Как завязать красивый и прочный узел. Как завязать морской узел на веревке, схема

Любой морской узел должен быть завязан крепко и надёжно, ведь от этого во многом зависит безопасность, и в то же время так, чтобы в любой момент его при необходимости можно было легко развязать.


Что стоит учесть новичкам перед обучением

Часто новичкам сложно разобраться в терминологии, которую применяют при пояснениях азов вязания морских узлов, поэтому изначально стоит усвоить несколько основных определений:

1) коренной конец – закреплённый неподвижно конец троса;
2) ходовой конец – свободный, т.е. незакреплённый конец, с которого начинают все движения при вязании любого из узлов.

В английской терминологии для морских узлов существует такая классификация:

1) knot – узлы, которые характеризуются как переплетение или связывание ходового конца с коренным;
2) bend - узлы, которые характеризуются как переплетение ходовых концов двух тросов для объединения в один;
3) hitch - узлы, которые характеризуются как прикрепление ходового конца к какому-то предмету.

Новичкам в морском деле важно освоить основные виды узлов, которые наиболее часто применяются на практике, и на базе которых уже легко понять принцип образования иных разновидностей.


Основные морские узлы

Беседочный узел/булинь – один из наиболее важных морских узлов, который стоит освоить в первую очередь каждому моряку. Он содержит в себе элементы различных морских узлов, что делает его почти универсальным узлом, который используют и для страховки, и для швартовки, и для крепления троса к гаку. Связывание двух тросов этим морским узлом считается наиболее надёжным. Существенный плюс – в возможности его применения для тросов любого диаметра и из любого материала. Он легко вяжется, не скользит по тросу, его легко развязать, но при этом сам он никогда не развязывается и особо надёжен.Из-за такой универсальности беседочный узел нередко называют королём морских узлов.

Как завязать беседочный узел :

1) создать с верха вниз петлю;
2) протянуть через образовавшуюся петлю ходовой конец;
3) затем пропустить ходовой конец позади коренного и снова продеть в петлю, после чего ходовой конец должен оказаться в другой петле;
4) туго затянуть.

Хотя беседочный узел достаточно прочный, развязать его тоже не составит проблем, стоит лишь немного сдвинуть петлю ходового конца по отношению к немного ослабленному при этом коренному концу.



Восьмёрка – типичный классический морской узел, названный так по своей форме. Он лежит в основе вязания многих узлов и обычно применяется в качестве узла-стопора и закрепляющего узла. Основное преимущество восьмёрки – в лёгкости завязывания и развязывания, даже в случаях намокания троса.

Как завязать узел восьмёрка :

1) ходовой конец обнести вокруг коренного, а затем вытянуть поверх него, образовав тем самым петлю;
2) пропустить ходовой конец в образовавшуюся петлю, перед этим заведя его за себя же;
3) крепко затянуть.

Прямой узел - один из древнейших морских узлов, который древние греки именовали геркулесовым. Основное его назначение - связывание двух тросов одного диаметра. Прямой узел часто используемый, но далеко не самый надёжный морской узел. Его главный недостаток в сползании по тросу и сильном затягивании при больших нагрузках или при намокании, поэтому в таких случаях его лучше не использовать.

Завязывают прямой узел довольно просто: один ходовой конец в одном направлении, второй – в другом (если в одном направлении, то получится ненадёжный т.н. «бабский» узел), а для развязки стоит лишь потянуть ходовой и коренной концы в разные стороны.

Простой полуштык и его более сложные вариации

Простой полуштык – широко распространённый простой не затягивающийся морской узел, который лежит в основе более сложных вариаций такого рода. Для его получения необходимо ходовой конец обвести вокруг предмета, к которому будет крепиться трос, а затем обвести вокруг коренного конца, и пропустить через образовавшуюся петлю. Затем ходовой конец прикрепляют к коренному. Такой узел отличается высокой надёжностью и отлично выдерживает сильную тягу.

– более сложный вариант простого полуштыка, который образуется из двух таких одинаковых узлов. Главное его назначение – закрепление швартовных концов на причалах и буксировка. Такой узел образуется не больше, чем тремя полуштыками. Большее количество никак не повлияет на прочность и надёжность узла, о чём красноречиво свидетельствует английская поговорка, утверждающая, что трёх полуштыков достаточно даже для королевской яхты.

Простой штык со шлагом – морской узел, аналогичный простому штыку, только с одним дополнительным шлагом вокруг того предмета, за который крепится трос. Также используется для швартовки, в особенности при длительных стоянках, поскольку надёжнее простого.

Рыбацкий штык/якорный узел – один из древнейших и наиболее надёжных узлов, который используется для крепления троса к якорю, а также при всех работах с тросами под воздействием сильной тяги. Он во многом похож на простой штык со шлагом, только первый полуштык проходит внутри шлага, охватывающего предмет крепления.

Важно выработать настолько хорошие навыки вязания морских узлов, что даже с закрытыми глазами уметь легко завязать требуемый в конкретной ситуации узел, и практика в этом деле – одно из основных условий для успешного освоения этого искусства.

Как завязывать узлы?

Умение завязывать узлы может выручить человека в самых различных ситуациях. Именно поэтому практически каждый, вне зависимости от сферы деятельности, должен знать, как завязывать узлы. Видов узлов великое множество, но мы выбрали для вас наиболее простые и надёжные.

Как завязывать узлы на одной и двух верёвках

Прежде всего, познакомимся с терминологией, без которой объяснения будут не совсем понятны. У верёвки есть коренной конец, который мы держим в руках неподвижно, и ходовой конец, которым мы оперируем, то есть продеваем, обматываем и т.д. На рисунках ходовые концы обычно обозначаются с затемнением.

Кроме того, есть одна важная методическая рекомендация по завязыванию любого узла: как только у вас получилось завязать узел по приведённой инструкции, не останавливайтесь на этом и повторите операцию ещё несколько раз. Затем позанимайтесь точно так же и на следующий день, и через день.

Дело в том, что памяти рук можно доверять лишь тогда, когда тот или иной навык прочно закрепился при помощи частых повторений. Именно поэтому не бросайте занятий, пока не сможете завязать тот или иной узел практически с закрытыми глазами. Ну, а теперь к делу.

Простой узел

Как завязывать простой узел, знают, наверное, практически все, однако немногим известно, что его можно завязать не только на одной, но и на двух верёвках, таким образом соединив их.

К недостаткам простого узла отнесём прежде всего то, что он достаточно сложно развязывается, а по гладким верёвкам и лескам просто ползёт. Также верёвка, завязанная при помощи простого узла, может значительно ослабнуть, а изгиб, возникающий в результате завязанной таким способом верёвки, существенно уменьшает её прочность. Впрочем, есть у простого узла и свои достоинства: если необходимо за несколько секунд связать верёвку или верёвки — это самый короткий способ. Однако не стоит оставлять такой узел надолго, и при первой возможности стоит заменить его на другой, более надёжный.

Узел «восьмёрка»

Завязывать «восьмёрку» также не слишком сложно, но при этом она значительно надёжнее простого узла, намного легче развязывается и, что не менее важно, ослабляет верёвку лишь незначительно. Отметим также, что «восьмёрка» не предназначена для связывания двух верёвок — её можно использовать лишь на одной, причём не только как стопорный узел, но и как составную часть других различных узлов.

«Кровавый» узел

Этот тип узла используется для утолщения верёвки, то есть может завязываться в качестве стопорного. Завязать «кровавый» узел можно двумя различными способами - в самом простом варианте сначала нужно сделать петлю, а затем пройтись несколько раз ходовым концом вокруг коренного, после чего необходимо затянуть узел. Второй вариант сложнее, но зато его можно использовать даже в декоративных целях.

К несомненным достоинствам «кровавого» узла отнесём то, что это один из наиболее эффективных стопорных узлов, а также то, что он, в отличие от простого узла, не вредит верёвке. Кстати, весьма интересно происхождение его названия: в царские времена при помощи верёвки с «кровавым» узлом на конце наказывали провинившихся солдат и матросов.

«Бабий» узел

Это неплохой узел для связывания двух верёвок, о котором знают многие, но далеко не каждый умеет его завязывать. Для того, чтобы сделать «бабий» узел, нужно обнести ходовой конец одной верёвки вокруг такого же конца другой, затем выполнить это действие ещё раз, после чего останется лишь затянуть узел.

К недостаткам «бабьего» узла отнесём то, что он подвержен скольжению, а также легко развязывается, поэтому его нельзя рекомендовать там, где нужно прочно и надёжно связать две верёвки: для этой цели есть другие узлы, об одном из которых мы и расскажем.

Этот узел можно назвать модифицированным «бабьим» узлом. Завязывается он точно так же, только перед этим нужно проделать пару нехитрых операций, завязав на ходовом конце каждой верёвки уже известные нам простые узлы либо «восьмёрки». Вот теперь этот узел не будет ни скользить, ни развязываться. Ну а происхождение названия «бабьего» узла очень простое: именно таким способом уже давно повязывают платки женщины.

«Рифовый» узел

Этот узел по технике исполнения чем-то напоминает «бабий», однако же здесь ходовые концы верёвок во втором действии пускаются несколько по-другому. Казалось бы, совсем незначительное изменение, однако же «рифовый» узел намного надёжнее «бабьего».

Впрочем, и у этого, на первый взгляд, безупречного узла есть свои недостатки. С одной стороны, «рифовый» узел очень сильно затягивается (особенно если верёвки намокли), а с другой — его достаточно легко развязать, если потянуть за любой ходовой конец в направлении коренного этой же верёвки. Но и здесь проблему решат заранее завязанные на обеих верёвках простые узлы или «восьмёрки».

«Хирургический» узел

Это последний из простых узлов для двух верёвок, которые мы рассмотрим. Сначала обносы ходового конца одной верёвки ходовым концом другой совершаются в одном направлении, а затем — в противоположном. Смена направления очень важна, так как в противном случае получится ещё одна модификация «бабьего» узла, но всё же она будет проигрывать в прочности узлу «хирургическому».

Добавим, что «хирургический» или, как его ещё иногда называют, «академический» узел легче выполнять, если одна из верёвок натянута. Ну а своим названием, как вы, наверное, уже догадались, этот узел обязан тем, что его часто используют врачи на операциях.

На этом можно было бы и закончить нашу статью, однако для тех, кого интересуют особо прочные узлы (например, для рыбалки), хотелось бы порекомендовать статью . И снова напоминаю вам: практика, практика и ещё раз практика. Если что-то непонятно, всегда можно посмотреть рисунки или даже видео о том, как завязывать узлы, — благо таких роликов немало в интернете.

Практически каждый моряк знает, что такое узел удавка и как правильно вязать самые прочные узлы. С помощью простого, но надежного узла можно поднимать различные тяжелые вещи, связывать несколько вещей и, в случае необходимости, спасти жизнь человеку.

Другими словами, узлы необходимы человеку в его повседневной жизни. Узлы используются как для крепления очень тонких нитей, так и для крепления толстых канатов, куда входит множество тонких ниток. При этом, область применения этих узлов не ограничена.

Этот узел еще называют скользящим узлом. Это своего рода открытая петля, которую очень часто применяют для поимки животных. Достоинство удавки состоит еще и в том, что ее легко ослабить и развязать после применения.

Различают несколько видов удавок :

  • Прямой узел является наиболее прочным соединением. Его применяют на прочных веревках или канатах. Его достоинство в том, что при намокании узел становится только прочнее. Если не требуется большой прочности узла, то нужно вставить деревянную деталь непосредственно в узел.
  • Плоский узел больше пригоден для соединения канатов и других прочных материалов. Узел обеспечивает наивысшую прочность соединения.
  • Рыбацкий узел так же предназначен для соединения нескольких элементов.

Каждый вид удавки можно сформировать самому. Чтобы это осуществить, достаточно иметь толстые веревки. Очень часто, подобные узлы используют в своей практике и рыбаки.

Применение удавки в рыбалке

Для чего предназначаются узлы, типа удавка:

  • Подобная удавка позволяет создать дополнительную толщину из обычной веревки. Это позволяет увеличить прочность соединения.
  • С помощью удавки можно надежно связать несколько вещей и без проблем их перевезти.
  • Удавка позволяет очень просто и быстро поднять груз. При увеличении нагрузки на соединение, узел затягивается еще сильнее.
  • Удавка применяется для поднятия тяжелых предметов, когда обычным способом поднять их сложно.
  • С помощью удавки можно связать несколько веревок, без проблем с прочностью соединения. При этом, подобный узел легко развязывается, при необходимости.
  • Удавка позволяет сформировать на веревке отдельную петлю, а точнее, технология вязания удавки.
  • Этот узел всегда может подстраховать, в любых условиях.

Люди достаточно изобретательные и приспособили различные узлы для облегчения своей жизнедеятельности.

Чтобы это сделать, потребуется минимум времени:

  1. Для начала следует подготовить веревки, уделяя основное внимание надежности. Лучше, если это будет канат или другая прочная веревка. Здесь все зависит от веса поднимаемого груза. Если каната нет, то можно сформировать канат самостоятельно, взяв несколько обычных веревок и скрутив их по спирали, в виде каната.
  2. Веревка или канат складывается вдвое, чтобы получился один длинный, а один короткий конец.
  3. На коротком конце формируется не большая петля.
  4. После этого, через эту петлю продевается длинный конец полностью.
  5. Если нужно, то можно легко расслабить узел и сделать петлю любого размера.
  6. В заключение, потянув за конец, петля затягивается.

Это один из самых примитивных узлов, хотя он обладает максимальной надежностью. Рыболовы используют этот узел для перемещения грузов. Размер петли может быть разным в зависимости от размеров груза, что делает эту петлю наиболее универсальной.

Всем известно, что подобная петля считается самым прочным узловым соединением. Применение эшафотной петли приводило к быстрой смерти, поскольку она мгновенно ломала шейные позвонки. Поэтому, с историей этой петли связаны самые неприятные воспоминания.

Не смотря на сложность устройства этой петли, ее можно освоить за короткий промежуток времени. Для этого необходимо:

  1. Подобрать материал самого высокого качества и прочности, чтобы он смог выдержать большой груз.
  2. Веревки соединяются в одно целое и складываются вдвое.
  3. В результате можно увидеть два конца: один длинный, а другой короткий.
  4. На длинном конце следует сформировать петлю подходящего размера и зафиксировать простым узлом. Если трудно определить размеры петли, то лучше обвязать предмет веревкой. После этого, веревка освобождается и можно увидеть свободную петлю нужного размера.
  5. Соединение закрепляется коротким концом веревки или каната.

Удавка готова к применению. Если имеются сомнения в применении подобного узла, то его надежность следует проверить в домашних условиях. Для этого нужно подыскать подходящий предмет и закрепив на нем веревку «удавкой», попробовать сместить этот предмет. Если узел не развяжется или даже не ослабнет, что вряд ли возможно, то его можно с успехом применять на рыбалке.

Еще один из самых распространенных и надежных узлов – это карабинная удавка. К числу популярных это соединение отнести нельзя, поскольку этот узел не так просто связать, особенно новичкам. К тому же, карабинная петля имеет узкоспециализированное предназначение, так как ее часто применяли альпинисты.

Несмотря на это, подобное крепление применяется и довольно часто, особенно в тех случаях, когда требуется постоянное подтягивание соединений. Если необходимо вытащить автомобиль из ямы, то лучшего варианта, чем карабинная удавка и не придумаешь.

Как вяжется карабинная удавка:

  1. Приобрести необходимый материал: веревку или канат.
  2. Из веревки нужно сформировать место соединения, похожее на восьмерку. Для начала, веревку можно обмотать восьмеркой между двумя предметами и снять. Для создания больших петель можно использовать пни.
  3. На один из концов крепится карабин, вместе с ним веревка привязывается к дереву.
  4. Если все сделано правильно, то карабин должен надежно соединиться с концом веревки.
  5. После этого, берется и тянется вспомогательная веревка, после чего узел крепко затягивается.

К подобному креплению можно привязать достаточно объемный груз. Довольно часто рыбаки крепят свои лодки с помощью такого крепления. Даже при самом сильном усилии карабин лишь сможет скользить по свободному концу.

Это узел, как говорят, на все случаи жизни. Этот узел используется как рыбаками и моряками, так и туристами. Опорой может послужить любой предмет или мокрая веревка. Техника вязания узла:

  1. К опоре крепится веревка.
  2. После этого формируется петля в три оборота.
  3. Коротким концом делается 3 оборота вокруг опоры.
  4. После этого подтягивается вспомогательная веревка.
  5. В заключение, узел освобождается от опоры.

Подобные узлы могут проскальзывать, поэтому каждый раз нужно проверять соединение на прочность.

Техника безопасности

  • В процессе вязания узлов следует быть очень осторожным, иначе можно получить травму. Прочная веревка состоит из множества тонких волокон, которые при определенном усилии могут порезать руки. Особенно, это актуально на этапе затягивания узлов, поскольку требуется серьезное усилие.
  • Перед подъемом больших грузов, нужно удостовериться в том, что веревка соответствует необходимой прочности. В любом случае, лучше перестраховаться и взять веревку с определенным запасом прочности.
  • Ни в коем случае, нельзя применять подобные узлы при перевязывании частей тела. Это может привести к прекращению кровотока, что повлечет за собой непредвиденные результаты. При этом следует учитывать тот факт, что удавка склонна к самозатягиванию.
  • Главное, предупредить, хотя на сегодня нет случаев, когда удавка действительно навредила человеку, если не считать эшафотную петлю. Но тот факт, что удавка является достаточно надежным соединением и очень простым в изготовлении, то большинство рыбаков пользуется именно удавкой, когда нужно надежно и быстро закрепить какие-либо предметы.

Как вязать узлы для связывания веревок

  • узел легко вяжется;
  • самопроизвольно развязывается — «ползёт», особенно на мокрых, жестких и обледенелых веревках;
  • использование без контрольных узлов недопустимо;
  • при больших нагрузках рекомендуется вставлять в середину узла какой-либо предмет, препятствующий сильному затягиванию (кусок палки, ветки, альпинистский карабин, скальный крюк);
  • прямой узел с петлей называется рифовым узлом, который на практике используется как вспомогательный, не работающий под нагрузкой (например, для затяжки горловины рюкзака).

Ткацкий узел (в, г)

  • узел легко вяжется;
  • используется для связывания веревок одинакового диаметра;
  • обязательны контрольные узлы;
  • может использоваться для связывания рыболовных лесок.

  • узел легко вяжется, хорошо держит;
  • «не ползёт»;
  • под нагрузкой сильно затягивается;
  • используется для связывания веревок любого диаметра (а-г), для лент (д) и сочетаний лента-веревка;
  • удобен для вязания различных петель, оттяжек и т.п.

Узел «встречная восьмерка»

  • надежный узел, хорошо держит;
  • «не ползёт»;
  • вяжется медленно;
  • сильно затягивается;
  • используется для связывания веревок как одинакового, так и разного диаметров.

Шкотовый (а-е) и брамшкотовый (а) узлы

  • надежные узлы, легко вяжутся;
  • под нагрузкой не затягиваются;
  • шкотовый узел используется для связывания веревок одинакового диаметра, брамшкотовый — для веревок как одинакового, так и разного диаметров;
  • обязательны контрольные узлы.

Узел «грейпвайн»

  • надежный и красивый узел;
  • для правильного вязания требуется практика;
  • под нагрузкой сильно затягивается;
  • используется для связывания веревок одинакового и разного диаметров, рыболовных лесок;
  • удобен для вязания петель, оттяжек и т.п.

  • надежный и красивый узел;
  • хорошо держит на мягких веревках и на лентах;
  • сильно не затягивается;
  • трудно запоминается, требует практики;
  • на жестких веревках недостаточно затягивается;
  • используется для связывания мягких веревок одинакового и разного диаметров, лент, капроновых нитей.

  • очень надежный узел;
  • «не ползёт»;
  • вяжется медленно;
  • требует практики;
  • используется на тонких мягких капроновых веревках;
  • на синтетических рыболовных лесках затягивается «намертво».

Обзоры узлов для гор - Материалы

Некоторые узлы

Верёвки одинакового диаметра, как правило, соединяют прямым, рифовым, встречным и ткацким узлами, разного диаметра - академическим, шкотовым и брамшкотовым узлами. Для образования незатягивающейся петли, а также для обвязывания туриста при организации страховки обычно служат "проводник", "восьмёрка" и "булинь" (петлевые узлы).

Для самостраховки при движении по верёвке на подъёме и спуске, при натягивании верёвки для переправы, при подъёме человека или груза применяют "схватывающие" узлы (обмоточный, двойной петлевой, карабинный, Бахмана), которые вяжутся вспомогательной верёвкой (репшнуром) на основной. Такой узел, будучи ослаблен, легко перемещается по основной верёвке в любом направлении, однако при резком приложении нагрузки сразу затягивается и стопорится на верёвке.

Для быстрого и надёжного крепления конца верёвки к дереву, камню или другому крупному предмету используются: "удавка", "штык простой" и "штык двойной", для привязывания оттяжек палаток - палаточный узел, для привязывания двойной нестягивающейся петлёй, а также при вязке носилок - "стремя".

Для динамичной страховки на мягкой, эластичной верёвке применяется узел Международного союза альпинистских ассоциаций (УИАА); при транспортировке пострадавшего незаменим узел, получивший название петли Гарда. Он легко вяжется и надёжен при любом состоянии верёвки.

Завязанные узлы должны быть затянуты, иметь правильный рисунок; на свободных (нерабочих) концах верёвки следует сделать страховочные (контрольные) узелки - они препятствуют проскальзыванию верёвки и самопроизвольному развязыванию узла.











Веревки, узлы, страховка

Веревки, смотанные в одинаковые кольца для переноски через плечо или в рюкзаке(а), в двойные кольца для переноски в рюкзаке и за спиной.

1- для соединения веревок одного диаметра (а - прямой, б - рифовый, в - встречный, г - ткацкий);
2 - для соединения веревок разного диаметра (а - академический, б - шкотовый, в - брамшкотовый);
3 - петлевые (а - "проводника", б - "восьмерка", в - "булинь", две фазы);
4 - "схватывающие" (а - обмоточный или петлевой, б - двойной, в - карабинный, г - Бахмана);
5 - для крепления к дереву, камню (а - "удавка", б - простой и двойной "штык", в - палаточный);
6 - привязывающиеся нестягивающиеся петлей (а - привязочный, б - стремя);
7 - для динамической страховки (а - Междунар. союза альпинистской ассоциации, б - петля Гарда);
8 - контрольные узелки.

1 - импровизированные (а - грудная обвязка узлом "булинь", б - грудная обвязка узлом "проводника" на основной веревке с подтяжками из двойного репшнура, в - грудная обвязка шкотовым узлом из двойного репшнура, г - "беседка" из петли основной веревки и карабина);
2 - альпинистский страховочный пояс Абалакова (а - в качестве грудной обвязки, б - в качестве "беседки"); 3 - подвесные системы (а - с раздельными грудной обвязкой и "беседкой", б - с конструктивно связанными грудной обвязкой и "беседкой").

Борис Маринов - Проблемы безопасности в горах - Материалы

Меры безопасности при использовании альпинистских веревок и узлов

Использование альпинистских веревок при движении по скалам требует применения различных узлов, отличающихся по способам вязки и назначению. В совершенстве владеть техникой вязки узлов, уметь применять их в необходимых случаях должен каждый горовосходитель.

Совершенствование узлов — постоянная тенденция в многолетней истории мирового альпинизма. В связи со значительным улучшением материальной базы и техники горных восхождений эти вопросы в последние годы приобретают все большую актуальность. Ряд авторов в своих работах рассматривают виды узлов, технику их вязки и применения, свойства различных узлов.

По нашему мнению, выбор видов узлов не может быть случайным делом, он должен производиться с учетом главным образом применимости их на практике, безопасности (прочность, отсутствие опасности саморазвязывания и затягивания, удобство при работе), легкости завязывания. Наши исследования (М. Минев, Б. Маринов, 1961—1968) посвящены физико-механическим свойствам узлов веревок из синтетических материалов в различных условиях, видам узлов, их надежности и степени использования альпинистами разной квалификации. На основании исследований нами предложены узлы, которые, по нашему мнению, следует изучать для практического применения.

Исследования осуществлялись по следующей методике. Мы провели испытания на прочность с помощью специальной установки “Амслер”, дающей нагрузку в 10 тонн. При всех испытаниях на прочность веревок и узлов нагрузки давались статические (постепенно), при одинаковой и равномерной скорости увеличения — 10 кг/сек. Основные прочностные характеристики показаны в табл. 43. Три различных вида веревок, подвергнутых испытаниям, были новыми и, естественно, сухими; температура воздуха при этом равнялась плюс 20°.

Таблица 43. Физико-механические свойства альпинистских веревок в различных условиях

Серия опытов Тип и сечение веревок Разрывное усиление, кг Удлинение при разрыве, % Сила по сравнению с I серией, % Удлинение по сравнению с I серией, %
I — сухая веревка, t= +20°
14 мм, плетеная
10 мм, спусковая
1620
1700
810
38,0
41,0
38,3
100
100
100
100
100
100
II — мокрая веревка, t== +20° 12 мм, прямые волокна в оплетке
14 мм, плетеная
10 мм, спусковая
1560
1650
785
39,5
42,2
39,0
96,5
97,4
97,0
101
103
102
III — замерзшая, мокрая ве ревка, t = —30° 12 мм, прямые волокна в оплетке
14 мм, плетеная
10 мм, спусковая
1170
1180
590
27,0
32,2
27,1
72,4
69,6
72,9
71,0
78,8
71,0

Для всех видов веревок и узлов были проделаны три серии исследований, состоявших из четырех нагрузок на разрыв. Каждая серия имела задачу получить данные о физико-механических свойствах веревок и узлов в условиях, часто встречающихся в альпинистской практике. Например, I серия проводилась в благоприятных условиях, приближенных к летним восхождениям на скалы (температура воздуха плюс 20°, низкая относительная влажность воздуха и, естественно, сухая веревка). II серия была приближена к условиям летних восхождений в дождливую погоду (температура воздуха плюс 20°, но веревка бралась намокшая: перед этим 2 часа находилась в ванной с водой). III серия содержала основные элементы условий зимних восхождений (веревка 12 часов лежала в холодильнике при температуре минус 30°, а до того находилась 2 часа в ванне с водой).

Эксперименты по исследованию физико-механических свойств узлов обвязки альпинистов проводились в условиях, приближенных к действительной обстановке восхождений. С этой целью веревочная петля, образованная после узла, была повешена на две опоры одного натягивающего механизма машины, а длинный рабочий конец веревки шел к другому натягивающему механизму. При натяжении был сохранен угол обвязывающей петли по отношению к точке узла в 30°.

Чтобы устранить влияние возможных объективных факторов, при испытании прочности узлов для связывания двух веревок мы использовали концы одной и той же веревки. При этих опытах мы сохраняли одно и то же расстояние между натягивающими механизмами машины (длина веревки 40 см, рис. 19).

Кроме описанных опытов, мы провели наблюдения над 240 начинающими альпинистами и более 460 участниками республиканского технического смотра и альпиниад в различных горных массивах.

Провели и анонимный опрос 100 альпинистов различной спортивной квалификации. Им был задан вопрос: “Какие узлы вы используете чаще всего при восхождениях и почему?”

Таблица 44. Физико-механические свойства узлов, завязанных на веревках, находившихся в различных условиях температуры и влажности

Результаты исследований показывают (см. табл. 43), что намокание (пропитывание водой) веревки при нормальных температурных условиях незначительно влияет на ее удлинение: то есть она чуть больше растягивается при испытании на разрыв, а прочность на разрыв чуть понижается. Это можно объяснить уменьшением взаимного трения между волокнами в мокрой веревке, вследствие чего разрыв отдельных волокон происходит неравномерно.

Прочность и растяжение замерзшей пропитанной водой веревки значительно уменьшаются. Причина кроется главным образом в присущей синтетическим материалам хрупкости и в наличии ледово-кристаллических структур между волокнами веревки.

Прослеживание эффектов, вызываемых намоканием и замерзанием веревок, позволяет уяснить и “поведение” узлов, завязанных на этих веревках. Результаты исследований физико-механических свойств узлов, сделанных на различных видах веревок, приведены в табл. 44. Они указывают на изменения качеств проверявшихся узлов в определенных сериях, характеризующих различные условия восхождения.

В сравнении с узлами, завязанными на сухой веревке при температуре плюс 20° и небольшой влажности воздуха (I серия опытов), узлы, находившиеся 2 часа в воде (II серия), понизили свою прочность. Так, булинь теряет от 3 до 3,7% прочности, двойной булинь — от 1,4 до 4%, проводника — от 2,2 до 3,7%, рифовый — от 1,9 до 2,5%, двойной рифовый — от 0,4 до 4,5%, ткацкий — от 3 до 3,7%, брамшкотовый, завязанный из веревок разного сечения, — от 1,8 до 3,5% и одинакового сечения — от 2,5 до 2,7%, схватывающий — от 2,5 до 4,2%. Будучи выраженным в абсолютных показателях — килограммах, уменьшение прочности узлов, завязанных на мокрых веревках, составляет в среднем 15—50 кг, что практически не имеет решающего значения для безопасности альпинистов.

Серьезные изменения физико-механических свойств и особенно прочности узлов наблюдались в третьей серии опытов, после того как они находились 2 часа в воде, а затем при температуре минус 30° — в холодильнике. Полученные нами данные показывают, что узлы, завязанные на мокрой замерзшей веревке (при температуре — 30°) заметно теряют в прочности по сравнению с узлами на сухих и мокрых веревках. Так, булинь снижает прочность на 27,5—31,5%, двойной булинь — на 26,8— 31,5%, проводника — на 27,3—29,1 %, брамшкотовый, связанный из веревок разного сечения, — на 21%, а из веревок одинакового сечения — на 26—29,9%, схватывающий — на 21,4—27,7%.

Такое уменьшение прочности узлов, завязанных на замерзшей веревке, которое достигает в абсолютных показателях 450 кг, нужно считать серьезным изменением их физико-механических качеств. Оно превышает по абсолютным показателям общую прочность некоторых узлов (схватывающего, брамшкотовых), завязанных из различных по толщине веревок. Эти данные, характеризующие физико-механические свойства узлов и веревок, подвергшихся воздействию дождя и низкой температуры, имеют большое значение для альпинистской практики, особенно для зимних восхождений, и должны учитываться альпинистами.

Интересные для практики результаты получены при сравнении показателей прочности узлов и самой веревки, на которой они были завязаны (см. табл. 44). Исследования показали, что веревки, на которых имеются узлы, в сравнении с прямыми веревками (без узлов) в значительной степени снижают свою устойчивость на разрыв. Так, для узлов, сделанных на сухой веревке, снижение прочности составляет 20—32,7%, на мокрой — 19,8— 35,2%, а на мокрой замерзшей — 39,5—47,8%.

Уменьшение номинальной прочности веревок с узлами можно объяснить комбинированным силовым воздействием, возникающим при натяжении на разрыв, срезанием и перегибом отдельных волокон в районе узла, а при мокрой и промерзшей веревке — также под влиянием кристаллов льда между ними.

Эти данные показывают, что узлы из синтетических веревок имеют более положительные характеристики прочности, чем узлы из пеньковых (Е. Казакова установила, что узлы из пеньковых веревок на 45—65% менее прочны, чем сами веревки). Но независимо от этого уменьшение прочности очень велико, что следует учитывать альпинистам при восхождениях в неблагоприятную погоду.


Результаты анонимного опроса альпинистов показывают (рис. 20), что из узлов для обвязывания с помощью основной веревки чаще всего используется булинь с подтяжками (85%). Это же подтвердили наблюдения за участниками республиканского смотра технической подготовки, в ходе которого 95,5% из 130 альпинистов обвязывались с помощью этого узла.

Если посмотреть статистику использования узлов альпинистами различной квалификации, то увидим, что мастера и заслуженные мастера спорта единодушны в выборе узлов, которыми привязываются к основной веревке (87,5% применяют булинь с подтяжками и 12,5% —грудной пояс). Они не прибегают к узлу проводника. Все это очень показательно, так как большой практический опыт, накопленный в течение более чем 10 лет борьбы с трудностями альпинистских восхождений, научил их отличать безопасное и удобное от небезопасного и не необходимого (рис. 21).

В группах других разрядов больше разнообразия в предпочтительном выборе узлов, хотя во всех категориях наибольший процент альпинистов использует булинь. Определенная закономерность прослеживается в предпочтении двойного булиня и булиня, применяемых вместе (правда, оно снижается с повышением квалификации альпинистов), а также—пояса (последнее увеличивается с повышением спортивной квалификации).

Применение булиня в альпинистской практике вызывается следующими соображениями:

а) узел отличается прочностью (по данным Е. Казаковой, предельная прочность его составляет 55% прочности пеньковой веревки). Наши опыты показывают, что при сухой веревке узел рвется в месте завязывания при нагрузке 1310 кг в I серии опытов (рис. 22, а), 1265 кг — во II серии (рис. .22, б) и 915 кг — в III серии (рис. 22, в).



Показатели прочности этого узла не меняются в зависимости от длины веревки. Разрыв происходит от взаимных скачкообразных нагрузок на витки, составляющие узел, что зависит от изменения их силы;

б) булинь удобен для завязывания непосредственно на груди; кроме того, он позволяет легко регулировать ширину грудной обвязки.

Узел двойной булинь, хотя и несколько прочнее булиня, применяется значительно меньшим числом опрошенных альпинистов (3 и 3,1% в ходе республиканского технического смотра). Предел его разрыва на 30 кг выше, чем у булиня для веревок I серии опытов (рис. 22, а), на 20 кг — для веревок II серии (рис. 22,6) и на 35 кг— для веревок III серии (рис. 22, б). Это можно объяснить наличием больших радиусов изгибов веревки в узле, что уменьшает эффект срезывания. При нагрузке намотки, составляющие узел, смещаются скачкообразно, но со значительно более низкими силовыми интервалами, чем при узле булинь.

Причины меньшего предпочтения двойного булиня следующие:

а) узел трудно завязать и развязать;

б) частые ошибки при его вязке могут привести к стягиванию грудной петли и удушению в случае зависания на веревке;

в) надевать грудную обвязку через голову альпинистам неудобно, особенно если за плечами рюкзак;

г) трудно регулировать ширину обвязки. Все авторы причисляют узел проводника к группе узлов для обвязывания альпиниста с помощью основной веревки, но у нас он почти не используется с этой целью. Более часто его применяют при оказании помощи пострадавшему, при изготовлении различных средств транспортировки и т. п.

Причины отсутствия приверженцев этого узла следующие:

а) при нагрузке его трудно развязать;

б) после разрыва узел не распадается, а превращается в затянутую петлю;

в) при крестообразном пересечении витков, составляющих узел, его прочность дополнительно уменьшается на 20—32%.

Все сказанное дает нам основание отнести узел проводника к группе дополнительных узлов.

Грудной страховочный пояс как средство связывания с основной веревкой предпочитают 6% опрошенных альпинистов и 1,4% участников первого республиканского смотра. Сделанный из широкой прочной ткани или из четырех соединенных друг с другом петель веревки, страховочный пояс позволяет устранить некоторые недостатки грудной обвязки из основной веревки, увеличивает прочность системы страховки и улучшает распределение динамического удара при падении. Легко застегивается и снимается, не уменьшает рабочей длины веревки и может быть использован для устройства обвязки — сиденья и других целей. Только нехваткой поясов можно объяснить небольшой процент случаев их применения.

Из группы узлов для соединения двух веревок альпинисты чаще всего используют рифовый двойной (32%) и одинарный (26%). Эти узлы, взятые вместе, предпочитают 14% опрошенных, среди которых большинство составляют альпинисты отдельных разрядных групп (рис. 23).

Изучение физико-механических свойств этих узлов дает интересные данные для их практического использования. Так, рифовый узел имеет хорошую прочность. Его разрыв сопровождается сильным взаимным сдавливанием частей, составляющих узел. Допускаемая некоторыми альпинистами ошибка при использовании рифового узла для соединения двух веревок разной толщины крайне опасна. Наши опыты подтвердили данные Е. Казаковой, что прочность таких узлов уменьшается более чем на 50% по сравнению со связывающими веревками одинаковой толщины; в первом случае разрыв узла происходит в результате перерезания толстой веревки более тонкой. Это особенно часто происходит с плетеными и замерзающими веревками. А двойной рифовый узел, сделанный из веревок одинаковой толщины, устраняет разрушительный эффект тонкой веревки.


Ткацкий узел (для связывания концов веревок одинаковой и разной толщины) использовали 9% опрошенных, а вместе с одинарным и двойным рифовым — 8%. Этот узел не применяется значкистами “Альпинист НРБ”. С повышением спортивной квалификации альпинистов увеличивается и процент предпочтения ткацкого узла. Среди перворазрядников оно составляет 20,7%.

Подвергаясь нагрузке, этот узел еще при небольших усилиях смещается вследствие соскальзывания составляющих его витков. Такое смещение, достигающее иногда 25 см, наиболее часто происходит на мокрой веревке кабельного типа. Разрушение узла наступает при стягивании составляющих его витков, а может произойти и от разрыва. Изменения в узле при нагрузках весьма опасны, особенно если веревки из синтетических материалов и отсутствуют контрольные узлы.

Брамшкотовый узел, применяющийся для связывания веревок разной и одинаковой толщины, хотя и пользуется предпочтением у некоторых альпинистов, не включен в учебные программы и не изучается, потому что по своему назначению дублирует двойной рифовый узел. Надежность и легкость завязывания брамшкотового узла определили его включение в учебные программы подготовки кадров инструкторов и высококвалифицированных альпинистов. Об этом же говорит и значительный процент (12,5) мастеров спорта — инструкторов по альпинизму, которые чаще всего используют его в своей практике.

Анкетные данные показывают, что из группы вспомогательных узлов альпинисты используют схватывающий узел (60%) , стремя (4%) или оба узла вместе (34%). Причем 100% мастеров и заслуженных мастеров спорта чаще всего применяют схватывающий узел, и это не случайно. Ценное свойство схватывающего узла — затягиваться при натяжении—делает его незаменимым для страховки при движении по перилам, спуске и подъеме по веревке, при спасательных операциях (рис. 24).

Хотя при статических нагрузках (на разрыв), что весьма характерно для схватывающего узла, он показывает хорошие физико-механические качества (см. табл. 44), применять его для самостраховки при спуске по веревке опасно в следующих случаях:

а) когда толщина вспомогательной веревки, из которой связан схватывающий узел, равна толщине спусковой веревки или больше ее, узел не затянется;

б) при мокрых и обледенелых веревках затягивание узла при нагрузках затруднено, а в некоторых случаях и невозможно;

в) когда вспомогательная веревка, из которой завязан узел, сделана из синтетического материала с прямыми волокнами, его затягивание бывает слабым, а иногда и невозможным;

г) в результате трения о спусковую веревку (из синтетического материала) значительной площади узла, сделанного из капронового репшнура, в момент торможения на высокой скорости может произойти его оплавление. Для синтетических материалов температура плавления вследствие трения составляет около 60°. Плавление может произойти и в результате трения веревки в карабине (при спуске по закрепленной веревке на карабине), когда также развивается высокая температура. Поэтому при спуске таким способом веревку следует пропускать через 2—4 карабина, идущих один за другим.

Сравнительно немного перворазрядников прибегают к использованию стремян. Еще меньше приверженцев этого средства среди альпинистов невысокой квалификации. С возрастанием опыта альпинисты начинают лучше понимать, что для них безопасно, полезно и необходимо. Вязку стремян, по нашему мнению, следует применять главным образом при подъемах по закрепленной веревке и при некоторых спасательных действиях, да и то лишь разрядникам и инструкторам альпинизма. Всем альпинистам, однако, надо помнить, что стремена как элемент самостраховки вполне могут заменить самостраховку с помощью петли от основной веревки и узла проводника. Это обусловлено следующими факторами:

1. Стремя легко закрепить в карабине и высвободить из него (в отличие от узла проводника, который, будучи сильно затянутым, требуется разрезать).

2. Обеспечивается надежное закрепление стремени в карабине.

Сопоставление результатов наших исследований надежности самостраховки с помощью узла стремя и петли от узла проводника (см. табл. 45) показывает преимущества первого способа. Различие в абсолютных показателях надежности обоих способов свидетельствует в пользу стремени и колеблется в следующих пределах: 125— 250 кг для веревок I серии опытов, 135—230—для веревок II серии и 95—200—для веревок III серии.

Кроме того, сравнение результатов II и III серий опытов с I серией показывает, что надежность самостраховки с помощью узлов проводника и стремени при мокрых веревках почти одинаковая, но при мокрых и замерзших веревках предпочтение отдается стремени.

Процент надежности стремени оказывается еще более высоким, если оно вяжется из различных видов веревок. Это также подтверждено нашими экспериментами. Различие в этих процентах между самостраховкой с помощью узла проводника и самостраховкой с помощью стремени более благоприятно для второго способа. Для сухих веревок оно составляет от 13,2 до 14,6%, для мокрых — от 13,8 до 14,2%, а для мокрых и замерзших — 11,8%.

3. Узел стремя позволяет легко и быстро изменить длину веревки при самостраховке.

По этим причинам мы рекомендуем всем альпинистам овладеть вязкой узла стремя. При попеременной страховке 65% альпинистов используют главным образом комбинированный метод — через плечо (поясницу) и крюк (скальный выступ). При таком способе первый, самый сильный динамический удар в падении принимает на себя крюк (скальный выступ), а уже потом — страхующий. При отсутствии хорошего протравливания веревки это опасно, так как может привести к разрыву веревки или вырыванию крюка.

Преимущественное использование некоторыми альпинистами способа страховки через плечо имеет известный недостаток. Довольно сильный динамический удар трудно сдержать только руками, даже при хорошо протравливаемой веревке, особенно если страхующий стоит на небольшой площадке, без хорошей опоры для ног, или если положение веревки, ног и тела не соответствует направлению возможного удара.

Таблица 45. Сравнительные данные надежности самостраховки с помощью петли от узла проводника и с помощью стремени

Страховка только через крюк используется сравнительно мало. Новые альпинистские веревки, сделанные из искусственных материалов, обладают большой эластичностью, что помогает погасить часть динамического удара. Здесь необходимость страховки через крюк и с помощью рук в рукавицах обязательна.

Наблюдения показывают, что мастера и заслуженные мастера спорта используют для страховки преимущественно комбинированный способ, и лишь немногие из них прибегают к страховке только через крюк (скальный выступ) или только через плечо (поясницу). Страховка только через плечо (поясницу) характерна для перворазрядников и значкистов “Альпинист НРБ”, а страховка только через крюк (скальный выступ) — для спортсменов II и III разрядов.

Несомненно, что внедрение в практику автоматической страховки внесет коренные изменения в систему страховки в целом.

Важный момент в работе основной веревкой — выдерживание нагрузки при ее изгибе в карабине под углом 180°. Такой изгиб обычно бывает при падении шедшего первым альпиниста, на которого приходится удар вследствие его зависания на веревке, закрепленной на последнем забитом крюке. Различные веревки показывают разные возможности выдержать такой удар:

а) веревка с прямыми волокнами и в оплетке (кабельный тип) в замерзшем состоянии меньше других теряет свои физико-механические качества, что объясняется хорошим распределением усилий между отдельными несущими волокнами и меньшим обледенением;

б) плетеные веревки сильнее теряют свои качества;

в) при данном диаметре карабина (в нашем случае — 10 мм) чем тоньше веревка, тем меньше изменяются ее качества. Это объясняется меньшей неравномерностью распределения нагрузок в целостной структуре замерзшей веревки.

Комбинированное воздействие изгиба веревки в узле, как и влияние ледяной структуры в III серии опытов, дает общее уменьшение несущей способности веревки до 50% от ее первоначального номинала — факт, который следует учитывать всем альпинистам, действующим в зимних условиях.

Веревка, основное средство обеспечения безопасности альпиниста и туриста в горах, может послужить причиной гибели целых связок. Известны случаи, когда поскользнувшийся альпинист срывал всю связку. Это обязывает альпинистов серьезно относиться к страховке и самостраховке, помнить о своей высокой ответственности за здоровье и жизнь товарища, за успех восхождения, быть непримиримым к нарушениям техники и тактики альпинизма, правил безопасности.

Веревка становится причиной гибели товарищей в следующих случаях:

а) при движении с одновременной страховкой по Несложным, но опасным участкам маршрута;

б) при отсутствии страховки на участке, где требуется попеременная страховка;

в) при больших связках (более 4 человек), когда невозможно уследить за движениями и действиями каждого альпиниста;

г) при организации страховки нескольких связок через один крюк.

Нарушения правил во время движения в горах, не приведшие к несчастью, не могут служить основанием, что и так можно действовать, не подвергаясь опасности. Слабости нельзя прикрывать конечным успехом, их надо обнажать, анализировать. Тщательный анализ ошибок во время восхождения или похода следует проводить всегда, а не только в связи с несчастным случаем.

Многовековая история пребывания человека на воде дает возможности пользоваться их плодами достижений. Так сегодня применяются различные морские узлы под определенные цели.

Как завязать морской узел для соединения тросов, веревок, лески или для укрепления — создавая тросы, а может само затягивающийся узел или наоборот не затягивающийся. Схематично представлены основные группы морских узлов. Так что с вопросом как завязать морской узел проблем возникнуть не должно.

Все многообразие морских узлов можно разделить, исходя из их задач и форм, на несколько основных групп:

  • узлы для соединения веревок;
  • узлы для утолщения веревки;
  • узлы-петли (само затягивающиеся и не затягивающиеся);
  • узлы для привязывания веревки к предмету (затягивающиеся узлы);
  • быстро развязывающиеся узлы;

Узлы для соединения веревок

Как завязывать водяной морской узел

Этот морской узел применяется для соединения веревок одинакового диаметра и является усложненным вариантом простого узла. Он создает прочное соединение, хорошо выдерживающее рывковую нагрузку и не имеющее тенденцию к проскальзыванию и само развязыванию.

Особенно хорошо водяной узел ведет себя на веревках и тросах из природных материалов. Но, несмотря на все эти свойства, он не получил широкого распространения в морском деле. Такой узел моряки стараются применять только в тех случаях, где его не нужно будет развязывать после снятия нагрузки, так как он фактически не развязывается, особенно в случае намокания. Кроме того, этот плотный узел с большим количеством перегибов веревок приводит к их сильному повреждению и ослаблению.

Как завязывать морской узел схема

Последовательность завязывания водяного морского узла

  1. Расположить ходовые концы веревок параллельно друг другу.
  2. Сформировать ходовыми концами замкнутую петлю, проведя ходовые концы веревок под их корневыми концами.
  3. Сделать три оборота ходовых концов веревок вокруг их корневых концов (необходимо следить, чтобы веревки в процессе завязывания сохраняли свою параллельность друг относительно друга).
  4. Затянуть узел, затягивая одновременно все четыре конца веревок.

Узлы для утолщения веревки

Как завязывать морской узел «Многократная восьмерка»

Многократная восьмерка – крупный стопорный узел, хорошо выдерживающий сильную переменную нагрузку. В морской практике он используется редко, несмотря на большую надежность и легкое развязывание. Благодаря большому количеству оборотов многократная восьмерка перераспределяет нагрузку и почти не повреждает веревку. Вяжут такой узел в основном на веревках и тросах небольших диаметров.

Последовательность завязывания узла многократная восьмерка

  1. Отступив от края веревки, сформировать открытую петлю. Ходовым концом сделать оборот вокруг корневого конца веревки и провести его через петлю.
  2. Ходовым концом троса сделать два оборота вокруг двух сторон петли и вновь провести его через окончание петли.
  3. Подтянуть петли к середине и затянуть узел.

Узлы-петли

А сейчас рассмотрим узел, относящийся к затягивающимся узлам-петлям.

Как завязывать морской узел «Скользящая глухая петля»

Этот узел по своим задачам и свойствам идентичен предыдущему, единственное его отличие – при его вязании формируется двойная петля, что увеличивает надежность крепления.

Последовательность завязывания узла скользящая глухая петля

  1. Ходовой конец троса сложить в форме открытой петли.
  2. Основание петли поднять и положить перпендикулярно основным концам троса, так, чтобы в результате образовались две закрытые петли. Ходовой и корневой концы троса провести через петли, делая обвод их внутренних сторон.
  3. Затянуть узел.

Не затягивающиеся петли

Как завязывать боцманский морской узел

Боцманский узел, входящий в группу не затягивающихся петель, появился несколько столетий назад в парусном флоте, где его применяли достаточно долгое время для крепления забортных досок-беседок при ремонтах корабля, для подъема-спуска человека при спасательных или высотных работах. Был известен под еще одним названием – испанский беседочный. Узел надежен, хорошо держит нагрузку, равномерно распределяя ее на две симметричные петли. В вязании узел достаточно сложен, но после прекращения работ он легко распускается.

Последовательность завязывания боцманского узла

  1. Ходовым концом троса сформировать открытую петлю.
  2. Закрытую часть петли развернуть на 180° вверх и завести снизу за ходовой и корневой концы троса так, чтобы получились две калышки.
  3. Часть закрытых петель развернуть навстречу друг другу на 180°, чтобы получились две восьмерки, и провести нижнее кольцо правой через нижнее кольцо левой восьмерки.
  4. Провести левый край верхней петли через левую нижнюю петлю, а правый – через правую петлю.
  5. Затянуть узел.

Узлы привязывания веревки к предмету (затягивающиеся)

Битенговый узел используют для швартовки небольших судов, шлюпок за швартовочные устройства – пал, причальную тумбу, битенг. Узел надежный, хорошо выдерживает рывковую нагрузку, довольно просто вяжется и распускается.

Последовательность завязывания битенгового узла

  1. Ходовой конец троса обнести вокруг битенга или причальной тумбы, сложить свободный конец в форме открытой петли и завести под корневой конец.
  2. Сформированную закрытую петлю перекрутить на 180° и, обведя вокруг корневого троса, набросить сверху на битенг.
  3. Затянуть узел.

Быстро развязывающиеся узлы

Это особая группа узлов, которые выполняют две основные и в то же время противоречащие друг другу задачи: надежно удержать соединение и при необходимости быстро распустить его. Решение такого противоречия было найдено в простой петле на конце узла, которая при выдергивании разрушает все плетение. Такая хитрость позволяет с этой целью использовать многие из узлов, которые при обычной вязке считаются трудно развязываемыми.

Пиратский узел более сложен в завязывании, чем ведерный, хотя имеет сходные с ним характеристики и задачи. Узел во флоте применяли для временной швартовки шлюпок и катеров.

Последовательность завязывания пиратского узла

  1. Позади опоры сформировать простую петлю. Корневой конец веревки сложить еще одной небольшой открытой петлей.
  2. Вторую открытую петлю, обведя опору спереди, завести в петлю 1.
  3. На ходовом конце веревки сформировать небольшую открытую петлю и, обведя корневой конец веревки, провести над петлей 1.
  4. Завести петлю 3 в петлю 2.
  5. Затянуть узел.

Как завязывать морские узлы видео

Полезный морской узел. Вяжется легко и быстро

Как вязать морской узел. Узел Восьмёрка видео

Морской узел восьмерка используется для соединения двух верёвок и создания утолщения на конце верёвки.

15 самых необходимых Морских Узлов видео

Энциклопедия морских узлов. Как завязать узел смотреть видео.

error: