Гог и Магог - это кто такие в Библии? Кто такие Гог и Магог. За какие заслуги они стали столь известны

[евр. , ], в христ. и иудейской эсхатологической традиции имена варварских народов, к-рые завоюют Палестину или христ. ойкумену в последние времена. В пророчестве Иезекииля , давшего начало этой традиции, Г.- вождь завоевателей, М.- название его земли.

В библейской традиции

Нек-рые народы, названные в пророчестве Иезекииля о нашествии Г., упоминаются уже в библейском списке сыновей Ноя (Быт 10) как потомки «сыновей Иафета» (Быт 10. 1-5), расселившиеся «в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих» (Быт 10. 5). У Иафета было 7 сыновей (LXX 8): Гомер, М., Мадай, Иаван, [Елиса], Фувал, Мешех и Фирас (10. 2), а среди сыновей Гомера упоминается Фогарма (10. 3; ср.: 1 Пар 1. 5-6).

Прор. Иезекииль (Иез 38-39) предсказывает, как «после многих дней» «в последние годы» (Иез 38. 8) «верховный князь» Г. из страны М. (LXX предлагает вариант перевода евр. слова (глава, главный) как имени собственного - ῾Ρώς) во главе великого войска пойдет по воле Господа против вернувшегося из плена Израиля. В составе его армии будут воины от Мешеха и Фувала, от Гомера и из «дома Фогарма» «от пределов севера», а также Парас ( - Персия), Куш ( - Эфиопия) и Пут ( - Ливия?) (38. 1-9). Г. замышляет разграбить и разорить землю Израиля. Но пророк предрекает, что Божий гнев падет на Г., его временная победа над Израилем послужит только тому, чтобы показать славу Господа «перед глазами их» (38. 10-16). Г. в этом пророчестве олицетворяет врага, о к-ром говорили прежние пророки: с его приходом «произойдет великое потрясение на земле Израилевой», вся его земля будет разрушена (38. 17-20), но в конце концов поражен будет и сам Г. (38. 21-23). После того как Господь поразит Г. и его орды, пришедшие «на горы Израилевы», их мертвые тела пожрут птицы и звери (39. 1-8). 7 лет «жители городов Израилевых» будут сжигать оружие армии Г., а когда Г. найдет свою могилу в долине Аварим («долина прохожих»), в Заиорданье, в течение 7 месяцев будут хоронить мертвые тела его воинов, пока «вся земля» не будет очищена. В завершение Господь приготовит из погибших орд жертвенную трапезудля птиц и зверей (39. 9-20).

Все это, по словам пророка, произойдет для того, чтобы народы познали славу Господа и поняли, что Господь карает Израиль за его грехи. Но и Израиль должен понять, что Господь хочет быть его Богом «от сего дня и далее»; после возвращения из плена он должен терпеть унижение и признать, что Господь показал Себя Богом Израиля и в изгнании, и после возвращения (Иез 39. 21-29).

Географическая локализация и имена Г. и М.

Большинство исследователей определяют место существования Г. и земли М. (М. упом. в списке народов в Быт 10 и в описании народов, составляющих армию Г.- Иез 38) на северо-востоке от Израиля: в Анатолии или в Сев. Месопотамии. Исходя из того, что в Иез 38. 5 перечисляются названные уже в Иез 27. 10 армии из Персии, Эфиопии и Ливии (см.: Zimmerli . 1969. S. 643-644, 948-949), исследователи с уверенностью локализуют Мешеха во Фригии, Фувала в Киликии, Гомера на Армянском нагорье, а дом Фогарма на территории вост. Киликии (Иез 38. 2, 6) (Ibid. S. 652-653, 788-789, 947-949). Большинство др. народов, упомянутых в Быт 10. 2-5, также географически связаны с этой частью мира (жители Фарсиса, Киттим, Мидийцы и др.).

Если в вопросах географической локализации Г. и М. значительных разногласий не существует, то этимология и смысл этих имен остаются предметом дискуссий. Мнение ранних толкователей о них как о народе скифов (Ios . Flav . Antiq. I 6. 1 со скифами отождествляется М.; ср.: Ios . Flav . De bell. VII 7. 4) поддерживал еще Ю. Велльгаузен (Israelitische und jüdische Geschichte. B., 18973. S. 149). Распространенная в совр. лит-ре гипотеза, что Г.- это мидийский царь Гиг (аккад. ) (ок. 670 г. до Р. Х.), а земля М. соответственно - Лидия, восходит к Ф. Деличу (Herrmann . 1924. S. 245; Zimmerli . 1969. S. 942). Нек-рые исследователи, принимая во внимание те же датировки, связывают Г. с династией Гага Сев. Ассирии, к-рая упоминается в текстах Ашшурбанипала (D ü rr . 1923. S. 98-99). Ряд ученых ассоциируют библейского Г. с упомянутой в амарнских письмах (№ 1. 38) территорией «Гага», к-рая, согласно контексту (где также названы Ханигальбат и Угарит), находилась на севере Сирии, возможно, в окрестностях Кархемиша (Gressmann . 1905. Р. 182-183).

Среди исследователей, считающих Иез 38-39 послепленным текстом, распространена т. зр., что Г. мог быть военачальником армии молодого персид. царя Кира (ок. 400 г. до Р. Х.), а также, что имя Г. могло быть использовано как псевдоним для Александра Великого (Обзор толкований имен см.: Rowley H . H . The Relevance of Apocalyptic. L., 1963. P. 33-37; Zimmerli . 1969. S. 940-942; Herrmann . 1924. S. 244-245). Имя М. в таком случае понималось либо как искусственная форма в значении «земля Гога» (Zimmerli . 1969. S. 941), либо как «гебраизированное» имя от аккад. ( в амарнских письмах (D ü rr . 1923. S. 98-99; Herrmann . 1924. S. 245)). В лит-ре представлена и позиция, согласно к-рой первичным является название страны, а имя Г. было образовано от него (Wevers . 1969. P. 284).

Ряд исследователей объясняют имена Г. и М. как мифические: они произведены от шумер. «тьма», т. о., М.- это «земля тьмы», а Г.- персонификация тьмы или же «вождь и представитель сил, враждебных Богу» (Lauha . 1943. P. 71). Другие усматривают связь этих имен с аккад. богом Гага, к-рый упоминается в эпосе Энума Элиш (Herrmann . 1924. S. 244).

Эсхатологические мотивы пророчества Иезекииля и развитие традиции в поздней литературе

По структуре Иез 38-39 принадлежит к ветхозаветным пророчествам, построенным по схеме: наказание Израиля - наказание язычников - восстановление Израиля. Новый, отличительный элемент Иез 38-39, видимо предваряющий развитие поздней апокалиптической идеи об эонах (см. Апокалиптика),- идея «двойного эсхатона» (Frost . 1952. P. 91), т. е. «пророк указывает здесь на то, что находится далее ближайшего будущего, т. е. на 2-ю ступень божественного действия после того, что должно произойти в ближайшее время (собрание Израиля из рассеяния)» (Zimmerli . 1969. S. 945). Здесь эсхатологические выражения «после многих дней» (Иез 38. 8) и «в последние дни» (38. 16) вместе с более редким «в последние годы» (Иез 38. 8) получают более конкретное содержание.

В изображении великой эсхатологической битвы (Иез 38-39) виден ряд мотивов, получивших дальнейшее развитие в библейской и постбиблейской лит-рах. Среди таких мотивов: день Господень (день, в к-рый Господь откроет Свой гнев на народы); борьба Господа с силами хаоса (Наум 1. 4; Ав 3. 8; Ис 50. 2-3 и др.) и Его война с (языческими) народами (Ис 14. 24-27; 17. 12-14; Пс 2; 110; 68. 13-19 и др.), к-рая обычно связана с изображением теофании и космических катастроф; враг с севера (богопротивные силы зла и хаоса локализуются на севере - Иер 1. 13-15; 4. 6 слл.; 6. 1 слл.; Иоиль 2. 20 и др.); натиск народов на Иерусалим (Пс 46; 48; 76); жертвенная трапеза (идея, что павшие представляют собой жертвенную трапезу - Иер 46. 10; Соф 1. 7-8; Ис 34. 5-8); мотив мира - сожжение оружия (Ис 9. 5; Пс 45. 10) и др.

Мотив ожидания «отдаленного будущего», характерный для Иез 38-39, позволил последующим раввинистической и христ. традициям отнести событие нашествия и гибели армий Г. в более далекое будущее.

Особый интерес к пророчеству Иезекииля о великом царе последних времен Г. виден уже в переводе мессианского пророчества Валаама в LXX Числ 24. 7, где Г. противопоставлен моавскому царю Агагу. Др. вариант Септуагинты - Ам 7. 1, где имя Г. встречается вместо (покос), как и вариант Числ 24. 7,- показывает достаточно раннее возникновение связи между представлениями о войне царя Г. и о приходе Мессии.

Описания решающей последней войны занимают важное место в апокрифах. Напрямую от Иез 38-39 зависит изображение конца мира в 3-й Сивиллиной книге (3 Сив 663-650; здесь же упом. Г. и М. как названия стран между реками Эфиопии - 3 Сив 319, 512; ср. также: 5 Сив 101-110). В образах кн. Еноха (1 Енох 56) Г. и М. истолковываются как дикие орды парфян, к-рые тогда постоянно угрожали набегами (ср.: Ис 24. 21; 1 Енох 90. 16-19; 2 Вар 70. 7-10). Г. и М. понимаются в агаде как эсхатологические враги Израиля.

Г. и М. в НЗ

Если у прор. Иезекииля Г.- имя царя завоевателей, а М.- их территория, то в Откровении Иоанна Богослова Г. и М.- это названия народов, составляющих языческие орды, к-рые в конце тысячелетнего царства Христа (см. Хилиазм) после 1-го воскресения двинутся для последней битвы с народом Божиим, но будут попалены огнем суда Божия (Откр 20. 7-9). Общий план апокалиптики прор. Иезекииля и его кульминационный момент - битва народов Г. и М.- сохраняются в Откровении Иоанна. Мессианскому царству из пророчества Иезекииля (Иез 37) соответствует тысячелетнее царство Христа (Откр 20. 4-6); нашествию орд Г. и их уничтожению (Иез 38-39) - приход ведомых сатаной Г. и М. для уничтожения «стана святых и города возлюбленного» (Откр 20. 7-10); воскресению мертвых - последний суд (20. 11-15); Новому Иерусалиму (Иез 40 слл.) - новое небо, новая земля, новый Иерусалим (Откр 21).

В ранней иудейской литературе

Такая схема - пришествие армий Г. и М. после мессианского царства - сохраняется и в самых ранних примерах раввинистической лит-ры (Billerbeck . Kommentar. Bd. 3. S. 832-837). В палестинских таргумах большую роль в этой эсхатологической войне играет Мессия, к-рый побеждает пришедших к Иерусалиму Г. и М., при этом возвращение Израиля из плена в отличие от пророчества Иезекииля происходит уже после победы над Г. и М. (Таргум Псевдо-Йонатана на Числ 11. 26). Предсказание Елдада и Модада (Числ 11. 26-29) было воспринято как пророчество о царе из земли М. (Таргум Псевдо-Йонатана) или о Г. и М. (Таргум фрагментов). Раввин Неемия, ученик Акивы, также говорит о предсказании Елдада и Модада о Г. (Санхедрин 17а).

Иосиф Флавий (Ios . Flav . De bell. VII 7. 4) упоминает легенду о том, что Александр Великий на дальнем севере за горами Каспийского м. заключил кочевые варварские народы (скифов) железными вратами (ср.: Plin . Sen . Nat. hist. VI 15). Он отождествляет скифов с Г. и М. (Ios . Flav . Antiq. I 6. 1), т. о., легенда о Г. и М. в дальнейшем, прежде всего в христ. традиции, оказалась связанной с легендой об Александре.

В христианской литературе

отцы Церкви часто толковали имена Г. и М. аллегорически, как инструмент сатанинских преследований града Божия в последние времена (Hieron . In Ezech. XI // PL. 25. Col. 356-357; Aug . De civ. Dei. XX 11). Блж. Иероним, ссылаясь на распространенную в его время традицию, аллегорически истолковывал имена Г. как символ «кровли» (tectum) и М. как символ того, кто исходит «из-под кровли» (de tectum). Согласно блж. Августину, Г. символизирует врагов Церкви, из среды к-рых выступает диавол, как «из-под кровли», а М.- самого диавола, к-рый исходит из среды этих людей, как бы покидая временное прибежище, бездну безбожного града. При этом Г. и М. не исторические народы, они представляют собой врагов Церкви, число к-рых «как песок морской». В средневековье Николай де Лира , ссылаясь на блж. Иеронима, развивает это аллегорическое толкование: Г. для него - антихрист, т. к. он одержим диаволом, а М.- символ антихристовых гонителей, к-рые происходят от диавола (Emmerson . 19842. P. 85).

Для традиц. истолкования пророчества характерна вера в то, что с появлением диавола Г. и М. будут освобождены, антихрист возглавит их армии во время последнего величайшего гонения на христиан (Откр 20. 8). Он явится, когда падет Римская империя. Армии соберутся в Иерусалиме или, согласно блж. Августину, на всяком месте, где будут собраны христиане, и поведут войну против народа Божия. В конце концов они будут повержены Самим Христом, Который уничтожит антихриста (Ibidem).

Со временем аллегорическое толкование имен Г. и М. уступает место букв. пониманию предсказания о Г. и М., к-рые уже отождествляются с теми или иными конкретными историческими народами. В Византии мотив вторжения Г. и М. возникает в сер. VII в. (возможно, под впечатлением ситуации арабских завоеваний) в тексте «Откровения Псевдо-Мефодия Патарского» (написано по-сирийски, сохр. также в греч., лат. и слав. переводах). Согласно «Откровению...», Г. и М.- многочисленные дикие племена, отделенные от ойкумены и запертые Александром Великим железными вратами в далеких сев.-вост. окраинах земли, к-рые, согласно пророчеству, «придут на землю Израиля» «в последние времена». Здесь же приводится список 22 царств, заточенных Александром (Истрин . 1897. С. 20, 54; Alexander . 1985. P. 41). После предсказания поражения измаильтянам от последнего императора и наступившего затем периода мира и процветания сир. версия «Откровения Псевдо-Мефодия Патарского» сообщает, что в это время «врата Севера» откроются и заточенные племена ворвутся в ойкумену. Автор описывает бедствия и гонения на христиан и нечистоту Г. и М. Но по прошествии одной седмицы (7 лет?) они соберутся в долине Иоппия в Палестине, где будут уничтожены «одним из глав ангельского воинства», т. е. архангелом. После их исчезновения 7 лет в Иерусалиме будет править последний рим. император. Он поместит свою диадему на Животворящее Древо Креста Господня и тем самым окончательно передаст земную власть Богу. Но перед установлением Царства Божия властью на короткое время завладеет антихрист.

В отличие от библейской и ранней патристической традиций, где Г. и М. являются инструментами действий самого антихриста в период его правления на земле и их нашествие происходит одновременно с его явлением, у Псевдо-Мефодия Г. и М. возникают накануне прихода антихриста и еще до его воцарения они должны быть уничтожены. Эта традиция представлена в лат. «Тибуртинской сивилле» (XI в., содержит более ранние предания), к-рая, хотя и изображает явление антихриста до освобождения варваров, все же предрекает приход великого императора: он разгромит Г. и М. до того, как антихрист окончательно установит свою власть(Alexander . 1985. P. 185). В этом случае Г. и М. не армии антихриста, но знаки войн и опустошений, к-рые предшествуют антихристу.

В «Славянском Откровении Даниила» (написано в Византии в сер. IX в., сохр. в слав. переводе) Г. и М. появляются не в правление последнего императора, но при его непосредственном предшественнике, в др. версиях (IX-X вв.) эти сюжетные линии отсутствуют.

В трактате «О последних временах» Псевдо-Ефрема, к-рый сохранился в лат. рукописях VIII-IX вв. и, возможно, содержит элементы более ранней традиции, возникшей на сир. почве в кон. IV-VII в., отсутствует история Александра Великого, не упоминается и фигура последнего рим. императора. Неизвестные народы появляются просто «в те дни, когда наступит время этих народов»; они определяются как самые дикие (nequissimae), самые нечестивые (profanissimae) и грязные (coinquinatae), питающиеся человеческой плотью и кровью. Автор ничего не сообщает об их последующей судьбе, однако замечает, что «дни их будут сочтены» и «земля (Палестина? - Авт .) обретет покой» (Ibid. P. 186). Кроме того, период всеобщего благоденствия накануне последних времен у Псевдо-Ефрема помещается не до вторжения Г. и М., как обычно, а после их разгрома (Ibid. P. 138-139, 146-147).

Эсхатологические представления о Г. и М. в Византии разделялись далеко не всеми. В IX в. хронисты Георгий Синкелл и Георгий Амартол воспринимали Г. и М. как обычные исторические племена времен царя Дария I, якобы вторгшиеся через Мидию на Ближ. Восток, разорившие Сирию, Финикию и Палестину и вскоре уничтоженные Божественным Промыслом (Georg . Sync . Сhron. S. 295; Georgius Monachus . Chronicon / Ed. C. de Boor. Lpz., 1904. Bd. 1. S. 295). Иоанн Зонара (XII в.), как и мн. более ранние авторы, видел в М. наименование древних скифов (Zonara . Epit. hist. Bd. 1. S. 22). Нек-рые визант. книжники связывали сев. народ «рос» с именем «Гога, князя Роса и Магога» (вариант, к-рый приводит LXX). Этот несуществовавший князь Роса впервые был сопоставлен с народом «рос» Львом Диаконом (X в.) в связи с описанием похода рус. кн. Святослава (Leo Diac . Hist. IX 6).

В поздней зап. средневек. лит-ре антихрист становится неотъемлемой фигурой популярной легенды об Александре Великом. Англ. поэма об Александре (Kyng Alisaunder, XIV в.) изображала освобождающего Г. и М. антихриста разрушителем дела Александра Великого (Emmerson . 19842. P. 85-86). Мн. зап. авторы отождествляли Г. и М. с готами, гуннами, татарами (ср.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 445-446; Вып. 3. Стб. 503) и др. завоевателями. Р. Бэкон писал, что татары опустошают христ. земли, взламывают ворота Кавказа, чтобы привести антихриста к власти (Bacon R . Opus majus / Ed. J. H. Bridges. Oxf., 1897. Vol. 1. P. 268-269; см.: Anderson . 1932. P. 9-14). В «Повести временных лет» как Г. и М. упоминаются половцы и сев. народы (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 224-226). В Зап. Европе в текст «Романа об Александре» история строительства стены против Г. и М. была включена лишь в XIII в. Тогда же Петр Коместор выдвинул гипотезу о том, что Г. и М. являются пропавшими 10 коленами Израиля (Emmerson . 19842. P. 86).

Лит.: The History of Alexander the Great: Being the Syriac Version of Pseudo-Callisthenes / Ed. E. A. W. Budge. Camb., 1889; Истрин В . М . Откровение Мефодия Патарского и апокрифические Видения Даниила в визант. и славяно-рус. лит-рах. М., 1897; Sackur E . Sibyllinische Texte und Forschungen. Halle, 1898. Torino, 1963r; Gressmann H . Der Ursprung der israelitisch-jüdischen Eschatologie. Gött., 1905. (FRLANT; 6); Скабалланович М . Иезекииль // Лопухин . Толковая Библия. Т. 6. С. 189-522; D ü rr L . Die Stellung des Propheten Ezechiel in der israelitisch-jüdischen Apokalyptik. Münster, 1923; Herrmann J . Ezechiel. Lpz., 1924; Anderson A . R . Alexander"s Gate, Gog and Magog and the enclosed nations. Camb. (Mass.), 1932; Lauha A . Zaphon. Helsinki, 1943; Frost S . B . Old Testament Apocalyptic. L., 1952. P. 88-92; Die Rezension l des Pseudo-Kallisthenes / Hrsg. H. van Thiel. Bonn, 1959; Zimmerli W . Ezechiel. Neukirchen-Vluyn, 1969, 19792. 2 Bde; Wevers J . W . Ezekiel. L., 1969; M ü ller H .-P . Ursprünge und Strukturen alttestamentlicher Eschatologie. B., 1969; Die Historia de Preliis Alexandri Magni: Rezension J3 / Hrsg. A. Hilka, K. Steffens. Meisenheim am Glan, 1975; Emmerson R . K . Antichrist in the Middle Ages. Seattle, 19842; Alexander P . J . The Byzantine Apocalyptic Tradition. Berkeley, 1985; СККДР. Вып. 1. С. 283-285; Kaltner J . The Gog/Magog tradition in the Hebrew Bible and the Qur"an. Points of Similarity and Dissimilarity // Union Seminary Quarterly Review. 1995. Vol. 49. P. 35-48; Tanner J . P . Rethinking Ezekiel"s Invasion by Gog // JETS. 1996. Vol. 39. N 1. P. 29-45; B ö e S . Gog and Magog: Ezekiel 38-39 as pre-text for Revelation 19,17-21 and 20,7-10. Oslo, 1999; Повесть о рождении и победах Александра Великого / Пер. с лат. и ст.-франц., вступ. ст., коммент.: Н. Горелов. СПб., 2004.

К. В. Неклюдов, И. Н. Попов

Заклепанные народы.

В первые века христианства получили широкое хождение легенды о народе Гога и Магога. Причем существовали они как у христиан, так и мусульман и иудеев. Несомненно, источником этих легенд явились священные тексты в той или иной переработке. Так в Коране сказано о злых народах Яджудж и Маджудж, которые запер в горах Александр Македонский (именуемый - Зуль Карнейн, что означает двурогий). Так вот, согласно легенде, попавшей в священную книгу мусульман, Искандер пришел на восток и дошел до неких злых народов, которые запер, соорудив в горах железную преграду (Сура 18: 90-99). Но придет время, когда они (народы Яджудж и Маджудж) проделают проход в этой преграде и устремятся в мир "вниз с каждой возвышенности" (Сура 21: 95-96)

90. Когда он прибыл туда, где восходит солнце, он обнаружил, что оно восходит над людьми, которым Мы не установили от него никакого прикрытия.

91. Вот так! Мы объяли знанием все, что происходило с ним.

93. Когда он достиг двух горных преград, он обнаружил перед ними людей, которые почти не понимали речи.

94. Они сказали: «О Зуль Карнейн! Йаджудж и Маджудж (Гог и Магог) распространяют на земле нечестие. Быть может, мы уплатим тебе дань, чтобы ты установил между нами и ними преграду?»

95. Он сказал: «То, чем наделил меня мой Господь, лучше этого. Помогите мне силой, и я установлю между вами и ними преграду.

96. Подайте мне куски железа». Заполнив пространство между двумя склонами, он сказал: «Раздувайте!» Когда они стали красными, словно огонь, он сказал: «Принесите мне расплавленную медь, чтобы я вылил ее на него».

97. Они (племена Йаджудж и Маджудж) не смогли забраться на нее и не смогли пробить в ней дыру.

98. Он сказал: «Это - милость от моего Господа! Когда же исполнится обещание моего Господа, Он сровняет ее с землей. Обещание моего Господа является истиной».

99. В тот день Мы позволим им (племенам Йаджудж и Маджудж) хлынуть друг на друга. И затрубят в Рог, и Мы соберем их (творения) всех вместе. (Коран 18: 90-99)

96. пока Йаджудж и Маджудж (Гог и Магог) не будут выпущены и не устремятся вниз с каждой возвышенности. (Коран 21: 95-96)

Среди арабов ходило устойчивое представление о данных варварских народах, живущих на востоке, и запертых за горами и некой преградой. Даже предпринимались неоднократные попытки найти эту стену Зуль Карнейна.

Существует рассказ арабского дипломата и путешественника Ахмеда Ибн Фадлана, посетившего Волжскую Болгарию в 921—922 гг.

"Во время его пребывания в стране волжских болгар он услыхал рассказ о неком гигантском человеке, которого за несколько лет до этого обнаружили болгарские купцы на берегу реки Атыл (Волги). Как оказалось, этот человек уже умер, но Ибн Фадлану удалось осмотреть его кости удивительных размеров. Болгарский царь Алмуш сообщил арабу, что в свое время он отправил послание к жителям «страны Вису» («весь» русской летописи) с просьбой рассказать ему, что это за человек и какого он племени, ибо сам вид его внушил ужас как царю, так и его подданным. Далее в сочинении Ибн Фадлана содержится рассказ со слов самого болгарского царя:

"Они же написали мне, — рассказывал царь, — извещая меня, что этот человек из числа Йаджудж и Маджудж (соответствуют библейским Гогу и Магогу. — А. К.). Они от нас (от народа "вису". — А. К.) на расстоянии трех месяцев пути. Нас и их разъединяет море, так как они живут на [том?] его берегу… Лежащее между нами и ими море находится у них с одной стороны, а горы окружают их с других сторон. Преграда также отделила их от ворот, из которых они обычно выходили. Когда же Аллах могучий и великий захочет вывести их в обитаемые земли, то он произведет для них раскрытие Преграды…"

Ибн Фадлан не называет имя Александра Македонского (или Зу-л-Карнайна), однако, по замечанию А. П. Ковалевского, использованный им при упоминании некой преграды определенный член "указывает на то, что речь идет об известной "Преграде" Александра Македонского"

"Как представляется, в сочинении Ибн Фадлана и ряда других арабских авторов (преимущественно XII—XIV вв.) отразилась традиция, согласно которой народы Йаджудж и Маджудж жили на крайнем севере, вместе с тем существовала и другая традиция, также отразившаяся в мусульманских географических сочинениях, согласно которой "стена Зу-л-Карнайна" находилась где-то на востоке, вблизи границ Китая, т. е., очевидно, отождествлялась с Великой Китайской стеной."

В знаменитой поэме «Искендер-намэ» азербайджанского поэта XII - начала XIII в. Низами Гянджеви повествуется о нескольких легендарных походах, великого полководца. После похода в Китай Искендер (Александр) встретился с чудовищными Яджуджами и запер их за высоким валом (стеной Зу-л-Карнайна). Но еще прежде ему пришлось воевать на севере: тогда Искендер и основывает город в области Мраков (а именно город Булгар, названный в азербайджанской поэме), а также сражается с русами

Существуют так же древнерусские источники, хранящие предания о народах "заклепанных" Александром Македонским в каких-то горах. Прежде всего, надо сказать о сочинениях, которые стали ходить по Руси в рукописях, как предсказания Мефодия Патарского. Позже выяснилось, это были сочинения неизвестного сирийского подвижника по имени Мефодий. Данное сочинение содержало рассказ от сотворении мира до конца человеческой истории. Правда первоисточника не сохранилось и до нас дошли различные списки с многочисленными вставками и дополнениями. См. исследование В.М. Истрина

«В последние же дни по пророчеству Езекылеву, глаголющу: "в последние дни, вь скончание мира излезеть Гогь и Могогь на землю Израилеву" (ср. Иез. 38:14-16.18), еже суть царие езычьсции, еже заклучи Алексанрь об ону страну севера, Гога и Магога, Ануга, а Анога, и Ахелаза, и Дифа, и Фотинае, и Овлинии, Евьныи, и Фарьзии, Деклимы, и Зьармати, и Зьрматиианы, и Хахони, Февлее, и Армазатии, и Гармаиди, и человекоядьце, и наречемие псиглави, и Тарвыи, и Аланыи, и Ифилосоници, и Арнии, и Сальтарыи; сии 24 царствия, еже вьгна акы и в ограду Александрь и заклокну о них врата»

Эти списки, переведенные на славянский язык, имели хождение на Руси. Так на данный источник ссылается автор "Повести временных лет"

"Си суть людье заклепении Александром Македоньскым цесаремь, яко сказаеть о них Мефоди папа Римскыи (Патариискыи. — Радз.), [глаголя: Александр царь Макидонъски] взиде на всточныя страны до моря, наричемое Солньче место, и виде ту человекы нечистыя от племене Нелфетова (Афетова. — Радз.), их же нечистоту видев: ядяху скверну всяку, комары, и мухы, коткы, змие, и мертвець не погребаху, но ядяху, и женьскыя извороты, и скоты вся нечистыя, то видев Александр, убояся, еда како [умножаться и] осквернять, и [загда их на] полунощный страны и горы высокия. [И] богу повелевшю сступишася о них [горы великия], токмо не ступишася о них горы на 12 локоть; и ту створишася врата медяна, и помазашася сунклитом; и аще хотять огнем взяти, не възмогут, [ни огнем могуть] ижещи; вещь бо сунклитова сица е[сть]: ни огнь можеть вжещи его, ни железо его приметь". В последняя же дьни по сих изидут 8 колен от пустыня [Е]тривьскыя, изидут и си сквернии языкы, яже суть в горах полунощных по повеленью Божию»

В эсхатологических представлениях наших предков, было однозначное отождествление нашествия неких диких и кровожадных варваров с приближением конца света. И текст Мефодия, говорящий о диких народах Гога и Магога, запертых Александром Македонским в неких горах, считался авторитетным источником, раз на него ссылаются хроникеры тех лет.

Как пишет Карпов А.Ю. в своем "Исследовании по истории домонгольской Руси":

«Откровение Мефодия Патарского» еще минимум дважды было использовано в летописании - в «Слове» Моисея, игумена Выдубицкого Михайловского монастыря, читающемся в Ипатьевской летописи под 1199 г., и в статье 1223 г.

Лаврентьевской летописи, рассказывающей о первом появлении в южнорусских степях монголо-татар и о несчастной для русских битве на Калке; это событие также было истолковано в эсхатологическом смысле, причем ссылка на Мефодия Патарского помещена в совершенно тот же контекст, что и в статье 1096 г."

Существует еще один интересный документ, известный под названием «Лицевой летописный свод XVI века в 40 томах. Учебник жизни для царских детей», созданный в правление Иоанна IV Васильевича (Грозного). В книге, повествующей о походе Александра Македонского в Индию, есть такой текст:

«О Афетовех внуцех

И оттуды же, приим многи вожа. знающая пути индииския земля. въсхотех внити в западную страну пустыня въслед зведных кол. Тоземцы же глаголаху Александру. яко в странах тех дивии человецы суть и зверие зли и дивны. Александр же хотяше видети страну ту и человеки ты. Вождеве же глаголааху: "Владыко Александре царю! Не тьи есть путь Индейскиа земля".

Поим же Александр вся воя своя. поиде к востоку. И пришедшу ему на востоки. орбете тамо нечистыя языки. еже суть Афетови внуцы. И бе у них царев 74. Тии же. узревше нас. начаша скрежьтати зубы. хотяще битися с нами. Бяху же у них друзии нази. Их же нечистоту видев. Александр чюдися: ядяхут бо всяко животно, жюпеличную тварь гнусную. и скверное: комары и мшицы. кошки и мыши. и змиа и извраги женьския и мертвых плоти не погребахут. нъ ядяхут. Си же видев. Александр убояся. глаголя: "Еда како сии доидут земля святыя и осквернят ю от скверных ядии своих?"

И помолився Богу вышнему. начя битися с ними. И абие Божиею силою въгони их между двема горама. и затвори я Бог в горах северных. им же деють мизы. толико суще 12 лакот не съступишася горы. Си же видев. Александр похвали Бога вышняго. повеле заковати врата железом и замазати суньклитиком. его же ни железо сечет. ни огнь жжет. никаяже хитрость не успеет ему. Да в тех гора есть им быти до последних днии. до внегда же миру конець приближающеся. и абие отверзет Бог врата уньдалская. и се излезут Гог и Магог на землю Израильскую и осквернят ю. еже суть цареви язычьстии. яже их закова Александр обону страну севера. и выгнав паки. яко скот в ограду. и заключи о них врата. Егда же кто вас увидит. нечистыя ты языки. на землю пришедша. да увесть. яко близ есть кончина. Бяже же нечистых тех царев 70 и 4 Не вси же глаголаху человечески. но ови. яко же пси. лаяху. а инии же ревуще. яко скот. не имуща смысла человеческа. но акы зверие дивии. без ума суще и кроме человек. Яже. добре испытавъше. почтохом их имены: Гога и Могога. и Анога. Ахеназа. и Дифа. и Фотиниа. и Олвинии. Еуны и Фарзы. Доклемы и Забратытевлея. и Зарматидны. Хароны. и Армазены. и Гармиады. и человекоядца. нареченыя Песья главы. и Фарвы. и Алны. Сфулоницы. и Арии. и Салрати. ины многы суща погубихом. и тако победивше нечистыя ти языки вся.»

Очевидно, что летописцы Иоанна IV собрали все известные им источники, среди которых, без сомнения, было «откровение Мефодия». Непонятен первый абзац «И оттуды же, приим многи вожа. знающая пути индииския земля. въсхотех внити в западную страну пустыня въслед зведных кол». Дальше все более или менее понятно. Александр, согласно легенде, идет в Индию (на восток). Там встречает дикие народы с которыми сражается. По его молитве Бог смыкает горы. Но не до конца (остался проход в 12 лакот). Этот проход по приказу Александра заделывают наглухо. И эти горы автор определяет на севере Индии. Таким образом, автор пытается примирить пророчество Иезекииля о «северных народах» и о походе Александра на восток - в Индию.

Нечестивые народы изображаются крайне неприглядно. Кажется, всё, что можно было придумать отталкивающего - всё приписывается им.

Легенда о «заклепаных человецех» попала также и в житие Андрея Юродивого.

“К кончине мирови уже приближившуся, да к тому украчена дела будуть и горша и лиха. В то время отворить Господь Бог врата сущая во Индолии, еже есть затворил Александр Макидоньский, и изидуть цареве 70 и два и с людми своими, нарицаеме нечистии языци, и разидутся по всем землям, плоть человечеську ядуще живу, а кровь пьюще и псы и мухи и жабы ядущи и всю скверну мира сего. Да горе вселение всей, куде же они поидуть! В тыи бо дни аще бы лзе, Господи, абы не было христиане! но виде<должно быть — веде>, яко будеть. Тогда дние ти померкнуть, плачющеся по вездеси <должно быть — воздуси>, плачющеся осквернения деля, еже тии мерзъци языщи сътворят; и солнце будеть яко кровь, видя мерзсъкая по земли ходяща; луна и вся дела <в подлиннике — стихии> померкнеть, поядять бо персть земную и олтаря горнецем хранилище сътворят, и честьныя сосуды осквернять; живуще во Асии да бежать во удолиа островная; плакати бо ся начнуть Асия по островех, а острови по Асии, уже бо начнуть не ходити людие в них, но начнут ся плакати днии 6 сот и 6 десят и 6. И тогда востанеть сатана антихрист от племени Данова...”

Таким образом, в представлении наших предков, место пребывания народов Гога и Магога с севера переместились на восток - в Индию (или север Индии). В принципе, было бы логично, если бы наши предки считали землей Гога и Магога - степи, откуда приходили варварские полчища кочевников. Однако, похоже, что летописцы не занимались мифотворчеством (по крайней мере, сознательно), а стремились максимально достоверно передавать известные им сведения. А все доступные им источники говорили о том, что с народами Гога и Магога встречался Александр Македонский в своем последнем походе на восток. Откуда пошла такая информация мы уже не сможем установить. Может быть, были какие-то рассказы очевидцев, участвовавших в тех походах.

Известно, что Александр в своем походе в Индию проходил через узкий Хайберский проход - проход в горном хребте Сафедкох, который расположен рядом с границей между Афганистаном и Пакистаном. Длина прохода составляет 53 км. В самом узком месте расстояние между стенами каньона составляет 15 м. Этот исторический факт вполне мог лечь в основу рассказов очевидцев тех событий. Александр дошел до Гималаев. Потом после многочисленных военных стычек с местными племенами, войско отказалось идти за своим предводителем дальше на восток. И Александр по реке спустился к Индийскому океану. Понятно, что солдаты и летописцы великого полководца могли насмотреться на чудные обычаи индийских племен, а могли и присочинить, чтобы оправдать свой отказ двигаться дальше за неутомимым Александром. Эти-то рассказы, скорее всего, были записаны, поскольку сохранялись несколько веков, потом попали в Коран, христианские летописи и другие исторические книги. Могут ли эти данные помочь нам в поисках земли Магог? Едва ли. К сожалению.

Продолжим наши поиски.

Земля Манги.

Св. Андрей, архиеп. Кесарийский (V в.): «Иные же говорят, что Гог по переводу с еврейского означает собрание или собирающего, а Магог — возвышения или возвышенного, и что этими именами означается собрание народов или их превозношение»

Мы знаем, что в древние времена наши праотцы, давали наполненные смыслом имена людям и животным. Достаточно посмотреть, как Адам нарекал животных. Поэтому имя Магог вполне могло содержать в себе глубокий пророческий смысл. И если правильно толкуют его как обозначение возвышенности или возвышенного, то здесь, возможно, заключена подсказка. Может быть, следует искать землю Магог - на каких-то высотах. И взгляд невольно обращается в сторону Гималаев.

Так же предлагаем обратить внимание на топонимику. На северо-восток от Гималаев мы находим Монголию и Манчжурию. Монголия высокогорная страна - в основном представляет собой плато (возвышенная равнина с ровной или волнистой слабо расчленённой поверхностью, ограниченная отчётливыми уступами от соседних равнинных пространств) приподнятое на высоту 900—1500 м над уровнем моря. Над этим плато возвышается ряд горных массивов и хребтов.

Предполагается, что слово Монголия происходит от имени населяющего ее народа - монголы. А вот происхождение слова монгол достоверно не известно. Хотя существует огромное количество вариантов.

Манчжурия (также Маньчжу́, Manzhou) - историческая область на северо-востоке Китая. Существуют предположения, что исторический этноним монголов и маньчжур один и тот же, и происходит от старинного названия реки Амур - Mangu.

На старых картах, изображающих Азию, район Монголии и Манчжурии обозначается как MANGI.

На берегах Амура проживал народ - мангу, или мангузцы, известный еще в период расцвета Ляоской империи. Они жили к северо-востоку от чжурчженьских племен, занимая, очевидно, район бассейна Нижнего Амура. Чжурчжени называли их «мэну» и «мэнгу» (иногда «мэнгусы»). Очевидно, это самоназвание ряда племен по имени реки, на которой они жили. Ульчи, или мангуны, и сейчас называют Амур - Мангу.

На территории Манчжурии и Монголии существовало множество племен: тунгусо-манчжуры, мохэ, кидани, чжурчжени, жун, ди, хунны. «Хунны впервые упоминаются в китайской истории в 1764 г. до н.э. Следующие упоминания о них идут под 822 и 304 гг. до н.э. Почти полторы тысячи лет истории хуннов остаются в глубокой тени.» Они начинают терроризировать окружающие народы. Достается от них жившим в долинах жителям Китая, которые сильно страдают от нашествия северных варварских племен. И пытаются отгородиться от них стеной. Строительство первых участков стены началось в III веке до н. э. в период Воюющих царств (475—221 гг. до н. э.) для защиты государства от хунну. В строительстве участвовала пятая часть жившего тогда населения страны, то есть около миллиона человек.

Монгольский этнос всегда отличался воинственностью. В XIII веке возникает «Монгольская империя» - государство, сложившееся в результате завоеваний Чингисхана и его преемников. Однако, если смотреть более глобально, то можно увидеть, что вокруг Тибетского нагорья возникало и исчезало, сменяя друг друга, множество монгольских государств. Иногда они сосуществовали, иногда враждовали друг с другом.

Сюда следует отнести Ляо (907-1125 гг) Золотую Орду (1224 — 1483), Великое Юаньское государство (1271—1368 гг), Государство Хулагуидов 1256 — 1335, Моголистан (1347 — 1462), Турон Тамерлана (1370-1585 гг)

И хотя, империя Тамерлана располагалась на западе от Тибетского нагорья, тем не менее это тоже было государство, которое следует относить к некой глобальной империи монголов. Вот, например, что писал испанский дипломат и путешественник Руи Гонсалес де Клавихо, посетивший Тамерлана: «За этой рекой (Амударья - прим.) простирается царство Самарканд, а земля его называется Могалия (Моголистан), а язык мугальский (монгольский - прим.), и этого языка не понимают на этой (южной — прим.) стороне реки, так как все говорят по-персидски», далее он сообщает «письмо же, которое используют самаркантцы, [живущие - прим.] по ту сторону реки, не разбирают и не умеют читать те, что живут по эту сторону, а называют это письмо могали. А сеньор (Тамерлан - прим.) при себе держит нескольких писцов, которые умеют читать и писать на этом [языке - прим.]»

В Таджикистане есть горный массив Могол-тау (горный массив на правобережье Сырдарьи, расположенный у юго-западной оконечности Кураминского хребта, близ города Худжанд в Таджикистане). Тау - в переводе с тюркского означает «гора». Название горного хребта Могол-тау можно перевести как "гора моголов".

Мангу, манги, могол, могул, могали, манчжур, мангун - слова, сохранившиеся в топонимике и истории, - все они созвучны с именем сына Иафета - Магогом. Более того, все эти слова и термины связаны с вполне реальным народом и вполне реальной областью на планете - местностью вокруг Тибетского нагорья и этносом монглолов.

Казалось бы, мы нашли землю Магог. Однако, монголы сошли с исторической арены уже несколько веков назад. Империи исчезли и на месте их остались государства, сохранившие только название и память о былом величии. Что такое современная Монголия, или Узбекистан - родина Тамерлана? Впрочем, так же как Италия - сегодня лишь хранительница воспоминаний о величии Римской империи, а Греция - о походах Александра Македонского. Империи появляются, развиваются, процветают и угасают. Раньше они просто сметались более пассионарными соседями, сегодня же продолжают существовать, сохраняя лишь память о былом величии.

По теории Л.Н. Гумилева, жизнь этноса составляет 1200—1500 лет, и проходит стадии подъёма, перегрева, надлома, инерции, затухания и перехода в гомеостаз, который может продолжаться сколько угодно долго. «Жизнь» этноса, по Гумилёву, может быть прервана ассимиляцией, уничтожением или новым пассионарным толчком. Похоже, что монгольский этнос сейчас либо в стадии затухания, либо перешел в конечную гомеостатическую фазу. Таким образом, он не может, кажется, быть тем народом, который пройдет по земле, сея ужас и смерть.

Китай.

Известный нам этнос монголов сегодня находится в упадке. Земля Магог, тем не менее, не пустует. Земли, отмеченные на старых картах как MANGI (иногда еще писали TARTARIE CHINOISE, или Тартария китайская), сегодня входят в состав Китайской Народной Республики (КНР). Надо сказать, что когда китайцы описывают свою историю, они без стеснения берут суверенные государства, народы и делают их частью своей истории. Это можно понять, поскольку в противном случае пришлось бы описывать бесконечные оккупации различными завоевателями. Так в начале IV века Китай подвергается нашествию кочевников — сюнну (гуннов), сяньбийцев, цянов, цзе и др. В итоге весь северный Китай захвачен кочевниками, которые создают свои царства. Так называемый период 16-ти царств (IV—VI вв)

В начале X века усилилось развитие и консолидация протомонгольской этнической общности киданей, соседствовавшей с Китаем на северо-востоке. Государство киданей отторгает часть китайских территорий (часть современных провинций Хэбэй и Шаньси). Не сумев справиться с соседями и вернуть утраченные территории, Китай вынужден пойти на подписание в 1004 мирного договора и согласиться на выплату дани. В 1042 дань была увеличена, а в 1075 Китай отдал киданям ещё часть своей территории. В то же время на северо-западных окраинах Китая, к западу от киданей, на рубеже X—XI вв. складывается сильное государство тангутов. Тангуты отторгли от Китая часть современной провинции Шэньси, целиком территорию современной провинции Ганьсу и Нинся-Хуэйского автономного района. С 1047 Китай начинает и тангутам платить дань серебром и шёлком. В 1125м году государство киданей падет под ударами манчжуров (чжурчжэней). И уже новые захватчики атакуют Китай. В 1127 чжурчжэни захватывают столицу Китая - Кайфын и берут в плен императорскую семью. Продвижение армии чжурчжэней на юг сдерживает лишь река Янцзы. Граница между государством манчжуров и Китаем устанавливается по междуречью Хуанхэ и Янцзы (оккупирована практически половина современного Китая). Северный Китай вновь на длительное время оказывается под господством иноземных завоевателей. В 1141 подписан мирный договор, согласно которому Китай признаёт себя вассалом империи манчжуров и обязуется платить ей дань. В 1210 Чингисхан пошёл войной на чжурчжэней и в 1215 захватил часть государства манчжуров. В 1234г монголы завершили разгром чжурчжэньского государства, и после похода в Европу вернулись к захвату Китая. Начинается вторжение в Южный Китай. К 1280 весь Китай был завоёван. Хан Хубилай, захватив ханский престол, в 1260 перенёс столицу на территорию Китая (сначала в Кайпин, а в 1264 в Чжунду — территория современного Пекина). Китай прекратил свое существование как суверенное государство, став частью Великой монгольской империи (монг. Их Юан Улс, Великое Юаньское государство). Множество китайцев стали рабами монгольских феодалов. В 1368 году в результате восстания Китай сбросил монгольское иго. С 1618 года на Китай начинают совершать набеги восстановившие свое государство после разгрома монголами - манчжуры. Они угоняют в рабство сотни тысяч китайцев. 6 июня 1644 маньчжуры захватывают столицу и объявляют своего малолетнего императора Айсиньгёро Фулиня правителем всего Китая. Борьба против маньчжурских захватчиков продолжается ещё долго, но ослабленный Китай не в силах противостоять хорошо вооружённому и организованному войску. Последний оплот сопротивления — Тайвань захвачен маньчжурами в 1683. Китай, таким образом, утратил государственный суверенитет и стал неотъемлемой частью другого государства — маньчжурской империи Цин. Манчжурское государство исчезнет только в 1913 году, в результате Синьхайской революции, когда возникает Китайская республика. В 1931 году в Китай вторгается Япония и к 1935 году практически весь северный Китай оказывается под японским протекторатом, от которого его освободили советские войска в 1945м году.

В итоге за последнее тысячелетие Китай почти половину этого времени либо не существует как суверенное государство, либо является чьим-то вассалом и данником. Единственное что спасает народ от полного уничтожения - его культура и многочисленность населения. В Китае возникла уникальная иероглифика - вэньянь, распространившаяся по всей Восточной Азии. Многие племена говорили на разных языках, но все образованные люди могли читать вэньянь. Более того, если любой инородец изучал китайские язык и письмо, принимал традиции и религию, то он уже мог сделать карьеру и влиться в китайский этнос. Поэтому принято говорить, что Китай ассимилировал своих захватчиков. Впрочем, правильнее говорить не о китайской нации, а о китайском суперэтносе. Это похоже на то, если мы назовем всю Европу одним государством, а все населяющие народы - европейской нацией. И хоть одни народы побеждали и приходили к власти, другие исчезали или ассимилировались - «европейская нация» продолжала существовать. Примерно такова и история Китая и китайского этноса. Древние царства и племена ушли в небытие, но Китай включил их в свою историю, и говорит о периодах:

Доимперского Китая (до III до н.э.)

Имперского Китая (III до н.э - XX в н.э.)

Нового Китая (1911 - доныне)

И это верно, если говорить о китайском суперэтносе, как совокупности наций, племен, государств, населявших территорию современного Китая. Так же как европейский суперэтнос должен был включить в свою историю древние племена галлов, вандилиев, бургундионов, варинов, ингвеонов, гиллевионов и т.д. и т.п. и говорить о том, что «европейская нация» существует минимум три тысячи лет и более, если включать культуру мегалитов и племена индоевропейцев, заселявшие Европу 5-6 тысяч лет назад.

Китайский суперэтнос претерпевал существенные изменения с каждым нашествием, с каждой оккупацией. Новые племена и народы, приходившие в Китай, захватывали его территорию, а китайцев считали своими рабами - постепенно растворялись в этой массе, становясь для китайских историков частью Китая, но вместе с тем, постоянно изменяя его этнический состав. Постоянно шла, если можно так сказать, монголизация Китая. Так существовавшее на территории Монголии и Южной Сибири государство хуну (гуннов), в 50 г н.э. распадается на две части - западную и восточную. Восточные гунны приняли китайское подданство, а западные были вытеснены в Среднюю Азию. Потом, как уже говорилось, северную часть Китая в IV веке захватывают: гунны, цзе, сяньби (кочевники из южной Манчжурии), ди (потомки жунов - протомонгольских и прототунгутских племен - «рыжеволосые дьяволы»), кяны (кочевые монголоидные племена Тибета). XIII - XIV век - нашествие монголов Золотой орды. XVII-XX век - маньчжурская оккупация. Так, что мы с полным правом можем говорить о том, что потомки племен Mangi либо уходили в центральную Азию и далее на запад, или оседали в Китае. Азиатские Мangi в конце концов растратили свою пассионарность, и либо исчезли, либо пришли в упадок. А осевшие в Китае, - стали частью китайского суперэтноса.

Можно предположить, что потомки Магога (возможно Фувала и Мешеха) ушли искать новые земли. Видимо, в своих поисках лучших земель они дошли до «края земли» - до Тихого океана. И остановились на берегах Амура или в Манчжурии, положив основание племенам моголов (монголов, могулов*, манги, мангунов**). Кстати в китайских мифах живет память о том, что предки китайцев пришли с запада.

Причем, по мысли Эдварда Вернера "Первые племена, пришедшие в Северный Китай, без исключения относились к белой расе, но во внешности современных жителей практически ничего не сохранилось от внешности их далеких предков. Они отличались широко расставленными глазами миндалевидной формы, складкой кожи над внутренним углом глазницы.

Волосы черные, прямые, жесткие, растительность на лице скудная, бороды редки. Кожа жителей южных районов темнее, чем у северян".

Первые племена прародителей китайцев прибыли в 2500-х -3000-х годах до н.э.

Две тьмы тем, которые придут от восхода солнечного.

Если земля Магога - это северо-восток Китая, то тогда становится понятно, какие войска будут освобождены при шестом Ангеле.

Совпадает направление. Придут от «восхода солнечного» (Откр. 16:12). И совпадает количество: «две тьмы тем» или 200 миллионов (Откр.9:16). Так в случае войны, согласно различным источникам, Китай способен мобилизовать от 190 до 300 миллионов человек. Также надо сказать, что существует долговременная программа строительства вооруженных сил Китая, состоящей из трех этапов. Согласно ей к 2050-му году НОАК (Народно освободительная армия Китая) должна быть способна «одерживать победу в войне любого масштаба и продолжительности с использованием всех средств и способов ведения войны»

Таким образом, народы из земли Магог (Иез. 38:2) или народы Гога и Магога (Откр. 20:7) это народы, проживающие на территории Китая или если шире - во всей восточной Азии, потому что в Откровении говорится о «Царях от восхода солнечного» (Откр. 16:12) во множественном числе.

Многие прозорливые отцы говорят о нашествии китайцев, и это событие связано с Третьей мировой войной 2053-2055 годов. Многие эту войну отождествляют с событиями при шестом Ангеле. Мы же делаем предположение, что это два разных события, хоть и связаны с народами из земли Магог. Поскольку, согласно нашего предположения, мы живем в период открытия третьей печати. А события при шестом Ангеле - это события, совершающиеся в период открытия седьмой печати. То есть, будет, скорее всего, два китайских нашествия. Первое в 2053-м (если Китай решится напасть), и последнее перед самым концом мировой истории - тогда именно будет война на уничтожение, с гибелью трети населения Земли (Откр. 9: 15). Это предположение позволяет нам сделать вывод, что хоть Третья мировая война и будет кровавой, но не такой ужасной, какой ее описывают в Откровении. Возможно, Китай не станет использовать все свои ресурсы - 200 миллионное войско. Можно предположить, что в результате политической и социальной нестабильности в мире и начавшейся мировой войны между Западом и Россией, Китай решится на захват Сибири. Удастся ли им это или нет? Есть различные пророчества на этот счет. Возможно - да, возможно - нет. В любом случае интересы Китая не распространятся дальше Урала и не коснутся Израиля. Если все же Китай решится на войну с Россией, то Западные страны могут использовать это как повод для ядерного удара по Китаю. Тем самым США устранят своего геополитического конкурента, и избавят Китай на долгие десятилетия (или столетия) от глобальных амбиций. Но вот перед самым концом мировой истории Китай решится двинуть все свои силы на Запад. Что толкнет его на этот шаг, пока мы не можем знать. Возможно, исчезнет угроза со стороны США (при втором Ангеле описано событие, похожее на падение метеорита - "гора горящая огнем" падает в море), или же что-то другое подтолкнет некоего военачальника по имени Гог мобилизовать все военные силы и кинуть их на покорение мира (оставшегося после всех природных и военных катаклизмов). Вот тогда-то произойдут события, описанные в Откровении и у Иезекииля.

15.Великие Минеи Четий. Октябрь. СПб. 1870. Стб. 218.:

16.Св. Андрей, архиеп. Кесарийский. Апокалипсис. Киево-Печерская Успенская Лавра, 2002г С.128

18."История народа Хунну" Кн.1 М.: 1998 Институт ДИ-ДИК С.37

19. Клавихо, Руи Гонсалес де. Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура (1403—1406). М., 1990

20.Эдвард Вернер Мифы и легенды Китая М, Центрполиграф, 2007 C.1

21. Там же. C.16

22. Там же. C.10

23.«Cтратегия развития оборонного потенциала и модернизации вооруженных сил КНР до середины ХХIв» Цзянь Цзэминь 2001г. цит. по З.С. Батпенова «Политическая система КНР» Казахский национальный университет им. Аль-Фараби Алматы 2011

Два народа, нашествие которых потрясет мир незадолго до прихода Мессии . В книге Иехезкеля (38–39) Гог, «князь Роша, Мешеха и Тувала», и «земля Магог» названы рядом в описании «великого сборища полчищ», которые вторгнутся под предводительством Гога в Землю Израиля «в последние дни... как буря... от пределов севера», чтобы грабить и опустошать, и падут в ней от руки Господней.

Там же упомянут Гомер «со всеми отрядами его» (Иех. 38:6) как участник нашествия. В других местах Библии (Быт. 10:2; I Хр. 1:5) он, наряду с Мешехом и Тувалом, фигурирует как брат Магога. Исследователи Библии отождествляют Гомера с киммерийцами, Мешеха - с мосхами, а Тувала - с тибаренами. Среди многих попыток отождествить Гога и Магога с какими-либо народами, жившими к северу от земли Израиля, или выявить исторический источник видения Иехезкеля, наиболее приемлемым выглядит предположение, что прообразом Гога был Гиг (у ассирийцев - Гугу), царь Лидии, (примерно 687–652 гг. до н. э.), который, по словам Геродота, расширил свои владения в Малой Азии до Эгейского моря на западе и Черного моря на севере. В анналах ассирийского царя Ашшурбанипала (699–633? до н. э.) содержится несколько версий рассказа о Гиге. Его битвы, а также современные Иехезкелю нашествия лидийцев и их многочисленных союзников на Мидию, видимо, и создали фон апокалиптического видения пророка.

В апокрифической литературе Гог и Магог упоминаются лишь в Сивиллиных прорицаниях (3:319, 512) как «страна Гога и Магога». Но в многочисленных сказаниях Талмуда (см. Аггада), в мидрашах и других раввинистических источниках Гог и Магог - это всегда жестокие и кровожадные народы, последние битвы которых с другими народами мира произойдут в Земле Израиля перед приходом Мессии.

Из библейских источников и аггадических преданий сказания о Гоге и Магоге перешли в литературу христианской церкви. В откровении Иоанна Богослова (20:7) говорится, что войны Гога и Магога произойдут по прошествии тысячи лет после первого пришествия Христа. Вторжение готов в пределы Римской империи в 3 в. н. э. и нашествие в 8 в. мусульманских завоевателей на запад Европы христиане отождествляли с войнами Гога и Магога.

В эсхатологии ислама предание о Гоге и Магоге встречается в Коране (18:93–99; 21:96) как легенда о том, что завоеватель многих стран Зу-ль-Карнейн или Зу-ль-Карнайн (по-арабски `обладающий двумя рогами` или `имеющий два века`) по просьбе народов, страдающих от набегов диких племен Яджудж и Маджудж, воздвигает на границе между ними и другими народами мощную стену, которую эти племена пытаются прорвать ежедневно с наступлением утра и до вечера, но прорвут и хлынут в мир, когда приблизится день Страшного суда. Последующие исламские источники добавляют, что нашествие этих племен распространится до самого Иерусалима, где Богом им уготовано уничтожение.

Что скрывается под таинственным выражением «Гог и Магог», рассказал ректор Киевской духовной академии епископ Сильвестр (Стоичев).

В библейских текстах упоминаемые слова встречаются в Откровении св. апостола Иоанна Богослова: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской» (Откр. 20:7).

А также несколько раз наименования Гог и Магог присутствуют в 38-й и 39-й главах книги пророка Иезикиля: «обрати лице твое к Гогу в земле Магог» (Иез. 38:2), «И будет в тот день, когда Гог придет на землю Израилеву, говорит Господь Бог, гнев Мой воспылает в ярости Моей» (Иез. 38:18).

Надо отметить определенную сложность в истолковании эсхатологических текстов Священного Писания, то есть касающихся событий последних времен истории человеческой цивилизации. К тому же в святоотеческой литературе не так уж много примеров экзегезы Апокалипсиса, а крупные богословы XX века, от которых можно было ожидать толкования Апокалипсиса, часто обходили его вниманием. «Флоровский, Вл. Лосский, Мейендорф и другие - проявляли мало интереса к толкованию Апокалипсиса и к апокалиптическому богословию вообще» - замечает современный исследователь.

Тем не менее, все же можно говорить об устоявшемся церковном толковании вышеуказанных мест из Священного Писания.

Из слов пророка Иезекииля (Иез. 38:2) можно сделать вывод, что Гог - это предводитель, глава, вождь народов, желающих завоевать Иерусалим, а Магог - наименование его владений; возможно и толкование, согласно которому Гог - наименование народа, а Магог - название земли, где этот народ обитает. Объясняя этот текст, некоторые толкователи пытались «опознать» враждебного царя и его народ, полагая, что это или скифы, или варвары: «Некоторые думают, что Гог и Магог суть полунощные и отдаленнейшие народы скифские… самые воинственные многочисленные из всех земных народов. Только Божественною десницею они удерживаются до освобождения дьявола от завладения всей вселенной», - пишет св. Андрей Кесарийский в своем известном толковании на Апокалипсис.

В святоотеческой экзегезе принято толковать названия Гог и Магог аллегорически, как безбожные народы, которые в последние времена восстанут против Церкви Христовой. Причем большинство авторов (Блаженный Августин, блаженнный Иероним, Экумений и др.) отказываются от идеи, что Гог и Магог - это исторические народы: «Под народами, которые называются Гог и Магог, не следует разуметь каких-нибудь варваров, населяющих какую-либо часть земли, вроде Гетов и Массагетов, как думают некоторые на основании сходства в буквах их имен, или вроде других иноплеменных, не находящихся под римскою властью (народов)», - пишет, например, Блаженный Августин в сочинении «О граде Божьем». Но понимают под словами Гог и Магог вообще всех тех людей, которые к концу времен, движимые ненавистью к Христу и Его Церкви, начнут объединяться в некий враждебный народ (можно сказать, в некую антиЦерковь), стремящуюся к уничтожению христиан.

Средневековые экзегеты видели в наименованиях не просто совокупность антихристиан, но под Магогом подразумевали антихристиан, а под Гогом - вождя богоотступников - антихриста.

Подытоживая, можно сказать, что Гог и Магог - это человеческая масса, подчиненная антихристу, которая восстанет в конце времен против Господа и Его Церкви, но будет побеждена Спасителем нашим Иисусом Христом.

Примечания:
1. Правда, были авторы, которые занимались изучением Апокалипсиса в XIX-XX вв.: архим. Федор (Бухарев). Исследования Апокалипсиса, прот. Сергий Булгаков. Апокалипсис Иоанна (Опыт догматического истолкования). Однако по ряду причин личного характера или специфических богословских взглядов их сочинения не рассматриваются многими исследователями как авторитетные источники.
2. Проф. Поль Вальер, доклад «Интерпретация откровения Иоанна в современном русском богословии».

Избранничество России и ее последнюю миссию перед концом истории не могут игнорировать даже ее враги – они лишь, следуя основному методу диавола (по-гречески: "клеветника"), пытаются исказить ее смысл на полностью противоположный. Стремясь отвратить людей от Истины и добра, диавол изначально пытался оклеветать Христа, затем христианскую общину в глазах римских императоров, спровоцировав гонения. После воцерковления Империи служители диавола стали выдавать ее за воплощение зла, термину "византийский" придали значение всех государственных пороков и лицемерия (хотя Византия, при всех своих несовершенствах, никогда не доходила до инквизиции, Варфоломеевской ночи или макиавеллиевских нравов папы Борджиа и его династии). Разумеется, и из Российской империи "тайна беззакония" клеветнически постаралась сделать жупел "агрессивного русского варварства" и "врага всего человечества". В советский период само понятие Третьего Рима советологами выдавалось за "стремление к мiровому господству, которое лишь продолжили большевики".

Соответственно трактуется в иудаизме и роль России в конце истории. Евреям в ветхозаветных текстах было открыто, что в конце времен на земле воцарится злой правитель, "зверь", выступающий против народа Божия, однако он потерпит поражение от Бога (Иез. 38–39, Дан. 7–12 и др.). Но поскольку народом Божиим евреи даже после распятия Христа по-прежнему считали себя, "зверя" они захотели видеть в своем противнике: в христианской государственности.

Так, в дореволюционной "Еврейской энциклопедии" грядущий злой правитель трактуется в виде "царя Армилуса", который «согласится признать учение Евангелия» и «направится против Иерусалима»: он «в конце дней восстанет против Мессии, причинив большие бедствия еврейскому народу, пока не будет, наконец, побежден Мессией» (разумеется, "мессию" здесь надо понимать в прямо противоположном смысле). Происхождение имени "Армилус" связывается с "Romulus" – «первым царем римским». В еврейской традиции «Рим – это "Эдом", духовно – самое нечистое место» , – напоминает один из ведущих еврейских журналов на русском языке. Причем еще до осознания Москвы себя Третьим Римом талмудисты указывали на Русь как на преемницу ненавистного им Римского царства .

Из иудаизма эта трактовка была перенята и развита протестантскими "жидовствующими", называющими себя "фундаменталистами" (к которым принадлежат президенты США Рейган и Буш-младший), – они в наше время активны в конфессиях баптистов, пресвитериан, методистов. В годы Холодной войны эта антирусская идеология стала общепринятой в президентской администрации и системе идеологической подготовки вооруженных сил США . В частности, было издано подробно комментированное "Новое издание Библии" (вышедшее на многих языках; например, в Нью-Йорке в 1975 году).

В этой "новой Библии" все человечество разделено на три части: "Евреи" (только они одни пишутся с большой буквы), "Церковь" (под нею протестантские фундаменталисты понимают себя) и "язычники" (все остальные, включая православных). Причем протестантские комментаторы утверждают, что понятие "Израиль" и ныне должно применяться не к христианской Церкви (как это принято в ней), а только к еврейскому народу по национальному признаку. О Страшном суде говорится: «Суд над индивидуумами каждой нации производится в зависимости от того, как они относились к братьям Христа, то есть к евреям», – только добрым отношением к ним человек и спасется.

О земном первенстве евреев свидетельствует и то, что «христиане [по контексту – протестантские фундаменталисты. – М.Н .] являются духовным потомством Авраама и участвуют в духовных благословениях, вытекающих из союза с Авраамом, но как нация Израиль сохраняет свое привилегированное место и должен еще познать самое великое счастье, которое уготовано ему как земному народу, избранному Богом ». Это "великое счастье" заключается в восстановлении государства Израиль в виде мессианского "тысячелетнего царства" на земле как царства еврейского мошиаха. Также и в иудейской эсхатологии это «мессианское царство есть последняя фаза "века сего", знаменующаяся господством Израиля над всем мiром» .

Разумеется, это господство необходимо "для блага всех народов". Похоже, именно для приучения их к этой мысли во многих религиях внедряются различные варианты "тысячелетнего царства блаженствующих". Они представлены в сектах жидовствующих (в России наиболее известны адвентисты и свидетели Иеговы), в исламе (бахаиты), в буддизме (ожидание явления последнего Будды); создаются и синкретические хилиастические религии, проповедующие "эпоху Водолея", "Новый век" и т.п.

И папа Иоанн–Павел II говорит о грядущей «цивилизации любви» и молится за «глубокое согласие... между Церковью и иудаизмом во всех странах ради всеобщего благоденствия». При посещении римской синагоги 13 апреля 1986 года папа заявил: «Возвращение еврейского народа на его землю должно быть признано как благо и завоевание, от которого мiр не может отречься... так как, оно является прелюдией к эре всеобщего братства , о которой мы все мечтаем... Признание за Израилем подобной незаменимой роли в конечном плане Искупления, обещанного нам Богом, не может быть игнорировано» (курсив наш); то есть католики теперь вместе с иудеями ждут «эру всеобщего братства» во главе с мошиахом, что пропагандирует влиятельный папский идеолог П. де Лобье. (И у отца Сергия Булгакова были близкие к этому хилиастические увлечения.)

Но для построения этого "тысячелетнего царства" требуется разрушение всей мiровой политической системы в виде апокалипсической катастрофы. Протестантские фундаменталисты полагают, что они будут еще накануне спасены от нее Божественным "восхищением" их на небо, после чего на земле останутся только евреи и язычники. Между ними произойдет война: «нашествие в Палестину десяти северных держав во главе с Россией и уничтожение захватчиков в ходе битвы при Армагеддоне».

Перед этой схваткой произойдет исцеление "смертельной раны" на одной из голов апокалипсического зверя; по мнению протестантских комментаторов, это будет восстановление мощи разрушенной Римской империи диктаторской властью России на основе «конфедерации десяти народов... Империя зверя охватит главным образом зоны влияния христианских народов... Голова исцелена, власть восстановлена, царствует новый диктатор – зверь... который подчинит себе десять царей» – он будет отличаться «ненавистью к евреям» и начнет на них наступление, на Иерусалим. Этот диктатор – тот самый римский вождь "Армилус", на которого иудеи переносят черты последнего злого правителя. После победы евреев над ним (над Россией) еврейский "бог" и установит для евреев "тысячелетнее царство".

Столь зловредная роль России в "новой Библии" основывается также на упоминании в книге пророка Иезекииля северных врагов «дома Израилева», обреченных Богом на погибель в Армагеддоне – это «Гог в земле Магог, князь Роша, Мешеха и Фувала» (Иез. 38:1, 39:1). Под этими названиями и в еврейской литературе, и в протестантской на Западе издавна принято понимать Россию, Москву и Тобольск (в этом смысле президент США Рейган употреблял свое выражение "империя зла" применительно к СССР).

В книге "Тайна России" мы уже отмечали, что ошибочное отождествление "роша" с "русами" впервые появилось в IХ веке в Византии после набега язычников-славян на Царьград. Тогда эти слова писались и звучали по-разному, однако возникла лингвистическая контаминация, то есть "заражение" одного слова орфографией и смыслом другого, сходно звучащего, – в данном случае это похоже на очередное диавольское клеветническое "заражение". Позже оно было использовано и талмудистами (тем более в их последующей борьбе против "антисемитской России") и бездумно перенято многими русскими авторами (так Русь сделалась "Росией" и затем Россией, а слово "Москва" стали неоправданно производить от Мосоха, потомка Иафета.

Однако многие русские и иностранные лингвисты и историки (включая уже Татищева и Карамзина) не видят причин для такого отождествления. При этом ими отмечается и то, что в латинских источниках сохранилось название нашей страны с правильным корнем – Russia (а не Rossia), и неточность греческого перевода ("рош" по-еврейски означает "глава", а "князь рош" – "главный князь"; именно так это правильно переведено в латинской Библии, а также у Лютера, англичан, чехов), и наличие других народов с названиями "Рош" и "Мешех", упоминаемых, кстати, пророком Иезекиилем как нечто отдельное друг от друга .

Главное же: при толковании священных книг надо не выискивать на современной карте сходно звучащие названия, а исходить из духовного смысла истории и носителей в ней замысла Бога и Его противника. В этом – главное содержание Священного Писания. Поэтому нам кажется верным приведенное в дореволюционной "Толковой Библии" (под редакцией А.П. Лопухина) лаконичное мнение Генгстенберга по поводу отождествления (привитого евреями также и мусульманам) Роша с русскими: «Русские не могут быть помещены между врагами Царства Божия » .

Ведь Гог и Магог – это организованное диаволом ополчение множества народов «с четырех углов земли» против верного Истине «стана святых и города возлюбленного» (Откр. 20:7–8). Под таким «станом святых» уже нельзя понимать нынешний антихристианский Израиль (да и во многих местах Библии "Израиль" последних времен понимается уже не как еврейство, а как христианская Церковь; причем в главе 20 Откровения слово "Израиль" вообще не упоминается).

Народы Гога и Магога, которых сатана «выйдет обольщать» на брань против «стана святых» в конце истории, чаще всего европейцы помещали на востоке Азии. Оттуда они в прошлом не раз приходили разорять Европу. Сегодня именно в этой части мiра мы видим крупнейший народ мiра, наращивающий свою мощь и имеющий притязания на российские территории, которые ему легко завоевать своей преобладающей численностью. И поскольку этот народ – нехристианский, у него нет нравственного сдерживающего начала, мешающего диаволу использовать этот народ в своих антихристианских целях по тому же образцу, как была в XIII веке использована татаро-монгольская орда.

Уже раньше антихристианское еврейство оказывало помощь и арабскому, и турецкому, и татаро-монгольскому нашествиям на христианский мiр (это признает еврейский историк Г. Грец). Трудно сомневаться, что оно и сегодня может использовать тот же прием против Третьего Рима. Такой план объединить против православной России все народы «с четырех углов земли» опубликован, с приложением карты расчлененной России, одним из влиятельных лидеров мiровой закулисы З. Бжезинским .

Таким образом, иудейско-протестантский сценарий конца истории и битвы "избранного народа" с антихристом использует многие элементы предсказания из Священного Писания, меняя в них знак на полностью противоположный, то есть выдавая зло за добро, а добро за зло. Такая онтологическая подмена может совершаться и в виде идеологической артподготовки против возможного возрождения православной России. Если в России, с Божией помощью, выдвинется православный вождь, способный восстановить Третий Рим, – несомненно, к нему мiровая закулиса сразу же применит эту эсхатологическую заготовку для оправдания в глазах западных христиан войны против него.

Следует быть готовым к этому, сознавая, насколько миссия Третьего Рима трудна и опасна в предапокалипсическое время. Но отказ от нее был бы малодушным и неблагодарным предательством по отношению к Божию доверию и терпению.

3 июня2010 г. в интернет-версии издания American Journal of Human Genetics было опубликовано исследование «Дети Авраама в эпоху генома. Основные еврейские популяции диаспоры с общей ближневосточной родословной» (Abraham’s Children in the Genome Era: Major Jewish Diaspora Populations Comprise Distinct Genetic Clusters with Shared Middle Eastern Ancestry). «Проведенное американскими учеными генетическое исследование показало: еврейский народ связывает не только общая религия, но и происхождение. Все современные группы еврейского населения происходят от общих предков, живших 2,5 тысячи лет назад на Ближнем Востоке» (http://www.jewish.ru/style/science/2010/06/news994285940.php).

Шалом.Судьба у всех-от бога.Так что успокойтесь.Человек предполагает,а бог-располагает и сделает на земле все,что захочет сделать,потому что только бог может все.Абсолютно все.А человек без бога ничего не может сделать хорошего или полезного для человечества.Иисус Христос примирил вас всех с Всевышним-господом богом нашим,богородица бегает день и ночь спасает ваших детей,и хотя никто в России их не слушает,все,что захочет Всевышний и его люди сделается и в россии и везде на земле.И вас-людей бог никогда не спросит,что ему и как делать.Слава богу за это.

Сколько читаю про то как Россию только не выставляют, а если от обратного? Американцы придут с севера, они везде суют свои носы даже там куда не просят.Православие - язычество если разобраться. Искаженная вера которую дал Иисус Христос до нельзя. Куча идиотов (малопросвященный человек)полагает что на севере находится одна Россия а себя во внимание не берут, Германия, Франция, Украина у нас находятся где в южном полушарии? Все эти статьи лишь для того, чтоб больше и больше народа ополчились против России. Только вот не взяли во внимание:20. От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается.
21. Смерть и жизнь - во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его.
(Притчи 18:20,21)А это значит что прежде чем поносить кого то помни, что и тебя будут поносить и с избытком.

error: