Освальд кюльпе биография. Освальд Кюльпе — Основатель Вюрцбургской школы

Освальд Кюльпе (нем. Oswald Külpe; 3 августа 1862, Кандава - 30 декабря 1915, Мюнхен) - немецкий психолог и философ, представитель критического реализма. Автор работ по психологическим основаниям гносеологии. Основатель вюрцбургской школы психологии, один из создателей европейского направления функциональной психологии.В психологии Кюльпе был одним из пионеров эксперимен...

Краткая биография

Освальд Кюльпе (нем. Oswald Külpe; 3 августа 1862, Кандава - 30 декабря 1915, Мюнхен) - немецкий психолог и философ, представитель критического реализма. Автор работ по психологическим основаниям гносеологии. Основатель вюрцбургской школы психологии, один из создателей европейского направления функциональной психологии.В психологии Кюльпе был одним из пионеров экспериментального метода в отношении высших психических процессов, таких как воля и мышление.На русском языке
Введение в философию. СПБ., 1901.
Современная философия в Германии. М., 1903.
Современная психология мышления. - В сб.: Новые идеи в философии. СПб., 1914, № 16.
Кюльпе рассматривал акт сознания как обеспечивающий раскрытие объекта сознания в переживании субъекта. Акты сознания могут быть зафиксированы ретроспективно при помощи рефлексии, направленной на уже свершившийся акт.
Википедия

На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Освальд Кюльпе в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). А так же читать книги онлайн и бесплатно на любом устройстве – iPad, iPhone, планшете под управлением Android, на любой специализированной читалке. Электронная библиотека КнигоГид предлагает литературу Освальд Кюльпе в жанрах философия.

- (1862–1915) немецкий психолог. Основатель Вюрцбургской школы психологии мышления. Следуя проведенному Брентано различию между содержанием и актом сознания, применил методику систематической экспериментальной интроспекции к исследованию мышления,… …

- (Külpe) (1862 1915), немецкий психолог и философ, основатель вюрцбургской школы. Специфику мышления видел в безобразности и наличии особых «смыслов», придающих ему цельность, устойчивость и направленность. В философии представитель критического… … Энциклопедический словарь

Кюльпе (Külpe) Освальд (3.8.1862, Кандава, ныне Тукумского района Латвийской ССР, ≈ 30.12.1915, Мюнхен), немецкий психолог и философ идеалист. В философии ≈ представитель критического реализма. Ученик немецкого психолога В. Вундта. Профессор в… …

- (1862 1915). Кюльпе пришел к убеждению, что анализ сознания включал нечто большее, чем предполагал Вундт. Он сделал вывод, что мышление может происходить без участия умственных образов или ощущений, и назвал такое мышление Кюльпе приш … Психологическая энциклопедия

- (Kiilpe) Освальд (3.8.1862, Кандава, ныне Тукумского р на Латв. ССР, 30.12.1915, Мюнхен), нем. психолог и философ идеалист. В философии представитель критического реализма. Осн. тема работ К. психологич. основания теории познания. По К.,… … Философская энциклопедия

Иноязычные аналоги: арм. Օսվալդ (Osvald) греч. Οσβάλδος (Osváldos) исп. Osvaldo итал. Osvaldo нем. … Википедия

- (1862 1915) немецкий психолог и философ, основатель вюрцбургской школы. Специфику мышления видел в безобразности и наличии особых смыслов, придающих ему цельность, устойчивость и направленность. В философии представитель критического реализма … Большой Энциклопедический словарь

- (3.08.1862 30.12.1915) немецкий психолог и философ, основавший вюрцбургскую психологическую школу. Одним из первых сделал предметом экспериментального анализа высшие психологические функции (мышление и волю). Для этого разработал метод… … Психологический словарь

Кюльпе (Kulpe) Освальд - (3.08.1862, Кандава, Латвия 30.12.1915, Мюнхен) немецкий психолог и философ, основатель вюрцбургской школы. Биография. В 1887 г. окончил Лейпцигский университет, ученик В.Вундта и Г.Мюллера. С 1894 по 1909 г. профессор философии и эстетики и… … Большая психологическая энциклопедия

- (Külpe) Освальд (3.8.1862, Кандава, ныне Тукумского района Латвийской ССР, 30.12.1915, Мюнхен), немецкий психолог и философ идеалист. В философии представитель критического реализма (См. Критический реализм). Ученик немецкого психолога В … Большая советская энциклопедия

Освальд Кюльпе родился в $1862$ году 3 августа в Германии в Кандаве, (ныне территория Латвии).

С $1887$ года Кюльпе восемь лет проработал в Лейпцигской лаборатории Вундта, который являлся его учителем, в роли ассистента. Под руководством Вундта Освальд написал докторскую диссертацию и защитил ее в 1887 году.

В $1894$ году Кюльпе занимает должность профессора в университете города Вюрцбург. Там в $1896$ году он создал психологическую лабораторию, составившую конкуренцию лаборатории самого Вундта. Он проработал профессором в Вюрцбурге до $1909$ года, затем в Бонне до $1913$ года и был профессором в Мюнхене с $1913$ по $1915$ год.

В $1896$ году Кюльпе вместе с К.Марбе основал Институт психологии в Вюрцбурге.

Известными учениками О.Кюльпе стали Ах, Бюлер, Зельц, Энджел. Некоторое время с Кюльпе работали такие ученые как Макс Вертгеймер, Чарльз Спирмен, Курт Коффка.

Вклад в развитие психологии

Освальд Кюльпе стал основателем и главным теоретиком Вюрцбургской школы. Он является автором концепции «безобразного мышления» и одним из создателей в Европе направления функциональной психологии.

Как создатель и идейный вдохновитель вюрцбургской психологической школы мышления, Кюльпе впервые сделал акцент на описание специфических особенностей безобразного мышления. Кюльпе значительно усовершенствовал методы экспериментальной психологии, а также изобрел метод систематической интроспекции.

Кюльпе первым из ученых начал экспериментально изучать высшие психические процессы, такие как мышление и воля, методом систематической интроспекции. Это произошло, несмотря на то, что Вундт - его учитель, придерживался мнения, что мышление не может являться предметом экспериментальной психологии. Кюльпе считал делом всех наук, в том числе и психологии, описание фактов. Для того, чтобы психология стала научной, ее утверждения должны, по его мнению, обладать космической весомостью.

Замечание 1

Метод систематической экспериментальной интроспекции, предложенный Кюльпе, предполагал ретроспективное наблюдение за собственными познавательными процессами в период решения задачи, а не одновременное разворачивание наблюдения и процесса мышления.

Основным объектом исследования данным методом при этом являлась сама процессуальная сторона мышления, а не результат мышления.

Важным результатом этих исследований стало открытие самостоятельной мыслительной реальности, которую нельзя сводить к чувственному содержанию.

Определение 1

Термин «безобразное мышление», введенный в психологию именно Кюльпе, предполагает, что мысли возникают без определенного образного или сенсорного содержания.

Он считал, что объекты внешнего мира могут осмысливаться непосредственно, без образования о них наглядных представлений. На основе этого он говорил, что мышление является особым видом деятельности человеческой души, находясь в совсем другом отношении к предметам, чем ощущение или представление.

Кюльпе, вместе с коллегами обнаружил, что специфика и суть мышления состоит в особых «смыслов», придающих ему стабильность, цельность, активность, ненаглядность и направленность. Подробное изучение динамики мышления помогло выявить новые закономерности. Это понятие установки, определяющей ход мышления, регулирующей отбор идей в соответствии с задачей. В зависимости от установки (подобия современной мотивации), испытуемые выполняют задание медленнее или быстрее, менее или более продуктивно. Содержание направленности на решение определенной задачи Кюльпе связал со значением самой задачи или в целом ситуации для испытуемых. Так в психологии образовалась новая категория, которая трактуется как значение умственного образа, инструкции, ситуации в целом.

Освальда Кюльпе можно отнести к представителям критического реализма. Основной сферой его исследований были психологические основания эпистемологии, теории познания.

Основные изданные работы Кюльпе:

  • «Очерки по психологии»;
  • «Введение в психологию»;
  • «Современная философия в Германии»;
  • «Иммануил Кант»;
  • «Психология и медицина»;
  • «Реализация».

Освальд Кюльпе

Кюльпе (Kulpe), Освальд (1862-1915) - немецкий философ и психолог, один из основоположников критического реализма , профессор в университетах Вюрцбурга, Бонна и Мюнхена, основатель вюрцбургской школы в психологии. Известность Кюльпе принесла его теория мышления, не связанного с чувственными образами и определяемого внутренними детерминирующими тенденциями. Адекватным методом экспериментально-психологических исследований Кюльпе считал самонаблюдение. В своей концепции психического К. признавал как «содержание», так и «акт» (в его терминологии «функцию») сознания, отходя тем самым от взглядов В. Вундта и сближаясь со взглядами Ф. Брентано и Э. Гуссерля.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, с 183.

Кюльпе (Külpe) Освальд (3 августа 1862, Кандава, ныне Тукумского р-на Латвии – 30 декабря 1915, Мюнхен) – немецкий психолог и философ. В философии – представитель критического реализма. Основная тема его работ – психологические основания теории познания. По Кюльпе, акт сознания способствует «реализации» объекта, т.е. раскрытию его в переживании субъекта; этот акт может наблюдаться лишь после своего свершения, т.е. посредством ретроспективной рефлексии. Впервые в психологии он обратился к экспериментальному изучению высших психических процессов – мышления и воли. На выявление специфического содержания мышления были направлены основные усилия вюрцбургской школы, созданной Кюльпе.

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 360.

Кюльпе (Kiilpe) Освальд (3.8.1862, Кандава, ныне Тукумского района Латвийской ССР,- 30.12.1915, Мюнхен), немецкий психолог и философ-идеалист. В философии - представитель критического реализма. Основная тема работ Кюльпе - психологические основания теории познания. По Кюльпе, акт сознания способствует «реализации» объекта, т. е. раскрытию его в переживании субъекта; этот акт может наблюдаться лишь после своего свершения, т. е. посредством ретроспективной рефлексии. Впервые в психологии Кюльпе обратился к экспериментальному изучению высших психических процессов - мышления и воли. На выявление специфического содержания мышления были направлены основные усилия вюрцбургской школы, созданной Кюльпе.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Die Realisierung, Bd 1-3, Lpz., 1912-23; Vorlesungen über Psychologie, Lpz., 19222; в рус. пер.- Введение в философию, СПБ, 1901; Совр. философия в Германии, М., 1903; Совр. психология мышления, в сб.: Новые идеи в философии, № 16, СПБ 1914.

Кюльпе (Klüpe) Освальд (1862- 1915) - немецкий психолог и философ, основатель Вюрцбургской школы. Биография. В 1887 году окончил Лейпцигский университет, ученик В. Вундта и Г. Мюллера. С 1894 по 1909 год - профессор философии и эстетики и директор Института психологии в Университете Вюрцбурга, профессор Боннского (1909-1913) и Мюнхенского университетов (с 1913). Исследования. Стоял на позициях критического реализма, в соответствии с постулатами которого считал, что в сознании нет ничего, что не было бы создано им самим. Кюльне одним из первых сделал предметом экспериментального анализа высшие психологические функции (мышление и волю). Для этого разработал метод систематической интроспекции, в котором происходит ретроспективное воспроизведение проделанных испытуемым действий по решению задачи. Применение этого метода позволило проанализировать новые аспекты деятельности мышления: его направленность, целостность, активность, детерминированность задачей, безобразность.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 284.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Современная психология мышления. – В сб.: Новые идеи в философии. СПб., 1914, № 16.

Die Realisierung, Bd I–3. Lpz., 1912–23;

Vorlesungen über Psychologie. Lpz., 1922; в рус. пер.: Введение в философию. СПБ., 1901;

Die Lehre vom Willen in der neueren Psychologie // Philosophisehe Studien. 1890. 5. Heft 2-3;

Grundriss der Psychologie auf experimenteller Grundlage durchgestelit. Leipzig, 1893;

Введение в философию. СПб., 1901;

Современная философия в Германии. М., 1903;

Uber die moderne Psychologie des Denkens // Internationale Monatschrift fur Wissenschaft und Teehnik. 1912. N 9;

Die Realisierung. Eine Beitrag zur Grundlegung der Realwissenschaften. Bd. 1-3. Leipzig, 1912-1923;

Современная психология мышления // Новые идеи в философии. №16. СПб., 1914;

Vorlesungen uber Psychologie. Leipzig, 1920; Психология мышления // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981.

Литература:

Шульц Д., Шульц С. Истории современной психологии. СПб.: Евразия, 1998. 

Кюльпе пришел к убеждению, что анализ сознания включал нечто большее, чем предполагал Вундт. Он сделал вывод, что мышление может происходить без участия умственных образов или ощущений, и назвал такое мышление Кюльпе приш.

Кюльпе Освальд

(1862-1915)-немецкий психолог латвийского происхождения. Специалист в области психологии искусства, экспериментальной психологии, философии психологии и теоретической психологии. Обучался в ун-тах Лейпцига, Берлина и Геттингена. Ученую степень д-ра философии получил в Лейпциге (1887) у Вундта, которому посвятил свою первую книгу Очерк психологии, основанной на эксперименте (1893). Работал у Вундта ассистентом, затем экстраординарным профессором. В 1894 г. переехал в ун-т Вюрцбурга, где в 1896 г. создал лабораторию, исследования которой вызвали широкий интерес в психологическом обществе. В 1909 г. переехал в Бонн, а затем в Мюнхен, где занимался преимущественно философией и эстетикой. В первые годы своей деятельности К. был приверженцем выдвинутых Вундтом воззрений на предмет и методы психологии. Он считал ее наукой о фактах опыта, понимая сам опыт (под влиянием Маха) как совокупность чистых и простейших переживаний (ощущений), которые становятся предметом психологии, когда рассматриваются с точки зрения их зависимости от переживающего субъекта (тогда как физика и другие науки, имея дело с теми же самыми ощущениями, абстрагируются от этого субъекта). Однако в дальнейшем, в период работы в Вюрцбурге, К. отвергает концепцию Вундта, считавшего, что экспериментальному изучению доступны только элементарные (сенсорные) содержания сознания, а также концепцию Маха и Авенариуса, сводивших все богатство психического мира к ощущениям. Эксперименты К. приобрели новую ориентацию. Они показали, что испытуемый при выполнении заданий совершает умственные операции, которые он обычно непосредственно не осознает. Из этого следовало, что, во-первых, наряду с сенсорным материалом в ткань психологической жизни человека включены элементы, не сводимые к ощущениям, во-вторых, что эти элементы сопряжены с действиями субъекта, его умственными актами и, наконец, в-третьих, что не-осознаваемость этих актов в момент их совершения требует внести коррективы в критерий экспериментальной психологии - метод интроспекции. Эти выводы направили К. на разработку собственной программы лабораторных исследований сознания, которую успешно реализовали его ученики. Сам К. не сформулировал эту программу в какой-либо специальной работе. Он делился своими замыслами и гипотезами с молодыми психологами, являлся испытуемым в их экспериментальных занятиях. Его мягкий характер и доброжелательная критика создавали в небольшом коллективе творческую атмосферу, благодаря которой этот коллектив оказался в качестве генератора новых идей продуктивнее, чем десятки других лабораторий в различных странах. К его главным достижениям принято относить распространение экспериментального метода на высшие психические процессы (мышление и волю) и доказательство того, что мышление представляет собой процесс, не сводимый к чувственным образам. Вместе с тем К. не отступал от веры в субъективный метод как единственно подобающий психологии. Он предложил его модифицировать, преобразовав в метод систематической экспериментальной интроспекции. Решая интеллектуальную задачу (например, устанавливая логическую связь между понятиями), испытуемый должен был дать ретроспективный отчет о своих состояниях сознания, пережитых им в процессе решения. Этот самоотчет назывался систематическим, поскольку весь процесс точно членился во времени на различные отрезки и повторялся множество раз с целью коррекции описания. Было установлено, что мысль с психологической точки зрения может быть охарактеризована не только негативно (как качественно отличная от сенсорных данных), но и позитивно, как оперирующая значениями. Тем самым решительно изменилось прежнее представление о фактуре сознания, в состав которой вводились новые феномены - умственные образы. Идеи К. сближали его подход, имевший экспериментальное основание, с философией Брентано и Гуссерля. Среди многих учеников К., наряду с теми, кто вошел в Вюрцбургскую школу, выделялись М. Вертгеймер - один из создателей гештальтпсихологии и Дж. Энджел - будущий лидер американской функциональной психологии. Последние годы жизни К. занимался проблемами эстетики, используя в этой области вслед за Фелнером эксперимент, изучая, в частности, реакции испытуемых на различные творения живописи. Эти его исследования остались незавершенными. Основные труды К.: Grundriss der Psychologie (Foundations of Psychology), Leipzig, 1893; Einleitung in die Philosophic (Introduction to Philosophy), 1985 и др. В рус. пер. изданы: Введение в философию, СПб., 1901; Современная философия в Германии, М., 1903 ; Современная психология мышления, в сб. Новые идеи в философии, СПб., 1914; Психология мышления / Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления, М., МГУ, 1981. ИМ. Кондаков, А.И. Липкина

error: