Южный Судан: нескончаемая война. Конфликт в Судане (Северо-Восточной Африка)

Независимое государство под названием Республика Южный Судан появилось на карте мира совсем недавно. Ему всего лишь чуть более трех лет. Официально суверенитет этой страны был провозглашен 9 июля 2011 года. При этом практически вся новейшая Южного Судана - это история длительной и кровопролитной борьбы за независимость. Хотя боевые действия начались в Южном Судане практически сразу же после провозглашения независимости «большого» Судана - в 1950-е годы, тем не менее, лишь в 2011 году Южному Судану удалось получить независимость - не без помощи Запада, прежде всего США, преследовавшего свои цели в разрушении столь крупного государства, находившегося под арабо-мусульманским контролем, каким был единый Судан со столицей в Хартуме.

В принципе, Северный и Южный Судан - столь разные регионы, что наличие серьезной напряженности в отношениях между ними было исторически обусловлено и без западного влияния. Во многом единый Судан, до провозглашения независимости Южного Судана, напоминал Нигерию - те же проблемы: мусульманский Север и христианско-анимистический Юг, плюс свои нюансы в западных регионах (Дарфур и Кордофан). Однако в Судане конфессиональные различия усугублялись еще и расовыми, и культурными. Север единого Судана населяли арабы и арабизированные народы, относящиеся к европеоидной или переходной эфиопской малой расе. А вот Южный Судан - это негроиды, в основном - нилоты, исповедующие традиционные культы или христианство (в его местном понимании).


«Страна черных»

Еще в XIX веке Южный Судан не знал государственности, по крайней мере, в том понимании, который вкладывает в это понятие современный человек. Это была территория, населенная многочисленными нилотскими племенами, наиболее известны среди которых - динка, нуэр, шиллук. Доминирующую роль в ряде регионов Южного Судана играли племена азанде, говорившие на языках убангийской ветви адамава-убангийской подсемьи гур-убангийской семьи нигеро-кордофанской макросемьи языков. С севера в южносуданские земли периодически вторгались отряды арабских работорговцев, захватывавших «живой товар», пользовавшийся большим спросом на невольничьих рынках, как самого Судана, так и Египта, Малой Азии, Аравийского полуострова. Однако набеги работорговцев не меняли тысячелетний архаичный уклад жизни нилотских племен, поскольку не влекли за собой политических и экономических преобразований в южносуданских землях. Ситуация изменилась, когда египетский правитель Мухаммед Али в 1820-1821 гг., заинтересовавшийся природными богатствами южносуданских земель, решил перейти к колонизационной политике. Однако египтянам не удалось до конца освоить этот регион и интегрировать его в состав Египта.

Повторная колонизация Южного Судана началась в 1870-е годы, однако и она не была успешной. Египетским войскам удалось покорить лишь область Дарфур - в 1874 году, после чего они были вынуждены остановиться, поскольку далее находились тропические болота, существенно затруднявшие их перемещение. Таким образом, собственно Южный Судан оставался практически неконтролируемым. Окончательное освоение этого обширного региона пришлось лишь на период англо-египетского владычества над Суданом в 1898-1955 гг., однако и в этот период оно имело свои нюансы. Так, англичане, совместно с египтянами осуществлявшие управление Суданом, стремились не допустить арабизации и исламизации южносуданских провинций, населенных негроидным населением. Арабо-мусульманское влияние в регионе всячески сводилось к минимуму, в результате чего народам Южного Судана либо удалось сохранить исконные верования и культуру, либо они были христианизированы европейскими проповедниками. Среди определенной части негроидного населения Южного Судана распространялся английский язык, однако основная масса населения говорила на нилотских и адамава-убангийских языках, практически не владея арабским языком, обладавшим фактической монополией на севере Судана.

В феврале 1953 года Египет и Великобритания, в контексте набиравших в мире силу процессов деколонизации, пришли к соглашению о постепенном переходе Судана к самоуправлению, а затем и к провозглашению политического суверенитета. В 1954 году был создан суданский парламент, а 1 января 1956 года Судан получил политическую независимость. Англичане планировали, что Судан станет федеративным государством, в котором в равной степени будут соблюдены права арабского населения северных провинций и негроидного населения Южного Судана. Однако, в суданском движении за независимость ключевую роль играли суданские арабы, которые пообещали британцам реализовать федеративную модель, но в действительности предоставлять реальное политическое равенство Северу и Югу не планировали. Как только Судан получил политическую независимость, хартумское правительство отказалось от планов создания федеративного государства, что вызвало резкий рост сепаратистских настроений в его южных провинциях. Негроидное население юга не собиралось мириться с положением «людей второго сорта» в новопровозглашенном арабском Судане, в особенности по причине насильственной исламизации и арабизации, осуществляемой сторонниками хартумского правительства.

«Жало змеи» и первая гражданская война

Формальным поводом к началу вооруженного восстания народов Южного Судана стали массовые увольнения чиновников и офицеров, происходивших из христианизированных нилотов Юга. 18 августа 1955 года на Юге Судана началась гражданская война. Первоначально южане, несмотря на готовность стоять до последнего, не представляли серьезной опасности для суданских правительственных войск, поскольку лишь менее трети повстанцев имели огнестрельное . Остальные, как и тысячи лет назад, сражались с помощью луков со стрелами и копий. Ситуация стала меняться к началу 1960-х гг., когда сформировалась централизованная организация южносуданского сопротивления, получившая название «Анья Нья» («Жало змеи»). Эта организация заручилась поддержкой со стороны Израиля. Тель-Авив был заинтересован в ослаблении крупного арабо-мусульманского государства, которым был единый Судан, поэтому приступил к помощи вооружением южносуданским сепаратистам. С другой стороны, в поддержке «Анья Нья» были заинтересованы южные соседи Судана - африканские государства, имевшие к Хартуму определенные территориальные претензии или политические счеты. В результате учебные лагеря южносуданских повстанцев появились на территории Уганды и Эфиопии.

Первая гражданская война Южного Судана против хартумского правительства длилась с 1955 по 1970 гг. и привела к гибели по меньшей мере 500 тысяч мирных жителей. Сотни тысяч человек стали беженцами в соседних государствах. Хартумское правительство увеличило свое военное присутствие на юге страны, направив туда контингент войск общей численностью 12 тысяч военнослужащих. Вооружение Хартуму поставлял Советский Союз. Тем не менее, южносуданским повстанцам удавалось держать под контролем многие районы сельской местности в провинциях Южного Судана.

Учитывая, что вооруженным путем преодолеть сопротивление мятежников не удавалось, Хартум вступил в переговоры с руководителем повстанцев Джозефом Лагу, который в 1971 году сформировал Освободительное движение Южного Судана. Лагу настаивал на создании федеративного государства, в котором каждая часть будет обладать собственным правительством и вооруженными силами. Естественно, что арабская элита Северного Судана соглашаться с этими требованиями не собиралась, но в конечном итоге миротворческие усилия императора Эфиопии Хайле Селассие, который выполнял функции посредника в переговорном процессе, привели к тому, что было заключено Аддис-Абебское соглашение. В соответствии с соглашением, три южных провинции получали автономный статус и, более того, создавалась 12-тысячная армия со смешанным офицерским корпусом из северян и южан. Английский язык получал статус регионального в южных провинциях. 27 марта 1972 года соглашение о перемирии было подписано. Хартумское правительство амнистировало повстанцев и создало комиссию для контроля за возвращением беженцев на территорию страны.

Исламизация и начало второй гражданской войны

Однако относительный мир в Южном Судане продлился не столь долго после заключения Аддис-Абебского соглашения. Причин нового обострения ситуации было несколько. Во-первых, в Южном Судане были обнаружены значительные нефтяные месторождения. Естественно, что хартумское правительство не могло упустить шанса заполучить южносуданскую нефть, однако контроль над нефтяными месторождениями требовал укрепления позиций центральной власти на Юге. Не обращать внимания на нефтяные месторождения Южного Судана центральное правительство также не могло, поскольку испытывало серьезную нужду в пополнении своих финансовых ресурсов. Второй момент заключался в усилении политического влияния исламских фундаменталистов на хартумское руководство. Исламские организации имели тесные связи с традиционными монархиями Арабского Востока, кроме того пользовались серьезным влиянием на арабское население страны. Существование христианского и, тем более, «языческого» анклава на территории Южного Судана являлось для исламских радикалов крайне раздражающим фактором. Тем более, что они и так продавливали идею о создании в Судане исламского государства, живущего по законам Шариата.

В период описываемых событий Судан возглавлял президент Джафар Мухаммед Нимейри (1930-2009). Профессиональный военный, 39-летний Нимейри еще в 1969 году сверг тогдашнее суданское правительство Исмаила аль-Азхари и провозгласил себя председателем Революционного совета. Первоначально он ориентировался на Советский Союз и опирался на поддержку суданских коммунистов. Кстати, Суданская компартия была одной из наиболее мощных на Африканском континенте, ее представителей Нимейри ввел в состав хартумского правительства, провозгласив курс на социалистический путь развития и антиимпериалистическое сопротивление. Благодаря сотрудничеству с коммунистами, Нимейри мог рассчитывать на военную помощь со стороны Советского Союза, которой благополучно пользовался, в том числе и в конфликте с Южным Суданом.

Однако, к концу 1970-х годов нараставшее в суданском обществе влияние исламистских сил заставило Нимейри кардинальным образом поменять политические приоритеты. В 1983 году он провозгласил Судан шариатским государством. В состав правительства вошли представители организации «Братья - мусульмане», началось повсеместное строительство мечетей. Шариатские законы были введены на территории всей страны, в том числе и на Юге, где мусульманское население находилось в абсолютном меньшинстве. В ответ на исламизацию Судана в южных провинциях началась активизация местных сепаратистов. Они обвинили хартумское правительство Нимейри в нарушении Аддис-Абебского соглашения. В 1983 году было заявлено о создании Суданскую народную освободительную армию (SPLA). Показательно, что СНОА выступала за единство суданского государства и обвиняла правительство Нимейри в действиях, способных повлечь за собой распад страны по национальному и конфессиональному признакам.

Повстанцы Джона Гаранга

Суданскую народную освободительную армию возглавил полковник суданской армии Джон Гаранг де Мабиор (1945-2005). Выходец из нилотской народности динка, он с 17 лет принимал участие в партизанском движении в Южном Судане. Как один из наиболее способных юношей, был направлен на учебу в Танзанию, а затем в США.

После получения степени бакалавра экономики в США и завершения учебы по сельскохозяйственной экономике в Танзании, Гаранг вернулся на родину и вновь присоединился к партизанскому сопротивлению. Заключение Аддис-Абебского соглашения сподвигло его, как и многих других партизан, на службу в суданских вооруженных силах, куда в соответствии с соглашением интегрировались повстанческие отряды южносуданских народов. Гаранг, как человек образованный и активный, получил капитанские погоны и продолжил службу в вооруженных силах Судана, где за 11 лет дослужился до звания полковника. Последнее время он служил в штабе сухопутных войск, откуда был направлен на Юг Судана. Там его и застало известие о введении в Судане шариатского законодательства. Тогда Гаранг увел целый батальон суданских вооруженных сил, укомплектованный южанами, на территорию соседней Эфиопии, куда вскоре прибыли и другие южане, дезертировавшие из суданской армии.

Подразделения, находившиеся под командованием Джона Гаранга, действовали с территории Эфиопии, но вскоре им удалось поставить под свой контроль значительные районы провинций Южного Судана. В этот раз сопротивление хартумскому правительству было более удачным, поскольку в рядах повстанцев было много профессиональных военных, успевших за годы мира получить военное образование и опыт командования армейскими подразделениями.

Тем временем, в 1985 году в самом Судане произошел очередной военный переворот. Пока президент Нимейри находился с визитом в Соединенных Штатах Америки, генерал-полковник Абдель Рахман Свар аль-Дагаб (род.1934), занимавший пост начальника генерального штаба вооруженных сил, произвел военный переворот и захватил власть в стране. Это произошло 6 апреля 1985 года. Первоочередным решением мятежников была отмена конституции 1983 года, устанавливавшей шариатское законодательство. Правящая партия «Суданский социалистический союз» была распущена, бывший президент Нимейри оказался в изгнании, а сам генерал Свар аль-Дагаб в 1986 году передал власть правительству Садика аль-Махди. Последнее начало переговоры с южносуданскими повстанцами, стремясь заключить мирное соглашение и не допустить дальнейшего кровопролития. В 1988 г. южносуданские повстанцы договорились с хартумским правительством о проекте мирного урегулирования ситуации в стране, включавшего отмену чрезвычайного положения и шариатского законодательства. Однако уже в ноябре 1988 г. премьер-министр аль-Махди отказался от подписания данного плана, что привело к усилению позиций исламских фундаменталистов в хартумском правительстве. Тем не менее, в феврале 1989 г. премьер-министр, испытывавший давление военных кругов, принял план мирного урегулирования. Казалось - ничего далее не останавливает хартумское правительство от выполнения договоренностей и мир на Юге Судана может быть восстановлен.

Однако, вместо умиротворения южных провинций последовало резкое обострение ситуации. Его причиной стал новый военный переворот, произошедший в Судане. 30 июня 1989 года бригадный генерал Омар аль-Башир - профессиональный военный-десантник, командовавший прежде парашютной бригадой в Хартуме - захватил власть в стране, распустил правительство и запретил политические партии. Омар аль-Башир находился на консервативных позициях и симпатизировал исламским фундаменталистам. Во многом, именно он стоял у истоков дальнейшей эскалации конфликта на Юге Судана, приведшей к распаду единого суданского государства.

Результатами деятельности аль-Башира стали установление диктаторского режима в стране, запрещение политических партий и профсоюзных организаций, возвращение к шариатскому законодательству. В марте 1991 г. был обновлен уголовный кодекс страны, в состав которого были включены средневековые меры наказания, такие как насильственные ампутации рук за определенные виды преступлений, побиение камнями и распятие. Вслед за введением нового уголовного кодекса Омар аль-Башир приступил к обновлению судейского корпуса на Юге Судана, заменяя там судей - христиан на судей - мусульман. Фактически это означало, что против немусульманского населения южных провинций будет применяться шариатское законодательство. В северных провинциях страны шариатская полиция приступила к проведению репрессий в отношении выходцев с Юга, не соблюдавших нормы шариатского законодательства.

На территории южных провинций Судана возобновилась активная фаза боевых действий. Повстанцы Суданской народной освободительной армии взяли под контроль часть провинций Бахр-эль-Газаль, Верхний Нил, Голубой Нил, Дарфур и Кордофан. Тем не менее, в июле 1992 года хартумским войскам, лучше вооруженным и подготовленным, удалось в результате стремительного наступления взять под контроль штаб-квартиру южносуданских повстанцев в Торите. Против мирного населения южных провинций начались репрессии, включавшие в себя и угон десятков тысяч женщин и детей в рабство на север страны. По данным международных организаций, до 200 тысяч человек было захвачено в плен и обращено в рабство северосуданскими войсками и неправительственными арабскими формированиями. Таким образом, в конце ХХ века все вернулось к ситуации столетней давности - набегам арабских работорговцев на негритянские селения.

Одновременно хартумское правительство приступило к дезорганизации южносуданского сопротивления путем сеяния внутренней вражды, основанной на межплеменных противоречиях. Как известно, Джон Гаранг, руководивший народной освободительной армией, происходил из народности динка - одной из крупнейших нилотских народностей Южного Судана. Суданские спецслужбы стали сеять национальную рознь в рядах повстанцев, убеждая представителей других национальностей в том, что в случае победы Гаранг установит диктатуру народности динка, которая будет осуществлять геноцид в отношении других этносов региона.

В результате произошла попытка свержения Гаранга, закончившаяся отделением в сентябре 1992 года группировки под руководством Уильяма Бани, а в феврале 1993 года - группировки под руководством Керубино Боли. Казалось, что правительству Хартума вот-вот удастся расправиться с повстанческим движением на юге страны, сея раздор между повстанческими группировками и, одновременно, усиливая репрессии в отношении немусульманского населения южных провинций. Однако все испортила излишняя внешнеполитическая самостоятельность хартумского правительства.

Омар аль-Башир, симпатизирующий исламистам, поддержал во время операции «Буря в пустыне» Саддама Хусейна, что повлекло за собой окончательное ухудшение взаимоотношений Судана с Соединенными Штатами Америки. После этого от Судана как «страны - изгоя» стали отворачиваться и многие страны Африки. Свою поддержку повстанцам выказывали Эфиопия, Эритрея, Уганда и Кения, при этом первые три страны усилили свою военную помощь повстанческим группировкам. В 1995 году произошло объединение оппозиционных политических сил Северного Судана с повстанцами Южного Судана. В так называемый «Национальный демократический альянс» вошли Суданская народная освободительная армия, Демократический союз Судана и ряд других политических организаций.

Все это привело к тому, что в 1997 году хартумское правительство подписало соглашение с частью повстанческих группировок о примирении. Омару аль-Баширу не оставалось иного пути и как признать культурно-политическую автономию Южного Судана. В 1999 году Омар аль-Башир сам пошел на уступки и предложил Джону Гарангу культурную автономию в составе Судана, но лидера повстанцев уже было не остановить. До 2004 г. велись активные боевые действия, хотя одновременно продолжались и переговоры о прекращении огня между противоборствующими группировками. Наконец, 9 января 2005 года в столице Кении Найроби было подписано очередное мирное соглашение. От лица повстанцев его подписал Джон Гаранг, от лица хартумского правительства - вице-президент Судана Али Осман Махаммад Таха. В соответствии с условиями данного соглашения было решено: отменить действие на юге страны шариатского законодательства, прекратить огонь с обоих сторон, демобилизовать значительную часть вооруженных формирований, установить равномерное распределение доходов от эксплуатации нефтяных месторождений в южных провинциях страны. Южному Судану предоставлялась автономия на шесть лет, после чего населению региона предоставлялось право провести референдум, на который был бы вынесен вопрос о независимости Южного Судана как отдельного государства. Командующий Суданской народной освободительной армией Джон Гаранг стал вице-президентом Судана.

Ко времени заключения мирных соглашений, по данным международных организаций, в боевых действиях, во время репрессий и этнических чисток, погибло до двух миллионов человек. Приблизительно четыре миллиона человек покинули Южный Судан, став внутренними и внешними беженцами. Естественно, что страшны были последствия войны и для суданской экономики, социальной инфраструктуры Южного Судана. Однако 30 июля 2005 года Джон Гаранг, возвращавшийся на вертолете со встречи с президентом Уганды Йовери Мусевени, погиб в авиакатастрофе.

Его сменил Салва Киир (род.1951) - заместитель Гаранга по руководству военным крылом Суданской народной освободительной армии, известный более радикальными позициями по вопросу о предоставлении политической независимости Южному Судану. Как известно, Гаранга устраивала и модель сохранения южных провинций в составе единого Судана, при отсутствии вмешательства в их дела со стороны исламистской арабской элиты Хартума. Однако Салва Киир был настроен куда решительнее и настаивал на полной политической независимости Южного Судана. Собственно, после крушения вертолета у него не оставалось иных препятствий. Сменив погибшего Гаранга на посту вице-президента Судана, Салва Киир взял курс на дальнейшее провозглашение политической независимости Южного Судана.

Политическая независимость не принесла мир

8 января 2008 года с территории Южного Судана были выведены северосуданские войска, а 9-15 января 2011 года проведен референдум, на котором 98,8% участвовавших граждан высказались за предоставление политической независимости Южному Судану, которая и была провозглашена 9 июля 2011 года. Салва Киир стал первым президентом суверенной Республики Южный Судан.

Однако провозглашение политической независимости не означает окончательного решения всех конфликтных ситуаций в этом регионе. Во-первых, сохраняются крайне напряженные отношения между Северным Суданом и Южным Суданом. Они вылились в несколько вооруженных столкновений между двумя государствами. Причем первое из них началось еще в мае 2011 года, то есть за месяц до официального провозглашения независимости Южного Судана. Это был конфликт в Южном Кордофане - провинции, которая в настоящее время входит в состав Судана (Северного Судана), но населена в значительной степени представителями африканских народов, родственных жителям Южного Судана и поддерживавших с ними исторические и культурные связи, в том числе и в период длительной борьбы за независимость южносуданского государства.

Наиболее серьезные противоречия с хартумским правительством имели жители Нубийских гор - так называемые «горные нубийцы», или нуба. Миллионный народ нуба говорит на нубийском языке - одной из двух ветвей тама-нубийской семьи языков, традиционно включаемой в состав восточносуданской надсемьи нило-сахарской макросемьи. Несмотря на то, что формально нуба исповедуют ислам, они сохраняют очень сильные пережитки традиционных верований, обусловленные их проживанием в горах и сравнительно поздней исламизацией. Естественно, что на этой почве у них наблюдаются напряженные отношения с исламскими радикалами из арабской среды Северного Судана.

6 июня 2011 года вспыхнули боевые действия, причиной которых формально стала конфликтная ситуация вокруг вывода южносуданских подразделений из города Абьей. В результате боевых действий погибло не менее 704 южносуданских солдат, 140 000 мирных жителей стали беженцами. Многие жилые строения, объекты социальной и экономической инфраструктуры были разрушены. В настоящее время территория, на которой происходил конфликт, остается в составе Северного Судана, что не исключает возможность его дальнейшего повторения.

26 марта 2012 года вспыхнул другой вооруженный конфликт между Суданом и Южным Суданом - из-за пограничного города Хеглиг и окрестных районов, многие из которых богаты природными ресурсами. В конфликте участвовали Суданская народная освободительная армия и вооруженные силы Судана. 10 апреля 2012 года Южный Судан захватил город Хеглиг, в ответ хартумское правительство объявило всеобщую мобилизацию и 22 апреля 2012 г. добилось вывода южносуданских подразделений из Хеглига. Этот конфликт способствовал тому, чтобы в Хартуме официально определили Южный Судан как вражеское государство. В то же время, соседняя Уганда официально и в очередной раз подтвердила, что будет поддерживать Южный Судан.

Между тем, и на территории самого Южного Судана не все спокойно. Учитывая, что данное государство населено представителями целого ряда народностей, которые претендуют на первостепенную роль в стране, либо обижаются, что у власти находятся другие этнические группы, легко предугадать, что Южный Судан практически сразу после провозглашения независимости стал ареной междоусобной борьбы противостоящих этнических вооруженных группировок. Наиболее серьезное противостояние развернулось в 2013-2014 гг. между народностями нуэр и динка - одними из наиболее многочисленных нилотских этнических групп. 16 декабря 2013 г. в стране была предотвращена попытка военного переворота, которую, по данным президента Салва Киира, пытались совершить сторонники бывшего вице-президента Риека Мачара. Риек Мачар (род.1953) - также ветеран партизанского движения, воевал сначала в составе Суданской народной освободительной армии, а затем заключил сепаратные договоренности с хартумским правительством и возглавлял прохартумские Южносуданские силы обороны, а затем - Народные силы обороны Судана / Демократический фронт. Затем Мачар опять стал сторонником Гаранга и занимал пост вице-президента в Южном Судане. Мачар принадлежит к народности нуэр и рассматривается представителями последней как выразитель их интересов, в противовес динка Салва Кииру.

Попытка переворота, предпринятая сторонниками Мачара, положила начало новой кровопролитной гражданской войне в Южном Судане - на этот раз между народностями динка и нуэр. По данным международных организаций, только в период с конца декабря 2013 года по февраль 2014 года 863 тысячи мирных жителей Южного Судана стали беженцами, не менее 3,7 млн. человек остро нуждаются в продовольствии. Все старания международных посредников обеспечить проведение переговорного процесса между противниками оканчиваются неудачно, поскольку всегда находятся неконтролируемые группировки, продолжающие дальнейшую эскалацию насилия.

Вторая гражданская война в Судане (1983-2005)

Часть 1. Начало

1.1. Причины и поводы войны

По условиям Аддис-Абебского соглашения 1972 года, прекратившего 1-ю Гражданскую войну в Судане, на юге страны создавалась автономия. Многие бывшие повстанцы из организации Анья-нья заняли высокие посты в военной и гражданской администрации этого автономного региона. Однако полностью устранить разногласия между арабо-мусульманским севером и негритяно-христианским югом это не могло.

Главной претензией элиты южан к хартумским властям оставалась так называемая «маргинализация» - крайне популярный в африканских странах термин, обозначающий несправедливое распределение власти и доходов в отношении населения (элиты) определенного региона. Рамки данного понятия расплывчаты: под него попадает и ситуация, когда ресурсы региона действительно хищнически расхищаются центральной властью; и небольшое отчисление доходов региона на общегосударственные нужды; и даже недостаточное (по мнению местной элиты) вливание средств в регион за счет доходов от других провинций страны. Наличие во властных структурах автономии Южного Судана сколь угодно малого количества арабских чиновников тоже могло служить основанием для обвинений в маргинализации, причем одновременно с недовольством недостаточным представительством южан в центральном правительстве. Таким образом, само восприятие «маргинализации» зачастую носит субъективный характер.

Причем в случае с Южным Суданом начала 80-х годов мы встречаемся с весьма интересным случаем. Открытие здесь месторождений нефти и подготовка к их разработке вызвала среди южан сильнейшие опасения, что их обделят в будущем. То есть, на данный момент еще не наблюдалась активная эксплуатация ресурсов региона в интересах центрального правительства – но южане уже опасались, что так оно и случится. И, по всей видимости, хартумское правительство действительно не собиралось удовлетвориться малой долей…

Второй по значимости причиной для беспокойства южан (преимущественно христиан или анимистов) служила политика северосуданских арабов по построению исламского государства. Хоть правительство Нимейри и заявляло, что внесение в конституцию и повседневную жизнь страны положений об исламском государстве не затронет права населения Южного Судана, но верили в это не все (и я не назову это излишней перестраховкой).

Указав главные причины войны, стоит сказать несколько слов о непосредственных поводах. Во-первых, хартумским правительством активно реализовывался проект Джонглей-канала. Дело в том, что поступающий через Белый Нил и его притоки в болотистую местность в центре Южного Судана («судд») сток водообильной экваториальной Африки преимущественно расходовался на сумасшедшее испарение из-за медленного течения реки, нередко полностью перегораживаемой плавучими островами растительности. Из более чем 20 кубических километров входящего стока далее в путь к Хартуму и Египту отправлялось 6-7. Поэтому возник проект переброски вод Белого Нила мимо судда по кратчайшему пути, обещавший высвободить объем около 5 кубических километров пресной воды в год – огромная цифра, учитывая, что по соглашению о распределении уже имевшихся водных ресурсов густозаселенный Египет мог претендовать на 55 кубокилометров, а Судан – на 20. Однако данный проект вызвал сильное беспокойство среди местных племен судда, опасавшихся серьезного изменения среды обитания и разрушения их традиционного экономического уклада. В процессе написания данной статьи, уже через 29 лет после начала описываемых событий, я так и не встретил однозначного вывода экологов о возможном воздействии Джонглей-канала на экосистему и хозяйство южан, так что их беспокойство в 1983 году было тем более обоснованно.

Вторым, и самым непосредственным, поводом к восстанию послужило решение центрального правительства о переводе нескольких частей суданской армии с юга на север страны. В рамках декларируемого единства Судана данный шаг не выглядел странным и/или несправедливым. Однако стоит учитывать, что части вооруженных сил в автономном регионе были укомплектованы зачастую из бывших повстанцев. Многие из них и так проявляли недовольство Аддис-Абебским соглашением 1972 года, сохранившим единство столь разноплеменной страны и, хоть и редуцированное, но все же влияние арабов на юге. Это уже привело в 1975 к новому восстанию и созданию Анья-нья-2, впрочем, недостаточно обширному движению, действия которого не заслужили на наименование «2-я Гражданская война в Судане». Однако планируемая хартумским правительством переброска значительной части подразделений южан на север (где они, находясь в чуждом регионе, точно не могли бы представлять угрозу арабскому правительству в эксплуатации ресурсов юга), создала идеальный повод для восстания.

Таким образом, оценивая в совокупности и причины и поводы 2-й Гражданской, нельзя сделать вывод о полной виновности в этом арабов севера страны. Как и нельзя назвать необоснованными опасения и претензии южан. Однако думаю, что действия хартумского правительства после начала войны (в значительной мере описываемые терминами «средневековье» и «геноцид») вполне оправдывают лидеров южан, инициировавших эту кровопролитную борьбу. И, безотносительно к исходным деяниям и намерениям сторон, несомненно, что попытка объединения в одном государстве Судан столь разных по этническому происхождению и вероисповеданию народов была изначально преступной.

1.2. Начало восстания

Теперь наконец пора сказать хотя бы пару слов о самом восстании, приведшем к Гражданской войне. Началось оно ранним утром 16 мая 1983 года в лагере 105-го батальона Суданских вооруженных сил (далее SAF) в нескольких километрах от города Бор. Инициировал и возглавил мятеж командир батальона майор Керубино Кваньин Бол, убедивший своих подчиненных не подчиняться приказу о переводе на север страны. Восставшие открыли огонь по присутствовавшим в лагере немногочисленным арабским военнослужащим, взяв на время под свой контроль окрестности Бора. В тот же день, получив известие о борском мятеже, в нескольких десятках километров к северо-востоку восстал 104-й батальон SAF в районе Айода, также охранявший трассу Джонглей-канала. В последнем случае командовал восставшими майор Вильям Нуйон Бани.

Суданское правительство направило против мятежников существенные силы, заставив их бежать в восточном направлении в Эфиопию, уже не один год поддерживавшую южносуданских повстанцев из Анья-нья-2. Однако новое восстание не просто добавило некоторое количество недовольных к имевшимся в эфиопских лагерях беженцам. Во-первых, туда прибыли организованные и тренированные бойцы со своими командирами. Во-вторых, в числе направленных на подавление борского мятежа военнослужащих находился происходивший из нилотского племени динка полковник Джон Гаранг де Мабиор. Не будучи инициатором восстания, последний все же присоединился к нему, улучив момент для дезертирства из прибывших в район Бора подразделений SAF.

Именно с деятельностью Джона Гаранга неразрывно связана основная борьба южносуданцев в ходе 2-й Гражданской войны – кто-то включился в нее раньше, кто-то позже; кто-то проявил на поле боя свой героизм больше, кто-то меньше – но без Джона Гаранга это вряд ли привело бы к тому результату, который мы видим ныне. Я конечно забегаю вперед в повествовании о 2-й Гражданской в Судане, однако не случайно. Джон Гаранг не участвовал лично в штурмах городов. Силы Джона Гаранга терпели поражения. Джон Гаранг совершал ошибки. Силы Джона Гаранга совершали неподобающие действия. Джон Гаранг привел южан к победе.

1.3. Создание SPLA

А теперь вернемся к событиям 1983. Борский мятеж вызвал активный приток в Эфиопию недовольных хартумским правительством. В тот момент повстанческие настроения буквально бродили в воздухе Южного Судана, так что при известии о мятеже началось бегство и политиков автономии, и просто жителей. Первые, разумеется, сразу же попытались оформить свое участие в восстании, развернув в лагерях беженцев бурную деятельность. Еще до прибытия туда инициаторов мятежа, потративших некоторое время на бои с правительственными силами, группа политиков объявила о создании Народно-освободительной армии Судана (НОАС). Сразу отмечу, что я все же предпочту использовать в рассказе англоязычные аббревиатуры (вместо НОАС – SPLA), раз уж вся информация для написания статьи извлечена из англоязычных источников, и именно по ним заинтересовавшиеся данным вопросом лица могут осуществить самостоятельный поиск.

На приведшей к созданию SPLA встрече политиков первоначально обсуждался вопрос о создании движения, стремившегося к освобождению только Южного Судана (SSPLA). Однако решающим оказалось влияние присутствовавшего на конференции полковника эфиопских вооруженных сил, передавшего пожелания, от которых невозможно было отказаться - ведь дело то происходило в Эфиопии:

  • движение должно носить социалистический характер (сам эфиопский режим Менгисту Хайле Мариама баловался в то время марксистскими экспериментами с колхозами, продразверсткой и «красным террором»);
  • движение должно взять цель на «освобождение» всего Судана, а не только юга.

Не исключено, что данные требования были согласованы с Советским Союзом, активно поддерживавшим эфиопский режим.

Также на упомянутой конференции определили, кто будет руководить новым движением. Главой политической ветви (SPLM) стал ветеран южносуданской политики Акуот Атем. Командующим военной ветвью (SPLA) назначили Гая Тута – отличившего в 1-й Гражданской войне полевого командира Анья-нья, подполковника SAF (после Аддис-Абебского соглашения 1972), ушедшего с военной службы в 1974 и с тех пор занимавшего ряд видных постов в гражданской администрации автономного региона. Действующим военным, дезертировавшим из состава SAF, политики определили в качестве награды пост начальника Генштаба SPLA, отданный Джону Гарангу, обладавшему наибольшим среди них чином полковника.

По прибытии принявших участие в мятеже военных в Эфиопию между ними и создавшими SPLA политиками возникли разногласия. Уже на первом совещании Джон Гаранг выдвинул претензии к Акуоту Атему, мотивируя это его почтенным возрастом. Да и Гай Тут, некогда прославленный командир, в качестве командующего армией не вызывал у гарангистов энтузиазма, ибо уступал последнему в воинском звании и последние 9 лет занимался политической деятельностью. Джон Гаранг отправился в Аддис-Абебу и добился приема у Менгисту Хайле Мариама. По результатам личной встречи Менгисту принял решение поддержать именно его, впечатленный деятельным характером и готовностью в полной мере поддерживать социалистический характер движения. Из Аддис-Абебы в лагерь Итанг (где сосредотачивались беженцы после борского мятежа) поступил приказ арестовать Акуота Атема и Гая Тута, однако последние, предупрежденные одним из эфиопских офицеров, бежали в лагерь Буктенг на территории Судана.

Сам Джон Гаранг вернулся вместе с наделенным широкими полномочиями эфиопским генералом. Хоть Итанг оказался к этому моменту целиком в руках сторонников Гаранга (военных, принявших участие в борском мятеже), однако возник вопрос относительно лагеря Билпам, где уже 8 лет базировались бойцы Анья-нья-2 под командованием Гордона Конга Чуола. Эфиопы желали создания объединенного социалистического повстанческого движения в Судане, поэтому последнему отвели недельный срок явиться в Итанг для решения вопроса о его месте в SPLA. Гордон Конг отказался, то ли опасаясь ареста (прецеденты уже были), то ли несогласный с обменом поста лидера Анья-нья-2 на не столь высокое место в иерархии SPLA. По истечении недельного срока эфиопский генерал назначил полковнику Джону Гарангу, как лидеру SPLA/SPLM, заместителя в лице майора Керубино Кваньина, утвердил в качестве начальника Генштаба майора Вильяма Нуйона и как заместителя начальника Генштаба капитана Салву Киира (кстати, нынешнего Президента Южного Судана). Одновременно эфиоп предоставил Гарангу право назначения других членов командования и, что гораздо более важно, санкционировал военную акцию против сил Анья-нья-2. Так что в конце июля 1983 года SPLA атаковала и после непродолжительных боев захватила Билпам, вытеснив силы Гордона Конга в уже упоминавшийся лагерь Буктенг. На этом оформление нового повстанческого движения (SPLA) можно считать завершенным.

Что же касается вытесненных в Буктенг диссидентов из SPLA и членов Анья-нья-2, то их пути вскоре разошлись. Гордон Конг со своими сторонниками, не видя далее возможности опереться на какие-либо базы за пределами Судана, перешел на сторону хартумского правительства, борьбу с которым Анья-нья-2 начала за 8 лет до появления SPLA. Гая Тута в начале 1984 убил его заместитель, который вскоре тоже погиб в очередной междоусобице. Акуот Атем, выходец из племени динка, вскоре после гибели Гая Тута пал от рук нуэров, получивших импульс ненависти к динка после неудач их лидеров Гордона Конга и Гая Тута.

1.4. Население Южного Судана

Здесь самое время обратить внимание на этнический состав повстанцев и этническую карту Южного Судана в целом. Последний представляет из себя пестрый конгломерат народов и племен, что не могло не отразиться на ходе описываемых событий.

Наибольшим народом в данном регионе являются динка, весьма воинственные люди, разделенные, как здесь полагается, на несколько племен, однако вполне способные при определенных условиях собраться под знаменами единого лидера. Вторые по численности нуэры – представители этого племени необычайно воинственны, возможно даже более чем динка, однако явно уступают последним в способностях действовать под единым командованием. Чересполосица земель динка и нуэров составляет большую часть севера Южного Судана, где также проживают родственные двум предыдущим племенам шиллуки, а равно не столь родственные берта (на северо-восточной границе Южного Судана и Эфиопии). Южную часть региона (так называемую Экваториальную область) заполняет множество племен, наиболее значимыми среди которых, при перечислении с востока на запад, являются дидинга, топоза, ачоли (сородичи которых в Уганде известны созданием одного из самых жутких формирований конца 20/начала 21 века – Армии освобождения господней, LRA), мади, лотуко и локоя, бари и мундари, азанде. Отметились во 2-й Гражданской войне и мурле, и ануаки (на востоке у границы с Эфиопией), и корпорация фертит (разнообразные мелкие племена на западе региона в полосе от Вау до Раги).

Именно динка и нуэры составили первоначально костяк восставших. Именно соперничество их лидеров привело в ходе войны к наиболее тяжелым последствиям для SPLA. В рамках цикла статей, озаглавленных «2-я Гражданская война в Судане», автор по мере возможности будет избегать рассказа о связанных с нуэрами событиях, ибо история участия представителей этого племени в данной войне настолько интересна, что ей планируется посвятить отдельную статью – причем качество обозрения прочих событий 2-й Гражданской не должно пострадать. Это вполне возможно, поскольку исход противоборства решился преимущественно в ходе боевых действий против хартумского правительства динка и союзных им отрядов, организованных руководством SPLA из представителей разнообразнейших племен Южного Судана.

Однако стоит наконец указать этническую принадлежность ранее упомянутых героев нашего повествования:

  • инициатор борского мятежа, первоначально заместитель командующего SPLA, Керубино Кваньин Бол – динка;
  • инициатор восстания в Айоде, первоначально начальник Генштаба, Вильям Нуйон Бани – нуэр;
  • обладатель наивысшего воинского звания на момент мятежа и потом неизменный лидер SPLA (и SPLM), Джон Гаранг – динка;
  • самый первый руководитель SPLM, Акуот Атем – динка;
  • самый первый руководитель SPLА, Гай Тут – нуэр.

Таким образом, летняя борьба 1983 года в лагерях беженцев в Эфиопии за руководство SPLА происходила не между представителями динка и нуэров, а между военными и политиками. В среде победившей партии оказались представители обех племен (Гаранг/Керубино и Нуйон), в среде проигравших также (Атем и Тут).

Несколько сложнее оказалась ситуация в отношении соперничества «новых» повстанцев и Анья-нья-2: отвергший объединение со SPLA лидер данной организации Гордон Конг принадлежал к племени нуэров, зато присоединившиеся к новому движению отделы возглавляли динка Джон Коанг и мурле Нгачигак Нгачилук. Таким образом, среди отрядов Гордона Конга остались только нуэры и вступившая в союз с хартумским правительством Анья-нья-2 представляла уже исключительно племенную организацию. Это было для SPLA не очень хорошим признаком – «подобрать» под себя повстанческую структуру, сыграв на социальных или личностных мотивах (длительность которых исчисляется максимум годами), несомненно легче, чем «переманить» этнических оппонентов, причины недовольства которых кроются в столетних спорах народов.

Прежде чем обратиться к описанию боевых действий, скажу еще пару слов о «картографическом обеспечении» повествования. Я считаю, что полноценное понимание хода любого конфликта без изучения его развития в пространстве невозможно. Поэтому только в редких случаях упоминаемое в тексте название нельзя будет найти на сопровождающих статью картах, причем это будет специально отмечаться признаком «(н/к)». В частности, отследить изложенные в данной статье перипетии боевых действий можно будет по фрагментам карты Судана, подготовленной Производственным картосоставительским объединением «Картография» Главного управления геодезии и картографии при Совете министров СССР в 1980г.

Отмечу лишь одну особенность – уже после издания данной карты в Судане произошло завершение дробления больших провинций, в результате которого Бахр-эль-Газаль оказался разделен на Западный Бахр-эль-Газаль, Северный Бахр-эль-Газаль, Варрап и Озерную провинцию; из Верхнего Нила выделили Джонглей и Юнити; а Экваториальная провинция разделилась на Западную, Центральную и Восточную экваториальные.

1.5. Боевые действия в 1983-1984 годах

А теперь наконец к борьбе повстанцев с правительством, а не только между собой. 7 ноября 1983 года SPLA захватила поселок Малвал (н/к) в нескольких десятках километров к югу от города Малукал. Поселок представлял собой соломенные хижины с менее чем тысячей жителей, так что его захват (сопровождаемый максимум «боями» с местной полицией) послужил разве что заявкой на серьезность нового движения. Конечно, малозначимые события следует исключать из повествования, но все же я решил Малвал отметить – как первый населенный пункт, попавший в жернова 2-й Гражданской войны в Судане. К тому же SPLA атаковала его почти одновременно с городом Насир, в котором повстанцы захватили все, кроме базы гарнизона SAF. В течении нескольких последующих дней выдвинувшиеся из соседних районов воинские части хартумского правительства вели бои с повстанцами, и по прошествии недели смогли вытеснить противника из Насира, а затем и из Малвала.

Ноябрьская вылазка 1983 года SPLA в Судан была лишь пробой сил, а руководство повстанцев готовилось к совершенно естественной в тех условиях битве на путях снабжения, которая вовсе не была исключительно «битвой на дорогах». В бедном на дорожную инфраструктуру Южном Судане основные пути сообщения пролегали вдоль рек – прежде всего Нила (дающего прямой доступ к столице южного региона Джубе), а также по Собату (притоку Нила, ведущему к Насиру), и системе Бахр-эль-Газаля (дающей доступ из Нила к обширной территории на запад, в том числе и в нефтеносную провинцию Юнити). Поэтому первоначально основными объектами нападений повстанцев стали нильские пароходы.

В феврале 1984 атаке подверглось судно, буксировавшее несколько барж. Правительственные источники утверждали, что погибло лишь 14 пассажиров, тогда как по другим данным – более трех сотен. Следует уточнить, что пассажирами подобных «конвоев» были в равной степени и гражданские, и военные (суданская армия первоначально использовала для перемещения по рекам обычные гражданские транспортные средства). Вторая подтвержденная обеими сторонами атака повстанцев на речной пароход относится лишь к декабрю этого года, но стоит учитывать, что данный конфликт характеризуется особенно противоречивыми сообщениями сторон, так что подтверждение правительством факта инцидента зачастую происходило лишь при происшествии значительного масштаба.

В связи с проблемами на речных путях особое значение для правительства приобретала транспортная авиация. Но и ей пришлось учиться работать в непростых условиях конфликта – в конце июня суданцы подтвердили потерю одного транспортника и одного боевого F-5. Причем правительственная сторона подозревала, что летательные аппараты поразили при помощи ПЗРК «Стрела», полученных СПЛА из Эфиопии.

Впрочем, не только на воде и в воздухе шла «битва на дорогах». Снабжение правительственных сил в западной части Южного Судана в значительной мере осуществлялось по железной дороге, шедшей с севера страны в столицу штата Западный Бахр-эль-Газаль Вау. В марте 1984 СПЛА взорвала здесь железнодорожный мост через реку Лол, перебив охранявший его гарнизон.

Наконец, происходили нападения и на двигавшиеся по суше конвои. В августе попал в засаду и понес большие потери правительственный отряд, направлявшийся из Джубы в Бор. А в начале октября была разгромлена колонна между Дук и Айод, на трассе Джонглей-канала. Кстати, сооружение последнего остановили еще в феврале - тогда повстанцы напали на упомянутый ранее Айод и ряд других пунктов, так что генподрядчик данного гидротехнического объекта французская компания отказалась от дальнейших работ в связи с гибелью нескольких сотрудников. Равным образом ряд нефтяных компаний приостановили свою работу на уже почти готовых к освоению месторождениях в штате Юнити.

1.6. Боевые действия в 1985 году

В начале 1985 года из Джубы в заблокированный повстанцами Бор вышел новый конвой, насчитывавший несколько тысяч военнослужащих с большим количеством техники. В 70 километрах от своей цели он подвергся мощной атаке СПЛА и понес большие потери. Однако размер конвоя сказался на итоге сражения – уничтожить его полностью не удалось. Через некоторое время, приведя себя в порядок, колонна возобновила движение. На пути следования она еще несколько раз попадала в засады, несла потери и надолго останавливалась. Однако, хоть и через три месяца, правительственный отряд все же достиг Бора. Отметим, что для суданской войны стали весьма характерными такие «долгоидущие» конвои. В связи с полным превосходством армии в тяжелом вооружении уничтожить их было непросто, но и правительственным силам приходилось передвигаться очень осторожно, учитывая риск в любой момент попасть в засаду на хорошо знакомой противнику местности.

Пока шла борьба на дорогах, а бойцы инициировавших восстание бывших 104-го и 105-го батальонов Суданских вооруженных сил (SAF) беспокоили армейские гарнизоны в прилегающих к Эфиопии Почалле и Акобо, руководство СПЛА готовило новые подразделения, которые могли бы достойно выступить на арене борьбы с SAF. Титулование при этом рассматривалось как немаловажное – первые два батальона СПЛА несли имя «Носороги» и «Крокодилы». Последние в 1984 предприняли операцию по захвату горного плато Бома к югу от Почаллы, удобного для создания базового района уже на суданской территории. После первоначального успеха повстанцы были вынуждены отступить, отведав действие принципа «удача на стороне больших батальонов».

Тем временем в эфиопских лагерях готовились новые силы – «дивизия» со звучным названием «Саранча», насчитывавшая до 12 тысяч бойцов. И, разумеется, новые ее батальоны носили не менее гордые имена, чем предыдущие – «Скорпионы», «Железный», «Молния». В самом начале 1985 горный район Бома опять захватили, теперь батальоном «Скорпионы» под командованием Нгачигака Нгачилука. И, несмотря на дальнейшие перипетии длительной гражданской войны, Бома так никогда и не была отбита правительственными силами, став надежной базой для операций повстанцев.

Из Бомы силы СПЛА двинулись на запад, нанесли поражение правительственным отрядам к северу от провинциального центра Восточной экваториальной Торита, и начали занимать его окрестности. Их действия в этом районе облегчало содействие народа лотуко (и родственных последним локоя, проживающим в районе Лирии и Нгангалы), представитель которых и видный политический деятель юга Судана Джозеф Одунхо вошел в руководство SPLM.

Продвигаясь на юго-запад, передовые отряды СПЛА достигли поселка Овни-ки-Бул (н/к) в 20 километрах от Магви. Это уже была территория народа мади, не проявившего особого энтузиазма вступить в борьбу против северян-арабов. Поэтому неудивительно, что отряд СПЛА сжег поселок, а прибывшие вскоре подразделения SAF при поддержке местной милиции разбили и отбросили противника.

Вторым направлением продвижения из области лотука для СПЛА было западное, где они захватили расположенный на берегу Нила городок Монгалла. Однако и здесь возникли определенные нюансы – повстанцы вступали в область племени мандари. Последние же на протяжении столетий являлись непосредственными соседями динка из подразделения бор, а потому «имели счеты» с основной ударной силой СПЛА. Старые конфликты между мандари и динка не раз «прорывались» в пост-колониальную эпоху. В частности, вскоре после начала восстания в 1983 мандари устроили резню торговцев-динка в Джубе в ходе борьбы за право торговли на местном рынке. А хартумские власти, умело пользовавшиеся политикой «разделяй и властвуй», этому не препятствовали. В свою очередь, динка в том же 1983 изгнали соперников из городка Тали-пост к юго-западу от Бора. Так что милиция мандари оказалась хорошо мотивирована и пользовалась полной поддержкой правительственных сил. Вскоре она нанесла поражение повстанцам возле Гур-Макур (н/к) вблизи Монгаллы, заставив СПЛА отступить и из этого населенного пункта.

Здесь отмечу очередную особенность данного конфликта. В условиях, когда только хартумское правительство не имело недостатка в тяжелом вооружении, наличие на поле боя даже нескольких танков могло стать решающим фактором. Таким образом, во многих боях со СПЛА правительственная сторона оказывалась представленной преимущественно некоей племенной милицией, которая вряд ли могла одержать победу, не будучи поддержанной «броне-» или «артмастерами» из состава армии. А такая поддержка, в свою очередь, была крайне вероятна – лишь попроси.

В сентябре того же года отряды Южного командования СПЛА, руководил которыми бывший майор SAF Арок Тон Арок, напали на другой важный город племени мандари – Терекеку, теперь на западном берегу Нила несколько севернее Монгаллы. В захваченной Терекеке произошли серьезные эксцессы в отношении мандари. Причем источники отмечают их направленность прежде всего против «восточного крыла» племени, что возможно было местью за недавнее поражение на другой стороне Нила. Впрочем, и Терекеку отряды СПЛА были вынуждены вскоре оставить.

Разумеется, повстанцы проявляли активность и в других районах юга Судана. Однако пока отмечу лишь захват 3 марта 1985 года поселка Джеку (н/к), восточнее Насира у границы с Эфиопией. Хоть это событие и не повлекло дальнейших серьезных последствий, но по крайней мере SAF потеряли здесь весь гарнизон во главе с полковником.

Гораздо труднее было овладеть провинциальными центрами, хоть повстанцы и пытались. В ноябре 1985 только что прибывший после обучения в Эфиопии батальон попытался взять Бор. Однако для составлявших его динка из северных кланов местность судда оказалась совершенно незнакомой и непривычной, что и сыграло немалую роль в итоговом сокрушительном поражении.

По видимому, именно это поражение переполнило «чашу терпения» командования СПЛА в отношении Южного командования. Арок Тон Арока заменили на некоего Куола Маньянг Джуука. Эпитет «некий» впрочем не стоит рассматривать слишком уничижительно – как показали дальнейшие события, наибольшую известность во 2-й Гражданской приобретали не руководители успешных операций, а раскольники и изменники.

Завершим же данный раздел парой эпизодов из «борьбы на дорогах» 1985 года. О продолжавшихся проблемах с нильским пароходством свидетельствовал факт освобождения в феврале 86-го плененного повстанцами несколькими месяцами ранее капитана парохода, гражданина ФРГ (почему собственно этот случай и стал известен). Опасность же полетов на снабжение гарнизонов была подтверждена потерей двух транспортников Buffalo – 14 марта у Акобо и 4 апреля возле Бора. Наконец, в конце года СПЛА несколько раз обстреливала аэропорт Джубы из орудий и минометов, хоть и без особых результатов.

Тем временем приближались более серьезные события…

Павел Нечай,

Конечно не приятно друзья что я возвращяюсь в свой блог с плохой новостью! Но что поделаешь если того требует ситуацыя и обстановка. Конечно же promplanet не мог пройти мимо конфликта в Судане. Много людей, а в основном детей сейчас на гране умерания од последствий этого варварства двух розделевщыхся сторон. Хочу Вам дорогие посетители предложить сделать денежный взнос для христиан южного и северного Судана. Это можно сделать пройдя по этой ссылке (внимательно читаем инструкцию). Постарайтесь не проходить мимо маленьких детей которые умирают от политического преследования,только потому что они другой веры. Но об этом чуть позже... Давайте же все таки разберемся что такое Судан,где он находится и от куда взялся этот конфликт.

Суда́н и его половинки . Республика Судан ‎‎ (Джумхурийат ас-Судан)) — государство в Северо-Восточной Африке . Граничит с Египтом на севере, Ливией — на северо-западе, Чадом — на западе, — на юго-западе, Южным Суданом — на юге и Эритреей и Эфиопией — на юго-востоке. На северо-востоке омывается водами Красного моря . Столица — город Хартум . Ю́жный Суда́н (англ. South Sudan ), официальное название Республика Южный Судан (англ. Republic of South Sudan ) — государство в Африке со столицей в Джубе . Предполагается перенос столицы из Джубы в город Рамсель . Граничит с Эфиопией на востоке , Кенией , Угандой и Демократической Республикой Конго на юге , Центральноафриканской Республикой на западе и Суданом на севере . Площадь — 619 745 км² . Суверенный статус Южного Судана вступил в силу 9 июля 2011 года , после подписания декларации о провозглашении его независимым государством . Член ООН с 14 июля 2011 года . Выхода к морю не имеет . Смотрим на карту:

И так, население страны Судан. По оценке на июль 2010 население Судана насчитывало 30,89 млн человек (нe включая Южный Судан ). Годовой прирост находится на уровне 2,15 %. Суммарный коэффициент рождаемости — около 4,4 рождений на женщину. Младенческая смертность — 78 на 1000. Средняя продолжительность жизни составляет 51,6 года у мужчин, 53,5 года у женщин. Городское население — 43 %. Уровень грамотности составляет 71 % среди мужчин и 50 % среди женщин (по оценке 2003 года). Большинство населения принадлежит к негроидной расе (нилоты , нубийцы ) — 52 %. Арабы составляют 70 % населения , беджа (кушиты ) — 6 %, прочие 3 %. Наиболее распространённые языки — арабский, нилотские языки, нубийский, беджа. Официальными языками являются арабский и английский. Большинство населения Северного Судана исповедует ислам суннитского толка (95 %), христианство — 1 %, аборигенные культы — 4 %.
Население Южного Судана составляет, по разным данным, от 7,5 до 13 млн человек . По итогам суданской переписи 2008 года население Юга составило 8 260 490 человек , однако власти Южного Судана эти результаты не признают, поскольку центральное бюро статистики в Хартуме отказалось предоставить им исходные данные по региону для собственной обработки и оценки . Большинство населения Южного Судана принадлежит к негроидной расе и исповедует либо христианство , либо традиционные африканские анимистические религии . Основную группу населения составляют представители нилотских народов , наиболее многочисленными из которых являются динка , нуэр , азанде , бари и шиллук .

Конфликт . М ежэтнический конфликт в Судане , вылившийся в вооружённое противостояние между центральным правительством, неформальными про правительственными арабскими вооружёнными отрядами « Джанджавид » и повстанческими группировками местного негроидного населения. Обе стороны в конфликте обвиняли друг друга в серьёзных нарушениях прав человека, включая массовые убийства, грабежи и изнасилования мирных жителей. Тем не менее чаша весов уже вскоре склонилась в пользу лучше вооружённых отрядов «Джанджавид». К весне 2004 года несколько тысяч человек — в основном чернокожих — были убиты, и примерно миллиону пришлось покинуть свои дома, что привело к серьёзнейшему гуманитарному кризису. Кризис принял международные масштабы, когда более ста тысяч беженцев, преследуемые отрядами «Джанджавид», хлынули в соседний Чад, что привело к столкновениям между «Джанджавид» и чадскими пограничниками. Вооружённый конфликт в Дарфуре вызвал массовый поток беженцев. По данным Верховного комиссара ООН по делам беженцев, только в декабре 2003 года в соседний Чад перешло до 30 тыс. человек, а к середине февраля 2004 года в соседнюю страну бежало от 110-до 135 тыс. человек .


Количество жертв конфликта оценивается уже примерно в 400 тыс. человек. Ещё 2 млн остались без крова. Международный Комитет Красного Креста , одна из немногих гуманитарных организаций, работающих за пределами городских поселений и лагерей для перемещенных лиц, оказывает помощь более чем полумиллиону жителей сельских районов и представителям кочевых сообществ. Операция МККК в этой стране остается второй по масштабам гуманитарной операцией МККК в мире. Также этим конфликтом заинтересованы влиятельные люди мира... Одним из них является знаменитый актер Джордж Клуни. Который один из первых независимых мирных деятелей начал призывать общественность для разрешения этой ситуации. Предлагаю Вам посмотреть видео:


Джордж Клуни и его отец Ник оказались арестованными во время демонстрации у посольства Судана в Вашингтоне. Участники акции трижды проигнорировали требования полицейских не пересекать ограждение территории дипмиссии. Впоследствии сотрудники правоохранительных органов надели на нарушителей наручники и отвели в автобус.
Подборка фото:


Другие пожертвования можно проводить (следуем инструкции). А также просим Вас обратить внимание на наш плакатик от "Всемирной продовольственной программы ООН" на правой боковой панели сайта. Желаем Вам всего самого наилучшего:)

Автор идеи Нина Возная

Недавно на политической карте мира появилось новое государство - Южный Судан. Дипломаты и журналисты разных стран бодро рапортуют о том, что многолетняя гражданская война между севером и югом наконец-то закончилась и на северо-востоке Африки теперь установлены мир и спокойствие. Но так ли это на самом деле?

ИСТОКИ ВОЙНЫ ЗАЛОЖЕНЫ ЕВРОПОЙ

9 июля 2011 года Республика Южный Судан (РЮС) официально объявила о своей независимости. До этого 9-15 января 2011 года в новоиспеченной стране был проведен референдум, на котором 99% населения южной части тогда еще единого государства проголосовали за отделение от Хартума - столицы теперь уже Северного Судана, или просто Судана.

Обретение независимости Южным Суданом должно завершить переходный период, предусмотренный Всеобъемлющим мирным договором, который был подписан в 2005 году между правительством Судана и повстанцами юга - так называемым Суданским народно-освободительным движением. Этот мирный договор завершил вторую гражданскую войну, длившуюся в Судане 22 года, с 1983 по 2005 год. Причиной войны стала прежде всего политика исламизации, начатая правительством Судана в 1983 году. Результатом - война арабов Судана против исповедующих преимущественно христианство или сохранивших местные культы народов юга. Многолетняя гражданская война сопровождалась массовыми убийствами, голодом и эпидемическими заболеваниями. Ей предшествовала первая гражданская война в 1955-1972 годах.

В действительности причины конфликта в Судане лежат гораздо глубже, и их следует искать в колониальном прошлом этой многострадальной страны. На Берлинской конференции в 1884 году европейские державы навязали такие границы своим африканским колониям, что представители многих этнических групп, не имеющих ничего общего друг с другом, фактически оказались перемешаны между собой или, напротив, были разделены. В 1956 году Судан официально стал независимым государством. Но это не избавило его от проблем - сразу началась затяжная гражданская война между севером и югом. С самого начала существования независимого Судана жизнь этого государства осложняют территориальные споры с соседями, этнические и конфессиональные противоречия внутри страны.

ПОВТОРЕНИЕ УКРАИНСКОГО СЦЕНАРИЯ

По истечении месяца с момента признания независимости Южного Судана стало понятно: трудности в отношениях между севером и югом не закончились. Похоже, они только начинаются. Все дело в нефти. Власти Хартума всерьез обеспокоены потерей месторождений, которые расположены на территории десяти штатов Южного Судана. У них есть весомый козырь: добываемая на юге нефть по нефтепроводам, проходящим через северную часть Судана, доставляется в Порт-Судан, расположенный на Красном море. Поэтому северосуданские власти претендуют на значительную долю в нефтяных прибылях юга. Кроме того, северяне не хотят терять расположенный на стыке юга и севера район Абьей, где добывается более четверти суданской нефти. «Переговоры по этому вопросу продолжаются, но если представители племени динка в одностороннем порядке объявят, что Абьей принадлежит югу, может начаться война», - переходит к угрозам президент Судана Омар аль-Башир. Вопрос о принадлежности района Абьей и его месторождений должен был решиться на отдельном референдуме, но его проведение отложено.

Судан ежедневно добывает 500 тыс. баррелей нефти, при этом около 75% нефтедобычи приходится на месторождения на юге. Президент Судана Омар аль-Башир уже заявил, что не позволит Южному Судану после его отделения монопольно пользоваться доходами от добычи нефти.

Юг либо продолжит делиться добываемой нефтью с севером, или будет платить налоги и пошлины за использование нефтяной трубы, проходящей по территории севера, - только так, по мнению президента Судана, может быть решен вопрос о распределении доходов от нефтедобычи после разделения страны на два государства. В случае неуплаты пошлин югом, официальный Хартум готов перекрыть нефтяную трубу. В то же время, после отделения юга в июле этого года, Южный Судан наотрез отказывается от предложения властей севера делить доходы от нефтедобычи в течение нескольких лет.

В целом ситуация в суданских взаимоотношениях ухудшается по нескольким причинам, не только из-за раздела доходов от добычи нефти - властям севера и юга до сих пор не удалось договориться по многим важным вопросам, в частности по определению границ, принадлежности спорных пограничных районов.

Не добавляет оптимизма и намерение Омара аль-Башира продолжить исламизацию Судана. По словам суданского президента, 98% северян Судана исповедуют ислам, и поэтому они готовы построить сильное и монолитное исламское государство в Африке. Обеспокоенные исламизацией христиане-африканцы, проживающие на севере Судана, бегут в Южный Судан. Накануне январского референдума об отделении Южного Судана агентство ООН по делам беженцев сообщило, что с севера на юг страны в последние месяцы мигрировали более 120 тыс. человек. Их число в ближайшие годы скорее всего только увеличится.

НЕФТЯНОЕ МАРОДЕРСТВО

Северный Судан напоминает сегодня раненого зверя, которого лишили последней добычи. Оказавшись без нефти, Омар аль-Башир, похоже, готов пойти даже на самые крайние меры в погоне за нефтяными ресурсами. Поэтому он теперь может представлять серьезную опасность в регионе. Уже после провозглашения независимости Южного Судана аль-Башир заявил в интервью BBC, что готов применить силу для овладения спорным регионом Абьей.

Тем временем в этом районе постоянно происходят перестрелки между отрядами севера и юга. Напомним, что вооруженный конфликт из-за района Абьей длится с конца мая 2011 года. Армия Северного Судана с боем захватила этот спорный район и находится там до сих пор. В развязывании конфликта северяне и южане обвиняют друг друга.

Накануне провозглашения Южным Суданом независимости произошло очень важное событие, которое практически никак не было освещено в СМИ. Армия Северного Судана захватила нефтеносный район Куфра на юге Ливии, а также взяла под контроль город Джауф и шоссейную дорогу к центру нефтяных полей Сарир и Мисла.

Суданские военные взяли под свой контроль самое южное месторождение Ливии и теперь контролируют юго-восток этой североафриканской страны. Как пишут английские журналисты, «понятно, что суданцы получат теперь долю во вновь возрождающемся рынке ливийской нефти». Вызывает неподдельное удивление, почему ООН никак не отреагировала на эту ситуацию. Ведь совершенно очевидно, что имело место нарушение государственной границы с последующей военной оккупацией части независимого государства.

Логично предположить, что НАТО была как минимум в курсе намерений суданской армии, тем более что от суданской границы до Куфры немалое расстояние - 800 км. Вполне возможно, что между правительством Судана и НАТО было заключено негласное соглашение: западная коалиция предоставляет Хартуму южные нефтеносные месторождения на юге Ливии в обмен на мирное и тихое признание Южного Судана, к которому отходит большая часть нефтеносных районов некогда единого государства.

КТО БУДЕТ БИТЬСЯ ЗА СУДАН?

По оценкам некоторых экспертов, Судан обладает запасами нефти, сопоставимыми по объемам с резервами Саудовской Аравии, а еще огромными запасами природного газа, урана и меди. Было бы недальновидно рассматривать признание независимости Южного Судана только в контексте противоречий Хартума и Джубы в нефтяной сфере, игнорируя «китайский фактор» и американо-китайское соперничество в Африке. Начиная с 1999 года, только по официальным данным, Китай инвестировал в экономику Судана 15 млрд. долл. Китайская национальная нефтяная корпорация на сегодняшний день является самым крупным суданским иностранным инвестором, вложив 5 млрд. долл. в разработку нескольких нефтяных месторождений на юге Судана.

Появление независимой Республики Южный Судан на практике означает, что Поднебесной по поводу своих нефтепроектов теперь придется договариваться с администрацией Джубы, а не Хартума. А если вспомнить, что только западные демократии оказывали активную поддержку южанам в их стремлении к отделению от Хартума, тогда как Китай был заинтересован в единстве Судана ввиду налаженных контактов с администрацией Омара аль-Башира, то Пекину теперь придется непросто.

Показательно, что первыми из мировых держав новое государство признали Соединенные Штаты Америки и следом за ними Китай. Другой любопытный факт: наиболее тесные и дружеские отношения у правительства Южного Судана сложились с Угандой, которая является основным стратегическим партнером РЮС в совместной борьбе против угандийской националистической парахристианской повстанческой группировки «Армия сопротивления Господа». Между тем на сегодняшний день Уганда - главный проводник западных интересов на Африканском континенте. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» - эта древняя мудрость вполне применима и к Южному Судану. Можно не сомневаться, что в скором времени проамериканская ориентация Южного Судана проявится. Учитывая стремление США выдавить из Африки обосновавшийся там Китай, можно понять, в каком направлении будут развиваться процессы на северо-востоке Африки.

В опубликованном Стивеном Эллиотом сборнике документов «Сценарии дальнейших вторжений США. Официальные документы Пентагона» в числе вероятных целей для американского вторжения называются Иран, Пакистан, Узбекистан, Венесуэлу, Северную Корею, Сирию и Судан. Неспокойная ситуация в западной провинции Судана Дарфуре, где также находятся большие запасы нефти, дает повод американцам для «гуманитарного вмешательства».

По мнению американских военных, после многих лет неподчинения Хартума и провала гуманитарных миссий, кризис в Судане может разрешить только военная интервенция, поскольку все средства международной дипломатии в отношении Башира были исчерпаны. Повод для вмешательства, если верить этим документам, уже найден: совместная резолюция ООН и Африканского союза по объединенному миротворческому контингенту в Дарфуре (UNAMID) содержит наглядную программу для гуманитарной интервенции в Дарфур. США могут провести интервенцию, ссылаясь на то, что они проводят в жизнь уже существующую резолюцию, высказываются американские военные.

В феврале 2006 года Сенат США принял резолюцию, которая требовала введения в Дарфур войск НАТО и миротворческих сил ООН. Через месяц президент Джордж Буш-младший призвал к размещению усиленных подразделений НАТО в Дарфуре. Китай также проявляет большой интерес к этому региону. Так что «битва за Дарфур» еще предстоит.

Опыт проведения военных операций в Африке у Североатлантического альянса уже есть: в ноябре 1997 года на территории Германии НАТО провела маневры под кодовым названием «Союзные усилия». На этих учениях моделировалась следующая ситуация: идет война между двумя африканскими странами на одном из островов Юго-Восточной Африки, а миссия НАТО заключается в том, чтобы развести армии этих стран по поручению ООН.

В связи с нынешней ситуацией на Ближнем Востоке и в Северной Африке вызывают опасение слова бывшего верховного главнокомандующего вооруженными силами НАТО в Европе, американского генерала Уэсли Кларка, которые он произнес в 2007 году в эфире Voice of America: «Cпустя несколько недель я переспрашиваю генерала из Объединенного комитета начальников штабов США: Так что там решили? Наступаем мы на Ирак или нет? А он отвечает: «Ладно бы Ирак. Вот полюбуйся, что мне сегодня спустили сверху. В течение следующих пяти лет мы демонтируем семь стран. Начинаем с Ирака. Затем у нас в планах Сирия и Ливан, Ливия, Сомали, Судан. И заканчиваем в Иране». Так что, вполне возможно, что Судан - на очереди. Остается только немного подождать.

Правообладатель иллюстрации BBC World Service Image caption Судан утверждает, что лишь ответил на вторжение в спорный район с Юга

Вооруженный конфликт в спорном районе на границе Судана и недавно отделившегося от него Южного Судана продолжает разрастаться.

Ирина Филатова, профессор Высшей школы экономики в Москве и заслуженный профессор Натальского университета в ЮАР, рассказывает о подоплеке спора между двумя африканскими государствами.

Каковы формальные причины обострения ситуации?

Формальные поводы обострения ситуации совершенно очевидны. В марте нынешнего года войска Южного Судана оккупировали территорию, которая является спорной. Военные действия начались уже тогда. С тех пор они, собственно говоря, не прекращались. ООН призвала Южный Судан вывести войска с этой спорной территории, Южный Судан заявил, что последовал этому призыву, однако Судан утверждает, что войска выведены не были и что им было нанесено военное поражение.

В чем подоплека возобновления военных действий?

Таких причин довольно много. Самое главное, что спорный район, о котором идет речь - Южный Кордофан - это район нефтеносный. 80% нефтяных месторождений при разделении страны на две досталось Южному Судану. Это, естественно, нанесло колоссальный ущерб экономике Судана. Договоренности о том, как распределять прибыли при таком разделении природных ресурсов бывшей единой страны, не было.

Переговоры на этот счет пока не завершились, и для определения границы в Южном Кордофане должны были провести референдум, чтобы выяснить, где же хочет оказаться местное население. Но и без выяснения известно, что население здесь в основном проюжносуданское, поэтому Судан не хочет допустить этого референдума, чтобы хотя бы часть этих месторождений осталась на его территории.

Вторая причина конфликта заключается в том, что эти районы населены кочевниками, которые всегда воевали друг с другом. Никаких границ там никогда не было, поэтому можно сказать, что бои там идут каждый месяц, каждый день.

Почему вопрос с демаркацией границ не попытались решить сразу же при создании Южного Судана в июле 2011 года?

Выбор тогда был такой: отложить независимость Южного Судана или отложить вопрос о границе в нескольких спорных районах, чтобы решить его позже при помощи референдума. Но для того, чтобы провести референдум, нужен мир, а мира там пока что не было. Обе стороны нарушают договоренность о создании совместной администрации по наблюдению и контролю за ситуацией на спорных территориях, так что сказать, кто тут конкретно виноват, очень трудно.

Какие группировки противостоят друг другу в этом конфликте?

Начнем с того, что конфликт этот очень многогранный: это и этнический, и политический, и экономический конфликт, в котором замешано очень много интересов, в том числе и иностранных. Приведу в качестве примера одну группировку – "Армию сопротивления Господа", которая действует и в Южном Судане, и в Уганде, и в Демократической Республике Конго, и в Центральноафриканской республике. Вот уже одна из точек конфликта, которая, похоже, к нефти не имеет никакого отношения.

Еще одна сила – это бывшие партизаны на территории южной части Судана. Их обвиняют в том, что они продолжают военные действия, направленные на то, чтобы присоединиться к Южному Судану или остаться независимыми вообще.

Столкновения идут также между мусульманами и анимистами или христианскими группами. Южный Судан – это страна христианско-анимистская, хотя и мусульман здесь достаточно, а Судан – это страна преимущественно исламская. Так что, видите, сколько интересов здесь сталкивается.

Но если говорить о главных сторонах конфликта – Судане и Южном Судане – каковы их силы, каков потенциал в разных областях?

Что касается армии, то армия Судана гораздо сильнее – у нее есть традиции, это государственная армия. А Южный Судан - это молодое государство; кроме того, здешняя экономика была подорвана в результате гражданской войны, которая длилась 21 год. Это были именно те районы, которые подавлялись государственной машиной Судана. Но экономика молодой страны пострадала еще больше, как это ни странно, после провозглашения независимости. Разрушилась система нефтепроводов, прежняя инфраструктура, так что после обретения Южным Суданом независимости объемы продажи нефти упали, причем в обеих странах. Безусловно, с экономической и с военной точек зрения, Южный Судан – это более слабое государство, тут и говорить не приходится. Но у него есть довольно сильные союзники.

Кто поддерживает Хартум и кто поддерживает Джубу?

Здесь все распадается по регионам. Джубу поддерживают в основном государства к югу от Южного Судана. У них есть общие интересы, достаточно тесные отношения. Уганда прямо заявила о том, что если развернутся военные действия, то она предоставит Южному Судану военную помощь. Кения заявила, что будет рассчитывать на возможность примирения враждующих сторон, но симпатии кенийцев тоже на стороне Южного Судана. Что касается Демократической Республики Конго, здесь все более сложно. Но и ДР Конго, и Центральноафриканская Республика участвуют вместе с Южным Суданом и Угандой в охоте за "Армией сопротивления Господа". Ну, а страны на севере поддерживают Судан, естественно.

Мировое общественное мнение до июля прошлого года сводилось в основном к тому, что независимость Южного Судана должна быть провозглашена. А вот теперь уже звучат мнения, что ответственность за этот конфликт должны нести обе стороны. Организация африканского единства, в частности, призывает обе стороны к урегулированию конфликта.

Во что может вылиться нынешнее противостояние?

Подобные конфликты ведь бывали, и совсем рядом - в Демократической Республике Конго тоже были такие буквально внутриконтинентальные войны. Здесь может быть совершенно то же самое. Конфликт очень сложный, границ там никогда не было. У самих этих государств, у правительств нет возможностей и сил контролировать то, что творится на территории их стран. Хартум не контролирует свой юг, а Джуба не контролирует свой север.

Там происходит пограничная война, которую очень трудно остановить, тем более что в нее на разных сторонах могут вмешаться разные государства, соседи, и ничего хорошего из этого, конечно, не выйдет. Уже в более ранних войнах на территории прежнего Судана погибло, по-моему, 2,5 миллиона человек. Не знаю, сколько еще жертв потребует эта новая война.

error: