Диего ривера картины. Диего Ривера - живописец и муралист

Диего Ривера и его брат-близнец Карлос родился в хорошо обеспеченной семье на северо-западе Мексики в небольшом городке Гуанахуато 8 декабря 1886 года. Карлос умер в возрасте 2 лет , Диего оказался единственным ребенком в семье.Сведения об отце противоречивы. В возрасте 3-х лет Диего начал рисовать , но недовольный работой в альбомах, он переехал на стены. Вместо того, чтобы наказать его , родители сделали доску и дали мел, в последующем и холст в использование молодого художника.

Мать Диего , Мария Баррьентос , которую Диего называл " уменьшительно , почти по-детски , с большими невинными глазами ", обезумев в связи с гибелью сына, чтобы преодолеть депрессию, начала активно изучать акушерство, позабыв про маленького Диего. За это время состояние здоровья Диего сильно пострадало, он заболел рахитом, что привело к деформации скелета.

Родственниками Диего был отправлен жить в горы со своей няней Антонией, индианкой . " Визуально для художника она была идеальной индийской женщиной , и я нарисовал ее много раз по памяти в своем длинном красном халате и голубом платке". Диего называл её знахаркой, она использовала травы и ритуалы, чтобы исцелить его и позволяла ему бродить по лесу. Именно из-за нее Диего создал много картин с изображением коренных народов. C десяти лет он начал учиться живописи, удивляя педагогов недетским отношением к творчеству и несомненным талантом. В начале ХХ века, получив от Академии художеств в Мехико стипендию, Диего уехал продолжать образование в Европу.В 1896 году он поступил в Академию Сан-Карлос, где он получал 30 песо в месяц от губернатора .

В 1904 году мексиканский художник вернулся из своей поездки по Европе. Европу начала прошлого века было трудно удивить талантами, но Ривера ворвался в искусство стремительно и бурно, окунувшись в живопись как в очередной любовный роман. Но этот роман был для него исключительным, так как длился всю жизнь. В Европе он постигал не только премудрости живописи, но и искусство обворожения женщин. Друзья, а среди них были художники Пикассо, Рейес, Модильяни, писатель Эренбург, террорист Савинков, дали темпераментному мексиканцу прозвище «людоед», намекая на его умение буквально поглощать женщин, причем не легкомысленных простушек, а светских див, состоявшихся в жизни и создавших себе имя собственными талантами. Это и самобытная художница Мария Воробьева-Стебельская, и звезда экрана Мария Феликс, и много других. При этом он умудрялся параллельно жениться на не менее известных женщинах.

Выдающийся мексиканский художник Диего Ривера прославился не только своими картинами, но и бурными любовными романами. Он любил жизнь во всех её проявлениях, а ещё - он страстно любил женщин, у которых пользовался неизменным успехом. Он буквально обволакивал женщин обаянием, которое всегда выражал бурно и эмоционально. И при этом назвать его красавцем не рискнул бы самый завзятый льстец.

Диего любил сравнивать женщин с белоснежными каллами - стройными, ароматными, дышащими свежестью солнечного утра. Обожание этого цветка он выплескивал на свои полотна. Громадными букетами белых калл он подчеркивал смуглость темпераментных мексиканок и изысканную красоту томных светских красавиц.

На его полотнах другие цветы появлялись редко, но каллы всегда в изобилии, женщины буквально утопают в их громадных белых бутонах. Но первой официальной женой его была художница Ангелина Белова.

Ангелина Петровна Белова (1890—1969) — русская художница.С 1909 года жила в Париже, где сблизилась с художественной богемой. В 1911 году вышла замуж за Диего Ривера. Их брак продлился до 1918 года. В 20-е годы Белова работает в жанре книжной графики, иллюстрирует «Сказки» Шарля Перро, «Французские грёзы с приложением цветочков св. Франциска» Ф. Жамма, «Русскую девушку Арину» К. Анэ, рисует для журнала «Монд». Её книжная графика экспонировалась на выставке «Роскошная книга» в 1923—1927 годах в Музее книги в Брюсселе. Последние годы жизни провела в Мексике . Оба были вместе с сыном , который умирает от гриппа осенью 1918 года. " Она дала мне все, что женщина может дать мужчине. В свою очередь, получила от меня все страдания , которые мужчина может причинить женщине".

Ангелина Белова любила Диего всю жизнь, она писала ему письма. В каждом письме - огромная любовь к Диего, воспоминания о жизни вместе, об их умершем сыне, о своих мыслях, чувствах и творчестве.

В письмах она часто говорила, что омехиканизировалась, что теперь Диего - ее Бог, Мексика - ее Родина, а испанский - ее родной язык. Много лет живя в Париже, она мечтала уехать в Мексику. И она это сделала. Она приехала в Мексику, когда ей было 45 и прожила там до конца жизни, до 89 лет....и что когда они с Диего случайно встретились где-то в Мехико, он сделал вид, что не узнал ее...

В то время как Ривера был женат на Беловой, он встречался с другой русской художницей по имени Маревна (Мария Воробьева-Стебельская). Через год после смерти сына , у Маревны от него родилась девочка по имени Марика (которая позже стала киноактрисой и танцовщицей ). В том же году он встретил художника Давида Альфаро Сикейроса и изучал с ним фрески в Италии. Диего уехал в Мексику в июне 1921 года, пообещав Маревне, что будет посылать деньги на ребенка, он посылал алименты иногда, но никогда не признавал дочь своею....


Мария Воробьева-Стебельская была дочерью еврейской актрисы Роганович, вышедшей замуж за некоего Воробьева. Родилась она в Чебоксарах, в Чувашии, в 1892 году. В возрасте двух лет ее практически удочерил польский аристократ Бронислав Стебельский, инженер, приехавший работать по контракту. Возможно, он был ее настоящим отцом, ни мать, ни Воробьева она не помнила. Стебельский забирает ребенка и переводится на Кавказ, где и прошло детство Марии. Получение аттестата об окончании школы обернулось для нее настоящей трагедией. Она вернулась домой в слезах: почему в аттестате написано, что она Воробьева, когда она Стебельская? Отец с грустью рассказал девочке ее «биографию», заметив, что официально не смог удочерить ее, потому что он католик. Восемнадцати лет Мария уезжает одна в Москву, посещает Школу декоративных искусств, знакомится с художниками. Затем ее путь лежит через Рим и остров Капри в Париж .Сказочное имя Маревна девятнадцатилетней Марии Воробьевой-Стебельской придумал Максим Горький. Девушка путешествовала по Италии и оказалась на Капри. «Ни у кого никогда не будет такого имени, гордись и оправдай его. Но не стоит ехать в Париж, там ты угоришь», — напутствовал пролетарский писатель молодую художницу.

Портрет Маревны работы Модильяни .

На Капри Маревна прожила целых шесть бурных месяцев, и это было началом ее долгой жизни в эмиграции. За плечами были Чебоксары, где она родилась, Тифлис, в котором окончила художественную школу, потом год учебы в Строгановском училище в Москве. Но настоящая художественная жизнь началась у нее только с приездом в Париж, когда она поселилась на Монпарнасе. Мария Воробьева-Стебельская долгое время была практически неизвестна в России. Лишь после выставки в Третьяковке в 2004 году и издания мемуаров ее имя оказалось на слуху, а картины начали успешно продаваться на аукционах, хотя и недотягивали до тех миллионов долларов, в которые оценивались работы ее друзей. Еще при жизни значительная часть ее работ была выкуплена у самой художницы музеем современного искусства «Пти Пале» в Женеве.

Одним из самых притягательных мест обитания французской богемы начала ХХ века был «Улей», знаменитый сквот парижских художников. Это были мастерские, которые в 1902 году устроил на Монпарнасе скульптор Альфред Буше. В основном здесь жили выходцы из Восточной Европы, пробивающиеся в художники. Среди ставших потом знаменитыми можно назвать Сутина, Шагала, Паскина, Цадкина… Бывали здесь все — от Пикассо до Хемингуэя и Эйзенштейна. Марк Шагал впоследствии вспоминал: «Здесь жила разноплеменная художественная богема. В мастерских у русских рыдала обиженная натурщица, у итальянцев пели под гитару, у евреев жарко спорили, а я сидел один, перед керосиновой лампой. Кругом картины, холсты — собственно и не холсты, а мои скатерти, простыни и ночные сорочки, разрезанные на куски и натянутые на подрамники… В «Улье» можно было либо умереть, либо уйти оттуда знаменитым».

Оказавшись в Париже, Маревна с головой окунулась в художественную жизнь. Днем она ходила на занятия в Русскую академию Марии Васильевой, а также в академии Зулоаги и Коларосси, а вечера проводила в окружении своих друзей-художников, а также писателей Максимилиана Волошина и Бориса Савинкова. Париж того времени полон легенд и историй, которые создавались буквально на глазах. Это не могло не заворожить юную особу. Первыми ее друзьями стали Хаим Сутин и Амадео Модильяни.

Модильяни курил гашиш, раздевался догола перед бледными англичанками, показывая свое обнаженное тело: «Вот смотрите на великолепный образец Возрождения», — те охали и напивались.

В своих воспоминаниях в 50-х она выпустила три книги подряд — Маревна описала, как после очередной ночной оргии одна из девушек раздевается догола и лезет под ледяную струю фонтана. Все восхищены этой картиной, кричат «ура!» и объясняются девушке в любви. «В золотистом свете восходящего солнца розово-рыжая, с длинными распущенными волосами бессмертная Венера рождалась в струях вод». «Потом я узнала, — написала Маревна, — что в результате этой выходки девушка схватила воспаление легких и через несколько дней умерла в больнице». Оборотной стороной богемной жизни были нищета и болезни. 24 января 1920 года от туберкулезного менингита умер Модильяни, его возлюбленная, обезумев от горя, на девятом месяце беременности выбросилась из окна четвертого этажа. Накануне вернисажа повесился в мастерской вечно сомневающийся в своем таланте Жюль Паскин…

Одним из самых близких друзей Маревны стал Хаим Сутин. Он восхищал ее своей безусловной гениальностью, сумасшедшим блеском в глазах. Иногда у него не было куска хлеба, он стучал к соседям и потом снова запирался в мастерской, с любовью и страстью рисуя свои картины. Максимилиан Волошин заботился о ней почти как отец, в этом было много трогательного и нежного. «Волошин был низкорослым, плотным и широким… — писала Маревна. — Голова его выглядела львиной, в то время как голова Эренбурга напоминала мне о большой обезьяне… Когда они вместе шествовали вниз по улице де ля Гаэт…, кто-нибудь, посмотрев на них, говорил: «Эй, взгляни-ка на этих двух больших обезьян!» А если с ними был еще Диего Ривера и я сама, то можно было услышать от уличных мальчишек: «Эй, парни! Да тут цирк появился! Две обезьяны, толстый слон и девица из «Трех мушкетеров»!»

Диего Риверу Маревна впервые увидела в кафе на Монпарнасе. Его слава как художника была еще далеко впереди, а пока он был известен своим темпераментом и любовью к женскому полу, за что Борис Савинков дал ему прозвище «людоед», намекая на умение «поглощать» женский пол. Илья Эренбург писал: «В 1917 году Ривера неожиданно увлекся Маревной, с которой был давно знаком. Характеры у них были сходные — вспыльчивые, ребячливые, чувствительные. Два года спустя у Маревны родилась дочь Марика…» Маревна жила с Диего шесть лет, пока он не уехал в Мексику и не женился там на художнице Фриде Кало. Ривера был убежденным коммунистом. В 1927 году он даже приезжал в СССР, где встречался со Сталиным и позже оказался втянут в авантюру с убийством Троцкого. Именно он и Фрида Кало зазвали Троцкого в Мексику и предоставили ему для жизни дом своих родителей в пригороде столицы Койоакане. В доме Риверы и произошло первое покушение на Троцкого, организованное другом Диего Риверы, тоже художником-монументалистом Давидом Сикейросом. Сам Ривера находился тогда в США. «Он никогда не был постоянным в своих поступках, влекомый похотью и страстью к женщинам, — пишет Маревна, — даже из коммунистической партии он дважды выходил, возвращаясь туда с покаянными письмами».

Дочь Марика .

Марика родилась в Париже 13 ноября 1919 года.Диего никогда публично не признавал дочь еще и потому,что Пикассо заставлял его ревновать, поглаживая живот Маревны во время беременности и говоря ему:

"Это не твое, это мое".

Оставшись одна, Маревна оказалась в очень сложном положении. Картины покупали нечасто. И тогда Маревна решила попробовать себя в плетении декоративных поясов и шалей. Она сотрудничала с модным домом «Ирфэ», созданном княгиней Юсуповой, делала эскизы для Поля Пуаре и даже показывала их на выставках. В 1925 году на выставке декоративно-прикладного искусства в Париже она выставила их в советском павильоне. «Русские шали Маревны объединяют их дикость, примитивность и модность… В созданиях Маревны есть что-то весеннее, спонтанное, свободное и откровенное, что радует…», — писал в 1927 году парижский модный журнал «Л’Ар вивант».

Она вернулась к живописи, и в 1936 году открыватель Модильяни Леопольд Зборовски организовал для нее одну из первых больших выставок.В 1948 году она вместе с дочерью переехала в Англию. Очередной интерес к ней был вызван ее мемуарами, в которых она подробно описывала жизнь парижской богемы. Многие из ее историй стали культовыми, а ее картины, даже не будучи шедеврами, попали в коллекции крупнейших музеев мира.

На поздних полотнах она возвращалась к рисованию портретов своих друзей юности, и воспринимаются они во многом именно как дань любви этому периоду художественной истории .

Портрет жены художницы Фриды Кало .

Ни с кем из любимых женщин он не был так близок духовно...

Но главным в жизни художника все-таки были не женщины, а творчество. Он успел поработать в различных стилях, в молодости даже «баловался» кубизмом.

В начале 20-х годов прошлого столетия включился в государственную программу по украшению фресками общественных зданий в Мексике, создав собственный стиль монументальной живописи. В этот период он вступил в компартию, считая, что своим искусством напрямую обращается к народу. По большому счету так и было, в своих фресках он изображал народный быт, тяжелый труд простых людей, борьбу мексиканцев за независимость.




В центре композиции,конечно же, Фрида Кало

К началу 30-х годов художник уже имел международное признание, и вскоре его пригласили в США расписывать общественные здания. В 1931 году в нью-йоркском Музее современного искусства состоялась его крупная персональная выставка. Особой популярностью у американцев пользовались пейзажи, портреты и картины, посвященные быту индейцев. С этого времени выставки Риверы стали проходить часто, неизменно вызывая большой интерес публики. Так уж сложилось, что значительное количество работ художника-коммуниста оказалось в музеях и частных коллекциях в США. Богатых любителей живописи мало интересовали идеологические предпочтения Риверы, они видели в нем только талантливого живописца.




Работоспособность художника была поразительной. Он на все находил время - и на творчество, и на общественную работу, и на педагогическую деятельность. Ривера серьезно занимался подготовкой национальных художников, будучи деканом Мексиканской школы живописи. Говорят, что в отношении студенток он вел себя вполне благопристойно .





Художник Диего Ривера скончался 25 ноября 1957 года в Мехико, через три года после смерти своей жены Фриды Кало. Творческое наследие выдающегося мастера громадно, это живописные полотна, рисунки и масштабные фрески, украшающие здания в нескольких странах. Интерес к его творчеству не угасает, в музеях перед его картинами всегда многолюдно. Среди других работ живописца неизменный интерес зрителей вызывают полотна с неестественно большими белоснежными каллами, которые всегда так обожал художник.

Это история о грандиозном скандале из-за сходства одного из персонажей великой фрески с лицом Ленина. Даже портретного сходства хватило для того, чтобы фреску так и не увидели люди. Страх перед этим лицом и именем заставляет капиталистов просыпаться в холодном поту… А вы про заложенную бомбу под здание, называемое Россией…

Восьмого декабря 1886 года родился знаменитый мексиканский художник-монументалист Диего Ривера. В возрасте 3-х лет Диего начал рисовать, но недовольный работой в альбомах, он переехал на стены. Вместо того, чтобы наказать его, родители сделали доску и дали мел. C десяти лет он начал учиться живописи, удивляя педагогов недетским отношением к творчеству и несомненным талантом. Он прошел неплохую школу, учился в Мехико в Академии Сан-Карлос. Среди его учителей был прекрасный мастер пейзажа, один из создателей национального искусства, Хосе Мария Веласко. Молодой художник продолжил образование в Европе. До 1921 года он жил большей частью в Париже, но также в Англии, Италии, Испании, возвращался в охваченную войной Мексику и вновь уезжал во Францию.

Портрет Диего Риверы - Фрида Кало

В Мексике в 1910 году началась революционная борьба. Вооруженные крестьяне выступили против диктатуры богачей и священников, помещиков, захвативших плодородные земли, против засилья иностранных капиталистов. Война была необычайно упорной и жестокой. Реакционная военщина злобствовала, американские войска дважды вторгались на территорию Мексики. Буржуазия изменнически поворачивала оружие против крестьянских отрядов, которыми руководили народные вожди Франсиско Вилья и Эмилиано Сапата. Восставшие проявляли героизм и одерживали замечательные победы. В феврале 1917 года была принята конституция. Часть помещичьей земли передали крестьянам.
Ривера в 1921 году вернулся на родину, и происходящее там захватывает его полностью. Только что принятая прогрессивная конституция, талантливые, инициативные люди в руководстве, увлекательные начинания в области культуры и народного просвещения воодушевляют творческую молодежь. В Мексике открываются школы и библиотеки, в далекие деревни едут энтузиасты учить детей, художники также стремятся служить просвещению народа. Создается искусство, понятное и близкое простым людям, которое несет идеи социального освобождения и необходимые знания, его естественным местом представлялись стены общественных зданий. Переплетение ренессансных и мексиканских черт стало особенностью монументальной живописи.


Триумф Революции. 1926

В 1922 году по инициативе Сикейроса в Мексике возникает художественное объединение, назвавшее себя «Революционным синдикатом (то есть профсоюзом) работников техники и искусства». В том же году его руководители Ривера, Ороско и Сикейрос были приглашены вместе с другими художниками расписывать старинное здание Национальной подготовительной школы в Мехико.
В главной работе двадцатых годов – росписях министерства просвещения в Мехико – художник решительно перешел к технике фрески, мощным, обобщенным реалистическим образам. В первые два года он расписывал внутренний двор министерства, где в открытых галереях представлен ряд величественных трудовых сцен.
Росписи министерства просвещения завершались, когда мексиканская реакция начала наступление на демократические завоевания революции. Пришедший в 1924 году к власти президент Кальес поставил задачей уничтожить созданные фрески и воспрепятствовать появлению новых. Художники, связанные с коммунистической партией и Революционным синдикатом, подверглись гонениям. Часть росписей варварски уничтожила банда реакционной молодежи, синдикат был распущен. Начался период длительной борьбы за сохранение традиций революционной монументальной живописи.

Смерть капиталиста 1928. Фрагмент росписи Министерства просвещения в Мехико.

В 1927–1928 годах Диего Ривера приехал в СССР. Здесь он нашел единомышленников и союзников, стал одним из основателей объединения «Октябрь», где сотрудничал с художниками Дейнекой, Моором, архитекторами братьями Весниными, кинорежиссером Эйзенштейном. Соприкосновение с советской культурой дало Ривере новые творческие импульсы.
Возвратившись в Мексику, он взялся за свою крупнейшую работу – росписи Национального дворца в Мехико, начатые в 1929 году и оконченные уже в 1950–х. годах. Были выполнены фрески, представляющие многовековую историю Мексики. Это как бы грандиозная эпопея, многоголосая оратория, в которой переплетаются судьбы давно исчезнувших и ныне живущих народов. Реальность и фантазия, археологические и этнографические детали, народные сказки, люди и божества сплетаются в единое целое.


Диего Ривера. Эксплуатация Мексики испанскими конкистадорами. Фрагмент фрески Национального дворца в Мехико. 1929–1935

В 1930-х мексиканцы начинают выезжать в США, организуются выставки, такие мастера, как Хосе Клементе Ороско, Диего Ривера, Давид Альфаро Сикейрос, получают заказы на создание монументальных росписей в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Детройте, Нью-Йорке и других городах. Представительство мексиканских художников в Америке в те годы стало настолько широким, что получило неофициальное название «мексиканское вторжение».
По личному приглашению Эдселя Форда, сына Генри Форда Диего Ривера отправляется в Детройт. В индустриальном центре Америки художник получает заказ на фреску в центральном дворе Института искусств на тему «Промышленность Детройта», за работу над которой Ривера берется с удовольствием и чрезвычайным интересом: он изучает технологию на местных заводах, устройство современных конвейеров, станков и гигантского машиностроительного оборудования. Любопытно, что Генри Форд к началу 1930-х годов обладал репутацией бескомпромиссного антикоммуниста. В период с 1929 по 1930 год с завода Форда были уволены тысячи рабочих. Ривера прибыл в Детройт спустя неделю после очередного крупного скандала с забастовщиками. И, несмотря на это, художник, который ярко заявляет о своей позиции борца за права пролетариата, принимает заказ и деньги от промышленного магната. Проект в Детройте оказался непростым: фрагмент фрески с сюжетом «Вакцинации» вызвал аллюзии на традиционную иконографию Рождества Христова, что спровоцировало настоящую бурю протеста - в прессе и в церквях - против мурали. Несмотря на все нападки, в первый день готовую фреску пришло посмотреть около 10 тысяч человек. Широкий общественный резонанс стал частью самого произведения и принес городу славу. События в Детройте можно считать репетицией генерального сражения. Настоящую схватку за сохранение своей работы и право на свободу высказывания Ривере еще предстояло пережить. Следующим крупным проектом художника в США стало оформление главного вестибюля центрального здания Рокфеллеровского комплекса в Нью-Йорке.

Диего Ривера. «Вакцинация». Фрагмент фрески «Индустрия Детройта»

Создание монументальной живописной композиции в вестибюле главного здания комплекса - Radio Corporation of America (RCA, или 30 Rock) было решено доверить Диего Ривере, хотя рассматривались и другие кандидатуры - Анри Матисс и Пабло Пикассо. В ответ на заданную тему «Новые границы» мексиканский муралист предложил сложную многофигурную композицию под названием «Человек на перепутье, смотрящий с надеждой на выбор нового и лучшего будущего». Фреска должна была состоять из трех частей: центральная мураль 5,85х12,5 м и две боковые - 5,10х3,25 м. Смысловым и композиционным центром являлась, по задумке художника, фигура рабочего, контролирующего стихии. В итоге мураль превратилась в насыщенную образами систему миропорядка, где два полюса - мир капиталистический и социалистический - разделены эллипсами, наполненными изображениями, представляющими макро- и микромиры. В правой части центральной мурали особое место занимает революционная триада: фигуры солдата, крестьянина и рабочего. Рядом изображение праздничной демонстрации на Красной площади, фигуры спортсменок, обилие красных флагов. В противовес бодрящим сценам, демонстрирующим процветающую социалистическую действительность, в левой части центральной композиции - иная картина. Мир капитализма у Риверы полон бедствий: войны, химическое оружие, разврат, болезни, голод и безработица. Боковые части своеобразного триптиха посвящены темам «Ликвидация суеверий в области науки» и «Смерть тирании».


Диего Ривера. Эскиз для росписи Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке. Около 1932. Бумага, темпера, уголь.

Торжественное открытие здания и фрески планировалось на 1 мая 1933 года. Незадолго до завершения мурали площадку, где работал художник со своими ассистентами, посещает репортерNew York World-Telegram Джозеф Лилли. 24 апреля 1933 года появляется его статья с вызывающим заголовком «Ривера рисует коммунистические сцены, и Джон Рокфеллер-младший оплачивает счет». По свидетельствам ассистентов Риверы, в ответ на публикацию художник ради укрепления полемики преобразует одного из центральных персонажей - рабочий из революционной триады наделяется чертами В.И. Ленина. Изображение вождя русской революции в центре капиталистического мира и символа его нерушимости, в здании RCA, формально стало причиной затяжного конфликта между Рокфеллерами и Риверой. Спустя несколько дней после газетной шумихи Нельсон Рокфеллер обратился в письме к создателю противоречивой мурали с просьбой заменить изображение Ленина на обобщенный образ рабочего лидера. На что Ривера выдвинул встречное предложение - оставить Ленина и добавить в композицию фигуру Линкольна. Этот вариант Рокфеллеров не устроил. Побоявшись обвинений в пропаганде коммунизма и общественных волнений, управляющие Рокфеллеровским центром не нашли ничего лучше, чем отстранить Риверу от работ, а незавершенную фреску закрыть от посторонних глаз защитным экраном. 9 мая 1933 года стало пиком конфликта, в здание RCA не было доступа, художник с ассистентами были выведены с площадки. Люсьен Блош, одной из помощниц Риверы, удалось сделать фотографию мурали в том состоянии, в каком ее оставили в мае 1933 года: это единственная репродукция произведения, по которой сегодня мы можем оценить композицию, сюжет и содержание.


Диего Ривера. Роспись в холле Рокфеллеровского центра

Рокфеллер распорядился заплатить Диего Ривере часть гонорара в размере 14 тысяч долларов (позже эти деньги муралист потратит на создание фрески «Портрет Америки» в New Worker"s School). Уже через час после происшествия собралась стихийная демонстрация в поддержку мексиканского художника. Среди лозунгов звучали: «Мы хотим Риверу!», «Спасите искусство Риверы!» Сам виновник спора принимал активное участие в митингах, регулярно появлялся в радиоэфире, имя художника на некоторое время заполнило все новостные передовицы. New YorkTimes назвала муралиста «огненным крестоносцем кисти». Наравне со сторонниками художника свою позицию высказывают и идеологические антагонисты.
На фоне общественной дискуссии, развернувшейся в прессе и на улицах города, Эбби и Нельсон Рокфеллер рассматривали вариант сохранения фрески Риверы вне стен RCA Building. Перенос стены с красочным слоем по фрагментам для постоянного хранения в фондах МоМА технически был неосуществим. В феврале 1934 года фреска была уничтожена. Известия вскоре дошли до Мехико, где находился в тот момент автор работы. «Культурный вандализм» - так охарактеризовал действия управляющих Ривера, сравнив происходящее с сожжением книг нацистами.


Диего Ривера. Фреска «Человек, управляющий Вселенной. Человек в машине времени. Человек на перепутье». Дворец изящных искусств. Мехико

В том же 1934 году Диего Ривера подписал контракт с правительством Мексики на создание фрески во Дворце изящных искусств в Мехико. В новых обстоятельствах художник повторил с некоторыми изменения нью-йоркскую работу (добавил в композицию изображения Маркса, Энгельса, Троцкого, Лавстона, Вольфе и других).

Части фресок Диего Ривера. «Человек, управляющий Вселенной. Человек в машине времени. Человек на перепутье». Дворец изящных искусств. Мехико


Дие́го Мари́я де ла Консепсьо́н Хуан Непомусе́но Эстанисла́о де ла Риве́ра и Баррье́нтос Ако́ста и Родри́гес (исп. Diego María de la Concepción Juan Nepomuceno Estanislao de la Rivera y Barrientos Acosta y Rodríguez; 8 декабря 1886 - 24 ноября 1957) - мексиканский живописец, муралист, политический деятель левого толка.

Диего Ривера родился 8 декабря 1886 года в городе Гуанахуато на северо-западе Мексики в зажиточной семье. По отцовской линии он происходил из испанской знати. У Диего был брат-близнец, умерший в двухлетнем возрасте. Его мать была конверсо, еврейкой, чьи предки были обращены в католицизм..

C 1896 по 1902 год Ривера брал уроки рисования и живописи в Академии художеств Сан-Карлос в Мехико. Он был премирован стипендией, которая позволила ему поехать в Испанию. С 1907 по 1921 год он жил в Европе. Учился в Академии художеств в Мадриде (1907), затем жил и работал в Париже (1909-1920), в Италии (1920-1921), побывал также в Бельгии, Нидерландах и Великобритании. Был близко знаком с парижской художественной элитой, в том числе с Пабло Пикассо и Альфонсо Рейесом.

В течение полугода возлюбленной Риверы была Маревна (настоящее имя Мария Брониславовна Воробьёва-Стебельская (1892-1984)), русская художница и мемуаристка польского происхождения, которая родила от него дочь Марику (1919), впоследствии ставшую актрисой.

Ривера испытал влияние как классического европейского изобразительного искусства (изучал стенные росписи XIV-XVI веков), так и модернизма , в частности кубизма . Очень близки ему традиционные мексиканские художественные жанры и стили.

В 1922 году Ривера вступил в Мексиканскую коммунистическую партию, в этом же году он женился второй раз, на Гуадалупе Марин.

В 1927 художник приехал в СССР, где в 1928 году стал членом-учредителем объединения «Октябрь».

Ривера участвовал в праздновании 10-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции в Москве. Во время военного парада и демонстрации по этому случаю на Красной площади он находился на трибуне Мавзолея В. И. Ленина. Он сделал десятки зарисовок участников празднования в Москве. Эти рисунки были показаны на выставке работ Риверы в нью-йоркском Музее современного искусства.

Позднее Ривера стал придерживаться троцкистских взглядов, в 1929 он вышел из Мексиканской компартии и после прибытия Троцкого в Мексику дал ему приют в своем доме. Затем между ними возник конфликт. 7 августа 1939 года Ривера был исключен из мексиканской секции троцкистского 4-го Интернационала.

С течением времени он занял позицию, соответствовавшую курсу Сталина, а в 1954 году снова вступил в Мексиканскую коммунистическую партию.

Ривера работал в США в 1930-1934 и 1940 годах. С 1922 он стал одним из основателей мексиканской школы монументальной живописи, расписав огромное число стен общественных зданий и создав в этой связи малую форму фрески.

Одна из главных тем в творчестве Риверы - фольклорные сюжеты, верования и обычаи народа Мексики, а также революционное движение в стране.

В 1932-1933 годах Ривера создал фреску «Человек на распутье» по заказу Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке. Наиболее значимыми в этой фреске, представляющей мир капитализма как мир эксплуатации человека человеком и мир социализма как мир победивших трудящихся, были изображения В. И. Ленина, соединяющего руки рабочих, и демонстрации на Красной площади в Москве.

Фреска была уничтожена в 1934 году по решению правления Рокфеллеровского центра (о чем было сделано официальное сообщение центра) после того, как Ривера отказался заменить изображение Ленина «изображением лица неизвестного человека», как это было написано в письме адвоката центра. При этом Нельсон Рокфеллер не выплатил художнику гонорар. Позднее художник поехал в Детройт, где хорошо заработал.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура XX века Опубликовано 01.10.2017 17:57 Просмотров: 1505

Жизнь Диего Риверы – цепь противоречивых событий и фактов. Это один из самых скандальных и видных культурных деятелей Мексики.

Он будоражил общественное мнение своим творчеством, политическими взглядами и личной жизнью всю первую половину XX в.

Из биографии художника (1886-1957)

Дие́го Мари́я де ла Консепсьо́н Хуан Непомусе́но Эстанисла́о де ла Риве́ра и Баррье́нтос Ако́ста и Родри́гес – таково его полное имя. Родился будущий художник 8 декабря 1886 г. в г. Гуанахуато на северо-западе Мексики в зажиточной семье. C 1896 по 1902 г. Ривера брал уроки рисования и живописи в Академии художеств Сан-Карлос в Мехико. С 1907 по 1921 г. он жил в Европе: учился в Академии художеств в Мадриде (1907), затем жил и работал в Париже (1909-1920), в Италии (1920-1921), в Бельгии, Нидерландах и Великобритании. Был близко знаком с Пабло Пикассо и Альфонсо Рейесом (мексиканский писатель).
Испытал влияние классического европейского изобразительного искусства и модернизма (в основном кубизма), а также традиционных мексиканских художественных жанров и стилей.

Д. Ривера «Поклонение Богоматери» (1913)
В 1922 г. Ривера вступил в Мексиканскую коммунистическую партию.
В 1927 г. художник посетил СССР и даже стал здесь членом-учредителем объединения «Октябрь», участвовал в праздновании 10-й годовщины Октябрьской социалистической революции в Москве, находясь на трибуне Мавзолея В. И. Ленина. Делал зарисовки участников празднования в Москве.
Позже Ривера принял троцкистские взгляды, вышел из Мексиканской компартии и после прибытия Троцкого в Мексику дал ему приют в своем доме. После конфликта между ними в 1939 г. Ривера был исключен из мексиканской секции троцкистского 4-го Интернационала.
Затем, став сторонником сталинизма, в 1954 г. снова вступил в Мексиканскую коммунистическую партию. В 1955-1956 гг. художник снова приезжал в СССР.

Д. Ривера «Майская демонстрация в Москве» (1956)
Диего Ривера скончался 24 ноября 1957 г. в Мехико и похоронен на территории «Ротонды выдающихся деятелей».

Ротонда выдающихся деятелей – участок на территории Гражданского Пантеона Долорес в Мехико. Здесь покоится прах знаменитых военных, учёных, видных деятелей культуры Мексики
Ривера был трижды женат. Последней его женой была художница Фрида Кало – главная женщина его жизни.

Фрида Кало и Диего Ривера. Фотография 1929 г.

Творчество Диего Риверы

В 1922 г. он стал одним из основателей мексиканской школы монументальной живописи, расписал огромное число стен общественных зданий. Им расписаны здания Министерства просвещения (1923-1929), Министерства здравоохранения (1929-1930), Национального дворца (1929- 1950-е), отеля «Прадо» в Мехико (1947-1948), Национальной сельскохозяйственной школы в Чапинго (1926-1927), дворца Кортеса в Куэрнаваке (1929-1930), Института искусств в Детройте (1932-1933), театра «Инсурхентес» (1951-1953), Олимпийского стадиона в Мехико (1952-1953), Водораспределительной камеры реки Лермы (1951-1953).

Олимпийский стадион в Мехико
В 1930-е годы стал одним из самых известных художников Мексики.
Одна из главных тем в творчестве Риверы – фольклорные сюжеты, верования и обычаи народа Мексики, события революционного движения в стране.
В 1932-1933 гг. по заказу Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке Ривера создал фреску «Человек на распутье». На ней был изображён В. И. Ленин, соединяющий руки рабочих, и демонстрации на Красной площади в Москве.

Д. Ривера «Человек на распутье»

Д. Ривера. Фрагмент фрески
Фреска состояла из трех частей. В центре изображен человек – повелитель стихий. Два мира противопоставлены друг другу: социализм со всеми его преимуществами – и ужасы капитализма.
По решению правления Рокфеллеровского центра фреска была уничтожена в 1934 г. после того, как Ривера отказался заменить изображение Ленина другим, неизвестным изображением.
Художник воссоздал фреску в Мехико во Дворце изящных искусств (но на ней уже появилось изображение Троцкого). Фреска была названа «Человек, управляющий Вселенной».

Д. Ривера «Человек, управляющий Вселенной» (деталь с изображением Троцкого)
В течение нескольких лет после 1934 г. он занимался преимущественно станковой живописью. Работал в технике масла и акварели, отдавал предпочтение портрету и пейзажу.
Начиная с 1940 г. Ривера вновь обратился к фресковой живописи: работал для Всемирной выставки в Сан-Франциско, расписывал Национальный дворец в Мехико.

Станковая живопись Д. Риверы

Хотя главным делом художника была настенная живопись, монументальная фреска, значительное место в его творчестве занимала станковая живопись. Кубистический период начался примерно с 1913 г. и продолжался недолго, 2-3 года. Ривера быстро осваивал авангардные стили, достигал совершенства в их интерпретации и переходил к следующему стилю или направлению. Он всегда жадно учился новому, Пикассо стал для него настоящим открытием.

Д. Ривера. Портрет человека (художник Зиновьев) (1915)
Большая часть произведений Риверы посвящена политической тематике. Ривера и Фрида Кало были коммунистами, активно выступали на демонстрациях, встречались с русскими эмигрантами.

Д. Ривера «Триумф революции» (1926)
Герои картины раздают еду, кормят детей и женщин. Ривера помещает колесо прямо за головой персонажа, изображённого слева. Это не нимб в прямом смысле слова, но ни одна деталь в картинах Риверы не бывает случайной.
Во всех своих работах художник делает акцент на движении и насыщенности пейзажа.

Д. Ривера «Сумерки в Акапулько» (1956)
Все критики отмечают особенности стиля художника, который никто не смог повторить. А вернее, его творчество – это смесь стилей: реализма , символизма , экспрессионизма , сюрреализма ...

Д. Ривера «Руки доктора Мура» (1940)
На холсте изображены руки доктора со скальпелем, перерезающим дерево. Вместо дерева при внимательном взгляде на картину легко увидеть женскую фигуру, а его корни напоминают кровеносные сосуды. Внизу картины на ленте есть надпись: «Это руки доктора Клэрэнса Мура из Лос-Анджелеса, из Калифорнии. Они подрезают древо жизни так, чтобы она обновлялась и не умирала. Нарисовал Диего Ривера в 1940 году». Благодаря этой подписи становится понятен символизм изображенного: доктор перерезает пуповину при рождении новой жизни.

Д. Ривера «Сон о воскресном дне в парке Аламеда». Центральный фрагмент (1948)
Эта картина – изображение традиционного мексиканского праздника – Дня мёртвых. Многофигурная композиция включает в себя все слои мексиканского общества: портреты современников, представителей мексиканской элиты, бедняков. Главным персонажем произведения является фигура в маске, напоминающей череп (маска Катрины).

Обычно мы посвящаем рубрику "10 неизвестных", которая выходит на сайте сайт каждый понедельник, забытым и малоизвестным произведениям искусства, хранящимся в собраниях московских музеев, или неочевидным шедеврам, представленным в экспозициях временных выставок. Но в отдельных случаях мы собираем для вас гиды по виртуальному музею одного художника или направления в искусстве, чтобы рассказать о самых ярких или необычных шедеврах мировой культуры, находящихся в разных концах света.

Диего Ривера. Автопортрет для Ирены Рич. 1941

8 декабря исполнилось 130 лет со дня рождения Диего Риверы (1886–1957), самого известного мексиканского художника, мужа Фриды Кало и убежденного коммуниста. О творчестве гениального мастера – в новом материале рубрики "10 неизвестных".

Диего Ривера. Дом над мостом. 1909

Диего Ривера – мексиканский живописец, монументалист, график, муж Фриды Кало (дважды), любовник всей Мексики, коммунист, революционер, кубист, символист, экспрессионист и один из крупнейших художников XX века. В России он так широко не представлен: все, что о нем знают, чаще всего сводится к истории его взаимоотношений с Фридой.

Самые ранние работы, которые Ривера писал в возрасте 18–25 лет, стали продолжением традиций классической европейской живописи. Пейзажи в духе Сезанна, натюрморты, напоминающий работы Матисса, – все это говорило о близком знакомстве художника с французской живописью современного ему периода.

Диего Ривера. Бретонская девочка. 1910

Ривера был знаком и с работами старых мастеров: портрет бретонской девочки и ряд других портретов близки по своему духу к работам, например, Яна Вермеера. Их легко представить в одном ряду со знаменитой "Девушкой с жемчужной сережкой" или "Молочницей", несмотря на то, что эти картины разделяет почти 300 лет. Ривера легко подражает традициям и обогащает их современными импрессионистскими приемами. Обратите внимание, как размашисто и фактурно написано лицо или одежда девочки: Диего в совершенстве освоил достижения Моне и Мане.

Диего Ривера. Портрет Адольфа Бест Могара. 1913

Пройдет всего несколько лет, и Ривера встанет в один ряд с Пабло Пикассо, перешагнув историю импрессионизма. Период увлечения кубизмом в творчестве мексиканского художника был недолгим – он продолжался всего два или три года. Ривера быстро осваивал манеры авангардных мастеров, достигал совершенства в их интерпретации и, понимая, что исчерпал для себя средства их художественной выразительности, переходил к следующему стилю или направлению. Он всегда жадно учился новому, но Пикассо стал для него настоящим открытием.

Диего Ривера. Портрет двух женщин. 1914

Первое знакомство с кубизмом, скорее, оттолкнуло Риверу от такой живописи: ему нравились композиционные приемы, но он не принимал разрушение предмета. В более ранних работах мы видим, насколько целостными, объемными и фактурными он изображает видимые формы, кубисты же разбивали их на осколки. Ривера начинает пристально изучать произведения Пикассо и Жоржа Брака, основоположников направления, а также главные манифесты кубистической живописи, и постепенно понимает, что все, казавшееся ему когда-то хаосом, представляет собой последовательную логику. Не зря и Диего и кубисты отталкивались от открытий Сезанна: Пикассо сделал следующий шаг в анализе формы, и Ривере пришлось послушно последовать за ним.

Диего Ривера. Триумф революции. 1926

Огромная часть произведений Риверы посвящена политической тематике. Ривера и Фрида Кало были коммунистами, активно выступали не демонстрациях, встречались с русскими эмигрантами: известно, что Лев Троцкий жил в их доме. В творчестве Риверы эта тема зачастую пересекалась с национальными мотивами и религиозными мотивами и образами, сплетаясь в единые сложные сюжеты. Герои картины "Триумф революции" раздают еду, кормят детей и женщин. Ривера помещает колесо прямо за головой персонажа, что изображен слева. Конечно, это не нимб в прямом смысле слова, но ни одна деталь в картинах Риверы не бывает случайной.

Диего Ривера. Банкет Уолл-стрит. 1928

Как любой коммунист, Ривера был критиком капитализма. Он создал целую серию картин, порицающих пороки общества. Среди них – "Ночь богатых", "Ночь бедных", "Смерть капиталиста" и "Банкет Уолл-стрит". Эти работы по композиции выстроены одинаково: длинный вертикальный формат, узкое, тесное пространство картины и сверху – лозунг, написанный на красной ленте, обрамляющей изображение, вписанное в арку. На "банкете" все гости пьют шампанское, сидя под огромным банковским сейфом. Через весь стол тянется символичная золотая жила (кстати, жилы и кровеносные сосуды, связывающие людей, были одним из главных мотивов в творчестве Фриды Кало), а прямо перед зрителем, по центру переднего плана, стоит настольная лампа в виде Статуи Свободы, символизирующей Америку.

Диего Ривера. Руки доктора Мура. 1940

Доктор Мур из Лос-Анджелеса, друг Риверы, подарил ему данную картину. Это не традиционный портрет: на холсте изображены руки доктора со скальпелем, перерезающим дерево. Если вглядеться, вместо дерева легко увидеть женскую фигуру, а его корни напоминают кровеносные сосуды. Внизу картины на ленте есть надпись: "Это руки доктора Клэрэнса Мура из Лос-Анджелеса, из Калифорнии. Они подрезают древо жизни так, чтобы она обновлялась и не умирала. Нарисовал Диего Ривера в 1940 году". Благодаря этой подписи становится понятен глубокий символизм изображенного: доктор перерезает пуповину при рождении новой жизни. Такое полотно могла вполне написать Фрида – это было вполне в ее духе. Также известно, что Ривера считал себя вдохновителем и учителем Кало.

Диего Ривера. Портрет Наташи Заколковой-Гельман. 1943

Фрида была главной любовью Риверы. Они женились дважды, а их буйные южные темпераменты приводили к таким ссорам и скандалам, о которых знала вся Мексика. Тем не менее, Ривера никогда не писал ее портретов: на своих холстах он изобразил сотни натурщиц, но ее – ни разу. Может это было знаком особого уважения. В этом портрете есть интересная деталь: Диего очень любил белые каллы и часто изображал их на картинах.

Диего Ривера. Сон о воскресном дне в парке Аламеда. 1948

Картина "Сон о воскресном дне в парке Аламеда" посвящена традиционному мексиканскому празднику – Дню мертвых. Многофигурная композиция включает в себя огромное количество портретов современников, представителей мексиканской элиты в парадных платьях и бедных низов, а по сути – всех слоев мексиканского общества. Главной деталью произведения, раскрывающей всю суть происходящего, оказывается фигура в маске, напоминающей череп, – так называемой маске Катрины. Этот персонаж был придуман мексиканским художником Хосе Гуадалупе Посада в 1913 году и стал центральным героем народных гуляний.

Диего Ривера. Майская демонстрация в Москве. 1956

Диего умер в 1957 году. Он работал до последнего дня, воскрешая и воплощая свои давние замыслы. Одной из последних больших работ стала "Майская демонстрация в Москве". Художник приезжал в столицу дважды – в 1928 и 1956 годах. В первый визит он знакомится с советскими фотографами и художниками, читает лекции в Комакадемии, участвует в планировании городов и разработке дизайна бытовых предметов, подписывает манифесты.

2 мая 1928 года он поспешно покидает СССР, увозя с собой блокноты с зарисовками и набросками. Истинные причины скорого отъезда художника остались неизвестны, но в 1929 году он вышел из мексиканской коммунистической партии и занял жесткую антисталинскую позицию, оставшись при этом категоричным антикапиталистом. На картине "Майская демонстрация" Диего Ривера точно и узнаваемо изображает угол Кремля и Исторического музея, Собор Василия Блаженного и Мавзолей Ленина. При этом сама демонстрация – скорее, впечатление от увиденного: миллионы людей сливаются в единый поток, протекающий на Красную площадь.

error: