Откручивание болтов. Способы выкручивания болта и винта с сорванными гранями

Соединения под днищем и в колёсных арках машины особенно подвержены окислению и ржавчине, так что открутитьзаржавевшие болты или гайки именно в этих местах становится порой очень сложно. Тем не менее, возможность открутитьзаржавевший или окислившийся болт или гайку почти всегда есть, за довольно редкими исключениями (болт сорвался, например). Для этого мы будем использовать самые разные способы и перечислим их ниже - их можно и нужно сочетать, и все они по-разному действенны.

Итак, как открутить прикипевший болт или гайку и что делать, если они совсем не откручиваются, несмотря на тщетные попытки? Давайте по порядку от самых действенных способ откручивания заржавевших/окислившихся резьбовых соединений к менее действенным.

Помните, что нельзя прилагать слишком больших усилий, особенно, в случае с небольшими гайками и болтами и если в перспективе Вы можете не найти им замену или такая замена обойдётся слишком дорого. Есть вероятность сломать болт - особенно, если он сильно проржавел.

Откручиваем гайку "Вэдэшкой"

Самый, пожалуй, действенный способ открутить заржавевший болт или гайку - использовать чудодейственное средство - WD-40, в простонародье называемое "Вэдэшкой". Эта субстанция, действительно, является чудодейственной по своим свойствам, обладая высочайшей проникающей и очищающей способностью. Просто побрызгайте немного состава наприкипевший болт или гайку и выждите время примерно в 20-30 минут. WD-40 разъест ржавчину или другой налёт, проникнув глубоко в соединение резьбы. Затем просто попытайтесь снова открутить гайку или болт - чаще всего они он сдастся под натиском такого симбиоза химии и физической силы.


Стоит самый небольшой (подойдёт для экстренных случаев) баллончик "Вэдэшки" около 100 рублей, а найти её можно практически в любом хозяйственном или автомагазине.

Если WD-40 нет под рукой

Между тем, "Вэдэшку" можно заменить рядом веществ. Помогут открутить прикипевшую гайку или болт также:

  • бензин, солярка или керосин,
  • слабая кислота (неагрессивная, в идеале уксусная),
  • Coca-cola.

Все эти вещества также обладают достаточно неплохой проникающей и очищающе-разъедающей способностью. Кока-кола входит в число таковых жидкостей, благодаря ортофосфорной кислоте в своём составе - именно она и имеем эффект разъедания ржавчины и накипи другой природы.

Однако, в отличие от "Вэдэшки", специально созданной для таких задач, указанные жидкости всё же требуют более интенсивного воздействия на неоткручиваемые резьбовые соединения. Лучше всего прикипевшие детали поместить в ёмкость с такими жидкостями, если они уже отделены от автомобиля. Если нет, то можно обильно смочить тряпку в жидкости и обмотать заржавевший болт ей. Ждать тоже придётся подольше - до суток.

Все нижеследующие способы открутить прикипевший болт или гайку можно (и нужно) совмещать с одним из вышеприведённых.

Закрутить, чтобы открутить!

Иногда для требуемой задачи приходится решать прямо противоположные задачи. Вот и в нашем случае, если гайка илиболт никак не желают откручиваться, нужно применить усилие в обратную сторону - попытаться закрутить. Нередко болт илигайка срываются только в этом случае, и затем их достаточно легко становится открутить. Опять же, не переусердствуйте - сорвать резьбу, закручивая, ещё проще.


Открутить заржавевший болт или гайку постукиванием

Ещё один действенный вариант - несильно постучать по болту или по гайке, чтобы открутить их. Данный способ откручивания особенно более вероятно срабатывает, если на резьбу изначально воздействовать WD-шкой или другой разъедающей ржавчину жидкостью, после выжидания небольшого времени. Накипь или ржавчина отходят от поверхности металла при постукивании, и потому открутить злополучный болт становится намного легче.

Можно также постукивать по гайке или болту в то время, когда на неё воздействует сила - т.е. одной рукой Вы пытаетесь силой открутить болт или гайку, а другой рукой или с помощью напарника слегка постукиваете. Главное здесь не переусердствовать и не испортить таким методом резьбу, ведь тогда открутить вовсе ничего не удастся.

Если никак не откручивается

Увы, но если болт или гайка не откручиваются ни одним из приведённых способы, то придётся их удалить другими способами. Для этого нам потребуется "болгарка". В случае с гайкой необходимо обрезать одну из её граней, разорвав окружность этой гайки, если это можно сделать, не задев соседние детали. Если не удаётся, то можно обрезать её максимально поперёк её плоскости, не задевая соседние детали.

В случае с болтом нам потребуется дрель. Нужно высверлить ножку болта по направлению от шляпки к его концу - т.е. сверлить вдоль сам стержень болта. Для этого нужно подобрать сверло с таким диаметром, чтобы оно было максимально близко к диаметру болта, но в то же время не испортило резьбу. Опустошённый изнутри болт либо гораздо легче открутится, либо сломается и извлечётся частями из отверстия.

И, конечно же, открутив или более жёстким образом удалив гайку или болт, уделите должное внимание вновь закручиваемым соединениям - почистите их от ржавчины или другого налёта, смажьте графитовой смазкой и позаботьтесь, что одели пыльник на соединение, при его наличии.

Сложно найти мастера, который ни разу в своей жизни не сталкивался с прикипевшим резьбовым соединением. Сегодня мы расскажем о лучших способах, как разобраться с подобной проблемой при различном типе соединений и с использованием разнообразных инструментов и приспособлений.

Какие гаечные ключи использовать

Срыв заржавевшей резьбы требует существенного усилия. К сожалению, обычные рожковые ключи для этих целей малопригодны. Они не только недостаточно эффективны, так можно попросту испортить хороший инструмент. Даже рожки из Cr-V способны разогнуться и навсегда потерять исходный размер.

В старых мастерских рожковые ключи усиливали, наваривая на них отрезки арматуры и используя специально для срыва ржавых резьбовых соединений. Сегодня необходимости в подобных доработках нет: повсеместно распространены торцевые головки и накидные ключи, которые подходят для срыва наилучшим образом.

Есть, однако, небольшое предостережение: ключи и головки, имеющие по 12 или 18 граней для срыва, подходят не лучшим образом, велика вероятность проскальзывания. Лучше использовать для срыва шестигранные инструменты. Ещё лучше, если головки имеют так называемые поворотные или винтовые грани. Они так и называются — головки для сорванных граней. При откручивании они сами обеспечивают требуемое усилие прижима.

Если подходящие торцевые головки найти достаточно просто, то накидные ключи с шестью гранями встречаются исключительно редко. Тем не менее, они незаменимы для срыва гаек с большим вылетом резьбы, где единственной альтернативной накидному кольцевому ключу может послужить лишь удлинённая головка, да и то не всегда. Накидные ключи с двенадцатью гранями на сильно закипевших гайках с высокой вероятностью придут в негодность.

В некоторых ситуациях и торцевые, и накидные ключи бесполезны. Гайки и болты с полностью слизанными гранями можно открутить только с использованием трубных разводных ключей или самозажимных струбцин. Совет из автосервиса: использовать для зажима гайки небольшие слесарные тиски (или тиски часовщика) с разводным ключом в качестве рычага.

Смазки и химия для травления

Процессы, приводящие к заклиниваю резьбы из-за ржавчины, происходят в микроскопическом масштабе. Ближайшая их аналогия на макроуровне — когда крупа застревает в воронке: расклиниваясь друг о друга, частички ржавчины и солей плотно забивают стеснённое пространство. Ситуация усугубляется тем, что, окисляясь на воздухе, ржавчина увеличивается в размерах и как бы распирает резьбу изнутри.

Простейший способ избавиться от такого эффекта — превратить кристаллические частицы в вязкую кашу. Растворителем может послужить широкий спектр жидкостей — от воды до керосина и машинного масла. Чем более текучей будет смазка, тем эффективнее её работа в ослаблении заржавевшей резьбы. В высокой текучести и заключается преимущество универсальных смазок типа WD-40.

Отметим, что химический состав ржавчины может отличаться от случая к случаю, и попытки смазать резьбовое соединение не всегда приводят к успеху. Альтернативой может быть попытка растворить отложение солей внутри резьбы с помощью воды, либо слабо концентрированных растворов кислот или щелочей. Единственный недостаток такого метода — для осуществления реакции необходимо время, зачастую довольно продолжительное. Однако если оставить резьбу, смоченной кока-колой, средством для чистки раковин с соляной кислотой или даже обычной водой, на несколько часов, то скрутить заржавевшую гайку будет не в пример легче.

Что значит «погреть» резьбу

Решить проблему быстро можно только при помощи механического воздействия на резьбовое соединение. При этом воздействие обязательно должно быть динамическим: на застрявшую в воронке крупу нет смысла давить, но если потрясти её, то крупинки снова начнут просыпаться.

В простонародье это называется «погреть резьбу» — нанести серию точечных ударов по разным частям соединения. Именно вибрационное воздействие помогает ослабить заклинившую резьбу и впоследствии срыв обычным ключом может произойти вовсе без ощутимого усилия.

Чтобы качественно погреть резьбу нужно обстучать гайку как по граням, так и в осевом направлении. Удары по болту так же могут увенчаться успехом. Наибольший эффект оказывает работа перфоратором в режиме долбления, но гайку при этом нужно периодически проворачивать.

Как прожечь заржавевшую гайку

Альтернатива предыдущему способу — разрушить крупные кристаллы солей и окислов, уменьшив силу трения внутри резьбы. Сделать это можно за счёт температурного расширения металла гайки и болта. В самом простом случае к облизанной гайке приваривают ещё одну, но большего диаметра. За счёт прогрева резьбы и наличия свежих граней раскрутить резьбу становится очень просто.

Прокалка резьбового соединения помогает почти в 100% случаев, но это не всегда удобно сделать по двум причинам:

  1. На месте нет подходящего оборудования;
  2. Соединяемые или соседние детали чувствительны к нагреву.

Однако раскалять резьбу добела вовсе не обязательно. Достаточно обеспечить нагрев примерно до 450-500 ºС, при этом расширения на несколько микрон будет вполне достаточно. Даже обычная газовая горелка на пропановом баллончике справится с этой задачей.

Более изощренный способ — обмотать гайку несколькими витками нихромовой или фехралевой проволоки и подать на концы напряжение от автомобильного аккумулятора. Такой локальный нагрев убережёт чувствительные детали от воздействия пламени и поможет существенно ослабить резьбу.

Как пользоваться съёмником гаек

Болтовые соединения, остававшиеся ржавыми по десятку и более лет, могут оказаться совершенно неподдатливыми. Чтобы разъединить детали раньше гайку зарубали или ослабляли с помощью зубила. Достаточно двух насечек на разных гранях, но только не на соседних.

Сегодня для этих целей предусмотрен специальный инструмент. Съёмники похожи на накидные ключи, но на одной из граней есть подвижной твёрдосплавный резец с винтовым механизмом подачи. Пользоваться съёмником очень просто: подкрутив резец вплотную для надёжной фиксации, нужно накинуть на хвост винта вороток и сделать ещё 2-3 полных оборота. Угол заточки специально подобран таким образом, чтобы гайка деформировалась, и при этом увеличивался её внутренний диаметр.

Пары насечек с разных сторон будет достаточно, чтобы резьба начала свободно проворачиваться. Однако стоит быть аккуратным: сталь резца довольно хрупкая, плюс всегда есть вероятность повредить резьбу болта, что в большинстве случаев нежелательно.

Если закипела шпилька: учимся работать экстрактором

Если болт вкручен во внутреннюю резьбу в одной из деталей, то прогрев, прокаливание и прочие воздействия на соединение сильно ограничены. Очень часто в таких случаях болт срывается и внутри детали остаётся обломок.

Если оборвался болт крупного диаметра (М10 и более), и при этом для фиксации можно использовать более мелкий крепёж, то гораздо выгоднее просверлить новое отверстие и изготовить в нём резьбу меньшего размера. Возможно и обратное: высверлить болт более крупным сверлом полностью и нарезать резьбу большего размера.

При подобных операциях нужно быть очень осторожным и тщательно контролировать направление сверления. Особенно в тех случаях, когда твёрдый стальной болт окружен более мягким материалом, например как в блоке цилиндров двигателя.

При наличии специального инструмента обломок вполне можно выкрутить. Использовать экстрактор есть смысл при размерах сломанного болта от М6 и выше, более мелкие шпильки требуют почти ювелирного подхода.

Чтобы выкрутить обломок экстрактором, сперва нужно проделать по его центральной оси продольное отверстие такого диаметра, под который конкретно используемый экстрактор рассчитан. Перед этим видимый край обломка стачивается перпендикулярно и кернится точно по центру.

Экстрактор имеет левую резьбу с небольшой конусностью. При вкручивании его в тело болта или шпильки наступает момент, когда силы трения во внутренней резьбе становятся выше, чем в наружной, и тогда закипевший обломок срывается и может быть относительно легко удалён.

При пользовании экстрактором необходимо, чтобы в обломке оставалось достаточно «тела», иначе конусный винт может раздавить остатки шпильки и заклинить её ещё сильнее. Также очень важно точно придерживаться установленных диаметров подготовительных отверстий и использовать экстракторы только соответствующего размера.

Способы предотвратить коррозию на резьбе

Когда вы восстановите резьбовое соединение, позаботьтесь о том, чтобы проблема не возникла вновь. Защитить резьбу от корродирования можно с помощью смазок с нейтральной кислотностью или слабощелочных. Этот класс ГСМ именуется консервационными, типичные примеры — графитовая смазка УСсА и «Солидол».

Также поможет защита резьбового соединения от окружающей среды. Для этого пригодны большинство красок и эмалей на алкидной или полиуретановой основе. Не стоит использовать силикон, ибо его высокая кислотность только способствует образованию ржавчины.

Наконец, не забывайте, что некоторые резьбовые соединения нуждаются в обслуживании и перетяжке. Если соединение должно оставаться разъёмным, его нужно периодически (раз в 2-3 года) отпускать и смазывать хотя бы обычным машинным маслом.

Резьбовой крепеж - болты, винты, гайки, шпильки - всем хорош. Прочно скрепляет, универсален для большинства задач, выпускается в широком диапазоне диаметров и длин. Болты, винты обязательная деталь и бытовой техники, и многотонных станков, и строительных металлоконструкций. Для защиты от коррозии метизы покрывают цинком или другим составом, делают из нержавейки. И все бы хорошо, но если болт заржавел, открутить его очень проблематично.Как справиться с этой задачей, чтобы и деталь не повредить и поменьше усилий приложить. Есть несколько способов.

Неразрушающие

Тук-тук

Самый простой и редко помогающий способ - постучать по прикипевшему болту, гайке. Можно попытаться повернуть относительно друг друга скрепленные детали. Дожим соединения тоже может помочь - иржа разрушится и болт можно будет выкрутить. Шансы есть, но небольшие.

WD

На болт, гайку можно нанести проникающую смазку - тормозную жидкость, скипидар, керосин. А лучше всем известный WD-40. Подождать минут двадцать-тридцать. Смазка проникает с межрезьбовое пространство, под головку крепежа и есть вероятность что болт выкрутится. Еще лучше нанести такую смазку за сутки-двое. Возможно, тогда проблема “как открутить приржавевший болт” вообще не возникнет.

Нагрев

Третий способ - нагрев соединения. Гайка первой подвергается нагреву и расширяется быстрее болта. Ржавчина между резьбой разрушается и вероятность раскрутить соединение весьма высока. Нагрев можно производить газовой горелкой, паяльной лампой, промышленным феном, обыкновенной свечой или на горелке газовой плиты. Выбор зависит от конкретных обстоятельств.Можно “ужесточить” способ и после нагрева сразу резко охладить соединение в снегу, воде и т. п. Но результат может быть не таким как хочется - разрушится деталь.

Разрушающие

Зубило

К грани болта прикладывается зубило и ударами молотка делается попытка провернуть болт или гайку. После отвинчивания, такой крепеж чаще всего не используется больше, так как повреждаются грани.

Если головка болта, винта уже сорвана или предыдущие способы не помогают, применяются более кардинальные действия.К стержню болта или винта можно аккуратно приварить деталь, которую удобно захватить. Например, гайку . Затем для отвинчивания использовать инструмент с большим рычагом - арматуру, трубу. Если и этот метод не помог, высверлить из отверстия резьбовой стержень стараясь не повредить резьбу в детали.

Несколько полезных советов, чтобы не прибегать к вышеперечисленным советам:

  • нанести на резьбу крепежа перед завинчиванием литол, солидол, графитовую или другую смазку
  • использовать при затяжке и отвинчивании качественный инструмент с наибольшим захватом

Понравилась эта новость? Тогда жми .

Каждый раз, подходя к какому-либо механизму, уже давно требующему осмотра и обслуживания, хозяин неутешительно чешет затылок. Снаружи механизм, как правило, уже изрядно подпорчен ржавчиной, и наверняка все соединения накрепко прихватило. И так каждый раз, перед тем как открутить прикипевший болт. Всю охоту к работе отбить может!

А произошло вот что. При закручивании болта не была достигнута необходимая герметичность, в проникла влага, и реакция воды с железом в присутствии кислорода дала гидратированный гидроксид железа, то есть ржавчину. Она забила собой резьбу, соединение заклинило. Ну и если соединение не раскручивалось годами?

Для начала можно попробовать растворить ржавчину. Это хорошо делает гликоль - вещество, содержащееся в антифризе или Смоченная тряпка помещается на прикипевшую резьбу, гликоль проникнет в ржавчину, разрыхлит ее, и открутить заржавевший винт сразу станет легче.

В микрозазоры резьбы также хорошо проникает керосин, а еще растворитель уайт-спирит. Поэтому умельцы из автомастерских в затруднительных ситуациях любят пользоваться аэрозолем WD-40, наполовину состоящим из уайт-спирита. Чтобы жидкость лучше проникла в резьбу, можно слегка постучать молотком по головке болта. Ждать следует не более 10 минут.

А еще существует, так сказать, научный способ, как открутить прикипевший болт. Вокруг головки болта нужно выстроить бортик из пластилина или воска, внутрь положить немного цинка и залить серной кислотой. Крепеж она разъесть не успеет, потому что сразу же набросится на ржавчину и, реагируя с цинком, начнет на поверхности восстанавливать железо. Химическая реакция буквально вычистит ржавчину из резьбы.

Если никак не получается, можно прибегнуть к нагреванию болта, тогда потребуется газовая горелка (или паяльник). Разогретый примерно до 230 градусов болт должен остыть. В процессе нагревания/охлаждения изменившаяся геометрия металла разрушит ржавчину настолько, что витки резьбы освободятся для проникновения жидких смазок. И тогда уже проблем с тем, как открутить болт, быть не должно.

При откручивании в руке должен быть качественный, надежный и проверенный инструмент. Само собой, не сделанный в Китае. Рожковые ключи в таком деле малоэффективны - получите смятые ими головки болтов и сбитые руки от срывов. Пользуйтесь и головками. Откручивайте движениями взад-вперед, враскачку, как будто или вытаскиваете застрявший автомобиль из грязи. При этом проникновение в резьбу смазки усилится.

Есть также более радикальные и экстремальные способы, как открутить прикипевший болт. Сначала обстучать сверху молотком головку болта - это нарушит структуру ржавчины. Затем при помощи зубила или прочной отвертки и молотка отстучать поочередно все грани головки, направляя удары по оси вращения. В подавляющем большинстве случаев упрямый болт должен поддаться и вывернуться.

И последнее. Когда будете вновь закручивать болт, пожалуйста, не забудьте о солидоле или моторном масле. Тогда резьбе долгие годы ни коррозия, ни окислы будут не страшны.

Убедитесь, что автомобиль стоит на ручнике. Если болты прикипели, вам потребуется приложить большое усилие и следует убедиться, что автомобиль не будет двигаться. Для этого автомобиль должен стоять на плоской поверхности и ручной тормоз должен быть затянут.

  • Возьмите рычаг. Ключи для колес, обычно имеют достаточно короткую ручку и не позволяют развить достаточное усилие. Самый простой и безопасный способ это удлинить ручку вашего ключа. Это позволит создать весьма значительное усилие.

    • Используйте вместо стандартного ключа ключ с длинной ручкой.
    • Если у вас нет ключа с длинной ручкой, наденьте металлическую трубу на ручку вашего ключ. Чем ближе будет диаметр трубы к диаметру ручки, тем лучше.
  • Попробуйте нажать на ключ ногой. Если вы застряли в безлюдном месте и силы ваших рук недостаточно, чтобы открутить болты, используйте самые сильный мышцы вашего тела – ноги. Будьте предельно осторожны, нажимая на ручку ключа ногой.

    • Наденьте ключ на гайку так, чтобы ручка была параллельна земле. Одной ногой осторожно станьте на ключ, чтобы он вращался против часовой стрелки. Если силы одной ноги не хватает, можно облокотиться на машину руками и двумя ногами стать на ключ, и немного попрыгать. Когда гайка сдвинется с места, откручивайте как обычно.
    • Будьте очень осторожны. Ключ это не батут. Не бейте ногой по ключу и не прыгайте на нем, чтобы стопы отрывались от ручки. Следует избегать любой резкой нагрузки на ключ.
  • Воспользуйтесь молотком или киянкой. Если нет ни ключа с длинной ручкой, ни трубы, можно пойти самым простым путем. Возьмите киянку или молоток и бейте по ручке ключа, иногда это отлично помогает открутить застрявшие гайки. Если вы застряли на безлюдной трассе, это может быть единственным решением. Если под рукой нет даже молотка, используйте камень.

    • Старайтесь избегать ударов вскользь, так как вы можете повредить ключ и болт. Наносите короткие меткие удары и после того как вы заметите, что болт поддался, переходите к другому методу.
  • Если болты заржавели, нанесите на них смазку. (Используйте это только в крайнем случае) Если проблема в том, что болты перетянуты нанесите средство вроде PB Blaster или Liquid Wrench прямо на болт. Используйте лейку с тонким носиком, чтобы нанести средство четко на болт, будет очень плохо, если оно попадет на тормозную колодку или диск. Подождите пока средство подействует в течении 10 минут, затем пробуйте откручивать.

    • Если гайка болт все равно не поддается, попробуйте нанести спрей непосредственно на резьбу и подождать еще 10 минут, а затем, попробуйте открутить болт с помощью молотка.
    • Перед тем как ставить колесо обратно, убедитесь, то на тормозном диске нет масла. Смазочные материалы на тормозных поверхностях могут стать причиной увеличения тормозного пути, и аварии. Если жидкость попала на тормозной диск, очистите диск с помощью чистой тряпки и растворителя, вроде ацетона. Если масло попало на тормозные колодки, следует заменить колодки у сертифицированного механика.
    • Если вы не уверены, попало ли масло на тормозной диск, опробуйте тормоза на небольшой скорости в безлюдном месте. Затем опробуйте тормоза на более высокой скорости, и убедитесь, что они работают. Дайте знать другим водителям о том, что смазочные материалы попали на диск, чтобы они соблюдали дистанцию при вождении.
  • error: