Что такое тема текста и как ее определить? Как определить тему текста? Алгоритм выполнения упражнений. Примеры

Русский язык. 3 класс.

Учитель младших классов Благова Т.В

Что такое тема и главная мысль текста?

Цель: научить определять тему и главную мысль текста.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять тему, главную мысль текста; озаглавливать текст; аргументирование отвечать, доказывать свое мнение.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний Орфографическая минутка

(На доске запись.)

Кот, у, Тишка, жил, Миши. Душистая, лугу, на, трава. Груши, малыши, сочные, ели.

- Из слов каждой строки составьте предложение.

- Можно сказать, что у вас получился текст? (Нет, предложения не связаны по смыслу.)

- Подчеркните орфограммы в словах. (Дети подчеркивают сочетания ЖИ, ШИ, ЧН, имена собственные.) - Найдите слово, в котором гласных букв больше, чем согласных. (Ели.)

- В каких словах все согласные глухие? (Кот-, Тишка.}

III. Самоопределение к деятельности

(Текст на карточках.)

Слоны - умные животные. Их учат, и они всякую работу делают: и бревна таскают, и землю копают, и воду таскают. Они даже гулять с детьми ходят и смотрят, чтобы детей никто не обидел.

(По Б. Житкову)

- Перед вами лежат карточки. Прочитайте и скажите, можно ли утверждать, что здесь написан текст? (Это текст. Он состоит из трех предложений. Они связаны по смыслу. Тема текста - слоны.}

- Для чего Б. Житков написал этот текст? Что хотел сказать автор этим текстом? (Ответы детей.)

- Озаглавьте текст. («Умные животные», «Умные слоны».)

- В каждом тексте есть главная мысль. Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей.)

IV. Работа по теме урока Упр. 15 (с. 13).

- Прочитайте текст.

- Найдите предложение, в котором говорится самое главное, что хотел сказать автор. («Хорошее знакомство - в прибыль нам»,)

- Как понимаете эти слова? { Человек много получает от хорошего знакомства.)

- Докажите, что заголовок отражает главную мысль. (Поведешься с хорошим человеком, сам хорошему научишься.)

- Спишите предложение, в котором выражена основная мысль. (Дети списывают последнее предложение.)

- Прочитайте, что такое главная мысль текста. (Это то главное, о чем хотел сказать автор.)

V. Физкультминутка

Влево наклонись, вправо наклонись, Вниз опустись, вверх поднимись. А теперь чуть-чуть попрыгай, Влево, вправо наклонись И тихонечко садись.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 16 (с. 19).

(Дети читают текст самостоятельно.)

- Определите тему текста. (Муравей попал под дождь.) ~ Назовите главную мысль текста. (Благодаря своей находчивости муравей спасся от дождя и попал домой.}

- В каком предложении говорится о том, как муравей укрылся от дождя? («Залез муравей...»}

- Спишите это предложение.

(Проверка. Самопроверка, сверка с текстом учебника.)

Упр. 17 (с. 19).

- Прочитайте задание.

- Какое задание вы будете выполнять письменно? (Списать предложение.}

- Спишите и проверьте написанное.

- На написание каких орфограмм нужно обратить особое внимание? Проверьте, правильно ли вы их написали.

- Прочитайте задания для устной работы.

- Почему говорят, что сентябрь без плодов не бывает? (В сентябре созревают овощи и фрукты.)

- Докажите, что это не текст, а предложение. (Текст состоит из нескольких предложений, а здесь только одно предложение.}

- Составьте устно текст, включив в него данное предложение. (Отвечают 2- 3 учащихся. Дети определяют основную мысль текста.)

2. Словарная работа

- Написание какого слова мы должны запомнить? (Сентябрь.)

- Спишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.

- Дайте определение: что такое сентябрь? (Это первый осенний месяц.)

VII. Рефлексия

- Перед вами на листочках текст. Прочитайте его и спишите предложение, в котором заключена главная мысль текста.

От ночного дождя разлилась голубая лужа. В ней купались скворны. Для них лужа - как озеро.

Забрались они бесстрашно в середину, грудью падают на поду, крыльями взбивают ее, привзлетывают... Брызги над лужей - фонтаном.

Скворцы так отчаянно пищат, что сразу можно понять: утреннее купание для них - удовольствие.

(Дети списывают последнее предложение.)

VIII. Подведение итогов урока

- Что узнали о тексте? (В каждом тексте есть главная мысль.)

- Что такое главная мысль? (Это то главное, о чемхотел сказать автор.}

- Может ли быть текст без главной мысли? (Нет. Получится бессмыслица.}

Домашнее задание

Нарисовать рисунок на тему «Сентябрь». Программный уровень. Написать текст из трех-четырех предложений по теме «Сентябрь».

Как определить основную мысль текста?

Как выделить основную мысль текста?

    Просматривая или внимательно читая текст, нужно отмечать ключевые слова, несущие наибольшую смысловую нагрузку. Они регулярно повторяются, часто используются их синонимы. Определяя основную мысль текста, понадобится вспомнить ключевые слова и словосочетания.

    При чтении текста желательно следить за делением на абзацы, наличием подзаголовков. Большую роль играет заглавие материала, но оно далеко не всегда прямо отражает основную мысль.

    Определение основной мысли текста неразрывно связано с выяснением идеи и темы. Желательно постараться уловить центральную тему, а также воспроизвести авторскую идею, вкладываемую в текст. Основная мысль – своеобразное соединение темы с идеей. В ней реализуются авторский замысел, авторская оценка.

Алгоритм определения основной мысли текста

    Прочтите текст, обратите внимание на абзацы и подзаголовки, заглавие и ключевые слова.

    Ответьте на вопрос: что является главным для автора данного текста? Что его интересует? В теме должен быть обозначен предмет речи. Зачастую она отражается в заголовке. Стоит учесть, что заголовки также бывают метафорическими, парадоксальными и ассоциативными. Недостаточно опираться только на смысл заголовка, выделяя основную мысль.

Постарайтесь дать ответ на вопрос: почему авторская позиция именно такая? Какова аргументация автора? Какие он приводит факты, доказательства, обосновывая своё мнение, оценку?

Найдите в тексте художественные приёмы, направленные на убеждение читателя, внушение. Возможно, в материале есть экспрессивные выражения, гиперболы, метафоры и другие образные средства.

Определите в тексте авторские выводы. Иногда главная мысль уже оформлена в виде конкретного вывода. Если основная мысль не сформулирована, постарайтесь написать её самостоятельно. Используйте стиль и речевые средства автора текста, выполняя эту работу. Желательно, чтобы основная мысль была оформлена так, как её высказал бы сам автор.

То, о чём или о ком говорится в тексте, - это его тема .

Главная мысль текста - это то, к чему призывает, чему учит, ради чего он написан, какую информацию хотел передать автор.

Озаглавь текст. Определи основную мысль текста.

……………………………………………………………….

Из леса вышла на берег реки медведица с двумя медвежатами. Она схватила одного медвежонка и стала окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался. Мать искупала его. Другой медвежонок испугался холодной воды и побежал в лес. Медведица догнала его, надавала шлепков и искупала.

Довольные купанием медведи ушли в чащу леса.

(По. В. Бианки.)

…………………………………………………………………..

Весной и летом у пернатых много забот. Они вьют гнезда и выкармливают птенцов.

Только клесты без забот прыгают по деревьям.

Но вот начались морозы. А в гнезде у клестов голенькие птенчики. Мать не слетает с гнезда, греет птенцов.

Почему клесты выводят птенцов осенью и зимой? Пища клестов - это еловые шишки. Они созревают только к концу года.

(Сказка)………………………………………………….

Росло в лесу молодое дерево. В один прекрасный день дереву захотелось летать.

Старые деревья смеялись над ним. Ведь дерево не летает. Корни крепко держат его в земле.

Но гордое дерево все мечтало о полете.

И вот что случилось. Пришел лесоруб, срубил дерево. Столяр наделал из него планочки и дощечки.

Ребята смастерили из них легкие авиамодели. И дерево взлетело.

………………………………………………………………………………..

Давно это было. Чистили дорогу в горах. В узком месте лежал огромный камень. Как его убрать?

Не знали тогда подъемных кранов. Не было могучих машин. Только сотня лошадей могла увезти камень.

Но простой крестьянин взялся один убрать камень. Подкопал он лопатой яму под самый камень. Камень и рухнул в яму.

Подровнял мужик землю- и дорога готова. Вот так просто русский человек трудное дело сделал.

………………………………………………………………….

В ночь под Новый год дед Мороз подарил одному очень доброму мальчику краски.

Только это, мой друг, простые краски. Но они могут стать волшебными, если ты этого очень захочешь.

Добрый мальчик достал кисть и принялся рисовать.

Прошло много лет. Мальчик стал настоящим художником.

Люди смотрели на его картины, радовались и восхищались.

Какие чудесные картины. Какие волшебные краски! - говорили они, хотя краски были самые обыкновенные. Просто к ним прикоснулись руки трудолюбивого, настойчивого человека.

…………………………………………………………………………………

Великий сказочник Андерсен гулял по лесу. На поляне он увидел много грибов.

Вечером он вернулся на поляну. Под каждый гриб он спрятал конфету или ленточку. Под одним восковой цветок, под другим - наперсток. Здесь - пряник, там - яблоко.

Утром сказочник привел на поляну дочку лесника. Ей было семь лет. Под каждым грибком она находила подарок. Не было только пряника. Его, наверное, унесла ворона.

Глаза девочки горели восторгом. А сказочник сказал ей, что эти подарки спрятали гномы.

……………………………………………………………………………………

Лебедь по красоте и силе назван царем всей водяной птицы. Белый, как снег, с гибкой и красивой шеей, он прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей.

Про силу лебедя рассказывают чудеса. Он ударом крыла может убить собаку, если она бросится на его детей.

Лебеди легко делаются ручными. Ручные лебеди летом плавают в пруду. Зимой их переводят в теплое место. Едят лебеди рыбу, хлеб, зерно.

Много песен сложил русский народ о лебедях. Их называют ласковыми словами: лебедушка, лебедка.

……………………………………………………………………………….

Радостно слышать весною крики журавлей в небе. Прилет журавлей обещает близкое тепло. Любит этих птиц наш народ. Много сказок и песен сложил он о журавлях.

Журавль очень высок на ногах. У него большие крылья и длинные перья. Клюв журавля крепкий и острый.

Гнездо журавль вьет прямо в ямке на поле. На сухую траву журавлиха кладет два крупных яйца. Молодых журавлят родители уводят в кусты или в камыши.

Раненый журавль бросается на спину и бьет собаку ногами и клювом. Один охотник потерял глаз, когда хотел схватить раненого журавля.

Теперь охота на журавлей в нашей стране запрещена.

………………………………………………………………………………

Серая звездочка- это жаба, которая жила у нас в огороде. А назвали ее так потому, что спереди у нее было пятнышко, как звездочка, а сама она была серая. Много поедала слизняков с клубники.

Но вот однажды мы ее увидели побитой. Жаба еле-еле передвигалась. Мы стали ее выхаживать, кормить дождевыми червями. Через некоторое время она поправилась и ушла. Но как только мы всей семьей садились в саду ужинать, жаба появлялась на дорожке. В жаркие дни она тоже приходила, и мы поливали ее водой из лейки. Ей это очень нравилось.

…………………………………………………………………………….

Как-то я шел по опушке березовой рощицы. Вдруг близко раздался журавлиный крик. Я остановился. Из небольшой рощицы по зеленой озими быстро бежал журавль. Крылья его были распущены, весь он вытянулся. Журавля догоняла лиса. Журавль взмыл в воздух, пролетел метров двадцать и сел. Лиса подкрадывалась к нему.

Птица близко подпустила ее и побежала в сторону. Лиса проскочила мимо. Потом началось все сначала. Я закричал на лису, но она не прекращала погони. Я резко захлопал в ладоши и побежал в ее сторону. Лиса испугалась и кинулась со всех ног в рощу. Журавль был спасен.

Тема и основная мысль сочинения.

Прежде чем начать писать,

я задаю себе три вопроса:

что хочу написать, как

написать и для чего написать.

М.Горький

В сочинении ставятся и решаются определенные вопросы (проблемы),в какой-то мере значительные, интересные как для самого автора, так и для тех, кто будет знакомиться с его работой. Поэтому любой автор, прежде чем приступить к сочинению, должен ясно себе представить, о чем он хочет писать, для чего он должен об этом писать, как он будет это делать. Иными словами, автор сочинения должен определить тему, основную мысль своего сочинения, способ и стиль изложения материала.

Тема сочинения - это вопрос, который разрешает автор в своем сочинении, это то, о чем в сочинении говорится.

Основная мысль сочинения - это ответ на поставленный темой вопрос. Отвечая на поставленный вопрос, автор отбором материала, речевых средств, последовательностью и формой изложения выражает основную мысль сочинения.

Сочинение может быть построено в форме повествования, описания и рассуждения или представлять собой различные сочетания этих форм.

Сочинение может быть снабжено эпиграфом.

Эпиграф обращает внимание читателя на основную мысль сочинения, на то, как подходит автор к раскрытию темы, каково его отношение к вопросу, поднятому темой. Поэтому к одной и той же теме у каждого из пишущих может быть найден свой эпиграф.

Эпиграфы обычно не выделяются кавычками. Указание источника, откуда взят эпиграф, нередко заключается в скобки. Скобки становятся обязательными, если указание источника помещается в той же строке, что и эпиграф.

Эпиграфы в сочинениях учащихся оформляются следующим образом:

Береги честь смолоду.

Пословица

Задания для учащихся.

1 .Сопоставьте приведенные ниже темы. Какая из них предусматривает сочинение повествовательного характера, какая - сочинение-рассуждение, а какая - сочинение-описание?

Портрет Пугачева.

Жизнь Гринева в Белогорской крепости.

Низость, жестокость и двоедушие Швабрина.

2. Определите основную мысль сочинения ученицы. Дайте письменный ответ на вопрос:"Чем объяснить симпатию Пугачева к Гриневу?"

Умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме - это сложное умение, требующее от ученика не только известного общего развития, но и овладения определенными умениями.

Какими же умениями должен овладеть ученик? Анализ процесса работы над сочинениями, изучение методической литературы, а также учет типичных недочетов ученических сочинений показывают, что основными из этих умений являются следующие:

1.Умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, умение раскрывать тему сочинения.

Ученик должен понимать, к чему обязывает его каждое слово в формулировке темы. Например, если тема сочинения -- "Золотая осень",то нужно писать только о той поре осени, которую можно назвать "золотой",но нельзя писать вообще об осени, о том, что небо заволокло тучами, моросит дождик, листья облетели и т.п.В данном случае важен отбор фактов, отвечающих теме высказывания.

2.Умение подчинять свое сочинение определенной (основной) мысли.

Она может быть ясна из формулировки темы. Если же основная мысль не подсказывается формулировкой темы, её надо найти. Например, тема "Унылая пора, очей очарованье" требует такого отбора материала и таких средств выражения, которые бы показали очарование унылой поры. В этом случае умение раскрывать основную мысль сочинения и есть умение писать на тему.

3.Умение собрать материал для сочинения.

Умение отбирать и собирать материал к сочинению теснейшим образом связаны между собой. Так как источником для сочинений учащихся в школе является сама жизнь или её отражение в книгах и живописи, нужно научить наблюдать, работать с книгой, смотреть картину. Воспитание этих умений и лежит в основе умения собирать материал для сочинения.

4.Умение систематизировать материал.

Это умение опирается на умение собирать и отбирать материал. Без отбора не может быть систематизации. Говоря о систематизации материала, мы имеем в виду как умение отбирать материал, так и умение продумывать последовательность изложения, план, связь отдельных частей.

5.Умение строить сочинение в определенной композиционной форме.

Для того чтобы ученик овладел этим умением, необходимы специальные разъяснения об особенностях построения рассказа, описания, рассуждения и соответствующие упражнения. Только в этом случае ученик сможет осознанно выбирать нужную композиционную форму.

6.Умение правильно и "хорошо" выражать свои мысли.

Правильно - значит в соответствии с нормами литературного языка,"хорошо"(по выражению В.Г.Белинского),т.е.точно, ясно, в соответствии с речевой ситуацией и задачей высказывания.

7.Умение исправлять, переделывать, улучшать написанное, т.е. умение его совершенствовать, находить в своем сочинении отклонения от темы, ненужные подробности, отсутствие связи, непоследовательность в изложении мыслей — залог успеха в работе над сочинением.

О работе над совершенствованием рукописи.

Памятка.

1. Читая рукопись первый раз, основное внимание уделите содержанию написанного.Определите:

1)соответствует ли сочинение теме;

2)высказана ли основная мысль;

3)соответствует ли сочинение составленному плану;

4)соразмерны ли его части;

5)не нарушена ли связь между частями сочинения;

6)удачно ли подобраны цитаты.

2. При повторном чтении главное внимание уделите языку написанного, обозначая или исправляя попутно речевые недочеты, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки.

3 .В третий раз прочитайте рукопись вслух. Чтение вслух помогает обнаружить не замеченные прежде недостатки.

4. Перепишите рукопись, выправив все недочеты.

5. Перепишите сочинение в соответствии с требованиями к оформлению рукописи.

Написать хорошее сочинение нелегко. В любом классе немало учеников, которые нуждаются в доброжелательной помощи, консультации учителя с учетом индивидуальности школьника.

Педагогика сотрудничества помогает учителю находить разнообразные пути помощи начинающим авторам, проявлять уважение к сочинительскому труду.

Хорошее владение литературной речью, жанром высказывания дает большую свободу творческой мысли, рождает раскованность изложения, способность использовать нестандартные изобразительно-выразительные средства.

Постановка в сочинении интересных и посильных задач способствует литературному и общему развитию, нравственному воспитанию учащихся, формированию навыков самостоятельной литературно-творческой работы."Сочинение - одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его сознательного отношения к жизни",- писала М.А.Рыбникова.

В.А.Сухомлинский ставил слово в основу творчества, чуткость к красоте слова считал огромной силой, облагораживающий духовный мир ребенка.

Сегодня особенно важно поощрять и развивать литературное творчество школьников как проявление активных сил души, формирование интеллекта и нравственных начал, учить их привлекать полученные впечатления для литературных опытов.

Использованная литература.

1 .Теория и практика сочинений разных жанров (составитель Т. А. Ладыженская, Т.С.

Зепалова). - М., 1990 .

2 .Методические указания к курсу «Теория и практика сочинений разных жанров»/

Сост. Т.А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. - М., 1990

3 .Поиск новых путей: Из опыта работы./Сост.С.Н.Громцева. - М., 1990

4 .Развивайте дар слова. Пособие для учащихся./ Сост. Т. А. Ладыженская, Т.С.

Работа с текстом - это то, чему необходимо учиться, постепенно накапливая опыт и умение быстро и правильно ориентироваться в чужих мыслях, изложенных на бумаге. прежде чем начать работу с текстом, необходимо узнать, что представляет собой текст, что такое тема текста, идея, как выделять в нем микротемы и членить на смыслы.

Текст: основные характеристики и критерии

В лингвистике по сей день не сложилось единого и точного определения понятия "текст". Попытки определить его предпринимал еще М. В. Ломоносов. Такие известные лингвисты и литературоведы, как И. Р. Гальперин, М. М. Бахтин, в своем творчестве пытались выявить основные законы построения текста. Исследователи спорят по поводу тех или иных его признаков. Самым простым понятием является следующее: текст - это ряд предложений, связанных между собой по смыслу и объединенных общей идеей. Также текст определяют как некую структурную и тематическую целостность. Особые споры вызывает форма текста. Некоторые ученые отмечают, что формально текст может состоять из одного предложения. Другие же опровергают эту мысль. Так или иначе, выделяется ряд признаков, по которым мы можем определить это явление.

Признаки текста

Первый и самый основной - единая тема и мысль текста. Это то, о чем говорится в нем. Мысль может быть отождествлена с идеей. Идея - то, ради чего создается произведение, что хочет сказать автор. Ярким примером могут послужить басни или стихотворения. К примеру, басня И. Крылова "Мартышка и очки". Эта басня о том, как мартышка не смогла найти применение очкам из-за своего незнания. Однако идея текста более глубока: люди порой не ценят того, что имеют, потому что просто не знают чего-то или не хотят знать. Идея басни всегда выражается в морали (том, что пишется в самом конце произведения). В поэтических и прозаических произведениях чаще всего общее показывается через частное. Например, рассказывая о судьбе отдельного героя, писатели имеют в виду беду или вину всего общества. Нельзя путать тему и идею. К примеру, если темой текста может стать жизнь какого-либо писателя, актера или политика, то идеей обязательно будет демонстрация его положительных или отрицательных качеств или же призыв становиться похожими на него. В идее всегда заложена цель.

Знать, что такое тема текста, недостаточно. Нужно помнить о том, что второй признак текста - связность. Все предложения и абзацы связаны логически или хронологически. Поэтому, создавая собственное сочинение, не забывайте о последовательности и логике изложения. Любой текст состоит из вступления, основной части и заключения. Как правило, эти части отделены формально (то есть скомпонованы в отдельные абзацы). Однако это правило не яляется законом.

Третий признак - смысловое единство и завершенность. Любой текст должен быть завершенным, даже если это небольшой отрывок. В нем до конца должна быть раскрыта тема и мысль.

В тексте можно выделить главную тему и микротемы (подтемы). Итак, что такое главная тема текста? Она должна объединять весь текст. Как правило, она обозначается в заглавии либо может формулироваться в начале произведения. Подтемы же, как правило, соотносятся с абзацами. Сколько абзацев - столько микротем.

Как правильно работать с текстом?

Чтобы правильно понять текст, необходимо внимательно его прочесть. Постарайтесь сразу же определить, что такое основная тема текста: человек ли, природа, работа, учеба, знания, война, любовь и т. д. Далее выделите ключевые слова и ключевые мотивы. Только тогда вы сможете понять мнение автора. Если автор создал текст, значит, он хотел высказать свою точку зрения по поводу того или иного явления. Особое внимание уделяйте конкретным примерам, цитатам, прямой речи героев текста (если таковые имеются). Обязательно разделите текст на микротемы. Составьте план, пронумеровав все подтемы.

Зачем нужно выделять темы и микротемы?

Если вы анализируете текст или пишете изложение по нему, то необходимо строго соблюдать последовательность и ход мысли автора. Именно поэтому необходимо найти все подтемы и умело соединить их в единое целое. Особенно это важно при написании сжатого изложения. Старайтесь при этом особое внимание уделять связкам между абзацами, чтобы готовое изложение было связным и логически выстроенным. Потеряв хоть одну микротему, можно полностью упустить идею текста и не передать того, что хотел сказать автор.

Основные варианты тем текстов

Итак, что такое тема текста? Это то, о чем рассказывает автор. Чаще всего авторы затрагивают так называемые вечные темы - например, тему войны и мира. Идеи, которые хотят реализовать авторы, могут быть разными: необходимость отдать долг Родине, патриотизм людей как основа характера, противоестественность и ужас войны и т. д.

Еще одна часто встречающаяся тема - любовь. Какие идеи могут быть реализованы в текстах с такой темой? Например, любовь не знает социальных границ, любовь - всегда разочарование (как в стихотворениях М. Ю. Лермонтова, например, "Нищий"), любовь - самое светлое чувство в жизни человека и т. д.

Среди часто встречающихся тем можно отметить следующие: отцы и дети, дружба, поиски смысла жизни, природа, движение времени, человеческие чувства, предательство, долг и многие другие. Подобные темы освещаются в текстах-рассуждениях. А вот в повествовательных жанрах темы более конкретные: какой-то определенный случай, происшествие, судьба отдельного человека.

Понять, что такое тема текста, можно только после нескольких попыток самостоятельного анализа. Грамотный анализ текста требует вдумчивого чтения и кропотливого разбора.

Как определить основную мысль текста?

Для того чтобы усовершенствовать

ум, надо больше размышлять, чем

заучивать.

Р.Декарт.

Алгоритм написания сочинения-рассуждения

1. Выявления темы текста

2. Формулировка проблемы, комментарии к тексту

4. Собственное мнение по данной проблеме (теме)

Модель написания сочинения-рассуждения

1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чём текст?). Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и словосочетания). Тема текста – это то, о чем говорится в тексте. Нужно обратить внимание и на абзацное членение текста, ибо каждый абзац – микротема, и в них также можно определить тему.

клише:

Этот текст о …

Работа с основной мыслью текста-рассуждения.

Работая с текстом, стараясь понять информацию (содержание, мысль), заложенную автором в данном тексте, мы прежде всего должны определить тему текста (о чём говорится) и его основную мысль (тезис) , так как именно основная мысль определяет основное содержание текста:

Основная мысль текста - это сжато сформулированный предмет содержания и его основной анализируемый признак.

Как определить основную мысль текста?

1. Основная мысль (тезис) должна быть ясной, поэтому в аналитическом тексте она часто формируется как простое предложение с подлежащим и сказуемым (двусоставное). Подлежащее в формулировке основной мысли называет тему текста (о чём), а сказуемое – то ”новое“, что по этой теме будет говориться.

Запомните: сформулировать основную мысль без сказуемого невозможно!

2. Для читателя удобно, когда в формулировке основной мысли не использованы слова в переносном значении, например метафоры.

Если в тезисе всё-таки употребляются слова в переносном значении, то при работе с текстом их можно заменить синонимичными словами в прямом значении. Читатель эту замену может делать мысленно, а может оформить её в своих рабочих записях.

3. Через весь текст проходят цепочки слов, сохраняющие, во-первых, тему тезиса, во-вторых, его ”новое“.

4. Основная мысль не просто предъявляется в тексте, она получает в нём своё развитие, углубляется, обосновывается. В рассуждении для этого используются доводы. Каждый довод представляет читателю новую грань основной мысли.

Обычно (но не всегда) каждый довод выделяется в отдельный абзац.

Довод обязательно должен быть связан по своему содержанию с основной мыслью , он должен содержать необходимые смысловые оттенки в её раскрытии.

5. При анализе текста доводы, как и основная мысль, формулируются таким образом, чтобы подлежащее и дополнения по смыслу перекликались с темой тезиса, сказуемое, обстоятельства или определения - ”новым“ тезиса.

Как определить тему и основную мысль текста?

Эльвира сагидуллина

Елена ладынина

ТЕМА (греч. thema – то, что положено в основу) , т. е. тема – это то, о чём говорится в тексте. Тема – смысловое ядро текста, она «должна управлять» созданием текста. В тексте может быть не одна тема, а несколько, тогда мы говорим о его тематике. Тема часто бывает сформулирована в заглавии текста.
ПРОБЛЕМА- вопрос, волнующий автора текста. Этот вопрос возникает и в нашем сознании по мере знакомства с текстом. Он требует решения или освещения и непосредственно рассматривается автором в тексте. Иначе говоря, проблема – это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя, является для него существенным вопросом жизни и которой он уделяет поэтому наибольшее внимание. Совокупность вопросов, часто взаимосвязанных, называется проблематикой.
Основная мысль = ИДЕЯ (греч. idea – понятие представление) – главная мысль, лежащая в основе текста. Это отношение автора к тому, о чём он рассуждает, рассказывает, вывод. Рассматривая ту или иную проблему, автор, как правило, стремится разрешить её, ответить на поставленный, (-ые) вопрос (-ы), т. е. дать идейную оценку. Идея текста – это выражение авторского отношения к изображаемому. Главная мысль не всегда может быть выражена однозначно, даже если формулируется автором прямо и непосредственно. В художественном тексте чаще всего идея вообще словесно не выражена, а в сознании воспринимающего формируется путем обобщения разных смыслов текста. Идея здесь – это эмоционально-обобщающая образная мысль. Она воплощена в тексте всеми словесными средствами выражения содержания. А потому её только очень приблизительно можно сформулировать в виде отвлечённого суждения. В таком случае возможны различные интерпретации текста.

Animekit

Основная мысль определяется после прочтения текста, т. е. самое основное, о чём говорится в тексте, что хотел до читателя донести автор








ну вот и всё:)

Егор карась

чтобы определить тему, нужно задать вопрос: О чем это произведение? можно сделать краткий пересказ, то есть, фабулу.
основная мысль - что хотел сказать автор этим произведением. Пример: Кому на Руси жить хорошо Некрасова. что хотел сказать автор? - о том, что в то время никому хорошо не жилось

Саша лопатин

Тема текста определяется по названию

Стиль текста определяется по самому тексту, т. е. бывает научный, официально -деловой
разговорный, публицистический, художественный
В научном используются термины, автор не указывает собственного отношения к написанному
В разговорном используются различные диалекты и т. д
В официально деловом стиле обычно пишутся документы
Публицистический стиль используется в журналах, газетах
Художественный стиль отличается обширным использованием эпитетов, метафор и. д.
Типы текста: Повествование (рассказывается о чём-либо), описание (описывается предмет, город, место, т. е. его характеристика, внешние данные и т. д.), и рассуждение (автор пытается ответить на вопрос поставленный им в тексте, пытается разобраться в чём-либо
ну вот и всё:)

Диана амирова дамировна

Чтобы определить тему, нужно задать вопрос: О чем это произведение? можно сделать краткий пересказ, то есть, фабулу.
основная мысль - что хотел сказать автор этим произведением. Пример: Кому на Руси жить хорошо Некрасова. что хотел сказать автор? - о том, что в то время никому хорошо не жилось

Ольга салдаева

чтобы определить тему, нужно задать вопрос: О чем это произведение? можно сделать краткий пересказ, то есть, фабулу.
основная мысль - что хотел сказать автор этим произведением. Пример: Кому на Руси жить хорошо Некрасова. что хотел сказать автор? - о том, что в то время никому хорошо не жилось
Основная мысль определяется после прочтения текста, т. е. самое основное, о чём говорится в тексте, что хотел до читателя донести автор
Стиль текста определяется по самому тексту, т. е. бывает научный, официально -деловой
разговорный, публицистический, художественный
В научном используются термины, автор не указывает собственного отношения к написанному
В разговорном используются различные диалекты и т. д
В официально деловом стиле обычно пишутся документы
Публицистический стиль используется в журналах, газетах
Художественный стиль отличается обширным использованием эпитетов, метафор и. д.
Типы текста: Повествование (рассказывается о чём-либо), описание (описывается предмет, город, место, т. е. его характеристика, внешние данные и т. д.), и рассуждение (автор пытается ответить на вопрос поставленный им в тексте, пытается разобраться в чём-либо
Легко и просто, возьми и подумай.

Наталия тузина

Фа́була - фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.

Текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Тема - это то, о чем (или о ком) говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. п. Каждый текст создается на определенную тему. Все его предложения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста, независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают ее. Тема текста может быть выражена в его заголовке.

Основная мысль, идея– это то главное, то хотел сказать автор текста. Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст. Основная мысль (как и тема) может быть выражена в заголовке текста.

13. Прочитайте.

Два молодых петушка подрались, и один победил. Побеждённый забился под сарай. Победитель взлетел на крышу и заорал во всё горло: ку-ка-ре-ку! Откуда ни возьмись ястреб: схватил крикуна и унёс к себе на ужин.

(К. Ушинский)

  • Докажите, что вы прочитали текст. Определите тему текста: о ком и о чём в нём рассказывается?
  • Почему петушок-победитель попал в когти ястреба? Когда так говорят: заорал во всё горло, откуда ни возьмись ?
  • Придумайте к тексту заголовок.
  • Запишите ответ на вопрос: что сделал ястреб?

14. Прочитайте. Докажите, что данные предложения не составляют текст.

В наших лесах живут лоси. Ласточка строила гнездо. Влетел в гнездо стриж. У реки расцвели незабудки. Ласточка позвала других ласточек и выгнала стрижа.

  • Спишите те предложения, которые могут составить текст. Определите тему текста и озаглавьте его.

15. Прочитайте.

      С кем поведёшься,
      от того и наберёшься

      Простой цветочек дикий
      Попал в один букет с гвоздикой.
      И что же? От неё душистым стал и сам.
      Хорошее знакомство - в прибыль нам.
      (К. Ушинский)

  • В каком или в каких предложениях говорится о самом главном, о чём хотел нам сказать автор?
  • Докажите, что заголовок отражает главную мысль текста. В каких ещё случаях так говорят?
  • Спишите предложения, в которых выражена главная мысль.

16. Прочитайте заголовок и текст.

Находчивый муравей

Тащил муравей щепочку. Вдруг начался дождь. Залез муравей в старый пень, а щёлку щепкой прикрыл.

Столкнул тогда муравей щепочку в воду и поплыл на ней, как по лодочке. Так до своего муравейника и доплыл.

(В. Степанов)

  • Определите тему и главную мысль текста.
  • Докажите, что заголовок отражает главную мысль текста.
  • Спишите предложения, в которых говорится о том, как муравей укрылся от дождя.

17. Прочитайте. Почему так говорят?

Сентябрь без плодов не бывает.

  • Докажите, что это не текст, а предложение.
  • Спишите. Проверьте себя.
  • Устно составьте небольшой текст, заголовком которого будет данная пословица.
error: