языке делятся на гласные и согласные.


Гласными называются звуки, при образовании ко­торых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды.

Гласных звуков - 6: [а], [о], [э], [и], [ы], [у].

Буквы Е, Ё, Ю, Я не являются звуками. Эти йоти­рованные буквы обозначают:

Один звук после мягкого согласного: [э] - [м"эл]; [о] - [л"от]; Гу] - [л"ук]; [а] - [м"ач];

Два звука:

а) в начале слова: [йама];

б) после Ь и Ъ: [п"йут];

в) после гласного звука: [пайут].

Все гласные звуки делятся на:

Ударные;

Безударные.

Согласными называются звуки, при образовании ко­торых воздух встречает в полости рта какую-нибудь пре­граду.

Согласных звуков - 37: [б], [б"], [в], [в*], , [Д]. [дЧ. [з], [а»], [п], [п"], [ф], [фЧ, [к], [кЧ, [т], [тЧ, [с], [сЧ. [л], [лЧ, [м], [мЧ. [н], [нЧ, [р], 1рЧ> М, [хЧ, [ж], ГжЧ, [ш], [щЧ, [чЧ, [д], [йЧ.

Все согласные звуки делятся на группы:

Звонкие - глухие;

Твердые - мягкие.

Парные согласные по звонкости - глухости:

[б] [В] [г] [Д] [ж]
и [ф] [к] [т] [ш] [С]

Непарные звонкие согласные: [р], [л], [м], [н], [й]. Непарные глухие согласные: [х ], [ц], [ч], [щ]. Большинство согласных звуков имеют пары по твердости - мягкости:

[б] - - [вЧ, [Г] - [гЧ, [д] - [дЧ, - [зЧ, [К] - [к"], [л] - [лЧ, [м] - [мЧ, [Н] - [нЧ, [п] - [пЧ, [р] ~ [РЧ> [с] - [сЧ. [т] - [тЧ, [ф] - [ФЧ. W - [хЧ.

Непарные твердые согласные: [ж], [ш], [ц]. Непарные мягкие согласные: [чЧ> [щЧ» [**4-

Звонкие и глухие согласные могут оглушаться и озвончаться.

Оглушение происходит:

На конце слова: лоб [лоп];

Перед глухими согласными: лодка [лотка]. Озвончение наблюдается перед звонкими согласны­ми: молотьба [малат"ба].

1. В каком ряду во всех словах есть ударный глас­ный [О]?

а) легкий, сонный, желтый

б) черствый, дремота, простыня

в) печем, избалованный, огниво

г) четкий, донельзя, емкость

2. В каком ряду во всех словах есть гласный звук [А]?

а) мяч, лентяй, рьяный

б) святой, поклон, мята

в) клянусь, ляжет, тянет

г) ледяной, дятел, прогон

3. В каком ряду во всех словах произносится звук [Ы]?

а) цинк, мыльный, жидкий

б) чинный, цикл, демонстрация

в) жестяной, жильцы, циркуль

г) чиновник, крыльцо, дышит

4. В каком ряду во всех словах есть гласный [Э]?

а) гребень, тень, клетка

б) дремать, энциклопедия, дерево

в) плести, эра, эмоции

г) трепать, эмиграция, трель

5. Укажите, в каком слове все согласные звуки твер­дые.

б) желтизна

в) широкий

г) жернова

6. Укажите, в каком слове все согласные мягкие.

а) щуриться

б) чистить

в) мелкий

г) щетина

7. В каком ряду располагаются слова, в которых все согласные звонкие?

а) роль, йод, дружба

б) май, браво, драже

в) огород, гурьба, ноль

г) яма, бриз, боль

8. В каком ряду располагаются слова, где все согля ные глухие?

а) щука, торопиться, чек

б) цыц, стог, косить

в) шаг, пакет, ходовой

г) пес, крот, тоска

9. В каком ряду во всех словах есть звук [j]?

а) петь, яма, льняной

б) емкость, рояль, стоять

в) клев, прелесть, бьют

г) тряпка, сядет, яркий

В каком ряду во всех словах есть звук [Г]?

а) стог, город, горох

б) герб, герань, рог

в) голова, гамак, дорога

г) глушь, ворог, грузчик

11. В каком ряду во всех словах есть звук [Д]?

а) деготь, дом, род

б) мода, код, дерево

в) сода, доступ, доблестный

г) стадо, дебаты, дар

12. В каком ряду во всех словах есть звук [Д"]?

а) дьяк, дюжина, падь

б) дышать, ходить, федерация

в) деятельность, дивизия, диалог

г) диплом, полдень, труд

13. В каком ряду во всех словах есть звук [Ф]?

а) кафе, фронт, федерация

б) феномен, строфа, фикус

в) фурункул, катастрофа, факт

г) фанера, фейерверк, фельдшер

14. В каком ряду во всех словах есть звук [Ф"]?

а) футбол, дефицит, вприпрыжку

б) функция, правка, плов

в) фильм, циферблат, отправь

г) феерия, червь, вползти

15. В каком ряду во всех словах произносится звук [С]?

а) образ, глаз, матрас

б) здоровье, косьба, трасса

в) массовый, корыстный, сделать

г) сбросить, вывоз, дрозд

16. В каком ряду во всех словах произносится звук [С"]?

а) сувенир, сюрприз, счет

б) изморозь, сигнал, присесть

в) посев, сбитый, плесень

г) корсет, сейф, ситец

17. В каком раду во всех словах произносится звук [Т]?

а) огород, склад, брод

б) местный, демократия, тонус

в) опасный, тревожный, разъезд

г) трогательный, теннисный, проезд

18. В каком ряду во всех словах есть звук [Т*]?

а) карате, партер, тембр

б) табель, скатиться, убедиться

в) титульный, петь, тяжкий

г) тысяча, бороться, трон

19. В каком ряду во всех словах встречается звук [В]?

а) вера, добавить, завидовать

б) водить, оловянный, свобода

в) вширь, выдержать, готовь

г) вода, добавление, вышина

20. В каком ряду во всех словах встречается звук [Б]?

а) столб, богатый, берег

б) буравить, болезнь, подобраться

в) белеть, пробежать, бокс

г) пробка, робкий, блажь

21. В каком ряду во всех словах есть звук [Ш]?

а) шарж, шорты, шинковать

б) широкий, пробежка, вожжи

в) булочная, конечно, дрожжи

г) счастливый, шествовать, шерсть

22. В каком ряду во всех словах есть звук [Ж]?

а) жареный, стежка, живот

б) грабёж, желтый, живительный

в) кожа, жатва, рубеж

г) божественный, ухаживать, жевать

23. В каком ряду во всех словах есть звук [Ч"]7

а) черный, алчный, нарочно

б) вечность, чемодан, яичница

в) конечно, чулки, чахнуть

г) чудовище, численность, чрезмерный

24. В каком ряду во всех словах встречается звук [Щ]?

а) щавель, счастье, пощада

б) счет, щель, расчистить

в) перебежчик, щенок, плюшевый

г) грузчик, щи, широкий

25. Укажите слова, в которых букв больше, чем звуков.

а) выдающийся

б) восемьсот

в) пьедестал

г) укрываться

26. Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв.

а) расписание

б) необъятный

в) просьба

г) проезжающие

27. Укажите слова, в которых количество букв и звуков совпадает.

б) портьера

в) прилетать

г) указание

28. Укажите, в каком ряду во всех словах происходит озвончение.

а) просьба, косьба, сжал

б) свадьба, жуткий, грозди в) вокзал, гербарий, позже

г) футбол, брызжут, сожженное

29. Укажите, в каком ряду во всех словах происходит оглушение.

а) столб, низкий, ров

б) друг, испуг, косьба

в) вперед, дрожь, шефствовать

г) огород, веревка, сердце

30. Укажите случаи, в которых написание и произно­шение совпадают.

б) расплата

в) подписаться

г) обаяние

31. Укажите, в каком ряду все слова состоят из 5 зву­ков.

а) полет, пьесы, пальто

б) сапог, вожжи, драться

в) язык, съемка, ветер

г) польза, сатин, яркий

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их основными характеристиками происходит в младших классах. Более детальное изучение звуков со сложными примерами и нюансами проходит в средних и старших классах. На этой странице даются только основные знания по звукам русского языка в сжатом виде. Если вам нужно изучить устройство речевого аппарата, тональность звуков, артикуляцию, акустические составляющие и другие аспекты, выходящие за рамки современной школьной программы, обратитесь к специализированным пособиям и учебникам по фонетике.

Что такое звук?

Звук, как слово и предложение, является основной единицей языка. Однако звук не выражает какого-либо значения, но отражает звучание слова. Благодаря этому мы отличаем слова друг от друга. Слова различаются количеством звуков (порт - спорт, ворона - воронка) , набором звуков (лимон - лиман, кошка - мышка) , последовательностью звуков (нос - сон, куст - стук) вплоть до полного несовпадения звуков (лодка - катер, лес - парк) .

Какие звуки бывают?

В русском языке звуки делятся на гласные и согласные . В русском языке 33 буквы и 42 звука: 6 гласных звуков, 36 согласных звуков, 2 буквы (ь, ъ) не обозначают звука. Несоответствие в количестве букв и звуков (не считая Ь и Ъ) вызвано тем, что на 10 гласных букв приходится 6 звуков, на 21 согласную букву — 36 звуков (если учитывать все комбинации согласных звуков глухие/звонкие, мягкие/твёрдые). На письме звук указывается в квадратных скобках.
Не бывает звуков: [е], [ё], [ю], [я], [ь], [ъ], [ж’], [ш’], [ц’], [й], [ч], [щ].

Схема 1. Буквы и звуки русского языка.

Как произносятся звуки?

Звуки мы произносим при выдыхании (только в случае междометия «а-а-а», выражающем страх, звук произносится при вдыхании.). Разделение звуков на гласные и согласные связано с тем, как человек произносит их. Гласные звуки произносятся голосом за счет выдыхаемого воздуха, проходящего через напряженные голосовые связки и свободно выходящего через рот. Согласные звуки состоят из шума или сочетания голоса и шума за счет того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграду в виде смычки или зубов. Гласные звуки произносятся звонко, согласные звуки - приглушенно. Гласные звуки человек способен петь голосом (выдыхаемым воздухом), повышая или понижая тембр. Согласные звуки петь не получится, они произносятся одинаково приглушенно. Твёрдый и мягкий знаки не обозначают звуков. Их невозможно произнести как самостоятельный звук. При произнесении слова они оказывают влияние на стоящий перед ними согласный, делают мягким или твёрдым.

Транскрипция слова

Транскрипция слова - запись звуков в слове, то есть фактически запись того, как слово правильно произносится. Звуки заключаются в квадратные скобки. Сравните: а - буква, [а] - звук. Мягкость согласных обозначается апострофом: п - буква, [п] - твёрдый звук, [п’] - мягкий звук. Звонкие и глухие согласные на письме никак не обозначаются. Транскрипция слова записывается в квадратных скобках. Примеры: дверь → [дв’эр’], колючка → [кал’уч’ка]. Иногда в транскрипции указывают ударение - апострофом перед гласным ударным звуком.

Нет чёткого сопоставления букв и звуков. В русском языке много случаев подмены гласных звуков в зависимости от места ударения слова, подмены согласных или выпадения согласных звуков в определённых сочетаниях. При составлении транскрипции слова учитывают правила фонетики .

Цветовая схема

В фонетическом разборе слова иногда рисуют цветовые схемы: буквы разрисовывают разными цветами в зависимости от того, какой звук они означают. Цвета отражают фонетические характеристики звуков и помогают наглядно увидеть, как слово произносится и из каких звуков оно состоит.

Красным фоном помечаются все гласные буквы (ударные и безударные). Зелёно-красным помечаются йотированные гласные: зелёный цвет означает мягкий согласный звук [й‘], красный цвет означает следующий за ним гласный. Согласные буквы, имеющие твёрдые звуки, окрашиваются синим цветом. Согласные буквы, имеющие мягкие звуки, окрашиваются зелёным цветом. Мягкий и твёрдый знаки окрашивают серым цветом или не окрашивают вовсе.

Обозначения:
— гласная, — йотированная, — твёрдая согласная, — мягкая согласная, — мягкая или твёрдая согласная.

Примечание. Сине-зелёный цвет в схемах при фонетических разборах не используется, так как согласный звук не может быть одновременно мягким и твёрдым. Сине-зелёный цвет в таблице выше использован лишь для демонстрации того, что звук может быть либо мягким, либо твёрдым.

  1. А а а
  2. Б б бэ
  3. В в вэ
  4. Г г гэ
  5. Д д дэ
  6. Е е е
  7. Ё ё ё
  8. Ж ж жэ
  9. З з зэ
  10. И и и
  11. Й й и краткое
  12. К к ка
  13. Л л эль
  14. М м эм
  15. Н н эн
  16. О о о
  17. П п пэ
  18. Р р эр
  19. С с эс
  20. Т т тэ
  21. У у у
  22. Ф ф эф
  23. Х х ха
  24. Ц ц це
  25. Ч ч че
  26. Ш ш ша
  27. Щ щ ща
  28. ъ твёрдый знак
  29. Ы ы ы
  30. ь мягкий знак
  31. Э э э
  32. Ю ю ю
  33. Я я я

42 звука
6 гласных 36 согласных
[а] [и] [о] [у] [ы] [э] Парные Непарные
Ударные Безударные Звонкие Глухие Звонкие Глухие
[б] [б"]
[в] [в"]
[г] [г"]
[д] [д"]
[ж]
[з] [з"]
[п] [п"]
[ф] [ф"]
[к] [к"]
[т] [т"]
[ш]
[с] [с"]
[й"]
[л] [л"]
[м] [м"]
[н] [н"]
[р] [р"]
[х] [х"]
[ц]
[ч"]
[щ"]
Парные Непарные
Твёрдые Мягкие Твёрдые Мягкие
[б]
[в]
[г]
[д]
[з]
[к]
[л]
[м]
[н]
[п]
[р]
[с]
[т]
[ф]
[х]
[б"]
[в"]
[г"]
[д"]
[з"]
[к"]
[л"]
[м"]
[н"]
[п"]
[р"]
[с"]
[т"]
[ф"]
[х"]
[ж]
[ц]
[ш]
[й"]
[ч"]
[щ"]

Чем буквы отличаются от звуков

Звук - это упругие колебания в какой-либо среде. Звуки мы слышим и можем их создавать среди прочего с помощью речевого аппарата (губы, язык и т. п.).

Буква - это символ алфавита. Имеет прописной (искл., ь и ъ) и строчный вариант. Часто буква является графическим изображением соответствующего звука речи. Буквы мы видим и пишем. Чтобы на письме не сказывались особенности произношения, разработаны правила орфографии,определяющие какие буквы должны быть использованы в рассматриваемом слове. Точную запись произношения слова можно узнать в фонетической транскрипции слова, которая показана в квадратных скобках в словарях.

Гласные буквы и звуки

Гласные звуки («глас» - это старославянское «голос») - это звуки [а] , [и] , [о] , [у] , [ы] , [э] , при создании которых участвуют голосовые связки, а на пути выдыхаемого воздуха не воздвигается преграда. Эти звуки поются: [ааааааа] , [иииииии] …

Гласные звуки обозначаются буквами а, е, ё , и, о, у, ы, э, ю, я. Буквы е, ё , ю, я называются йотированными. Они обозначают два звука, первый из которых [й"] , когда

  1. стоят первыми в фонетическом слове е ле [й" э ́л"э] (3 буквы, 4 звука) е щё [й" и щ"о́] (3 буквы, 4 звука) ё ж [й" о ́ш] (2 буквы, 3 звука) Ю ля [й" у ́л"а] (3 буквы, 4 звука) я блоко [й" а ́блака] (6 букв, 7 звуков) я ичко [й" и и́ч"ка] (5 букв, 6 звуков)
  2. следуют после гласных птицее д [пт"ицый" э ́т] (7 букв, 8 звуков) её [йий" о ́] (2 буквы, 4 звука) каю та [кай" у ́та] (5 букв, 6 звуков) синяя [с"и́н"ий" а ] (5 букв, 6 звуков)
  3. следуют после ь и ъ въе зд [вй" э ́ст] (5 букв, 5 звуков) подъё м [падй" о ́м] (6 букв, 6 звуков) лью [л"й" у ́] (3 буквы, 3 звука) крылья [кры́л"й" а ] (6 букв, 6 звуков)

Буква и также обозначает два звука, первый из которых [й"] , когда

  1. следует после ь соловьи [салав"й" и ́] (7 букв, 7 звуков)

В слове гласные звуки, выделенные при произнесении, называются ударными, а не выделенные - безударными. Звуки под ударением чаще всего как слышатся, так и пишутся. Чтобы проверить что за букву нужно поставить в слове, следует подобрать однокоренное слово, в котором искомый безударный звук будет под ударением.

Бе гущий [б"игу́ щ"ий"] - бе г [б"э́ к] го ра [гара́ ] - го ры [го́ ры]

Два слова, объединённые единым ударением составляют одно фонетическое слово.

В сад [фса́т]

Слогов в слове столько, сколько гласных букв. Деление слова на слоги может не соответствовать делению при переносе.

е -ё (2 слога) то -чка (2 слога) о -де -ва -ться (4 слога)

Согласные буквы и звуки

Согласные звуки - это звуки, при создании которых на пути выдыхаемого воздуха воздвигается преграда.

Звонкие согласные произносятся с участием голоса, а глухие согласные без него. Разницу легко услышать в парных согласных, например, [п] - [б] , при проговаривании которых губы и язык находятся в одинаковом положении.

Мягкие согласные произносятся с участием средней части языка и в транскрипции обозначаются апострофом " , что происходит, когда согласные

  1. являются всегда мягкими [й"] , [ч"] , [щ"] ай [а́й" ] (2 буквы, 2 звука) луч [лу́ч" ] (3 буквы, 3 звука) лещ [л"э́щ" ] (3 буквы, 3 звука)
  2. следуют перед буквами е, ё , и, ю, я, ь (искл., всегда твёрдые [ж] , [ц] , [ш] и в заимствованных словах) мель [м" э́л" ] (4 буквы, 3 звука) тётя [т" о́т" а] (4 буквы, 4 звука) люди [л" у́д" и] (4 буквы, 4 звука) жизнь [ж ы́з"н"] (5 букв, 4 звука) цирк [ц ы́рк] (4 буквы, 4 звука) шея [ш э́йа] (3 буквы, 4 звука) темп [т э́мп] (4 буквы, 4 звука)
  3. следуют перед мягкими согласными (некоторые случаи) блинчик [бл"и́н" ч"ик]

В остальном согласные звуки преимущественно будут твёрдыми.

К шипящим согласным относятся звуки [ж] , [ш] , [ч"] , [щ"] . Логопеды правят их произношение предпоследними: язык должен быть сильным и гибким, чтобы сопротивляться выдыхаемому воздуху и удерживаться у нёба в форме чашечки. Последними на очереди всегда стоят вибрирующие [р] и [р"] .

Нужна ли фонетика школьнику?

Без деления на гласные, согласные, ударные, безударные, конечно, нельзя. Но транскрипция - это явный перебор.

Фонетический разбор слов обязаны знать логопеды и вероятно он может пригодиться иностранцам.

Ученикам (с 1 класса!), которые ещё не освоили правила орфографии, довольно углубленное изучение фонетики лишь мешает, запутывает и способствует неправильному запоминанию написания слов. Именно «бэк» ребёнок будет ассоциировать с произнесённым «бег».

Важнейшей частью речи являются слова, их мы произносим, пишем и читаем, из них складываем фразы и предложения. Они состоят из букв и звуков, которые настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы их почти не замечаем.

Буквы и звуки - не одно и то же, хотя и представляют собой тесно взаимосвязанные понятия. Буквы мы пишем, видим и читаем, а звуки - произносим и слышим. Буквы - это графические письменные символы, в то время как звуки - акустическая составляющая слов и человеческой речи в целом. В различных словах одной и той же букве иногда соответствуют разные звуки.

«Вначале было слово. Потом слова, слова, слова…» (авт. Владимир Колечицкий).

«Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины и вдохновения, которым он обладает, — другим людям». (авт. В. Короленко).

Изучением букв и звуков занимаются различные разделы языковой науки. Звуки изучает фонетика , а буквенные символы - графика . Правописание букв прерогатива орфографии .

Совокупность букв любого языка составляет его алфавит. Буквы русского языка делятся на согласные звуки, гласные и вспомогательные. К вспомогательным относятся не несущие звуковой информации — твёрдый и мягкий знак.

Согласные буквы и звуки русского алфавита

Согласные звуки и буквы характеризуются тем, что во время их произнесения на пути воздуха в ротовой полости возникает определённое препятствие. Вследствие этого, в акустическом звучании согласных обязательно присутствует шум. Название «согласные» получили потому, что почти всегда стоят рядом с гласными или в одном слове с ними.

Всего в русском языке 21 согласная буква:

б в г д ж з й
к л м н п р с
т ф х ц ч ш щ

Ещё одна характерная особенность согласных - их невозможно произнести нараспев. Произношение шипящих согласных растянуть можно (например: с , ф , ш , щ ), но «пения» не получится.

Как было отмечено выше, согласные в словах почти всегда соседствуют с гласными. Однако, существует ограниченное число слов, которые состоят только из согласных. Наряду с предлогами к , с или частицей б , это некоторые иноязычные имена собственные (Крч - район Праги; армянское имя Мкртч , которое в русском языке иногда пишут с гласной - для благозвучия), а также междометия типа брр или тсс .

Классификация согласных букв и звуков в русском языке производится на основе акустических критериев.

Звонкие и глухие согласные

Те согласные, произношение которых состоит только из шума, называются глухими. В отличие от них, согласные, образованные звуком и шумом - называются звонкими.

Особняком стоит буква й (и краткая). По акустическому звучанию её относят к звонким согласным, однако, изолированное произнесение её невозможно. Буква й может произноситься только вместе с предшествующим либо последующим гласным звуком, например [йы] , [ий] и т. д.

Парные и непарные согласные

Большинству звонких согласных соответствуют определённые глухие. Такие созвучные друг другу буквы называются парными . Есть и согласные, которые не имеют пары. Среди них также есть глухие и звонкие, и они называются непарными .

Парные звонкие и глухие Непарные звонкие Непарные глухие
б - п л х
в - ф м ц
г - к н ч
д - т р щ
ж - ш й
з - с

Мягкие и твёрдые согласные

Произношение согласных в словах может быть твёрдым либо мягким. Если звук произносится мягко, то язык при этом слегка выдвигается вперёд, приближаясь к верхнему нёбу или касаясь его. При произнесении твёрдых звуков выдвижения языка вперёд не происходит (но язык может касаться верхнего нёба за счёт движения вверх).

Большинство согласных букв образуют как твёрдые, так и мягкие звуки, но есть и некоторые исключения. В частности, буквы ж , ц , ш всегда имеют твёрдое звучание, а буквы й , ч , щ - мягкое.

В остальных случаях твёрдость или мягкость согласных определяется тем, какая буква идёт вслед за ними.

Если согласная сопровождается буквами а , о , у , э , ы , ъ - тогда получается твёрдый звук. То же самое, если согласная стоит в конце слова или после неё идёт другая согласная.

Если же согласная сопровождается буквами е , ё , и , ю , я , ь - тогда её звучание будет мягким.
Видео урок

Шипящие и свистящие согласные

Некоторые из согласных в русском языке по произношению напоминают шипение. Это звуки ж , ш , щ , ч , которые называют шипящими согласными.

Другая группа согласных звуков при выходе из ротовой полости образует акустические колебания, напоминающие свист. Это звуки з , с , ц — свистящие.

Особенно заметны свойства шипящих и свистящих согласных при их длительном произношении.

Одна из важных особенностей этих звуков состоит в том, что именно с их произношением связана большая часть речевых дефектов. По этой причине работе с шипящими и свистящими согласными следует уделить особое внимание при обучении детей. Важно отметить, что недостатки речи, связанные с этими звуками, могут поддаваться логопедической коррекции.

Гласные русские буквы и звуки

В отличие от согласных звуков и букв, характерной особенностью гласных является то, что воздух при их произношении проходит через ротовую полость свободно. В результате гласные звуки можно не только легко растягивать, но и произносить нараспев. Ещё одна отличительная особенность - их можно произносить сколько угодно громко, во всю силу голоса.

Посредством гласных букв и звуков согласные соединяются в слоги. В каждом слоге присутствует только одна гласная. Количество прочих букв - согласных, твёрдого и мягкого знаков - может быть различным. Слова могут состоять из одного или нескольких слогов: рос-пись , по-лом-ка , двор , кар-ти-на .

Количество гласных букв в русском языке - 10:

а е ё и о у ы э ю я

А гласных звуков всего 6: [а] , [и] , [о] , [у] , [ы] , [э] . Соответствующие им гласные буквы являются однозвучными. Остальные 4 гласные буквы - е , ё , ю , я - двузвучные, и отдельно произносятся как [йэ] , [йо] , [йу] , [йа] . В то же время в словах эти буквы означают один звук (примеры: белка, мячик, пошёл, ключ).

Как и в случае с согласными, имеется некоторое количество русских слов, состоящих только из гласных звуков. Это местоимения — я , её ; союзы — и , а ; предлоги — у , о ; междометия — э , ау .

Ударные и безударные гласные

В словах гласные звуки могут быть ударными и безударными.

  • Если гласная в слове находится под ударением, она читается более отчётливо, с большим акцентом и чуть более протяжно.
  • При отсутствии ударения гласные в словах читаются менее чётко. Соответственно, безударное положение является для них слабой позицией, а положение в ударном слоге - сильной позицией.

Как правило, в традиционном письме ударения в словах не отмечаются. При необходимости их обозначают знаком «акут» - маленьким «/» штрихом над гласной буквой.

Видео урок

Обозначения звуков при фонетическом разборе слова

Фонетический или звуковой разбор слова служит целью отобразить и разобрать его правильное произношение. Фонетически обозначаться могут как слова, так и отдельные буквы.

Обозначения звуков, в отличие от букв, заключаются в квадратные скобки. Графическая запись произношения слова носит название транскрипции.

Основные правила, в соответствии с которыми обозначаются звуки при фонетическом разборе слова, следующие:

  • Твёрдость согласных не имеет какого-либо обозначения, но мягкость отображается знаком апострофа. Например, если [б] - твёрдый звук, то [б’] - мягкий.
  • Долгое звучание в транскрипции обозначается двоеточием, например: касса - [кас:а] .
  • Не всегда, но часто в транскрипции слов ставится ударение. Например: волна - [вална́] .
  • Мягкий знак и твёрдый знак не имеют звукового произношения, поэтому и отображения при фонетическом разборе нет.

Видео урок

Как научить детей различать твёрдые и мягкие звуки

Иногда у детей могут возникать затруднения при различении твёрдых и мягких согласных. В этом случае есть некоторые приёмы, облегчающие усвоение темы.

Прежде всего, нужно объяснить ребёнку, что понятия твёрдости и мягкости относятся не к согласным буквам, а к их звукам. И что одна и та же буква может звучать как твёрдо, так и мягко. Приведу пример: «б » — слова баран — белый, «р » - работа — ремень, «л » - лошадь — лебедь.

Объясняя буквы-исключения, для лучшего запоминания их рекомендуется записать так:

  • й , ч , щ
  • ж , ш , ц

Нужно дать понять ребёнку, что подчёркнутые буквы как бы «сидят на подушечках» - подушечки мягкие и буквы тоже мягкие.

Чтобы ребёнок хорошо запомнил, перед какими гласными буква становится твёрдой или мягкой, можно использовать следующий приём: вначале с серьёзным выражением лица читать слог с твёрдой согласной - а после, с улыбкой на лице, прочесть другой слог, где эта согласная мягкая. Затем, то же самое проделать с другими буквами и слогами. Например: ла ля , му ми , зо зя , бо бю , ры рё и т. д. Мягкое произношение хорошо ассоциируется у ребёнка с улыбкой, а твёрдое - с серьёзностью и строгостью, что позволяет ассоциативно запомнить материал.

Постепенно нужно совершенствовать навыки, и проделывать те же упражнения с простыми словами, такими как: мама , пап а - дядя , тётя и т. д. По мере запоминания, от простых слов следует переходить к более сложным. Разъяснения и упражнения необходимо постепенно чередовать с заданиями: писать слова, а затем спрашивать, какие согласные в них твёрдые, а какие мягкие.

Можно предложить и другое упражнение: сделать таблички со словами, в которых мягкие согласные написаны одним цветом, а твёрдые - другим. Например:

  • Н О С И К
  • К О В Ё Р
  • Ч И СЛ О
  • Т Ё ПЛ Ы Й

Существует немало вариантов, но желательно выбирать среди них те, что больше нравится ребёнку. Это способствует лучшему восприятию материала, его запоминанию и практическому усвоению.

Видео урок

Немного занимательной и полезной информации

  • Звуки и слова могут образовываться и без участия человека. Известный всем пример - произнесение слов птицами семейства попугаев. Что же касается отдельных звуков, то они могут появляться и в неживой природе - при шелесте листвы, порывах ветра, плескании волн. Этого нельзя сказать о буквах - ведь буквенным обозначением может быть признано только осмысленное их написание, а это свойственно только людям.
  • Несмотря на небольшое число слов, состоящих только из гласных, из них можно составить предложение: «Э, а я?»
  • Почти все слова русского языка, содержащие букву «ф », имеют иноязычное происхождение. Лишь в отношении редких слов (например: филин) предполагается русское происхождение, но точно это не доказано.
  • Все слова, начинающиеся на букву «й », также иноязычные. Например: йод, йогурт, йота, Йемен, Йокогама, Йоркшир и т. д.
  • Буква «ё » в словах почти всегда несёт на себе ударение. Исключений из этого правила очень мало - это слова иностранного происхождения (кёнигсбе́ргские сёрфинги́сты ), а также сложные слова, в составе которых присутствуют числительные трёх- или четырёх — (двадцатитрёхзна́чный , четырёхдве́рный , трёхты́сячный ). Также следует отметить те редкие ситуации, когда в одном слове имеются две буквы «ё », одна из которых становится ударной, а другая - безударной (трёхзвё́здочный , четырёхколё́сный , самолётоподъё́мник , трёхрублё́вка ).
  • В русском языке много слов с необычными буквенными комбинациями. Например, слова, в которых трижды подряд повторяется одна и та же гласная: змееед , зоообъединение , длинношеее . Слово с 7 согласными подряд: контрвстреча (возможно, окказионализм ). Слова с тремя мягкими знаками: обольстительность , уменьшительность , мультифункциональность , прельстительность и т. д. Слово с двумя мягкими и одним твёрдым знаком: фельдъегерь . Односложное слово из 8 букв: вскользь . Можно привести и много других интересных примеров.
  • Любая буква имеют определённую частоту повторений, наиболее употребляемые буквы в русском языке - о , е , а , и , т , н , с , р . Этот феномен применяется для распознавания шифрограмм.

Знание букв и звуков, их написание и произношение является основой языковой грамотности. В свою очередь, хорошее владение разговорным и письменным языком - один из показателей эрудиции человека, а навыки чтения и понимания текста - основа для познания других наук. Ведь львиная доля информации в современном мире постигается путём прочтения или прослушивания, и лишь небольшая её часть - через личный опыт.

error: