Просвещенный абсолютизм кратко и понятно. Понятие «просвещённый абсолютизм

Любое государство деградирует, если оно вверено лишь правителям народа. Только сам народ является надежным хранителем власти и народа.

Томас Джефферсон

Приход к власти молодой императрицы Екатерины 2 ознаменовался ее стремлением наладить быт страны. В этих целях в стране была проведена политика просвещенного абсолютизма . Сама идея такой политики была не нова. Россияне, которые в ту эпоху с уважением и почтением смотрели в сторону Франции, почерпнули эту идею в трудах французских философов: Руссо, Вальтера, Дидро и др. Именно эти мыслители впервые заговорили о том, что прежний путь развития европейских государств является неэффективным и приводит только нарастанию неминуемых ошибок. Избежать их можно только в случае если государством будет управлять образованные, мудрые монарх. Такой человек сможет в полном объеме использовать полноту своей власти.

Говоря о применении полномочий власти, ученные Франции предполагали не грубое применение силы для установления нужно порядка. Речь шла о том, что истинный человек в состоянии справедливо править страной. Такой человек может выстроить вертикаль власти таким образом, чтобы она действительно служила нуждам народа. Такой подход подразумевает справедливость и равенство людей, что приводит должно привести к процветанию страны. Фактически можно говорить о том, что суть политики просвещенного абсолютизма определяет главенствующую роль государства, которым управляет сильный и образованный человек. Екатерина 2 видела себя в роли такого монарха.

Российский просвещенный абсолютизм

Рассматирваемая форма управления государством представляла собой жесткую критику пережитков феодальных отношений. Французские философы писали о том, что каждый человек рождается свободным, и нельзя забирать ее у него. Согласно постулатам этой политики народ должен обладать широкими полномочиями, часть из которых он добровольно доверяет своим правителям. Философы называли этот момент «общественным договором». Политика просвещенного абсолютизма подвергала критике и церкви. Духовенство должно заниматься делами духовными и не иметь влияния на политику, писали ученные, труды которых использовала Екатерина. Они предлагали забрать все церковные земли и передать их в ведение государства. При этом церковные служащие должны были быть навсегда отлучены от власти. Многие из этих направлений Екатерина даже не думала реализовывать.

В течение первых двух лет своего правления, императрица Екатерина 2, разрабатывала специальный Указ, в котором было изложено ее толкование просвещенного абсолютизма . Императрица не желала реализовывать в России «общественные договора», она не желала наделять народ самыми широкими полномочиями. Екатерина 2 полагала, что залог успешности государства заключается исключительно в неограниченной власти императора. Свою опору в управлении страной императрица видела в дворянстве, получившем хорошее образование, и могущем с честью помогать ей править. Кроме того, Екатерина 2 широко поддержала мнение о том, что церковь должна быть лишена своих земель. Императрица не желала ссоры с духовенством и в одночасье не желала лишить их всего влияния. Однако, в своем Указе Екатерина 2 объявила о проведении «секуляризации», т.е. процесса передачи церковных земель в ведение государства. Этот указ был издан в 1764 году.

Екатерины 2 заключалась в следующем:

  1. Секуляризация церковных земель;
  2. Масштабная образованность народа, передача знаний всем сословиям;
  3. Строгое упорядочение всех повинностей крестьян;
  4. Учреждение Вольного экономического общества в 1765 году;
  5. Поощрение каждого желающего заниматься промыслом в 1767 году;
  6. Полный запрет продажи крестьян за долги хозяев в 1771 году;
  7. Утверждение права открытия любого предприятия без разрешения в 1775 году;
  8. Создание вольных топографий в 1783 году;
  9. Повсеместная реализация школьной реформы в 1786 году.

Таким образом, можно говорить о том, что политика просвещенного абсолютизма затронула все основные и важные аспекты государственной жизни России того времени.

Просвещённый абсолюти́зм - политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового феодального строя в пользу рыночных отношений.

Хронология

Основы просвещённого абсолютизма

Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Томас Гоббс , вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения» . Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм , понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства , явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии.

В литературе «просвещённый абсолютизм» был встречен восторженно. Наиболее яркий пример просвещённого абсолютизма - политическое миросозерцание Вольтера , этой же точки зрения держалась и школа физиократов с Кенэ , Мерсье-де-ла-Ривьером и Тюрго во главе. «Просветительская» литература XVIII века не только ставила задачу критики старых порядков: стремления философов и политиков того времени сходились в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма - союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму.

Страны

Просвещённый абсолютизм охватил все страны Европы, кроме Англии , Польши и Франции : Англия уже достигла того, к чему стремился просвещённый абсолютизм, в Польше не было королевского абсолютизма и господствовала шляхта, а царствовавшие во Франции Людовик XV и Людовик XVI не в состоянии были взять на себя роли инициаторов реформы, вследствие чего прежний строй был разрушен революцией .

Представители просвещённого абсолютизма

Центральными фигурами этой эпохи были Фридрих II Великий (с 1740 по 1786) и Иосиф II Австрийский (с 1780 по 1790). Другие представители просвещённого абсолютизма:

  • в Испании - министр Аранда при Карле III (1759-1788)
  • в Португалии - Помбал (1760-1777) при Жозе I
  • в Неаполе - министр Тануччи при Карле III и Фердинанде IV
  • в Тоскане - Леопольд I (1765-1790)
  • в Дании - Кристиан VII (1766-1808) с министром Струэнзе (1769-1772)
  • в Швеции - Густав III (1771-1792)
  • в Бадене - Карл Фридрих
  • в Речи Посполитой - Станислав Понятовский (1764-1795)
  • в России - Екатерина II

Деятельность всех этих реформаторов была в значительной степени подражанием преобразованиям Фридриха II и Иосифа II, которые воплотили в себе два направления, дополняющие друг друга и вполне характеризующие просвещённый абсолютизм. Фридрих был консерватором и во многом лишь продолжал старую политику династии Гогенцоллернов, которую хотел осветить философскими идеями века. Иосиф II, больше теоретик, «революционер на троне», порвал с политикой своих предшественников и совершил смелую попытку радикально преобразовать весь государственный строй Австрии в духе философии XVIII века. В его деятельности, так же как и в деятельности Фридриха II - много противоречий, которые внесла новая государственная идея в традиционную политику абсолютизма. Характер преобразований просвещённого абсолютизма был во всех странах один и тот же, видоизменяясь лишь в зависимости от местных условий; но он существенно отличался в протестантских странах (Пруссия) и католических (Австрия).

Не во всех странах инициатива реформы принадлежала королям. В Португалии, Испании и Неаполе в роли просвещённых деспотов выступали министры, то же произошло и в Дании во время Струэнзе.

Реформы просвещённого абсолютизма

Все реформы просвещённого абсолютизма, стремившиеся разрушить церковно-феодальные отношения, совершались не только ввиду государственных соображений, но и содействовали эмансипации личности. Однако просвещённые абсолютные монархи обошли один из крупных недостатков государственной жизни XVIII в. - несовершенство законодательной деятельности государства и не выработали правильного порядка законодательства. Всё зависело от абсолютного монарха или его министра. Реформы захватывали область администрации, финансов, суда, интеллектуальной жизни, церкви, наконец - область сословных отношений и крестьянского быта.

В области администрации просвещенный абсолютизм стремился к бюрократической централизации, к вытеснению чиновничеством общественных сил и к подавлению интересов дворянства, был враждебен народному представительству и старался уничтожить местный партикуляризм. Иосиф II нарушил конституции Австрийских Нидерландов и Венгрии, Фридрих II лишил в 1741 г. земские чины Силезии их права вотировать налоги.

Экономическая деятельность просвещенного абсолютизма вытекала из сочувствия просвещённых абсолютных правителей меркантилизму, ставившему выше всего торговлю и промышленность, которые находились под опекой государства. Стремясь к пополнению государственных доходов, к удержанию в стране золота и серебра, просвещенный абсолютизм покровительствовал развитию промышленности, охранял и улучшал в то же время и сельское хозяйство, обратил особенное внимание на распределение налогов и упорядочение государственных расходов.

Громадную услугу оказал просвещенный абсолютизм судебному устройству и законодательству. «Один закон для всех» - таков принцип, которым руководствовался просвещённый абсолютизм. В уголовном процессе были уничтожены пытки, ограничена смертная казнь и улучшен порядок отправления правосудия. Образцом судебной реформы была Пруссия при Фридрихе II, который преобразовал судоустройство и судопроизводство, установил чёткий порядок вместо произвола. Задачей просвещённого абсолютизма было не только отделить суд от исполнительной власти и обеспечить независимость судей, но и составить свод законов, отличавшийся простотой, ясностью и краткостью. Самуил фон Кокцеи, фон Кармер и Суарец в Пруссии предприняли составление общего кодекса (Allgemeines Landrecht), в котором ярко отразилось влияние философии XVIII в. В Австрии уже при Марии-Терезии судебная часть была отделена от администрации. Иосиф II весьма энергично работал над составлением свода законов, издал несколько частных уставов. Свод законов, изданный в Португалии Помбалем , привлёк внимание тогдашнего учёного мира. Эти реформы были проникнуты гуманностью, уважением к человеческой личности и чувством справедливости.

Для распространения образования также принимались серьёзные меры. Уже одно преклонение королей перед философами давало печати больше свободы. С другой стороны, монархи относились безразлично к прессе, так как общественное мнение было забыто. Но в целом эпоха просвещённого абсолютизма характеризуется большей свободой печати, особенно там, где не затрагивались политические вопросы. Цензурные стеснения были ограничены (в Австрии - цензурный устав Иосифа II в 1781 г.), но по отношению к католическому духовенству сохраняли особенную строгость.

Просвещённый абсолютизм представляет собой эпоху сильного антагонизма между духовной и светской властью. Вместе с «просвещением» абсолютизм относился отрицательно к традициям католицизма , защищая права светского государства от клерикальной опеки и видя опасного врага в римской курии и клире. Борьба против католицизма (в католических странах) велась упорно и часто жестоко. Особенно сильна была власть церкви в Португалии, Испании, Неаполе, которые и открыли поход против притязаний средневекового католицизма. У папских булл было отнято юридическое значение, если они не утверждены королём, клир подчинён светским судам, закрыты инквизиционные суды, уничтожено множество монастырей, а имения их перешли в казну, духовенство обложено податями и т. д. В Португалии Помбаль подал пример изгнания иезуитов, ордену которых отовсюду наносятся удары. В 1759 г. иезуитов изгоняют из Португалии, в 1764 - из Франции, далее, в 1767-68, из Испании, Неаполя, Пармы, пока в 1773 г. орден совсем не был уничтожен. До крайности были доведены церковные реформы Иосифом II, который не только хотел ограничить папское влияние в Австрии, ослабить силу духовенства, подчинив его светской власти, но вмешался даже в обрядовую сторону веры, чем возбудил против себя массу прихожан церкви.

В области сословных отношений вообще и крестьянского вопроса в частности просвещенный абсолютизм тоже оказал значительное влияние. И здесь во имя государственной пользы правители боролись с остатками феодализма, старались сократить аристократические привилегии и ограничить права дворян и духовенства. Помбаль весьма резко действовал в Португалии, стеснив дворянство. В Неаполе дворянские суды были лишены своей силы тем, что их решения могли быть пересмотрены в порядке апелляции в королевском суде. В Швеции и Дании Густав III и Струэнзе теснили дворянство и вооружили его против себя. В Австрии Иосиф II вызвал сильнейшую оппозицию духовенства и дворянства тем, что хотел уничтожить податные привилегии дворян и ввёл поземельный налог.

В эту же эпоху впервые был поставлен на очередь крестьянский вопрос. Этому значительно способствовали физиократы , которые по своим политическим взглядам были на стороне просвещённого абсолютизма, и многие деятели просвещённого абсолютизма были сторонниками физиократов. Осуждая феодальные права, тяготевшие над землевладельцами, литература XVIII в. требовала уничтожения рабства и прекращения крепостных отношений. Вследствие этого в эпоху просвещенного абсолютизма было обращено внимание на положение сельской массы, от которой зависит обогащение казны, и рядом с покровительством обрабатывающей промышленности просвещённый абсолютизм покровительствует и крестьянскому труду. В Пруссии Фридрих II меньше всех правителей подчинился физиократии, но и здесь было обращено внимание на улучшение быта крестьян. В Австрии крестьянский вопрос был выдвинут Иосифом II, который формально отменил крепостное состояние. То же было и в Савойе при Карле-Эммануиле III.

Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на .
Эта отметка установлена 31 октября 2014 года .

Екатерина II проводила политику, получившую название «просвещенный абсолютизм». Во второй половине XVIII столетия во многих государствах Европы становится популярной идея французских просветителей о «союзе государей и философов». В этот период абстрактные категории переносятся в сферу конкретной политики, которая предполагала правление «мудреца на троне», покровителя искусств, благодетеля всей нации. Это был целый этап в истории общества, причем не только русского, но и всего европейского. В роли просвещенных монархов выступали шведский король Густав III, прусский - Фридрих II, австрийский император Иосиф II, русская императрица Екатерина II. Политика просвещенного абсолютизма выражалась в проведении реформ в духе идей Просвещения, возглавляемых просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах. Это было время робких реформ, не затрагивающих основ феодально-абсолютистского строя, время либерального заигрывания правительств с философами и литераторами. Но вот грянула французская буржуазная революция, и европейские монархи сразу же отказались от идей просвещенного абсолютизма.

В понимании сути и целей политики просвещенного абсолютизма существует известная неопределенность. Можно спорить о точном значении термина «просвещенный абсолютизм», но общий характер той эпохи легко узнаваем. Именно веку Просвещения (XVIII столетие в истории европейской культуры) свойственно особое видение мира, оказавшее сильное влияние на все последующее общественное развитие. Россия совместно с Европой пережила Просвещение: на смену средневековому сознанию пришло сознание Нового времени. Мировосприятие русского дворянина (а именно образованное дворянство стало главным носителем идей европейского Просвещения) типологически было сходно с сознанием его современника - европейца. Можно говорить о всеобщей увлеченности идеями Просвещения: их разделяли представители почти всех слоев русского общества. Наибольшей популярностью пользовались Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций. Так, почти все произведения Вольтера были переведены на русский язык; те сочинения, которые не могли пройти цензуру, распространялись в рукописях.

Эпохе «просвещенного абсолютизма» была присуща определенная идеология. Выделим ее характерные черты:

идея равенства всех людей,

государство создается в результате общественного договора, следствием которого являются взаимные обязательства монарха и подданных;

именно государство есть главное средство создания общества всеобщего благоденствия;

все реформы, основывающиеся на справедливых законах, должны идти сверху, от государства, в основе деятельности которого лежит принцип: «Все для народа, и ничего - посредством народа»;

просвещение - одна из важнейших функций государства и одновременно способ воспитания из подданных сознательных граждан;

признание свободы слова, мысли, самовыражения.

Пример увлеченности европейским Просвещением подавала сама Екатерина. Она не только читала произведения французских просветителей, но и состояла с ними, особенно с Вольтером и Дидро, в оживленной переписке. Вольтер называл ее не иначе как «великая Семирамида Севера», а в письме к одному русскому адресату писал: «Я боготворю только три предмета: свободу, терпимость и вашу императрицу». В письмах к Вольтеру Екатерина II не скупилась на либеральную фразеологию и даже прибегала к прямой лжи в изображении русской действительности.

Просвещенный абсолютизм - политика, порожденная временем разложения феодальной системы и вызреванием в ее недрах капиталистических отношений, нацеленная на устранение мирными средствами устаревших феодальных порядков. Просвещенный абсолютизм отличался от обычного деспотизма декларированием соблюдения законов, одинаковых для всех подданных. Теоретические основы просвещенного абсолютизма были разработаны выдающимися деятелями французского просвещения Монтескье, Вольтером, д"Аламбером, Дидро и др. Эти просветители умеренного крыла призывали к эволюционной, без потрясений, смене общественно-экономических отношений, что устраивало монархов Европы и способствовало возникновению союза королей и философов, способного, как полагали короли, предотвратить угрозу их тронам.

Настала пора реализации широкомасштабных реформ в духе идей Просвещения. Тому способствовали два благоприятных условия: Екатерина после гибели Иоанна Антоновича почувствовала себя на троне увереннее, чем прежде; уверенности, что справится с грандиозной по замыслу затеей, прибавила и достаточная осведомленность о трудах просветителей. В конце 1766 г она приступила к осуществлению важнейшей акции своего царствования - созыву комиссии для составления нового Уложения.

Документы и материалы. Итоги первых дней мобилизации
Постановление бюро Башкирского обкома ВКП (б) 24 июня 1941 г. Отметить, что первые два дня мобилизации показали исключительный подъем патриотизма, организованность в работе и готовность трудящихся республики ринуться в бой против напавш...

Переворот в Афинском герцогстве и восстановление греческого архиепископства в Афинах
Уже в 1345 году республика на Арно вступила в мимолетные отношения с далекими Афинами в силу того обстоятельства, что Вальтер де Бриеннь, кратковременный властелин Флоренции, носил титул герцога афинского. Сорок лет спустя флорентинцы с г...

Октябрьская революция в России - проблемы, оценки, расстановка политических сил
Еще недавно оценка Октябрьской революции как социалистической не могла быть не только оспорена, но даже подвергнута малейшему сомнению. Она имела характер аксиомы, освященной партийно-государственным авторитетом, и господствовала не тольк...

Политика просвещенного абсолютизма (кратко)

Политика просвещенного абсолютизма (кратко)

Продолжательницей дела Петра Первого выступила Екатерина Вторая. Период её правления государством связан с расширением территориальных границ и важными административными реформами. Главной целью её деятельности было законно оформить права всех сословий. Именно при Екатерине Второй сложилась так называемая система просвещённого абсолютизма. То есть, система общества при которой сословия признают свою ответственность перед монархом, который в свою очередь, осознаёт себя в роли попечителя империи. Таким образом, Екатерина хотела достигнуть союза между обществом и монархом не на принуждении (абсолютная монархия), но на добровольном признании собственных обязанностей и прав.

Императрица полностью поощряла развитие науки и образования, способствовала закладыванию фундамента журналистики, а также восстановления торгово-промышленной деятельности государства, руководствуясь трудами французских просветителей Дидро и Вольтера.

Вся внутренняя политика просвещённого абсолютизма делится на три периода:

· 1762 год – середина 70-х годов. Получив в руки власть в результате дворцового переворота, основной задачей Екатерины стало оправдание своего пребывание в роли держателя власти. Для этого была созвана Уложенная комиссия, целью которой было составление законов, а также замена некоторых законов в Соборном Уложении 1649 года. Комиссия просуществовала недолго, однако, плоды её четырёхлетней работы стали основой деятельности императрицы.

В 1763 году она проводит реформу Сената, который был разделён на шесть департаментов и лишён законодательной инициативы.

· Середина 70-х – начало 90-х гг. второй период правления ознаменовался крупными государственными реформами. Их причиной стало восстание Пугачёва, а их цель заключалась в закреплении власти монарха. Среди важных событий: роспуск Запорожской Сечи, распространение крепостничества на Украину, формирование системы сословных судов и пр.

· С начала 90-х годов по 1796 год. В результате событий Французской революции 1789 года императрица взяла курс на остановку политики просвещенного абсолютизма. Всё чаще цензурируются книги и газеты.

В общем, за период царствования Екатерины Второй Россия становится авторитетным мировым государством. Формируются благоприятные условия развития экономики державы, расширяются права дворянства и пр.

Тем не менее, недостатком данной политики стало продолжение политики протекционизма и меркантилизма, что привело к развитию промышленного застоя.

Эпоху просвещенного абсолютизма в России совпадает со временем царствования Екатерины II. Данную мысль о государстве с просвещенным монархом, называют способным преобразованием общественной жизни на новых, разумных началах, получившие широкое распространение в XVIII веке. Французские просветители М.Ф. Вольтер, Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж..Ж.. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов - мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени. Поэтому теория разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, их независимости друг от друга могла, по мысли просветителей, обеспечить совершенное общественное устройство.

Отсюда получается, что просвещённый абсолютизм - это политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений.

Эпохе просвещенного абсолютизма была присуща определенная идеология, в которых выдялеются характерные черты:

· идея равенства всех людей, государство создается в результате общественного договора, следствием которого являются взаимные обязательства монарха и подданных;

· именно государство есть главное средство создания общества всеобщего благоденствия;

· все реформы, основывающиеся на справедливых законах, должны идти сверху, от государства, в основе деятельности которого лежит принцип: «Все для народа, и ничего - посредством народа»;

· просвещение - одна из важнейших функций государства и одновременно способ воспитания из подданных сознательных граждан;

· признание свободы слова, мысли, самовыражения.

Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Томас Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения». Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии. «Просветительная» литература XVIII века, ставившая себе задачей полную критику старых порядков, нашла себе горячую поддержку в абсолютизме: стремления философов и политиков сходятся в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма - союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму.


Как уже говорилось ранее, XVIII век проявил себя как период господства просветительской идеологии. Первыми кто сформулировали основные положения просветительской концепции, были французские ученые. По их мнению, обеспечить совершенное общественное устройство могла теория разделения законодательной, судебной и исполнительной властей, их независимость друг от друга.

На ранних этапах формирования просветительской идеологии отдельные представители этого движения (Фенелон, Мармонтель, Вольтер и др.) серьезно относились к возможности существования монархии, основанной на началах разума и справедливости, где политику правительств будут определять забота об общем благе, обеспечение личной свободы и гражданского равенства.

В дальнейшем перспектива реальности осуществления доктрины подкреплялась в глазах мыслителей конкретными попытками некоторых европейских монархов XVIII столетия – Фридрих II в Пруссии, Иосиф II в Австрии, Густав III в Швеции. Правители стали ориентироваться в проведении своей политики на отдельные постулаты выдвинутой просветителями концепции. Такая политика выражалась в проведении реформ, уничтожавших некоторые, наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавших шаг в сторону буржуазного развития).

Реформы в духе просвещенного абсолютизма проводились в Пруссии – в первые годы правления Фридриха II, в Австрийской монархии – отчасти уже при Марии Терезии и особенно при Иосифе II, в Испании – при Карле III, в Португалии – при министре С.Помбале, в Дании – при министрах Ю.Х.Э.Бернсторфе, И.Ф.Струэнсе, при регенте принце Фредерике, в Швеции – при короле Густаве III, в России – при Екатерине II (в 60-е гг. XVIII века).

Хотя объективно некоторые реформы просвещенного абсолютизма способствовали развитию капиталистического уклада, в практической деятельности «просвещённых государей» превалировали феодально-деспотические черты.

Несовместимость принципов Просвещения с абсолютистским режимом наиболее отчётливо проявилась в Пруссии при Фридрихе II. В тех же случаях, когда феодально-абсолютистское государство шло на реформы, ущемлявшие дворянство, особенно когда реформы приобретали уже отчётливо буржуазный характер (например, реформы А.Р.Ж.Тюрго в 1774-76 во Франции), они вызывали решительное противодействие феодальных кругов и в конечном счёте не проводились в жизнь.

В России же политика просвещенного абсолютизма, так же как и в ряде других европейских стран, заключалась в использовании положений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения. Такая политика не могла проводиться долгое время. После Великой французской революции наметился курс на усиление внутренней и международной реакции, что означало конец периода просвещенного абсолютизма.

Екатерина II в своей политике пыталась реализовать теоретические положения. Естественно, она не могла пойти против дворянства, против крепостного права. Она стремилась построить законную самодержавную монархию, обновить ее с учетом новых исторических реалий, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии.

В целом же политика просвещенного абсолютизма имела успех только в тех странах, где буржуазия достигла сравнительно слабой степени развития. Но и там период просвещенного абсолютизма оказался весьма кратковременным: в условиях революционной ломки феодально-абсолютистского строя, проведённой Великой французской революцией, европейские монархи покончили с «либеральными» начинаниями в духе просвещенного абсолютизма, сменившегося почти повсеместно политикой открытой феодальной реакции.

error: