Условия аддиктивного поведения. Классификация вариантов аддиктивного поведения

Аддикция определяется учеными как «зависимость от вещества или поведения, которой человеку сложно сопротивляться». Аддикция от веществ основана на высвобождении дофамина в головном мозге, при котором спектр ощущений, производимых эйфорией в мозге, меняет непосредственное поведение мозга, вызывая повышенную восприимчивость к будущим аддикциям. Аддикции на основе поведения, с другой стороны, не связаны с неврологическим поведением настолько сильно, и, таким образом, предположительно, связаны с чертами личности; именно этот вид аддикции, сочетающий в себе поведение с психическим состоянием и повторяющимися действиями, связан с психическим состоянием. Алан Р. Ланг, профессор психологии из Университета штата Флорида, пишет в исследовании, что продолжающийся поиск черт личности, которые играют определенную роль в развитии аддикций, имеет важное значение для более широкой борьбы с наркоманией. Определение разных черт личности поможет в долгосрочной перспективе, когда речь идет о лечении наркомании, стратегиях вмешательства, и о том, как сломать паттерн наркомании. По мере появления все новых историй о трагедиях, связанных с аддикциями в Соединенных Штатах, ученые задаются вопросами об аспектах психотипов и том, как они способствуют развитию аддикций. Ученым также важно знать о наличии общих черт во всех аддикциях, начиная от зависимости от тяжелых наркотиков до зависимости от сигарет и от игромании до переедания. Исследование Национальной академии наук, с использованием уже имеющейся информации о роли личности в развитии зависимостей, с особым акцентом на наркотики и алкоголь, говорит о том, что не существует единого набора психологических характеристик, которые относятся ко всем аддикциям. Исследование показало, однако, что у всех вредных привычек существуют общие элементы.

Общие формы аддиктивного поведения

Зависимость от веществ

Одной из форм зависимостей является зависимость от веществ. Это отличается от злоупотребления наркотическими веществами, поскольку злоупотребление веществами невозможно точно определить, в то время как зависимость от веществ представляет собой поведенческую зависимость, связанную с использованием и покупкой алкоголя или наркотиков. Это психическая зависимость или зависимость от вещества, но не физическая зависимость, хотя она и может привести к физической зависимости.

Азартные игры

Еще одна распространенная зависимость, которая может привлечь аддиктивных личностей – это зависимость от азартных игр. Когда игроман ведет себя бездумно и безответственно во время игры, это может стать более серьезной проблемой. Картежник с аддиктивной личностью проходит через три стадии. Во-первых, «фаза выигрыша», в которой человек может по-прежнему контролировать свое поведение. Во-вторых, «фаза потери», когда человек начинает играть на деньги в одиночку, заимствовать денежные средства и играть на большие суммы денег, собирая долги, которые он или она может быть не в состоянии погасить. И, наконец, «фаза отчаяния» аддиктивного поведения игрока, когда человек принимает на себя дополнительные риски, может брать незаконные кредиты и даже испытывать депрессию или предпринимать попытки самоубийства.

Расстройства пищевого поведения

Аддиктивное поведение включает расстройства пищевого поведения, такие как анорексия, булимия и компульсивное переедание. Есть много внешних факторов, которые также способствуют неупорядоченному пищевому поведению, но для некоторых такое поведение может развиться в патологию, весьма похожую на зависимость. Люди с нервной анорексией направляют свой успех к одной цели: потере веса. Как только человек начинает диету, для него становится очень трудно её бросить. Это так же верно и для тех, кто страдает от булимии. Человек страдает булимией, когда он или она съедает большое количество пищи, а затем предотвращает её переваривание различными средствами (слабительные, рвота, мочегонные средства и т.п.). При компульсивном переедании, человек имеет компульсивное желание или тягу есть, и он будет есть, даже когда не голоден. Такое поведение часто приводит к ожирению.

Компульсивный шопинг

Другая форма аддиктивной личности – компульсивный шопинг (магазиномания). Магазиномания отличается от обычного потребления и от страсти к накопительству, потому что здесь речь идет именно о процессе покупки. Речь идет не о вещах, которые человек приобретает. В действительности, эти вещи он может не использовать. Они покупаются исключительно ради самой покупки. Люди, которые страдают компульсивным шопоголизмом, описывают этот процесс как своего рода «кайф», доставляющий им удовольствие. Часто, когда шопоголик находится в депрессии, он просто выходит на улицу и покупает вещи, благодаря чему может почувствовать себя лучше. Тем не менее, компульсивный шопинг имеет негативные последствия, которые включают в себя финансовые долги, психологические проблемы, проблемы в межличностных отношениях и супружеские конфликты. Покупка товара для шопоголика – это то же самое, что наркотик для наркомана. Люди, которые страдают от компульсивного шопоголизма, как правило, страдают и от другого заболевания. Одно исследование показало, что 20% шопоголиков также страдают от расстройств пищевого поведения. Другие нарушения, которые идут рука об руку с шопоголизмом, включают расстройства настроения, депрессию и тревогу. Как и люди с другими зависимостями, люди, страдающие компульсивным шопоголизмом, как правило, не могут сами справиться со своими чувствами и, как правило, плохо переносят аверсивные психологические состояния (например, плохое настроение). Компульсивный шопинг может привести к таким психологическим проблемам, потому что шопоголики становятся зависимыми от ощущений, которые они испытывают при покупке. Шопинг дает человеку почувствовать себя хорошо. Но потом, человек начинает чувствовать сильную вину и беспокойство за свои покупки. Лечение магазиномании на сегодняшний день включает в себя только когнитивно-поведенческую терапию. Одним из способов предотвращения компульсивного шопинга является образование. Одно исследование показало, что подростки, которые прошли курс по финансовому образованию и планированию, были менее склонны к импульсивному шопоголизму.

Использование сотового телефона

Другая форма аддиктивной личности связана с проблематичным использованием сотового телефона. Недавнее исследование показало, что люди, которые зависимы от своих мобильников, имеют общие черты с людьми с аддиктивной личностью. Такие характеристики, как самоконтроль, низкая самооценка, и мотивация, связанная с признанием со стороны сверстников, как правило, обнаруживаются у лиц, зависимых от сотовых телефонов, а также у лиц, страдающих от любой другой зависимости, такой как алкоголизм. Несмотря на то, что существуют личностные характеристики, которые ведут к развитию привыкания, сами сотовые телефоны могут частично быть виновны в развитии зависимости у пользователей. Улучшения в мобильных телефонах, такие как GPS, музыкальные проигрыватели, камеры, просмотр веб-страниц и электронной почты, могут сделать их незаменимым инструментом для человека. Технологические достижения усиливают чрезмерную привязанность людей к их сотовым телефонам, тем самым способствуя развитию аддиктивной личности.

Интернет и использование компьютера

Зависимость, которая появилась в последнее время – это интернет-зависимость (также известная как патологическое использование Интернета). Эта зависимость стала более распространенной среди более молодых поколений, по мере развития компьютерных технологий. Когда люди страдают от интернет-аддикции, они не в состоянии контролировать свое использование Интернета. Это может привести к психологическим, социальным трудностям, ухудшению показателей в школе и на рабочем месте. Интернет-зависимые могут «зависать» на сайтах социальных сетей, онлайн-игр или других сайтах. Симптомы этой зависимости включают в себя: изменения настроения, чрезмерное количество времени, проводимое в Интернете, воспринимаемый социальный контроль во время нахождения в Интернете, и эффект отмены, если человек находится вдали от компьютера.

Загар

Другой формой поведения, которая до сих пор исследуется, является обсессивное загорание на солнце в качестве поведенческой зависимости. В недавнем исследовании было доказано, что многие часто загорающие люди демонстрируют признаки и симптомы токсикомании или зависимости. Многие люди, которые признают, что часто загорают, утверждают, что делают это, чтобы хорошо выглядеть, хорошо себя чувствовать, а также чтобы отдохнуть. Люди, которые любят часто загорать, как правило, полностью осведомлены о рисках для здоровья, связанных с загаром, так же, как курильщики полностью осведомлены о рисках для здоровья, связанных с курением. Опасность для здоровья еще более серьезна для возрастных групп высокого риска, таких как подростки и молодые взрослые. В связи с тем, что риски для здоровья не отпугивают этих людей от загара, они демонстрируют суицидальное поведение, напоминающее поведение наркоманов. Часто загорающие люди заявляют, что основной причиной того, почему они загорают в солярии, является потребность «чувствовать себя хорошо». Исследователи обнаружили, что ультрафиолетовое (УФ) излучение от соляриев связано с улучшением настроения, что может применяться в качестве средства для лечения сезонного аффективного расстройства (САР). САР связано с тем, когда человек проявляет незначительную депрессию во время сезонных изменений, таких как изменения в течение зимних месяцев. Ультрафиолетовое излучение повышает уровень мелатонина в организме. Мелатонин играет ключевую роль в структуре сна и, возможно, снижает уровень тревоги. Таким образом, лица, любящие загорать, испытывают чувство расслабления после загара. Это ощущение, возможно, связано с продолжением загара, несмотря на риски для здоровья. Необходимы дополнительные исследования на эту тему, но многие исследователи начинают включать загар в список процессов, вызывающих зависимость.

Упражнения

Физические упражнения обеспечивают преимущество для наших тел, но для некоторых людей преимущества превращаются в опасности для здоровья. Для некоторых людей, физическая активность становится центральным аспектом их жизни. Когда физические упражнения становятся повседневной практикой, человек считается зависимым. Одно исследование показывает, почему люди могут стать зависимыми от спорта, особенно от бега. Одна из причин, почему люди становятся зависимыми, связана с высвобождением веществ, улучшающих настроение, известных как эндорфины. Эндорфины увеличивает ощущение удовольствия, поэтому люди чувствуют себя хорошо после тренировки. Эндорфины также ответственны за такой эффект, как «кайф бегуна». Последние исследования придали вес альтернативной теории, что зависимость от физических упражнений связана с производством эндоканнабиноидов, естественно производимых химических веществ, которые связываются с рецепторами CB1 в мозгу. Зависимые от физических упражнений будут испытывать физические и эмоциональные симптомы отмены в отсутствие физических упражнений, так же, как человек, который пристрастился к веществам, таким как наркотики или алкоголь. Несмотря на это, во многих случаях бег является лучшей альтернативой, чем токсикомания. Результаты данного исследования заключают, что существует связь между отрицательной зависимостью от бега и межличностными проблемами, которые часто встречаются при других типах аддиктивного поведения.

Отношение к лидерству

Лидер должен олицетворять в себе такие качества, как честность, интеллект, творчество и харизма, но лидеру тоже нужна мотивация и готовность бросить вызов определенным идеям и практикам. Дело в том, что психологический профиль великого лидера – компульсивный авантюрист. Похоже на то, что характеристики лидера схожи с характеристиками людей, зависимых от алкоголя, наркотиков или секса. Причина существования этой связи связана с тем, что удовольствие является мотиватором, который занимает центральное место в процессе обучения. Допамин может быть искусственно создан при помощи веществ, которые могут вызвать развитие зависимости, таких как кокаин, героин, никотин и алкоголь. Авантюрные и обсессивные личностные черты, которые часто встречаются у наркоманов, могут оказаться полезными для лидеров. Для многих лидеров, это не значит, что они хорошо справляются со своими обязанностями, несмотря на их пристрастия. Скорее, те же механизмы в мозгу и та же химия, которые делают их наркоманами, служат им положительно, делая их хорошими руководителями.

Лечение

При лечении аддиктивных личностей, в первую очередь, нужно лечить основную зависимость. Только после того, как поведение можно будет контролировать, человек сможет действительно начать делать какую-либо терапевтическую работу, необходимую для восстановления. Общие формы лечения аддиктивных личностей включают когнитивно-поведенческую терапию, а также другие поведенческие подходы. Эти процедуры помогают пациентам, обеспечивая здоровое обучение навыкам приспособления, предупреждение рецидивов, изменение поведения, семейную и групповую терапию, облегчает самоизменение и увеличивает эффективность терапии, направленной на выработку рефлекса отвращения. Поведенческие подходы включают в себя использование положительного подкрепления и поведенческого моделирования. Наряду с этими, существуют другие варианты, которые помогают в лечении лиц, страдающих от аддиктивной личности, включающие в себя социальную поддержку, помощь в направлении цели, вознаграждении, повышении собственной эффективности и помощи в обучении навыкам преодоления трудностей. Еще один важный навык в лечении, который может быть упущен, это самоуспокоение. Люди с аддиктивными личностями используют свои пристрастия, как механизмы выживания в стрессовых ситуациях. Однако, так как их пристрастия на самом деле не успокаивают их, а обеспечивают мгновенное облегчение от беспокойства или неудобных эмоций, эти люди чувствуют необходимость использовать их чаще. Таким образом, способность успокаиваться самостоятельно и другие навыки, связанные с осознанностью, могут быть использованы для лечения, так как они обеспечивают более здоровые механизмы выживания после того, как привычка будет искоренена. Эти стратегии связаны с использованием диалектической поведенческой терапии. ДПТ обеспечивает способы переносить стресс и регулировать эмоции, что является сложным для людей с аддиктивной личностью. ДПТ не может быть наиболее эффективным средством для лечения всех токсикоманов, но есть доказательства того, что этот метод полезен для большинства алкоголиков и наркоманов, а также эффективен при расстройствах пищевого поведения и у людей с сопутствующими состояниями. Другая форма лечения людей с аддиктивной личностью, склонных к злоупотреблению психоактивными веществами – использование медикаментов. В 1947 году было создано лекарство под названием Дисульфирам. Эта таблетка применялась для лечения алкоголизма и вызывала побочные эффекты при использовании в сочетании с алкоголем. Этот препарат используется и по сей день, однако были созданы два других препарата для лечения алкогольной зависимости (Acamprosate и Налтрексон). Помимо лечения алкогольной зависимости, налтрексон также используется для лечения опиоидной зависимости. Хотя эти средства эффективны в уменьшении запоев, врачам следует рассматривать в первую очередь вопрос здоровья пациентов и риск побочных эффектов при назначении этих препаратов.

Споры

Идёт постоянная дискуссия по поводу вопроса о том, действительно ли существуют аддиктивные личности. Есть две стороны этого спора, в каждой из которых имеется большое количество уровней и вариаций. Одни считают, что существуют определенные черты и измерения личности, которые, если они присутствуют у человека, делают его более склонным к развитию вредных привычек на протяжении всей жизни. Другие утверждают, что зависимость находится в области химии, а именно, зависит от того, как синапсы мозга реагируют на нейротрансмиттеры и, следовательно, не зависит от личности. Главный аргумент в пользу определения аддиктивной личности имеет отношение к человеческой способности принимать решения и к понятию свободной воли. Этот аргумент предполагает, что человеческие существа осознают свои действия и последствия своих собственных действий, из-за чего многие люди предпочитают не совершать определенных поступков. Людей никто не заставляет чрезмерно пить или курить каждый день, каждый выбирает самостоятельно, делать ему это или нет.

(от англ. addiction - склонность, пагубная привычка; лат. addictus - рабски преданный) - особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в сильной зависимости от чего-либо.

Средства аддикций подразделяются на следующие типы:

1. Психоактивные вещества (алкоголь, наркотики и т.д.)

2. Активность, включенность в процесс (хобби, игра, работа и т.д.)

3. Люди, другие предметы и явления окружающей действительности, вызывающие различные эмоциональные состояния.

Уход от реальности всегда сопровождается сильными эмоциональными переживаниями. Посадив человека на "эмоциональный крючок" им очень легко управлять. Эмоции являются составной частью зависимости. Человек фактически зависит не от препарата, а от эмоций. Чем сильнее эмоция, тем сильнее зависимость.

В зависимости от того посредством чего осуществляется уход из реальности выделяются алкогольная аддикция, наркотическая аддикция, токсикомания, лекарственная аддикция, табакокурение, игровые аддикции, трудоголизм, компьютерная аддикци, секс-аддикции, пищевые зависимости.

Все эти типы поведения питает мощная сила подсознания и это придаёт им такие качества, как непреодолимость влечения, требовательность, ненасытность и импульсивная безусловность выполнения. Аддиктивное поведение характеризуется широким спектром патологии различной степени тяжести от поведения граничащего с нормальным, до тяжелой психологической и биологической зависимости.

Главная причина всех аддиктивных расстройств – спорная тема, нераскрытая до сих пор.

Аддиктивное поведение с точки зрения классического психоанализа (Зигмунд Фрейд)

«Классический психоанализ рассматривает поведение индивида как результат взаимодействия трех ключевых субсистем личности: ид, эго и суперэго». Где ид – «бессознательное, психическое, оно насыщено энергией влечений и инстинктов, в первую очередь - сексуальной. Эго - психика связанная с внешним миром, управляет Ид, в соответствии с требованиями реальности. Суперэго – система ценностей, социальных норм, этики». Когда требования Эго, Ид и Суперэго, не совпадают друг с другом. И более того противоречат друг, другу возникает личностный конфликт. И если Эго не может рационально справиться с этим конфликтом, то человек включая механизмы психологической защиты. Если же механизмы психологической защиты не помогают, то человек использует объекты способные утешить его (увести в мир иллюзий, где нет проблем). Постепенно он привыкает к ним и становится зависимым от них. Так же, для понимания зависимого поведения, психоаналитики обращаются к сексуальным стадиям развития личности Так «у людей, имеющих такие проблемы, как переедание, курение, болтливость, злоупотребление спиртными напитками, психоаналитики отмечают фиксацию на оральной стадии сексуального развития (оральную фиксацию удовольствия)». А такой феномен как наркомания психоаналитики рассматривают «как мастурбацию, которая является основной формой сексуальной активности в подростковом возрасте».

Аддиктивное поведение с точки зрения эго-психологии (Э.Эриксон)

Центральной, для созданной Эриком Эриксоном, теории эгопсихологии является положение о том, что: человек за свою жизнь проходит через восемь, универсальных для всего человечества стадий. Каждая стадия наступает в определенное для нее время (так называемый критический период), а полноценно функциональная личность формируется только путем прохождения через все стадии развития. Характерная же модель поведения человека зависит от того, каким образом, он будет решать кризисы на данной стадии развития С позиций эгопсихологии зависимое поведение объясняется как неразрешенный конфликт зависимость – независимость (автономность). Так же на возникновение зависимого поведения с точки зрения эгопсихологии, влияет проблема идентификации своего Я.

Аддиктивное поведение с точки зрения индивидуальной психологии (Альфред Адлер)

«А. Адлер первым обратил внимание на феномен неполноценности как источник самосовершенствования». Он считал, что для того, что бы понять поведение человека, надо выяснить, в чем человек чувствует себя неполноценным и как он преодолевает свою неполноценность, а также какие цели он ставит при ее преодолении. Аддиктивное же поведение с точки зрения индивидуальной психологии – это бегство от реальности, вызванное стремлением человека преодолеть свой комплекс неполноценности.

Аддиктивное поведение с точки зрения феноменологического направления гуманистической психологии (Карл Роджерс)

Феноменологическое направление отрицает, что окружающий нас мир есть нечто, существующее само по себе, как неизменная действительность, сама по себе. Утверждается, что материальная или объективная действительность, это реальность сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком, в данный момент времени. Поэтому поведение человека нужно рассматривать через призму его субъективного восприятия и понимания действительности. Соответственно на возникновение аддиктивного поведение, влияет субъективная способность постигать действительность.

Аддиктивное поведение с точки зрения с точки зрения трансактного анализа (Э.Берн)

Трансактный анализ (от англ. transaction - сделка) - психотерапевтический метод, разработанный американским психиатром Эриком Берном. Берн разработал понятие «психологическая игра». Игра в трансактном анализе – это форма поведения, со скрытым мотивом, при которой один из субъектов получает психологическое или другое преимущество. Аддиктивное поведение на его взгляд, тоже является не чем иным, как своего рода психологической игрой. Например «Употребление спиртного позволяет человеку манипулировать чувствами и действиями окружающих. При этом употребление спиртного важно не само по себе, а как процесс, ведущий к состоянию похмелья».

Реальность не всегда радует своими красками. Когда происходят беды и разочарования, хочется побыстрее уйти от них. Вполне естественно желание человека уйти от гнетущей душу боли. Уже ненормальными становятся способы, которыми человек при этом пользуется. Аддикция характеризует данную зависимость. Существует множество ее видов, причин, методов лечения и профилактических мер. Самыми распространенными являются интернет и пищевая аддикция.

Под аддикцией люди понимают разное. По большому счету под ней понимается тягостное желание достижения определенной цели любимыми удобными способами. Самыми распространенными из них являются химические вещества, которые изменяют сознание и позволяют уйти от неприятной реальности.

Что такое аддикция?

Что же такое представляет из себя аддикция? Прочтем определение: Острая потребность в достижении определенного желания или выполнении конкретной деятельности называется аддикцией. В обычной жизни это часто называется зависимостью. Ранее считалось, что зависимыми людьми становятся только те, кто употребляет химические вещества: алкоголь, наркотики и пр. На сегодняшний день выделяют нехимическую аддикцию: шопоголизм, пищевая и интернет зависимости, пр.

В процессе постоянного потребления конкретного вещества или удовлетворения своей потребности возникает все большая потребность в увеличении дозы. Человеку становится мало того, что у него было. Теперь нужно получать еще больше. Это называется толерантностью, которая сопровождается еще и психофизиологическими изменениями в организме.

В психологии данное понятие характеризуется желанием убежать от реальности путем помутнения сознания. Человек может прибегать к приемлемым обществом формам аддикции:

  • Творчество.
  • Трудоголизм.
  • Спорт.
  • Медитация.
  • Духовные практики.

Неприемлемыми формами аддикции в обществе являются:

  • Наркозависимость.
  • Клептомания.
  • Токсикомания.
  • Алкоголизм.

Современными формами аддикции, которые возникли лишь с технологическим прогрессом общества, являются:

  • Игромания.
  • Компьютерная аддикция.
  • Шопоголизм.
  • Зависимость от телевизора.
  • Интернет-зависимость.
  • Зависимость от соцсетей, виртуального общения.
  • Пищевая зависимость и т. д.

Аддикция всегда развивается на фоне неудовлетворенности какой-то частью или целой жизни. Иногда это является формой саморегуляции, самоуспокоения. Человек вынужден прибегать к некоторой зависимой форме, поскольку это помогает ему быстро восстановиться, прийти в себя. Если вспомнить об упражнении «Якорение», тогда становится понятным, что когда-то человек нашел быстрый способ достижения определенного состояния, после чего начал постоянно его использовать.

Виды аддикции

Практически от чего угодно человек может стать зависимым. Все зависит лишь от того, помогает данный способ удовлетворить свою потребность человеку или нет. Условно можно разделить аддикцию на такие виды:

  1. Химическая (физическая). Характеризуется воздействием на организм определенными веществами, которые помогают в изменении сознания или состояния. Нередко эти вещества приносят вред и разрушают организм. Самыми распространенными и известными формами аддикции данного вида являются:
  • Алкогольная – когда человек не способен удержать внутреннюю тягу к алкоголю, похмелению, достижению внутреннего комфорта путем распития спиртных напитков.
  • Наркотическая (наркомания) — непреодолимая тяга к потреблению наркотиков. Сюда же относится и токсикомания. Организм разрушается настолько под воздействием данных веществ, что человек практически всегда рано погибает.
  1. Поведенческая (психологическая). Характеризуется совершением таких действий, которые позволяют человеку получать желаемое. Он придает сверхценное значение определенному виду деятельности, из-за чего не может от него отказаться. Сюда относятся такие формы:
  • Игровая – когда человек не видит жизни без рулетки, игровых автоматов, казино и прочих азартных игр. Она выявляется изменениями качеств в человеке: раздражительность, изменение круга общения, увеличение количества времени, которое тратится на игру, повышение ставок, неспособность не играть или отказаться от игры и т. д.
  • Любовная – повышенная заинтересованность в партнере. Постоянно хочется быть с ним рядом и ограничить его круг общения.
  • Избегание – когда человек подвержен страху покинутости, поэтому избегает слишком близких отношений, привязанности.
  • Интимная – повышенное желание к интимным ласкам, даже если они приведут к негативным последствиям.
  • Трудоголизм – одна из форм бегства от реальности. Человек путем полного ухода в работу сторонится отношений, дружбы, близких контактов с людьми. Здесь нет цели много заработать. Целью трудоголизма является достижение успеха и одобрения. Трудоголик желает быть лучше других, если же его увольняют с работы, тогда он тяжело это переживает. Нередко в таких случаях трудоголик будет устранять свой стресс химическими веществами, то есть поведенческая аддикция станет химической. Однако есть случаи, когда человек путем трудоголизма избавляется от химической зависимости.
  • Компьютерная – использование компьютерных возможностей для ухода от реальности. Самой прогрессирующей является интернет аддикция, когда человек уходит в виртуальный мир и отказывается от реального общения с людьми.
  • Спортивная – когда человек чрезмерно занимается спортом. Данный вид аддикции является социально приемлемым. Однако человек часто подвергает свой организм опасности: изнашивает его, чрезмерно напрягает, быстро старит. Нередко бывшие спортсмены становятся химически зависимыми: алкоголиками, наркоманами, токсикоманами и т. д.
  • Шопоголизм – неконтролируемое желание в совершении покупок. Человек практически никогда не может утолить свою жажду в приобретении вещей. Причем часто покупаются вещи, которые абсолютно не нужны человеку. Таким образом он ненадолго заменяет ощущение счастья, которое очень быстро проходит. Здесь появляются проблемы в трудовой деятельности, поскольку человек много времени тратит в магазинах, в денежном плане, поскольку расходуется много денег, с законом и долгами. Также портятся отношения с близкими и любимыми, поскольку они не способны понять порывов шопоголика, который тратит много денег на ненужные вещи.
  • Пищевая – когда человек фиксируется на еде: то переедает, то голодает. Здесь рассматриваются анорексия, булимия, компульсивное переедание.

Существует несколько форм пищевой аддикции: голодание, переедание, булимия и нервная анорексия. Характеризуется переедание тем, что человек постоянно чувствует голод. Чем больше он ест, тем больше голода ощущает. В какой-то момент наступает чувство стыда, что заставляет его скрываться от других людей. В результате индивид сталкивается с такими проблемами пищеварения:

  • Сбой работы органов.
  • Увеличение веса.
  • Нарушение метаболизма.
  • Компульсивное переедание.
  • Болезни ЖКТ.

Голодание часто появляется в целях устранения болезней (лечебное голодание) или избавления от лишнего веса. В первые дни человек будет ощущать острое чувство голода. Однако вскоре оно проходит, что ощущается снижением аппетита и спокойным отношением к еде. Чувствуется прилив сил и энергии, ощущается легкость. Индивид по достижении цели должен выйти из состояния голодовки. Если этого не происходит, тогда возникает аддикция. Теряется значимость голодовки, человек считает это нормой жизни. Здесь и развивается анорексия.

Пищевая аддикция является социокультурным наследием. Уже много веков человек возводил в культ еду. Были времена, когда наступали голодные дни, что запоминается организмом. Не желая погибать, человек стремится к поеданию еды. А поскольку современный общепит достиг своего развития во многообразии вкусов и блюд, то человек делает из пищи культ.

Если обратить внимание, то ни один праздник не обходится без еды. Человек всегда кушает и пьет, особенно за просмотром телевизора и интересных передач. Когда приходят гости или встречаются друзья, тогда обязательно накрывается стол. Все эти культурные традиции искажают верное понимание функций еды.

Интернет аддикция

С появлением в каждом доме компьютерной техники появилась новая психологическая проблема – интернет аддикция. Это неспособность человека отказаться от долгого пребывания в виртуальном мире. У него появляются друзья и виртуальные интересы. Полностью отходит от реальной жизни, где за ним закреплены обязанности: учеба, работа, заработок денег и т. д.

У людей двоякое отношение к данной форме аддикции. С одной стороны, родители рады, что дети проводят время дома, а не пьют, не употребляют наркотики и не попадают в передряги. С другой стороны, подростки теряют связь с реальностью и социальные навыки.

Компьютерная зависимость имеет множество видов. Самыми распространенными считаются:

  1. Компульсивное переключение сайтов.
  2. Игровая зависимость от компьютерных игр.
  3. Зависимость от азартных игр.
  4. Порнографическая интернет-зависимость.

Человек постепенно теряет связи с людьми, становится замкнутым и одиноким, много времени проводит за компьютером, ощущает эйфорию от возможности посидеть в интернете. При этом нарушается режим сна и поглощения еды, теряется ориентировка в днях и времени, появляются головные боли, сухость в глазах и прочие физические симптомы.

Помимо потери социальных навыков и отрыва от реальной жизни, человек страдает от рассеянности внимания, ухудшения памяти, потери качества восприятия, ухудшения гибкости мышления. Человек становится глупее за счет доступа к неограниченной информации. Ему теперь не нужно думать своей головой, поскольку все ответы находятся на форумах и чатах.

Нередко человек развивает деструктивный характер поведения. Возможность оставаться анонимом в интернете позволяет подумать, что такое возможно и в реальной жизни. Троллинг, хакерство и прочие деструктивные модели внедряются в поведение человека.

Самыми распространенными интернет-зависимостями являются:

  1. Игровая – когда человек днями и ночами не может оторваться от игры, даже чтобы покушать или сходить в туалет.
  2. Соцсети – когда человек проводит время за виртуальным общением с большим количеством незнакомых ему в реальной жизни людей, ставит лайки на чужих фотографиях, следит за развитием событий чужих жизней, выставляет свои фотографии, чтобы люди их оценили.

Причины

Аддикция является серьезной проблемой общества. Нередко люди не достигают счастья и успешной жизни лишь потому, что не способны быть свободными от своих зависимостей. Вот почему предлагается обращаться за помощью психотерапевта на сайте сайт, если самостоятельные попытки избавиться от причин аддикции не увенчались успехом.

Психологи не отмечают единых причин возникновения аддикции. Чаще всего в ее возникновении участвуют комплекс факторов:

  • Личностные качества: низкая самооценка, неуверенность, замкнутость и т. д.
  • Неблагоприятная среда обитания.
  • Трудное детство.
  • Низкий уровень адаптации к разным условиям.
  • Отсутствие понимания и поддержки.

К примеру, аддикция отношений (интимная или любовная) возникает на фоне неправильного восприятия себя и других, неадекватной самооценки, неумении уважать и любить себя.

Существует множество причин аддикции различной формы:

  1. Психологические: неумение принимать решения и решать проблемы, низкая стрессоустойчивость, незрелая личность, неправильные выводы, которые не приводят к желаемым результатам.
  2. Социальные: неумение налаживать отношения, нестабильность общества, давление, отсутствие хороших традиций.
  3. Социально-психологические: отсутствие взаимопонимания между поколениями, наличие негативных образов.
  4. Биологические: привыкание к определенному стимулу, который каждый раз побуждает прибегать к зависимости.

Лечение

Если говорить об устранении психической болезни, то следует понимать, что зачастую больные не понимают всей серьезности своего расстройства. Лечение аддикции редко проводится по собственному желанию. Зачастую именно близкие становятся инициаторами устранения аддикции.

Самостоятельно от зависимости избавиться можно. Однако чаще больной срывается, что сводит на «нет» все проводимые попытки. Часто именно работа с психиатром способна помочь в устранении аддикции. Он проводит диагностику по выявлению всех симптомов зависимости, после чего и назначает программу лечения.

Основным способом устранения аддикции является психотерапия. Лишь при выявлении химической зависимости возможна госпитализация больного с целью ограничения его доступа к химическим веществам, а также выведения из организма токсинов.

Психотерапия в данном случае направлена на устранение главной причины, вызвавшей аддикцию. Если причиной стала неблагоприятная обстановка в семье и в отношениях с конкретными людьми, тогда они тоже приглашаются на терапию. Если же причиной являются личностные особенности больного, тогда врач проводит их исправление и разрабатывает методику нового поведения.

Чем глубже человек погрузился в свою зависимость, тем сложнее от нее избавиться. Важными здесь становятся такие факторы, как:

  • Адаптация – способность быстро меняться в соответствии с новыми задачами и условиями жизни.
  • – состояние, которое формируется после отказа от принимаемого вещества или выполняемых поступков.

В американской практике активно используются групповые анонимные встречи. Зависимые люди встречаются и вместе обсуждают тему их болезни, которая у всех одинаковая. Все делятся своим опытом, переживаниями, мнениями. Подразумевается, что коллективное желание избавиться от общей проблемы побудит каждого в отдельности преодолеть абстиненцию, которая часто побуждает отказаться от оставленной цели и вернуться к болезни.

Профилактика

Следует не доводить до зависимости, чтобы потом не пришлось от нее избавляться. Это называется профилактикой аддикции. Если речь идет о детях, тогда ее должны проводить родители и воспитатели, учителя, доктора. Если речь идет о взрослом человеке, тогда он должен сам контролировать процесс зарождения аддикции.

Первым этапом является выявление склонности к девиантному поведению, то есть тяге к определенному виду зависимости. Если это имеется у человека, тогда следует заниматься формированием конструктивного поведения в отношении конкретной зависимости.

Хорошо, если человек еще с детства осведомлен о том, к каким последствиям приводит та или иная аддикция. Проведение занятий по ознакомлению с различными видами аддикции, причинами их появления и последствиями позволит ребенку заранее подготовиться к тому, что его ждет. У него будет выбор, становится зависимым или нет.

Нередко психологи отмечают роль родителей, которые являются примерами для своих детей. Часто дети обретают те же пристрастия, которые имелись у их родителей. Если мама учит ребенка не курить, когда сама постоянно курит, тогда ее меры воспитания не окажут полезного эффекта. Ребенок будет курить так же, как и его мама. Такой же пример подает отец.

Важными становятся взаимоотношения человека с его родителями, любимыми партнерами, друзьями. Если присутствует взаимопонимание и поддержка, любовь и уважение, тогда человеку легче отказаться от зависимости, нежели в ситуации одиночества или непонимания. Часто человек желает убежать в придуманный мир, поскольку в реальном у него нет той поддержки, в которой нуждается.

Психотерапевт разрабатывает новые модели поведения, которые помогут больному эффективнее справляться со своими негативными переживаниями, которые толкают на развитие аддикции. На коррекционном этапе идет закрепление эффекта и моделей поведения, которые дают положительный эффект.

Важно не только избавиться от аддикции, но и развить в себе навыки, которые помогают в социальной адаптации, преодолении стресса, решении жизненных проблем. Ведь аддикция – это желание убежать от того, что человек не может устранить своими силами.

Продолжительность жизни

Аддикция разрушает не только психику человека, но и его организм. Химическая зависимость встречается довольно часто у представителей сильного пола, однако на женщин вещества воздействуют намного сильнее. Таким образом, следует вести разговоры о продолжительности жизни аддиктов.

Как долго живут алкоголики? Их жизнь сокращается на 20-30 лет, поскольку страдают все органы. Наркоманы способны умереть через 2-5 лет после приема наркотиков. Токсические вещества, в зависимости от своего вида, могут убивать сразу или через несколько лет.

Прогноз неутешительный и для тех, кто страдает от нехимической аддикции. Несмотря на то, что нет прямого воздействия на организм, тело все же может пострадать. Не исключаем те случаи, когда люди на фоне поведенческой зависимости начинают испытывать тягу к химической. А также встречаются случаи психосоматики – когда психологические переживания приводят к возникновению вегетативных симптомов в организме.

Итог аддикции неблагоприятный, поскольку зависимость лишь на внешнем фоне позволяет человеку обрести комфорт и гармонию. Теряются социальные навыки и связи, человек становится бедным, больным и несчастным. Его зависимость становится единственным миром, в котором он способен жить. Более того, аддикция контролирует человека. Теперь не он решает, чем ему заниматься, а зависимость толкает его на совершение определенных действий.

Возле аддикта страдают и люди, которые зависят от него морально, материально или физически. Человек не понимает всех последствий, которые тянутся за его пристрастием, каким бы безобидным он ни был.

В статье можно познакомиться с понятием "аддиктивное поведение", формами поведения; особенностями подросткового возраста как фактора риска. А также рекомендую провести тестирование среди обучающихся 8-10 классов. Результаты обсудить на Совете по профилактике.

Аддиктивное поведение - одна из форм поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья.

Аддиктивное поведение

Аддиктивное поведение - одна из форм поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции.

Выбор аддиктивной стратегии поведения обусловлен трудностями в адаптации к проблемным жизненным ситуациям: сложные социально-экономические условия, многочисленные разочарования, крушение идеалов, конфликты в семье, утрата близких, резкая смена привычных стереотипов. Реальность такова, что стремление к психологическому и физическому комфорту не всегда возможно реализовать. Для нашего времени характерно и то, что происходит очень стремительное нарастание изменений во всех сферах общественной жизни. Нагрузка на системы адаптации очень велика. Основоположник теории стресса Г.Селье, говоря об адаптации, пишет: “Приспособляемость – это, вероятно, главная отличительная черта жизни”. “Есть два способа выживания: борьба и адаптация” (21).

Аддиктивная личность в своих попытках ищет свой универсальный и слишком односторонний способ выживания – уход от проблем. Первым признаком этих нарушений является ощущение психологического дискомфорта. Психологический комфорт может быть нарушен по разным причинам, как внутренним, так и внешним. Перепады настроения всегда сопровождают нашу жизнь, но люди по-разному воспринимают эти состояния и по-разному на них реагируют. Одни готовы противостоять превратностям судьбы, брать на себя ответственность за происходящее и принимать решения, а другие с трудом переносят даже кратковременные и незначительные колебания настроения и психофизического тонуса. Такие люди обладают низкой переносимостью. В качестве способа восстановления психологического комфорта они выбирают аддикцию, стремясь к искусственному изменению психического состояния, получению субъективно приятных эмоций. Таким образом, создается иллюзия решения проблемы. Подобный способ “борьбы” с реальностью закрепляется в поведении человека и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью. Привлекательность аддикции в том, что она представляет собой путь наименьшего сопротивления. “Создается субъективное впечатление, что, таким образом, обращаясь к фиксации на каких-то предметах или действиях, можно не думать о своих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций, используя разные варианты аддиктивной реализации”(11).

Формы аддиктивного поведения.

Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов. К таким агентам относятся вещества, изменяющие психическое состояния: алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества. Искусственному изменению настроения способствует также и вовлеченность в какие-то виды активности: азартные игры, компьютер, переедание или голодание, работа, длительное прослушивание ритмичной музыки.

Алкоголизм. “По данным Всемирной организации здравоохранения, алкогольная проблема, рассматриваемая только в медицинском аспекте, занимает третье место после сердечно – сосудистых и опухолевых заболеваний. Роль злоупотребления алкоголем в современном обществе особенно возрастает с учетом связанных с этим явлением психологических и социально – экономических последствий” (10).

Началом развития алкогольной аддикции может стать первая встреча с алкоголем, когда опьянение сопровождают интенсивные эмоциональные переживания. Они фиксируются в памяти и провоцируют повторное употребление алкоголя. Символический характер приема спиртного утрачивается, и человек начинает ощущать необходимость приема алкоголя с целью достичь определенного желаемого состояния. На каком-то этапе, благодаря действию алкоголя, происходит подъем активности, повышается творческий потенциал, улучшается настроение, работоспособность, но эти ощущения, как правило, кратковременны; они могут смениться понижением настроения, апатией и психологическим дискомфортом. “Появление такого состояния является одним из вариантов развития алкогольного аддиктивного поведения, так как человек начинает стремиться к его “воспроизведению”, для чего усиленно прибегает к алкоголю”.

Наркомания. В большинстве случаев прием наркотических веществ связан со стремлением к новым ощущениям, к расширению их спектра. Ищутся новые способы введения, новые вещества и разные сочетания этих веществ в целях достижения максимального эффекта. Наиболее распространены мягкие наркотики. С мягких наркотиков происходит довольно быстрый переход на более сильные вещества.

Лица, злоупотребляющие наркотиками стараются вовлечь в свой круг большее количество людей, препятствуют выходу из этой среды. Параллельно с личностным распадом развиваются серьезные нарушения на органном и психическом уровнях. Возрастающая потребность в увеличении дозы может повлечь за собой потерю контроля и смерть от передозировки. Наркотическая зависимость часто сопряжена с криминальной деятельностью, т. к. всегда актуальна проблема наличия средств для приобретения наркотиков.

Прием лекарственных средств в дозах, превышающих терапевтические - приводит к определённой релаксации, создаётся впечатление, что повышается сообразительность, способность контролировать своё состояние. Риск возникновения аддикции наступает тогда, эти препараты начинают использоваться регулярно в качестве снотворных. Появляются симптомы физической зависимости (частые случаи употребления, попытки прекратить приём и срывы). Малейший психологический дискомфорт становится поводом для приема транквилизаторов.

Приём препаратов бытовой химии. Стремление к приёму высокотоксичных веществ возникает обычно в подростковом возрасте из любопытства и носит коллективный характер. Эффект заключается в том, что развивается состояние “напоминающее опьянение, головокружение “взлёта”, повышенное настроение, беспечность. Могут возникать видения (галлюцинации) типа быстро движущихся кадров мультипликаций” (10).

Азартные игры не связаны с приемом изменяющих состояние веществ, но отличаются характерными признаками: постоянной вовлеченностью, увеличением времени, проводимого в ситуации игры; вытеснением прежних интересов, постоянными мыслями о процессе игры; потерей контроля (неспособностью вовремя прекратить игру); состоянием дискомфорта вне игровой ситуации, физическими недомоганиями, дискомфортом; постепенным учащением ритма игровой активности, стремлением к риску; снижением способности сопротивляться роковому пристрастию.

Работогольная аддикция представляет опасность уже потому, что считается важным звеном в положительной оценке личности и ее деятельности. В нашем обществе в сфере производственных отношений практически в любых трудовых коллективах очень ценятся специалисты, отдающиеся целиком своей работе. Таких людей всегда ставят в пример другим, их поощряют материально и на словах, закрепляя в их поведении свойственный им стиль. Работоголизм трудно распознается не только окружающими, но и самим работоголиком. К сожалению, за внешней общепринятой респектабельностью работоголизма стоят глубокие нарушения в эмоциональной сфере личности и в сфере межличностных контактов.

Аддикции к еде. О пищевой аддикции речь идёт тогда, когда еда используется не как средство утоления голода, когда компонент получения удовольствия от приёма пищи начинает преобладать и процесс еды становится способом отвлечения от чего-то. Таким образом с одной стороны происходит уход от неприятностей, а с другой стороны фиксация на приятных вкусовых ощущениях. Анализ этого явления позволяет отметить ещё один момент: в случае, когда нечем занять свободное время или заполнить душевную пустоту, понизить внутренний дискомфорт, быстро включается химический механизм. При отсутствии еды, даже если нет голода, вырабатываются вещества, стимулирующие аппетит. Таким образом увеличивается количество съедаемой пищи и возрастает частота приёма пищи, что влечет за собой нарастание веса, сосудистые нарушения. Эта проблема особенно актуальна в странах с высоким уровнем жизни, наряду с которым в обществе наблюдается высокий уровень стресса. Реально развитие пищевой аддикции и в ситуации доступности еды в связи с особенностями профессии (бар, ресторан, столовая).

Другая сторона пищевой аддикции – голодание. Опасность кроется в своеобразном способе самореализации, а именно в преодолении себя, победе над своей “слабостью”. Это специфический способ доказать себе и другим на что ты способен. В период такой “борьбы” с самим собой появляется повышенное настроение, ощущение лёгкости. Ограничения в еде начинают носить абсурдный характер. Периоды голодания сменяются периодами активного переедания. Отсутствует критика своего поведения. Вместе с этим происходят серьёзные нарушения в восприятии реальности.

Особенности подросткового возраста как фактор риска

формирования аддиктивной стратегии взаимодействия с миром.

Подростковый возраст – один из кризисных этапов в становлении личности человека. Он характеризуется рядом специфических особенностей. Это возраст кардинальных преобразований “в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Этот этап характерен бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности – учебной, производственной, творческих занятий и пр.”. (13). Естественными в этом возрасте являются стремления к проявлению взрослости, развитию самосознания и самооценки, интерес к своей личности, к своим возможностям и способностям. При отсутствии условий для позитивной реализации своих потенциалов процессы самоутверждения могут проявляться в искаженных формах, приводить к неблагоприятным реакциям и последствиям.

В связи с этим возникает опасность выбора аддиктивной линии поведения. Существенным фактором может стать недостаточная для подростков информация о том, что, как и почему с ними происходит, и какие могут быть последствия. Информация нужна для обретения необходимого чувства свободы и осознанности выбора, а также для того, чтобы научиться брать на себя ответственность за то, что с тобой происходит. Масштабы ухода от реальности опасны не только в приверженности к таким крайне тяжелым формам аддикции, как алкоголизм, наркомания, употребление фармакологических и токсических веществ. Проблема ухода от реальности носит глобальный характер. Существует большое количество “мягких” проявлений аддикций, но они тоже деструктивны. Реальна и опасна тенденция перехода от одной формы аддиктивного поведения к другой. Кризис подросткового возраста становится в связи с этим значимым фактором риска, т. к. адекватное восприятие реальности для подростков затруднено, прежде всего, происходящими в них изменениями, сложными процессами становления.

Нормальная линия развития подростка : Жизненное самоопределение. Развитие временной перспективы – планов на будущее, самоопределение в вопросах: каким быть? Кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Учение. Формирование мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и при необходимости подчинение им. Становление индивидуальности.

Аномальная линия: Путаница ролей. Смещение и смешение временных перспектив: мысль не только о будущем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб отношениям с внешним миром. Потеря трудовой активности. Смешение форм ролей в лидировании. Путаница в моральных и мировоззренческих установках (4).

В связи с проблемой ухода от реальности актуальным является вопрос, касающийся особенностей преодоления трудностей и эмоционального стресса. Трудности, с которыми сталкиваются подростки, разнообразные стрессовые воздействия, требуют от них определенных стратегий преодоления препятствий. Личность подростка претерпевает “либо поступательное развитие с формированием адаптивного поведения, либо дезадаптацию, саморазрушение” (19). Различные формы поведения подростков представляют собой варианты преодоления стресса. Подростковый возраст – это период, в котором увеличиваются требования к психофизиологическим потенциям. От того, как отвечает подросток на предъявляемые ему требования среды, какие способы и стили преодоления стресса у него проявляются и закрепляются, зависит развитие личности в подростковый период и дальнейшие перспективы.

Подводя итог вышесказанному, можно выделить следующие особенности подросткового периода, которые являются группой факторов риска в формировании аддиктивного поведения:

Повышенный эгоцентризм;

Тяга к сопротивлению, упрямству, протесту, борьбе против воспитательных авторитетов;

Стремление к неизвестному, рискованному;

Обостренная страсть к взрослению;

Стремление к независимости и отрыву от семьи;

Незрелость нравственных убеждений;

Болезненное реагирование на пубертатные изменения;

Склонность преувеличивать степень сложности проблем;

Негативная или несформированная Я-концепция;

Гипертрофированные поведенческие реакции: эмансипации, группирования, увлечения;

Низкая переносимость трудностей;

Предварительный просмотр:

Методика по выявлению аддиктивного поведения.

Методика, разработанная В.Д.Менделевичем, позволяет выявить психологическую склонность индивида к развитию у него алкогольной и наркотической зависимости.

Опросник состоит из 116 утверждений, 41 из которых отражает склонность личности к наркотической зависимости, 35 - к алкогольной зависимости, остальные 40 высказываний нейтральны.

Инструкция

«Пользуясь данной шкалой, укажите, в какой степени Вы согласны или не согласны с каждым из следующих утверждений:

1 - совершенно не согласен (совсем не так);

2 - скорее не согласен (скорее не так);

3 - ни то, ни другое (и так, и не так);

4 – скорее согласен (скорее так);

5 - совершенно согласен (именно так)».

Текст опросника

1. Я склонен разочаровываться в людях.

2. Верить в приметы глупо.

3. Часто бывает, что я обижаюсь на родителей или друзей.

4. Нередко я опаздываю на учебу (работу) или на встречу из-за непредвиденных случайностей в пути.

5. Окружающие часто удивляют меня своим поведением.

6. Мои родители часто пытаются обращаться со мной как с маленьким ребенком.

7. Я люблю планировать свое время до мелочей и с точностью до минут.

8. Мне кажется, что я чувствую происходящее вокруг более остро, чем другие.

9. Родители сами виноваты в том, что их дети начинают принимать наркотики («колоться»).

10. Для меня не существует абсолютных авторитетов.

11. В детстве был период, когда я страстно любил что-либо подсчитывать (количество окон, ступеней, номера машин).

12. Если бы родители или другие взрослые больше говорили с детьми о вреде наркотиков, то мало кто становился бы наркоманом.

13. Мне легче перенести скандал, чем однообразную размеренную жизнь.

14. Я верю в порчу и сглаз.

15. Прежде чем что-либо предпринять, я стараюсь предусмотреть все опасности, которые могут подстерегать меня.

16. Если я чем-то увлеченно занят, то часто даже не замечаю, что происходит вокруг.

17. Я живу и поступаю в соответствии с поговоркой: «Надейся на лучшее, но готовься к худшему».

18. Меня нелегко убедить в чем бы то ни было.

19. Меня нередко обманывали (обманывают).

20. Неизвестность для меня очень мучительна и тягостна.

21. Меня раздражает, когда на улице, в магазине или в транспорте на меня пристально смотрят.

22. Жизнь малоинтересна, когда в ней нет опасностей.

23. Я не уважаю тех, кто отрывается от коллектива.

24. Некоторые люди одним прикосновением могут исцелить больного человека.

25. Жизнь должна быть радостной, иначе не за чем жить.

26. Я хорошо ориентируюсь во времени и, не глядя на часы, могу точно сказать, который сейчас час.

27. Если я захочу что-нибудь сделать, но окружающие считают, что этого делать не стоит, то я готов отказаться от своих намерений.

28. В детстве я часто отказывался оставаться один.

29. Мне нередко бывает скучно, когда нечем себя занять.

30. В жизни надо попробовать все.

31. Я легко могу заснуть в любое удобное время (и ночью, и днем).

32. После того, как я схожу в лес за грибами, у меня долго могут со-храняться воспоминания о грибах.

33. Я люблю помечтать о том, на что я потрачу возможный будущий выигрыш в лотерее, как поступлю с обещанным подарком.

34. Часто думаю: «Хорошо бы стать ребенком».

35. Мне часто трудно находить правильные слова для моих чувств.

36. Для меня несложно дать знакомому денег взаймы на покупку спиртного.

37. Я склонен жить, стараясь не отягощать себя раздумьями о том, что может произойти со мной в будущем.

38. Я люблю, когда мне гадают на картах или но руке.

39. Мне хорошо удается копировать мимику и жесты других людей.

40. Когда меня будят ночью или рано утром, то я долго не могу понять, что происходит вокруг.

41. Музыку я люблю громкую, а не тихую.

42. У меня бывают чувства, которым я не могу дать вполне точное определение.

43. Человек должен стараться понимать свои сны, руководствоваться ими в жизни и извлекать из них предостережения.

44. Меня трудно застать врасплох.

45. Все известные мне «чудеса» объясняются очень просто - обман и фокусы.

46. Меня считают наивным человеком, поскольку мне часто случается попадать впросак.

47. Наркотики бывают «легкими», и они не вызывают наркомании.

48. Я иногда чувствовал, что кто-то посредством гипноза заставлял меня совершать какие-либо поступки.

49. Мои знакомые считают меня романтиком.

50. Я верю в чудеса.

51. Даже психически здоровый человек иногда не может отвечать за свои поступки.

52. Меня часто озадачивает поведение и поступки людей, которых я давно знаю.

53. Никому нельзя доверять - это правильная позиция.

54. Самое счастливое время жизни - это молодость.

55. В детстве я боялся, что мама может бросить меня, уйти из дома и не вернуться.

56. Я склонен лучше помнить реально происшедшие со мной неприятные события, чем собственные прогнозы по поводу возможности их появления.

57. Я люблю советоваться с друзьями (или взрослыми) о том, как по-ступить в сложной ситуации.

58. Я бы согласился пожить пусть мало, но бурно.

59. Я бы мог на спор ввести себе в вену наркотик (героин).

60. Часто меня не оценивали по заслугам.

61. Я всегда точно могу сказать, сколько денег я потратил и сколько у меня осталось.

62. В детстве я долго не мог привыкнуть к детскому саду (яслям) и не хотел туда из-за этого ходить.

63. Своим друзьям или подругам я доверяю полностью и убежден, что они меня никогда не обманут и не предадут.

64. Опасность употребления наркотиков явно преувеличена.

65. В жизни все-таки мало ярких событий.

66. Я не люблю длительные поездки в поезде или на автобусе.

67. Меня раздражает грязное стекло, потому что весь мир тогда кажется грязным и серым.

68. Когда мне скучно, я обычно ложусь поспать.

69. Часто родители (или взрослые) упрекают меня в том, что я слушаю излишне громкую музыку.

70. Очень мучительно чего-либо ждать.

71. Я мог бы после некоторых предварительных объяснений управлять маленьким (спортивным) самолетом.

72. Я нередко просыпаюсь утром за несколько секунд или минут до звонка будильника.

73. Если бы случился пожар и мне надо было бы из окна пятого этажа прыгнуть на тент, развернутый пожарниками, я бы, не задумываясь, сделал это.

74. Мне жалко наивных людей.

75. Меня смущает, когда люди долго и пристально смотрят мне в глаза.

76. Рисковать всем, например в казино, могут только сильные люди.

77. В том, что подросток становится наркоманом, виноваты те, кто продает наркотики.

78. Я люблю очень быструю, а не медленную езду.

79. Я доверяю предсказаниям гороскопов и следую содержащимся в них рекомендациям.

80. Меня очень интересуют лотереи.

81. Прогнозировать будущее - бесполезное дело, так как многое от тебя не зависит.

82. Я способен с легкостью описывать свои чувства.

83. У меня в жизни бывали случаи, когда я что-то делал, а потом не помнил, что именно.

84. Считаю, что любопытство -? не порок.

85. Бывает, что меня пугают люди с тромким голосом.

86. У меня было (есть) много увлечений (интересов, хобби).

87. Когда я остаюсь дома, то мне часто бывает не по себе от одиночества.

88. Я не суеверен.

89. Мне говорили, что у меня неплохие способности имитировать голоса или повадки людей.

90. Есть люди, которым я верю безоговорочно.

91. Случается, что во время разговора с заикающимся я сам начинаю говорить сбивчиво и с запинками.

92. Самое тягостное в жизни - это одиночество.

93. Если я начинаю играть в какую-нибудь игру, то меня нередко нелегко оторвать от нее.

94. Бывает, что я могу сделать назло даже то, что мне самому окажется невыгодным.

95. Меня всегда притягивала и притягивает таинственность, загадочность, мистика.

96. Бывало, что я на улице соглашался на игру с «наперсточниками».

97. Я знаю многих ребят, кто употребляет или употреблял наркотики.

98. Я, как правило, ставлю будильник так, чтобы не только все успеть сделать до ухода из дома, но и иметь несколько минут в запасе.

99. В своей жизни я часто сталкиваюсь (сталкивался) с невообразимым стечением неблагоприятных обстоятельств.

100. Я готов полностью подчиниться и даже доверить свою судьбу, но только тому, кого действительно уважаю.

101. Я люблю рисковать.

102. Среди моих знакомых есть люди, которые обладают даром убеждать.

103. Меня часто невозможно оторвать от интересного дела, игры, занятия.

104. Я мог бы прыгнуть с парашютом.

105. Мне все равно, что обо мне думают окружающие.

106. Меня многое в жизни удивляет.

107. Я могу переспорить кого угодно.

108. Я вошел бы вместе с укротителем в клетку со львами, если бы он мне сказал, что это безопасно.

109. Если меня о чем-то просят, мне трудно отказать.

110. Мне легче придумать свои собственные примеры, чем выучить наизусть примеры из учебника.

111. Мне никогда не бывает скучно.

112. Часто я сам от себя не ожидаю какого-либо поступка.

113. В детстве у меня какое-то время были тики или разнообразные повторяющиеся движения.

114. Я люблю помечтать.

115. Меня влечет все новое и необычное.

116. Со мной нередко происходят «несчастные случаи» и случаются всяческие происшествия.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка данных заключается в суммировании баллов отдельно по каждой шкале, при этом обращается внимание на характер обработки значений по прямым и обратным вопросам. Для прямых вопросов баллы подсчитываются в соответствии с тем, как они отмечены испытуемыми («5» - 5, «4» - 4, «3» - 3, «2» - 2, «1» - 1), для обратных вопросов баллы подсчитываются наоборот «5» - 1, «4» - 2, «3» - 3, «2» - 4, «1» - 5).

Шкала склонности к наркозависимости: прямые вопросы - № 1, 3, 4, 16, 19, 24, 26, 48, 50, 52, 54, 59, 76, 79, 80, 89, 91, 96, 97, 100, 107, ПО, 116; обратные вопросы - № 2, 12, 29, 30, 41, 45, 53, 61, 65, 67, 69, 72, 77, 78, 81, 86, 112, 114.

Шкала склонности к алкогольной зависимости: прямые вопросы № 3, 5, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 24, 26, 30, 43, 48, 76, 79, 84, 91, 95, 97, 100, 107, 112, 113, 116; обратные вопросы - № 21, 29, 38, 41, 44, 64, 65, 67, 75, 77, 81.

Интерпретация результатов осуществляется в соответствии со сле-дующими критериями.

Аддиктивное поведение обычно воспринимается как некоторое пограничное состояние между нормой и зависимостью. В ситуации с подростками эта грань особенно тонка. В более общем смысле под аддикцией понимают различные способы ухода от реальности – с помощью игр, психоактивных веществ, навязчивых действий, других видов активности, которые приносят яркие эмоции. Естественная способность к адаптации и преодолению тяжелых жизненных обстоятельств у таких подростков снижена.

«Любые виды аддиктивного поведения у детей – «крик о помощи», сигнал о необходимости срочного вмешательства для сохранения ребёнка полноценным членом общества.»

Условия возникновения аддикций

Невозможно выделить однозначные причины аддиктивного поведения. Для развития реагирования такого типа необходимо сочетание личностных особенностей и неблагоприятной среды.

Обычно выделяют следующие особенности личности, провоцирующие аддиктивное поведение подростков:

  • Активная демонстрация превосходства на фоне комплекса неполноценности.
  • Склонность к лжи.
  • Комфорт в тяжелых, кризисных ситуациях в сочетании с депрессией и дискомфортом в обычной жизненной рутине.
  • Глубинный страх перед стойкими эмоциональными контактами с окружающими в сочетании с активно демонстрируемой социальностью.
  • Избегание ответственности.
  • Стремление обвинять невиновных окружающих в причинённом вреде.
  • Высокая тревожность, зависимое поведение.
  • Наличие устойчивых моделей, стереотипов поведения.

Аддиктивное поведение в подростковом возрасте развивается при сочетании перечисленных особенностей со следующими условиями:

  1. Неблагоприятная социальная среда (невнимание родителей к ребёнку, алкоголизм, семейные ссоры, пренебрежение ребёнком и его проблемами).
  2. Неспособность подростка переносить любой дискомфорт в отношениях.
  3. Низкая адаптация к условиям школы.
  4. Нестабильность, незрелость личности.
  5. Неспособность подростка самостоятельно справиться с зависимостью.
  • Желание быть особенным, выделяться из серой массы обывателей.
  • Азартность, стремление к острым ощущениям.
  • Незрелость личности.
  • Низкая психологическая устойчивость или душевная незрелость.
  • Трудности с самоидентификацией и самовыражением.
  • Чувство одиночества, беззащитности.
  • Восприятие своих житейских обстоятельств как трудных.
  • Эмоциональная скудность.

Роль семьи в формировании аддиктиктивного поведения

Основным источником аддиктивного поведения подростков является семья. Диагностика и лечение аддикций вне семейного окружения неэффективны и бессмысленны. При этом верно и обратное – наличие аддиктивной личности в семье (неважно, ребёнка или взрослого) вызывает постепенную её деградацию и переход в деструктивную категорию. Для деструктивных семей характерны:

  • Особые способы самовыражения, основанные на компенсации своих отрицательных эмоций на членах семьи или самоутверждение за их счёт.
  • Специфические способы решения проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности и общения.
  • Обязательно наличие зависимостей и созависимостей, при которых любые проблемы, болезни, напряжение приводят к разрушению хрупкого равновесия в отношениях членов семьи.

Установлена взаимосвязь наличия зависимостей или созависимости у родителей и аддиктивного поведения у их детей. Эта связь может проявляться даже через поколение, приводя к развитию зависимостей у внуков людей с алкоголизмом или наркоманией. У многих людей с зависимостями они развились как последствия созависимости у них или их родителей.

Формированию почвы для развития аддиктивного поведения подростков способствуют следующие типы дисфункциональных семей:

  • Неполная семья.
  • Аморальная семья, для которой характерны алкоголизация, сексуальная распущенность или насилие.
  • Криминогенная семья, члены которой имеют судимости или связаны с криминальным миром.
  • Псевдоблагополучные семьи, которые не имеют видимых дефектов в структуре и зависимостей, однако в такой семье используются неприемлемые способы воспитания.
  • Проблемные семьи, в которых происходят постоянные конфликты.

Семейные проблемы становятся особенно явными по достижении ребёнком подросткового возраста. Требования и правила, установленные родителями, вызывают протест и стремление уйти из-под опеки. Обретение самостоятельности, избавление от контроля родителей являются одними из ведущих целей подростков. Психология аддиктивного поведения утверждает, что в процессе «бегства» из семьи место родителей занимает группа авторитетных сверстников. Эта группа становится новым источником жизненных правил, норм поведения, нравственных ориентиров и жизненных целей.

Адаптация к условиям жизни или саморегуляция для повышения эмоционального фона и насыщенности жизни является основной целью, которую преследует аддиктивное поведение. Виды аддикций включают следующие способы достижения этих целей:

  • Нарушение пищевого поведения ( , анорексия, голодание).
  • Химические зависимости (наркомания, токсикомания, алкоголизм, курение).
  • Лудомания или гэмблинг – зависимость от игр (азартные игры и компьютерную зависимость обычно разделяют).
  • Религиозный фанатизм, сектантство.

Первые три из указанных видов зависимостей предоставляют лёгкий и быстрый способ получить яркие положительные эмоции. Четвёртый вид зависимого поведения помогает аддикту почувствовать себя вовлечённым в нечто значительное, получить некий аналог семьи, который всецело его одобряет и поддерживает.

Степени вовлечённости аддикта в пагубные влечения могут очень сильно отличаться – от редких эпизодов, не влияющих на повседневную жизнь, до тяжелой зависимости, полностью подчиняющей себе субъекта. Поэтому иногда выделяют различные степени тяжести аддикции, самой лёгкой из которых является вредная привычка, а самой тяжелой – биологическая зависимость, сопровождающаяся изменениями в психическом и физическом состоянии.

Диагностика аддиктивного поведения подростков не составляет труда. Проблемы в школе, курение, употребление алкоголя – его явные и требующие немедленного активного вмешательства признаки. Гораздо эффективнее и важнее выявлять и устранять факторы риска и условия, способствующие возникновению аддикций.

Лечение аддиктивного поведения

Основным методом лечения аддиктивного поведения является психотерапия. При лечении подростков с тяжелыми зависимостями может потребоваться госпитализация с курсом дезинтоксикации для выведения из организма накопленного психоактивного вещества.

Большинство школ психотерапии рассматривают аддиктивное поведение подростков как симптом общего неблагополучия семьи. Поэтому основным объектом лечения является семья в целом. Без вовлечения семьи даже успешно оконченный курс лечения не гарантирует полного благополучия в дальнейшем – ведь подросток возвращается в ту же семью, из-за которой развилось аддиктивное поведение.

Общие цели при работе с семьёй аддикта следующие:

  • Определить факторы, способствующие употреблению психоактивных веществ подростком.
  • Добиться осознания родителями того, что аддиктивное поведение – общесемейная проблема.
  • Убедить их в необходимости совместного лечения.
  • Изменить дисфункциональные паттерны воспитания.
  • Восстановить влияние родителей на подростка.
  • Нормализовать взаимоотношения между членами семьи.
  • Устранить проблемы родителей, поддерживающие аддикцию ребёнка, в том числе различные зависимости в семье.
  • Выработать индивидуальный подход к лечению.

Стратегическая семейная психотерапия

Этот подход подразумевает выявление несоответствия семейной иерархии традиционному и её последующее исправление. В обычных семьях родители управляют детьми. В семьях, где у подростка развивается аддикция, он начинает управлять родителями, оставаясь зависимым от них материально и эмоционально. В процессе психотерапии врач помогает установить такие отношения в семье, при которых родители занимают высшую ступеньку семейной иерархии. Общение между родителями и детьми, помимо эмоциональной составляющей, включает однозначно определённые ожидания от поведения ребёнка, правилах его поведения и мерах, которые будут применены в случае нарушения этих правил. После восстановления нормальной иерархии подросток не может управлять родителями, благодаря чему восстанавливается конструктивное поведение.

Функциональная семейная психотерапия

Этот вид терапии включает ряд стандартных этапов, которые модифицируются в каждом случае индивидуально. В начале лечения психотерапевт анализирует имеющиеся у них ожидания от лечения и помогает сформулировать положительные цели для всех членов семьи. Далее он определяет какие семейные взаимоотношения нуждаются в модификации. В процессе лечения уменьшается негативное восприятие членами семьи зависимости подростка, улучшается внутрисемейная атмосфера, меняются паттерны поведения.

Структурная семейная психотерапия

Данный подход в качестве пациента рассматривает семью в целом. Цель лечения – создание сбалансированной, благоприятной структуры семьи и улучшение её функционирования. Мероприятия для этого подбираются индивидуально в зависимости от типа семейных отношений. Важно согласовать изменения с темпом жизни семьи и ожиданиями её членов.

Профилактика аддиктивного поведения

Традиционно все меры профилактики разделяют на первичную, вторичную и третичную в зависимости от времени вмешательства.

Первичная профилактика аддиктивного поведения подростков подразумевает предупреждение вовлечения детей в любые виды зависимостей. Она направлена на работу с контингентом, полностью незнакомым или недостаточно осведомлённым о действии психоактивных веществ. Этот вид профилактики включает информирование о последствиях зависимостей, приобщение подростков к труду, вовлечение их в активную деятельность, популяризацию спортивных секций, школ искусств, туристских организаций. Также важно осведомление родителей и педагогов о ранних признаках зависимости у подростка.

Вторичная профилактика направлена на раннее выявление начавших употребление психоактивных веществ подростков и помощь им для предупреждения физической зависимости.

Задачи третичной профилактики – реабилитация людей с зависимостями, возвращение их к активной жизни и предупреждение рецидивов.

Детская психическая травма и аддиктивное поведение

error: