Правила правописания не и ни. Когда пишется «не», а когда - «ни»

Трудно бы нам пришлось отвечать на что-либо отказом, если бы не отрицательная частица. Как одна из самых употребляемых служебных частей речи, она помогает нам выражать свое отношение к той или иной ситуации. О ее роли в русском языке, а также о разновидностях поговорим в нашей статье.

Частицы

Все части речи принято делить на две большие группы. К первой относят самостоятельные слова. Они обладают собственным значением и являются основой нашей речи. Однако нам трудно было бы составлять текст, используя только эту группу. Поэтому им на помощь приходят так называемые служебные К ним относится и отрицательная частица. Однако это не единственная разновидность данной группы.

Существуют и следующие:

  • Образующие форму: пускай, бы, давай.
  • Вопросительные: ужель, разве, ли.
  • Восклицательные: как, что за.
  • Требование: то, ка, с.
  • Сомнение: ли.

Каждая из них имеет свою определенную цель и особую роль в русском языке. Трудно было бы выражать эмоции, не используя частиц.

"Ни"

В написании отрицательных частиц очень часто возникают трудности. Оказывается, «не» и «ни» имеют абсолютно разное значение. Каждое из правил имеет историческую основу.

Мы будем писать «ни»:

  • Когда хотим усилить существующее отрицание. Сравним два предложения:
  1. В озере не было рыбы. 2. Мы не увидели ни одной рыбы в озере.

Во втором предложении отрицание сильнее, чем в первом. Делается акцент на то, что в водоеме рыбаки вообще не наблюдали рыбы, абсолютно никакой.

  • В сложноподчиненных предложениях. Эта частица очень часто используется в зависимой части.

Например: Куда бы я ни пошел, везде думал о море.

Не получается у меня учить правила, как ни старайся.

  • При использовании однородных и перечисляющихся членов.

Ни математика, ни биология, ни физика не были сделаны Петей вовремя.

  • Отсутствует сказуемое. Очень часто к ним можно подставить слова «нельзя» или «нет».

Например: Ни огня, ни дыма (нет).

Ни прилечь, ни отдохнуть (нельзя).

Основной функцией, которая передает эта отрицательная частица, является усиление.

"Не"

Немного иное значение несет данная служебная часть речи. Обычно мы употребляем «не», когда хотим отказать в чем-то либо придать слову антонимичное значение. Рассмотрим и другие случаи, когда «не» является отрицательной частицей:

  • Двойное «не» произносится при утверждении.

Например: Не мог не сказать об этом. Я понимал, что нельзя не сознаться.

  • В некоторых восклицательных предложениях, обозначающих удивление тоже пишем «не»:

Как же не любоваться этим городом! Каким только цветом не мерцало небо во время грозы!

Стоит отличать правописание «не» и «ни» в местоимениях. В данной ситуации все зависит от ударения. В сильной позиции пишем «Е»: нЕкого, НЕ с кем, НЕ у кого. Без ударения употребляем «И»: Никак, НИ у какого, НИ про кого.

и деепричастиями

Непросто приходится школьникам запоминать правила правописания данной частицы с различными группами речи. Каждая из них имеет свои орфографические особенности. Как же пишется частица «Не» с деепричастиями? Ответ на этот вопрос прост: всегда раздельно. Сразу же вспоминаем ее аналогичное правописание с глаголом. Деепричастие образуется как раз от него. Отсюда и одинаковый принцип их написания. Например: не делать - не делая, не загорать - не загорая.

Однако бывают случаи, когда слово без этой важной частицы попросту не употребляется. В таком случае мы будем ее писать слитно. Рассмотрим пример: Негодовать по поводу дождя - кричать, негодуя по поводу дождя. Как с глаголом, так и с аналогичным деепричастием отрицательная частица пишется вместе.

Данное правило легче всего запоминается обучающимися, поскольку исключений у него совсем немного.

Частица «не» с существительными

Далеко не всегда правила правописания слов просты. К примеру, им.сущ, а также им.прил. и наречия имеют свою схему употребления их с частицей «не».

Слитно будем писать ее в случаях:

  • Образования антонима с «не». Например: друг - недруг, погода - непогода, красивый - некрасивый, мало - немало.
  • Невозможности употребления слов без «не»: Неуклюжий, негодяй, неряха, неистово.

Раздельно «не» пишется, если:

  • Есть явное противопоставление. Обычно оно выражается союзом «а». Например: Мужчина оказался ему не другом, а врагом. Не удача, а полный крах и разочарование ожидали нас.
  • Подчеркивается отрицание: По телефону звонила не мама (а кто-то другой). Мы пришли не вечером, а ночью.
  • Есть усиление. Например: Наш сосед вовсе не высокого роста. Моя сестра отнюдь не ябеда.

Нами представлены основные случаи, когда частица «не» с существительными пишется как слитно, так и раздельно. Не стоит забывать, что под это правило попадают также и наречия с прилагательными. Если помнить об этой важной особенности, тогда не придется запоминать правописание «не» для каждой части речи в отдельности.

«Не» с причастиями

Еще один случай, когда пишется отрицательная частица «не», а не «ни» - это употребление ее с причастиями. Многие путают его правописание с деепричастиями. Эти части речи образовались от глаголов, но с «не» пишутся совершенно по-разному.

Всем известно, что причастия имеют способность образовывать обороты с помощью зависимых слов. В случае, когда оно употребляется именно в составе оборота, мы будем писать его раздельно с «не». Пример: Ученик, не выполнивший упражнение, получил двойку. Как видим, причастие «не выполнивший» пишется отдельно от «не», поскольку имеет при себе зависимое слово «упражнение». В данном случае оно входит в что объясняет его правописание с отрицательной частицей.

Однако есть и другая сторона этого правила. В случае, когда оборота нет, причастие меняет свое написание. Рассмотрим пример: Упражнение так и осталось невыполненным.

Казалось бы, смысл предложения не поменялся. Однако синтаксис в нем совершенно иной. Теперь причастие не имеет при себе никаких зависимых слов. Это означает, что нет оснований писать его с частицей раздельно.

Изменим данный пример лишь одним словом: Упражнение так и осталось не выполненным учениками. Отмечаем разницу: теперь появилось слово, которое образует причастный оборот (учениками). В такой ситуации мы уже напишем его отдельно от «не».

Ну, и, конечно, как в каждом правиле, здесь есть исключения. Если причастие без этой частицы не употребляется, то напишем его слитно, независимо от того, есть оборот или отсутствует. Например: Неистовствующий ветер не утихал до рассвета.

Вывод

В данной статье мы рассмотрели основные случаи, когда «не» является отрицательной частицей, а когда выполняет другие роли. Не стоит путать ее с «ни»: они имеют различные особенности правописания. Однако основной функцией «не» все же является отрицание. В некоторых вопросительно-восклицательных предложениях мы можем ее употребить как утвердительную. Также не стоит забывать, что с каждой частью речи она пишется по-разному.

Правописание частиц НЕ и НИ – одна из наиболее сложных тем орфографии. Трудности обусловлены тем, что частицы НЕ и НИ чаще всего безударны, совпадают в произношении, их написание определяется как смысловыми признаками, так и структурно-грамматическими условиями, причём смысловые, признаки являются главными, первостепенными и нередко сопровождают, дополняют структурно-грамматические. Таким образом, выбор частицы Не или НИ диктуется прежде всего общим смыслом предложения, словосочетания или слова, к которому она относится.

Помни! Главное отличие НЕ и НИ – смысловое. НИ употребляется для усиления, а НЕ – для отрицания.

Различие частиц НЕ и НИ по смыслу.

I. Частица не - отрицательная.

1. Частица НЕ может стоять перед любым членом предложения и передавать полное отрицание. Особенно четко выражено значение полного отрицания при противопоставлении: Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.

Распознать частицу НЕ со значением отрицания помогут следующие практические приемы:

А. Выражая отрицание, частица НЕ по значению равняется НЕТ. Отсюда – приём установления отрицательного смысла путём ответа на вопрос, например: Кто не знает цену времени, самому себе цены не знает (Знает цену времени? - Нет. Знает себе цену? - Нет.).

Б. Частицу НЕ нельзя опустить, не разрушив основного смысла высказывания: Кто не смотрит под ноги, тот в овраг свалится. (Если убрать частицу НЕ, высказывание приобретёт противоположный смысл).

2.Частица НЕ употребляется в предложениях, которые в целом не имеют отрицательного смысла, но с отрицательным значением этой частицы в определённой мере связаны разнообразные оттенки данных предложений.

А. Частица НЕ употребляется перед обеими частями составного сказуемого. Наличие двойного отрицания порождает утвердительный смысл предложения (с оттенком необходимости, долженствования). В первой части составного сказуемого обычно употребляются слова НЕ МОГ, НЕЛЬЗЯ, НЕВОЗМОЖНО, НЕХОРОШО и т.п.: Не может не радоваться человек, приносящий радость другим людям. (Ср.: Радуется человек, приносящий радость другим людям).

В конструкции с глаголом «мочь» и двойным отрицанием утверждается, что соответствующее действие производится. Он не мог не есть, не пить (т.е. он пил и ел!).

Б. Частица НЕ употребляет в вопросительно-отрицательных предложениях для выражения усиленного утверждения (чаще всего в предложениях с риторическим вопросом): Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался! (Всякий проклинал, всякий бранивался). В низкой галерее кто не пригнет головы. (Всякий пригнет голову).

В подобных предложениях часто допускаются ошибки, поскольку отрицательно оформленные риторические вопросы несут утвердительный смысл, причём утверждение это усиленно подчеркнутое. Поэтому предложения с усиленным утверждением часто смешиваются с придаточными уступительными предложениями усилительно-обобщающего характера (приёмы разграничения см. ниже).

П. Частица НИ - усилительная.

1. Частица НИ используется для усиления отрицания, выраженного отрицательным сказуемым, т.е. сказуемым, включающим частицу НЕ или выраженным словами НЕЛЬЗЯ, НЕТ, например: Девушка была замечательная красавица, и в этом не сомневался ни я и ни те, кто вместе со мной смотрел на неё. Отрицательное сказуемое может отсутствовать в предложении, в этом случае оно легко восстанавливается из контекста: Воздух все больше застывал от зноя и тишины, покорная природа цепенела в молчании. Ни ветра, ни бодрого, свежего звука, ни облачка. Для распознания частицы НИ в функции усиления отрицания, выраженного отрицательным сказуемым, следует помнить, что частица НИ в этом случае по значению равна частицам ДАЖЕ, И; частицу НИ можно опустить, при этом общий смысл предложения не изменяется. Ср.: На небе ни звездочки не видно. (На небе даже звездочки не видно. На небе и звездочки не видно. На небе звездочки не видно).

2. Повторяясь, частица НИ превращается в союз НИ... НИ..., который соответствует повторяющемуся И утвердительного предложения: Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен.

Частица НИ используется для выражения полного запрета или настойчивой просьбы: Прошу, ни слова больше!

В конструкции с глаголом «мочь» с предшествующим НЕ и повторяющимся усилительным НИ констатируется невозможность совершения действия: Он не мог ни есть, ни пить (т.е. он не пил и не ел!).

Не путайте предложения с НИ с предложениями, в которых употребляется частица НЕ, передающая смысл отрицания, ср.: Где только не побывал наш путешественник! Где только ни бывал наш путешественник, он везде писал путевые заметки.

Между этими предложениями существует много различий, но самым главным различием является интонация. Предложения с НИ всегда повествовательны. Логическое ударение в них обычно падает на слово, к которому примыкает частица НИ. Предложения с НЕ – это самостоятельные восклицательные, вопросительные или восклицательно-вопросительные предложения. Вопросительное местоимение или наречие в них подчеркнуто ударное.

Вторым важным различительным признаком является то, что предложения с НЕ могут быть употреблены самостоятельно (т.е. «извлечены» из состава сложного предложения без ущерба для смысла и структуры высказывания). Предложения с НИ не могут быть употреблены самостоятельно. Ср.: Ну, сам знаешь, кто у нас не ошибается. (Кто из нас не ошибается?) Сколько бы осел ни рос, он не станет конем. (Сколько бы осел ни рос ...– смысл не закончен).

Обратите внимание: в заголовках придаточное с усилительно-обобщённым значением может быть употреблено самостоятельно: Где бы ты ни был (название фильма). Как сие ни парадоксально (заголовок из «Литературной газеты»).

Основные случаи употребления частиц не и ни в сходных синтаксических позициях отражены в таблице.

    Для выражения отрицания: кто не знает цену времени, самому себе цены не знает.

Из предложения частицу нельзя убрать, поскольку смысл при этом изменится на противоположный.

    Для усиления отрицания; употребляется там, где есть или подразумевается отрицательное сказуемое: На небе ни звездочки не видно.

Частицу можно опустить или заменить на И, ДАЖЕ.

    В самостоятельных восклицательных или вопросительных предложениях для усиления утверждения: Где только не побывал наш путешественник!

По структуре такие предложения являются простыми (или являются частями сложносочиненного предложения), либо глагол с отрицанием находится в главной части сложноподчиненного предложения; интонация в таких предложениях восклицательная или вопросительная (в конце предложения имеется! или?)

2. В придаточном предложении усилительно-обобщающего характера (часто со значением уступки) для усиления утверждения: Где ни бывал наш путешественник, он везде встречал радушный прием.

Используется в придаточной части сложноподчиненного предложения, поэтому не может быть употреблено самостоятельно, допускает замену союзов (ХОТЯ (И), НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО); интонация всегда повествовательная.

3. В конструкции с глаголом «мочь» и двойным отрицанием утверждается, что это действие производится: Он не мог не есть, не пить. В данном случае при проверке следует удалить двойное не (= ел и пил).

3. В конструкции с глаголом «мочь с предшествующим отрицанием» и повторяющимся усилительным НИ утверждается, что действие невозможно совершить: Он не мог ни есть, ни пить (= не пил и не ел).

Привести в систему полученные знания и выработать логику распознания частиц НЕ и НИ, различающихся по смыслу, поможет следующий алгоритм.

1. Перед каким членом предложения употреблена частица?

Перед сказуемым Перед другими членами

2. Употреблена ли частица в 2. Сказуемое отрицательное?

придаточном предложении?

ДА НЕТ

3. Это придаточное Пиши НЕ

уступительное? НЕТ ДА

Пиши НЕ пиши НИ

Пиши НИ Пиши НЕ

НЕ и НИ могут входить в состав некоторых слов и словосочетаний в качестве составного компонента.

Различайте!

Запомните также:

1). Написание не и ни в следующих конструкциях:

В утвердительных конструкциях: не кто (что) иной (другой), как (а)

В отрицательных сравнительных конструкциях: как никто (ничто) иной (не), никто (ничто) иной, кроме

В присоединительных конструкциях: (ты), и никто иной

Обратите внимание на расстановку знаков препинания в этих конструкциях.

2). В неопределённых и отрицательных наречиях и местоимениях выбор орфограммы зависит от ударения. Сравните: не кто, не что, не где, не когда, не о чем и т.д. и никто , ничто , нигде , никогда , ни за че м, нипоче м и т.д.

3). Обратите внимание на правописание

–сложных союзов если не…то; не то чтобы не…а; не то…не то; не только не…но и; пока не; сколько ни; как ни.

–частиц едва (ли) не; чуть (ли) не; далеко не; отнюдь не; ничуть не; нисколько не; вовсе не; только не.

–фразеологических оборотов слыхом не слыхать; была не была, не ахти; не в духе; не в ладах; не у дел; не чета; не тут-то было; не по зубам; не дай бог; не под силу и др.; ни взад ни вперед; ни туда ни сюда; ни тот ни другой; ни конному ни пешему; ни к селу ни к городу; ни то ни сё; ни рыба ни мясо; ни пава ни ворона; ни два ни полтора; ни за что ни про что; ни с того ни с сего; ни больше ни меньше; ни много ни мало; ни свет ни заря; ни слуху ни духу; ни стать ни сесть; ни жив ни мертв; ни в коем случае; ни под каким видом; никоим образом; чего бы то ни стоило; во что бы то ни стало; как бы то ни было; как ни в чём ни бывало; кто (что, как, где, когда, какой бы то) ни был(о).

Внимание! Для успешного применения правил необходимо умение правильно определять часть речи (местоимение, наречие, частица, союз); определять тип предложения, в сложноподчинённом предложении вычленять главную и придаточную части, правильно квалифицировать тип придаточного.

Образцы рассуждения.

1. Ум – одежда, которая никогда не износится, знание – рудник, который никогда не исчерпаешь. Никогда – правописание определяется структурно-грамматическими условиями: в местоименном наречии пишем приставку НИ, т.к. гласный в ней безударный. Не износится, не исчерпаешь – правописание определяется в зависимости от смысловых признаков; частица употреблена перед сказуемым в простом предложении, передает полное отрицание (Износится? – Нет. Исчерпаешь? – Нет.), её нельзя опустить, не разрушив смысла предложения.

2. А фильмы чуть ли не каждый день меняются. Чуть ли не - правописание определяется структурно-грамматическими условиями: в сложной частице чуть ли не пишется НЕ.

3. Михаил Зощенко переменил не одну профессию, прежде чем стал писателем. Правописание сочетаний ни один, не один зависит от смысла; в данном случае употребляется частица НЕ, т.к. сочетание не одну имеет значение «много, несколько».

4. Чего не съешь в богатстве, чего не скажешь в нищете! Правописание определяется смысловыми признаками. Частица НЕ употреблена перед сказуемым в вопросительно-отрицательном предложении для выражения усиленного утверждения (Все съешь, все скажешь). Тип предложения – не сложноподчинённое, интонация вопросительно-восклицательная, на вопросительное местоимение падает логическое ударение, возможна постановка усилительной частицы ТОЛЬКО.

5. Как Алексей ни старался, не мог он разглядеть на их лицах ни радости, ни удивления. Ни радости, ни удивления – написание определяется структурно-смысловыми признаками. Частица употребляется перед дополнением, сказуемое отрицательное, пишем НИ. Частица НИ используется для усиления отрицания, она может быть опущена без изменения общего смысла предложения или замена усилительными частицами ДАЖЕ, И. Не мог – написание определяется структурно-смысловыми признаками. Частица употреблена перед сказуемым в главной части сложноподчинённого предложения. Сказуемое отрицательное (Мог? – Нет). Частица передаёт полное орицание, её нельзя опустить, не разрушив смысла предложеия. Как ни старался – написание определяется смысловыми признаками. Частица употреблена перед сказуемым в придаточном уступительном для усиления утверждения (Алексей старался? – Да). Предложение не может быть употреблено самостоятельно, интонация повествовательная, логическое ударение падает на глагол, к которому относится частица, как ни можно заменить союзом хотя.

Тренировочные упражнения

Упражнение №30.

Аналогично предложенному выше рассуждению объясните правописание частиц НЕ и НИ в данных предложениях.

1. В течение недели я ни разу не тренировался. 2. Сколько я ни тренировался, а результаты были низкие. 3. Куда ни посмотрю, повсюду рожь густая. 4. Он не дал мне ни одной книги. 5. В ведре ни капли воды. 6. В этих местах я бывал не раз. 7. Летом я никуда не поеду. 8. Он ни с кем не дружил. 9. Только книги, ничто иное его не интересовало. 10. Нет ни звездочки на небе. 11. Этот провал не что иное, как потухший кратер. 12. Сколько я ни напрягался, сколько я ни вытягивал шею, но увидеть ничего не смог.

Упражнение №31.

Составьте предложения со следующими словами и оборотами: не кто иной, не что иное, никто иной не, ничто иное не, никем иным, ничем иным, ничто, ничто, ни с кем, не за чем, ни с чьим.

Упражнение №32*.

Вставьте пропущенные буквы, объясните написания.

1. Она и угощение готовила, она и вокруг стойки чуть ли н_ бегом бегала. 2. Какой палец н_ поранишь, боль одинакова. 3. Мир так велик, что нет такого, чего бы н_ было. 4. Что такое знание? Н_ что иное, как описанный опыт 5. Н_ солнце, н_ смерть нельзя разглядывать в упор. 6. Человек, знающий сто ремесел, н_ знает н_ одного. 7. Н_ останутся н_ замеченными людьми доблесть и великодушие. 8. Чего-чего н_шепчет вам береза, тихо склонившись к изголовью, каких н_ нашелестит ласковых слов, чудных сказов! 9. Я н_ раз ходил на охоту, но н_ разу н_ вернулся с добычей. 10. В каком бы я н_ был далеком краю, какой бы н_ шел стороной, я вижу родную столицу мою. 11. Н_ одна береза еще н_ распустила своих листьев. 12. Я земной шар чуть н_ весь обошел, и жизнь хороша, и жить хорошо!

Упражнение №33*.

Исправьте ошибочные написания, встретившиеся в произведениях художественной литературы, периодической печати. Объясните причину ошибки.

1. Чего только ни расскажут! Откуда старины ни выкопают! Каких страхов ни нанесут! 2. За мостом каменный павильон. Давно свалились его двери, давно вышиблены его рамы, ветер да зимние вьюги свободно гуляют по комнатам, где чего-то ни бывало в старые годы! 3. Нет такого уголка на острове Свободы, где бы ни побывала со своей труппой Алисия Алонсо.

Контрольные упражнения

Вариант 1

1. Н_ может н_ взойти солнце. 2. Н_ одна во поле березонька стояла. 3. Я чуть не разочаровался в нём, пока н_ убедился в его искренности. 4. Земля, земля! Где бы н_ вырос человек, как бы н_ прятался от лесов и полей в камни городов, каким бы делом он н_ занимался, ты сохранишь над ним свою неизменную власть. 5. Где бы люди меня н_ спросили, я отвечу им так, н_ солгу: мне н_ жить без России, мне н_ жить без России, я дышать без неё н_ могу. 6. Чего н_ вспомню я! Какие меня мечты н_ посетят! Н_ кто н_ даст нам избавленья: н_ Бог, н_царь, н_ герой. 8. Воду сколько н_ толки, водой останется. 9. Мир так велик, что нет такого, чего бы н_ было. 10. Н_ сказок о вас н_ расскажут, н_ песен о вас н_ споют. 11. Сегодня на охоте я н_ промахнулся.

Правописание НЕ и НИ с разными частями речи

Формулировка задания:

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Сережа, еще (не)окрепший после болезни, примостился на диване.

Захар прошел мимо, (не)повернув головы в мою сторону.

Солнце (не)было видно.

Месяц, ещё (не)скрытый облаками, освещал равнину.

В кюветах блестела вода, оставшаяся после (не)продолжительных июльских дождей.

Ответ: непродолжительных

Комментарий:

В первом варианте ответа НЕ пишется раздельно с действительным причастием прошедшего времени, так как есть зависимое слово: не окрепший (когда?) после болезни. Во втором - НЕ пишется раздельно с деепричастием: что не сделав? не повернув. В третьем предложении - НЕ раздельно пишется с глаголом: не было. В четвёртом примере НЕ пишется раздельно со страдательным причастием прошедшего времени, так как есть зависимое слово. Наконец, в пятом случае НЕ пишется слитно с именем прилагательным, так как оно может быть заменено синонимом без НЕ: непродолжительные дожди = короткие; при нём нет противопоставления, выраженного союзом А, и слов ДАЛЕКО НЕ, ОТНЮДЬ НЕ, ВОВСЕ НЕ, НИЧУТЬ НЕ и др.

Что следует знать для выполнения задания:

  • правила слитного и раздельного правописания частиц НЕ и НИ с разными частями речи;
  • случаи употребления частиц НЕ и НИ.

Прежде всего вспомним:

НЕ с любой частью речи пишется слитно, если слово без НЕ не употребляется: невежа, невзгоды, нелепый, невзрачный, ненастный, негодовать, нездоровится, несдобровать, неможется, нельзя, неужто, нестерпимый, непоколебимый, невредимый.

НЕ всегда пишется раздельно при словах, в составе которых есть дефис, например: все не торгово-промышленные предприятия; сказано не по-русски; поют не по-старому.

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

Часть речи

Слитное написание частицы НЕ

Раздельное написание частицы НЕ

существительное

Если можно подобрать синоним без НЕ: неправда - ложь, недруг - враг.

1. Если есть противопоставление, выраженное союзом А: не ложь, а правда.

2. В вопросительном предложении при логическом подчеркивании отрицания:

Не правда ли?

прилагательное

1. Если можно подобрать синоним без не:

нелегкий - трудный.

1. Если есть противопоставление, выраженное союзом А:

не большой, а маленький.

Примечание: надо помнить, что

противопоставляемые слова

должны быть словами-антонимами.

2. Если есть противопоставление, выраженное союзом НО: пруд небольшой, но рыбный.

3. Наличие пояснительных (зависимых) слов, как правило, не влияет на слитное написание

не с прилагательными: недостойное товарища поведение,

незнакомые нам песни, неизвестный мне писатель, ненужные нам сведения, неправильные в некотором отношении выводы

2. С относительными прилагательными:

дом не блочный, часы не золотые.

3. С притяжательными прилагательными:

шубка не лисья, пиджак не папин.

4. При наличии наречия меры и степени:

АБСОЛЮТНО, БОЛЕЕ ЧЕМ, ВЕСЬМА, В ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ, КРАЙНЕ, НАСТОЛЬКО, ОЧЕНЬ, ПОЛНОСТЬЮ,

ПОЧТИ, СЛИШКОМ, СОВЕРШЕННО, УДИВИТЕЛЬНО, ЧРЕЗВЫЧАЙНО и др.:

совсем неприспособленный,

весьма нелегкая задача,

очень несовершенный рассказ,

абсолютно неверное решение,

крайне некрасивое поведение,

почти незнакомый текст.

4. С краткими прилагательными,если полные прилагательные, от которых они образованы, пишутся с НЕ раздельно:

книга не интересна, а скучна.

5. При наличии таких пояснительных слов, которые усиливают отрицание: отрицательные

местоимения (НИКОМУ, НИЧЕМ и др.) и наречия, начинающиеся с НИ (НИЧУТЬ, НИСКОЛЬКО): никому не известный

писатель. никому и нигде не знакомые песни. никому не нужные сведения, ничуть не привлекательная картина.

5. С краткими прилагательными, если полные прилагательные, от которых они образова-ы, пишутся с НЕ слитно:

невысокий - невысок.

6. При наличии пояснительных

слов: ДАЛЕКО, ОТНЮДЬ, ВО-

ВСЕ, которые, как магниты, при-

тягивают к себе НЕ:

далеко не известный писатель,

6. В отглагольных прилагательных, образованных с помощью суффиксов -ем-, -им-:

неувядаемый, неиссякаемый, непреодолимый, неукротимый,

несокрушимый, необитаемый,непобедимый.

отнюдь не знакомые песни, во-

все не интересная книга.

7. С прилагательными, обозна-

чающими вкус и цвет:

не горький шоколад,

не соленый суп,

не синее небо, не розовый слон.

8. С прилагательными в Форме сравнительной степени:

не лучше, не хуже, не выше, не красивее.

9. В вопросительных предложениях при логическом подчеркивании отрицания:

Не верный ли это ответ? Не новый ли костюм? .

10. С краткими прилагательными, которые в полной форме не употребляются:

не должен, не обязан, не намерен, не прав, не виден, не готов, не согласен, не склонен.

Имя числительное

Всегда пишется с НЕ раздельно: не трое, не восьмой.

Местоимение

1. В неопределенных и отрицательных местоимениях без предлогов: нечему, некому, не-

сколько, нечто и т.д.

1. В неопределенных и отрица тельных местоимениях, когда

НЕ от последующего слова от-

делено предлогом:

не у кого, не к чему, не с кем, не

за чем, не за что.

2. С другими разрядами местоимений:

в не моем классе, не на нашем этаже.

3. НЕ и НИ с местоимением может писаться раздельно и без предлога, если выступает в роли союза в придаточных предложениях:

Я не знаю, ни кто ты, ни где твои друзья.

В глагольной приставке

НЕДО-, обозначающей несоответствие требуемой норме, недостаток или нехватку чего-либо: недовыполнить план (выполнить ниже требуемой нормы), постоянно недосыпать (= спать меньше нормы).

1. В глаголах с приставкой до-,

имеющей впереди себя отрица-

ние НЕ и обозначающей не до-

ведённое до конца действие:

чай, не досмотреть пьесу.

2. Со всеми остальными глаго-

не быть, не иметь, не знать, не думать.

Деепричастие

Деепричастия, образованные

В деепричастиях, которые могут

употребляться без НЕ:

не думая, не зная.

от глаголов с приставкой

НЕДО-, пишутся слитно: постоянно недосыпая, недовыполнив норму.

Причастие

1. Если полные причастия не имеют при себе зависимых

слов: нераспустившийся цветок.

2. Если зависимыми словами при причастии являются наречия МЕРЫ, СТЕПЕНИ:

крайне необдуманное решение,

совершенно неподходящий пример,

совершенно не подходящий к правилу пример (не пишется раздельно ввиду наличия при причастии другого зависимого слова, не имеющего значения меры и степени).

1. Если полные причастия имеют

при себе зависимые слова:

не пришедший (когда?) вовремя

не написанное (кем?) учеником

сочинение.

2. С краткими причастиями:

здание не построено, телеграмма не получена, письмо не прочитано.

3. При наличии противопоставления, выраженного союзом А:

не засохшие, а распускающиеся

1. В наречиях, оканчивающихся на -о, -е, если к ним можно подобрать синоним без НЕ:

неглупо - умно,

недалеко - близко.

2. В отрицательных наречиях:

некогда - никогда,

негде - нигде,

некуда - никуда,

неоткуда - ниоткуда,

нисколько,

1. В наречиях, оканчивающихся

на -о,-е, если есть противопоставление, выраженное союзом А:

не смешно, а грустно.

2. Если при наречиях на -о, -е

есть пояснительные слова

ВОВСЕ НЕ, НИЧУТЬ НЕ,

ДАЛЕКО НЕ, ОТНЮДЬ НЕ:

вовсе не смешно.

3. Если наречие пишется через дефис:

не по-товарищески,

не по-русски.

4. При усилительных наречиях: Не очень, не вполне, не совсем.

5. В наречиях, оканчивающихся не на -О, -Е:

не всегда, не повсюду.

В составе уступительного союза:

несмотря на то что (в значении хотя).

Не всегда пишется раздельно с сочинительными союзами: не то, не то.

В вопросительной частице неужели.

Остальные частицы, кроме неужели, пишутся с НЕ раздельно: не только.

Предлоги

В производных предлогах: несмотря на, невзирая на (в значении вопреки).

С непроизводными предлогами: не из..., не под..., не над нами.

1. Следует различать сочетания ни один (= никто) и не один (= много); ни разу (= никогда) и не раз (= часто). Примечание:

В данных примерах усилительная частица НИ употребляется только при отрицании (при сказуемом обязательно имеется частица НЕ): Ни один мускул не дрогнул на его лице. - Не одна во поле дороженька пролегла.

Я ни разу не видел этого человека. - Я не раз видела этого человека.

1. Следует отличать обороты не кто иной, как..., не что иное, как...

никто иной не...: ничто иное не....

1) Если в составе оборота есть слово КАК, то в нём употребляется частица НЕ, которая пишется раздельно:

Это было не что иное, как пожар.

Это был не кто иной, как твой родной брат.

2) Если в составе оборота нет слова КАК, то в нём употребляется частица НИ, которая пишется слитно!

Никто иной не мог этого сказать.

Ничто иное не могло бы меня испугать.

Употребление частицы НЕ и частицы НИ.

1. Частица НЕ придаёт отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам:

Не бывать этому.

Озеро не большое, а маленькое.

2. Частица НЕ пишется в независимых восклицательных и вопросительных предложениях:

Куда только мы не обращались! Почему не спишь?

3. Частица НЕ употребляется при двойном отрицании:

Я не мог не обратиться.

1. Используется для усиления отрицания в предложениях без подлежащего:

Кругом ни деревца.

В классе не было ни одного человека.

2. Пишется в придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла после слов КТО, ЧТО, КАК, КУДА и т.д.:

Куда ни поеду, всюду встречаю друзей.

Куда только мы ни обращались, везде нам помогали.

3. Пишется для усиления отрицания, которое выражается частицей НЕ или словом НЕТ:

Не слышно ни звука. Нет ни облачка.

4. Отрицательная частица НИ с существительным в родительном падеже и с глаголом в форме повелительного наклонения (или инфинитива) употребляется для выражения категорического приказания или запрещения:

Стоять и ни с места!

5. В устойчивых оборотах (в этих фразеологизмах перед второй частью повторяющегося союза запятая не ставится):

ни жив ни мёртв, ни свет ни заря, ни днём ни ночью, ни взад ни вперёд, ни туда ни сюда, ни тот ни другой, ни конному ни пешему, ни к селу ни к городу, ни то ни сё, ни рыба ни мясо, ни два ни полтора, ни за что ни про что, ни с того ни с сего, ни больше ни меньше, ни много ни мало, ни слуху ни духу, ни стать ни сесть. во что бы то ни стало. как ни в чём не бывало.

Л.В. ВЕЛИКОВА,
г. Москва

Тренинг: правописание не и ни с разными частями речи

Занятие 1

Правописание частицы не

Упражнение 1

Раскройте скобки.

(Не)веселый взгляд, (не)строгий судья, никому (не)известный автор, совсем (не)веселая история, (не)трудный, но запутанный вопрос, (не)боящийся темноты ребенок, (не)способный к учебе ученик, отнюдь (не)правильное решение, (не)добрый знак, (не)добрый и (не)злой волшебник, еще (не)застроенная площадка, (не)принятый на работу, (не)проверенный учителем диктант, (не)известный факт из жизни писателя, (не)подвижный в безветрие флюгер, вовсе (не)здоровый человек, совсем (не)подвижный воздух, (не)широкая, но глубокая речка, (не)дорогой, но практичный костюм, (не)большая, но удобная сумка, никем (не)проверенный путь, (не)лепая, но (не)страшная ошибка, (не)громкий, а приятный голос, (не)высокий, а низкий кустарник, юноша крайне (не)вежлив, поступил (не)по-товарищески, очень (не)красивое платье, весьма (не)удачный шаг, тропинка была (не)широка.

Упражнение 2

Допишите не слитно или раздельно, усиливая отрицание словами вовсе, далеко, отнюдь.

Не легкая служба

Случайная встреча
_ бесполезные занятия
_ настоящая игра
_ известный спортсмен
_ знакомый человек
_ приметная внешность
_ выгодный контракт
_ любопытный зверек
_ избалованный ребенок

Далеко не легкая служба

Случайный промах
_____ _ бесполезные растения
_____ _ настоящий писатель
_____ _ известный поэт
_____ _ знакомая улица
_____ _ приметная деталь
_____ _ выгодная сделка
_____ _ любопытный человек
_____ _ избалованные зрители

Упражнение 3

Раскройте скобки.

(Не)готов, (не)рад, (не)должен, (не)виноват, (не)согласен, (не)намерен, (не)чужд, (не)нужно, (не)похоже, (не)раз, (не)забудка, (не)льзя, (не)лепый, (не)победимый, (не)постижимый, (не)ряха, (не)ярче, (не)хуже, (не)лучше, (не)легче, (не)глупее.

Упражнение 4

Напишите не с глаголами слитно или раздельно.

Несдобровать, _взвидеть, _рвется, _здоровится, _взлюбить, _понять, _удостоить, _улыбнуться, _истовствовать, _избежать, _поладить, _смолчать, _желать. Он не договорил – ты чего-то _договариваешь; ему _достает упорства – малыш _достает до окна; _доучли всех мелочей – ты _доучил стихотворение до конца; представление _досмотрели до конца – няня _досмотрела за воспитанником; книгу _дочитали, суп _доварили и _досолили; _догадаться сделать; _доказать теорему; _дошили; _добрать баллов; _допущены до конкурса; _допросишься сходить в магазин; жить, _доедая и _досыпая; _достать лекарства; песня _допета.

Упражнение 5

Раскройте скобки.

(Не)распечатанное письмо, (не)встреченный мною поезд, ничего (не)понимающий щенок, песня (не)допета, полы (не)покрашены, (не)мигающий взгляд, (не)досказанная фраза, (не)много (не)доделанный, очень (не)продуманное решение, видно (не)вооруженным глазом, цветы (не)собраны, по (не)зависящим обстоятельствам, (не)подражаемый актер, (не)заклеенный конверт, (не)замужняя дама, (не)добрать нужную сумму, (не)дозрелый персик, (не) знающий усталости путник, никогда (не)разлучающиеся супруги, (не)наклеенная сестрой марка, (не)обладающий тактом юноша, вести себя (не)принужденно, вопрос (не)решен вовремя, (не)слушая никого, афиши (не)расклеены, (не)заглядывая в будущее, обед (не)готов, (не)смотря на (не)погоду; читать (не)громко, но выразительно; костер (не)погашен, (не)погашенный свет; (не)дорогая, но красивая вещь; очень (не)интересный субъект, идти (не)спеша; (не)громкий, а тихий звук; (не)имеющий слабых мест фильм.

Занятие 2

Правописание частицы ни

Частица ни употребляется:

– для усиления отрицания, выраженного глаголом с частицей не:

В письме не было ни слова о любви. В доме ни звука.

В этом предложении отрицание опущено.

Внимание! Не в сочетаниях не кто иной, как и не что иное, как пишется раздельно: Это был не кто иной, как Дед Мороз.

И она, представьте себе, увлеклась не кем иным, как этим странным человеком. Это было не что иное, как шаровая молния.

Упражнение 1

Раскройте скобки. Вставьте е или и .

(Н_)с чего веселиться, (н_)с кем (н_)спорить, (н_)перед чем (н_)останавливаться, (н_)к кому спешить, (н_)где (н_)бывать, (н_)кого спросить, (н_)зачем печалиться, (н_)за что и (н_)про что обидеть, (н_)откуда было взять, (н_)сколько (н_)волноваться, (н_)чья земля, по (н_)скольку раз спрашивать, (н_)в какую (н_)соглашаться, (н_)на кого (н_)рассчитывать, ему (н_)на кого рассчитывать, (н_)где было расположиться, (н_)во что (н_)вмешиваться, (н_)мог (н_)кого расспросить, притворяться было (н_)зачем, (н_)кого не презирать, (н_)кому было пожаловаться, (н_)с кем (н_)общался, ему все было (н_)почем, (н_)перед кем (н_)унижаться, оказаться (н_)при чем, (н_)за чем (н_)гонится.

Упражнение 2

Раскройте скобки. Вставьте е или и.

1. (Н_)на площади, (н_)в домах, (н_)на улицах поблизости (н_)требовалось больше (н_)какого света. (Ю.Олеша) 2. Мы были глубоко убеждены, что березовый сок, расфасованный в трехлитровые банки, есть (н_)что иное, как та же водопроводная вода, только подслащенная. (Т.Толстая) 3. Кем только он (н_)работал в армии. (В.Шукшин) 4. Куда (н_)оглянусь, повсюду рожь густая. (А.Майков) 5. И он уже так далеко, что (н_)крикнутъ, (н_)помочь. (А.Твардовский) 6. Силы коняге набраться (н_)откуда. (М.Салтыков-Щедрин) 7. Эллочку он (н_)разу (н_)видел за это время. (В.Шукшин) 8. И меня поразила (н_)столько ее красота, сколько (н_)обыкновенное, (н_)кем (н_)виданное одиночество в глазах! (М.Булгаков) 9. Стало совершенно ясно, что Никанор Иванович (н_)к каким разговорам (н_)пригоден. (М.Булгаков) 10. (Н_)когда (н_)разговаривайте с (н_)известными. (М.Булгаков) 11. Рассуждение это (н_)в какой степени (н_)удовлетворило председателя домоуправления. (М.Булгаков) 12. (Н_)бывать вороне коровою, (н_) летать лягушкам под облаком. (К.Чуковский) 13. Девочки смотрели на нас с испугам и, кажется, (н_)понимали (н_)слова. (Т.Толстая)
14. Короче говоря, полемизировать мне (н_)с кем и (н_)о чем. (Т.Толстая) 15. (Н_)один луч солнца (н_) проникал сквозь плетеные облака, обдававшие духотой. (В.Катаев) 16. К своему разочарованию, Петя не видел (н_)вдов (н_) плачущих ив (н_)серого неба. (В.Катаев ) 17. Мысль о присутствии чумы очень (н_)приятна с (н_)привычки. (А.Пушкин) 18. Осмотрев чумного и обещав (н_)счастному скорое выздоровление, я обратил вн_мание на двух турков, которые выводили его под руки, раздевали, щупали, как будто чума была (н_)что иное, как насморк. (А.Пушкин) 19. В Арзруме (н_)за какие деньги (н_)льзя купить то, что вы найдете в мелочной лавке первого уездного городка Псковской губернии. (А.Пушкин) 20. В рот (н_)чего (н_)возьму в вашем буфете! (М.Булгаков) 21. Растолкуй мне теперь, почему полуденный берег и Бахчисарай имеют для меня прелесть (н_)изъяснимую. (А.Пушкин) 22. Как я (н_)боялся щекотки, я (н_)вскочил с постели и (н_) отвечал ему. (Л.Толстой) 23. Человекам он был (н_)запятнанным (н_)интригами, (н_)компромиссами с властью. (Из газет) 24. Он занимался (н_)артистическими фантазированиями, а проектированием будущего архитектуры. (Из газет) 25. Это биография русского гения, родившегося как будто (н_)ко времени и как будто (н_)к месту. (Из газет) 26. Заглянул под печку, заглянул на печку – (н_)на печке, (н_)под печкой, (н_)в шкафу, (н_)под столом (н_)кого (н_)было. (Ю.Коваль) 27. (Н_)медведицы, (н_)медвежонка не было. (Ю.Коваль) 28. Например, тут был снегирь. Важный, сытый, круглый, (н_)дать (н_)взять мыльный пузырь, если ты его выдуваешь на закате солнца, когда оно красное. (В.Драгунский) 29. Лимончик внимательно к нему прислушался, посмотрел на него своим блестящим глазком и опять запрыгал, как (н_)(в)чем (н_)бывало. (В.Драгунский) 30. У него (Алеши) нет (н_)корыстолюбия, (н_)самолюбия. (А.Чехов) 31. (Н_)гонят из-за стола и (н_)укладывают спать – и на том спасибо. (А.Чехов) 32. Теперь же совесть его могла оставаться совершенно спокойной: он здесь (н_)(при)чем, такова воля Гаврика. (В.Катаев)

Занятие 3

Тест-диктант

1.
2.

Преображенский с утра был в пр_поднят_м настроени_. Сегодня стан_т извес_но что Леночка студентка. С одной стороны коне_но жаль было рас_тават_ся с квал_фицирова_ой секретаршей. Другую взять пока (не)откуда, к тому(же) он знал что нов_нькую (не)взлюб_т с первого взгляда. Далеко (не)легкое дело найти Леночк_ достойную замену. С ней он (н_)сколько (н_)волновался за свое рабоч_е расписание ей (не)надо было напом_натъ по (не)скольку раз об одном и том(же). Что (н_)сделает – все хорошо. С другой стороны девочка (н_)ост_навл_валась (н_)перед какими трудностями: днем работала вечерами зан_малась почти (н_)где (н_)бывала в эту зиму – (н_)хватало времен_. Генерал был искрен_е рад ее удач_. Преображенский увид_л лотки с цветами и отругал себя за(то) что (н_)дог_дался купить цветов (за)ран_е. Он сегодня oп_здает на работу. (Н_)чем (н_)оправда_ый поступок! Он перешел (н_)широкую но ож_вле_ую улицу и стал (н_)торопясь выбирать цветы. В одних ему (н_)доставало красок другие на его взгляд были (н_)достаточно торжестве_ы.
– Смотрите какой ш_карный букет! – вм_шалась продавщица и прот_нула Преображенскому целый сноп цветов (н_)вообразимых соч_таний завернутый в бл_стящую гофрирова_ую бумагу. – Или вот этот, еще богаче!
– Букет должен быть (не)богатый, а красивый, – сухо заметил Преображенский.
Он (на)конец нашел то что искал: (н_)большие ярко(алые) пр_таились в углу за спинами своих царстве_ых соседок свеж_е подмосковные розы. Генерал пр_поднял к_рзину с розами и почу_ствовав пр_ятную тяж_сть легонько встр_хнул ее. Тугие бутоны будто свернут_е из п_рч_вой ткан_ легли пр_хотливым веером и окр_пили водой тр_туар.
– Это вам обойдется (не)дешево! – (не)доверчиво сказала продавщица.
– Вы девушка крайне (н_)вежливы! – строго произнес Преображенский от_итывая деньги.
Довольный он двинулся дальше. Переждав поток беше_о мчащ_хся машин Преображенский вновь пер_сек улицу и посм_трев на часы охнул. (Н_)теряя больше (н_)минуты он направился к ст_ри_ому особн_ч_ку.
Леночка коне_но (н_)свет (н_)заря ездила смотреть вывешен_ые списки и теперь ждет его в своей _ранж_ре_. Она(то) всегда приходит (во)время. Генерал с удовольствием посмотрел на цветы и открыл дверь пр_емной.

Занятие 4

Тест

1. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо.
2. Поставьте недостающие знаки препинания.

Как и ож_дал Преображенский Леночка была уже на работе. «Какие новости в раю? Что пели нынче с_рафимы?» – попр_ветствовал ее улыбающ_йся генерал. Но Леночка обычно ож_влен_ая сидела стран_о пр_тихшая и печальная. (Не)веселый, а горес_ный взор ее пор_зил Преображенского. Видно было (не)вооружен_ым глазом что случилось что(то) (не)доброе. Она увид_ла цветы и лицо ее иск_зилось (не)ст_рпимой болью.
Пол_жение Преображенского было (не)завидн_м. Розы были явно (н_)(к)чему. Однако Леночка (н_)прол_ла (н_)слезинк_ пока рас_казывала ему что (н_)добрала (пол)бал_а. Она рас_чит_вала на (полу)проходной (такое быва_т и на филфак_ и на мехмат_ и на многих других факультетах), но ее рас_четы не оправдались. Преображенский заикнулся было об aп_ел_яции, но aп_ел_ировать было (н_)к кому и (н_)о чем. Генерал поставил розы в угол закрыл дверь пр_емной и об_явил всем в отделе что веселит_ся не с чего, праз_ничный торт следует убрать, а в пр_емную (н_)входить. Девочк_ (не)где спрятат_ся что(бы) пережить (не)удачу. (В)прочем ута_вать провал было (не)(от)кого. Отдел был дружный и все сочу_ствовали своей младш_й кол_еге. Друзья отр_гировали (по)разному. Рас_тро_н_ый Прелюбодеев (н_)кого (н_)слушая и бормоча (что)то (не)связное тут(же) пошел утешать свою уч_ницу. Прилуцкий же постук_вая к_блуком начищен_ого до блеска ботинка вдруг стал насвистывать что(то) сердитое, а потом и (во)все пов_рнулся и (н_)слова (н_)сказав ушел проч_ в (не)извес_ном напр_влени_. Все эти дни он бегал как уг_релый добывая (не)обходимую информацию для оч_редного ра_следования. У него (н_)ост_валосъ (н_)минуты свободной что(бы) подумать о чем(нибудь) кроме поруче_ого дела. «Прекрас_ный работник но какой все(же) сухарь! Так(то) уж совсем (не)(по)товарищ_ски», – подумал (в)сер__цах Преображенский.

Какой-то вечно мрачный, злой.

(Л.Рубинштейн)

Взд_хнув он в_рнулся к себе. Надо было пр_coeд_ниться к Прелюбодееву и (во)что(бы)то (н_)стало уб_дить девочку что (не)(за)чем ра_кисать из-за (не)удач_, (в)переди у нее целая жизнь. (В)прочем, (н_)для кого (н_)секрет что подобные советы (н_)кому и (н_)когда еще (н_)помогали. В пр_емной Леночка маш_нально пер_б_рая какие(то) бумаги гов_рила Прелюбодееву что она полное (н_)чтожество, бе_мозглая кукла, (н_)(на)что (н_)способный человек. За_вление об уходе лежало на столе.
– Это очень (не)продума_ое решение, мы все вас так любим, – удруче_о говорил Прелюбодеев. – И совсем (не)важно студентка вы или нет!
– Нет, нет! Это очень важно! – горячо возр_жала Леночка. – Профе_с_онально я скоро буду (не)пр_годна потому что топчусь на одном месте. Ведь вы сами мне говорили что каждый человек интересен в развити_. (Не)(за)что меня любить.
Преображенский хотел было вмешаться но вдруг услышал как Прелюбодеев каким(то) чужим (не)знакомым ему голосом произнес:

Иногда вдруг возникает сумасшедшая мысль: «Ну что, сказать, что ли?».

(Л.Рубинштейн)

– Ежели бы я был не я, а красив_йший, умнейший и лучший человек в мире, я бы сию минуту на к_ленях просил руки и любви вашей...
– Да-да! – подхватила Леночка. – Я знаю: это Пьер говорит Наташ_! Я помню почти все сцены об_яснения в любви в русских романах. Они прекрас_ны!
«Как же, как же, – угрюмо подумал Преображенский. – Особенно хороши Одинцова с Базаровым. “Дун_те на ум_рающую лампаду!” Куда как славно!»
– А Кити и Левин? – продолжала Леночка. – Помн_те? Их молчаливый разговор на зеленом сукне карточного стола? Ведь они писали начальные буквы мелком – и все было сказано: что она любит его, что скаж_т родителям, что завтра он пр_едет делать пр_дл_жение...
«О господи! – подумал Преображенский. – Второй тр_гедии за день я (н_)вынесу». Он прошел к себе и плотно пр_творил дверь.

Можно никуда не смотреть, но все видеть.

(Л.Рубинштейн)

Занятие 5

Тест

1. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо.

2. Поставьте недостающие знаки препинания.

Так кто же, как не Милиционер,
Забыв о собственном достатке,
На нарушителей порядка
Восстанет чист и правомерн!

(Д.А. Пригов)

Предстояло еще позвонить Ирине Родионовне что(бы) отменить праз_ничный ужин и убереч_ Леночку от (н_)нужных поздравлений.
– Этого еще (н_)доставало! – бушевала Ирина Родионовна. – Кого(же) тогда прин_мать? Она (н_)ба_лов (н_)добрала а нужной суммы! (Н_)чем иным ее провал (н_)об_ясниш_!
– Я знаю тебя (н_)мало лет Ирина. Ты (н_)подражаема. Ты куда звониш_ и с кем разговар_ваеш_? – перебил ее генерал забыв что это он ей позвонил.
– Все твоя (н_)подкупная чес_ность! А меня какие только мысли за это время (н_)одол_вали. И вот дождались! Я вам Шерлокам Холмсам (н_)раз говорила: «Все ср_жаетесь за букву закона а жизн_ (н_)зна_те». Звони Изабелле, Богемскому – давайте слож_мся, пусть идет на платное отд_ление. (Необходимая сумма должна быть собран_а (н_)медлен_о. Для девочк_ (н_)жаль (н_)чего, помощи ей ждать (не)(от)куда. Мы с тобой (н_)доедали, (н_)досыпали, пусть молодые пож_вут (по)другому.
– Положим Холмс ср_жался не за букву закона а за дух добра, – рас_еян_о возр_зил Преображенский.
Он думал о том, что платное отд_ление это бл_стящий выход из пол_жения. (Н_)договорив фразы он схв_тился за внезапно зазв_нивш_й сотовый. Звонил Прилуцкий. Он только что вышел из канцеляри_ пр_емного отделения и обст_ятельно (н_)спеша см_куя подробности сообщил что произошло (н_)большое (н_)доразумение. Длинный список поступивших (н_)уместился на одном листе. Фамилия Леночк_ была последней на первой страниц_ и попала на место склейк_ двух листочков. Вот такая (н_)простительная (н_)брежность, (н_)больше, (н_)меньше! (В)виду такого прои_шествия Прилуцкому выдали дубл_кат списка принятых и сейчас он едет на работу. «Гром победы разд_вайся!» – ск_манд_вал себе Преображенский и вес_ло посмотрел на буш_вавшую (до)(сих)пор трубку озвуч_н_ую голосом Ирины Родионовны.
– В ушах еще звучит наш разговор (н_)давний... – нежно пропел он ей.
– Ты что сума_шедший? – окончательно рас_ердиласъ трубка и помолчав плач_щ_м голосом спросила:
– Другие новости Костя? Скажи (н_)томи душу!
Быстро законч_в разговор Преображенский расп_хнул дверь кабинета. (Н_)знающая усталост_ Леночка уже разобрала всю почту и теперь вын_мая цветы из к_рзины мирно б_седовала с Прелюбодеевым о роман_ «Кысь» Татьяны Толстой. Преображенский с удовольствием услышал что главным героем в романе представ_те себе являет_ся язык! Прелес_но! Рядом с Прелюбодеевым Леночка к_заласъ особен_о хрупкой. Она (н_)(до)ставала ему до плеча и вставала на ц_почки что(бы) поставить вазу на высокий стел_аж. Прелюбодеев согласно к_вал головой иногда (что)то ком_ентировал помогая ей рас_т_влять (н_)ув_дающие алые розы по всей пр_емной и ост_рожно (н_)к_саясь печальных утрен_их подробностей строил планы поступления на буду_щий год. Преображенский обнял их обоих и сообщил о чудес_ной новост_ только что рас_казан_ой ему Прилуцким.

error: