Если ребенок смягчает согласные звуки. Консультация для родителей «профилактика нарушения письменной речи

Обычно этот звук «Л» ставится легко и быстро, но при условии очень точного и правильного выполнения упражнений например по нашей методике. Все упражнения выполняются перед зеркалом, для того, чтобы можно было проконтролировать положение губ и языка ребенка.

Итак, обо всём по порядку. Для того чтобы правильно произнести звук «Л» губы должны быть в улыбке, зубы не сомкнуты, расстояние между нижними и верхними зубами около 1 сантиметра. Кончик языка упирается в верхние зубки. Дети обычно либо пропускают этот звук, либо заменяют его звуками — Ы, Й, Ль, или В. Если спинка языка приподнята, а кончик языка опущен и отодвинут от зубов, то звук «Л» заменяется звуками «Ы» или «Й». Если кончик языка вверху, но отодвинут от зубов, то получается звук «Ль». Если ребёнок поднимает нижнюю губу к верхним зубам, то вместо звука «Л» слышен звук «В».

А теперь приступим к выполнению артикуляционных упражнений языка, чтобы исправить мягкий звук «Л» на твердый.

Упражнения для губ:

Заборчик — Зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке. Верхние и нижние зубки хорошо видны. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

Телевизор — Зубы сомкнуты и видны, верхняя и нижняя губы приподняты, уголки губ сдвинуты к центру. Губы образуют широкий квадрат, как при звуке «Ш». Хорошо видны два верхних и 4 нижних зуба. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

Улыбка — Губы сомкнуты и растянуты в широкой улыбке. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

Хоботок — Губы сомкнуты, уголки губ сдвинуты к центру. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

Кролик — Губы сомкнуты и растянуты в широкой улыбке. Опустить нижнюю губу так, чтобы были видны только нижние зубки, а верхние были закрыты верхней губой. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

Каждое упражнение необходимо повторить 4-5 раз.


Затем необходимо чередовать упражнения парами:

Заборчик — Телевизор, Улыбка — Хоботок, Улыбка — Кролик. Сначала чередовать в медленном темпе, повторить всё 5-6 раз, каждое положении губ удерживать неподвижно 2-3 секунды. Затем чередовать в быстром темпе 5-6 раз.

Постановка звука «Л»

Песенка ослика — Рот слегка приоткрыт, губы в широкой улыбке, верхние и нижние зубки хорошо видны. Тянуть звук «Ы- Ы- Ы». (Возможные ошибки - звук «Ы- Ы» произносится «в нос». Для проверки правильного звучания приложите тыльную сторону кисти руки к горлышку ребёнка и почувствуйте лёгкую вибрацию). Затем широко откройте рот и добавьте звук «А-А-А». Слитно произносите слог -ЫА-, оба звука тянуть. (Возможные ошибки - замена звука -А- на звук -Я-).

Повторите слог «ЫА» несколько раз и убедитесь в том, что оба звука произносятся правильно. Затем зажмите кончик языка зубками (положение губ не менять) и произносите слог -ЫА- , оба звука тянуть, при звуке -А- рот широко открыть. Если оба звука произносятся правильно, то будет слышен слог «ЛА». Обратите особое внимание на то, чтобы нижняя губа не поднималась, иначе вместо «ЛА» получится слог «ВА». Если вместо «ЛА» слышен слог «ЛЯ», то следует несколько раз повторить слог «ЫА, не зажимая кончик языка зубами убедится в том, что звук «А» не заменяется на звук «Я».

Очень часто ребёнок, услышав получившийся слог «ЛА», непроизвольно пытается сказать слог «ЛА» вместо «ЫА» и у него получается, привычно искажённый звук «Л». Поэтому первое время, выполняя упражнение, желательно чтобы Вы предлагали ребёнку сказать «ЫА», а не «ЛА».

Получившийся слог «ЛА» нужно повторять много раз, для закрепления правильного произношения. Чтобы повторять было интересно, поиграйте в игру «Тир». Игра «Тир» - на листке бумаги нарисуйте 10 кружков-мишеней. Повторяйте слог «Ла». Если слог сказан правильно, то в мишень попали - зачеркните 1 кружок, если слог «ЛА» произнесён неправильно, то поставьте точку рядом с кружком- мишенью, для обозначения промаха. Заранее договоритесь с ребёнком о том, что после скольких «промахов» вы переходите к следующей мишени. Закончив, посчитайте количество поражённых мишеней и промахов. Повторите игру 3-5 раз и сравните результаты. Сначала повторяйте слог «ЛА» по одному, а затем группами по 2-3 слога. Можно рисовать мишени из 2-3 кружков.

Добившись совершенно правильного произношения слога «ЛА», переходите к отработке правильного произношения слогов «ЛО, ЛУ, ЛЭ, ЛЫ». Следите за тем, чтобы кончик языка был зажат зубами. Чаще всего вызывает затруднение правильное произношение слога «ЛУ», так как необходимо изменить положение губ.


Когда ребёнок научится произносить все эти слоги, можно переходить к произношению слов со звуком «Л». Сначала следует повторять слова начинающихся со звука «Л». В этих словах легче правильно произнести правильно звук «Л», так как ребёнок зажимает зубами кончик языка, произносит этот звук и только потом всё слово. Сложнее произнести слово после предлога, ведь в этом случае необходимо, чтобы сразу же после произнесения предыдущего звука губы и язык быстро заняли правильное положение для звука Л». Поэтому лучше сначала повторять отдельные слова со звуком «Л». Выберите 10-15 слов которые начинаются со слога «ЛА» и повторяйте их так (звук «Л» тянуть, добиваться чёткого твёрдого «Л»):

— 1-й раз - звук - слог - слово (ЛЛ - ЛЛА - ЛЛАк, ЛЛ - ЛЛА - ЛЛАпа, ЛЛ - ЛЛА - ЛЛАмпа и так далее);

— 2-й раз - слог-слово (ЛЛА - ЛЛАк, ЛЛА - ЛЛАпа, ЛЛА - ЛЛАмпа и так далее.);

— 3-й раз - по одному слову, звук «Л» тянуть;

— 4-й раз - игра «исправь взрослого» - Вы повторяете слова, чередуя, правильное и искажённое «Л». Ребёнок должен определить, правильно ли сказано слово и, повторить его правильно;

— 5-й раз - группами по 3 слова (1-е, 2-е, 3-е слово, 2-е, 3-е, 4-е слово, 3-е, 4-е, 5-е слово и т.д.). Это задание самое сложное, так как ребёнок стара

Если ребёнку легко даётся правильное произношение звука «Л», то можно начать со второго задания (слог - слово).

Вот примерный набор слов для отработки звука «Л»

На первом этапе, повторяя слоги и слова, зажимайте кончик языка при звуке «Л». Но это положение язычка является подготовительным. При правильном положении кончик языка находится за зубами и упирается в верхние передние зубы. Поэтому постепенно пробуйте переводить язык за зубки и старайтесь добиться чёткого твёрдого звука «Л» при правильном положении языка.

Очень хороший, последовательно подобранный и разнообразный речевой материал можно найти в книге Ю.Б. Норкиной «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми» выпуск 1, звук «Л». Кроме слов, предложений, стихов и рассказов в книге много упражнений для формирования правильного грамматического строя речи, а также задания для развития связной речи ребенка.

План

1. Дефекты твердости и смягчения согласных звуков.

2. Методы исправления дефектов смягчения и твердости со­
гласных звуков.

Методические указания и дополнительный материал

При ответе на первый пункт плана обратите внимание на то, что в произношении согласных звуков, имеющих твердую и мягкую пару, наблюдаются дефекты твердости и смягчения согласных звуков.

Большинство согласных звуков русского языка имеет пар­ные мягкие звуки ([п] - [п"], [р] - [р"] и т.д.). Исключением являются звуки [ш], [ж], [ц], не имеющие мягких пар, и звуки [ч], [щ], [j], не имеющие твердых пар.

Переход твердого согласного звука в мягкий зависит от на­пряжения и подъема средней части языка к нёбу.

Факторами, предрасполагающими к возникновению дефек­тов твердости и смягчения согласных звуков, могут быть:

Неправильная форма твердого нёба, когда оно оказыва­
ется слишком узким и высоким;

Слабость мышц языка;

Несформированность фонематических процессов;

Снижение физического слуха.

Возможны три варианта дефектов твердости и смягчения со­гласных звуков:

а) замены мягких согласных звуков в речи их парными твер­
дыми звуками (масо - «мясо», пат - «пять» и т.д.);

б) смягчение твердых согласных, замена их парными мяг­
кими («дом» - дем, «заяц» - зяяць, «тарелка» - тярелка
и т.д.);

в) смешение твердых и мягких звуков в речи, т.е. наряду с
правильным произношением твердых и мягких согласных на­
блюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону.

Если первые два варианта по своей структуре относятся к фо-нетико-фонематическим дефектам, то третий вариант являет-


ся фонематическим, так как изолированно и твердые, и мяг­кие парные звуки артикулируются правильно.

Подготовительные упражнения для постановки мягких зву­ков -выгибание средней части спинки языка и ее опускание.

Отвечая на второй вопрос, перечислите и охарактеризуйте все существующие приемы исправления дефектов смягчения и твердости согласных звуков.

Прием, основанный на подражании, предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонема­ми {па - пя, ма - мя, фа - фя, ana - апя, ама - амя, афа - афя и т.д.). Следует пояснить ребенку, что при произнесении твердых губных звуков язык имеет плоскую форму, тогда как при произнесении мягких звуков кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зеркалом различие в положении языка и побудить его воспроизвести увиденное.

Далее следует повторение за логопедом слогов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па - пя, ana - апя, an - апь, та - тя, ата - атя, am - атъ, ма - мя, ама - амя и др. В случае успешного воспроизведения ре­бенком мягких согласных звуков целесообразно сразу исполь­зовать слова с мягкими согласными.

Если прямое подражание окажется неэффективным, можно попробовать обходной путь. Ребенку предлагают:

Длительно произнести гласный [и], а затем слог пи;

При наличии смягчения несколько раз повторить тот
же слог шепотом, постепенно укорачивая [и], в резуль­
тате чего может получиться отчетливое [п"], с некото­
рым придыханием;

Перейти к звукосочетанию апи, которое следует про­
износить вначале громко, затем шепотом и, наконец,
так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а
второй шепотом и кратко. Так можно получить соче­
тание апъ;

Закрепив полученный мягкий звук [п] - [п"], можно
переходить к открытому слогу пя, сначала отделяя со­
гласную фонему от гласной ([п"] - [а]), а потом сли­
вая их;

Затем вводить слоги и слова с другими гласными.


В качестве исходных используются согласные [т], [д], [н], так как эти звуки просты по своим укладам, и, следователь­но, их произношение ребенком наиболее верно. Кроме того, они произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что позво­ляет наиболее наглядно показать изменения в положении средней части языка при переходе звука [т] к [т"], [д] к [д"], [н] к [н"].

та (тя, тя, тя).

Аналогичным путем из слога am получают слог ать.

Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков прин­цип образования мягких согласных от парных твердых путем подъема спинки языка к нёбу, ребенок легче овладевает про­изношением других мягких звуков, которое целесообразно ста­вить в следующем порядке: [ф"], [в"], [п"], [б"], [м"], [с"], [з"], , [л"].

(Pay ФА., Pay Ф.Ф.


Дополнительные вопросы





ните, как и почему.



нения.



дования?



чения согласных звуков.



В качестве исходных используются согласные [т], [д], [н], так как эти звуки просты по своим укладам, и, следователь­но, их произношение ребенком наиболее верно. Кроме того, они произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что позво­ляет наиболее наглядно показать изменения в положении средней части языка при переходе звука [т] к [т"], [д] к [д"] ; [н] к [н"].

Предложив ребенку несколько раз произнести звук [т] или слог та и удерживая при этом кончик языка шпателем за ниж­ними резцами (прижимая передний край языка), можно авто­матически получить звук [т"] в изолированном виде ([т"], [т"], [т"]) или в открытом слоге (тя, тя, тя). Такой эффект достига­ется тем, что механическое удерживание языка внизу приво­дит к образованию смычки с помощью его спинки, что, в свою очередь, неизбежно вызывает подъем спинки языка к нёбу.

Аналогичным путем из слога am получают слог ать. Такой способ постановки [т"] представляет собой не что иное, как вы­полнение первого этапа механической постановки [т"] от [т].

После того как в результате упражнений с помощью шпате­ля, а затем и собственного пальца ребенка артикуляция будет закреплена, следует отказаться от механических средств и про­должать упражнения на основе самостоятельного воспроизве­дения звука [т"] в слогах и словах.

Тот же механический способ применяется при постановке звуков [д"] от [д], [н"] от [н].

Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков прин­цип образования мягких согласных от парных твердых путем подъема спинки языка к нёбу, ребенок легче овладевает про­изношением других мягких звуков, которое целесообразно ста­вить в следующем порядке: [ф"], [в"], [п"], [б"], [м"], [с"], [з"],

Что касается звуков [к"], [г"], [х"], то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они, как правило, встречаются лишь перед гласными [и], [э] («кирпич»,

Такая последовательность постановки смягчения была рекомендована Ф.А. Pay (Pay ФА., Pay Ф.Ф. Методика обучения глухонемых произноше­нию. - М., 1958).


«гиря», «хитрый», «на руке», «на ноге», «о петухе» и т.п.) и усваиваются в этой позиции (особенно перед звуком [и]) без труда.

После автоматизации мягких звуков на материале слов, сло­гов и фраз необходимо перейти к их дифференциации с соот­ветствующими твердыми звуками.

Дефекты твердости согласных звуков, проявляющиеся в за­менах твердых согласных парными мягкими звуками, устра­няются после постановки и автоматизации твердых звуков (по известным методикам), а затем - их дифференциации с мяг­кими вариантами (изолированно, в слогах, словах, фразах).

Дополнительные вопросы

1. Объясните, чем отличаются характеристики твердых зву­
ков от характеристики их мягких пар.

2. Расскажите, какие дефекты твердости и смягчения со­
гласных звуков вы знаете; приведите примеры.

3. Будут ли отражаться недостатки твердости и смягчения
согласных звуков на состоянии письменной речи ребенка в пе­
риод обучения в школе? Если вы считаете, что будут, то объяс­
ните, как и почему.

4. Нужно ли при недостатках твердости и смягчения соглас­
ных звуков обследовать строение и функции артикуляционно­
го аппарата? Если нужно, то назовите соответствующие упраж­
нения.

5. Необходимо ли при недостатках твердости и смягчения
согласных звуков обследовать состояние физического и фоне­
матического слуха? Какие упражнения вы подберете для обсле­
дования?

6. Вспомните причины недостатков твердости и смягчения
согласных звуков и исходя из этого сформулируйте основные
направления их коррекции. Осветите особенности подготови­
тельного этапа при коррекции недостатков твердости и смяг­
чения согласных звуков.

7. Какие приемы коррекции недостатков твердости и мяг­
кости согласных построены на подражании (с опорой на зри­
тельный, слуховой, кинестетический анализаторы)?

8. Назовите приемы коррекции недостатков твердости и
мягкости согласных, построенные на использовании механи­
ческой помощи? В чем они заключаются?



Карточка 11.1.

Не имеют мягкой пары звуки:

Карточка 11.2.

Не имеют твердой пары звуки:

Карточка 11.3.

Факторами, предрасполагающими к возникновению дефектов твер­дости и смягчения согласных зву­ков, являются:

Карточка 11.4.

Отличие в артикуляции твердого и мягкого парных звуков опреде­ляется.

Специфический дефект произношения мягких согласных заклю­чается в замене их парными твердыми («дада», «тота», «утук», «фонар» вместо дядя, тетя, утюг, фонарь). Прием исправления дан­ного дефекта, основанный на подражании, предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами (па-пя, ма-мя, фа-фя, апа-апя, ама-амя, афа-афя и т.п.). Следует пояс­нить ребенку, что при произнесении твердых губных звуков язык имеет плоскую форму, тогда как при произнесении мягких звуков кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зерка­лом различие в положении языка и побудить его воспроизвести уви­денное.

Далее следует подробное повторение за логопедом слогов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па-пя, апа-апя, ап-апь, та-тя, ата-атя, ат-ать, ма-мя, ама-амя, фа-фя, афа-афя, аф-афь и др. В случае успешного воспроизведения ребен­ком мягких согласных звуков целесообразно сразу же использовать слова с мягкими согласными (пять, Катя, мяч и т.п.).

Если прямое подражание окажется неэффективным, можно по­пробовать обходной путь. Ребенку предлагают произнести гласный и , а затем слог пи. При наличии смягчения фонемы п в позиции перед гласным и надо предложить ребенку несколько раз повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая и, в результате чего может получиться отчетливое п" , с некоторым придыханием. Тогда следует перейти к звукосочетанию апи, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом и, наконец, так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй - шепотом и кратко. Так можно получить сочетание апь. Закрепив полученный таким образом мяг­кий звук п-п" можно переходить к открытому слогу пя, сначала отделяя согласную фонему от гласной (п" а ), апотом сливая их.

Затем можно вводить слоги с другими гласными и слова. Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими со­гласными (м " , ф", в").

В более трудных случаях, когда попытки вызвать мягкие со­гласные по подражанию оказываются безуспешными или малоэффек­тивными, рекомендуется применять механический способ, который состоит в следующем. В качестве исходного используется звук т, от которого с помощью механического воздействия на язык ста­вится звук т" . Предложив ребенку произнести несколько раз звук т или слог та и удерживая при этом кончик языка шпателем за ниж­ними резцами (прижимая передний край языка), можно автоматичес­ки получить звук т" , в изолированном виде (т"т"т") или в открытом слоге (тя, тя, тя). Такой эффект достигается тем, что механичес­кое удерживание языка внизу приводит к образованию смычки с по­мощью его спинки, что в свою очередь неизбежно вызывает подъем спинки языка к нёбу.


Аналогичным путем из слога ат получают слог ат". Такой способ постановки т" представляет собой не что иное, как выпол­нение первого этапа механической постановки к от т (см. выше). После того как в результате упражнений с помощью шпателя, а затем и собственного пальца ребенка артикуляция будет закреплена, сле­дует отказаться от механических средств и проделывать дальней­шие упражнения на основе самостоятельного воспроизведения звука т" в разных слогах и словах.

Тот же механический способ применяется при постановке звуков д" от д и н" от н.

Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков принцип обра­зования мягких согласных от парных твердых путем подъема спинки языка к нёбу, ребенок легче овладевает произношением других мягких звуков, которые целесообразно ставить в следующем поряд­ке: ф", в", п", б", м " , с", з", р", л".

Что касается звуков к", г" и х" , то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они, как правило, встречаются лишь перед гласными и, э (кирпич, гиря, хитрый, на руке, на ноге, о петухе и т. п.) и усваиваются в этой позиции (осо­бенно перед звуком и) без труда.

Закрепляя мягкие согласные на материале слов, слогов и фраз, необходимо уделить специальное внимание упражнениям, направ­ленным на дифференциацию (не только в произношении, но и на слух) этих звуков и их твердых вариантов.

Следует подчеркнуть, что логопедическая работа проводится в единстве с работой по развитию речи и мышления. Содержание речевого материала должно быть доступным и понятным детям. На протяжении всех занятий необходимо использовать приемы, вызы­вающие у детей положительные эмоции: одобрение, похвалу, поощре­ние.

В результате описанной выше коррекционной работы дислалия у детей исчезает полностью и навсегда.

3.7.1. Нарушения звукопроизношения

Приходилось ли вам встречать детей, которые в разговоре смягчают согласные? Возникает такое чувство, будто им что-то мешает говорить. Они «сюсюкают», как полуторагодовалые малыши. Прислушайтесь, и вы обнаружите, что ваш ребенок параллельно с другими дефектами произносит смягченно те или иные согласные. Этот дефект может быть частичным или тотальным, т. е. охватывать все согласные за исключением ш , ж, ц, которые всегда только твердые, и те, что всегда только мягкие и твердой пары не имеют - ч , щ, й.

Можно ли такому ребенку помочь? Безусловно. И чем раньше, тем лучше. Поэтому особое внимание необходимо уделять коррекции звукопроизношения в возможно раннем возрасте. Если дефект смягчения своевременно не устранен, то он проявляется позже в письменной речи, что приводит к новым проблемам, снижению успеваемости в школе.

Мягкие согласные по артикуляции отличаются от парных твердых дополнительным подъемом спинки языка к твердому небу, некоторые (к, г. х) также заметным перемещением языка вперед. Чем вызван этот дефект? Прежде всего нарушениями мышечного тонуса, характер которых зависит прежде всего от локализации поражения мозга.

Спастичность артикуляционных мышц - постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, приводит к тому, что язык напряжен, оттянут назад, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик не выражен. Е.М.Мастюкова подчеркивает, что «напряженная спинка языка, приподнятая к твердому небу, способствует смягчению согласных звуков. Поэтому особенностью артикуляции при спастичности мышц языка является палатализация, что может способствовать фонематическому недоразвитию».

Работая над дефектом смягчения, необходимо учитывать различные случаи употребления мягких согласных в речи. Ф.Ф.Pay, H.Ф.Слезина (1981) указывают, что произнесение мягкого согласного в русском языке может определяться комбинаторными условиями, т. е. соседством с другими звуками. Так, например, гласный [и] смягчает предыдущий согласный: ма, мо, му, мы, но ми. Исключение составляют согласные ш, ж, ц. После них может стоять буква - и, но при этом она читается как - ы: шина, машина, мыши, лыжи, цирк, цир куль и т. д.

Исправление смягченных "ш" и "ж" не представляет особой сложности. Дм устранения этого недостатки надо больше загибать вверх кончик языка. Чтобы быстрее найти нужное положение языка, полезно кончиком его доставать до различных точек неба, расположенных по средней продольной линии небного свода. Иногда студенту удается найти верное положение языка, если он начинает представлять себе, что при произнесении "ш" и "ж" кончик языка как бы "приближается" к затылку. Усвоить правильное образование этого звука нетрудно, тем более, что слуховым аппаратом этот дефект легко обнаруживается. Гораздо сложнее добиться верного произнесения шипящих в повседневной речи.

Перепроизнесение слов с неверно звучащими шипящими является единственным способом преодоления этого дикционного недочета в живой речи. · "Углубленные" "ш" и "ж" · Перевести "углубленные" "ш" и "ж" со дна ротовой полости вверх, к твердому нёбу и закрепить произнесение этих звуков над кончиком языка помогут следующие упражнения: · Упражнение 16. - "СКВОЗНЯЧОК"· Кончик истонченного лопатообразного языка надо загнуть вверх так, чтобы он находился перед альвеолами передних верхних зубов. Края языка прижаты к верхним боковым зубам. ·

Сконцентрировав внимание на загнутом вверх кончике языка, очень осторожно сделаем выдох, стараясь пропустить выдыхаемую струю над кончиком языка, дыхание лишь слегка задевает самую кромочку языка, напоминая еле заметный сквозняк.

Упражнение 17. · При углубленных шипящих нередко бывает, что "смягченные" "ш" и "ж" образуются у студента над кончиком языка и звучат правильно. В таких случаях студенту следует попытаться исправить свой недостаток, отталкиваясь от произнесения смягченных шипящих. · При смягченных шипящих "чашечка", образованная языком, бывает мельче, чем при твердых шипящих. "Запомнив" мышечным чувством, какое положение занимал язык при мягких шипящих, постепенно углубляем "чашечку" языка, перемещая вверх к твердому нёбу кончик языка. Создавая различные по величине углубления, осторожно продуваем воздушную струю, следя за тем, чтобы возникающий звук "ш" оставался, как и при мягком "ш", над кончиком языка. · ·

При помощи слухового контроля среди разнообразных вариантов звука отыскиваем верно звучащий согласный.

Если в это время слуховой аппарат студента не различает возникающих оттенков произносимого звука, то надо обратиться за помощью к человеку развитым речевым слухом. · Упражнение 18. - "СЛУШАТЬ МОЮ КОМАНДУ!" · Иногда найти точную артикуляционную установку помогает использование взаимосвязи, которая существует между работой произносительного аппарата и движениями кистей рук. Собранная в горсть кисть руки начинает медленно подниматься вверх. Одновременно произносим звук "ш".· ·

Загнутые в горсть пальцы постепенно распрямляются, и горсть становится все более мелкой. Пусть рука "требует", чтобы язык выполнял вместе с ней одни и те же движения: она заставляет язык слегка приподниматься вверх и уменьшать чрезмерную впадину.

Упражнение 19. - "ВСЕ НАВЕРХ!" · Исправляя "углубленное", "провисающее" "ш", надо воспользоваться также взаимосвязью, которая существует между кончиком языка и губами. · Веточки подъязычного нерва вплетаются в губные мышцы, обслуживаемые лицевым нервом, поэтому активизация губных мышц оказывает соответствующее воздействие на язык. · Произнося звук "ш", приподнимаем верхнюю губу, заставляем ее "дотянуться" до кончика носа или до переносицы. · ·

Язык чаще всего подключается к губам. Тело его устремляется вверх, делается несколько тоньше и одновременно шире, глубина "чашечки" уменьшается.

Произносимое "ш" тоже стремится "оторваться" от языка и перемещается вверх. Качество согласного улучшается. · ·

"Расширенные" "ш" и "ж"

Исправляя чрезмерно расширенное "ш", можно выискивать звук "ш" различной "ширины", произвольно видоизменяя форму и положение языка. Необходимо добиться, чтобы края кончика языка примкнули к альвеолам верхних передних зубов. Горизонтальная щель между кончиком языка и твердым нёбом должна остаться только в центре. Пристальное внимание должно быть также обращено на ширину выдыхаемой воздушной струи. Нам необходимо сузить обычно чрезмерно широкий воздушный поток, в связи с этим выдох поначалу должен делаться очень осторожно.

·

Освободить согласный "ш" от излишнего расширения помогает произнесение его в сочетании с гласным "у" (вначале шепотом, а затем подключается голос).

"Губно-зубные" "ш" и "ж"· Если шипящие у студента носят губно-зубной характер, то вначале необходимо усиленно заниматься гимнастикой губ для того; чтобы мы смогли затормозить неправильную работу нижней губы. Затем осваивается правильная артикуляционная установка шипящих звуков. · При исправлении этого недостатка необходимо внимательно следить за направленностью выдыхаемой воздушной струи. · ·

Нам надо перевести ее на приподнятый к небу кончик языка, в то время как раньше она устремлялась в щель между верхними и нижними резцами.

При исправлении дефектных "ш" и "ж" во всех случаях необходимо добиваться абсолютной свободы нижней челюсти. · Между верхними и нижними резцами обязательно должно быть щелевое пространство 1-1,5 мм. Если челюсти будут сомкнуты, то возникнут различные нежелательные призвуки, так как звучащая струя вынуждена будет преодолевать дополнительное препятствие – зубы. Для воспитания нижней челюсти следует воспользоваться артикуляционной гимнастикой. · ·

Кроме того, при дефектном "ш" часто бывает чрезмерно активна нижняя губа. Она излишне оттягивается вниз и как бы подчиняет своей воле.движения языка - мешает ему приподниматься вверх. В то же время верхняя губа остается пассивной. Тормозящее влияние нижней губы на язык необходимо устранить. Это отклонение в работе губных мышц должно быть преодолено путем артикуляционных упражнений. Преобладающая инициатива и активность в результате тренажа перейдет к верхней губе.

Шипящие встречаются в речи значительно реже, чем звуки "с" и "з". Но звуки эти - длительные, время их звучания в речевом потоке значительно превышает временные отрезки многих.других согласных. Поэтому неточность произнесения шипящих "режет" слух, раздражает слушателей, уродует звучание слова, мешает воспринимать смысл произносимого на сцене текста. · Учащиеся, готовящие себя к сценической деятельности, этот дефект своей речи должны обязательно устранить. · ·

РАБОТА НАД ПРОИЗНЕСЕНИЕМ ИЗОЛИРОВАННОГО ЗВУКА "Ц"

·

Звук "ц" возникает в результате слияния "т" и "с". Дефектным этот звук бывает в том случае, если у учащегося имеется нарушение в произнесении звука "с". Исправив произнесение звука "с", мы нормализуем и звучание согласного "ц".

·

РАБОТА НАД ПРОИЗНЕСЕНИЕМ ИЗОЛИРОВАННОГО ЗВУКА "Ч"

·

Звук "ч" образуется за счет того, что на одном выдохе почти одновременно произносятся взрывное мягкое "т" ("ть") и мягкий звук "ш" ("шь"О.: смягченное "т" мгновенно переходит, как бы "преврашатеся" в мягкое "ш".

При верном произнесении "ч" челюсть должна быть опущена на 1,5 км. Губы занимают такое же положение, как при "ш", однако они больше напряжены, чем при шипящих. В речи студентов встречаются следующие разновидности неверного произнесения "ч". Вариант I. "Частичное" произнесение согласного "ч", когда оно произносится: · А) как "ть" (первая составная часть этого согласного) с очень незначительным звучанием мягкого "ш",а иногда и вовсе без него; · б) или как мягкое "ш" (вторая его составная часть) без взрывного"ть".· Оба случая представляют упрощенное произнесение звука "ч".· Этот дикционный недостаток широко распространен в речи студентов. Он обусловлен неполноценностью работы органов артикуляции. · Вариант 2. Излишне твердое "ч".· В этом случае недостаточно приподнимается средняя часть спинки языка, выемка, образуемая языком, излишне велика. В результате "ч" оказывается более твердым, чем предполагает нормальное звучание рассматриваемого согласного. · Вариант 3."Расширенное" "ч".· Искажение звука вызывается тем, что небольшое углубление, созданное языком, и выдыхаемая струя чрезмерно расширены. · Вариант 4. "Пришепетывающее" "ч".· К согласному "ч" добавляются не свойственные ему призвуки, возникающие вследствие того, что звучащая струя при выходе из ротовой полости встречает дополнительное препятствие - сжатые челюсти. Увеличение щелевого зазора между передними верхними и нижними зубами позволит получить чистый согласный.· Исправление дефектного произнесения согласного "ч"· Вариант I. "Частичное" произнесение "ч".· Если "ч" произносится как "тъ", то данное нарушение согласного устраняется довольно быстро: студент начинает присоединять к своему неверному "ч" смягченное "ш", и произнесение дефектного звука нормализуется. · Однако случается, что при добавлении мягкого "ш" согласный "ч" улучшается, но все же остается излишне мягким. · Излишне смягченное "ч" может получаться потому, что после произнесения "ть", входящего в "ч", кончик языка не успевает осуществить движения, которые абсолютно необходимы.для "превращения" "ть" в ншь": слегка приподняться вверх (при мягком "т" он был опущен вниз); чуть-чуть оттянуться от альвеол к затылку (для того, чтобы смогло возникнуть углубление, характерное для мягкого "ш", чтобы загнулся передний край "шашечки").· Для более успешного управления языком воспользуйтесь взаимосвязью и взаимовлиянием, существующими между движениями языка и рук. · Упражнение 20. "НА МОРСКОМ БЕРЕГУ"· Знойный полдень. Море. · Воспроизведите шум набегающей волны посредством длительного произнесения звука "ч". Движение волны передайте при помощи кистей рук: делайте пальцами рук, расположенными на уровне лица, полукруглые, волнообразные движения руками по направлению к затылку. При произнесении звука "ч" пусть волны (пальцы и кисти рук) будут распоряжаться лодочкой (кончиком языка): приподнимут ее вверх и легко понесут к берегу (заставят двигаться приподнятый кончик языка к затылку). · Углубление, создаваемое языком, увеличится, и звук "шь", входящий в "ч", приобретет недостающую сочность и густоту. За счет этого получим верное "ч".· Упражнение 21. - "ДОБАВЬТЕ "X"· Излишняя смягченность звука "ч" может возникать, кроме того, из-за пассивности задней части спинки языка. В этом случае к звуку "ч" (несколько улучшившемуся после присоединения к нему смягченного "ш") следует во время его произнесения "добавлять звук "х". Подключая звук "х", мы активизируем заднюю часть спинки языка. Она слегка приподнимается кверху, углубление между нею и кончиком языка немного увеличивается, и согласный "ч" начинает звучать верно. · Упражнение 22. - "ДОБАВЬТЕ "ТЬ"· ·

Если в произносимом звуке "ч" прослушивается только его второй составной элемент - мягкое "ш" , то студенту следует плотнее прижать к альвеолам верхних зубов кончик языка, а спинку языка выгнуть вверх, к твердому небу. Именно такое положение языка характерно для мягкого "т". Произносимым мягким "ш" резко, мгновенно оторвите язык от неба и альвеол. Теперь уже перед мягким "ш" прозвучит мягкое "т", и, благодаря этому, вы получите правильное "ч".

Вариант 2. Излишнее твердое "ч".· В случает излишней твердости звука "ч" можно воспользоваться следующими упражнениями. · ·

Упражнение 23. - "ЛЕДЕНЕЦ"

Положите на середину языка кусочек конфетки. Произнесите согласный "ч", удерживая конфетку на середине языка поблизости от альвеол верхних передних зубов. Во время произнесения звука "ч" старайтесь прижать конфету к твердому небу. · Для тренажа можно использовать маленькие кусочки леденца, какие-нибудь мелкие предметы или даже комочки бумаги, которые вам ничего не стоит при помощи воображения превратить в конфету.· Прижимая конфету к нёбу, мы заставляем приподняться вверх переднюю и среднюю часть спинки языка. Благодаря этому излишняя углубленность выемки, созданной языком, устраняется. Конфета по своему размеру не должна превышать витаминную горошину, иначе мы не добьемся уменьшения создаваемого языком углубления. · Вначале упражнение выполняется с реальными предметами, а затем приступаем к освоению нужной артикуляционной установки с воображаемой конфетой. · Упражнение 24. - "ШАМПАНСКОЕ"· Вам дается задание: открыть бутылку шампанского. Произносите тянущееся "ч" и одновременно вообразите, что выемка, созданная языком, превратилась в пробку, а донышко выемки стало основанием пробки. · На донышко "языка-пробки" нажимает, воображаемое шипучее вино, под его напором донышко пробки понимается все выше и выше. · И вот вино вышибает пробку: средняя часть спинки языка подпрыгивает вверх, подбрасывает к твердому небу тянущееся "ч" и отскакивает вниз. Растянутое "ч" превращается в воздушное, искрящееся, летящее в твердое нёбо, легкое взрывное "ч". Углубление, созданное языком, становится нормальным. · Упражнение 25 - "СЕСТРИЦА АЛЕНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА"· Подъему тела языка к небу могут способствовать губы. ·

Сестрица Аленушка - это ваша верхняя губа.

Братец Иванушка - это язык, передняя и средняя часть его спинки.

Поднимаясь вверх, стремясь дотянуться до кончика носа, переносицы, до лба, верхняя губа - сестрица Аленушка поможет приподняться вверх и своему Иванушке - телу языка. Подтягивание губы к выше расположенным точкам осуществляется во время длительного произнесения звука "ч".

Если верхняя губа не может подниматься произвольно вверх, то поначалу ее можно приподнимать чисто механически -пальцем или кончиком карандаша.

Упражнение 26. - "ДАВАЙ ПОМОГУ!" · Есть еще друзья у языка - это большие пальцы наших рук. Они всегда готовы оказать услугу своему приятелю. Воспользуйтесь их помощью; при произнесении "ч" положите большой палец в выемку под подбородком и нажимайте им на мышцы языка в вертикальном направлении. Тело языка при этом приподнимается и бока языка плотнее прижмутся к зубам. Нажим вызовет также уменьшение углубления между кончиком языка и задней частью спинки языка, т.е. мы добьемся как раз того, чего ищем - верной артикулярной установки. Постепенно язык сумеет находить нужное положение и без помощи пальцев. ·

Вариант 3. "Расширенное "ч"

Если дефектное "ч" возникает из-за несобранности тела языка и выдыхаемой струи, которая "разливается" вширь по языку, то иногда устранить эти недостатки помогают губы.

Упражнение 27. - "БАБУШКА И ВНУЧЕК"· Любимый бабушкин внучек так набедокурил, что бабушке пришлось поставить его в угол. Представьте себе, что этот шалун - вы, и вас-то и поставили в угол. Опустите голову - пусть подбородок почти касается грудной клетки; "надуйте" губы, как это делают капризули: выпятите их трубочкой вперед (между губами должно быть овальное отверстие) и постарайтесь плотнее прижать к верхним боковым клыкам те мышцы, которые расположены возле уголков губ. ·

А теперь, глядя исподлобья на бабушку, попробуйте "выклянчить" у нее прощение: произносите по слогам фразу: "Я - боль-ше - не - бу-ду". Только слоги в этой фразе замените согласным "ч", получится: " Ч (я) - ч (боль) -ч <ше) - ч (не) - ч (бу) - ч (ду)".

Не отставайте от бабушки, пока не добьетесь отмены наказания - своего освобождения.

Выдвижение губ вперед и их собранность (вызванная сужением губного отверстия) способствуют тому, что тело языка тоже несколько удлиняется и становится уже, а это, в свою очередь, ведет к сужению созданного языком углубления.

Сужение углубления вызывает концентрацию выдыхаемой струи, она начинает идти над средней продольной линией языка. Согласный "ч" начинает звучать верно.

Упражнение 28. - "ПУШИНКА"· Положите на середину кончика языка маленькую бумажку -"пушинку". Постарайтесь произносимым звуком "ч" сдуть ее, сбросить, направляя выдыхаемую звучащую струю точно на то место, где находится "пушинка".· Упражнение 29. - "ПОЛЕЙТЕ ЦВЕТЫ!" · Возьмите лейку с водой и полейте садовые цветы. Поливайте осторожно, дайте каждому цветку столько воды, сколько ему требуется. Прижав бока языка к зубам, а кончик к альвеолам, осторожно пропускаем "влагу" - дыхание в маленькое отверстие между серединой кончика языка и альвеолами - "поливаем" еле заметный росток. Щель между языком и альвеолами делаем длинее или короче(имеется ввиду ее протяженность вдоль зубов) в зависимости от того, большой или маленький цветок поливает. Соответственно увеличивается или уменьшается подача дыхания - "влаги" для цветов. ·

Размер щели произвольно нами изменяется для того, чтобы научиться управлять выдыхаемым потоком. Со временем этот тренаж поможет нам отыскать для звука "ч" точное местонахождение и необходимую ширину звучащей струи. | | |

error: