Аттестация психологов в году последние изменения. Процедура аттестации педагогов

Тот, кто работает в образовательной сфере, а точнее, в школах, ВУЗах, садах, учреждениях начального и среднего звена, тот, знает о том, что с нового года будут введены новые изменения и положения. Иными словами аттестация педагогических работников 2016-2017 года будет основываться уже по совершенно новым правилам и требованиям.

Как известно, каждый педагогический работник согласно Федеральному закону РФ обязан каждые пять лет проходить аттестацию. Для чего она необходима? Прежде всего, для повышения профессионального уровня и выявления соответствия занимаемой должности, то есть преподаватель подтверждает все свои знания, умения и навыки по преподаваемой дисциплине. Тот, кто знает, что это такое, конечно же, согласится с тем мнением, что этот этап по праву можно назвать одним из наиболее ответственных и сложных. Спросите почему, что от не зависит?

  • Во-первых, необходимо показать на все 100% аттестующей комиссии запасы всех своих знаний и умений. При этом показать и доказать свой педагогический профессионализм. Именно на основе этого мнения о педагоге будут судить, и выставлять свою оценку.
  • Во-вторых, полученная квалификация напрямую зависит и влияние на уровень заработной платы. Иными словами, если результаты положительные, то зарплата соответственно становится выше, что является достаточно хорошим и весомым стимулом к росту и профессионализму.

В настоящее время известно о том, что в новом учебном году будут введены поправки в аттестационный процесс.

По мнению многих экспертов и специалистов, все эти изменения будут направлены только на благо, ведь их основная цель – это повышение эффективности современного учебного и образовательного процесса.

Новые правила и положение.

Согласно всем основным изменениям, которые установятся уже в новом году, следует ожидать следующих правил и требований, которые будут предъявляться к каждому педагогическому работнику. Прежде всего, аттестация будет осуществляться по двум основным и главным параметрам и критериям. Это подтверждение соответствия занимаемой должности и получение более высшей категории, при этом у каждого этапа свои особенности и правила.

    1.Подтверждение занимаемой должности. В этом случае, основная цель и задача комиссии – это проверить, оценить знания, умения и навыки педагога, а также его профессионализм в обращении с детьми в процессе познания и образования. Иными словами, здесь выясняется и устанавливается профпригодность преподавателя, то есть, имеет ли он право работать или же нет.
    2.Присвоение преподавателю профессиональной квалификационной категории. В этом году, преподаватель имеет право претендовать только на первую или же высшую категорию. Причём, первая категория присваивается тем работникам, которые должны отвечать следующим параметрам.
    — наличие 2-ой квалификационной категории;
    — имеет первую и подошли сроки аттестации;
    Если педагог поставил перед собой цель получение высшей категории, то он должен соответствовать совершенно иным параметрам. Это наличие первой категории уже в течение 2-х лет, уже имеет высшую категорию, но подошли сроки её сдачи.

Но, наверное, стоит сказать, что в каждом законопроекте есть и имеются свои исключения из правил, о которых также необходимо знать.

Исключения.

Согласно исключениям, которые прописаны в законе есть определённая категория лиц, которая также освобождается от прохождения обязательной аттестации. Что же это за категория граждан?

    1.Педагоги, у которых общий трудовой стаж пока насчитывает всего лишь 2 года.
    2.Беременные.
    3.Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребёнком.

Документы для аттестации.

Ещё одним изменением в законе является совершенно иная подача заявления. Ведь, совсем ещё недавно, педагогу нужно было просто-напрсото написать соответствующее заявление в своём районе. Теперь же всё обстоит совершенно иначе, так как эта функция и задача возложена непосредственно на плечи общеобразовательных организаций, но уже на уровне субъекта РФ. Какие же документы входят в перечень обязательных и основных?

    1.Заявление с личными подписями.
    2.Копия листа прошлой аттестации, если такая имеется.
    3.Копия документов, которые являются подтверждением высшего или же среднего профессионального педагогического образования, то есть диплом.
    4.Копия листа о наличии первой или же высшей ступени аттестации, если таковое было получено и присвоено ранее.
    5.Копия документов о смене фамилия, если она была изменена, которые станут подтверждением вашей личности.
    6.Характеристика с места работы или же специально составленное сопроводительное письмо, в котором будет дана характеристика всей вашей профессиональной деятельности и компетенции.


Спустя месяц, после того, как были поданы и представлены все соответствующие документы, заявителю по месту проживания приходит уведомление, в котором указано точное время и дата проведения всей аттестационной процедуры.

Стоит сказать, что это лишь малая часть основных изменений и новшеств, поэтому аттестация педагогических работников 2016-2017 году требует к себе отдельного и определённого внимания.

Последние изменения в Федеральном законе 273 «Об образовании в РФ» говорят о том, что аттестация учителей в 2017 году будет проходить в два этапа. На первом этапе педагог должен подтвердить соответствие занимаемой должности непосредственно своей профпригодностью. Следующий - второй - этап подразумевает обоснованное присвоение работнику учебных заведений соответствующей категории. Квалификация может быть повышена только в случае успешного прохождения комиссии, члены которой проверяют знания и навыки педагога очно, при этом определяя его умение общаться с детьми и обращаться с ними как следует - как подобает учителю.

Общие положения касательно аттестации педработников в России

Новая аттестация педагогических работников в 2017 году распространяется на всех без исключения работников сферы образования. Напомним, что на данный момент времени в России есть сразу два вида аттестации: обязательная и добровольная. Первую проходят те педагогические работники, которые, по требованию государства, непосредственно нуждаются в проверке знаний. Комиссия определяет уровень состоятельности определенного учителя, после чего делает вывод, подходит ли стране такой человек или нет, то есть соответствует ли он своей должности или попросту занимает чье-то место.

В то же время добровольная аттестации будет интересна в первую очередь тем педработникам, которые преследуют цель повышения своего настоящего квалификационного уровня.

Обязательная аттестация: важные сведения об этом виде оценки состоятельности учителя

Обязательная аттестация педагогических работников, начиная с 2016 года, будет проводиться для тех, кто проходил ее 5 лет назад. В 2017 году от обязательного прохождения аттестации освобождаются педагоги с уже имеющейся квалификационной категорией и беременные женщины.

Следует отметить, что аттестация может быть проигнорирована теми педагогами, которые состоят на службе в учебных заведениях последние 2 года. Декретный отпуск дает право получить квалификацию и подтвердить свою учительскую состоятельность уже после выхода на работу. Важно помнить, что с этого момента и до аттестации должно пройти не менее двух лет.

Аттестация не распространяется на тех работников учебных заведений, которые в силу разных причин отсутствовали на рабочем месте последние 4 месяца (и выше этого срока). Для них обязательной аттестация становится лишь по истечении одного календарного года, начиная с момента своего официального возвращения на работу.

Добровольная аттестация: кому интересен этот вид подтверждения учительской состоятельности

Наверное, каждый человек (не только учитель - любой другой специалист) хочет повысить свой квалификационный уровень на более высокий, преследуя цель продвигаться по карьерной лестнице и совершенствоваться. Таким людям, кто желает улучшать себя, будет интересна добровольная аттестация. Новая форма аттестации учителей в 2017 году, в целом, во многом схожа с уже знакомым порядком дел.

Если мы говорим о сфере образования, то конкретно учитель, намереваясь повысить свою квалификацию, для начала должен обратиться за помощью в решении данного вопроса непосредственно к своему начальству, после чего написать соответствующие заявление. В документе следует в обязательном порядке уточнить, что добровольная аттестация будет проведена с целью установления новой квалификационной категории.

Добровольная аттестация будет интересна как преподавателям без категории, так и тем педагогам, у которых она уже есть, но в то же время конкретно им еще есть, куда расти.

Чтобы получить наивысший разряд из возможных, нужно быть учителем, который не только решительно настроен, а также уже получил ранее первую категорию. Отметим, что с того момента до очередного повышения должно пройти не менее двух лет.

В то же время нельзя не сказать, что наивысшая категория присваивается тем педагогам, у которых уже есть таковая вообще. В их случае они подтверждают свою квалификацию, добытую ранее. Категории выдаются на 5 лет, после чего они более не нуждаются в дальнейшей пролонгации.

Как происходит аттестация

Обязательная аттестация учителей в 2017 году в России проводится под контролем специальной аттестационной комиссии. Ее состав формируется из представителей образовательной организации. Руководителем, который подтвердил приказ о назначении комиссии, утверждается состав: председатель, заместитель, секретарь и остальные члены комиссии. В назначенный день проводится заседание комиссии.

Добровольная аттестация подразумевает предварительную подачу заявления от самого работника. В нем указывается его должность и текущая категория. Комиссия будет проверять знания педагога в назначенный день.

Проверка заявления может занимать до 30 дней, после чего выдается заключение комиссии. Продолжительность проведения аттестации, включая выдачу заключительного решения комиссии, составляет не более 60 дней.

Результаты проведенной аттестации

Если педагогический работник частично или полностью не согласен с решением комиссии, у него есть возможность оспорить полученное заключение в суде. Другой вариант - создать специальную комиссию по трудовым спорам. На оспаривание результатов у учителя остается 90 дней с момента выдачи заключения.

С другой стороны, если результаты аттестации во многом удовлетворяют работника учебного заведения, сам он в таком случае, вернувшись на рабочее место и предъявив заключение комиссии начальнику, может потребовать прибавку.

Как законодательные изменения повлияют на аттестацию?

С 1 января 2017 года вступил в силу закон «О независимой оценке квалификации», утверждённый Приказом Минтруда России от 1 ноября 2016 года № 601н. В июле этого года Министерство образования и науки РФ утвердило план мероприятий по формированию и введению национальной системы учительского роста - «дорожную карту». Принятие таких шагов говорит о заинтересованности государства в профессиональном росте педагогических работников.

Шестого сентября прошёл вебинар «Аттестация педагогических кадров в условиях введения профессиональных стандартов» , на котором педагоги обсудили влияние этих нормативные актов на порядок аттестации на соответствие занимаемой должности и повышения квалификации.

Вебинар провела Ольга Владимировна Бережнова, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой развития образовательных систем БУ ОО ДПО «Институт развития образования».

- В первую очередь я бы хотела сказать о том, что сейчас нужно всем очень хорошо разбираться, что происходит в системе образования, какие новые направления мы с вами видим и в чём мы все с вами участвуем, - этим напутствием Ольга Бережнова начала своё выступление.

Мир быстро меняется и характеризуется постоянным обновлением информации, поэтому от педагогов требуется постоянное совершенствование знаний. Непрерывное самообразование становится решающим фактором развития личности педагога на профессиональном пути.

Педагоги из Абакана, Лесосибирска, Тюмени и других городов России рассмотрели нормативно-правовую базу введения образовательных и профессиональных стандартов и обсудили требования к педагогическим работникам.

Нормативно-правовая база введения профстандарта «Педагог»

Педагогические работники ДОУ и профстандарты

Каждой специализации соответствует свой профстандарт:

  • Воспитатель - профстандарт «Педагог» (Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 года № 544н);
  • Инструктор по физической культуре - профстандарт «Инструктор-методист» (Приказ от 8 сентября 2014 года № 630н);
  • Педагог-психолог - профстандарт «Педагог-психолог» (Приказ от 24 июля 2015 года № 514н);
  • Педагог дополнительного образования - профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ от 8 сентября 2015 года № 613н).

Бережнова отметила, что в должностных инструкциях, трудовых книжках и других бумагах должности прописываются чётко, как в профстандарте, без добавлений: не «педагог дополнительного образования по ИЗО », а просто «педагог дополнительного образования», «педагог-организатор» и так далее. Точность формулировок нужна, чтобы у работника не возникли сложности при прохождении аттестации.

Новый порядок аттестации

В настоящее время система аттестации включает в себя подтверждение соответствия занимаемой должности и установление квалификационной категории на основе портфолио педагога, то есть без единых критериев оценки.

Национальная система учительского роста предлагает другую модель аттестации по единому формату.

Субъекты РФ сами выбирают вариант проведения аттестации:

  • текущий формат, но с учётом требований профстандарта;
  • Единая федеральная оценка.

Но Ольга Бережнова считает, что в конечном итоге все будут обязаны проходить аттестацию по ЕФО.

Эта модель может применяться не только к учителям школы, но и к педагогам дошкольного образования, так как для учителей и воспитателей действует единый профессиональный стандарт «Педагог». Но если у сотрудника нет специального образования, то он не может проходить аттестацию.

Можно ли уволить сотрудника без специального образования?

Нет, уволить нельзя. Если сотрудник не соответствует профстандарту, то руководитель предлагает ему другую должность или переподготовку. Если у сотрудника нет образования дошкольной направленности, но он хочет работать в детском саду, то он проходит курсы ДПО по направлению деятельности ОО, переподготовку, поступает на бакалавриат или магистратуру. Также такой сотрудник может пройти независимую оценку квалификации.

Закон «О независимой оценке квалификации» вступил в силу с января этого года.

Предполагается, что независимая оценка квалификации поможет:

  • работнику - провести независимую оценку его квалификации для подтверждения её соответствия профстандарту, планировать дальнейшее обучение или карьеру;
  • работодателю - обеспечить организацию квалифицированными кадрами и планировать обучение сотрудников.

Считается, что независимая оценка будет стимулировать работников к профессиональному росту. Национальная система учительского роста предполагает возможность профессионального роста педагога по горизонтальной и вертикальной модели.

Педагог может выполнять три обобщённые трудовые функции A, B и C. ОТФ A включает в себя три трудовые функции:

  • А1 - профессиональная деятельность по обучению и воспитанию детей по ФГОС и основной образовательной программе;
  • А2 - взаимодействие с родителями воспитанников;
  • А3 - взаимодействие с коллегами.

Горизонтальная карьера воспитателя

Если педагог выполняет только профессиональную деятельность - А1, то у него будет должность воспитатель или учитель. А1 - это соответствие занимаемой должности. Если воспитатель подтверждает, что взаимодействует с родителями, то он может претендовать на первую квалификационную категорию. Если педагог проводит семинары, семинары-практикумы и участвует в различных конференциях - взаимодействует с коллегами, то он получает возможность выйти на высшую квалификационную категорию.

Вертикальная карьера воспитателя

Если педагог осваивает функцию B, то он может именоваться старшим воспитателем. Старший воспитатель выполняет полностью ОТФ А и ОТФ B. Если воспитатель осуществляет ещё функцию С, то он может стать ведущим воспитателем.

- То есть все должностные обязанности будут переписываться, - делает вывод Бережнова. - И три должности уже - не просто воспитатель, а воспитатель, старший воспитатель и ведущий воспитатель. Такого у нас ещё не было в системе дошкольного образования - ведущий воспитатель.

Вопросы участников

Тема оказалась злободневной для участников вебинара, и педагоги засыпали эксперта вопросами.

ОТФ С - воспитатель работает с детьми в группе как основной воспитатель, или это должность?

Он работает как воспитатель. Слово воспитатель предполагает работу с детьми. Но кроме работы с детьми, могут быть другие функции, которые он осуществляет. И если он осуществляет эти функции дополнительно, то он тогда может быть или старшим, или ведущим воспитателем в зависимости от того, какие функции на него возложены.

Для учителя начальных классов, работающего воспитателем в ДОО, достаточно курсов повышения квалификации или необходима профессиональная переподготовка?

В соответствии с действующим законодательством, преподавание в начальных классах входит в кластер «Образование и педагогические науки», то есть это одно и то же направление подготовки. В соответствии с профессиональным стандартом этот человек может работать в системе образования, в данном случае - дошкольного.

Учитель входит в кластер «Образование и педагогические науки», но так как у него нет специального дошкольного образования, то ему нужно дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации - повышение квалификации не реже одного раза в три года.

Каждая образовательная организация готовит план по организации применения профессиональных стандартов в организации. В плане указывается:

  • список профстандартов, подлежащих применению;
  • сведения о потребности работников в профессиональном образовании;
  • этапы применения профстандартов;
  • перечень локальных нормативных актов, которые подлежат изменению с учётом положений профессиональных стандартов.

В плане прописываются процедуры аттестации на соответствие занимаемой должности, сертификации, оценки квалификации, разработки должностных обязанностей и так далее. Все мероприятия должны быть завершены до 1 января 2020 года.

Как усовершенствовать работу своей организации, вы узнаете на онлайн-марафоне

Аттестация педагогических работников в 2017 году: последние изменения. Обязательная и добровольная аттестация педагогических работников в 2017 году. Правила прохождения аттестации.

Аттестация педагогических работников: новые правила

Аттестация педработников в 2017 году подразумевает новые правила, согласно которым она пройдёт за два этапа. Сначала педагогу необходимо будет продемонстрировать свою пригодность заниматься этой благородной профессией. На втором этапе учителю предстоит доказать, что у него есть обоснованное право на обретение им той или иной педкатегории. Повышение квалификационного уровня происходит только по решению комиссии, которая непосредственно оценивает уровень компетентности и способность работать с детьми.

Российским педработникам предусмотрена аттестация двух типов. Аттестация педагогических работников в 2017 году, соответственно, останется обязательного и добровольного вида. Под обязательную аттестацию подпадают абсолютно все педработники, а добровольная позволяет учителю повысить свою квалификацию, вырасти как педагогу, также заработав приятную прибавку к зарплате.

Обязательная аттестация педагогических работников в 2017 году

Обязательная аттестация педработников в 2017 году сохраняет последние изменения, введённые годом ранее, согласно которым она обязательно проходится учителем каждые пять лет. Освобождение от этой необходимости получат только педработники, успевшие получить квалификационную категорию, плюс, конечно, она не затронет беременных женщин.

Обязательная аттестация педагогических работников в 2017 году не обязательна педагогам, работающим в школе с 2015 года или позже. Из декретного отпуска никто выдёргивать педагога тоже не станет — можно попасть под обязательную аттестацию позже — в следующие два года со дня, в который педработник вернётся к преподаванию.

Аналогично будут освобождены от обязательной аттестации педагоги, по каким-то законным резонам не работавшие в последние четыре месяца. Они могут аттестоваться спустя год после того, как выйдут на рабочее место.

Добровольная аттестация педагогических работников в 2017 году

Добровольный вид аттестации (включая аттестацию учителей на высшую категорию) в 2017 году станет проводиться в таком же виде, как и раньше. Предусмотрен этот вид аттестации для стимулирования профессионального роста тех педагогов, что не просто посещают рабочее место, а искренне заинтересованы в собственном развитии как профессионала, имеют желание совершенствовать и повышать свой уровень.

Для того, чтобы попасть под добровольную аттестацию, педагогу необходимо составить заявление о таком желании и направить его директору школы. Заявление рассматривается сроком до одного месяца, и при положительном решении собирается специальная комиссия, ей и будет доверено проведение проверки уровня педагога. Непосредственно весь процесс по закону занимает до двух календарных месяцев. Если педагог не соглашается с заключением комиссии, закон предусматривает созыв специальной комиссии, которая разрешит этот спор, либо обращение в суд.

Для успешного прохождения аттестации учителей на высшую категорию в 2017 году у претендента должна уже иметься первая категория, которая получена им в 2015 году или раньше.

Аттестовавшись и получив новую категорию, учитель автоматически получает право на увеличение своей зарплаты.

Во-первых, это хорошая возможность показать комиссии запасы своих знаний и доказать свой профессионализм. В связи с этим мнение о педагоге меняется среди коллег и в обществе в целом. Во-вторых, после очередной аттестации, в случае положительных результатов, педагогу поднимают заработную плату. Из этого можно сделать вывод, что аттестация педагогических работников направлена на их же благо. Все поправки и изменения в действующее законодательство внесены главным образом с целью повышения эффективности современного учебного и воспитательного процесса.

В прошедшем году были введены некоторые изменения, связанные с аттестацией педагогов. Именно о них мы сегодня и поговорим.

Основные изменения Федерального закона 273

В 2016 году все педагоги будут проходить аттестацию по двум основным параметрам. Первый этап включает в себя подтверждение соответствия занимаемой должности. Комиссия будет проверять знания и навыки педагога, а также его умение обращаться с детьми. На этом этапе выясняется профпригодность работника и соответствие должности.

На втором этапе встает вопрос о присвоении педагогу той или иной категории квалификации. В настоящем году педработник может претендовать на первую или высшую категорию. Первая присваивается педагогам, которые:

  • не имеют категории, аттестованы на соответствие должности;
  • уже имеют первую категорию, но сроки аттестации подошли к концу (т. е. прошло 5 лет с момента последней аттестации).
    • получили первую категорию более двух лет;
    • уже имеют высшую, но после предыдущей аттестации прошло 5 лет.

    Практически в каждом законе есть исключения. То же относится и к Федеральному закону об аттестации педагогических работников. Существуют категории лиц, которые освобождаются от прохождения обязательной аттестации. К ним относятся:

    • педагоги, имеющие общий трудовой стаж менее двух лет;
    • беременные педагоги;
    • женщины, находящиеся в декретном отпуске по уходу за ребенком.

    Однако законодательством не запрещено проходить аттестацию вышеперечисленным лицам, если они сами изъявили на то желание.

    Перечень документов, необходимых для прохождения аттестации в 2016-2017 году

    Еще одним нововведением в 2016 году является подача заявления на прохождение аттестации. Ранее педагоги, желающие присвоить себе категорию или повысить уровень квалификации, подавали заявления в своем районе. Теперь же вся ответственность за проведение аттестации возложена на вышестоящие общеобразовательные организации на уровне субъектов РФ.

    Итак, какие бумаги необходимо приготовить для прохождения аттестации:

    • заявление с личными подписями;
    • копия листа прошлой аттестации (если таковой имеется);
    • копия документа, подтверждающая высшее или среднее педагогическое образование (диплом);
    • копия листа о наличии высшей или первой ступени аттестации (если он был получен ранее);
    • личное профессиональное портфолио;
    • в случае изменения фамилии или других личных данных необходима копия документа, подтверждающая правдивость и соответствие данных.
    • желательно иметь на руках характеристику с места работы или сопроводительное письмо, в котором будет описана характеристика вашей личности со стороны профессиональной пригодности.

    Спустя месяц заявителю по месту проживания должно поступить уведомление, в котором указано время и дата проведения аттестационной процедуры.

error: