Интервью Юлии Высоцкой для журнала Psychologies. Юлия Высоцкая: жизнь в ожидании чуда

Рассказала BeautyHack о том, какие продукты всегда есть в ее холодильнике, о регулярном кратковременном сухом голодании и о любви к бегу и бикрам-йоге.

О приготовлении еды

Приготовление еды для меня - не страсть, а с искусством ее сравнивать неверно. Это просто желание вкусно есть. Видимо, в определенном смысле это просто хорошо развитый еще в детстве вкус. В то время купить что-то готовое и по-настоящему хорошее было невозможно, поэтому мама и бабушка проводили много времени на кухне, готовили часто и с удовольствием. И для них, и для меня - это занятие, которое приносит радость и, что самое главное, радует близких. Если воспринимать готовку (как, впрочем, и любое другое дело) просто как обязанность, ничего действительно хорошего из этого не выйдет.

А искусство кулинарии, конечно, существует - есть профессионалы, которые занимаются этим, как настоящие художники, но среди них наибольшую симпатию и уважение испытываю к тем, кто все-таки относится и к себе, и к своему делу с юмором.

Ведь мы все равно знаем, где в конце концов окажется даже самая красивая, невероятно вкусная и блестяще поданная еда. Я бы сказала, что это не искусство, а скорее мастерство или ремесло. Вырезать деревянную ложку можно очень искусно, но для того, чтобы высечь фигуру из камня, надо не только мастерством резчика обладать. Хотя процесс вроде бы один и тот же — резать. Так что давайте не будем возводить еду в культ.


«Перезагрузка» - это отражение той философии, которую я исповедую и по отношению к еде, и к своему телу, и к образу жизни. Так или иначе, все новые веяния к нам чаще всего приходят с запада и чаще всего с запозданием - иногда на пару тройку лет, а иногда и на несколько десятков. Калифорния уже 30 лет назад поголовно увлеклась ЗОЖ, у нас только сейчас приходит осознание того, что и физическое, и эмоциональное состояния напрямую зависит от того, что ты ешь, как и сколько спишь, сколько двигаешься. И это очень интересно, потому что я и к еде отношусь с этой точки зрения. У меня часто спрашивают, как вы остаетесь в такой форме. Да просто у меня не бывает истерик, связанных с едой. Вокруг нее нельзя выстраивать ни систему жесткого контроля, ни превращать ее во что-то желанное и недоступное.

Как только ты себе что-то запрещаешь, ты начинаешь с собой бороться. А я полностью согласна с прекрасной китайской мудростью - «побеждает тот, кто не борется».

Правильное соотношение всех элементов, которые обязательно должны в жизни присутствовать, - дисциплины и кайфа, самоограничения и вседозволенности, - все это и есть единственная система, которая работает. За всем этим стоит ясное сознание, осознанность. Как раз о том, как добиться этой осознанности, этого присутствия в каждом моменте своей жизни, мне и хочется поговорить 10 февраля на встрече в «Перезагрузке».

Понимаю, что знаю очень мало и нахожусь в постоянном процессе поиска и изучения. Я уверена, что есть очень много людей, которым интересны поиски и находки других. Это как язык изучать: если учишь в индивидуальном порядке, прогресс идет намного медленнее, чем если учишь в группе. Когда какие-то вещи озвучиваешь, делишься своим позитивным и негативным опытом с аудиторией, заинтересованной в тех же аспектах жизни, что и ты, то и для себя узнаешь много нового и важного.

О ЗОЖ и орторексии

Я постоянно нахожусь в поиске, но чем дальше углубляюсь в эту тему, тем яснее понимаю, что никогда не нужно уходить в экстрим. Прекрасные слова о том, что во всем должно быть чувство меры и в чувстве меры в том числе, здесь очень подходят. Самое главное - слушать свой организм. Маниакальное увлечение здоровым образом жизни - такое же психическое расстройство, такая же зависимость, как алкоголизм. Человек не может управлять ситуацией, это ситуация одерживает над ним верх. Какая разница от чего ты не можешь отказаться - от здорового образа жизни или от вина?

О продуктах

У меня дома всегда должно быть оливковое и подсолнечное нерафинированное масло, хорошая соль, бурый рис, паста из твердых сортов пшеницы, острый перец, чеснок - из этих ингредиентов уже можно приготовить отличную пасту aglio e olio! Если съесть тарелку таких макарон (именно тарелку, а не кастрюлю) пусть даже и вечером, то утром почувствуешь только прилив энергии, а не тяжесть в желудке. А если эту пасту заесть куском мяса, а «сверху» еще тирамису или мороженым, то, конечно, последствия незамедлительно дадут о себе знать.

В холодильнике должны быть сливочное масло, соевое, миндальное, коровье молоко, яйца, слабосоленая жирная рыба (селедка, лососевые), хороший твердый сыр, овощи. В общем, ничего особенно диетического.

А еще у меня всегда должен быть хороший кофе. Я, безусловно, кофеман. Но не каждый день могу позволить себе кофе, хотя очень его люблю. Если понимаю, что мне нельзя не выспаться, нельзя спать не менее, чем 7 часов, то я не пью кофе. Даже два эспрессо могут стать препятствием здоровому сну. Если же можно немного побаловать себя, то нет лучшего стимулятора, чем двойной эспрессо. Я из тех людей, у кого кофеин - вызывает мощный эмоциональный подъем. От крепкого хорошего кофе чувствую прилив энергии, приходит ясность мыслей, а настроение повышается на 3-4 часа точно. Иногда пью кофе с молоком. Когда была на съемках в Карелии, там было чудесное парное молоко. Привозили мне каждое утро прямо из-под коровы. А у меня в трейлере стояла отличная почти профессиональная машинка для кофе. Я такой капучино делала! Лучше, чем в Милане, честное слово.

О питании и здоровье

Главное, на мой взгляд, - слушать свой организм. Я ем достаточно мало. Но это не значит, что отказываю себе в еде. Ем, когда действительно хочу. Бывает, что просыпаюсь утром и понимаю, что мне необходим завтрак: тогда с удовольствием съедаю кашу. А бывает, что до четырех часов дня вообще не вспоминаю, что в доме есть такое место, как кухня. Это очень индивидуально. Есть моменты, когда я себя ограничиваю специально.

Много лет соблюдаю экадаши - кратковременное сухое голодание. Два раза в месяц на 11 день восходящей и нисходящей луны воздерживаюсь от еды. Такая практика логична. Функционирование женского организма напрямую зависит от лунных циклов: мы на них реагируем, задерживая и отпуская воду.

И если в определенные дни снять с него нагрузку пищеварения, организм будет вам очень благодарен. Вода, которая могла задержаться, уходит, и все процессы идут в более правильном четком ритме.

Два раза в год практикую более длительное голодание. Это не только физическое очищение, но и эмоциональное. Я не составляю заранее план. Это может быть 9 дней, иногда выдерживаю 4, максимальный срок был - 21 день. Важно выходить из него очень аккуратно, начиная с очень легкой и правильной пищи. Сначала печеные яблоки, потом потихоньку добавляешь овощи на пару, супы-пюре, крупы и в самую последнюю очередь возвращаешь в рацион белок.

Вообще если очень хочется, то могу с подружками и пиццу съесть в 12 часов ночи. Но не каждый день, конечно. Чаще всего это зависит от графика следующего дня: если у меня работа, съемка, я этого делать не буду.

По поводу голодания я, в первую очередь, доверяю своей интуиции. Конечно, консультируюсь с врачами, принимаю от них всю важную информацию, но только я сама чувствую, могу ли обойтись без еды или нет. Как и всегда, слушаю свой организм.

Если понимаю, что в этом состоянии голодания чувствую себя неспокойно, то ни в коем случае голодать не буду. И еще раз хочу подчеркнуть, что все это касается исключительно моего организма, и я ни в коем случае не создаю какую-то систему. Очень внимательно отношусь к состоянию гормонов. Каждые пол года делаю развернутый анализ крови, мне важно контролировать баланс всех необходимых микроэлементов, витаминов и прочего. Если чего-то не хватает, то недостаток нужно восполнять: я много работаю, нагрузки большие, и не могу позволить себе пустить это на самотек.

О вегетарианстве

Я считаю, что если у человека нет потребности в животной пище, то она ему и не нужна. Каждый сам выбирает, что ему есть. Другой вопрос - становится он от этого здоровее или нет. Вряд ли можно утверждать, что традиционно вегетарианская Индия как-то отличается особым здоровьем и долголетием населения. С другой стороны, где-нибудь в горах люди, съедающие каждый день по куску баранины, запивая ее красным вином, доживают до 100 лет. В общем, я возвращаюсь опять к своему лейтмотиву - надо слушать себя.

Если же мы говорим об идейном вегетарианстве, когда человек не ест мясо, не носит кожу и мех, осознанно ограничивая себя, то я уважаю эту позицию. Это действительно серьезная философская история. Но в этой ситуации особенно внимательно нужно «держать руку на пульсе» и контролировать свое состояние, чтобы не пропустить какую-то недостаточность, вызванную «усечением» рациона.

Я, например, не ем мясо - мне просто не хочется. Могу, конечно, попробовать, но съесть целый стейк просто желания не возникает. Люблю рыбу.

Могу съесть яйцо или добавить молоко в кофе, если мне хочется. Но делаю это редко - иногда возникает потребность, но чаще - нет. Просто мы все время меняемся, клетки обновляются, что-то сокращается, энзимов становится меньше, наш гормональный фон постоянно меняется, и если не реагировать на потребности организма, это может привести к нарушению функции внутренних систем и органов. Лично я чувствую себя отлично, когда ем меньше, но это не значит, что так должны делать все. Я ни в коем случае не пропагандирую малоедение. Такой образ питания подходит отнюдь не всем.

О фудблоггерах

Здорово, что благодаря соцсетям многие энергичные, с хорошим вкусом, часто талантливые люди получили возможность проявлять себя, получать обратную связь. Соцсети - это наша действительность, избегать их невозможно и не имеет смысла. Места там всем хватить, толкаться локтями нет необходимости. Я лично не испытываю какого-то пристрастия к соцсетям, у меня нет жгучего интереса. Иногда интересно, забавно, не более того. И, честно сказать, я не в восторге от того, во что превращается наше общение и вообще наша жизнь, переходящая полностью в онлайн. Мне немножко грустно, что все меньше времени для друзей. Бешеный темп жизни, работа, а ведь все хочется успеть, все реализовать, а еще и там побывать, и там - думаю, я не одна такая. Это раньше мы могли с подружкой варить раков у меня на кухне, спорить, какие специи к ним добавлять, готовить их в итоге в двух разных кастрюлях и полночи наводить пробу. Такое выдается все реже и реже. Но так, скорее всего, и у большинства людей.

О тренировках

Я бегаю и, действительно, люблю это. Когда есть возможность, отправляюсь на пробежку. Последние полгода были очень интенсивные в плане работы, да и сейчас график устроен так, что удается побегать только 2-3 раза в неделю. Для меня это несвойственно, и мне этого мало.

Мне доставляет удовольствие пробежать 12-15 км, я точно знаю, что мне это полезно, для меня этого своего рода медитация. Слава Богу, и колени, и спина, и суставы это позволяют. Бег - это мое!

Еще я плаваю, но не как пловец, - это скорее аквааэробика. Занимаюсь пилатесом на станке allergro. Был период, когда почти каждый день занималась «горячей» Бикрам йогой. Трудно, это вызов себе, но когда тренировка заканчивается, то чувство удовлетворения и самоуважения ни с чем не сравнить. Были перерывы и возращения к Бикрам йоге. Сейчас снова случился двухмесячный перерыв. Но очень надеюсь, что со следующей недели снова вернусь на коврик.

Вообще физическая нагрузка должна быть у меня каждый день. Если съемочная смена начинается в 8 утра, то я встаю в 6 и хотя бы успеваю сделать планку и принять ледяной душ. Физическая нагрузка совершенно необходима не только для поддержания формы, но и для эмоционального фона. Ведь у женщины он часто зависит от того, есть ли у нее претензии к своему внешнему виду, насколько ее удовлетворяет то, что она видит в зеркале. Это важно, поэтому я стараюсь держать этот момент под контролем и получать удовольствие и от процесса, и от результатов.

О бьюти-рутине

Я не верю в то, что «кухня» может помочь нам стать красивее. Огурец или клубника в качестве маски для лица в лучшем случае будут бесполезны, в худшем — нанесут вред коже. В народные средства никогда не верила, даже когда ничего особо купить было нельзя. Только профессиональный уход! Часто пробую что-то новое, люблю искать. Для экспресс-ухода в сумке и в машине у меня всегда лежат патчи под глаза, коллагеновые листы, тканевые маски. А ежедневный уход cамый элементарный: кожа должна быть всегда чистая. Ухоженная кожа - это чистая кожа. Утром и вечером пользуюсь пенкой и тоником LindaKristel. Потом наношу сыворотки или какое-то питательное средство.

Мой главный бьюти-совет - нужно найти хорошего массажиста! Здесь нет никакого пафоса, массаж бывает на любой кошелек. Самое важное - установить хороший физический контакт со своим массажистом, его руки должны чувствовать ваше тело, а тело - правильно отзываться на его руки.

Кожа как самый большой человеческий орган принимает на себя очень «большой удар» в виде нагрузки - а ведь мы даже иногда не догадываемся об этом. С моим массажистом мы «живем» вместе уже 18 лет. Ее зовут Елена Конькова - специалист сети World Class. У нее совершенно волшебные руки: добрые и очень сильные. Часто она меня просто спасает!

Из аппаратных процедур предпочитаю мантис, после перелета очень помогает. Раз в месяц курсом 3-5 процедур прохожу прессотерапию — хорошо подтягивает кожу. В общем, не могу сказать, что изобрела велосипед для себя в этой области.

Настроение хорошее - вот и выглядишь на миллион долларов, чуть взгрустнулось - «глаз погас», и кожа реагирует моментально.

Уход за лицом доверяю Андрею Юрьевичу Аленичеву («КИЭМ»). Доктор - это призвание. И клятва Гиппократа - не пустой звук. Андрей Юрьевич как раз из тех людей, которым это дано. Мы можем даже ничего не делать: просто посидеть и поговорить.

Однажды приехала к нему с легкими симптомами простуды и уставшая, он не пустил меня в камеру на криотерапию. Поговорил, развеселил и отпустил домой. От одного общения с такими врачами становится лучше.

Для волос много лет использую шампунь Shu Uemura и ничего лучшего для себя за долгое время не нашла. Масло для волос (в основном все-таки в солнечное время года) выбираю тоже этого бренда. Иногда делаю укрепляющие сыворотки.

Кроме шампуня и бальзама, важно подобрать подходящего именно тебе мастера, который увидит правильный оттенок для твоих волос и не будет пережигать их. Я хожу к одному и тому же специалисту уже 15 лет. Ее зовут Никола, работает она в Лондоне. В Москве укладку и макияж мне делает Надя Князева. Мы с ней тоже уже много лет работаем. Ко всем съемкам, событиям, «дорожкам» она меня готовит.

В обычной жизни декоративной косметикой почти не пользуюсь. А для работы нужны особенные люди, настоящие профессионалы. Несколько лет назад мне Надя собрала косметичку - ее с собой с тех пор и вожу. Правда, открывала всего пару раз. Там в основном средства таких брендов, как Charlotta Tilbury, Cle de Peau, Giorgio Armani, Sisley.

Юлия, с чего все началось?

Началось с того, что я ждала второго ребенка, у меня не было работы и я с утра до вечера готовила. Муж смотрел, как я разговариваю с курами и утками в духовке, как я ругаюсь на тесто, когда оно не поднимается, и как его хвалю, когда все получается, и однажды сказал, что это надо за деньги показывать, потому что смотреть на это весело. Потом он поговорил с руководством НТВ, мы сделали пилот, и все это как-то пошло. Не было грандиозных планов, просто хотелось что-то делать, а не умирать от скуки. Но потом затянуло, потому что я действительно люблю готовить, действительно люблю еду и все, что с ней связано, я в этом разбираюсь, и, конечно, я не профессионал, но я из тех любителей, которые своей страстью любого профессионала за пояс заткнут.

Помните, что готовили на первой съемке?

Хорошо помню, конечно. Это была яичница «по-кончаловски» — блюдо, которое готовила Наталья Петровна Кончаловская и которому меня научил Андрей Сергеевич.

Это собственно яичница с ржаными гренками, натертыми чесноком, с большим количеством жареного лука, томатов и сладкого перца, с зеленью и тертым сыром — полноценный обед на самом деле.

Проект снимается дома, режиссер чаще всего приезжает накануне вечером и остается у меня ночевать. Ирена Мацкевич, наверное, мой самый близкий друг, мы знакомы 27 лет, вместе учились в театральном институте. Она приезжает, я пишу пошаговую карту каждого рецепта, мы вместе определяем схему — какой рецепт мы сначала будем снимать, какой затем.

Потом мы готовим кухню, убираем все лишнее, ставим нужное, из холодильника вынимаются домашние продукты, кладутся продукты, которые нужны на съемку, и так далее — в общем, рутина.

При этом, когда рядом родной человек, все это сопровождается чаем, кофе, разговорами, иногда начинаем писать рецепты, потом заболтались, посмотрели — боже мой, уже два часа утра. А еще я обязательно бегаю перед съемками, чтобы чувствовать себя в тонусе.


С командой проекта «Едим дома!»

Тяжело даются съемки кулинарных программ?

Это, конечно, большая физическая нагрузка. Раньше я носила с собой шагомер и видела, что за съемочный день по кухне можно намотать от 8 до 12 километров. Сейчас мы снимаем 2−3 программы в день, бывало по 4 и 5, а когда снимали «Завтраки», у нас был рекорд — 20 завтраков в один день.

Это тяжело, но это все равно кайф. Потому что у тебя всегда есть перед глазами результат, и это главное. В кино, бывает, тебе кажется, что ты гениально сыграл, а потом посмотришь результат в смонтированной картине и понимаешь, что это была иллюзия. Или, наоборот, сыграл хорошо, а режиссер порезал так, что от этого ничего не осталось.

А здесь другое: вот у тебя была мука и вода, а вот я вынимаю пышную ароматную фокаччу из духовки, съемочная группа ест с удовольствием — это очень сильно подпитывает.

С моей командой я работаю уже 14 лет. Это тоже помогает — мы друг друга понимаем с полуслова. Когда только начинали, на съемках за границей мои операторы первым делом бежали искать «Макдональдс», потому что это была знакомая еда. А теперь они разбираются в прожарке мяса, знают, что такое макароны альденте и предпочитают горький шоколад молочному.

Как вы нашли свой стиль ведения, свою скорость? Как учились работать в кадре?

Мне легче работать в кадре, чем шеф-поварам, которые, может, безупречно умеют резать лук, но так боятся камеры, что у них дрожат руки, или они, наоборот, настолько забывают о дистанции между ведущим и зрителями, что на экране это выглядит развязно.

У меня есть актерское образование, и оно, в первую очередь, подразумевает органичное существование в предлагаемых обстоятельствах.

Кухня — это как раз предлагаемые обстоятельства. И я в них существую, стараясь быть интересной, увлекательной и при этом, насколько возможно, оставаться самой собой.

Насчет скорости — мне кажется, это недостаточно быстро. Меня мало волнует критика, что, мол, я мечусь по кухне. Я не мечусь, это темп моей жизни, и в жизни, поверьте, я делаю все быстрее. В кадре я себе этого позволить не могу, камера за мной просто не успеет, так что приходится это учитывать. Я очень ценю время, мне мало часов в сутках, я мало сплю, мне хочется, чтобы времени было больше. Но я не всегда была такой, моя мама лет до шестнадцати меня постоянно подгоняла: «Юля, ну ты можешь шевелиться побыстрее?» Я была нормальным ребенком, живущим в своем темпе.

Не сложно ли за столько лет не повториться с рецептами?

Нет, это не сложно. Кулинария постоянно развивается, плюс сейчас к этому виду досуга большой интерес во всем мире, люди стали посвящать этому много времени, и здесь самое главное — держать руку на пульсе и быть любопытным человеком.

Я иногда удивляюсь, когда разговариваю с молодыми поварами, что знаю больше, чем они, — хотя это профессия, которая их кормит. Меня это поражает.

Может, конечно, они устают от готовки за рабочий день, может, рутина их утомляет, а у меня как раз есть возможность переключаться с одной деятельности на другую, оставляя горящим этот огонек интереса… Или это уже другое поколение — информация так доступна, что у тебя нет никого желания ее добывать? Не знаю. Мне кажется, это один из плюсов моего перфекционизма — во всем хочется дойти до самой сути.

Как изменились за это время рынок продуктов, аудитория, задачи программы? Изменились ли ваши конкуренты?

На самом деле мне бы хотелось, чтобы было как можно больше интересных кулинарных программ, потому что, чтобы развиваться, должно быть развитие всей среды. Безусловно, изменился рынок продуктов: 14 лет назад мне, как ни странно, было проще. Может, не было такого ассортимента, зато можно было купить свежие сардины, хороший сыр, можно было купить сливки, которые были сделаны из натурального молока, а не из порошкового продукта. Я не ходила на рынок с прибором, который проверяет количество нитратов в овощах и фруктах.

Я никогда не вступала в дискуссию по поводу того, что у нас якобы дорогие продукты. У нас, видимо, люди реагируют на названия. Сейчас уже никто не помнит, но руккола впервые на российском экране появилась у меня в программе, и тогда были упреки за экзотичность, а сейчас ее выращивают в Подмосковье и все могут это себе позволить.

Или полента из кукурузной крупы — всем кажется, что она дорогая, потому что звучит по‑итальянски, но назовите ее мамалыгой, и к ней сразу будут относиться с презрением.

Зато столько блюд из гречки, сколько я приготовила за эти 14 лет, ни одна кулинарная программа не показала! Но возмущение зрителей — это как с погодой: бессмысленно спорить — что есть, то есть.


В центре фото: Полина Александровна и Николай Егорович Мелиховы с дочерью Светланой (мамой Юлии Высоцкой).

Что вы помните из кухни собственного детства — что готовила мама, что вам нравилось?

Мои родители много работали, и, как и у всех советских людей, на приготовление еды у них было не так много времени. Но все-таки по субботам у мамы всегда был пирог с капустой, зимой был винегрет, а летом — запеченные в духовке почти до угля баклажаны с зеленью, помидором и сливочным маслом, это было ужасно вкусно. Ни разу с тех пор не встречала рецепта баклажанов со сливочным маслом — видимо, это какое-то мамино изобретение.

Больше готовила бабушка, Полина Александровна, и ее кухню я обожала: вареники с вишней (я могла съесть их очень, очень много), зеленый борщ, потрясающая тыквенная каша с рисом (как я сегодня понимаю, практически ризотто, только сладкое), ну и всякие пирожки — с абрикосами, сливами, яблоками.

Это южная, донская кухня, следовательно, очень много овощей, фруктов, мало каш — я впервые гречку попробовала в 18 лет в Минске. И тогда же я узнала, что пельмени бывают замороженными, для меня это было потрясением: и как люди не боятся покупать это? Откуда они знают, что положили в тесто?

Вообще приготовление теста моей бабушкой было священнодействием. Я помню, кто-то умер из родственников, бабушка должна была сорваться и уехать в станицу на похороны, а она накануне поставила тесто. Мне было лет шесть, и я осталась наедине с этим тестом, которое лезло из кастрюли, я его месила сначала руками, потом влезла в эту кастрюлю ногами, а тесто все росло и росло, как в комедии…

Апогей отчаяния у мам: что готовить на завтрак, чтобы быстро и дети ели? Что, кстати, предпочитают ваши домашние в качестве завтраков?

Я в этом смысле человек достаточно жесткий, я категорически против быстрых завтраков. Я понимаю, что разнообразные хлопья — это выход для мамы, которая торопится на работу, но это те углеводы, которые не дают ребенку никакой энергии, во‑первых, а во-вторых, тут нужно думать о будущем: нужно растить здорового человека, а на таких завтраках это не получится. Как выход? Можно готовить что-то заранее, замораживать и разогревать. Я, например, делаю блинчики, фарширую их творогом, или куриным фаршем, или овощами, в готовом виде замороживаю, и утром мне нужно несколько минут, чтобы их разогреть.

Если нет времени вообще, лучше яйцо ребенку пожарить или сварить, или кусок цельнозернового хлеба в тостер опустить и смазать его сливочным маслом, потому что сливочное масло детям совершенно необходимо, это вкусно, полезно, сытно, и ребенку этой энергии хватит до следующего перекуса.

Можно сэндвич быстро сделать: два кусочка хлеба, между ними кусочки огурца, отварного цыпленка, быстрая заправка из йогурта и горчицы — это сочно, вкусно и абсолютно здоровая еда. Каши я сейчас делаю так: замачиваю цельный овес или цельную рожь, потом варю, и такая каша тоже спокойно пару дней в холодильнике стоит, ее нужно только разогреть. Варю, кстати, на овсяном молоке, или рисовом, или соевом — редко использую коровье.

К сожалению, сырники любим только я и мой муж, остальные домашние к ним равнодушны — я так понимаю, что просто перекормила ими в свое время. В моем детстве творог был дефицитом, помню, как стояла в Тбилиси в очереди за пачкой творога и считала потом каждый сырник — у мамы они получались очень вкусными, казалось, ничего вкуснее в жизни нет. И я, похоже, со всеми этими сырниками, творожниками, запеканками и ватрушками перестаралась так, что мои дети это есть отказываются.


Традиционный вопрос: как человек, работающий с продуктами, умудряется сохранять такую прекрасную форму?

Я прежде всего работаю артисткой, а артистке нужно себя поддерживать, это часть профессии. И здесь ничего нового — поменьше есть, побольше двигаться. Нет у меня ни волшебной таблетки, ни волшебного обмена веществ, который все сжигает. Конечно, время от времени разрешаю себе все — и хлеб с маслом люблю больше всего на свете, и пасту с ботаргой сегодня буду делать для друзей и сама, конечно, съем. Но в принципе стараюсь держать себя в руках.

Голодать, например, люблю — особенно когда понятно, что джинсы не так сели и надо прекращать процесс обжорства.

Занимаюсь йогой, бегом. Иногда надоедает ужасно. С другой стороны, два дня не побегаю — и тело начинает требовать этого спортивного эндорфина, чтобы с тебя сошло семь потов, чтобы ты себя зауважал. Такой наркотик.

На бег меня подсадил муж, и мы довольно долго бегали вместе. Но затем ему сделали операцию на позвоночнике и он перестал бегать, пересел на велосипед. И в этот момент подруга уговорила меня попробовать палки для ходьбы. Сначала у меня сработал стереотип: что-то такое для пожилых людей, мне это не интересно. А потом я поняла, что это очень серьезная нагрузка, причем правильно распределенная — не только на ноги, но и на другие группы мышц: спина, руки — все работает. И мы с мужем стали ходить вместе, можем пройти километров 20, а то и больше. Велосипед тоже хорошо, ты многое можешь посмотреть, многими впечатлениями насладиться, зато палки — это общение. А если я иду одна, то слушаю книги, лекции. Только надо нагрузки менять, потому что наше хитрое тело ко всему привыкает.

Не поступали ли вам предложения за столько лет кулинарной карьеры принять участие в съемках «ресторанного» сериала или что-то в этом духе?

Предложения поступали. Но здесь очень много зависит от сценария, режиссера, партнеров — много факторов, которые меня могли бы убедить. Пока эта тема для меня в принципе наполнена, может быть, если я закончу этим заниматься, соглашусь на интересный кулинарный сюжет.


В роли Сони в спектакле «Дядя Ваня» (с Александром Домогаровым). Режиссер — А. Кончаловский

Юлия, почему вы — красивая, яркая актриса — так мало снимаетесь? Это ваш собственный выбор или, может быть, диктат мужа?

Если бы это был диктат мужа, я бы никогда не посмела напрямую сказать, наоборот, стала бы отпираться: что вы, что вы, он даже хочет, чтобы я снималась! Никто и никогда не признается в жизни, что есть диктат. Не знаю, так складывается моя судьба. Так идет моя дорога.

Я счастливая театральная актриса. В театре Моссовета, в трилогии Андрея Сергеевича Кончаловского по пьесам Чехова, я играю те роли, о которых студенткой могла только мечтать.


На съемках фильма «Рай». Режиссер — А. Кончаловский

Что касается кино, тот материал, какой я получаю, не вызывает во мне внутреннего отклика, и, наверное, тень моего мужа производит определенное впечатление на режиссеров — никому не интересно снимать чужую артистку, всем хочется со своими работать. Я мало снимаюсь, но у меня нет актерского отчаяния. У меня достаточно интересной, любимой работы.

Вы вошли в жюри конкурса «Героиня нашего времени» как попечитель фонда «Измени одну жизнь», который занимается поиском родителей для детей-сирот. Почему именно этот фонд?

Тема ребенка без семьи — это… Если есть вещи, за которые должна быть национальная ответственность и национальный стыд, то это точно старики и дети. Когда возникли ребята с предложением стать попечителем фонда — какие могли быть еще варианты? Конечно, я согласилась.

Когда ребенок попадает в семью, безусловно, это радостно и прекрасно, но это еще и очень сложно — и для ребенка, и для семьи, и фонд «Измени одну жизнь» — он не просто про усыновить, он про то, как помочь ребенку и родителям дальше жить вместе. Наладить отношения.

И еще мне кажется, нам всем надо работать не только по факту с трагедией, но и по ее предотвращению, нужно что- то менять в системе, чтобы дети не становились сиротами. Да и сам механизм взятия ребенка в семью у нас по‑прежнему не очень простой. Одному моему близкому знакомому усыновление далось очень сложно. И человек — довольно успешный профессионал, и жена прекрасная, и дом большой, все есть, а детей нет. И фонд помог. Видя своими глазами эту человеческую боль по обе стороны — боль людей, которые хотят стать родителями, но не могут, и боль детей, по воле судьбы оставшихся сиротами, — тебе, конечно, хочется помогать, чем можешь.

Фонд и мастерская кухонной мебели «Едим дома!» учредили в нашем конкурсе специальный приз для приемных мам — одна из участниц получит в подарок сертификат и сможет выбрать практически любую понравившуюся ей кухню. Как будете определять победительницу?

Честно говоря, не представляю, как мы будем выбирать, очень сложный вопрос. Придется объединиться с фондом, с редакционным жюри — это очень ответственно, и, думаю, будет тяжело определиться.

Наши участницы — женщины, которые меняют жизнь вокруг себя к лучшему. Кто сегодня для вас герои нашего времени?

Есть люди, которых знают все: актриса Юлия Пересильд с фондом «Галчонок», Чулпан Хаматова с «Подари жизнь», Хабенский с его фондом, помогающим детям с тяжелыми заболеваниями головного мозга.

Сейчас очень многие известные люди пытаются использовать свое имя в помощь нуждающимся, и это очень правильно.

С другой стороны, у меня есть прекрасные друзья, их имена ничего никому не скажут, но они больше двадцати лет помогают бездомным животным, дома у них 30 или 40 собак, и еще 2 приюта они фактически содержат на свои деньги. Есть прекрасный человек, друг семьи, Петькин крестный отец — он стоматолог и много помогает и хосписам, и тем людям, которые просто не могут себе позволить лечить зубы.


Как, на ваш взгляд, изменилась роль женщины в современном обществе?

Я убеждена, что роль женщины всегда важнее, чем роль мужчины, так есть и так будет — это семья, дети, дом. Известный призыв марки Dior «Мы все должны быть феминистками» хорош, но все же — почему все? Или я жила в такой среде, что я никогда не ощущала, что женщин как- то притесняют и не дают им возможности выразить себя?

Чтобы в советское время женщина сидела в углу и помалкивала — я такого никогда не видела.

Женщины должны иметь возможность зарабатывать не меньше мужчин, их мнение должно что-то значить, феминистское движение много действительно важных вопросов поднимает. Но мы все же не должны забывать про природу, про вещи, без которых человечеству не выжить. Я знаю, что мы все должны любить друг друга, и не уверена, что мы все должны быть феминистками.

Трудно ли быть современной женщиной?

Женщиной вообще быть трудно, во все времена.

Наш друг врач говорит: если мужчина устроен как велосипед, то женщина — как космический корабль.

Я сама хочу больше, выше, быстрее, но при этом мне не интересно разделение по половому признаку — ни для себя, ни для других. Мне интересно, хорошо ли этот артист играет на сцене или плохо, хорошо ли этот повар приготовил или плохо, а мужчина он или женщина — это не важно.

Что вас сегодня вдохновляет?

Мне нравится моя работа, я люблю свой театр Моссовета, своих партнеров, своих немногочисленных, но очень помогающих мне друзей. По‑прежнему чашка кофе меня вдохновляет, но не каждый день.

Первая мысль сегодня утром… «Сейчас побегу». Я даже не стала сегодня воду пить, встала и побежала. Поняла, что стоит чуть-чуть промедлить, и я найду массу отговорок. Но я побежала и теперь довольна собой.

Интервью: Наталья Родикова

Фото: Михаил Королев; из личного архива героини

ЕЙ МОЖНО ПОЗАВИДОВАТЬ: СДЕЛАЛА КАРЬЕРУ АКТРИСЫ И ТЕЛЕВЕДУЩЕЙ, УДАЧНО УСТРОИЛА ЛИЧНУЮ ЖИЗНЬ... ХОТЯ ЮЛИЯ ВЫСОЦКАЯ УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО НИЧЕГО НЕ УСТРАИВАЛА. ЗАМУЖ ВЫШЛА ПОТОМУ, ЧТО АБСОЛЮТНО НЕ ХОТЕЛА ЗАМУЖ. А ИЗВЕСТНЫЙ СЕРДЦЕЕД РЕЖИССЕР АНДРЕЙ КОНЧАЛОВСКИЙ 15 ЛЕТ РЯДОМ С НЕЙ ПОТОМУ, ЧТО НИКОГДА НЕ ПЫТАЛАСЬ ЕГО УДЕРЖИВАТЬ.

КОНЧАЛОВСКИЙ И ВЫСОЦКАЯ: РЕВНОВАТЬ НЕ ПРИХОДИТ В ГОЛОВУ

—Юля, неужели не хотели замуж? Все девочки мечтают быть невестами!

—А я с детства стремилась быть не как все! К примеру, выпускного платья у меня не было. Я жила в провинции, у нас все девочки наряжались в оборки из розового или голубого тюля, вплетали цветочки в волосы. Мне это казалось жутким колхозом, а достать что-то приличное было невозможно. Пошла на выпускной в мамином черном сарафане на бретельках, накинув маленький жакет с зеленым люрексом, — и прекрасно себя чувствовала. Сарафан заменил мне маленькое черное платье. А потом... Эти свадебные наряды — конечно, они бывают хороши.

Но прекрасная свадьба возможна и без них.

—У вас такая была?

— Я прилетела вечером из Лондона, и мы решили, что на следующий день пойдем жениться. Предложение Андрей Сергеевич сделал давно, но с конкретной датой заранее не определялись. Разница с Лондоном тогда была три часа, так что в девять утра по московскому времени я спала беспробудным сном. Но Андрей Сергеевич меня растолкал, и к десяти мы приперлись заспанные в ЗАГС. После вернулись домой, муж позвонил отцу, Сергей Владимирович Михалков приехал с женой Юлей, мы сели вчетвером на кухне и открыли шампанское Dorn Perignon. Его было очень много — мы пили весь день: с одиннадцати утра до глубокой ночи. Что может быть лучше такой свадьбы?! Конечно, можно было устроить себе стресс — закатить пышное торжество с гостями, но мы другие люди...

А то, что я никогда не хотела выйти замуж (ни помпезно, ни по-быстрому — вообще никак), очень помогло мне на первой стадии знакомства с Андреем Сергеевичем. Потому что когда сильно влюбляешься, хочется перспективы, развития отношений. А у меня была изначально установка: любовь любовью, но замуж не пойду.

— И поэтому вы смогли не лишать свободы ни его, ни себя?

—Да, абсолютно, меня никогда не интересовало, что он делает, где он сейчас. Не то чтобы мне было неважно — я скучала. Однако мне бы в голову не приходило звонить ему и спрашивать, волноваться или ревновать на расстоянии. Супругу я верю безгранично, он никогда не врет. Ему просто лень врать.

РАЗВИВАТЬ ОТНОШЕНИЯ В ЛЮБЫХ СИТУАЦИЯХ ПОМОГАЕТ ДИСТАНЦИЯ И ЖЕЛАНИЕ. ПУСТЬ И ССОРЫ БЫВАЮТ, НУ И ЧТО? БОЛЬШОЕ ДЕЛО! МНЕ ВСЕГДА ХОЧЕТСЯ, ЧТОБЫ АНДРЕЮ СЕРГЕЕВИЧУ БЫЛО ХОРОШО.

ЮЛИЯ ВЫСОЦКАЯ ИНТЕРВЬЮ: МУЖ НА БЫТ НЕ РАЗМЕНИВАЕТСЯ

—Неужели вы ни о чем даже не спорите?

—Почему же? Бывают «битвы» по рабочим вопросам, разногласия из-за воспитания детей. Андрею Сергеевичу иногда кажется, что я слишком резка, а мне — что он слишком отстранен.

—Бытовые моменты его не интересуют?

—А зачем ему бытом заниматься? Есть я. На это Кончаловский как раз не должен размениваться. Но вот для того, чтобы названия придумать для меню в нашем новом ресторане «Ерник», я его ночью растолкаю!

—Прямо ночью?

—Ну это я для красного словца сказала, потому что будить вообще никого не могу. Для меня самое тяжелое — поднимать детей в школу: очень жалко нарушать их сон! И я привила это своей семье: сон у нас священен. Раньше Андрей Сергеевич мог хлопать дверью, слушать громкую музыку. Но со временем заметил, как я к этому отношусь, как берегу сон его и детей. И сейчас, если спит хоть один человек, дома у нас тишина.

— Много времени ушло на то, чтобы приучить его к этому?

— Я не засекала. Отношения — любые, в том числе и супружеские — это постоянное строительство. Если я хорошо выгляжу, Андрей Сергеевич может сказать это двадцать раз за час. Но и если выгляжу плохо — столько же за то же время. При этом добавит, что мне нужно отдохнуть.

— Вот когда выглядишь плохо, так хочется, чтобы близкий человек поддержал...

— Нет, это такие детские игры, которые еще работают, когда люди вместе живут недолго. Маруське все без конца твердят, что она умница. А я считаю так: девочка должна знать, что она выглядит хорошо, — это помогает ей стать уверенной в себе. Мне мама в детстве говорила, что я обезьяна, а мы Маше повторяем, что она красавица.

ЮЛИЯ ВЫСОЦКАЯ ДЕТИ: ДОЧКА УСТРОИЛА ДОМА БУНТ

—У детей и папы любимые совместные занятия есть?

—С Петей они могут смотреть приключенческое кино с погонями. Или документальные фильмы о животных. Маня очень хочет заниматься музыкой, хотя слух у нее неабсолютный. Андрей Сергеевич считает, что в этом случае надо либо бросать бесполезное занятие, либо проводить за ним по 3 — 5 часов в день, как он сам когда-то. Этой возможности у Маруси нет, потому что в школе занятия заканчиваются очень поздно. Так что дочь только один-два раза в неделю на час ходит к педагогу. Еще Маша неплохо рисует. Петя же — вообще замечательно. Но пока мы решили ничего не делать с этим, подождать чуть-чуть.

А вообще дети так быстро взрослеют... Маша вот в этом году первый раз бунт устроила: не хотела писать Деду Морозу. Оно и понятно: 13-й год идет. Говорю: «Маня, напиши!». Она: «Я же знаю, что нет никакого Деда Мороза». Я ей: «Не напишешь — сюрприза не будет».

—Что же вы дарите детям, не желая их сильно разбаловать? И мужу, у которого все есть?

—Подарки всем выбираю симпатичные, с юмором. Андрей Сергеевич, например, очень любит ручки. На прошлый Новый год я подарила ему ручку и очень угодила. Потом натолкнулась на карандаш в том же стиле — и он был подарен на день рождения. Теперь можно вручать точилку для карандаша и другие письменные принадлежности в одном стиле...

—Что получаете в подарок от Андрея Сергеевича?

—Какие-то браслетики, шкатулочки, к которым обязательно прилагается записочка...

ВЫСОЦКАЯ И КОНЧАЛОВСКИЙ: УЕДИНЯЕМСЯ НА ШОПИНГЕ

— У вас двое детей. Удается побыть вдвоем с мужем?

— Я люблю ходить с ним в магазин, вместе покупать вещи и мне, и ему. С одной стороны, нам ничего уже и не нужно, с другой — в этом есть проявление физической любви. Мне неинтересно идти на шопинг с подружками. Другое дело, когда мой мужчина предлагает: вот это примерь. Или я ему говорю, что этот пиджак мы обязательно берем...

—Какие удачные находки у вас случались в последнее время?

—В прошлом году у нас были съемки в Милане, и паузу в 20 минут мы использовали, чтобы заскочить в магазин. Я увидела там темно-синий мягкий пиджак. Муж любит подобные уютные вещи без жесткой линии кроя. Сейчас в нем постоянно ходит, и все ему говорят: «Андрей Сергеевич, какой хороший пиджачок!». А ведь сначала сопротивлялся! Я же, когда он что-то выбирает для меня, чаще соглашаюсь: у него глаз-алмаз, он интуитивно чувствует, что хорошо, что плохо.

Андрей Сергеевич не любит модные вещи. Недавно мне понравилось одно пальто, я мужа два раза в магазин таскала. Он говорил: «Юля, ты в нем выглядишь как модель, ну и что? Это совершенно однодневная вещь: слишком модно, а значит, неправильно».

—А у вас как с интуицией?

—Я неплохо разбираюсь в людях. Бывает, чувствую: не надо с этим человеком иметь дела. Муж не слушает. А спустя время говорит: «Как же ты была права!»

—Ну а когда вы с Андреем Сергеевичем познакомились, что подсказывала ваша интуиция?

—Абсолютно ничего, тишина была полная. И хорошо! Мне кажется, когда люди начинают встречаться, нервность здорово мешает влюбленности. Она возникает, если боишься потерять человека. Я же от Андрея Сергеевича не хотела ни гарантий, ни постоянного присутствия.

—А когда захотели?

—Когда Маша родилась. Я не знаю, что такое послеродовая депрессия, у меня была послеродовая эйфория. Хотя мне тогда была необходима поддержка Андрея Сергеевича. Но хватило мозгов не требовать, чтобы он был рядом и мыл ребенку попу...

В почти часовом интервью актриса откровенно рассказала о своем непростом характере, отношениях с супругом , который старше ее на 36 лет, а также порассуждала на тему сексуальных домогательств - болезненную тему, которая уже год не дает покоя общественности.

В интервью Высоцкая отметила, что обладает довольно бурным нравом, который буквально заложен в ее природе - Юлия происходит из казацкого рода. «Мой дед Мелихов, и вот это желание все время вынуть шашку и начать ей махать присутствует. Хочется порой решить все вопросы сразу одним движением руки, брови или словом. Я работаю над этим всю свою жизнь. Надо сказать, что по отношению к своему мужу я машу шашкой крайне редко. Я нахожу гораздо более изощренные и убедительные способы влияния. Он никогда не доводит ситуацию до того, чтобы надо было махать шашкой. Он очень хорошо меня знает и понимает, как это немного смягчить», - призналась артистка.

Андрей Кончаловский и Юлия Высоцкая (фотогалерея: листайте вправо )

Высоцкая также отметила, что, несмотря на то, что любит одиночество и наслаждается им, восстанавливая силы, она получает огромное удовольствие от работы и театра. Однако, несмотря на внушительное количество лет, проведенных на сцене и перед камерой, ей все еще необходим страх и волнение. «Для того чтобы я начала получать удовольствие, должен возникнуть страх. Перед выходом на сцену мне каждый раз страшно», - рассказала Высоцкая. Тем не менее Юлия, по собственному признанию, считает себя очень сильным человеком.

Поклонники Высоцкой действительно поражаются стойкости артистки. Несколько лет назад Юлия вместе с мужем и дочерью Марией попала в страшное ДТП во Франции. В результате аварии наследница актрисы сильно пострадала и впала в кому. Несмотря на то, что несколько месяцев назад девушка начала реагировать на внешние раздражители, восстановление организма Марии идет очень и очень медленно. В СМИ неоднократно появлялись слухи, что именно последствия страшной аварии .

Андрей Кончаловский и Юлия Высоцкая

Не обошла Высоцкая и тему сексуальных домогательств. Напомним, что год назад мир всколыхнула волна секс-скандалов, в центре которых оказались влиятельные актеры, продюсеры и режиссеры. Некоторые из них после опубликования журналистских расследований потеряли работу, другим удалось выйти сухими из воды. Высоцкая считает, что случаи, когда актриса говорит о том, что ее домогались, но умалчивает о том, что шла на это, чтобы получить роль, все дело в лицемерии.

«Конечно, сексуальные домогательства - это ужасно. Но у другой стороны, которую домогаются, чаще всего есть выбор. Принять это и сделать то, что от тебя хотят. Ради роли или материальных преимуществ, например. Одно из главных отличий человека от животного - мы всегда себе можем представить те последствия, которые принесут нам эти решения, и взять ответственность за эти решения на себя. Поэтому, когда актриса говорит, что ее домогались, но не говорит, что она на это шла, чтобы получить роль, я считаю, что это лицемерие и обман. Это все те же составляющие данной конкретной ситуации. Если мужчина встречает вас на улице и берет за попу, вот это домогательства. Нужно либо бить в ответ, либо кричать. У меня был в институте небольшой инцидент. Было некорректное поведение по отношению ко мне у солидного пожилого человека. По моей реакции он понял, что дальше так делать не стоит, - поделилась воспоминаниями Высоцкая. - Наверное, виноват тот, кто более распущенный и делает первый шаг. Неважно - женщина или мужчина. Ответственность на том, кто начал эту провокацию».

Юлия Высоцкая

Отметим, что Юлия Высоцкая . По имеющейся информации, картина расскажет про разгон мирной демонстрации в Новочеркасске в 1962 году. Известно, что лента получила поддержку Минкульта, а ее бюджет оценивается в 150 миллионов рублей. Дата начала съемок и график релиза пока не уточнены. Сейчас Кончаловский занят работой над картиной о жизни Микеланджело Буонарроти: фильм под названием « » был отснят несколько месяцев назад, однако этап пост-продакшена растянулся и . Дата выхода фильма в отечественный прокат также неизвестна.

Юлия Высоцкая в предыдущем фильме Андрея Кончаловского «Рай»


Черно-белый "Рай"





Я ему передам.

Это сразу так произошло?

Стиль: Александра Подъельская. Макияж: Алексей Молчанов/Lancоme. Прическа: Светлана Шайда. Благодарим ресторан "Vаниль" за помощь в организации съемки

I)&&(eternalSubpageStart


19 января в российский прокат вышла картина "Рай" Андрея Кончаловского, вошедшая в шорт-лист премии "Оскар-2017" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". По случаю большой премьеры представляем интервью главного редактора HELLO! Светланы Бондарчук с исполнительницей главной женской роли в фильме и супругой режиссера - актрисой Юлией Высоцкой.

Черно-белый "Рай" Кончаловского - фильм, о котором все говорят с сентября 2016 года, с тех пор как режиссер, в пятый раз появившись на Лидо, взял один из главных призов Венецианского кинофестиваля.

Юлия Высоцкая - жена, муза и главная героиня - играет Ольгу, русскую аристократку, участ-ницу французского Сопротивления. Фильм о хитросплетении судеб на фоне Второй мировой отсылает к классике жанра - вспоминается и документальный "Обыкновенный фашизм" Михаила Ромма, и художественный "Ночной портье" Лилианы Кавани. В "Рае" сюжет двигает страсть, которой вспыхивает к героине Высоцкой Хельмут - начальник немецкого концлагеря. Есть еще и третий персонаж - французский коллаборационист Жюль, который тоже увлечен загадочной русской душой. Все трое выступают с монологами, держа ответ в условном чистилище. Каждый верен себе, и становится понятно, что самая прочная теория на свете - теория относительности.

Юля, фильм "Рай" попал в шорт-лист "Оскара" и уже получил приз на Венецианском фестивале. Я сейчас хочу, чтобы ты вернулась в тот момент и рассказала о своих ощущениях. Я отлично помню снимок из Венеции: ты, Андрей Сергеевич и ваш сын Петя стоите на красной дорожке, такие счастливые. Сильный снимок.

Трудно вернуться в сиюминутные ощущения, но это был какой-то экстаз. И Андрей Сергеевич абсолютно прав, я не хочу присваивать его мысль, что само по себе участие в Венецианском фестивале - это праздник. И Венеция, сам город, - магия, сказка.

Вы туда ездили два года назад с картиной "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына", которая получила "Серебряного льва"...

Да, "Почтальона" тоже хорошо приняли. Но тогда радость была нечаянная, нежданная. Когда Андрей Сергеевич создает фильм, он, конечно, его любит и вкладывается в него по максимуму. Естественно, когда мы, близкие ему люди, смотрели картину, все были под большим впечатлением. Но это не значит, что и жюри международного фестиваля должно быть под таким же впечатлением. Когда в отношении к фильму ты субъективен, пристрастен, не совсем понятно, как его могут воспринимать.

"Почтальон" - фильм авторский, "не для всех", но его недавно показывали по Первому каналу, и выяснилось, что он нравится зрителям и всем понятен. А ты не считаешь, что это своеобразное продолжение "Аси Клячиной" 1967 года? Наблюдается какая-то параллель...

Да, и в том, и в другом фильме в съемках принимали участие непрофессиональные актеры. Обыкновенные жители села снимались в массовке, а некоторым даже достались полноценные роли. Мне вообще кажется, что у Андрея Сергеевича интересная эволюция художника. Каждый его фильм не похож на предыдущий. Именно поэтому у него такая карьерная, как мне кажется, непризнанность. И из-за этого он в Голливуде и не прижился, не удержался. Ему интересно искать все время что-то новое. А зрителям нравится привычное. Нравится почерк.


Это молодость души. На мой взгляд, режиссер - профессия молодых людей. С оговоркой, что возраст - это не цифры, а состояние души. Это то, что человек испытывает в сердце, в голове, как он ощущает мир, готов ли он делиться, любить...

Я бы сказала - учиться и искать. Если у человека остаются эти потребности, то все остальное не имеет значения. Цифры - это все ерунда.

Мне казалось, что после фильма Кончаловского "Дом дураков", где ты сыграла Жанну, оставленную на произвол судьбы пациентку психиатрической больницы, большего издевательства над актрисой, над женой уже не придумать. Ты профессиональная актриса, но когда такой тяжелый фильм, как "Рай", снимает муж - это удовольствие?

Это счастье! Абсолютное счастье. Впрочем, как и работа в картине "Дом дураков". Этот фильм был очень сложен в процессе подготовки. Два месяца в 2002 году я провела в психиатрической клинике - это было непросто. А потом уже началась работа.

В "Рае" у тебя очень непростая роль, сложная героиня. То, что тебе пришлось расстаться с волосами, похудеть на десять килограммов, это лишь цветочки. В фильме много напряженных, мягко говоря, сцен с твоим участием. Как это все было?

Моя героиня прячет еврейских детей. Одна сцена была с еврейскими мальчиками. Я должна была довести детей до такого эмоционального состояния, чтобы они заплакали в кадре. Это было по-настоящему сложно. Меня за это потом, уже в Венеции, после премьеры, Андрей Сергеевич громко поблагодарил. Сказал: "Если бы их Юлька так не раскачала, я бы не знал, как этих детей довести". Мне, безусловно, их было жалко. Но еще жальче мучить их несколькими дублями. Поэтому я включила все свое безжалостное актерское прошлое, чтобы их как-то взбодрить.

Юлия Высоцкая в фильме Андрея Кончаловского "Рай"
Юлия Высоцкая с партнером по фильму "Рай" Филиппом Дюкеном в роли жандарма Жюля
Кристиан Клаус, сыгравший офицера СС Хельмута, и Юлия Высоцкая

Высоцкая не первый раз играет у Кончаловского. Сценарии фильмов "Глянец" и "Дом дураков" были написаны специально для нее. "В фильме "Рай" вряд ли бы кто-то сыграл так же, как она. Может, Чурикова, если бы подходила по возрасту", - говорит Андрей Кончаловский

А были моменты сомнения, страхи, когда ты не понимала, как ты справишься? Насколько бескомпромиссно к тебе относился твой режиссер?

Была такая сцена - я должна была петь. Я в принципе не пою. Режиссер об этом мне сказал накануне вечером. И для меня это был шок, что я завтра должна петь казачью песню, находясь по сюжету во французской тюрьме. Я казачка, казачья кровь во мне. И в песне не так много нот, это не ария из "Войны и мира" Прокофьева. Но тем не менее это все-таки надо было сделать при всех, трезвой. (Светлана и Юлия смеются.)

Может, можно было украдочкой...

Нет, это я не умею. Я без осуждения отношусь к тому, что некоторые артисты ощущают свободу только после того, как сделают глоток коньяка или еще чего-то... Для меня это исключено. И, в принципе, режиссер был доволен. Но это был ужас. Я сказала своим коллегам: "Девки, только вы надо мной не ржите. Мы в тюрьме, если захочется смеяться - плачьте, когда услышите, как я пою. Я вас прошу. Не "колитесь". А в итоге этот момент в фильм не вошел.

Да? Тогда у меня предложение! Может, из твоей "казачьей песни" родится короткометражка? Если Андрей Сергеевич не успеет снять фильм для моего следующего благотворительного вечера ACTION!, то можно собрать ролик из невошедших сцен.

Я ему передам.

Я, кстати, пришлю тебе сборник ACTION!. Каждый год в декабре мы собираем деньги для благотворительных фондов, проводим вечер, на котором режиссеры в качестве лотов представляют свои короткометражки. И в этом году я даже снялась в одной. Хотя у меня и небольшой актерский опыт, я периодически снимаюсь, в этом смысле я бесстрашная. (Смеется.)

Я тебя в фильме у Резо видела.

Это была полнометражная картина "Любовь с акцентом". А сейчас опять у Резо Гигинеишвили, но уже в коротком метре, в фильме "Вдовушки". Это такая трагикомедия, стоит посмотреть...

Ты всю жизнь была за сценой - бэкстейдж, а сейчас уже готова "стейдж"...

Знаешь, я раньше оказывалась "он стейдж" чаще всего тогда, когда кого-то надо было выручить. Как в случае с "Любовью с акцентом": Маша Миронова в последний момент не смогла приехать на съемки, и Резо попросил ему помочь. А в случае с ACTION! опыт очень интересный, ведь у режиссеров полная свобода творчества. И они демонстрируют такой полет фантазии!

Сразу вспоминаю фильм Никиты Сергеевича "Пять вечеров" с Гурченко, который был снят между съемками "Сибириады".

Обожаю "Пять вечеров"! Мой любимый фильм.

И мой! Я считаю, это один из лучших фильмов Никиты Сергеевича.

Ну так что, возвращаясь к дню сегодняшнему, мы готовимся к "Оскару"?

Нет, не готовимся. Тут две ключевые вещи должны совпасть. Политика и удача. Понимание оскаровской политики нам недоступно. Недаром Леонардо Ди Каприо столько лет не давали "Оскар". Он должен был его получить еще за фильм "Что гложет Гилберта Грейпа?" в 1993 году. Ричард Харрис вообще "Оскар" не получил. Так что какие фильмы, кто там главный, кого слушают, какая студия... Не знаю. Лучше ничего не ждать. Потому что как только ты себе строишь какие-то перспективы, выбираешь платье на церемонию...

Это нужно сделать вообще в последний момент. Интересно, как ты собираешься? Ты не очень светский человек, но у тебя есть важные выходы. Как долго ты готовишься?

Вообще не готовлюсь. Недавно вот была премия журнала Glamour. Я прилетела накануне в Москву, с утра что-то померила и приблизительно поняла, в чем могу пойти. Наряды для красных дорожек - это такое сиюминутное. Уж из этого делать проблему или важность этому придавать бессмысленно. Кроме того, мне кажется, должна быть определенная доля легкомыслия и небрежности в образе.

Абсолютно с тобой согласна. Сегодня этот тренд - легкая небрежность типа "я в последний момент что-то сделал" - дошел до нас. Но при этом есть ситуации, когда ты обязан выглядеть безупречно. На дорожке оскаровской церемонии, например. Когда ты представляешь всех актрис нашей страны. Я с большим уважением отношусь к актрисам, которые с этой задачей - выходом в свет - справляются, но далеко не каждая обращается к профессиональному стилисту. У нас просто недостаточно профессионалов, которые работают над образом.

Должны быть, действительно, специальные люди, которые с этой стороны продумывают карьеру, помогают, потому что на это нет времени, не хватает усилий. Не каждый человек понимает в тряпках. А потом, еще каких-то 20 лет назад моды как таковой у нас не было. Ну были Dior, Chanel и Зайцев. Сейчас этих имен в десятки раз больше, но принципиально ситуация не изменилась. Звезду нужно делать. Грета Гарбо или Марлен Дитрих сами себя лепили. У нас такие примеры тоже есть - Алла Пугачева, Людмила Гурченко. Но это единицы!

Скажи, пожалуйста, а какую роль в создании твоего стиля сыграл муж?

Огромную. Меня с детства мало ин-тересовало, во что я одета, и период "боевой раскраски" длился у меня очень недолго - лет с 14 до 16. После 16 я краситься перестала. Я думаю, ему это нравится. Вообще, он любит "умытые" лица.

Не всем это идет. Тебе идет, объективно.

Не всем, конечно. А что касается Андрея Сергеевича - у него самого очень хороший стиль в одежде и та самая небрежность, о которой мы говорили, не-обязательность. Все не должно быть идеально.

Мне очень близок твой стиль. И я всегда понимала, как в паре важно, когда мужчина и женщина подходят друг другу. Я сейчас не о том, что у него красный галстук, а у нее красные туфли. Какой-то один стиль, легкая небрежность, у вас мне это всегда так нравится!

Мне кажется, мы с ним вообще похожи. То, как он меня понимает, и то, как я его понимаю. Нам нравятся одни и те же вещи. Характер у нас разный, но нутро очень похоже.

Это сразу так произошло?

Мне кажется, практически сразу. Как только мы почувствовали, что друг другу близки. Это же тоже не в первый день происходит. Влюбленность - это еще не близость. Сначала роман, химия, а потом происходит любовь. Когда ты друг, когда ты товарищ, когда вы вместе.

Кликните на фото для просмотра галереи Юлия Высоцкая и Андрей Кончаловский на премьере фильма "Рай" в Москве, 18 января 2017-го

Ты занята такими разными делами: ты актриса, телеведущая, у тебя есть шоу, которое много лет очень успешно, ты пишешь книги, ты готовишь, у тебя есть ресторан. Что для тебя значит каждая из этих ипостасей и от чего ты можешь отказаться, а от чего нет?

Вообще, прежде всего я артистка. И все эти активности родились из желания примерять на себя разные роли. Наверно, если бы я больше была занята в театре и кино, остальным я бы не занималась. Но, с другой стороны, все, что ни делается, к лучшему. Мне кажется, что хороший ведущий обязательно должен быть хорошим артистом. Почему у нас так мало кулинарных программ с хорошими ведущими? Потому что кто-то хорошо режет лук, а кто-то умеет хорошо разговаривать. А это должно быть "два в одном". Артистичный повар. Я артистка и умею готовить, поэтому это несложно.

А еще он должен быть человеком, в принципе добрым. У него может быть какой угодно характер, но доброта обязательна. Ведь еду нужно готовить с любовью.

Конечно, еще у него должна быть харизма. Каждое его блюдо - это выступ-ление. Каждый раз ему выставляют оценку. Он готов к тому, что каждую его тарелку могут отправить обратно. Так что кухня - театр, абсолютный театр. Просто мне повезло в том, что я люблю готовить, люблю есть, люблю еду. Я родилась в Новочеркасске, культ еды на юге России - это нормально.

Ты всегда готовила? Тебя учили дома?

Всегда. Не учили. Это само выходит. Потому что когда без конца дома лепятся пироги, вареники, пельмени, ставится тесто, варятся холодцы, когда все время пахнет едой, то, конечно, ты этим проникаешься.

А у меня дома тоже готовили. Московская семья, где готовились и пирожки, и холодцы, и котлетки. Но меня готовка не увлекла. При том что я люблю вкусно поесть.

По тебе видно. (Светлана и Юлия смеются.)

Но это правда, я люблю домашнюю еду. Хотя, помню, у подружки дома всегда был плавленый шоколадный сыр. И я чувствовала себя несчастным ребенком, потому что у нас в доме его никогда не было. Мне казалось - что может быть вкуснее плавленого сыра?

Кошмар. Вредное всех манит. Все вкусное - это вредное.

Я знаю, что Андрей Сергеевич ведет здоровый образ жизни. Ты ему, наверное, готовишь отдельную еду.

Нет-нет. Сейчас Москва переживает моду на ЗОЖ, но, так как Андрей Сергее-вич очень долго жил в Америке, а там пик здорового образа жизни был в 90-х годах, я могу сказать, что сейчас это увлечение для него уже не так актуально. Да и вообще у нас оно скоро схлынет. Ведь уже даже есть диагноз, который ставят людям, чрезмерно увлеченным ЗОЖ. Мне кажется, чтобы быть здоровым, достаточно много двигаться. Физические нагрузки должны быть такой же обязательной ежедневной привычкой, как, допустим, чистка зубов.

Ты много спортом занимаешься?

Около двух часов в день. Зарядка должна быть обязательно. Бег, плавание. А насчет еды - мне кажется, можно все, но понемножку. Я обожаю макароны. И если даже я съем картошку фри, я себя не почувствую преступницей. (Смеется.)

А с новогодними праздниками у вас какие традиции связаны? Что у вас обычно на столе?

Традиции такие же, как у всех. Но не обязательно должен быть оливье. Мы просто договариваемся, кто что хочет. Кто хочет запеченного гуся с гречневой кашкой - будет гусь. Хочется, я не знаю, рыбы в соли - будет рыба. Все это так спонтанно организуется. Мы обычно справляем с нашими друзьями дома, потом идем поздравлять Никиту Сергеевича. У них всегда много людей, буквой П столы стоят, всем весело.

Я была у Михалковых несколько лет назад.

Да, приятно, что там многие бывают в Новый год. Если говорить о традициях, мне очень нравится, когда под елкой много-много всяких свертков, коробок, коробочек, для всех.

Я тоже это очень люблю. Ты всегда знаешь, кому что подарить?

Всегда находятся один-два человека, которым не можешь придумать, что дарить. Иногда спасают редкие книги, гравюры, какие-то произведения искусства. Они не стоят больших денег, это некий знак, особенно если ты знаешь, что человеку это интересно. Иногда спасают какие-то милые фитюлечки. Как-то в Милане я обнаружила небольшой магазин серебра. Там были чудесные маленькие велосипедики, божьи коровки, какие-то штучки. Вот это, мне кажется, прекрасные подарки. Велосипедисту, у которого есть все на свете, можно подарить маленький серебряный велосипедик, который он повесит на ключи.

Как думаешь, в чем вообще смысл праздников?

В праздники нас посещает прекрасное состояние. И, если говорить шире, мне кажется, смысл жизни не в том, чтобы радоваться праздникам. А чтобы это состояние как можно чаще присутствовало в течение всего года, независимо от календаря. Поэтому мне бы хотелось, чтобы меня, и вообще всех, состояние радости и ожидания чуда, исполнения желаний посещало как можно чаще.

error: