Юсуповский дворец на мойке. Дворец Юсуповых на Мойке История Юсуповского дворца на Мойке

Князь Юсупов угостил сибирского крестьянина Григория Распутина вином и пирожками с цианистым калием, но что-то пошло не так и цианид не подействовал, хотя доктор заправил дозу, способную умертвить пятерых человек. Да и яда никакого в желудке Распутина следствие вроде бы не обнаружило. После неудавшегося отравления Распутина убили огнестрельными выстрелами, затем мертвого утопили в реке.

Юсуповский дворец на Мойке. Историко-документальная экспозиция «Убийство Григория Распутина». Комната заговорщиков. Восковые фигуры участников заговора против Григория Распутина, справа налево: поручик Сухотин, великий князь Дмитрий Павлович, депутат государственной думы Пуришкевич. via

Распутина лишили жизни за два с половиной месяца до отречения Николая II, в ночь на 17(30) декабря 1916 года в Петрограде в Юсуповском дворце на Мойке на жилой половине молодого князя Феликса Юсупова. Главными заговорщиками были Феликс Феликсович Юсупов (1887-1967), депутат Государственной Думы Владимир Митрофанович Пуришкевич (1870-1920) и кузен российского императора великий князь Дмитрий Павлович (1891-1942).


2.


Восковые фигуры Феликса Юсупова и Григория Распутина. Юсуповский дворец на Мойке. Гарсоньерка Феликса. via

По версии создателей фильма "BBC: Кто убил Распутина? /BBC: Who Killed Rasputin?, 2004/2005" Григорий Распутин был убит при активном участии британской разведслужбы, использовавшей в своих целях зревший в России заговор против сверхвлиятельного целителя. Причина: Великобритания опасалась, что Распутин через императрицу убедит Николая II заключить сепаратный мир с Германией. Ясное дело, что не только англичане находят английский след в этой истории.

Как бы то ни было, ликвидация Распутина происходила в уникальном дворцово-усадебном комплексе, создававшемся с петровской эпохи и до начала 20 века. С 1830 по 1917 г. владельцами дворца и усадьбы были пять поколений князей Юсуповых. О московском Юсуповском дворце рассказывалось ранее, теперь - о доме князей в столице Российской империи.

О Дворце Юсуповых в Санкт-Петербурге на Мойке - статья из журнала AD Russia :

У Юсуповского дворца странная репутация - известен он прежде всего тем, что здесь убили Григория Распутина. Убийц было четверо, и в своем преступлении они видели историческую миссию - отмыть репутацию императорской семьи, защитить трон, спасти Отечество.

4.

Парадная лестница Юсуповского дворца. В 1830-е годы над ней работал архитектор Андрей Михайлов, а в период с 1858 по 1860 год - Ипполит Монигетти.

Застрелив Распутина, депутат Государственной думы Владимир Пуришкевич с револьвером в руке подошел к ближайшему городовому и торжественно объявил о случившемся. Городовой пугливо покосился и побежал доносить. Наутро начались не памятники, венки и депутации благодарных граждан, а мутная процедура полицейского дознания.

5.

В нише - мраморная скульптура “Вакх”, конец XVIII века, Италия.

Можно было бы сказать, что всем четверым эта история сломала жизнь, если бы через год не рухнула вся эта жизнь в целом. В каком-то смысле им даже повезло. Опальный Феликс Юсупов очутился на юге России задолго до того, как туда хлынули толпы беженцев, гражданская война, голод, вши и тиф. А ссыльный великий князь Дмитрий Павлович навсегда уехал за границу пассажиром вагона класса люкс.

6.


Гобеленовая гостиная была оформлена швейцарским архитектором Бернаром Симоном в 1840-е годы.

И все же памятник от спасенных соотечественников они получили - в 1917 году благодарные граждане дворец не сожгли, не снесли и даже почти не разграбили. Уже в 1919 году сюда была протоптана народная тропа экскурсий. Дворец же в целом передали под культурные нужды работникам просвещения (а ведь могли запустить сюда пионеров, как в Аничков, или советских отдыхающих, как в Ливадийский и Каменноостровский).

7.


Спальня княгини создавалась в три этапа. В 1830-е годы здесь работал Андрей Михайлов, в 1858-1860 - Ипполит Монигетти, а в 1890‑е - Александр Степанов.

Конечно, памятник получился парадоксальным. С одной стороны, это место преступления. Вот сводчатая столовая - здесь старца кормили пирожными, начиненными цианистым калием. Вот восьмиугольная туалетная и малый вестибюль - отсюда жертва рванула во двор... А с другой стороны, дворец - это шедевр русской архитектуры.

8.

Фрагмент Туалетной комнаты княгини.

Юсуповы купили его в 1830 году у своей родственницы графини Александры Васильевны Браницкой, после чего неустанно благоустраивали. Сначала архитектор-классицист Андрей Михайлов пристроил с восточной стороны здания новый трехэтажный корпус и превратил разрозненные дворовые флигели в цельный комплекс с картинной галереей и домашним театром.

9.

Помпейский коридор. Интерьер разработан Ипполитом Монигетти, росписи выполнены Федором Михайловым.

Затем в 1840-1860 годах Бернар Симон и Ипполит Монигетти переделали его интерьеры в духе тогдашних архитектурных веяний: неоренессанса, неорококо и неоклассицизма. В конце XIX века под началом архитектора Александра Степанова фамильное гнездо князей Юсуповых было электрифицировано, оснащено водяным отоплением, водопроводом и канализацией.

10.

Над интерьером Персидской комнаты (она известна также как Восточный будуар) в 1858-1860 годы работал Ипполит Монигетти, а в 1890‑е - Александр Степанов.

Последними, кто приложил руку к облику дворца, стали архитектор Андрей Белобородов и будущие советские знаменитости Сергей Чехонин и Николай Тырса. В начале ХХ века они обновили апартаменты первого этажа для Феликса Юсупова и его жены Ирины. Эти апартаменты представляют собой как бы отдельную квартиру внутри громадного здания. Юсупов называл ее “гарсоньеркой” и предпочитал жить именно здесь.

11.


Фрагмент Малой белой гостиной, служившей кабинетом княгине Татьяне Юсуповой.

Выглядела она как хорошая квартира в новом доходном доме на Петроградской стороне: небольшие комнаты, модный модерновый интерьер. Ее хозяином мог бы быть какой-нибудь молодой адвокат, вложивший в недвижимость первые уверенные гонорары. Или молодой банкир со вкусом. Однако князь Юсупов - не юрист и не финансист. Он человек не просто состоятельный, а вызывающе богатый. Его предки выдвинулись еще при Иване Грозном и все последующие столетия, богатые дворцовыми переворотами, умудрились ни разу не попасть в опалу. Родители Феликса объединили свои фамилии и превратились в чету князей Юсуповых графов Сумароковых-Эльстон. Это уже не просто хорошая родословная. Это карикатура. Что и отметили Ильф и Петров: неутомимому халтурщику Ляпис-Трубецкому в газете советуют взять псевдоним Юсупов-Сумароков-Эльстон.

12.


Мавританская гостиная была оформлена в1858-1860 годы, когда во дворце работал Ипполит Монигетти. Тридцать лет спустя интерьер был видоизменен Александром Степановым.

Юсуповский дворец - тоже, если разобраться, карикатура. Он чрезмерен во всем. Начиная с 1830-х годов он послушно впитывал в себя все интерьерные моды - от исторических подражаний эклектики до душного уюта и технических новинок викторианского стиля.

13.


Встроенный диван изготовлен петербургскими краснодеревщиками во второй половине XIX века.

“Мавританские” залы, тяжелый мрамор парадной лестницы, алый плюш домашнего театра… Вероятно, в 1919 году пролетарии-экскурсанты (если верить тем же Ильфу и Петрову) гуляли по этим залам и вздыхали: “Жили же люди!” Но когда видишь все это, становится ясно: жить здесь нельзя. Потому-то Феликс Юсупов и выгородил себе во дворце несколько комнат и заказал “человекообразные” интерьеры. Собственно, Распутина привели и начали убивать именно здесь, в гарсоньерке. А куда еще его было вести?

14.

Малая гостиная Ирины Юсуповой (Серебряный будуар), архитектор Андрей Белобородов. Роспись по сусальному серебру выполнена Владимиром Конашевичем, плафон расписал Сергей Чехонин.

15.

Туалетная княгини (Фарфоровый будуар). Полукруглый диван второй половины XIX века предположительно сделан во Франции.

16.

Потолок в Туалетной княгини. Люстра в виде корзины с цветами изфарфора и бронзы. Западная Европа, конец XIXвека.

17.


Фрагмент лепного декора с монограммой княгини Татьяны Юсуповой в Малой белой гостиной.

Текст : Юлия Яковлева
Оригинал статьи : AD Russia: Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге

Цитирование статьи окончено ---

На сайте Юсуповского дворца на Мойке приведен список залов дворца с их площадью:

1. Белоколонный зал - 445 кв.м. Один из лучших парадных интерьеров Санкт-Петербурга первой трети XIX века. Самый большой зал в Юсуповском дворце, занимающий высоту двух этажей.
2. Зеркальный зал - 190 кв.м.
3. Танцевальный зал - 176 кв.м.
4. Зал Прециоза - 165 кв.м. Прециоза - от ит. «Драгоценная». Один из залов картинной галереи. При Юсуповых в собрание входило около 1200 картин.
5. Николаевский зал - 130 кв.м. Первых из залов художественной галереи, названный в честь Николая Борисовича Юсупова-старшего, положившего начало коллекции произведений искусства Юсуповых.
6. Мавританская гостиная - 97 кв.м.
7. Зал Антонио Виги - 95 кв.м. Название зала произошло от фамилии итальянского художника, автора росписи Триумф Геркулеса на потолке.
8. Белое фойе - 91 кв.м.
9. Гобеленовая гостиная - 120 кв.м.
10. Большая ротонда - 97 кв.м.
11-13. Парадные гостиные - 67 кв.м, 78 кв.м, 68 кв.м.
14. Большая гостиная Ф.Юсупова - 92 кв.м.
15. Музыкальная гостиная - 72 кв.м.
16. Гостиная Генриха II - 58 кв.м.
17. Бильярдная - 50 кв.м.
18. Библиотека - 89 кв.м.
19. Секретарская - 73 кв.м.
20. Античный зал и Римский зал - 166 кв.м.
21-24. Будуары - 57 кв.м, 22 кв.м, 14 кв.м, 46 кв.м.
25. Театр - 117 кв.м.
26. Буфетная при театре - 25 кв.м.
27. Парадная лестница - 78 кв.м.

Ссылки :
Фильм онлайн "BBC: Кто убил Распутина? / BBC: Who Killed Rasputin? ", 2005, показан по BBC TWO 2004. BBC Worldwide Ltd. Продолжительность: 00:47:11

Дворец Юсуповых на Мойке является обязательным пунктом программы для посещения всеми туристами, приехавшими в Петербург хотя бы на неделю. Здесь почти тридцать залов ослепительных интерьеров, лучшая мебель разных эпох, витрина жизни дореволюционной российской буржуазии. Дворец начали строить в 1770 году для графа Андрея Шувалова, но первые деревянные хоромы царевны Прасковьи (племянницы Петра I) поставили на этом месте вскоре после основания города. Пять поколений Юсуповых владели дворцом с 1830 по 1917 год. Это была жемчужина в ожерелье из 57 дворцов рода Юсуповых. В подвале дворца в 1916 году был убит Распутин. С 1925 года дворец выполняет роль культурного центра работников образования.


1. Фасадом дворец выходит на набережную реки Мойки, а во дворе флигель и колоннада образуют широкую площадь, за которой лежит собственный сад.

2. Внутри дворца два парадных этажа, начнём осмотр с первого.

3. Первая комната - Белое фойе .

4. В бывшей Буфетной с шикарным деревянным интерьером располагается лавка сувениров.

5.

7. Шикарный камин с колоннами из оникса.

8. Гостиная наполнена мягким светом.

9. Из гостиной попадаем в Библиотеку князя.

10. Полки забиты старинными фолиантами.

11. Здесь тоже есть изящный резной камин и лакированный гарнитур, на котором было удобно заниматься чтением.

13. Вместо окон здесь - огромные витражи с подсветкой.

14. С деревянного с розеткой потолка свисает массивная хрустальная люстра.

15. Далее - Турецкий кабинет (бильярдная) с непривычным синим сукном на столе.

16. За Бильярдной лежит, пожалуй, самое знаменитое помещение дворца - Мавританская гостиная . Гостиная напоминает о восточных корнях рода Юсуповых.

17. Съёмка зала получилась скукоженной, потому что половина его на реставрации (трещины в стенах из-за многочисленных перестроек).

18. Закончив осмотр нижнего этажа, идём к Парадной лестнице .

19. Стены и потолок украшены лепниной тончайшей работы.

20. В начале лестницы стоят мраморные вазы.

21. В нишах установлены скульптуры древнегреческого стиля.

22. В углах промежуточной площадки - золочёные канделябры выше человеческого роста.

23. Они украшены дракончиками.

24. Сразу попадаем в Гобеленовую гостиную . Через внутренние окна ещё просматривается лестница.

25. Среди деревянных интерьеров по стенам развешаны огромные гобелены XVIII-XIX веков.

26. Картины изображают традиционные сцены охоты.

27. В промежутках между гобеленами стены покрыты тончайшей резьбой. С ума сойдёшь, наверное, пыль стирать со всего этого.

29. Перед спальней входим ещё в одну маленькую комнатку.

30. На дверь в спальню саморезами прикручен красивый замок. Могли хотя бы саморезы использовать золотистого цвета?

31. Парадная спальная комната .

32. На самом деле для сна эта комната не предназначалась. Она была одной из разновидностей гостиных.

33. Торшер под цвет зала.

34. Дверь из спальни ведёт в Большую ротонду .

35. Потолок ротонды - высокий купол с изумительными росписями.

36. Украшением зала служит европейский фарфор XIX века.

37. А также две керамические фигуры Нептуна и Салации.

38. По цвету обоев и обивки сидений легко можно догадаться, что мы вошли в Синюю гостиную .

39.

40. Следующая комната, как это не удивительно - Красная гостиная !

41. Здесь на полу шикарный наборный паркет.

43. Роскошный камин, покрытый малахитовой мозаикой.

44.

45. В следующем Танцевальном зале под потолком висит необъятная люстра.

46. Первый из залов картинной галереи Юсуповых - Николаевский зал .

47. Бюст князя Бориса Юсупова.

48. Следом входим в Прециозу (Зал Драгоценностей) .

56.

49.

50.

51. Длинный зал с красными стенами и мраморными скульптурами носит название Античный зал .

52.

53. Возвращаемся в Зал Прециоза и по короткому коридору идём дальше.

55.

57.

54. Зал Антонио Виги украшен портретом Зинаиды Юсуповой.

58. В зале великолепный расписной плафон.

59. Тяжеленные бронзовые люстры.

60. Из Коронационного коридора два проёма ведут ещё в одно уникальное помещение - Дубовую гостиную .

61. Стены покрыты деревянными панелями со средневековым растительным орнаментом.

62. Голландская керамика.

63. Центр зала занимает венецианский обеденный стол, примечательный прежде всего своими ножками.

64. Через Музейный коридор идём в театр.

65.

66.

67. Театр дворца вмещает 176 человек. На уровне второго яруса расположена княжеская ложа.

68. Роспись на потолке.

69. Занавес.

70. Великолепный золочёный зал - отличное место, чтобы завершить экскурсию.

Источники и дополнительная информация:

Тысячелетняя история знатного княжеского рода Юсуповых берет свое начало от ногайского правителя Юсуфа (Юсупа), предводителя Ногайской Орды. В 1563 году его сын Иль-мурза явился в Москву и стал служить русскому царю Иоанну IV. С тех пор Россия стала родиной для потомков ногайского хана. Все следующие поколения верно служили русскому престолу, занимали высокие посты и завоевали множество почестей. О богатстве рода Юсуповых ходили легенды.

К концу XIX в. во владении семьи находилось более 50 имений в 17 губерниях Российской империи. Одним из самых знаменитых владений рода является дворец в Санкт-Петербурге.

Истоки возникновения дворца на Мойке

В начале XVIII в. земли на берегу реки Мойки в Санкт-Петербурге были отданы во владение племяннице императора Петра I Прасковье Иоанновне. Именно там была выстроена усадьба, с которой и начинается история Юсуповского дворца. Прасковья Иоанновна владела усадьбой вплоть до 1726 года. В 1726 году она перебирается в Москву и перед отъездом дарит свой особняк лейб-гвардии Семеновского полка. Пребывание гвардейского полка на территории усадьбы продолжалось до 1742 года.

В середине 1740 гг. гвардейцам отводят новую слободу, а имение входит в состав владений графа Петра Шувалова. Для него на месте бывшей усадьбы был построен дворец в стиле барокко, в котором граф принимал важных гостей. В 1754 году во дворце Шувалова проходило празднование по случаю рождения нового императора России – Павла Петровича.

Сын Петра Шувалова, молодой граф Андрей Петрович продает особняк и в 1770 году приглашает французского архитектора Ж.Б.Валлен-Деламота для строительства нового дворца, выше по течению реки. Результатом его работы стало возведение роскошного особняка в форме вытянутой буквы «П».

Центральная часть дворца имела три этажа, в то время как боковые стороны были двухэтажные. Со стороны реки была обустроена въездная арка, которая вела во внутренний двор, где располагался парадный вход во дворец.

Сам граф Андрей Шувалов проживал во дворце в период с 1781 по 1789. Когда граф скончался, его наследники продали особняк в казну. Но недолго он пустовал.

В 1795 году в знак особого расположения Екатерина II дарит имение своей фрейлине, племяннице графа Г.А. Потемкина - графине Александре Браницкой.

В 1830 году племянник Александры Браницкой, не кто иной, как Борис Николаевич Юсупов покупает у нее имение за 250 000 рублей. Борис Николаевич(1794-1849) – действительный статский советник, гофмейстер Двора, Петербургский предводитель дворянства, имел репутацию человека прямодушного, искреннего и при этом практичного. Его супругой была княгиня Зинаида Ивановна, урожденная Нарышкина (1809-1893), которая считалась одной из первых красавиц высшего столичного света.

Именно с тех пор малозаметный особняк на Мойке превращается в великолепный Юсуповский дворец, образец петербургского аристократического интерьера.

Дворец во владении Юсуповых

Сразу же началась капитальная реконструкция особняка, которая длилась с 1830 по 1838 годы. Руководил перестройкой знаменитый архитектор Академии Художеств А.А. Михайлов. Прежде всего, особняк увеличился в размерах – с восточной стороны появился новый трехэтажный корпус. Боковые ризалиты высотой поравнялись с центральной частью особняка.

24 колонны украсили самый большой зал дворца – Банкетный, расположившийся в новом корпусе. Дворцовые флигели, объединенные в единое строение, украсили картинные галереи, там же был обустроен домашний театр, вместимостью до 180 человек. Юсуповский домашний театр сразу стал изюминкой дворца и центром светской жизни Санкт-Петербурга. Именно в нем впервые была осуществлена постановка первого действия оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин». На сцене театра выступали многие прославленные артисты своего времени. На театральных постановках и представлениях, устраиваемых Юсуповыми, можно было видеть многих высокопоставленных особ, среди которых нередко были представителей императорской семьи.

Над интерьерами Юсуповского дворца трудились как итальянские архитекторы, так и русские мастера. Этот период ознаменовался появлением во дворце Танцевального зала, Зеленой, Синей, Императорской гостиной, Большой ротонды. Въездная арка со стороны Мойки была сломана, а вместо нее построена роскошная Парадная лестница, ведущая прямо в залы дворца. На территории усадьбы по проекту А.А. Михайлова появились сад и садовый павильон, цветочные оранжереи.

1840 год ознаменовался новой реконструкцией. Под руководством архитектора Бернара Симона во дворце появился Зимний сад и Гобеленовая гостиная. В Гобеленовой гостиной были размещены три фламандских шпалеры и французский гобелен, которые были подарены князю Николаю Борисовичу (сыну Бориса Николаевича Юсупова) Наполеоном I.

В данный момент подлинники шпалер находятся в Эрмитаже, а во дворце в оригинальных резных обрамлениях XIX в. находятся копии, выполненные на холсте. Это три шпалеры XVII в. из серии «Калидонская охота», произведенные во Фландрии. Их названия: «Встреча Мелеагра с Плексиппом», «Увенчание Аталанты», «Смерть Мелеагра». Там же находится копия французского гобелена XVII в. «Дети-садовники».

Николай Борисович Юсупов продолжил реконструкцию дворца, пригласив архитектора Ипполита Монигетти. С именем этого архитектора связано появление во дворце Белой и Музыкальной гостиной, Буфетной первого этажа и реконструкция Парадной лестницы.

Но этим воображение Юсупова не ограничилось. Есть история, согласно которой, путешествуя по Европе, он посетил одну итальянскую виллу. Роскошная мраморная лестница в ней так приглянулась ему, что он захотел ее купить. Но оказалось, что лестницу можно приобрести только вместе с виллой. Так и было сделано. В результате лестница в 1859 году была привезена в Санкт-Петербург, а в 1963 году архитектор Александр Степанов установил ее при входе в партер домашнего театра.

С именем архитектора Александра Степанова связана самая масштабная и значимая модернизация Юсуповского дворца. Именно он руководил работами по электрификации, проведению водяного отопления, канализации и водопровода в здание дворца, которые были осуществлены в 1890 году. В то же время перестройке подверглись и другие помещения: Мавританская и Дубовая гостиные и домашний театр.

Очередные изменения в интерьере были приурочены к свадьбе князя Феликса Феликсовича Юсупова и великой княжны Ирины Александровны, племянницы Николая II, которая состоялась в 1914 году. Целая плеяда архитекторов: Андрей Белобородов, Андрей Вайтенс, Сергей Чехонин и Владимир Конашевич трудились над созданием Большой гостиной, Большого зала, Столовой и других помещений.

Убийство Распутина

Юсуповский дворец знаменит не только великолепными образцами аристократического убранства XVIII-XIX вв., но и одним важным историческим событием. В ночь с 16 на 17 декабря 1916 года в Юсуповском дворце был убит Григорий Распутин. Загадочная личность - сибирский крестьянин, он имел репутацию прозорливца, целителя и приобрел всемирную известность, будучи другом семьи и духовным наставником императора Николая II.

Апартаменты князя Феликса Юсупова и его жены, расположенные в левом крыле дворца, образовывали «гарсоньерку», или отдельную квартиру внутри особняка, которая и стала местом кровавой драмы. Интерьер ее включал в себя полукруглую прихожую, восьмиугольную зеркальную туалетную комнату, столовую, кабинет и спальню. Сейчас там находится отдельная экспозиция, воспроизводящая историю убийства Распутина.

Отправляясь по приглашению князя Юсупова во дворец, Распутин не подозревал о приготовленной западне.

Убийц было трое – монархист Владимир Пуришкевич, великий князь Дмитрий Павлович и сам хозяин дома. Согласно рассказу убийц, Распутин был сначала отравлен пирогом с цианистым калием, потом застрелен, избит гирей и утоплен в реке. После каждого умерщвления святой старец воскресал из мертвых, чем страшно пугал своих убийц, пока этому не положили конец, сбросив его тело в Неву. Это мистическое повествование опровергают показания медицинского вскрытия, согласно которому смерть наступила в результате трех выстрелов. В то же время, в теле не было обнаружено следов яда и признаков утопления. Существует еще одна версия, согласно которой убийцей Распутина был английский разведчик Освальд Рейнер.

Тем не менее, экспозиция Юсуповского дворца, воспроизводящая место преступления, следует классической версии смерти Григория Распутина, изложенной убийцами.

Судьба дворца после революции 1917 года

В 1919 году Ф.Ф. Юсупов вместе с семьей и родителями эмигрировал в Западную Европу. Жил сначала в Англии, затем во Франции, опубликовал три книги о жизни в России и в эмиграции. В 1919 году Г. Зиновьевым и А. Луначарским был подписан декрет, согласно которому имение князей Юсуповых было национализировано.

До середины 1920-х гг. дворец существовал в качестве музея «дворянского быта». С 1919 года в нем размещалась картинная галерея. В 1924 году открылась выставка, посвященная убийству Григория Распутина. Затем было принято решение использовать здание для других целей, и началось расформирование коллекций. Экспонаты залов вывозились довольно беспорядочно, в результате чего часть из них попала в другие музеи, а судьба других ценнейших экспонатов не выяснена до сих пор. Большое количество экспонатов находится в коллекции Государственного Эрмитажа.

Спустя некоторое время здание особняка было отдано под Дворец культуры работников просвещения (Дом учителя). В годы Великой Отечественной Войны, как и во многих памятниках архитектуры в то время, в особняке расположился госпиталь. Дворец сильно пострадал от обстрелов и ударов авиабомб. В 1946 началось восстановление поврежденных залов.

В 1960 году дворец князей Юсуповых получил статус памятника истории и культуры федерального значения.

Юсуповы и дворец в настоящее время

Дочь Ф.Ф. и И.А. Юсуповых Ирина Феликсовна (1915-1983) в 1938 году в Риме вышла замуж за графа Н.Д. Шереметева, в 1942 году от этого брака родилась дочь Ксения. В 1965 году Ксения Николаевна Юсупова-Шереметева вышла замуж за Илиаса Сфири, грека по национальности. У Ксении и Илиаса Сфири дочь Татьяна и две внучки – Марилья, 2004 года рождения, и Жасмин-Ксения, родившаяся в 2006.

Санкт-Петербург богат на достопримечательности. Дворцы и музеи не только полны настоящими сокровищами, произведениями искусства и историческими артефактами, но и хранят многочисленные тайны и загадки. Они будоражат воображение и создают особую мистическую, волшебную атмосферу, погружение в которую оставляет незабываемые впечатления.

Дворец старинного княжеского рода Юсуповых, расположенный на набережной Мойки, поражает не только роскошью интерьеров и богатством собранных здесь вещей, но тем, что является знаковым местом в русской истории.


История дворца

Территория на берегу Мойки, где сейчас располагается один из самых знаменитых дворцов рода Юсуповых, в начале XVIII века принадлежала племяннице Петра I Прасковье Ивановне. Потом поместье переходит к Семеновскому полку, а позже к графу Петру Шувалову, построившему здесь особняк в стиле барокко.

Сменив несколько владельцев, усадьба в 1830 году становится собственностью Николая Юсупова, происходящего из старинного княжеского рода потомков султана Ногайской орды. Род этот славился своим богатством, и князь мог позволить себе потратить огромные средства на перестройку дворца, над интерьерами которого работали лучшие итальянские мастера.

При Юсуповых дворец стал не просто роскошным особняком и своеобразным эталоном модных в XIX веке интерьеров. Здесь располагались картинные галереи, домашний театр, вмещавший до 180 зрителей, и оранжереи с редкими растениями.

После революции дворец стал музеем, хоть и утратил часть своих коллекций, экспонаты которых были переданы в Эрмитаж. В настоящее время можно посетить это удивительное здание и почувствовать атмосферу аристократических салонов позапрошлого века.


Сокровища рода Юсуповых

Род Юсуповых всегда отличался не только богатством, но и страстью к коллекционированию, предметом которого были редкие и часто баснословно дорогие картины, скульптуры и произведения декоративно-прикладного искусства.

Современники вспоминают бесконечные анфилады комнат, буквально заваленных сокровищами. На инкрустированных перламутром и слоновой костью столах, каминных полках, секретерах, горках стояли бесценные статуэтки, табакерки, зеркала, нефритовые и малахитовые шкатулки с драгоценностями. Чего только стоят описанные гостями дворца статуэтка Венеры, выточенная из цельного сапфира, и рубиновый Будда.

Не меньшее впечатление производили и картины известных художников: Буше, Ватто, Рембрандта и других. Недаром последний владелец дворца Князь Феликс Феликсович Юсупов говорил, что его дом похож на музей.

В 1917 году семья Юсуповых уезжает из Санкт-Петербурга в Крым, но, рассчитывая в скором времени вернуться, забирает с собой лишь сравнительно незначительную сумму денег. А сокровища были тщательно упакованы и спрятаны в нескольких специально оборудованных тайниках.

Часть из них была найдена, например, 70 сундуков столового серебра, коллекция старинных музыкальных инструментов, собрание рукописей знаменитых людей. Но, конечно, это далеко не все.

В 1918 году во дворце на Мойке работала Чрезвычайная комиссия, занимавшаяся поисками сокровищ, однако наиболее ценные из них найти так и не удалось. Например, до сих пор неизвестна судьба уникальной жемчужины «Перегрина», которая оценивалась более чем в миллион долларов.


Тайны подвалов Юсуповского дворца

Дворец на Мойке хранит не только великолепные сокровища и уникальные произведения искусства, но и мрачную тайну о событии, возможно, сыгравшем важную роль в истории Российской империи.

В подвалах особняка произошло одно из самых странных и страшных убийств начала XX века. 17 декабря 1916 года здесь нашел свой конец Григорий Распутин – личность незаурядная и мистическая. Простой сибирский мужик, грубый и неотесанный, он не только сумел стать фаворитом и незаменимым советником императорской семьи, но и активно вмешивался в политические решения государя.

Недовольных возвышением «божьего старца» и его влиянием на императора было много. И в 1916 году несколько влиятельных людей империи, в число которых входил и князь Феликс Юсупов, подготовили убийство Распутина.

Он был приглашен во дворец на Мойке для того, чтобы познакомиться с женой хозяина Ириной. Здесь в глубоком подвале Григория сначала пытались отравить, но цианистый калий, которым были пропитаны любимые Распутиным пирожные, на него не подействовал. Не смог убить старца и выстрел в упор. Смертельно раненный в грудь императорский фаворит чуть не задушил Юсупова, а когда тому удалось вырваться, кинулся бежать.

Григорий смог выбить даже запертую дверь, и почти скрылся со двора. Его не остановили три выстрела в спину, и только четвертая пуля, попавшая в шею, сбила старца с ног. После еще одного выстрела в голову Распутин еще дышал, и заговорщики, загрузив тело в автомобиль, отвезли его к Малой Невке и сбросили в прорубь.

В настоящее время в подвале Юсуповского дворца создана экспозиция с восковыми фигурами, позволяющая представить детали того страшного и во многом непонятного убийства.


Автор - Майя_Пешкова . Это цитата этого сообщения

Роскошный дворец Юсуповых на Мойке

В старой части Петербурга среди особняков благородной архитектуры на набережной реки Мойки стоит величественный дом, история которого восходит к началу ХVIII века, а история семьи его последних владельцев в России к еще более далекому ХVI веку. Это Юсуповский дворец - один из самых блистательных частных особняков города. Здесь без малого 90 лет протекала жизнь пяти поколений знатного дворянского рода князей Юсуповых.

Потомки могущественных правителей Ногайской Орды, перешедших на службу русскому престолу при царе Иоанне Грозном, обладали несметным богатством, входили в избранный круг аристократической элиты России. Хозяева дома-дворца были хорошо образованными людьми, любили Россию. Они собирали живопись, скульптуру, уникальные музыкальные инструменты, гобелены, драгоценные камни, книги, художественные редкости.

Богатейшую семейную коллекцию основал князь Николай Борисович Юсупов, доверенное лицо Екатерины II, друг Вольтера, А.С. Пушкина, П.О. Бомарше. Он много способствовал пополнению собраний Эрмитажа, Царского Села, Павловска и Гатчины. И это дает нам право называть его проводником вкусов и обычаев европейкой культуры в России.

Дворец Юсуповых на Мойке (Юсуповский дворец) — памятник истории и культуры федерального значения. В настоящее время является дворцом культуры работников просвещения.

Уже на первых картах Петербурга на этом месте находился деревянный дворец, в те времена небольшой, и усадьба царевны Прасковьи Ивановны (племянницы Петра I).

В 1726 году имение было подарено царевной Семёновскому полку, пребывавшему там до 1742 года, далее оно было куплено генералом П. И. Шуваловым, влиятельным вельможей при Елизавете Петровне.

В л а д е л ь ц ы д в о р ц а

Пётр Иванович Шувалов и Андрей Петрович Шувалов,Графиня Александра Васильевна Браницкая,

На гравюре М. И. Махаева «Вид от Крюкова канала вверх по реке Мойке с изображением дворца П. И. Шувалова» (1757—1759 годы) рядом с дворцом Шувалова на картине заметно двухэтажное строение будущего Юсуповского дворца.

В 1770 годах началось строительство современного здания дворца по проекту Жана-Батиста Валлен-Деламота для графа Андрея Петровича Шувалова. Вид дворца существенно отличался от современного: в боковых ризалитах было лишь по два этажа, со стороны Мойки находилась въездная арка, ведущая во двор; главный вход во дворец был со двора. В не изменённом виде с тех времён сохранились триумфальные ворота — арка (со стороны улицы Декабристов) и ограда семиметровой высоты с классической колоннадой.

Белоколонный зал
Один из лучших парадных интерьеров Санкт-Петербурга первой трети XIX века. Самый большой зал в Юсуповском дворце, занимающий высоту двух этажей.

В 1789 году после смерти Шувалова дом перешёл к его дочери Александре и сыну Павлу.

Зеркальный зал

Красивый и в то же время уютный зал, совмещенный с зимним садом

Танцевальный зал

В 1795 году Екатерина II выкупила усадьбу в казну и подарила её племяннице Г. А. Потёмкина графине А. В. Браницкой, в то время её близкой подруге:« Купленный по воле нашей у наследников покойного действительно тайного советника графа А.А.Шувалова дом в Санкт-Петербурге, на Мойке лежащий, пожаловали Мы нашей статс-даме графине Браницкой в вечное потомственное владение, повелевая тот дом отдать ей со всеми уборами... »

Зал Прециоза- от ит. «Драгоценная»

Один из залов картинной галереи. При Юсуповых в собрание входило около 1200 картин.

Николаевский зал

Первых из залов художественной галереи, названный в честь Николая Борисовича Юсупова-старшего, положившего начало коллекции произведений искусства Юсуповых.

Мавританская гостиная

Дань моде и напоминание о восточных корнях Юсуповых. В настоящее время часть интерьера находится на реставрации. Проводятся музыкально-театральные действия.



Мавританская гостиная поражает необычной роскошной отделкой. Стены затянуты тиснёной кожей, золотая арабская вязь, скульптуры в углах комнаты.

В 1830 году дворец был приобретён Борисом Николаевичем Юсуповым за 250 тысяч рублей ассигнациями у предшествующей хозяйки преклонного возраста «со всеми к тому принадлежностями, какие на лицо находятся».

Белое фойе

Буфетная при театре

Гобеленовая

В промежутках между гобеленами стены покрыты тончайшей резьбой. С ума сойдёшь, наверное, пыль стирать со всего этого.

Большая ротонда

С тех пор до 1917 года дворцом владели пять поколений князей Юсуповых. Дворец стал известен как «дворец Юсуповых», хотя и был только одним из 57 дворцов в России, которые им принадлежали.Существенная перестройка была проведена с 1830 по 1838 годы (архитектор А. А. Михайлов 2-й):






Парадные покои

Большая гостинная

Музыкальная гостиная

Боковые ризалиты стали трёхэтажными.Новый корпус с Белоколонным (Банкетным) залом был возведён с восточной стороны.
Флигеля были соединены, и в них устроены картинные галереи и домашний театр в стиле барокко.

Гостиная Генриха 2

Библиотека

Секретарская

Построены новые оранжереи и садовый павильон.Был разбит сад.Устроена Парадная лестница со стороны Мойки.Созданы Танцевальный зал, Зелёная, Императорская и Синяя гостиные.В ходе перестройки над интерьерами работали итальянские мастера, в том числе А. Виги и Б. Медичи.

Античный и римские залы

Театр дворца
В 1832—1834 годах архитектор Михайлов также расширил дворец пристройкой вдоль восточной стороны ещё одного корпуса, вместившего пять залов и театр.

В 1881 году архитектор А. Д. Шиллинг построил при дворце Покровскую церковь (не сохранилась).В 1890—1916 произведена внутренняя, большая реставрация дворца под руководством архитектора А. А. Степанова. В начале 1890-х годов во дворце были проведены электричество, канализация и водопровод, центральное отопление (водяное), перестроен театр и создана Мавританская гостиная. В 1914 году были созданы Большая гостиная, Большой зал, Столовая.

Восковые фигуры Феликса Юсупова и Григория Распутина. Юсуповский дворец на Мойке. Гарсоньерка Феликса.
В ночь на 17 (30) декабря 1916 года во дворце был убит Распутин.Князь Феликс Юсупов был сослан в своё имение «Ракитное» за участие в сговоре с целью убийства, а дворец был передан доверенным лицам.

Во дворце разместились шведское, немецкое консульство и комиссия по обмену военнопленными.

В 1918 году дворец был национализирован и в нём открыт историко-бытовой музей с картинной галереей. Впервые дворец был упомянут как памятник архитектуры и искусства 22 января 1919 года А. В. Луначарским:

« Дворец б.кн. Юсупова, находящийся на набережной р.Мойка д.92/94, представляющий художественно -исторический памятник и заключающий собрание картин и предметов художественного значения, объявляется национальной собственностью и переходит в ведение Комиссариата Просвещения по делам музеев и охране памятников искусства и старины. »

В 1925 году дворец был передан работникам просвещения. После закрытия музея много ценностей было утрачено; но большая часть картин и ценных изделий искусства были переданы в Эрмитаж и Русский музей. В том же году за потайной дверью были среди других бумаг найдены письма Пушкина к Е. М. Хитрово, которые уже в 1927 году были изданы отдельной книгой с комментариями.

В 1935 году дворец взят под охрану государства постановлением ВЦИК РСФСР как историко-художественный памятник союзного значения.

После войны во дворце был открыт Центр творческого досуга интеллигенции, позднее Дом учителя.

В 1946—1955 годах некоторые отреставрированные залы дворца открылись для посещения.

Восковые фигуры участников заговора против Григория Распутина (справа налево) — Сухотин, великий князь Дмитрий Павлович, депутат государственной думы Пуришкевич

В начале лестницы стоят мраморные вазы. В нишах установлены скульптуры древнегреческого стиля.

Дворец открыт для посещения, в экскурсионных целях открыты парадные залы, театр, гостиные и исторические комнаты. Регулярно проходят концерты классической музыки, спектакли, вокальные вечера. Организуются разнообразные культурные программы, приёмы. В подвале, где произошло убийство Распутина, открыта выставка «Григорий Распутин: страницы жизни и смерти».


В феврале 2008 года было объявлено, что на здании дворца появились трещины, и памятник обследует «Россвязьохранкультура»:

Литература
Санкт-Петербург на картах и планах первой половины XVIII века / Семенцов С.В., Красникова О.А.
Гравюра петровского времени / Алексеева М.А. — Л.: Искусство, 1990.
https://yusupov-palace.ru/ru/

Оригинал записи и комментарии на

error: