Краткая биография
Освальд Кюльпе (нем. Oswald Külpe; 3 августа 1862, Кандава - 30 декабря 1915, Мюнхен) - немецкий психолог и философ, представитель критического реализма. Автор работ по психологическим основаниям гносеологии. Основатель вюрцбургской школы психологии, один из создателей европейского направления функциональной психологии.В психологии Кюльпе был одним из пионеров экспериментального метода в отношении высших психических процессов, таких как воля и мышление.На русском языкеВведение в философию. СПБ., 1901.
Современная философия в Германии. М., 1903.
Современная психология мышления. - В сб.: Новые идеи в философии. СПб., 1914, № 16.
Кюльпе рассматривал акт сознания как обеспечивающий раскрытие объекта сознания в переживании субъекта. Акты сознания могут быть зафиксированы ретроспективно при помощи рефлексии, направленной на уже свершившийся акт.
Википедия
На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Освальд Кюльпе в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). А так же читать книги онлайн и бесплатно на любом устройстве – iPad, iPhone, планшете под управлением Android, на любой специализированной читалке. Электронная библиотека КнигоГид предлагает литературу Освальд Кюльпе в жанрах философия.
- (1862–1915) немецкий психолог. Основатель Вюрцбургской школы психологии мышления. Следуя проведенному Брентано различию между содержанием и актом сознания, применил методику систематической экспериментальной интроспекции к исследованию мышления,… …
- (Külpe) (1862 1915), немецкий психолог и философ, основатель вюрцбургской школы. Специфику мышления видел в безобразности и наличии особых «смыслов», придающих ему цельность, устойчивость и направленность. В философии представитель критического… … Энциклопедический словарь
Кюльпе (Külpe) Освальд (3.8.1862, Кандава, ныне Тукумского района Латвийской ССР, ≈ 30.12.1915, Мюнхен), немецкий психолог и философ идеалист. В философии ≈ представитель критического реализма. Ученик немецкого психолога В. Вундта. Профессор в… …
- (1862 1915). Кюльпе пришел к убеждению, что анализ сознания включал нечто большее, чем предполагал Вундт. Он сделал вывод, что мышление может происходить без участия умственных образов или ощущений, и назвал такое мышление Кюльпе приш … Психологическая энциклопедия
- (Kiilpe) Освальд (3.8.1862, Кандава, ныне Тукумского р на Латв. ССР, 30.12.1915, Мюнхен), нем. психолог и философ идеалист. В философии представитель критического реализма. Осн. тема работ К. психологич. основания теории познания. По К.,… … Философская энциклопедия
Иноязычные аналоги: арм. Օսվալդ (Osvald) греч. Οσβάλδος (Osváldos) исп. Osvaldo итал. Osvaldo нем. … Википедия
- (1862 1915) немецкий психолог и философ, основатель вюрцбургской школы. Специфику мышления видел в безобразности и наличии особых смыслов, придающих ему цельность, устойчивость и направленность. В философии представитель критического реализма … Большой Энциклопедический словарь
- (3.08.1862 30.12.1915) немецкий психолог и философ, основавший вюрцбургскую психологическую школу. Одним из первых сделал предметом экспериментального анализа высшие психологические функции (мышление и волю). Для этого разработал метод… … Психологический словарь
Кюльпе (Kulpe) Освальд - (3.08.1862, Кандава, Латвия 30.12.1915, Мюнхен) немецкий психолог и философ, основатель вюрцбургской школы. Биография. В 1887 г. окончил Лейпцигский университет, ученик В.Вундта и Г.Мюллера. С 1894 по 1909 г. профессор философии и эстетики и… … Большая психологическая энциклопедия
- (Külpe) Освальд (3.8.1862, Кандава, ныне Тукумского района Латвийской ССР, 30.12.1915, Мюнхен), немецкий психолог и философ идеалист. В философии представитель критического реализма (См. Критический реализм). Ученик немецкого психолога В … Большая советская энциклопедия
Освальд Кюльпе родился в $1862$ году 3 августа в Германии в Кандаве, (ныне территория Латвии).
С $1887$ года Кюльпе восемь лет проработал в Лейпцигской лаборатории Вундта, который являлся его учителем, в роли ассистента. Под руководством Вундта Освальд написал докторскую диссертацию и защитил ее в 1887 году.
В $1894$ году Кюльпе занимает должность профессора в университете города Вюрцбург. Там в $1896$ году он создал психологическую лабораторию, составившую конкуренцию лаборатории самого Вундта. Он проработал профессором в Вюрцбурге до $1909$ года, затем в Бонне до $1913$ года и был профессором в Мюнхене с $1913$ по $1915$ год.
В $1896$ году Кюльпе вместе с К.Марбе основал Институт психологии в Вюрцбурге.
Известными учениками О.Кюльпе стали Ах, Бюлер, Зельц, Энджел. Некоторое время с Кюльпе работали такие ученые как Макс Вертгеймер, Чарльз Спирмен, Курт Коффка.
Вклад в развитие психологии
Освальд Кюльпе стал основателем и главным теоретиком Вюрцбургской школы. Он является автором концепции «безобразного мышления» и одним из создателей в Европе направления функциональной психологии.
Как создатель и идейный вдохновитель вюрцбургской психологической школы мышления, Кюльпе впервые сделал акцент на описание специфических особенностей безобразного мышления. Кюльпе значительно усовершенствовал методы экспериментальной психологии, а также изобрел метод систематической интроспекции.
Кюльпе первым из ученых начал экспериментально изучать высшие психические процессы, такие как мышление и воля, методом систематической интроспекции. Это произошло, несмотря на то, что Вундт - его учитель, придерживался мнения, что мышление не может являться предметом экспериментальной психологии. Кюльпе считал делом всех наук, в том числе и психологии, описание фактов. Для того, чтобы психология стала научной, ее утверждения должны, по его мнению, обладать космической весомостью.
Замечание 1
Метод систематической экспериментальной интроспекции, предложенный Кюльпе, предполагал ретроспективное наблюдение за собственными познавательными процессами в период решения задачи, а не одновременное разворачивание наблюдения и процесса мышления.
Основным объектом исследования данным методом при этом являлась сама процессуальная сторона мышления, а не результат мышления.
Важным результатом этих исследований стало открытие самостоятельной мыслительной реальности, которую нельзя сводить к чувственному содержанию.
Определение 1
Термин «безобразное мышление», введенный в психологию именно Кюльпе, предполагает, что мысли возникают без определенного образного или сенсорного содержания.
Он считал, что объекты внешнего мира могут осмысливаться непосредственно, без образования о них наглядных представлений. На основе этого он говорил, что мышление является особым видом деятельности человеческой души, находясь в совсем другом отношении к предметам, чем ощущение или представление.
Кюльпе, вместе с коллегами обнаружил, что специфика и суть мышления состоит в особых «смыслов», придающих ему стабильность, цельность, активность, ненаглядность и направленность. Подробное изучение динамики мышления помогло выявить новые закономерности. Это понятие установки, определяющей ход мышления, регулирующей отбор идей в соответствии с задачей. В зависимости от установки (подобия современной мотивации), испытуемые выполняют задание медленнее или быстрее, менее или более продуктивно. Содержание направленности на решение определенной задачи Кюльпе связал со значением самой задачи или в целом ситуации для испытуемых. Так в психологии образовалась новая категория, которая трактуется как значение умственного образа, инструкции, ситуации в целом.
Освальда Кюльпе можно отнести к представителям критического реализма. Основной сферой его исследований были психологические основания эпистемологии, теории познания.
Основные изданные работы Кюльпе:
- «Очерки по психологии»;
- «Введение в психологию»;
- «Современная философия в Германии»;
- «Иммануил Кант»;
- «Психология и медицина»;
- «Реализация».
Освальд Кюльпе
Кюльпе (Kulpe), Освальд (1862-1915) - немецкий философ и психолог, один из основоположников критического реализма , профессор в университетах Вюрцбурга, Бонна и Мюнхена, основатель вюрцбургской школы в психологии. Известность Кюльпе принесла его теория мышления, не связанного с чувственными образами и определяемого внутренними детерминирующими тенденциями. Адекватным методом экспериментально-психологических исследований Кюльпе считал самонаблюдение. В своей концепции психического К. признавал как «содержание», так и «акт» (в его терминологии «функцию») сознания, отходя тем самым от взглядов В. Вундта и сближаясь со взглядами Ф. Брентано и Э. Гуссерля.
Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, с 183.
Кюльпе (Külpe) Освальд (3 августа 1862, Кандава, ныне Тукумского р-на Латвии – 30 декабря 1915, Мюнхен) – немецкий психолог и философ. В философии – представитель критического реализма. Основная тема его работ – психологические основания теории познания. По Кюльпе, акт сознания способствует «реализации» объекта, т.е. раскрытию его в переживании субъекта; этот акт может наблюдаться лишь после своего свершения, т.е. посредством ретроспективной рефлексии. Впервые в психологии он обратился к экспериментальному изучению высших психических процессов – мышления и воли. На выявление специфического содержания мышления были направлены основные усилия вюрцбургской школы, созданной Кюльпе.
Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 360.
Кюльпе (Kiilpe) Освальд (3.8.1862, Кандава, ныне Тукумского района Латвийской ССР,- 30.12.1915, Мюнхен), немецкий психолог и философ-идеалист. В философии - представитель критического реализма. Основная тема работ Кюльпе - психологические основания теории познания. По Кюльпе, акт сознания способствует «реализации» объекта, т. е. раскрытию его в переживании субъекта; этот акт может наблюдаться лишь после своего свершения, т. е. посредством ретроспективной рефлексии. Впервые в психологии Кюльпе обратился к экспериментальному изучению высших психических процессов - мышления и воли. На выявление специфического содержания мышления были направлены основные усилия вюрцбургской школы, созданной Кюльпе.
Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Сочинения: Die Realisierung, Bd 1-3, Lpz., 1912-23; Vorlesungen über Psychologie, Lpz., 19222; в рус. пер.- Введение в философию, СПБ, 1901; Совр. философия в Германии, М., 1903; Совр. психология мышления, в сб.: Новые идеи в философии, № 16, СПБ 1914.
Кюльпе (Klüpe) Освальд (1862- 1915) - немецкий психолог и философ, основатель Вюрцбургской школы. Биография. В 1887 году окончил Лейпцигский университет, ученик В. Вундта и Г. Мюллера. С 1894 по 1909 год - профессор философии и эстетики и директор Института психологии в Университете Вюрцбурга, профессор Боннского (1909-1913) и Мюнхенского университетов (с 1913). Исследования. Стоял на позициях критического реализма, в соответствии с постулатами которого считал, что в сознании нет ничего, что не было бы создано им самим. Кюльне одним из первых сделал предметом экспериментального анализа высшие психологические функции (мышление и волю). Для этого разработал метод систематической интроспекции, в котором происходит ретроспективное воспроизведение проделанных испытуемым действий по решению задачи. Применение этого метода позволило проанализировать новые аспекты деятельности мышления: его направленность, целостность, активность, детерминированность задачей, безобразность.
Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 284.
Далее читайте:
Философы, любители мудрости (биографический указатель).
Сочинения:
Современная психология мышления. – В сб.: Новые идеи в философии. СПб., 1914, № 16.
Die Realisierung, Bd I–3. Lpz., 1912–23;
Vorlesungen über Psychologie. Lpz., 1922; в рус. пер.: Введение в философию. СПБ., 1901;
Die Lehre vom Willen in der neueren Psychologie // Philosophisehe Studien. 1890. 5. Heft 2-3;
Grundriss der Psychologie auf experimenteller Grundlage durchgestelit. Leipzig, 1893;
Введение в философию. СПб., 1901;
Современная философия в Германии. М., 1903;
Uber die moderne Psychologie des Denkens // Internationale Monatschrift fur Wissenschaft und Teehnik. 1912. N 9;
Die Realisierung. Eine Beitrag zur Grundlegung der Realwissenschaften. Bd. 1-3. Leipzig, 1912-1923;
Современная психология мышления // Новые идеи в философии. №16. СПб., 1914;
Vorlesungen uber Psychologie. Leipzig, 1920; Психология мышления // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981.
Литература:
Шульц Д., Шульц С. Истории современной психологии. СПб.: Евразия, 1998.
Кюльпе пришел к убеждению, что анализ сознания включал нечто большее, чем предполагал Вундт. Он сделал вывод, что мышление может происходить без участия умственных образов или ощущений, и назвал такое мышление Кюльпе приш.
Кюльпе Освальд
(1862-1915)-немецкий психолог латвийского происхождения. Специалист в области психологии искусства, экспериментальной психологии, философии психологии и теоретической психологии. Обучался в ун-тах Лейпцига, Берлина и Геттингена. Ученую степень д-ра философии получил в Лейпциге (1887) у Вундта, которому посвятил свою первую книгу Очерк психологии, основанной на эксперименте (1893). Работал у Вундта ассистентом, затем экстраординарным профессором. В 1894 г. переехал в ун-т Вюрцбурга, где в 1896 г. создал лабораторию, исследования которой вызвали широкий интерес в психологическом обществе. В 1909 г. переехал в Бонн, а затем в Мюнхен, где занимался преимущественно философией и эстетикой. В первые годы своей деятельности К. был приверженцем выдвинутых Вундтом воззрений на предмет и методы психологии. Он считал ее наукой о фактах опыта, понимая сам опыт (под влиянием Маха) как совокупность чистых и простейших переживаний (ощущений), которые становятся предметом психологии, когда рассматриваются с точки зрения их зависимости от переживающего субъекта (тогда как физика и другие науки, имея дело с теми же самыми ощущениями, абстрагируются от этого субъекта). Однако в дальнейшем, в период работы в Вюрцбурге, К. отвергает концепцию Вундта, считавшего, что экспериментальному изучению доступны только элементарные (сенсорные) содержания сознания, а также концепцию Маха и Авенариуса, сводивших все богатство психического мира к ощущениям. Эксперименты К. приобрели новую ориентацию. Они показали, что испытуемый при выполнении заданий совершает умственные операции, которые он обычно непосредственно не осознает. Из этого следовало, что, во-первых, наряду с сенсорным материалом в ткань психологической жизни человека включены элементы, не сводимые к ощущениям, во-вторых, что эти элементы сопряжены с действиями субъекта, его умственными актами и, наконец, в-третьих, что не-осознаваемость этих актов в момент их совершения требует внести коррективы в критерий экспериментальной психологии - метод интроспекции. Эти выводы направили К. на разработку собственной программы лабораторных исследований сознания, которую успешно реализовали его ученики. Сам К. не сформулировал эту программу в какой-либо специальной работе. Он делился своими замыслами и гипотезами с молодыми психологами, являлся испытуемым в их экспериментальных занятиях. Его мягкий характер и доброжелательная критика создавали в небольшом коллективе творческую атмосферу, благодаря которой этот коллектив оказался в качестве генератора новых идей продуктивнее, чем десятки других лабораторий в различных странах. К его главным достижениям принято относить распространение экспериментального метода на высшие психические процессы (мышление и волю) и доказательство того, что мышление представляет собой процесс, не сводимый к чувственным образам. Вместе с тем К. не отступал от веры в субъективный метод как единственно подобающий психологии. Он предложил его модифицировать, преобразовав в метод систематической экспериментальной интроспекции. Решая интеллектуальную задачу (например, устанавливая логическую связь между понятиями), испытуемый должен был дать ретроспективный отчет о своих состояниях сознания, пережитых им в процессе решения. Этот самоотчет назывался систематическим, поскольку весь процесс точно членился во времени на различные отрезки и повторялся множество раз с целью коррекции описания. Было установлено, что мысль с психологической точки зрения может быть охарактеризована не только негативно (как качественно отличная от сенсорных данных), но и позитивно, как оперирующая значениями. Тем самым решительно изменилось прежнее представление о фактуре сознания, в состав которой вводились новые феномены - умственные образы. Идеи К. сближали его подход, имевший экспериментальное основание, с философией Брентано и Гуссерля. Среди многих учеников К., наряду с теми, кто вошел в Вюрцбургскую школу, выделялись М. Вертгеймер - один из создателей гештальтпсихологии и Дж. Энджел - будущий лидер американской функциональной психологии. Последние годы жизни К. занимался проблемами эстетики, используя в этой области вслед за Фелнером эксперимент, изучая, в частности, реакции испытуемых на различные творения живописи. Эти его исследования остались незавершенными. Основные труды К.: Grundriss der Psychologie (Foundations of Psychology), Leipzig, 1893; Einleitung in die Philosophic (Introduction to Philosophy), 1985 и др. В рус. пер. изданы: Введение в философию, СПб., 1901; Современная философия в Германии, М., 1903 ; Современная психология мышления, в сб. Новые идеи в философии, СПб., 1914; Психология мышления / Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления, М., МГУ, 1981. ИМ. Кондаков, А.И. Липкина