Стиль китч в интерьере (22 фото): создаем авангардный дизайн. Стиль китч: особенности, история, интересные факты и рекомендации

В интерьере современных квартир не всегда используются традиционные и всем подходящие варианты оформления, некоторые люди предпочитают выбрать и совершенно эксклюзивные варианты дизайна.

К таким интерьерам можно отнести стиль китч. Неординарный и крикливый, он обязательно привлечет внимание и поможет владельцу квартиры полностью отойти от принятых канонов оформления жилых комнат.

Стиль китч позволяет отразить в дизайне самую сущность хозяина и показывает не только его экстравагантность, но и полную независимость от мнения большинства людей в обществе. Не зря этот стиль (как в интерьере, так и в одежде) считается прерогативой нигилистов и бунтарей.

Происхождение стиля

Введение стиля китч в дизайн дома одни дизайнеры относят к концу XIX в., другие – к первой половине XX в. Есть мнение, что китч существовал и всегда, для этого направления в искусстве нет временных ограничений. Слово «китч» имеет немецкие корни. Изначально оно ассоциировалось с безвкусицей, и это в некоторой степени отражает его сущность и до сих пор.


Если рассматривать любой интерьер, где присутствует стиль китч, то будет прекрасно заметно, что все в нем чрезмерно. Это касается не только цветовой гаммы, но и мебели и планировки жилища. Практически все предметы в комнате будут диссонировать между собой, притягивая внимание крикливостью внешних форм и яркостью цветов.

Основные направления

Современный китч в интерьере подразделяется специалистами на три направления.

  • Китч люмпенов. Это направление в дизайне, появившееся благодаря бедности. Широко используются контрастные кислотные оттенки, дешевые предметы и элементы, имеющие непосредственное отношение к оформлению улиц. Китч люмпенов часто подразумевает использование позолоченных пенопластовых колонн в комнатах. Уместны в интерьере при выборе такого направления фонарные столбы, лавки с улицы, дорожные знаки. Некоторые устанавливают в квартирах и старые будки для телефонов. Безрадостность бедноты дизайна разбавляется позитивными яркими, насыщенными тонами.
  • Псевдороскошный. Такой стиль можно оценивать как некоторый альянс состоятельности и отсутствия вкуса. Дизайнерами этот стиль интерьера расценивается в большинстве своем как воплощение фантазийных идей нуворишей.
    Такой стиль китч предусматривает использование золотой лепнины, яркого бархата, греческих колонн. И все это может совмещаться в одной комнате. Псевдороскошный дизайн – своеобразная империя безвкусия, отраженная в подделках дорогих аксессуаров и предметах несовместимых культурных пластов. Примером может служить меховой ковер на мраморном полу или неоновая расцветка античных колонн.
  • Дизайнерский китч. Профессиональным дизайнерам при правильном подходе удается воссоздать тот стиль китч в квартире, при взгляде на который можно будет увидеть, как тонко и иронично высмеиваются конкретные понятия и явления. Расценивать такой подход можно как грамотную пародию, при этом интерьер будет выглядеть осмысленным и продуманным. Китч в интерьере даже на фото отражает харизму дома и творческой личности и при этом демонстрирует презрение к общепринятым правилам в дизайне. Нужно учитывать, что только профессиональный мастер может обуздать буйство стиля китч, не доводя его до абсурда.

Стиль китч, выбранный для оформления комнат, может либо нравиться, либо вызывать отторжение, но в любом случае он поражает и впечатляет.


Подобный интерьер чаще всего можно увидеть в студиях или в гостиной, в общественных помещениях, гораздо реже – в интерьере спальни и кухни. Некоторые смельчаки вводят стиль китч и в архитектуру зданий.

Особенности и принципы

Как и другие направления в дизайне, стиль китч имеет определенные черты и атрибуты, по которым его можно распознать даже неспециалисту.


  • Разнородные отделочные материалы здесь легко сочетаются, несмотря на то, что в других интерьерах такой синтез будет смотреться как моветон. Пластик и яркий бархат, искусственный мех и настоящий бархат, золоченые багеты и современные хромированные детали.
  • Часто встречается избыток разнообразных романтичных элементов – бантиков, мягких игрушек, рюш из гипюра, цветов из искусственных материалов.
  • Стиль китч использует позолоту в интерьере комнаты там, где это только возможно.
  • Мебель может быть разных стилей, форм, размеров, материалов. В комнату одновременно можно поставить современный стол из стекла и хрома и сервант, происхождение которого относится к XIX в.
  • В стиле китч обязательно присутствуют яркие цвета и их самые нелепые и кричащие сочетания. Фиолетовый и ярко-лимонный, малиновый и блестящий зеленый, розовый и синий.
  • Используется дисгармоничное сочетание стилей – рококко и кантри, ампир и японский.
  • При выборе стиля китч многие стараются добиться нарочитой рассогласованности элементов.
  • В интерьере квартиры обязательно должны присутствовать подделки, имитирующие предметы роскоши.
  • В стиле китч всегда наблюдается избыток декоративных элементов.

Стиль китч – это интерьер настроения, вряд ли в такой обстановке можно долго чувствовать себя комфортно.

Эра научного и технического прогресса принесла немало разочарований в сфере искусства и культуры. Одним из них стала стандартизация стиля, получившая ругательное определение «китч». Плевки и насмешки критиков не спасли культуру от упадка и даже поспособствовали развитию наиболее претенциозной разновидности китча.

История возникновения

Китч (кич) – явление, зародившееся в XIX веке в ответ на культурный голод мелкой буржуазии, освоившей городскую жизнь, но не имевшей потребности в освоении городской культуры. Слово «Kitch» пришло из Германии, дословно обозначает дешевку или безвкусицу. Столь ироничное определение получило искусство, приобретшее массовый характер и утерявшее истинное значение для образованной ячейки общества. Индустриальная революция создала повсеместно всеобщую грамотность, понизив навыки чтения и письма до категории обыденных знаний. Интеллигенция, ранее единственно влиявшая на культурное становление, была разбавлена рабочим народом, не проявлявшим эстетической нужды в подлинном искусстве.

Китч – образчик массовой культуры, подкупивший своей доступностью широким массам. Он – рационализированный вирус, незатейливо внедрившийся в города, сёла и глубоко этнические колонии.

Клемент Гринберг, известный критик XX века, назвал китч вторым культурным феноменом, возникшим на Западе одновременно с ). Коммерциализация искусства стала больной темой многих рецензентов и эстетов. Даже и своеобразный аналог кича в Англии, не породил такой волны негодования и недовольства.

Территория объединенных Республик была одновременно охвачена революцией индустриальной и революциями народными. Смена строя и власти, смена господствующей элиты и критериев элитарности послужили прямыми предпосылками появления китча. Рабочий класс, двигатель прогресса, не имел времени и особого желания приобщаться к прекрасному, не имеющему общего с ранее окружавшей его культурой.

Китч – объект низкопробного производства, штампуется по образцу, знаменует торжество социального статуса над потребностью в эстетическом наслаждении.

Смысл, тщательно закладываемый художниками и архитекторами в объекты искусства, был заменен на простоту и незамысловатость. Ощущение причастности к нематериальным ценностям в достаточной мере удовлетворялось тиражируемыми образчиками, более близкими сердцу народа.

Современное направление

Китч повсюду. Для него действует принцип «спрос порождает предложение». Всё, что мы видим в окружающем нас интерьере – его прямое проявление в повседневной жизни. Кич – стиль современности. Все иные стили, особенно если учесть традиционные, такие, как или , – пережиток прошлого, воссоздаваемый дизайнерами и архитекторами в качестве модного веяния либо эстетической тоски.

Намеренный «утрированный» китч появился относительно недавно. Эта новомодная категория подразумевает нарочитую безвкусицу, избыточную яркость красок, совмещение несочетаемых предметов интерьера.

Впечатление от такого интерьера всегда вызывающее, в независимости от цели, преследуемой декоратором.

Бесчисленное множество путей, которыми стиль прошел с XIX века до наших дней, породило разнообразие, позволяющее ныне разделить китч на три категории:

  • Псевдо-роскошный стиль . Краткое описание – всё, сразу и побольше. Интерьер характеризуется наличием огромного количества предметов роскоши, относящихся к разным эпохам. Тяжелые вычурные кресла соседствуют с китайскими столиками, авангардная люстра освещает массивные ковры и бархатные шторы.
  • Китч люмпенов . Основная идея – подражание бедности. Стены небрежно окрашены или оклеены, лампочки не имеют плафонов. Мебель, потертая и нарочно безвкусная, собирается из разных комплектов. Все материалы дешевые или имитируют таковые.
  • Дизайнерский . Главный посыл – ирония. Именитые творцы искусства не гнушаются иметь в своём портфолио пару претензионных работ. Делается акцент на переизбытке популярных предметов масскультуры, штампованных «сувениров» из якобы далёких стран. Могут обыгрываться одновременно или по отдельности две предыдущих категории китча.

Архитектура

Акцентированный нигилизм коснулся зодчества как дань моде. Наружная отделка походит на случайное временное смешение в пределах одного дома. Постройка в стиле или неожиданно дополняется элементами . Яркие металлические арки граничат с лепнинами и колоннами, классические арочные окна красуются на асимметричных этажных блоках.

Изюминка стиля в градостроительстве – строения в форме съедобных продуктов и предметов быта. Огромные чайники, ананасы, корзинки для пикника и пирожные привлекают своей неординарностью.

Цель строительства – привлечение внимания, ничего более.


Интерьер

Внутренняя отделка домов и квартир ассоциируется с супом, приготовленным маленьким ребёнком. Все ингредиенты выбираются по принципу яркости, перемешиваются без соблюдения технологии и зачастую несъедобны.

Особенности стиля

  1. Подделка. Имитируется всё – дорогие материалы, картины, статуэтки. Нарочито используются изделия с браком, подчеркивающие отсутствие эстетической составляющей.
  2. Переизбыток декора. Каждый квадратный сантиметр украшается ковриками, картинками, открытками. На каждом столе – набор разномастных бессмысленных фигурок.
  3. Эклектизм. Элементы разных стилей, противоположных по духу и значимости, преднамеренно перемешиваются в хаотическом порядке. Англичане викторианской эпохи считали чувством вкуса, современники китча намеренно создают беспорядок во имя безвкусицы.

Цветовая гамма

Цветовая гамма умышленно беспорядочна. В интерьере одной комнаты соседствуют красные, фиолетовые, желтые тона самых невероятных оттенков с пасторальными нежными мотивами.

Яркость – конёк китча, сочетание несочетаемых цветов – догма, которой обязательно следует придерживаться.

Материалы

Вместо дерева ДСП и ДВП, вместо бархата и кожи – текстиль и кожзам. Материалы столь же разнообразны, сколь искусственны. Железо обивается велюром, пластиковые стулья утопают в махровых коврах. В интерьер вкладываются все известные человечеству искусственно созданные материалы, их форма и количество зависят только от фантазии автора.

Полы и стены

Пол может вообще не иметь покрытия. Это достояние люмпенского китча приходится по вкусу многим дизайнерам. В остальных случаях напольным покрытием может служить линолеум, плитка, ламинат, ковролин. Дерево окрашивается дешевыми яркими красками либо ошкуривается до крайне состаренного вида. Оттенки и узор абсолютно произвольны.

В отличии от каждая стена выполнена в своем особенном стиле. Имеют место тканевые обои, обивочные панели, гладкое узорчатое ковровое покрытие. Поверх неоштукатуренной кладки наносятся мультяшные изображения и портреты популярных западных звёзд. Однотонность – редкое исключение.

Окна и двери

Оконные проемы создаются по принципу «и так сойдёт». Форма проемов ломаная, неправильная. Хорошее решение – окна, выполненные в одном из помпезных стилей прошлых веков. Интерьер такого дома, напротив, авангардно кричащий, выделяющий нелепость архаичных элементов.

Оформление дверных проемов в таком же роде сумбурно. Двери простые и дешевые, разрисованы граффити или трафаретными портретами.

Декор и аксессуары

Картины на стенах – репродукции из-под кисти современных авторов, пасторальные картинки с невинными девами, рисунки из комиксов и мультиков. Намёк на присутствие работ времен да Винчи или Пикассо недопустим, он испортит эффект отрицания стиля.

Аксессуары на самые разномастные. Тканевые шкатулочки, пластиковые цветы, выцветшие вазы и китайские «хотэи» уживаются в пределах одной полки. Прослеживается эффект жадности, с которой деревенский житель, не знакомый с культурами других стран, нагребает первые попавшиеся сувениры.

Не менее интересно декоративное наполнение в стиле «влюбленной дурнушки». Повсюду стоят, висят и лежат наивные романтичные открытки, комната заполнена розочками, сердечками и изображениями влюблённых пар. Рядом с игривым торшером лежит пара томиков бульварного романа.

Многогранность стиля китч

Выводы

Китч – наиболее противоречивый стиль из всех известных. Враз актуальный и убогий, нарочно или случайно выпячивающий недостаток вкуса, он сопровождает современного человека повсюду. От китча стало невозможным избавиться со времени повсеместного наступления технического прогресса. Эта культура, этот стиль жизни – данность, которую следует воспринимать благоразумно.

Яркими образами пестрят и другие стили интерьера, хоть и не столь вызывающие критику у публики. К таким стилям можно отнести , который славится своей абсурдностью форм, и , совмещающий в себе броские цвета с холодной сталью и натуральными материалами.

Китч – достаточно молодой стиль архитектуры, который создает вокруг себя не мало споров.

В переводе с немецкого китч – это безвкусица и как не странно, именно она присуща данному стилю. По большому счету, это пародия на чрезмерное желание подчеркнуть свой достаток, игра в антидизайн. Он более распространен в бытовом исполнении, как элемент массовой культуры его можно отнести к проявлению примитивизма. Чаще всего поклонниками китча являются перенасыщенные достатком особы либо наоборот, излишне бедные.

В основе этого архитектурного направления лежит сочетание не сочетаемого, насмешка над вкусом, художественными традициями. Это своего рода протест, что отрицает все предыдущие достижения. Характерно для китча использование элементов разных стилей, казалось бы на первый взгляд не сочетаемых, большое количество аксессуаров, кричащие цвета, различный ширпотреб. Примером китча выступает комбинирование в одном интерьере старинной мебели и дешевых, современных аксессуаров, старинный камин и электронные лампы, ставни и жалюзи на окнах. Особого внимание достойно цветовое решение в данном стиле. Комбинирование самых неожиданных оттенков, материалов, лепки, выглядит броско и безвкусно.

Китч активно существовал еще в эпоху СССР, пережитки которого мы частенько можем встретить и сейчас. Самым популярным «выходцем» тех времен является ковер. Во времена перестройки он ассоциировался с достатком и пиком элегантности. Расстаться с данным аксессуаром и в наши дни некоторым гражданам ой как не просто. Как бы это не казалось парадоксально, но в каждом обществе есть и будут люди, жаждущие поломать существующие стандарты, увидеть недоумевающие лица окружающих.

В зависимости от проявления данного стиле в интерьере выделяют его 3 основных вида: псевдо роскошный китч, китч люмпенов и дизайнерский китч.

Общей идеей псевдо роскошного стиля желание выглядеть “дорого”, создать интерьер класса люкс, при этом используют, поддельные предметы роскоши, не натуральные материалы. Причиной этому стает незнание и не умение сочетания стилей и предметов интерьера, а помещение более напоминает склад всего самого “лучшего”.

Китч люмпенов представлен в интерьере людей, чьи средства ограничены, но желание усовершенствовать свое жилище крайне велико. Ярким примером выступает наличие нового дивана и старого кресла, старый комод переделанный под новый, небрежно покрашенные стены. Такие люди более эмоциональны, с зерном протеста в душе.

Выделяют так же китч как вид искусства. Именитые и талантливые дизайнеры специально разрабатывают проекты в данном стиле, чтоб вызвать особые эмоции иронии и отрицания, создать так называемое «искусство ради искусства».

Китч особо свойственный подросткам, чьи вкусы еще не сформировались и находятся под влиянием, а так же людям зажиточным, но не имеющим вкуса. Сознательно же китч выбирают персоны, жаждущие эпатировать и быть индивидуальными во всем. Именно они и не дают этому стилю погибнуть.

Китч (нем. Kitsch), кич — термин, обозначающий одно из явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов. Особое распространение получил в различных формах стандартизованного бытового украшения. Как элемент массовой культуры — точка максимального отхода от элементарных эстетических ценностей и одновременно — одно из наиболее агрессивных проявлений тенденций примитивизации и опошления в популярном искусстве.

Китч - объединенное название некоторых течений Пост-модернизма, таких как Мемфис, использующих потенциал дурновкусия и прелести сентиментальных поделок массового спроса. Это игра в антидизайн, возникшая как протестное течение в интерьерной моде для тех, кто готов относится к среде своего обитания не слишком серьезно.

Общая характеристика стиля Китч

Определение «китч-интерьер» появилось относительно недавно и означает оно новомодную категорию интерьеров. Основной стилевой идеей китча является насмешка над историей и художественными традициями, вкусами и стилями. Это своего рода нигилизм в архитектуре, отрицающий все ее предыдущие достижения. Когда откровенная безвкусица становится принципом выбора, а бьющая в глаза несочетаемость цветов и предметов интерьера - его основной отличительной чертой. Например, позолоченная лепнина по карнизу, на ярко-синем потолке - крупные блестящие звезды, у стен симметрично стоят кадки с пальмами, а пол выложен керамической плиткой с восточными мотивами.

Для стиля китч типичны присутствие в одном интерьере элементов разных стилей (например, кантри и классики), цветовая дисгармония, многочисленные разномастные аксессуары, увлечение ширпотребом. Обычно интерьер в стиле китч производит вызывающее впечатление - будь то нарочитая тяга к роскоши, к внешней «красивости», или, напротив, отрицание всякой эстетики.

В соответствии с тем, как проявляется данный стиль в интерьере, можно выделить три разновидности китча: псевдо-роскошный китч, китч люмпенов и, наконец, дизайнерский китч.

Псевдо-роскошный стиль китч легко узнать по поддельным предметам роскоши, отделочным материалам, имитирующим натуральные, по общему стремлению придать интерьеру вид класса люкс. Псевдо-роскошный стиль китч возникает чаще из-за непрофессионального подхода к дизайну интерьера. Стремясь самостоятельно спланировать внутреннее пространство своего дома или квартиры, легко увлечься и забыть о соответствии всех предметов интерьера одному стилю. Например, в духе китча будет выглядеть комната, где камин соседствует с люминесцентными светильниками, восточными вазами и тяжелыми бархатными шторами. Желание собрать в одном помещении «всё лучшее сразу» - верный признак того, что в итоге получится интерьер в стиле китч.

Стиль китч в интерьере может быть продиктован не только подражанием «сливкам общества», но и бедностью. Низкий уровень жизни и определенная креативность производят на свет китч люмпенов. В такой интерпретации стиль китч представляют предметы мебели из разных комплектов, голая лампочка под потолком, нарочито изорванные обои или небрежно покрашенные стены. Старые вещи, переделанные на новый лад, дополняют интерьер в стиле китч: бабушкин комод, выкрашенный в радикально яркий цвет, или торшер с проволочным каркасом вместо абажура. Стиль китч люмпенов обращает на себя внимание анти-эстетикой, подчеркнутым пренебрежением к гармонии. Обитатель «бедного» китча - скорее всего, бунтарь по духу и максималист.

Стиль китч можно найти и в работах известных дизайнеров интерьера. В этом случае китч является «искусством ради искусства» - к примеру, интерьер в стиле китч создается для выставки дизайнерских проектов. Китч от именитого дизайнера - как правило, ирония над массовой культурой и неумением отличить красивое от модного. Дизайнерское решение в этом стиле часто базируется на сверх-популярных образах и предметах. Интерьер, украшенный мотивами вроде «Хэлло, Китти» или розовыми сердечками, также подходит под определение стиля китч. Бросовые китайские безделушки, сентиментально-слащавые рюши и фальшивая позолота - беспроигрышные элементы стиля китч. В обработке профессионалов стиль китч становится тонкой насмешкой над самим понятием стиля и провокацией для коллег. Дизайнерские фантазии на тему китча обыгрывают как псевдо-роскошный стиль, так и стиль люмпенов.

История стиля Китч

Китч появляется только тогда, когда традиционные интерьеры надоедают, а новые еще не появились. Исторически это обычно совпадает с какими-то кризисами: социальными или экономическими, когда обстановка становится нестабильной, а общество ждет перемен. В связи с этим, популярность китч-интерьера обычно держится не долго.

Но всегда существует определенное количество людей, в характере которых присутствует некий нигилизм от природы, им нравится ставить окружающих в недоумение, опровергать авторитеты. Такие люди в любую эпоху, мягко говоря, оригинально одеваются и столь же оригинально обставляют свое жилье. Так что китч, как стиль, присутствует постоянно.

Чаще всего, китч появляется на противоположных сторонах общества, его может породить богатство или наоборот нищета. Но, как бы там ни было - это всегда желание обратить на себя внимание, выделиться за счет интерьера.

Стилевой китч, возникающий от неумелого подражательства благородным образцам, уходит своими корнями в далекое прошлое. Это стиль провинциальных дореволюционных гостиниц, стремящихся походить не иначе, как на «Асторию» в Петербурге. И тогда бархат заменяют на плюш, позолоченные багеты - на толстые лепные рамы, покрытые бронзовой краской «под золото», а «картины» заказывают у базарного мастера, с непременным сохранением сюжета. Мраморные барельефы стен и колонн можно нарисовать, чем тратиться на настоящий благородный камень. А вот проделав все это, можно наслаждаться скопированной красотой и кичиться собственным «богатством». Так что русский аналог слова китч существовал давно и, что самое интересное, довольно точно отражал смысл понятия.

В бывшем СССР китчу пришлось пережить нелегкие годы: советские социологи записали его в разряд «буржуазной массовой культуры» и строго корили за безвкусицу и мещанство. Старое поколение помнит нещадную борьбу со слониками на комоде, атаки сатириков на коврики «с лебедями» и гипсовые копилки в виде сидящих кошечек. Между тем китч, несмотря на все нападки со стороны государства, выстоял! Народ послушно выбросил на помойку слоников и лебедей, зато стал массово украшать жилище хрусталем - как настоящим, так и поддельным (в виде знаменитых люстр «Каскад»). А уж ковры - так это был вообще вопрос социального статуса: если у тебя есть ковер (а лучше два-три) - ты уважаемый человек.

В наше время ковры явно потеряли актуальность, однако общая тенденция украшать собственное жилье по принципу «у меня все красиво и богато» сохранилась в лучшем виде.

Особенности стиля Китч

Как правило китч - непрофессиональная подделка, нечто модное, сиюминутное, эффектное, привлекающее внимание, выполнено быстро из подручного материала, некачественно тиражирующее популярные образцы.

Для интерьеров в стиле китч характерны сентиментальность, патетика, крикливость цвета, избыток декора, нарочитый эклектизм, подделки под дорогие материалы.

Этот стиль характеризуется в первую очередь применением в отделке интерьера большого количества недорогих украшений - картинок, игрушек, статуэток и так далее, а также использованием ярких, несовместимых между собой цветов. Впрочем, воплощение этого стиля легко отыскать не только в жилищах олигархов, но и в студенческих общежитиях (в первую очередь это касается комнат романтичных представительниц прекрасного пола, больших поклонниц увешивать стены красочными ковриками, а поверх ковров цеплять поздравительные открытки и потому подобные презенты своих не менее романтичных кавалеров). И, конечно, в квартирах творческих людей, которые считают недопустимым придерживаться любых правил, которые ограничивают их внутреннюю свободу: режиссеров и художников (в первую очередь - модных, то есть гламурных).

При оформлении интерьера в стиле китч в ход идет все подряд: драпировки из подкладочной ткани, хрустальные люстры (теперь из чешского стекла), напольные вазоны с выцветшими на солнце пластмассовыми розами, аркады и античные колонны, подпирающие потолок 2,50, пенопластовая «лепнина» с «позолотой», домашние фонтаны с фигурками гномов, картины в рамах «под бронзу», подоконники «под мрамор», шкафы с резными завитками «под дерево» и прочие атрибуты красивой жизни… Весь этот антураж, по мнению хозяев, призван создавать атмосферу зажиточного дома.

Как правило, излюбленной темой стиля китч являются псевдоисторическая архитектура и интерьеры. Остроконечные башни и башенки загородных коттеджей в обилии «украшающих» такие произведения, узкие готические окна в сочетании с современными жалюзи и рулонными ставнями, и соответствующее внутреннее убранство: огромную «рыцарскую» гостиную украшает электрический камин. Все это типичный китч, но не ироничный, а серьезный. Когда хозяин не то, что не замечает подделок, он уверен, что они производят впечатление подлинников.

Помимо китча, возникающего как подделка под «благородство» на полном серьезе, есть, китч как стиль в искусстве. Его суть в осознанном стремлении к созданию вещей-отрицаний и произведений-насмешек. Это как раз то чувство, которым руководствуются даже известные мэтры-дизайнеры, с юмором создавая иногда шедевры-пародии.

Но бывает и китч-интерьер от бедности, у него другой облик. Он имеет много общего с уличными граффити и мировосприятием акцент. В таких интерьерах основными материалами являются полиэтиленовые занавески, самодельные перегородки, настенная живопись из аэрозольных баллончиков с ярко-кислотными красками и мебель, найденная на свалке. Такой интерьер менее подражателен, чем его богатый родственник, а ирония в нем уступает место агрессии. Жить в таком интерьере можно только с определенным состоянием души, которое не может длиться долго.

Заключение

Итак, стиль китч, как причудливое порождение нашего времени, стал уже частью истории дизайна и вполне самостоятельным незамысловатым стилем.

Сторонники классических стилей часто связывают появление стиля китч с возникновением в обществе понятия нуворишей - людей, которые имеют много денег и не очень хороший вкус (анекдоты о золотых унитазах в особняках состоятельных персон - именно из этой оперы). Те же, которые видят в этом стиле определенную красоту, называют китч антидизайном, призванным бороться с устоявшимися традициями и давать индивидууму свободу быть не таким, как все.

Сознательно стиль китч выбирают экстравагантные личности, любящие шокировать публику и создающие собственный стиль во всем. Стиль китч также придется по нраву многим подросткам, чьи вкусы, чувство стиля и вообще взгляды на жизнь только формируются, - обычно это кратковременное пристрастие.

Стиль китч - самый спорный и неоднозначно воспринимаемый стиль в дизайне интерьера.

Китч появился в конце 19 века как первый предвестник зарождающейся массовой культуры, которая стремительно развилась в 20 веке с появлением технологий и усовершенствованием средств связи. Причём китч обозначал самую негативную сторону понятия популярной культуры, какую только можно представить.

Китч - торжество безвкусия

По сути китчем, а с немецкого это буквально значит «халтура», «дешёвка», «подделка», стали называть вещи, которые призваны имитировать предметы старины и роскоши в домах обывателей - сначала богатых, а потом и всех остальных. И всё бы ничего, но с возникновением невинной казалось бы идеи нести культуру в каждый дом, пусть и в таком упрощённом и удешевлённом варианте, предметы, символизирующие искусство, стали непотребно низкого качества, а люди, скупавшие их, совершенно не имели понятия о том, как совместить явные подделки в пространстве собственного дома. Со временем, конечный продукт стал настолько низкого качества, а популярность этих вещей настолько массовой, что родилось и понятие для обозначения стиля жизни с претензией на культуру и даже роскошь в квартире, наполненной ненужным хламом, который к тому же никоим образом не сочетается между собой.

Без преувеличения можно констатировать, что слово «китч» до определённого момента было оскорбительным и почти ругательным, произносилось в кулуарах и полушёпотом теми, кто понимал толк в искусстве, в отношении тех, кто покупал и использовал всё, что продавалось, не разобравшись. Такое положение вещей сохранялось ровно до тех пор, пока соединение несоединимого стало тенденцией и сознательным выбором, как правило, творческих и неординарных личностей, которые хотели и могли себе позволить приглашать гостей в дом, где стены выложены кирпичом, репродукции картин Рафаэля и работ Энди Уорхола висят вместе, как будто так и надо, а кислотный диван и старинный комод с зеркалом производства начала прошлого века находятся в полуметре друг от друга.

Китч всегда можно отличить именно по непонятному, безо всяких закономерностей и конечной цели, миксу того, что абсолютно точно не должно находиться рядом. Так, если приветствует пластик и исключает хэнд-мейд, бохо весь соткан из натуральных материалов и не приемлет современность в каком бы то ни было виде, шебби-шик состоит из состаренных вещей пастельных тонов и яркие цвета полностью разрушат его идею и шарм, то китч - это розовая подушка с ручной вышивкой на зелёном пластиковом кресле под полотном художника эпохи Возрождения, висящем на бревенчатой стене.

Исходя из этого, не трудно догадаться, что китч не имеет правил. Он не диктует ни вариантов отделки, ни форм и материалов для мебели, ни цветовой гаммы. Торжество безвкусия - единственный и определяющий концепт для его обозначения. Другое дело, что перестав быть нонсесом, он стал мэйн-стримом, поэтому даже в китче выделяется несколько направлений и тенденций развития как и у любого течения в искусстве и дизайне.

Интерьер, организованный в стиле китч

Как распознать китч

В первую очередь, обнаруживая предметы из разных эпох и стилей в одном пространстве, нужно помнить о том, что ненастоящая роскошь, завёрнутая в копеечную пластиковую упаковку, может служить как признаком эксцентричной личности, намеренно желающей шокировать окружающих, так и особенностью дома, в котором живут просто-напросто бедные люди . Кроме того, к сожалению, бывают и персоны, которые имея немалые доходы, даже не подозревают, что их дом знакомый искусствовед обозначает не иначе как «китч» в разговорах с друзьями.

Мотивы и причины, из-за которых квартира становится ярмаркой безвкусицы могут быть разными, но от этого китч не перестаёт быть таковым.

Итак, в настоящий момент китч разделяют на три категории:

  • псевдо-роскошный;
  • китч люмпенов;
  • дизайнерский китч.

Первая разновидность - псевдо-роскошный китч - как правило, прерогатива нуворишей. Им не хватает образованности и вкуса, но у них достаточно средств и самомнения, чтобы пытаться воссоздать в своём доме по истине богатую обстановку. Покупая старинные вещи, они то и дело натыкаются на подделку, которая в подачи недобросовестного продавца поселяется в их гостиной. Не разбираясь в эпохах и стилях, а также не имея понятия о сочетаемости цветов, фактур и форм, они устраивают из своего дома странную смесь, которую специалист или хоть сколько-нибудь смыслящий в красоте человек тут же окрестит «китчем», вводя в ступор недоумевающего хозяина.

Китч люмпенов может быть как появившийся непроизвольно, просто в силу бедности, так и благодаря тому, что хозяин не желает тратиться на предметы мебели и декора и тащит в дом всё, что попадёт под руку. Если вещи при этом сколько-нибудь логично организуют пространство, неплохо выглядят и совершенно точно пришли из разных стилей и периодов истории и искусства, то такое место по праву может быть названо организованным в стиле «китч». В такой ситуации подделка и безвкусица не выглядит глупой, а напротив свидетельствует о своеобразной позиции и выборе хозяина дома.

Дизайнерский китч обычно возникает по особым случаям с целью высмеять предметы массового потребления, считающиеся красивыми, или для того, чтобы указать на явную безвкусицу того или иного популярного явления или продукта. Китч в среде профессионалов - это всегда провокация и проверка, ведь не всегда понятно, ошибся автор или смеётся, считает ли он интерьер красивым или ждёт, когда кто-то всё-таки скажет: «Это же китч!».

Понять, что перед вами китч, поможет несколько признаков, а вот определить мотивы организации пространства именно таким образом - бедность или умопомрачительное богатство, сознательный выбор или необразованность - только личное знакомство с автором.

Итак, китч предполагает следующее:

  • Дисгармония во всём: в цвете, в формах, в материалах.

Например, использование матовых цветов вместе с кислотными, традиционную мебель вместе с футуристической, дерево наряду с глянцевым пластиком.

  • Узнаваемые признаки разных интерьерных стилей , штампы и символы, благодаря которым обыватель без специального образования отличает от викторианского стиля, а от кантри.
  • Претензия на зажиточность , а точнее выставленные напоказ вещи разного возраста от очень старых до новых, привезённые из разных стран, купленные в узнаваемых торговых точках и т. д.
  • Псевдоисторические элементы интерьера типа колонн и лепнины, позолоты и якобы дорогой резной мебели (причём рядом может лежать надувной диван или мягкое кресло-груша).
  • Имитация всего, что можно имитировать - ламинат, изображающий только цвет дерева, даже не его фактуру, стеклянная , имитирующая хрусталь, «кожаный» диван, покрытый дермантином и т. д.

Определяя вслух китч как в квартире, где вы оказались впервые, будьте предельно осторожны, ведь неизвестно, станет ли это комплиментом хозяину или по истине оскорбит его. Китч, пожалуй, самый неоднозначный из всех представленных ныне стилей, в которых можно организовать пространство своей квартиры. Именно такая спорная красота и привлекает художников, выбирающих китч для обустройства жилища, она же вызывает насмешку над теми, кто не понимает, что его квартира представляет собой ни что иное как китч.

Китч в гостиной современной квартиры

error: