Не знаю, кем хочу быть.

Для молодых людей, только что закончивших школу, вопрос выбора специальности по душе - решающий. Какой области посвятить следующие 5 лет учебы? Задача родителей и педагогов - поддержать подростка в выборе подходящей сферы деятельности, разобраться в своем внутреннем мире, понять, к чему у него есть способности.

К поступлению в учебные заведения дети готовятся не только в последний год школьного обучения. Это долгий и планомерный процесс, в результате которого школьник приходит к важному решению о своей будущей профессии.

После выпускного класса подростки сталкиваются со сложным выбором будущей профессии; задача родителей в этом случае - не настаивать на поступлении в тот или иной институт, а прислушаться к желаниям ребенка

В каком возрасте нужно начинать задумываться о профессии?

Часто родители с раннего возраста отдают своих детей в разные кружки. Это правильно, нужно давать малышу попробовать себя в различных сферах. Только методом проб и ошибок можно сделать выбор и определить, что ему интересно, с чем захочется связать свою будущую профессию.

Чем шире кругозор ребенка, чем больше интересных дел он попробует, тем проще для него будет выбрать будущую специальность. Однако перегибать палку тоже не стоит. Нельзя заставлять ребенка заниматься музыкой или танцами, перегружая малыша. Есть родители, которые через своих детей реализуют свои несбывшиеся мечты и планы стать художником, музыкантом или геологом. Итогом будет только стойкое неприятие и протест, если не сейчас, то спустя годы.

Осознанные размышления на тему будущей специальности посещают школьников примерно с 7-8 класса. С этого возраста можно начинать изучать информацию о разных профессиях, возможно, знакомиться с ними на практике или во время наблюдения за профессионалами.

Главные правила выбора будущей профессии

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Есть три важных аспекта в выборе будущей специальности, которые нужно учитывать подросткам и обсуждать с родителями, делая выбор:

  • личностные особенности, интересы, склонности ребенка, его способности и хобби;
  • физическое развитие, состояние его здоровья, ограничения;
  • востребованность специальности на рынке труда не только на сегодняшний момент, но и в то время, когда он закончит обучение в вузе.

Учет желаний и возможностей ребенка

В будущей специальности человек должен максимально раскрыть свои способности и таланты. Получать удовольствие от работы можно только тогда, когда делаешь то, что любишь и умеешь. Ходить на работу без желания, и считать минуты до окончания рабочего дня - едва ли радужная перспектива для человека. Только искренняя заинтересованность в деле и ощутимые результаты работы помогут стать профессионалом.

Пусть школьник отталкивается от того, что ему нравится, от предмета, по которому у него лучше успеваемость. Возможно, ему нравятся иностранные языки или литература, это и должно стать отправной точкой при выборе.

Нельзя заставлять подростка

Ребенок – продолжение своих родителей, но он другой человек, со своими талантами и интересами, поэтому необходимо предоставить право выбора ему. Только в случае сомнений в выборе профессии, стоит вместе с ним оценить «за» и «против», помочь разобраться в себе.

Если сейчас он пойдет учиться на специальность, которая не по душе и даже получит диплом, вряд ли ему будет интересна работа. Впоследствии он либо сменит ее, либо будет заниматься нелюбимым делом и останется не реализовавшимся в профессиональной сфере.

Разграничение реальности и мечты

Часто на наше представление о той или иной профессии накладывает отпечаток конкретный человек, фильм, рассказы других людей.

Для того чтобы увидеть специальность «изнутри», надо поработать в выбранной сфере или пообщаться с теми, кто вращается в ней каждый день.

Сказка о прекрасной жизни киноактеров разбивается о понимание, что это тяжелый, порой непосильный труд. Немногие могут задержаться на долгое время в этой профессии, и прославить свое имя. Как правило, многие так и остаются на второстепенных ролях. Чем больше ребенок узнает об изнанке профессии, тем легче ему разобраться в себе и своих желаниях.

Как родителям помочь ребенку с выбором будущей профессии?

Родители могут направить, дать подростку информацию о профессии, посоветовать, но ни в коем случае не решать авторитарно, чем будет заниматься их ребенок в будущем. Желательно обсудить с ним непонятные моменты, развеять страхи и переживания.

Стоит оценить рынок труда и востребованность разных специальностей, чтобы получать не только радость от работы, но и материальное вознаграждение. Объяснить подростку, что выбор специальности – это не выбор сейчас и на всю жизнь, его можно поменять со временем, но сейчас надо выбрать правильное направление.

Составление списка подходящих специальностей

Необходимо сузить круг профессий, исходя из способностей, интересов и физического развития. Кому-то легко дается математика, а кому-то география - от этого и нужно отталкиваться. Оцените возможности обучения определенной профессии в нескольких вузах, стоимость обучения, его срок, изучаемые дисциплины и квалификацию преподавателей. Рассмотрите смежные специальности в данном направлении.


Идеально, если родители замечают желание и способности ребенка к определенному предмету еще в средних классах, таким детям будет легче определиться с выбором будущей профессии

Получение информации о специальностях

Если выбор специальности сделан, можно пообщаться с ее представителями, чтобы иметь максимально полное представление о том, чем именно предстоит заниматься и насколько хорошо оплачивается труд. Можно пойти на курсы подготовки к поступлению в вуз на определенную специальность. Как правило, там бывают практические занятия, где можно пообщаться с представителями данной профессии.

Тест на профориентацию

Ученикам старших классов предлагают пройти тест на профессиональную ориентацию, которая поможет им выбрать профессию. Тест составляется при сотрудничестве психологов, педагогов и кадровых специалистов. После оценки результата молодым людям предложат несколько вариантов специальностей.

Оптимальный вариант, если после теста на профориентацию с ребенком побеседует психолог и поможет ему выбрать нужную профессию. Однако тест можно пройти и в домашних условиях, в интернете. В любом случае он даст пищу для размышлений и развеет сомнения, а кого-то и удивит.

Изучение ситуации на бирже труда

Стоит проанализировать рынок труда на данный момент, оценить какие специальности востребованы и хорошо оплачиваются. Можно попробовать сделать прогноз на будущее – какие профессии станут наиболее востребованы через 5-10 лет, почитать, что говорят об этом специалисты кадровых служб. Ситуация на рынке меняется каждый год, и востребованные сегодня специалисты через определенное время становятся ненужными из-за перенасыщения рынка.

Распространенные ошибки при выборе профессии

  • Нельзя думать, что профессия – это нечто неизменное, на всю жизнь. Часто люди меняют профессию или специализацию кардинально, некоторые даже не один раз.
  • Престижность. Меняются времена, а вместе с ними и представления о профессиях. Появляются новые специальности, престижная работа хорошо оплачивается. Руководствоваться нужно только внутренним чувством и своими способностями. Если ребенок выбирает профессию, в которой рынок труда уже перенасыщен, можно рассмотреть профессии смежные или узкие, более востребованные.
  • Принимать безоговорочно выбор родителей, идти по стопам династии. Только интерес и любовь к профессии сделает из человека специалиста с большой буквы. Выбор должен остаться за самим школьником.
  • Выбирать свою профессию «за компанию», «все пошли, и я пошел». Нельзя чрезмерно опираться на мнение других людей.
  • Неполное, поверхностное представление о профессии, увлеченность только одной ее стороной. Нужно как можно подробнее и полнее изучить, чем занимается человек на выбранной специальности.
  • Представление о профессии формируется конкретным образом человека. Ребенок просто хочет походить на популярного персонажа или приятного ему человека, но при этом не имеет полной информации о работе, которой тот занимается.

Одна из главных ошибок выпускников - «поступление за компанию»
  • Лень или нежелание разобраться в себе, непонимание в какую сторону двигаться. Позиция «хоть куда-нибудь, лишь бы взяли». Стоит поддержать ребенка, понаблюдать за ним, подтолкнуть в нужную сторону, подсказать какие таланты в нем скрыты. Для того чтобы понять, чем будешь заниматься в жизни, нужно с раннего детства заниматься каким-то делом, осваивать новые области, чем-то увлекаться.

Что делать, если никакая из профессий не нравится?

Немногие люди перед поступлением в институт могут однозначно сказать, кем они хотят стать. Впрочем, ошибочно полагать, что такой вопрос мучает только подростков. Многие люди на протяжении жизни меняют профессии, осваивают новые области труда.

Что значит быть взрослым? Это когда ты сам себя содержишь, когда не советуешься с родителями при принятии решений, когда у тебя есть дети, или когда гуляешь допоздна, живешь один, а, может быть, это когда у тебя есть собака, за которую ты несешь ответственность? Наверное, ничего из перечисленного.

Когда предстоит сделать выбор будущей профессии, кажется, что знаешь, чего хочешь , хотя так не у всех. Изнанки профессии не знаешь, поэтому кажется, что все так здорово, потому что видно только результат. Внешнюю сторону: командировки и яхты, машины и вечеринки. Суть профессионализма, наверное, и есть в том, что как бы трудно человеку ни было, результат выглядит так легко и просто, будто это под силу каждому. В 17 лет вообще часто кажется, что вот сейчас ты уже точно взрослый и знаешь, что делать дальше, но это совсем неправда. Потому что не знаешь примерно вообще ничего.

Ну, вот, сейчас окончу школу, поступлю, и все. Ну, вот, сейчас окончу институт, и все. Ну, вот, окончил институт, и что? Я снова не знаю, кем хочу стать, когда вырасту.

В детстве казалось, что 25 лет – это уже старость , что все дети маминых подруг такие взрослые. Было непонятно, почему их родители так не считают, почему про этих взрослых двадцатипятилетних детей рассказывают какие-то совершенно подростковые истории. А сейчас понятно. Быть взрослым совершенно не хочется, и когда оказывается, что эта грань незаметно стерлась, и ты уже им стал, как на краю обрыва, хватаешься за любой шанс, лишь бы подольше остаться как бы ребенком. Бежишь подальше от квитанций и планирования бюджета на тусовку с друзьями, к маме на пироги или за кофе в другую часть города, когда все дедлайны превращают твою совесть в пепел. В конце концов, идешь в магистратуру. Как говорят во «ВКонтакте»: «Магистратура – это один из способов избежать взрослой жизни».

Среди моих знакомых сверстников (20-30 лет) многие люди не знают, кем хотят быть, хотя у них есть образование и работа. Надо сказать, что не все и после 30 знают, кем хотят быть, просто работать хоть кем-то надо в любом случае. Это, кстати, удобная и забавная отмазка «Когда вырасту я…», а пока просто поболтаюсь. Я получила высшее образование, а что с ним делать пока не совсем понимаю. Мне еще повезло в некотором роде, никем другим мне быть не хотелось с детства. А сейчас получается, что журналистское образование у меня есть, а журналистики в стране нет (почти). Есть вариант не быть занудой и простить себе работу не по профессии, главное – морально настроиться. Гуманитариям, например, в этом смысле еще везет, выбор профессии шире, чем у некоторых узкоспециальных технарей. С журналистским образованием, конечно, можно работать чуть ли не везде. На этом месте возникает аргумент: не все люди работают по специальности, не у всех образование есть вообще, и им это не мешает. Тогда дойдет до того, что непонятен смысл и ценность полученного образования, если где-то без него люди живут лучше.

Так много цифрового вокруг , на раз-два появляются какие-то популярные блогеры, люди, которые «раскрутили» свой бизнес, ну кому тут захочется тухнуть в офисе, не то чтобы на заводе. Если еще лет пять назад кругом были одни юристы и экономисты, то сейчас кругом одни фрилансеры, блогеры и мотиваторы. Так что ни на какую скучную работу ходить не хочется, тем более, если там толком не платят, а чем бы таким заняться, чтобы все сразу – найти непросто. Надо сделать оговорку о том, что работа не обязана доставлять удовольствие и устраивать во всем? Кто хочет, конечно, находит, и работу, и занятие интересное, и где заработать.

Может быть, знать, кем будешь, когда станешь взрослым и не нужно. Не копаться и не требовать от себя строгой определенности. Просто заниматься тем, что нравится сейчас, приносит деньги и пользу себе или окружающим и не отказываться от шансов, которые иногда подбрасывает жизнь?

Прелесть и проклятие нашей жизни состоит в том, что целесообразность бытия - как индивидуального, так и глобального - иллюзорна.

Когда человек рассуждает о предназначении, задается вопросом "зачем? для чего?", он предполагает существование причины-цели. При этом целеполагание всегда предписывается сознательному субъекту и связано со свободой воли и выбора.

Вопрос "зачем мне покупать шоколадку?" подразумевает, что субъект (Я) может проанализировать свои потребности (хочу сладкого или иду в гости к друзьям и хочу их угостить) и принять сознательное решение, осуществив тем самым свободный выбор. То есть вопрос "зачем?" предполагает альтернативу.

По тому же принципу задаются вопросы "зачем существует мир?", "для чего существует человек?". Предполагается, что некий субъект реализовал свою свободу воли в принятии решения по созданию Вселенной, Земли, жизни. Таким субъектом является Бог. Однако, как известно, Бог - гипотеза ненаучная. Наука же не задается вопросом "зачем?", она спрашивает "почему?", исключая субъекта и ориентируясь на простую связь "причина - следствие".

Почему существует жизнь? Потому что на протяжении миллионов лет эволюционный процесс усложнял химические структуры, что привело к образованию структур биологических. Причина (химическая эволюция) -> следствие (живые организмы).

Современная наука все больше склоняется к детерминизму - объяснению мировых явлений с точки зрения причинно-следственных связей, постепенно проделывая подобный переворот и на уровне человека. Так, нейробиология в значительной мере опровергает свободу воли и выбора, тем самым исключая вопрос "зачем?" даже на уровне наших бытовых решений. Я покупаю шоколадку не зачем, а почему. Это принципиально другой взгляд на события. В таком случае покупку шоколадки определяет не моя свободная воля, а набор причин, детерминирующих мои действия: потребность в глюкозе или желание быть вежливым гостем. В конечном итоге все сводится к тому, что принято называть судьбой. Мир становится корпусом причин и следствий, связанных четкими законами между собой, а потому не имеющих альтернативы. Единственная область, в которой лежит гипотетическая возможность преодоления фатализма, - квантовая физика, но пока что наука ориентируется на парадигму детерминизма.

Теперь обратимся к изначальному вопросу, который с точки зрения науки звучит как "почему человек родился на свет?". Ответ простой и связан с оплодотворением и другими биологическими процессами. Вновь - причина и следствие. За пределами этого любой ответ не имеет научного смысла.

Однако сознание человека не позволяет ему принять полную предопределенность собственного бытия и на этом расслабиться. Мы пытаемся согласовать прошлое, настоящее и будущее в понятную и предсказуемую картину и потому занимаемся интерпретацией действительности. Вопрос "зачем" - это интерпретация причинности. И интерпретировать мы можем любым понравившимся нам способом.

Мы можем интерпретировать причины, которые привели наших родителей к решению завести ребенка. В этом случае мы обратимся к ним с вопросом "зачем?". Если у ваших родителей было намерение воспитать президента, то это намерение вы и можете принять в качестве своего предназначения. Хотя большинство людей заводят детей просто для того, чтобы те были, без конкретики. В таком случае предназначение ребенка и впоследствии взрослого человека в том, чтобы жить, не более того.

Вера в Бога позволяет подойти к вопросу предназначения более торжественно, хотя и не более креативно. Если вы верите в Бога - вам в целом повезло: берете Библию и получаете утешающие ответы на все вопросы бытия.

Если вам не подходит ни первая, ни вторая модель, вы вольны выбирать самостоятельно. Разумеется, детерминистская модель говорит о том, что вы ничего не выберете, ваши убеждения предопределены, а выбор предназначения осуществляется не вами, но законами физики. Однако принятие этого во внимание позволяет чувствовать себя спокойнее, поскольку в такой ситуации неправильный ответ на вопрос о предназначении попросту невозможен. Все, что вы делаете со своей жизнью, - единственно правильный вариант, поскольку он единственно возможный. Так что будьте увереннее и реализовывайте то предназначение, которое можете и которое вам по нраву.

Здравствуйте.Мне 16 лет.Я учусь в 11 классе. Моя проблема в том, что я ничего не хочу.Совсем.У меня нет увлечений, мне ничего не нравится.А следовательно, я не знаю на кого пойти учиться.Раньше, выбирая профессию, я искала самый лучший вариант в плане зарплаты(чем выше зарплата, тем больше меня манила эта специальность). Сначала я хотела быть врачом, но потом поняла, что не люблю работать с людьми, и почему-то возненавидела эту профессию, потом я захотела стать юристом, но все равно сомневалась.И несмотря на это, я решила сдавать ЕГЭ по истории и обществознанию.Но я опять передумала, так как меня пугает эта работа(мне рассказывали, что после проигранного дела одного юриста зарезали вместе с семьей.Да, да, я еще и труслива).В конце 10-го класса я зачем-то выбрала еще профильную математику(вообще я надеялась пойти на программиста, но там мне ничего не светит).Перенеся во время летних каникул тяжёлую депрессию(я до сих пор в ней, если честно) я поняла, что меня ничего не привлекает, стала бояться людей. Хоть я и хочу любить свою работу и работать не с горем пополам Я НЕ ЗНАЮ НА КОГО ПОЙТИ УЧИТЬСЯ. Даже если я пойду куда-нибудь, я боюсь, что потом не буду работать по специальности.Все мои одноклассники уже определились,они ходят счастливые.А у меня нет цели в жизни. Я не знаю что делать после школы.Эта мысль меня угнетает.У меня нет никаких талантов, природа меня даже внешностью обделила.Я очень нервная и депрессивная, а также с низкой самооценкой. И к тому же, всю жизнь без друзей.Я не хочу сидеть на шее у родителей.Однако замуж выходить я тоже не хочу.Я не знаю как жить, кем стать.Я не знаю чего хочу.Попытки суицида были, да.Но во время депрессии.Меня в последнее время ничего не радует.Мать говорит мне, что это все из-за того, что я ленива(и ведь не поспоришь)Хотя учусь я хорошо, и поручения, которые мне дают я выполняю вовремя.Хочется просто лечь и не проснуться.Спасибо за внимание.
Поддержите сайт:

Ашура, возраст: 16 / 05.09.2017

Отклики:

Не парься это временно, и сомнения, и нежелание, все это пройдет, может к концу года ты лучше всех будешь видеть кем хочешь стать.

Серж, возраст: 35 / 05.09.2017

Привет!
у меня есть подруга которая живет в Германии, у неё есть ребёнок, и когда Ее кто то просил, куда пойдёт твой ребёнок учится после школы, она с недоумением посмотрела и сказала: - как куда? Я без понятия! Пускай прогуляет после школы, попробует себя в разных вариациях, поездит, посмотрит на людей и тогда в осознанном возрасте уже точно сама решит! Это правда) в Европе немного по-другому смотрят на образование да и на жизнь в целом! Чтоб знать чего ты хочешь, надо попробовать, посмотреть, лучше всего куда то съездить, общаться, узнавать, читать! Сейчас много информации, много интересных и забытых ремёсел) я Архитекор, сейчас в декрете, но люблю эту профессию, думаю над керамикой, может стоит Ее изучить, а может и нет, мне 27 и я до сих пор не знаю кем буду когда вырасту)
И не обязатель быть верным одной профессии всю жизнь, можно всю жизнь что то пробовать и учится новому!
А вдруг ты решишь, то делать все чтоб твоя мечта стала реальностью, а не просто Мечтать, и тогда точно все сбудется! Мы всегда получаем то, чего хотим! Главное захотеть)

Алена, возраст: 27 / 06.09.2017

Здравствуйте. Что же страшного в том, чтоб работать не по специальности. К счастью, в нашей стране это возможно, наличие любого высшего образования открывает двери к разным сферам, ну конечно, если это не что-то узко-профильное, такое как медицина. Поэтому не унывайте! Тем более учитесь хорошо, это здорово. Успехов!

Ирина, возраст: 29 / 06.09.2017

Привет, вот прочитала и подумала, что это я могла такое написать в 10-11 классе)). Очень похоже на меня меня. В итоге пошла получать экономическое образование - так как, казалось, что особых наклоностей и талантов это не требует. Если вкратце, то просто после института поработала в нескольких местах и стала лучше понимать что мне больше подходит (оказалось, что вносить информацию в программы, работать с документами). Короче без работы не осталась, нашла себе применение. Попробуй все-таки потихоньку какие-то еще курсы - хоть маникюр делать, хоть делопроизводства для секретарей, хоть язык какой-нибуть, хоть подработку какую-нибудь найди - просто быстрее начнешь понимать, к чему ты более склонна + дополнительные навыки никогда не будут лишними + познакомишься с новыми людьми - кто-то, наверняка, станет твоим другом. Не комплексуй, начинай потихоньку шевелиться. Ты обязательно начнешь лучше себя понимать, лучше общаться с другими людьми и приобретешь друзей.

Елена, возраст: 34 / 07.09.2017

Если ты находишься в депрессии, то нет радости, да и вообще скупость эмоций, некая заторможенность мешают просто существовать. В таком состоянии невозможно адекватно определить или хотя бы найти таланты, возможности. Вряд ли твой мозг думает на обычный лад. Поэтому советую обратиться к психотерапевту, возможно потребуются антидепрессанты. С другой стороны, я допускаю, что родители не воспринимают твое состояние всерьез, так что тут стоит основательно поговорить с ними.
Искренне желаю успехов!

Судзурин, возраст: 20 / 09.09.2017

Привет!Очень тебе сочувствую.Понимаю,как тяжело,когда не можешь выбрать будущую профессию.Но ты только не отчаивайся.Ведь профессий очень много и возможностей у тебя тоже достаточно.Критерий зарплаты необходим,но он не должен быть главенствующим.Если тебе так тяжело выбрать профессию,выбери что-нибудь нейтральное,что не будет потом тебя раздражать всю жизнь...И ещё ты можешь выбрать себе профессию в соответствии с ближайшими институтами.Попробуй ещё раз хорошо взвесить все плюсы и минусы учебных заведений,которые находятся поблизости.И не огорчайся так.Я тоже очень долго не знала на кого пойду учиться дальше.Твои одноклассники всё это очень рано решили и ещё могут передумать...А ты пока подумай обстоятельно и обязательно придёшь к решению)Если боишься,что не сможешь работать по специальности,ищи такую,которая однозначно востребована)У тебя есть таланты,потому что людей без талантов не бывает.И из-за внешности не огорчайся,думаю,в твоей внешности всё равно есть какая-то изюминка) почитай здесь)И на маму не обижайся,она всё равно тебя любит)
Советую тебе попробовать обратиться к Богу)Господь тебя очень любит и никогда не оставит)Бог может вытащить из любой депрессии,правда)Обращайся к Нему за помощью почаще и увидишь,как твоя жизнь изменится к лучшему)Я желаю тебе обретения смысла жизни,побольше терпения и сил,хороших отношений в семье,успехов в учёбе,крепкого здоровья,всегда хорошего настроения,счастья,побольше любви,радости и мира в жизни и всего самого наилучшего!Держись,Бог тебе поможет!Ангела тебе Хранителя!

Анастасия, возраст: 19 / 11.09.2017


Предыдущая просьба Следующая просьба
Вернуться в начало раздела



Последние просьбы о помощи
18.02.2019
Меня снова бросили. Думаю свести счеты с жизнью.
18.02.2019
В последнее время стал часто думать о суициде... Мне сделали операцию и я не выхожу с дома, отвык от социума, боюсь не сдать ЕГЭ.
18.02.2019
Хочу кончить себя. Не для кого жить.
Читать другие просьбы

Самому трудно разобраться, если даже интересов много. Ведь нужно знать, какие бывают профессии: что делает человек, с каким объектом он работает и какие требования предъявляет данная профессия к человеку. Вот это и нужно знать при выборе профессии.

По правде сказать, для каждого из нас есть штук десять подходящих и приятных профессий. Но десятью путями не пойдёшь: надо выбрать самую приятную и самую подходящую профессию.

От чего же зависит выбор профессии?

Тут мы вам Америку не откроем. Выбор профессии зависит от интересов, способностей, ценностей выбирающего человека, возраста, материальных возможностей и планов семьи, от места жительства. Но даже если вы всё это знаете про себя, что же делать с этими знаниями? И как понять, на какую профессию они указывают? Есть два пути: пробовать самому ставить себе диагноз или довериться мне.

Как выбрать профессию самому

Попробуйте пройти тесты. Есть профориентационные тесты и есть тесты на профессии . Пробуйте то и другое. Есть методика 7 шагов для выбора профессии . Она не тест, но помогает разобраться в своих желаниях. Можно, наконец слушать интервью с профессионалами, читать книги о профессиях и даже пробовать поработать на каникулах в какой-нибудь компании и внимательно присматриваться, что там делают люди. И всё это очень может помочь, но если не помогло, то помогу я.

error: