Масло масляное: Каких масел не хватает на твоем столе? Масло масляное. Как выбрать моторное масло

Масло масляное что . Разг. Экспрес. Что-либо избыточное, ненужное, лишнее. - Ой, Ирка, какие у тебя тут оборочки чудненькие! А вот сюда бы кружавчики и бантик, ну, обязательно бантик, синенький или, нет, лучше голубенький… - Ну, ты придумаешь, - включилась Вика, - это уж масло масляное будет, хватит ей оборок (И. Олейченко. Долгие проводы).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Масло масляное" в других словарях:

    масло масляное - тавтология Словарь русских синонимов. масло масляное сущ., кол во синонимов: 2 повторение одного и того же (4) … Словарь синонимов

    Масло масляное - Разг. Неодобр. 1. Ничего не объясняющее, не дополняющее повторение одного и того же другими словами. ФСРЯ, 238; БМС 1998, 367; БТС, 523; ЗС 1996, 335. 2. Что л. избыточное, ненужное, лишнее. Ф 1, 292 …

    масло масляное - (ничего не объясняющее повторение) … Орфографический словарь русского языка

    масло масляное - ма/сло ма/сляное (о повторении, ничего не объясняющем), разг … Слитно. Раздельно. Через дефис.

    масло масляное - О повторении того же самого другими словами … Словарь многих выражений

    МАСЛО - Без масла влезет. Народн. Неодобр. О льстеце, подхалиме. ДП, 660. Масла на голову нальёт. Башк. О хитром человеке, который много обещает. СРГБ 2, 73. Масла нет в голове у кого. Пск. Неодобр. О глупом, несообразительном человеке. ПОС, 7, 51.… … Большой словарь русских поговорок

    масло - а; ср. см. тж. маслице, масляный 1) а) мн.: масла/, ма/сел, масла/м (в зн. разные сорта; спец.) Жировое вещество, получаемое из молока домашних животных, из семян, цветов или плодов некоторых растений и из веществ минерального происхождения.… … Словарь многих выражений

    МАСЛО - МАСЛО, а, мн. (в знач. сорта) масла, масел, маслам, ср. 1. Жировое вещество, приготовляемое из веществ животного, растительного или минерального происхождения. Растительное м. Животное м. Сливочное м. Как маслом по сердцу (о чём н. очень приятном … Толковый словарь Ожегова

    МАСЛО - употребление для успокоения волнения. Многочисленные опыты показали, что масло представляет собой прекрасное средство сглаживать на сильном волнении верхушки волн. Масло имеет свойство распространяться по воде с большой быстротой и образовывать… … Морской словарь

    МАСЛЯНОЕ ХОЗЯЙСТВО - система аппаратов и устройств для хранения, очистки, сушки и анализа трансформаторного и смазочного масел электр. установок. В круг операций М. х. входят: 1) заготовка, прием, хранение и сушка нового (заводского) масла; 2) очистка масла,… … Технический железнодорожный словарь

Одна из проблем современной филологии - речевая избыточность и её недостаточность. Она указывает на скудный словарный запас, неумение чётко излагать свои мысли. Особенно губительно проявление речевой избыточности в произведениях начинающих писателей, журналистов. К основным её проявлениям можно отнести повтор слов, тавтологию и плеоназм.

Умение находить в текстах эти своевременно исправлять их является залогом грамотного, красивого и легко читаемого текста. Правда, далеко не всегда тавтология и плеоназм - грубые речевые ошибки. В некоторых случаях они могут стать прекрасным средством выразительности и эмоционального оформления текста.

Основные виды речевых ошибок

Речевая избыточность, или же многословие, подразумевает передачу одной и той же мысли в предложении и высказывании. К основным видам подобных ошибок, связанных с лексической недостаточностью, относятся в первую очередь тавтология, плеоназм и повтор слов в предложениях. Эти речевые ошибки указывают на низкий уровень культуры речи. Но в то же время используются в художественной литературе как средство эмоциональной выразительности.

Довольно часто в текстах можно встретить повтор слов. Например: «Газета выходила раз в неделю. Утром газета доставлялась в киоск». Так писать недопустимо. Слово «газета» используется и в первом, и во втором предложении, что является довольно грубой речевой ошибкой. В этом случае правильным решением было бы заменить его синонимом или же местоимением.

Повтор слов указывает на то, что автор не может чётко и лаконично сформулировать свою мысль, владеет скудным словарным запасом. Правда, стоит отметить, что в некоторых случаях такая речевая избыточность может быть оправдана. Она способна стать прекрасным с помощью которого автором подчёркивается та или иная мысль. К примеру: «Они шли, и шли, и шли, не один день, не одну ночь». В этом случае повтор глагола указывает на продолжительность процесса.

Плеоназм

Термин «плеоназм» (pleonasmos) переводится с греческого языка, как «чрезмерность», «избыток». И означает употребление в речи близких по смыслу, лишних в предложении слов. Яркие можно встретить в таких предложениях:

  1. «Ко мне подошла светлая блондинка».
  2. «В комнате они обнаружили мёртвый труп».
  3. «Он работал молча, без слов».
  4. «Масло очень масляное».
  5. «Он писал свою автобиографию».
  6. «Его заинтересовала свободная вакансия в фирме».
  7. «Василий упал вниз».
  8. «Мы топчем ногами родную землю».

Все эти предложения перегружены лишними уточнениями или плеоназмами. Так, блондинка в любом случае светлая, автобиография происходит от двух греческих слов и означает написанную самостоятельно историю собственной жизни и т. д.

Как и любая другая речевая избыточность, плеоназм является признаком недостаточной образованности человека, весьма скудного словарного запаса. Следует тщательно анализировать свою лексику. А также вовремя находить и исправлять ошибки, связанные с употреблением в речи плеоназмов.

Тавтология

Термин тавтология состоит из двух греческих слов. Первое - tauto - означает «то же самое», второе - logos - «слово». Трактуется, как повторение или морфем в предложении. Большинство филологов отмечают, что тавтология является одной из разновидностей плеоназма.

В ней так же проявляется речевая избыточность. Примеры этого явления ярко выражены в следующих словосочетаниях: рассказать рассказ, в автобусном парке стоят автобусы и т. д. Выделяют также скрытую тавтологию, когда в словосочетании соединяется русское и иностранное слово с близким, тождественным значением. К примеру: впервые дебютировал, внутренний интерьер, народный фольклор, своя автобиография.

Использование в стилистике

Стоит отметить, что речевая избыточность, примеры которой можно встретить в художественной литературе, далеко не всегда является речевой ошибкой. Так, в стилистике использование плеоназмов и тавтологии помогает усилить действенность и эмоциональность речи, подчеркнуть афористичность высказывания. Писатели-юмористы эти ошибки используют для создания каламбуров.

Отметим основные функции, которые играет речевая избыточность и тавтология в стилистике:

  1. Использование в речи главных героев для того, чтобы подчеркнуть бедность его словарного запаса, необразованность.
  2. Для усиления смысловой значимости того или иного момента, выделения определённой мысли в тексте.
  3. Использование тавтологических повторов для подчёркивания интенсивности или длительности действия. Например: «Мы писали и писали».
  4. Использование плеоназмов для того, чтобы подчеркнуть или уточнить признак предмета, его характеристику.
  5. Предложения с речевой избыточностью также могут употребляться для обозначения большого скопления предметов. Например: «А повсюду книги, книги, книги…».
  6. Использование для создания каламбуров. К примеру: «Позвольте мне не позволить».

Заметим, что наиболее часто тавтология и плеоназм встречаются в фольклоре. Например: жили-были, путь-дорожка, видимо не видимо, диво дивное, чудо чудное, горе горевать. В основе большинства фразеологических оборов, поговорок лежит тавтология: мал мала меньше, слыхом не слыхать, виды видать, ходить ходуном, всякая всячина, горе горькое, сиднем сидеть.

Нормативные случаи использования

Стоит отметить, что в некоторых случаях плеоназм и тавтология могут быть нормативными. Зачастую это происходит тогда, когда в словосочетании не чувствуется смысловая перегруженность. Так, речевая избыточность отсутствует в таких выражениях: белое бельё, чёрные чернила. Объясняется это просто. Ведь бельё может быть и серым, и жёлтым. А чернила могут быть как чёрного, так и синего, зелёного, красного цветов.

Выводы

Одна из главных ошибок, которую можно часто встретить в устной и письменной речи - речевая избыточность. Тавтология и плеоназм - основные её проявления, которые указывают на скудность языка, бедный словарный запас. В то же время эти лексические явления могут использоваться в художественной литературе для создания ярких, красочных картин, выделения той или иной мысли.

Для любого образованного человека, в особенности если он работает в сфере журналистики или увлекается написанием книг, важно уметь находить в тексте плеоназм и тавтологию, своевременно исправлять их для того, чтобы тексты читались легко. Речевая избыточность и недостаточность словарного запаса делают изложенный материал неинтересным для широкой аудитории.

Как отличить на прилавке натуральные продукты

Треть того, что мы покупаем как сливочное масло, на самом деле таковым не является.

Это тоже масло, но, скорее всего, пальмовое. Вреда от него нет, но стоить оно должно в четыре раза дешевле сливочного. Дело в том, что корову вырастить трудно, а пальмы в тех местах, откуда к нам везут этот растительный жир, растут в неограниченном количестве. Пальмовое масло (а еще кокосовое, арахисовое и даже масло из жиров морских животных) смешивают с молочным жиром, и получаются маргарины или спреды. Часто их продают в ярких упаковках, на которых написаны слова “масло” или “вологодское”. И стоит такой маргарин не намного дешевле, чем настоящее сливочное.

К тому же маргарины или спреды не содержат той гаммы полезных веществ, которыми богато настоящее сливочное масло, утверждают производители сливочного. Некоторые микроэлементы, которые содержатся в животных жирах, нельзя найти ни в одном растительном масле.

Как выбрать в магазине “правильное” масло от буренки и не прихватить вместо него продукт из пальмы.

Снять сливки

Самое главное правило: в настоящем сливочном масле вообще не должно быть растительных жиров. Поэтому первое, на что следует обращать внимание при выборе масла, это состав.

Там должны фигурировать только сливки и цельное молоко, иногда соль. Если в составе присутствует пальмовое, арахисовое, кокосовое масло или просто ингредиент под названием “заменитель молочных жиров”, вы держите в руках маргарин, что бы там ни обещала упаковка.

Кстати об упаковке. На ней должно быть написано не просто “масло”, а “масло сливочное”, “масло любительское” или “масло крестьянское”.

Жирность сливочного масла должна быть не ниже 82,5 процента, любительского – 78 процентов и крестьянского – 72,5 процента. Все продукты с жирностью ниже 70 процентов – это уже не масло. Довольно часто производители пишут на упаковках крупными буквами “МАСЛО” и маленькими – “бутербродная масса” или “бутербродный продукт”. Это, разумеется, уже не настоящее масло, а смесь из растительных и животных жиров.

Еще один фактор – цена. Чтобы получился килограмм сливочного масла, нужно переработать 20 литров молока.

Закупочная цена одного литра молока – 10-12 рублей. Но из этих 20 литров готовят не только масло, но и другие молочные продукты. Отсюда и получается оптовая цена килограмма “сливочного” – 170 рублей.

В рознице килограмм будет стоить не менее 250 рублей. С учетом фасовки и упаковки двухсотграммовая пачка масла не должна стоить меньше 70-100 рублей. Исключения бывают, если производитель или магазин проводят акцию, чтобы привлечь покупателей или “раскрутить” новый товар.

А вот крупные буквы ГОСТ – не всегда свидетельство, что вы имеете дело с настоящим сливочным маслом. Цифры ГОСТа сливочного масла – 37-91, и никакие другие. Но бывают ГОСТы и на маргарины, и на спреды. “Кроме того, очень хорошее сливочное масло может быть изготовлено не по ГОСТу, а по техническим условиям (ТУ), это законом не возбраняется, – продолжает потребительский ликбез Андрей Даниленко. – Поэтому я бы советовал в первую очередь смотреть на состав, а потом уже на все остальное”.

В масло добавь воды

Есть и “домашние” способы проверить, настоящее ли масло вы купили. Сливочное масло – однородная масса и под воздействием тепла плавится равномерно. Поэтому если вы забыли убрать масло в холодильник и на его поверхности появились капельки воды, это не масло. Еще один “народный” рецепт – растворить кусочек масла в теплой воде. Если оно размешивается равномерно – все в порядке. Если распадается на “составляющие” – вы купили маргарин.

Что касается цвета, слишком желтое масло должно насторожить, равно как и слишком белое. И еще – настоящее сливочное масло практически не пахнет. Если запах чувствуется сквозь упаковку, скорее всего, в этой пачке не масло.

Кстати, если вы собрались хранить сливочное масло долгое время, лучше всего убрать его в морозилку. Если несколько дней, то можно и в холодильнике. Масло следует положить в закрытую пластиковую, стеклянную или фарфоровую масленку, закрытую пачку можно замотать в полиэтилен.

Что за спред?

Сливочное масло – это продукт, который должен присутствовать в рационе каждого человека.

Это и витамин Е, и витамин D, и вообще вся таблица Менделеева в одном флаконе.

Диетологи рекомендуют съедать в день не меньше 5-10 граммов сливочного. Проще говоря, кусочек масла в каше за завтраком или один-два бутерброда. Главное здесь – не переусердствовать. Если есть больше 30 граммов масла в день, увеличивается риск получить ожирение или проблемы с сосудами.

Впрочем, никакого вреда не будет, если заменить сливочное масло маргарином или спредом. Просто будет меньше пользы. А людям, у которых проблемы с холестерином, диетологи даже советуют отказаться от сливочного в пользу маргарина или спреда.

Спред – это такой компромиссный вариант между маргарином и маслом. С одной стороны, по вкусу он близок к сливочному маслу и не имеет характерного маргаринового привкуса. С другой стороны, в спредах практически нет холестерина, да и жирность там намного меньше, чем в масле.

Спреды появились на Западе, когда ученые выяснили, что многие проблемы с сердцем и сосудами возникают из-за чрезмерной любви к богатым холестерином продуктам.

Спреды бывают “сливочно-растительными”. Это означает, что в составе продукта преобладает молочный жир, а растительных жиров в нем меньше половины. Или “растительно-сливочными”, где, соответственно, больше растительных жиров.

“Многие спреды обогащены дополнительными полезными веществами, – рассказывает корреспонденту “РГ” Светлана Дербенева, дие толог-кардиолог и старший научный сотрудник НИИ питания РАМН. – Например, фитостеринами, основными источниками которых являются растительные масла”.

Словом, покупателю самому решать, что выбирать: буренку или пальму. Главное, не платить за смесь из растительных и животных жиров цену настоящего сливочного масла.

Советы

Не стоит злоупотреблять бутербродами с маслом и колбасой. В сочетании масла и колбасы столько холестерина, что проблемы могут возникнуть даже у человека со здоровым сердцем и сосудами.

На сливочном масле нельзя жарить. При сильном нагревании “сливочное” выделяет канцерогенные свободные радикалы. Пользы от такого блюда точно не будет. Жарить лучше всего на растительном рафинированном масле. А вот в салаты добавлять растительное нерафинированное. В осадке, который удаляют при рафинации, содержится много витаминов и полезных веществ.

На заметку

На что смотреть при выборе масла:

  • состав (только сливки и цельное молоко);
  • название самого продукта (“масло сливочное”, “масло любительское”, “масло крестьянское”);
  • жирность (не меньше 70-72 процентов);
  • цена (не меньше 70-100 рублей за 200-граммовую пачку);
  • если ГОСТ, то 37-91.

Окт 2, 2016 tigress…s

Есть ли у русской поговорки "масло масляное" английский эквивалент? Да, есть: much of muchness. Оказывается, в английском проблем с употреблением "избыточных" выражений, то есть с тавтологией, не меньше, чем в русском.

"Тавтология " буквально означает "то же самое слово". Но повторение одних и тех же слов может быть разным. Например, в словосочетаниях "белое бельё ", "красная краска ", "чёрные чернила " повторяются однокоренные слова, но смысл их разный: одно употребляется в более широком (родовом) значении, а другое - в более узком и конкретном. К этой же категории относится и "корковая пробка " - т.е. не пластмассовая и не резиновая, а из пробкового дерева. Если слово "патриот" может относиться не только к родной стране, но и к родной школе или родному заводу, то и "патриот своей Родины " выглядит вполне логично.

Более интересны случаи повторения слов, которые звучат по-разному, но при этом передают один и тот же смысл.



Например, в таких словосочетаниях, как "прейскурант цен" , "бестселлер продаж " и т.п., очевидна тавтологичность и по форме и по смыслу. Второе слово никакого дополнительного смысла не несёт, но иногда напрашивается для облегчения связи с другими словами в предложении ("прейскурант цен на... "). В "информационном сообщении " (уродливый штамп советского официоза) нет явной тавтологии по форме, но и нетривиальный смысл не просматривается.

Тавтологичность может передавать смысл "второй производной" - например, в случае "устойчивой стабилизации" как "стабильно стабильного" состояния. Хотя на практике вероятность того, что говорящий имеет в виду именно это, а не просто жонглирует умными словами, можно оценить как незначительную. Аналогичный вопрос вызывает "ответная контратака ": нужно ли её понимать как "контратаку в ответ на контратаку" или просто как безграмотную красивость речи?

Интересным примером скрытой тавтологии служит советская фразеология типа "народ поддерживает политику партии", где слово "народ" используется не в смысле "всего населения", а в смысле "народных масс, включающих на различных этапах истории те классы и слои, которые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества, главным образом трудящиеся массы; творец истории, ведущая сила коренных общественных преобразований" (СЭС). Нетрудно догадаться, что при этом население делится на "народ", который по определению поддерживает политику партии, и "антинародные элементы", которые эту политику не поддерживают.

Есть тавтологии как фигуры речи, где тавтологичность служит для усиления смысла, красочного живописания образа или создания комического эффекта (например, пресловутый мужской половой ).

Отдельный вопрос - перевод тавтологий на другие языки. (Вообще говоря, при виде некоторых текстов возникает интересный вопрос: должен ли хороший перевод доводить текст вместо автора "до ума" либо дать читателю прочувствовать всю безграмотность и идиотизм, присущие оригиналу).

В английском языке тавтология(tautology или redundancy )не менее распространена, чем в русском языке.

. If all of us cooperate together, we will succeed.

В этом предложении были использованы слова together (вместе) и cooperate (сотрудничают). Оба слова передают один и тот же смысл. Следовательно, одно из этих двух слов нужно убрать,чтобы сформулировать ф разу правильно:

If all of us cooperate, we will succeed.
. If all of us work together, we will succeed.

Вот еще несколько примеров избыточных фраз:

→ ATM machine
→ CD-ROM disc
→ HTML language
→ ISBN number
→ LCD display
→ PIN number
→ RAM memory
→ added bonus
→ advanced warning
→ and etc.
→ brief summary
→ close proximity
→ destroyed ruins
→ Easter Sunday
→ first priority
→ foreign import
→ free gift
→ forward planning
→ joint cooperation
→ habitual custom
→ handwritten manuscript
→ necessary requirement
→ new innovations
→ new creation
→ old antiques
→ past history
→ plan ahead
→ reiterate again
→ sad misfortune
→ short summary
→ tiny speck
→ today"s modern
→ vast majority
→ very unique

"Выпалывать" из текста тавтологии полезно, но не нужно делать из этого культа. В конце концов, живой человеческий язык не обязан передавать смысл минимальным количеством слов. Лаконичность - не самоцель, и не стоит ради неё жертвовать ясностью, недвусмысленностью и лёгкостью понимания.

Общеизвестно, что современный двигатель нуждается в моторном масле. Но что оно там делает, в полной мере понимают немногие. Однако почему-то сейчас никого не устраивают те масла, которые применялись тридцать-пятьдесят-восемьдесят лет назад. Все стремятся по мере возможностей «кормить» свою машину так называемой «синтетикой». И все-таки, как работает этот серьезнейший компонент в двигателе?

Из чего сделано масло

У потребителей распространены представления о делении моторного масла на минеральное, полусинтетическое и синтетическое. Специалисты масленщики-химики разделяют масла проще - на минеральные и синтетические. Если минеральное масло имеет какую-то часть добавленной синтетики (как в базовом масле, так и в пакете присадок), они уже называют его синтетическим. Некоторые производители автомобильных масел используют этот прием как маркетинговый ход - зачастую на банке с небольшим процентом синтетики красуется надпись Synthetic, Fully Synthetic и прочее (законом это не запрещено). Чисто синтетических масел в мире не так много - есть они лишь у нескольких крупных производителей, таких как, например, Castrol. Минеральные масла получают из нефтепродуктов путем перегонки. Главная проблема минеральных масел - «длинные» парафиновые молекулы, которыми их наградила природа-мать, поэтому минеральные масла быстро теряют свои свойства при эксплуатации. Минеральные масла - это побочный продукт при получении бензина и других видов топлива. Максимально улучшить минеральные масла позволяет технологический процесс гидрокрекинг (буквальный перевод - «водород-ломать»), позволяющий изменять парафиновую молекулу. В настоящее время чисто минеральных масел на рынке практически нет. Свойства свежего минерального масла (в аналогичном классе) могут очень незначительно отличаться от свойств синтетического. Но в процессе эксплуатации характеристики у минерального масла ухудшаются гораздо быстрее, чем у синтетического.

Наивысший уровень в производстве моторных масел - синтетическое масло. Его тоже получают из нефтепродуктов, но уже подвергая их химической обработке. В результате на выходе создаются молекулы с заданными свойствами - полиальфаолефины (ПАО). Масла, состоящие из ПАО, лишены проблем минеральных масел. Из-за особенностей технологии производство любого синтетического масла, такого как, скажем, Castrol EDGE SAE 0W-40, существенно дороже и сложнее, чем минерального. Однако синтетическое масло имеет преимущества при работе двигателя в холодных условиях, кроме того, оно более устойчиво к воздействию высоких температур. Благодаря лучшей текучести и прокачиваемости, снижению трения во время пуска и прогрева двигателя даже при отрицательных температурах экономится топливо, двигатель работает более эффективно, кроме того, увеличивается его ресурс. Получается, если двигатель эксплуатируется «жестко» (большие пробеги, короткие зимние поездки, движение в пробках, в глубоком снегу, в песке, грязи, практикуется буксировка трейлеров, езда с малой и большой скоростью, если двигатель не отрегулирован или неисправен, т.е. льют инжекторы и форсунки, есть пропуски зажигания), альтернативы синтетике на данный момент времени не существует. И абсолютно неверно мнение, что в старый двигатель надо заливать масло попроще, подешевле, ведь это все равно, что кормить пожилого человека плохими продуктами и лечить какими придется лекарствами.

Производство высококачественных моторных масел требует больших затрат. Самым важным и дорогим этапом производства является испытание готовых образцов. Для этого строятся огромные лаборатории, закупается дорогостоящее оборудование, стенды для испытаний. Сastrol - одна из немногих компаний, имеющая лабораторную установку для производства и испытания товарной партии масла - 20 м3 (всем известно, если приготовить кастрюлю борща - он будет вкусный, но если варить по тому же рецепту в большом котле - неизвестно, что получится). Серьезные автомобильные корпорации и производители масел разрабатывают двигатели и масла совместно, заключая между собой стратегические соглашения, и рекомендуют автовладельцам заливать именно эти масла. С Castrol, например, заключили соглашения BMW, Jaguar, Land Rover, Volvo, Audi, Aston Martin, Honda, Ford, а также альянс Renault-Nissan. Поэтому на маслозаливных крышках этих автомобилей есть надпись «Castrol» (такие крышки есть только с логотипом Castrol).

Обычно автопроизводитель указывает просто минимальные требования к маслу. В процессе эксплуатации в любом масле накапливаются соединения, образующиеся из его компонентов в условиях высоких или низких температур работающего двигателя, а также продукты сгорания топлива и прочее. Когда этих примесей накапливается достаточно много, масло становится непригодным. В идеале следовало бы контролировать изменения свойств работающего масла в динамике, чтобы заменить его не раньше и не позже, а именно в тот момент, когда использовать его стало нельзя. К сожалению, на большинстве использующихся сейчас транспортных средств нет никаких приборов, способных выполнять такую функцию, и замену масла производят в зависимости от пробега в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля, поэтому очень важно применять материалы с запасом рабочих свойств выше минимальных (запас карман не тянет). Также надо помнить - в дорожных пробках, к примеру, двигатель работает на холостых оборотах, что для моторного масла гораздо хуже, чем работа в режиме умеренной нагрузки и средних скоростей. Получается - пробег нулевой, а масло изнашивается. Так что лучше сменить масло немного раньше, чем предписано, а уж про то, чтобы ездить на исчерпавшем свой ресурс продукте, и говорить не приходится. Сроки замены масла и уровень его качества предписывает только производитель автомобилей. Сейчас некоторые европейские производители грузовых автомобилей снабжают свои двигатели датчиками, определяющими кислотно-щелочные, вязкостные, температурные и прочие свойства масла непосредственно на эксплуатируемой технике. Благодаря этому они контролируют состояние масла в любой момент времени, и, как только характеристики масла выходят за допустимые пределы, становится очевидной необходимость его замены. В Европе на наиболее перспективных моделях автотехники, соответствующих требованиям Евро-4, уже сейчас в выхлопной системе устанавливают сажевые фильтры DPF и системы селективного каталитического восстановления SCR. Жесткие экологические требования и новые конструкции автомобилей послужили причиной для создания нового европейского класса масел - ACEA C1,C2,C3. Castrol уже выпустил такие масла - Castrol Magnatec 5W-30 C3, Magnateс 5W-40 C3. При применении обычных масел (не С3) дорогостоящие системы DPF, SCR выходят из строя, и двигатель переходит в аварийный режим, позволяющий двигаться автомобилю со скоростью не более 60 км/ч.

Как работает масло

Моторное масло способствует эффективной работе двигателя и является главной его деталью, так как в шатунном подшипнике масло играет роль тела качения, которое в обычном подшипнике осуществляют ролики и шарики. При отсутствии масляного клина двигатель немедленно выходит из строя. При этом важно иметь заданную вязкость, которая долго не меняется. Масло выполняет множество важных функций, основными из которых является смазка и охлаждение.

Трение связано с любым механическим движением. В автомобильном двигателе оно нежелательно и должно быть снижено - энергии сжигаемого топлива предназначено тратиться на движение, а не на преодоление трения. Снижение трения способствует также увеличению ресурса работающих деталей и снижению расхода топлива. При граничном трении работающие без смазки, соприкасающиеся металлические поверхности быстро изнашиваются, происходит их разрушение с накоплением микроскопических металлических осколков на границе соприкосновения и нагрев до экстремально высоких температур (вплоть до сваривания деталей). Ведь на любой, даже тщательнейшим образом отшлифованной поверхности есть микроскопические выступы и неровности, величина которых зависит от класса обработки детали. Гидродинамическое трение (масляный клин) - идеальные условия для работы соприкасающихся поверхностей. В этих условиях между работающими деталями имеется защитный слой смазки. Необходимые условия для этого вида трения - соответствующая скорость и вязкость масла. Однако довольно часто встречается так называемое смешанное трение - промежуточное между граничным и гидродинамическим. Здесь моторное масло находится в сложных условиях, особенно в момент пуска двигателя. Его задача - обеспечивать защитный смазочный слой, сводя к минимуму трение и износ. Масляная пленка между цилиндром и поршнем, кроме того, должна выдерживать гигантское давление, создаваемое в камере сгорания при взрыве топливной смеси и при контакте кулачка распредвала с клапаном.

Моторное масло, кроме снижения трения, охлаждает работающие детали - это единственный агент, имеющий возможность отвести тепло от поршня и поршневых колец. К примеру, для форсированных моторов требуется дополнительное охлаждение путем впрыска масла через специальные каналы на днище поршня, а для охлаждения самого масла используются дополнительные масляные радиаторы.


В работе масла в двигателе огромную роль играет вязкость. Эта характеристика находится в сильной зависимости от температуры, что особенно важно в холодный период года. Сегодня вязкость моторного масла - любого, как минерального, так и синтетического - классифицируется по международной системе SAE J300. Самый низкий класс вязкости - SAE 0W, тогда как максимальный - SAE 60. Практически везде используются масла, предназначенные для круглогодичного использования, перекрывающие несколько классов вязкости. Их рабочий диапазон определяется двумя цифрами после букв SAE. К примеру, всесезонное масло Castrol EDGE SAE 0W-40 работает при пуске холодного двигателя, как SAE 0W, а при прогретом до рабочей температуры двигателе - как SAE 40. Оно позволяет не думать о запуске двигателя при температурах ниже 0º С, одновременно обеспечивая оптимальное смазывание деталей при экстремально высоких температурах. Практически вязкость масел, скажем, Castrol Magnatec SAE 10W-40, Castrol Magnatec SAE 5W-40,Castrol EDGE 0W-40, одинакова - ведь она характеризуется в данном случае цифрой 40. А вот пусковая температура, то есть минимальная температура, при которой эти масла обеспечивают бесперебойный запуск двигателя, характеризуется первой цифрой - то есть 10W, 5W и 0W соответственно. Понятно, что в таком режиме, даже в условиях очень сильного мороза двигатель работает 2-3 минуты, то есть до тех пор, пока не прогреется.

Масло базовое и присадки

Все имеющиеся сегодня в продаже всесезонные масла состоят из базового масла и добавленных в него присадок (их состав задает цвет свежего масла, цвет масла не стандартизирован и никак не говорит о качестве масла), улучшающих и дополняющих свойства базового масла. Одной из таких присадок являются так называемые загустители, добавляемые в базовое масло, свойства которого приблизительно соответствуют указываемому на готовом продукте низкому классу вязкости SAE. Загустители - самые быстро изнашиваемые присадки, поэтому, чем их меньше, тем масла стабильнее. Понятно, что для масла SAE50, 60 загустителей надо больше, чем для масла SAE 20, 30, 40. Поэтому сильно загущенные масла приходится чаще менять. Молекулы загустителей при низких температурах находятся как бы в скрученном в клубок состоянии и мало влияют на вязкость. При повышении температуры они расправляются, увеличиваются в объеме и, таким образом, в значительной степени компенсируют потерю вязкости базового масла в этих условиях. Еще одной присадкой современных масел являются дисперсанты. Дело в том, что в моторное масло неизбежно попадают продукты сгорания бензиновых или дизельных двигателей, остатки несгоревшего топлива, сажа; накапливаются в нем и продукты, образующиеся при старении самого масла. Дисперсанты препятствуют слипанию продуктов окисления, образованию шлама и осаждению смол на поверхности деталей, поддерживая коллоидные частицы во взвешенном состоянии до следующей замены масла. Имеются и присадки, обеспечивающие чистоту двигателя, - это детергенты - своеобразный «cтиральный порошок» для двигателя. Они, к примеру, нейтрализуют продукты окисления, образующиеся во время холодного пуска двигателя, а также предотвращают залипание поршневых колец. Присадкой являются и антиоксиданты, замедляющие процессы старения масла. При старении масла в нем протекают окислительные процессы с образованием отложений и шламов. Антиоксиданты нейтрализуют их в течение всего срока службы масла.

В среднем масло, заливаемое в двигатели, на три четверти состоит из базового масла и на одну четверть из присадок (т.е. в четырехлитровой канистре 3 литра - база, а 1 литр - это присадки, где около 80 процентов - примерно 800 мл - моющие и дисперсанты). Поэтому, если двигатель внутри сильно загрязнен шламами в результате неправильной эксплуатации, при применении некачественного масла или топлива специалисты Сastrol предписывают срочную замену масла на свежее качественное и уменьшение следующего срока замены. Необходимо помнить - очень важно поддерживать двигатель в чистоте, так как полностью отмыть его изнутри без разборки невозможно. Все пропорции масла профессионалы еще на стадии разработки нового продукта выверяют в лабораториях, оборудованных по последнему слову в науке, и тщательно тестируют. Благодаря этому удается создавать продукты, показатели которых не только соответствуют принятым международным стандартам API, ACEA, но и превосходят их, а в ряде случаев даже весьма существенно. Любое изменение соотношений компонентов из-за эффекта синергии (эффект синергетический - при смешивании разных веществ их свойства могут усиливаться или ослабевать) может драматическим образом изменить свойства масла даже в отношении тех характеристик, к которым добавляемая присадка, казалось бы, никакого отношения не имеет. В связи с этим никаких дополнительных присадок заливать в уже готовое масло производители категорически не рекомендуют. Маслу и так предстоит серьезная борьба с негативными процессами при эксплуатации, и нет необходимости нагружать его дополнительной работой. Более того, в случае, когда потребитель решил провести эксперимент на своем автомобиле и на свой страх и риск долил в масло какую-то присадку, производитель снимает свою гарантию на свойства продукта - ведь неизвестно, как добавляемые компоненты присадки будут взаимодействовать с уже имеющимися в масле веществами и как изменятся их характеристики. При этом понятно, что любые масла можно смешивать - это самые родственные вещества. Главное, делать это при необходимости и подбирать масла аналогичных классификаций.

Серьезные производители выпускают масла, адаптированные к условиям региона. Также осуществляется контроль качества каждой партии выпускаемого масла, что делает не каждый производитель. Иначе говоря, качественное масло, предназначенное для Америки или Японии, непригодно для России, даже если оно заливается в один и тот же автомобиль. В автомобиль, эксплуатирующийся в России, необходимо заливать масло, предназначенное для российского рынка. Ведь при производстве масла учитываются не только климатические условия, но и дорожные и прочие характеристики региона. Скажем, наш бензин сильно отличается от японского, так как производится из более «грязных» сортов нефти (других нет) плюс старые технологии и заводы. А о том, что топливные характеристики чрезвычайно важны для работы масла, можно не говорить. Также очевидны различия в запыленности между нашими дорогами и японскими, да есть и масса других различий…

error: