Биография. У

30.10.1840, Патер­сон, шт. Нью-Джерси - 12.4.1910, Инглвуд, шт. Нью-Джерси), амер. социолог, представитель социального дарвинизма. Концепция С. формировалась гл. обр. под воздействием идей Спенсера. С. отстаивал два осн. принципа: универсальность естеств. отбора и борьба за существование; автоматич. и неуклонный характер социальной эволюции. Исходя из этого С. рассматривал социальное неравенство как естеств. и необходимое условие существования цивилизации, являясь сторон­ником стихийности в социальном развитии и противни­ком гос. регулирования, реформ и тем более революц. преобразования обществ. жизни. Воззрения С. выра­жали интересы средних слоев амер. буржуазии. В ра­боте «Народные обычаи» («Folkvays», 1906), основанной на анализе большого этнографич. материала, С. разрабатывает понятия «мы - группа», «они - группа» и «этноцентризм» применительно к. «примитивным» об­ществам и начальным этапам человеч. истории. Отно­шения в «мы - группе» он характеризует как сплочен­ность, отношения между «мы - группой» и «они - группой» - как враждебность. Последняя, по С., свя­зана с этноцентризмом, т. е. склонностью человека оценивать окружающий мир сквозь призму культур­ных представлений своей социальной (этнич.) группы. Эта работа С. вошла в историю социальной и этнич. психологии не исходными социал-дарвинистскими прин­ципами ее автора, но анализом нормативных аспектов со­циальной жизни, отд. черт обычая и нек-рых др. явле­ний.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Самнер, Уильям Грэм

(1840-1910) амер. социолог, представитель социал-дарвинизма в социологии, один из родоначальников социол. науки в США. В 1863 закончил Йельский ун-т по специальности “полит. экономия”. Затем учился в Геттингене, Женеве, Оксфорде, где изучал языки, историю и теологию. В 1866, по возвращении из Европы, принял сан священника, от к-рого в 1872 отказался, став проф. полит. и социальной науки в Йельском ун-те, где работал до конца жизни. До 90-х гг. занимался гл. обр. экон. науками, в своих ярких экон. очерках, пользовавшихся большой популярностью, отстаивал принципы индивидуализма и laissez-faire. Уже в ранних экон. работах С. проявились его социал-дарвинистские воззрения. Он считал, что об-во должно управляться естеств. законами и что попытки гос. регулирования естеств. социальных процессов иррациональны. К 90-м гг. осн. предметом интереса С. становится социология; у него возникает идея создания единой индуктивной науки об об-ве, обобщения этногр. и истор. фактов. Социол. воззрения С., сложившиеся под значит. влиянием работ Спенсера и чеш. социолога Ю. Липперта, развивались далее в русле этого замысла и нашли отражение в двух его осн. социол. трудах “Народные обычаи” (1906) и “Наука об об-ве” (в 4 т., 1927). Книга “Наука об об-ве”, задуманная как учебник, не была завершена; ее закончил ученик и осн. популяризатор идей С. А. Келлер. “Народные обычаи” - важнейшее произведение С., один из наиболее влият. трудов о социальных нормах в истории ранней амер. социол. мысли. Осн. теор. идеи этого труда выстраиваются вокруг таких проблем, как природа норм и обычаев (см. Норма культурная, Обычай), их происхождение, изменение обычаев, механизмы закрепления обычаев и их институционализации, связь обычаев с социальными группами. Проблема возникновения и закрепления обычаев решается С. с позиций социал-дарвинизма. Обычаи складываются на основе удовлетворения индивидами своих потребностей: опр. способы поведения, удовлетворяющие ту или иную потребность и в силу этого выгодные для индивида, закрепляются, становятся привычными. Первонач. механизмом возникновения обычаев является метод проб и ошибок (метод “грубого эксперимента и отбора”): одни способы поведения оказываются менее болезненными по сравнению с другими, более эффективно обеспечивают удовольствие и оберегают человека от страдания, а потому имеют больше шансов на сохранение. Групповая жизнь людей и их борьба за существование способствовали распространению функционально полезных способов поведения в социальной группе и превращению их в обычаи. Обычаи являются осн. социетальной силой. Они опосредствуют в об-ве удовлетворение всех человеч. потребностей и накладывают социальные ограничения на биологически детерминированное поведение каждого члена об-ва. Поскольку возникновение обычаев не осознается людьми, то их происхождение всегда “окутано тайной”, а сами обычаи наделяются для людей “силой фактов”. Осн. свойствами нар. обычаев С. считал их инертность, изменчивость, тенденцию к совершенствованию и согласованности. Обычаи всегда непосредственно связаны с той или иной группой; каждая группа имеет свои обычаи. Развивая эту идею, С. ввел понятие “мы-группа”, “они-группа” и “Этноцентризм”, получившие впоследствии широкое применение в социальных науках. Принадлежность к “мы-группе” всегда определяет этноцентрич. воззрения человека на мир. Формы проявления этноцентризма бывают различными: идея истор. миссии и “избранности” собств. народа, патриотизм, шовинизм. Когда обычаи соединяются с теми или иными идеями и рац. обоснованиями их существования, они превращаются в нравы. Дальнейшей ступенью закрепления обычаев, служащей формированию опр. социальной структуры для поддержания опр. группы идей и обычаев, являются институты. Функцией институтов всегда является удовлетворение человеч. потребностей. Выделяя четыре “великих движущих мотива человеч. поведения” (голод, любовь, честолюбие и страх), С. разделил институты на четыре класса: институты социетального самосохранения, обеспечивающие удовлетворение потребностей в питании и самосохранении (промышленная организация, собственность, “регулятивная организация”); институты социетального самовоспроизводства, удовлетворяющие сексуальную потребность и служащие продолжению рода (брак и семья); институты самоутверждения, удовлетворяющие человеч. “тщеславие” и “честолюбие” (спорт, игры, танец, мода, украшения, престиж и т.п.); религ. институты, связанные со “страхом перед духами” (анимизм, шаманизм, фетишизм, табу, Ритуал, жертвоприношение, магия и т.п.). В работе “Наука об об-ве” С. и Келлер привели обширный этногр. материал, иллюстрирующий развитые в труде “Нар. обычаи” идеи и классификации. Развиваемый С. социол. подход был по существу антропологическим. Хотя труды С. пользовались в свое время большой популярностью, а “Нар. обычаи” вошли в золотой фонд социол. классики, его этнографически-ориентированный подход не получил сколь-нибудь широкого распространения. К числу осн. заслуг С. можно отнести большой вклад, внесенный им в институционализацию социол. науки в США. В частности, в 1875 он ввел в Йельском ун-те первый в истории амер. науки курс социологии. Соч. : Protectionism: The -ism Which Teaches that Waste Makes Wealth. N.Y., 1885; Earth-hunger and other Essays. New Haven a.o., 1913; The Forgotten Man, and other essays. New Haven, 1918; The Science of Society (with A.G. Keller). V. 1-4. New Haven; L., 1927; War and other essays. New Haven; L., 1919; What Social Classes Owe to Each Other. New Haven; L., 1925; Essays of William Graham Sumner. V. 1-2. New Haven; L., 1934; Folkways, a Study of the Sociological Importance of Usages, Manners, Customs, Mores and Morals. Boston; N.Y. etc., 1940; The Challenge of Facts and other Essays. N.Y., 1971. Лит. : Starr H.E. William Graham Sumner. N.Y., 1925; Park R.E. The Sociological Methods of William Graham Sumner, and of William I. Thomas and Florian Znaniecki // Methods in Social Science: a Case Book. Chi., 1931; Sumner Today: Selected essays of W.G. Sumner. New Haven, 1940; Curtis B. William Graham Sumner. New Haven,1940. В. Г. Николаев. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Родился Уильям Грэхэм Самнер в Патерсоне, Нью-Джерси (Paterson, New Jersey); в 1863-м он успешно окончил Йельский Колледж (Yale College). В конце 1860-х Самнер некоторое время работал священнослужителем; впрочем, религия не заставила его окончательно расстаться с наукой – уже в 1872-м Самнер начал преподавать в Йельском Университете (Yale University) политэкономику.

Самнер всегда был уверен, что вмешательство государства в экономические дела должно быть минимальным; он также стоял за свободную торговлю, золотой стандарт и против социализма. Немало времени он посвящал продвижению классического, основанного на свободной торговле либерализма; собственно, даже по сей день в мире есть немало клубов его имени.

Социализм был не единственной больной темой для Самнера; ничуть не меньшую нелюбовь он питал и к империализму. Подобно целому ряду своих современников-либералов – вроде Эдварда Аткинсона (Edward Atkinson), Мурфилда Стори (Moorfield Storey) и Гровера Кливленда (Grover Cleveland) – Самнер выступал против испано-американской войны и последовавших попыток США подавить беспорядки на Филиппинах (Philippines).

Уже после войны Самнер стал вице-президентом Антиимпериалистической лиги, призванной противостоять захвату территории. В своей легендарной речи "Завоевание США Испанией" ("The Conquest of the United States by Spain") – кстати, по сей день считающейся одной из лучших его работ – Самнер обвинил империалистов в предательстве собственных идеалов, сравнив нравы современной Америки с когда-то строившейся страной равных. Империализм, согласно Самнеру, привел к власти плутократов – бизнесменов, питающихся правительственными субсидиями и контрактами.

Немалых успехов Самнер добился и в социологии; более всего его интересовали концепции диффузионизма, этноцентризма и традиционных образцов поведения тех или иных социальных и этнических групп. Исследования таких образцов в свое время убедили Самнера в том, что правительственные реформы по большей части своей обречены на провал с самого начала.

В 1875-м Самнер стал первым, кому довелось представить англоговорящему миру учебный курс под названием "социология"; следует, впрочем, понимать, что Уильям обучал своих студентов скорее идеям Огюста Конта (Auguste Comte) и Герберта Спенсера (Herbert Spencer), нежели традиционной социологии, сложившейся 20 годами позже под бдительным присмотром Эмиля Дюркгейма (Émile Durkheim).

Самнер стал вторым президентом Американской социологической ассоциации (American Sociological Association); занимал этот пост он с 1908-го по 1909-й. Интересно, что сменил Уильяма его старый оппонент, Лестер Уорд (Lester F. Ward).

В 1880-м Самнер стал участником одного из первых дел о свободе преподавания; горячо любимые Самнером идеи социального дарвинизма руководству Йеля показались несколько не в меру спорными. Поводом для конфликта стала дискуссия о необходимости использования в учебном курсе труда Герберта Спенсера "Study of Sociology".

Лучшие дня

Превращаясь в Барби
Посетило:3137

Штат Нью-Джерси), американский социолог, экономист и публицист, представитель социального дарвинизма . Профессор политической и социальной науки Иельского университета. Концепция С. формировалась главным образом под воздействием идей Г. Спенсера . С. отстаивал два основных принципа: универсальность естественного отбора, который толковался им как идея естественности социального отбора, и борьбы за существование; автоматический и неуклонный характер социальной эволюции. Исходя из этого, С. рассматривал социальное неравенство как естественное и необходимое условие существования цивилизации, являясь сторонником стихийности в социальном развитии и противником государственного регулирования, попыток реформировать и тем более революционизировать общественную жизнь. Воззрения С. выражали интересы средних слоев американской буржуазии, требовавшей благоприятных условий свободной конкуренции перед лицом усиления государственно-монополистических тенденций. В работе «Народные обычаи» (1906), основанной на анализе большого этнографического материала, С. разрабатывает понятия «мы ‒ группа», «они ‒ группа» и «этноцентризм» применительно к «примитивным» обществам и начальным этапам человеческой истории. Отношения в «мы ‒ группе» он характеризует как сплочённость, отношения между «мы ‒ группой» и «они ‒ группой»‒ как враждебность. Последняя, по С., связана с этноцентризмом, т. е. склонностью человека оценивать окружающий мир сквозь призму культурных представлений своей социальной (этнической) группы. Эта работа С. вошла в историю социальной и этнической психологии не исходными социал-дарвинистскими принципами её автора, но анализом нормативных аспектов социальной жизни, отдельных черт обычая и некоторых других явлений.

Соч.: Challenge of facts and other essays, New Haven, 1914; Falkways, Boston ‒ N. Y.. 1940; The science of society, v. 1‒4, New Haven ‒ L., 1927‒28 (совм. с A. Keller).

Лит.: Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; McCIoskey R. G., American conservatism in the age of enterprisr, 1865‒1910. A study of W. G. Sumner, N. Y., 1964.

═ Л. Б. Гофман.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Самнер Уильям Грэм" в других словарях:

    - (1840 1910) американский социолог, экономист и публицист, представитель социального дарвинизма. В работе Народные обычаи (1906) разработал понятие этноцентризм и др., дал анализ норм социальной жизни, обычаев …

    - (Sumner) (1840 1910), американский социолог, экономист и публицист, представитель социального дарвинизма. В работе «Народные обычаи» (1906) даны понятие этноцентризма и др., анализ норм социальной жизни, обычаев. * * * САМНЕР Уильям Грэм САМНЕР… … Энциклопедический словарь

    Словарь бизнес-терминов

    - (1840—1910), американский социолог, экономист и публицист, представитель социального дарвинизма. Профессор Йельского университета (1872—1909). Противник государственного регулирования; рассматривал социальное неравенство как условие… … Большой Энциклопедический словарь

    САМНЕР (SUMNER), Уильям Грэм (1840-1910) - американский экономист, социолог, представитель либерального направления. Самнер выступал противником всех форм государственного регулирования экономических отношений, поддерживая требования свободной конкуренции для всех форм предпринимательства … Большой экономический словарь

    САМНЕР (SUMNER) Уильям Грэм - (1840 1910) американский социолог, профессор Йельского университета. С. представил студентам систематизированный курс лекций по социологии Наука об обществе. Основными принципами социологии С. считал неуклонный и автоматический характер… … Социология: Энциклопедия

    Уильям Грэм Сáмнер (Sumner) (1840 1910) амер. социолог, представитель социал дарвинизма в социологии, один из родоначальников социол. науки в США. В 1863 закончил Йельский ун т по специальности “полит. экономия”. Затем учился в Гёттингене, Женеве … Энциклопедия культурологии

    - (Sumner) Уильям Грэм (30.10.1840, Патерсон, штат Нью Джер си, 12.04.1910, Инглвуд, штат Нью Джерси) американский социолог, экономист и публицист, профессор политической и социальной науки Йельского университета, представитель социального… … Энциклопедия социологии

    I Самнер (Sumner) Джеймс Бетчеллер (19.11.1887, Кантон, штат Огайо, 12.8.1955, Буффало, штат Нью Йорк), американский биохимик. Член Национальной АН США и Американской академик искусств и наук. Окончил Гарвардский университет (1910).… … Большая советская энциклопедия

    - (Sumner), Уильям Грэм (30 окт. 1840 – 12 апр. 1910) – амер. социолог, один из зачинателей амер. бурж. социологии. С 1872 – проф. Иельского ун та. Последователь Спенсера, испытавший также влияние Гумпловича, Ратценхофера и Липперта, С. в осн.… … Философская энциклопедия

Sumner, William) (1840-1910) - ранний американский социолог. Творчество Самнера как эволюционного теоретика, испытавшего особое влияние со стороны Герберта Спенсера, сегодня обсуждается относительно мало. Однако его наиболее известная работа - "Народные обычаи" (1906) - оставила в наследство ряд терминов, сохранивших употребительность. См. Нравы; Народные обычаи; Этноцентризм; Социал-дарвинизм.

Отличное определение

Неполное определение ↓

САМНЕР (Sumner) Уильям Грэм

1840-1910) - американский социолог, профессор Йельского университета. С. представил студентам систематизированный курс лекций по социологии "Наука об обществе".

Основными принципами социологии С. считал неуклонный и автоматический характер общественной эволюции, а также всесилие и универсальность естественного отбора и борьбы за существование.

Эволюция, по С., прокладывает себе путь через борьбу за существование, которая столь же "естественна", как сама эволюция или гравитация. Социальное неравенство, с точки зрения С., выступает как естественное состояние и необходимое условие развития цивилизации. Идея естественного отбора трактуется С. как идея естественности и закономерности социального отбора. Нарастание имущественного неравенства, по мнению социолога, - не препятствие общественному прогрессу, а его предпосылка и условие.

Тем не менее, приступив на основе социологического анализа большого этнографического материала к изучению нормативных элементов общественной жизни, С. несколько отошел от традиционалистских представлений.

Первичным фактором, определяющим развитие общества и его социальную структуру, С. считал нравы и "народные обычаи", понимавшиеся им как всякий способ мышления, чувствования, поведения и достижения цели, общий для членов социальной группы.

Анализируя механизмы формирования народных обычаев, или стандартизированных нормативов поведения, С. отмечал, что "действие, в котором формируются народные обычаи, состоит в частом повторении мелких актов обычно большим количеством людей, действующих сообща или по крайней мере действующих сходным образом перед лицом одной проблемы".

Абсолютизируя процессы борьбы за существование и их роль в человеческих сообществах, С. трактовал "народные обычаи" как бессознательно складывающиеся способы борьбы людей между собой и с окружающей живой природой. Основополагающими мотивами человеческих действий он считал голод, сексуальную страсть, честолюбие и страх.

Анализ механизмов возникновения обычаев и привычек С. осуществлял исходя из того, что способы деятельности, которые вырабатываются людьми для удовлетворения потребностей, постепенно становятся рутинными и выступают для индивида уже как привычки. В результате этого индивид соответствует собственному общественному окружению как участник деятельности социальной группы, как существо, принимающее ее нормы.

Определенную популярность приобрели в западной социологии выработанные С. понятия "мы-группа" и "они-группа", посредством которых фиксировались социальные отношения и установки. По С., "мы-группа" характеризуется отношениями солидарности и сплоченности, а взаимоотношения "мы-группа" и "они-группа" - определенной напряженностью и враждебностью. Эти отношения, свойственные главным образом "примитивным обществам", С. непосредственно связывал с "этноцентризмом", понимаемым им как склонность человека к восприятию и оценке окружающего мира сквозь призму представлений той социальной группы, к которой он принадлежит.

Полагая, что собственная социальная группа является для человека центром всего, а все остальные ранжируются и оцениваются по отношению к ней, С. предложил представление об обществе как конгломерате конкурирующих групп, стремящихся осуществить основную цель жизни - поддержание ее самой.

Это воззрение на общество обусловило мнение С. о том, что стихийная природа всех социальных процессов делает невозможным регулирование людьми собственной общественной жизнедеятельности.

Ограничившись в основном лишь социопсихологической интерпретацией изучаемых и реконструируемых процессов и явлений, С. тем не менее сумел получить ряд значимых результатов, в том числе - постановку проблемы о роли социальных норм в жизни людей.

Отличное определение

Неполное определение ↓


Уильям Грэм Самнер

НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ
Исследование социологического значения обычаев,
манер, привычек, нравов и этики

(Переведено по: Sumner W., Folkways // New-York: Dover, Inc.,
1959. Публикуется с сокращениями).

Основополагающие представления
о народных обычаях и нравах

Определение и способ происхождения народных обычаев.
- Народные обычаи - социальная сила. - Народные обычаи
складываются неосознанно. - Импульс и инстинкт; первобытная
глупость; магия. - Бессмертие и компенсация. Традиция
и ее ограничения. - Понятие "примитивного общества";
"мы-группа" и "они-группа". - Чувства внутренней
группы по отношению к внешним группам. - Этноцентризм.
- Примеры этноцентризма. - Патриотизм. - Шовинизм.
- Борьба за существование и естественный отбор; антагонистическая
кооперация. - Голод, любовь, тщеславие,
страх. - Процесс формирования народных обычаев. - Взаимоотношения
мировой философии и народных обычаев. Определение
нравов. - Табу. - Интеграция нравов группы
или возраста. - Цель настоящей работы. - Зачем использовать
слово "нравы". - Нравы - направляющая сила. - Постоянство
в нравах. - Нравы подгрупп.

Определение народных обычаев и их происхождение. Если
мы соберем воедино все, что мы узнали о первобытном
человеке и первобытном обществе из антропологии и этнографии,
то мы поймем, что главной задачей в жизни было
жить. Человек начинается с действий, а не с мыслей. Каждое мгновение приносит потребности, которые должны
быть немедленно удовлетворены. Первым жизненным опытом
была нужда, и сразу же следовала неумелая попытка ее
удовлетворить. Обычно.считается само собой разумеющимся,
что человек унаследовал от своих животных предков некоторые
направляющие инстинкты. Это может быть и
правда, хотя и никогда не было доказано. Если такая наследственность
существовала, она контролировала и поддерживала
первые попытки удовлетворить потребности.
Прибегнув к аналогии, можно сказать, что образ жизни
животных указал древо свойств и предрасположенностей,
на котором без труда нарастут побеги ловкости, проворства
и других психофизических видов деятельности. Опыты с
новорожденными животными показывают, что без какого
бы то ни было понятия о зависимости целей от средств попытки
удовлетворить потребности остаются неуклюжими и
неловкими. Это метод проб и ошибок, который причиняет
повторяющуюся боль, приносит потери и разочарования.
Тем не менее это метод грубого, неотшлифованного эксперимента
и отбора. Самые первые попытки людей были
именно подобного рода. Потребность была движущей силой.
Удовольствие, с одной стороны, и боль - с другой, были
теми грубыми рамками, которые определяли русло, в котором
эти попытки должны развиваться. Способность различать
удовольствие и боль - единственная физическая способность,
которую следует принять за точку отсчета. Таким
образом, были выбраны наиболее целесообразные способы
действия. Они соответствовали цели лучше, чем другие способы,
или требовали меньших усилий и боли. В русле, в котором
должны были осуществляться попытки, развивались
привычка, шаблон и умение. Борьба за поддержание существования
продолжалась не индивидуально, а группами.
Каждый пользовался опытом другого; следовательно, была
согласованность по отношению к тому, что показало себя
наиболее целесообразным. В конце концов все следовали
одному способу для достижения одной и той же цели; следовательно,
способы превратились в обычаи и стали массовыми
явлениями. Развитие инстинктов было связано с ними.
Так появились народные обычаи. Молодежь воспринимала их по традиции, путем подражания и подчинения. Народные
обычаи одновременно обеспечивают все имеющиеся
жизненные потребности. В то же время они имеют одну
форму, являются универсальными в данной группе, их нельзя
отменить или изменить. С течением времени народные
обычаи становятся более и более деспотичными, принудительными
и императивными. Если первобытных людей
спросить, почему в определенной ситуации они поступают
именно так, а не иначе, ответом будет то, что и они сами, и
их предки всегда поступали так. Источником санкции является
также страх перед духами. Духи предков будут сердиться,
если живущие что-либо изменят в древних народных
обычаях.

2. Народные обычаи - социальная сила. Процесс, в ходе
которого образуются народные обычаи, заключается в частом
повторении незначительных действий, часто производимых
большим количеством людей согласованно или, по
крайней мере, в одинаковом поведении для удовлетворения
одной и той же потребности. Непосредственный мотив интерес.
Он вырабатывает привычку в индивиде и обычай в
группе. Следовательно, он в высшей степени первичен и
примитивен. В пределах своего диапазона интерес оказывает
давление на каждого индивида; поэтому он вырастает до
социальной силы, благодаря которой возникают крупные
классы социетальных явлений. Его начальные этапы, его
развитие и законы существования могут быть изучены,
равно как и его влияние на индивидов и их реакция на него.
Таким образом, наша настоящая цель - изучить его. Мы
вынуждены признать его одной из ведущих сил, которая
сделала общество тем, чем оно является сейчас. Из неосознанного
эксперимента, без которого не обходится ни одно
повторение способов действия, вытекает удовольствие или
боль, а затем, - в зависимости от человеческой способности
размышлять - убеждения, что способы действия приводят к
социетальному благополучию. Два этих опыта не одно и то
же. Наиболее нецивилизованные люди и в поиске еды, и
воюя, совершают такие поступки, которые, хоть и причиняют
боль, но являются целесообразными. Возможно, именно эти поступки являются более поучительными для
достижения социального благополучия, чем те, совершать
которые приятно. Первые поступки требуют некоторого
разумного осмысления опыта. Когда это убеждение о наличии
связи с благополучием соединяется с народными обычаями,
последние превращаются в нравы и, обогащенные
философским и этическим элементом, приобретают полезность
и важность, становятся источником познания и искусства
жить.

3. Народные обычаи складываются неосознанно. Чрезвычайно
важно отметить, что начиная с первых действий, которыми
люди старались удовлетворить потребности, каждое
из действий является не связанным с другими действиями
и ограничивается непосредственным удовлетворением.
Из повторяющихся потребностей возникают привычки для
индивида и обычаи для группы. Однако такие результаты
являются следствиями, которые никогда не были осознанными,
которые никогда не предвиделись или делались намеренно.
Их не замечают, пока они не просуществуют долго,
ещё больше времени проходит, пока их оценят. Также
должно пройти много времени, и должен быть достигнут
более высокий уровень умственного развития, прежде чем
они смогут быть использованы как основа, из которой
можно вывести правила для использования их в будущем
при решении проблем, которые можно предвидеть. Народные
обычаи, следовательно, создаются людьми непреднамеренно
и не являются продуктом их умственной деятельности.
Их можно сравнить с продуктами естественных сил,
которые человек неосознанно взял в обращение, или с инстинктивными
способами действий животных, которые
развиваются из опыта, которые достигают окончательной
формы при максимальном соответствии интересу, которые
передаются по традиции и не допускают исключений или
вариаций, которые, однако, способны изменяться при
столкновении с новыми условиями, осуществляясь теми же
ограниченными методами без разумного осмысления или
цели. Из этого проистекает то, что вся жизнь людей, на всех
этапах развития культуры, в первую очередь контролируется огромной массой народных обычаев. Обычаи эти берут
начало на ранних этапах существования расы, когда они
имели такую же природу, что и способы действий других
животных. Лишь верхние слои обычаев подвержены переменам
и контролю и были изменены под влиянием философии,
этики и религии или других актов разумного осмысления.
Мы знаем, что "трудно исчерпать обычаи и маленькие
церемониальные обряды дикарей. Обычай регулирует все
человеческие действия - его купание, мытье, подстригание
волос, питание, питье и посты. От колыбели до могилы он
раб древних обрядов. В его жизни нет ничего свободного,
ничего первичного, ничего спонтанного, нет продвижения к
лучшему и более высокому уровню жизни, нет попытки
усовершенствовать себя умственно, морально и духовно".
Все люди действуют именно так, лишь с чуть большей свободой
собственного проявления.

4. Импульс и инстинкт. Первобытная глупость. Магия.
Нравы (Sitten) основываются на чувствах удовольствия или
боли, которые или прямо вызывают действия, или вызывают
желания, которые становятся причинами действия...
Импульс - это не характерное свойство живущих существ,
как инстинкт. Единственное явление, к которому приложимо
понятие импульса, - это то, что люди и другие животные
имитируют то, что они видят, как делают другие, особенно
принадлежащие к тому же виду, и что они тем более легко
подражают, чем чаще это делали их предки. Имитируемое
действие, таким образом, должно уже существовать, и оно
не может рассматриваться как импульс... Как только инстинкт
перестал бы быть единственной направляющей силой
живых существ, включая первобытного человека, они
бы погибли, ошибаясь в борьбе за существование, однако
инстинкт и подражание существующему направляли человека.
Эта человеческая первобытная глупость является первичным
основанием религии и искусства, поскольку то и
другое одновременно появляется из магии, которая является
прямым следствием борьбы за существование, если та заходит
дальше инстинкта... Если мы хотим установить происхождение
платья, если мы хотим дать определение социальным отношениям и достижениям, например происхождению
брака, войны, сельского хозяйства, скотоводства и так далее,
если мы хотим изучать природу человеческой души, то
мы должны всегда идти через магию и веру в нее. Тот, кто
слаб в магии, например, не соблюдает ритуал чистоты, имеет
"плохое тело" и не достигает успеха. Первобытные люди,
с другой стороны, достигают успеха средствами своей магической
силы и своих магических приготовлений и таким
образом становятся "благородным и добродетельным классом".
Для них нет другой морали, [чем этот успех]. Даже
техническая сноровка определенно не была свободна от
влияния веры в магию...

11. Бессмертие и компенсация. Представление о бессмертии
переплеталось с представлением о судьбе, о справедливости,
а также о связи добродетели со счастьем. В потустороннем
мире жизнь начиналась заново, и можно было получить
компенсацию за праведную жизнь здесь. В народном
творчестве древних греков господствовала судьба. Она
или завидовала человеческому преуспеянию, или покровительствовала
ему. Гримм приводит более тысячи древнегерманских
изречений, пословиц и поговорок о "судьбе". В
XV веке итальянцы находили очень сомнительной прямую
зависимость счастья от добродетели. Александр VI, самый
злой и безнравственный человек в истории, неизменно преуспевал
во всех своих начинаниях. Единственным мыслимым
объяснением этого было то, что он заключил договор с
дьяволом. Некоторые американские индейцы верили, что
есть час, когда исполняются все желания, высказанные
людьми. Представление о судьбе оказало наибольшее влияние
на все человеческие дела среди полуцивилизованных
народов. Они ищут средства управления судьбой, поскольку
судьба контролирует все интересы. Следовательно, время,
слова, имена, места, жесты и другие действия или связи
существуют для управления судьбой. Так как брак - это
взаимоотношения, где счастье ищут и не всегда находят,
свадебные церемонии связаны с действиями "для удачи".
Некоторые все еще существуют в качестве шутки. Наличие
элемента случайности в человеческой жизни, его интерпретации человеком, попытки людей ужиться с ним составляют
большую часть истории культуры. Они вызвали к жизни
одну часть народных обычаев, а также вошли в другие как
составная часть.

12. Традиция и ее ограничения. Очевидно, что "способы
действия" более старых и более опытных членов общества
имеют большое влияние в любой первобытной группе. Мы
находим, что это влияние рационально и приводит к возникновению
обычаев почтительного отношения к старшим
и этикета, где они пользуются преимущественным положением.
Старшие, в свою очередь, упрямо цепляются за традицию
и за пример их собственных предшественников. Таким
образом традиция и обычай переплетаются между собой
и становятся сильным принуждением, которое направляет
общество по предустановленным путям и подавляет
свободу. Дети видят, как их родители всегда подчиняются
одним и тем же обычаям и одним и тем же людям. Они видят,
что старшим позволительно говорить, сколько им хочется,
если входит посторонний, домашние его приветствуют
соответственно рангу и установленному порядку. Все
это становится правилом для детей и помогает придать
всем примитивным обычаям их стереотипизированную
форму...Установленные способы взгляда на вещи, которые
прививаются образованием и племенной дисциплиной, являются
осадком древнего культурного развития и в своем
продолжающемся действии они являются моральным якорем
индейцев, однако в то же время они являются оковами,
которые ограничивают индивидуальную волю...
13. Понятие "примитивного общества "; мы-группа и онигруппа.
Представление о "примитивном обществе", которое
мы должны сформировать, - это представление о маленьких
группах, рассеянных по территории. Размер этих групп определяется
условиями борьбы за существование. Внутренняя
организация каждой группы соотносится с ее размерами.
Группы образовывают другую группу, если они имеют
друг к другу какое-либо отношение (родство, соседство,
союзничество, супружество и торговля), которое объединяет их друг с другом и отличает от других. Таким образом,
возникает отличие между нами, мы-группой, или внутренней
группой и каждым другим, или они-группами, внешними
группами. Отношения между членами мы-группы являются
мирными и существуют на основе порядка, закона, а
также правительственных и промышленных связей. Их отношения
ко всем посторонним, или к они-группам, - это отношения
вражды и разбоя, за исключением тех случаев, когда
они изменены какими-либо соглашениями. Если группа
экзоматична, то ее женщины являются уроженками других
групп. Других же возможные в ней чужеземцы - это или
усыновленные, или дружественные гости, или рабы.

14. Внутренние отношения в мы-группе и отношение мыгруппы
к они-группе. Отношение товарищества и мира внутри
мы-группы и отношение враждебности и воинственности
по отношению к они-группам связаны между собой.
Постоянная опасность войны с чужими - это то, что сплачивает
членов мы-группы изнутри и не дает развиться в ней
разногласиям, которые ослабили бы ее военную мощь. Эта
необходимость защищаться также создает правительство и
закон внутри мы-группы, чтобы предотвратить ссоры и укрепить
дисциплину. Таким образом, война и мир воздействовали
друг на друга и развивали друг друга, как внутри
группы, так и в межгрупповых отношениях. Чем ближе соседи
и чем они сильнее, тем больше воинственность и тем
интенсивнее внутренняя организация и дисциплина каждого
соседа. Возникают соответствующие отношения. Лояльность
к группе, возможность жертвы для нее, ненависть и
презрение к тем, кто вне ее, товарищество между членами
группы, воинственность к другим - все это формируется неразрывно,
являясь результатом единого начала. Эти отношения
и чувства составляют социальную философию. Она
освящена связью с религией. Люди из они-группы - чужие, с
предками которых вели войну предки мы-группы. Духи последних
будут с удовольствием наблюдать, как их потомки
продолжают борьбу, и помогут им. Добродетель заключается
в убийстве, грабеже и порабощении чужих.

15. Этноцентризм- это специальное название для такого
взгляда на вещи, при котором чья-то собственная группа
является центром всего, а все остальные располагаются и
рассматриваются, отталкиваясь от него. Народные обычаи
соотносятся с ним, охватывая и внутренние и внешние отношения.
Каждая группа питает свою собственную гордость
и тщеславие, хвастается, что она самая лучшая, превозносит
собственные божества и смотрит с презрением на
чужих. Каждая группа считает, что ее собственные народные
обычаи - единственные верные, а если она замечает,
что другие группы имеют другие обычаи, то последние
лишь вызывают ее презрение. Из этих различий возникают
оскорбительные эпитеты. "Свиноед", "коровоед",
"необрезанные", "бормоталки" - эпитеты, выражающие презрение
и отвращение. Жители Туниса награждали португальцев
из-за фасона их брюк насмешливым эпитетом, производным
от названия птиц, у которых вокруг ног перья. В
нашем случае наиболее важным является тот факт, что этноцентризм
ведет людей к преувеличению и интенсификации
в своих народных обычаях всего, что особенно и что
отличает их от других. Этноцентризм, следовательно, укрепляет
народные обычаи.

16. Примеры этноцентризма. Папуасы Новой Гвинеи
живут отдельными деревнями, суверенитет которых сохраняется
враждебностью, каннибализмом, охотой за головами,
а также различиями в языке и религии и других интересах.
Каждая деревня скреплена своим собственным языком,
религией и интересами. Группа деревень иногда объединяется
в новое ограниченное единство посредством брачных
отношений. Жена, взятая внутри группы, имеет полный
статус; взятая извне - нет. Маленькие групповые единицы
являются мирными внутри группы и враждебными ко всем
чужим. Южноамериканские мбаи верили, что их божество
велело им вести войну против остальных, забирая их жен и
собственность и убивая мужчин.

17. Когда карибов спросили, откуда они пришли, они
ответили: "Мы одни - люди". Значение имени Кийова -
"настоящие или главные люди". Лапландцы называют себя
"людьми" или "человеческими существами". Гренландские
эскимосы думают, что европейцы были посланы в Гренландию,
чтобы научится у гренландцев добродетели и хорошим
манерам. Их наивысшей похвалой европейцу является,
что он или уже, или скоро будет так же хорош, как гренландец.
Тунгусы называют себя "люди". Как правило, обнаруживается,
что примитивные народы называют себя
"люди". Другие, по их мнению - что-то иное, они не определяют
конкретно что, но другие для них не есть настоящие
люди. В мифах происхождение их собственного племени происхождение
настоящей человеческой расы. Происхождение
остальных они не берут в расчет. Имя Эйнос произошло
от имени первого человека, кого они почитали как
бога. Очевидно, это имя бога произошло от названия племени.
Когда название племени имеет другое значение, оно
всегда хвастливое или гордое. Имя Овамбо - это искаженное
название имени, которым называло себя племя, оно означает
"богатые". Среди наиболее замечательных своим этноцентризмом
людей - сери из Нижней Калифорнии. Они
не выходят за рамки подозрительности и враждебности ко
всем чужим и строго запрещают брак с чужими.

18. Евреи разделили все человечество на самих себя и на
неевреев. Они были "избранными людьми". Греки и римляне
называли чужих "варвары". В трагедии Еврипида
"Ифигения в Авлиде" Ифигения говорит, что это правильно,
что греки должны управлять варварами, а не наоборот,
потому что греки свободны, а варвары - рабы. Арабы рассматривали
себя как наиболее благородную нацию, а всех
остальных - как более или менее диких. В 1896 г. китайский
министр образования и его советники издали справочник, в
котором встречается такое утверждение: "Как огромна и
величественна Китайская Империя, центральное королевство!
Она самая большая и самая богатая в мире. Все величайшие
люди мира произошли из этой центральной империи."
В литературе всех государств встречаются подобные
утверждения, хотя они и выражены не столь наивно. В русских
книгах и газетах много говорится о цивилизующей
миссии России, - так же, как в книгах и журналах Франции,
Германии и Соединенных Штатов описывается цивилизующая
миссия этих стран и на нее ссылаются, как на нечто
не подлежащее сомнению. Сейчас каждое государство воспринимает
себя лидером цивилизации, самым лучшим, самым
свободным, самым мудрым, всех же остальных - стоящими
ниже. [...] Все это проявления этноцентризма.

19. Патриотизм - это чувство, присущее гражданам современных
государств. Оно противоречит средневековому
представлению о католичестве. Патриотизм - это преданность
по отношению к гражданской группе, к которой человек
принадлежит по рождению или по другим групповым
связям. Это чувство товарищества и кооперации во всех надеждах,
работе и страданиях группы. Средневековое католичество
сделало бы всех христиан мы-группой и настроило
бы их враждебно ко всем магометанам и другим нехристианам.
Этому никогда не суждено было быть. Когда великие
современные государства формировались и забирали
контроль над социетальными интересами, отношения группы
возникали вместе с этими государствами. Люди охотно
отвечали на просьбы о поддержке и помощи со стороны институтов,
которые могли служить и служили их интересам.
Государство обратило на себя верность, которая прежде
была отдана людям (лордам), и стало объектом группового
тщеславия и вражды, которые являлись этноцентричными.
Для современного человека патриотизм стал одной из первейших
обязанностей и одним из самых благородных
чувств. Это то, что он должен государству-за то, что государство
делает для него, и для современного человека государство
- это группа гражданских институтов, из которых
он черпает надежность и условия для благополучия. Массы
всегда патриотичны. Для них самыми сильными элементами
в патриотизме являются древняя этноцентричная ревность,
тщеславие, язвительность и амбиции. Такие чувства
легко пробудить в толпе. Они наверняка будут популярны.
Более широкое знание доказывает, что они не основаны на
фактах. Всегда неправда, что мы хорошие, а остальные
плохие. Люди становятся космополитами благодаря истории, литературе, путешествиям и науке. Избранные классы
во всех государствах связаны между собой; они заключают
браки между собой. Различие между государствами теряет
важность. Все государства дают одинаковую надежность и
одинаковые условия благосостояния для всех. Стандарты
гражданских институтов одинаковы, или имеют тенденцию
к этому, и это дело гордости каждого государства предложить
гражданский статус и возможности, равные самым
лучшим. Каждая группа любого вида, что бы ни требовал
каждый из ее членов, будет помогать защищать интересы
группы. Каждая группа клеймит любого, кто пренебрегает
усердным трудом и не жертвует в интересах группы. Таким
образом, чувство преданности к группе или к ее главе, которое
было столь сильным в средние века, поддерживается,
насколько это возможно, в отношении современных государств
и правительств. Групповая сила также используется
для усиления обязательств преданности групповым интересам.
Из этого вытекает возможность замалчивать неугодные
суждения и критику.

20. Шовинизм. То, что патриотизм может дегенерировать
в порок, доказано тем, что для этого порока изобретено
имя: шовинизм. Это имя для хвастливого и язвительного
группового самоутверждения. Оно отвергает собственное
суждение и характер и оставляет всю группу на милость
той клики, которая господствует в данный момент. Оно порождает
господство лозунгов и фраз, которые заменяют
здравый смысл и сознание в определении поведения. Патриотическая
необъективность известна как искажение мысли
и суждения, от которого наше образование должно нас
оберегать.

21. Борьба за существование и естественный отбор; антагонистическая
кооперация. Борьба за существование неизбежно
происходит в определенных жизненных условиях и
связана с естественным отбором. Жизненные условия заключаются
в переменных элементах окружающей среды,
запасах минералов, необходимых для поддержания жизни,
трудности их добывания, состояния ремесел, условий физиографии, климата, метеорологии и так далее, которые
или благоприятны для жизни или наоборот. Борьба за существование
- это процесс, в котором противниками являются
индивид и природа. Индивид занят в процессе, посредством
которого он выигрывает у своей окружающей
среды то, что ему необходимо для поддержания существования.
В естественном отборе соперники - люди и другие
организмы. Люди борются друг с другом или со флорой и
фауной, в которой они обитают. Естественный отбор - это
соперничество, вражда и взаимное вытеснение; своими попытками
продолжать борьбу за свое существование индивид
вовлечен в этот процесс вместе с другими организмами.
Таким образом, именно естественный отбор является социетальным
элементом и именно он порождает социетальную
организацию. Другим элементом жизненных условий
является количество живущих и участвующих в естественном
отборе. В определенное время в определенном месте
жизненные условия одинаковы для определенного количества
живущих, и проблемы жизненной политики тоже одинаковы.
Это другая причина того, почему попытки удовлетворить
потребности становятся массовыми явлениями и
перетекают в народные обычаи. Если имеется определенное
количество живущих, то индивид и социальные элементы
всегда находятся во взаимодействии. Если один человек
старается вести борьбу за существование с природой, то
тот факт, что другие делают то же самое, в той же окружающей
среде, является для него существенным условием.
Тогда возникает альтернатива. Он и другие могут так мешать
друг другу, что все погибнут, или же они могут объединиться
и объединенными усилиями противостоять природе.
Последний метод называется индустриальной организацией.
Критическая ситуация постоянно возобновляется, и
люди вынуждены усовершенствовать и укреплять свою организацию,
усложняя ее до бесконечности. Интересы - это
отношения действия и реакции между индивидом и жизненными
условиями; посредством этих отношений происходит
эволюция индивида. До тех пор пока она идет успешно, эта
эволюция - благополучное существование, и ее результатом
является самореализация индивида, поскольку есть основания предполагать, что каждый может сделать какую-либо
карьеру, чего-либо достичь, обрести власть посредством
развития своих склонностей. Было бы, однако, ошибкой
предположить, что природа - это хаос, полный вражды и
соперничества. Взаимодействие и кооперация настолько
необходимы, что даже самые низшие формы жизни существуют
в симбиозе взаимозависимости в целях взаимопомощи.
Взаимодействие может существовать там, где каждый
отдельный элемент исчезнет. Соперничество и взаимодействие
- две формы жизненного сообщества, которые чередуются
во всех органических и суперорганических сферах.
Пренебрежение этим фактом ведет ко многим социальным
ошибкам. Взаимодействие является сутью организации, а
организация является мощным средством для усиления власти,
и эта власть тем сильнее, чем больше неравных и несхожих
единиц объединяются для общей цели. Мак-Джи говорит
о пустыне Папагерии на юго-западе Аризоны следующее:
"Большая часть растений и животных живут в пустыне
в согласии и взаимопомощи [что он описывает в деталях];
поскольку их энергия направлена не столько друг против
друга, сколько против суровых жизненных условий,
проистекающих от недостатка воды. В этом обществе индивидуальность
не стирается, ... на самом деле, растениям и
животным характерна большая индивидуальность, чем индивидуальность,
которую можно наблюдать в регионах, где
бесконечность видов меньше зависит от жизнестойкости
индивидов." Исходя из этого он говорит о "сплоченности
жизни" в этой пустыне. "Сагуаро - это чудовище как в поведении,
так и по внешнему виду, это продукт смешения
растения и животного, возможно зависящего от своих комменсалов
образом своей жизни, если не самим существованием.
Сери охраняют от себя пеликанов частичным табу,
которое необъяснимо. Кажется, что если бы не были выставлены
ограничения, они не могли бы относиться с
должным почтением к периоду размножения этих птиц или
установить закрытый сезон охоты на них, к тому же у сери
такой аппетит на пеликанов и их яйца, то они бы очень быстро
истребили их. Это взаимодействие было хорошо названо антагонистической кооперацией. Оно заключается во взаимодействии двух индивидов или групп для удовлетворения
большего общего интереса, причем второстепенные
противоречия в интересах, которые существуют между ними,
подавляются. Растения и животные пустыни соперничают
в добывании воды, однако они взаимодействуют, как
будто имея осмысленное намерение достичь максимума
жизни при имеющихся условиях. Известно много случаев,
когда животные взаимодействуют подобным образом. Наши
фермеры накладывают защищающее табу на ворон и
малиновок, потому что эти птицы уничтожают насекомых.
Эти птицы также уничтожают зерна и фрукты, однако это
можно пережить, учитывая их услуги. Мадам Поммероль
говорит о жителях Сахары, что население городов и кочевники
- враги по касте и расе, однако союзники по интересам.
Кочевники нуждаются в прибежище и укрытии. Городским
людям нужны рассыльники и транспортировка. Отсюда
узы договоров, ссоры, драки, набеги, мщения и примирения
для спасения общих предприятий от разбоя. Антагонистическая
кооперация - наиболее продуктивная форма
взаимодействия в развитых цивилизациях. Это высшее проявление
благоразумия - не замечать меньших противоречий,
с тем чтобы вместе трудиться для большего. Политические
партии вынуждены это делать постоянно. Это постоянная
линия поведения в искусстве государственного чиновника.
Различие между большими партиями и фракциями
в любой парламентарной системе является различием исключительной
значимости; это различие заключается в том,
что партии могут подавлять свои второстепенные различия
и объединяться для того, что они считают наиболее существенным
для общественного благополучия, тогда как фракции
разделяются и дробятся на основе мелких различий.
Ввиду того, что подавление второстепенных различий означает
подавление эмоционального элемента, этот способ
поведения дает много меньше возможностей для игры
чувств и страстей, тогда как другая политика поощряет такие
действия, которые вызывают наибольшую эмоциональную
реакцию.

22. Голод, любовь, тщеславие и страх. Есть четыре главных
мотива человеческого поведения, которые приходят в
действие, когда определенное количество людей находятся в
непосредственном соседстве при одинаковых жизненных
условиях. Это голод, сексуальная страсть, тщеславие и
страх (духов и привидений). За каждым из этих мотивов
стоит интерес. Жизнь заключается в удовлетворении интересов,
поскольку "жизнь" в обществе - это действия по продвижению
вперед и старания, направленные на достижение
материальных благ и места на социальной лестнице. Как
ни велики могут быть ошибки и как ни сильно могут быть
искажены представления о попытках достичь желаемого,
целью всегда является получение преимущества и целесообразность.
Попытки распадаются на параллельные линии,
поскольку условия и интересы одни и те же. Принято считать,
и это может быть верным, что люди унаследовали от
своих животных предков психофизиологические черты, инстинкты
и способности или, по крайней мере, предрасположенность,
которая помогает им разрешить проблемы добывания
пищи, сексуального общения и удовлетворения
тщеславия. Результат - массовые явления; потоки сходства,
соглашения и взаимного сотрудничества, и все это порождает
народные обычаи. Народные обычаи неосознанны,
спонтанны, нескоординированны. Никогда не известно, что
вызвало их к жизни, хотя мы должны верить, что талант
имел влияние во все времена. Народные обычаи складываются
и сейчас. Были народные обычаи во времена карет,
они соответствовали тому способу передвижения. Уличные
машины породили обычаи, соответствующие этому средству
передвижения в городах. Телефон породил обычаи, которые
не были изобретены намеренно или навязаны кемлибо,
но которые возникли в целях наилучшего удовлетворения
интересов, существующих при использовании этого
аппарата.

23. Процесс формирования народных обычаев. Хотя мы
всегда можем наблюдать процесс становления народных
обычаев, очень трудно проанализировать этот процесс.
Возникает предположение, что будто бы существовал в
толпе "ум", отличный от умов индивидов, эту толпу составляющих.
В самом деле некоторые приняли эту доктрину.
Посредством самовнушения более сильные умы порождают
идеи, которые, будучи спущенными на воду, распространяются
посредством внушения от одного ума к другому. Действия,
согласованные с идеями, ограничены. Между человеком
и человеком есть "дай" и "возьми". Это процесс развития.
Шаг за шагом приходят новые внушения. Их претворяют
в жизнь. Они сочетаются с тем, что уже существует.
Каждый новый шаг увеличивает число понятий, за которые
другие умы могут ухватиться. Кажется, что именно посредством
этого процесса совершаются великие изобретения.
Именно так было накоплено и приумножено знание. Кажется,
что будто толпа обладает большей мистической силой,
чем сумма сил, ее составляющих. Как бы то ни было,
чтобы это объяснить, достаточно заметить, что есть кооперация
и постоянное внушение, которое в высшей степени
продуктивно, когда оно действует в толпе, потому что оно
выявляет скрытую силу, концентрирует то, что в другом
случае было бы рассеяно, довершает и корректирует то, что
было начато, устраняет ошибки и созидает посредством
взаимодействия. Следовательно, выгода от коллективного
действия полностью объяснима, и теории Volkerpsychologie
должны быть отброшены как лишние. За пределами данного
процесса в течение всей истории цивилизации появлялись народные обычаи.
Явления внушения и внушаемости требуют некоторого
внимания, потому что члены группы постоянно влияют посредством
их друг на друга, и большие массовые явления
зачастую должны быть объяснены именно с их помощью.

33. Взаимоотношения мировой философии и народных
обычаев. Мы не можем отделить философию и обычай друг
от друга, чтобы установить, что является первичным и причинным
по отношению к другому. Разумнее всего считать,
что мистическая философия по отношению к народным
обычаям является фактором регулирующим, а не порождающим.
Они влияли друг на друга. Вера в мировую философию
установила границы, за которые народные обычаи
не должны выходить. Незрелые и смутные представления о
социетальном благополучии были сформированы из представления
об угождении духам, и из таких представлений о
целесообразности, как, например, убеждение, что если в
группе недостаточно детей, то будет недостаточно воинов,
или, что если слишком много детей, запасы еды будут недостаточными.
Представление о благополучии являлось
следствием и порождалось этими мистическими и утилитарными
выводами.

34. Определение нравов. Когда элементы правды и справедливости
развиваются в доктрины благополучия, народные
обычаи поднимаются на иной уровень. Тогда они становятся
способными иметь последствия, развиваться в новые
формы, расширять свое конструктивное влияние на
людей и общество. Мы называем народные обычаи нравами,
когда они, в ходе своего развития, начинают включать
философские и этические концепции социетального благополучия.
35. Табу. Нравы непременно в значительной степени состоят
из табу, указывающих на то, чего делать нельзя. Отчасти
это продиктовано мистическим ужасом перед духами,
которые могли бы быть обиженными некими действиями. А
также табу распространяются на такие действия, которые,
как было замечено по опыту, приводят к нежелаемым результатам,
особенно это касается поисков пищи, результатов
войны, состояния здоровья, смертности или рождаемости
населения. Эти табу всегда содержат больший элемент
философии, чем определенные правила, потому что табу
приоткрывают причину запрета, например, что действие не
понравится духам. Первобытные табу соотносятся с фактом,
что жизнь человека была окружена опасностями. Его
поиск пищи был ограничен необходимостью защититься от
ядовитых растений. Его аппетит должен был быть ограничен
от чрезмерности. Он должен был избегать того, что угрожало
его физической силе и здоровью. Табу продолжают
накапливать мудрость поколений, которая почти всегда
была куплена ценой боли, утраты, болезни и смерти. Другие табу содержат запрещения того, что будет вредно для
группы. Такой характер имеют законы о полах, о собственности,
о войне и о духах. Они всегда включают некоторую
часть социальной философии. Они и мистические, и утилитарные,
или сочетают то и другое.
Табу могут быть разделены на два класса: 1) защищающие
и 2) разрушающие. Некоторые из них имеют целью
защищать и оберегать от опасности, тогда как другие направлены
на подавление и истребление. На женщин распространяются
некоторые табу, которые направлены против
них как против источника возможного вреда или опасности
для мужчины, а также женщины должны следовать
другим табу, которые отделяют их обязанности от обязанностей
мужчин. Вследствие этого различия в табу, табу действуют
избирательно и, следовательно, влияют на ход цивилизации.
Они скрывают суждения о социетальном благополучии.

41. Интеграция нравов группы или возраста. Если интерпретировать
это явление дальше, мы находим, что изменения
в истории в первую очередь обусловлены изменениями
жизненных условий. Тогда меняются народные обычаи. Тогда
изобретаются новые философские течения и этические
правила, оправдывающие новые обычаи. Следовательно,
вся огромная масса современных нравов была развита из
философии и этики средних веков. Таким образом, нравы,
которые развились, чтобы соответствовать системе великих
государств, существовавших многие века, мировой торговле,
кредитным институтам, контрактной зарплате и ренте,
эмиграции на отдаленные континенты и так далее, сделали
нормой целую массу привычек, способов поведения, идей,
верований, обычаев, которые охватывают всю жизнь общества
и характеризуют историческую эпоху. Так, Индия,
Халдея, Ассирия, Египет, Греция, Рим, средние века, новое
время являются примерами того, как интеграция нравов
при различных жизненных условиях сложила социетальный
уклад, характеризующийся законченностью и ярким своеобразием.
В пределах любого такого социетального статуса
причиной огромной значимости для любого явления является то, что оно сочетается с нравами того времени и места.
Историки всегда недооценивали действие этой определяющей
силы. Здесь же утверждается, что она не является побочной
и второстепенной. Она главенствующая и определяющая.
Следовательно, научная дискуссия об обыкновении,
обычае или привычке заключается в стремлении проследить
его связь с нравами; а дискуссия о социальных переломах
и изменениях заключается в демонстрации их связи
с переменами в жизненных условиях или связи с приспособлением
нравов к изменениям в этих условиях.

42. Цель настоящей работы. Этология (наука о поведении
человека) была бы подходящим термином для обозначения
изучения способов поведения, обычаев, обыкновений
и нравов, включая изучение способа их формирования, развития,
исчезновения, а также влияния на интересы, удовлетворять
которые является их целью. Греки применяли термин
"этос" (повадки) к совокупности характерных обыкновений,
идей, стандартов и кодов, посредством которых
группа отличается и индивидуализируется по характеру от
других групп. "Этиками" назывались вещи, имевшие отношение
к этосу и, следовательно, вещи, являвшиеся эталоном
нормы. Римляне использовали "нравы" для обозначения
обычаев в широчайшем и глубочайшем смысле этого слова,
включая представление о том, что обычаи служили благополучию,
имели традиционную и мистическую санкцию,
так что они были по своей сути авторитетными и неприкосновенными.
И очень удивительно, что в настоящее время
ни одной нации не суждено было сохранить этого слова
и того, что за ним стоит. Английский язык не имеет производного
существительного от "нравов" и никакого его эквивалента.
Французское moeurs в обыденном сознании соответствует
"нравам". Немецкое Sitte передает "нравы", но
очень несовершенно. Современные народы сделали нравы и
этику независимой сферой в одном ряду с религией, философией
и политикой. В этом смысле нравы - невозможная и
нереальная категория. Эта категория не имеет существования
и не может его иметь. Слово "нравственный" означает
то, что принадлежит или относится к нравам. Следовательно, категория нравов никогда не может быть определена
без ссылки на что-либо вне себя. Этика, потеряв связь с этосом
людей, является попыткой систематизировать соответствующие
представления о правильном и неправильном с
опорой на какой-либо основной принцип, обычно с целью
привязать обычаи к какой-то абсолютной вере, которая
была бы универсальной, абсолютной и вечной. Говоря в
общем, в любом случае, когда вещь может быть названа
нравственной или связанной с каким-то этическим постулатом,
она считается "возвышенной", и полемисты, чьим методом
является использование этических утверждений, а
также их взгляды, приобретают особый вес и влияние. Эти
методы обсуждения главным образом используются при
разрешении каких-либо социальных споров, и они являются
гибельными для трезвого изучения фактов. Они помогают
удерживать общественные науки под влиянием метафизики.
Злоупотребление этим особенно развито в связи с политической
экономией, которая была почти лишена характера
серьезной дисциплины, превратив свои дискуссии в дискуссии
этические.

43. Зачем использовать слово "нравы". "Этика", в греческом
смысле, или "этология", как было определено выше,
были бы хорошими названиями для нашей настоящей работы.
Мы стремимся изучить этос группы, чтобы увидеть,
как он возникает, его власть и влияние, способы его действия
на членов группы и его различные атрибуты (этики).
"Этология" - очень непривычное слово. Оно было использовано
для демонстрации видов поведения, обычаев и нравов
сатирической комедии. Латинское слово "нравы" кажется,
в целом, более доступным и удобным в употреблении
и наиболее служащим нашей цели в качестве названия для
народных обычаев с заключенными в них оттенками правильного
и верного в отношении благополучия. Вышеприведенные
анализ и определение показывают, что за нравами
мы признаем доминирующую силу в истории, составляющую
условие того, что может быть сделано, и методы,
которые могут быть использованы при этом.

44. Нравы - направляющая сила. Конечно, взгляд, утверждаемый
здесь, является противоположным тому взгляду,
что философия и этика представляют собой порождающие
и определяющие силы в обществе и истории. Истоки этого
взгляда в греческой философии, и он господствовал настолько
долго, что все современные дискуссии учитывают
его. Философия и этика развиваются как независимые дисциплины,
а результаты этого развития привносятся в науку
об обществе, в искусство управления государством и в законодательную
власть как авторитетные суждения. Также
мы имеем Volkerpsychologie, Sozialpolitik и другие промежуточные
формы, которые демонстрируют борьбу метафизики
за сохранение контроля над наукой об обществе.
"Историческое сознание, Zeitgeist и другие термины с подобным
смыслом являются частичным признанием нравов и
их важности в науке об обществе. Это можно рассматривать
так, что философия и этика - продукты народных
обычаев. Они вышли из нравов, и они никогда не являются
первичными и порождающими; они вторичны и опосредованны.
Они часто сталкиваются на втором этапе последовательности
- действие, мысль, действие. Тогда они наносят
вред, поскольку возникает почва для того, чтобы считать
их порождающими или, по крайней мере, регулирующими.
В действительности, истинный процесс в больших массах
людей - это не выведение философии или этики из любого
великого принципа. Это процесс насущных стремлений
жить хорошо при существующих условиях; эти попытки неосознанно
повторяются все большим количеством людей,
приобретая силу от привычки и товарищества совместного
действия. Сформированные в результате народные обычаи
становятся принудительными. Все вынуждены им соответствовать,
и народные обычаи доминируют в социетальной
жизни. Они кажутся истинными и правильными и поднимаются
до нравов как норма благополучия. Отсюда возникают
веры, идеи, доктрины, религии и философии, в соответствии
с уровнем цивилизации и образом мышления и обобщений.

45. Постоянство в нравах. Тенденция нравов становиться
из периодических явлений постоянными уже была отмечена.
Без сомнения, эта тенденция значительно усиливается,
когда люди становятся способны выводить "принципы" из
действий. Это объясняет современное убеждение, что принципы
казуативны. Страсть к равенству, универсальное использование
контракта и чувства гуманизации являются
значимой приметой современного общества. Откуда они
идут? Несомненно, они вышли из нравов, в которые они
опять возвращаются в качестве принципа постоянства.
Уважение к человеческой жизни, ужас перед жестокостью и
кровопролитием, сострадание к боли, несчастью и бедности
(гуманизация) действовали как "причины" в связи с отменой
рабства, реформой уголовного права, состраданием к
угнетенным, но гуманизация являлась производной от более
дальних нравов, которые были обусловлены переменами
в жизненных условиях. Элементарное объяснение поднятия
гуманизации - усилившаяся власть человека над природой
посредством освоения новой земли и преуспеяния в ремеслах.
Когда люди перестали теснить друг друга, они захотели
принять идеи и институты, которые делают борьбу
за существование легкой и приятной.
46. Нравы подгрупп. Каждый класс или группа в обществе
имеет свои собственные нравы. Это же касается и рангов,
и профессий, и индустриальных классов, религиозных и
философских сект и всех других подразделений общества.
Индивиды находятся одновременно в двух и более группах,
поэтому естественны компромисс и нейтрализация. Другие
нравы являются общими для целого общества. Нравы также
передаются от одного класса другому. Необходимо дать
уточнение представлению о классах.

Перевод с английского М. Добряковой

error: