Молдова-Румыния.

Название :

Объединение Румынии и Молдавии

Общее наполнение проекта :

Социальное и политико-экономическое движение за объединение двух государств, имеющее разные характеристики и разный уровень поддержки в обеих странах.

Страны-инициаторы :

Румыния, Молдавия

Флаг/логотип :

Собственного флага у проекта нет

Карта :

Один из вариантов объединения Румынии и Молдавии (без Приднестровья):

Справочная информация :

Имеет давнюю историю - с момента образования первых средневековых дунайских княжеств в XIV веке до настоящего времени и своеобразное развитие, включающее в себя периоды угасания и усиления. Сторонников этого движения называют унионистами (рум. Unionişti, от рум. Unirea - союз), а само движение - унионизм.

Общественное мнение как в Румынии, так и в Молдавии воспринимало идею объединения неоднозначно и со временем заметно колебалось. В Молдавии идеи унионизма исторически имели гораздо меньшую поддержку. В Средние века это отчасти объяснялось периодом феодальной раздробленности, когда местные молдавские князья не желали утрачивать свою независимость. Молдавское княжество стало пристанищем для многих валашских семей, не желавших мириться с засильем венгерских и немецких феодалов в Трансильвании, а также турок и греков в Валахии.

В середине XIX века официальная Румыния осуществила перевод алфавита с кириллицы на латиницу. В Бессарабии, присоединённой в 1812 году к Российской империи, таких изменений не проводилось.

Присоединение Бессарабии к Российской империи повлекло за собой снижение доли (но не численности) молдавского населения до 54 %, а также значительную русификацию. В 1850-х единственным официальным языком Бессарабии стал русский, а изучение в школах молдавского языка было прекращено.

Присоединение к Румынии Трансильвании, Бессарабии, Южной Добруджи и Буковины в 1918 году дало надежды на успешный «энозис» румын в одном государстве (Великая Румыния). Пребывание ряда смежных регионов в составе Румынии в начале XX века и связанные с этим попытки их румынизации завершились неудачно в связи с присоединением Бессарабии и Северной Буковины к СССР в 1940 году.

В период между 1918 и 1940 годами, процесс интеграции Бессарабии в Румынию отчасти тормозился действиями румынской армии и региональной администрации, а отчасти - национальными меньшинствами, проживающими на этой территории.

Наибольшее неприятие союза с Румынией демонстрировали гагаузы, болгары и евреи. Активное сопротивление ей оказывало и русскоязычное население. Среди этнических молдаван слабая поддержка или безразличие на начальном этапе быстро сменилась открытым недовольством, особенно среди молдавских крестьян. Олигархическо-бюрократические традиции, привнесённые из Румынии, заставили многих пожалеть о присоединении.

Новый подъём унионистских настроений в Молдавии пришёлся на конец 1980-х. Движение за объединение испытало значительный подъём в обеих странах после провозглашения политики гласности в Советском Союзе и после румынской революции 1989. Но Румыния переживала сильнейший политико-экономический кризис в связи со свержением режима Чаушеску. Унионистам, однако, удалось добиться перевода молдавской письменности на латиницу и провозглашение молдавского (румынского) языка государственным. Поднявшаяся волна румынского национализма в Молдавии повлекла сепаратистскую реакцию в населённых преимущественно гагаузами и русскоязычными жителями Гагаузии и Приднестровья, последнее из которых фактически отделилось в результате приднестровского конфликта.

В Молдавии существуют политические партии, выступающие за объединение с Румынией. В (2004) среди политической элиты Молдавии наблюдалось также стремление к интеграции страны в Европейский союз при сохранении независимости Молдавии. В октябре 2009 премьер-министр Молдавии Влад Филат заявил, что «Молдова состоялась как государство, и люди, которые здесь живут, считают себя гражданами этой страны. Объединения не хочет население, и оно невозможно юридически».

Идеи унионизма временами высказывают многие молдавские политики, однако, эти идеи со временем становились всё более символическими. За двадцать лет прошедших с распада СССР, в Молдавии, Гагаузии и ПМР успели сформироваться свои политические и экономические элиты, которые не желают делиться своей властью с румынскими. Объединение привело бы к автоматической ликвидации всех дублирующих должностей (президента, парламента, министерств и т. д.), а к этому молдавские и прочие национально-региональные политики, почувствовавшие себя хозяевами в своей стране или регионе, уже не готовы. Тем не менее, 25 марта 2012 года в Кишинёве имело место столкновения между унионистами и молдовенистами.

Планы по объединению с Румынией стали одной из причин приднестровского конфликта в 1989-1992 годах, а также стимулировали гагаузов к получению национально-языковой автономии. В случае объединения с Румынией эти два образования получат веский аргумент в пользу их выхода из состава Молдавии. Такая позиция национально-территориальных меньшинств осложняет позиции унионизма в молдавском обществе.

1 июля 2006 года, примерно за полгода до вхождения Румынии в состав Европейского Союза, президент Румынии Траян Бэсеску на приёме в дворце Котрочень высказал предложение своему тогдашнему молдавскому коллеге Владимиру Воронину, объединиться в единое государство с целью одновременного вступления в ЕС. Воронин не поддержал этот план

Актуальность проекта :

Время для объединения в обозримой перспективе играет против проекта (средняя)

Основания для реализации :

Историческое, географическое и этническое родство населения двух государств.

В преддверии круглой даты как в Румынии, так и в Молдове активизировались сторонники унионистских идей, верящие в то, что историю столетней давности, прерванную Второй мировой войной, можно повторить. Насколько вероятен сценарий с объединением двух независимых сегодня государств?

Унионизм на марше

В рамках румынского общественно-политического дискурса всегда считалось, что Бессарабия - историческая область, составлявшая территорию нынешней Республики Молдова и части Украины - является исконно румынской землей. Для румынских историков получение Российской империей Бессарабии в 1812 г. - это результат заговора между Москвой и Парижем, причем в их понимании Россия отобрала эти территории не у Османской империи, а фактически у румынского государства, которое, даже существуя в виде нескольких княжеств, якобы находилось тогда лишь в формальной вассальной зависимости от Порты.

При этом игнорируется тот факт, что румынский национализм как политическое течение зарождается только в 1830-е гг, а образование румынского государства происходит еще позднее - в 1860-1870-е гг. В Румынии ретроспективно сконструирована непрерывная национальная история, которая берет начало еще со времен даков и римлян и в которой современная Молдова выступает как ее интегральная часть.

Соответственно, "возвращение" Бессарабии в 1918 г. в современной Румынии воспринимают как элемент формирования "великого" румынского государства. И еще со школьной скамьи там прививается идея о том, что утрата Румынией Бессарабии в результате Второй мировой войны - это историческая несправедливость.

В Румынии крайне негативно относятся к идее об отдельной молдавской идентичности, считая ее лишь конструктом советской пропаганды в пику идее румынской государственности. В итоге язык, на котором говорят в Молдове, считается в Румынии румынским, хотя и насыщенным при этом славянизмами и регионализмами. Одним из следствий такой исторической политики является то, что, согласно разным социологическим опросам, 70-80% румынских граждан поддерживают идею о необходимости объединения Молдовы и Румынии.

Кроме этого, несмотря на отсутствие каких-либо значительных трагедий в истории отношений между Россией и Румынией (в отличие, например, от истории российско-польских отношений), в румынском дискурсе Россия до сих пор рисуется не иначе как империя, которая представляет экзистенциальную угрозу для Румынии и Молдовы.

В то же время на протяжении всего постсоветского периода истории Румынии в этой стране на государственном уровне праздновался только общенациональный День Румынии 1 декабря, который исторически связан в первую очередь с вхождением Трансильвании в состав румынского государства в 1918 г. В преддверии же 100-летия со времен создания "Великой Румынии" один из соратников экс-президента Румынии Траяна Бэсеску Еуджен Томак инициировал принятие закона о том, чтобы день "воссоединения" Румынии и Бессарабии 27 марта также сделать национальным праздником. Именно в этот день в 1918 г. Сфатул Цэрий, парламент провозглашенной после Октябрьской революции Молдавской Народной Республики, проголосовал за объединение с Румынией.

Закон в итоге был принят в марте 2017 г. В соответствии с его положениями, центральные и местные органы власти должны ежегодно 27 марта торжественно поднимать национальный флаг. Кроме этого прописывается возможность для органов власти, неправительственных организаций, музеев, представительств Румынии за рубежом организовывать специальные мероприятия политического, культурного и научного характера.

В специальном заявлении, сопровождавшем промульгацию закона, президент страны Клаус Йоханнис отметил: "Сфатул Цэрий принял 27 марта 1918 г. решение об объединении Бессарабии с Румынией. Этот исторический акт открыл процесс Большого объединения, который окончился 1 декабря 1918 г., когда румыны Трансильвании, Баната, Марамуреша и Кришана приняли решение объединиться с Румынией. Эти события создали румынское государство в его нынешнем виде".

В итоге, благодаря закону о новом национальном празднике 27 марта, унионистская идея, пусть и в историческом контексте, постепенно легитимизируется в публичном поле, переставая быть уделом лишь политических маргиналов.

Что касается Республики Молдова, то здесь румынофильские настроения перестали быть исключительно маргинальными после прихода к власти в 2009 г. Альянса за европейскую интеграцию. В составе Альянса, просуществовавшего фактически до 2015 г., находилась Либеральная партия Михая Гимпу, которая открыто выдвигала унионистские лозунги и настаивала на восприятии советской истории Молдавии как периода оккупации и репрессий. Премьер-министр Молдовы Влад Филат (2009-2013 гг.), не будучи унионистом, разделял при этом идею о том, что Молдова является "вторым румынским государством" и что государственный язык страны должен называться не иначе как румынским.

Так же и сегодня вполне солидно смотрится Партия национального единства, которая была образована бывшим сторонником М. Гимпу и экс-министром обороны Анатолом Шелару, и в деятельности которой принимает активное участие Т. Бэсеску. Эта партия имеет шансы не только попасть в парламент Молдовы после выборов осенью этого года, но и войти в коалицию с правящей Демократической партией. Та же история и с партией нынешнего вице-премьера Юрия Лянкэ, который наряду с проевропейскими лозунгами начал в борьбе за электорат исчезающей Либеральной партии активно использовать унионистские идеи.

Политики унионистского толка опираются на определенную социальную поддержку. Если в 1994 г. проводившийся в Молдове плебисцит показал, что количество сторонников объединения с Румынией находится на уровне статистической погрешности, то современные опросы показывают поддержку на уровне 20%.

Рост популярности унионизма связан с несколькими причинами. Во-первых, в Молдове происходит смена поколений, и значительная часть современной молдавской молодежи подпадает под румынское культурно-образовательное влияние (что вполне естественно в силу языковой и культурной близости). Стремясь к более качественному образованию и имея возможность получить стипендию румынского правительства, молдавские абитуриенты едут учиться в румынские вузы. Как и в Румынии, большое влияние оказывает и система образования в самой Молдове. Уже с 1990-х гг. в молдавских школах и вузах изучается история не Молдовы, а история румын, в которой нет места идее об особом историческом пути Бессарабии.

Во-вторых, набирает силу т.н. прагматический унионизм.

Многие люди вне зависимости от социального статуса, наблюдая массовую бедность, отток населения, коррумпированность политиков, постоянную политическую нестабильность, разочарованы в Молдове как государстве. Для них объединение с Румынией выглядит единственной возможностью улучшить жизнь в Молдове.

Кроме этого, многие граждане уже понимают, что скорее всего в ближайшие десятилетия страна вряд ли станет членом Евросоюза. Бэсеску играет на этой разочарованности, утверждая, что единственный путь в ЕС лежит для Молдовы через объединение с Румынией.

В итоге по обеим сторонам Прута, как в Молдове, так и в Румынии, существует унионистское движение. В настоящий момент оно раздроблено, но постепенно оно начинает оказывать влияние на публичную политику в обеих странах и добиваться выгодных для себя политических решений. Если в Румынии унионистам удалось провести закон о новом национальном празднике, то в Молдове они настаивают на том, чтобы парламент официально принял решение о переименовании государственного языка - с молдавского на румынский. Такое решение уже принял Конституционный суд страны, но последнее слово все-таки за парламентом.

В преддверии сотой годовщины Великого объединения более 100 румынских и молдавских общественных организаций объединились в «Альянс Столетия» для проведения совместных юбилейных мероприятий, часть из которых будет посвящена идее объединения Румынии с Молдовой. Так, в начале января состоялась заметная акция унионистов на мосту через Прут, на котором был растянут стометровый румынский флаг.

Структурные ограничения

Несмотря на рост унионистских настроений в обеих странах, они пока не составляют политический мейнстрим. Для этого есть множество как внутренних, так и внешних причин.

Во-первых, Евросоюз и США последовательно сигнализируют румынским политикам еще с 1990-х гг., что любое изменение границ неприемлемо. В частности, посол США в Кишиневе Джеймс Петтит заявил по случаю 25-летия молдавской независимости о том, что Молдова должна оставаться суверенным государством, а объединение с Румынией не является практичным выбором и не улучшит положение дел в стране. В Румынии по этому поводу разразился скандал, и некоторые политики потребовали даже отозвать американского посла.

Для стран Запада любое движение в сторону объединения Молдовы и Румынии грозит ростом межгосударственных противоречий во всей Восточной Европе и, как следствие, ослаблением евроатлантических институтов. Понимает это и сам Бухарест, постоянно сталкивающийся с автономистскими настроениями трансильванских венгров.

Поэтому в Бухаресте никто пока не решается возвеличивать унионизм вне пределов сугубо исторического контекста. Процитированное выше заявление Клауса Йоханниса по поводу введения нового национального праздника в честь "воссоединения" Молдовы и Румынии содержит также следующую оговорку: "В то же время Румыния остается приверженной поддержке европейского курса Молдовы. Европейская интеграция Молдовы, согласно нашей национальной стратегии обороны, представляет собой одну из важнейших внешнеполитических целей Румынии…". Подобные же утверждения содержат и все другие румынские внешнеполитические документы, посвященной молдавской проблематике.

Во-вторых, современная Румыния оказалась погружена в собственные внутренние проблемы. В стране наблюдается постоянная политическая нестабильность, в том числе из-за стремления правящей Социал-демократической партии урезать антикоррупционное законодательство, которое является постоянной головной болью для румынского политического класса. В стране в этой связи стали часто меняться правительства.

Если вопросы коррупции представляют интерес в основном для городского класса, желающего превращения Румынии в полноценное европейское государство, то широкие массы населения, проживающие в основном в деревнях, испытывают проблемы с безработицей, бедностью. Румынское население сокращается из-за миграционного оттока населения.

В итоге под влиянием всех этих факторов в Румынии сложился определенный консенсус по поводу Молдовы.

Внешнеполитические элиты Румынии воспринимают Молдову как "второе румынское государство", которое в силу обстоятельств должно оставаться суверенным. Объединение же Молдовы и Румынии, по их мнению, произойдет на символическом уровне в ходе успешной евроинтеграции Молдовы. В этой связи, согласно румынским представлениям, Молдова должна быть максимально привязана к Румынии и Евросоюзу - политически, экономически, логистически, а также в плане безопасности.

Поэтому Бухарест, в отличие от времен Бэсеску, начал выделять Кишиневу реальные кредитные средства (€150 млн в 2016-2017 гг.), пролоббировал в европейских институтах выделение кредитов Кишиневу под реализацию масштабных проектов, призванных связать молдавскую газотранспортную и электроэнергетическую систему с Румынией.

Бухарест увеличил количество своих гуманитарных проектов в Молдове, сохраняя при этом старые формы поддержки - раздачу румынского гражданства и образовательных стипендий. Кроме этого, Бухарест уже давно открыл "зеленый коридор" молдавским товарам, за счет чего молдавские экспортеры имеют реальный (а не призрачный, как в случае со всем остальным странами - членами ЕС) канал поставок своей продукции за пределами СНГ (получается ежегодно уже около $600 млн, причем не только агропродовольственное сырье, но и фрукты, овощи и вино).

Серьезные ограничения существуют для распространения унионистских идей и в Молдове.

Во-первых, как признает большинство аналитиков, Молдова представляет собой т.н. приватизированное государство, где политические элиты озабочены в первую очередь установлением контроля над финансовыми потоками и перераспределением активов. Поэтому для них изменение статус-кво со значительным расширением влияния - будь то Бухареста или Брюсселя - неприемлемо.

Для молдавских элит Румыния является важным стратегическим партнером, помогающим решать многие внешне- и внутриполитические задачи, но Кишинев тем не менее не спешит бросаться в слишком тесные объятия Бухареста.

Во-вторых, широкие слои молдавского населения (согласно опросам, 60% граждан) в общем-то до сих пор живут с представлением об особой "бессарабской идентичности". Она сформировалась в ходе двухвековой истории - не только влияния Российской империи или Советского Союза, но и совместного проживания разных народностей (молдаван, украинцев, русских, гагаузов, болгар, евреев и т.д.). Нахождение Бессарабии в составе Румынии в межвоенный период было слишком коротким и противоречивым, чтобы настроить жителей в пользу унионизма.

Долгоиграющая история

Ввиду имеющихся структурных ограничений даже сами унионисты признают, что объединение Молдовы и Румынии невозможно в перспективе как минимум ближайших десяти лет.

Многое в долгосрочной перспективе будет зависеть от того, насколько сохранится влияние на Румынию европейских и евроатлантических институтов. Пока нет серьезных причин опасаться, что Румыния пойдет по пути Польши и Венгрии, которые сегодня пытаются обособиться в рамках ЕС и иметь собственные, отличные от брюссельских, геополитические взгляды и проекты. У Румынии сегодня самый высокий экономический рост среди всех стран Евросоюза. Также в ближайшее время ожидается ее включение в Шенген и, возможно, зону евро, что поможет преодолеть сегодняшний слегка маргинальный статус этой страны в ЕС.

Еще более значимым является такой фактор, как политическое и социально-экономическое развитие Молдовы.

В рамках сегодняшнего "приватизированного государства" в Молдове олигархические элиты вместо строительства гражданской политической нации, где значимы такие вещи, как правовое государство и политическое участие всех граждан вне зависимости от этнической самоидентификации, воспроизводят разнообразные расколы внутри молдавского общества, прежде всего на геополитической основе. Активно в электоральных целях разжигаются антироссийские настроения.

Такой подход правящих элит только способствует унионистским настроениям, так как страна продолжает деградировать, а умы людей - находиться под влиянием простейших концепций, базирующихся на делении на "своих" и "чужих".

Сдерживание унионистских настроений также зависит от того, смогут ли Россия и Запад найти общий язык по поводу региона "общего соседства". Дальнейшее углубление противоречий между ними будет препятствовать строительству в Молдове политической нации и поддерживать те силы в Румынии, которые будут пропагандировать собственный имперский проект в отношении Молдовы под предлогом борьбы с "российской угрозой".

В начале марта около 100 молдавских населенных пунктов подписали совместную декларацию об объединении с Румынией.

«В целях восстановления исторического права жить вместе с братьями из-за Прута заявляем о немедленном и безусловном объединении с Родиной-матерью Румынией», — говорится в документе, который к 13 марта подписали члены 108 сельских и городских советов. 25 марта сторонники объединения планируют провести митинг в Кишиневе, на который, по их прикидкам, должно прийти более 100 тысяч человек.

Движение за объединение с Румынией активизировалось в стране в предвыборный год. В мае в стране пройдут выборы мэров в крупнейших городах, — Кишиневе и Бельцах — где живет 30% населения страны. Потом последуют и досрочные парламентские выборы.

«Восстановление исторической справедливости»

История взаимоотношений Румынии и Молдавии насчитывает много столетий. В Средние века молдавские княжества то попадали в зависимость от румынских князей, то освобождались от нее. В 1503 году Бессарабия была присоединена к Османской империи, а в 1812 году по Бухарестскому мирному договору оказалась в составе Российской империи. Только в ХХ веке Молдавия безо всяких оговорок впервые вошла в состав Румынии по результатам Первой мировой войны и распада Российской империи. Однако в 1940 году она вновь оказалась в составе СССР.

После начала распада Советского Союза в Молдавии начался политический кризис. Часть населения поддерживала идею идентичности молдавского и румынского языков, выступая за объединение двух стран. В противовес им просоветски настроенные жители Приднестровья и части других молдавских регионов выступили за сохранение Молдавской ССР в составе Союза. Однако в итоге победила третья сторона: сторонники независимости.

Официальным стартом нынешней кампании юнионистов (так называют сторонников объединения) можно считать 18 февраля 2016 года, когда на пресс-конференции в Бухаресте была представлена стратегия объединения двух стран, подготовленная Национал-либеральной партией (НЛП). Ее возглавляет действующий президент Румынии Клаус Йоханнис , который называет объединение двух стран чуть ли не ключевой задачей своего срока.

Масштабный документ предлагает создать единое социально-экономическое, культурное и информационное пространство, открыть рынки рабочей силы в Румынии для всех граждан Молдавии, увеличить поддержку из румынского госбюджета молдавских СМИ, в том числе общественного телевидения, а также продвигать культурные ценности для «развития румынской идентичности». Предлагается и начать разработку нормативной базы для создания общей жандармерии и полиции. По мнению Йоханнеса, очередным шагом для объединения двух стран должна стать евроинтеграция Молдавии.

В Молдавии кампанию за воссоединение с южным соседом ведет «Блок национального единства» (БНЕ). Это румыно-молдавская организация, выступающая за «восстановление исторической справедливости». Сбор подписей за объединение с Румынией БНЕ собиралась приурочить к 27 марта. Для организации это сакральная дата: ровно сто лет назад в этот день Бессарабия вступила в состав Румынии. Митинг в молдавской столице, на который планируют собрать 100 тысяч человек, также будет приурочен к этой дате.

«Люди разочаровались в идее молдавской государственности»

Если предыдущий президент Молдавии Николай Тимофти поддерживал идею объединения двух стран, то нынешний глава государства и лидер Партии социалистов Игорь Додон выступает против. Додон запустил кампанию по сбору подписей против объединения стран, в которую включились 250 населенных пунктов страны (из 898, которые есть в Молдавии). Президент подчеркнул, что присоединение к Румынии вызовет гражданскую войну. 7 марта Додон созвал Совет безопасности, на котором осудил юнионистскую декларацию.

«Совет считает эти действия грубым нарушением положений конституции, мы предлагаем изменить уголовное законодательство и ввести уголовную ответственность за подобные действия. В ближайшее время такие поправки будут разработаны и переданы парламенту», — пообещал Додон.

Парламент страны, который контролирует Демократическая партия, выступающая за вступление страны в ЕС, ответил на это заявление молчанием. Ранее там одобрили законопроект, предлагающий заменить в конституции государственный язык с молдавского на румынский. Однако, как считает эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер , на самом деле Демпартия смотрит на вопрос присоединения к Румынии только с точки зрения своих интересов.

— Она (Демпартия) и контролирующий её олигарх Владимир Плахотнюк просто хотят остаться у власти. Под какими лозунгами это произойдет, им не так важно, — заявил эксперт.

По словам Брутера, за последние 10 лет поддержка идеи воссоединения с Румынией в Молдавии действительно выросла почти на 10% (примерно до 30%). Однако одновременно выросло и число людей, которые выступают за интеграцию в восточном направлении: либо за тесное сотрудничество с Россией, либо за воссоединение с Приднестровьем. Такое развитее событий в стране поддерживают около половины населения.

«Объединение с Румынией может произойти только в том случае, если США решат, что они не справляются с ситуацией в Молдавии и страна вот-вот выберет путь в сторону РФ», — считает Брутер. Между тем в США, по мнению эксперта, хотели бы, чтобы Плахотнюк отошел от власти и на его место пришли более «правильные» с точки зрения Вашингтона люди. «Рейтинг Демократической партии падает. Из-за этого они даже не стали выдвигать своих кандидатов на выборах в крупнейших городах страны Кишиневе и Бельцах, где живет 30% населения страны».

На фоне больших экономических проблем у граждан крепнет уверенность в том, что молдавская государственность — неудачный эксперимент, считает политолог. Отсюда и растущая популярность политических сил, которые выступают за интеграцию с другими государствами. Однако в какую именно сторону качнется чаша весов, сказать сложно. «Это покажут предстоящие выборы», — считает Брутер.

Годовщину Малого объединения «двух Румыний» в Кишиневе отмечали широко. Кадр из видео со страницы Unirea ODIP в Facebook

Фракция социалистов в парламенте Республики Молдова (РМ) потребовала от Службы информации и безопасности (СИБ), а также генпрокурора разобраться с селами, заявившими о соединении с Румынией. Депутаты считают инициативу сельчан уголовно наказуемой. Депутат Богдан Цырдя сказал «НГ», что началась «ползучая оккупация» Молдовы, конечная цель которой - «создание здесь военного антироссийского плацдарма НАТО».

Молдавский депутат Богдан Цырдя заявил «НГ», что «на минувшей неделе румынскими стали три молдавских села, а сегодня их уже шесть». По его словам, «началась ползучая оккупация Молдовы Румынией, которую поддерживают США. Он отметил, что процессы румынизации активизировались» в 2009 году, когда к власти в стране пришла проевропейская коалиция, которая сегодня занимается антироссийской пропагандой и ухудшением отношений с Москвой». И это, обратил внимание парламентарий, при том что большая часть населения, а также часть политической элиты РМ настроены на восстановление связей с РФ. Однако сценарий для действующей молдавской власти, говорит Цырдя, «пишет Бухарест вместе с Вашингтоном». Он утверждает, что президента Игоря Додона, избранного большинством граждан республики и выступающего за развитие отношений с Россией при сохранении курса на ЕС, «не поддерживают правительство, парламентское большинство и в Евросоюзе». Додона практически изолировали, не давая ему выполнять свои конституционные обязанности. Румыния тем временем регистрирует в Молдове свои партии, берет под контроль финансовую систему – например, один из ведущих в РМ Victoriabank покупает румынский банк Transilvania.

Кроме того, объединяются энергетические системы двух стран, в результате Молдавия, как пишут местные СМИ, «снимается с газовой иглы России». По этому поводу Богдан Цырдя замечает: «Бэсеску свободно шагает по Молдове, как по Румынии, – его мечта сбывается». Напомним, Траян Бэсеску – экс-президент Румынии,

провозгласивший главной целью своей политической деятельности – присоединение РМ к Румынии. Цырдя отмечает, что так называемое Великое объединение состоялось в марте 1918 года и в нынешнем году сторонники «унири» (объединения) будут отмечать 100-летие этого события. Бэсеску обещал, что к юбилею «унири» Молдова должна объединиться с «матерью-Родиной». Депутат полагает, что в Молдавии накануне этой даты следует ожидать серьезных событий. Он также напомнил, что президент Додон предлагал НАТО подписать соглашение о нейтралитете Республики Молдова, но получил отказ. И сегодня «в Кишиневе открыт офис НАТО, который собирается помогать молдавским властям защищать страну от российской пропаганды».

Так в Молдавии появился еще один помимо Приднестровья сепаратистский регион – на севере страны. Однако если приднестровцев за развод с Молдовой наказали войной в 1992 году, то молдавским селам повезло – их вольности власть не заметила, несмотря на то что населенных пунктов, желающих сменить страну, становится все больше.

Интересно то, что три села, первыми проголосовавшиe за объединение с Румынией, находятся на севере республики, население которого традиционно считалось пророссийским. Депутат Богдан Цырдя объяснил это так: «60% населения севера страны – это русские и украинцы, они и настроены пророссийски. Но там есть и молдавские села, их жители считают себя румынами. Надо отметить, что такие есть везде, например, в тоже пророссийской Гагаузской автономии, там есть село, где 1% населения настроены прорумынски». Для автономии это, как говорится, не стандарт: в 1989 году молдаване шли походом на гагаузов, которые провозгласили независимую республику. А когда парламенту удалось уговорить гагаузов на автономию, то в соответствующем законе записали, что в случае смены Молдовой своего статуса они смогут самоопределиться. В Румынию гагаузы не хотели и не хотят. Но, как выясняется, не все.

Несмотря на молчание властей, скандал вокруг парада объединения все же разгорелся. Шум подняли депутаты-социалисты. Они потребовали от СИБ и генпрокурора «разобраться с провозглашением некоторыми селами Молдовы объединения с Румынией». С соответствующими запросами после того, как местные власти коммун Паркова и Фынтына Албэ подписали декларации об объединении, в адрес Службы информации и безопасности, а также генерального прокурора обратился депутат Партии социалистов Григорий Новак. Он отметил, что действия сельчан подпадают под Уголовный кодекс РМ, «так как грубо нарушен высший закон страны, а также другие нормативные акты». Парламентарий призвал СИБ и генпрокурора разобраться в этих случаях, напомнив, что они должны «стоять на страже закона», причем молдавского, а не румынского. Оговорка не случайна, так как многие чиновники и представители СИБ имеют помимо молдавского румынское гражданство. Законы РМ это позволяют, но до последнего времени они не распространялись на госслужащих. Но законодательное вето недавно было с них снято, и теперь правительство, парламент, СИБ и даже Конституционный суд заполнили граждане Румынии. Депутат Цырдя назвал это процессом ползучей румынизации Молдовы.

На минувшей неделе местные власти коммун Паркова и Фынтына Албэ Единецкого района, а также села Фештелица из района Штефан-Водэ подписали декларации об объединении с соседней Румынией. Это было сделано накануне годовщины так называемого Малого объединения Молдавии с Румынией (тогда – Молдавского и Валахшского княжеств) в 1859 году. В декларации жители указанных сел высказали мнение о том, что народы сами решают свою настоящую судьбу. Годовщину объединения крестьяне из молдавских сел отмечали вместе с румынами, которые перешли для этого пограничную реку Прут.

Первыми на событие откликнулись молдавские либералы, которые пропагандируют объединение нынешней Молдавии с Румынией: «Либеральная партия приветствует инициативу местных избранников и призывает другие населенные пункты увековечить этот пример национального мужества и достоинства, пример, который может и должен быть перенят властями Республики Молдова».

Для справки: 24 января 2018 года исполнилось 159 лет Объединения румынских княжеств, получившего название Малого объединения. Это событие считается первым важным шагом на пути к созданию единого румынского государства, после того как 5/17 января 1859 года Александр Иоанн Куза был единогласно избран господарем Молдовы, а 24 января/ 5 февраля – господарем Валашского княжества. А в 1918 году состоялось Великое объединение – Румынии с Бессарабией в лице сегодняшней Молдовы.

Социологические опросы показывают, что большинство граждан РМ – за сохранение молдавской государственности. Однако на фоне бедной Молдавии набирающая обороты Румыния для многих становится привлекательной. К тому же пропагандисты объясняют: «В Румынии вы будете получать большую, чем сегодня, пенсию, более квалифицированную медицинскую помощь (из Молдавии, по опросам, хочет уехать каждый третий врач), да и жить вы будете в стране Евросоюза». Если еще лет пять назад в Кишиневе наблюдались очереди в посольство России, то теперь они переместились к румынскому консульству – люди стоят за румынским паспортом. Причем как молдаване, так и русские.

«Воссоединение румын с обоих берегов Прута является основной задачей сегодняшнего дня, и эта ситуация требует создания в год 100-летия объединения Румынии с Молдовой министерства воссоединения», – заявил депутат парламента Румынии от партии «Народное движение» Константин Кодряну. «Создав министерство объединения, Румыния сможет подтвердить геополитическую, геоэкономическую и геокультурную ответственность, а также ее роль в объединении в европейском контексте», – полагает депутат.

Ленивому и нелюбопытному московскому обывателю ничего не стоит за глаза назвать молдавского строителя, плохо положившего плитку, «румыном». Спроси его, почему он так сказал, и он недоуменно пожмет плечами: «Ну а в чем разница-то?». В самом деле, а в чем?

Вопрос на самом деле далеко не праздный. Для начала напомним, что в Молдове на деньги ЕС уже 25 лет ведется жесткая кампания в пользу поглощения этой страны Румынией. В унионистские партии, общественные организации и СМИ Молдовы вкладываются серьезные деньги. Для молдавских студентов в Румынии создаются ежегодные квоты на несколько тысяч человек. Практически всем желающим в Молдове раздаются румынские паспорта. Звучат заявления, что у румын и молдаван "общие" язык, культура и судьба.

Цель этой кампании - заставить молдаван сменить самоназвание и внутреннюю идентичность. Тем не менее, молдаване почти поголовно высказываются против отказа от национальной государственности и «воссоединения» с румынами. Значит есть нечто, что мешает молдаванам признать себя таковыми. Что именно? Прежде всего, история.

Освободили, но не всех

Молдавское княжество возникло в 1359 году, когда ни Румынии, ни понятия «румын» еще в помине не было. На месте нынешней Румынии находилось княжество Валахия, созданное также в XIV столетии. Тогда так и говорили: в Молдавии живут молдаване, в Валахии - валахи.

Оба княжества почитали себя родственными, что, впрочем, не мешало правителям Валахии (вместе с турками, захватившими ее в 1415 году), воевать против молдавских братьев по крови и вере. За это молдавский господарь Штефан чел Маре в 1473 году предал Бухарест огню и мечу.

В 1812 году после очередной русско-турецкой войны молдаване и валахи обратились к Российской империи с просьбой избавить их от господства османов. Но перед столкновением с Наполеоном Россия смогла вырвать из рук Турции лишь часть Молдавии - Бессарабию, междуречье Прута и Днестра. За Прутом осталось усеченное Молдавское княжество со столицей в Яссах.

В Бессарабии на 106 лет воцарился мир, а «запрутское» Молдавское княжество, лишенное части территории и населения, ослабло. Поэтому, когда зашла речь об объединении Молдавии и Валахии, Бухарест стал играть первую скрипку, а Яссы - вторую.

В 1859 году это объединение свершилось. Возникла Румыния и определение «румын» применительно к народу нового государства. При этом значительная часть жителей бывшего Молдавского княжества продолжает и сегодня считать себя молдаванами. Что же до Бессарабии, то там весь XIX и начало XX века никто в румыны записываться не спешил. О Приднестровье в этом контексте вообще речи не было.

Слово и буква

Идентичны ли современные молдавский и румынский языки? Среди ученых есть разные мнения на этот счет, но на молдавском говорят уже несколько веков, на румынском - век с небольшим.

Вот как видел отношения молдаван и валахов в языковой сфере (и не только) господарь Молдавии Дмитрий Кантемир: «Валахи употребляют некоторые слова, молдаванам не известные, которые, однако, в письме опускают, и во всем следуют по стопам молдаван в отношении языка и правописания и этим самым признают, что молдавский язык чище, чем их, хотя открыто заявить об этом их удерживает недоброжелательство, существующее между молдаванами и валахами».

А вот что в 1921 году писала румынским властям группа молдавских крестьян Оргеевского уезда оккупированной румынами Бессарабии: «Что означает слово «волумул»? Догадываемся, это какая-нибудь брошюра (книжечка). Если угадали, то, пожалуйста, не беспокойтесь опять присылать ее, потому что читать ее некому. Говорим вам снова, если книжица для нас полезная, пишите ее на молдавском или на русском (не шарахайтесь вы от русского языка, как черт от ладана), а не на румынском, потому что о румынском языке представление у нас слабое, не то чтобы еще и понимать его».

С письменностью все гораздо проще - она разная. Хотя так было не всегда: с момента образования Молдавского княжества письменность у молдаван (не путать с валахами) по обе стороны Прута была кириллической, а официальным языком до XVII века - старославянский. Латиница сменила кириллицу к западу от Прута, в Яссах, только после создания Румынии в 1862 году.

Как только Румыния захватила молдавские земли в 1918 и в 1941 годах, она стала искоренять кириллицу под лозунгами о «единой румынской нации» и «общем румынском языке». В 1944 году территории были освобождены, но с распадом СССР политика возобновилась: кириллицу заменили на латиницу, а существование молдавской нации стали отрицать. Это вопрос цивилизационной ориентации: если ставится задача переориентировать бывшую Советскую Молдавию целиком на Запад, клише о «едином румынском языке» и «исконной» латинице становятся весьма важными.

Однако, повторюсь, до сих пор огромное большинство молдаван сохраняет свою идентичность. Что касается Приднестровья, то оно, отвергая в принципе сближение с Румынией и вхождение в геополитическое пространство Запада, сохранило кириллическую графику молдавского языка.

Где проходит фронт

По итогам переписи 2004 года 94% молдаван заявили, что считают себя именно молдаванами, а не румынами. Лидеры правящего в Кишиневе «Альянса за европейскую интеграцию» представляют «подавляющее меньшинство», за которым стоит Бухарест (ситуация, очень похожая на украинскую). «Общность» унионистам нужна, чтобы в нужный момент поставить вопрос о «воссоединении» всех земель, где, по их мнению, проживают румыны.

Посол Румынии в РМ Мариус Лазуркэ публично объявил себя унионистом, а президент Румынии Траян Бэсеску заявил, что рано или поздно Румыния и Молдова все равно объединятся. Президент пояснил и идеологическую основу возможного объединения: «Румыния и Республика Молдова - два независимых и суверенных государства, но в которых живут в основном румыны. Нас объединяет язык, традиции, радости и несчастья, через которые прошли румыны за последние века».

Тем не менее, ни румынские оккупанты в 1918-1940 и 1941-1944 годах, ни их преемники в Кишиневе и Бухаресте пока так и не доказали, что молдавской нации не существует. Фронт борьбы с унионизмом проходит не только по Пруту или Днестру, но и в сердцах самих молдаван. Большинство молдаван отвергает навязываемое им румынское имя. Это во многом срывает замыслы по поглощению Молдовы, Приднестровья, а также украинских Южной Бессарабии и Северной Буковины Румынией.

Андрей Сафонов

error: