Русские старцы XXI века: игумен Иеремия (Алёхин). Русские старцы XXI века: схиархимандрит Иеремия (Алехин)

В Греции в возрасте 100 лет скончался игумен Свято-Пантелеимонова русского монастыря на Афоне — схиархимандрит Иеремия. Его называли удивительной и яркой личностью среди современного православного монашества. Его жизнь была преисполнена скорбей, лишений и даже гонений за веру. Патриарх Кирилл сегодня выразил соболезнования по случаю кончины пастыря и отметил значительный вклад игумена в укрепление духовных связей между афонской горой и Россией.

Игуменом Свято-Пантелеймонова монастыря почти 40 лет являлся — удивительной судьбы человек. Отец Иеремия — в миру Алехин Яков Филиппович родом из Луганской области, из православной казачьей семьи, которую большевики раскулачили, сослали в Сибирь уничтожили всех в роду кроме подростка Якова.

Удивительно, когда со старцем разговариваешь о тех страшных годах, он не помнит зла и рассказывает только хорошее об охраннике НКВД, который помог ему бежать из лагеря и дал на дорогу 3 рубля. Повествуя о годах, проведенных в немецком концлагере, он помнит только добро, океан которого окружал его тогда. Как простые немецкие женщины кидали русским заключенным хлеб через забор. Он всегда хотел быть с Богом и служить ему.

"Всегда дома дедушка, бабушка, мать всегда, а вот помню, псалмы читали у нас дома, собирались и вот, и меня как-то потянуло. Я сам не знаю, как сюда попал, уже не знаю, Мать Божья сюда привела", — рассказывал схиархимандрит Иеремия в 2015 году.

После освобождения из немецкого концлагеря Яков уже знал, кем будет. "Офицер советской армии, освободив его, спрашивал, куда он, что он хочет, — рассказывает инок Адриан. — Он сказал, что он твердое решение принял служить Богу. Сердце дрогнуло у человека, божий перст коснулся его и он записал — хочет быть рабочим. В возрасте 41 года Яков Алехин решается поступить в Одесскую духовную семинарию. Одновременно с этим он идет послушником в Одесский Свято-Успенский монастырь, где через несколько лет принимает монашеский постриг. Наш игумен от афонского же старца, прибывшего в Одессу, принял это благословение. И тот ему сказал "братьев кормить будешь" и старец всегда думал, что будет поваром. А оказалось, что он не повар, он функцию как келарь несет, он ездит все время в Салоники за продуктами и снабжает продуктами монастырь", — говорит инок Адриан.

Он приехал на Афон в возрасте 60 лет. К тому времени обитель пребывал в жалком состоянии, а количество братии сократилось до 14 человек. За 36 лет игуменства архимандрита Иеримии монастырь буквально восстал из пепелища и засиял в своем былом величии.

"Самое главное, что его отмечает — это его простота, скромность и трудолюбие", — сказал духовник Патриарха Московского всея Руси", — Схиархимандрит Илий.

Он, будучи уже игуменом, не гнушался самой простой работы, часто работал. Архимандрит Иеримия — был старейшим игуменом Святой Горы Афон. Старец являлся образцом духовной жизни монаха. Он не помнил и не видел зла, и за все благодарил Бога. И постоянно молился.

"Мы живем временно, эта жизнь временна, сегодня живем, завтра нет. Нас создал Бог и если верим, то о Боге должны думать только, только о Боге, тогда будет жизнь очень легкая", — говорил в октябре 2015 года схиархимандрит Иеремия.

Несмотря на всю сложность монашеской жизни и суровый устав, старец всегда раньше всех приходил на службу, зажигал лампадки и ставил свечи. Он молился за мир, давая Господу повод помиловать нас.

"Господи Иисусе Христе, помилуй меня грешного. Мы все грешные, мы должны призывать Бога и Господь помогает тогда человеку. Без молитвы человек сухой как дерево".

"Бог в помощь Вам. Я не хочу, а желаю, чтоб вам хорошо было: и не то, что вам, ну всем русским", — этот завет надеяться на Бога и молиться ему афонский Иеремия оставил нам живущим на земле.

Молиться, руководствоваться Евангелием и учением Церкви, держаться своего Предстоятеля – Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, любить родину и ближних Христовой жертвенной любовью и не смешивать политику с верой.

Пожелал украинцам 100-летний игумен Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Алехин) во время беседы с архиепископом Запорожским и Мелитопольским Лукой, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ со ссылкой на пресс-службу Запорожской епархии.

Напомним, 100 лет старейшему игумену Святой Горы Афон схиархимандриту Иеремии (Алехина) исполнилось 22 октября прошлого года. В этот день отец Иеремия был удостоен награды Украинской Православной Церкви орденом преподобных Антония и Феодосия Печерских I степени.

В своем слове афонский старец отметил, что «со скорбью в сердце мы узнаем новости из Украины не только потому, что в нашем монастыре много украинцев, но и потому, что мы едины во Христе – дети Божии, и как учит апостол Павел: «если заболит один член – то болит и все тело». Паломники из Украины часто спрашивают нас: «За что им это и когда наступит мир?». Ответ очень прост: формальное отношение к вере, постоянная критика и клевета на Церковь, уклонение некоторых в раскол, поклонение благополучию, деньгам и развлечениям – вот причины нестроений в Украине, которые попустил совершиться Бог.

Часто от нас ждут пророчества, но пророчество дается для покаяния, нашего возвращения к Богу, а не организации нашей личной жизни или самоуспокоенности. Человек должен извлекать духовную пользу из слов, которые он услышал от афонитов, а для этого ему необходимо обладать ясным умом, чтобы интерпретировать события, когда они произойдут, то есть в состоянии судить о них естественно и в Духе.

Это значит, что способность к рассуждению дают трезвение, молитва и любовь, а не погружение в информационной поток.

Для скорейшего установления мира на украинской земле необходимо жить благочестиво и кротко, на деле быть исполнителями Христовых заповедей. Мы должны обратить усердное внимание на свою собственную духовную жизнь, стараться жить по Евангелию.

Но это не возможно без искреннего покаяния Богу, регулярного посещения богослужений в храме и причастия святых Христовых Таин, молитвы к Богу и помощи людям, любви к Церкви, уважения окружающих, при этом не разделять их на своих и чужих, патриотов или сепаратистов, русскоговорящих или украиноговорящих, ведь мы все объединены Телом и Кровью Христа. Откройте Евангелие и посмотрите на себя в свете слова Божия, вот что поможет нам избежать риска впасть в заблуждение и прелесть. Нам кажется, что Бог забыл про нас, но Он любит нас и очень хочет нашего спасения, но даже Он не может нас спасти без нашего собственного на то произволения и деятельного участия. Имея греховное и неисправимое состояние, мы сопротивляемся своему спасению, поэтому Господь вынужден применять к нам горькие и болезненные лекарства».

Архиепископ Лука попросил молитв отца-игумена и братии монастыря за Украину, Украинскую Православную Церковь, Её Предстоятеля – Блаженнейшего Митрополита Онуфрия с Богом хранимою паствою. На что старец ответил, что он сам и братия обители всегда с сыновьей любовью встречают Блаженнейшего Митрополита Онуфрия и постоянно молятся за Украинскую Православную Церковь во главе с Её Предстоятелем, а также за Украину и украинский народ.

Отец Иеремия пожелал запорожский паломникам и украинцам стоять в истине, не смешивать политику с верой, руководствоваться только Евангелием и учением Церкви, а также держаться своего Предстоятеля – Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, любить свою родину и ближних Христовой жертвенной любовью.

«Пусть эта радость, которую вы получили от Божьей Матери и святых угодников во время паломничества на Святой Горе Афон, всегда пребывает с вами, православными запорожцами и украинским народом, – сказал старец. – Уверен, Божья Матерь всегда будет покровительницей и заступницей всем православным христианам, в том числе, на благословенной земле Украины».

Ранее Информационно-просветительский отдел УПЦ сообщал, что архиепископ Лука возглавил автопробег на Святую Гору. Мероприятие длилось с 21 по 29 марта и было посвящено празднованию1000-летия древнерусского монашества на Афоне. Во время своего паломничества на Святую Гору запорожцы встретились с Болгарским ПатриархомНеофитом, секретарем Священного Синода Румынской Православной Церкви епископомВарлаамом и игуменом монастыря Ксенофонт Святой Горы Афон архимандритом Алексием.

В русском монастыре в честь святого великомученика Пантелеимона начались торжества по случаю 100-летнего юбилея игумена обители схиархимандрита Иеремии (Алехина), сообщает сайт «Русский Афон».

Накануне, 21 октября вечером в главном монастырском соборе началось всенощное бдение, на которое съехалось более 400 гостей со Святой Горы, из России, Украины, Молдовы, Грузии и других стран.

Праздничное богослужение возглавили специально прибывшие на торжества митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов), митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий (Генсицкий), митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл (Покровский) и епископ Муромский и Вязниковский Нил (Сычев), викарий Владимирской митрополии.

Для участия в торжествах и поздравления юбиляра в Пантелеимонов монастырь прибыли представители всех афонских обителей.

Свое поздравление игумену Иеремии направил Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Во внимание к трудам и в связи с отмечаемой знаменательной датой предстоятель Русской церкви удостоил о. Иеремию ордена святого равноапостольного и великого князя Владимира I степени.

Поздравительные послания в адрес схиархимандрита Иеремии направили также Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий и многие другие православные иерархи из разных стран мира.

Схиархимандрит Иеремия (Алехин). Биография

Будущий афонский игумен родился 22 октября (9 октября ст. ст.) 1915 года на хуторе Ново-Русском, в области Войска Донского (ныне - Луганская область), в семье крестьянина. При раскулачивании семья подверглась репрессиям и была выслана в Сибирь, где все его родные скончались.

Вернувшись на Украину со статусом сына «врага народа», он с 1935 по 1941 годы работал на металлургическом заводе имени Ильича в Мариуполе. За отказ от вступления в коммунистическую партию и исповедание православной веры он снова подвергся угрозе преследований и ареста.

В 1941 году во время немецкой оккупации Мариуполя был интернирован на принудительные работы в Германию, а в 1945 году репатриирован на родину. С 1945 по 1952 года работал рабочим на хлебозаводе № 2 в Луганске.

В 1956 году поступил в Одесскую духовную семинарию и в том же году принят в братию Успенского мужского монастыря в городе Одессе.

17 января 1957 году был пострижен в монашество с именем Иеремия и 25 января рукоположен в сан иеродиакона. 27 января 1958 года был хиротонисан во иеромонаха, а уже в 1960 году по совету преподобного Кукши Одесского подал прошение о поступлении в братию Пантелеимонова монастыря на Афоне.

Лишь спустя четырнадцать лет ожидания разрешение было получено: 26 августа 1974 года в письме за №432 патриарх Константинопольский Димитрий в ответ на специальное послание патриарха Пимена (Извекова) сообщил, что из шести заявленных кандидатур только двоим монашествующим из СССР дано разрешение для поселения на Святой Горе.

Ввиду болезни одного из иноков 2 мая 1975 года в Пантелеимонов монастырь в составе специальной делегации от Русской православной церкви, направлявшейся на Афон для участия в пасхальных богослужениях, смог прибыть лишь иеромонах Иеремия. В 1975 году священнослужитель был удостоен сана архимандрита, а 10 апреля 1976 года был избран братией духовником монастыря.

В декабре 1978 года архимандрит Иеремия был избран наместником обители, а 5 июня 1979 года патриарх Константинопольский Димитрий I утвердил его избрание братией настоятелем (игуменом) Пантелеимонова монастыря на Святой горе Афон. Торжественная интронизация состоялась 9 июня 1979 года.

В 2006 году, по афонской традиции, принял постриг в великую схиму.

В этом году исполняется ровно 40 лет, как о. Иеремия подвизается на Святой Горе. Более 35 лет он возглавляет русскую обитель святого Пантелеимона.

100-летний игумен посещает весь суточный круг богослужений, возглавляет заседания Собора Старцев монастыря, активно интересуется восстановительными работами в обители. Регулярно посещает сам или в сопровождении других старших братий восстанавливаемые объекты внутри монастыря, на скитах и келлиях. Кроме того, схиархимандрит Иеремия лично осуществляет поездки за пределы Святой Горы для закупки продуктов питания для братии.

По информации, полученной от насельников святогорских монастырей, в последние дни власти Афона были вынуждены ограничить выдачу диамонитирионов - въездных документов на Святую Гору - ввиду того, что в канун юбилея игумена русского монастыря от желающих поздравить о. Иеремию с юбилеем поступило слишком большое количество заявок, превышающее возможности святогорских обителей в плане размещения паломников.

Памяти схиархимандрита Иеремии (Алехина)

На 101-м году мирно и безболезненно – в 14 часов дня по афинскому времени 4 августа 2016 г., в день памяти Почаевской иконы Божией Матери на Ее Святой Горе Афон – преставился ко Господу схиархимандрит Иеремия (Алехин), 40 лет как бессменный наместник святогорского русского Пантелеимонова монастыря.

Детство. Какая она – Святая Гора…

Родился еще до революции, в 1915 г. на память апостола Иакова Алфеева – 9/22 октября. При Крещении Иаковом его и нарекли. Об Афоне думал с детства. Семья была патриархальная, казачья, верующая. «У нас была очень боголюбивая семья, – вспоминал потом отец Иеремия. – Благочестие воспитывали дедушка и бабушка – Иаков и Анна. Мы все много работали, всегда молились, дедушка по ночам Псалтирь читал. А по субботам всегда собирались вместе, молились и после молитвы пели песню «Гора Афон, гора святая». Пели с любовью, как сейчас помню. Я все размышлял, какая она – Святая Гора, как живут там монахи».

Родители Филипп и Татьяна Алехины были крестьянами. Всего в семье было четверо братьев, еще старшие: Иван, Василий и Тихон. Иаков был самый младший из них. Родился и рос на хуторе Новорусский в области войска Донского. «Тогда это была одна земля – русская, а теперь моя родина оказалась почти на границе, – говорил потом старец. – Так что я одновременно и русский и украинский казак. Не надо делить наши народы! Все мы – один род. Где разделение – там вражда. А должна быть между нами любовь. Кто проповедует ненависть, войну и вражду – тот от врага. А кто проповедует мир и любовь – с тем Христос!»

Удивительно, как этот человек, на чью долю выпало столько испытаний, не озлобился, сердцем не ожесточился, а сохранял радостное устроение, даже некоторое внутреннее присущее ему до последних дней жизни веселие, был прост и открыт в общении. Не видел зла.

Уже в наши дни братия как-то спросили игумена о событиях на Украине, и он ответил: «Преподобный Силуан Афонский был современником революции и Гражданской войны в России. Естественно, эти события не могли не тревожить тогда русских святогорцев. Как-то раз преподобный оказался в среде иноков, живо обсуждавших зверства большевистского террора. Поговорив довольно, они обратились и к старцу Силуану: «Что же ты, отче, ничего не скажешь? Что ты думаешь об этом?» Помолчав немного, старец ответил: «Я знаю, что Господь бесконечно любит людей и любит наше отечество. Я знаю, что все, что происходит сейчас в России, происходит не без попущения Божия. Я не могу этого понять и не могу это остановить. Мне остается только любить, прощать, терпеть и молиться…» Мне нечего добавить к этим мудрым словам нашего старца Силуана».

Одна из самых замечательных его проповедей гласит: «Отпустить ближнему его прегрешения – есть великая добродетель. Как бы ни было тебе тяжело, как бы тяжко ни согрешил пред тобой ближний твой, но если испросил он у тебя прощения – от всея души в тот же миг прости ему, изгладь его проступок в своей памяти. Прощай ближнему твоему без остатка – и познаешь милость Божию к самому себе. Кто скоро и чисто прощает – тому и Бог скоро отпускает грехи. Ибо не ложен Давший нам сию молитву: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Часто приходится слышать: «Я простил брату моему, но сделал заметку, чтобы в будущем не допустить подобной ошибки». Лукавое мудрование и злопамятство, скрытые личиной рассуждения. Прощайте ближним вашим в простоте, и Бог не помянет прегрешений и грехопадений ваших. Всяк человек – ложь: кается пред Богом и вновь согрешает и падает. Но Бог милует нас, если мы каемся и снова просим прощения, и прощает, к Себе призывая. Так и мы должны поступать, чтобы быть подобными Отцу нашему Небесному».

Такое может говорить только сам исполнивший заповедь Господню. А исполнять ее современнику практически всего XX века приходилось в куда как более трудных обстоятельствах.

Ссылка. Как Господь умягчает сердца

Детство отца Иеремии выпало на страшные годы революции и Гражданской войны. Не успели опомниться от этих потрясений, началась коллективизация. В конце 1920-х отца арестовали как кулака. Старший сын Иван предложил себя вместо престарелого слепнущего отца, и чекисты приняли условия этой рокировки. Но спустя шесть лет, когда Иван еще сидел в тюрьме, всю семью Алехиных все равно «раскулачили», отправив в ссылку на Урал, в Верхнекамский округ Пермской области.

Довезли конвоиры «раскулаченных» до Соликамска, а оттуда на баржах переправили в верховья Камы и высадили на пустынном берегу. Всего баржа доставила 100 человек. Среди них много детей, старики. Никакого жилья, кроме дома для надзирающего начальства, не было. «Абсолютно глухое место, – вспоминал потом отец Иеремия. – Вышли на берег, перекрестились и стали обживаться, сами построили себе избушки из сосен и начали трудиться. Резали лес и сплавляли по речушке. Начальство за нами наблюдало, чтоб не сбежали, чтоб работали. Через полгода по прибытии на место ссылки от жизни в тяжелейших бытовых условиях, голода и холода заболела и умерла мать. Там ее и похоронили, на пристани. Много детей поумирало».

Отец и старшие братья Василий и Тихон решили совершить побег. Стали переправляться через Каму, а их заметили и открыли огонь. Отец был немощен, братья его не бросили. Пойманные все были разделены друг с другом. Иаков отца больше никогда не видел. Так бы и дети Алехины, как и родители, сложили там кости, но всем братьям все же в разное время удалось бежать, и они разными путями добирались в родные края.

Старшие братья бежали раньше, а младшего Иакова заключили в лагерь. Но сколько же те мрачные времена знают по-настоящему светлых историй, когда люди и были волею обстоятельств впаяны в бесчеловечную систему, а действовали вопреки ей. Господь умягчил сердце начальника караула, и тот дал вдруг к тому моменту уже осиротевшему Иакову накануне его совершеннолетия три рубля, чтобы он заплатил за переправу, и выпустил на свободу.

Переправившись на тот берег, Иаков увидел, как потом вспоминал, часовню, залез в нее и переночевал. На утро его нашли там комсомольцы. Это были годы, когда типичными были даже случаи сжигания молящихся в деревянных церквях и часовнях оголтелой комсомольской молодежью (см. «Покров», №3, 2016, с. 35–37). Тогда и пропаганда настраивала агрессивно – тот же «Союз воинствующих безбожников». Каким же незлобивым должен был быть сам беглец, чтобы расположить души искателей «врагов народа» так, что хотевшие было сдать его обратно в лагерь, они пожалели его и отпустили.

Путь домой. Война

На родной юг с Урала шел пешком около 2500 км проселочными дорогами. «Три года скитался, – рассказывал потом отец Иеремия, – пешком шел от деревни к деревне, и нигде люди не давали мне умереть с голоду, не оставляли без пропитания, хоть и рисковали из-за меня. Бог посылал добрых людей. Я помню. Спасибо за все Господу!»

Когда он добрался до Украины, старшие братья, которых он нашел в Мариуполе, работали там уже на металлургическом заводе имени зачинщика многих, в том числе пережитых семьей Алехиных, бед, коему до сих пор воздаются почести пребыванием его трупа в Мавзолее на Красной площади в центре страны. Туда же на этот завод крановщиком устроился и Иаков. Дело в его руках спорилось, так что его даже назначили бригадиром крановщиков. Такое повышение предполагало вступление в коммунистическую партию, а он наотрез отказался отречься от Бога и открыто исповедовал себя православным христианином. Нависла угроза нового ареста, однако началась война.

Старшие братья, Василий и Тихон, несмотря на то что металлургов не призывали в армию, так как завод имел оборонное значение, тем не менее сразу же ушли добровольцами на фронт. Ушел и самый старший брат Иван, единственный, кто из семьи Алехиных избежал ссылки в лагеря Прикамья. К началу 1940-х он уже освободился из тюрьмы, где сидел к моменту его освобождения все равно уже умученного отца. Успел даже поработать на хлебозаводе в ныне всем известном Луганске (тогда он назывался Ворошиловградом).

Хотел уйти на фронт и Иаков, но мариупольский завод выпускал броневую сталь для танков Т-34, торпедных катеров и самолетов-штурмовиков Ил-2, так что директор завода сказал: «Сынок, ты нужен сейчас родине здесь». Наученный почтительному отношению к старшим доброволец прислушался к этой отеческой просьбе повременить хотя бы до конца эвакуации завода на Урал. Иаков в качестве бригадира крановщиков во многом и руководил демонтажом и погрузкой оборудования. Комплектовал вагоны и суда, отходившие до самого взятия города. Сам Иаков осажденный город покинуть не успел.

8 октября 1941 г. Мариуполь захватили фашисты. Сначала въехал передовой отряд моторизованной бригады «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер», потом вошли части 3-го танкового корпуса 1-й танковой группы вермахта (группа армий «Юг»). «Это произошло внезапно, никто ничего не знал, – вспоминал отец Иеремия, – вдруг, видят люди, мотоциклы немецкие по проспекту идут; потом броневики пошли и начали стрелять…» За 16 месяцев оккупации на улицах было расстреляно более 10 тыс. человек, 36 тыс. были умучены в организованных в городе концлагерях.

Плен. Помнить хорошее

Тогда же на оккупированных территориях стали вводить программу поставки бесплатной рабской силы. В Мариуполе устроили одну из облав на молодежь именно в том районе, где жил Иаков. Около 100 человек, пойманных за операцию, сначала согнали в лагерь, а после в вагонах для скота отправили в Германию. Здесь их также в городке Зинген округа Констанц в земле Баден-Вюртемберг ждал лагерь.

До Победы в 1945-м – три года беспрерывного каторжного труда. Рано утром подъем – и на фабрику, поздно вечером строем обратно в казармы. И все равно память хранила и что-то хорошее: выжили только благодаря немецким женщинам, которые каждый день приходили и кидали заключенным через забор из колючей проволоки испеченный ими хлеб. «Их хлеб был таким вкусным, что до сих пор помню его вкус. Спасибо за все Господу!» – вспоминал потом уже почти столетний отец Иеремия. Он же за всех добрых людей до конца своих продленных ему свыше дней молился Богу. Какое сокровище себе на Небесах стяжали они по его молитвам за данные юнцу три рубля для переправы да краюхи хлеба русским пленным.

Простых немцев было жалко, как и русский народ, оказавшийся под властью коммунистов. «Немцы, простой народ, сами ждали своих освободителей, ждали, когда их спасут от фашистов, – говорил отец Иеремия. – Но вместо этого англичане и американцы (союзники. – Ред.) начали их уничтожать. Простых, ни в чем неповинных людей. Столько бомб кидали на города (на мирные кварталы, а не на военные базы, заводы ВПК. – Ред.), что начиналась огненная буря, которая все живое уничтожала. Страшное дело… Так они хотели запугать русских, остановить их, чтобы русские дальше на запад не пошли; показывали, что они здесь хозяева. К немецкому народу они относились, как поработители и победители, а не освободители, в отличие от русских солдат».

Так и к русским, подневольно трудившимся на немецких предприятиях, когда в Зинген вошли англичане, отношение было не из лучших. «Очень плохо к нам относились англичане, с презрением, как фашисты; держали в бараках, практически не кормили, как будто они взяли нас в плен, а не освободили, – рассказывал старец. – Так что мы даже и не заметили, кончилась ли война, пришла ли долгожданная победа: практически ничего в нашей жизни тогда не изменилось. Да мы толком и не знали тогда, что происходит, кто победил. Когда потом пришли американцы, нам стало лучше. Нас начали кормить, дали почувствовать свободу».

Ощутив свободу, возвращаться на родину отваживался не каждый. Так, старший брат Иван, участвовавший в боях, но взятый в плен и угнанный, как и Иаков, в Германию, после окончания войны уехал в Канаду. Просто был уверен, что его как сына «кулака», уже отсидевшего срок, да еще и угодившего в плен к немцам, снова посадят. Прошедшие фронтовое пекло свидетельствуют: война обостряет чувство жизни, хочется жить. Незадолго до смерти, в 1990-х гг., Иван приезжал на Афон к младшему брату – отцу Иеремии.

Другой брат Василий пал смертью храбрых незадолго до окончания войны, в 1944 г., при форсировании Днестра.

Еще один брат Тихон был летчиком-истребителем. Подбил несколько немецких самолетов. Сам был изрешечен осколками, из-за боевых ранений прожил недолго, умер в 1954 г.

Возвращение. Обретение родины духовной

Иаков после плена все же решился вернуться на родину. На вопрос советского офицера: «Чем планируете заниматься в дальнейшем?» – ответил честно, что остаток своих дней намерен посвятить служению Богу. Господь опять уберег Своего исповедника: чудом этого по всем статьям типичного советского «лагерника» не арестовали.

Вернулся Иаков на место своего старшего брата Ивана – устроился на хлебозавод в Ворошиловграде. Здесь ему довелось претерпеть много притеснений за веру, но все эти гонения лишь укрепили его в стремлении всецело посвятить жизнь Богу.

В 1955 г., когда ему шел уже 41-й год, Иаков поступает в Одесскую духовную семинарию. Одним из его сокурсников был будущий Предстоятель Украинской Церкви, блаженнейший митрополит Владимир (Сабодан). Одновременно Иаков несет послушания в Одесском Свято-Успенском монастыре так, что уже 17 января 1957 г. его постригают в монашество с именем Иеремия. В том же году через неделю, 25 января, его рукополагают в иеродиакона, а через год, 27 января 1958 г., – в иеромонахи.

Его духовным наставником в это время становится выдающийся подвижник, ныне прославленный в лике преподобных, бывший насельник Ново-Фиваидского скита Пантелеимонова русского афонского монастыря схиигумен Кукша (Величко; †1964). Близок был духовно отец Иеремия и с многократно гонимым за веру исповедником и узником сталинских концлагерей схиархимандритом Пименом (отцом Малахием Тишкевич; †1984), который до ареста в 1937 г. служил в Чернигове и был сподвижником схиархимандрита Лаврения (Проскуры; †1950), также ныне прославленного в лике преподобных. В духовном общении с этими исповедниками и формировался уже монах Иеремия.

На территории России в советские годы не закрывался только Псково-Печерский монастырь, и вот в 1960 г. стало известно, что некоторые из тамошних монахов направляются на служение в русский афонский Пантелеимонов монастырь! Отец Иеремия по совету своего духовника – бывшего насельника этой святогорской обители преподобного Кукши Одесского – тоже подает прошение ехать подвизаться на Афон.

Однако тогда власти вновь чинили препятствия и тем, кто сохранял еще веру после лютых расправ 1920–1930-х гг. на советской территории, а тем более тем, кто желал вырваться из этого антирелигиозного гетто. Тогда было новое обострение богоборческого пресса уже в виде хрущевского рецидива. Целых 14 лет отцу Иеремии пришлось ждать разрешения, чтобы выехать на Афон. Уже в 1974 г., несмотря на все сложности, Патриарх Константинопольский Димитрий из шести заявленных монахов из СССР выбрал двух, в итоге поехать удалось только отцу Иеремии (второй кандидат заболел).

Игумен-трудник

«Много рассказывал об Афоне мой духовный наставник отец Кукша (Величко), – вспоминал потом отец Иеремия. – Говорил, что там хорошо. Когда я ехал на Афон, думал: а вдруг он не такой… А когда приехал, оказалось, что я даже и не представлял, какой он на самом деле, так тут хорошо! Здесь – рай, сад сладости духовной. Все под Покровом Царицы Небесной. Все овеяно благодатью и молитвой. Когда ступил на эту землю, почувствовал свое недостоинство. Скорбел, что в таком пожилом возрасте сюда приехал, ведь мне уже было около 60 лет. Но всегда старался трудиться в меру сил, которые давал Господь».

А сил требовалось много. «Кругом разруха была, все ветхое. Но руки не опускали, молились и трудились все вместе. Все, что могли, старались сами ремонтировать», – вспоминает отец Иеремия. И действительно, известно, что он сам крышу собора, когда ему уже было 80 лет, покрасил! Вспоминают, что в его руках метлу, пилу, рубанок видели гораздо чаще, чем игуменский посох. Это несмотря на то, что вскоре после приезда на Афон отца Иеремию удостоили в 1975 г. сана архимандрита, в 1976 г. он был избран братией общим духовником афонского Пантелеимонова монастыря, а через три года, с 1979 г., был уже игуменом. В 2006 г., по афонской традиции, принял схиму.

«Став игуменом Пантелеимонова монастыря, он трудился наравне со всеми монахами, не поднимал высоко голову, не хвалился, что он начальник, но всегда держал себя, как простой монах, и за это его все любили и уважали, – вспоминает подвизавшийся при игумене Иеремии в афонском Пантелеимоновом монастыре схиархимандрит Илий (Ноздрин). – Он никогда не повышал голоса, не кричал на монахов, но хотел, чтобы все было по совести, по любви, по страху Божию. Много служил до последних дней, трудясь, не жалея нисколько своих сил. Никогда не было у него упадка духа или уныния, несмотря на физическое состояние. И это потому, что ум его и сердце всегда были в Боге».

Незарытый талант молитвы

Сколько теплых слов сказано сейчас об этом, в общем-то чуждом при жизни какой-либо публичности, подвижнике.

«Всех он обнял своей отеческой любовью. Когда мы утром перед полунощницей подходили к нему под благословение, мы не могли не чувствовать ту внутреннюю радость, с которой он каждого включал в свою молитву, – делится воспоминаниями с молодых лет свой на русском Афоне Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Арндт; Русская Православная Церковь Заграницей). – Постепенно мы поняли, чем он выделяется среди нас: своей скромностью, кротостью и смирением. Отец Иеремия не любил громких слов, но просто шел вперед своими делами. Первый на службе с утра, последний в церкви вечером. Между богослужениями – труд телесный. Монастырь был в упадочном состоянии. Братии мало, дел без конца много. Не хватало рук для насущных работ. Не было самых простых инструментов. Отец Иеремия не смущался этим – он трудился с утра до вечера. Постепенно он приучил каждого монаха к тому или иному послушанию. И в результате мы сегодня имеем перед собой цветущую обитель, отремонтированные храмы и корпуса, и главное – живую братию. Это самый драгоценный дар, который отец архимандрит Иеремия дает русскому афонскому монашеству. Он сумел перенять от старших монахов дух того русского монашеского подвига, который донесли наши отцы до нас, и передать его молодому поколению».

«Пример отца игумена Иеремии подтверждает ту истину, что главное монашеское дело – не талант хозяйственной деятельности, а талант молитвы, – вспоминает более 20 раз бывавший на Афоне протоиерей Димитрий Смирнов, как и многие, делая акцент в воспоминаниях на молитвенности старца. – Всем известно, как отец Иеремия любил Псалтирь. Общение с Богом через этот древнейший церковный молитвенник занимает очень важное место в его жизни. Все богослужение наше вышло из Псалтири. Частое, практически неусыпаемое чтение Псалтири на протяжении веков является сугубым монашеским деланием. И отец игумен являлся ярким представителем этой древней монашеской традиции. Господь за его исключительные духовные, молитвенные труды посылал ему добрых послушников. Поэтому монастырь наполняется и возрождается. Сейчас около сотни братий в обители».

Сохранилось наставление отца Иеремии о богослужении и молитве: «Вся служба нашей святой Церкви, все обряды и богослужебные тексты исполнены глубокого смысла и назидания. Нет в Церкви ни одного действия, ни одного слова, не исполненного смысла. Вслушаемся внимательно, братия, в богослужение. Если кто не стяжал молитвы, то сама служба покажет ему образ молитвы, умилостивляющей Бога. Кто со вниманием и благоговением погружается в слова богослужения, скоро познает молитву. Служба воспитывает и воцерковляет наши чувства, очищает от примеси страстей и учит, как соединить их с молитвой. Стихиры, тропари и каноны обучают душу молящегося достойно славословить Бога. Внимательное слушание богослужения не только приобщает к молитве, но и облегчает понимание догматов церковных. В гимнах церковных сокрыто истинное богословие, не от премудрости и разума человеческого, но от Духа Святого».

Говорят, в Царствии Небесном тоже совершается такая же, как она богоустановлена на земле, служба. Отец Иеремия, верный раб Храмовладыки Христа, служит теперь и молится о всех нас там.

error: