Вице-спикер госдумы, доказывая необходимость передачи исаакия церкви, допустил антисемитское высказывание. Лучшие шутки о предложении Петра Толстого россиянам лечиться корой дуба

Вице-спикер Госдумы, депутат от «Единой России», бывший ведущий Первого канала Пётр Толстой на пресс-конференции сказал фразу, которая многими была истолкована, как антисемитская. Он указал на то, что сегодня против передачи Исаакиевского собора РПЦ выступают «внуки и правнуки» тех, кто «выскочил из-за черты оседлости» в 1917 году. После волны возмущения Толстой не стал опровергать своё заявление, но отрицает, что оно является антисемитским.

Выступая на пресс-конференции в ТАСС, посвящённой открытию рождественских чтений «1917–2017: уроки столетия», телеведущий и депутат Пётр Толстой, который сейчас занимает пост заместителя председателя Государственной Думы, сказал буквально следующее:

Хочу от себя лично добавить, что наблюдая за протестами вокруг передачи Исаакия, не могу не заметить удивительный парадокс: люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив там… из-за черты оседлости с наганом в семнадцатом году, сегодня их внуки и правнуки, работая в разных других очень уважаемых местах – на радиостанциях, в законодательных собраниях, - продолжают дело своих дедушек и прадедушек.

В сообщениях самого ТАСС, а также других государственных информационных агентств, этих слов нет. Их процитировало «Эхо Москвы» . В подтверждение радиостанция опубликовала аудиозапись .

Высказывание Толстого вызвало негодование очень многих, в том числе публикации в СМИ и соцсетях. Петербургский депутат Александр Кобринский назвал его антисемитским и отметил, что от официальных лиц такого никто в России не слышал с 1980-х годов. Кроме того, многие обратили внимание на то, что слова о «черте оседлости» прозвучали за четыре дня до международного Дня памяти жертв Холокоста: 27 января советские войска освободили концлагерь Освенцим.

Кобринский, как и двое других депутатов Законодательного собрания Петербурга, Борис Вишневский и Максим Резник, выступает против передачи Исаакиевского собора под управление РПЦ. Кроме него высказались многие из тех, кто к конфликту вокруг собора отношения не имеет.

Издатель сайта «Такие дела» и руководитель благотворительного фонда «Нужна помощь» Дмитрий Алешковский написал в фейсбуке:

Мои еврейские предки как раз занимались тем, что били фашистскую сволочь и восстанавливали храмы, а такие как Пётр Толстой их как раз и уничтожали. Как жаль, что фашистом в нашей стране теперь быть дозволено и почётно.

Он также рассказал о своей семье и её вкладе в российскую историю и культуру.

Многие, как журналист Александр Цыпкин, отнеслись к словам Толстого с иронией. Пост Цыпкина расшарили почти 100 раз: он просто задаёт Толстому «организационные вопросы»:

Также о словах вице-спикера высказался предприниматель и журналист Антон Носик , один из самых популярных блогеров в ЖЖ и фейсбуке. Он обвинил Толстого не только в антисемитизме, но ещё и в безграмотности, приведя другую цитату из Петра Толстого об Исаакиевском соборе.

В том же выступлении наци-спикер Госдумы сообщил, что в настоящее время в Исаакиевском соборе «болтается маятник Фуко», а на его балкон «петербургская интеллигенция водит экскурсии с шампанским». Если б он ограничился первой частью этого утверждения, можно было бы предположить, что в Исаакиевский собор он не заглядывал с 1986 года (маятник Фуко был демонтирован именно тогда). Однако же, судя по второй части наброса, он не был там вообще никогда. Потому что у Исаакиевского собора нет никакого балкона. Там есть колоннада. […] Никакого шампанского в Исаакиевском соборе (равно как и нигде в радиусе 100 метров от его касс) не наливают и не продают, в отличие от московского Храма Христа Спасителя, славного, помимо автомойки и химчистки, своими VIP-банкетами и корпоративами.

Носик не считает, что главная проблема Толстого - антисемитизм.

Предвижу недовольство российских евреев тем фактом, что зампред Госдумы оказался наци-спикером. Но, думаю, не меньшая проблема для российских граждан любой национальности - что зампред парламента от правящей партии до такой степени невменяем и упорот. Кстати, он ещё и дурак: для своего выхода из шкафа в качестве наци-спикера выбрал ту одну неделю в году, когда внукам и правнукам полицаев, вертухаев и власовцев, как кровным, так и идейным, разумно было бы промолчать.

О ситуации высказался и глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин, его слова приводит «Эхо Москвы» . По его мнению, заявление вице-спикера «недопустимо». Кроме того, оно нелогично.

Он рассуждает о правнуках и говорит как праправнук человека, в своё время преданного анафеме православной церковью России. Значит ли это, что он несёт такую же ответственность за то, что происходило в 17-м году с храмами православной церкви, когда рушили их, конечно, не только евреи, а рушили люди разных национальностей и вероисповеданий? И среди них, конечно, было огромное количество толстовцев, которые рушили церкви, в том числе, из-за того безобразного отношения, которое тогдашняя православная церковь проявляла к великому гуманитарному мыслителю, великому писателю земли русской Льву Николаевичу Толстому. Это, так сказать, просто, если уже вспоминать родственные связи.

Обвинения Петра Толстого в адрес евреев Борух Горин считает несостоятельными:

Если человек приписывает национальной группе взгляды исключительно из-за её национального происхождения, то, конечно, это не просто обобщения, а обобщения националистические, в данном случае юдофобские. Отдельно можно заметить, что это никак не соответствует реальности, потому что не существует никаких единых взглядов на возвращение Исаакиевского собора не то что у еврейской общины России, но у евреев России как индивидуумов.

Сам Пётр Толстой отрицает, что в его словах был антисемитизм, хотя не отрицает, что фраза действительно прозвучала на пресс-конференции. Об этом он написал в фейсбуке.

Твиттер на слова Толстого реагирует в основном шутками.

В эфире передачи «60 минут» на канале «Россия-1» в ходе жаркой дискуссии вице-спикер Думы Петр Толстой предложил оппоненту вместо лекарств из США принимать боярышник и кору дуба, а иностранные медикаменты сплевывать.

Уровень диалога на подобных передачах никогда не был выше обсуждения новостей бабушками на лавочке, но даже они вряд ли бы себе позволили говорить такое. А здесь мы имеем дело с настоящим вице-спикером настоящей страны.

Ответные санкции включают в себя запрет на ввоз товаров из стран, поддержавших санкции против наших олигархов. Радует, что в список товаров не входят те, которым нет отечественных аналогов. Правда, запрет на ввоз заграничных лекарств от этого не становится менее диким, ведь все мы болеем и знаем, каково это - лечиться фармацевтикой нашего производства.

Петр Толстой уже не в первый раз оказывается в центре внимания в связи со своим образом мышления. Так, в январе прошлого года языкастый вице-спикер обидел евреев, после чего бегал по синагогам и судорожно извинялся . На этот раз Петру придется обойти всех гипертоников, которым предложил лечиться корой дуба и боярышником. Задача не из легких!

"Собор был построен нашими предками не для того, чтобы там болтался маятник Фуко или чтобы там петербургская интеллигенция водила экскурсии с шампанским на балкон. Это здание, которое должно принадлежать и служить церкви", - высказался вице-спикер Госдумы
Global Look Press

Бывший телеведущий Первого канала, а ныне вице-спикер Госдумы РФ Петр Толстой, курирующий блок гражданского общества, взаимодействия со СМИ, интернет и культуру, комментируя собравшую 200 тысяч подписей петицию против передачи Исаакиевского собора в пользование РПЦ, заявил, что споры о передаче и подписывание петиций - напрасный труд, а сам храм "был построен не для того, чтобы там болтался маятник Фуко или чтобы там петербургская интеллигенция водила экскурсии с шампанским на балкон".

"К сожалению, наша фейсбучная публика, не зная ничего, с дикой скоростью обменивается сигналами SOS с одного дивана на другой, считая, что таким образом и будет управлять государством", - сказал депутат, подчеркнув, что власти обязаны исполнять закон, в данном случае - закон "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения", передает "Интерфакс" .

Кроме того, Толстой походя допустил антисемитское высказывание, намекнув на то, что нынешние борцы против передачи Исаакиевского собора РПЦ являются потомками евреев, которые в прошлом веке "рушили наши храмы". "Наблюдая за протестами вокруг передачи Исаакия, не могу не заметить удивительный парадокс: люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив из-за с наганом в семнадцатом году, сегодня их внуки и правнуки, работая в разных других очень уважаемых местах - на радиостанциях, в законодательных собраниях, продолжают дело своих дедушек и прадедушек ", - сказал Петр Толстой.

Подобные заявления журналист сделал на пресс-конференции в ТАСС, посвященной открытию XXV юбилейных Международных Рождественских образовательных чтений "1917-2017: уроки столетия". Вместе с ним в мероприятии участвовали представители РПЦ.

Государственные СМИ не стали передавать эти слова вице-спикера Госдумы, ограничившись цитатами о "шампанском на балконе" и "фейсбучной публике". Но скандал разразился, когда на высказывания вице-спикера Госдумы обратили внимание представители религиозных общин.

Важно отметить, что высказывания Толстого пришлись "ко времени" - на этой неделе в России проходит "Неделя памяти", приуроченная к Международному дню памяти жертв Холокоста и 72-й годовщине освобождения Красной армией лагеря смерти "Аушвиц" (Освенцим). Его организаторами стали правительство Москвы, Российский еврейский конгресс и Центр "Холокост".

Глава департамента общественных связей Федерации еврейских организаций России Борух Горин заявил, что антисемитские высказывания, особенно от государственных деятелей такого уровня, неприемлемы. Он добавил, что слова Толстого не имеют никакого отношения к действительности, передает "Эхо Москвы" .

"Заявление не просто сомнительно, а оно абсолютно недопустимо и мне бы очень хотелось знать оценку руководства Государственной думы, руководства страны такого рода заявлениям, которые, на мой взгляд, совершенно подрывают основы современной России, современного общества", - отметил Горин.

"Я лично считаю заявление Толстого открытым антисемитизмом, чего уж там. Если человек приписывает национальной группе взгляды исключительно из-за ее национального происхождения, то, конечно, это не просто обобщения, а обобщения националистические, в данном случае юдофобские. Отдельно можно заметить, что это никак не соответствует реальности, потому что не существует никаких единых взглядов на возвращение Исаакиевского собора не то что у еврейской общины России, но у евреев России как индивидуумов. Есть совершенно разные взгляды на этот вопрос", - добавил он.

Депутат ЗакСобрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский согласен с оценкой Горина по отношению к высказыванию Толстого. "Мне уже прислали это "замечательное" в кавычках высказывание. Но я никогда не переоценивал культурный уровень большей части депутатов Государственной думы, особенно относящихся к "Единой России", особенно бывших ведущих федеральных каналов, таких, как господин Толстой", - заявил парламентарий.

"Я намерен, посоветовавшись с юристами, свои претензии облечь в форму официального заявления, возможно, в Следственный комитет, возможно, в прокуратуру. Поскольку полагаю, что то, что себе позволил господин Толстой, вообще, должно квалифицироваться как разжигание межнациональной вражды", - подчеркнул Вишневский.

В свою очередь, директор государственного музея-памятника "Исаакиевский собор" Николай Буров назвал заявление депутата Толстого оскорбительным и позвал его на экскурсию, чтобы рассказать, как на самом деле работал музей.

По словам Бурова, комментарии Толстого по поводу интеллигенции, разгуливающей по храму с шампанским, оскорбительны и не соответствуют действительности. "Во-первых, вывод оскорбителен сам по себе. В музее по определению не предусмотрено шампанское. Тем более в музее, который имеет целый ряд ограничений. Там не то что шампанское, там многих вещей нельзя делать. Во-вторых, ночью гости города поднимаются в лучшем случае на колоннаду, которая работает до половины пятого утра, для того, чтобы принять как можно большее число туристов", - приводит слова Бурова Life .

Кроме того, руководитель музея посоветовал критикам изучить историю, прежде чем говорить о "болтающемся маятнике Фуко", который демонтировали в 1986 году.

"Я с удовольствием покажу ему (Толстому - Прим. сайт ) и любому другому депутату Госдумы наш музей. Может быть, тогда мозги встанут на место и люди начнут говорить о том, что есть на самом деле, а не то, что является грязным домыслом", - добавил Буров.

Напомним, 10 января стало известно, что власти Северной столицы решили передать Исаакиевский собор Русской православной церкви, при этом сохранив его музейную функцию. Между тем в 2015 году Смольный ответил отказом на аналогичные требования РПЦ, сославшись на экономические соображения. Церковь не первый год добивалась передачи Исаакиевского собора. Ранее из состава одноименного государственного музея-памятника Церкви уже были переданы Смольный и Сампсониевский соборы.

Черта оседлости (изначально черта постоянного жительства евреев) - граница территории, внутри которой в Российской Империи постоянно жили цыгане и иудеи.

Черта оседлости была определена указом Екатерины II 23 декабря 1791 года после второго раздела Речи Посполитой. После присоединения в 1815 году Царства Польского, в котором жили около 200 тыс. евреев, черта оседлости стала включать в себя 25 губерний на западе России (территории нынешних Литвы, Белоруссии, Украины, Молдавии, части Польши) и составляла 1,2 млн кв. км.

В 1835 году Николай I утвердил новое "Положение о евреях", в том числе вводившее термин черты оседлости. Оно подтвердило все ограничения на проживание евреев и вывело за границы черты оседлости Киев, Николаев, Севастополь; в прибалтийских губерниях разрешалось проживать только тем евреям, кто там родился. Евреи могли находиться вне черты оседлости не более шести недель и при этом должны были иметь паспорт, выдаваемый губернатором, и носить европейское или русское платье.

В 1850-1860-е годы отдельные категории еврейского населения получили право на свободу передвижения: купцы первой гильдии и часть ремесленников.

В 1870-е евреи, окончившие высшие учебные заведения, получили право жительства по всей империи.

К XX веку 94% евреев (около 5 млн человек) в Российской Империи проживали в пределах черты оседлости, составляя почти 12% населения этих земель, напоминает "Коммерсант" .

Указ утратил силу 13 августа 1915 года, когда был подписан циркуляр главы МВД Николая Щербатова, разрешавший "евреям жить в городских поселениях, за исключением столиц и местностей, находящихся в ведении министерств Императорского Двора и Военного".

22 марта 1917 года Временное правительство приняло постановление "Об отмене вероисповедных и национальных ограничений", упразднявший, в частности, черту оседлости.

Петр Толстой – популярный российский телеведущий, журналист, продюсер, политик, общественный и государственный деятель, заместитель председателя Государственной Думы Федерального собрания РФ. Сегодня он известен также как политический обозреватель авторского проекта «Толстой. Воскресенье».

Детство и юность

Петр Толстой происходит из древнейшего рода русских аристократов. Он потомок великого классика и приходится писателю праправнуком по линии отца Олега Владимировича Толстого.

По линии матери Ольги Томара у Петра Толстого тоже имеются знаменитые предки с богатой историей рода. Пятикратный прадед телеведущего Степан Васильевич Томара был депутатом дворянства Переяславского уезда и коллежским советником, богатейшим человеком своего времени, владевшим имением Коврай, которое называли жемчужиной Переяславского края.

Прадед Петра Михаил Львович Томара – востоковед. Вместе с женой Ольгой Мамонтовой большую часть жизни он прожил в Сухуми.


В 2002 году руководитель московского «Третьего канала» Андрей Писарев позвал Толстого вести информационно-аналитическую программу «Выводы», а уже через 2 года амбициозный журналист сам занял место генерального директора «Трешки».


Семейная жизнь Александры не стала помехой для продолжения учебы – она поступила в МГИМО, на факультет международной журналистики.

Петр Толстой сейчас

Сейчас, помимо политической деятельности, Петр Олегович продолжает трудиться тележурналистом. В эфире Первого канала по-прежнему выходит авторский проект политика «Толстой. Воскресенье». В число последних тем, затронутых репортером в эфире, вошли обсуждение пресс-конференции Владимира Путина, комментарии по поводу смены названия канонической церкви в Украине и другие актуальные сюжеты.

Политическую жизнь Толстой подробно освещает в социальных сетях

«Вместо того, чтоб раскритиковать своего зама за националистические высказывания, Володин поспешил его обелить»

«Путин – первый не антисемит из российских правителей, - сказал мне лет десять назад один высокопоставленный кремлевский чиновник. – Может, из-за своего тренера по дзюдо, который был евреем, или еще по какой причине, но у него антисемитизма - ни грамма. В отличие от всех предыдущих наших начальников».

Судя по всему, это верное наблюдение. Так оно и есть.

Во всяком случае в годы правления Путина в России не было антисемитизма, поддерживаемого на государственном уровне. Несмотря даже на войну с олигархами – по большей части евреями – которую вел Путин в свой первый президентский срок.

Бытовой, придонный антисемитизм был. Он всегда есть. А государственного – нет, не было.

С подачи государства мы по очереди не любили чеченцев, грузин, украинцев, крымских татар. Американцев очень не любили. Много кого. Но не евреев.

Петр Толстой, вице-спикер Государственной Думы на днях решительно покончил с установленным при Путине правилом хорошего тона для государственных деятелей – не допускать публично антисемитских высказываний.

Открыто и громко Петр Толстой , что против передачи Исаакиевского собора РПЦ выступают «люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганом в семнадцатом году».

За чертой оседлости жили евреи. Их внуки и правнуки – тоже евреи. Никаких сомнений в том, кого имеет в виду вице-спикер, нет и не может быть.

Продолжение его мысли банально и очевидно: если бы не евреи, русские бы уже, знаете, где были? Все наши беды от них. От евреев. Жаль, что фашисты не наделали из них абажуров, как написала пару лет назад одна смелая журналистка, которую тогда, правда, быстро заткнули.

Заткнут ли сейчас Петра Толстого?

По идее, должны. Пока Путин президент, общественное информационное пространство регулируется правилами, которые при нем установлены. Даже если эти правила не вербализованы, государственные люди интуитивно понимают, что можно говорить, а что - нельзя.

Впрочем, спикер ГД Вячеслав Володин вчера, наоборот, . Предположил, что тот имел в виду не евреев, а просто каких-то нехороших людей – каторжан, например.

Вместо того, чтоб немедленно раскритиковать своего зама за националистические высказывания и разжигание национальной розни, Володин поспешил его обелить.

Вышло неловко. За черту оседлости каторжан не высылали, она была введена исключительно для евреев. И Петра не обелил, и себя замазал.

Теперь как-то надо обоим им отмываться от того, что наговорили.

Петра, наверное, сейчас пригласят в ток-шоу на госканалах. Чтоб он объяснил: вовсе не это имел в виду, что вы подумали. И у него у самого друзья-евреи, и он не антисемит ни разу.

Чтоб прогнал, короче, всю шнягу, которую запускают в подобных случаях.

А, может, наоборот, решено будет «гасить» сюжет. Замалчивать. Не развивать. Ну ляпнул Петр сгоряча, с кем не бывает.

Вице-спикер ляпнул сгоряча, а спикер ляпнул, потому что стал терять нюх. Ушел в Госдуму, оторвался от Кремля, забыл, что антисемитизм на государственном уровне у нас не поддерживается, пока у власти Путин.

Забыл или не знал?

Сложно быть в нашей стране государственным деятелем. Надо все время держать нос по ветру.

Руководство Государственной Думы нового созыва не держит. Антисемитизм прет из них, как поднявшееся на дрожжах тесто.

А все из-за евреев. Рушат храмы и рушат. От них вся беда.

error: