Разрядка международной. Разрядка международной напряжённости

Разрядка (политика)

Дж. Картер и Л. И. Брежнев подписывают договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-II), Вена, 18 июня 1979 г.

Разрядка международной напряжённости (в средствах массовой информации часто просто разрядка ) - политика, направленная на снижение агрессивности противостояния стран социалистического и капиталистического лагеря. Термин появился в начале 70-х годов XX века и является калькой с французского détente, однако часто используется применительно к политическим процессам во взаимоотношениях СССР и США с конца 60-х до конца 70-х годов.

Политические предпосылки разрядки

К второй половине 1960-х в мире сложилась достаточно стабильная биполярная политическая система: Восточный и Западный блоки, возглавляемые СССР и США, достигли стратегического равновесия, основанного на доктрине гарантированного взаимного уничтожения (MAD, англ. Mutual Assured Destruction ) - СССР догнал США в мощи ядерных сил. В свою очередь США в ходе выполнения программы Аполлон совершили в 1969 г. высадку на Луну , продемонстрировав свой выигрыш - или догнав СССР - в «космической гонке».

Европа

Вместе с тем продолжавшаяся гонка ядерных вооружений, сосредоточение управления ядерными силами запада в руках США и ряд инцидентов с носителями ядерного оружия вызвали усиливающуюся критику ядерной политики США. Противоречия в принципах управления ядерным оружием в командовании НАТО привели к выходу Франции в из состава этой организации. 17 января произошёл один из крупнейших инцидентов с ядерным оружием: загоревшийся при заправке в воздухе бомбардировщик B-52 ВВС США произвёл аварийный сброс четырёх термоядерных бомб над испанским селением Паломарес. После этого инцидента Испания отказалась осудить выход Франции из НАТО и ограничила военную деятельность ВВС США на территории страны, приостановив испано-американский договор г. о военном сотрудничестве; переговоры о возобновлении этого договора в окончились неудачей.

США

Восток

Советско-китайский разрыв. Пограничный конфликт на острове Даманский . Китайские переговоры Никсона. Опасения СССР о создании китайско-американского альянса.

От договоров 1972 года до Хельсинкских соглашений 1975

  • 1967
    • январь: начато осуществление советско-американского космического эксперимента «Союз - Аполлон».
    • 23 и 25 июня, Гласборо (США): встречи председателя Совета министров СССР А. Н. Косыгина с президентом США Л. Б. Джонсоном.
    • 20 декабря основание Института США АН СССР, в 1971 - переименован в Институт США и Канады АН СССР; с 1991 - Институт США и Канады РАН.
  • 1969, 17 ноября, Хельсинки : начало переговоров между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений.
  • 1971, 30 сентября, Вашингтон , подписаны:
    • Соглашение между СССР и США о мерах по усовершенствованию линии прямой связи СССР-США;
    • Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США.
  • 1972
    • 11 апреля: подписано очередное Соглашение между СССР и США об обменах и сотрудничестве в научной, технической, образовательной, культурной и других областях.
    • 22-30 мая: визит Никсона в СССР (первый официальный визит действующего президента США в Москву за всю историю отношений). Встреча Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева с Р. Никсоном. В ходе встречи подписаны:
      1. Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО);
      2. Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1);
      3. документ «Основы взаимоотношений между СССР и США»;
      4. Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в области охраны окружающей среды;
      5. Соглашение между правительством СССР и правительством США о сотрудничестве в области медицинской науки и здравоохранения;
      6. Соглашение между правительством СССР и правительством США о сотрудничестве в области науки и техники (продлено в 1977);
      7. Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях (продлено в 1977);
      8. Соглашение между правительством СССР и правительством США о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним.
    • 18 октября, Вашингтон, подписаны:
      1. Соглашение между правительством СССР и правительством США о торговле;
      2. Соглашение между правительством СССР и правительством США об урегулировании ленд-лиза, взаимной помощи и претензий;
      3. Соглашение между правительством СССР и правительством США о порядке финансирования.

Культурное и экономическое сотрудничество

Окончание разрядки

  • 1979, 25 декабря: дворец Хафизуллы Амина взят штурмом группой советского спецназа ГРУ , а сам он убит. Начало вторжения СССР в Афганистан .
  • 1980
    • 4 января: в связи с вводом советских войск Афганистан президент США Дж. Картер объявил о решении американской администрации отложить рассмотрение и ратификацию Договора ОСВ-2 в Сенате США; отсрочить открытие новых американских и советских консульств; прекратить или сократить экспорт в СССР ряда товаров, в том числе сельскохозяйственной продукции (8 января на поставки этой продукции было наложено эмбарго); приостановить экономические, научно-технические и культурные обмены между СССР и США.
    • 12 апреля: Национальный олимпийский комитет США принял решение не посылать команду США на Олимпийские игры 1980 года в Москву. К бойкоту Олимпийских игр присоединилось свыше 60 стран.
    • 6 августа: опубликовано сообщение о принятии администрацией Дж. Картера «новой ядерной стратегии», сформулированной в президентской директиве № 59.
  • 1981
    • 6 августа: президент США Р. Рейган отдал распоряжение о полномасштабном производстве нейтронного оружия.
    • 30 ноября: в Женеве начались переговоры между СССР и США об ограничении ядерных вооружений в Европе.
    • 28 декабря: опубликовано заявление президента США Р. Рейгана о введении санкций в отношении Советского Союза в связи с событиями в Польше - приостановить полеты самолетов «Аэрофлота» в США, отложить проведение ряда переговоров, ужесточить порядок выдачи разрешений на продажу СССР некоторых видов оборудования, отказаться от продления двусторонних соглашений, срок которых истекал в 1981.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Разрядка (политика)" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Разрядка (значения). Дж. Картер и Л. И. Брежнев подписывают договор об ограничении стратегичес … Википедия

    Разрядка: Разрядка (политика) разрядка (снижение) международной напряжённости. Разрядка (психология) многозначный термин, обозначающий различные процессы (механизмы) восстановления психического равновесия субъекта, обеспечивающие понижение для… … Википедия

    Дж. Картер и Л. И. Брежнев подписывают договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ II), Вена, 18 июня 1979 г. Разрядка международной напряжённости (в средствах массовой информации часто просто разрядка) политика, направленная на… … Википедия

    Разрядка: Разрядка (типографика). Разрядка (политика). Разрядка (психология) … Википедия

    РАЗРЯДКА, и, жен. 1. см. разрядить 2, ся 2. 2. Успокоение, ослабление (напряжённых отношений, нервного состояния). Нервная р. 3. В отношениях между странами: отказ от политики недоверия и напряжённости, от вмешательства во внутренние дела, от… … Толковый словарь Ожегова

    - (détente) Буквально ослабление. Термин использовался для характеристики периодов ослабления напряженности в отношениях между США и СССР во время холодной войны (Cold War) и напрямую ассоциировался с процессом (и прогрессом) контроля над… … Политология. Словарь.

    разрядка - РАЗРЯДКА1, и, ж Состояние успокоения, ослабления напряженных отношений, нервного состояния. Проблемы, которые здесь обсуждались, требовали такого напряжения ума, что постоянная разрядка была необходима (Гран.). РАЗРЯДКА2, и, ж Политика отказа от… … Толковый словарь русских существительных

Разрядка международной напряжённости (в средствах массовой информации часто просто разрядка ) - политика, направленная на снижение агрессивности противостояния стран социалистического и капиталистического лагерей. Термин является калькой с фр.détente , однако часто используется применительно к политическим процессам во взаимоотношениях СССР и США с конца 50-х до конца 70-х годов. С середины 80-х, после кратковременного всплеска конфронтации, связанного с введением советских войск в Афганистан, курс на разрядку напряженности вновь стал главенствующим в международной политике двух сверхдержав.

Политические предпосылки разрядки

В СССР термин появился во второй половине 50-х годов XX века. Первым его употребил Г. М. Маленков, впоследствии этим термином пользовались советские лидеры Н. С. Хрущев и Л. И. Брежнев. Внешняя политика СССР во время «холодной войны» не была последовательной: советское руководство на протяжении 50-х - 80-х годов несколько раз прибегало к политике и риторике «разрядки», а затем возвращалось к политике конфронтации. Первым реальным шагом в направлении разрядки в отношениях между СССР и США стал официальный государственный визит в США главы СССР Н. С. Хрущева в 1959 году.

Ко второй половине 1960-х в мире сложилась достаточно стабильная биполярная политическая система: Восточный и Западный блоки, возглавляемые СССР и США, достигли стратегического равновесия, основанного на доктрине гарантированного взаимного уничтожения (MAD, англ. Mutual Assured Destruction ) - СССР догнал США в мощи ядерных сил. В свою очередь США в ходе выполнения программы Аполлон совершили в 1969 г. высадку на Луну, продемонстрировав свой выигрыш - или догнав СССР - в «космической гонке».

Европа

Вместе с тем продолжавшаяся гонка ядерных вооружений, сосредоточение управления ядерными силами Запада в руках США и ряд инцидентов с носителями ядерного оружия вызвали усиливающуюся критику ядерной политики США. Противоречия в принципах управления ядерным оружием в командовании НАТО привели к выходу Франции в 1966 из участия в формировании вооруженных сил этой организации. 17 января 1966 произошёл один из крупнейших инцидентов с ядерным оружием: загоревшийся при заправке в воздухе бомбардировщик B-52 ВВС США произвёл аварийный сброс четырёх термоядерных бомб над испанским селением Паломарес. После этого инцидента Испания отказалась осудить выход Франции из НАТО и ограничила военную деятельность ВВС США на территории страны, приостановив испано-американский договор 1953 г. о военном сотрудничестве; переговоры о возобновлении этого договора в 1968 окончились неудачей.

В ФРГ приход к власти социал-демократов во главе с Вилли Брандтом ознаменовался новой «восточной политикой», результатом которой стали Московский договор между СССР и ФРГ 1970 г., зафиксировавший нерушимость границ, отказ от территориальных претензий (Восточная Пруссия) и декларировавший возможность объединения ФРГ и ГДР.

США

Эскалация администрацией Линдона Джонсона войны во Вьетнаме привела как к экономическим, так и политическим последствиям: растущие затраты на ведение войны поставили под сомнение выполнение программ «новых рубежей» Кеннеди и «государства всеобщего благоденствия» Джонсона, растущая внутренняя оппозиция и антивоенное движение в США привели к поляризации общества и призывам к отказу от политики жёсткой конфронтации холодной войны.

Курс Никсона на «вьетнамизацию» войны не смягчил ситуацию: отмена отсрочки призыва студентов в армию привела к массовому уклонению от военной службы и активизировала массовые студенческие выступления; наиболее известным инцидентом стал расстрел студенческой демонстрации в Кентском университете в 1970 г.

Восток

Советско-китайский разрыв. Пограничный конфликт на острове Даманский. Китайские переговоры Никсона. Опасения СССР о создании китайско-американского альянса.

От договоров 1972 года до Хельсинкских соглашений 1975

    • январь: начато осуществление советско-американского космического эксперимента «Союз - Аполлон».
    • 23 и 25 июня, Гласборо (США): встречи председателя Совета министров СССР А. Н. Косыгина с президентом США Л. Б. Джонсоном.
    • 20 декабря основание Института США АН СССР, в 1971 - переименован в Институт США и Канады АН СССР; с 1991 - Институт США и Канады РАН.
  • 1969, 17 ноября, Хельсинки: начало переговоров между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений.
  • 1971, 30 сентября, Вашингтон, подписаны:
    • Соглашение между СССР и США о мерах по усовершенствованию линии прямой связи СССР-США;
    • Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США.
    • 11 апреля: подписано очередное Соглашение между СССР и США об обменах и сотрудничестве в научной, технической, образовательной, культурной и других областях.
    • 22-30 мая: визит Никсона в СССР (первый официальный визит действующего президента США в Москву за всю историю отношений). Встреча Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева с Р. Никсоном. В ходе встречи подписаны:
  1. Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО);
  2. Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1);
  3. документ «Основы взаимоотношений между СССР и США»;
  4. Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в области охраны окружающей среды;
  5. Соглашение между правительством СССР и правительством США о сотрудничестве в области медицинской науки и здравоохранения;
  6. Соглашение между правительством СССР и правительством США о сотрудничестве в области науки и техники (продлено в 1977);
  7. Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях (продлено в 1977);
  8. Соглашение между правительством СССР и правительством США о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним.
  • 18 октября, Вашингтон, подписаны:
    1. Соглашение между правительством СССР и правительством США о торговле;
    2. Соглашение между правительством СССР и правительством США об урегулировании ленд-лиза, взаимной помощи и претензий;
    3. Соглашение между правительством СССР и правительством США о порядке финансирования.

    Культурное и экономическое сотрудничество

    • «Союз» - «Аполлон». Разработка андрогинных стыковочных модулей.
    • Фильм «Синяя птица» - Элизабет Тейлор, Джейн Фонда, Маргарита Терехова, Георгий Вицин (1976)
    • Химическая промышленность: заводы в обмен на их продукцию. Политика Леонида Костандова на посту Министра химической промышленности СССР
      • Арманд Хаммер, Одесский Припортовый завод, 1974
    • PepsiCo в СССР: начало было положено встречей в 1971 г. президента PepsiCo Дональда Кендалла с Председателем Совета Министров СССР Алексеем Косыгиным, на которой были проведены переговоры о возможном экономическом сотрудничестве. В 1972 г. в рамках соглашения о двусторонней торговле между СССР и США были достигнуты договорённости о сотрудничестве; в результате Пепси-кола стала сначала продаваться в СССР (первая партия - в апреле 1973 г.), и начато строительство заводов по производству Пепси-Колы в СССР (первый - в 1974 г. в Новороссийске. В рамках компенсационной сделки PepsiCo получила эксклюзивные права на импорт и дистрибуцию водки «Столичная» в США: такая схема была вызвана отказом СССР вести валютные расчёты).

    Окончание разрядки

    • 1979, 25 декабря: дворец Хафизуллы Амина взят штурмом группой советского спецназа ГРУ, а сам он убит. Начало вторжения СССР в Афганистан.
      • 4 января: в связи с вводом советских войск Афганистан президент США Дж. Картер объявил о решении американской администрации отложить рассмотрение и ратификацию Договора ОСВ-2 в Сенате США; отсрочить открытие новых американских и советских консульств; прекратить или сократить экспорт в СССР ряда товаров, в том числе сельскохозяйственной продукции (8 января на поставки этой продукции было наложено эмбарго); приостановить экономические, научно-технические и культурные обмены между СССР и США.
      • 12 апреля: Национальный олимпийский комитет США принял решение не посылать команду США на Олимпийские игры 1980 года в Москву. К бойкоту Олимпийских игр присоединилось свыше 60 стран.
      • 6 августа: опубликовано сообщение о принятии администрацией Дж. Картера «новой ядерной стратегии», сформулированной в президентской директиве № 59.
      • 6 августа: президент США Р. Рейган отдал распоряжение о полномасштабном производстве нейтронного оружия.
      • 30 ноября: в Женеве начались переговоры между СССР и США об ограничении ядерных вооружений в Европе.
      • 28 декабря: опубликовано заявление президента США Р. Рейгана о введении санкций в отношении Советского Союза в связи с событиями в Польше - приостановить полеты самолетов «Аэрофлота» в США, отложить проведение ряда переговоров, ужесточить порядок выдачи разрешений на продажу СССР некоторых видов оборудования, отказаться от продления двусторонних соглашений, срок которых истекал в 1981.

    При президенте США Р. Никсоне, находившемся под сильным влиянием своего госсекретаря Г. Киссинджера, кото-рого и считают главным архитектором политики разрядки.

    На сло-вах Никсон и Киссинджер высказывались за многополярный мир без господствующих блоков, на деле же они часто отступали от схемы, стремясь к американскому доминированию. Киссинджер считал, что военного превосходства над СССР добиться уже невоз-можно, да это и не является целесообразным, поскольку никакой стратегической выгоды это не даёт. Следовало стремиться к разум-ной достаточности в области вооружений.

    В 1971 г. СССР обошёл по числу стратегических ракет США. Америка перестала быть ведущим экспортёром оружия, отойдя на третье место после Советского Союза и Франции — современных производителей, соревновав-шихся в продаже смерти в мегатоннах.

    СССР

    Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев являлся сторон-ником соглашения с США, позволявшего остановить дорогостоящую гонку вооружений. Это было важно для СССР, поскольку перед стра-ной стояла грандиозная задача повышения уровня благосостояния советского народа. Конфликт с Китаем стал для советского руко-водства ещё одной веской причиной для сближения с Западом.

    10 апреля 1970 г. 80 стран подписали договор, запрещавший производство и применение биологического оружия.

    В 1970-1973 гг. был подписан ряд договоров между ФРГ и СССР, Польшей, Чехословакией и ГДР, по которым признавалась неру-шимость послевоенных границ в Европе и суверенитет ГДР. Кроме того, было заключено четырёхстороннее соглашение (СССР, США, Великобритания, Франция) по Западному Берлину, по которому он не являлся частью ФРГ и имел собственное управление.

    Это был период улучшения советско-американских отношений. Так, в мае 1972 г. впервые в истории состоялся визит президента Никсона в Москву, а затем ответный визит Л. И. Брежнева в США. В 1972-1974 гг. между Советским Союзом и Соединёнными Штата-ми было заключено несколько соглашений об ограничении систем стратегических наступательных вооружений. Все эти события соз-дали условия для общеевропейского диалога о созыве Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ныне — ОБСЕ ).

    Хельсинкские соглашения

    1 августа 1975 г. в Хельсинки главами 33 европейских государств , а также США и Канады был подписан Заключительный акт, в котором подтвержда-лась незыблемость послевоенных границ и провозглашались 10 принципов, дополняющих в ряде пунктов Устав ООН. Для наблю-дения за исполнением решений были созданы хельсинкские группы, сыгравшие значительную роль в пробуждении общественного созна-ния в Восточной Европе. Страны договорились о проведении регу-лярных встреч для проверки выполнения хельсинкских положений.

    В период разрядки международной напряжённости продолжа-лась борьба двух военно-политических блоков за преобладание в странах «третьего мира ». По-прежнему крайне сложной остава-лась обстановка на Ближнем Востоке. На рубеже 1970-1980-х гг. произошёл поворот от разрядки к конфронтации. Поводом к свёртыванию процесса разрядки международной напряжённости стало обострение противостояния между США и СССР, которое проявилось в их борьбе за влияние в странах «третьего мира». Материал с сайта

    СССР

    Активная под-держка так называемых социалистических режимов в Анголе, Мо-замбике, Эфиопии, Никарагуа рассматривалась советским руко-водством как углубление «мирового революционного процесса». В Соединённых Штатах эти события воспринимались как пораже-ние демократии , как следствие разрядки, которой воспользовался СССР для распространения своего влияния. Взятый советским пра-вительством курс на форсированное развитие военной промыш-ленности, размещение в странах Организации Варшавского догово-ра новых ракет негативно отразился на разрядке. Поворот к кон-фронтации был вызван и внешнеполитическими акциями СССР: ввод в декабре 1979 г. советских войск в Афганистан, введение в 1981 г. военного положения в Польше.

    США

    Свою долю вины за провал разрядки несут и США. В январе 1980 г. была выдвинута доктрина Картера, согласно которой рай-он Персидского залива объявлялся зоной американских интересов. Это означало, что для их защиты будут использованы любые, в том числе и военные, средства. В противовес советским ракетам на территории Великобритании, ФРГ, Италии были размещены аме-риканские ракеты. Приход в Белый дом Р. Рейгана с его крайне жёстким курсом в отношении СССР и крупномасштабной програм-мой гонки вооружений окончательно похоронил разрядку. Начал-ся новый период конфронтации.

    Как особенности советского строя влияли на внешнюю политику СССР во второй половине 1960-х - начале 1980-х гг.?

    Особенности советского строя: тоталитаризм, вера и активное использование административных способов управления, плановая экономика влияли на внешнюю политику таким образом, что руководство СССР во внешней политике, так же как и во внутренней, пыталось действовать с позиции силы. Внешняя политика СССР основывалась на тезисе о радикальном изменении соотношения сил в мире в пользу СССР и союзных ему стран. Позиции США и НАТО оценивались как ослабленные. Такие настроения в советских верхах усилились с начала 1970-х гг., когда удалось достичь стратегического паритета с США в военной сфере. Примерное равенство сил лишало любую из сверхдержав возможности победы в войне. Согласие Запада на ведение переговоров о разрядке международной напряжённости расценивалось как свидетельство его слабости и успехов советской дипломатии.

    Назовите причины непродолжительности периода разрядки.

    Советское руководство расценивало хельсинкский процесс исключительно как собственную победу и попыталось её закрепить. Причём оно рассматривало его итоги лишь с точки зрения признания границ в Европе и принципа невмешательства. Западные же страны полагали, что ключевым является пункт о соблюдении прав человека в СССР и странах Восточной Европы. Обе стороны пытались использовать новую ситуацию для изменения в свою пользу соотношения сил в Европе и мире. Вот почему разрядка оказалась недолгой.

    1. Раскройте роль СССР в ряде региональных конфликтов в странах Африки, Азии и Латинской Америки.

    СССР оказывал всестороннюю помощь и поддержку Демократической Республике Вьетнам в её борьбе против американской агрессии. С июня 1967 г., после начала арабо-израильской войны на Ближнем Востоке, СССР занял проарабскую позицию и направил в Египет и Сирию оружие и военных специалистов. На стороне Индии СССР выступил во время её войны с Пакистаном в середине 1960-х гг. и в индо-пакистанском военном конфликте в 1971 г.

    Многолетняя борьба за освобождение от португальских ко¬лонизаторов Анголы, Мозамбика, Гвинеи (Бисау) при поддержке СССР в 1975 г. завершилась провозглашением их независимости. Во внутренней борьбе, развернувшейся в этих странах, СССР поддерживал группировки просоветской ориентации, оказывал им значительную помощь, направляя военных советников. В Анголе и Мозамбике был провозглашён курс на строительство социализма.

    3. Приведите примеры, свидетельствующие о разрядке международной напряжённости в 1960- 1970-х гг.

    1. Предложение стран Варшавского договора о проведении общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и его проведение

    2. В мае 1972 г первый в истории визит президента США (Р. Никсона) в Москву: подписаны договоры об основах взаимоотношений двух стран, об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и стратегических наступательных вооружений (СНВ).

    3. Наряду с подписанным в 1973 г. (в ходе визита Брежнева в США) соглашением о предотвращении ядерной войны, они явились основой поворота от конфронтации к разрядке в отношениях Восток - Запад.

    4. Подписание 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе главами 33 европейских государств, а также США и Канады.

    4. Что такое «доктрина Брежнева» и как она проявлялась?

    «Доктрина Брежнева» проявлялась в мероприятиях по разрядке международной напряженности

    5. Расскажите о развитии отношений между СССР и США в 1970-х - начале 1980-х гг.

    Внешняя политика СССР основывалась на тезисе о радикальном изменении соотношения сил в мире в пользу СССР и союзных ему стран. Позиции США и НАТО оценивались как ослабленные. Такие настроения в советских верхах усилились с начала 1970-х гг., когда удалось достичь стратегического паритета с США в военной сфере. Примерное равенство сил лишало любую из сверхдержав возможности победы в войне.

    Согласие Запада на ведение переговоров о разрядке международной напряжённости расценивалось как свидетельство его слабости и успехов советской дипломатии.

    США действительно не только были вынуждены считаться с новыми военно-стратегическими реалиями, но и пытались выйти из вьетнамского тупика. Не последнюю роль сыграло и то, что, по мнению Запада, режимы в СССР и в союзных ему странах способны сохранять свою силу лишь в условиях жёсткого военного и политического противостояния, а в условиях нормализации отношений будут ослаблены.

    На рубеже 1960-1970-х гг. начался период, получивший название «разрядка международной напряжённости».

    В 1969 г. европейские государства и страны НАТО поддержали предложение стран Варшавского договора о проведении общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Состоялись визиты Президента США Р. Никсона в СССР и Генерального секретаря ЦК КПСС СССР Л. Брежнева в США.

    Подписаны договоры об основах взаимоотношений двух стран, об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и стратегических наступательных вооружений (СНВ). Наряду с подписанным в 1973 г. соглашением о предотвращении ядерной войны, они явились основой поворота от конфронтации к разрядке в отношениях Восток - Запад.

    Уже с начала 1960-х гг. советское руководство, как и руководство США, стремилось ослабить прямое военное противостояние, перенося его в различные регионы.

    СССР оказывал всестороннюю помощь и поддержку Демо¬кратической Республике Вьетнам в её борьбе против американской агрессии. С июня 1967 г., после начала арабо-израильской войны на Ближнем Востоке, СССР занял проарабскую позицию и направил в Египет и Сирию оружие и военных специалистов. На стороне Индии СССР выступил во время её войны с Пакистаном в середине 1960-х гг. и в индо-пакистанском военном конфликте в 1971 г.

    Многолетняя борьба за освобождение от португальских колонизаторов Анголы, Мозамбика, Гвинеи (Бисау) при поддержке СССР в 1975 г. завершилась провозглашением их независимости. Во внутренней борьбе, развернувшейся в этих странах, СССР поддерживал группировки просоветской ориентации, оказывал им значительную помощь, направляя военных советников. В Анголе и Мозамбике был провозглашён курс на строительство социализма.

    С 1974 г. после свержения монархии и начала Гражданской войны в Эфиопии СССР начал военную поддержку режима М.X. Мариама, провозгласившего социалистический путь развития Эфиопии и пытавшегося копировать советскую модель.

    Многолетняя поддержка СССР (с помощью Кубы) никарагуанских повстанцев способствовала свержению в 1979 г. реакционного режима А. Сомосы и приходу к власти Сандинистского фронта национального освобождения во главе с Д. Ортегой.

    Все эти локальные конфликты несли на себе печать противостояния СССР и США, а территории указанных выше стран становились полигонами для проверки эффективности советского и американского оружия, правильности планов и разработок их военного командования.

    Разрядка оказалась недолгой. Вслед за начавшейся на Западе кампанией в защиту прав человека в СССР начал размещать ядерные ракеты средней дальности на терри¬тории ГДР и ЧССР. Это создавало дополнительную угрозу западноевропейским странам и изменяло в пользу СССР стратегический баланс сил в Европе и мире, что вызвало бурную реакцию на Западе. С началом ввода советских войск в Афганистан (декабрь 1979 г.) период разрядки был завершён.

    6. Почему к началу 1980-х гг. от СССР окончательно дистанцировался Китай?

    Проблемы отношений с Китаем обусловлены в основном большей или меньшей самостоятельностью страны в проведении внутренней и внешней политики. Руководство ССССР пыталось диктовать китайским товарищам как руководить страной и как строить отношения с другими странами. С конца 1960-х гг. советско-китайские отношения обострились настолько, что вспыхивали вооружённые конфликты на границе.

    Продолжите заполнение в тетради таблицы «Холодная война»: этапы, события, особенности» - см. после §28

    2. Познакомьтесь с «Декларацией принципов взаимоотношений и сотрудничества стран», подписанной в Хельсинки. Оцените значение данного документа для преодоления «холодной войны». Почему Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе не смог гарантировать дальнейшее сближение ведущих стран мира?

    «Декларацией принципов взаимоотношений и сотрудничества стран», подписанной в Хельсинки закреплены межгосударственные договорённости, сгруппированные в несколько разделов:

    в международно-правовой области: закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, изложение принципов взаимоотношений между государствами-участниками, в том числе принципа нерушимости границ; территориальная целостность государств; невмешательство во внутренние дела иностранных государств;

    в военно-политической области: согласование мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях); мирное урегулирование споров;

    в экономической области: согласование основных сфер сотрудничества в области экономики, науки, техники и защиты окружающей среды;

    в гуманитарной области: согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования, право на труд, право на образование и медицинское обслуживание; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, определять свой внутренний и внешний политический статус.

    Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе не смог гарантировать дальнейшее сближение ведущих стран мира потому, что в этих странах были разные политические и экономические системы.

    Влияние на развитие советской внешней политики министра иностранных дел в 1957-1985 гг. А.А. Громыко оценивается очень высоко всеми участниками дипломатических отношений и даже его оппонентами.

    Знавшие Громыко дипломаты и сотрудники советских спецслужб отмечали, что по складу характера Андрей Андреевич был весьма замкнутым во всём, что касалось его личной жизни. Поэтому приглашение к нему на дачу на обед для обсуждения дипломатических вопросов являлось редким исключением. По свидетельству Вячеслава Кеворкова, такие встречи обычно касались сугубо конфиденциальных даже по мидовским меркам вопросов и проходили на уютной веранде загородного дома Громыко. Жёсткую и мрачноватую манеру министра вести переговоры Кеворков охарактеризовал так: «К встрече с Громыко, как к смерти, живого человека подготовить нельзя».

    В официальной биографии, изданной в 2002 году МИД РФ под редакцией министра Игоря Иванова, говорится о больших заслугах Громыко перед советским государством, о том, что он снискал уважение даже у своих политических оппонентов, а в дипломатических кругах Громыко называли «патриархом дипломатии». Вместе с тем Громыко назван «продуктом своей эпохи, её порядков и представлений», отмечается «отсутствие того блеска и дипломатического изящества, которым отличались его предшественники Чичерин и Литвинов». Указано на «ошибки и заблуждения Громыко, присущие советским деятелям его поколения», «промахи и неверные решения». Это касается, прежде всего, таких драматических страниц советской истории, как ввод войск в Чехословакию (1968) и в Афганистан (1979). В истории подавления «Пражской весны» Громыко, который вошёл в Политбюро ЦК КПСС и стал влиять на ключевые государственные решения только с 1973 года, отвечал лишь за внешнеполитическое прикрытие акции. В 1979 году Громыко уже сам разделил политическую ответственность за вторжение в Афганистан с Брежневым, Андроповым и Устиновым: если в марте он ещё возражал, то в декабре по неясным до сих пор причинам уступил давлению коллег по Политбюро, принявших решение о вводе войск.

    19 октября 2014 года министр иностранных дел РФ Сергей Лавров назвал Громыко «великим дипломатом советской эпохи»; отмеченное в западной прессе сравнение с Громыко оценил как лестное для себя

    4. Раскройте взаимосвязь внешнеполитического курса СССР и внутренних проблем развития страны.

    Взаимосвязь внешнеполитического курса СССР и внутренних проблем страны прямая:

    поддержка развивающихся стран, гонка вооружений, сохранение блока социалистических стран требовало больших финансовых затрат. Следовательно, эти средства не поступали на нужды развития страны.

    Нашли отражение в плакатах тех лет такие темы и проблемы:

    Разрядка международных отношений

    Борьба за мир

    Противостояние двух систем

    6. «Быть может, мир именно сейчас находится на перепутье и от того, как будет разрешён афганский кризис, зависит весь ход событий ближайших лет и даже десятилетий» (из открытого письма А.Д. Сахарова). Почему учёный даёт такую оценку участия советских войск в войне в Афганистане? Сравните афганский конфликт с Карибским кризисом 1962 г.

    Учёный даёт такую оценку участия советских войск в войне в Афганистане потому, что был убежден, что все международные конфликты в условиях существования атомного оружия должны разрешаться дипломатическими средствами. Кроме того, Афганистан – территория, которая за всю свою историю никогда никем не могла быть завоевана (потребуется много средств и сил для его покорения), это – ключевая территория с точки зрения торговых путей, связующая территория между востоком и Западом. решение афганской проблемы означало нормализацию отношений между Западом и Востоком.

    Несмотря на это, афганский конфликт не сравним по напряженности с Карибским кризисом, потому что в Карибском конфликте существовала реальная угроза применения ядерного оружия.

    По сравнению с предыдущим десятилетием в международных отношениях наметились позитивные тенденции, хотя в ряде случаев возникали отголоски «холодной войны», дестабилизация, конфликтные ситуации. В 1970-е гг. получил развитие процесс так называемой разрядки международной напряженности. Лидеры ведущих европейских государств, учитывая угрозу международной безопасности в связи с бесконтрольной гонкой вооружений, возможности ядерной войны, в которой не будет победителей, стали искать мирные пути развития международного сообщества.

    При всех противоречиях главы государств противоположных систем стремились к сближению, поиску путей мирного разрешения возникавших проблем. Впервые о разрядке стали говорить во второй половине 1960-х гг. после установления дружеских отношений между СССР и Францией. Оба государства сотрудничали и в 1970-е гг. Тогда же взаимоотношения между этими странами строились на основе Протокола о политических консультациях и Принципах сотрудничества. Подобные документы Советский Союз подписал с Великобританией, Италией и Данией.

    С приходом к власти в Западной Германии социал-демократов коренным образом изменились отношения СССР с ФРГ. Реваншистские высказывания бывших руководителей Западной Германии были заменены на установление добрососедских отношений этой страны со своими соседями. ФРГ пошла на заключение договоров не только с СССР, но и с Польшей, ГДР, Чехословакией, Венгрией и Болгарией. Руководство ФРГ признало послевоенные границы с соседними государствами по линии Одер-Нейсе, хотя ратификация договоров в самой Западной Германии проходила не просто.

    Особую значимость в 1970-е гг. приобрели «Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН» (1970 г.) и Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.).

    1 августа 1975 г. был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе главами государств и правительств 33 европейских стран, а также США и Канады. В документе зафиксирован принцип неделимости европейской безопасности, т.е. право всех государств-участников СБСЕ на равную безопасность.

    В Заключительном акте выделено десять основных принципов, являющихся в настоящее время основными принципами международного права: 1) неприменение силы или угрозы ее применения; 2) мирное урегулирование споров; 3) невмешательство во внутренние дела суверенных государств; 4) уважение прав человека и основных свобод; 5) нерушимость границ; 6) уважение территориальной целостности; 7) равноправие и право народов на самоопределение; 8) суверенное равенство государств; 9) сотрудничество государств; 10) добросовестное выполнение обязательств.

    В мае 1972 г. руководители СССР и США подписали договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Договор по ПРО действовал до 2002 г., когда из него вышли США.

    Обе стороны по этому договору обязывались не развертывать такие системы, которые бы обеспечивали защиту всей территории страны от ракетного нападения. Разрешалось прикрыть два района, позднее решили ограничиться противоракетной обороной одного района. Договор ОСВ-1 предусматривал отказ обеих сторон в течение пяти лет сооружать новые пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет, но без их сокращения.

    К середине 1970-х гг. Советскому Союзу удалось договориться с США по ограничению гонки стратегических вооружений и взаимному запрету создания общенациональных систем противоракетной обороны. СССР приходилось тратить немало средств на поддержание паритета в вооружениях с США. По ряду позиций Соединенные Штаты опережали Советский Союз в системе вооружений. Это касалось высокоточных ракет с кассетными многозарядными боеголовками индивидуального наведения; крылатых ракет большой дальности; высокоэффективных противотанковых средств; лазерных прицелов для орудий и т. п.

    Чтобы поддержать в боеготовности свои вооруженные силы, Советскому Союзу приходилось проводить модернизацию военной техники, совершенствовать средства доставки ядерного оружия, сохранять паритет с США. В отдельных видах вооружения СССР добился значительных достижений. Это касалось создания ядерных боеголовок с разделяющимися частями индивидуального наведения, мобильных твердотопливных ракет РСД-10 (SS 20) с боеголовками, оснащенными тремя разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Страны ОВД по численности вооруженных сил превосходили страны НАТО – 5 и 3 млн. человек соответственно.

    США и другим странам Запада приходилось считаться с мощным военным потенциалом СССР. В этом отношении Советский Союз по-прежнему являлся великой державой. Однако равенство в вооружениях и опережение по ряду направлений военной техники давалось высокой ценой. Спад и застой в экономике ставил СССР в разряд далеко не передовых стран. Его внешнеэкономические связи, построенные на экспорте сырья, при снижении цен на мировых рынках отрицательно отражались на бюджете Советского Союза, жизненном уровне народа. Колоссальные расходы на оборону еще более усугубляли положение.

    В сложной обстановке стагнации в экономике СССР вынужден был вкладывать немалые средства для того, чтобы заручиться политической поддержкой как социалистических, так и развивающихся стран. Но это не всегда удавалось.

    В 1970-е гг. во внешней политике Советский Союз приоритет отдавал сотрудничеству, прежде всего, с социалистическими государствами, развивающимися странами и лишь затем с ведущими западными державами. Как и в предыдущие годы, внешнеполитические и внешнеэкономические контакты со странами социализма предусматривали со стороны Советского Союза поставки дешевых энергоресурсов, помощь в строительстве промышленных объектов, военное сотрудничество.

    В отношениях со странами третьего мира акцент был сделан также на помощь в развитии различных отраслей экономики этих государств, военно-техническом сотрудничестве. Постепенно новые независимые, развивающиеся государства стали отходить от тесного взаимодействия с СССР. Они предпочитали более активно сотрудничать с западными странами, получая кредиты и другую помощь.

    В 1970-е гг. США свои внешнеполитические действия стали увязывать с внутренними проблемами в СССР. Так, в 1974 г. режим наибольшего благоприятствования в торговле с СССР был поставлен в зависимость от свободного выезда евреев из Советского Союза – поправка Джексона-Вэника, принятая Конгрессом США. Договор ОСВ-2 в 1976 г. был увязан с соблюдением прав человека в СССР. Это свидетельствовало об ухудшении отношений между двумя великими державами.

    Особое значение для Советского Союза имела позиция западных государств по отношению к войне в Афганистане. В 1973 г. в Афганистане была свергнута власть короля. Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА) стремилась объединить левые антиправительственные силы, а президент М. Дауд ориентировался на помощь западных стран. Весной 1978 г. был арестован Генеральный секретарь ЦК НДПА Н.М. Тараки. В апреле афганская армия свергла правительство Дауда. Революционный Совет провозгласил страну Демократической Республикой Афганистан (ДРА).

    Руководители республики заявили о своей приверженности марксизму-ленинизму и предложили создать независимую экономику, провести аграрную реформу и т.д. Но предлагаемые реформы не получили поддержки широких слоев населения. СССР оказывал помощь новой власти. В руководстве Афганистана началась борьба за власть. В сентябре 1979 г. был убит Н.М. Тараки и к власти пришел Х. Амин.

    error: