Джерма. История освобождения

Станица Цымлянская.
1913 год.

Архивная справка:

«По документам Центра документации новейшей истории Ростовской области установлено, что в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) Цимлянский район был оккупирован немецко-фашистскими войсками с 16 июля 1942 года по 02 января 1943 года» .

Вернемся к событиям декабря 1942-января 1943 гг. Сталинград. Армия немецкого фельдмаршала Паулюса взята в кольцо. Сорвана попытка деблокировать окруженную группировку. На реке Мышкова (примерно по прямой от Волгодонска 110 км и 90 км от Сталинграда) 19-24 декабря 1942 года остановлена танковая группировка Манштейна, разгромлена в ожесточенных боях, остатки которой начали отступать назад на юг . Произошел перелом хода войны Советская армия из отступающей, окрепшая и набравшая опыта в изнурительных боях, начала свой победоносный марш на запад – до самого логова фашистского зверя.

28 сентября 1942 года Сталинградский фронт был преобразован в Донской , командующим которого стал генерал К.К. Рокоссовский. Юго-Восточный фронт переименован в Сталинградский. Его командующим остался А.И. Еременко. В последних числах октября был образован новый, Юго-Западный фронт под командованием генерала Н.Ф. Ватутина. Одновременно с борьбой под Сталинградом советские фронты вели оборону Северного Кавказа. Стратегическая оборонительная операция на кавказском направлении продолжалась более пяти месяцев, с июля по декабрь 1942 года. Перед Ставкой встала проблема объединения усилий всех войск, находившихся на Северном Кавказе, для отражения наступления противника. Было решено реорганизовать Южный и Северо-Кавказский фронты в один Северо-Кавказский фронт с оперативным подчинением ему Черноморского флота и Азовской военной флотилии. Командующим фронтом был назначен маршал С.М. Буденный. Боевые действия войск фронта развернулись в полосе свыше 1 000 км. Для удобства управления фронт был разделен на две оперативные группы : Донскую во главе с генералом Р.Я. Малиновским и Приморскую во главе с генералом Я.Т. Черевиченко. Сталинградская стратегическая наступательная операция началась 19 ноября 1942 года и продолжалась до 02 февраля 1943 года . В рамках ее силами Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов были проведены:

1.- ноябрьская контрнаступательная операция «Уран» по окружению сталинградской группировки противника;

4.- Среднедонская операция «Малый Сатурн»;

Деблокирующий контрудар, немецкой стороной, вначале предполагалось нанести еще 28 ноября. Операцию, получившую кодовое название «Зимняя гроза», удалось начать лишь 12 декабря 1942 года . Созданная ударная группа «Гот», под командованием Манштейна, прорвала внешний фронт окружения советских войск в районе северо-восточнее Котельникова и продвинулась к Сталинграду на 80-90 км, но была остановлена встречным ударом 2-й гвардейской армии Р.Я. Малиновского , спешно перенацеленной на котельниковское направление. Соединиться с окруженными войсками Паулюса ударная группа не смогла (оставалось каких-то 30-40 км до воссоединения немецких войск). В срыве наступления группы Манштейна важную роль сыграли, по крайней мере, три важных решения Ставки ВГК:

  1. — временный отказ от уничтожения окруженных войск и сосредоточение главных усилий Юго-Западного и Сталинградского фронтов на внешних направлениях,
  2. — усиление Сталинградского фронта 5-й ударной и 2-й гвардейской армиями,
  3. — отказ от проведения на Среднем Дону операции «Сатурн» и организации вместо нее операции Юго-Западного и Воронежского фронтов «Малый Сатурн».

Главный удар в операции «Малый Сатурн» наносился не на юг, а на юго-восток. Оборона противника прорывалась на двух участках, после чего усилия развивались в общем направлении на Морозовск. Цель операции – разгром 3-й румынской и 8-й итальянской армий на Среднем Дону, нанесение поражения тормосинской (х. Тормосин) группировке противника, изготовившейся для удара на Сталинград, и выход на тылы основных сил группы «Гот».

Наступление началось 16 декабря 1942 года . Войска Юго-Западного фронта при содействии войск левого крыла Воронежского фронта сравнительно быстро осуществили прорыв оперативной обороны врага и стремительными действиями танковых корпусов расчленили его войска. Уже на 5-йдень операции прорыв был расширен до 340 км по фронту и 250-300 км в глубину. Танковые части прорвались на подступы к Миллерово, Морозовску и захватили ст. Тацинская. Это вынудило противника спешно повернуть на север силы, предназначавшиеся для деблокады окруженных под Сталинградом войск.

24 декабря 1942 года в наступление перешли войска Сталинградского фронта на котельническом направлении . Теперь судьба окруженной 6-й немецкой армии Паулюса была предрешена. В проведенной с 10 января по 2 февраля 1943 года операции «Кольцо» она была расчленена, уничтожена и пленена. Катастрофические потери немецкой армии отразились на общей стратегической обстановке и до основания потрясли всю военную машину нацистской Германии, подорвали доверие к ней ее сателлитов. Красная Армия прочно захватила инициативу в свои руки. Одержанная победа в корне изменила весь дальнейший ход вооруженной борьбы не только на советско–германском фронте, но и на всех других фронтах второй мировой войны. Было положено начало коренному перелому в войне . Фронт стратегического наступления Красной Армии все более расширялся. Создавались благоприятные условия для последующих наступательных операций на Верхнем Дону и Северном Кавказе, на курском и других направлениях. Началось массовое изгнание агрессора с оккупированной им земли. И хотя до полной победы оставалось еще долгих 2,5 года, в конечном исходе войны уже никто не сомневался. Пусть простят меня читатели за такое длинное вступление, но оно необходимо в контексте понимания событий того времени. Участников боев, увы, осталось совсем мало. Для современной молодежи Великая Отечественная война сравнялась с войной с Наполеоном. Учебники Истории постоянно переписываются в угоду политической конъюктуре. Поэтому познавательный процесс исторического рассказа приходится совмещать с ликбезом провала памяти нашего развития. Таким методом приходится удалять из нашего сознания «Иванов не помнящих родства».

В основу повествования будут положены события рассказанные командиром 2-го мотострелкового батальона майором Фалюта Артем Васильевич в 1967 году . Даты, которые будут указанны в процессе повествования и официальной архивной справки в начале статьи, различаются. Где истина – это тема отдельного расследования. И так по порядку:

6-й мех.корпус, 54-я мех.бригада .

14-й танковый корпус сформирован в мае 1942 года. В ноябре 1942 г. преобразован в 6-й механизированный корпус (2-го формирования).

Корпусом командовали:

  1. — генерал-майор танковых войск Радкевич Николай Николаевич (19.05.1942-30.09.1942);
  2. — генерал-майор танковых войск Богданов Семен Ильич (26.09.1942–25.02.1943).

Военный комиссар, замполит – бригадный комиссар,

  1. — полковник Семенов Сергей Петрович (до 01.1943);
  2. — полковник А.А. Шибаев (до 04.1944).

Состав 6-го мех. корпуса:

  1. — 51 мех. бригада, командир — полковник И.Б. Михайлов (11 -12.1942):

а) — 76 танковый полк, командир – полковник Д.Я Клинфельд (до 09.1943).

  1. — 54 мех. бригада, командир — полковник И.В. Студеникин (11.1942-01.1943):

Замполит – подполковник Дроздов (11.1942-05.1945).

Начальник штаба – подполковник Г.И. Маремьянов (11.1942-01.1943):

а) – 79 танковый полк, командир – майор В.П. Рязанцев (до 10.1943).

  1. 55 мех. бригада, командир – подполковник А.Ф. Пашков (11.1942-01.1943):

а) – 80 танковый полк, командир – подполковник Гольдберг (до 07.1943).

  1. 24 гв. танковая бригада (бывший 52-й гв. танковый полк), командир – подполковник В.П. Карпов (03-09.1943).
  2. — 77 танковый полк, командир – подполковник В.П. Карпов (до 03.1943).
  3. — 78 танковый полк, командир – подполковник М.Г. Фещенко (до 03.1943).
  4. — 417 истребительно-противотанковый артиллерийский полк, командир – майор А.Г. Спасский (до 01.1943).
  5. — 1447 самоходный артиллерийский полк, командир – майор Ф.В. Гайдаш (03-12.1943).
  6. — 379 тяжелый самоходный артиллерий полк, командир – майор П.Ф. Сидоренко (06.1944-04.1945).
  7. — 285 минометный полк, командир – подполковник С.С. Беленький (до 05.1945).
  8. — 763 зенитный артиллерийский полк, командир – подполковник Н.П. Голев (до 05.1945).
  9. – 409 отдельный гвардейский минометный дивизион, командир – капитан Н.А. Колупаев (11.1942-11.1943).
  10. — 11 отдельный гвардейский минометный дивизион, командир – майор И.Г. Мороз (05.1944-05.1945).
  11. — 63 отдельный мотоциклетный батальон, командир – капитан А.С. Антосов (до 02.1943).
  12. — 41 отдельный броне автобатальон, командир – капитан Н.А. Штыкой (до 12.1942).
  13. — 86 отдельный ремонтно-восстановительный батальон.
  14. — 80 отдельный саперный батальон, командир – капитан А.В. Турецков (до 12.1943).
  15. — 388 отдельный батальон связи, командир – майор А.А. Матинев (01-04.1943).
  16. — 46 отдельный медико-санитарный батальон:
  17. командир – военврач 3 ранга Г.Н. Мишихин (11-12.1942);
  18. командир – военврач 3 ранга Н.К. Огородников (12.1942-09.1943).
  19. — 56 отдельная инженерно-минная рота.
  20. — 29 рота подвоза.
  21. — 14 полевой хлебозавод.

Директивой Генерального Штаба от 17.01.1943 г. и приказом НКО СССР № 14 от 19.01..1943 г. преобразован в 5-й гвардейский механизированный корпус.

Приказом НКО СССР № 42 от 27.01.1943 г. присвоено почетное наименование Зимовниковский. Указом ПВС СССР от 04.06.1945 г. награжден орденом Кутузова II степени за ликвидацию окруженной группировки противника юго-восточнее Берлина.

Так подробно, 6-й мех. корпус я раскрыл специально, личный состав которого принимал участие в освобождении нашей местности, переправ через реку Дон у станицы: Цымлянской и у хутора Красный Яр и других. В 27 официальных захоронениях Цымлянского района (в границах 1941-1945 гг.) проходят по спискам примерно 1 500 чел., имена которых еще надо восстановить. Бои, в районе сегодняшнего нахождения Волгодонской АЭС (июль 1942 — январь 1943 гг.), были жестокими. По журналам безвозвратных потерь (г.Подольск, Центральный архив Минобороы), «списки погибших» возрастут многократно. Это тема отдельного расследования. Местным органам власти, к сожалению, это все не интересно. Ни на одном захоронении (из 27 по району) нет «Паспорта воинского захоронения», где подробно, в доступной форме и бесплатно (!) любой гражданин мог получить информацию о погибших в поисках своих родственников.

Одно из последних строений станицы Цымлянской, так называемая Парамоновская мельница.
В начале 90-х годов прошлого столетия еще была под крышей.
Разрушена не войной, а варварами 21 века.
Станица Хорошевская.
Лето 2007 г.

История освобождения станицы Цымлянской .

«Уважаемые товарищи, Ваше письмо получил. Спасибо за то, что вспомнили. Отвечаю на Вашу просьбу и шлю Вам мои воспоминания. Да, действительно, станицу Цымлянскую освобождала наша 54 механизированная бригада 6-го механизированного корпуса, который входил в состав войск Южного фронта. Командующий Еременко, член военного совета Хрущев. После освобождения г.Зимовники, корпус был переименован в 5-й гвардейский Зимовниковский мех. корпус, а бригада в 11 гвардейскую механизированную бригаду. Корпусом командовал генерал-майор Богданов Семен Ильич, начальником штаба был полковник Шабаров. 54 мех. бригадой командовал полковник Студеникин Иван Васильевич, начальником штаба был подполковник Маримьянов. Комиссаром бригады был полковник Дроздов Ф.Н. Состав бригады: три мотострелковых батальона, танковый полк, артиллерийский дивизион, инженерная рота, минометный дивизион и тылы. Действительно и то, что батальон, которым я командовал, наступал непосредственно на ст.Цымлянскую и освободил ее. Командный состав батальона:

Командир батальона — майор Фалюта Артем Васильевич, начальник штаба – капитан Петров, командир противотанковой батареи – ст. лейтенант Ивус Иван Филиппович (сейчас проживает в г.Ашхабаде), командир минометной батареи – ст. лейтенант Соболь Иван (сейчас проживает: Кировоградская область, г.Глинск). Фамилии остальных офицеров сейчас не помню. Короткая пред. история: 54 механизированная бригада была сформирована на Урале в Верхнем Уфалов в сентябре м-це 1942 года. Личный состав бригады в основном состоял из состава береговой обороны Тихоокеанского флота. Прибывшие из Дальнего Востока носили морскую форму, когда их переобмундировывали в армейскую форму, они этому сильно сопротивлялись. Было решено оставить им только тельняшки. В октябре месяце, бригада прибыла в Костеровские танковые лагеря под Москвой, где и прошла короткую боевую подготовку. В ноябре месяце, бригада в составе корпуса, отбыла на фронт под Сталинград. Корпус начал свои боевые действия от станции Абгонерово 24-го декабря 1942 года. Задачей корпуса было разбить группу Манштейна, не допустить противника к окруженной группировке в Сталинграде. Как известно, группа Манштейна, имела задачу деблокировать войска в Сталинграде, и, она представляла из себя грозную силу. В ее составе было три танковые дивизии и остатки шести других пехотных дивизий. Поэтому задачу на ее разгром имел не только наш корпус, а войска всего Южного фронта. Первый свой удар по противнику корпус, частью сил, нанес под деревней Джутово Второе. Утром, на рассвете, танки с десантом на них, с ходу нанесли удар по румынской дивизии и в коротком, но стремительном бою разгромили ее. Далее, войска корпуса, преследуя отходящего противника, устремились в направлении г. Котельниковский и, южнее его, на Дубовское.. Во взаимодействии с 7 танковым корпусом под командованием генерала П.А. Ротмистрова, к вечеру третьего дня, г. Котельниковский был взят. 54 мех. бригада сосредоточилась на его южной окраине. В канун Нового года, бригада получила задачу преследовать отходящего противника в направлении ст. Цымлянская. Главные силы корпуса в это время наносили удар в направлении Дубовское. В течение 2-х дней бригада успешно преследовала отходящего противника, вела ожесточенные бои на отдельных рубежах, и, к концу дня 3-го января (1943г.) заняла село (кажется) Красный Яр на левом берегу реки Дон (тот Красный Яр, который сейчас находится под водой, напротив Волгодонской АЭС – прим. ред.).

Бой за станицу Цымлянскую.

Одна из последних фотографий Свято-Никольского трехпрестольного храма станицы Цымлянской.
На площади перед храмом стоит памятник И.В.Сталину.
1937 год.

Наша попытка с ходу овладеть станицей успеха не имела. Противник подтянул резервы и создал прочную оборону в плавнях перед мостом через р. Дон и остановил наше наступление. В течение 2-х дней, неоднократные наши атаки в направлении Цымлянской успеха не имели, и, только на 3-й день утром, противник начал отходить за Дон в Цымлянскую. Преодолевая завалы в плавнях, батальон устремился к переправе, подойдя к которой, мы, вначале услышали сильные два взрыва, а потом увидели две большие черные воронки в середине моста. Мост был взорван. Переправа через реку могла быть только по льду. Насколько лед был прочен, мы не знали, но когда попробовали, то оказалось, что около берега лед крепкий, а какой в середине реки неизвестно. Скорость течения Дона в то время была значительная. Противник в это время открыл сильный пулеметный огонь с противоположного берега и со стороны Цымлянской. Перед нами была открытая, широкая площадь льда р. Дон, пули пулеметных очередей ударялись об лед, рикошетируя, свистели над нашими головами.

Фото Св.-Никольского храма в 1949г.

Подъехал командир бригады, полковник Студеникин, что делать? Раздумывать некогда, было принято решение: рассредоточиться на 5-6 шагов друг от друга, цепью, вперед на Цымлянскую. Когда дошли до середины реки, убитых было только двое, мы пошли быстрее и перешли реку. Сильный бой был на берегу реки у почты, но противник начал от берега отходить. Для пробы крепости льда, я послал одну автомашину, приказал шоферу открыть дверцы кабины, в случае провала выскакивать из машины. Машина прошла и не провалилась, вслед за ней проехал я на броневике в готовности тонуть, но на мое счастье, броневик тоже прошел, только связной, находившийся на запасном колесе броневика, был ранен в ногу. После боя, командир нашей бригады, мне рассказал, что он наблюдал с берега за нашей переправой и, когда пошла по льду автомашина, а в особенности броневик, то ему казалось, что он слышит стук своего сердца, и так продолжалось до тех пор, пока броневик не прошел до противоположного берега. Наш благополучный проход предрешил то, что он послал после нас легкие танки, тем же путем, и, с тем же риском. Во время нашей переправы противник все время вел огонь с высокого берега и колокольни церкви, угол наклона был большим, поэтому его огонь был малоэффективным. С выходом на берег, я сдал раненного связного местным жителям для оказания ему помощи, а сам поспешил к боевым порядкам батальона. Противник отошел от берега и занял оборону в центре станицы, используя разрушенные дома и недостроенный фундамент крупного предприятия (видимо это был фундамент консервного завода).

Начались уличные бои, мы несли потери в людях, продвигаясь медленно вперед, отвоевывая дом за домом. После отдачи соответствующих приказов и организации взаимодействия, я вынужден был включиться в бой, используя единственную боевую машину – броневик. На броневике я спустился на нижнюю улицу, заехал во фланг немцев, откуда открыл сильный пулеметный огонь. Немцы начали отходить, но на моем пути оказалась целая полоса противотанковых мин, разбросанных в шахматном порядке. Маневрируя между ними, мы проехали их и устремились вперед. В это время подошли два наших легких танка, которые помогли сломить сопротивление немцев. Немцы не ожидали, что могут появиться танки, поэтому они начали поспешно отходить. Благодаря стремительному нашему продвижению вперед по нижней улице, немцы не успели воспользоваться автомашиной с прицепом, на котором были десантные лодки. Мы автомашину захватили, а немецкие солдаты, отстреливаясь, убегали в гору. В это время, из крайнего дома, ко мне подошел молодой парень, лет 15-ти. с немецкой винтовкой и заявил: «Я захватил немца, вот его винтовка». «А где он сам?» — спросил я. «Там, в сарае». Я забрал немца на броневик, а парню отдал винтовку и сказал: «Продолжай бить немцев»! Когда я вернулся к боевым порядкам батальона, то фундамент завода был уже очищен от противника, и шло преследование его по улице, поднимающейся в гору. Пленный немец, который был у меня на броневике, сослужил мне хорошую службу: он разминировал улицу и дорогу, где попадались противотанковые мины. Одна из наших автомашин все-таки подорвалась на них. К вечеру, с наступлением темноты, ст. Цымлянская была полностью очищена от противника и, уже в темноте, я имел возможность расставить боевое охранение за станицей. К этому времени, 3-й наш батальон, не менее успешно перешел через Дон, разгромил противника на правом берегу и овладел хутором Потайной. Первый мотострелковый батальон овладел юго-восточной окраиной станицы. Как потом мне говорили в штабе бригады, один наш танк провалился на Дону и затонул. Надо особо отметить, то положение, что во время боя за Цимлянскую и после него, нам оказывали большую помощь, местные жители станицы. Например, надо отдать должное этому молодому парню, который не побоялся вступить в единоборство с вооруженным врагом, разоружил его и сдал нам. В момент ожесточенного боя за его родную станицу, не спрятался в яму, в подвал, хату, а вышел в открытую помогать нашей Советской Армии, и, с честью, с этим справился. Его, если он живой, вот сейчас надо было бы найти. Я сдал раненого связного местным жителям для оказания ему помощи, так как с нами еще не было санчасти, они охотно его приняли, обогрели, накормили и оказали помощь. Вечером, после утомительного боя, местные жители охотно приняли бойцов и командиров на квартиры, обогрели, накормили и даже угостили знаменитым цимлянским вином. Спасибо жителям Цымлянской: за заботу и теплое отношение к воинам Советской Армии! Освобождение ст. Цымлянской обошлось нам не без крови, на улицах станицы только с нашего (2-го) батальона, погибло 11 человек, это были бойцы, беззаветно преданные нашей Родине, они не жалея своей жизни, разили врага и, погибли смертью храбрых на улицах Вашего города. Вечная им Слава! В нашем батальоне было много отважных бойцов и командиров, они отличились в боях не только при бое за Цымлянскую, но во многих боях за другие станицы и хутора Дона почти до самого Ростова. Особо необходимо отметить вторую стрелковую роту и ее командира. Рота наступала на центр станицы, ее бойцы, несмотря на сильный огонь противника, цеплялись за отдельный дом, забор, укрытие, продвигались вперед. Она же первая прошла по льду через Дон. Надо также отдать должное командиру минометной батареи ст. лейтенанту Соболь Ивану, он вопреки всем правилам, установил минометы прямо на мостовой улицы и начал обстрел консервного завода, чем значительно помог выбить немцев из укрытий, кроме этого его минометы вели обстрел возвышенностей за станицей по путям отхода противника. Так закончились бои за ст. Цымлянскую. 54 бригада в станице находилась три дня, после чего получила приказ и отбыла в Дубовское. Далее ее путь лежал по станицам Дона в направлении Ростова. После освобождения ст. Манычская, бригада и корпус были выведены в резерв фронта».

Бывший командир 2-го мотострелкового батальона, майор Фалюта Артем Васильевич. 1967 год.

Мирные жители возвращаются в станицу Цымлянскую. Январь 1943 г.

P.S. Вот так описывает эти события очевидец.

Надо не забывать и другое:

В освобождении «правого берега» Дона и Цымлянского района принимала активное участие 33 гв. стрелковая дивизия под командованием генерал-майора Утвенко Александра Ивановича .

В освобождении «левого берега» Дона: хуторов Соленовский, Мокро-Соленый, Сухо-Соленый (Шостый), Просторный, Добровольский (где сейчас находится Волгодонское поселение Красный Яр), ст.Романовская и других принимала участие 24 гв. стрелковая дивизия генерал-майора Кошевого Петра Кирилловича и другие воинские части 2-й гвардейской армии генерал-лейтенанта Малиновского Родиона Яковлевича из состава Сталинградского фронта.

По датам: 24 гв. стр. дивизия освободила 30 декабря 1942 года ст. Кумшацкую (сейчас это г.Цимлянск) и ст. Романовскую , в этот день между станицей Кумшацкой и х.Соленым дивизия переправилась по ледовой переправе на правый берег Дона (по ней проходил главный путь бегства вначале румын, а потом и немцев из-под Сталинграда).

31 декабря части дивизии освободили х.Морозов, ст. Камышевскую и ворвались в ст.Николаевскую . Здесь же встретили и Новый 1943 год. 01 января 1943 года Сталинградский фронт был переименован в Южный. Развивая успех, гвардейские части дивизии в упорных боях освободили Мариинскую (06.01.1943 г.), Богоявленскую (08.01.43 г.), Костырочный, после чего дивизия была выведена в резерв и сосредоточилась в станице Николаевской.

Приказ о призыве по мобилизации в освобожденных районах.
Действующая армия.
Январь 1943 г.

Как снимали фильм «Освобождение»
Киноэпопея была изначально задумана как ответ Западу. Она должна была называться «Освобождение Европы» и состоять из трех фильмов: «Европа-43», «Европа-44» и «Европа-45». Режиссёр Юрий Озеров говорил:

В фильме снимались: Николай Олялин, Лариса Голубкина, Борис Зайденберг, Сергей Никоненко, Михаил Ульянов, Владлен Давыдов, Василий Шукшин, Евгений Буренков, Дмитрий Франько, Юрий Каморный, Бухути Закариадзе, Михаил Ножкин, Иван Переверзев, Владислав Стржельчик, Анатолий Ромашин, Николай Рыбников, Владимир Коренев,Валерий Носик, Эдуард Изотов, Юрий Легков, Всеволод Санаев, Владимир Самойлов, Игорь Озеров, Сергей Харченко, Николай Рушковский, Константин Забелин, Виктор Авдюшко, Владимир Заманский, Клеон Протасов, Александр Афанасьев, Алексей Глазырин, Пётр Глебов, Григорий Михайлов, Пётр Щербаков, Роман Ткачук, Сергей Ляхницкий, Валерий Карен, Виктор Байков, Николай Боголюбов, Владимир Герасимов, Михаил Глузский, Николай Ерёменко-ст., Петр Любешкин, Иван Миколайчук, Лев Прыгунов, Роман Хомятов и др.

Создатели фильма - участники Великой Отечественной войны. Режиссёр Юрий Озеров, служивший в армии с 1939 года, начавший солдатом и демобилизованный майором, был награждён орденом Боевого Красного Знамени. Оператор Игорь Слабневич, бывший танкист, снимал «Направление главного удара» в тех самых местах, где в 1944 году его Т-34 был подожжён немецким снарядом. Сценарист Юрий Бондарев прошёл путь от солдата до командира артиллерийской батареи. Воевали и сценарист Оскар Курганов, художник Александр Мягков, режиссёр Юлий Кун, редактор Григорий Марьямов…


Озеров выдвинул программу, включающую несколько принципиальных положений. Во-первых, он хотел показать на экране победный этап Второй мировой войны. Во-вторых, рассказать о войне широко и масштабно. И наконец, придерживаться фактов в показе событий и роли исторических лиц, масштабе битв, всех явных и тайных эпизодов войны. Озеров считал, что фашисты и руководство вермахта должны быть показаны серьёзными противниками, как это и было на самом деле.


На съёмках фильма «Освобождение»

Для того чтобы написать сценарий киноэпопеи, Ю. Бондареву, О. Курганову и Ю. Озерову пришлось изучить очень много документов, в том числе хранящихся в Центральном военном архиве и Военно-историческом институте ГДР. Большую пользу авторам принесли беседы с консультантом картины - генералом армии С.М. Штеменко, маршалами И.С. Коневым, К.С. Москаленко. Много часов Озеров провёл в обществе маршала Г.К. Жукова, который охотно смотрел материал, давал ценные советы.


«Освобождение»

Всего в картине действует 51 реальный исторический персонаж. Подбор актёров на роли этих персонажей оказался также непростым делом. Главная проблема заключалась в том, что практически все прототипы героев фильма были ещё живы. Большинство из них занимали высокие посты и весьма интересовались тем, как будут выглядеть на экране.

Нужно было не просто добиться портретного сходства, но и получить согласие самого прототипа (или кураторов съёмочного процесса) на изображение на экране этого прототипа тем или иным актёром.
Впервые со времени XX съезда КПСС в советском кино перед зрителями предстал Иосиф Сталин как Верховный Главнокомандующий. На эту роль Юрий Озеров пригласил Бухути Закариадзе.

Существует мнение, что Сталин как киногерой появился именно в «Освобождении» впервые после XX съезда КПСС. Однако это неверно. Сталина изображали в кино после XX съезда и в других фильмах, ещё до выхода «Освобождения»: его роль исполнял Андро Кобаладзе в фильмах «Правда» (1957), «В дни Октября» (1958) и «На одной планете» (1965).

В этих картинах Сталин показан как близкий соратник Ленина, один из большевистских руководителей - его образ был изображён в соответствии с официальными трактовками истории и оценками роли Сталина периода второй половины 50-х годов и лишён оттенков «культа личности». Однако все эти картины мало известны - как тогда, так и сейчас.

Ещё в процессе написания сценария Юрий Озеров твёрдо намеревался сделать Георгия Константиновича Жукова главным консультантом картины (что, в общем, вполне оправданно).

Однако он не учёл обстановки тех лет. Отставной маршал раздражал как военное, так и партийное руководство, и Жукова консультантом не утвердили (им стал предложенный маршалом Сергей Матвеевич Штеменко). Тем не менее, Жуков передал Юрию Озерову только что законченную первую часть своих мемуаров и активно продолжал сотрудничать с ним во время съёмок.

Книга Жукова подверглась резкой критике высшего генералитета страны - Андрея Антоновича Гречко, Алексея Алексеевича Епишева и Сергея Матвеевича Штеменко, которые с критикой высказывались по поводу некоторых фактов, описанных Жуковым. Это же касалось и «Освобождения», где их раздражение вызвало «чрезмерное преувеличение» роли Жукова в Великой Отечественной войне.

На роль Жукова был приглашён Михаил Ульянов. Этот выбор получил одобрение Жукова, с которым Ульянов, кстати, виделся только один раз, и то мимоходом. Эта роль стала своего рода фирменной для знаменитого актёра; впоследствии он исполнял её не один раз (главным образом, в последующих фильмах Озерова о войне).Актёр поначалу опасался браться за эту работу, понимая, сколь ответственно играть прославленного полководца. Но Озеров сказал, что Жуков одобрил его выбор. Ульянову ничего не оставалось, как согласиться на съёмки.

В эпопее «Освобождение» впервые появился на экране бывший генерал-лейтенант Власов. Огромной удачей для Юрия Озерова было уже то, что ему разрешили эту единственную сцену с Власовым (в лагере Заксенхаузен он беседует с сыном Сталина Яковом Джугашвили, имя и трагедия которого тоже не афишировались в то время). Показ Власова был разрешён с тем условием, что его имя нигде упоминаться не будет: не только в фильме, но и на съёмках. Данный персонаж получил условное наименование «Генерал».

На роль Власова пригласили Юрия Померанцева. Померанцев, участник войны, почти всю жизнь проработал в Алма-Атинском русском драматическом театре им. М. Ю. Лермонтова. Многие зрители знали его по известной комедии Шакена Айманова «Наш милый доктор». Выбор Юрия Померанцева определился случайностью, как часто бывает в кино.

Театр им. Лермонтова находился на гастролях в Москве. Там, на одном из спектаклей, на актёра обратил внимание один из ассистентов режиссёра Юрия Озерова. По мнению самого Померанцева, он не очень похож на Власова. Но он легко мог быть загримирован под него. Съёмку под Москвой эпизода в Заксенхаузене провели в один день.

А вечером, когда актёр торопился на спектакль, Юрий Озеров сказал ему: «Вы, Юрий Борисович, не очень расстраивайтесь, если не найдёте себя в картине. Я не уверен, что этот эпизод не вырежут. Мы с огромным трудом получили даже фотографии Власова из архива МВД». К счастью, эпизод вошёл в фильм. А уже через несколько лет, когда Юрий Чулюкин приступил к съёмкам фильма о генерале Карбышеве («Родины солдат»), с Власовым уже никаких проблем не было. Его имя уже стояло в титрах. И здесь его также сыграл Юрий Померанцев, специально вызванный режиссёром из Алма-Аты.


«Освобождение»

Сценаристы познакомились также с материалами о последних днях Гитлера. В частности, с книгой его личного шофёра «Как я сжёг Гитлера».
Юрий Озеров в поисках исполнителей реальных персонажей сразу начинал с тех, кто уже играл этих персонажей раньше. Незадолго до начала съёмок «Освобождения», в 1967 году, актёр киностудии ДЕФА Фриц Диц сыграл Адольфа Гитлера сразу в двух картинах, в том числе в «Замёрзших молниях», вышедших в советский прокат.

Именно Фрицу Дицу было предложено сыграть роль Гитлера. Но актёру казалось, что он станет заложником одной роли, и уж тем более ему не хотелось стать заложником роли Адольфа Гитлера. Антифашисту Фрицу Дицу роль Гитлера, которую он исполнял также и в театре, в котором работал, порядком поднадоела.

С большим трудом удалось уговорить актёра на съёмки в этом фильме, и он потом даже продолжил свою гитлериану в «Солдатах свободы». Юрий Озеров планировал его участие и в намечаемом им к постановке фильме «Битва за Москву». Однако в этом фильме роль Гитлера вместо умершего в 1979 году Дица сыграл Ахим Петри.

Долго искали исполнителей остальных исторических личностей. В конце концов, на роль Уинстона Черчилля был утвержден Юрий Дуров - клоун и дрессировщик, народный артист СССР, представитель династии Дуровых.

Популярный румынский актёр Флорин Пьерсик, кумир зрителей и исполнитель ролей гайдуков в костюмных лентах (многие из которых выходили в советском прокате), сыграл Отто Скорцени.
Итальянец Иво Гаррани, не похожий внешне на дуче, но уловивший его внутреннюю суть, выступил в роли Бенито Муссолини.

В известном телесериале ГДР «Без борьбы нет победы», шедшем по советскому ТВ, роль полковника Клауса Шенка фон Штауффенберга исполнил Альфред Штруве. Его же пригласили и в «Освобождение». В других немецких ролях заняты известные актёры ГДР, такие как Хеньо Хассе, Зигфрид Вайс, Петер Штурм, Герд-Михаэль Хеннеберг и многие другие


«Освобождение»

В «польских» эпизодах снялись Барбара Брыльска, Даниэль Ольбрыхский, Франтишек Печка, Игнацы Маховский, Адам Пежик, Станислав Микульский, Ян Энглерт и другие. Роль президента США Франклина Делано Рузвельта исполнил Станислав Яськевич.
Для съёмок итальянских эпизодов помогла фирма «Дино де Лаурентис», приславшая отрывки из мемуаров участников Сопротивления.

Прежде чем снимать грандиозную эпопею, нужно было обеспечить материальную базу - и ассистенты режиссёра по реквизиту начали поиски боевой техники времён войны: старых Т-34, давно снятых с вооружения, «яков» и «лавочкиных», пушек, грузовиков. Серьёзные трудности возникали с немецкой техникой, и тогда на одном из заводов был размещён заказ «Мосфильма» - изготовить немецкие танки.

На Львовском ремонтно-механическом заводе были изготовлены 10 «Тигров» и 8 «Пантер».В указанные сроки из ворот завода вышли десять «Тигров» и пять самоходных установок типа «Фердинанд». Министр обороны маршал Родион Малиновский распорядился выделить 100 советских танков, которые перекрасили под немецкие - для съёмок на заднем плане. Всего в съёмках участвовало 150 танков. Подобным образом обзавелись и самолётами. Як-18 выступал в роли всех советских истребителей, и чешские Zlin Z-526 - в роли «Мессершмиттов».


«Освобождение»

В съёмках принимали участие более 3000 солдат. Сами съёмки проходили почти как настоящие сражения: оборудовались штабы, прокладывалась связь, над полем битвы кружили вертолёты (на одном из которых постоянно находился Юрий Озеров). Увязать действия всех родов войск во время боя - это непростая задача, но она была решена.

Событийный ряд первой серии «Огненная дуга» ограничен - здесь все подчинено главному - рассказу о подготовке и проведении Курской операции, впечатляющему изображению грандиозного танкового сражения под Прохоровкой 12 июля 1943 года.

Съёмочная группа Юрия Озерова решила снимать битву в тридцати километрах от Киева, у села Ходасивка. Для того чтобы привести огромную съёмочную площадку в состояние боевой готовности, специальные окопные машины покрыли поле сетью глубоких траншей общей протяжённостью почти в тридцать километров.


«Освобождение»

На командный пункт, где находились режиссёр-постановщик, оператор с ассистентами, военные консультанты и командиры подразделений всех родов войск, сходились - через рации - все нити управления боем. И тут же главная ответственность за координацию действий всех родов войск ложилась на плечи Озерова.

Приходилось решать тысячи вопросов. Как быть с орудием, которое после холостого выстрела не даёт отката? Как зажечь, а потом потушить танк? Эти две проблемы решил инженер-конструктор трюкового реквизита «Мосфильма» Владимир Смирнов - у орудия он предложил слить тормозную жидкость, а в танк поставить газовый баллон, выведя горелки на броню: водитель сам будет регулировать высоту пламени.

В съёмках было задействованы самолёты, орудия, вездеходы, мотоциклы, автомобили… Этого вполне хватило, чтобы показать на экране сражение со всех точек зрения - и крупным планом в ближнем бою, и в перископ командира танкового полка, и с вертолётов, и из наблюдательного пункта командующего.


«Освобождение»

Значительную часть затрат составляли костюмы и вооружение: режиссёр требовал максимальной достоверности (главным художником по костюмам была жена Озерова Диляра). Мундир Иосифа Виссарионовича Сталина изготовил портной, который шил мундиры самому Сталину. Немецкие мундиры, за неимением оригинальных, также были сшиты.

Каски, для экономии веса изготовленные из пластмассы, были произведены на подсобном производстве «Мосфильма». Там же сделали и немецкие ордена. Советское обмундирование было взято со складов, где оно сохранилось со времён Великой Отечественной войны.
В фильме «Прорыв» в действие вводятся новые силы, появляются новые исторические фигуры.

Драматические события, определяющие движение всей мировой истории, центр которых - на советско-германском фронте, развёртываются в разных странах. Американские солдаты с десантных барж и шлюпок высаживаются на юге Италии. В Варшаве два антифашиста подкладывают бомбу в кинотеатр «Аполло», предназначенный «только для немцев».


«Освобождение»

И снова Италия: Муссолини арестован, а затем освобождён Отто Скорцени. В конце фильма «Прорыв» мы попадаем в Тегеран сорок третьего года и присутствуем на исторической конференции глав трех держав, когда решался вопрос об открытии второго фронта. И всё-таки главный интерес авторов сосредоточен на событиях, которые разворачивались осенью 1943 года на берегах Днепра.

Третий фильм эпопеи - «Направление главного удара» - рассказывал о том, как подготовлялась и проводилась стратегическая операция «Багратион», в ходе которой была разгромлена группа армий «Центр». Наши войска вышли к государственной границе СССР.

Снимали эту операцию в Литве (в Белоруссии шло активное осушение болот), у села Побраде, километрах в пятидесяти от Вильнюса. Здесь те же болотистые места, что в соседней Белоруссии, небольшие речки и озера, овраги и рощи, та же скупость красок, строгость природы.


«Освобождение»

Венчают эпический цикл фильмы «Битва за Берлин» и «Последний штурм». Строго говоря, это один большой фильм, поделённый пополам лишь по соображениям производственной и прокатной целесообразности. Не случайно заключительным лентам дан общий эпиграф: «Вечная слава павшим в боях Великой Отечественной войны».

По возможности фильм снимался в местах действительных событий. Берлин - в Берлине, Варшава - в Варшаве, Крымская конференция - в Ливадийском дворце, арест Муссолини - в Италии. Взятие Берлина снималось прямо на улицах немецкого города и именно там, где в апреле сорок пятого года шли последние бои. Озеров успел запечатлеть здания и руины, которые готовились к сносу. Магистрат разрешил снять на их фоне бои, форсирование Шпрее, штурм метрополитена, взятие рейхстага. В кино это называется съёмками «уходящей натуры».

Один из самых сложных в фильме - эпизод затопления берлинского метро, последнее преступление Гитлера, приказавшего открыть шлюзы, чтобы затопить тоннели, где спасались от бомбёжки тысячи стариков, женщин, раненых и детей.


«Освобождение»

Часть этой сцены сняли в Берлине. Но само затопление - в перервинском шлюзе № 11 под Москвой. Сначала шлюз очистили. Потом по эскизам художника А. Мягкова построили в нём станцию «Кайзергоф», опустили на дно шпалы, рельсы, пушку и специально привезённые из Берлина вагон метрополитена образца 40-х годов, фашистские плакаты тех лет и автомат по продаже шоколада. Когда гигантский щит шлюза был поднят, девятиметровая толща воды обрушилась на «станцию»…

Начиная работу над киноэпопеей, Озеров вместе с Мягковым и Слабневичем решили взять за основу принцип документализма, то есть снимать игровые, актёрские сцены «под документ». И, надо отметить, им удалось добиться ощущения достоверности.

Удачно легли в картину немногочисленные куски хроники, они были растянуты на широкий формат и верированы на определённый цвет. Сам по себе этот приём весьма рискован, ибо даже несколько планов «безусловной» хроники, попав в игровой фильм, могут обнаружить его постановочный характер. В «Освобождение» хроника вошла без швов.

Фильм «Освобождение» показывает борьбу штабов, умов, борьбу военных доктрин. В картине пятьдесят одно историческое лицо, и среди них прославленные военачальники - Жуков (М. Ульянов), Рокоссовский (В. Давыдов), Василевский (Е. Буренков), Ватутин (С. Харченко), Антонов (В. Стржельчик), Конев (Ю. Лепков и В. Шукшин), Рыбалко (Д. Франко), Катуков (К. Забелин), Москаленко (Н. Рушковский) и многие другие.


«Освобождение»

С вдохновением сыграл Сталина грузинский актёр Бухути Закариадзе. Исполнитель роли Конева Василий Шукшин рассказывал, как в павильоне «Мосфильма» встал по стойке «смирно» и отдал честь консультант фильма, генерал армии, при виде товарища Сталина - Закариадзе. Кстати, Шукшин заменил прежнего исполнителя роли Конева, того забраковал сам маршал, не найдя с собой достаточного сходства.

«Освобождение» не только реконструирует события, крупнейшие баталии, показывает исторических деятелей. Кроме подлинных исторических персонажей, в фильме действуют герои, вызванные к жизни авторским воображением: капитан Цветаев (Н. Олялин), медсестра Зоя (Л. Голубкина), комбат Орлов (Б. Зайденберг), подполковник Лукин (В. Санаев), полковник Громов (В. Самойлов), сержант Дорожкин (В. Носик), ординарец Сашка (С. Никоненко), лейтенант Васильев (Ю. Каморный), лейтенант Ярцев (М. Ножкин), капитан Неустроев (В. Корнеев)… Это живые, подлинные характеры дали возможность показать войну с разных точек зрения - и глазами солдат, и глазами полководцев, сделать фильм не только событийным, но и психологическим.

Особенно запомнился зрителям капитан Цветаев. Режиссёр взял на эту важную роль молодого актёра Красноярского ТЮЗа Николая Олялина. Конечно, решающее значение сыграл типаж актёра, одного его появления на экране было достаточно, чтобы зритель сказал: да, это - русский солдат.


«Освобождение»

Строгий и решительный командир, прекрасный товарищ, беспощадный к врагам, Цветаев оставил в своём сердце место и для любви. Через всю войну пронёс он трогательную нежность к медсестре Зое (Л. Голубкина), с которой сражался рядом. Их любовь знает горечь разлук, радость коротких встреч, ежеминутную опасность смерти дорогого человека.

Герой Олялина лучше всего раскрывается в азарте боя на Курской дуге, в экстремальной ситуации, когда спасает немецких женщин и детей в затопленном берлинском метро и сам погибает.

Все роли иностранных персонажей в фильме играют зарубежные исполнители. В польских эпизодах - освобождения Люблина и Варшавы - снялись польские артисты Б. Брыльска, Д. Ольбрыхский, В. Глинский. Муссолини играет итальянский актёр Иво Гаррани, немцев - актёры ГДР и Австрии.

Заключительные серии цикла были показаны в 1972 году на Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси и получили главный приз. Торжественные премьеры «Освобождения» прошли в 115 странах мира. Интерес к фильму нарастал - число зрителей, посмотревших киноэпопею, приближалось к поистине астрономической цифре - 400 миллионов человек! И это только за один год.

В 1972 году основной авторский коллектив киноэпопеи был удостоен высшей творческой награды - Ленинской премии. Кроме Юрия Озерова премию получили писатель Юрий Бондарев, писатель Оскар Курганов, оператор Игорь Слабневич, художник Александр Мягков.

Донбасс, переживающий сегодня войну, не в первый раз становится целью захватчиков. В начале Великой Отечественной войны овладение Донбассом вошло в число приоритетных задач, поставленных перед вермахтом.

Подобное стремление гитлеровцев объяснялось высочайшим промышленным потенциалом данного района. Город Сталино, как тогда назывался Донецк, являлся одним из крупнейших индустриальных центров Советского Союза, обеспечивавшим 7% общесоюзной добычи угля, 5% производства стали и 11% производства кокса.

К началу 1941 года в Сталино находились более 220 предприятий союзного и республиканского подчинения.

В начале осени 1941 года за Донбасс разгорелись ожесточённые бои. Несмотря на отчаянное сопротивление советских войск, 20 октября 1941 года немецкие и итальянские войска вошли в Сталино. Началась оккупация Донбасса, растянувшаяся на долгие 700 дней.

Сначала переименования, затем убийства

Одним из первых решений захватчиков стало постановление о переименовании улиц и площадей, дабы полностью стереть из памяти местных жителей воспоминания о «большевистском режиме». Самому городу вернули прежнее название Юзовка, проспект Лагутенко стал улицей Базарной, проспект Труда — улицей Музейной, проспект Павших Коммунаров — улицей Николаевской, проспект Чайковского — улицей Садовой, проспект Дзержинского — улицей Пожарной, и так далее.

Гитлеровцы установили жёсткий режим, пытаясь обеспечить скорейшее восстановление и использование местной промышленности.

В годы оккупации Донбасса здесь активно действовали советские подпольщики и партизанские отряды. В ответ гитлеровцы проводили карательные акции и массовые казни. Шурф шахты № 4/4-бис в Сталино превратился в огромную братскую могилу. За время оккупации туда были сброшены от 75 до 100 тысяч человек. Одних сбрасывали в шахту после расстрела, других живьём. Из всех жертв удалось опознать не более 150 человек.

Удержать во что бы то ни стало

Несмотря на жесточайшие репрессии, покорить жителей Донбасса нацистам так и не удалось — сопротивление продолжалось в течение всего времени оккупации.

Восточная часть Донбасса была освобождена советскими войсками в феврале 1943 года, сразу после победы под Сталинградом. Однако развить успех не удалось из-за отсутствия резервов для дальнейшего наступления, а также из-за упорного сопротивления фашистов.

Летом 1943 года на совещании с генералитетом вермахта Гитлер придавал важнейшее значение удержанию Донбасса.

Поражение немцев на Курской дуге и успешное наступление советских войск на Белгородско-Харьковском направлении создало условия для изгнания захватчиков из Донбасса.

Выполнение задачи было поручено советской группировке войск, насчитывавшей более миллиона солдат и офицеров, 21 000 орудий, 1257 танков и 1400 самолётов. Гитлеровцы могли противопоставить наступающим около 540 тысяч солдат и офицеров, 5400 орудий, 900 танков и 1100 самолётов.

Южный фронт идёт в прорыв

Донбасская операция советских войск началась 13 августа 1943 года наступлением правого крыла Юго-Западного фронта. Эти части, форсировав реку Северский Донец, оказали помощь Степному фронту в освобождении Харькова.

Наступление в центре Юго-Западного фронта, начавшееся 16 августа, было остановлено немцами почти сразу — советские войска не смогли преодолеть линию мощных вражеских укреплений на реке Миус, так называемый «Миус-фронт».

Тем не менее, удар Юго-Западного фронта генерала Родиона Малиновского заставил гитлеровцев использовать для его отражения значительную часть резервов.

18 августа, воспользовавшись ситуацией, в наступление перешли войска Южного фронта под командованием генерала Фёдора Толбухина . Парировать этот удар немецкая группа армий «Юг», которой командовал фельдмаршал Эрих фон Манштейн , уже не могла. В первый же день наступления советские войска прорвали оборону гитлеровцев на глубину 8-9 километров.

К исходу 20 августа прорыв войск Южного фронта составлял уже до 24 километров в глубину и до 16 в ширину.

Сражение за Саур-Могилу

Выполняя директиву Берлина об удержании Донбасса во что бы то ни стало, Манштейн отдал приказ о нанесении серии контрударов, благодаря которым наступление Красной Армии удалось затормозить. Но в ночь на 24 августа советские части заняли дорогу на Таганрог, лишив противника возможности маневрировать резервами.

28 августа начался штурм Саур-Могилы — вершины, имеющей в Донбассе стратегическое значение. Сражение за Саур-Могилу продолжалось трое суток и было особенно ожесточённым. Утром 31 августа бойцы 96-й гвардейской стрелковой дивизии окончательно сбросили противника с вершины, приступив к преследованию отступавших гитлеровцев.

30 августа советские войска при поддержке морского десанта освободили Таганрог, окружив и разгромив в районе города 29-й немецкий корпус.

5 сентября 1943 года части Южного фронта вошли в Артёмовск. Манштейн докладывал в Берлин — продолжение удержания Донбасса чревато полным разгромом группы армий «Юг». Гитлер вынужден был дать «добро» на отвод войск за Днепр.

Откровения Манштейна

Как писал в мемуарах Мантшейн, отступление из Донбасса был «самой тяжёлой операцией» 1943-1944 годов. Немцы не успевали вывозить боеприпасы, имущество и даже раненых. Эвакуацию предельно осложняли удары Красной Армии.

То, что немцы не могли забрать с собой, они уничтожали, применяя тактику «выжженой земли». «В зоне 20-30 км перед Днепром было разрушено, уничтожено или вывезено в тыл всё, что могло помочь противнику немедленно продолжить своё наступление на широком фронте по ту сторону реки, то есть всё, что могло явиться для него укрытием или местом расквартирования, и всё, что могло обеспечить его снабжение, в особенности продовольственное снабжение его войск», — писал Манштейн. Лиц призывного возраста, находившихся в оккупации, гитлеровцы угоняли в Германию.

7 сентября 1943 года развернулись бои за столицу Донбасса город Сталино. Утром 8 сентября в город со стороны Рутченково ворвались подразделения 50-й стрелковой дивизии полковника Владычанского . В освобождении города также принимали участие бойцы 301-й и 230-й стрелковых дивизий и партизаны.

К исходу первой половины дня Сталино полностью оказалось под контролем советских войск. Впоследствии именно 8 сентября стали отмечать как День освобождения Донбасса.

Донбасс не сломить

Войскам, участвовавшим в освобождении Донбасса, приказом Верховного Главнокомандующего от 8 сентября 1943 года объявлена благодарность и в Москве дан салют 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий.

Донбасская операция завершилась 22 сентября 1943 года с выходом советских войск на рубеж Новомосковск — восточное Запорожье — река Молочная.

В боях за освобождение Донбасса от фашистов погибли более 66 тысяч советских солдат и офицеров, более 200 тысяч были ранены. Точные потери гитлеровцев неизвестны.

За воинское мастерство, массовый героизм, мужество и отвагу, проявленные в ходе Донбасской операции, свыше 40 соединений и частей Красной Армиибыли удостоены почётных наименований Артёмовских, Горловских, Славянских, Сталинских.

В Сталино к моменту оккупации гитлеровцами находились около 400 тысяч человек, освобождения дождались около 175 тысяч. Советских солдат встречали руины жилых домов и предприятий, разрушенные и полузатопленные шахты, многие из которых таили в себе тела жертв нацистского террора.

Но уничтожить Донбасс нацистам не удалось. Уже к началу 1945 года три четверти шахт возобновили работу, заработали крупнейшие предприятия региона.

Вы когда-нибудь сидели в подземной тюрьме? В унылой, надежно запертой подземной тюрьме, забытые всеми и обреченные на медленное скатывание с катушек, в подвале нашего замка Гладд’эм? Я берусь утверждать, что не сидели. Правителю положено знать своих узников.

Так уже получилось на этот раз, что правитель и сам загремел в казематы. Виной тому отчасти моя недальновидность, отчасти высшие силы, которым я, видимо, нанес некую обиду, а то зачем бы им захотелось отомстить мне, посадив на долгий паек из минимального продуктового набора?

Блеймир! – позвал я, и джинн явился.
Так я проверял его присутствие, хотя это было ни к чему, просто от скуки. Блеймир делил со мной мою нехитрую комнату. Его дом – серебряную табакерку с резной крышкой – отобрали тюремщики, а джинн не может призвать свои хваленые мистические силы, пока его дом в руках врага. Он не ест, не пьет и не спит, и все его удовольствие – свернуться кольцом в углу под потолком и думать свои джинновские думы.

“Я здесь, Гахал!” – без слов подтвердил дух примерно в триста пятьдесят шестой раз, нависая надо мной преданным голубоватым облачком. Блеймир - первый джинн, заключенный в подвал. Это абсурд. Но какой-то из моих предков поставил на окна защиту от астральных существ, и я теперь проклинал его за это. Защита, как мне удалось выяснить, безупречно действовала даже с обратной стороны.

Я вспомнил также остальных, кому не повезло.
Когда я короновался и был предательски захвачен грязными руками заговорщиков, рядом со мной находились ключник и волшебник. Так всегда полагается, если вы хотите стать всенародно избранным королем, а не жалким самозванцем. Табба, хранитель ключей, держал зелье, которое я должен был выпить. Он был преданным товарищем и успел выпить его сам в последний момент, иначе бы его убили на месте. Вы должны понять, к чему приводит употребление зелья персоной, не принадлежащей к королевской крови. Бедный Ваттан, придворный волшебник, до сих пор служит колодой, на которой точным ударом топора прекращаются мирские страдания непокорных узников. В общем-то, сбежать он от смерти сумел, но она теперь повсюду вокруг него и непосредственно на нем. Мне из окошечка видно многое, что творится на дворе. Казни, казни, похоронные марши.
Насчет Таббы все туманно: он стал свиньей и может еще где-то бегать, либо быть давно зажаренным. Обратно превратиться в человека ему в данный момент не по силам – единственное существо, способное это сделать, находится в темнице со своим джинном. Куда уж свинье думать о чем-то поверх своих свинских потребностей?

Не стоит, однако, считать, будто я наплевал на мучения товарищей и прохлаждался в каземате долгими месяцами, только сегодня решив запланировать побег. Нет, каждый клочок тюрьмы был осмотрен еще в самые первые дни, а на протяжении всего остального срока я лишь дожидался удобного момента. Удача, казалось, витала где-то в далеких сферах, не желая спускаться в мои руки. Ни подкараулить стражника, ни присвоить ложку и выскоблить ее ручкой тоннель, ни разбить головой прутья решетки. И от Блеймира не больше помощи, чем от той же самой ложки. Нынешние заправилы могут запросто разломать его дом-шкатулку, едва станет известно о попытке побега, и джинн мигом испарится.

Я проводил дни обычным способом: находил завтрак, поглощал его, приводил рога в порядок, затем спал (наша порода умеет спать хоть круглые сутки) с кратким перерывом на ужин, который волосатая рука брезгливо перебрасывала через дверь – при этом оловянная тарелка громыхала по полу, а ее содержимое большей частью вываливалось в грязь. Иногда – было бы желание – я разглядывал панораму в окошке, но там было не слишком много видно, лишь землю замкового двора и стоящие на ней орудия казни.
Возможно, проторчи я там еще пару месяцев, то испробовал бы какую-нибудь отчаянную попытку, которая закончится нанесением мне тяжких телесных повреждений и водворением на плаху от греха подальше; или я бы просто тихо сошел ума. Но помощь пришла раньше.

Звук, круто изменивший мою незамысловатую жизнь, донесся с той стороны. В окно – прутья решетки, если точнее – кто-то легонько постукивал. Тихий звон вывел меня из дремоты. Прозвучало мое имя. Половина сознания требовала от любых пришельцев убираться в ад и не мешать досматривать цветной сон, но другая половина моего существа, более разумная, приказала телу встать и подойти к окну, поприветствовать гостя.
- Твои дела не очень, - констатировал он быстрым и грустным голосом.
Я протянул ладонь, и на нее уселось мое спасение в образе Эрика. Он сложил крылья и свесил ноги, глядя куда-то в сторону. Верный признак ощущения вины.

Тебя давно не было, - упрекнул я его.
- Я вижу это по тому, как все изменилось. Что ты делаешь в подвале, Гахал?
- Заключен в тюрьму, недоволен данным обстоятельством, - сказал я.
Эрик нахмурился, его острое лицо стало до смешного серьезным.
- Я могу помочь тебе, если это в моих силах, - предложил он, а затем поднял голову, и я последовал его примеру.
Над нами кольцом висел Блеймир.
- Привет, Блеймир, - сказал Эрик. – Гахал, никто не заметит, что ты беседуешь с эльфами?
Я поспешил опровергнуть это подозрение, после чего спросил об изменениях снаружи. Новостей было немного. Правит Мертвая голова, налоги растут, улицы не убираются, народ голодает, казни каждый день.
- На Ваттане, разумеется, - мрачно добавил я. – А то мы не видели.

Солдаты узурпатора нынче позволяют себе неслыханные вещи. “Темная паутина лжи и беззакония повисла над городом”, как говорил классик по несколько иному поводу. О Таббе ничего не слышно.
- Я могу принести тебе отмычку какую-нибудь, - сказал Эрик. – Ключи не подниму.
Отмычку? Ага, прекрасная идея.
- Эрик, а что сейчас в моей комнате?
- Там сидит Изергуль. Мертвая голова сидел до него. Но его выгнали привидения, так я слышал.
Я даже улыбнулся. В шкафу на самом деле жила пара очень скверных духов, я с ними почти примирился, но другие… Приятно сознавать, что и на злодеев есть управа. Плюс, эта диспозиция давала мне шанс на успех. Я описал Эрику, как выглядит Альвагарт.
Блеймир тоже встрял в разговор, делая сложные фигуры руками и нервно вращая глазами. Таким способом он просил узнать, где его дом. Эрик подобрал ноги (моя ладонь уже начала уставать) и собрался улетать.
- Следи, чтобы там не было заклятий от эльфов, - предупредил я.
- Айя, мессир, - небрежно ответил он, пролетая через решетку.
О своей незаметности он и сам позаботится. Настроение выросло до разумных значений. Но мы не спали, ощущая тревогу за летающего посланника. Блеймир по природе своей не спал, а я из солидарности.

Тревога оказалась ложной. Эрик воротился к обеду, отягощенный Альвагартом, которого он нес в свернутом виде в обеих руках.
- Шкатулка в покоях Головы, - сообщил запыхавшийся эльф. - Там вредные чары, я только в окно посмотрел.
Он потер ладони, когда я избавил их от груза. Альвагарт намотался на мое запястье и потеплел от радости: месяцами не видеть своего хозяина - то еще испытание.
- Спасибо, Эрик, - сказал я.
- Служу королевскому роду, - сообщил тот и снова улетел.

Вот все и поменялось; Гахал стал выше своих тюремщиков! Самозванцев - на колья, а стражника, несущего ужин, ждет веселый сюрприз.
- Сегодня мы начинаем новую жизнь, Блеймир, - объяснил я джинну, который светился ярче обычного. Он бы даже обрадовался, если не один момент…
- Мой дом, - напомнил Блеймир. Не словами, конечно: где это видано, чтобы джинн говорил? Но его квадратный жест я уже наизусть выучил.

Считается, что джинны произошли от демонов, оставшихся в Джерме много лет назад и порвавших связь с Фуавуном. Должно быть, сами они давно забыли, для чего. Потеряв силу адского пламени, демоны заметно изменились и деградировали, забыв дар речи и часть мозгов, но от стремления иметь связь с домом так и не смогли избавиться. Просто у каждого джинна вместо давно забытой родины есть красивый предмет, служащий ему церемониальным жильем. Настолько сильна эта странная связь, что разрушение дома мгновенно уничтожает его жильца.

Я заставил джинна прекратить поток жалоб на бедственное положение, не имея никакого желания воспринимать свежую порцию цветовой азбуки. В данный момент меня интересовала умственная полноценность Альвагарта. Обычная веревка, которую вы, возможно, видели у себя на родине, способна только молча лежать, свернувшись колечком. Альвагарт по сути своей тоже веревка, и мог запросто свихнуться, забыть все свои навыки, пылясь без дела на полке кабинета.
“Нужно открыть замок”, сосредоточенно подумал я, подкрепив мысль тихим шепотом для пущего эффекта. Вроде бы сработало, потому что Альвагарт на глазах сделался твердым, стиснул мое запястье, и свисающий конец его вытянулся, как штык. Затем, будто вспомнив, изменил цвет на тускло-серый и окончательно стал проволокой. Я решил отнести эту задержку на отсутствие практики.

Итак, я вставил проволочного Альвагарта в замок и он там активно заворочался. Блеймир тоже подплыл ближе, светясь и выпучив кофейные глаза. Похоже, дверь не открывали лет сто. Хотя я точно помню, что меньше. В камере находится все, что мне нужно для жизни – голый пол, менять нечего, она вся пропитана заклинаниями. Когда организм накапливал всякий шлак, достаточно было отрыгнуть роговую капсулу через окошечко в коридор: это была моя единственная месть зловещей тюремной машине.

Чудилось, что открытие двери поднимет шумную тревогу и привлечет к себе внимание всего замка, наполненного бандитами и прихвостнями бандитов, но к моему счастью, тишину ничто не нарушило. Это не значит, что Мертвая голова становится забывчив, потому что бесшумный сигнал все равно мог сработать, и тогда меня будут ждать непосредственно на месте действия. Пускай злодей успеет протереть ковровую дорожку и встать за дверью с топором наготове, меня это не волновало. Сегодня руки не будет связывать такой пустяк, как коронация и всякие зелья. Я убью его без помощи посторонних.

Коридор за дверью вел направо, во внутренний двор, и налево, в главные галереи. Я впервые за многие дни был на свободе, один среди опасных злодеев, узурпаторов трона и нежити. Блеймир начал менять окраску, борясь с желанием немедленно рвануть наверх и произвести репатриацию жилища.
- Сначала займемся делом, дружище, - втолковал ему я, рассматривая дверь, ведущую во двор. Джинн выразил скромное возмущение, но выбора у него не осталось.

Я не рассчитывал легко выйти во двор, и был прав. Дверца сразу показалась мне подозрительной хотя бы тем, что была не заперта, а просто прикрыта. Как хорошо, что я способен немного чувствовать наложенные проклятья, если они не слишком тонкие. Очень похоже на работу недалекого ума одного из помощников главного дворника Мертвой головы. Стоит мне только прикоснуться к деревяшке, как весь замок затрясется, словно килийская пальма под натиском голодающих.
Джинна, однако, никто в расчет не брал. Вот она, заносчивость! Я уже говорил, что они за это… ах да, говорил.
- Блеймир, возьми вон ту колоду, да, которая рядом с топором и заляпана кровью!
Мой синий друг подлетел туда, обернувшись шариком, и с великим пыхтением поднял щербатую колоду. Две секунды, и он снова рядом, а теперь – возвращение наших домов.

Шкатулка, по слухам, сделанная великим Мастером и принадлежавшая исполнителям при высочайшем дворе нашей достойной повелительницы Королевы Крыс. Да, мой друг Блеймир умеет выбирать себе жилье! Вы ведь знаете, что для джинна историческая ценность реликвии то же самое, что для людей денежные богатства. В этом смысле Блеймир богач из богачей. Но этот факт вовсе не делает его гордым. Нет, он совсем не брезгует таким низким занятием, как нанесение побоев, несовместимых с жизнью.

Нельзя было надеяться, что Голова забудет, чью шкатулку он присвоил, и не поставит защиту от джинна. Стоит ли зайти к Изергулю и вежливо попросить его вернуть комнату? В полной сохранности, со всеми книгами и редкими зельями в банках, сушеными травами под потолком, и если обнаружится недостача, заставить лично добрать...
Всем нам нужно место, где жить, к этому все сводится.

Удивительно, но пока нам не удалось встретить никого из населения замка. Мы дошли по лестнице до окованной железом двери, ведущей в замковые коридоры, так и не напоровшись на живых существ. Не может ли быть, что замок по какой-то причине оставили без присмотра, или же наоборот, готовят особенно зубодробительный сюрприз? Мой ответный подарок им запомнится надолго!
Намереваясь исполнить мечту Блеймира, я собрался преодолеть несколько шагов до двери и выйти, наконец, в высшее общество. И тут она открылась сама.

Джинны очень сильны. А Блеймир к тому же был заметно раздражен препятствиями на пути к вожделенной свободе и груз свой метнул очень хорошо.
- Не до смерти! – взвыл я под аккомпанемент хрустнувших костей.
Я сжал кулаки и свирепо глянул на джинна, а тот побледнел, признавая ошибку, но у лучших из нас иногда чувства берут верх над разумом. Ругать его не было смысла, и я обратился к стражнику, придавленному Ваттаном. Гнусный прихвостень был еще жив и цеплялся за мятую тарелку с отбросами, которую нес мне на ужин. Выплюнув пару сгустков крови и зубов, он тщетно пытался сконцентрировать взгляд на моей персоне. Я нагнулся и показал ему кулак.
- Мы… хозяин всегда… - прохрипел стражник, - прибьет тебя… Иди.
Произнеся свое благословение, он прекратил подавать признаки жизни.

Мы с Блеймиром поднялись по служебной лестнице, дабы не привлекать излишнего шума, потом я заново опробовал свои навыки метания Альвагарта на охраннике в верхнем коридоре. Когда он прекратил булькать и улегся отдыхать, путь ничто не преграждало! Следовало искать заклинания, настроенные на меня. Таковые бывает непросто обнаружить, но я схитрил: пропустил запрос через Блеймира. Даже некоторые великие маги не додумались бы до такого.
Я был очень доволен, когда нашел подходящий магический замок на пороге моей комнаты. Любопытно, что он должен был сработать при появлении не конкретно принца Гахала, владыки Гладд’эм, а просто любого существа с рогами. Очень интересный ход мыслей. Очевидно, если потревожить силовую линию, то Мертвая голова схватит в одну руку шкатулку, а в другую магический шар, и будет угрожать разрушительной коллизией, выводя, таким образом, джинна из игры.
Честно говоря, комната не убежит, не лучше ли проверить тронный зал…

“Герой прорывается к покоям Главного Злодея, по дороге сминая орды врагов, ступая по лужам крови… Злодей распахивает двери и страшно орет: Я ждал тебя! Ты в ловушке! Сейчас я тебя уничтожу! ... – Нет, это я тебя уничтожу! – возражает Герой, и враг, устыдившись, истекает горючими слезами и добровольно глотает заранее припасенный яд … Занавес.”
К черту тронный зал! Все мое преимущество в скорости и внезапном нападении, нечего корчить из себя шпиона.

А вот перед покоями Головы висела странная аура, состава которой я не смог распознать. Туман, мерцающие в нем зелено-желтые блестки. Долой таинства, когда сталкиваешься с неведомым – бери в руки надежную, сильную магию, как отбойным молотком сносящую все тонкие преграды. Дверь слетела с петель… внутри было пусто, как в карманах у нищего. Несколько пентаграмм, чернильница, черные свечи, ну еще пара черепов – и все.
Обхитрил сам себя. Иди в тронный зал, герой.

Никаких гадостей на входе. Пустынный зал дышал тишиной и прохладой, хотя тонкий неприятный запашок давал о себе знать. Никаких заклинаний, скрытых фокусов или засады у дверей, ничего необычного, если не считать того, что на деревянном троне восседал Мертвая голова.
Его настоящее имя было проклято и забыто, осталось лишь прозвище – Голова, за раздутую от водянки башку, большую, чем у всех прочих. Голова равно хорошо владел мечом и магией, хотя каждым в отдельности не виртуозно, и участвовал в нескольких битвах, пока шальной демон не разделил его на две части топором. Голова вступила в сделку с дьяволом и вернулась назад с легкой гнильцой, приклеилась обратно к телу (тоже уже не первой свежести), и в результате Мертвая голова получил вторую часть своего прозвища. В общем, был изгнан с позором, но от власти не отступился.

Он пришел, - сообщил маслянистый голос, принадлежавший не злодею, а массивной картине на стене, справа от входа. Раньше ее не было. Изображенный там волшебник с бородкой и тростью презрительно смотрел в мою сторону.
- Знаменитые первые слова, - сказал ему я, косясь на мертвеца. В руках самозванца были зажаты скипетр и держава – оба обладающие волшебной властью. Он наслаждался своей жалкой пародией на силу, развалившись на троне и молча глядя на меня, даже не соизволив заговорить. Не умер ли в очередной раз?
- Он вернет тебя в подвал, но по горло в бетоне, - захихикал чародей на картине, накручивая бородку. Я перевел взгляд на него, на Голову и обратно.
- Кто тут главный? Из вас двоих. Я думал, тот, кто на троне.
- Верно.
- У него же ноги парализованы, - догадался я.
Голова усмехнулся при этих словах и отложил державу, оставив скипетр. Потом свободной рукой порылся где-то сбоку от трона и достал крупный, тяжелый предмет.
- Одно неверное движение, и она рванет, - предупредил нарисованный маг. Тоже мне, переводчик нашелся. Я наклонил голову и сделал выпад в сторону. Маг поспешно убрался, вереща от злобы, когда кончик рога царапнул его по ногам.
Блеймир отскочил в сторону и зарябил как сумасшедший – он прекрасно узнал свой дом. На крышке шкатулки была укреплена дурно выглядящая серая масса.

Мой наставник Фэфал любил повторять одно:
- Настоящий правитель должен иметь хороший Древний Меч, могучий артефакт работы выдающегося кузнеца, но не базарный мусор. Гахал, одними рогами ты ничего не добьешься. Где твой меч?
- Ты знаешь, - отвечал я, - что артефакты под ногами не валяются, а рога всегда при мне.
- Так иди, прибей какого-нибудь вампира и отбери у него. И во имя всего сущего, на кой тебе эта дурацкая веревка?
Он изменил мнение, когда упомянутая веревка внезапно связала ему руки за спиной и на всевозможные проклятья и заклятия отвечала полным равнодушием. Мне понадобилось полчаса, чтобы убедить Альвагарт развязаться: он довольно злопамятное существо.
Сейчас хитрое оружие было наготове в моей правой руке. Жаль, что учителя давно нет в живых, он бы оценил...

Мертвая голова поднялся в воздух вместе с троном и пошел на таран. Сама судьба подсказала отскочить в сторону, чтобы не быть размазанным по стене. Злодей вернулся в воздух и принялся ожесточенно носиться по всему залу, пытаясь зайти со спины и смять внезапным броском. Летал он неплохо, не заботясь нисколько о параличе ног, и надежной возможности бросить веревку без риска промахнуться не оставалось.
- Давай же, сдохни, - невнятно бормотал он, брызгая ядовитой слюной и пытаясь проткнуть меня скипетром. Безумец. Блеймир скорбно парил возле дверей, мерцая.

Улучив момент, я все-таки метнул Альвагарта, он удачно зацепился и обвился вокруг шеи Головы. Тот даже не почувствовал веревки и продолжал пикировать на летающем троне. Бросившись лицом вниз, я услышал свист над головой, и волосы встали дыбом. Терпение мое лопнуло.
Оттолкнувшись ногами от пола, я подпрыгнул и врезал пятками по Мертвой голове, прошептав небольшое заклинание для гибкости. Не скажу, что это прошло даром. Меня чуть не припечатало к стене потерявшим управление троном. Склизкая голова почти прижалась к моей, стараясь обслюнявить, шершавый язык выполз в надежде обхватить и задушить меня.

Я отстранил налитые кровью глаза безумца и вылез из-под рухнувшего трона, потирая больное колено, и одновременно ругаясь на Блеймира. Всего лишь небольшое движение пальцев и взрывная серая масса торопливо уползла прочь с крышки шкатулки. Позади одиноко шлепнулась на пол голова Головы. Альвагарт, сделав с запозданием свое дело, удовлетворенно прополз ко мне и обвился вокруг подставленной ладони.
- Он даже не применил ни одного заклинания, - сказал я неизвестно кому. Оба возможных слушателя были слишком заняты: Блеймир изображал радугу в обнимку со шкатулкой, переводчик на картине оскорбленно повернулся спиной.

Он был сумасшедшим, - объяснил чей-то голос под потолком.
Эрик пробрался в вентиляционное отверстие над дверью.
- Я понял, что ты его пришиб, когда заклятие от эльфов на двери исчезло, - сказал он, закладывая головокружительный вираж и усаживаясь на мне между рогов. – Сколько же там вони будет…
- Что?
- Да у него оживленные мертвецы были в слугах, - пояснил Эрик. – Вот они все и сдохли.
И он затянул королевский гимн, прищелкивая в нужных местах длинными пальцами.
Я не знал, смеяться ли мне или плакать масляными слезами.

error: