Действительное и страдательное причастия. Методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему: Действительные причастия настоящего времени

Для остальных.

Интерпретации причастий различны. Одни авторы считают, что причастия - особая форма глагола, другие рассматривают их как самостоятельную часть речи. Эти взгляды отражены в учебниках. Не удивляйся поэтому, если, взяв в руки учебник другого автора, ты увидишь и иную интерпретацию. От решения, какой точки зрения следовать, зависят ответы на некоторые вопросы:

  1. Сколько частей речи выделяется в русском языке?
  2. Какую форму: неопределённую форму глагола или причастие в форме м.р. ед.ч. И.п. - считать начальной формой?
  3. Каковы границы глагольных слов, сколько форм имеет глагол?
  • Потому что не видит оснований для выделения их в отдельную часть речи.
  • Потому что патриотично придерживается взглядов, культивируемых на филологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова.
  • Потому что считает эту позицию не только научно обоснованной и соответствующей здравому смыслу и более широкому лингвистическому контексту, но и практически полезной для ребят.

Мои научные предпочтения могут никого не заинтересовать, а вот практические соображения актуальны для многих. Поэтому на последнем утверждении стоит задержаться. Для практической грамотности важно, чтобы ребята легко, автоматически соотносили причастия с глаголами, от которых они образованы. Это нужно, во-первых, для определения спряжения глагола: от этой информации зависит написание суффиксов причастий настоящего времени. Во-вторых, для определения основы инфинитива: суффикс глагольной основы инфинитива нужно знать для определения гласных в причастиях прошедшего времени. Умение верно находить неопределённую форму соответствующего глагола - одно из универсальных умений. Оно будет требоваться постоянно: от 6-го класса до 11-го. Если считать причастие глагольной формой, то вопрос о поиске начальной формы, возникающий в ходе обучения постоянно, будет способствовать развитию ребёнка, осознанию единой природы глагольных форм, своеобразия глагольных категорий вида, переходности, возвратности, времени, спряжения. В этом случае дети лучше чувствуют глагольную природу данных категорий и легче ориентируются в различении причастий и отглагольных прилагательных. Наконец, это важно для развития лингвистического мышления в целом, изучения иностранных языков (отнесение причастий к глагольным формам имеет общие истоки), поскольку такая интерпретация поддерживается материалом иностранных языков, например английского.

§2. Общая характеристика причастия

1. Значение: признак предмета по действию. Вопросы: какой? что делающий? что делавший? что сделавший?

2. Морфологические признаки: Особенности морфологической формы: причастия обладают признаками как глагола, так и прилагательного.

  • Постоянные (неизменяемые) признаки - это признаки глагола:
    • вид: СВ и НСВ,
    • переходность,
    • возвратность,
    • время (настоящее и прошедшее),
    • залог.
  • Непостоянные (изменяемые) признаки - это признаки прилагательного:
    • число,
    • падеж,
    • полнота-краткость (у страдательных причастий).

3. Синтаксическая роль в предложении. В предложении полные причастия, как и полные прилагательные, бывают определением либо частью сказуемого, а краткие, как и краткие прилагательные, только частью сказуемого.

Подробнее:
о глагольных морфологических признаках см. Раздел 11. Морфология. Глагол.
о морфологических признаках прилагательного см. Раздел 8. Морфология. Прилагательное.

§3. Формы причастий

Причастия бывают: действительными и страдательными .

Что это значит?
Мы знаем, что причастие обозначает признак предмета по действию.
Существительное, обозначающее предмет, является определяемым словом, а причастие - определением, которое выражает признак предмета по действию. По действию - означает, что причастие выражает не любой признак, а только такой, который в реальной ситуации связан с действием. Любящая мать - это та, которая любит, спящий малыш - это тот малыш, который спит, изучаемые в школе предметы - это предметы, которые изучают. При этом возможны две принципиально разные ситуации:

1) действие осуществляет сам предмет,
2) действие осуществляется над предметом каким-либо производителем действия.

Действительные причастия

Если действие осуществляется самим предметом, то причастие называется действительным. Примеры:

Мальчик , сидящий на подоконнике…

определяемое слово мальчик , определение сидящий на подоконнике (мальчик сам производит действие: сидит)

Девочка , болтающая по телефону…

определяемое слово девочка , определение болтающая по телефону (девочка сама производит действие: болтает)

Страдательные причастия

Если действие направлено на предмет, а его производитель кто-либо другой, то причастие называется страдательным. Примеры:

Посуда , вымытая в посудомоечной машине, сверкала, как новая.

Определяемое слово посуда , определение вымытая в посудомоечной машине (посуда не сама себя вымыла, это сделал кто-то).

Эссе, написанное мной на прошлой неделе, потерялось.

Определяемое слово эссе , определение написанное мной на прошлой неделе (эссе написал говорящий, оно не написало себя само).

Страдательные причастия имеют полную и краткую форму.

§4. Полная - краткая форма страдательных причастий

Сорта тюльпанов, выведенные в Голландии, высоко ценятся во всём мире.

выведенные - полная форма

Эти сорта тюльпанов выведены в Голландии.

выведены - краткая форма

Полные и краткие формы страдательных причастий изменяются так же, как полные и краткие формы прилагательных.
Полные формы изменяются по числам, по родам (в ед.ч.), и по падежам. Примеры:

Сорт темной, почти чёрной розы, выведенный во Франции, называется Эдит Пиаф.

выведенный - ед.ч., м.р., И.п.

Мы живём в стране , занимающей шестую часть суши.

занимающей - ед.ч., ж.р., П.п.

Наши дома , расположенные по соседству, были вовсе не похожи.

расположенные - мн.ч., И.п.

Краткие формы изменяются по числам и в ед.ч. по родам. Падежей у кратких форм быть не может. Примеры:

Книга написана и отдана в издательство.
Роман написан и даже уже опубликован.
Эссе написано и напечатано в журнале.
Письма написаны и отосланы.

§5. Образование причастий

Разные глаголы имеют разное количество причастных форм. Это зависит от вида и переходности глагола.

Переходные глаголы НСВ имеют 4 формы причастий:

читающий,
читавший
3) страдательное причастие настоящего времени: читаемый,
4) страдательное причастие прошедшего времени: читанный .
Глагол читать НСВ. От глаголов НСВ возможны формы как прошедшего, так и настоящего времени.

Переходные глаголы СВ имеют 2 формы причастий:

1) действительное причастие прошедшего времени: купивший ,
2) страдательные причастия прошедшего времени: купленный.
Глагол купить СВ. Формы настоящего времени от глаголов СВ невозможны.

Непереходные глаголы НСВ имеют 2 формы причастий:

1) действительное причастие настоящего времени: гуляющий ,
2) действительное причастие прошедшего времени: гулявший.
Глагол гулять НСВ. От глаголов НСВ возможны формы прошедшего и настоящего времени.

Непереходные глаголы СВ имеют единственную форму причастия:

действительные причастия прошедшего времени: прогулявший.
Глагол прогулять НСВ. Форма настоящего времени от него невозможна.

Внимание:

От глаголов СВ возможны причастия прошедшего времени. От глаголов НСВ возможны причастия как прошедшего, так и настоящего времени. Будущего времени у причастий не бывает.
От переходных глаголов можно образовать формы и действительных, и страдательных причастий. От непереходных - только действительных причастий. Образование страдательных причастий от непереходных глаголов невозможно.

Исключения:

  • некоторые переходные глаголы не имеют форм страдательных причастий настоящего времени, например: бить, писать, шить, мести . Битый, писаный, шитый, метёный - формы страдательных причастий прошедшего времени;
  • некоторые переходные глаголы не имеют форм страдательных причастий прошедшего времени, например: любить, искать . Любимый, искомый - формы страдательных причастий настоящего времени;
  • от глагола брать формы страдательных причастий не образуется.

Подобные исключения фиксируются в словарях. Например, см.: Борунова С.Н., Воронцова В.Л., Еськова Н.А. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Р.И. Авенесова. 4-е изд. М.: Русский язык. 1988.

О правописании суффиксов причастий см. Правописание причастий.

§6. Причастия - не причастия: отглагольные прилагательные

Учись различать причастия и отглагольные прилагательные.
Причастие - если предмет участвует в действии, для причастий актуальны характеристики глагола: вид, время.
Прилагательное - если действие уже не актуально, результат стал постоянным признаком: мороженые продукты , сушёные грибы, варёное мясо.

1. Полная форма

1). Слово в полной форме с суффиксами -н-, -нн-, -е-, -енн- является:

  • отглагольным прилагательным, если оно образовано от глагола НСВ и не имеет при себе зависимых слов: некошеная трава (от косить - НСВ);
  • причастием, если оно образовано от глагола СВ или имеет при себе зависимые слова: купленные газеты (купить - СВ), не кошенная до середины июля трава (до середины июля - зависимые слова)

2). Слово в полной форме с суффиксами -им-, -ем- является:

  • отглагольным прилагательным, если оно образовано от непереходного глагола: сгораемый (от сгорать - непереход.гл.), мыслимый (от мыслить - непереход.гл.), неувядаемый (от увядать - непереход.гл.);
  • причастием, если оно образовано от переходного глагола НСВ: склоняемый (от склонять ), называемый (от называть) , несмываемый (от смывать ), незабываемый (от забывать ), - причастия, т.к. глаголы переходные НСВ.

2. Краткая форма

В кратких причастиях, как и в полных, остаётся глагольный компонент значения, связанный с видом и временем. Фильм снят., Письмо написано., Картина повешена., Бельё выстирано (действие в прошлом, результат актуален в настоящем). Можно добавить: только что , например: Письмо написано только что . Можно без изменения смысла трансформировать в пассивную конструкцию: Фильм сняли., Письмо написали., Картину повесили.

В кратких прилагательных признак постоянен: Она воспитанна и образованна. То есть ей вообще свойственны эти признаки. Нельзя добавить: только что . Нельзя трансформировать в пассивную конструкцию.

§7. Причастный оборот

Причастный оборот - это причастие с зависимым словом или зависимыми словами.

Не путай:

Зависимое и определяемое слово - это разные слова. Определяемое слово - то слово, к которому относится причастие, от которого зависит его форма. Зависимое слово - это слово, которое распространяет причастие. Его форма зависит от формы причастия.

Туман , опустившийся на реку ночью, днём рассеялся.

Определяемое слово - туман . Причастие - опустившийся , форма зависит от формы определяемого слова: туман (какой?) опустившийся - ед.ч., м.р., И.п. Зависимые слова - на реку ночью , форма зависимых слов, если они изменяемые, зависит от причастия: опустившийся (на что?) на реку - В.п.

Причастный оборот - опустившийся на реку ночью.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы .

Итоговый тест

  1. Верно ли считать, что глагольные морфологические признаки - это постоянные признаки причастий?

  2. Верно ли считать, что причастия изменяются, как прилагательные?

  3. Как называются слова, форма которых зависит от причастий?

    • Определяемое слово
    • Зависимое слово
  4. У каких причастий не бывает кратких форм?

    • У действительных
    • У страдательных
    • У всех
  5. Как изменяются краткие формы причастия?

    • По падежам
  6. Как изменяются полные формы причастия?

    • По падежам
    • По числам и в единственном числе - по родам
    • По падежам, числам и в единственном числе - по родам
  7. От чего зависит, сколько причастных форм есть у разных глаголов?

    • От возвратности глаголов
    • От спряжения глаголов
  8. Какие глаголы имеют все 4 формы причастий: действительные настоящего времени, действительные прошедшего времени, страдательные настоящего времени, страдательные прошедшего времени?

    • Переходные НВС
    • Переходные СВ
  9. Какие глаголы имеют только 1 форму причастий: действительные прошедшего времени?

    • Непереходные НСВ
    • Непереходные СВ
    • Переходные НСВ
    • Переходные СВ
  10. Сколько форм причастий возможно образовать от переходных глаголов СВ?

  11. Сколько форм причастий возможно образовать от непереходных глаголов НСВ?

Правильные ответы:

  1. Зависимое слово
  2. У действительных
  3. По числам и в единственном числе - по родам
  4. По падежам, числам и в единственном числе - по родам
  5. От вида и переходности глаголов
  6. Переходные НВС
  7. Непереходные СВ
  • А16. Гласные в личных окончаниях глаголов и суффиксах причастий

Вконтакте

Значение причастия, его морфологические признаки и синтаксическая функция

Причастие - особая (неспрягаемая) форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопрос какой?(каков?) и совмещает в себе признаки глагола и прилагательного. В предложении причастие может быть определением или именной частью составного именного сказуемого: Измучен ночью ядовитой, бессоницею и вином, стою, дышу перед раскрытым в туман светлеющим окном (Г. Иванов); Славно начато славное дело... (А. Ахматова). (Вместе с зависимыми словами причастие образует причастный оборот, который в школьной практике обычно считается одним членом предложения: измучен ночью ядовитой; в туман светлеющим окном.)

Признаки глагола и прилагательного у причастия

Признаки глагола

Признаки прилагательного

1.Вид (несовершенный исовершенный): горящий (несов.в.) лес (от гореть) - сгоревший (сов.в.) лес (от сгореть).

1.Общее значение (как и прилагательное, причастие называет признак предмета и отвечает на вопрос какой?).

2.Переходность/непереходность: поющий (кого?/что?) песню - бегущий.

2. Род, число, падеж (как иприлагательное, причастие изменяется по родам, числам и падежам, причём род, число и падеж причастия зависят от рода, числа и падежа существительного, с которым причастие связано, т.е. причастие согласуется с существительным): созревший колос, созревшая ягода, созревшее яблоко, созревшие плоды.

3.Возвратность/невозвратность: поднимавший груз - поднимавшийся дым.

3. Склонение (причастия склоняются так же, как и прилагательные), ср.: вечерн- ий - горящий, вечернего - горящего, вечерним - горящим и т. д.

4. Действительное истрадательное значение (залог): атакующий противника батальон - атакуемый противником батальон.

4. Синтаксическая функция (и причастия, и прилагательные в предложении бывают определениями или именной частью составного именного сказуемого).

5. Время (настоящее ипрошедшее): читающий (настоящее время) - читавший (прошедшее время).

5. Краткие формы (причастие, как и прилагательное, может иметь краткие формы): построенный - построен, закрытый - закрыт.

Примечание . Действительное/страдательное значение ивремя выражаются у причастий с помощью специальных суффиксов.

Разряды причастий

Причастия делятся на действительные и страдательные.

Действительные причастия обозначают признак предмета по действию, которое совершает сам предмет: бегущий мальчик - признак мальчика по действию бежать, которое совершает сам мальчик.

Страдательные причастия обозначают признак одного предмета по действию, которое совершает другой предмет (т.е. признак предмета, над которым произведено или производится действие): разбитый (мальчиком) стакан - признак стакана по действию разбить, которое совершает мальчик.

И действительные , и страдательные причастия могут быть настоящего и прошедшего времени (будущего времени у причастий нет).

Образование причастий

1. Причастия настоящего времени (и действительные, и страдательные) образуются только от глаголов несовершенного вида (у глаголов совершенного вида нет причастий настоящего времени).

2. Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов (у непереходных глаголов нет страдательных причастий ).

3. Причастия настоящего времени (и действительные, и страдательные) образуются от основы настоящего времени.

4. Причастия прошедшего времени (и действительные, и страдательные) образуются от основы инфинитива.

5. Страдательные причастия прошедшего времени пре имущественно образуются от глаголов совершенного вида.

Действительные причастия настоящего времени -ущ-/-ющ- (от глаголов I спряжения), и -ащ-/-ящ- (от глаголов II спряжения): пи- ш -ут - пишущий, numaj - ym - читающий (от глаголов I спряжения); кричат - кричащий, говорят - говорящий (от глаголов II спряжения).

Действительные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов -вш-, -ш-: писать - писавший, кричать - кричавший, нести - несший.

Страдательные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов -ем-, -ом- (от глаголов I спряжения) и -им- (от глаголов II спряжения): чита j ут - читаемый (читаэ]мый), вед-ут - ведомый, любят - любимый.

Некоторые переходные глаголы несовершенного вида страдательных причастий настоящего времени не образуют: ждать, колоть, брать, мять, тереть, рыть, мыть, лить, писать, строить, рубить и др.

Страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов -нн-, -енн-, -т-: прочитать - прочитанный, построить - построенный, открыть - открытый.

Суффикс -енн- присоединяется к основам на согласный (принес ти - принесённый) или на -и (замети-ть - замеченный).

Причастия Глаголы

Действительные

Страдательные

Настоящего времени

Прошедшего времени

Настоящего времени

Прошедшего времени

-ущ (-ющ) от глаголов I спряжения; ащ (ящ) от глаголов II спряжения

-вш ■ш

-ом, -ем от глаголов I спряжения; -им от глаголов II спряжения

-нн, -енн, -т

Переходные несовершенного вида

Читающий

+ читавший

Читаемый

+ читанный

Переходные совершенного вида

Прочитавший

Прочитанный

Непереходные несовершенного вида

Сидящий

Сидевший

-

Непереходные совершенного вида

Распустившийся

Примечание . Большинство переходных глаголов несовершенного вида не имеют формы страдательных причастий прошедшего времени.

Краткая форма причастий

Страдательные причастия могут иметь краткую форму : Я не любим никем! (Г. Иванов)

В краткой форме причастия (как и краткие прилагательные) изменяются только по числам и в единственном числе по родам (по падежам краткие формы не изменяются).

Краткая форма причастий , как и краткая форма прилагательных, образуется от основы полной формы причастия с помощью окончаний: нулевого - форма мужского рода, а - женского, о - среднего, ы - множественного числа: решаем, решаема, решаемо, решаемы; построен, построена, построено, построены.

В предложении краткая форма причастия является именной частью составного именного сказуемого: И парусная лодка закатом медно-красным зажжена(Г. Иванов). Краткое причастие может иногда выполнять и роль определения, но только обособленного и только относящегося к подлежащему: Бледна как тень, с утра одета, Татьяна ждёт: когда ж ответ? (А. Пушкин)

Причастия и отглагольные прилагательные

Причастия отличаются от прилагательных не только наличием морфологических признаков глагола, но и своим значением. Прилагательные обозначают постоянные признаки предметов, а причастия - признаки, развивающиеся во времени. Ср., например: красный - краснеющий, покрасневший; старый - стареющий, постаревший.

Причастия могут утрачивать значение и признаки глагола и переходить в прилагательные. В этом случае причастие обозначает уже постоянный признак предмета (теряет категорию времени), теряет способность иметь при себе подчинённые (зависимые) слова, управлять именами существительными: расстроенное пианино, вызывающий вид, начинающий поэт, блестящий ответ. Ср.: Нравился ему и Тит Никоныч... всеми любимый (причастие) и всех любящий (И. Гончаров) и Когда она играла на рояле мои любимые (прилагательное)пьесы... я с удовольствием слушал (А. Чехов).

Наиболее легко переходят в прилагательные страдательные причастия : сдержанный характер, приподнятое настроение, натянутые отношения, растерянный вид.

Причастия употребляются преимущественно в стилях книжной речи и почти не встречаются в разговорно-бытовой.

Морфологический разбор причастия включает выделение трёх постоянных признаков (действительное или страдательное, вид, время) и четырёх непостоянных (полная или краткая форма, род, число и падеж). Причастиям, как и глаголам, от которых они образованы, свойственны переходность - непереходность, возвратность -- невозвратность. Данные постоянные признаки в общепринятую схему анализа не включаются, но могут быть отмечены.

Схема морфологического разбора причастия.

I . Часть речи (особая форма глагола).

II . Морфологические признаки.

1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

2. Постоянные признаки:

1) действительное или страдательное;

3. Непостоянные признаки:

1) полная или краткая форма (у страдательных причастий);

4) падеж (у причастий в полной форме).

Ш. Синтаксическая функция. Уединённый монастырь, озарённый лучами солнца, казалось, плавал в воздухе, несомый облаками. (А. Пушкин)

Образец морфологического разбора причастия.

I . Озарённый (монастырь) - причастие, особая форма глагола, обозначает признак предмета по действию, образовано от глагола озарить.

II . Морфологические признаки. 1. Начальная форма - озарён-

2. Постоянные признаки:

1) страдательное причастие;

2) прошедшее время;

3) совершенный вид.

3. Непостоянные признаки:

1) полная форма;

2) единственное число;

3) мужской род;

4) именительный падеж.

III . Синтаксическая функция. В предложении является согласованным определением (или: входит в состав обособленного согласованного определения, выраженного причастным оборотом).

Разделены на две большие категории: самостоятельные и служебные. Среди самостоятельных одной из наиболее сложных для понимания принято считать причастия. Главной трудностью для учащихся и студентов является деление на страдательные и действительные причастия. На самом деле эта задача будет под силу каждому, кто знает опознавательные черты, которыми обладают все представители данной части речи. Для того чтобы различать страдательные и действительные причастия, необходимо запомнить две нехитрые формулы:

А) Действительное причастие служит для обозначения признака объекта, который совершает действие.

Б) Страдательное, в свою очередь, необходимо для обозначения субъекта действия, т. е. того предмета, на который это действие направлено.

Иногда действительное причастие сложно отличить от страдательного только по смыслу. В этом случае нужно обращать внимание на грамматические и морфемные характеристики слова. Для образования данной части речи используются специальные суффиксы-идентификаторы, по которым мы можем с уверенностью судить, действительное причастие или страдательное причастие видим перед собой.

Действительные причастия настоящего времени

Берут свою основу у глаголов настоящего времени (несовершенного вида) с добавлением суффиксов -ущ, -ющ (для I спряжения) или -ащ, -ящ (для II спряжения). Например, причастие «бегущий» образовано от глагола I спряжения бегать. Картинка 1: Девушка, готовящая суп (готовящая - действительное причастие настоящего времени).

Действительное причастие прошедшего времени

Образуется от основы инфинитива глаголов, стоящих в прошедшем времени (совершенного вида), при добавлении суффиксов -ш, -вш. Например, причастие "заснувший" образовалось от глагола "заснуть". Глаголы с суффиксом -ну несколько выбиваются из этого правила, так как у действительных причастий, образованных от этих глаголов, соответстующий суффикс пропадает. Пример: промокнуть - промокший.

Страдательные причастия

Образуются по тем же правилам, но отличаются от действительных опознавательными морфемами. Так, страдательным причастиям настоящего времени, образованным от основы инфинитива глаголов прошедшего времени, свойственны такие суффиксы, как -нн, -енн, -ённ, -т. Примеры: сказать - сказанный (суффикс -нн), раскалить - раскаленный (суффикс -ённ).

Страдательные причастия настоящего времени же берут свою основу у глаголов настоящего времени, к которой добавляются суффиксы -ем (-ом) или -им, в зависимости от спряжения. К примеру, причастие "сжигаемый" соответствует глаголу I спряжения «сжигать», а причастие "любимый" (не путать с прилагательным «любимый») - глаголу II спряжения «любить». Картинка 2: Собака, ругаемая хозяином (ругаемая - страдательное причастие настоящего времени). Любопытное свойство возвратных глаголов с постфиксом -ся заключается в том, что при образовании причастий они этот постфикс сохраняют. Например: забыться - забывшийся (действительное причастие прошедшего времени). Таким образом, научиться разбираться в многообразии причастий отнюдь не сложно. Немного теории и постоянная практика помогут любому начинающему "лингвисту".

В курсе изучения морфологии школьники проходят тему «Суффиксы действительных и страдательных причастий». В тонкостях и особенностях этой группы разберемся подробнее.

Причастие

Что это за интересное явление? До сегодняшнего дня не утихают споры лингвистов. Мнения разделились: одни считают причастие поскольку оно обладает рядом собственных признаков. Другие же уверены, что это всего лишь глагольная форма. Если обратиться к истории его возникновения, то можно узнать о том, что оно образовалось именно от глагола. Правда, внешне оно больше походит на имя прилагательное. Да и некоторые функции оно у него позаимствовало: оба они отвечают на один вопрос (какой?), и синтаксическая роль у них одинакова (определение). Поэтому ученые спорят и не могут прийти к единому решению.

Различные учебно-методические комплексы, по которым преподается русский язык в школе, тоже по-разному подходят к этой ситуации. К примеру, М. М. Разумовская относит причастие к глагольной форме, а В. В. Бабайцева - к самостоятельной части речи. Но и в том, и в другом учебнике говорится о том, что до сих пор не ясно, к какой категории его стоит относить.

Действительные

Прежде чем рассмотреть суффиксы действительных и страдательных причастий, необходимо знать, что эту часть речи принято делить на две большие группы по значению. Первую именуют действительными. Такое наименование они получили благодаря своему назначению: называть признаки таких предметов, которые сами выполняют действие.

Рассмотрим пример: «Ветер, дующий с моря, неистовствовал».

Как мы можем убедиться, ветер самостоятельно дул с моря, не прибегая к чьей-либо помощи и не подвергаясь никакому воздействию. Именно такие формы и называют действительными.

Еще пример: «Собака, охранявшая дом, была крупной породы».

Объект в этом предложении оберегает дом, то есть выполняет действие самостоятельно. Таким образом, причастие «охранявшая» относится к разряду действительных.

Страдательные

Следующей группой, имеющей несколько иное назначение, является разряд страдательных причастий. Они так названы, потому что не выполняют действие, а подвергаются ему.

Разберем пример: «Родители, вызванные в школу учителем, были обеспокоены».

В данном предложении мы видим причастие «вызванные». Оно образовалось от глагола «вызвать». Убедимся, что родители не сами приняли решение прийти в школу, а по просьбе преподавателя. Видим, что действие производят не они сами, оно совершается над ними. Поэтому и относят такое причастие к страдательным. То есть родители как бы «страдают», испытывая на себе чье-то воздействие.

Суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени

Теперь, когда мы разобрались в тонкостях этой морфологической группы, можно перейти к главной теме. Каждый из разрядов будет иметь свои особенности словообразования.

Суффиксы действительных и страдательных причастий будут отличаться в зависимости от времени. Так, в настоящем времени выделяют следующие: -ущ и -ющ, а также -ащ и -ящ. Пример: бунтующий, поющий, держащий, говорящий. Как видим, все они относятся к действительным. У страдательных же они другие: -ом, -им, -ем. Пример: влекомый, гонимый, осуждаемый.

У действительного причастия настоящего времени все суффиксы имеют особенности правописания.

Ели не знать правила, возникает много вопросов. Например, как нужно писать: борЮщийся или борЯщийся? В этом нам поможет глагол, от которого образуется это слово - бороться. Определим его спряжение. Поскольку его основа оканчивается на -оть, то это 1 спряжение. Теперь нужно воспользоваться следующим правилом: если слово относится к 1 спряжению, пишем -ущ или -ющ. Если же ко второму - то -ащ или -ящ. Таким образом, мы выяснили, что в слове «борющийся» необходимо писать -ющ. Главное - знать, как определять спряжение у глаголов.

Лучше помогает запомнить суффиксы действительных и страдательных причастий таблица. Да и к тому же к ней всегда можно обратиться, если вдруг правило вылетит из головы.

Суффиксы действительных и страдательных причастий прошедшего времени

Теперь, рассмотрев особенности образования этой части речи в настоящем времени, мы можем перейти к следующему этапу. Стоит помнить, что причастия не могут употребляться в будущем времени, поэтому дальше будем говорить о прошедшем. Этот признак они позаимствовали у глагола.

В прошедшем времени у выделяют суффиксы -вш и -ш. Например: растаявший, проросший.

У страдательных же их больше: -нн, -енн, -т. Например: засеянный, прикрепленный, наколотый.

И снова нам поможет вспомнить суффиксы действительных и страдательных причастий таблица.

С первым разрядом все понятно, никаких трудностей не возникает, а вот со страдательными сложнее. В некоторых словах не всегда понятно, какой суффикс необходимо выделить: -нн или -енн. Рассмотрим слово «обиженный» Казалось бы, что выделив суффикс -енн, мы не сделаем ошибки. Но это не так. Согласно правилу, если глагол, образовавший причастие, оканчивается на -ать, -ять, -еть, то выделяем суффикс -нн.

В данном примере основа глагола «обидеть» оканчивается на -еть, поэтому мы определяем в причастии суффикс -нн.

Возьмем еще один пример: «наряженный». И снова вспомним правило: если глагол оканчивается на -ить, -ти или -чь, то в этом случае употребим только суффикс -енн.

Также поступим и в словах "испеченный" (испечь), "принесенный" (принести), "спрошенный" (спросить).

Задания

На уроках русского языка особое внимание учитель уделяет тому, как и когда употребляются суффиксы действительных и страдательных причастий. Упражнения на эту тему помогут наиболее полно разобраться в ней.

Сперва необходимо дать список глаголов и попросить ребят определить их спряжение. Затем стоит дать задание образовать от них причастие разных разрядов и времен.

Например:

  • колоть (1 спр.) - колющий (действ., наст. вр.), коловший (действ., прош. вр.);
  • говорить (2 спр.) - говорящий (действ., наст. вр), говоривший (действ., прош. вр.);
  • брить (1 спр., искл.) - бреющийся (действ, наст. вр), брившийся (действ., прош. вр.), бритый (страд., прош. вр.);
  • обидеть (2 спр., искл.) - обижаемый (страд., наст. вр.), обиженный (страд., прош. вр.).

Действительные причастия могут образоваться от глаголов как переходных, так и непереходных. Страдательные причастия образуются только от переходных.

Действительное причастие – это причастие, показывающее признак того предмета, который сам производит или производил действие: ученик, рисующий, рисовавший (или нарисовавший) картину.

Страдательное причастие – это причастие, показывающее признак того предмета, который испытывает действие со стороны другого лица или предмета: картина, рисуемая (или нарисованная) учеником.

Действительные и страдательные причастия сохраняют вид того глагола, от которого они образованы: читать – читающий, читавший, читаемый (несоверш. вид); прочитать – прочитавший, прочитанный. А от глаголов совершенного вида образуются только причастия прошедшего времени.

I. Действительные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени при помощи суффиксов -ущ- (-ющ-) для лаголов 1-го спряжения, -ащ- (-ящ-) для глаголов 2-го спряжения. Вез-ут – везущий, работа-ют – работающий, бор-ют-ся – борющийся, держ-ат – держащий,

II. Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределённой формы при помощи суффикса -вш-, если основа оканчивается на гласный звук, и суффикса -ш-, если основа оканчивается на согласный: чита-ть – читавший, виде-ть – видевший, нес-ти – нёсший.

Действительные причастия настоящего и прошедшего времени от возвратных глаголов сохраняют частицу -ся: борются – борющийся; бороться – боровшийся.

Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Страдательные причастия образуются от переходных глаголов.

I. Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени при помощи суффикса -ем- для многих глаголов 1-го спряжения и суффикса -им- для глаголов 2-го спряжения: чита-ют – чита-ем-ый; видят – вид-им-ый.

Примечание. От некоторых глаголов 1-го спряжения страдательные причастия настоящего времени образуются при помощи суффикса -ом-: вед-ут – вед-ом-ый; влек-ут – влек-ом-ый. Эти причастия носят книжный характер.

II. Страдательные причастия прошедшего времени обра зуются от основы неопределённой формы глагола:

а) При помощи суффикса -нн-, если основа неопределённой формы глагола оканчивается на -а (-я), -е: чита-ть – читанный; посея-ть – посеянный; виде-ть – виденный.

б) При помощи суффикса -енн (-ённ-), если основа неопределённой формы глагола оканчивается на согласный звук или на и (причём суффикс -и- опускается): унес-ти – унесённый; запеч-ь – запечённый; раскраси-ть – раскрашенный; освети-ть – освещённый; убеди-ть – убеждённый; прослави-ть – прославленный.

При этом у глаголов 2-го спряжения происходят чередования звуков.

в) От некоторых глаголов страдательные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффикса -т-: мы-ть – мытый; ви-ть – витый; мя-ть – мятый; трону-ть – тронутый; тере-ть – тёртый; запере-ть – запертый; моло-ть – молотый; коло-ть – колотый.

Примечания. 1. К глаголам группы "в" относятся глаголы 1-го спряжения, если основа неопределённой формы оканчивается на и, ы, у, о, a также я (а), чередующееся с н или м: ви-ть – витый, мы-ть – мытый, трону-ть – тронутый, коло-ть – колотый, мять (мн-у) – мятый, сжа-ть (сожн-у, сожм-у) – сжатый.

2. У глаголов, основа неопределённой формы которых оканчивается на -ере-, конечное е основы пропускается: тере-ть – тёртый.

Таблица образования причастий.

Краткая форма страдательных причастий .

Страдательные причастия имеют две формы-полную и краткую: прочитанный-прочитан; открытый-открыт. Полная форма причастий в предложении обычно бывает определением. Краткая форма страдательных причастий ^ не склоняется и служит в предложении сказуемым. Сравните: 7. Шумит окутанный туманом лес.- Лес оку тан туманом. (Слово окутанным - определение, а слово окутан - сказуемое.) 2. Дети подошли к открытой двери.-Дверь открыта. (Слово открытой-определение, а слово открыта- :. сказуемое.) Страдательные причастия краткой формы образуются при по--. мощи суффикса -н- или реже -т-. с В отличие от причастий полной формы в кратких причастиях одно н: прочитанная книга-книга прочитана, выкрашенные попы-тли выкрашены.

2. Словари русского языка. Их значение. Особенности словарной статьи разных типов словарей.

Словарь - книга, содержащая собрание слов (или морфем, словосочетаний, идиом и т. д.), расположенных по определённому принципу, и дающая сведения об их значениях, употреблении, происхождении, переводе на другой язык и т. п. (лингвистические словари) или информацию о понятиях и предметах, ими обозначаемых, о деятелях в каких-либо областях науки, культуры и др.;

1) Грамматические словари – это словари, которые содержат сведения о морфологических и

синтаксических свойствах слова. Грамматические словари включают слова, расположенные в прямом или обратном алфавитном порядке. Принципы отбора и объем сведений о слове различны в зависимости от назначения и адресата каждого грамматического словаря.

2) Словообразовательные словари – словари, показывающие членение слов на составляющие их

морфемы, словообразовательную структуру слова, а также совокупность слов с данной морфемой – корневой или аффиксальной. Слова в словообразовательных словарях приводятся с расчленением на морфемы и с ударением.

3) Орфографические словари – словари, содержащие алфавитный перечень слов в их нормативном

написании. Орфографические словари делятся на четыре типа в соответствии с их направленностью: общие, отраслевые, словари-справочники для работников печати, школьные. Напомним также, что проверять правописание слов следует по авторитетным словарям.

4) Орфоэпические словари – словари, отражающие правила литературного произношения.

5) Синонимические словари описывают слова, разные по звучанию и написанию, но

тождественные или близкие по значению. Такое определение синонимов следует считать рабочим, поскольку оно не претендует на всесторонность охвата сущности синонимии.

6) Словари антонимов – лингвистические словари-справочники, в которых дается описание

антонимов. Основные задачи словарей антонимов:

· Систематизированное представление лексических единиц с противоположными значениями (включая фразеологию).

· Анализ семантики антонимических пар (парадигм).

· Фиксация и анализ характерных закономерностей употребления соотносительных антонимов, их связь с синонимами.

7) Словари лингвистических терминов – разновидность отраслевых энциклопедических словарей.

8) Словари неологизмов описывают слова, значения слов или сочетания слов, появившиеся в

определенный период времени или употребленные только один раз. В развитых языках количество неологизмов, зафиксированных в газетах и журналах в течение одного года, составляет десятки тысяч.

9) Словари омонимов – это тип словарей, описывающий омонимы, такие слова, которые совпадают

по своему оформлению (звучанию и/или написанию; в некоторых или во всех формах) и различаются значениями.

10) Паронимы – это однокоренные слова, которые принадлежат одной части речи, имеют сходство в

звучании (в связи с общим корнем или основой), но различаются своими значениями.

11) Толковые словари – лингвистические словари, в которых объясняются значения слов и

фразеологизмов какого-либо языка средствами самого этого языка.

12) Терминологические словари – словари, содержащие терминологию одной или нескольких

специальных областей знаний или деятельности.

Билет №10

1. Основные способы образования слов.

1. Приставочный способ – способ образования слова путём присоединения приставки к целому слову. Например:

бежать → добежать, яхта → суперъяхта, информировать → дезинформировать, внук → правнук, общественный → антиобщественный, всегда → навсегда, брать → отобрать, звук → ультразвук, чемпион → экс-чемпион, важный → архиважный, симметрия → асимметрия, мобилизация → демобилизация, организация → реорганизация

2. Суффиксальный способ – способ образования слова путём присоединения суффикса к основе слова. Например:

читать → читатель, синий → синеть, белый → белизна, океан → океанарий, экзамен → экзаменатор, два → двое, комфорт → комфортабельный, три → трижды, мяу → мяукать, болото → болотистый, хрипеть → хриплый, белый → белить, два → дважды, академия → академик, акция → акционер, музыка → музыкант, программа → программист

3. Приставочно-суффиксальный способ – способ образования слова путём одновременного присоединения

приставки и суффикса к основе слова. Например: город → пригородный, звук → озвучить, Москва → Подмосковье, ясный → выяснить, река → междуречье, мышца → внутримышечный, пятеро → впятером, плотный → вплотную, срок → досрочный, билет → безбилетный, берег → побережье, боль → обезболить.

4. Сложение (чистое сложение) – способ образования слов на базе сочинительного или подчинительного

сочетания, при котором последний компонент является целым словом, а первый компонент (компоненты) – основой. Например: светлый и розовый → светло-розовый, оборачиваемость товара → товарооборачиваемость, овощ и хранилище → овощехранилище, защита рыб → рыбозащита, официальный и деловой → официально-деловой, научный и популярный → научно-популярный, русский и английский → русско-английский.

5. Аббревиация (сложносокращённый способ) – способ образования производных слов (существительных) путём

сложения усечённых отрезков или усечённых отрезков и целых слов исходного словосочетания (реже – слова). Например: запись актов гражданского состояния → загс, агропромышленный комплекс → АПК, государственный аппарат → госаппарат, радиостанция → рация, заведующий хозяйством → завхоз, заведующий учебной частью → завуч.

2. Лексика. Синонимы, антонимы, омонимы.

ЛЕКСИКА - это словарный состав языка.

ЛЕКСИКОЛОГИЯ - это раздел языкознания, который занимается изучением лексики.

СЛОВО - это основная структурно-семантическая единица языка, которая служит для именования предметов, явлений, их свойств и которая обладает совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков. Характерными чертами слова являются цельность, выделимость и цельная воспроизводимость в речи.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Лексика русского языка пополняется двумя основными путями:

Слова образуются на основе словообразовательного материала (корней, суффиксов и окончаний),

Новые слова приходят в русский язык из других языков из-за политических, экономических и культурных связей русских людей с другими народами и странами.

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА - закрепленная в сознании говорящего соотнесенность звукового оформления языковой единицы с тем или иным явлением действительности.

Однозначные и многозначные слова.

Слова бывают однозначными и многозначными. Однозначные слова - это слова, у которых есть только одно лексическое значение, не зависимо от того, в каком контексте они употреблены. Таких слов в русском языке немного, это

научные термины (бинт, гастрит),

имена собственные (Петров Николай),

недавно возникшие слова, которые еще редко употребляются (пиццерия, поролон),

слова с узкопредметным значением (бинокль, бидон, рюкзак).

Большинство слов в русском языке многозначны, т.е. они способны иметь несколько значений. В каждом отдельном контексте актуализируется какое-нибудь одно значение. У многозначного слова есть основное значение, и производи ые от него значения. Основное значение всегда дается в толковом словаре на первом месте, за ним - производные.

Прямое и переносное значение слова.

Прямое значение - это такое значение слова, которое непосредственно соотносится с явлениями объективной действительности. Это значение характеризуется устойчивостью, хотя со временем оно может изменяться. Например, слово «стол» имело в Древней Руси значение "княжение, столица", а сейчас оно имеет значение "предмет мебели".

Переносное значение - это такое значение слова, которое возникло в результате переноса название с одного объекта действительности на другой на основании какого-нибудь сходства.

Например, у слова «осадок» прямое значение -"твердые частицы, находящиеся в жидкости и осаждающиеся на дне или на стенках сосуда после отстаивания", а переносное значение - "тяжелое чувство, остающееся после чего-нибудь".

ОМОНИМЫ - это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию. Например, клуб - "шарообразная летучая дымчатая масса" (клуб дыма) и клуб - "культурно-просветительское учреждение" (клуб железнодорожников). Использование омонимов в тексте - это специальный стилистический прием.

СИНОНИМЫ - это слова, близкие друг другу по значению. Синонимы образуют синонимический ряд, например, предположение - гипотеза - догадка -допущение.

Синонимы могут слегка различаться по знамению или стилистически, иногда и то и другое. Синонимы, которые полностью совладают по значению, называются абсолютными синонимами. Их в языке немного, это или научные термины (например, орфография - правописание), или слова, образованные при помощи синонимичных морфем (например, сторожить - стеречь).

Синонимы используются для того, чтобы сделать речь более разнообразной и избежать повторов, а также чтобы дать более точную характеристику того, о чем говорится.

АНТОНИМЫ - это слова, противоположные по значению.

Антонимы - это слова, соотносительные по значению; нельзя ставить в антонимическую пару слова, характеризующие предмет или явление с разных сторон (рано - поздно, уснуть - проснуться, белый - чёрный.).

Если слово многозначное, то к каждому значению подбирается свой антоним (например, у слова «старый» в словосочетании «старый человек»антонимом является слово «молодой», а в словосочетании «старый ковер» - «новый»).

Как и синонимы, антонимы используются для большей выразительности речи.

Билет №11

1. Роль языка в жизни и общества.

error: