Тест у психолога нарисовать несуществующее животное. Части, поднимающиеся над уровнем фигуры

Для того чтобы глубже исследовать личность ребенка (реже взрослого человека), выявить существующие проблемы и трудности, психологи часть используют тест «Несуществующее животное».

Инструкция проста – на листе А4 предлагается нарисовать животное, которого не существует в природе и дать ему название. Рисование может проводиться простым или цветными карандашами. Ручку или фломастеры не желательно использовать, так как они не дают возможность точно оценить рисунок.

Интерпретация рисунка достаточно сложна и неоднозначна, поэтому она должна производиться при диалоге с «художником», его пояснениями и уточнениями.

1. Расположение рисунка В норме рисунок должен располагаться по середине листа. Его он тяготеет к верхнему краю, то это может говорить о завышенной самооценке испытуемого и неудовлетворенности своим местом, занимаемым в обществе. Если же рисунок располагается в нижней части листа, то это свидетельствует о неуверенности в себе, нерешительности.

Сдвиг в правую сторону – экстравертность, склонность к бунтарству, лидерству, активность. В левую сторону – интровертность, застенчивость, бездеятельность, пассивность.

2. Части тела а. Голова – одна из центральных фигур. Крупнее, чем все остальные части тела – стремление к интеллектуальному развитию. Поворот головы в правую сторону – высокая целеустремленность, отчасти упрямство.

Поворот в левую сторону – склонность к размышлениям, фантазиям, хорошо развито воображение. Анфас – направленность испытуемого на себя, эгоцентризм.

Б. Глаза Крупные, хорошо прорисованные и широко открытые глаза – страх. Ресницы – стремление быть в центре внимания, потребность во внимании, одобрении.

В.Рот Зубы – словесная защита, агрессия. Язык – потребность в общении. Открытый рот без зубов и языка, заштрихованный– недоверчивость, опасливость. Хорошо прорисованные губы – романтичность, эмоциональность.

Г. Уши Символизируют потребность ребенка в информации. Чем больше ушей, тем важнее для испытуемого то, что о нем говорят и думают окружающие. д. Лапы животного (опора) Если лапы основательные, крепкие, одинакового размера, то это интерпретируется как склонность «художника» к рациональности, обдуманности действий, умению принимать решение. Если же лапки маленькие, то это говорит о некой легкомысленности, отсутствии личных суждений или их поверхности. Прикрепление лап к туловищу так же имеет свою интерпретацию и говорит об умении испытуемым контролировать свои суждения, высказывания.

Е. Хвост. Также очень важен для трактовки. Поднят вверх – бодрость, опущен вниз – недовольство собой. Разветвление или присутствие на рисунке нескольких хвостов – противоречивость самооценки или зависимость.

Д. Дополнительно на рисунке могут появляться такие элементы, как рога (защита от агрессии), перья (желании самоутвердиться, демонстративность), грива, прическа, шерсть (чувственность). Выступы по краям – ожидание опасности. Панцирь – закрытость от окружающих, психологическая защита (особенно если панцирь снабжен шипами, чешуйками и другими элементами).Декоративные части (украшения) рисуют испытуемые, которые хотят обратить на себя внимание.

3. Линии Жирные с нажимом, штриховка – дети, склонные к повышенной тревожности. Слабые, паутинообразные линии – крайне чувствительные, ранимые, быстро утомляемые дети. Твердые и аккуратные линии – уверенность в себе и своих силах, стойкость характера.

4. Название. Также несет информацию о характере ребенка. Повторяющиеся элементы – инфантильность, незрелость. Длинные названия – склонность к фантазированию, творческие натуры Названия без всякого смысла – легкость характера, легкомысленное отношение к окружающему. Юмористические названия – простое и открытое отношение к тому, что окружает. Функциональное название – рациональность. То, о чем я сейчас рассказывала в своей статье, является лишь небольшой частью интерпретации рисунка, однако и этого достаточно, чтобы понять и оценить существующие проблемы. И конечно же не стоит пугаться, если вы увидели на рисунке вашего малыша огромные клыки, рога и широко раскрытые глаза. Постарайтесь выяснить, почему он это нарисовал, что его тревожит. Ведь очень часто решение проблемы лежит на поверхности и стоит приложить совсем немного усилий, чтобы с ней разобраться.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в ,

Разработано множество замечательных методик, позволяющих изучать особенности личности. Одной из них является «Несуществующее животное». Ее широко используют психологи в школах, детских садах. Она позволяет изучить особенности ребенка. Рисуночная методика несет огромное количество информации о человеке. Глядя на изображение, можно определить поведенческий портрет малыша. Методика «Несуществующее животное» - это прекрасная возможность для родителей лучше понять ребенка. Определить особенности его характера больших сложностей не составит. Необходимо лишь понять основные моменты, которым следует уделить особое внимание.

Что представляет собой методика?

Использование рисуночных тестов для определения личностных особенностей ребенка основано на принципе проекции. Другими словами, малыш изображает свои представления, переживания, стремления.

Методика «Несуществующее животное» позволяет определить внутренний мир ребенка:

  1. Изображая вымышленное создание, малыш невольно, а иногда и осознанно передает на картинке свое к нему отношение.
  2. Ребенок нарисует именно то, что наиболее значимо и важно для него в данный момент.
  3. А тем факторам, которые кажутся для него второстепенными, на рисунке будет уделено очень мало внимания.
  4. Если понимать основы методики «Несуществующее животное», интерпретация изображения позволит «услышать» те сообщения, которые ребенок зашифровал в образах.
  5. Рисуночные тесты в первую очередь дают представление о переживаниях и бессознательных импульсах. Именно поэтому такие картинки тяжело «подделать». Рисунок представляет ребенка таким, какой он есть в действительности.

Методика очень проста в воспроизведении. Она не занимает много времени и не требует определенных навыков или специальных материалов. Понадобятся только бумага и карандаши.

Интерпретируя рисуночные тесты, не следует делать однозначные выводы о психологии ребенка. Важно понять, что такая методика позволяет только сделать предположения о некоторых особенностях личности. Делать заключения о психологическом состоянии ребенка можно лишь на основании многочисленных факторов.

Автор методики

Кто же разработал столь уникальную методику, получившую название «Несуществующее животное»? Автором является практический психолог - Майя Захаровна Дукаревич, специалист по проективным тестам.

Достаточно удивительно сложилась жизнь этой женщины. На пятом курсе она была отчислена из университета. Но это не сломило потрясающую ученицу. Молодая девушка продолжила самообразование и нашла свое призвание именно в психологии.

Свою трудовую деятельность она начала с должности обычного лаборанта, продолжая самосовершенствоваться. Опыт, накопленный годами, несмотря на то, что Дукаревич не обладала психологическим образованием и не имела научных степеней и званий, позволил ей заняться преподавательской работой.

Совместно с Савенко Майя Захаровна перевела тест Роршаха под названием «Рисунок человека». В это же время была создана уникальная методика «Рисунок несуществующего животного». Такие разработки были проведены в 1970 годах. А впервые автор методики «Несуществующее животное» смогла опубликовать свои труды лишь в 1990-х.

Данная методика в целях исследования личности подразумевала изображение животного, которого в реальности не существует. Это проективный метод исследования, поскольку он обладает всеми признаками, в том числе содержит стимульный неопределенный материал, который испытуемый должен был структурировать произвольно.

Проективная методика «Несуществующее животное» в первоначальном варианте содержала лишь определенный каталог интерпретаций элементов изображения. Теоретического обоснования таких трактовок практически не было. Поэтому продолжались последующие исследования данной методики, позволяющие восполнять эти недостатки.

Инструкция проведения

Итак, как же проводится одна из самых информативных методик? Рекомендуется применять ее для ребят старшего дошкольного возраста (приблизительно с 5-6 лет). Испытуемому выдается лист бумаги и карандаши.

Особое внимание уделите следующему:

  1. Попросите ребенка нарисовать несуществующее животное. Мотивируйте малыша фразами: «Я хочу увидеть, как ты фантазируешь»; «Придумай и нарисуй такое животное, которого никогда и никто до тебя не изображал»; «Вообрази создание, которое не встречается в сказках, мультфильмах или компьютерных играх».
  2. Малыш может отказаться от работы, объяснив, что нарисовать несуществующее животное он не в состоянии, потому что просто не знает, как это сделать. Иногда ребята говорят, что не способны что-либо придумать. Постарайтесь ободрить кроху, пояснив ему, что для выполнения задания особого таланта совершенно не нужно. Ведь следует рисовать животное, которого в природе не существует, поэтому совершенно не важно, каким оно будет изображено.
  3. Если ребенок все равно продолжает длительное время думать и не начинает рисовать, мягко порекомендуйте ему начать свое творчество. А в дальнейшем, по ходу рисования, у него обязательно придумаются и добавятся детали.
  4. После окончания работы спросите у ребенка, какое название он даст своему животному.
  5. Если возникает необходимость, следует выяснить, каким частям тела соответствуют нарисованные детали.
  6. Иногда кроха изображает известных обычных животных. В этом случае рекомендуется повторить работу. При этом попросите изобразить именно несуществующее животное. Для детей, которым такое задание может показаться действительно очень сложным, имеется своя методика, помогающая ребенку справиться с заданием.

Задайте несколько вопросов

Помните, что вас в первую очередь интересует анализ несуществующего животного. Поэтому задавайте ребенку вопросы по его сказочному персонажу. Начните с названия животного. Ведь любой персонаж должен же как-то называться!

Попросите ребенка рассказать о нарисованном животном, его образе жизни, где он обитает. Если ребенок испытывает затруднения, вы можете помочь ему составить описание несуществующего животного, задав ряд вопросов:

  1. Где живет данный персонаж?
  2. Чем он питается?
  3. Что он любит делать?
  4. Твой персонаж живет один или в компании с кем-то еще?
  5. Чем занимается такое животное?
  6. Что животное не любят больше всего?
  7. Твой герой имеет друзей? Какие они?
  8. Есть ли у животного враги? Кто это? Почему они стали его врагами?
  9. Животное боится чего-то или ему ничего не страшно?
  10. Каких размеров твой персонаж?

Приведенные выше вопросы не являются обязательными. Поэтому не страшно, если ребенок на некоторые из них просто не захочет отвечать.

Но все ответы, которые вы получите на заданные вопросы, обязательно запомните. А еще лучше - запишите, чтобы не упустить крайне важные детали. Расшифровка несуществующего животного (описание его устами ребенка) - это ответы на интересующие вас вопросы о нем самом. При этом малыш даже не подозревает, что рассказывает о своих переживаниях, проблемах, поэтому отвечает достаточно искренне.

О чем могут сказать ответы ребенка?

Если малыш достаточно подробно описал тип персонажа, значит, вами была усвоена крайне успешно методика «Несуществующее животное». Интерпретация ответов позволит вам сделать некоторые выводы и особо обратить внимание на возможные проблемы. Будьте готовы, что описания могут быть достаточно непредсказуемыми, но они прекрасно характеризуют внутренний мир малыша.

Рассмотрим некоторые из них:

  1. Если вымышленное животное, по словам крохи, живет в пещере или в труднопроходимом лесу, то малыш ощущает чувство изолированности и одиночества. Возможно, у него тяжело складываются отношения со сверстниками. Присмотритесь и понаблюдайте за его общением.
  2. Животное, обитающее в очень болотистом и грязном месте, может свидетельствовать о некоторых невротических реакциях. В этом случае рекомендуется проконсультироваться с психологом в школе или детском саду.
  3. Персонаж, обитающий на экзотических островах, в красочной местности сигнализирует о свойственном ребенку демонстративном поведении.

Времяпрепровождение вымышленного персонажа - не менее важный фактор, без которого совершенно неполной будет диагностика:

  1. Несуществующее животное, постоянно спящее, очень часто свидетельствует о переутомлении малыша. Возможно, в данное время у него преобладает астеническое состояние. Уделите внимание здоровью крохи. Проконсультируйтесь с врачами. Может быть, ребенку необходимо пройти витаминный курс терапии.
  2. Животное, которое постоянно рыскает в поисках пищи или занято бытовыми заботами - не самый лучший вариант. Такой ребенок ощущает скучность жизни и чувствует однообразие. Старайтесь чаще гулять с крохой. Периодически меняйте обстановку. Всеми силами пытаетесь разнообразить жизнь малыша.
  3. Прыгающее, играющее, бегающее животное - идеальный признак. Вы можете успокоиться и не переживать. Ваш малыш - счастлив. Его жизнь достаточно разнообразна, у него все в полном порядке.
  4. Персонаж, который ломает и крушит все вокруг - достаточно тревожный сигнал. Такому ребенку может быть свойственно антисоциальное поведение.

Особое внимание уделите ответу крохи о наличии друзей. Если вымышленный персонаж не имеет товарищей, значит, ваш ребенок очень одинок и испытывает недостаток общения. Возможно, он не научился налаживать контакт. Ваша задача - помочь ему в этом.

Название животного

Напомните ребенку, что вымышленный персонаж должен обладать именем. Это обязательный этап, из которого состоит методика «Несуществующее животное». Интерпретация названия персонажа дает представление о мышлении и воображении малыша:

  1. Если животное названо существующим словом, совершенно не измененным, это сигнализирует об ориентации ребенка на реальные события. И говорит о конкретности. Кроха достаточно рационально подходит к решению проблем. Ребенок обладает типом мышления, не позволяющим «витать ему в облаках».
  2. Если в названии скомбинированы 2 или больше выделяющихся особенностей животного в одном слове, то ребенок обладает прагматичным и рациональным складом ума. Малыш не обделен находчивостью и смекалкой. Примерами таких названий могут быть: «носоглазастикус», «большеухийглазастин».
  3. Персонаж, получивший имя научного или книжного типа (например, «динозавриус», «крокодилийс») свидетельствует об эрудиции малыша. Такой ребенок стремится подчеркнуть свои знания. Он желает быть в центре внимания и всеми силами демонстрирует свою эрудицию.
  4. Несуществующее животное, обладающее коротким названием, которое не воспринимается на слух эстетично и не несет ничего знакомого в себе, свидетельствует о легкомысленном отношении малыша к окружающему миру. Такой ребенок не придает значения тем заданиям, которые ему поручают.

Расположение на листе

Проективная методика «Несуществующее животное» обязательно учитывает местоположение вымышленного персонажа. Проведите на листе с рисунком линии (визуальные либо реальные) вертикально и горизонтально.

Отметьте место, в котором расположен рисунок малыша:

  1. Изображение, находящееся в центральной части листа, свидетельствует об адекватной самооценке ребенка. Такой малыш правильно оценивает свои возможности и вполне нормально относится к своим ошибкам. Данное расположение рисунка является идеальным.
  2. Рисунок, находящийся в верхней области листа, сигнализирует о завышенной самооценке. У малыша очень высок уровень притязаний. Свои силы он оценивает неадекватно и тяжело переживает неудачи. Эти дети стремятся быть лидерами. В случае непризнания они сильно расстраиваются. С такими крохами необходимо поработать. Постарайтесь объяснить малышу, что невозможно охватить все. Необходимо доводить до конца одно дело, и только затем браться за следующее. Выдавая своему ребенку задания, контролируйте, чтобы выполнял он их поэтапно.
  3. Картинка, расположенная в нижней зоне листа, означает низкую самооценку. Ребенок не уверен в себе, стеснителен и нерешителен. Он не стремится чего-либо достигать, поскольку изначально настроен на поражение. Такого кроху необходимо часто хвалить. Находите всевозможные способы, чтобы подбодрить малыша. Хвалите за прекрасную шутку, правильное слово. Старайтесь, как можно меньше наказывать такого ребенка за ошибки. Напротив, поясните крохе, что оступаться свойственно всем людям.
  4. Маленький рисунок, изображенный в самой нижней части листа - достаточно неприятный результат. Несуществующее животное в данной зоне сигнализирует о серьезных проблемах в общении. В этом случае необходимо обратиться к психологу за помощью.
  5. Изображение, смещенное в правую область листа, говорит о высокой общительности ребенка. Кроха чудесно ощущает себя в компаниях, прекрасно контактирует с другими. Это малыш достижений и действий.
  6. Если для рисунка выбрана верхняя правая часть, то, возможно, малыш активно борется за роль лидера во всех сферах. Он стремится быть главным дома, в школе, среди друзей. Очень важно не переступить в таких наклонностях разумную грань.
  7. Рисунок в левом верхнем углу сигнализирует о высокой тревожности у малыша.
  8. Изображение, расположенное слева - это сигнал о присутствии у ребенка выраженного чувства вины. Кроха не особо общительный и очень стеснительный. Он зацикливается на своих неудачах. Это не дает возможности двигаться ему вперед. Такие дети, как правило, очень задумчивы и постоянно живут в своем внутреннем мире.

Части тела

Продолжайте внимательно изучать несуществующее животное:

  1. Пример персонажа, обладающего прекрасно прорисованными руками, - это свидетельство отсутствия проблем у ребенка в общении.
  2. Но если конечности широко расставлены, как будто предназначены для объятий, - это повод проанализировать контакты ребенка с другими детьми. Такой рисунок может говорить о жажде общения. Малыш возможно недостаточно коммуникативный.
  3. Если у вымышленного персонажа вообще не прорисованы руки, то малыш предпочитает оставаться наедине с собой. Такой кроха не любит общаться.
  4. Обратите внимание на ноги. Если они пропорциональны телу и достаточно устойчивы по внешнему виду, значит, ребенок ощущает себя комфортно. Он занимает адекватную позицию в обществе.
  5. Слишком маленькие ноги либо чрезмерно длинные, неустойчивые - это сигнал о чувстве неуместности, хрупкости занятого положения.

Форма тела

Малыш может изобразить самые различные контуры несуществующее животное. Интерпретация формы тела:

  1. Прямоугольный контур вымышленного персонажа свидетельствует об изменчивости мнения ребенка в зависимости от влияния окружения.
  2. Круглая форма и полая внутри говорит о замкнутом характере. Сильно искаженные контуры могут сигнализировать о склонности ребенка к антисоциальному поведению.
  3. Большое туловище по отношению к голове подчеркивает, что для ребенка главными ценностями выступают физические качества. Интеллектуальность отходит на второй план. Для такого малыша кумирами являются герои компьютерных игр, боевиков, обладающие незаурядной физической силой.
  4. Замечательным признаком является наличие у вымышленного животного шеи. Это значит, что кроха обладает собственным мнением. Но если шея очень длинная, то малыш зачастую руководствуется только своим мнением.
  5. Некоторые дети изображают животных, на теле которых расположена шерсть. Это свойственно ребятам, обладающим мягким характером и добродушием.
  6. Если на теле животного имеются функциональные дополнительные части - это прекрасно. Ваш малыш человек действия. Он стремится к своим целям. При этом всегда старается найти и использовать все возможности.
  7. Расположенные на теле не функциональные детали, а только украшения, свидетельствуют о преобладании в характере ребенка демонстративности. Такие дети стремятся всегда находиться в центре внимания.
  8. Несуществующее животное, обладающее открытым ртом, без зубов и языка, - это «отражение» мечтательности ребенка либо пугливости. Непрорисованный рот свидетельствует о нежелании общения. Такой ребенок не стремится к контактам с другими детьми. Большой рот - сигнал болтливости. Приоткрытые губы с языком также говорят о повышенной речевой активности.
  9. Наличие клыков может характеризовать вербальную агрессию. Такой ребенок чувствует готовность в любой ситуации защищаться словами. Очень часто он может высказать множество обидных фраз.

О чем говорят глаза?

На некоторых рисунках они могут просто отсутствовать. В этом случае речь идет об астении либо депрессии.

  1. Отсутствие глаз указывает на сниженную работоспособность, отсутствие желания чем-либо заниматься, недостаток сил.
  2. Животное, обладающее прекрасно прорисованными глазами, является достаточно положительным сигналом. Ваш ребенок - это человечек, обладающий четкими целями.
  3. Обратите внимание: если вымышленный персонаж обладает большими глазами по отношению к остальным частям, такой признак можно интерпретировать как пугливость либо наличие множества страхов у вашего малыша.
  4. Если, помимо глаз, ваш ребенок тщательно прорисовывает ресницы, при этом очень густые и длинные, кроха просто жаждет, чтобы им восхищались.

Голова животного

Рассматривая вымышленное животное, изображенное вашим малышом, уделяйте внимание всем тонкостям рисунка. Очень важно не только наличие головы, но и многих деталей:

  1. Присмотритесь, в какую сторону смотрит нарисованный персонаж. Голова, повернутая вправо, свидетельствует о том, что ребенок целеустремленный, любит действовать, достаточно уверен в себе.
  2. Если нарисованное животное «повернуло» голову влево, юный художник - настоящий фантазер. Он любит витать в своих мыслях, в облаках. К сожалению, он слишком часто «застревает» в прошлом.
  3. Если нарисованное животное смотрит прямо на вас, то ребенку свойственна некая доля эгоцентризма. Малыш предпочитает уделять внимание только своим проблемам и собственным желаниям.
  4. Вымышленный персонаж, обладающий клыками, шипами, острыми предметами, символизирует агрессивность малыша. Такой ребенок всегда готов защищаться, а иногда и просто нападать. В этом случае необходимо проанализировать и понаблюдать, как малыш проявляет свою агрессию. Использует он ее к месту, либо сам на всех нападает?

Заключение

Выше было рассмотрено множество тонкостей и нюансов детских рисунков. Теперь, вооружившись знаниями, вы знаете, по каким критериям оцениваются детские рисунки и производится их обработка. «Несуществующее животное» - это уникальная методика, позволяющая заглянуть во внутренний мир ребенка и своевременно помочь ему стать сильной волевой и цельной личностью.

, тест «Несуществующее животное» предназначен для описания внутреннего мира человека, как взроослого, так и ребенка. Эту методику по праву можно считать одной из наиболее информативных рисуночных тестов.

Возьмите лист белой бумаги А4 (или тетрадный двойной листок), простой или цветные карандаши (можно пользоваться ластиком). Если все приготовлено, можете приступать к тесту - начинайте рисовать на протяжении трех минут несуществующее животное, а затем назовите его подходящим именем.

Тест выполняется на протяжении трех минут, так как за это время не успевает включиться ваше сознание, и вы рисуете этот рисунок на подсознательном уровне. И не заглядывайте в расшифровку, пока не выполните задание.

Интерпритация теста «Несуществующее животное»

Положение рисунка

Нормой считается, если вы лист расположили вертикально, а н есуществующее животное нарисовано примерно в центре, вдоль средней линии.

Чем ближе рисунок к верхнему краю, тем более высокая у вас самооценка, тем больше вы недовольны своим положением в обществе. Признания окружающих вам не достает, вы претендуете на большее.

Чем ниже рисунок относительно средней линии, тем больше в вас неуверенности в себе. У вас низкая самооценка, нерешительность, подавленность, отсутствие желания самоутверждаться.

Голова или заменяющие ее детали

Поворот головы

Если у вашего животного голова повернута вправо, вы - человека действия. Вы постоянно строите планы и осуществляете свои планы, активны и нацелены на результат.

Голова, повернутая влево, означает человека размышляющего и переживающего. Вас приследуют приступы нерешительности и боязнь активных действий. Вам хочется обдумывать каждый свой поступок, прежде чем совершить следующий.

Положение головы в анфас (смотрит прямо на зрителя) означает эгоцентризм.

Глаза

Глаза рассказывают, насколько силен в человеке страх. Чем более детально прорисованы глаза, тем больше чувство страха. Если человек изобразил не только зрачки, но даже чётко обозначил радужку, то он, вероятно, перенес в своей жизни страшные события.

Ресницы

Мужчины ресницы изображают редко, это присуще женщинам. Ресницы - показатель женственных черт характера, особенно в сочетании с прорисованной радужкой. Ресницы означают желание, чтобы окружающие восхищались вами, вашей красотой и манерой одеваться. Также наличие ресниц у животного намекает на некоторую истеричность.

Чем более крупно и детально прорисованы уши, тем большее значение вы придаете мнению окружающих и зависите от него.

Приоткрытый рот в сочетании с языком означает болтливость, с подрисовкой губ трактуется как чувственность. Открытый рот без губ и языка, а тем более заштрихованный рот означает страх и недоверие. Рот с зубами - агрессивность и грубость. Дети и подростки часто рисуют рот округлой формы, что значит тревогу и боязливость . Непропорционально большой рот трактуется как эрудиция, рациональность, высокий интеллект.

Дополнительные детали

Если вы нарисовали животному рога, то это означает агрессию и стремление защищаться (особенно в сочетании с щетиной, когтями, иглами). Но эта агрессия - не нападающая, а ответная . Перья у животного - желание украсить себя, стремление к оригинальности, проявление демонстративности . Шерсть, грива и подобие прически означают чувственность, подчеркивание к половой принадлежности. Чем заметнее эти детали, тем больше в человеке проявляется сексуальный инстинкт.

Лапы и ноги

Опорная часть фигуры (нижняя) рассматривается как степень рациональности, основательности, умения все обдумывать.

Широкие лапы, занимающие не менее трети всей фигуры, - признак солидного и уравновешенного человека, умеющего принимать решения.

Эмоциональные люди рисуют тонкие маленькие ножки, что означает импульсивность, поверхностность, легкомысленность, неумение принимать решения. Частичное или полное отсутствие лап еще более усугубляет эти качества.

Обратите внимание, как соединены ноги с корпусом тела - тщательным образом, небрежно, слабо или совсем не соединены. Это говорит о степени вашего самоконтроля, об умении рассуждать, нести ответственность и делать выводы.

Однотипность и однонаправленность ног может означать традиционность, отсутствие своеобразия, банальность . Если же лапы написаны по-разному, если они необычной формы и различны в своем положении, то это говорит о вашем творческом начале и даже инакомыслии.

Дополнительные части

Дополнительные ноги, крылья, щупальца, перья, панцирь - это энергия, увлеченность своей деятельностью, охват разных областей деятельности, любознательность, уверенность в себе, желание быть среди людей и завоевывать себе место под солнцем. Завитушки, кудри, цветки означают склонность к обращению на себя внимания, демонстративность, манерность.

Хвост

Хвосты выражают ваше отношение к своим решениям и поступкам. Если хвост повернут вправо, вы довольны собой, если влево - недовольны. Вверх - бодрость, уверенность, позитивность характера. Вниз - сожаление, подавленность, раскаяние, «вредность» характера.

Контур фигуры

Наличие шипов, выступов, панциря, игл - это защита от окружающих. Защита особенно агрессивная, если рисунок выполнен в острых углах.

Если поставлены щиты, «заслоны» и они направлены вверх, то такой человек часто сталкивается с ограничениями, запретами, принуждением, его волю постоянно подавляют «сверху» - начальники и старшие родственники.

Если щиты направлены вниз, то человек часто слышит насмешки от себе подобных, сталкивается с непризнанием, страдает от отсутствия авторитета, ему очень трудно защищать свое мнение.

Общий вид

Посмотрите, к ак нарисовано животное - экономно или щедро, со штриховкой и дополнительными линиями. Чем больше деталей, тем выше жизненная энергия человека.

Животные делятся на угрожающих, подавляемых и нейтральных. Дайте оценку своему животному - это и будет ваше отношение к своему «я», представление о вашем положении в мире.

Если животное похоже на человека (например, стоит на двух лапах, морда похожа на лицо, одето в человеческую одежду ) — это свидетельствует об эмоциональной незрелости.

Обратите внимание на сексуальные признаки - соски, груди, вымя . Можно ли определить пол животного? Это символизирует ваше представление о сексуальности.

Ваше животное должно быть действительно несуществующим. Нетворческий и бананльный человек нарисует зверюгу, которая подозрительно похожа на уже существующее животное.

Название

Если вы назвали свое животное по принципу «Водоплавающий олень», «Летающий заяц», это свидетельствует о наличии у вас четкого понимания, в каком направлении вы двигаетесь по жизни.

Наукообразные названия, иногда с латинским суффиксом («Глабиронис», «Корнолетиус» ), свидетельствуют об эрудиции, которую вы любите демонстрировать.

Встречаются названия безо всякого осмысления - «звуковые» («Баляка», «Мюмзик» ). Это обозначает обычное легкомыслие и ничего больше.

Бывают юмористические названия («Хомо несапиенс», «Пузырь») - они характеризуют ваше позитивное или ироническое отношение к миру.

Инфантильные люди часто используют в названии повторяющиеся элементы («Тру-тру», «Хо-хо-хо» ).

Склонность к фантазированию (чаще всего это означает потребность защищаться) выражается непомерно длинным названием.

Подготовила Марьяна Чорновил

Тест. Рисунок несуществующего животного

Если вы обеспокоены "неправильным" поведением своего ребенка в коллективе, если у него не складываются взаимоотношения со сверстниками, давайте проверим, насколько серьезны ваши опасения, с помощью одной из проективных методик - "Рисунок несуществующего животного". В чем смысл методики? Известно, что когда ребенок рисует, он переносит, проецирует на бумагу свой внутренний мир, я-образ. Психолог может многое сказать о настроении, склонностях маленького художника, глядя на его произведение. Один тест не поможет нам воссоздать точный психологический портрет, но у нас и нет такой цели. Сейчас нам важно понять, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром.

Вам понадобится: стандартный лист белой или кремовой бумаги и простой карандаш средней твердости. Фломастеры и ручки использовать нельзя, мягкие карандаши тоже нежелательны.

Инструкция ребенку: придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем.

Объясните ребенку, что животное должно быть придумано именно им самим, увлеките его этой задачей - создать такое существо, которого до него никто не придумывал. Это не должен быть уже увиденный когда-то персонаж из мультиков, компьютерных игр или сказок. После того, как рисунок будет готов, расспросите художника о том существе, которое у него получилось. Нужно выяснить пол, возраст, размеры, предназначение необычных органов, если они есть; спросить, есть ли у него сородичи и в каких он с ними отношениях, есть ли у него семья, и кто он в семье, что любит и чего боится, какой у него характер.
Тестируемый неосознанно идентифицирует себя с рисунком, переносит на изображенное существо свои качества и свою роль в обществе. Иногда дети рассказывают от лица животного о своих проблемах. Но это не всегда несет в себе достаточно информации и зависит от способности ребенка анализировать свой внутренний мир. Для нас же важно понять, насколько он адаптирован в коллективе.

Мы с вами будем пользоваться специальными критериями расшифровки рисунка, которые я проверяла на практике в течение 12 лет постоянной работы с "проблемными" детьми. Итак, на что следует обратить внимание.

Расположение на листе

В норме рисунок располагается на средней линии листа или чуть выше и правее. Расположение рисунка ближе к верхнему краю говорит о высокой самооценке и уровне притязаний, которые, по ощущению ребенка, не полностью реализуются. Важно понять, что чем выше расположен рисунок, тем сильнее выражено у ребенка ощущение неудовлетворенности своим положением в обществе, потребность в признании и самоутверждении. Он считает, что достоин большего и может переживать от того, что его недооценили.

Чем ниже расположен рисунок, тем ниже и самооценка ребенка. Неуверенность в себе, нерешительность, отсутствие стремления к самоутверждению - вот что свойственно такому художнику. Ребенок долго помнит неудачи и может вообще отказаться от действия, если не уверен в положительном результате. Он сосредоточен на препятствиях к удовлетворению возникающих у него потребностей.

Сдвиг рисунка вправо говорит о стремлении к контролю над собой, экстраверсии. Чем сильнее рисунок уходит вправо, тем сильнее проявляется "бунтарство" по отношению к чему-то важному для рисующего.
Если рисунок расположен в правом верхнем углу, мы можем говорить о том, что ребенок, скорее всего, претендует на лидерство и активно конфликтует с кем-то из других претендентов на эту роль или встал в оппозицию по отношению к уже существующим "правящим". В этом случае "правящими" могут оказаться и родители, и учителя, и дети, пользующиеся полным признанием и авторитетом у остального коллектива.

Сдвиг рисунка влево, возможно, выражает социальную бездеятельность, застенчивость, интроверсию.
По моим наблюдениям, эти закономерности могут не работать, если рисунок выходит за край листа.

Мы так детально рассматриваем расположение рисунка именно потому, что сейчас нам важно понять положение ребенка в обществе и его оценку своей позиции. Признак дезадаптированности - недовольство своей ролью в коллективе, и на это необходимо обратить особое внимание. Так как расположение рисунка - только один из критериев, в процессе анализа наши предположения будут уточняться или даже изменяться. Поэтому продолжим рассматривать рисунок.

Голова или заменяющие ее элементы

Это центральная смысловая часть фигуры. Если она повернута вправо, то художнику присущи высокая целеустремленность и активность, которые взрослые иногда принимают за излишнее упрямство. Важно понять, что его планы реалистичны и осуществимы, и не мешать, а помогать ребенку ставить перед собой задачи и добиваться результата.

Поворот головы влево характеризует тестируемого как человека, склонного к размышлению, фантазированию, его мечты часто существуют только в его воображении и не реализуются в действительности. Возможно, это просто склад характера, но такая ситуация может возникнуть под страхом неудачи, который ведет к потере активности, поэтому необходимо обратить на это внимание.

Изображение с головой в положении анфас говорит о присутствии эгоцентризма или бесконтрольности в поведении.

Если голова значительно крупнее по размеру, чем тело, возможно, ребенок высоко ценит интеллектуальные качества в себе и окружающих.

Глаза

Крупные, с четко прорисованной радужкой глаза могут означать, что ребенка мучает постоянный страх.
Прорисовка ресниц - показатель заинтересованности в восхищении со стороны окружающих, всеобщем признании своей привлекательности.

Рот

Зубастое существо рисуют дети, которым свойственная словесная агрессия защитного характера. Их грубость следует воспринимать как способ самозащиты от нападок окружающих.
Язык обозначает потребность в речевой активности, авторы такого существа - большие болтушки.
Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно закрашенный, заштрихованный - признак готовности испугаться, такие дети часто недоверчивы и опасливы.

Уши

Если они есть, это знак того, что ребенку важно мнение и информация окружающих о нем самом. Чем больше ушей, тем больше внимания ребенок обращает на то, что о нем думают и говорят.

Дополнительные детали

Рога - защита от агрессии. В сочетании с когтями и щетиной - агрессия спонтанная или защитно-ответная.

Перья - стремление к самоутверждению, самооправданию, демонстративности.

Грива, шерсть, подобие прически - чувствительность.

Лапы животного, постамент, опора и тому подобное нужно оценивать по форме и соразмерности со всей фигурой. Если опорная часть основательна, то ребенок обладает рациональностью, склонностью принимать обдуманные решения на основе существующей информации. Он имеет собственное мнение, с которым необходимо считаться, иначе возникнет протест, который может быть выражен как в прямой, так и в скрытой форме.

О легкомысленности, импульсивности, поверхностности суждений свидетельствует изображение облегченной опорной части - маленькие лапки, например.

Способ соединения опоры и самого туловища говорит о степени контроля за своими суждениями и решениями. Точное и тщательное соединение - высокий уровень, небрежное и слабое - склонность к необдуманным поступкам или неуверенность в своем мнении.

Бывает, что у фигуры появляются части, которые возвышаются над общими очертаниями рисунка. Это могут быть крылья , дополнительные конечности, щупальца , детали панциря , перья... Они могут служить украшением или носить утилитарный характер. Спросите ребенка, для чего они предназначены. Если они нужны для какого-то вида деятельности животного, скорее всего, тестируемый энергичен, стремится к самоутверждению. Декоративные части рисуют дети, стремящиеся обратить на себя внимание окружающих.

Хвост . Отражает самооценку ребенка.

Если он повернут влево - мы может судить о самооценке мыслей и решений, вправо - действий и поведения.

Хвост, поднятый вверх, означает положительную самооценку, бодрость.

Опущенный вниз - недовольство собой, сомнение в своих силах, сожаление о сказанном и сделанном.

Разветвленные хвосты, несколько хвостов - зависимость или противоречивость самооценки.

Два хвоста развернуты в стороны и у животного большие уши - самооценка ребенка сильно зависит от мнения окружающих.

Анализируя контуры фигуры, обратите внимание на выступы типа ребристого панциря, шипов или наростов и тому подобных деталей. Они отражают особенности психологической защиты ребенка. Степень агрессивной защиты характеризуется наличием острых выступов и их направленностью. Поднятые вверх, они говорят о том, что ребенок защищается от людей, имеющих над ним власть и возможность подавить, запретить, ограничить его в чем-либо. Это могут быть родители, старшие дети, воспитатели, учителя.

Если защитные элементы направлены вниз, это может обозначать, что ребенок боится быть непризнанным, стать объектом насмешек, или переживает, что уже находится в таком положении, боится потерять авторитет у детей.

Выступы по бокам рисуют дети, ожидающие опасности со всех сторон в любой ситуации и готовые к защите.

Линии

Ребенок с повышенной утомляемостью, крайней чувствительностью, нарушением сна и тому подобными проблемами, связанными с пониженным жизненным тонусом, рисует слабые, паутинообразные линии.

Но жирные, с нажимом, линии, штриховка свойственны не энергичным, а тревожным детям. Обратите внимание на то, какие детали выполнены с особым нажимом, чтобы определить, что именно может тревожить ребенка. Но, конечно, нужно учесть, что если ребенок учится рисовать в студии или просто увлекается этим самостоятельно, штриховка будет присутствовать просто как элемент рисунка.

Другие детали

Необычные детали - например, вмонтированные в тело механические предметы - могут быть признаком психопатологии или просто проявлением особой оригинальности, как, впрочем, и отголоском чрезмерного увлечения роботами и научной фантастикой.

Название животного

Имя, которое присвоил ребенок своему созданию, несет информацию о характере ребенка.

Рациональное содержание смысловых частей - летающий заяц, бегокот и тому подобное - говорит о рациональном складе ума ребенка.

Словообразования с книжно-научным, латинским окончанием - рептилиус - выражает стремление подчеркнуть уровень своего развития, эрудиции.

Поверхностно-звуковые, без всякого осмысливания, слова говорят о легкомысленном отношении к окружающему.

Иронично-юмористичные - пузыроид, пельмеш - выражает такое же иронично-снисходительное отношение и к действительности.

Повторяющиеся элементы - тру-тру, кус-кус - возможно, обозначают инфантильность.

Непомерно длинные названия могут давать дети, склонные к фантазированию, что, возможно, имеет защитный характер как способ ухода от действительности.

Теперь, когда вы проанализировали все детали, выпишите их все, рассмотрите полученные результаты и сведите их в одно целое. Полноценный психологический портрет, как я уже говорила, невозможно составить с помощью одного теста, но именно рисуночная методика, насколько показывает мой опыт, выявляет дезадаптацию ребенка в обществе. Попробуйте проверить своего ребенка, пусть это будет для него игрой, подключите знакомых и близких, только предупредите, что умение рисовать в этом деле не имеет никакого значения и все тестируемые могут вволю пофантазировать.

Примеры анализа рисунков детей

Рисунок №1.

По расположению на листе (рисунок сильно смещен вверх) мы можем заключить, что ребенок неудовлетворен своим положением в социуме, считает себя непризнанным, но претендует на признание.

Голова повернута влево - говорит о склонности к рассуждению, возможно боязнь перед активным действием, лишь часть замыслов реализуется.

Большие уши - большая значимость информации, которую слышит о себе. Придает большое значение мнению окружающих о себе.

Рот с зубами - словесная агрессия (огрызается, защищается в ответ на порицание).

Ноги - достаточная самостоятельность, контроль за своими рассуждениями, выводами.

Хвост - достаточно положительная оценка своих действий.

Контур фигуры говорит о том, что ребенок защищается от взрослых, а когти на лапах свидетельствуют о том, что он защищается от сверстников. Характер линий свидетельствует о тревожности.

Рисунок №2.

Рисунок тихой, замкнутой девочки, ученицы 5 класса Нади С. Послушная, старательная в учебе, но ее как будто нет в классе.

По положению на листе (нижняя часть) мы видим, что ребенок неуверен в себе, имеет низкую самооценку, подавлен, не заинтересован в своем социальном положении, отсутствует тенденция к самоутверждению.

Голова - тенденция к деятельности, то есть Надя - "человек действия", но из-за неуверенности в себе это не проявляется, а подавляется.

Ноги - поскольку практически отсутствуют самостоятельные решения, то и контролировать их сложно. Нет своего мнения.

Хвост - самооценка зависит от ситуации.

Сильный нажим - тревожность.

Догонялки

«В детском саду мы играли в догонялки, и решила посмотреть, далеко ли я убежала. Когда повернула голову обратно, меня ждал угол бетонной стены. Я разбила лоб, но мне не было больно, я боялась испачкать кровью свою белую кофту».

Вопросы:
1. Какие условия должны быть созданы в детском саду для проведения подвижных игр детей?

Детские шалости и озорство

Клей

Клей жутко вонял, но четырехлетний Эдик все равно весь им измазался. Весело будет, он же будет весь липкий! Вот все посмеются! Но взрослые смеяться не стали, а принялись отмывать мальчика. Ничего, в следующий раз Эдик поиграет с аптечкой с лекарствами, он ее на нижней полке шкафа видел!

Детские конфликты

Драка

В драке участвовала почти вся группа. Одни дрались, другие кричали. Воспитатель в это время была в раздевалке с двумя детьми, которые долго переодевались после прогулки. Когда прибежала воспитатель, все испугались и разбежались, на полу остался только один плачущий мальчик. С сотрясением мозга его отвезли в больницу.

Вопросы:
1. Где в группе должен постоянно находиться воспитатель?

Дети и педагоги

Сказки

Воспитательница всегда читала детям сказки. Олеся очень хотела, чтобы прочитали ее любимую книгу с красивыми картинками. Мама принесла книгу в детский сад, ее читали вслух, и Олесе все сказали спасибо.

Вопросы:
1. Необходимо ли детям чтение вслух, или же это можно заменить просмотром мультфильмов, фильмов?

error: