Новоиерусалимский монастырь в Истре: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото. Ново-иерусалимский монастырь

  • Грандиозный проект патриарха Никона (1605-1681), направленный на воссоздание почитаемых мест Священной Земли.
  • Планировка монастыря напоминает Храм Гроба Господня в Иерусалиме.
  • Интересный памятник архитектуры XVII-XVIII веков, построенный и реконструированный лучшими архитекторами, в том числе Б. Растрелли.

Ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь - один из самых известных в Подмосковье. Это - уникальное святое место, удивительное и по своему замыслу, и по его воплощению, в котором участвовали знаменитые архитекторы сразу нескольких эпох. Он воспроизводит расположение главных святынь Иерусалима: Воскресенский храм - аналог храма Гроба Господня с приделами, подземная церковь Константина и Елены - аналог пещерной палестинской церкви, Рождественская трапезная церковь. Природный рельеф местности носит библейские названия: горы (холмы) Фавор, Ермон, Синай, Елеон, река Иордан (Истра), Гефсиманский сад.

Монастырь был основан в XVII веке патриархом Никоном, и некоторые сохранившиеся святыни (гробница и скит) связаны с его именем. Это , и здесь же проводятся экскурсии, работает воскресная школа для детей и взрослых, действует гостиница для паломников. При монастыре открыт небольшой музейно-выставочный комплекс, постоянная экспозиция которого посвящена русскому церковному искусству, а также археологии и истории Московской области. В парке комплекса Ново-Иерусалимского монастыря под открытым небом расположен Музей деревянного зодчества.

Личность патриарха Никона

Основатель монастыря, патриарх Никон (1605-1681), оставил противоречивый след в истории. В православной среде далеко не все приняли его церковную реформу, начатую в 1653 году и во многом приблизившую Русскую православную церковь к европейской Константинопольской. Старообрядцы видели в этом ущемление исконной Русской церкви. Сопротивление реформе Никона привело к трагедии: к старообрядцам не только не прислушивались, их массово преследовали и казнили.

Царь Алексей Михайлович вначале горячо поддерживал Никона. Однако после русско-польской и русско-шведской войн, во время которых патриарх своеобразно занимался внутренней политикой вместо занятого военными действиями государя, Никон был вынужден отречься от патриаршего престола. Никон был подвергнут опале и сослан в отделенный Ферапонтов монастырь, где провел 15 лет. После смерти царя Алексея Михайловича новый царь - Фёдор Алексеевич - разрешил Никону вернуться в любимый им Ново-Иерусалимский монастырь. По дороге Никон скончался и был погребен по обряду патриарха в этом монастыре, под Голгофой.

История возведения монастыря

Место для постройки монастыря патриарх Никон выбирал сам. Он часто посещал крупный Иверский монастырь в городе Валдай, по пути останавливаясь для отдыха в селе Воскресенское (ныне город Истра). Топография этой местности натолкнула его на грандиозный план. Обитель под Истрой должна была стать символом Третьего Рима: военное и политическое влияние России росло как на западе, так и на востоке, и центр влияния в православном мире также сместился в Москву.

В 1656 году Никон начал скупать земли, переименовывая местности в соответствии со своим планом. Через год была построена деревянная Воскресенская церковь на горе Елеон, в память об освящении которой вместе с царем Алексеем Михайловичем патриарх возвел Поклонный крест (восстановлен в 2006 году). Сам монастырь был заложен западнее Елеонского холма, на холме Сион. Севернее его находится Фаворский холм. Река Истра была переименована в Иордан. На въезде в город был небольшой женский монастырь, названный Вифанией. Таким образом, полностью была воспроизведена топография Палестины и возник Ново-Иерусалимский монастырь.

До своей ссылки патриарх Никон не успел достроить монастырь. В 1685 году, при регентстве царевны Софьи, сестры будущего , в обители были совершены значительные доработки. Пётр I, напротив, не благоволил к монастырям: при нём штат монахов и доходы монастыря резко сократились; вдобавок в 1726 году монастырь был почти полностью уничтожен пожаром. И лишь спустя 20 лет императрица Елизавета Петровна взялась восстанавливать монастырь, назначив архитекторами проекта Карла Ивановича Бланка и (Варфоломея Варфоломеевича) Растрелли.

Архитектура Ново-Иерусалимского монастыря

Формы главного храма обители - Воскресенского собора - были вдохновлены не только храмом Гроба Господня, но и, возможно, описаниями храма Соломона, почерпнутыми из Библии, а также храма Святой Софии Константинопольской. Об иерусалимском храме зодчие имели представление по деревянной модели, привезенной из Палестины. Главным зодчим храма был назначен Аверкий Мокеев, который участвовал также в постройке Никоном двух других крупных монастырей - Крестного монастыря на Кий-острове и Иверского монастыря на Валдае.

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря состоит из трех частей: большой ротонды с шатром, четырехстолпного храма и подземной церкви Константина и Елены. Кроме того, в соборе изначально были усроены приделы Усекновения главы Иоанна Предтечи, Успения Богоматери и верхняя Голгофская придельная церковь. При последующих реставрациях число приделов возросло. Особенно выделяется в общем многосоставном силуэте храма огромное шатровое завершение ротонды. В ротонде находится кувуклия - часовня Гроба Господня. Многие удивляются завершению ротонды: ведь патриарх Никон впоследствии запретил возведение шатровых крыш в церквях. Вероятно, патриарх не хотел, чтобы храм был повторен, поскольку в этом случае сакральное значение Воскресенского собора было бы снижено: на Руси мог быть только один аналог Гроба Господня.

Хотя собор строился в эпоху русского средневековья, он всё же апеллирует к ордерным формам, которые русские мастера узнавали из книг и гравюр, привезенных из Западной Европы. Замечательными образцами непосредственно русского искусства являются изразцы. Ими занимался, в частности, знаменитый мастер Степан Полубес, украсивший изразцами многие московские храмы. При Никоне были созданы даже керамические иконостасы.

В эпоху царствования Елизаветы Петровны при реставрации монастыря главенствующий стиль изменился: им стало барокко. Тяжелый каменный шатер Воскресенского храма был заменен деревянным, с большим количеством люкарн, благодаря которым ротонда стала освещена.

С востока к Воскресенскому собору примыкает подземная церковь Константина и Елены, освященная в честь константинопольского императора и его матери. Церковь подземная: так мастера пытались воспроизвести аналог церкви Константина и Елены в Палестине, которая вырублена в скале. В XVIII веке церковь приобрела дополнительные купола и ров вокруг, для защиты от подземных вод.

Высокую крепкую стену монастыря украшают башни: Гефсиманская, Сионская, Давидов дом, надвратная Елизаветинская, Инноплеменичья, Фаруха, Ефремова и Дамасская (по часовой стрелке). Башни схожи между собой, но имеют некоторые различия в декоре, ширине оконных проемов и форме архитектурных объемов. Башни претерпели значительные изменения со времен Никона. Больше всего «досталось» Елизаветинской.

Помимо башен, стену украшает Входоиерусалимская надвратная церковь, выстроенная под руководством архитектора Якова Бухвостова. Это церковь имеет форму восьмерика на четверике, при этом нижний объем оформлен полукружиями притворов. Несмотря на сложный силуэт и общую устремленность вверх, надвратная церковь не перекрывает ротонду Воскресенского храма, которая является главной доминантой ансамбля.

В западной части монастыря расположены преимущественно хозяйственные постройки, выстроенные большей частью в конце XVII века по приказу царевен Софьи и Татьяны. Это трапезная с церковью Рождества, больничные палаты, архимандричьи палаты, палаты «монастырских деток». Почти все постройки подвергались значительным переделкам и реставрациям. Исключение составляют палаты Татьяны Михайловны, солодовые и кузнечные палаты . Первые сооружены значительно более нарядно - украшены ордерными наличниками и пилястрами.

Говоря о комплексе Ново-Иерусалимского монастыря, стоит упомянуть еще одну постройку, лежащую за Гефсиманским садом, - скит патриарха Никона. Именно о нём писал («Оставленная пустынь предо мной…»). Несмотря на минорный настрой стихотворения, сама постройка выглядит довольно нарядно: она украшена изразцами и майоликой и внешне совсем не похожа на монашеский скит. Однако внутри она весьма аскетична, как подлинное жилище отшельника.

Во время монастырь, находившийся в зоне боевых действий, был почти полностью разрушен. Самая первая после войны реконструкция комплекса была начата под руководством легендарного архитектора П. Барановского, который хотел восстановить собор преимущественно в изначальных формах XVII века. Реставрации проводились в 1970–1990-х годах, однако не всё из задуманного было сделано. Основные споры вызывало покрытие над ротондой, точнее - его высота и материал. На сайте монастыря выложены архивные фотографии, которые дают представление о памятнике после взрыва в 1941 году и этапах последующей реставрации. В 2008 году была начата последняя реставрация, которая продолжается до сих пор.

Вопрос о том, в каком стиле должен быть восстановлен монастырь - в средневековом (как при патриархе Никоне) или в барочном (как при императрице Елизавете Петровне), - подробно обсуждался. В итоге специалисты склонились к варианту восстановления монастыря по образу, который был создан в XVIII веке: для этого образа сохранилось намного больше достоверных данных и изображений, да и вариант известнейшего архитектора Растрелли сам по себе не менее историчен, чем вариант постройки Никона.

Святыни Ново-Иерусалимского монастыря

Главный храм Ново-Иерусалимского монастыря - Воскресенский. У основного входа есть каменная летопись архимандрита Никанора, написанная акростихом. Считается, что она сама по себе обновляется, то есть не стирается с годами, а напротив - становится ярче. То же, по преданиям, происходит и с эпитафией на гробнице Никона. В ротонде Воскресенского собора можно посетить кувуклию - часовню храма Гроба Господня. Там находится святая плащаница, которую в Великую пятницу полагают на Камень миропомазания. В Иерусалиме на такой камень было положено снятое с креста тело Спасителя. Сама же плащаница является аналогом Гроба Господня в Иерусалиме.

В приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи находится гробница патриарха Никона (в Иерусалиме в аналогичном месте захоронен ветхозаветный царь Мельхиседек). В 2013 году ее вскрыли, но она оказалась пустой, и куда и когда были перенесены мощи патриарха после его захоронения, неизвестно. Тем не менее, у саркофага регулярно проводятся службы. Здесь же находится изразцовый иконостас XVII века с современными конами. Редкие изразцовые иконостасы также представлены в приделах Страстей Христовых и архистратига Михаила. В этом же приделе находятся список с Тихвинской иконы Богоматери и могила Иоанна Шушерина - сподвижника и биографа патриарха Никона.

Из святынь, имеющих непосредственное отношение к патриарху Никону, в монастыре можно увидеть также часть его омофора и антиминс. В придельной Голгофской церкви, в которой больше всего любил служить Никон, расположен аналог Лобного места, где был распят Христос. Там устроено деревянное Распятие, вырезанное из кипариса, а также находится сохранившийся иконостас XVIII в.

В Воскресенском соборе устроена придельная Темничная церковь, освященная в честь Успения Пресвятой Богородицы. В Палестине в утесе горы Голгофы держали приговоренных к казни; там Богоматерь оплакивала Своего Сына. Церковь монастыря мало похожа на темную пещеру - это хорошо освещенный небольшой храм. В Успенском пределе Воскресенского собора находится ковчежец с мощами св. Татианы, подаренный монастырю в XVII веке царевной Татьяной.

На территории монастыря можно набрать воды из «Силоамского» источника в Гефсиманском саду или из колодца «Живоносный источник» в подземной церкви Константина и Елены. На Святой земле именно в этом месте и на такой же глубине (6 м) константинопольская императрица Елена обрела Крест Господень. Примерное нахождение Креста Елене указал житель Иерусалима, который впоследствии принял крещение с именем Кириак, был убит христианскими гонителями и почитается как святой мученик. В связи с этими событиями в церкви имеется одноименный придел.

Окунуться можно в реке Иордан (Истра). Удобных раздевалок и оборудованных сходов к воде пока нет, но это не мешает сотням верующих окунуться в освященную воду в прорубях на праздник Крещения. По преданию, в крещенскую ночь - с 18 на 19 января - можно увидеть чудо, происходящее на реке Истре: в 1.30 ночи вода останавливается, и течение в реке на протяжении пяти минут едва заметно.

Рядом с рекой, на горе Елеон, находится Поклонный крест. Это реплика, сделанная в 2006 году. Оригинальный крест был установлен в XVII веке в знак освящения первого храма в монастыре. Надпись гласит, что государь Алексей Михайлович «нашел окрестности прекрасными, как Иерусалим Небесный, поэтому назвал имя местности и строящемуся монастырю Новый Иерусалим». Так началась история монастыря.

Святая топография

Наверное, самая главная святыня монастыря - топография Русской Палестины — воспроизведение святых мест, отчасти созданное самой природой.

Имевшаяся до строительства монастыря топография местности удивительным образом напомнила Никону палестинские святыни. Аналогом храма Гроба Господня в Иерусалиме, центром всего ансамбля выступила прежняя Воскресенская церковь в вотчине боярина Боборыкина. На севере находилась церковь Преображения Господня в селе Бужарово, на Востоке - церковь Вознесения в селе Алексино. На юге и юго-востоке от храма Воскресения находились церкви Илии Пророка и Рождества Христова. Если ориентироваться на топонимику Палестины, то на это место приходятся Вифлеем, где родился Спаситель, и неподалеку - монастырь св. Илии IV века. Местечку Раму рядом с Иерусалимом, где родился пророк Самуил, соответствует церковь Рождества Богородицы с приделом пророка Самуила. Есть в Палестине и монастырь Саввы Освещенного, а рядом с Русской Палестиной расположен Саввино-Сторожевский монастырь.

В город Дзержинск Московской области приезжают разными путями, но чаще всего с одной целью - посетить древний Николо-Угрешский монастырь. Обитель основана в сентябре 1380 года князем Дмитрием Донским в честь победы в Куликовской битве.

Из истории

В XIV веке русские земли находились под игом Золотой Орды. В 1380 году Дмитрий Донской собрал ополчение в 70 тысяч ратников из нескольких княжеств и отправился за Дон сражаться с ханом Мамаем. На берегу Москвы-реки, где воины остановилось на ночлег, произошло знаменательное событие. Во время молитвы над сосной Дмитрий Донской увидел икону Николая чудотворца, самого чтимого на Руси Святого. Князь был изумлен, для него это был божественный знак - сам Николай чудотворец благословлял его на сражение.

Куликовская битва состоялась 8 сентября 1380 года. Многие воины остались на Куликовом поле навечно. Существует легенда, что Дмитрий Донской хотел вступить в бой с войском Мамая наравне со всеми воинами и поэтому поменялся доспехами с одним из своих приближенных. Противники, не зная об этом, убили воина, которого приняли за князя.

Одержав победу в Куликовской битве, Дмитрий Донской основывает на месте явления чудотворного образа святителя Николая, согревшего его сердце, храм. Церковь в честь Николая угодника и положила начало истории Николо-Угрешского монастыря.

Описание

Николо-Угрешский монастырь - православный мужской ставропигиальный монастырь (ставропигиальный, то есть подчиняется непосредственно патриарху). Архитектурный комплекс, в основном, был создан во второй половине XIX века. Обитель насчитывает более 20-ти строений, в том числе девять храмов, колокольню и две часовни.

Колокольня

Колокольня, нареченная угрешской свечой, - одна из самых древних построек, сохранившихся до наших дней. Она была возведена во времена Елизаветы Петровны, в 1761 году. На втором ее ярусе в 1840 году был устроен храм во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. До наших дней сохранилось только подножие постройки того времени. Во время Великой Отечественной войны колокола с колокольни были сняты, а верхние ярусы снесены, чтобы Угрешскую свечу не могли видеть с воздуха немецкие летчики. Колокольня заново выстроена в XX веке.

Часовня Явления образа Николая Чудотворца

В память о явлении иконы святого Николая Чудотворца в XIX веке была построена часовня, которая ознаменовала место чудесного события. В часовне долгое время хранился сруб того дерева, над которым был явлен образ святителя. К сожалению, в советское время эта реликвия была утрачена. Сегодня все паломники приходят сюда, чтобы набрать святой воды.

Государевы и Патриаршие палаты

Государевы и Патриаршие палаты являются самым древним сооружением Николо-Угрешского монастыря. В XVII веке для приезжавших на праздничную службу царей и патриархов, рядом с колокольней были сооружены Царские и Патриаршие палаты.

Успенская церковь

В XVIII веке, когда столица была перенесена в Петербург и приезды высоких гостей прекратились, на месте упраздненных Царских палат была возведена (вместо совсем ветхой) Успенская церковь. В храме, основанном в 1763 году, находится одна из главных святынь обители. Это икона Божьей матери Тихвинская, написанная в XIX веке и подаренная Святейшим Патриархом всея Руси Алексеем II (это была келейная икона Патриарха, является списком с чудотворного образа, явившегося на Руси в XIV веке).

В храме имеется комната, где находятся мощи святых, привезенных из разных уголков мира. В ковчегах хранятся частицы мощей крестителя Господня Иоана и мученицы Варвары, Киево-Печорских святых и многих других.

Не у всех верующих есть возможность побывать в святых местах. Приехав в Николо-Угрешский монастырь, паломники могут приложиться к святыням, привезенным из различных уголков мира, и как бы молитвенно побывать в святых местах, откуда эти святыни были доставлены.

В XIX веке к храму был пристроен придел в честь Марии Египетской. Изображение на его западной стене представляет сцены из жития Преподобной. Некоторые росписи сохранились до наших дней. Это удивительно, поскольку в советское время в приделе располагалось отделение милиции и стены комнаты были закрашены масляной краской. Во время реставрации храма в постсоветский период художникам удалось обнаружить почти неповрежденные изображения.

Наступившая пора секуляризации XVIII века (секуляризации - изъятие церковного имущества) , привела обитель к оскудению. Также ее положение осложнилось во время эпидемии чумы 1770 года, поскольку сюда свозили больных чумой.

Во время Отечественной войны 1812 года в Николо-Угрешском монастыре разместился конный полк Наполеона. К счастью, ризница была своевременно вывезена в Вологду и многие ценности удалось спасти. После освобождения Москвы ризницу вернули и обитель восстановили так, как могли в то время.

Истинный расцвет монастыря происходит при игумене Мясникове, позже ставшем преподобным Пименом Угрешским. При нем расширяется территория обители, возводятся церкви, перестраивается Никольский собор, строится больница, выполняется ремонт жилых помещений. Николо-Угрешский монастырь становится общежитейским, то есть для братии общими становятся служба, трапеза и правила. При игумене Пимене количество братии возросло от 10 человек до 150, увеличилось и число паломников.

Палестинская стена

С северной стороны обители в 1866 году при игумене Пимене строится Палестинская стена. Ее очертания напоминают храмы и строения града Иерусалимского. Преподобный Пимен хотел, чтобы у паломников, издалека заприметивших стены монастыря, возникало ощущение, что они вот-вот окажутся на святой земле.

Палестинская или Иеруслимская стена является частью монастырской ограды. Это визитная карточка и загадка монастыря, образ небесного царствования и образ гордого Иерусалима.

Монастырский скит

С расширением территории обители в пределах монастыря был основан скит во имя святых апостолов Петра и Павла, устав в котором был очень строгим. Так, женщины могли ступать на эту территорию только несколько раз в году, в дни больших праздников. В наши дни скит действует, а церковь во имя Петра и Павла - единственный деревянный храм обители.

Спасо-Преображенский собор

В 1880 году, в год 500-летия обители, было положено начало грандиозного Спасо-Преображенского собора. Его строительство продолжалось 14 лет и в 1894 году он распахнул свои двери для прихожан. По некоторым данным, это второй по величине храм Москвы и Московской области, по размерам он уступает только храму Христа Спасителя . Собор вмещает 7000 человек, а высота его центрального купола достигает 68 метров.

Здесь хранятся главные святыни обители - частичка мощей Николая Чудотворца и мощи преподобного Пимена Угрешского, а также икона - «Собор всех святых Угреша», написанная в честь всех святых, жизнь которых так или иначе связана с монастырем.

Настоятель обители и главный её вдохновитель игумен Пимен так и не увидел Спасо-Преображенский собор - он умер в год его закладки. Прах его покоился в часовне, а сейчас на этом месте сооружен храм в его честь.

Загадка Николо-Угрешского монастыря

Обратите внимание на алтарную часть двух храмов - Спасо-Преображенского собора, построенного к 500-летию Куликовской битвы, и воссозданного Никольского храма. Мы знаем, что все православные храмы должны быть ориентированы на восток алтарем. Действительно, алтарные выступы этих строений выходят на восток, но восток у них немного разный. По-видимому, это объясняется тем, что в XIX веке направление определялось по компасу, а при строительстве предшественника современного Никольского храма направление определялось «на глазок», по солнышку.

Адрес

Московская область, г. Дзержинский, площадь Святителя Николая, д.1

Как доехать до Николо-Угрешского монастыря

  • Доехать до станции метро «Котельники» Таганско-Краснопресненской (фиолетовой) линии. Там пересесть на автобус 347. Ехать до остановки «Площадь Святителя Николая (монастырь)» около 20 минут
  • Доехать до станции метро «Алма-Атинская» Замоскворецкой (зеленой) линии. Там пересесть на автобус 1063. Ехать до остановки «Площадь Святителя Николая (монастырь)» около 50 минут
  • Доехать до станции метро «Люблино» Люблинско-Дмитровской (салатовой) линии. Там пересесть на автобус 305. Ехать до остановки «Площадь Святителя Николая (монастырь)», около 50 минут
  • Монастырь можно увидеть (только издалека) во время речных круизов по Москве-реке и Оке, отправляющихся с Южного речного вокзала .

Официальный сайт Николо-Угрешского монастыря

В 1925 году Николо-Угрешский монастырь закрыли, кладбище было осквернено, а собор обезглавили. В нем разместился Центр досуга и отдыха, а обитель преобразовали в трудовую коммуну имени Дзержинского.

В настоящее время от запустения советских времен в обители не осталось и следа. Николо-Угрешский монастырь располагает большой и ухоженной территорией, здесь есть пруд, где плавают черные и белые лебеди, имеются плодоносный сад и даже небольшой зоопарк. Открыт музей, посвященный последнему императору России Николаю II. Но главное - это обитель, которую молитвами и духовными подвигами создавали ныне известные святители.

Новоиерусалимский монастырь известен и под другим названием – Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Мужская православная обитель была основана в 1656 г. рядом с городом Истра в Подмосковье. Своим появлением она обязана патриарху Никону, пожелавшему разбить в этом месте резиденцию патриархов. Сам Никон многократно останавливался здесь на ночлег, ведь ему часто приходилось посещать Иверский монастырь (ездил он по старой Волоколамской дороге). Строительством нового монастыря патриарх желал добиться обустройства центра православного мира на московской земле. При этом планировалось, что грандиозное сооружение станет топографически передавать храм Гроба Господня, расположенный в Иерусалиме.
Закладка монастыря производилась на холме с палестинским названием Сион. С восточной стороны к обители прилегал Елеонский холм, ее северным «соседом» был холм Фавор, а местная река Истра получила новое название – Иордан.
В связи с гонениями на Никона и его ссылкой строительные работы прерывались на 14 лет. Таким образом, они проходили в 2 этапа. Первый период строительства приходился на 1656 – 1666 гг. В это время были установлены деревянные стены, сооружены каменные службы и практически доведены до окончания работы по возведению главного храма. На этот же отрезок времени приходится и обустройство скита Никона, который впоследствии был назван Отходной пустынью, и Елеонской часовни.
С 1679 г. прерванные работы возобновляются – царь Федор Алексеевич издал соответствующий указ об их продолжении. Кроме того, новым указом правитель приписал к Новоиерусалимскому монастырю еще два десятка разных обителей с крестьянскими дворами, общее число которых составило 1630 построек. В совокупности они сложились в огромное владение и сделали ставропигиальный монастырь одной из богатейших святынь России.

Замысел Никона был воплощен полностью, и в конечном итоге он поразил своим размахом. Комплекс под названием «Новый Иерусалим» максимально отразил Святые Земли, по частям которой вся местность при Истре получила новые названия – Галилея, Вифлеем, Елеон. При изучении старых карт видно, что новая постройка с прилегающими окрестностями является уменьшенной копией своего истинного прообраза. К сожалению, основатель монастыря не дождался окончания строительства – он умер в 1681 г. В дальнейшем ансамбль достраивался под руководством архимандрита Никанора и при участии мастера-литейщика иеромонаха Сергия Турчанинова.

Зимой 1941 г. Воскресенский собор при Новоиерусалимском монастыре был разрушен немецкими войсками. В результате взрыва пострадали колокольня, центральная глава, шатер ротонды. Спустя много лет, уже в 1985 году, собор наконец-то обрел утраченную главу. Что касается рухнувшего шатра, он был восстановлен в начале 90-х годов XX столетия. Но его основой теперь служила металлическая конструкция.

С 1995 г. весь архитектурный ансамбль Воскресенской обители становится частью Русской Православной церкви. С той поры здесь мирно соседствуют два заведения – сам ставропигиальный монастырь и музей «Новый Иерусалим», признанный историко-архитектурным и художественным памятником.
Священная достопримечательность Российской Палестины – Воскресенский собор
По плану строительства Воскресенский собор должен был точно копировать храм Гроба Господня, функционирующий в Иерусалиме. Максимально отражающая свой прототип, грандиозная трехчастная постройка своим внешним видом передает все основные христианские святыни, а именно: Голгофу как место распятия Христа и еще 2 места – погребения и Живоносного Воскресения.
Перечень работ по возведению Воскресенского собора также выполнялся поэтапно. До 1666 г. удалось не только довести здание до кровель, но и пристроить к нему колокольню, а также подготовить место для обустройства подземной церкви. Названная в память о святых Константине и Елене, она исполняла роль хранилища места обретения Креста Господня. Но вернемся к любованию собором. Снаружи и внутри он отделан керамическими поясами, декорирован порталами и наличниками, увешан строгими и величественными иконостасами. Специально для его колокольни было отлито 15 звонких колоколов. Из самых больших отлитых изделий к нынешнему времени осталось только одно – это стопудовый колокол, изготовленный в далеком 1666 г.
Второй этап строительства главного собора Новоиерусалимского комплекса приходится на 1679 – 1685 гг. Тогда над центральной частью постройки появилась глава, а ротонду мастера перекрыли внушительным кирпичным шатром, диаметральное значение которого достигло 22 м. В 1690 г. состоялся церемониал по освящению подземной церкви.
Несмотря на то, что Воскресенский собор служит лишь миниатюрой своего прообраза, через свой облик и декор он весьма точно передает все богословское содержание и не отступает от старорусских традиций архитектуры и искусства. Очень четко данная тенденция прослеживается в облике восточного фасада храма. Его многоглавая композиция, напоминающая по форме пирамиду, отстраивалась методом объединения независящих друг от друга частей в целое неделимое сооружение.

Палаты «Нового Иерусалима»
Западная часть ансамбля представлена палатами – Трапезными, Архимандричьими и Больничными. Первоначально они строились как отдельные здания (с 1685 по 1698 годы), но в конце XVIII столетия было претворено в жизнь решение об их объединении в единую целостную постройку. Фундаментом Трапезных палат служили старые каменные службы, заложенные до 1666 г. Три палаты расположились на фоне западного прясла стены и стояли перпендикулярно зданию церкви Рождества Христова, находящейся неподалеку от них на востоке. В качестве украшения палат выступают белокаменные наличники, освежающие огромные окна полуциркульной формы.
Палаты с названием «Больничные», стоящие неподалеку от церкви Трёх Святителей, смотрятся довольно скромно и по размеру, и по декору. С севера к ним примыкают Настоятельские покои. Несмотря на кажущуюся простоту, эти палаты не теряются на фоне остальных построек Новоиерусалимской обители – они лишь выгодно подчеркивают Трапезные палаты, намекая на их главенствующее положение.
Церковь при Больничных палатах освящалась в 1698 г. В результате пожара, охватившего монастырское подворье в XVIII веке, она сгорела, но восстановительным работам не подвергалась. Помещение этой святыни просто перенесли на второй этаж Царских покоев – результат труда архитектора Казакова, возведшего их над больничными покоями в конце того же века. Лестница, ведущая в Царские покои, отделана изящной аркадой. Как декорирующая деталь она органично дополнила композицию восточного фасада.

Скит патриарха Никона – ценный памятник российской Палестины
Скит для уединенных молитв патриарха Никона строился в 1657 – 1662 гг. (постройка находится на берегу Истры). Из всех архитектурных памятников, находящихся за стеновой оградой Русской Палестины, сохранился лишь этот скит. Его два нижних этажа использовались в качестве служебно-хозяйственных помещений. На третьем этаже располагалась приемная комната священнослужителя и церковь Богоявления Господня. Плоская крыша скита стала подходящим местом расположения для таких значимых сооружений, как восьмигранная церковь апостолов Петра и Павла, миниатюрная звонница и небольшая келья с местом для сидения из камня.

Крепостная стена и Святые врата – «защитники» территории Новоиерусалимского монастыря
На строительство прочной каменной стены, заменившей первоначальную деревянную ограду, ушло 4 года. Она возводилась с 1690 по 1694 годы согласно правилам крепостного зодчества. Результатом работ, руководимых архитектором Бухвостовым, стало масштабное ограждение со следующими характеристиками:
высота – около 9 м;
толщина – 3 м;
общая протяженность – 920 м.

Примечательно, что углы и изломы ограды не пустовали – их неприглядность скрасили семь однотипных башен. На подворье башни имелась и восьмая башня – Елизаветинская. Высокая конструкция просто украшала западные ворота. Интересно, что все ярусные башни, принадлежащие Новоиерусалимскому комплексу, не играют никакой защитной роли. Они хоть и являются обычным элементом русских оград, но выполняют не оборонительную, а скорее художественную функцию. Их конструкции с круглыми пристройками для винтовых лестниц подобны ротонде и шатру на верхушке Воскресенского собора.
3-пролетная арка Святых ворот увенчана церковью Входа Господня в Иерусалим. Ритуал ее освящения проводился в 1697 г. На фоне восточной панорамы монастыря ее вертикальная конструкция смотрится как нельзя кстати. При осмотре подворья изнутри нетрудно заметить Наместничьи и Караульные палаты – они примыкают к ограде и вратам.

Зеленые участки монастыря – Гефсиманский сад и парк
В свое время за Елизаветинскими вратами располагался Гефсиманский сад. Сегодня его нет – это место в излучине реки Истры занято парком. В древности участок, впоследствии ставший садом, был перенасыщен протоками. Когда-то они сформировали остров, а сегодня их остатки едва заметны. На этом острове и проживал святой Никон во время службы в монастыре.

На территории бывшего Гефсиманского сада размещается архитектурно-этнографический музей, экспозициями которого служат деревянные постройки местных деревень. Среди них особое место занимают крестьянские усадьбы, часовня и мельница. До начала XXI века здесь находилась церковь Богоявления – деревянная святыня неописуемой красоты. К сожалению, короткое замыкание послужило причиной для возгорания и здание сгорело. Непосредственно в крестьянских усадьбах расположились познавательные музейные экспозиции, отражающие искусство и быт русского народа.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Небольшое помещение, очень необычный иконостас – медный, чеканный, вызолоченный. Немцы, отступая взорвали все, а этот храм остался цел, иконостас уцелел, полностью восстановлен.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

На фреске изображен император Константин, перед боем за взятие Рима – Вечного города. Силы были неравные, накануне Константину и всему его войску было знамение, причем, днем – знамение Креста Господня, с надписью – «сим побеждай». А ночью знамение было разъяснено: во сне явился Иисус Христос и велел сделать в форме креста знамя и с ним идти в бой. Победа была одержана. С Константина прекратились гонения на христиан.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

На этой фреске мать императора Константина – Елена. Константин дает ей задание, найти Крест, на котором был распят Христос. Елена очень долго искала, это целая отдельная история, которую экскурсовод подробно и красочно рассказывает. Когда Кресты были найдены (три), надо было определить, какой же служил распятием Христу. Вот на фреске и изображено, что к умершему прикладывают кресты, от прикосновения одно из них умерший оживает. Так и был найден Животворящий Крест, на котором был распят Иисус Христос. На месте, где Елена нашла Крест Господень, у нас здесь, в Новой Иерусалиме, забил святой источник. Сейчас проход закрыт, вода подается на верх в отдельную палатку, там можно набрать воду.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Свод этого подземного храма.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Один из Приделов Страстей Господних с высоким керамическим изразцовым иконостасом. Это Северный придел, называется придел Написания титла. В Иерусалиме здесь хранилась дощечка, надпись на которой говорила о вине Иисуса Христа.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Здесь специально оставили, чтобы была видна кладка: каменные глыбы, а сверху красный кирпич – как строили и достраивали.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Это очень красивый придел, весь золотой, но я прослушала, что это… :(

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Икона Тихвинской Богоматери.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Церковь Успения Пресвятой Богородицы или Успенский придел. Здесь есть прообраз темницы, где содержались узники под стражей перед казней.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

С этого же места Матерь Божия оплакивала своего сына, когда его повели на казнь.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Вид на алтарь Успенского придела. Самый большой изразцовый иконостас в монастыре. Здесь находится главная святыня – ковчег с частицей мощей (десницей – рукой) мученицы Татьяны. Новоиерусалимскому монастырю сей дар преподнесла царевна Татьяна, сестра царя Алексея Михайловича. Ковчег украшали драгоценные камни, поэтому сложно монастырю было получить назад этот дар, который хранился в фондах музея.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Икона, Иисус Христос перед казнью, в колодках.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

А вот то, куда заглядывает женщина – в стене помещение Темницы Господня. Там находятся каменные колодки, как на иконе; паникадило с шипами тернового венца.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Основной, главный иконостас Воскресенского собора.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

12 ярусов иконостаса

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

рядом с иконостасом

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Так как здесь должны были проходить главные богослужения, то были сооружены две сени, красная, с орлом – для царя

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

зеленая, с крестом – для патриарха

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Часовня Гроба Господня (кувуклия) с разных ракурсов, сложно остановиться, не снимать, слишком красиво и даже, я бы сказало, благоговейно… Подробно о часовне было в , сейчас – просто фото

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Ура, почти получилось

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Вид с обратной стороны от входа в часовню

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Шатер ротонды, он ведь рухнул от тяжести, поэтому такой ажурный в стиле барокко возводится по проекту В.В.Растрелли

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Чудотворная икона Божьей Матери «Троеручицы». Еще одна. Про первую – в первой части. Этот образ прислан был Никону в 1663 году из монастыря на Афоне, но он пропал, а это список – XIX века. А придание такое: Иоанн Дамаскин занимал должность в VIII веке советника халифа в Дамаске. Писал письма своим знакомым в Византию, где обличал правящего императора Льва Исаврянина в ереси иконоборчества. Император в ярости и приказывает оклеветать Иоанна Дамаскина. Было подложное письмо, разгневанный халиф приказывает отрубить Иоанну кисть правой руки и вывешивает ее на площади в знак устрашения.

Через друзей Иоанну вернули отрубленную руку, он в келья стал молиться перед иконой Божией Матери об исцелении. Молился долго, усердно, много часов, уснул перед иконой. Проснувшись, увидел, что рука цела, только небольшой рубец есть на месте отсечения.

В благодарность Иоанн сделал изображение кисти из серебра и приделал в углу иконы. Отсюда имя — «Троеручица».


Новый Иерусалим находится в ближайшем Подмосковье и представляет собой замечательную цель для однодневной поездки. Монастырь поражает своей внешней грандиозностью, необычной архитектурой… и атмосферой спокойствия и умиротворенности, царящей за его стенами.

Полное название монастырского комплекса звучит как Воскресенский Новоиерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. Основан он был в 1656 году патриархом Никоном. Изначальная задумка заключалась в воссоздании, пусть и в уменьшенной копии, Иерусалима, находящегося в Святой Земле. Что и отражено в названии монастыря. Тем самым предполагалось подчеркнуть значение Москвы как «Третьего Рима».

Строительство Нового Иерусалима проходило в два этапа: с 1656 по 1666 г при царе Алексее Михайловиче Тишайшем; прерванное с опалой патриарха Никона, строительство было возобновлено в 1679 году по указу царя Федора Алексеевича.

Купол Воскресенского собора в Новом ИерусалимеГлавный соборный комплекс Нового Иерусалима - Воскресенский собор с церковью Константина и Елены был окончен в 1685 году, а возведение крепостной стены с надвратной церковью Входа Господня в Иерусалим было завершено только в 1697 году - уже при царе Петре I. Тем не менее, на этом строительные работы не закончились - не простояв и 30 лет, каменный шатер Воскресенского собора рухнул; восстанавливали его вплоть до 1761 года (это был последний год царствования императрицы Елизаветы). Новый шатер строился по проекту Франческо Бартоломео Растрелли (младшего Растрелли); самые известные его работы - ансамбль Смольного монастыря и Зимний дворец в Санкт-Петербурге, Большой Петергофский дворец. Руководил строительством архитектор Карл Иванович Бланк.

Во время Великой Отечественной войны Новый Иерусалим оказался на территории, захваченной немцами. Уходя, они разорили монастырь, разрушили часть его строений - в частности, была уничтожена соборная колокольня, сожжен верх Воскресенского собора, снесены шатры башен. Реставрационные работы в Новом Иерусалиме продолжаются до сих пор; в настоящее время монастырь практически полностью восстановлен за исключением колокольни.

Аналогии с Иерусалимом видны здесь во всем: некоторые из башен монастыря носят имена ворот Иерусалима - Дамасская, Гефсиманская, Сионская. Есть здесь и свой Гефсиманский сад; в саду, на искусственном островке на реке Иордане (Истре) стоит выстроенный в 1658 году деревянный «скит» патриарха Никона.

В 1690-1694 гг. по указу Петра 1 монастырь был окружен каменной крепостной стеной с восемью шатровыми башнями. Строительством стены руководил известный зодчий XVII в. — Яков Бухвостов, крепостной М. Ю. Татищева. Собор, воздвигнутый при Никоне, простоял, однако, недолго. В 1723 г. рухнул грандиозный каменный шатер собора, в 1726 г. храм пострадал от пожара. Собор в развалинах простоял более двадцати лет. В 1749 г. императрица Елизавета Петровна поручила арх. В. Растрелли разработать проект собора в новом, пышном стиле барокко, характерном для середины XVIII в. Строительством руководил К. Бланк. В XVIII-XIX вв. над созданием ансамбля трудились выдающиеся зодчие: Растрелли, Бланк, Казаков, Воронихин, Витберг.

Ново-Иерусалимский монастырь находился под особым покровительством русских царей. Большие денежные вклады, жалованные земли, предоставление различных льгот обеспечивали рост богатств монастыря и его процветание. В конце XVIII в. вокруг монастыря вырос город Воскресенск, который потом был переименован в г. Истру.

Святыни. Главная святыня монастыря — гробница Патриарха Никона. Также возвращена древняя святыня — часть мощей св. мц. Татианы.

Адрес: 143500, Московская обл., г. Истра, ул. Советская, д. 2.
Проезд: oт Москвы с Рижского вокзала до ст. Истра (58 км), далее автобусом (2 км).

Как добраться до Новоиерусалимского ставропигиального мужского монастыря на машине

1. Выезд из Москвы по Волоколамскому шоссе.
Ехать надо по Волоколамскому шоссе через Красногорск, Нахабино, Дедовск и т.д. до Истры, двигаться все время по главной дороге. Истру надо так же проехать насквозь, не сворачивая с главной дороги. Перед выездом из города будет Т-образный указатель: Волоколамское шоссе налево, улица Советская направо; как только повернете налево, увидите перед собой Ново-Иерусалимский монастырь.

2. Выезд из Москвы по Новорижскому шоссе, далее через Красногорск.

Выехать из Москвы можно и через Новую Ригу. Переехав через Москву-реку, надо будет уйти по указателю на Красногорск, дальше двигаться все время прямо до поворота на Дедовск и Истру. Ориентиры следующие: речка Баньки и «труба» закрытого горнолыжного комплекса, которая нарисуется перед вами с правой стороны. Дальнейшие инструкции смотрите выше.

3. Выезд из Москвы по Новорижскому шоссе, далее через Малое Московское Кольцо.

Выехав из Москвы по Новой Риге, проезжаете по ней примерно 30 километров до развязки с Малым Московским Кольцом - «бетонкой». По указателю «Санкт-Петербург, Истра» уходите направо и проезжаете по «бетонке» еще порядка 10 км. Здесь на светофоре под стрелку уходите налево на Волоколамское шоссе. Поворот обозначен указателем. Первый населенный пункт, который вы проедете по Волоколамке - Высоково. Далее смотрите инструкцию к пункту 1.

Этот способ попасть в Новый Иерусалим, наверное, самый удобный, однако, имейте в виду, что при съезде с «бетонки» почти наверняка придется потратить какое-то время на стояние в пробке. Впрочем, если это не первая для вас поездка по Подмосковью, то пробки вас едва ли смутят. Зато в остальном, за исключением Истры, движение практически без светофоров!

Парковка у монастыря

Дорога перед монастырем разделяется, огибая его с двух сторон, и оставляя между ними въезд на небольшую парковку перед северным входом в монастырь. Свободных мест там, скорее всего, не будет, но никто не запрещает рискнуть.

Более надежный вариант - повернуть перед Ново-Иерусалимским монастырем налево (это продолжение Волоколамского шоссе). Метров через сто внизу под горкой будет съезд на бесплатную парковку, рассчитанную, главным образом, на автобусы. Там практически всегда есть множество свободных мест.

В монастырь вы попадете, поднявшись в горку, с южной его стороны. Отсюда же гораздо быстрее добраться до музея деревянного зодчества, купели на речке Истре (называемой в этом месте Иорданом) и скита патриарха Никона.

Если же проехать чуть дальше, то с пригорка открывается замечательный вид на монастырский комплекс. Здесь же, на подъеме в горку, будет разрыв в сплошной, которым вы сможете воспользоваться для того, чтобы развернуться и отправиться назад в Москву.

error: