Описание иконы николай чудотворец. Иконография образа святителя николая


Свт. Николай с житием. 1-ая половина XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай

Икона Николая Чудотворца в любом православном храме занимает одно из видных мест. На подсвечнике у святого образа Угодника Божьего Николая во время службы тесно от возженных свечей.

И в домашних молельных уголках почти у каждого христианина слева от Спасителя можно увидеть икону святителя Николая.

Почитает и любит его благодарный православный мир вот уже более полутора тысяч лет. И молится, обращаясь к нему в любой нужде, надеясь на поддержку сего доброго и усердного помощника.


Никола Дворищский. XII в. Новгород. Новгородский музей-заповедник

Икона Николая Угодника подобна залогу ходатайства самого Святителя за ветхого человека перед Силами Горнего Мира. К ней обращаются, помня о доброте того кто, видя нужду человека, приходил при жизни на помощь сам, не дожидаясь просьбы. Того, кто во время земного пути умел угодить Господу, оказать уважение земным правителям и подать спасительную руку поддержки нуждающимся. Того, который всегда спешит на подмогу любому, кто призывает его имя, независимо от вероисповедания и наличия добрых дел. За прижизненные и посмертные многочисленные благодеяния архиепископ Мирликийский Николай еще много лет назад был прозван народом «Угодником Божьим» и «Чудотворцем».



Алекса Петров. Икона из ц. Николы на Липне близ Новгорода. 1294 г. Новгородский музей-заповедник

Примечательно, что почитать Николая Угодника на Руси и молиться перед его иконами начали даже раньше, чем было принято христианство. В крещеной же Руси доверие к Чудотворцу было настолько великим, что призыв к нему молить Бога входил в перекличку стражи. В России дореволюционной насчитывалось около 50 монастырей, открытых в честь Николая Угодника. И только в Москве существовало не менее сотни храмов с именем святого Чудотворца.


Икона из Свято-Духова монастыря. Серед.XIII в. Новгород. Русский музей, Спб.

Иконы любимого народом Заступника были чрезвычайно распространены, и в некоторых местах даже любой святой образ называли «николой».

Вдохновленные иконописцы создавали образы Чудотворца святителя и в древней в Византии, и в более позднее времена по всей русской земле. По этой причине его иконография, пожалуй, самая разнообразная: существует множество различных изображений святого: поясных, огрудных, оплечных, ростовых. Исследователям удалось насчитать двести девять различных типов икон Николая Угодника.


Икона, вложенная в 1327г. сербским царем Стефаном III (Урошем) в базилику св.Николая. Бари, Италия

Самыми древними считаются поясные образы Святителя, на которых он в левой руке держит закрытое Евангелие, а правой благословляет. Такой тип заимствован из византийской иконографии, где он был распространен в XI и XII веках. Одна из самых древних таких икон сейчас находится на Синае в монастыре Святой Екатерины. А самая ранняя на Руси икона Угодника Николая (XI век) хранится в Киеве в алтаре Софийского Собора. Встречается и более редкий вид икон, появившийся в XIII веке - с открытой книгой Евангелия в руках святого.


Икона. XIV в. Новгород. Частное собрание

Часто образы Святителя дополнены Деисусом (фигурами Иисуса Христа и Девы Марии наверху), как напоминанием о Никейском соборе. В 325 году на нем разбирался вопрос о ложном арианском учении об исключительной божественной природе Иисуса Христа. Благочестивый Николай, не сдержавшись, ударил Ария по щеке, за что был лишен не только церковного сана, но и свободы. Однако участникам событий во сне было явлено, что Сам Спаситель дал Божьему Угоднику Евангелие, а Небесная Царица - омофор. Конечно же, после таких многочисленных знамений сан архипастыря Святителю вернули. А сам момент Божественного благословения нашел отражение в иконографии: сначала Деисуса изображали на медальонах, позднее - стали размещать сверху.


Мозаика из монастыря Ставроникита. XIII в. Афон, Греция

Есть простая народная классификация изображений Николая Чудотворца: Никола «зимний» - в головном уборе и Никола «вешний» - без него. Более традиционным считается изображение лика Святителя с непокрытой головой. Обычай венчать его голову епископской митрой появился после замечания императора Николая I. Он указал церковным служащим на отсутствие убора у своего Небесного Заступника.
Чествование этих святынь проходит в разное время: Никола зимний, день смерти Святителя, отмечается 19 декабря. Никола вешний, праздник исключительно русского православия - 22 мая, в день перенесения в Бари его мощей. Некоторые приходы в России с 2004 года ввели традицию отмечать также и рождество Святителя, которое приходится на 11 августа.


Никола Зарайский с клеймами жития. 1-ая половина XVI в. Вологда. Вологодский областной краеведческий музей

Существует еще один пласт древнерусской иконографии - житийные иконы, на которых вокруг расположенного в середине образа (поясного, ростового...) располагаются клейма. В них с хронологической последовательностью иллюстрируются житие Николая Угодника, его деяния и чудеса, в том числе посмертные. Количество таких клейм может быть различным - более двадцати, 14, 12...


Никола Можайский. Пелена. 2-ая половина XVI в. Русский музей, Спб.

Никола, Николушка, Помощник Божий - ласковые обращения к ликам изображенного на образах святого, от которого ждут совершаемых по молитве чудес.

С надеждой и верой просят его о преодолении разных бед и нужды, о счастье детей, об успешности путешествий, безопасной службе...

А бывает, являясь человеку, просит оставить грех и сам Никола, по-отечески предупреждает о чем-то, направляет на истинный путь.


Никола Радовицкий. Пелена. Ок. 1650 г. Государственный исторический музей, Москва.

Полного списка благодеяний, явленных святителем при обращении к его чудотворным иконам, не существует. Составить его, учесть все подобные случаи - задача невыполнимая, как невозможно сосчитать все капли долгожданного дождя, проливающегося на засохшую, растрескавшуюся землю. Но практически у каждого христианина есть свой маленький архив свидетельств его скорой и явной помощи.

Николай Чудотворец. XVII в. Палех. Государственный музей палехского искусства


Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 г.


Роспись ц. Вознесения монастыря Высокие Дечаны. XIV в. Косово и Метохия, Сербия


Свт. Николай с Деисисом и святыми на полях.
XVII в. Монастырь св.Екатерины, Синай

Николай Чудотворец - один из самых почитаемых святых в православии. Большее количество храмов и образов посвящено только Деве Марии. На домашних иконостасах он всегда стоит рядом с Богородицей. В домах большинства христиан есть Никола - защитник слабых, оклеветанных, покровитель детей, моряков, воинов и путешественников.

Иконы Николая Чудотворца показывают нам самого святого, его жизненный путь, сотворенные чудеса. Ещё при жизни Господь выделили этого человека как благочестивого христианина, полностью посвятившего свою жизнь служению Всевышнему. После смерти тело Николая стало мощами. Сам же он причислен к святым.

Интересно и полезно знать об иконах Николая Чудотворца. Это поможет выбрать близкий душе образ, чтобы обращаться перед ним в молитве к святому.

Краткая история жизни

Ещё ребёнком Николай проявлял тягу к богослужению. Он днями не выходил из церкви, изучал литературу, молился. Стремление отдать себя христианству заметил в мальчике его дядя, священник местной церкви. Он взял Николу сначала чтецом, а потом назначил священником.

После смерти родителей Угодник унаследовал крупное по тогдашним меркам состояние. Он все раздал бедным, а сам ушел в монастырь, чтобы дни проводить в общении с Господом. Но ему было видение: Всевышний сказал уйти из обители, служить ему по-другому - молясь, помогая слабым, проповедуя, защищая свою веру. Естественно, Николай повиновался.

Даже краткое описание жизни, личности епископа Мирликийского дает понять, что Господь покровительствовал Николаю. Он всегда внимал его молитвам, даровал тем, о ком он просит, спасение, излечение. Самый известный случай - воскрешение моряка, который сорвался с высокой мачты.

Иконографические типы

Типы иконописи образа имеют разный смысл, по-разному показывают Николая. Два основных способа изображения Чудотворца - поясной и ростовой. Каждый из них имеет свои подвиды, которые сформировались в те или иные времена. Чаще всего одной рукой святой держит священное писание, а другой благословляет. Традиционно Николая изображают с закрытым Евангелием. Менее распространены образы, на которых книга открыта, а рука застыла не в благословляющем жесте. Его трактуют, как указание на Евангелие или как жест речи. Впервые такие изображения появились к концу XIII века.

Никейское чудо

Часто встречаются образы с поясными фигурами Христа и Божией матери наверху. Они повествуют нам о Никейском чуде. Самая древняя из таких икон написана примерно в XIII веке, то есть незадолго после крещения Руси. Описание самого чуда содержит некнижная редакция «Жития Николы», датируемая XV–XVI веками.

В 325 году царь Константин собрал всех священнослужителей страны, чтобы они обсудили учения Ария. Последний утверждал, что Иисус не единосущен Отцу, но сотворенный им. Подобное учение - еретическое, ложное Разделение сущностей Спасителя и Бога очень похоже на язычество. Во время споров Никола ударил Ария по щеке. Было ли это на самом деле так, никто не знает. Некоторые ученые говорят, что Угодника вовсе не было в Никее. Но доподлинно известно, что произошел суд, который лишил Николая епископского сана и воли.

После этого случая многим высокопоставленным духовным чинам было видение: сам Господь вручает Евангелие Чудотворцу, а Дева Мария надевает на него омофор (епископский атрибут). Впоследствии решение суда было отменено, Николаю вернули полномочия.

Никола Зарайский

Ростовые иконы Чудотворца - одни из самых древних. На них он также держит закрытое Евангелие, а другой рукой благословляет. На Руси получил распространение особый подвид таких образов, отличающийся тем, что руки святого разведены. Он напоминает иконографический тип «молящийся», или «оранта». Ранее такие иконы изредка писали в Византии. Русское искусство переняло их в XIII веке, а распространились иконы данного типа через столетие. Полагается, что такое изображение взято с очень древней, не сохранившейся до сегодня, иконы Николая Чудотворца. Известно, что её привезли из Корсуни в Зарайск в 1225 году. Поэтому все изображения Чудотворца с разведенными руками получили название «Никола Зарайский». Их полюбили иконописцы, изображающие житие святого.

Житийные иконы Угодника показывают его деяния при земной жизни и после смерти, становление как епископа, биографию. Первые из них на Руси появились в XIII–XIV веках. Основные сюжеты древних святынь - рождение, обучение письму, помазание, помощь людям. Традиционно моменты жизни (клеймы) завершает перенесение мощей святого из разрушенных Мир в город Бари. Это случилось в 1087 году. Деяние почитается православными христианами, ежегодно празднуется. Сюжет стал обязательным при создании житийных икон Николы.

Никола Можайский

Это самостоятельный образ, но иногда он появляется на житийных иконах, описывающих Николая как заступника православных городов, покровителя воинов. На изображениях данного типа епископ Мирликийский изображен в полный рост, руки раскинуты. Правой рукой он держит меч, а левой - монастырь, огороженный крепостной стеной. Прототип иконографического типа - статуя, которая, согласно легенде, охраняла город Можайск. Как-то раз на него напали полчища кочевников. Жителям оставалось только молиться о спасении. Тогда прямо над храмом появился Никола - такой, как изображен на Можайской иконе. Захватчиков охватил животный страх, они убежали. С тех пор святой считался защитником города. Со статуи написана икона Николая Чудотворца.

Не так распространены оплечные образы святого. Сохранившиеся до наших времен относятся минимум ко второй половине XVI века. Тогда они не пользовались популярностью. Зато через 300 лет их востребованность возрастает, особенно среди старообрядцев.

Сотворенные чудеса

Когда речь идет об иконах, нельзя не упомянуть сотворенные ими чудеса. Когда речь идет о Николае, можно даже не говорить о конкретных списках - он откликается на искрение мольбы, даже если они произнесены не перед иконой.

Одна молодая пара каталась на яхте, когда начался шторм. Их ребенок (ещё младенец) упал в воду. Буря была настолько сильной, что найти его было невозможно. Тогда родители начали молиться о том, чтобы их дитя было спасено. Шторм утих, отчаянная пара рано утром вернулась на берег и сразу посетила храм. Надежды на то, что ребенок уцелел, не было. Там, прямо на полу, лежал младенец. Он был мокрым, будто его кто-то вытащил из воды и сразу же положил на это место.

О чем молятся Николаю?

Никола Чудотворец считается защитником слабых, несправедливо осужденных, покровителем водной стихии, моряков, путешественников, детей. Чаще всего молитвы к нему обращены со следующими просьбами:

  • Помощь при учебе. При жизни Никола был прилежным учеником, всегда тянулся к знаниям. Он понимает, насколько порой бывает сложно. Поэтому ученики и студенты молятся святому, прося помощи в этом нелегком деле.
  • Помощь в пути. Сами путники и их родственники просят Угодника, чтобы он помогал в дороге, отводил от опасностей.
  • Наставление на истинный путь. Каждый заслуживает прощения. Поэтому люди, которые отбывают наказание или просто хотят завязать с криминальным миром, молятся Николе, чтобы он помог найти духовный путь.
  • Защита от клеветы. Бывают ситуации, в которых человек не виновен, но не может этого доказать. Тогда остается только молиться. Николай всегда откликается на подобные просьбы.

Иконография святого очень разнообразна. При выборе иконы Николая Чудотворца для своего дома важно смотреть не на её описание, историю или стоимость, а на то, насколько она близка душе.

Занимают особое место: не было на русской земле места, где не почитали бы святителя Николая, где не было бы его икон. Побывавший в середине XVI в. на Руси итальянец А.Гваньини в своем “Описании Московии” писал: “Среди прочих святых они более всего чтят Николая Угодника и воздают ему почти что божеские почести: строят особые храмы, названные его именем; рассказывают о его многочисленных чудесах” [Гваньини]. Конечно, не “божескими” были те знаки почитания, с которыми относился к святителю русский народ, но исторический факт – множество посвященных ему храмов, а также чудеса по его молитвенному предстательству, засвидетельствованные Церковью. Одной из форм этого свидетельства являются разнообразные иконы Николая Угодника; появление новой иконографии как раз и связано с конкретными случаями благодатной помощи Великого Чудотворца.

Как известно, местное почитание святителя Николая, архиепископа Мирликийского, началось уже во второй половине IV в., вскоре после его смерти. В Византии к VII в. почитание его было распространено весьма широко; древнейшие из известных источников, содержащих сведения о жизни святителя Николая, – это творения преподобного Андрея Критского (VIII в.), святителя Мефодия, Патриарха Константинопольского (IX в.), Симеона Метафраста (Х в.). Приведем характеристику Николая Угодника, данную последним:

“Дошедшее до нас древнее предание представляет Николая старцем с ангельским ликом, исполненным святости и благодати Божией, добавляя еще и следующее: если кто его встречал, едва взглянув на святого, усовершался и становился лучше, и всякий, чья душа была отягощена каким-нибудь страданием или печалью, при одном взгляде на него обретал утешение. От него исходило некое пресветлое сияние, и лик его сверкал более Моисеева” (цит. по: Византийские легенды. М., 1972. С. 154).

В 1087 г. мощи угодника Божия были перенесены из Мир Ликийских в город Бари, в Апулии, – эта находящаяся на юге Италии провинция до середины двенадцатого века принадлежала Византии.

На Русь почитание святителя приходит вскоре после ее Крещения, а в XI в. распространяется повсеместно. Праздник в честь перенесения мощей святителя Николая (9 мая) был установлен у нас уже через десять лет после перенесения мощей, в 1097 г., очевидно, святителем Ефремом (+ ок. 1098). В это же время была составлена служба и первые русские жития святителя. Отметим, что первые иконы Николая Чудотворца на Руси появляются еще до перенесения мощей. Из известных на Руси изображений самое раннее – в росписях Святой Софии в Киеве (середина XI в.).

В Византии иконография святителя складывается в Х-XI вв. (мозаика Константинопольского собора Святой Софии), хотя древнейшее его изображение – фреска в церкви Санта Мария Антиква в Риме – относится к VIII веку.

Представляет интерес фреска начала XII в. из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (в настоящее время она в Третьяковской галерее): святитель изображен в рост, с благословляющей десницей и раскрытым Евангелием в левой руке; это – первое известное изображение угодника Божьего с раскрытым Евангелием.

Другой древнейший иконографический тип святителя Николая – поясной, с закрытым Евангелием на левой руке; в Византии он получил распространение в XI-XIII вв. Самый ранний (XI в.) такой образ – в монастыре святой Екатерины на Синае. Древнейшая из сохранившихся русских икон этого типа находилась в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря; она происходит из Новгорода и относится к концу XII в. В Москву из Новгорода ее вместе с Ярославской иконой Божией Матери привез царь Иван Грозный. В 30-е гг. ХХ в., после закрытия Новодевичьего монастыря, икона попала в Исторический музей, а затем и в Третьяковскую галерею. Была еще одна, даже более древняя (XII в.), икона такого типа, мозаичная; хранилась она в музее Киевской Духовной Академии, но во время Великой Отечественной войны бесследно пропала.

Заслуживают внимания изображения на полях иконы из Смоленского собора: в центральной части верхнего поля изображен Престол уготованный, Этимасия; по сторонам – поясные изображения Косьмы и Дамиана. На боковых полях – попарно три ряда святых (в рост): вверху святые страстотерпцы Борис и Глеб; в руках они держат мученические кресты и мечи в ножнах. В средней части боковых полей, также в рост, изображены мученики Флор и Лавр. В нижнем ряду на боковых полях, а также на нижнем поле – святые жены-мученицы; как и мученики в верхней части иконы, это чтимые святые Новгородской земли. В рост изображены преподобномученица Евдокия и, по-видимому, Домна, а в самом низу – оплечные Параскева и Фотиния .

Для новгородских икон этого времени изображения Уготованного престола и чтимых святых на полях типичны. Надпись (правда, более поздняя, чем сама икона, сделанная при поновлении иконы во времена все того же Ивана Грозного) на нижнем поле другой известной Новгородской иконы конца XIII в., “Николы Липенского”, содержит такое молитвенное обращение: “О великий святителю отче Николае, своею святою молитвою призри притекающих к честному твоему образу, заступи и избави от всякого зла и исполни прошения сердец их, а поставившему и обновившему сию икону мзду подаждь и в сии веце, и в будущии, и услыши их на всяком месте призывающих тя и просящих от тебе милости:” Текст надписи в несколько измененном виде приводится в Новгородской третьей летописи под 1294 годом .

Новгородская икона Николая Чудотворца из Свято-Духова монастыря, находящаяся ныне в Государственном Русском музее, датируется серединой XIII в., хотя первые упоминания об обители относятся к 1162 г. (в Новгородской первой летописи). В медальонах и на полях – чтимые в Новгороде святые.

Особенно интересны житийные иконы святителя Николая. Традиция изображения сцен из жизни святителя появляется в XI в., а к XIV в. иконы Николая Чудотворца с житийными клеймами широко распространены на Балканах, в Италии и на Руси . К наиболее древним из сохранившихся русских икон Николы Угодника с житийными клеймами относятся новгородская из погоста Любони (XIV в., ГРМ) и икона из Коломны, находящаяся ныне в Третьяковской галерее.

Житийные клейма можно объединить в три основные группы: детство Николы Угодника (рождение, обучение грамоте), посвящение в духовный сан (диаконское, иерейское и епископское) и помощь в различных обстоятельствах жизни (избавление невинно осужденных от посечения мечного; спасение утопающих, по морю плавающих люте, имже смерть предстояше вскоре; тайное благодеяние обнищавшему отцу, в отчаянии готовому отдать трех своих дочерей на брак скверный нищеты ради, и многое другое). Количество житийных клейм в иконах Николая Угодника превышало 20.

Вернемся к упоминавшейся выше Липенской иконе Николая Угодника; после запустения Липенского монастыря она оказалась в Сковородовской обители, а сейчас хранится в Новгородском музее. Храм святителя Николая на Липне был построен в 1292 г., а до этого более полувека в Новгороде не было построено ни одного каменного храма: новгородцы то воевали, то выясняли отношения между собой. Храм построили на том месте, где в 1113 г. была чудесно обретена круглая икона святителя (о ней – ниже), хранившаяся потом в Николо-Дворищенском соборе; по преданию, икона эта была списком с чудотворного образа святителя Николая, находящегося на хорах Софии Киевской; найденная на Липне икона исцелила новгородского князя Мстислава, поэтому в честь этого образа и чуда от него был воздвигнут тогда же Никольский собор на Дворище.

Существует мнение, что иконографические особенности связывают эту икону не только с новгородской, но и с западной художественной традицией, причем с памятниками не средиземноморского, а собственно европейского типа; это могло быть и немецкое искусство. Храм, посвященный Николе, не случайно был возведен именно на Липне, в одном из важнейших пунктов водного пути при впадении Мсты в Ильмень-озеро, вблизи истока Волхова. Липенская церковь, вероятно, служила ориентиром для проплывающих мимо кораблей, а перед иконой возносили молитвы, начиная путь из Новгорода или приближаясь к городу.

Как в Церкви Православной, так и на западе святитель Николай считался покровителем моряков, точнее – плавающих и путешествующих. Неудивительно, что на малоазийском побережье и на греческих островах многие пристани имеют названия, связанные со святителем Николаем. В приморских городах Европы стояли многочисленные церкви, посвященные этому святому (например, древний монастырь святителя Николая на острове Лидо в Венеции) . Интересно, что когда в 1087 г. мощи святителя Николая из Мир Ликийских перенесли к себе купцы из итальянского портового города Бари, которые вели большую заморскую торговлю, то их соперниками в борьбе за обладание этой святыней стали венецианцы . Соперничество было столь острым, что у принесенных в Бари мощей святителя первое время стояла вооруженная стража.

В XII-XIII вв. почитание святителя Николая в западном мире заметно возросло, главным образом в связи с развитием паломничества и крестовыми походами, пути которых проходили через Южную Италию и в частности через Бари, где сухопутные отряды всходили на суда и начинали плавание на Восток. Святому Николаю молились люди самых разных занятий – моряки, купцы, адвокаты, школяры; с ним ассоциировалась идея заступничества, верности слову, и потому с его именем рыцари вели воинов в бой. Но, конечно, особенно крепка была вера в его покровительство у мореплавателей и торговых людей, особенно на Балтийском море. Его считали покровителем возникавших здесь городов; в прибалтийских портах почти непременно возводился посвященный ему храм. Если на французских или итальянских берегах святитель Николай делил свое “господство” на море с другими святыми (например, со священномучеником Эразмом Формийским), то на Балтике его почитание было бесспорным. Большую роль в распространении культа Санта-Клауса сыграли немецкие купцы, стремившиеся в XIII веке захватить в свои руки торговлю и мореплавание на Балтийском море. Почти в каждом городе на главнейших торговых путях Средней и Восточной Европы были построены церкви в честь святителя Николая – покровителя купечества, причем особенно много их в восточнонемецких землях и прилегающих к ним областях .

В XIII и в первой половине XIV вв. почитание святителя Николая усиливается и во всем православном мире. В Новгороде, связанном как с православной греческой традицией, так и с западной, на примере Липенской иконы можно видеть черты влияния романского искусства: XIII в. с его бурными военно-политическими событиями был эпохой особенно широкого художественного обмена между западным и православным миром. Искусство Новгорода выступает как одно из своеобразных явлений этого обмена .

Новгородские хроники донесли до нас “Сказание о дивном обретении чудотворной иконы святителя Николая архиепископа Мирликийского, чудеси о нея сотворшемся в Великом Новгороде и о создании церкви во имя сего чудотворца на Торговой стороне, на Ярославле дворище”.

“Сказание о дивном обретении иконы святителя Николая” дошло до нас в рукописях XVII-XVIII вв. В нем сообщается, что в лето 6621 (1113) великому князю Мстиславу (в крещении Георгию) Святославичу случилось в лютую болезнь впасть; он молился о еже избавитися ему от болезни Спасителю, Пресвятой Богородице и призываше на помощь множество святых и, наконец, призвал скорого помощника и быстрого послушателя великого чудотворца Николая. В то время, указывает Сказание, уже было известно о перенесении мощей святителя Николая из Мир в Бари, где получили исцеление множество недужных. Известно было и о чуде спасения утонувшего младенца, который был найден живым перед иконой святителя Николая в Киеве. В одну из ночей святой явился князю во сне (“в ризах, яко же на иконе написан”) и повелел послать в Киев, где “на полатех” (на хорах) есть икона св. Николая, “круглая доска”, освятить воду от нее (видимо, воду от омывания иконы) и ею “покропитися” для исцеления. При этом святой показал “меру” этого образа и повелел всегда помнить об иконе с его изображением. Проснувшись, князь направил посольство в Киев, во главе со своим “болярином дворецким”. Однако ладья была остановлена бурей на озере Ильмень. Посланникам пришлось пережидать ее три дня и три ночи в некоем тихом месте: “от бури ветрены заехаша в некий остров, ожидаху времени, дондеже ветр утихнет”. На четвертый день повар, желая зачерпнуть воду для приготовления пищи, увидел плавающую в воде круглую доску. “Болярин” же, взяв доску, опознал в ней икону святителя Николая, в ту же меру, что и мера, данная ему от князя. Икона была извлечена из воды, доставлена в ладье в Новгород и там торжественно встречена: “отпевша молебная честне, внесоша в ладию и возвратишася к Великому Новуграду с радостию великою”. Принесенная ко князю, икона исцелила его. Князь последовал за иконой в церковь, освятил священную воду с этой чудотворной иконы и окропился ею. В память о событии была построена церковь во имя св. Николая “на Ярославле дворе”, расписана “стенными письмены”, и там была помещена чудотворная икона: “за сие преславное чудо великий князь Мстислав Святославич и баба его благоверная княгиня Анна воздвигнуша церковь камену прекрасну во имя иже во святых отца нашего Николая архиепископа Мир Ликийских чудотворца и чудную икону в ней поставиша” .

Икона круглой формы с поясным изображением святителя Николая Мирликийского, происходящая из церкви Святителя Николая на Дворище в Новгороде (сейчас она в Новгородском музее), – один из самых удивительных памятников древнерусской иконописи, как из-за необычной формы, так и из-за происхождения. Исследования, предпринятые историками на протяжении последних десятилетий, в том числе публикации новых источников, показывают: икона, как и говорит предание, действительно могла быть привезена около 1113 г. в связи с основанием Никольского храма. В 1502 г. оригинал был взят в Москву, где впоследствии погиб в пожаре (Кремль горел в 1626 г.). Для Новгорода в XVI в. была сделана копия, которая и дошла до нашего времени .

В одном из списков новгородской Уваровской летописи читаем: “В лето 1502 великий князь Иван Васильевич всея Руси устроил двор свой в Великом Новеграде на том же месте на Торговой стороне, идеже великих князей двор быша, на Ярославле Дворище. И приходящее к церкви святого Николы, и великого чудотворца Николу чудотворную икону круглую свезе к Москве и постави у себе на царском дворе, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и в лето 1626 маия в 9 день, грех ради наших, загореся государев двор, и сгоре та икона великого чудотворца Николая, чудотворный образ круглая доска. А иже с той чудотворной иконы, явльшейся в Великом Новгороде, снимок в ту же меру, слово в слово и доныне видимо есть”. Круглая икона святителя Николая пользовалась в Новгороде особым почитанием и славой.

Интересно, что существует греческое сказание о чудесном явлении мозаичной иконы святителя Николая в монастыре Ставроникита на Афоне. Оно гласит, что в 1540 г. икона попала в рыбацкие сети в море близ монастыря, была торжественно вынесена на берег и водружена в монастырском храме. В Ставрониките имеется и соответствующее изображение чуда – на темперной иконе конца XVI в.: святитель Николай с благословляющим жестом правой руки и с Евангелием на левой; по сторонам и сзади – монастырские постройки; внизу – морской залив, рыбаки (монахи и мирянин) в лодке; сама икона в небольшом масштабе изображена трижды: в рыбацкой сети, в руках одного из рыбаков и, наконец, на берегу .

Сведений об обретении иконы на Липне в древних новгородских летописях мало; под 1113 г. сообщается только о закладке князем Мстиславом Никольской церкви. В XVII в. появляется больше подробностей. В Уваровской летописи говорится: “Того же лета образ Николы чудотворца Мирликийского приплыл из Киева в Великий Новогород, доска круглая” . Между тем в пространной редакции Новгородской III летописи, составленной в конце XVII в., дается больше подробностей: “Того же лета образ Николы Чудотворца Мирликийского приплыл из Киева в Великий Новгород, доска круглая. Икону ту устроиша в том превеликом храме, на Ярославли дворищи, в церкве; а взяли на Липне, при архиепископе Иоанне”.

Икон круглой формы на деревянной доске среди памятников византийского и древнерусского искусства не сохранилось. Тем не менее круглые иконы, тип которых восходит к глубокой древности, еще могли существовать в конце XI – начале XII вв., хотя были в то время уже большой редкостью. Известно, что imagines clipeatae, т. е. изображения, вписанные в круглое обрамление, которое имитирует форму щита (clipeus), были широко распространены в позднеантичном и раннехристианском искусстве. Их круглая форма символизировала как триумф, победу, так и принадлежность к иному, высшему миру. В медальонах, включенных в основную композицию, помещались Спаситель, благословляющая Десница Божия, ангелы, те или иные святые, т. е. те, кто незримо участвовал в изображаемых событиях. Есть основания полагать, что иконы круглой формы еще находились в обращении в IX в., или, во всяком случае, о них сохранялась живая и яркая память, и их абрис сохранял в глазах иконопочитателей свой высокий символический смысл. Иначе трудно было бы объяснить наличие множества миниатюр в византийских послеиконоборческих Псалтирях IX в. – Хлудовской (ГИМ, Хлуд. 129 д) и из монастыря Пантократор (Афон, Пант. 61), где изображались иконы, как правило, круглой формы, которые служат объектом поругания со стороны иконоборцев и защиты со стороны иконопочитателей. В комниновское время, а именно во второй половине XI-XII вв., такие иконы появляются реже .

О том, как располагалась в Никольском храме древнейшая икона, сведений не сохранилось. Согласно документам XVIII-XIX вв., она находилась в особом киоте, тогда как в иконостасе, на почетном месте, рядом со Спасом на престоле, была помещена ее копия.

Откуда же появилась в Новгороде такая необычная икона? Сказание о ней сообщает, что это была копия знаменитого образа, хранившегося в Киеве, “на полатех” Софийского собора – того самого образа, который прославился спасением утонувшего младенца. Однако никаких сведений о круглой форме киевской иконы не имеется, а в изображениях Чуда спасения киевского младенца (которые известны в русской иконописи с конца XIV в.) икона Софийского собора представлена прямоугольной. Наиболее ранний пример – московская икона “Никола в житии” из Николо-Угрешского монастыря (конец XIV в., ГТГ).

В Константинополе существовала чтимая, богато украшенная икона святителя, которой с соблюдением специальных церемоний приходил поклоняться император. Архиепископ Антоний (“Книга Паломник”) пишет: “А вне Златых врат святый Никола пробилоб; и прокована вся икона сребром и позлачна. А когда царь придет, тогда открывают сребро, и целует царь во главу, отнюдуже кровь шла, и паки покрывает сребром”. Эта чудотворная икона, вероятно, исчезла в XIII в., как многие святыни Константинополя. В XI в. существовала своеобразная иконография святителя Николая, где в центре иконы находился сам святитель, а вокруг, на полях, – святые воины и великомученики-целители, покровители императора и его войска (темперная икона с поясным изображением святого в центре – монастырь святой Екатерины на Синае) .

В почитании новгородского круглого образа святителя Николая Мирликийского просматривается особое отношение к нему, как к целителю, со стороны княжеского дома. Это уместно сравнить с рассказом о чудесном исцелении ослепленного в феодальных распрях сербского короля Стефана Дечанского, 1320-е гг. Трудно сомневаться, что такое почитание Святителя имело место и в Константинополе. Среди найденных там вотивных (обетных) икон X-XI в. из мрамора, металла, эмали расписной керамики, довольно крупных по размеру (диаметром 30-36 cм), встречаются изображения различных святых, в том числе целителей, которые могли находиться в храме, либо предназначались для домашней молитвы. Новгородский круглый образ, возможно, является копией какой-либо чудотворной константинопольской иконы. Неизвестно, что случилось с первой копией круглой иконы, которая была сделана в 1502 г. Причиной ее исчезновения мог быть пожар (например, жесточайший пожар всей Торговой стороны в 1508 г.), либо другое бедствие. Существующая ныне икона, видимо, была написана при Новгородском архиепископе Макарии (на кафедре он был в 1526-1542 гг.), который, сам будучи иконописцем и тонким знатоком иконографии, известен благоукрашением новгородских храмов, а также своим особо благоговейным почитанием святителя Николая Мирликийского .

Назовем еще раз самые древние и прославленные иконы святителя Николая, сохранившиеся до наших дней.

Это икона святителя Николая – “круглая доска” (Новгородский музей), о которой шла речь выше.

Икона конца XII в. из Новодевичьего монастыря (ГТГ). Ее происхождение точно неизвестно, но в Новгороде она была знаменита, иначе не оказалась бы в Москве. В 1191 г. князь Ярослав Владимирович строит деревянную Никольскую церковь на Городище (об этом – в Новгородской 1-й летописи), возможно, что икона из Новодевичьего монастыря была первоначально предназначена для этой церкви.

Икона середины XIII в. из Духова монастыря (ГРМ). Надпись неизвестного времени, мало правдоподобная и удаленная при реставрации, сообщала, что икона привезена в 1500 г. “из Диких полей”, т.е. из южнорусских степей.

Икона 1294 г. из Липенского монастыря (Новгородский музей). Икона связана, вероятно, с архиепископским покровительством монастырю и с заказом богатого новгородца Николы Васильевича. Значительная роль иконы в духовной жизни Новгорода подтверждается ее торжественным поновлением в 1556 г. .

Назовем в заключение центры почитания святителя в самой Москве и ее ближайших окрестностях по XV в. включительно:

1. Монастырь “Святого Николы Старого” в Китай-городе уже существовал в XIV в., был связан с митрополичьим домом и, вероятно, с Византией. В конце XV-XVI вв. в этом монастыре находился крупный центр иконописания. В середине XVI в. отдан греческому подворью. Главная монастырская икона не сохранилась.

2. Николо-Угрешский монастырь, основанный в XIV в. благоверным князем Димитрием Донским; оттуда происходит житийная икона святителя, исполненная в одной из видных московских мастерских. Это свидетельствует о значительной культурной роли Угрешского монастыря уже в XIV в.

3. В Кремле была какая-то церковь Николы Льняного, упоминающаяся под 1506 г. (по преданию, построена великим князем Иваном III).

Кроме того, в Москве существовало много посадских и монастырских церквей, посвященных святителю. Но ясно, что урочища, посвященные святителю Николаю, его особо чтимые иконы были в Москве не так многочисленны, как в Новгороде, ибо сама история Москвы была короче, а ее культурные традиции более ограничены. Государственные и церковно-политические обстоятельства возвышения Москвы способствовали привлечению в столицу святынь, связанных с именем великого угодника Божьего, и прежде всего его древних, особо почитаемых икон. Видимо, так появились в Москве икона Николы – “круглая доска” (в 1502 г.) и иконы для Новодевичьего монастыря (в 1514 или 1524-1525 гг.)

В период правления Ивана IV, в 1555 г., в Успенский собор Московского Кремля привозят икону Николы Великорецкого из Вятки, ее поновляет сам Митрополит Макарий, а затем в честь нее основывают придел Покровского собора на Рву. В это же время расписывают и заново освящают церковь Святителя Николая Гостунского. Летом 1553 г., когда у митрополита шел спор с еретиками (отрицавшими святость святителя Николая), вмешался сам святитель: от иконы Николы Гостунского произошло исцеление, наглядно показавшее лживость еретиков (Никоновская летопись).

В XVI в. в Москве была проведена огромная работа по подготовке различных текстов Жития святителя Николая для декабрьского тома Четьих Миней Митрополита Макария, создание иллюстрированного Жития святителя Николая (т. н. Егорьевский сборник) . К этому времени относится появление житийных икон святителя с большим количеством разнообразных клейм.

Ни в одной из стран православного мира образ святителя Николая не получил такой популярности, как на Руси. Причины этого – как в особой многогранности его служения (он – святитель, пастырь, опора Церкви, борец с ересью; он – покровитель властителей, князей, он – защитник бедных, заступник всех, попавших в несчастье), так и в особом созвучии его подвига (не ждал, когда его позовут, – сам спешил на помощь) характеру русского народа.

Протоиерей Николай Погребняк

Источники и литература:

    Азбелев С.Н. Новгородские местные летописцы. ТОДРЛ, т. 15. М., 1958.

    Андрей Критский, cв. Похвальное слово святителю и чудотворцу Николаю. Христианское чтение. СПб., 1834, ч. 4, кн.10-12.

    Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI – нач. XVIII вв. М., 1963.

    Гваньини А. Описание Московии. Пер. с лат., вводная статья и комментарии Г.Г.Козловой. М., 1997.

    Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1983.

    Леонид (Кавелин), архим. Житие и чудеса Св. Николая и похвала ему. Исследование двух памятников древнерусской письменности XI века. СПб., 1881 (Памятники древней письменности,вып. 34).

    Леонид (Кавелин), архим. Посмертные чудеса святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца. Памятник древней русской письменности XI века. Труд Ефрема, епископа Переяславского. СПб, 1888 (Памятники древней письменности, вып. 72).

    Малышева Т.Н. Почитание святого Николы в древнерусских паломнических хождениях//Почитание святых на Руси. Ч. 2. Можайск, 1996.

    Рогачевская Е.Б. Запад и Восток в памятниках книжности о Николае Мирликийском//Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 8. М., 1995.

    Рогачевская Е.Б. Цикл памятников о Николе Мирликийском//Древнерусская литература. Восприятие Запада в XI-XIV вв. М., 1996.

    Смирнова Э.С. Икона Николы 1294 года мастера Алексы Петрова//Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975.

    Смирнова Э.С. Круглая икона св. Николая Мирликийского из новгородского Николо-Дворищенского собора. Происхождение древнего образа и его место в контексте русской культуры XVI в.//Древнерусское искусство. Русское искусство позднего средневековья: XVI век. СПб., 2003.

    Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. М., 1976.

    Турилов А.А. Сказания о чудотворных иконах в контексте их почитания на Руси//Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. Тезисы докладов и материалы международного симпозиума/ Ред.-сост. А.М.Лидов. М., 2000.

    Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского.) М., 1982.

    Чудеса Николы Мирликийского. Подготовка текста и комментарии И.И.Макеевой//Библиотека литературы Древней Руси. Т. 2. СПб., 1999.

    Шалина И.А. Икона “Святой Никола” из Свято-Духова монастыря. Литургический смысл и экклесиологизация образа//Древнерусское искусство. Русь, Византия, Балканы: XIII век. СПб., 1997.

    Шляпкин И. Русское поучение XI века о перенесении мощей Николая Чудотворца и его отношение к западным источникам. СПб., 1881.

    Яковлев В.В. Сказание об иконе Николая Чудотворца “Круглая доска” и поздняя летописная традиция//Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность. СПб, 1997.

Считался главным мужицким заступником. В русском фольклоре он отождествлялся с богатырем Микулой Селяниновичем. Особенно Николай угодник почитался как «хлебный дух» или «житный дед» Микула.

Образ Николая угодника и легенды о нем слились с героем северного фольклора Папашей Рождеством. Имя известного сказочного персонажа Санта Клауса по преданию является искаженной голландской транскрипцией имени Святой Николай.

Житие святителя Николая угодника

В конце III века в расположенном в Малой Азии городе Патары у верующих, но долгое время бездетных супругов родился сын, которого при назвали Николаем. С ранних лет мальчик был глубоко религиозным. После смерти родителей, которые оставили сыну немалое состояние, Николай потратил все наследство на помощь бедным и обездоленным. Причем делал он это в тайне.

Еще при жизни за добрые деяния и смирение Бог наградил Николая даром чудотворения. Однажды отправился Николай в паломничество к берегам Палестины, но во время путешествия было ему откровение, что скоро начнется . Едва успел он предупредить своих товарищей о несчастье, как на корабль обрушилась буря. Тогда Николай принялся молиться, и буря тут же утихла. Но один из матросов не удержался на мачте, рухнул вниз и разбился насмерть. Николай опустился на колени с молитвами, его просьбы были услышаны и чудесным образом матрос вернулся к жизни.

Существует множество свидетельств, как благодаря своему чудесному дару Николай угодник помогал людям избежать беды. Он скончался в IV веке, дожив до преклонного возраста. Однако после смерти чудеса, совершаемые святителем Николаем, не только не прекратились, но и стали более частыми.

Кому покровительствует святитель Николай

В христианском искусстве на Николая угодника изображают высоким пожилым мужчиной с длинными белыми волосами и , в епископском . Атрибутами святого Николая являются 3 золотых шара, 3 сумки с , а также якорь или корабль.

Нетленные мощи Николая чудотворца хранятся в Италии в городе Бар. Время от времени они мироточат. Миро с мощей святителя Николая обладает целебной силой.

Сложившийся в Византии иконографический канон сохранил портретные черты высоколобого старца «с ангельским ликом», как написано о святителе Николае в житие. Следуя Византийской традиции, русские живописцы создали немало прекрасных икон с образом святого полного духовной чистоты и мудрости.

Николай угодник считается покровителем моряков и путешественников, которых хранит от разгула водной стихии и нападении грабителей. С благословением святого Николая отправлялись путники в дорогу. «Зови Бога в помощь, а Николу – в путь», - говорили на Руси.

Помогает он крестьянам, беднякам, клеркам, банкирам, торговцам, парфюмерам и детям. Молиться этому святому следует о благополучном замужестве, счастливой судьбе детей, удачной сдаче экзаменов, избавлении от материальных затруднений и болезней, а также о чуде.

Видео по теме

В христианской традиции икона является окном в духовный мир. Благоговейное почитание святого образа восходит к личности, изображенной на самой иконе. В православии существует много чудотворных икон, некоторые из них являются мироточивыми.

Мироточение представляет собой уникальное явление. В христианстве существуют образы, которые источают чудотворное миро (маслянистую жидкость, обладающую чудодейственными свойствами). Считается, что святое миро на иконе имеет неземное . Оно может источает приятное благоухание, а при помазании больных мест страждущему человеку подается помощь и исцеление в заболевании.


Химический состав этого божественного мира еще до не изучен учеными. Мироточение икон является настоящим , которое не до конца объяснено наукой. Многие мироточивые иконы исследовались учеными на факт фальсификации. Выдвигались мнения, что миро это всего лишь брызги от масла лампад или же специально нанесенные капли елея (масло). Однако многие мироточивые иконы находятся в , куда проникнуть масло не может. Выдвигались точки зрения о том, что само дерево источает масло. Однако мироточивые иконы могут быть железными или бумажными. Примечателен тот факт, что капли мира, скатывающиеся по иконе, могут двигаться не сверху вниз, а наоборот - снизу вверх, нарушая тем самым основные законы физики.

Первое известное изображение угодника Божьего Святителя Николая Чудотворца встречается в XI веке, в виде фрески. На ней Николай изображен в полный рост, с благословляющей десницей и евангелием в левой руке.

Существует прижизненное изображение Николая Чудотворца, автор иконы неизвестен. Икона находится в Базилике св. Николая в г. Бари, Италия.

Основные иконографические образы Святителя Николая

Поясной

Святой изображен по пояс, с благословляющей правой рукой и евангелием, открытым или закрытым, в левой руке.

В полный рост

Святой изображен в полный рост, с благословляющей правой рукой и закрытым евангелием в левой руке. Чаще изображается вместе с другими Святыми, которые написаны также в полный рост.

Никола Можайский

Николай Чудотворц изображен с мечом в правой руке и городом (крепостью) в левой руке. На этих иконах Святитель почитается как защитник христианских городов. Назван образ "Можайским" в честь чудесного прославления Святого в городе Можайске.

Житийные иконы

Существуют образы Николая Чудотворца с 12, 14, 20 и 24-мя клеймами. Клеймы на иконах в основном описывают следующие события из жития Святого

  • Рождество Николая Чудотворца
  • Приведение во учение
  • Поставление в диаконы
  • Поставление в пресвитеры
  • Поставление в епископы
  • Исцеление бесноватого
  • Явление Николая Чудотворца царю Константину во сне
  • Явление Николая Чудотворца трем мужам в темнице
  • Чудо о ковре
  • Чудо о трех друзех
  • Погребение Николая Чудотворца
  • Перенесение мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари

Также существуют иконографические образы: , Рождество Николы, Перенесение мощей Николая Чудотворца из Мир в Бари.


Фреска XI в. из Собора святой Софии, (Киев, Украина): святитель изображен в полный рост, с благословляющей десницей (правой рукой) и Евангелием в левой руке; это – первое известное изображение угодника Божьего с раскрытым Евангелием.


Икона из Базилики св. Николая в г. Бари (Италия), которая, как считает церковь, была написана на основе прижизненного изображения Святителя.

Эта икона - дар сербского царя Стефана Уроша III, сделанный им в 1327 году в знак благодарности за чудесное возвращение зрения ему Святым. Считается, что эта икона была написана на основе прижизненного изображения Святителя Николая Угодника.


Наиболее частый иконографический образ

На иконе Святой Преподобный Николай Чудотворец держит в руках Евангелие. В этом напоминание для верующих христиан о том, что Николай Чудотворец не забывает о них и, пребывая в Небесных Обителях, продолжает по молитвам верующих творить добро и давать напутствие людям, созерцая свыше жизнь человеческую. На иконах Николай Чудотворец чаще всего изображается по пояс.

Иногда слева в верхнем углу изображается Господь Иисус Христос, а справа – Пресвятая Богородица с дарованным Николаю омофором в руках.


Древнейший иконографический тип святителя Николая – поясной, с закрытым Евангелием на левой руке; в Византии он получил распространение в XI-XIII вв.

Самый ранний (XI в.) такой образ – в монастыре святой Екатерины на Синае. Древнейшая из сохранившихся русских икон этого типа находилась в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря; она происходит из Новгорода и относится к концу XII в.

В Москву из Новгорода ее вместе с Ярославской иконой Божией Матери привез царь Иван Грозный. В 30-е гг. ХХ в., после закрытия Новодевичьего монастыря, икона попала в Исторический музей, а затем и в Третьяковскую галерею.

Происходит из Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве, куда, по монастырскому преданию, была привезена из Новгорода Иваном Грозным в 1564 году вместе с иконой Ярославской Богоматери.


Никола поясной, житийная икона с 12 клеймами

Особенно интересны житийные иконы святителя Николая. Традиция изображения сцен из жизни святителя появляется в XI в., а к XIV в. иконы Николая Чудотворца с житийными клеймами широко распространены на Балканах, в Италии и на Руси. К наиболее древним из сохранившихся русских икон Николы Угодника с житийными клеймами относятся новгородская из погоста Любони (XIV в.) и икона из Коломны, находящаяся ныне в Третьяковской галерее.


Никола Зарайский, житийная икона с 14 клеймами

Икона начала XIV в. Николай Чудотворец представлен на среднике, окруженном четырнадцатью клеймами жития.


Никола Чудотворец, житийная икона с 20 клеймами

Клейма на иконе:
Рождество Николы
Приведение во учение
Поставление в диаконы
Поставление в пресвитеры
Поставление в епископы
Посечение древа и изгнание беса из источника
Исцеление бесноватого
Явление Николы царю Константину во сне
Явление Николы трем мужам в темнице
Избавление трех мужей от казни
Чудо об Агрикове сыне Василии
Чудо об Агрикове сыне Василии
Чудо о ковре
Чудо о ковре
Чудо о трех друзех
Чудо о трех друзех
Чудо о трех друзех
Никола спасает корабль от потопа
Погребение Николы
Перенесение мощей Николы из Мир Ликийских в Бари


Николай Чудотворец, житийная икона с 24 клеймами

Николай Чудотворец, с житием в 24 клеймах, Муром, икона написана около 1677 года.


Николай Чудотворец, с избранными святыми

На полях изображены: слева - Власий, Михаил и Флор; справа - Медост, Конон-градарь и Лавр.
По нижнему полю иконы в картуше текст: «Написася стая икона в лето 7338 го ме августа въ 20 день совершися».


Богоматерь Знамение с избранными святыми

На иконе изображен Николай Чудотворец и Святые - Илья Пророк и Анастасия


Богоматерь Знамение с избранными святыми

На иконе изображен Николай Чудотворец и Святые - Илья Пророк, Параскева Пятница, Власий, Флор и Лавр.

Никола и Власий в епископских одеждах с книгами в руках; Флор и Лавр в одежде мучеников с крестами в руках. Святые стоят на поземе в ряд, в фас. Выше, в полукружии неба, - небольшое изображение Знамения Богоматери и поясных Ильи пророка и Параскевы Пятницы по сторонам.


Николай Чудотворец, Иоанн Милостивый, Василий Исповедник


Никола оплечный


Никола Можайский, Ярославль

Иконы Николая Чудотворца с мечом в правой руке и городом в левой восходят к чудотворному образу святителя, прославившемуся в городе Можайске. Над воротами можайской крепости, в особом киоте с килевидным завершением, стояло резное деревянное изображение святого Николы, защищавшее город от вражеских нашествий.

На ярославской иконе Николай Чудотворец, почитавшийся как защитник христианских городов, держит в левой руке крепость с собором внутри. Редкой деталью является ступенчатое подножие, на котором стоит святитель. Возможно, икона восходит к каким-то древним, не дошедшим до нас изображениям.



Николай Чудотворец в житии и чудесах, Палех


Рождество Николы Чудотворца


Перенесение мощей Николая Чудотворца из Мир в Барри


Избранные святые в предстоянии иконе «Богоматерь Знамение»

На иконе изображены в три Святые - Ангел-Хранитель, Афанасий, Меркурий, Евстафий, Феодорей, Трефилий, князь Борис, князь Глеб, Димитрий, Георгий Победоносец, Николай Чудотворец, Иоанн Предтеча, митрополиты Московские Петр, Алексий, Иона.

По нижнему полю иконы надпись: «Пожертвованъ Сей С Образ въ Сто-Троицко-Въведенский Храмъ отъ ратниковъ второго Разряда Афанасия Боровкова и Трифилия Комарова въ 7423 г 31 декабря».

www.svjatye.ru
error: