Ладога год основания города. Старая ладога

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Скандинавское название Ладоги - Альдейгья, Альдейгьюборг (др.-сканд. Aldeigja, Aldeigjuborg ), первое письменное упоминание которого в исходной форме др.-сканд. Aldeigjar встречается в поэме «Bandadrapa» Эйольва Дадаскальда (швед. ) , сочинённой около 1010 г. в честь ярла Эйрика .

    Название Ладога носит река, озеро и город. При этом до последнего времени не было вполне ясно, какое из названий является первичным. Название города выводили от наименования Ладожского озера (из фин. *aaldokas, aallokas «волнующийся» - от aalto «волна»), или от названия реки Ладога (ныне Ладожка , из фин. *Alode-joki , где alode, aloe - «низкая местность» и jok(k)i - «река»).

    История

    На территории села в 2015 году была найдена стоянка древнего человека эпохи неолита , датируемая третьим тысячелетием до нашей эры .

    После бурения на Земляном городище под культурным слоем толщиной 4 м выявлены маломощный торфяник и отложения ладожской трансгрессии. Около 2000 лет назад уровень воды в Волхове опустился ниже 10 м абс. высоты. Территория будущей Старой Ладоги стала пригодна для заселения после дальнейшего снижения уровня воды не ранее середины I тысячелетия .

    Под Земляным городищем распашка поверхности производилась на раскопе 4 не позднее или несколько ранее VI века, а на раскопе 3 - начиная со второй половины VII века - первой половины VIII века. Земледелие первых ладожан подтверждается находками зёрен пшеницы, ржи, ячменя, проса и конопли . Предположительно VII веком датируется гребень эпохи Меровингов , найденный в Старой Ладоге в 2013 году . Зачаточное поселение могло возникнуть на Земляном городище около 700 года или даже ранее .

    В I ярусе три жилища каркасно-столбовой конструкции (т. н. «большие дома») с очагом в центре имеют древнейшую дендродату 753 год . Производственные и судоремонтные мастерские на Земляном городище построены, вероятно, выходцами из Северной Европы. Раскопки показывают, что первое поселение в Ладоге было основано и первоначально заселено предположительно скандинавами (по мнению Е. А. Рябинина - готландцами) .

    В первой половине 750-х годов в низовьях Волхова появились скандинавские поселения, но на рубеже 760-770 годов викингов вытеснили славяне .

    Первое поселение состояло из нескольких построек столбовой конструкции, имеющей аналоги в Северной Европе, и было поставлено в 2 км к югу от Любшанской крепости , основанной представителями оригинальной славянской культуры среднеевропейского происхождения . Площадь первоначального Староладожского поселения не превышала 2-4 га . Именно тогда в регионе пересеклись интересы древних славян, древних германцев и местных финно-прибалтов. В слоях VIII века при раскопках обнаружен целый производственный комплекс. В этот период поселение уже торгует с местными племенами. В сгоревшем амбаре из слоёв VIII века найдены зёрна пшеницы: 80 % это пшеница-двузернянкя (полба), 20 % - мягкая пшеница. В Скандинавии полбу никогда не выращивали, к тому же староладожская полба резко отличается от европейской, но морфологически близка к поволжской полбе .

    В 760-е годы ладожское поселение было разрушено представителями раннеславянской культуры с Юго-Запада: Днепровского Левобережья или Поднестровья, Подунавья, верховьев Днепра, Западной Двины или Волги (аналогичной пражской , пеньковской или колочинской культурам) и застроено домами срубной конструкции . Отмечено отсутствие преемственности между первыми обитателями Ладоги и последующим населением, имевшим иные культурные традиции. В Ладоге, как и в других местах на северо-западе Руси (Изборске , Камно , Рыуге , Пскове) в VIII-IX веках получили распространение литейные формочки из известняка в результате возрождения моды на подобные украшения, выработанные в пражской культуре ранних славян на рубеже VI-VII веков .

    Судя по имеющимся данным о многообразии и размахе связей, Ладога стояла в одном ряду с такими торгово-ремесленными центрами Скандобалтии, как Хедебю и Рибе в Ютландии , Каупанг в Норвегии , Павикен на Готланде , Бирка в Швеции , Ральсвик , Волин (город) и другие на юге Балтики .

    Как показывают археологические свидетельства, большинство ладожан занимались не торговлей, а земледелием и ремёслами .

    С 780-х годов в Ладоге по арабской низкотемпературной технологии варились бусы. «Глазки», то есть глазчатые бусы, - первые русские деньги. За них ладожане скупали пушнину. А пушнину продавали арабским купцам за полновесные серебряные дирхемы . К 786 году относится первый клад арабских дирхемов, найденный в Ладоге. Арабский путешественник X века утверждает, что за один стеклянный «глазок» можно было купить раба или рабыню .

    В VIII-IX веках численность населения Ладоги составляла от нескольких десятков до 200 человек. В IX веке Старая Ладога располагалась на небольшом участке Земляного городища . Данное поселение просуществовало до конца 830-х годов и было захвачено варягами , возможно под предводительством конунга свеев Эйрика (умер около 871 г.) .

    Из горизонта Е2 известна литейная форма двурогой подвески в виде пельты (840-855 года). Подобные украшения происходят из Великой Моравии и найдены также в Чернигове , на Княжей горе под Киевом, в Галиче , в Словакии и Болгарии .

    Около 840 года поселение постигла катастрофа в результате вражеского вторжения. В период около 840 - около 865 годов, значительная часть поселения превращается в пустырь. Другая часть отстраивается в скандинавских традициях североевропейского халле. Норманнское население привносит свои традиции (молоточки Тора и др.) .

    Далее Ладога была торгово-ремесленным поселением, которое в очередной раз разрушили в 860-е годы в результате междоусобных войн, о которых упоминает ПВЛ . После зафиксированного на стыке ладожских горизонтов Е2-Е1 тотального пожара, происшедшего ок. 860 года, примерно на десятилетие, прерывается поступление серебра на остров Готланд и в Швецию . Не позднее 865-го года поселение вновь подвергается полнейшему разгрому. Среди находок этого периода (865-890-е) присутствуют как вещи североевропейского круга древностей эпохи викингов, так и предметы круга древностей лесной зоны Восточной Европы. Можно уверенно констатировать, что в это время в Ладоге проживают разные этнокультурные коллективы, среди которых отчётливо выделяются скандинавы. .

    Примерно в 870-е годы в Старой Ладоге на месте впадения реки Ладожка в Волхов была построена первая деревянная крепость . В слоях последней четверти IX века были обнаружены остатки бронзолитейной мастерской. В итоге Ладога из небольшого торгово-ремесленного поселения развивается в типичный древнерусский город площадью 12 га. С начала 870 годов поступление серебра из Восточной Европы в Скандинавию было устойчивым и равномерным, при этом до конца X века нет сведений о нападениях викингов на Ладогу .

    Плотность застройки Земляного городища на уровне VI (ок. 865-890 годы) и VII (890-920 годы) ярусов значительно ниже, чем в предыдущие десятилетия . На рубеже IX-X веков, вместо деревянных укреплений была возведена каменная крепость, подобная западноевропейским оборонительным сооружениям того времени . По данным дендрохронологии в 881 году строится так называемый «большой дом», данный дом (как и ряд других таких же домов) как таковым большим домом в североевропейском и скандинавском смысле не является, это просто усадьба крупнее всех остальных, являющаяся одной из первых построек подобного типа типичных для всей древней Новгородской земли .

    По краниометрическим признакам антропологами выявлено морфологическое сходство ладожан с материалом из 5 могильников ливов , расположенных в бассейнах рек Гауя и Даугава и из могильника Сиксали на юго-востоке Эстонии. Предполагавшееся сходство погребённых на Земляном городище и в курганах Шестовиц не подтверждается по данным t-критерия Стьюдента . Этническую принадлежность средневековых групп населения методами антропологии определить нельзя .

    … и придоша къ словѣномъ первое · и срубиша городъ Ладогѫ и сѣде въ Ладозѣ старѣишии Рюрикъ …

    Хотя в других вариантах рассказа говорится, что он сел княжить в Новгороде . Отсюда версия, что Ладога была первой столицей Руси (точнее, местом княжения Рюрика с 862 по 864 год). Археологические исследования, проводимые в Старой Ладоге (руководитель - А. Н. Кирпичников), доказывают тесные контакты ильменских словен, финно-угорских племён и норманнов (урман) в этом районе в IX−X веках.

    На Варяжской улице в слоях первой четверти X века были найдены фрагменты керамики с росписью люсгром, относящиеся к самому раннему (месопотамскому (самаррскому)) этапу производства этой ближневосточной посуды . В слоях X века был обнаружен берестяной свиток с изображением ладьи .

    Город был важным пунктом на торговом пути «из варяг в греки» . По Новгородской летописи в Ладоге находится могила Вещего Олега (по киевской версии, его могила находится в Киеве на горе Щекавице).

    Въ лѣт̑ · ҂ѕ҃ · х҃ · к҃ · д҃
    […]
    Том же лѣтѣ Павьлъ · посадникъ ладожьскыи · заложи Ладогу городъ камянъ

    В результате изменения системы городского землепользования и проведения планировочных работ, строительства в 1153 году каменного собора Св. Климента, в XI-XII веках в Ладоге значительно снизилась частота пожаров и произошло сокращение площади рудеральных местообитаний (сорных растений) .

    В 1718 году в Ладожский Успенский монастырь переведена из Суздаля первая жена Петра I - Евдокия Лопухина .

    В 1719 году Старая Ладога вошла в состав Новгородской провинции (была образована в составе Санкт-Петербургской губернии).

    В 1727 году Староладожский уезд Новгородской провинции был включён в состав новой Новгородской губернии .

    В 1770 году Староладожский уезд был упразднён.

    СТАРАЯ ЛАДОГА - слобода принадлежит Новоладожским купцам и мещанам, число жителей по ревизии: 54 м п., 62 ж. п.
    В ней церкви каменные: а) Во имя Святого Великомученика Георгия. б) Девичий монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы. в) Упразднённая церковь во имя Св. Предтечи Иоанна. г) Монастырь во имя Св. Николая Чудотворца. (1838 год) .

    СТАРАЯ ЛАДОГА - селение Новоладожских мещан, по просёлочной дороге, число дворов - 30, число душ - 57 м п. (1856 год)

    СТАРАЯ ЛАДОГА - село мещанское, при реках Волхове и Ладожке, 43 двора, жителей 103 м п., 264 ж. п.;
    Церквей православных 4. Монастырей 2. Развалины крепости называемой Рюриковою. (1862 год)

    В XIX веке село административно относилось к Михайловской волости 1-го стана Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии, в начале XX века - 2-го стана.

    С 1917 по 1919 год село Старая Ладога входило в состав Староладожского сельсовета Михайловской волости Новоладожского уезда.

    С апреля 1919 года, в состав Октябрьской волости Волховского уезда . С ноября 1919 года село Старая Ладога учитывалось областными административными данными, как посёлок Старая Ладога .

    С 1927 года, в составе Волховского района .

    По данным 1933 года деревня Старая Ладога являлась административным центром Староладожского сельсовета Волховского района, в который входили 17 населённых пунктов, деревни: Ахматова Гора, Валеши, Зелёная Долина, Ивановка, Каменка, Киндерево, Княщина, Лыткино, Местовка, Макинкина, Межумошье, Неважи, Окулово, Подол, Подмонастырская Слобода, Старая Ладога , Трусово, общей численностью населения 2312 человек .

    По данным 1936 года в состав Староладожского сельсовета с центром в посёлке Старая Ладога входили 15 населённых пунктов, 410 хозяйств и 13 колхозов .

    В 1961 году население Старой Ладоги составляло 1059 человек .

    По административным данным 1973 года в селе располагалась центральная усадьба совхоза «Волховский» . В 1997 году в селе проживали 2457 человек, в 2002 году - 2182 человека (русские - 95 %) .

    В 2003 году широко проводилось празднование 1250-летия Старой Ладоги как «древней столицы Северной Руси », которое освещалось прессой и привлекло внимание властей. Российский президент Владимир Путин издал указ по подготовке и проведению юбилея и дважды посетил Старую Ладогу .

    География

    Село расположено в северной части района на левом берегу реки Волхов , в 8 км к северу от административного центра района - города Волхова .

    Через него проходит региональная автодорога А115 Новая Ладога - Волхов - Кириши - Зуево .

    Культура и искусство

    Первым изображением Старой Ладоги была гравюра Адама Олеария , посетившего город в 1634 году, в качестве секретаря посольства Фридриха III к царю Михаилу Фёдоровичу . Русских художников XIX-XX веков Старая Ладога привлекала своими романтическими видами берегов древнего Волхова, церквями, монастырями и величественными курганами. Недалеко от села находилась усадьба «Успенское» Алексея Томилова, бывшая в XIX веке местным очагом культуры. Здесь бывали художники И. К. Айвазовский , О. А. Кипренский , А. О. Орловский , А. Г. Венецианов , И. А. Иванов и другие . В 1844 году в деревне Лопино , расположенной напротив крепости на другом берегу Волхова, в крестьянской семье родился В. М. Максимов , будущий академик живописи и художник-передвижник, писавший картины из жизни и быта крестьян. Здесь же в 1911 году он был похоронен.

    Летом 1899 года в Старой Ладоге писал этюды с натуры Николай Рерих . «Взбираемся на бугор, - писал Рерих о своих впечатлениях, - и перед нами один из лучших русских пейзажей » . Здесь бывали В. А. Серов , К. А. Коровин , Б. М. Кустодиев . В 1924-1926 годах в Старой Ладоге неоднократно бывал А. Н. Самохвалов , участвовавший в подготовительных работах по реставрации Георгиевского собора . По признанию художника, этот опыт многому его научил, помог понять, как композиционное слияние образов монументальной живописи и архитектурных форм «создавало пафос полифонического звучания всего комплекса воздействующих элементов » . Результатом этих поездок стали также пейзаж «Старая Ладога» (1924) и картина «Семья рыбака» (1926, ГРМ) .

    В феврале 1945 года решением Леноблисполкома на баланс Художественного фонда для организации творческой базы ленинградских художников был передан Дом отдыха в Старой Ладоге (бывшее имение Шаховских, по имени последнего владельца князя Николая Ивановича Шаховского (1851-1937), тайного советника, члена Государственного банка России и его сына, Всеволода Николаевича (1874-1954), действительного статского советника, последнего министра торговли и промышленности (1915-1917) царской России, эмигрировавших во Францию в 1919 году) . В 1946 году начались работы по ремонту и строительству, которые растянулись на 15 лет .

    Уже с середины 1940-х в Старую Ладогу стали приезжать ленинградские художники. Для

    Старая Ладога - до 1704 г. - город Ладога. Село в Волховском районе Ленинградской области. Одно из древнейших поселений России, история которого насчитывает более 1250 лет, древняя столица Северной Руси. Расположено на левом берегу р. Волхов. От Москвы - по прямой - 567 км.

    Население на 2016 г. - 2 008 человек.

    Основан в 753 году.

    Единственный среди древнейших русских городов, история которого уходит далеко в прошлое, еще до появления собственно Руси.

    Древнейшие известные постройки - производственные и судоремонтные мастерские на Земляном городище, по данным дендрохронологии, воздвигнуты из брёвен, срубленных до 753 года.

    С 780-х годов в Ладоге по арабской низкотемпературной технологии варились бусы. "Глазки", то есть глазчатые бусы, — первые русские деньги. За них ладожане скупали пушнину. А пушнину продавали арабским купцам за полновесные серебряные дирхемы.

    Ладога была первоначальной резиденцией Рюрика и Олега, была несколько лет, а затем официальный политический центр Северной Руси был ими перенесен в предшественник Новгорода - Рюриково городище.

    Когда дочь шведского короля принцесса Ингигерда в 1019 году выходила замуж за новгородского князя Ярослава Мудрого, то в приданое получила город Альдейгьюборг (Старая Ладога) с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии.

    В 1116 году Ладожский посадник Павел заложил каменную крепость.

    Среди частых нападений шведов на Ладогу запомнилась героической обороной осада 1164 г. Тогда горожане сами сожгли свои дома на посаде и заперлись в крепости. Ладожане отбили штурм и, когда подоспела помощь из Новгорода, то погнали врага.

    Особо тяжело пришлось ладожанам в Смутное время. В 1610 г. Ладогу захватил французский наемник, находившийся на шведской службе Пьер Делавиль. На следующий год французов выбили, но осенью 1611 г. ее заняли шведы. Видимо, население массово покинуло город, потому что в источнике 1614 г. отмечалось, "русских людей в Ладоге никого нет".
    В 1617 г. по условиям Столбовского мирного договора шведы покинули Ладогу, но к этому времени она была полностью разорена.

    В 1704 году Пётр I основал в устье Волхова Новую Ладогу и переименовал Ладогу в "Старую Ладогу", лишив её статуса города и права иметь собственный герб, а многим ладожанам повелел переехать на жительство в Новую Ладогу. Трудно сказать, чем руководствовался Петр Алексеевич, возможно, нелюбовь к шведам сказалась.

    Единственное историческое событие политического характера случилось только в 1718 г., когда Ладожский Успенский монастырь стал местом заточения (до 1725 г.) для бывшей царицы и первой жены Петра I - Евдокии Федоровны Лопухиной.

    В начале XII века древнерусский летописец записал: “И сиде старейший в Ладоге Рюрик”, - датируя это событие 862 годом.


    Родился РЮРИК в 780 году, умер в 879.


    РЮРИК в себе соединил две славяно-русские линии; по линии отца - князя славян-бодричей Годлава (или Годослава) и по линии матери, Умилы - дочери новгородского князя Гостомысла.


    РЮРИК - потомок знаменитого новгородского князя Славена, создал новое государство - Русь.


    В середине IX века на территории Восточной Европы сложилось новое славянское государство вошедшее в историю под названием Русь.


    Вокруг стержня важного торгового пути "из варяг в греки" объединились восточнославянские племенные союзы, возникли и заняли доминирующие положение крупные города.

    Первой столицей Руси стал город Старая Ладога.


    Старая Ладога – древнейший город и крепость, основанная в 753 году, уже в середине IX в. была важным торгово-ремесленным центром, упоминаемым в летописных источниках. В наследии Старой Ладоги сконцентрировано двенадцать веков русской истории и искусства. Здесь сохранились около 160 памятников архитектуры, искусства и археологии.


    В 2002 году В. Путин подписал указ “О праздновании 1250-летия основания села Старая Ладога”, благодаря которому Старая Ладога получила статус экономической и культурной столицы Северной Руси.


    Исторически сложилось так, что матерью русских городов является Старая Ладога. Именно здесь, в этом селении (а тогда это был город Ладога) рождалась российская государственность, здесь пролегали мировые торговые пути “из варяг в греки”, “из варяг в арабы”, здесь встречались великие культуры Востока и Запада и здесь наше нынешнее государство становилось Россией.


    Именно здесь, по Волхову, по Ладоге северные народы торговали с югом - другого пути не было. И именно здесь зарождалась единая Россия. Указу Президента о праздновании 1250-летия Старой Ладоги предшествовал кропотливый труд историков и археологов, которые и доказали, что год основания Ладоги, определенный условно 753-м после исследования бревен, использовавшихся в строительстве города, можно назвать своеобразной точкой отсчета истории российской государственности.


    Место для города было очень удобным - Ладога была поставлена на берегу могучего Волхова, неподалеку от его впадения в Ладожское озеро. По одной из легенд название реки связано с прекрасным и мужественным князем Волхвом, сыном великого князя ильменских славян Словеном. Нынешний Волхов в старину именовали иногда Волховой. На старославянском языке “Волхв” означает “Ольха” и, значит, Волхов можно перевести как “Ольховая река”. До сих пор прибрежные воды своенравной и порожистой реки, берущей начало в озере Ильмень, осыпают сережки этих деревьев. Волхвами наши предки-язычники называли также магов и чародеев, служивших своим многочисленным богам.

    Среди богов встречались и женщины. Очень почитаемой была богиня плодородия Рожаница-Мать по имени Лада. Вот вам и еще одна из версий о происхождении имен озера, города, да и самой земли. Может быть, от корня “лад” проявилось это имя? Нашему славянскому уху оно привычно и любимо. Всегда приятнее жить в ладу с соседями, самим собой. В нашем обиходе часто встречаются слова “налаживать”, “ладить”, “ладушки”. А наши прабабушки к любимым мужьям обращались “Ладо”, а те своих возлюбленных, в свою очередь, называли “Ладами”.

    Есть еще несколько слов о происхождении названия Ладоги. Они - в легендах и преданиях, которые и поныне живут на нашей земле и передаются из поколение в поколение. Легендами окутывают исторические события, конкретных людей. И каждый из нас волен выбрать ту или иную в зависимости от наших интересов, взглядов и даже сиюминутного состояния души. Много еще тайн скрывает от нас ладожская земля: о нашем происхождении, о том, почему наши предки назывались “росами” или “русами”. История часто переписывалась в угоду правящей власти. Очень может быть, что нас еще удивят открытия российских историков и их зарубежных коллег. Именно Ладога дала новое имя озеру Нево, которое финны именовали Русским морем. Сегодня на всех картах мира это Ладожское озеро. И уж совершенно точным является то, что с начала своего возникновения Ладога стала центром многих славянских и финских племен. В ней наши предки встретились со скандинавами и другими жителями Европы. Это были ремесленники, воины, купцы, путешественники, переселенцы. Славянскую Ладогу можно справедливо назвать городом интернациональной культуры, городом, где практически никогда не возникали конфликты на почве национальных предрассудков. О том, что здесь встретились разные народы и культуры, убедительно доказывают находки как частных лиц, так и археологических экспедиций. Находили монеты-ракушки, серебряные монеты арабского происхождения VII-го века, т. е. еще дорюриковского периода. О процветании кузнечно-ювелирного искусства поведали находки 70-х годов XX века. В раскопе были обнаружены корабельные заклепки, женские украшения, ювелирные молоточки, наковаленки, клещи, - все это говорит о жизни цивилизованного общества. И это - тоже до прихода Рюрика в Ладогу!

    Труды археологов и историков убедительно доказывают, что именно от Ладоги двинулась Русь по водным артериям из “варяг в греки” и из “варяг в арабы”.

    Ладога стояла и стоит на том же месте, на которое в первом веке от Рождества Христова указал как на место будущего города св. Апостол Андрей Первозванный, путешествовавший по нашим землям. С городом на Волхове связаны имена многих изгнанных норвежских королей; здесь они находили гостеприимство и возможность подготовки к возврату короны.

    Доподлинно известно, что именно Рюрик заложит каменную крепость в Ладоге - мощное оборонительное сооружение. Крепость встала на мысе, где река Ладожка впадает в Волхов. До начала ХVIII века ее перестраивали и укрепляли. С XV века до середины XVIII века в ней существовал Георгиевский застенный мужской монастырь. Иноки монастыря были и воинами.

    Последний раз Ладожская крепость принимала участие в военных действиях в 1701 году. А после победы России в Северной войне она утратила военное значение. Крепость покинул гарнизон, и о ней почти на два века забыли. Интерес к Старой Ладоге, к ее памятникам возник в конце XIX века. Русское археологическое общество начало обследование древних строений. Археологические работы проводятся в Старой Ладоге и поныне. Каждое лето в маленьком теперь поселке работает экспедиция под руководством профессора А.Н. Кирпичникова. И каждый год открываются новые страницы истории нашей первой столицы.


    Урочище Сопки. Под самым большим курганом покоится родственник князя Рюрика - Олег. У нас он получил мистическую приставку - Вещий (может быть, она связана с его победами и с его прозорливостью). Он часто бывал на Ладоге. Сюда он пришел после победоносного завершения своего очередного, но, увы, последнего похода на Царьград. И здесь “принял смерть от коня своего”. Кудесники предрекли Олегу смерть не в бою и не от старости, а от любимого коня. Повелел князь отправить коня из Киева в Ладогу с приказом постоянно заботиться о любимом боевом соратнике, с которым участвовал не в одном сражении. Что было дальше, известно: по возвращении из похода, узнав, что конь умер, князь решил посмотреть на его останки, из черепа коня выползла змея и... “вскрикнул внезапно ужаленный князь”. Похоронили Олега Вещего на крутом берегу Волхова. Над местом захоронения поднялся огромный курган. Даже современные его размеры впечатляют. Рядом с этой могилой - еще несколько курганов, правда, меньших размеров. Там тоже лежат воины.

    Умирая в 879 году, Рюрик поручил Олегу воспитание своего малолетнего сына Игоря до его совершеннолетия. Маленького Игоря Олег держал в Ладоге. 32 года правления Русью князя Игоря Ладога поставляла ему воинов, деньги, снаряжение. Уже в очень серьезном возрасте у Игоря и Ольги в Ладоге появился сын Святослав, будущий великий воин Руси , осиротевший в детстве (всем нам известна участь князя Игоря и имя его вдовы Ольги, которая на время стала правительницей Руси при своем малолетнем сыне). В Ладоге Ольга готовила сына к будущему славному княжению, делясь собственным государственным опытом, рассказывая о предшественниках - Олеге и Рюрике.

    Неподалеку от могилы Олега начинаются лабиринты ладожских подземных ходов. Память народная утверждает, что в одной из дальних пещер на цепях в золотом гробу спит легендарный князь Рюрик. Что его пещера наполнена золотом и драгоценностями.

    Старая летопись гласит: когда-то племена, жившие на севере России, на территории современной Карелии и Ленинградской платили дань варягам. Но потом варягов выгнали. «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в . от тех варягов прозвалась Русская земля.»

    Если признать, что Рюрик правил в Ладоге, то он там не был чужеземецем, поскольку и Ладога не была славянским городом.

    Согласно древним скандинавским сагам, сохранившимся в Исландии, давным-давно в городе Асгард жил народ и предводителем у них был Один.(Знаменитый норвежский путешественник и исследователь .

    Одину было предсказано, что его потомство будет населять северную окраину он отправился в путь. Сначала он пришел в Гардарики (по мнению многих авторов Гардарики — это Карелия). Затем он отправился Страну Саксов, следом на остров Фюн и в Швецию. И во всех местах по пути своего следования он оставлял править своих потомков. Очевидно, эта легенда описывает происхождение северных германских племен и их появление на карте Европы. http://norse.ulver.com

    Обосновавшись в Гардарике (Карелии), потомки Одина основали новый народ – Русов. Л.Н. Гумилев писал «Для славян было бедствием соседство с древними русами, которые сделали своим промыслом набеги на соседей… Русы грабили своих соседей, убивали их мужчин, а захваченных в плен детей и женщин продавали купцам-работорговцам… Славяне селились небольшими группами в деревнях; обороняться от русов, оказавшихся жуткими разбойниками, им было трудно. Добычей становилось все ценное. А ценным тогда были меха, мед, воск и дети. Неравная борьба длилась долго и закончилась в пользу русов, когда к власти у них пришел Рюрик.» http://gumilevica.kulichki.net/R2R/r2r01.htm#r2r01chapter1

    Арабские источники сообщают, что русы жили на острове и нападали на славян. По одной из версий, подробно изложенной в книге Александра Шарымова «Предыстория Санкт-Петербурга. 1703 г. Книга исследований» — остров находился на Карельском перешейке. В ту пору это был остров, омываемый Ладогой, Вуоксой, Финским заливом. Поскольку остров русов находился на пути «из варяг в греки», русы играли решающую роль в торговле.

    Так что современную территорию Ленинградской области можно считать исконной землей племени русов, которые в Х веке одержали верх на восточными славянами.


    Что же касается Ладоги, то на ее долю пришлось первое зафиксированное в истории нападение «иностранных» варягов на Русь. После призвания Рюрика до конца X века скандинавы не нападали на северные области, предпочитая торговые связи. Однако, в 997 году эта традиция была нарушена.

    В Старой Ладоге остались следы крепостей начала IХ века. Это самые старые каменные сооружения в русской истории. Одна из крепостей была разрушена Тогда на Ладогу напал варяг Эрик Хоконссон, будущий норвежский король.

    После этого Ладога не раз оказывалась в центре военных конфликтов. Так, шведское войско осадило город в 1164 году. Ладожане сожгли посад и заперлись в каменном кремле, после чего послали за помощью в Новгород. Шведы попытались взять кремль приступом, но были отражены с большими потерями. Пришедшие на помощь новгородцы сняли осаду и выгнали шведов.

    На этом набеги на Ладогу не прекратились, она захватывалась и отвоевывалась несколько раз. Однако Ладога уже утратила значение как политический и экономический центр региона. Эта роль перешла к Великому Новгороду. И дальнейшая борьба обладание приладожскими землями происходила между Новгородской республикой и Шведским королевством.

    Поиск по сайту:

    История Старой Ладоги

    Другое (шведское) название Ладоги - Альдейгья (Aldeigjuborg, ранее - Aldeigja, предполож. от древне-финск. Alode-jogi - "низовье реки" или "нижняя река", откуда и др.-русск. Ладога). Древнейшие известные постройки - производственные и судоремонтные мастерские на Земляном городище, по данным дендрохронологии, воздвигнуты из брёвен, срубленных до 753 года и построены, вероятно, выходцами из Северной Европы. Раскопки показывают, что первое поселение в Ладоге было основано и первоначально заселено предположительно скандинавами (по мнению Е. Рябинина готландцами).

    Первое поселение состояло из нескольких построек столбовой конструкции, имеющей аналоги в Северной Европе. В 760-е г.г. оно было разрушено словенами и застроено домами срубной конструкции. Отмечено отсутствие преемственности между первыми обитателями Ладоги и последующим населением, имевшим иные культурные традиции. В этот период поселение уже торгует с местными племенами. Словенское поселение просуществовало до 830-х г.г. и было захвачено варягами.

    Далее Ладога была торгово-ремесленным поселением, которое в очередной раз разрушили в 860-е годы в результате междоусобных войн. Примерно в 870-е г.г. в Старой Ладоге была построена первая крепость, по конструкции сходная с соседней Любшанской крепостью, запустевшей в те же годы. В итоге Ладога из небольшого торгово-ремесленного поселения развивается в типичный древнерусский город.

    В одном из вариантов толкования «Повести временных лет» Ипатьевского списка древне-русской летописи, ладожане в 862 году в целях защиты своих земель от набегов пригласили на княжение варяга Рюрика:

    "И придоша к словенем первое и срубиша город Ладогу и седее старейшин в Ладоге Рюрик."

    Хотя в других вариантах прочтения говорится, что он сел княжить в Новгороде (Рюриково городище). Отсюда версия, что Ладога была первой столицей Руси (точнее, местом княжения Рюрика с 862 по 865 год). Археологические исследования, проводимые в Старой Ладоге (руководитель - Кирпичников, Анатолий Николаевич), доказывают тесные контакты словен, финно-угорских народов и норманнов (урмане) в этом районе в IX?X веках.

    Повесть временных лет - это не единственный источник, к которому нужно склоняться, например, Б.Д. Греков пишет, что Ладога не варяжское государство, а славянское, и именно Кривичей.

    Город был известен как часть пути «из варяг в греки».

    По Новгородской летописи в Ладоге находится могила Вещего Олега (по киевской версии, его могила находится в Киеве на горе Щековице).

    В 997 году на Ладогу нападал варяг Эрик Хоконссон, будущий норвежский король. Первая ладожская крепость, существовавшая более 100 лет, была разрушена. В сагах есть упоминание, что когда дочь шведского короля Олафа Шётконунга, принцесса Ингегерда в 1019 году выходила замуж за новгородского князя Ярослава Мудрого, то в приданое (вено) получила город Альдейгаборг (Старая Ладога) с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии (земли Ингегерды), а посадником (ярлом) Ладоги был назначен Регнвальд Ульвсон - ярл Вестра-Гёталанда (родственник Ингегерды по материнской линии). Ульв (Улеб) и Эйлив - сыновья Регнвальда. По скандинавским источникам, Эйлив стал ярлом (посадником) в Ладоге после смерти отца, а Улеб упомянут в летописи под 1032 годом как новгородский воевода.

    В 1116 году Ладожский посадник Павел заложил каменную крепость.

    Древняя Староладожская крепость, ставшая «сердцем» сегодняшней Старой Ладоги, стоит на месте впадения реки Елена/Ладожки в Волхов. Во времена Новгородской Руси была стратегически важным местом, потому что, это была единственная возможная гавань, где могли остановиться морские суда, не способные плавать по порогам Волхова.

    В 1142 году «князь свейский и бискуп пришед в 60 шнеках» - шведы нападают на Ладогу.

    После завершения русско-шведской войны 1590-1595, по Тявзинскому миру Ладога признана принадлежащей России и по Столбовскому миру, завершившему русско-шведскую войну 1613-1617, Швеция вернула России Ладогу.

    В 1703 году Пётр I основал в устье Волхова Новую Ладогу и переименовал Ладогу в «Старую Ладогу», лишив её статуса города и права иметь собственный герб, а многим ладожанам повелел переехать на жительство в Новую Ладогу. До этого события Ладога была центром Ладожского уезда Водской пятины Земли Новгородской.

    В 1718 году в Ладожский Успенский монастырь переведена из Суздаля первая жена Петра I - Евдокия Лопухина.

    В 2003 году проводилось празднование 1250-летия Старой Ладоги, которое освещалось прессой и привлекло внимание властей (российский президент Владимир Путин дважды посетил её).

error: