Рига в стиле модерн. Рижский югендстиль: какофония образов на фасадах

Так уж повелось, что большинство туристов, приезжающих на уик-энд в столицу Латвии, большую часть времени проводят в узких улочках ее Старого города, порой, напрочь забывая, что может быть не менее интересен, чем местная готика. Кварталы, выстроенные в стиле модерн (он же – арт-нуво или югендстиль) располагаются на некотором отдалении от берегов Даугавы. А потому наткнуться на них случайно у вас вряд ли получится. Возможно, именно поэтому до Новой Риги добираются далеко не все. И очень зря! Ведь и удивительная помпезность Нового города придают латвийской столице какой-то особенный величественный шарм. В этой части особенно четко ощущается атмосфера имперского города. Небольшой фото-прогулке по этим кварталам мы и решили посвятить наш новый репортаж.

Имперская Рига: модерн и яркие краски осени

В середине 19 века население Риги составляло 77 тысяч человек. Пятьдесят лет спустя количество местных жителей возросло до 558 тысяч, увеличившись за полвека более чем в семь раз. Бурный демографический рост был связан с интенсивным развитием латвийской столицы как крупного торгового, промышленного и логистического центра Российской империи. За короткий отрезок времени в Риге был построен крупный порт и вся необходимая железнодорожная инфраструктура, посредством которой к Балтийскому морю доставлялись зерно и древесина. Бурный рост торгового оборота привел к развитию других отраслей. И вместе с промышленно-логистической инфраструктурой вокруг Старого города стали активно вырастать кварталы доходных домов и прочие монументальные здания, выстроенные в помпезном стиле модерн. Югендстиль в Риге распространялся быстро. И уже в 1914-м году латвийская столица спорила с Киевом за звание четвертого по величине города Российской империи.


Облик нового города формировался под влиянием архитектуры имперской столицы России – Санкт-Петербурга. Именно поэтому сегодня в чертах двух этих городов можно найти много общего. Единственным принципиальным отличием является, наверное, отсутствие в Латвии многочисленных мостов, рек и каналов. А в остальном и Санкт-Петербурге весьма схожи.

Лично мне местами Рига еще очень напоминала Киев. Хотя между этими городами пролегает больше тысячи километров.




Югендстиль в Риге лучше всего сохранился в районе улиц Альберта, Елизабетес и некоторых других, примыкающих к ним. Большая часть этого квартала была построена рижским архитектором Михаилом Эйзенштейном (кстати — уроженцем Петербурга). Только на улице Альберта восемь из его творений впоследствии были признаны шедеврами стиля модерн. Рига в этом плане настоящий музей для всех поклонников изысканной и помпезной архитектуры.

Один из рижских музеев. Ныне закрыт на реконструкцию.






Кстати, о музеях… Именно на улице Альбертас находится Музей югендстиля в Риге . Мы там, честно говоря, не были. Но во всех туристических буклетах это место упоминается как образец «быта рижан начала двадцатого века». Внутренние интерьеры воссоздавались в течение нескольких лет специальной командой реставраторов. Не то, что у нас. В Минске бы все просто штукатуркой замазали и обшили термошубой.

Музей югендстиля в Риге (ул. Альбертас, 12)


Улица Альберта. Здания в стиле модерн (Рига)


В целом – это настоящая изюминка Латвии. Насколько я знаю, ничего подобного ни в одной другой стране нет. В большинстве своем современный облик этих кварталов формируют посольские здания, гостиницы, офисы частных фирм, различные кафешки и жилые дома.

Ну да. Это Рига. Там холодно.





Хотели бы жить в таком подъезде?




Посольство Японии в Риге. Югендстиль с восточными нотками...

Модерн в Риге очень колоритный и живописный. Местные кварталы вполне достойны того, чтобы уделить пару часов неспешной прогулке по их величественным улицам. Мне здесь понравилось. Я думаю, вам тоже они приглянутся. Югендстиль в Риге — это нечто особенное...

Немного полезной информации для организации поездки:

  • Средняя стоимость хостелов в Риге колеблется в районе 6-12 долларов (за койку в общей комнате). Посмотреть недорогие варианты жилья можно на этом сайте . Наша личная подборка лучших хостелов латвийской столицы представлена .
  • Аренда рижской квартиры на сутки (на двух человек) стоит от 29 до 45 долларов. Посмотреть актуальные варианты и получить скидку на первое бронирование можно на этом сайте .
  • Приблизительная стоимость отельных номеров (2-3*): 25-50 долларов. Проверить цены сразу по нескольким системам бронирования и немного сэкономить можно воспользовавшись этим сайтом .

Архитектура в стиле модерн (югендстиль, ар-нуво) в Риге составляет примерно одну треть всех зданий в центре, что делает столицу Латвии городом с самой высокой концентрацией архитектуры в стиле модерн в любой точке мира. Построенные в период быстрого экономического роста, большинство зданий в стиле модерн Риги относятся к периоду между 1904 и 1914 годами. Стиль чаще всего представлен в многоэтажных многоквартирных домах. Отличительная особенность рижского югендстиля – уникальная экстерьерная лепнина, превращающая целые улицы Риги в музей лепного искусства.

Зарождение и развитие стиля модерн в архитектуре Риги

В конце XIX века старый ганзейский город и морской порт Рига был важнейшим промышленным узлом Российской империи. Это был период быстрого экономического, промышленного и демографического развития. В период между 1897 и 1913 годами население города выросло на 88% до 530 000 человек в 1914 году. К тому времени Рига стала пятым по величине городом Российской империи и третьим в Балтийском регионе. Это был самый высокий темп роста города, который столица Латвии до сих пор больше не переживала.

Уже в середине 19 века город начал расширяться за пределы своего средневекового ядра, окруженного укреплениями. Они были снесены, начиная с 1856 года, и заменены поясом бульваров и садов, окружающих старый город Риги. Новая часть города была разработана по схеме сетки и по строгим правилам строения (например, в отношении того, что ни один дом не может быть выше шести этажей или 21,3 метра).

В период между 1910 и 1913 годами в Риге ежегодно строилось от 300 до 500 новых зданий, большинство из них были выполнены в стиле модерн и располагались за пределами старого города. Тем не менее ряд зданий в стиле модерн были построены в старом городе, а также несколько домов для знатных семей были возведены в пригороде Межапаркса. На самом деле, самое первое здание в стиле модерн, которое было возведено в Риге (по проекту архитекторов Альфреда Ашенкампфа и Макса Щервинского), находится на улице Аудею 7 в средневековой части города.

Владельцы, строители и архитекторы этих домов происходили из разных этнических групп, однако особенно по вкусу новый стиль, богатый уличной лепниной, пришелся самим латышам. Помимо латышских архитекторов (Айженс Лаубе, Константин Пекшенс и Янис Алкснис) были также евреи (Михаил Эйзенштейн, Пол Мандельштам) и балтийские немцы (в том числе Бернхард Биленштейн, Рудольф Донберг и Артур Модлингер), которые в это время работали в Риге.


Фото:

Этот период характеризуется как время развивающейся латышской национальной идентичности, что привело к поиску своего стиля тех архитекторов, которые считали себя этническими латышами. Независимо от этнической принадлежности, большинство мастеров, создающих архитектуру в стиле ар-нуво в Риге, были местными жителями, хотя стилистика развивалась под влиянием иностранной архитектуры - в основном Германии, Австрии и Финляндии. В результате архитектурный лепной модерн стал визитной карточкой классической латышской архитектуры и скульптуры. Значительным событием стало открытие в 1869 году факультета архитектуры Рижского политехнического института (ныне Рижский технический университет), который помог обучить поколение местных архитекторов.

Декоративные детали зданий, в виде великолепного лепного декора, гипсовых скульптур , витражей и майоликовых печей были частично импортированы из стран Европы и частично сделаны местными мастерами в Риге. В связи с этим компании декоративного искусства Риги активно развивались. В результате лепные и скульптурные декоративные элементы из рижских мастерских были экспортированы (в пределах Российской империи), например, Таллинн и Санкт-Петербург. Сегодня архитектура в стиле ар-нуво составляет примерно одну треть всех зданий в центре Риги.

Направления архитектурного стиля Ар-Нуво в Риге

Югендстиль в Риге развивался очень быстро, пользовался популярностью и порой прослеживался во всех зданиях одной улицы или бульвара, создавая великолепную архитектурную картину города. Его развитие было обусловлено стремлением создать индивидуалистический стиль, менее зависимый от очевидных исторических ссылок. Латышские архитекторы руководствовались желанием выразить местные черты и традиции и двигаться к рациональной архитектуре, основанной на «честном» использовании материалов и орнаментов что не отрицает структурной компоновки здания.

Стилистически рижская архитектура в стиле модерн часто делится на четыре основные категории:

  • эклектическая или декоративная;
  • перпендикулярная или вертикальная;
  • национальная романтическая;
  • неоклассическая.

Эклектическое искусство в стиле модерн

Самые ранние здания в стиле модерн в Риге были построены именно в такой стилистике. Начиная с чисто декоративного изменения от эклектики, здания этого типа переняли в первую очередь декоративные черты ар-нуво, не изменив при этом архитектурную концепцию. Эклектичный модерн по-прежнему демонстрирует ритмичные фасады и роскошное украшение, присущие более ранним стилям. В этой ранней форме модерна иностранное влияние было довольно сильным, особенно влияние современного немецкого символизма.

Пожалуй, самые известные здания в этом стиле в Риге — ряд домов по улице Альберта (улица Альберта), многие, из которых выполнены по дизайну Михаила Эйзенштейна. Хотя они являются главной достопримечательностью латвийской столицы, их нельзя считать репрезентативными для подавляющего большинства стиля модерн в Риге. Экстерьер этих домов богато украшен гипсовым лепным декором, который многие ценители называют оригинальным и даже странным.


Фото:

Перпендикулярный стиль ар-нуво>

Эклектика в конечном итоге уступила место более рациональному стилю в области модерна в Риге. Эта новая стилистика характеризуется выраженными вертикальными композициями фасадов и геометрическими орнаментами, интегрированными в общую архитектурную картину. Архитектурная концепция зданий также претерпела существенные изменения. Теперь фасад зданий отражает интерьерную концепцию строения, в то время как ранее экстерьер не имел рациональной связи со структурной планировкой. Самыми знаменитыми зданиями в Риге, возведенными в этом стиле, являются несколько универмагов, которые местные жители называют также Warenhausstil на немецком языке.

Национальное романтическое искусство в стиле модерн

Латвийское национальное пробуждение, начавшееся в 19 веке, инициировало процесс сознательного формирования конкретной латышской идентичности, как в политическом, так и в культурном плане. Это в унисон с политическими событиями (особенно революцией 1905 года) привело к более сильному желанию выразить специфическую латышскую идентичность также через искусство и архитектуру в начале 20-го века.

Национальный романтический стиль иногда считается совершенно уникальным архитектурным стилем, но в латышском контексте часто описывается как вариант модерна. Он был относительно недолговечным и процветал между 1905 и 1911 годами. Некоторое влияние на его формирование оказала финская архитектура, но поскольку идея заключалась в разработке конкретной латышской формы архитектурного искусства, многие ее аспекты характерны исключительно для работ латышских архитекторов и скульпторов.

Это стиль, характеризуется сдержанным декором, вдохновленным местным народным искусством, монументальными объемами и использованием натуральных строительных материалов.

Нео-классическое искусство в стиле модерн

Последним этапом развития архитектуры в стиле ар-нуво в Риге — так называемый неоклассический модерн. Опираясь на язык классической архитектуры, который был пышно представлен в Российской империи в XIX веке (но не распространен в Риге), этот довольно монументальный вариант модерна использовался при возведении нескольких новых банковских зданий.

Лепнина фасадов зданий рижского модерна стала визитной карточкой национальной гордости латышей – собственного архитектурного стиля ар-нуво. Несмотря на непростой климат прибалтийских стран, латышская гипсовая лепнина, используемая для украшения фасадов зданий, дошла до наших дней практически не поврежденной и неизменной. Это подтверждает великолепное качество уникальных гипсовых составов местных мастеров.

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня на блоге Рига Латвия стартует новая рубрика,- Архитектура Латвии . Это первая, вводная статья для новой рубрики. Что интересного будет в этой рубрике? Какими статьями я собираюсь её пополнять? Для начала, в рубрике Архитектура Латвии планирую сделать несколько разделов:

  • архитектура Латвии
  • история архитектуры Латвии
  • архитектура Риги
  • архитектура Юрмалы
  • деревянная архитектура
  • деревянная архитектура Юрмалы
  • деревянная архитектура Риги
  • архитектура различных районов Риги
  • архитектура других городов Латвии
  • архитектура Риги 13 века (с 13 и до 21, отдельно по векам)
  • архитектура Даугавпилса

Почему я решила сделать такую рубрику? Последнее время стала обращать внимание на то, сколько у нас в Риге красивых домов! Часто, проходя или проезжая мимо интересного дома, возникает интерес,- Что за дом? Когда и кем построен? Что тут было раньше и что сейчас? Хорошо, что есть интернет и фотоаппарат. Сначала я делаю несколько снимков заинтересовавшего объекта. Потом ищу информацию в интернете,- что же это за объект, привлёкший моё внимание.

Всё, что связано с архитектурой Латвии, особенно актуально с конца осени, до начала весны. Почему? Рига,- очень зелёный город. Латвия,- пока самая зелёная Европейская страна. Летом листва деревьев скрывает от нас большую часть красоты архитектуры большинства зданий и домов. А сейчас, как раз ещё успеваю начать рубрику Архитектура Латвии.

Кому может быть полезна моя архитектура Латвии? Всем, кто ищет информацию о каком-то здании или доме в Латвии. Возможно, я как раз его успела сфотографировать. Заранее прошу прощения у профессиональных архитекторов! Если вдруг что-то случайно напутаю, то это по незнанию… К архитектуре, истории и даже строительству я не имею ни малейшего отношения. За плечами,- Рижский Медицинский институт. Но, как-то постепенно поняла, что Архитектура Латвии мне очень интересна! :)))

С недавнего времени, я фанат деревянной архитектуры! Как жалко старые деревянные дома, которые были памятниками архитектуры, а сейчас никому не нужны и разваливаются у нас на глазах… Деревянных домов в Риге и Юрмале становится всё меньше и меньше. И как приятно полюбоваться недавно отреставрированным деревянным домиком. Деревянная архитектура Юрмалы деревянная архитектура Риги будут занимать много места в моей рубрике Архитектура Латвии.

А ещё в Риге сохранились старинные усадьбы. Я сначала просто сфотографировала разваливающийся дом, а потом нашла информацию, что это старинная усадьба и памятник деревянной архитектуры Риги:(((Деревянные усадьбы Пардаугавы,- фотографии уже сделала. Осталось,- найти информацию и подготовить статью к публикацию.

Во вторник, по случаю скидок в книжном магазине, купила в Глобусе Большой архитектурный путеводитель по Риге, Янис Крастиньш и Иварс Страутманис. Стала листать. У-у-у… некоторых домов из путеводителя уже не существует… А на том месте у нас будет Замок Света. Некоторую информацию из этой книги планирую использовать в статьях об архитектуре на этом блоге. Особенно фамилии архитекторов и год постройки…. «Lielais Rigas arhitekturas celvedis» . (Извиняюсь за грамматику, на латышский шрифт в кодировке блога перейти невозможно…)

Недавно дочке в школе задали интересное домашнее задание. Написать сочинение на тему: Архитектурные стили в Латвии. Каждый дом в сочинении надо было подтвердить тремя фотографиями:

  • дом в Риге, общий вид зданий
  • табличка на доме с указанием адреса
  • фото автора сочинения на фоне этих архитектурных объектов

Задание интересное! Взяли фотоаппарат, поехали в Старую Ригу, поснимали… А вот разобраться со стилями в архитектуре Латвии нам было сложно. Ведь в архитектуре Риги присутствуют все возможные архитектурные стили, распространенные в Европейских странах, начиная с глубокого средневековья. Пришлось искать информацию. В результате, очень упрощенно, но для начала подойдёт, получились примерно такие данные: Шпаргалка №1.

Архитектура Латвии. Архитектурные стили различных эпох.

  • 13 в. — 16 в. Романизм, готика, ренисанс
  • 17 в. — начало 19 в. Барокко, классицизм
  • середина 19 в. — 1904 г. Эклектизм
  • 1899 г. — 1914 г. Югендстиль
  • 20 в. двадцатые — тридцатые годы,- Функционализм
  • вторая половина 20 века

(Цифры списала из упомянутого выше путеводителя, кому собирается использовать, ссылайтесь на авторов)

Вот, уже кое-какая ясность, проще будет разобраться. Отличная подсказка. Мы, когда искали материал для сочинения, такую не нашли… Разбирали каждый дом по-отдельности… В Архитектуре Латвии нашли вот такие архитектурные стили: Шпаргалка №2.

Архитектура Латвии. Архитектурные стили.

  1. Романизм, романский стиль
  2. Готика
  3. Поздняя готика (неоготика)
  4. ренессанс
  5. маньеризм
  6. барокко
  7. классицизм
  8. эклектика
  9. югендстиль
  10. эклектически декоративный югендстиль
  11. статический югендстиль
  12. национальный романтизм
  13. Art Deco
  14. неоклассицизм
  15. функционализм
  16. неоэклектизм
  17. социалистический реализм
  18. постмодернизм
  19. поздний посмодернизм
  20. деконструктивизм
  21. hight tech

1. Романский стиль.

Самый древний архитектурный стиль 11 в. -12 в. Романский стиль характерен для религиозных сооружений. Присуще монументальность, ясность и рациональность конструкций. Производит впечатление мощности, прочности и приземленности. Массивные, толстые стены, узкие окна. Наследуются признаки римской архитектуры. Характерны полукруглые арки и своды, колонны. Украшения,- скульптурные композиции и фрагменты живописи. Монастыри, замки, крепости, соборы, церкви в романском стиле,- всегда гармонично вписывались в окружающую среду.

2. Готика.

Уже в 13 веке на смену романскому стилю приходит готика.

Готика начала развиваться в католических странах средневековой Европы. Остались в прошлом круглые арки романского стиля, массивные мощные стены и маленькие окошки. На смену пришли арки с заострённым верхом, узкие вытянутые срельчатые окна, узкие, вытянутые башенки и колонны. Фасад зданий богато украшен резными деталями. Многоцветные на стёклах окон. Все элементы готического стиля стараются подчеркнуть вертикаль сооружения. Перекрытия имеют сложное строение. Задача готических соборов и церквей,- как бы приблизить душу человека к Богу. Готические элементы,- вертикали, скульптуры, роспись,- оказывали сильное воздействие на верующих.

Примеры готического стиля в Латвии.

  • Рижский Собор. (R?gas Dome, Домский Собор)
  • Церковь Св. Петра. (Sv. P?tara bazn?ca)
  • Церковь Св. Яна (Sv. J??a bazn?ca)
  • Костел Св. Якова
  • Церковь Св. Иоанна
  • Дом Черноголовых
  • Дом рижского бюргера на Maza Pils (Три Брата в Старой Риге)
  • Церковь Святого Екаба. Сохранила в себе черты готического стиля больше, чем другие церкви.

Готические мотивы, Возвращение к готическим мотивам в XIX-XX веках:

  • Большая и Малая Гильдия
  • Конторский и жилой дома Большой Гильдии

3. Поздняя готика (неоготика)

Англиканская церковь

Очень умную и сложную историческую статью о готическом стиле в архитектуре Латвии прочитала тут. http://www.baltkurort.ru/latvia/publications/gothic/ Пересказать не берусь. Кто интересуется более подробно, почитайте!

Как я планирую писать статьи для рубрики Архитектура Латвии? План такой:

  • фотографирую объект, публикую фото
  • адрес
  • название дома или здания и его функции
  • дата постройки
  • фамилии архитекторов, художников, проектировщиков…
  • архитектурный стиль
  • история здания

Рига стала одной из тех европейских столиц, в которой новый стиль заявил о себе достаточно громко, убедительно и ярко, что нашло отголоски и в архитектуре других латвийских городов и даже в сельской среде.

Рига – североевропейская столица югендстиля

Исторический центр включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В этот важный регистр Рига попала благодаря своей средневековой застройке, деревянной архитектуре XIX века и архитектуре югендстиля, которой с точки зрения качества и распространения нет равных в мире.

Отправляйтесь в Ригу, чтобы увидеть это своими глазами!

Некоторые достопримечательности, которым стоит уделить больше внимания:

  • Первая постройка югендстиля в Риге – это арендный дом с магазинами на ул. Аудею, 7 , построенный в 1899 году.
  • Роскошь и масштаб сочетаются в домах на ул. Элизабетес, 10a и 10b , которые проектировал один из виднейших представителей рижской архитектуры югендстиля Михаил Эйзенштейн.
  • Выразительные женские фигуры, растительные и цветочные мотивы, витые линии и маски – все это можно увидеть на фасаде здания по ул. Смилшу, 8 .
  • Попытки латышских архитекторов создать национальную архитектуру отражены в спроектированном Эйженом Лаубе арендном доме на ул. Алберта, 11 . В отделке здания использованы натуральные материалы, в том числе известковый туф и дерево, а также этнографические орнаменты.
  • Фасад Дома Рижского латышского общества (ул. Меркеля, 13 ) украшен яркими сказочными образами, созданными латышским художником Янисом Розенталсом.

Музей "Рижский центр югендстиля"

Построено в 1903 году как личный дом известного латышского архитектора Константина Пекшенса, который он проектировал вместе с Эйженом Лаубе. Символом здания является его подъезд с чрезвычайно изысканной винтовой лестницей.

В интерьере музея размещена аутентичная рижская мебель начала XX века, посуда, предметы искусства, часы, одежда, вышивка и другие предметы. Неторопливые беседы с дамами в нарядах эпохи югендстиля позволят проникнуться очарованием модерна.

Оазис югендстиля на западе Латвии

Значительное наследие югендстиля хранит портовый город . Вот некоторые здания, на осмотр которых следовало бы выделить время:

  • шестиэтажный арендный дом на ул. Базницас, 18 , или "Голубое чудо" – одна из самых значительных построек югендстиля в Лиепае;
  • здание на ул. Грауду, 44 , отделка которого насыщена декоративными элементами;
  • арендный дом на ул. Куршу, 21 , в подъезде которого сохранилась уникальная стенная и потолочная роспись;
  • арендные дома на ул. Грауду, 34 , и Лиела, 4 , выдержанные в стиле национального романтизма.
Модерн

Викто́р Орта́ . Лестница в Отеле Тассель, Брюссель. Входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО
Концепция отказ от симметрии; естественные, «природные» линии; растительные орнаменты; творчество прерафаэлитов
Дата основания 1880-е
Дата распада 1914
Модерн на Викискладе

Отличительными особенностями модерна являются отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства .

Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.

Термин

В различных странах стиль имел разные названия: во Франции - «ар-нуво» (фр. art nouveau , букв. «новое искусство») или «fin de siècle » (фр . «конец века»); в Англии - «современный стиль» (англ . modern style ); в Германии - «югендштиль» (нем. Jugendstil - «молодой стиль» - по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Jugend ); в Австрии , Чехословакии и Польше - «сецессион» (нем. Secession - «отделение, обособление»); в Шотландии - «стиль Глазго » (англ. Glasgow style ); в Бельгии - «стиль двадцати» (от наименования «Общества двадцати» , созданного в 1884); в Италии - «либерти» («стиль Либерти »); в Испании - «модернизмо» (исп. modernismo ); в Нидерландах - «Nieuwe Kunst»; в Швейцарии - «еловый стиль» (style sapin ); в США - «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани); в России - «модерн».

Описание

Появление

В 1860-1870 годы в Европе главенствовало направление историзма , которое заключалось в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей. Стремление противопоставить этому своё творчество объединяло другие художественные течения и школы в разных странах. В результате в 1880-е годы в работах ряда мастеров начал вырабатываться новый стиль, который противопоставлял историзму новые художественные приёмы.

Родоначальником модерна считается Англия - старейшая страна капитализма. Новый стиль начинает развиваться там под лозунгом возврата к органичности, простоте и функциональности средневековья, раннего Возрождения и народного зодчества. Художественное движение, связанное с деятельностью «прерафаэлитов» , философией и эстетикой Джона Рёскина и практикой Уильяма Морриса , получает особенное распространение в прикладном искусстве и архитектуре . Моррис создавал предметы интерьера, вдохновлённые растительными орнаментами, а Артур Макмердо использовал элегантные, волнистые узоры в книжной графике. Его обложка для книги «Городские церкви Рена» (1883) считается первой реализацией в стиле модерна в области графики .

В европейских странах появлялись художественные ассоциации, работающие в новом стиле: «Выставочное общество искусств и ремёсел» (1888) в Великобритании, «Объединённые художественно-ремесленные мастерские» (1897) и «Немецкие мастерские художественных ремёсел» (1899) в Германии, «Венские мастерские» (1903) в Австрии, «Нансийская школа » во Франции, «Мир искусства» (1890) в России .

Хронология

Период развития модерна: конец 1880-х - 1914 годы - начало первой мировой войны , оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы .

Условно выделяют 3 этапа развития стиля:

Классификация

Разделение искусства модерна на отдельные периоды и стили условно. Модерн, как ни один из других стилей, впитал в себя различные направления и подвергся влиянию стольких национальных культур и традиций, что даже специалистам сложно определить, где заканчивается историзм и начинается модерн, и где заканчивается модерн и начинается ар-деко .

Традиционно в модерне выделяются два основных направления: конструктивное (Австрия, Шотландия) и декоративное (Бельгия, Франция, Германия). Кроме того, в Италии и России сильное влияние на него оказали национальные традиции: в этих странах образцы модерна носили отпечаток традиционных форм: неорусский стиль в архитектуре России (не путать с псевдорусским стилем , который относился к периоду историзма).

Исполнение

Наиболее заметная особенность модерна - отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых, как подражание природным формам растений. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. В формах модерна преобладал - отказ от симметрии, вертикальные, стремящиеся ввысь доминанты, перетекание форм одна в другую. Преобладающими цветами являлись приглушенные оттенки - цвет увядшей розы, табачные цвета, жемчужно-серые, серо-голубые, пыльно-сиреневые тона. Для интерьера характерны сочетание плоскостей, изогнутая мебель; в отделке - наличие мозаики, эмали, золотых фонов, чеканка по меди и латуни. Конструкции стиля - часто каркасные (несущим элементом является стальной каркас). Окна - прямоугольные, вытянутые кверху, часто с богатым растительным декором, иногда арочные, «магазинные окна» - широкие, наподобие витрин . Двери стиля модерн - прямоугольные, часто арочные плоской формы, с мозаичным орнаментом, декорированные .

Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполнены в одном ключе. Вследствие этого возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике.

    Дверная ручка в стиле модерн. Берлин, Gutzkowstr. 7.

    Глиняная расписная тарелка с лилиями художника Амальрика Вольтера.

    Окна парижского дома по улице Champ de Mars №33. Архитектор Октав Ракин.

Распространению модерна способствовало проведение Всемирных выставок , на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Наибольшую известность модерн получил на Всемирной выставке 1900 года в Париже. В 1910-х годах значение модерна начало угасать.

Заметное влияние на стиль модерна оказало искусство Японии , ставшее более доступным на Западе с началом эпохи Мэйдзи . Художники модерна также черпали вдохновение из искусства Древнего Египта и других древних цивилизаций.

Предмодерн

Развитию стиля модерн в искусстве предшествовал период становления. Период раннего развития модерна принято называть модернизмом . Это течение формировалось в разные годы, в разных странах и различными художниками, как правило, не знавшими друг друга, но связанными общими идеалами и идеями. Направления модернизма не были связаны с национальными традициями стран, в которых они развивались. Кубизм во Франции не имел ничего общего с культурой Франции. Ярким примером такого несоответствия может служить Эйфелева башня , которая, по мнению интеллигенции того времени, совершенно не вписывалась в архитектуру Парижа и вызвала бурю негодований. Отрыв модернизма от национальных традиций заложил основу для «интернационального стиля», не имеющего границ. Большое влияние на модерн оказало влияние Востока, а именно Японии. Отказ от национальных традиций воспринимался как стремление к космополитизму . Первыми модернистами были художники, творившие на рубеже конца XIX века, которые считали, что духовная революция, которая, по их мнению, неизбежно рождалась из кризиса старого мира, требовала отказа от социально-политического радикализма. Новой идейной платформой стала духовная революция как качественно новое сознание, новое жизнепонимание. В её основе лежали интуитивизм А. Бергсона и Н. Лосского , феноменология Э. Гуссерля , психоанализ Зигмунда Фрейда и Карла Юнга , экзистенциализм Сёрена Кьеркегора , Мартина Хайдеггера , Карла Ясперса , Николая Александровича Бердяева и др. Теоретическую основу будущего стиля сформулировал Уильям Моррис , однако развитием идей раннего модерна занимались многие художники эпохи предмодерна .

Модерн в архитектуре

Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых материалов (металл , бетон , стекло).

Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно эстетичных и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру , который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы - лестницы, двери, столбы, балконы - художественно обрабатывались.

Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861-1947). В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки - всё проектировалось в едином стиле. Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар , создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро .

Ещё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл испанский архитектор Антонио Гауди . Здания, сооружённые им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека.

Галерея

    Casa Fenoglio-La Fleur (1907), Италия

Живопись модерна

На живопись и скульптуру модерна сильное влияние оказал символизм , который стремился переходить от традиционных форм XIX века к новейшим европейским течениям, носившим порою условную принадлежность к той или иной стране.

Для живописи модерна характерно стремление к созданию самостоятельной художественной системы. Одним из основоположников этих идей стала «Понт-авенская школа » с Полем Гогеном . В отличие от других стилей, картины и панно модерна рассматривались как элементы интерьера, придавая ему новую эмоциональную окраску. Поэтому декоративность стала одним из главных качеств живописи модерна.

Галерея

Графика модерна

Графика стала той областью, из которой произрастали и в которой развивались мотивы стиля, и большое влияние на его развитие оказала обложка, созданная для книги под названием «Городские церкви Рена» английским художником и архитектором Макмердо. К особенностям этого дизайна, появившегося в 1883 году, относятся цвета и сильно изгибающиеся стебли и листья в монохромном исполнении. Поскольку такая обложка принадлежала книге, посвящённой архитектуре и купленной, вероятно, многими британскими архитекторами, она оказала сильное воздействие на создание изгибов и форм архитектурного стиля ар-нуво .

В конце XIX века сформировался тот вид графики, который принято называть плакатом. Рождение плаката обусловлено новшествами в типографской промышленности. Настоящему искусству плаката открыла путь техника литографии. Тираж издания мог составлять несколько тысяч оттисков .

Литография, искусство книги (книжный дизайн), графика достигли в период модерна высокого подъема благодаря работам англичанина Обри Бёрдсли , немцев Томас Гейне , Г. Фолегера и русских мастеров Александр Бенуа и Константина Сомова . Большие художественные достижения обрел модерн в создании афиш и плакатов (работы Эмиля Грассе во Франции, Альфонса Мухи в Чехии).

Первыми модернистами во Франции стали ученики Гогена, а в Англии - последователи «прерафаэлитов».

Наиболее значительными фигурами английского модерна стали Ульям Блейк и Обри Бёрдсли - автор иллюстраций к «Саломее» Оскарда Уальда и рисунков для журнала «Желтая книга ». Графика Бёрдсли - классика модерна. Русский график Николай Кузьмин говорил, что Бердсли отделил свет от тьмы. Для света - белая бумага, для тьмы - черная тушь. И никаких полутонов. Линия приобрела удивительную силу. Началась новая эра графики. Крайняя простота средств: только черное и белое, лист бумаги, перо, флакончик туши. Но там, где он хотел показать свою поразительную «способность стараться», его техника становится похожей на тончайшее кружево: фронтисписы к «Саломее», к «Венере и Тангейзеру», «Вольпоне», сюите «Похищение локона» .

В России большую роль в становлении плаката сыграли мастера объединения «Мир искусства ». Плакат предоставлял им массовую трибуну, с которой они могли заниматься эстетическим просветительством.

Графика модерна обладала собственными выразительными средствами: энергичный обобщённый рисунок, резкие контрастные цветовые соотношения, использование больших технических возможностей литографии содействовали развитию такой разновидности графики, как афиша, плакат. Для них характерны тщательно разработанные композиции, декоративные и шрифтовые .

Германия

Мастера немецкой графики искали новые технические приёмы. К таким новшествам можно было отнести рисование на грубой зернистой бумаге с предварительным покрытием её белилами. Чтобы, например, получить мягко расплывающийся штрих, мюнхенские графики стали широко использовать японскую кисть. Еще один новаторский прием получение на белой бумаге отпечатка фактуры грубой материи, слегка пропитанной тёмной краской. Фон напоминал зернистую поверхность холста; нанесенный на него штрих приобрел специфические свойства. Графики учились обрабатывать бумагу разными кислотами, чтобы превращать ее в подобие пергамента. Линии на такой бумаге выглядели по-новому .

Галерея

    Альберт Клингер (1869-1912)

    Афиша выставки декоративного искусства 1894 года. Тема павлина часто встречается в стиле модерна.

Скульптура модерна

Основные черты скульптуры стиля модерн - это возвращение к «природным» линиям. Характерны текучесть и динамизм форм, «внутренняя энергия». Скульптура модерна декоративна, ее предназначение украшать пространство, подчинять его единому ритму. Среди скульпторов модерна особо выделяют двух французских мастеров: Огюста Родена и Аристида Майоля .

Среди десятка работ Родена самая известная - «Мыслитель» . В своих работах он прославляет великую силу любви, её красоту и бессмертие. Другие его известные работы: «Первый поцелуй», «Вечная весна», «Поэт и муза».

Галерея

    Скульптура Танец с шарфом Агатона Леонарда

Ювелирное искусство модерна

Для ювелирного искусства эпохи ар-нуво наиболее характерны такие общие черты стиля, как: использование плавных, естественных линий, подражающих форме листа или волны, избегание прямых геометрических форм, использование приглушенных пастельных и матовых цветов и материалов. Не отказываясь от золота, ювелирный стиль ар-нуво среди излюбленных материалов выделял полудрагоценные непрозрачные камни, такие как опал , лунный камень , бирюза , а также жемчуг, эмаль, слоновую кость. Бриллианты и другие драгоценные камни используются в изделиях ар-нуво преимущественно в качестве вспомогательных декоративных элементов. Превалируют растительные, зооморфные (стрекозы, ящерицы, летучие мыши, бабочки) и сказочные (нимфы, феи) мотивы.

Среди наиболее выдающихся ювелиров эпохи модерна можно отметить Жоржа Фуке , Тиффани и Рене Лалика .

Галерея

    Кулон с нимфой, Masriera&Carreras. Золото, серебро, эмаль, бриллианты, сапфиры.

Интерьер модерна

Интерьер в эпоху модерна стал играть более важную роль - это было продиктовано архитектурой, которая создала новые способы компоновки внутреннего пространства и открыла путь к полному соответствию внешнего пространства внутреннему. Самым первым интерьером модерна можно считать знаменитую «Павлинью комнату», оформленную Джеймсом Уистлером в Лондоне . Интерьер строился на полном неприятии прежних архитектонических принципов оформления внутреннего пространства. Стены помещений покрывались не образующими, казалось бы, никакой закономерности причудливыми, асимметричными формами, капризно извивающимися линиями. Потолки декорировались, как правило, плоскорельефной гипсовой пластикой, стены оформлялись более красочно, занавеси делали светлыми .

Галерея

    Павлинья комната, Лондон

error: