Психодрама Морено. Психотерапия, основанная на игре и импровизациях

"Психодрама как психо- и социотерапевтический акциональный метод представляет собой максимально приближённую к жизни форму групповой психотерапии" — Грете Лейтц.

Что такое психодрама?

У каждого человека существует внутренний мир, в котором постоянно происходят какие-то воображаемые события. Мы вспоминаем прошлое и представляем будущее, ведём мысленно диалоги (со значимыми для нас людьми и сами с собой). Иногда мы даже конфликтуем сами с собой. Другими словами, в нас происходит внутренняя драма. Если вывести эту драму наружу и сыграть в ролях с помощью группы людей, то и получится психодрама.

Она имеет много общего с театральной постановкой, но есть и существенные отличия. Одно из главных — это импровизация. В психодраме сюжет, сценарий действия рождается в момент самого действия. Ещё одно отличие в том, что в психодраме разыгрывается реальный личный опыт человека, и он сам выступает главным действующим лицом в этом спектакле. В этом смысле психодрама реальнее, чем любая придуманная пьеса. Но сила психодрамы в том, что есть возможность отойти от этой реальности и использовать фантастическую сверхреальность, где вещи и животные могут говорить, где чувства воплощаются в персонажей, где части личности действуют как самостоятельные герои, где мёртвые оживают и где возможны волшебства и чудеса. Ещё одной замечательной возможностью психодрамы является техники, которых нет в театральной практике (обмен ролями, дублирование, зеркало и многие другие), позволяющие постичь состояние другого человека и взглянуть на себя его глазами, помогающие исследовать многие скрытые уголки собственного Я.

В психодраматической игре можно испытать радость полёта птицы, или пережить трогательность романтического свидания. Средства психодрамы позволяют перевоплотиться в идеального героя, или на время побывать, скажем, в роли Мэрилин Монро. Затем, используя опыт, приобретённый в этом состоянии (часто это уже существующий опыт, только спрятанный за комплексами и психологическими защитами), перенести его на реальные жизненные ситуации, в которых раньше испытывались затруднения.

Для кого это нужно?

Легче сказать, для кого она не подходит. Практически все, что есть во внутреннем мире человека, может быть разыграно на психодраматической сцене. Иногда говорят: "Мне психодрама не подходит, я не имею актёрских данных". Но для психодрамы не нужны никакие актёрские способности, ибо в ней ценится не способность притворяться, а искренность переживаний и некоторое количество спонтанности. А если её не хватает, то психодрама поможет её повысить — в этом как раз её основная цель. Психодрама не противопоказана даже людям с психотическими нарушениями (например, шизофреникам).

Кто-то сказал: "Психодрама показана любому человеку, у которого есть или были родители". Этим высказыванием подчёркивается тот факт, что этот метод подходит практически всем, ведь родители есть или были у каждого. Даже у детдомовского воспитанника, который своих родителей не знает, такими "Родителями" были воспитатели, коллектив, с которыми связаны не только достижения, но и проблемы (как и с реальными родителями).

Где применяется психодрама

Психодрама — это, прежде всего, вид психотерапии. Он имеет две составляющие: клиническую (как лечение) и неклиническую (как самопознание и личностный рост). Они часто сопутствуют и дополняют друг друга. Во всяком случае, психодрама-терапия, как метод ориентированный не на симптомы, а на личность, невозможна без глубокого проникновения в личностную проблематику.

Слово "психодрама" очень часто воспринимается слишком буквально, как что-то, относящееся только к драме. Порой приходится слышать от клиентов, которым предлагается групповая психодраматическая работа: "Психодрама? Ну, что вы! Мне и в жизни хватает драмы". На самом деле психодрама — это отнюдь не только драма, ну и, конечно же, не только трагедия. Как драматургия объединяет множество жанров и видов, так и психодрама, заимствуя терминологию, включает с себя элементы и комедии, и лирической поэмы, и эпической драмы, и театра абсурда. Психодрама может стремиться к максимальному реализму в поиске истинности чувств, отношений и даже деталей обстановки, а может демонстрировать образцы сюрреализма и символизма.

Психодраматический метод плодотворно используется и в областях, совершенно далёких от сферы решения личностных проблем. Речь идёт о психологических тренингах самого различного спектра: бизнес, политика, образование, профессиональная подготовка, организационное развитие и многое другое. Психодрама, как метод действия, имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с другими видами подготовки. Во-первых, она работает с реальными ситуациями из жизни и деятельности участников, а это значит, что она максимально приближена к действительности. Во-вторых, психодраматический процесс протекает не в рассуждении, а в действии, что позволяет активно задействовать не только интеллект, восприятие и память, но и эмоционально-чувственные и телесно-двигательные составляющие поведения человека. Это способствует большей эффективности практических решений и прочности освоения опыта. В-третьих, в отличие от обычного тренинга навыков, такой способ работы позволяет затрагивать более глубокие личностные пласты. А это означает, что появляется возможность, с одной стороны, искать и прорабатывать внутриличностные препятствия эффективной деятельности (барьеры, стереотипы, страхи и т.п.). С другой стороны, такая работа помогает раскрытию внутриличностных ресурсов, повышению спонтанности и творческого потенциала человека.

Основные жанры и направления психодрамы:

  • Монодрама — использование психодрамы в индивидуальном консультировании и психотерапии. Вместо других людей, которые должны играть вспомогательные Я, в монодраме используются пустые стулья или символические предметы (например, игрушки).
  • Социодрама и социометрия — работа с темами, общими для группы. Социодрама иногда считается самостоятельным видом практики, а иногда видом психодрамы. Социодрама очень удобна для помощи в урегулирования конфликтных отношений (например, межэтнических или религиозных). Социометрия — это эффективный метод исследования социальных групп: их структуры, динамики.
  • Аксиодрама — вид социодрамы, основанной на работе с личностными ценностями.
  • Драматерапия — использование литературных сюжетов, которые разыгрываются на сцене с психотерапевтической целью.
  • Библиодрама — жанр психодрамы, в основе которого лежит психодраматическое разыгрывание библейских сюжетов, в которых заложены основные архетипические конфликты человека.
  • Play-back-театр и другие виды театральной психодрамы — синтез театра и психодрамы. Одним из видов такого синтеза можно считать театр импровизации. Play-back — это разыгрывание группой актёров с психодраматической подготовкой различных сцен из жизни какого-нибудь участника из зрительного зала, как форма самопознания и психотерапевтической помощи.
  • Психодрама в образовании — синтез психодрамы и педагогики, использование импровизационных ролевых игр в учебном процессе. Оно подходит для всех возрастных групп, начиная с детского сада и кончая послевузовским образованием.

Наиболее показательный вид практического применения груп­повой психотерапии - метод, получивший название психодрама. Автор психодрамы - Якоб Морено, человек, с чьим именем при­нято связывать развитие групповой терапии как специального психотерапевтического направления.

Возникнув несколько десятилетий назад, психодрама не только не потеряла своей актуальности, но применяется все шире и шире практически во всех развитых странах Европы и Америки. Боль­шинство авторов описывают психодраму как метод, анализируя ее основные термины и понятия.

К таким понятиям относятся:

Роли и ролевые игры;

Спонтанность;

Катарсис и инсайт.

Коротко их охарактеризуем.

Роли и ролевые игры

Очень важно сразу понять принципиальное отличие психодра­мы как терапевтического метода от театрального типа разыгрывания ролей. Если в театре все роли и их поведение расписаны ав­тором и актерам остается лишь незначительная возможность им­провизации в жестких рамках неизменного сюжета, то в психод­раме (и в этом ее принципиальное отличие и лечебное воздейст­вие) нет никакого заданного сценария: участники группы сами создают его по ходу развития сюжета и не знают заранее, к чему это все приведет.

Здесь психодрама напоминает саму жизнь.

Роли участники тоже выбирают и распределяют сами. Психо­терапевт лишь объясняет основные правила психодрамы, а в пре­делах их поощряет всяческую импровизацию и спонтанность.

Морено любил приводить пример различия эмоционального воздействия обычного спектакля и психодрамы. В первом случае зритель со стороны наблюдает за извержением вулкана, в психод­раме он сам находится у его подножия.

Спонтанность

Спонтанность подразумевает естественность (неумышлен­ность) восприятия и реагирования. Этот термин встречается прак­тически во всех видах психотерапии, так как их авторы считают, что большинство клиентов слишком зажаты психологическими защитными механизмами и шаблонами поведения: они потеряли детскую спонтанность - естественность проявления чувств и мыс­лей. Именно обретение такой спонтанности позволит им лучше все­го избавиться от своих комплексов и неврозов.

Эту же задачу ставит перед участниками психодрамы Якоб Морено. При этом психотерапевт должен, не навязывая своего сценария ролевой игры, лишь призывать (подталкивать) участни­ков не отрываться от данного момента и разыгрывать не какие-то придуманные ими сценарии или сцены из прошлого своей жизни, а действовать именно «здесь и теперь».

По мнению сторонников психодрамы, именно такая творче­ская атмосфера (Морено считает, что творчество и спонтанность -неразрывные понятия и одно стимулирует другое) позволяет уча­стникам психотерапевтической группы отвлечься от комплексов, выйти за пределы шаблонов поведения и лучше раскрыться для себя и для членов группы.

Теле

Считается, что это понятие сродни тому, что З.Фрейд называл трансфер (перенос). Как известно, под термином трансфер Фрейд подразумевал перенос клиентом на психоаналитика значимых для него эмоциональных черт и отношений. Для Фрейда анализтрансфера был одним из технических средств практики психоана­лиза, посредством которого он пытался охарактеризовать лич­ность самого пациента и причины его невроза.

Некоторые последователи Фрейда использовали и термин корнтрперенос , обозначая им процесс эмпатийного сопережива­ния психотерапевтом чувств и состояний клиента.

Морено в методе психодрамы объединяет перенос и контрпере­нос одним понятием теле, характеризующим двусторонний процесс эмпатиийного восприятия - как между терапевтом и клиентом, так и между всеми участниками психодрамы. Однако в психодраме в отличие от классического психоанализа процессы переноса и контрпереноса используются не только и не столько для характери­стики личности клиента, сколько с терапевтической целью его са­мораскрытия и преодоления определенных комплексов и неврозов, а также для усиления всего группового процесса.

Катарсис

Как известно, это слово в античной греческой трагедии обо­значало очищение, просветление через страдание . В этом же значе­нии его употреблял еще Аристотель.

В практику психоанализа катарсис был введен Фрейдом в смыс­ле вскрытия через интенсивные эмоциональные переживания при­чин неврозов и следующего за этим облегчения-исцеления. При­мерно в этом же смысле этот термин стал использоваться в боль­шинстве направлений и школ западной психотерапии.

Не стал исключением и Морено с его психодрамой. Однако здесь понятие катарсиса получило дополнительное широкое тол­кование. В психодраме катарсис должны испытать не только кли­ент и даже не только все участники конкретного психодраматиче­ского этюда, но и все остальные участники, являющиеся, по за­мыслу Морено, активно сопереживающими зрителями.

Можно сказать, что катарсис по Морено ближе к своему пер­воначальному смыслу античной трагедии, главной целью которой и было совместное активное сопереживание и финальное облегче­ние-просветление актеров и зрителей.

Однако, если в греческой трагедии катарсис - явление вторич­ное по отношению к сюжету, у Фрейда - одно из средств психо­анализа, то у Морено сам процесс катарсиса становится главной задачей участников психодрамы (первичный эффект) и активных зрителей (вторичный эффект), оказывая на них психотерапевтиче­ское воздействие.

Инсайт

Это слово (insight )переводится с английского как «неожиданное озарение». Инсайтом можно назвать состояние Сократа, когда он, сделав неожиданное открытие, закричал в восторге: «Эврика!» (Нашел!) Этот термин употребляется во многих направлениях со­временной психотерапии и обозначает неожиданное понимание клиентом своей проблемы или изменение взгляда на себя, расши­ряющее возможности решения проблемы.

Обычно (особенно в психоаналитических направлениях) инсайт происходит в результате катарсиса. В этом же смысле он по­нимается и в психодраме, атмосфера и динамика которой и долж­ны привести участников (или хотя бы отдельных из них) к катар­сису, а через него к инсайту.

В начале занятия психотерапевт объясняет группе смысл и за­дачи психодрамы и описывает этапы ее практической реализации. Теоретические положения доводятся до участников группы в объ­еме и форме, соответствующих именно данной группе и уровню ее подготовленности.

Практика психодрамы включает несколько важных этапов. Сюда входят этап распределения ролей и три стадии развития са­мой психодрамы.

Распределение ролей

В настоящее время многие руководители групп вносят свои новшества в типы ролей психодрамы, однако в основном типажи, введенные Я. Морено, сохраняются. К ним относятся роли: режис­сера, протагониста (главного героя) и вспомогательных Я .

Режиссером обычно выступает сам психотерапевт или руково­дитель группы (как правило, это одно лицо). Его главные задачи -сформировать оптимальную для предстоящей работы творческую групповую атмосферу, распределить остальные роли, начать сце­ническое действие в желательном направлении, а далее - поддер­живать настроение участников к проявлению их творческой ини­циативы и импровизации.

В зависимости от того, проводится ли психодрама в первую очередь для терапевтического воздействия на участников или для психоанализа их самих, причин их неврозов, роль режиссера не­сколько меняется. В первом случае он главным образом поддер­живает терапевтическую творческую атмосферу, практически не отвлекая внимание группы на аналитические разборы, - для него важнее сам процесс, чем его анализ. Во втором случае анализу слов, действий и скрытых за ними причин уделяется специальное время, хотя (как мы уже говорили) в психодраме по Я. Морено психоанализ играет подчиненную роль по отношению к терапев­тическому процессу достижения катарсиса и инсайта.

Протагонистом (в соответствии с терминологией античного те­атра) Морено называет исполнителя главной роли - основного Я. Все остальные участники играют роли вспомогательныхЯ .

Подробнее мы можем проследить за их деятельностью в про­цессе рассмотрения основных стадий (фаз) развития психодрамы.

Первая стадия

Здесь основная нагрузка выпадает на режиссера. В его задачи входит:

Добиться физического раскрепощения всех участников пси­ходрамы, преодоления (типичной для начинающих актеров) дви­гательной зажатости;

Постоянное поощрение, стимулирование проявления спон­танности невербального (двигательного, мимического) и вер­бального (словесного) проявления эмоций;

Целенаправленная концентрация внимания участников груп­пы на решении общей задачи с соблюдением принципа «здесь и теперь». Для раскрепощения «актеров», «режиссеры» психодрамы часто используют различные разминочные упражнения. Это мо­гут быть самые разные движения типа подвижных игр или эле­ментов групповой гимнастики, аэробики, которые с помощью режиссера сопровождаются созданием и усилением атмосферы игры, творческой свободы, шуток. Затем могут быть сыграны элементы пантомимы в парах, в тройках и т.п., попытки передать мысли мимикой и жестами и разгадать их.

При этом участники должны знать, что чем быстрее и полнее они обретут раскованность и спонтанность (естественность «неумышленного» реагирования), тем быстрее и эффективнее на­ладится процесс психодрамы, который поможет решению их про­блем. Однако слишком часто повторять этого не нужно, так как излишнее старание «быть естественными» как раз и будет мешать обретению истинной естественности и спонтанности.

Вообще, как и во все видах неавторитарной групповой терапии, режиссер психодрамы должен вмешиваться только в случае явной необходимости («не надо дуть в надутые паруса», если групповой процесс сам налаживается - не вмешивайтесь) и по возможности незаметно, не поучая, а вдохновляя. Режиссер должен всячески по­ощрять смелость свободного, необдуманного проявления эмоций в словах и жестах, не бояться выглядеть смешными и т.п.

Вторая стадия

После обретения участниками определенной раскованности и создания активной творческой атмосферы в результате правильно проведенной разминки начинается основная часть психодрамы.

Сначала режиссер определяет, кто из участников будет играть роль протагониста. Он может сделать этот выбор самостоятельно или умышленно вовлекая в обсуждение кандидатуры группу и тем самым поддерживая творческую активность всех участников.

Режиссер просит протагониста выбрать достаточно важную для него тему, рассказать всем общую идею того спектакля, кото­рый он хотел бы разыграть. Он напоминает, что протагонист из­лагает лишь общее направление, а развитие действия в психодра­ме должно быть спонтанным (как и действия всех ее участников) и не связанным заранее детализированным сценарием.

Затем выбранный главный герой - протагонист подбирает себе одного или нескольких (в зависимости от замысла режиссера) партнеров, которые будут его вспомогательными Я . Объяснив вспомогательнымЯ их задачи, протагонист начинает разыгры­вать намеченное действие, стараясь как можно более естественно, спонтанно выражать свои мысли и чувства.

Режиссер, как уже говорилось, вмешивается лишь в случае не­обходимости, подправляя процесс в нужном направлении к ка­тарсису и инсайту.

Сам Якоб Морено характеризовал задачи режиссера психод­рамы следующим образом: «Мы не должны разрушать стены (чтобы вывести участников из тупика. - А.Р .), мы просто долж­ны трогать ручки множества дверей для того, чтобы понять, ка­кая из них открыта». Под разрушением стен Морено имеет в ви­ду излишне активное вмешательство режиссера в процесс пси­ходрамы, когда участники заходят в тупик и не знают, как раз­вивать действие дальше.

Действительно, в такой ситуации интерес к психодраме со стороны как участников, так и зрителей падает, и у режиссера возникает соблазн вмешаться и наглядно показать, что клиенты не зря обратились к нему и данному методу. Обычно такое вме­шательство останавливает развитие действия, то есть «разрушает стены» образовавшегося тупика, а не стимулирует участников искать из него выход.

Поэтому режиссер сначала подбадривает заблудившихся и остановившихся участников просто положительной эмоцио­нальной атмосферой, а в случае затянувшегося застоя и угрозы потери веры в свои силы (а то и в метод психодрамы) режиссер начинает как бы неявно подталкивать участников к различным дверям, стимулируя их самих попробовать, какая дверь открыта и ведет к выходу из тупика.

Третья стадия

Это завершающая стадия психодрамы, которая, как и боль­шинство видов групповой терапии, заключается в совместном об­суждении и анализе поведения всех участников. В это обсуждение следует вовлекать (ненасильственно) всех участников, так как та­кие обсуждения помогают не только улучшить работу, лучше уз­нать себя и других, но и стимулируют активность группового взаимодействия и эмпатийного взаимопонимания .

Методики психодрамы

Несмотря на многочисленные вариации, основными практиче­скими методиками психодрамы считаются: монолог, метод двой­ника, обмен ролями, отображение.

Монолог

Это высказывание протагониста или его вспомогательного Я . Высказывая в монологе выбранную (важную для него тему), он не только старается ее как можно точнее довести до слушателей, но и по ходу, еще раз осмысливая ее и видя реакции аудитории, начи­нает лучше разбираться в ней сам.

Двойник

Эта методика заключается в том, что один из выбранных про­тагонистом, терапевтом или группой участник становится дубле­ром протагониста. Он внимательно следит за монологом прота­гониста и готовится продолжить за него поиск решения пробле­мы, как только тот начнет застревать в ней. В некоторых вариан­тах этого метода двойник старается понять и высказать за прота­гониста то, что тем недосказано.

Разумеется, это требует способности к эмпатийному взаимопо­ниманию с протагонистом на уровне идентификации его с собой. Мы стараемся регулярно менять как двойников, так и самих про­тагонистов, так, чтобы каждый из участников почувствовал себя как в той, так и в другой роли.

Возможно более активное участие других членов группы в виде вспомогательных Я , дополняющих то, что, по их мнению, не вы­сказал двойник за протагониста.

Следует помнить что двойник всегда выступает не от своего лица, а только за протагониста, как его внутренний голос, одна из субличностей и т.п. Желательно поощрять различные типы двой­ников: серьезные, ироничные, бесцветные (то есть полностью подражающие протагонисту), страстные (усиливающие чувства протагониста), скептики и т.п. Это позволяет как протагонисту, так и самому двойнику и всем участникам с различных сторон увидеть не только протагониста, но и свои собственные мысли и чувства. Ведь по мнению представителей практически всех видов психотерапии для психического здоровья необходимо как можно более полное и разностороннее восприятие себя, других, окру­жающей действительности.

Обмен ролями

Периодически в психодраме желательно проводить обмен роля­ми. Протагонист становится двойником или одним из вспомога­тельных Я и наоборот. Это позволяет научиться лучше понимать других, а через это (по механизму обратной связи) и самого себя

Отображение

Здесь также используется механизм обратной связи. Протаго­нисту предлагают понаблюдать за тем, как его изображают двой­ник и другие участники. Это помогает увидеть себя глазами дру­гих и уточнить мнение о себе и, возможно, внести коррекцию в свое поведение.

Наверное, вы уже заметили, что эти методики разделяются весь­ма условно и в каждой из них содержатся (или по крайней мере мо­гут быть применены) элементы другой методики. Опытный руково­дитель группы (режиссер ) умело чередует методики и их элементы, остро чувствуя момент для наилучшего применения каждой из них.

В практике психодрамы применяются и другие методики. К ним в первую очередь относятся следующие:

Методика свечи - все члены группы по очереди оказываются протагонистами, двойниками и вспомогательнымиЯ .

Разговоры при свечах - обычно протагонист поворачивается спиной к аудитории и прислушивается к тому, как остальные уча­стники обсуждают его идеи и поведение.

Проекция будущего - протагонист фантазирует, что может или должно произойти в будущем.

Элементы психодрамы так или иначе применяются во всех ви­дах групповой психотерапии. Это группы встреч, группы тренин­га умений, гештальттерапии, трансакционного анализа и т.п., да­же некоторые варианты психоанализа.

Психодрама применяется при лечении алкоголизма, наркома­нии, при коррекции различных видов девиантного (откло­няющегося) поведения, пограничных нервно-психических рас­стройствах (неврозах, психопатиях).

Вопросы для самопроверки

2. В чем основная сущность психодрамы?

3. Перечислите основные понятия психодрамы.

4. Какие бывают роли и ролевые игры?

5. Что такое спонтанность?

6. Что такое теле?

7. Что такое катарсис и инсайт в психодраме?

8. Кто такой протагонист?

9. Какие бывают вспомогательные Я ?

10. Основные стадии развития психодрамы.

ПРАКТИКУМ

Приводим несколько типичных упражнений психодрамы

В автобусе

Участники образуют два круга - внутренний и внешний, которые стоят лицом друг у другу. Участники внутреннего круга изображают безбилетных пассажиров, а внешнего - контролеров. Они вступают в дискуссию: безбилетник приводит аргументы в свое оправдание, кон­тролер - свои доводы. Каждый в таком диалоге так или иначе прояв­ляет индивидуальные психологические особенности и особенности взаимодействия. После этого участники самостоятельно или с помо­щью руководителя анализируют поведение друг друга.

Желательно, чтобы партнеры менялись, а также чтобы каждый участник попробовал себя и в роли контролера, и в роли безби­летника.

Следует помнить, что обратившиеся к терапевту участники группы так или иначе страдают от каких-то комплексов, зажатости и неумений общаться. В процессе такого упражнения они учатся преодолевать эти комплексы.

Со стороны безбилетного пассажира они учатся преодолевать страх перед контролером и оправдывать свою позицию, договари­ваться. Со стороны контролера они учатся говорить «нет», отка­зывать в незаконной или неудобной для них просьбе (что многим трудно дается) или, напротив, приняв доводы безбилетника учат­ся поступать неформально не из слабости и неумения отказать, а сознательно, осмелившись принять решение против должностной инструкции, но по-человечески поняв просителя.

В магазине

Здесь участники группы разбиваются на продавцов и покупате­лей и разыгрывают разные ситуации конфликтов и их разрешения, которые периодически возникают между продавцами и покупате­лями. Они сами вспоминают и выбирают такие типовые конфлик­ты и разыгрывают роли. Здесь тоже важно, чтобы каждый участ­ник сыграл и продавца, и покупателя, причем с различными чле­нами группы.

Это упражнение, как и предыдущее, показывает и отрабатывает умения отстаивать свои интересы и идти на разумные компромиссы, без чего невозможно нормальное существование в обществе.

Семья

Один из участников группы разыгрывает сцену, типичную для его собственной семьи, предварительно распределив роли членов своей семьи между участниками группы. Игра позволяет ему луч­ше увидеть себя со стороны, а также объективнее оценить свои проблемы и проблемы членов своей семьи, чьи позиции в данной сцене будут отстаивать другие участники группы.

В конце, как обычно, проводится обсуждение.

Нередко это и подобные упражнения повторяются на после­дующих занятиях, так как участники не сразу понимают свои роли с позиции сценариста. Уточняя их роли, он одновременно уточня­ет и свое видение проблемы и проблемы других членов своей се­мьи, а при последующем обсуждении нередко находит пути их ре­шения.

Монолог с двойником

Здесь протагонист выходит в центр круга и старается наиболее точно прочувствовать и передать другим словами и жестами те мысли и чувства, которые испытывает в данный конкретный мо­мент («здесь и теперь»). Через некоторое время у него за спиной встает двойник и начинает жестами и мимикой сопровождать рас­сказ протагониста.

Здесь тоже каждый должен побывать и в той и в другой роли.

Заканчивается сцена всеобщим обсуждением того, насколько точно и понятно сумел выразить себя протагонист и насколько его понял двойник.

В процессе этого упражнения и его обсуждения каждый участ­ник (включая зрителей) тренирует способность понимать и выра­жать свои и чужие чувства, что является важным условием само­развития и взаимопонимания.

1921. Румынский психолог создает в Вене Театр спонтанности. Разыгрывая с актерами сцены, он обнаруживает благоприятное воздействие катарсиса на психику. С 1937 года Морено проводит сеансы психодрамы в США. В России психодрама получила распространение с 1989 года, когда шведский психодраматист Йоран Хёгберг (Göran Högberg) начал обучать в Москве группу психотерапевтов.

Сегодня психодраму представляют Ассоциация психодрамы, а также Московский институт гештальта и психодрамы, Институт ролевого тренинга и психодрамы, Институт групповой терапии и социального проектирования, Институт групповой и семейной психологии и психотерапии, Институт психодрамы и тренинга. Они готовят специалистов по психодраме в городах России и за рубежом.

Определение

Исследование внутреннего мира человека и его отношений с другими людьми средствами ролевой игры. Психодрама заимствует у театра форму, у игры – спонтанность, у психоанализа – глубину. Клиент (его называют протагонистом) превращается в актера и выражает свой конфликт через игру. Терапевтическое действие вытекает из самой природы игры: можно примерить разные роли, открыть в себе новые ресурсы и совершить действия, невозможные в реальной жизни.

Принцип действия

Психодрама предлагает подойти к решению проблемы через игру, которая проходит под руководством ведущего, не на сцене, но при участии членов группы (они могут быть актерами или исполнять роль зрителей). В процессе работы протагонист становится одновременно и творцом, и главным героем своей драмы. Он воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывая сцены, относящиеся к его проблеме, как если бы они происходили в данный момент. «Драматическое» понимается не как театральность, а как драматургия: подобно драматургу, мы можем пересматривать и переделывать события своей жизни. Цель психодрамы – научить клиента решать личные проблемы, проигрывая свои фантазии, конфликты и страхи.

Ход работы

Психодраматическая сессия – это групповая терапия, с импровизированными ролями и диалогами. Клиент в безопасной обстановке под руководством психотерапевта и при участии других членов группы воссоздает и изучает в действии мир своих отношений и переживаний. Он разыгрывает значимые ситуации из своей жизни, встречается с разными частями своей личности, смотрит, как они влияют друг на друга и на поведение, может заменять механизмы взаимодействия своих ролей на более продуктивные. Например, понять, как его «испуганная» часть блокирует ту, которая стремится к счастью. Одно из преимуществ метода в том, что опыт самопознания приобретают все участники группы. Они сравнивают происходящее со своими ощущениями, жизненным опытом и начинают лучше понимать то, что происходит с ними. Исторически психодрама – первая форма групповой психотерапии, однако она широко используется и в индивидуальной терапии (монодрама). В этом случае все роли играет клиент; можно использовать пустые стулья и другие предметы.

Показания к применению

Психодрама позволяет найти новые способы поведения, разрешить конфликты, подготовиться к трудной ситуации. Она доступна всем, эффективна в работе с детьми и подростками. Психодрама не рекомендована тем, кто склонен к мании преследования: они могут отказаться вступить в игру в силу своих внутренних убеждений.

Как долго? Сколько стоит?

Группа состоит из 5–20 человек и ведущего психодрамы. Группы бывают длительными (на месяцы и годы) и короткими – на 1–2 дня. Длительные группы обычно закрытые, то есть присоединиться к ним в процессе работы нельзя. Продолжительность встречи – от 2 до 4 часов. Цена от 1500 рублей.

Психодрама

Психодрама — это терапевтический групповой процесс , в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми. (Материал из Википедии )

Весь мир и все происходящие в нем события разделяются для каждого человека на две категории - внешний мир, который отображает все события, произошедшие в реальности, то, что человек способен увидеть, услышать или почувствовать, и внутренний мир - мир, в котором правят чувства человека, его мысли и желания. Внешний и внутренний мир человека не могут обходиться отдельно друг от друга, они тесно взаимосвязаны, и изменение любого из них способно изменить жизнь его обладателя.

Многие люди задаются вопросами: “Какой мир, внешний или внутренний, является основным? Как сделать так, чтобы существование обоих миров позволяло человеку чувствовать гармонию и счастье?”. Все зависит от того, на какой из двух миров ориентирован человек, однако, как показывает практика, игнорирование одного из этих миров способно привести к неудачам в другом мире. Примеров может быть множество:

Человек, который постоянно повторяет себе, что его все любят и хотят с ним общаться, говорит себе, что он лучший из лучших, даже приобрел курс по улучшению взаимоотношений с окружающими людьми, однако при этом не следует элементарным правилам межличностного общения, обрекает себя на одиночество - никто не захочет общаться с хамом, не уважающим других людей и концентрируя все внимание на себе любимом. Таким образом, человек, уделивший внимание внутреннему миру, но забывший про реальный (внешний) мир, допускает катастрофическую ошибку, так как результат усовершенствования внутреннего мира можно получить только через отображение этой работы во внешнем мире;

Молодой человек, назначивший девушке свидание в 19 часов, опаздывает на него на двадцать минут, объясняя это возникшим завалом на работе (что не соответствует действительности). Девушка его прощает и не делает жестких замечаний относительно опоздания. Первая реакция парня: “Это же великолепно! Она такая спокойная и неконфликтная. Значит, в следующий раз я тоже смогу провести с друзьями лишние полчаса”. На следующий день парень опаздывает на двадцать пять минут, через день - на сорок минут, а спустя неделю и вовсе звонит девушке через час после назначенного времени и говорит, что сегодня не сможет прийти, так как у него сильно болит голова. Результат - девушка не выдерживает и бросает парня. На лицо яркая концентрация человека на происходящие события во внешнем мире. Молодой человек был настолько уверен в том, что его пассия может все стерпеть, что даже не подумал о пунктуальности, не старался развить в себе это качество. Ему казалось, что если ситуация сложилась определенным образом однажды, значит, точно также она сложится во все следующие разы.

Несмотря на то, что оба человеческих мира играют важнейшую роль в развитии каждого человека, большее внимание следует уделить внутреннему миру по причине того, что внутренний мир в большей степени влияет на судьбу человека, формируя его поведение и реакцию на действия, происходящие во внешнем мире, а потому требует постоянного развития. Человек, остановивший совершенствование своих внутренних качеств, останавливается в развитии как личность, становится непривлекательным для внешнего мира.

У многих людей часто появляются тревожные мысли, связанные с прошлым или просто надуманные, которые ставят жизненный блок, сковывают волю и стремление к достижениям большего, чем они имеют сейчас. Причин этому каждый человек может назвать множество: лень, нехватка времени, отсутствие мотивации, неверные цели, усталость, депрессия. Однако за большинством из этих проблем зачастую кроится страх неудачи и опасность повторить ошибку, произошедшую в прошлом. Основная задача человека, который стремится, несмотря на все сдерживающие факторы, стать преуспевающей личностью - как можно быстрей избавится от своих страхов и предубеждений. Иными словами, цель человека - подкорректировать свой внутренний мир, заменив негативные мысли позитивными, а отрицательные привычки заменить на положительные.

В мире существует множество способов формирования у человека позитивного мировоззрения, осознания человеком собственного “Я”, лечения человека от внутренней скованности и нерешительности. Проблема состоит в том, что далеко не все из существующих методов подходят людям вследствие специфики характера каждого из индивидуумов. К счастью, существует метод терапии, не имеющий противопоказаний, эффективность которого доказана миллионами людей во всем мире, который применим даже для людей с психическими нарушениями. Этот метод называется психодрама . Именно этот метод как нельзя лучше подойдет для совершенствования внутреннего мира человека.

Психодрама - это метод групповой психотерапии , целью которой является излечение заболеваний психологического характера, налаживание межличностных отношений, совершенствование внутреннего мира человека и развитие его творческого потенциала.

Психодрама схожа по своей сущности с театральным спектаклем, где в центре внимания находятся творческие и актерские способности человека. Однако существует и существенное различие: в спектакле каждый актер четко знает свою роль и действует строго по написанному сценарию, не допуская ошибок. В театре все строго - за неумение ярко и оригинально сыграть свою роль актер может поплатиться работой. Во время психодрамы все иначе - здесь нет конкретного сценария, ибо сцена пишется во время выступления, что дает возможность “актерам” развить свои творческие навыки, ощутить всю многогранность творческого процесса, импровизировать. Пациентам не нужно бояться проявлять инициативу - напротив, инициатива всячески приветствуется терапевтом и повышает эффективность сеанса.

Главным героем психодрамы является непосредственно человек, его личный опыт и события, произошедшие с ним. Каждый человек в процессе психодрамы имеет возможность стать тем человеком, каким всегда хотел быть, надеть на себя образ, о котором он мог только мечтать. Будучи в образе идеального человека, пациент начинает вести себя иначе, что впоследствии отобразится на его реальной жизни, его поведении и мыслях в будущем. Если робкий и застенчивый человек в процессе психодрамы примерит на себя образ Казановы, он сделает огромный шаг вперед в общении с противоположным полом в реальном мире.

Для принятия участия в процессе психодрамы человеку вовсе не обязательно обладать актерским мастерством и следовать четко по заданному пути. В психодраме приветствуется любой уровень актерской игры при одном важном условии - эта игра должна быть искренней, человек должен чувствовать свою игру, искренне переживать за своего героя. Люди в процессе психодрамы работают со своими внутренними переживаниями, побеждают свои комплексы и зажатость - и все это происходит не в кресле у психотерапевта (как у Фрейда), а в самом настоящем театре, чем очень гордился создатель психодрамы Якоб Леви Морено.

Именно Морено, являющийся психологом, философом и доктором, в далеком 1921 году представил в венском драматическом театре свою экспериментальную театральную постановку под названием “ На злобу дня”, смысл которой заключался в том, чтобы суметь вовлечь в действие постановки зрителей, превратив их в настоящих актеров. И, несмотря на то, что постановку не ждал оглушительный успех, именно этот день принято считать днем создания психодрамы.

Морено противопоставил метод терапии, психодраму, популярному в двадцатые годы психоанализу Зигмунда Фрейда. Основатель психодрамы не восторгался методом лечения, когда пациент находился в замкнутом кабинете наедине с психотерапевтом. Он считал, что психоанализ сковывает волю пациента, не позволяет ему чувствовать себя абсолютно свободным. Между тем, находясь в группе людей с похожими проблемами, эффективность лечения повышается в разы, человек с радостью делится с психотерапевтом и другими пациентами волнующей проблемой, давая выход своим эмоциям и освобождаясь от бремени проблем.

Группа людей, по версии Морено, является живым, динамично развивающимся организмом. С целью изучения динамики процессов, происходящих в группе людей, Морено изобрел социометрию, служащую инструментом измерения данных процессов. Сущность социометрии состоит в наличии критериев выбора и объектов, соответствующих этим критериям. Ярким примером применения социометрии Морено является случай в интернате для подростков. Несмотря на высокий уровень содержания интерната, в коллективе подростков с каждым днем учащались случаи конфликтных ситуаций. Воспитатели, удивленные неблагоприятной тенденцией ухудшающихся отношений в коллективе девочек-подростков, пригласили Якоба Морено для консультации в интернат. Зайдя в кабинет, он увидел, что за каждым столом сидело по три-четыре человека, рассаженных воспитателями. Тогда Морено попросил девочек сесть за парты к тем девочкам, с которыми они хотели бы сидеть. В результате получился полный беспорядок - за одним столом сидело восемь девочек, за тремя столами - по четыре девочки, за пятью столами по три девочки, за несколькими столами сидело по одному человеку. Тогда Морено попросил девочек сделать еще раз выбор наиболее желанных коллег по парте, но чтобы теперь их выбор не совпадал с прошлым выбором. Так, спустя четыре захода все девочки расселись по четыре человека за парты с теми, кто был им наиболее приятен. На следующий месяц уровень конфликтных ситуаций, происходящих в интернате, снизился втрое!

В основе психодрамы Морено лежала спонтанность, которую он понимал как абсолютно новую реакцию на старую либо новую ситуацию, поведение человека “здесь и сейчас”. В отличие от человеческих эмоций, спонтанность не имет свойства накапливаться, спонтанность является той необходимой энергией, позволяющей человеку проявлять свои творческие способности. Она имеет две функции - находить свой выход и подавляться. Подавление спонтанности способно привести к психологическому срыву и возникновению неврозов, именно поэтому важно давать ей выход посредством психодрамы.

Метод психодрамы изначально предполагает работу в группах, причем чем большее количество участников в группах, тем более широкие варианты проблемных ситуаций возможно охватить за время психодраматической сессии. Процесс сессии состоит из следующих этапов:

1. Выбор протагониста (актера, который будет играть главную роль). Участники группы образуют два круга - внутренний и внешний. Каждый из участников внутреннего круга предлагает проблемы, над которыми он хотел бы поработать, а участники, находящиеся во внешнем круге, выбирают ту тему, которая является наиболее актуальной для них. После определения актуальной темы выбирается участник из внутреннего круга, который будет играть главную роль в драме, за время которой должен быть найден ответ на интересующий протагониста вопрос.

2. Непосредственное действие. Участники группы перевоплощаются в профессиональных актеров, шаг за шагом проигрывая интересующую их ситуацию. Протагонист выбирает из участников группы человека, который будет играть его самого во время того, как протагонист будет играть роль другого человека. Также участники группы выбирают тех людей, которые будут играть важные для понимания ситуации роли в драме. Задача этапа “действие” - максимально приблизить разыгрываемую участниками группы ситуацию к реальным событиям, в результате чего с существенной долей вероятности будет найден верный ответ на вопрос или решение проблемы, волнующее протагониста. Важным моментом является всецелое желание участников помочь протагонисту разобраться в ситуации, найти варианты верного и ошибочного поведения в рассматриваемой проблеме. Каждый участник должен помнить главную цель - помощь в решении вопроса протагониста, и не подстраивать свою игру в целях нахождения ответов на интересующие их вопросы. В случае, если решение интересующей протагониста проблемы успешно найдено, контракт с протагонистом считается выполненным, и следует переход к следующему этапу.

3. Шеринг. Шеринг является важнейшим этапом психодраматической сессии. В процессе шеринга происходит обмен чувствами и мнениями от драматической игры. Обычно шеринг происходит в два этапа - сперва участники драматического спектакля делятся своими впечатлениями о своей игре и об исполняемой ими роли, а потом все участники собираются вместе для того, чтобы вспомнить случаи из жизни, схожие с обыгранной участниками ситуацией, что поможет протагонисту почувствовать себя не одиноким в своих чувствах. Никакие критические замечания, советы и тем более ошибки не должны высказываться, так как это может нанести ущерб протагонисту и снизить эффективность психодраматической сессии. Все, что должно быть высказано в процессе шеринга - эмоции и ощущения участников сессии, а также похожие на рассматриваемую ситуацию случаи из жизни участников драмы. По окончанию этапа шеринга участниками группы может быть принято решение о начале новой психодраматической сессии с другим протагонистом.

Следует отметить, что терапевтический эффект психодрамы распространяется не только на ситуации, произошедшие в жизни человека, но также на случаи, не произошедшие с ним. Это в большей мере относится к испытанию человеком негативных эмоций, таких как страх, ненависть, злоба, отчаяние. Так, если человек не выразил свое негативное отношение к другому, неприятному для него человеку, то желание сделать это будет постоянно проявляться в душе, не находя соответствующего выхода, что приведет к нервным срывам и неврозам, человек станет эмоционально заблокированным. В данной ситуации благодаря психодраме человек получает три преимущества за один раз - избавляется от желания негативного высказывания в адрес неприятного для себя собеседника, снимает свой эмоциональный блок и оттачивает свое актерское мастерство.

Психодрама способствует избавлению от эмоциональной блокировки, изменению мнения человека об окружающем мире, что является первым и, безусловно, важнейшим шагом на пути решения человеком собственных внутренних проблем.

Психодрама может рассматриваться как метод групповой психотерапии, представляющий собой ролевую игру, в ходе которой создаются необходи­мые условия для спонтанного выражения эмоций, связанных со значимой про­блематикой пациента. Психодрама как лечебный психотерапевтический ме­тод была создана и разработана Морено на основе опыта его театрального эксперимента, «спонтанного театра», изначальная цель которого не была свя­зана с психотерапией и заключалась в развитии и реализации творческого

потенциала человека, его творчества в «театре жизни». Внутриличностные и межличностные изменения, достигаемые участниками «спонтанного театра», послужили основой для дальнейшего развития психодрамы как лечебного ме­тода.

Морено исходил из того, что человек обладает естественной способностью к игре и, используя различные роли, получает возможность эксперименти­ровать с реалистичными и нереалистичными жизненными ролями, творчес­ки работая над собственными проблемами и конфликтами. В ходе разыгры­вания ситуаций возникают спонтанность, креативность, подлинная эмоцио­нальная связь между участниками ситуации, катарсис, способствующие раз­витию творческой активности и достижению инсайта. Все это создает благо­приятную основу для творческого переосмысления собственных проблем и конфликтов, выработки более глубокого и адекватного

самопонимания, пре­одоления неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоцио­нального реагирования, формирование нового, адекватного поведения и но­вых способов эмоционального реагирования.

Классическая процедура нсиходрамы предполагает наличие следующих участников: протагонист, терапевт, помощники терапевта, зрители. Прота­гонист - это пациент (субъект), главный исполнитель, представляющий свои проблемы, терапевт (режиссер, дирижер, фасилитатор) - организатор ро­левой игры, помогающий пациенту исследовать свои проблемы. Функции те­

рапевта заключаются в организации психодраматического действия, простран­ства, создании атмосферы доверия, стимулировании участников к спонтан­ности, подготовки протагониста и всей группы к ролевой игре («разогрев»), выявлении проблем и переживаний пациента, комментировании и т.д.

Процесс психодрамы включает три основные фазы: инициальную или подготовительную (фаза «разогрева»), собственно психодраматическое дей­ствие; обсуждение (предоставление протагонисту обратной связи и эмоцио­нальный обмен).

В инициальной фазе происходит выбор протагониста, по­лучение диагностического материала (информации о протагонисте и ситуа­ции), предварительное обсуждение проблемы и самой ситуации с протаго­нистом, подготовка протагониста и других участников, организация простран­ства и самого психодраматического действия. В этой фазе используются различные вспомогательные приемы: дискуссия, «живые скульптуры», им­провизация, разыгрывание не относящихся лично ни к кому ситуаций (ска­зок, фантастических ситуаций и пр.).


Вторая фаза - собственно разыгры­вание ролевой ситуации или психодраматического действия. В ходе его па­циент может достичь катарсиса и осознать свои истинные чувства, отноше­ния, установки проблемы и конфликты. Облегчить эти процессы также по­могает целый ряд приемов - «зеркало», «двойники», «другие Я», монолог, диалог, «построение будущего», «проба реальности» и др.

Третья фаза - фаза обсуждения или интеграции - является завершающей. На этой фазе группа (и вспомогательные персонажи и зрители) предоставляет протагони­сту обратную связь двух видов: ролевую и идентификационную.

Ролевая об­ратная связь - это обратная связь «из роли». Ее предоставляют те участни­ки группы, которые играли вспомогательные роли, они говорят о своих пе­реживаниях и состояниях, которые возникали в процессе психодраматичес­кого взаимодействия с протагонистом, то есть о том, что они чувствовали, бу­дучи в роли значимых для протагониста людей.

В ходе групповой психотерапии психодрама наиболее эффективно может быть использована в комбинации с другими методами: групповой дискусси­ей, психогимнастикой и др. Психодраматическому разыгрыванию может быть посвящено отдельное занятие группы, однако чаще всего психодрама есте­ственным образом входит в процесс групповой дискуссии, например, паци­ент на групповой дискуссии рассказывает о своих семейных конфликтах и связанных с этим собственных переживаниях и проблемах. Следует отметить, что истинная суть этих конфликтов, как правило, пациентом не осознается и является трудновербализуемой. В таком случае пациенту можно предло­жить разыграть эту ситуацию психодраматически, выбрав из участников группы вспомогательных персонажей, которые будут играть членов его се­мьи - участников конфликта.

error: