В иерусалиме открылся храм гроба господня.

Правообладатель иллюстрации Getty Images

Ключи от главной христианской святыни Иерусалима - храма Гроба Господня - хранятся в двух арабских мусульманских семьях. Корреспондент познакомилась с представителями обеих семей, двумя мужчинами, рабочее место которых - площадь перед христианским храмом.

Прекрасным воскресным утром Адиб Джавад Джудех аль-Хусейни сидит на лавочке у единственного публичного входа в иерусалимский храм Гроба Господня (он же храм Воскресения Христова - Ред. ).

У этих ворот, ведущих в огромную церковь, основанную в IV веке, прошла большая часть жизни 53-летнего мусульманина.

Как рассказывает Джудех аль-Хусейни, вынимая из внутреннего кармана кожаной куртки двадцатисантиметровый металлический ключ, его отец, дед и многие поколения его предков тоже провели свою жизнь на этой скамье, охраняя храм, который, как считается, стоит на том месте, где был распят, погребен, а затем воскрес Иисус Христос.

Это единственный ключ, который отпирает внушительные деревянные врата, ведущие в церковь.

По словам аль-Хусейни, доверил его семье Саладин - султан, отвоевавший Иерусалим у крестоносцев в 1187 году.

Тогда город, который является священным и для иудеев, и для христиан, и для мусульман, в очередной раз перешел под власть очередного завоевателя.

Саладин хотел, чтобы его собратья-мусульмане не причинили вреда храму, как это было в 1009 году, когда фатимидский халиф Аль-Хаким велел сжечь на Святой земле несколько церквей, в том числе храм Гроба Господня (в 1128 году сын аль-Хакима разрешил вновь отстроить храм).

Правообладатель иллюстрации Sara Toth Stub Image caption Двадцатисантиметровый ключ - единственный, который отпирает церковные врата

"Так что Саладин отдал ключ нашей семье, чтобы мы защищали церковь, - пояснил Джудех аль-Хусейни. - Для нашей семьи это большая честь. И не только для нашей семьи, но и для всех мусульман во всем мире".

Члены семьи Джудех и еще одной мусульманской семьи - Нусейбе - стали постоянными участниками сложной иерархии, которая выстроилась вокруг храма Гроба Господня.

Сегодня этот комплекс используют шесть различных древних церквей - Римско-католическая, Греческая православная, Армянская апостольская, Сирийская православная, Эфиопская православная и Коптская православная, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв, и монахи каждой из них живут здесь.

На протяжении истории храма отношения между религиозными общинами были натянутыми, и иногда разгорались настоящие бои за контроль над разными частями здания.

Вплоть до сегодняшнего дня эти вспышки страстей сдерживаются указом османского султана XIX века, в котором провозглашается, что каждая церковь вправе использовать только те части здания, которые находились под ее контролем в 1853 году, когда и был принят этот указ.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Иерусалим имеет огромное религиозное значение и для христиан, и для иудеев, и для мусульман

Каждый день в четыре часа утра члены обеих семей или назначенный ими представитель участвуют в своеобразной церемонии сотрудничества.

Представитель мусульман отпирает замок и распахивает дверь, после чего кто-либо из духовенства Римско-католической, Греческой православной или Армянской апостольской церкви, которые исполняют эту роль по очереди, открывает вторую дверь изнутри под наблюдением представителей других конфессий.

Та же церемония происходит в обратном порядке в семь часов вечера, когда церковь закрывается.

Все туристы и паломники, которые приезжают сюда приложиться к каменной плите, где, как считается, совершалось омовение тела Христа перед погребением, взойти на Голгофу и посетить Кувуклию (часовню внутри храма, стоящую непосредственно над Гробом Господним), проходят мимо этих стражей-мусульман, большую часть дня - в перерывах между семейными и коммерческими делами - сидящих на скамейке у входа.

Историки затрудняются определить, как давно сложился этот обычай, но и никаких серьезных попыток опровергнуть его правомерность тоже не предпринималось - кроме того, по мнению большинства, он занимает центральное место в повседневной жизни храма.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Архиепископ Сирийской православной церкви совершает молитву над Камнем помазания

"Это, по сути, традиция, как и многое в церкви, - считает Рэймонд Коэн, почетный профессор международных отношений в Еврейском университете Иерусалима, который по итогам своего исследования храма написал книгу Saving the Holy Sepulchre ("Спасение Гроба Господня"). - И, на мой взгляд, это одна из жемчужин Иерусалима".

Хотя ключ хранится в семье аль-Хусейни, обязанность открывать и закрывать двери храма возложена на семью Нусейбе.

Как пояснил 67-летний Ваджих И Нусейбе, сидящий на скамье рядом с аль-Хусейни, это поручение было дано семье в 637 году, когда халиф Омар впервые познакомил Иерусалим с исламом.

"Наша семья впервые оказалась в Иерусалиме вместе с Омаром и с тех пор выполняет свой долг по защите церкви от вандалов", - рассказал Нусейбе, протягивая мне визитную карточку, на которой он представлен как "хранитель и страж храма Гроба Господня".

Правообладатель иллюстрации Sara Toth Stub Image caption Туристы и паломники прикладываются к Камню помазания, на котором, как считается, совершалось омовение тела Христа перед погребением Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Священнослужители Греческой православной церкви у Храма Гроба Господня во время Пасхи Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Глава Коптской церкви во время процессии Вербного воскресенья

Однако Джудех аль-Хусейни утверждает, что семья Нусейбе стала принимать участие в этом обряде уже позднее.

"То, что говорит [Нусейбе], - неправда", - сказал он мне потом, добавив, что вскоре после того, как в 1187 году его семья получила от Саладина ключи, семью Нусейбе попросили открывать и закрывать двери, поскольку для этого приходится взбираться на лестницу, чтобы отпереть замок, а семья Джудех при этом осталась хранителем ключа.

"Нашей семье не пристало лазить вверх-вниз по лестницам, потому что мы были шейхами", - пояснил аль-Хусейни. На его визитке написано: "хранитель ключей от храма Гроба Господня".

Услышав рассказ аль-Хусейни, Нусейбе лишь улыбнулся и повторил свою собственную версию: эта традиция восходит к Омару, который правил городом за пятьсот с лишним лет до Саладина.

Сидя рядышком, они говорят, что это дружеский спор, над которым они и сами частенько посмеиваются.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Эфиопская православная церковь - одна из шести древних церквей, представленных в Храме Гроба Господня

Присев на скамейку поболтать с хранителями, этот факт подтвердил и их общий друг, 75-летний Ибрагим Аттиех, до выхода на пенсию работавший экскурсоводом. "Да, они друзья, и я дружу с ними обоими", - сказал Аттиех.

В тот день, помимо него, пообщаться с Джудех аль-Хусейни и Нусейбе приходило еще множество приятелей, священников, туристов и даже израильских полицейских (которые надзирают за безопасностью в храме).

Храму приходилось переживать не только капризы иерусалимских властей (в том числе те несколько столетий, когда халифат взимал с паломников огромные суммы за вход), но и внутренние распри.

Между различными конфессиями не раз происходили конфликты - иногда острые - по поводу контроля над определенными частями храма, и часто - особенно во времена Османской империи - к перераспределению прав и территорий внутри здания привлекались местные органы власти.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Армянская апостольская церковь участвует в церемонии открытия дверей Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Священнослужители Римско-католической церкви обходят эдикулу с гробницей Христа

Время от времени эти разногласия даже создавали риск конфликта между мировыми державами.

В 1853 году Россия пригрозила ввести в Турцию войска, если османское правительство, под контролем которого находился и Иерусалим, удовлетворит просьбу Франции и отдаст Римско-католической церкви одну из частей храма, находившихся в ведении Греческой православной церкви.

В результате османский султан Абдул-Меджид I издал указ, запрещающий дальнейшую передачу имущества и прав внутри храма.

Сегодня этот статус-кво обязаны соблюдать все конфессии, и он по-прежнему определяет все аспекты жизни в церкви - от расписания богослужений до языка, на котором они совершаются, и путей, по которым идут процессии.

Любое изменение привычного порядка грозит раздорами и потасовками, как показали события 2008 года, когда между духовенством Греческой православной и Армянской апостольской церкви вспыхнула ссора по поводу маршрута движения процессии - дело закончилось арестом нескольких человек.

Как объяснил Коэн, из-за тонкостей поддержания статус-кво в храме редко делается ремонт. "Хранить мир - нелегкая задача", - добавил он.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Храм пережил смену правительств и конфликты по поводу контроля над зданием

Впрочем, недавно по итогам переговоров, продолжавшихся несколько десятилетий, лидеры Римско-католической, Армянской апостольской и Греческой православной церквей пришли к историческому соглашению о проведении ремонта постройки - архитекторы уже давно бьют тревогу, предупреждая о риске обвала.

Сейчас прямоугольное сооружение под главной ротондой храма, которое называется эдикула (Кувуклия), окружено строительными лесами.

С июня 2016 года в центре храма валяются лестницы, каменные плиты, фанера и прочие стройматериалы.

Это первый за 200 с лишним лет ремонт в часовне, где находится гробница, и первый значительный проект в этом здании с момента его реставрации, начавшейся в 1960-х годах.

Но, несмотря на то, что сегодня церкви, видимо, взаимодействуют успешнее, чем в прошлом, а израильская полиция следит за порядком, стражи у дверей олицетворяют собой ту огромную роль, которую играют в истории храма Гроба Господня давние традиции и воздействие внешних сил.

"Это как вязаный свитер: начнешь его распускать - и все рассыплется", - считает Коэн.

Правообладатель иллюстрации Sara Toth Stub Image caption Как давно две арабские семьи работают хранителями врат главного христианского храма - историки не могут сказать абсолютно точно

…В полседьмого вечера, за полчаса до закрытия храма, церковную тишину нарушил громкий стук.

Это Омар Сумрен, согласно сложившемуся ритуалу, колотил дверным молотком, прежде чем затворить одну створку дверей, готовясь к закрытию.

Сумрен и его брат Ишмаэль уже 25 лет работают на аль-Хусейни, открывая и закрывая двери, когда тот занят.

Незадолго до семи, когда стали расходиться последние посетители, Ишмаэль взял стремянку, стоявшую в предбаннике, и вынес ее наружу.

Двое монахов-францисканцев в своих всегдашних коричневых рясах, подпоясанных веревками, вместе со священниками Греческой православной и Армянской апостольской церквей, одетыми в черное, стояли у порога, наблюдая за каждым движением.

При ежедневном ритуале присутствовал и израильский полицейский в кипе.

Ишмаэль закрыл дверь и вскарабкался вверх по лестнице, чтобы запереть верхний замок. Спустившись, он сложил стремянку и передал ее находившимся внутри священникам через небольшое отверстие в дверях.

Пока монахи совершали все вечерние обряды на территории храма, Омар, которому аль-Хусейни доверил ключ, удалился в комнатушку неподалеку от главного двора перед храмом.

Каждую ночь здесь дежурит один из ключников, готовясь к утреннему церемониальному открытию храма.

"Для меня это как второй дом", - признается Джудех аль-Хусейни.

Храм Гроба Господня в Иерусалиме.
Фото: depositphotos

Храм Гроба Господня в Иерусалиме (Израиль) — одна из самых почитаемых христианских святынь. Верующие считают, что именно там был похоронен Иисус Христос, но ключи от его ворот находятся у мусульман.

Это объясняется непростой историей храма, возведенного около 1600 лет назад, сообщает Washington Post .

Первая церковь Гроба Господня была построена в 335 году матерью императора Константина Великого — Еленой. В довольно преклонном возрасте, после принятия христианства, она совершила паломническое путешествие в Иерусалим. В то время на месте нынешнего Храма находился языческий храм Венеры, построенный при императоре Адриане. В подземелье храма Елена обнаружила вход в пещеру с Гробом Господним. Также ею был обнаружен крест, на котором распяли Иисуса.

За многовековую историю Иерусалима Храм неоднократно разрушался, перестраивался, переходил под власть то христианских, то мусульманских правителей. В том виде, в котором он существует сейчас, Храм был отстроен в 1810 году после огромного пожара.

Но даже когда вокруг храма не велись войны, он становился предметом споров разных течений христианства.

В течение многих столетий он был в совместной юрисдикции 6 древних христианских общин: римско-католической, греко-православной, Армянской Апостольской, Сирийской православной, эфиопской православной церквей и египетских коптов.

Противоречия между этими конфессиями с самого момента появления храма приводили к протестам, уличным беспорядкам и дракам.

Конфликты существуют по сей день и тормозят столь необходимые ремонтные работы на территории храма. В 2009 году кровавая драка вспыхнула между армянским и греческим православными священниками, ее пришлось разнимать израильской полиции.

Относительно недавние инциденты:

  • В 2002 году коптский монах, чья работа состояла в том, чтобы сидеть на крыше и отстаивать интересы коптов возле эфиопской части крыши, передвинул свой стул в тень, которая находилась ближе к эфиопской части. Это вызвало претензии эфиопов и привело к драке, в результате которой 11 монахов оказались в больнице.
  • В 2004 году православный монах якобы оставил открытой дверь в часовне францисканцев после процессии. Францисканцы воспринял это как знак неуважения, завязалась драка, которую снова разнимала полиция.
  • В апреле 2008 года в Вербное воскресенье еще одна драка вспыхнула после того как православный монах был выдворен из здания. В процесс пришлось вмешаться полиции.
  • В 2016 году во время наблюдения чуда схождения Благодатного огня произошла потасовка между монахами и посетителями храма.

Неразрешимый характер противостояний между христианами привел к довольно любопытному механизму соблюдения порядка в храме и управления им, который был введен в XII веке: 2 мусульманским семьям было доверено быть привратниками церкви. Семейство Джудех владеет ключами, в то время как семья Нусейбех открывает двери церкви каждое утро и запирает их вечером. Этот порядок действует до сих пор.

Адиб Джудех, распоряжающийся ключами сейчас, называет Храм Гроба Господня символом сосуществования ислама и христианства.

Его коллега Ваджи Нусейбех рассказал, что христианские монахи иногда имеют разногласия, имусульмане, отвечающие за храм, стараются по возможности сгладить их.

“Мы — нейтральные люди в этой церкви. Мы как Организация Объединенных Наций. Мы помогаем сохранить мир в этом святом месте”, — заявил он.

Напомним, в конце октября 2016 года , которая находится в храме Гроба Господня. Они попытаются выяснить, действительно ли там лежало тело Христа.

В пятницу 9 ноября начался визит Святейшего Патриарха Кирилла в Иерусалимский Патриархат. Предстоятель Русской Церкви повторит исторический путь множества русских паломников. В ночь с субботы на воскресенье он совершит Божественную литургию в Храме Гроба Господня.

Храм Гроба Господня (Воскресения Христова) в Иерусалиме – это главный храм христианского мира, где заключены две святыни и свидетельства – Голгофа и Гроб Господень, а также другие места, связанные с искупительной жертвой Иисуса Христа, его Крестными страданиями и Воскресением.

Портал “Православие и мир” предлагает читателям отправиться в фотопутешествие по Храму Гроба Господня и его окрестностям – вместе с фотографом .

Вход в Храм Гроба Господня. Ночь.

Уборка в одном из приделов. Здесь находилась темница, в которую был заключен Спаситель перед распятием.

Рабочие оказались приезжими из Одессы, трудятся во Славу Божию. В разговоре они сказали, что просто приехали потрудиться, купили билет на самолет и все. Кто полгода назад, кто четыре месяца. Пришли в Храм Гроба Господня и обратились к тем служителям, которые хоть немножко понимали по-русски, и их взяли на послушание.

Близ лестницы, уходящей вниз к церкви св. Елены, помещается придел Тернового венца.

Подземная церковь св. Елены в настоящее время принадлежит армянам, которые приобрели ее, по одной версии, у грузинской православной общины, по другой – у эфиопов. Храм имеет два престола: северный алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; главный, центральный, – царице св. Елене и ее современнику св. Григорию Просветителю. Согласно армянскому преданию, когда свт. Григорий после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, то был удостоен схождения Cвятого Огня.

Небольшой крестово-купольный храм (20×13 м) первоначально являлся криптой базилики императора Константина. Купол в центре поддерживают 4 древние монолитные колонны, своды возведены не ранее XII в. Плоскость пола между колоннами покрыта мозаикой, сюжеты которой взяты из истории Армении.

Особой нишей и каменным седалищем отмечено в храме место за престолом, посвященным св. Елене, где царица сидела во время раскопок.

В окне горят 3 неугасимые лампады.

Церковь cв. Елены с 13 ступенями.

Справа виден вход вниз… Церковь cв. Елены соединена с католической церковью Обретения Креста, расположенной в самой нижней точке всего храмового комплекса. За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя cв. Елены с обретенным ею Крестом в руках, подаренная австрийским эрцгерцогом Максимилианом.

В правом углу придела, под низко нависающей скалой, лежит небольшая мраморная плита с белым 8-конечным правосл. крестом на черном фоне, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо.

Внутри храма, напротив входа, лежит Камень Помазания, покрытый красной мраморной полированной плитой (толщина 30 см), на боковых сторонах которой по периметру вырезан греч. текст тропаря св. Иосифу Аримафейскому(«Благообразный Иосиф»). Соответствующий евангельский текст (Ин 19. 38-40) написан по-гречески на мраморной доске, висящей справа. Снятие с Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания (мозаика выполнена по благословению Патриарха Диодора в 1990 В. Цоцонисом). Над Камнем – 8 лампад (4 – греческие, 2 – армянские, 1 – латинская, 1 – коптская).

На фото коптский монах затепляет лампаду.

Свидетельств о том, на каком именно месте тело Господа было приготовлено к погребению, до нас не дошло. Но уже с V в. в последовании Великой пятницы выделяется чин Погребения плащаницы. В храме он совершается следующим образом: покрытую лепестками роз плащаницу шесть архиереев переносят с Голгофы на Камень Помазания; после литии у Камня плащаницу торжественно с троекратной литанией вокруг Кувуклии переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь кафоликона.

Двор храма Гроба Господня.

Служители храма Гроба Господня, охранники.

Фасад храма Гроба Господня со стороны входа (южная сторона) – типичное произведение романской архитектуры XII в. В сдвоенных люнетах портала находились первоначально мраморные барельефы, изображавшие «Вход Господень в Иерусалим» и «Погребение Спасителя» (переданы на хранение в Музей Рокфеллера в Иерусалиме).

Очередь в кувуклию.

Мозаики Кафоликона (храм Воскресения Господня).

Кафоликоном (храмом Воскресения Господня) в наст. время называют «срединный» объем комплекса, выгороженный особыми, не доходящими до сводов стенами, сооруженными после пожара 1808 г. (первоначально храмовый комплекс Гроба Господня состоял из нескольких обособленных святилищ: ротонды, непосредственно содержащей Кувуклию, Голгофских (православного и католического) приделов и соборного храма Иерусалимской Православной Патриархии; базилика крестоносцев объединяла эти объекты уже в едином внутреннем пространстве). Греческая перестройка изменила композицию сооружения: кроме боковых стен появился высокий иконостас, но с литургической точки зрения было достигнуто единство храмового пространства, создана необходимая молитвенная атмосфера для православного богослужения.

Купол кафоликона, меньший из 2 куполов храма, расположен над западной его частью. Точно под куполом на специальной вазе-подставке помещена мраморная полусфера, обозначающая место, именуемое «мезомфалос» – «пуп Земли». Однако, если представление об Иерусалиме как о центре земли и домостроительства спасения (Пс 73. 12) на 1 тыс. лет старше христианства, то мраморный вазон появился в храме не ранее 1810 г. В куполе помещено мозаичное изображение благословляющего Пантократора в окружении Божией Матери, св. Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, 12 святителей. Между 8 окнами барабана, в нишах,- изображения серафимов и херувимов (мозаичные работы в куполе кафоликона завершены в 1994).

Кафоликон является кафедральным собором Иерусалимского Патриархата, что выражается наличием 2 тронных мест в его восточной части (троны Патриарха Иерусалимского у южного столба и его эпитропа, митрополита Петро-Аравийского, у северного). Над иконостасом – галерея с тремя выступающими в храм амвонами (маленькими балкончиками), откуда по древневизант. правилу диакон должен читать Евангелие. Вся вост. часть кафоликона, включая иконостас, солею с 4 ступенями, 6 колонн на ней, сев. и юж. входы в алтарь, представляет собой единый ансамбль из розового мрамора.

Кафоликон, как и ротонда, окружен просторными галереями, в к-рых размещаются несколько приделов. В сев. галерее храма находится место, называемое Аркады Девы: огромные четырехгранные столбы, несущие высокие своды, перемежающиеся с колоннами, между к-рыми выделяется беломраморный фрагмент постройки имп. Адриана. Предполагается, что из 7 колонн 4 центральные относятся к Трипортику Константина.

Кувуклия

Вход в Кувуклию. За порядком смотрит греческий монах.

Кувуклия (8,3×5,9 м) состоит из двух частей: западной, шестиугольной в плане (2,07×1,93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3,4×3,9 м.), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской правосл. литургии на Гробе Господнем (жертвенником в этом случае становится само Тридневное ложе). В часовне 15 лампад в три ряда – по числу основных исповеданий. В северной и южной стене – овальные оконца для передачи Св. Огня в Великую субботу (южное – для армян, северное – для православных). Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа – простирающий к ним руку архангел Гавриил (по надписи), вверху портала – мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес».

Пещера храма Гроба Господня – небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 г. Максим Симеос, последним видевший в 1810 г. каменное ложе Спасителя без закрывающей его плиты, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой частицу святыни. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены три иконы Воскресения – от каждого из христианских исповеданий. Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии – греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе в период Морейского восстания на Пасху 1821 г.

В западной части к кувуклии пристроена часовня Главы, принадлежащая Коптской Церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел (Ин 20. 12). По армянским источникам, часовня сооружена царем Киликийской Армении Этумом II в 1300 г. Впоследствии армяне отдали этот придел коптам, получив взамен один из монастырей в Египте. Коптские монахи приводят легенду о том, что при перестройке кувуклии в 1810 г. ниша Св. ложа была усечена в западной части, так что место, где покоилась глава Спасителя, оказалось в часовне коптов. С византийских времен на этом месте существовал небольшой престол. Крестоносцы называли часовню «кавет» (на нормандском диалекте «голова»), поскольку она находилась в головной части Кувуклии. В 1810 г. греки реконструировали Кувуклию без копт. часовни, восстановленной тридцатью годами позже по указанию правившего тогда Палестиной Ибрагим-паши, сына египетского хедива Мухаммада Али.

Храм Гроба Господня в Иерусалиме, под его куполами шесть христианских конфессий оберегают святые места, где Иисус был распят, а затем воскрес.

Армянская, сирийская, греко-православная, католическая, коптская и эфиопская церкви разделили между собой приделы Храма и часы молитв. Кувуклия, место ежегодного схождения Благодатного Огня, находится в совместном использовании. Православные, армяне и католики поочередно служат литургию на Гробе Господнем.

Итак, Вы на площади перед Храмом.

Позади у Вас окажется Гефсиманское подворье (метох) и минарет мечети Омара.

Справа от входа в Храм Гроба Господня находится Капелла франков. Когда-то давно это был отдельный вход на Голгофу.

Под ней Вы увидите неприметную дверь в часовню Марии Египетской.

Правее дверь в армянскую капеллу апостола Иоанна.

Храм Гроба Господня на видео

Храм включает в себя три основные части: часовню Гроба Господня, Храм Воскресения и Храм на Голгофе.

Во избежание раздоров между конфессиями, по традиции, ключи от Храма Гроба Господня хранятся в мусульманской семье, а право пользоваться этими ключами – закрывать и открывать Храм имеет право только один человек, представитель другой мусульманской семьи. Это право передается в семьях по наследству из поколения в поколение уже девять веков.

Нужно сказать, что борьба между конфессиями за влияние и контроль над христианскими святынями Иерусалима и в частности находящимися в Храме Гроба Господня в Израиле продолжались веками. Дело не ограничивалось доносами и упреками, но иногда доходило и до драки между монахами.

Во времена османского владычества чтобы не допустить кровопролития и даже разрушения храма правительству и паше лично приходилось постоянно вмешиваться и регулировать отношения между конфессиями. Известны указы паши от 1604, 1637, 1757 и 1852 годов. Последние два указа представляют собой свод правил и разделения прав и имеют название Статус-кво Святой Земли. Эти правила соблюдаются до сих пор.

О разногласиях между конфессиями Вы сразу вспомните, как только подойдете к Храму Гроба Господня. Об этом красноречиво напоминает лестница, стоящая на фасаде второго этажа и прислоненная к правому окну.

О том что она стоит там давно свидетельствует гравюра Эдварда Файндена от 1834 года. В том же месте она находится и по сей день. Сегодня эта обычная лестница – символ соблюдения Статус-кво – ничто в Храме не может быть изменено, передвинуто или отремонтировано без согласия всех шести конфессий.

Как же она попала туда и для какой цели использовалась? Скорее всего по ней пробирались в Храм монахи не желавшие платить находящимся внутри у входа турецким стражникам. На схеме Храма Гроба Господня это место обозначено №4 – диван турецкой гвардии стоящий слева от входа.

Второе напоминание о распри между конфессиями Вы так же увидите не успев войти. Это Колонна Святого Огня находящуюся слева от входа в Храм. По преданию в 1579 году армяне подкупили османов и те заперли Храм на Пасху, в Великую Субботу 6-го апреля.

Православные стояли в растерянности у запертого входа когда налетела туча и из нее ударила молния в эту колонну. Благодатный Огонь сошел и в этот раз.

Увидев горящую колонну, один из потрясенных турецких стражников стоявших сверху, спрыгнул вниз к христианам с криками, прославляющими христианскую веру. Ступни его ног после прыжка вошли в мраморную плиту как в воск. Его следы перед входом в Храм Гроба Господня в Иерусалиме можно увидеть и сегодня.

Первая церковь на месте распятия Христа была построена св. царицей Еленой. Затем Храм неоднократно подвергался разрушениям и восстанавливался в виде стоящих отдельно часовен. Под одной крышей места казни и воскрешения Христа Храм объединил в 1147 году.

Пережил землетрясение в 1545 году и пожар в 1808 году.

План - схема Храма Гроба Господня

1 Площадь перед Храмом. 2 Место, где пресвятая Дева и св. Иоанн стояли во время распятия. 3 Дверь входа в церковь. 4 Диван турецкой гвардии. 5 Место, где стояли три Марии. 6 Гробница Иосифа Арифамейского. 7 Коптская часовня. 8 Гробница Спасителя. 9 Придел Ангела. 10 Алтарь явления Пресвятой Богородицы. 11 Место, где стояла Мария Магдалина. 12 Место, где Христос явился Марии Магдалине. 13 Пещера, где Иисус ожидал казни. 14 Часовня Лонгина. 15 Придел Деления Риз. 16 Часовня святой Елены. 17 Пещера обретения Креста. 18 Место, где молилась святая Елена. 19 Пуп Земли. 20 Камень Миропомазания. 21 Вход в капеллу Адама. 22 Место, где стоял крест. 23 Голгофа. 24 Алтарь Stabat Mater, место, где стояла Богоматерь при распятии. 25 Место, где Иисус был пригвожден к Кресту.

Как уже упоминалась в статье о Виа Долороса, последние пять остановок Крестного пути Иисуса находятся под сводами Храма.

Десятая остановка отмечена часовней Разоблачения, придел Деления Риз. Стражники, приведя Иисуса, бросая жребий, делят между собой его одежду. В часовне ведет службу армянская церковь.

Одиннадцатая остановка . Здесь Иисуса пригвоздили к кресту. На этом месте алтарь, над ним изображено происходившее тут. На плане №25 .

Двенадцатая остановка. Смерть Иисуса на кресте. Серебряный диск под алтарем обозначает место, где стоял крест и где умер Иисус.

Голгофа

На Голгофе Вы увидите католический и православный придел, под алтарем которого есть отверстие в земле. Тут стоял крест. Через отверстие, обозначенное серебряным кругом можно ладонью прикоснуться к Голгофе.

Два черных круга это места, где стояли кресты разбойников, казненных вместе с Иисусом.

К горе Голгофа (№23 ) ведут ступени справа после входа в Храм Гроба Господня.

По приданию под этой горой был похоронен Адам , тот самый прародитель рода человеческого, потерявший бессмертие и изгнанный из Рая из-за грехопадения и передавший греховность потомкам, то есть всему человеческому роду.

Гора Голгофа получила название от арамейского Гальголет - гора Череп.

На некоторых иконах изображен распятый на кресте Иисус, а под крестом череп Адама.

Как известно Иисус был распят в пятницу и в тот же день умер. Чтобы убедиться, что Христос мертв, Лонгин протыкает его тело копьем. В этот миг начинается землетрясение и Голгофа раскалывается. Начавшийся дождь смывает кровь с тела распятого и эта кровь вместе с водой через расщелину устремляется в глубь норы. Кровь Иисуса омывает череп Адама, смывая первозданные грехи со всего человечества.

Прямо под горой Голгофа, под тем местом, где стоял крест, находится капелла Адама (№21 на схеме). Расщелина, образовавшаяся при землетрясении и через которую вместе с дождевой водой просочилась кровь Иисуса и омыла череп Адама, сохранилась. Вы увидите ее на стене закрытую стеклом. В находящейся рядом греко – православной церкви хранится часть креста, на котором в муках умер Иисус.

В часовне Адама трещина в скале, возникшая при землетрясении, закрыта стеклом.

Лонгин, римский солдат, ударивший распятого Иисуса копьем под ребро, впоследствии проповедовал учение Христа и был убит по приказу Пилата. Придел святого Лонгина обозначен на плане №14 .

Тринадцатая остановка обозначена латинским алтарем. Снятие с креста.

Алтарь Стояния Богоматери при распятии Иисуса находится на Голгофе, между католическим и православным престолами.

Это место обозначенно на карте – схеме №24 – над статуей скорбящей Девы Марии написано «Stabat Mater dolorosa» - стояла Мать скорбящая.

"... и Тебе Самой оружие пройдет душу..." Из пророчества Семеона Богоприимца (Лук.2.35)

Камень миропомазания

Здесь Иосиф и Никодим сняли тело с креста, положили на Камень Миропомазания (№20 ) , помазали его смирной и алоэ, завернули в плащаницу.

Иосиф Аримафейский упоминается всеми четырьмя Евангелистами. Они упоминают его как богатого, но доброго человека, принявшего веру Иисуса и после казни упросившего Пилата отдать ему тело Христа.

Гробница Иосифа Арифомейского

Место захоронения Иосифа Аримафейского (№6 на плане Храма) расположено в западной части Храма. Вход в часовню находится напротив придела коптов, с обратной стороны от входа в Кувуклию. В небольшом помещении находится алтарь, сильно пострадавший во время пожара в Храме Гроба Господня в 1808 году. Справа от алтаря есть вход в маленькую пещеру. Это и есть место погребения Иосифа Аримафейского и Никодима.

Четырнадцатая остановка . Положение во гроб. На этом месте Иосиф Аримафейский положил тело Иисуса в принадлежащий ему новый, высеченный в скале гроб, а ко входу привалил камень.

Кувуклия в Храме Гроба Господня

Над Гробом Господним стоит Кувуклия , мраморная часовня, в которой в Великую Субботу возжигается Благодатный Огонь. Она состоит из двух частей – придела Ангела(№9 на плане) и пещеры Гроба Господня (№8 ).

Гроб Господень подвергался воздействию землетрясения и пожара. Поэтому Кувуклия усилена снаружи металлической конструкцией.

Резная сень с изображениями Апостолов над входом в Кувуклию, к концу прошлого века требовала реставрации. За работу взялись греческие мастера, но им не удалось детально воспроизвести оригинал. После чего сень была изготовлена в 2005 году русскими художниками в Ростове.

Коптский придел (№7 ) не случайно находится с обратной стороны Кувуклии, где от Гроба Господня его отделяет лишь стена. Считается, что после реконструкции Кувуклии, она именно в этой части уменьшилась в размерах и теперь придел коптов находится именно там, где находилась глава Иисуса после погребения.

Обретение Креста

В Храме Гроба Господня в приделе Обретения Креста (№17 на плане) установлена мраморная плита обозначающая место, где был найден крест.

Как гласит предание, крест, на котором распяли Христа, был найден св. царицей Еленой в 326-м году. Поиски привели ее на Голгофу, где неподалеку была обычная свалка. Здесь царица сидела и бросала в свалку монеты, чтобы усилить рвение работников к раскопкам. На этом месте были найдены три креста с гвоздями и деревянная табличка с надписью INRI (Иисус Назарянин Царь Иудейский). Как известно на двух из трех крестов были распяты разбойники. Желая узнать, какой именно крест принадлежал Иисусу, стали их поочередно прикладывать к умершему человеку. При прикосновении креста, на котором был распят Иисус, человек ожил.

Царица Елена, мать римского императора Константина, сделала очень много для развития христианства. Она организовала раскопки, в результате которых были обретены Животворящий Крест и Гроб Господень. Она построила Храм Гроба Господня в Иерусалиме, где сходит Благодатный Огонь, Храм Рождества Христова в Вифлееме, храм на Елеонской горе, где Иисус вознесся на Небо. Царицу Елену причислили к лику святых как равноапостольную.

В Храме Гроба Господня есть придел святой Елены. (№16 )

Храм Воскресения Христова – одна из трех важнейших частей Храма Гроба Господня.

Пуп Земли

В центре его, прямо напротив входа в Кувуклию, стоит скромная каменная ваза, называемая « Пуп Земли

Храм Гроба Господня, известный еще как Храм Воскресения, расположен в Старом городе Иерусалима. Он считается одной из главных христианских святынь в мире. Храм Гроба Господня был возведен на месте, где, как считается, находилась и Голгофа – гора, на которой был распят Иисус, и могила, в которой он был захоронен.

История

Гора, на которой находится Храм Гроба Господня, была местом поклонения, начиная со второго века. Нет точных данных о том, что именно здесь располагалось в то время, но согласно самой распространенной версии на горе был храм, посвященный Афродите.

В четвертом веке император Константин I распорядился построить на горе христианскую базилику. Во время раскопок для возведения нового здания обнаружились святыни, связанные с распятием Христа, а именно Животворящий Крест Господень и могила, предположительно ставшая местом захоронения Иисуса. В связи с этими находками император решил посвятить новый храм воскрешению Спасителя.

В начале 11 века Храм Гроба Господня был разрушен по приказу халифа Аль-Хаким-би-Амруллаха. Восстановление Храма заняло почти полвека. После завоевания Иерусалима войсками Саладина Храм перешел во владение мусульман. С тех пор ключи от Храма и по сей день хранятся в мусульманской семье Джауда Аль Гадийа, хотя сам Храм считается христианской святыней. Как же так получилось? Дело в том, что Храм не принадлежит какой-то одной конфессии, он поделен между шестью основными христианскими направлениями, включая греко-православное, католическое и армянское. Позже к ним присоединились коптская, сирийская и эфиопская конфессии. Такое разделение неоднократно становилось причиной конфликтов, поэтому чтобы сохранить баланс и не выказывать предпочтение ни одной из них, было решено оставить ключи от храма в руках мусульман.

Структура Храма

При входе в Храм вы сразу можете увидеть , на котором готовилось к погребению тело Христа. Сегодня это место принадлежит сразу четырем конфессиям: армянской, коптской, греко-православной и католической.

Лестница с правой стороны входа ведет к Кальварии, еще известной как Голгофа, на которой был распят Иисус. Здесь можно увидеть Алтарь гвоздей, принадлежащий католикам, на котором изображен Иисус, прибитый гвоздями к кресту. С католической часовней соседствует Кальвария, принадлежащая греко-православной церкви. Здесь и находится скала Голгофа , которая стала основой возведения Храма Гроба Господня.

Сразу под Кальварией на главном этаже (в него можно попасть через дверь возле Камня помазания) находится Часовня Адама, в которой хранится осколок скалы. Считается, что Иисус был распят в том самом месте, где был захоронен Адам. Часовня Адама принадлежит греко-православной церкви.

Направившись в западную сторону от Камня помазания, вы попадете в центральную часть Храма, известную как Ротонда, под куполом которой хранится Кувуклия - Гроб Господень. Внутри Гроба Господня ежедневно служатся армянские, католические и греко-православные литургии.

Внутри гробницы находятся две маленькие комнаты. Одна из них – это Часовня ангела, в основе которой лежит кусок камня, унесенный ангелами с места Воскрешения. принадлежит греко-православной конфессии.

С правой (северной) стороны гробницы расположена католическая зона, которая включает в себя большую Часовню, посвященную Святой Марии Магдалене – считается, что именно здесь Иисус явился Марии после своего воскрешения, и частную часовню, принадлежащую францисканским монахам.

В восточном конце северного прохода находится Часовня, возведенная на месте заточения Христа перед распятием. Справа находятся Придел Лонгина сотника, принадлежащий греко-православной церкви, и , принадлежащий армянской церкви.

Спустившись вниз по лестнице, отсюда можно попасть в Придел Святой Елены, который принадлежит армянской церкви. Пройдя по лестнице еще на 13 ступенек вниз, вы попадете в Придел обретения Животворящего Креста, который принадлежит католикам и православным.

После осмотра Храма Гроба Господня вы также можете осмотреть здания, расположенные в восточной части двора: коптскую Часовню Святого Архангела Михаила, из которой можно попасть в Армянскую и Эфиопскую часовни.

Практическая информация

Храм Гроба Господня находится по адресу: Saint Helena Street в Старом городе.

Храм открыт ежедневно: в летнее время с 5.00 до 21.00 (до 20.00 по воскресеньям) и в зимнее время с 4.00 до 19.00.

Вход в Храм свободный, и он открыт для представителей любых вероисповеданий. Единственное требование к посетителям – это скромная, закрытая одежда.

Имейте в виду, что толпа на входе в Храм никак не контролируется, поэтому заранее приготовьтесь к тому, что вам придется простоять в очереди как минимум час. Чтобы избежать очередей, постарайтесь прийти как можно раньше, желательно, до 7.00. Для визита лучше выбрать будний день: вторник, среду или четверг.

Планируя визит в Храм, сверьтесь с календарем иудейских праздников. По возможности постарайтесь избежать посещения Храма в период Пасхи, Рождества, Суккота, Рош Ха-Шана и других значимых для евреев религиозных событий.

Если вы хотите не просто осмотреть Храм, но и посетить литургию, заранее проверьте часы проведения служб, так как они могут проходить в разное время для разных конфессий.

error: