Режиссерские игры в детском саду. Режиссерские игры для детей

Ольга Агеева
Режиссерские игры в детском саду

Режиссерские игры в детском саду необходимо организовывать в следующих целях :

Научить детей свободно общаться, легко вступать в диалог;

Показать, что такое речевой этикет;

Научить детей говорить выразительно, осмысленно, выслушивать собеседников;

Показать детям, что такое «принимать решения» , создавая искусственные ситуации, в которых необходимо сделать выбор.

Для проведения режиссерских игр необходимы специальные атрибуты – герои и декорации, с помощью которых ребенок сможет воспроизводить придуманную им ситуацию. Воспитатель может только задавать ему тему, подсказывая в некоторых моментах. Лучшая режиссерская игра в старшей группе – это кукольный театр, в котором ребенок сможет дать волю своему воображению и показать настоящее представление всем одногрупникам. Особенности режиссерских игр в детском саду

Игры малышей разного возраста имеет свои особенности.

Режиссерская игра в младшей группе имеет очень простой сюжет. Все действия производятся над одним персонажем, которого кормят, купают, одевают, выводят на прогулку и т. д.

По мере приобретения навыков, игры усложняются . И режиссерская игра в средней группе отличается уже большим разнообразием. Героев становится больше. А в основе сюжета просматривается хорошо знакомая малышу сказка или просмотренный намедни мультик. Появляются оценочные суждения – злой волк, трусливый зайчик и т. д.

Кроме ролевых игр, ребенок начинает осваивать сюжетно-ролевые. Т. е. в игре уже могут принимать участие другие дети.

Режиссерская игра детей в старшей группе приобретает большую динамику. Малыши чаще используют предметы-заместители. Так, одна игрушка может наделяться разными качествами и выполнять совершенно разные роли.

Не теряют своей актуальности режиссерские игры и в подготовительной группе. Играя, малыши с удовольствием продолжают совершенствовать свои навыки и испытывают счастье от творчества.

Режиссерские игры в ДОУ (дошкольном общеобразовательном учреждении) помогают всестороннему развитию ребенка и способствуют полноценному развитию личности.

Режиссерская игра в младшей группе

Маленькие дети в возрасте 2-3 лет ни всегда самостоятельно способны играть в задуманные взрослыми игры . Не стоит навязывать им свой сюжет, а для начала воспитателю следует показать наглядный пример, объяснив, как играть, управляя героями и придумывая сценариий.

Режиссерская игра «Колобок»

Отличным наглядным примером режиссерской игры в младшей группе может стать воспроизведение сказки. За пример можно взять несложную русскую народную сказку «Колобок» , которая наверняка будет известна каждому ребенку в группе. Для начала самостоятельно подготовьте куклы главных героев сказки. В том случае, если у вас нет кукол, то вы можете сделать всех героев из бумаги, создать импровизированный театр и управлять в нем тем, как будет разворачиваться сюжет. Важно, чтобы Колобок, Баба, Дед, Лиса, Волк и Медведь имели каждый свой характер, передавайте их настроение голосом, дыханием, другими звуками, чтобы они смогли ожить в воображение ваших маленьких зрителей.

Постарайтесь полностью воспроизвести весь сюжет сказки, а в заключительной части подведите итог, рассказав, чему научила эта сказка детей. Проведя такое показательно выступление, вы наглядно дадите понять, что такое режиссерская игра , это наверняка заинтересует детей и они начнут импровизировать. Прекрасная режиссерская игра в средней группе, это игра в «Семью» , в ходе которой педагог сможет узнать, какую роль ребенок отдает семье в своей жизни, как себя в ней чувствует.

Режиссерские игры в ДОУ профессиональной направленности

Режиссерские игры в ДОУ профессиональной направленности – это лучшая возможность рассказать детям о разных профессиях, дать понять, что «все профессии нужны – все профессии важны!» . Лучше всего проводить такие режиссерские игры в подготовительной группе, за тему можно взять игры во врачей , учителей, садовников, поваров и др.

Правильно организованная режиссерская игра помогает рассказать о многом новом и неизведанном, развивать детское воображение и мышление, что очень важно на всех этапах взросления.

Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры , специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер , строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их. С психологической точки зрения режиссерская игра представляет собой «воображение в действии» (Е. Е. Кравцова) .

Д. Б. Эльконин назвал режиссерские игры особым типом индивидуальной игры ребенка . В силу своего своеобразия они представляют особый интерес для психологии детской игры , так как именно в режиссерской игре проявляются личностные особенности ребенка.

" Режиссерская игра представляется тем сплавом, в котором социальное и индивидуальное предстают в диалектическом переплетении и доступны наблюдению и контролю". У режиссерской игры исключительные возможности в плане применения ее для диагностики с целью последующей коррекции личностного развития детей. (Гаспарова Е. М. 1989) .

Режиссерская игра свидетельствует о том, что ребенок активно присваивает культуру, отображая то, что представляет для него первостепенную ценность. Создавая и озвучивая предметный мир, ребенок воплощает собственные замыслы, свое видение окружающей действительности. Поэтому режиссерская игра – важнейший фактор социализации дошкольника и в тоже время одно из немногих средств, которые позволяют взрослому узнать, каковы ценностные ориентации ребенка, что его волнует, интересует.

Ребенок, подобно режиссеру представляет , как будут взаимодействовать разные персонажи, что в результате этого произойдет. Он смотрит на воображаемые события и оценивает их с разных позиций. Научившись действовать с разных точек зрения в режиссерской игре , ребенок легче овладевает общением со сверстниками как самоценной деятельностью.

Предметный мир режиссерской игры чрезвычайно многообразен : это и игрушки, и разнообразные предметы, на которые ребенок переносит функции тех игрушек, которых не хватает для реализации сюжета. Это свидетельствует о том, что в режиссерской игре ребенок овладевает способностью переноса функций с одного предмета на другой, появляется механизм замещения, благодаря которому идет становление подлинной игры – символической деятельности.

Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр . В них, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуаци я. Ребенок прояв­ляет творчество и фантазию, придумы­вая содержание игры, определяя ее учас­тников (роли, которые «исполняют» игрушки, предметы). Предметы и игрушки используются не только в своем непос­редственном значении, но и в переносном, когда они выпол­няют функцию, не закрепленную за ними общечеловеческим опытом (диванная подушка становится бегемотом, а пояс от маминого махрового халата - змеей в режиссерской игре в зоопарк; кубики разных размеров превращаются в учителей и детей в игре в школу; из карандаша получается дирижерс­кая палочка или микрофон для куклы-певицы).

Само название режиссерской игры указывает на ее сход­ство с деятельностью режиссера спектакля , фильма . Обыч­но режиссер решает, какой фильм или спектакль он будет ставить, какой возьмет сценарий, что внесет в него от свое­го прочтения и осмысления. Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий . Взяв какую-либо тему (урок в школе, праздник в детском саду), малыш развивает ее в зависимо­сти от того, как понимает отображаемое событие, что счи­тает наиболее значимым для себя.

В основе сценария лежит непосредственный опыт ребен­ка : он отражает событие, зрителем или участником кото­рого был сам (выступление артистов на площади города, автодорожное происшествие, лечение в кабинете доктора, празднование дня рождения).

Нередко сюжетом игры ста­новятся знания, почерпнутые ребенком из просмотренно­го мультфильма, прочитанной ему книги, рассказов дру­гих людей (режиссерская игра в школу под влиянием рас­сказов старшего брата-ученика). Для этих игр в их развитой форме свойственны комбинирование впечатлений из лич­ного опыта ребенка с тем, что он узнал из книг, наблюде­ний, мультфильмов , причудливое соединение реального и вымышленного.

Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий (кукла поет в микрофон, другая -аккомпанирует, по окончании выступления - обе кланяют­ся, затем выходит «новая певица»; автомобильчики едут по трассе, сталкиваются, происходит авария). Отдельные эпи­зоды (сцены) в игре ребенок придумывает, затем исполня­ет, действуя за персонажи (игрушки, предметы), говоря за каждого, или объясняя все, что происходит.



В режиссерской игре речь - главный компонент . Часто она звучит как «дикторский текст за экраном ». Например, Лиза разыгрывает день рождения куклы Маши: «Маша сказала гостям «спасибо» за подарки, гости сразу стали садиться за стол. Маша наливает всем чай». Помимо описательных выс­казываний используются и оценочные : «Гости хорошие, они принесли Машеньке много подарков. А волчонок был жад­ный: он подарок принес, но не отдал Маше».

В ролевых режиссерских играх ребенок использует ре­чевые выразительные средства для создания образа каж­дого персонажа : меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, употребление различных суффиксов, зву­коподражаний .

Так, изображая семейную сценку с ребен­ком-капризулей, Наташа говорит за него, за бабушку и за папу. За ребенка она говорит тоненьким голоском с тре­бовательными нотками: «Дайте другую кашу! Эта против­ная!», за куклу-бабушку - ласково с упрашивающими ин­тонациями: «Поешь, поешь, Вовочка!», за папу - сурово, громко, подчеркнуто медленно: «Это что за капризы? Каша не нравится? Другую варить никто не собирается! Быстро все съесть!»

В режиссерской игре часто используется много персона­жей (куклы-зрители в концерте, машинки и другие виды транспорта на городской трассе, ученики в классе), но «активно действующих» , т.е. тех, которых ребенок переставляет, «свя­зывает» отношениями, обычно бывает не более трех-четырех .

Их количество возрастает в совместной режиссерской игре , возникающей у детей в среднем и преимущественно в стар­шем дошкольном возрасте. В такой игре каждый из участни­ков действует за одного-двух персонажей.

Особенностью режиссерской игры является то, что парт­неры (игрушки, их заместители) - неодушевленные предме­ты и не имеют своих желаний, интересов, претензий . Есте­ственно, что такое игровое общение для маленького ребен­ка легче, чем общение со сверстниками, в котором необходимо учитывать позицию, настроение партнеров, ис­кать с ними общий язык. Малыш исподволь готовится к этому общению, овладевая в режиссерской игре умением «видеть» картину игры, планировать ее, исходя из замыс­ла , который зарождается у него в голове раньше, чем он начнет выполнять игровые действия. Происходит то, что особенно ценил в детских играх К.Д.Ушинский: ребенок учится распоряжаться своими силами.

У детей в среднем и старшем дошкольном возрасте ре­жиссерские игры претерпевают изменения разного харак­тера. Прежде всего, меняется содержание .

У детей 4-5 летсодержание режиссерских игр разнообразнее , чем у малы­шей. В них находят отражение знакомые сказки, мультфиль­мы, а вот события личной жизни используются реже. Дети легко соединяют в одной игре знания и сведения, получен­ные из разных источников. Появляются новые персонажи (герои мультфильмов), возрастает их число, более отчет­ливо выделяются главные и второстепенные действующие лица.

У детей 6- 7 летсодержание игр динамичное, с пре­обладанием собственного литературного творчества . Дети любят обыгрывать измененные собственной фантазией зна­комые сказки, мультфильмы, вносят в содержание игры много вымышленного.

Режиссерские игры возникают как индивидуальная дея­тельность и остаются такими в раннем и младшем дошколь­ном возрасте. Режиссерские игры в одиночку наблюдают­ся и у старших дошкольников, особенно когда ребенок мало контактирует со сверстниками (часто болеет, не посещает дошкольное учреждение) или испытывает трудности в об­щении с другими воспитанниками группы в силу индиви­дуальных особенностей (замкнут, застенчив, имеет дефек­ты речи и др.).

В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте воз­никают совместные режиссерские игры. Объединения детей обычно немногочисленны - 2-3 человека. Дети вместе при­думывают сюжет, подбирают или мастерят необходимые игрушки, предметы, исполняют роли (каждый за своего персо­нажа).

Другими словами, в совместной режиссерской игре ярко выражен сюжетно-ролевой характер . Таким образом, ре­жиссерские игры создают реальные предпосылки для возник­новения сюжетно-ролевой игры . Но с появлением последней режиссерские игры не исчезают: взаимообогащаясь, допол­няя друг друга, оба вида игр присутствуют в жизни ребенка и за рубежом дошкольного возраста.

Руководство режиссерскими играми затрудняется в силу преобладания индивидуальных форм, а также присущего им интимного характера. Поэтому важнейшее условие для развития режиссерских игр - создание детям индивидуаль­ного пространства, обеспечение места и времени для игры.

Обычно ребенок - ищет для игры уголок, защищенный от взоров наблюдателей (детей, взрослых). Дома дети любят играть под столом, особенно, если удает­ся накинуть на него одеяло, поставить вокруг стулья или кресла. В дошкольном учреждении дети пытаются уединить­ся для игры в спальне, раздевальной комнате, а на участке - за кустами, верандой и т.д. К сожалению, типовые про­екты зданий не учитывают потребность ребенка в индиви­дуальной игре. Но во многих дошкольных учреждениях (в нашей стране и за рубежом) предпринимаются попытки организации соответствующих условий для развития игры : единое пространство групповой комнаты «разбивают» спе­циальной расстановкой мебели; вносят легкие ширмы, эк­раны, которые дети ставят по своему желанию.

Внедряются и некоторые архитектурные новации : в групповой ком­нате встраиваются одно-, двух- и трехэтажные возвышения, соединенные галереей, лестницами с перилами, уютные ниши, подиумы и т.п. Используется крупное игровое обо­рудование (домики, загородки, террасы, вагончики), что дает ребенку возможность уединиться, но не чувствовать себя полностью изолированным от сверстников.

Учитывая преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр, педагог прибегает к опосредованному ру­ководству деятельностью ребенка. Умелым подбором игро­вого материала, внесением новой игрушки, которая отве­чает интересам малыша, стимулируется возникновение игры.

Так, услышав, что Саша с увлечением рассказывает о том, как он ходил вчера в зоопарк, педагог предлагает ему набор мелких животных с вопросом: «Каких животных ты видел? Расскажи и покажи». Возникает игра в зоопарк, требуется сделать клетки для животных, в ход идет строи­тельный материал, затем используются фигурки людей (по­сетители, служащие).

Внимательный педагог воспользуется обсуждением деть­ми мультфильма, прочитанной книги таким образом, что­бы натолкнуть их на отражение впечатлений и знаний в режиссерской игре. Иногда уместно предложить ребенку: «Покажи, пожалуйста, что там случилось с Винни-Пухом в гостях у Кролика». Можно рассмотреть с ребенком иллюс­трации в книге, попросить рассказать, а затем показать, что делают персонажи. Такие педагогические приемы способ­ствуют появлению у ребенка желания обыграть ситуацию с помощью игрушек, предметов.

Для того чтобы дети «видели» игру до ее начала, целесо­образно вовлекать их в сотворчесгво с педагогом. Пригла­шение к сотворчеству может выглядеть по-разному: «Да­вай сочиним вместе сказку о петушке»; «Придумаем с то­бой вместе, как будем праздновать день рождения куклы Маши»; «Я начну сказку, а ты ее закончишь»; «Я расскажу историю, а ты ее покажешь» ит.п.

Подбор игрового материла для режиссерских игр - необхо­димое условие для их развития. Сюжетные игрушки, близость их содержания детскому опыту, оперативное внесение но­вых игрушек в зависимости от впечатлений ребенка - все это входит в круг педагогического руководства режиссерской игрой детей младшего и отчасти среднего дошкольного воз­раста. Новую по содержанию игрушку педагог сначала обыг­рывает сам, чтобы показать возможность ее включения в знакомый сюжет.

Например, игрушку Айболита воспитатель предлагает после чтения сказки К. Чуковского и показывает действия, связанные с образом доктора.

В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают ис­пользовать мелкие игрушки, хорошо вписывающиеся в иг­ровое поле, которое становится более детализированным, содержательным. На данном этапе формируется обобщен­ное представление о многих явлениях, предметах окружаю­щего мира. Поэтому дети охотно используют игрушки-за­местители, многофункциональные игрушки. Подобные игрушки, как идругие предметы для режиссер­ской игры, дошкольники могут мастерить сами (по пред­ложению педагога, с его участием, привлекая к этой рабо­те своих родителей и т.д.). Воспитатель продумывает хра­нение игрового материала. Важно, чтобы дети могли самостоятельно подбирать все необходимое (фигурки лю­дей, животных, домики, уличное оборудование и др.), а по окончании игры - убирать на место.

Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, заме­чаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать к поста­новке проблемного задания («Подумай, как твой Незнайка может оказаться на Луне?»), наводящего вопроса («Не пора ли кукле Маше ложиться спать?»). Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению.

28. ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ .

Текстовая часть публикации

Конспект режиссерской игры в старшей группе «День рождения»

Цель: 1. Закреплять нормы этического поведения в различных ситуациях. 2. Развивать способность индивида воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других детей. 3. Воспитывать у детей сообразительность, умение правильно повести себя в разных ситуациях.

Оборудование: коробка цветная, разные предметы для игры в театр. Ход игры: - Ребята, посмотрите, какую большую красивую коробку я вам принесла. Давайте вместе посмотрим, что же в ней (открываем коробку). Сколько разных вещей здесь! Кому нужны эти вещи? (актерам, клоунам, артистам) Мы сегодня будем артистами в театре. Давайте, представим, что сегодня у вас день рождение, и вы ждете друзей. И вдруг к вам постучали в дверь. А как узнать, что это пришли ваши друзья. Вдруг это совсем незнакомый человек. Как вы поступите в такой ситуации? (посмотрю в глазок, спрошу «Кто там?», позвоню маме и спрошу, кто должен прийти) - Молодцы, значит, дверь чужим мы открывать не будем. А давайте с вами разыграем эту ситуацию. (Дети разыгрывают ситуацию) - А теперь представьте, что гости уже пришли, вы их впустили. Они дарят вам подарки, а как вы поведете себя в этой ситуации? (надо сказать спасибо, я очень рад, мне приятно получать от вас подарки) - Молодцы ребята, вы выбрали хороший вариант. Давайте обыграем эту ситуацию (дети разыгрывают ситуации). - Ну, а как вы будете выглядеть, когда будете встречать гостей? Как вы оденетесь в свой день рождение? (наденем праздничную одежду) - Правильно, нужно быть нарядным и красивым. - Ребята, а как вы будете развлекать гостей на своем дне рождении? (ответы детей, обыграть одну ситуацию)
- Вот уже праздник подходит к концу, гостям пора расходиться по домам. Как вы будете провожать гостей?  Проводите до дверей и попрощаетесь;  Проводите гостей и поблагодарите их за то, что они пришли, а потом попрощаетесь;  Не пойдете провожать гостей, а останетесь сидеть на своем месте (дети выбирают правильный ответ, воспитатель предлагает обыграть эту ситуацию) - Молодцы! Вот мы и побывали на дне рождении. Понравилось ли вам? Какое у вас было настроение? Что вы чувствовали? (ответы детей) - А сейчас можно поиграть самостоятельно.

Наблюдая и анализируя сюжетно-ролевую игру «Семья» детей нашей группы (средняя речевая) на начало года мы обратили внимание на однообразие сюжетов, скудный набор игровых действий, игровые диалоги также сводились к минимуму, были односложны и однообразны, практически не использовались предметы заместители и только крупные маркеры игрового пространства.

И, на ряду с совместными играми (когда взрослый становится одним из ее участников, т. е. берет на себя какую-то роль и направляет игру от имени своего персонажа, подталкивая к новым действиям, разворачивая сюжет и вступая в диалоги, мы обратились к дидактическим и коммуникативным играм по теме, как к более простым для детей (в них конкретные правила, и играют дети вместе со взрослым). Для этого сделали сами дидактическую игру «Наша семья» (обязательно поделюсь ее позже). И тут, постепенно внося в развивающую среду новые маркеры пространства, модули, игрушки-персонажи и обновляя предметы оперирования, обратили внимание, как прогрессировали режиссерские игры и, как они стали настоящим самоучителем дошкольников, как для развития самих сюжетно-ролевых игр, и игровых навыков детей, так и личностных качеств дошкольников.

В индивидуальных режиссерских играх ребенок выступает в роли режиссера, берет на себя все игровые роли своих персонажей, сам себе и окружающим с удовольствием поясняет сюжет. В процессе действия с игрушками ребенок упражняется в общении, во взаимоотношениях. Развиваются речь, мышление, воображение, повышается самостоятельность и активность, проявляются конструктивные и актерские способности. Используя разные предметы, ребенок исследует, получает новые знания,

Режиссерская игра предоставляет детям широкие возможности для самореализации.

Позвольте представить Вашему вниманию некоторые пособия для режиссерских игр, которые мы используем в своей группе.

Игровые фоны, которые можно использовать, как плоскостной фон для игр с мелкими игрушками и плоскостными моделями, так и ставить, как ширму.

У нас их несколько видов: деревянная русская изба изнутри, современная кухня, наш лес, сказочный дремучий лес и город:

Карта Сказочной страны с плоскостными моделями любых реалистичных и сказочных персонажей и предметов:

С помощью карты можно разыгрывать различные режиссерские игры по мотивам известных сказок и придумывать свои истории:

Бессюжетные ширмы для разнообразного использования:

На этой фотографии также видны модули среднего размера (коробочки разной формы, обклеенные самоклейкой) .Здесь Миша использует их для интерьера комнаты: из двух модулей сделан диван, модуль-светофор послужил тумбой на которой стоит телевизор (коробка, которая открывается и заполняется любыми персонажами).

На следующем фото модули видны крупнее и можно увидеть еще одно их применение -РЭМП и сенсорика: сравнение по длине, форма, цвет, размер, порядковый и количественный счет, ориентировка на плоскости, логические задания и "расшифровка" пятен на развитие воображения:

Конюшня, которая иногда достраивается то с помощью разных конструкторов и строителей, то дополняется ширмами и порой играет роль дома, зоопарка и др.

Замечательный макет русской избы, который приобрели и собрали наши родители:

Изба раскрывается, делая доступным внутреннее убранство и знакомит со своими жителями:

Мелкие игрушки с миниатюрной мебелью (посуду конструировали сами: киндер-яйцо + масса для лепки) :

Крупные маркеры пространства, например этот маркер служит лобовой частью автобуса или автомобиля, витриной для с-р игр или театральной сценой:

Страна Волшебных Красок" для игр на фланелеграфе:

И, конечно, наши самоделки. Вот жилище трех медведей, для которых дети с моей сменщицей Танюшей сделали мебель по-размеру:

Наша березовая роща:

"Театр на пальчики" с настольными декорациями и разные виды настольного театра (конусный, резиновых игрушек, плоскостной на подставках) :

Двухэтажный дом для большой семьи (из больших коробок, а мебель из спичечных коробков, картона и др. подручных материалов) .В его создании активное участие принимала моя дочка Сашенька:

В режиссерской игре ребёнок остаётся самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет своё творчество, свои знания.

www.maam.ru

Конспект режиссерской игры с детьми старшего дошкольного возраста «Мишкин день рождения»

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад № 50

Конспект режиссерской игры с детьми старшего дошкольного возраста: «Мишкин День Рождения»

Составила и провела: воспитатель Ермакова А. С. (первая квалификационная категория)

Ковров, 2011

Задачи:

Воспитывать дружеские взаимоотношения у ребят в процессе игры

Формировать навык ребят действовать по готовому сюжету, строить диалоговое общение с партнером

Развивать конструктивные способности (планирование деятельности) .

Развивать умение подбирать игровой материал, распределять игрушки

Развивать интерес к режиссерским играм

Обогащать игровой опыт детей, опыт взаимодействия с игрушками.

Развивать творческие способности детей.

Активизировать речь детей, воображение, мышление.

Оборудование: конверт с письмом, игрушки (медведь, заяц, лиса, пчелы, улей),

моно поля (цветочная поляна, лес, мелкий конструктор, кукольная посуда

Ход игрового взаимодействия:

Ребята играют в группе. Входит воспитатель, в руках у него конверт

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо. Хотите его прочитать?

Дети садятся рядом с воспитателем на ковре.

Воспитатель: Это письмо нам прислали ребята старшей группы из детского сада

№ 6. Вот, что они пишут:

«Здравствуйте ребята! Мы в детском саду очень любим играть. У нас есть много интересных игрушек. Вчера мы придумали интересную историю.

У медведя Топтыгина было день рождения! Он пригласил на праздник своих друзей- зайку и лисичку. Друзья стали думать, что подарить Мишке на День рождения! Зайка сказал: «Придумал! А давай мишке подарим мед! » Лиса спросила: «А где мы его найдем? » Тогда заяц ответил «Мы сходим на цветочную поляну и попросим пчел собрать цветочный нектар, а потом сделать мед. ». Веселые зайка и лиса отправились через лес на цветочную полянку. Когда звери пришли на полянку, они увидели пчел, которые кружили над цветами. И тогда лисичка спросила у пчелы «Здравствуйте! А вы не могли бы дать нам немного меда в подарок нашему другу? »

Пчела ответила:«С удовольствием». Все пчелы дружно принялись собирать нектар. Потом они сделали из него мед и отдали зайцу с лисой. Звери поблагодарили пчел и отправились в гости к медведю. Мишка был очень рад такому подарку. Он усадил гостей за стол и стал угощать сладостями. Замечательный получился день рождения! »

Ребята, а у вас может получиться такая история? Есть ли у вас такие игрушки? Напишите нам, пожалуйста, ответ!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а у нас с вами может получиться такая игра? Есть ли у нас такие игрушки?

Дети: Да! У нас есть такие игрушки!

Воспитатель: Ребята, давайте сначала определим, что нам нужно для игры и где с вами мы будем играть?

Дети определяют удобное место для игры (либо стол, или ковер и пр.)

Дети: Для игры нам нужны игрушки- заяц, медведь, лиса, пчелы. Еще нужен улей, цветочная поляна и пр.

Дети подбирают соответствующее оборудование. Далее происходит проигрывание предложенной ситуации.

После игры воспитатель совместно с детьми оценивает игру

Воспитатель: У вас все получилось замечательно! Вы отлично со всем справились! Вам понравилась эта игра? А как вы думаете, интереснее играть одному или с друзьями?

Ответы детей

После игры (или на следующее утро) воспитатель с детьми пишут ответ на письмо.

www.maam.ru

Режиссерские и театрализованные игры - Страница 8

Выкладывание персонажей на фланелеграфе из частей;

Рисование костюмов, тканей, из которых сшиты разные наряды;

Рисование домиков, дворцов героев;

Рисование персонажей в разных движениях и эмоциональных состояниях

2. Работа над выразительностью речи:

Имитационные упражнения на музыкальных и речевых занятиях;

Рассказы от имени персонажей о себе;

Упражнения типа " Я - игрушка", "Я - другой"

Прослушивание и анализ фонозаписей.

3. Работа над выразительностью движений:

Имитационные упражнения на музыкальных, физкультурных занятиях, в подвижных и музыкальных играх

Коллективные показы-упражнения;

Прослушивание и анализ фонозаписей с рассматри­ванием иллюстраций, фотографий;

Упражнения с воображаемыми предметами

Игры типа "Совушка", "Море волнуется", "День и ночь»

Игра " Где мы были мы не скажем, а что делали - покажем"

Игры-загадки { "Кто я?» , "Кто привел?")

4. Работа, по организации игровой среды использование готовых декораций и костюмов:

Изготовление с детьми элементов декораций, костюмов атрибутов;

Открытие " театральной мастерской".

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЖИССЕРСКИХ ИГР, ИХ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТ ДРУГИХ ВИДОВ ТВОРЧЕСКИХ ИГР.

Режиссерские игры – это самостоятельные детские игры, в которых по ходу сюжета дети управляют действиями нескольких игрушек, выполняющих соответствующие функции людей или предметов.

Само название режиссерской игры указывает на ее сход­ство с деятельностью режиссера спектакля , фильма . Обыч­но режиссер решает, какой фильм или спектакль он будет ставить, какой возьмет сценарий, что внесет в него от свое­го прочтения и осмысления.

Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий . Взяв какую-либо тему (урок в школе, праздник в детском саду) , малыш развивает ее в зависимо­сти от того, как понимает отображаемое событие, что счи­тает наиболее значимым для себя.

В основе сценария лежит непосредственный опыт ребен­ка : он отражает событие, зрителем или участником кото­рого был сам (выступление артистов на площади города, автодорожное происшествие, лечение в кабинете доктора, празднование дня рождения) .

Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий (кукла поет в микрофон, другая -аккомпанирует, по окончании выступления - обе кланяют­ся, затем выходит «новая певица»; автомобильчики едут по трассе, сталкиваются, происходит авария) . Отдельные эпи­зоды (сцены) в игре ребенок придумывает, затем исполня­ет, действуя за персонажи (игрушки, предметы) , говоря за каждого, или объясняя все, что происходит.

В режиссерской игре речь - главный компонент . В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каж­дого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, употребление различных суффиксов, зву­коподражаний.

В режиссерской игре часто используется много персона­жей (куклы-зрители в концерте, машинки и другие виды транспорта на городской трассе, ученики в классе) , но «активно действующих» , т.е. тех, которых ребенок переставляет, «свя­зывает» отношениями, обычно бывает не более трех-четырех .

Особенностью режиссерской игры является то, что парт­неры (игрушки, их заместители) - неодушевленные предме­ты и не имеют своих желаний, интересов, претензий.

Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетно-ролевых игр :

1 Возникают по инициативе детей по принципу сюжетно-ролевой игры

2 Включают следующие структурные компоненты: сюжет, роль, условное игровое действие, ролевую речь.

3 В режиссерских играх дети проявляют творчество, фантазию, придумывают содержание игры, определят её участников. Предметы и игрушки используются не только в своем непосредственном назначении, но и в переносном.

4 В основе сценария режиссерской игры лежит опыт ребенка.

5 Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий.

6 В режиссерской игре главный компонент речь («дикторский текст за экраном»)

Сравнительная характеристика режиссерской и сюжетно-ролевой игр.

57. Режиссерская игра дошкольника » Шпоры для студентов

Шпоры по дошкольной педагогике

Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Их возникновение тесно связано с развитием в ран­нем возрасте предметно-игровой деятельности, а затем отобразительной и сюжетно-отобразительной игры.

Следующий этап - воз­никновение индивидуальных и совместных сюжетно-ролевых игр. Для развития совместных форм сюжетно-ролевых игр решающее значе­ние имеет способность ребенка вступать в отношения со сверстни­ками, общаться с ними, договариваться и пр.

Эти игровые навыки развиваются на протяжении всего дет­ства. Для существования и развития индивидуальных форм игры наи­более важным является актуализация собственного социального опи­та. Они не требуют от детей навыков общения, а поэтому доступны и маленьким детям; возникают в конце 3-го и начала 4-го годов жизни и встречаются в 2-х разновидностях

I) игра, в которой ребенок берет на себя конкретную главную роль, а остальные рас­пределяет между игрушками. В такой игре ребенок часто может вы­полнять роль человека, который действует с предметами, и роль предмета (ребенок-машина-шофер) ;

2) игра, в которой ребенок распределяет все роли между игрушками, а сам выполняет функцию режиссёра-организатора общения между персонажами и событий, происходящих в процессе игры. Такая игра и считается игрой ре­жиссёрского типа.

Режиссёрские игры не всегда бывают абсолютно индивидуальными. Иногда они могут объединять 2-3 участников и характерны для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Для развития режиссерских игр необходимы полуфункцио­нальные игрушки, не привязывающие ребенка к конкретным действи­ям, определенный социальный опыт, достаточная степень обобщения и воображения, а также руководство взрослого, помогающего раз­витию сюжета; отсутствие партнеров, умения и желания ребенка придерживаться норм поведения группы, потребность в большей не­зависимости, отклонения в психическом и физическом развитии детей и др.

Специфика режиссёрских игр:

Сюжеты всегда более разнообразны и динамичны, чем те, которые встречаются у тех не детей, но в совместных играх, что можно объяснить большей свободой ребенка в построении сюжетов, неза­висимостью от принятых в группе игровых стереотипов, возмож­ностью актуализировать в игре собственный опыт, устранять труд­ности, связанные с общением;

Характерна ассоциативная динамика сюжета, отсутствие точного игрового замысла, имеется только приблизительная тематика игры. Ход игровых событий, их появление и смена определяются ассоциа­циями, который возникают у ребенка;

В качестве персонажей выступают игрушки, дополнительные дей­ствующие лица могут быть представлены полуфункциональными предметами (камешки, фишки, шахматные фигурки) ;

Характерен высокий уровень обобщения, социальные объекты за­мечаются знаками, обозначающими персонажей игр; отношения меж­ду ними и события, происходящие с ними, создают сюжет игры, который ребенок-режиссер строит в соответствии с собственными представлениями;

Ребенок в такой игре раскован, свободен и открыт, наблюдение за ним дает возможность увидеть и понять неосмысленные пережи­вания ребенка

Педагогическая ценность режиссёрских игр

Развивают самостоятельность ребенка, умение занять себя в но­вой жизненной ситуации;

Помогают приобрести навыки и умения, необходимые для органи­зации самостоятельной театральной деятельности;

Являются средством формирования у ребенка адекватной самооцен­ки - необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению;

Помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость. Это основной доступ­ный вид игр для детей, воспитывающихся в семье, детей-инвали­дов; детей, тяжело адаптирующихся к общественным формам воспи­тания;

Дают возможность развиваться индивидуальным особенностям де­тей, игровому творчеству. Не скованный игровыми стереотипами и требованиями сверстников, ребенок отходит в построении сюжета от усвоенного образца. Он самостоятельно моделирует новую си­туацию из элементов знакомых сюжетов.

Шпаргалки

Материал с сайта shporiforall.ru

Шпаргалки по дошкольной педагогике - 57. Режиссерская игра дошкольника. - Литература для студента.

Шпаргалки по дошкольной педагогике - 57. Режиссерская игра дошкольника.

Страница 53 из 6357. Режиссерская игра дошкольника.

Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Их возникновение тесно связано с развитием в раннем возрасте предметно-игровой деятельности, а затем отобразительной и сюжетно-отобразительной игры.

Следующий этап - возникновение индивидуальных и совместных сюжетно-ролевых игр. Для развития совместных форм сюжетно-ролевых игр решающее значение имеет способность ребенка вступать в отношения со сверстниками, общаться с ними, договариваться и пр.

Эти игровые навыки развиваются на протяжении всего детства. Для существования и развития индивидуальных форм игры наиболее важным является актуализация собственного социального опита. Они не требуют от детей навыков общения, а поэтому доступны и маленьким детям; возникают в конце 3-го и начала 4-го годов жизни и встречаются в 2-х разновидностях

I) игра, в которой ребенок берет на себя конкретную главную роль, а остальные распределяет между игрушками. В такой игре ребенок часто может выполнять роль человека, который действует с предметами, и роль предмета (ребенок-машина-шофер) ;

2) игра, в которой ребенок распределяет все роли между игрушками, а сам выполняет функцию режиссёра-организатора общения между персонажами и событий, происходящих в процессе игры. Такая игра и считается игрой режиссёрского типа.

Режиссёрские игры не всегда бывают абсолютно индивидуальными. Иногда они могут объединять 2-3 участников и характерны для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Для развития режиссерских игр необходимы полуфункциональные игрушки, не привязывающие ребенка к конкретным действиям, определенный социальный опыт, достаточная степень обобщения и воображения, а также руководство взрослого, помогающего развитию сюжета; отсутствие партнеров, умения и желания ребенка придерживаться норм поведения группы, потребность в большей независимости, отклонения в психическом и физическом развитии детей и др.

Специфика режиссёрских игр:

Своеобразна позиция играющего ребенка: он распределяет роли, не принимая на себя никакой конкретной роли или, наоборот, по очереди выполняет все. Игра организуется как бы извне. Ребенок управляет событиями, строит и меняет сюжет в соответствии со своими желаниями;

Сюжеты всегда более разнообразны и динамичны, чем те, которые встречаются у тех не детей, но в совместных играх, что можно объяснить большей свободой ребенка в построении сюжетов, неза-висимостью от принятых в группе игровых стереотипов, возможностью актуализировать в игре собственный опыт, устранять трудности, связанные с общением;

Характерна ассоциативная динамика сюжета, отсутствие точного игрового замысла, имеется только приблизительная тематика игры. Ход игровых событий, их появление и смена определяются ассоциа-циями, который возникают у ребенка;

Непосредственный и опосредованный опыт детей переплетается, но не навязывает неизменных последовательных событий;

В качестве персонажей выступают игрушки, дополнительные действующие лица могут быть представлены полуфункциональными предметами (камешки, фишки, шахматные фигурки) ;

Характерен высокий уровень обобщения, социальные объекты замечаются знаками, обозначающими персонажей игр; отношения между ними и события, происходящие с ними, создают сюжет игры, который ребенок-режиссер строит в соответствии с собственными представлениями;

Ребенок в такой игре раскован, свободен и открыт, наблюдение за ним дает возможность увидеть и понять неосмысленные переживания ребенка

Эти игры сопровождаются эгоцентрической речью ребенка.

Педагогическая ценность режиссёрских игр

Способствует социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки;

Помогают детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм;

Развивают самостоятельность ребенка, умение занять себя в новой жизненной ситуации;

Помогают приобрести навыки и умения, необходимые для организации самостоятельной театральной деятельности;

Являются средством формирования у ребенка адекватной самооценки - необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению;

Помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость. Это основной доступный вид игр для детей, воспитывающихся в семье, детей-инвалидов; детей, тяжело адаптирующихся к общественным формам воспитания;

Дают возможность развиваться индивидуальным особенностям детей, игровому творчеству. Не скованный игровыми стереотипами и требованиями сверстников, ребенок отходит в построении сюжета от усвоенного образца. Он самостоятельно моделирует новую ситуацию из элементов знакомых сюжетов.

Материал geum.ru

  1. Педагогические условия развития режиссерской игры.
  2. Домашнее задание:
  1. Понаблюдайте и запишите режиссерскую игру ребенка-дошкольника.
  2. Проанализируйте записанную игру: определите ее содержание, способы осуществления с точки зрения их соответствия возрастным особенностям ребенка.
  3. Оцените игровой материал для режиссерской игры, который имеется в группе, где вы проходите практику.
  4. Составьте рекомендации для родителей о создании дома условий для режиссерских игр ребенка.
  5. Смастерите с детьми многофункциональные игрушки для режиссерских игр.
  6. Создайте свой сценарий режиссерской игры ребенка – дошкольника (любой возрастной группы) .

Задание (на уроке) :

  1. Придумайте, во что бы мог «превратиться» этот предмет у ребенка – дошкольника в режиссерской игре?(любой из представленных) .
  2. Придумайте небольшой сценарий с его участием (можно предлагать любые комбинации) .
  1. Литература:
  • Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М.: Просвещение: Учебная литература,1996
  • Гаспарова Е. М. Режиссерские игры // Игры дошкольника. – М., 1989
  • Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. средних пед. учеб. заведений. –М. : Издательский центр «Академия», 2001
  1. Определение, сущность и особенности режиссерской игры. Связь режиссерской и сюжетно-ролевой игры.

Итак, давайте запишем определение:

Режиссерская игра – это творческий вид игры, в которой дошкольник идет от своего замысла, подчиняя ему и предметы, и действия с ними, и саму предметную ситуацию.

Исследователи данной проблемы:

  • Гаспарова Е. М.
  • Новоселова С. Л.

Само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью режиссера спектакля, фильма. Обычно режиссер решает, какой фильм или спектакль он будет ставить, какой возьмет сценарий, что внесет в него от своего прочтения и осмысления.

Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий. Взяв какую-либо тему (праздник, литературное произведение…) , малыш развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие, что считает наиболее значимым для себя.

В основе сценария лежит непосредственный опыт ребенка, а так же знания, почерпнутые им из рассказов других людей, книг, мультфильмов, кино… Малыш комбинирует их и рождается что-то свое, неповторимое, индивидуальное.

Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий.

Центральным моментом этой игры является событийная ситуация.

Отдельные эпизоды (сцены) в игре ребенок придумывает, затем исполняет, действуя за персонажи, говоря за каждого, или объясняя все, что происходит.

Главный компонент в режиссерской игре – речь. Ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонации, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, употребление различных суффиксов, звукоподражаний (сценка «Семья» - голоса персонажей) .

Помимо описательных высказываний используются и оценочные (сценка «День рождения Маши» - все гости хорошие, а волчонок – жадный, не отдал подарок) .

В этой игре часто используется много персонажей (машинки в гонках, зрители в зале, ученики в классе) ,но «активно действующих, т.е. тех, которых ребенок представляет, «связывает» отношениями, обычно бывает не более трех - четырех. Их количество возрастает в совместной режиссерской игре, возникающей у детей в среднем и преимущественно в старшем дошкольном возрасте. В такой игре каждый из участников действует за одного-двух персонажей.

Ролевые отношения представлены слабо, а в начальных формах игры они вообще отсутствуют («оживающий» грустный кубик…) .

Задание: Выгодский Л. С. писал, что воображение - это игра без действия и, наоборот, воображение в действии и есть игра. Наблюдая за играми режиссерской и сюжетно-ролевой игрой, как можно понять, развито ли воображение у ребенка-дошкольника? (ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников, а так же используя предметы-заместители) .

Итак, отметим у себя:

Особенности режиссерской игры:

  1. Партнеры – неодушевленные предметы, они не имеют своих желаний и замыслов (такое игровое общение для ребенка легче, чем взаимоотношения со сверстниками. Режиссерская игра готовит ребенка к такому общению. А, следовательно, в каком возрасте возникает режиссерская игра? (в раннем и младшем дошкольном возрасте) .
  2. Эта игра практически всегда индивидуальна;
  3. Ребенок очень старается сохранить ее для себя, и вмешательство взрослого часто ведет к тому, что игра прерывается;
  4. Играть в нее ребенок предпочитает в укромном месте, куда взрослый не всегда может заглянуть, вмешаться;
  5. В основе сценария лежит непосредственный опыт ребенка (чем старше ребенок – тем разнообразнее сюжет игры –(как вы считаете, в каком возрасте у детей в сюжетах их игр преобладают события личной жизни?) у детей 4-5 летменяется содержание игр за счет разнообразия, в них находят отражение знакомые сказки, мультфильмы, а события личной жизни используются реже) ;
  6. У детей 6-7 лет преобладает собственное литературное творчество (дети любят обыгрывать измененные собственной фантазией знакомые сказки, мультфильмы. Е. М. Гаспарова отмечает, что развитие сюжета происходит на основе ассоциаций, связанных со знакомыми предметами, впечатлениями, литературными произведениями) .
  7. В среднем и старшем дошкольном возрасте возникают совместные режиссерские игры (2-3 чел.) . вместе придумывают сюжет, подбирают или мастерят игрушки.
  8. Сюжет режиссерской игры – цепочка действий;
  9. Главный компонент – речь.
  10. В этой игре часто используется много персонажей, но активно используемых, за которых ребенок говорит, не более трех - четырех.
  11. Дети учатся планировать по замыслу игру, видеть картину игры.(как говорил Ушинский К. Д., ребенок учится распоряжаться своими силами) .
  12. Малыши приобретают умения посмотреть на игровую ситуацию с разных позиций, т.е. глазами разных персонажей, что важно для развития сюжетно-ролевой игры. Овладев режиссерской игрой, ребенок сможет взаимодействовать с реальным партнером в сюжетно – ролевой игре.

ВЫВОД: режиссерские игры создают предпосылки для возникновения сюжетно – ролевой игры, но и с появлением этой игры режиссерские не исчезают. Взаимообогащаясь, дополняя друг друга, оба вида игр присутствуют в жизни ребенка и за рубежом дошкольного возраста.

  1. Педагогические условия развития режиссерской игры:
  1. Наличие у ребенка индивидуального пространства для игры (ребенок прячется под стол, стул; «домик» в подвижной игре («Колдуны») , комната в «Дочки-матери» - ребенку необходимы четкие границы своих владений)

Просто необходимы –

  • различные ширмы (готовые и сделанные своими руками) – в виде занавеса, книжки-раскладушки, гибкие…
  • коробки из-под обуви
  • подвижный фланелеграф (Урадовских Г. В.) – к палке прикрепляют полотно из сшитых между собой нескольких кусков ткани и при помощи лоскутов различной формы и цвета, ниточек, отмотав нужный фон, ребенок придумывает сюжет и начинает действовать…
  • неоконченные макеты.
  1. наличие мелкого игрового и неигрового материала, главной особенностью которых является их многофункциональность.

Можно использовать –

  • машинки, куколки, зверюшки, кораблики, деревья…
  • набор кубиков Гаспаровой Е. М. (простые кубики и кубики с личиками – устанавливая между ними различные связи и отношения, ребенок создает сюжет) .
  1. осуществление опосредованного руководства (взрослый просит пояснить те или иные действия, помогая найти интересное занятие, что служит толчком к режиссерской игре) .Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать к постановке проблемного задания («Подумай, как твой Незнайка может оказаться на Луне?») , наводящего вопроса («Не пора ли Мишутке ложиться спать?») . (однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, что бы не разрушить ее) .
  2. Целесообразно вовлекать детей в сотворчество с педагогом, чтобы они «видели» игру до ее начала («Давай сочиним сказку», «Я начну сказку, а ты ее продолжишь…», «Я расскажу историю, а ты ее покажешь»…) .

Режиссерская игра – неотъемлемая часть жизни ребенка – дошкольника, «хрупкое творение» малыша, которое при неправильной позиции взрослого может в мгновение исчезнуть, оставив у него в душе разочарование.

Поэтому педагогу так необходимо тщательно продумывать и учитывать все условия для развития этого вида игр.

Первая игра ребёнка дошкольного возраста — режиссёрская игра, которая является разновидностью детской игры и появляется в жизни дошкольника примерно после двух лет. Например, сюжетно-ролевая игра, которая тоже появляется примерно на третьем году жизни ребёнка, сложна для малыша тем, что в ней необходимо взаимодействовать и подключать свой жизненный опыт, который ещё достаточно мал. А режиссёрские игры для детей достаточно просты, и в неё можно играть одному и разыгрывать сюжеты из жизни, которые, как правило, оставили достаточно эмоциональный след.

Режиссёрские игры для детей – это разновидность детского творчества, где присутствует воображаемая ситуация. Ребёнок в таких играх проявляет своё творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя её участников (как правило, это игрушки и предметы).

Первые игры ребёнка очень похожи на сюжетно-ролевые игры, но можно выделить особенности режиссёрской игры :

1. Ребёнок сам создаёт сюжет игры, в основе которой лежит личный опыт ребёнка. Как правило, в игре отражено событие, которое произвело на ребёнка неизгладимое впечатление (например, посещение детской поликлиники, или празднование дня рождения, или какое-то уличное происшествие). Очень часто сюжетом игры становятся знания ребёнка, полученные из мультфильмов, сказок, детских передач или рассказов других людей. Ребёнок в режиссёрской игре сам придумывает сценарий к своему «спектаклю», сам подбирает исполнителей ролей и сам исполняет за них роли.

2. Игрушки и предметы, которые ребёнок выбрал для игры, выполняют как прямую, так и переносную функции. Говоря другими словами, очень часто в режиссёрских играх ребёнком используются так называемые предметы-заместители. Например, диванная подушка превращается в лошадь, на которой ребёнок скачет в дальнее путешествие, или расчёска становится микрофоном для куклы, которая даёт концерт на сцене (в роли которой выступает диван) и т.д.

3. Главным компонентом режиссёрской игры является речь ребёнка. Малыш с удовольствием выразительно подражает взрослым. В речи ребёнка за время игры могут меняться интонация, громкость, темп, ритм высказываний. Например, я недавно наблюдала за игрой своей маленькой дочери. Она играла в домовёнка Кузю и хозяюшку. Хозяйка испекла блинов и приглашала гостей к себе домой. Так вот, моя дочь за Кузю говорила более грубым голосом, а за хозяйку говорила тоненьким голоском.

4. Как правило, в детской режиссёрской игре используется много персонажей, но действует ребёнок только с 3 – 4 игрушками. Например, в игре в «Концерт» ребёнок рассаживает много игрушек, выполняющих роль зрителей, а также артистов, но играет он только с активными «артистами», которые выступают, остальные игрушки занимают пассивную позицию в «зрительном зале».

Режиссёрские игры детей очень близки к , но между ними существуют яркие отличия. В режиссёрской игре ребёнок использует партнёров, которыми являются неодушевлённые предметы (игрушки или их заместители). В такой игре малыш как бы подготавливается к общению со сверстниками. Режиссёрская игра появляется примерно к 3 годам жизни. В это время дети ещё не играют вместе. У них, как правило, наблюдается игра рядом. А режиссёрская игра помогает детям подготовиться к взаимодействию с другими детьми. С 4 – 5 лет содержание режиссёрской игры намного разнообразнее, оно отражает содержание любимых сказок, мультфильмов, событий из личной жизни. В 6 – 7 лет дети также обыгрывают в своих играх знакомые сказки, фильмы, мультфильмы, но при этом вносят свою фантазию в развитие сюжета игры, больше придумывают.

Первые игры дошкольников возникают как индивидуальная деятельность, т.е. ребёнок играет один – он своеобразный «сам себе режиссёр». Примерно с четырёх лет дети уже способны собираться в группы по 2 – 3 человека, например, во дворе, в песочнице (идеальное место для режиссёрских игр) или дома при встрече гостей. Когда дети начинают объединяться в группы – это является предпосылкой к появлению сюжетно-ролевой игры.

Для того, чтобы режиссёрские игры дошкольников развивались, пополнялись разнообразными сюжетами необходимо создавать для детей специальные условия.

Условия для развития режиссёрских игр .

1. Необходимо создавать для ребёнка индивидуальное пространство, обеспечить место и время для игры. Вспомните себя в детстве. Как вы любили сооружать различные шалаши из подушек и покрывал или накрыв стол одеялом и т.д. Так же и вашему ребёнку необходимо личное пространство для игры. Обеспечьте его этим пространством. Соорудите из фанеры или из ткани ширму или обклейте большие коробки (получится строительный материал для домика или просто перегородки).

2. Дети очень любят играть в мелкие игрушки (особенно старшие дошкольники), поэтому подберите игровой материал для режиссёрской игры ребёнка. Для этого можно использовать детские этажерки для мелких игрушек. В них можно складывать не только мелкие игрушки (наверняка у вас их просто полно – это различные игрушки из «Киндеров» или просто мелкие сувенирные фигурки и т.д.), но и различные предметы-заместители (коробочки разных размеров, веточки, палочки и т.д.). Дети очень любят переодеваться, поэтому на одну из полок можно положить различные элементы одежды – юбки, платки, шапочки, фартуки и т.д.

3. Ещё одним условием можно назвать создание макетов. Самым ярким и распространённым макетом для режиссёрской игры является дом для куклы Барби. Макет, конечно же, должен соответствовать полу ребёнка. Поэтому, если у вас девочка, то макетом может быть дом для куклы со всей его обстановкой. В моём детстве у меня был «Дом для Даши и Маши». Это был бумажный дом, который я склеила сама. В этом доме было всё – мебель, посуда, одежда, сад с деревьями и кустарниками, даже конура с собакой. Я просто обожала этот дом. Если у вас мальчик, то это может быть макет рыцарского замка или космического пространства и т.д. Попробуйте создать макет совместно со своим ребёнком. Мало того, что ребёнку доставит невероятное удовольствие совместная творческая деятельность с вами, но и он с огромным удовольствием будет играть в эту игру, создавая невероятные сюжеты.

Таким образом, режиссёрские игры для развития детей очень полезны, в частности, они развивают воображение, детское творчество, фантазию. Благодаря действиям с игрушками во время режиссёрской игры развивается мелкая моторика рук, способности к общению и т.д. Режиссёрская игра является предпосылкой и движущей силой для развития очень важной для ребёнка игры – сюжетно-ролевой игры…

error: