Крещение господне. Как и почему был составлен Символ веры? Протестантская теология крещения

ДОМОДЕДОВО, 19 января 2018, ДОМОДЕДОВСКИЕ ВЕСТИ - Праздник Богоявления или Крещения господня известен с глубокой древности. О двойном названии этого христианского торжества, святой воде, традициях, истории и происхождении Крещенских купаний рассказывает корреспондент издания «Домодедовские Вести» Александр Ильинский

Крещение или Богоявление - один из самых древних общехристианских праздников. Он восходит еще к апостольским временам. Упоминания о празднике относятся к памятнику христианской письменности II века Н Э - «Постановлениях и Правилах святых апостолов». Четыре или пять веков христиане в этот день вспоминали события Рождества Иисуса Христа и Крещения Христова в водах реки Иордан. Оба события говорят об одном и том же. Бог стал Человеком и вошел в человеческую историю. Отсюда древнее название праздника - Богоявление. Но в IV веке из одного праздника сделали два. Рождество стало отмечать в первый день зимнего Солнцестояния 25 декабря (7 января по Новому стилю), а Крещение Господне спустя двенадцать дней. Ныне церковное торжество Крещения в России отмечается 19 января по Новому стилю. Период между праздниками назван Святыми днями - Святками.

Крещенский сочельник и праздник Крещения Господня

Так же как праздник Рождества Христово, Крещение предваряет день строгого поста - Крещенский Сочельник. В этом году он приходится на четверг 18 января. С раннего утра православные христиане спешат в храм. Тут совершается особое длинное богослужение с чтением отрывков из Ветхого и Нового Завета, а также в первый раз освящается Крещенская вода. Освященная по особому Великому чину с чтением длинных молитв, эта вода считается Великой святыней и хранится в домах верующих целый год - до следующего праздника Крещения Господня. Пьют ее только натощак, предваряя молитвой. После богослужения православные стараются воздержаться от вкушения пищи «до первой звезды». Далее следует короткая трапеза из вареной крупы с медом и сухофруктами, которая называется «сочиво». После нее христиане отправляются на торжественное богослужение. Во многих храмах оно совершается, как и Рождественская служба - ночью. Но более распространена практика, когда Крещенская литургия служится с утра 19 января. После Божественной Литургии вновь совершается Великий чин освящения воды. Этот чин ничем не отличается от того, что совершался накануне. По сути, это одна и та же святыня: одна и та же Агиасма - Крещенская вода. Практика освящать Крещенскую воду дважды сложилась по причине желания раздать воду как можно большему числу христиан. Тот, кто не смог по каким-то причинам набрать святой воды в первый раз - мог это сделать во второй. Сейчас во всех храмах баки с освященной Крещенской водой стоят несколько дней после праздника. А потому каждый желающий имеет возможность взять ее в удобное для себя время без всякой суеты и спешки. Плата за святыню по традиции не взымается, это считается грехом.

Крещенские купания

Эта традиция является очень «русской». Действительно, когда люди окунаются на морозе в ледяную воду - в этом есть нечто богатырское! Если хотите, сам момент окунания в прорубь - свидетельство о вере: «я верю в Бога так, что способен на подвиг!». И это дорогого стоит! Но нельзя забывать, что Крещенское купание неотделимо от самого праздника Крещения Господня. Вопреки распространенному мнению, очищение от грехов Крещенское купание не приносит. Освободить от греха может только Исповедь и единство со Христом через Таинство Причащения. Тем более, нельзя лезть в прорубь в состоянии алкогольного опьянения - будете болеть, это проверено. Ведь исповедничество веры требует чистоты помыслов и трезвого восприятия жизни. На славянском языке это называется словом «трезвение».

Возникли Крещенские купания из многовекового церковного торжества. Дело в том, что раньше именно к празднику Богоявления было приурочено Таинство Крещения. Люди готовились к принятию Таинства месяцами. Их знакомили со Священным писанием, обучали вере, молитве и постепенно вводили в православное богослужение. Назывались такие люди «оглашенные» или «оглашаемые». Происходит этот термин от «гласных» то есть «громогласных», «общедоступных» бесед или лекций, которые посещали все, кто готовился к принятию христианской веры. Примеры циклов таких «огласительных бесед» оставили самые известные проповедники христианской церкви, такие как Василий Великий или Иоанн Златоуст. Со временем практика обучения вере стала семейной традицией христиан, которые из поколения в поколение росли верующими людьми. Но теперь, когда за семьдесят лет государственного атеизма эта традиция была потеряна, практика Огласительных бесед возвращается к нам снова. Должны же мы знать во что, а главное в Кого веруем! Вера должна быть осознанной! Именно поэтому в древности Таинство Крещения не было «личным делом» каждой отдельной семьи. Тогда редко крестили в «индивидуальном» порядке. Крещение становилось - общецерковным торжеством. Большим крестным ходом люди, которые прошли подготовку, во главе со священниками направлялись к водоемам или специальным бассейнам-баптистериям. Там в торжественной обстановке и совершалось Таинство Крещения. Отголоском этой практики и являются нынешние Крещенские купания. Они уже не несут никакой «сакральной» нагрузки, но являются яркой проповедью православия для неверующих людей. Еще бы, только сильный духом человек может ради своей веры окунуться в ледяную воду! Православие - религия сильных людей!

Иоанн Креститель

Праздник Крещения Господня называю еще Богоявлением. Что бы понять почему, следует обратиться к евангельскому повествованию.

Согласно тексту Евангелия от Матфея, событиям Крещения предшествовала проповедь последнего великого пророка Ветхого Завета - Иоанна Предтечи. Строгий аскет и пламенный проповедник, он обратился к народу с призывом о духовном переосмыслении жизни - покаянии. Интересно, что славянское слово «покаяние» составное. Оно как бы состоит из четырех отдельных слов: «пока-я-не-я». Это очень хорошо отражает смысл происходящей с человеком перемены: «Пока я - это не я, я еще не стал самим собой! Очисти меня от греха и скверны, Боже! Помоги найти истинное «я», которое не замутнено грехом и страстями!». Ведь только человек, который не замутнен грехом - внутренне свободен по-настоящему и способен воспринять Божественное Откровение. Такое переосмысление жизни и проповедовал Иоанн Предтеча. Зримым знаком человеческого покаяния Иоанн сделал ритуальное омовение в водах реки Иордан - крещение. Люди прилюдно каялись в своих неправедных поступках. А затем Иоанн, как бы в знак очищения от прошлых ошибок, погружал их с головой в воды реки. Это еще не было Таинством Крещения, каким мы его знаем теперь, но уже было его прообразом. Ведь Иоанн Предтеча говорил о необходимости покаяния перед скорым приходом Христа.

Проповедь Иоанна Предтечи вызвала самый широкий отклик в душе народа. Многие ощущали греховность и неправильность собственной жизни, а потому на берега Иордана потянулись сотни людей. Среди них были представители самых различных слоев населения и самых разных профессий. Аристократы и бедняки, сборщики налогов и солдаты, мужчины и женщины - все они желали достойно встретить приход грядущего Мессии и отречься от самого дурного и темного, что было в их душах. Но были и противники. Саддукеи и фарисеи - старые ревнители обрядового благочестия упрекали пророка в том, что он призывает делать людей то, к чему по букве Ветхозаветного закона должны были прибегать только закоренелые язычники. Они посчитали практику покаяния, которую проповедовал Иоанн Предтеча - оскорблением для народа, с которым Сам Бог заключил Свой Завет. Но Иоанн был непреклонен: грядут новые времена! А для нового времени требуется новая форма религиозности.

Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи, / Тройческое явися поклонение: / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленнаго Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся, Христе Боже, / и мир просвещей, слава Тебе.

При крещении Твоем во Иордане, Господи, / открылось поклонение Троице: / ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, / возлюбленным Тебя Сыном именуя, / и Дух в виде голубицы / подтверждал Его слова непреложность. / Явившийся Христе Боже / и мир просветивший, слава Тебе!

Два события Крещения Господня

Внезапно в шумящей толпе пророк увидел Человека, чей вид его поразил до глубин души. Как многие духовно одаренные люди, Иоанн отличался особым мистическим зрением. Перед Иоанном стоял совершенно безгрешный Человек. Им был Иисус Христос, Который тоже попросил Иоанна крестить Его. Трепету и даже ужасу пророка не было предела.


Явление Христа народу, Александр Иванов, 1857 г

«Мне надобно креститься от Тебя! - воскликнул пророк, - Как же Ты приходишь ко мне?»

«Так надлежит нам, - ответил Иисус, - исполнить всякую правду»

Безгрешный, Христос через Крещение не только входит в воды реки Иордан, Он словно входит в поток мутной человеческой истории что бы остаться в нем навсегда.

И тогда, согласно повествованиям евангелиста Луки:

«Отверзлось небо, и Дух Святой в телесном виде, как голубь сошел на Него. И был глас с небес, глаголющий: Ты - Сын Мой Возлюбленный! В Тебе Мое благоволение! »

Так в один день состоялось Крещение Иисуса Христа в водах реки Иордан и Теофания - Богоявление. В понятных для ограниченного человеческого сознания образах была явлена Пресвятая Троица. Бог Отец возгласил с небес, а Святой Дух - сошел в виде голубя на Бога Сына - Иисуса Христа. Так было засвидетельствовано, что Иисус Христос не просто Человек, но Сын Божий. Так в первый раз после событий Рождества всем людям явился Бог.

И сколько бы тысячелетий не прошло с момента Крещения Господня, этот день останется поворотным моментом человеческой истории. Отныне Бог становится не сторонним и далеким «наблюдателем» человеческих радостей и печалей. Во всей человечности Иисуса Христа Он входит в эти радости и печаль. Входит для того, что бы остаться с человеком рядом. Входит для того, что бы «отереть всякую слезу с очей человеческих» и повести каждого верующего в Свою Радость. И этой Радости, как сказано в Евангелии «не будет конца». Вот в чем смысл событий Крещения Господня и Богоявления.

С праздником, дорогие домодедовцы!

Александр Ильинский
Фото/иллюстрации - Явление Христа народу, Александр Иванов, 1857 г /Крещение, Аринский баптистерий в Равенне, Мозаика, 493 - 526 гг /Крещение, эпистилий темплона. Вторая половина XII века, Синай/ Крещение Христа, Андреа Вероккьо и Леонардо да Винчи, 1472 - 1475 гг/ Крещение, Пьетро Перуджино/ Крещение, Икона XV века, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия: Крещенское водосвятие, 1921 г, Борис Кустодиев
Домодедовские вести

Вечером, 18 января, начинается крещенский . Для верующих в православие крестьян, праздник Крещение - один из 12 больших религиозных праздников. Как и на , в крещенский Сочельник за столом собирается вся семья. Подаются лишь постные блюда. На столе обязательно должна присутствовать кутя - блюдо из риса, изюма и меда. Праздник Крещение Господне наступает 19 января. С 18-го на 19 января начинается водоосвящение. Вереницы верующих тянуться в храмы или к водоемам за святой водой, окунуться в купели или в проруби, чтобы смыть грехи. В этот день даже вода из под крана считается святой, и ей приписывают целебные свойства. Священники утверждают, что одной капли крещенской воды достаточно, чтобы освятить любое количество обычной воды.

Крещение – православный праздник, который сохранил свои обычаи и традиции в первозданном виде. По традиции праздника крещение, совершается крестный ход при большом скоплении народа на реку или ближайший крупный водоем, вырубается лунка в форме креста, и батюшка освящает воду. Купание в проруби смывает грехи и истинно верующий, согласно поверью, в течение года ничем не болеет. Погружаясь в воду, человек отрекается от дьявола и присягает в верности Христу, сочетается с духом святым.

Крещение - история праздника

Если оглянуться назад на Крещение, история праздника Богоявления – крещения господня, провела достаточно четкую черту между ветхим и новым заветом. Иван Златоуст писал: « Явление Господне не в тот день, когда он родился, а в тот день, когда он крестился». Крещение, это пожалуй, самое первое событие в публичной деятельности Иисуса Христа. Именно после него к Христу присоединились его первые ученики.

В наши дни праздник Крещение в некоторых местах приобрел языческий характер. Люди, далекие от православной религии, относятся к святой воде как к некому оберегу. Более того, в сочельник, вместо строго поста, кушают всякие яства и распивают спиртные напитки, что в принципе недопустимо для православного христианина. Согласно словам апостола Павла: «Благодать, которую нам даровал Бог, и приобщение к святыне, должны бережно храниться как можно дольше, что бы могли продолжать духовно расти».

Святой водой, взятой на Крещение, можно окроплять жилище. Окропляют щепотью руки, совершая крестообразные движения, начиная с правой стороны от входных дверей, двигаясь по часовой стрелке.

Цикл рождественских праздников заканчивается Крещением Господним. Это праздник, когда 30-летний Иисус крестился от Иоанна Предтечи в водах Иордана. Он обосновал одно из главных церковных таинств, через которое человек рождается заново во Христе. С тех пор крестившиеся получают прощение грехов и возрождаются для новой, духовной жизни.

В колядках упоминается о трех праздниках: Рождество Христово, Святого Василия и Крещение Господне. Приметы говорят, что в этот день нельзя ничего делать по дому, особенно запрещено брать в руки ножницы. Наши предки строго придерживались запретов и свято верили в приметы.

История праздника

19 января отмечают Крещение Господне. История праздника начинается со времен крещения Иисуса Христа в реке Иордан Во время таинства крещения с небес сошел Дух Святой.В честь явления Господа в полноте праздник принято называть Святым Богоявлением. провозглашал слова с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Моё благоволение», Сын крестился на земле, Дух Святой явился в виде голубя. В этот день Иисус Христос начал служить людям и проповедовать.

С той поры вода считается символом очищения. На праздник совершается крестный ход, в христианских церквях, на реках, озерах совершают обряд водосвятия. Считается, кто трижды окунется в иорданскую воду в проруби, тот весь год болеть не будет.

Волшебные свойства крещенской воды

18 и 19 января христиане идут в церковь, чтобы помолиться и набрать иорданской воды. Необходимо, чтобы в доме постоянно была священная вода, желательно каждую молитву с нее начинать. Приметы на Крещение Господне говорят, что если умывать иорданской водой детей, они будут расти здоровыми и счастливыми. Ею окропляют жилище, дают домашним животным, чтоб приплод был хорошим. Она улучшает настроение, избавляет от беспокойства, лечит раны телесные и душевные. Девушки умываются, чтобы быть красивыми.

Священник обходит дома прихожан, чтобы с помощью молитвы и воды очистить от всякой нечистой силы и благословить. Не к добру запереть дверь перед ним. Как встретить Крещение Господне, не получив от него благословения для семьи и дома? Считалось, что такую семью целый год будут сопровождать неприятности.

Купание в проруби

Утром 19 января существует традиция купания в проруби, которую вырезали в форме креста в канун праздника. Сам же крест устанавливали рядом. Иногда его украшали еловыми или сосновыми ветками. А также поливали свекольным соком, окрашивая в красный цвет, что символизировало огонь. На Крещение приметы и поверья гласят, что в эти дни происходит двойное очищение - огнем и водой.

Врачи - сторонники того, чтобы купались в проруби только здоровые люди. Делать это нужно правильно. Следует взять с собой большое полотенце, сменную одежду и обувь, шапку.

Не рекомендуется принимать участие в крещенском купании людям, склонным к следующим болезням: ожирению, аритмии, гипертонии, болезням дыхательных путей, репродуктивной системы. Запрещено купаться во время женских дней.

Приметы, связанные с купелью

Строгих ограничений и регламентов относительно купания в Иорданской воде нет. Правильно опускаться в воду, смотря на восток, и ни в коем случае не поворачивать голову на запад. Согласно поверьям, восток - место Бога и добра, запад - сторона дьявола и зла. Опускание в воду лицом в эту сторону приравнивается к сделке с нечистой силой.

Нырять в прорубь женщинам нужно в рубашке. Приметы на Крещение Господне объясняют это тем, чтобы уберечь себя от чужих грехов, которые могут смыться с одних и пристать к другим телам. Женщины должны быть с покрытой головой, мужчины, наоборот, без головных уборов.

Перекрестившись, зайти в воду по грудь. Символичным считается тройное окунание в воду с верой и молитвой. Это делается во имя Отца, Сына и Святого Духа. После проделанного нужно сразу выйти на берег, насухо растереться полотенцем, одеться, выпить горячего чая с медом, заранее принесенного в термосе. Категорически противопоказаны спиртные напитки.

Крещенское меню

Празднование начинается 18 января. Надвечерье называется Крещенским сочельником. В народе его называют Голодной или Бедной кутьей.

Дождавшись первой звезды, вся семья собирается за столом на ужин, придерживаясь строгого поста весь день. На стол накрывают 12 блюд, основное - кутья (сочиво). Отсюда название вечера - Крещенский Сочельник. Это каша, приготовленная из цельной пшеницы, которая символизирует богатство, щедрость будущего урожая, единство и благополучие в семье. Именно с кутьей связаны приметы на Крещение - 19 января. Если она получится вкусной, жизнь будет легкой и сладкой. Пригоревшая каша свидетельствует о неприятностях в этом году.

Варили ее с особой любовью и молитвой. В кутью добавляли символичные ингредиенты: мед для сладкой жизни, мак, который с давних времен отгонял нечистую силу, орешки, чтобы жизненные трудности преодолевались легко, изюм для изобилия в доме. Ни в коем случае нельзя выбрасывать кутью, лучше отдать птицам или домашним животным.

На стол подавались также вареники с картошкой и капустой, голубцы с пшеном, рыба, грибная юшка, блины, узвар - компот из сушки.

А 19 января накрывается богатый стол с различными блюдами, мясными запеканками, колбасами, холодцом, выпечкой. Начинать праздничную трапезу рекомендуется с молитвы и священной воды.

Приметы и поверья, связанные с Крещением

В народе считалось: как встретить Крещение Господне, так и год пройдет. Если в посту, молитве и послушании провести 18 января, принять участие в крестном ходе 19 января, искупаться в проруби, очистившись иорданской водой, то Господнее благословение не покинет весь год.

На Крещение приметы и поверья наполнены мистическим смыслом, связаны с потусторонними силами. Согласно преданиям, это время разгула бесовской силы, которая старается проникнуть в дом в любом образе и подобии.

Люди всяческими способами старались защитить себя от нечистой силы. Для этого на дверях и окнах рисовали кресты мелом, ставили в доме букет из прошлогодней цельной пшеницы, под скатерть на четыре угла клали зубки чеснока, добавляли мак в кутью.

Крещенский "гидрометцентр"

На Крещение Господне приметы связаны с явлениями природы и погодными условиями:

  1. Если погода ясная и холодная - быть засушливому лету, а свежая и пасмурная пророчит богатый урожай.
  2. Южный ветер принесет грозовое лето.
  3. Какая погода 19 января, таким будет начало следующей зимы.
  4. Полнолуние в крещенскую ночь означало возможные паводки весной.
  5. Звездное небо предрекало сухое лето и обильный урожай ягод.
  6. Снег во время окунания в прорубь пророчил высокий урожай хлеба.

Мудрость народная

Люди наблюдали за тем, что их больше всего волновало. На Крещение Господне приметы связаны с бытом:

  1. Если напоить священной водой всех домашних животных - они принесут хороший приплод.
  2. В этот день не принято кормить кур - к плохому урожаю.
  3. Три дня после Крещения нельзя полоскать белье. Вода считается в эти дни священной, и ее нельзя осквернять грязным бельем.
  4. Если стирать в эти дни - будут болеть руки.
  5. Если в саду имелось фруктовое дерево, которое не родило, к нему приходили со священной водой, поливали, чтобы исцелить его. Считалось, что начнет плодоносить.
  6. 19 января обещает ему счастливую жизнь и Господнее благословение.

Крещенские гадания

Правду ли говорят приметы на Крещение - 19 января? Каждый может проверить на себе. Но с давних времен ночь с 18 на 19 января (Крещенский вечерок) считалась самой подходящей для гаданий.

Чтобы проверить, насколько богатым будет год, нужно взять три тарелки и монетку. В этом гадании нужен помощник, который поставит монетку под одну из тарелок. Угадывание с первого раза того, где спрятаны деньги, пророчит богатую беззаботную жизнь. Если со второго раза - больших денежных проблем тоже не будет. А если трижды не угадать, то придется попотеть, чтобы заработать на проживание.

Нагадать судьбу могут 6 рюмочек. В каждую из них надо положить вещь, которая что-то символизирует: сахар - это сладкая жизнь, соль - печаль, монетка - богатство, кусок хлеба - достаток, горошина - рождение ребенка, кольцо - замужество. Выбор определяет события в году.

Самое мистическое и трепетное гадание с зеркалом и свечами. На стол поставить посуду с водой, с трех сторон - зажечь свечи. За графином - зеркало, всматриваясь в которое можно увидеть будущее.

На Крещение Господне приметы говорят, что девушки могут увидеть будущего мужа. Для этого нужно налить в стакан ¾ воды, на дно опустить кольцо, положив его точно по центру, и внимательно всмотреться.

Чтобы увидеть во сне суженого, нужно вечером съесть что-либо соленое. Укладываясь спать, обратиться к будущему жениху: «Суженый-ряженый, принеси мне воды попить». Кто приснится, с тем жить суждено.

Дорога в счастливую семейную жизнь

Все гадания связаны с желанием девушек удачно выйти замуж. Каждой хотелось хорошего жениха, красивой свадьбы и счастливой жизни. Чтобы повезло с мужем, девушки старались придерживаться строгого поста.

Парни, искупавшись в проруби, напившись священной воды, собирались свататься. Если парой запланирована свадьба на Крещение, приметы пророчат молодым счастливую жизнь, полную радости.

Сам Господь благословляет молодую семью священной водой, смывая грехи предков, за которые не придется молодым расплачиваться. На Крещение приметы, обычаи гласят, что это самое подходящие время для начала семейной жизни.

Не зная пришлого и традиций, народ недостоин будущего. Одним из самых почитаемых христианских праздников, с которым связаны обычаи, поверья и традиции, является Крещение Господне. История праздника начинается более 2 тысяч лет назад. В нем собрана дань уважения и поклонения Святой Троице, вера в целительную силу священной иорданской воды, тайная мистическая связь с потусторонним миром и остатки языческих верований. И от каждого из нас зависит, в какой мере это бесценное народное богатство дойдет до грядущих поколений.

После встречи Крещенского Сочельника в ночь с 18 на 19 января православные верующие празднуют один из главных двунадесятых праздников - день Крещения Господнего. С праздником Крещения происходит обряд очищения. Крещение Господне или, как его еще называют, Святое Богоявление - один из самых старинных христианских праздников, завершающий Рождественские святки. В 2016 году православное Крещение Господне выпадает на вторник.

Господне Крещение - это событие из Евангелие, христианский праздник . Связан он с крещением Иисуса в реке Иордан Иоанном Крестителем. Евангелие рассказывает нам, что когда Иисус крестился, на него снизошел святой дух, облаченный в голубя. Вместе с этим голубем был слышен голос, который сказал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором моё благоволение». Именно в этот день считается, что сын Божий начал служить на нашей земле во благо всего человечества.

А еще этот праздник известен как день Просвещения или праздник Светов. В любом варианте это великий день духовного просвещения, когда Христос даровал падшему в грехе человеку возможность получить благодать Духа Святого после обряда Крещения.

Вода является началом всего живого на этой земле. Погружение воду считается священным обычаем, и именно таким образом начали крестить людей. В этот день тысячи правоверных христиан отправляются к местным водоемам, чтобы окунуться в воду. Большинству традиций уже не следуют, но самые известные обычаи и приметы этого дня имеют такое же важное значение как в давние времена.


Не оставляйте в крещенскую ночь обувь за порогом, иначе болеть будете .

Если в доме проблемы, наберите ночью воды, оставьте её у порога в открытом виде, а утром этой водой протрите обувь каждого члена семьи. Затем воду вылить в отхожее место со словами: "Злой дух под землю, добрый на землю" .

С наступлением Крещения Господня люди отправляются в храм к обедне и на великое освящение воды. А затем уже в домах приступают к праздничной трапезе .

В день Крещения Господня верующие люди выходят к реке, озеру, морю, чтобы присутствовать при освящении воды. Январь - пора морозов, вода покрыта толстым слоем льда. Поэтому на замерзших водоемах делают особые проруби. Называют их «иордань» - в честь крещения Христа в Иордане.

Не стоит забывать, что купание в проруби на Крещение, это не развлечение. Нельзя связывать этот обряд только с интересом от погружения в прорубь или делать это только за компанию. Такое отношение к празднику является грехом. Перед погружением следует произнести молитву, а также соблюдать традиции этого дня. Только такое купание принесет очищение не только телу, но и душе. Кроме того, такое купание в проруби приносит здоровье и долголетие.

Богоявленская, или Крещенская вода издревле считается святыней. Ее хранят в течение всего года, ею окропляют вещи, принимают ее во время болезни и дают пить тем, кто по каким-то причинам не может причаститься .

Вот уже на протяжении многих лет крещение считается самым удачным временем для загадывания желания. В ночь с 18 на 19 января многие мечты будут услышаны и исполнены .


Все эти приметы родились сотни, а, может, и тысячи лет назад. Народ наблюдал природные процессы, сравнивал и делал выводы.

- если в день Крещения погода стоит ясная и холодная, значит, жди засушливого лета .

- если крещенская ночь совпадает с полнолунием - вполне возможны весенние наводнения .

- звездная крещенская ночь предвещает летние засухи, а если дует ветер с юга - лето будет грозовым .

- неурожайный год ждали, если на Крещенье выдавалась ясная погода .

Также Крещение православные считали лучшим днем, чтобы договориться о свадьбе . Старинная поговорка гласит: «Крещенское рукобитье - к счастливой семье». Есть также поверье, что люди, крещеные 19 января, будут всю жизнь счастливы.

Кроме того, девицы крещенским вечером гадали на суженых : клали кольца в мешок с зерном и, по очереди доставая их, определяли судьбу. Медное кольцо сулило бедного жениха, серебряное - из семьи со средним достатком, кольцо с самоцветом - жениха знатного, а золотое - из богатых купцов.

Пытались угадать судьбу и так: выходили вечером за ворота и ждали, кто первым попадется на пути. Повстречать молодого парня считалось хорошей приметой, а старика - дурной.

Крещенским сновидениям народ придавал особое значение. Считалось, что все виденное во сне относятся ко всей жизни, судьбе. Может сбыться даже через десятки лет .

У праздника Крещения Господня - сложная судьба.

«Надлежит нам исполнить всякую правду…»

Сегодня Крещение Господне Русская православная церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю), и смысл его ныне прозрачен для каждого верующего. Этот праздник представляет собой воспоминание о том, как Иисус Христос явился на берег палестинской реки Иордан и попросил о крещении у пророка Иоанна Предтечи. Тот, прозревая суть Христа, удивился и спросил, не следует ли ему самому принять крещение у Христа? Людей Иоанн крестил во оставление грехов, но зачем очищаться от грехов существу, имеющему в себе безгрешную божественную суть? Да и уместно ли Владыке принимать крещение от раба Его? На это получен был ответ:«Надлежит нам исполнить всякую правду». Тогда Иоанн Предтеча склонил голову перед волей Бога, а Иисус вошел в зеленые, непрозрачные воды Иордана, издревле почитавшегося священной рекой. Иоанн Предтеча произвел обряд крещения, который стал прообразом современного таинства.

Схиархимандит Иоанн Маслов писал о Крещении Христа в реке Иордан следующее: «Крестившись от Иоанна, Христос исполнил “правду”, т.е. верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был “исполнить” эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения».

Во время Крещения произошло чудо: на Христа снизошел Дух святой в обличии голубя, «и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк 3:21-22). Так всему народу было явлено, что Иисус - не только Сын Человеческий, но еще и Сын Божий. Поэтому праздник имеет ныне второе название - Богоявление.

В старину на Руси всякую прорубь во льду реки или озера, сотворенную ради крещенского освящения воды, именовали Иорданью. Пусть река Иордан несет волны в местах теплых, по берегам ее стоят пальмы, и вода в ней никогда не замерзает, а все же православный человек различает ее где-нибудь под Рязанью или Белозерском, в двадцатиградусный мороз, среди сугробов, наметенных вьюгой. В этот момент исчезает время, исчезает пространство, тысячи вод из разных веков и стран сливаются в единый символ иорданской воды, освященной присутствием Христа.

День белых риз

Праздновать Крещение Господне стали очень быстро - еще при жизни апостолов. Но в ту пору оно по-другому называлось и имело другой смысл.

Ученики Христа и ученики Его учеников предавались воспоминаниям о том, как в мире людей появился живой Бог, как поклонились ему волхвы, как учил Он и как проявлял суть более высокую, нежели человеческая. Поэтому три разных события — воплощение Бога в теле человека (Рождество), Поклонение Ему волхвов и первые признаки Его истинного происхождения (Крещение) — смыкались в их представлении воедино. Три разных, по нынешним понятиям, праздника оставляли как бы единое торжество. Первоначально общее название этого тожества было «Епифания» (по-гречески, — «Явление»), позднее возобладал другой, ныне всем известный, вариант - «Теофания» (то есть «Богоявление»). В древних Апостольских Постановлениях говорилось: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Духовенство - наследники истинных свидетелей Богоявления, апостолов, — издревле служит в этот день в белых ризах.

В наши дни признаки древнего единства Рождества и Крещения едва различимы. Например, у обоих праздников есть Навечерие (Сочельник) со строгим постом, есть некоторое сходство и в богослужении.

Но некоторые церкви, например, Эфиопская православная и Армянская григорианская, по-прежнему отмечают единый праздник.

«Почерпнув воды в полночь…»

Совсем не простой вопрос, когда Крещение стало самостоятельным праздником. Это произошло по всему огромному христианскому миру не одновременно. Но со второй полвины V века Крещение почти повсеместно отмечают как отдельный праздник, а слово «Богоявление» становится его синонимом, уже никак не касаясь Рождества.

Церковный Собор середины VI века официально именовал 12 дней между Рождеством и Крещением праздничными - с 25 декабря по 6 января, но два этих великих торжества уже различал.

Главной отличительной чертой Крещения является освящение воды. Этот обычай возник в древности и с течением времени превратился в своего рода «визитную» карточку праздника.

Долгое время велись споры, сколько раз надо проводить водосвятие - один или два? Так, например, Русская церковь только в 1667 году окончательно постановила святить воду дважды - и в Навечерие, и в сам праздник Богоявления. Как правило, первый раз освящение совершается в храмах, а во второй - на реках, озерах, прудах.

Притом два водосвятия восходят к двум различным церковным традициям.

Первая из них связана с порядком, установленным у ранних христиан: крестить новообращенных в Навечерие праздника. Именно поэтому праздник когда-то имел третье имя: его называли «днем Просвещения» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает светом Христовым.

Но впоследствии тех, кто хотел принять Христову веру, стало так много, что одного дня для этого оказалось явно недостаточно. Крещение стали совершать и по другим датам. Обычай же святить воду в Навечерие - даже если никого из новообращенных нет в храме - сохранился.

Сначала ее святили только один раз, в полночь. Еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст писал о водосвятии так: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».

Лишь с X века водосвятие перенесли с полуночи на Навечерие.

Традиция святить воду во второй раз имеет другие корни.

Изначально она касалась только Иерусалимской церкви. Там второе освящение воды начали совершать в IV — V веках, поскольку существовал обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в память о Крещении самого Спасителя. Оттуда обычай второго освящения воды постепенно распространился по всему Православному миру.

С незапамятных времен существует обыкновение пить крещенскую воду во здравие и кропить ею все углы в доме - для «отгнания нечистой силы».

Епископ Иларион (Алфеев) так объясняет этот обычай: «На Иордан к Иоанну пришел Сам Господь Иисус Христос, чтобы погрузиться в воды Иордана - не для очищения от греха, но для того, чтобы освятить их, преобразить, наполнить жизнью… И в воды Иорданские Он сошел, чтобы взять на Себя тяжесть греха и смерти и водную стихию вновь сделать стихией жизни. С тех пор ежегодно мы освящаем воду, и вода эта становится великой святыней. Эта вода, в которой присутствует Сам Бог, освящает все, что ею окропляют, она исцеляет людей от болезней».


Крещение - душевный праздник, в нем нет места для горестных воспоминаний и печали. Сегодня волшебные свойства воды помогут избавиться от тяжелого груза грехов и мир откроется в новом свете - ярком и радостном, полном надежд и возможностей. Желаю всегда находить время для добрых дел, и ты обязательно будешь вознагражден отличным настроением!

Богоявление или Крещение Господне – один из важнейших двунадесятых праздников Православия. Всё об истории возникновения этого события читайте в статье!

Крещение Господне, или Богоявление – 19 января в 2019 году

Что это за праздник?

Предпразднество Богоявления

Богоявление издревле было в числе великих двунадесятых праздников. Еще в Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 12) заповедано: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Этот праздник в Православной Церкви совершается с равным величием, как и праздник Рождества Христова. Оба эти праздника, соединенные «Святками» (с 25 декабря по 6 января), составляют как бы одно торжество. Почти сразу же после отдания праздника Рождества Христова (со 2 января) Церковь начинает готовить нас к торжественному празднику Крещения Господня специально посвященными наступающему празднику стихирами и тропарями (на вечерне), трипеснцами (на повечерии) и канонами (на утрени), а церковные песнопения в честь Богоявления звучат уже с 1 января: на утрени праздника Обрезания Господня на катавасию поются ирмосы канонов Богоявления: «Глубины открыл есть дно…» и «Шествует морскую волнящуюся бурю…». Своими священными воспоминаниями, следуя от Вифлеема к Иордану и сретая события Крещения, Церковь в предпразднственных стихирах призывает верующих:
«От Вифлеема на Иордан прейдем, тамо бо Свет сущим во тьме озаряти уже начинает». Ближайшая суббота и воскресенье перед Крещением называются субботою и Неделей пред Богоявлением (или Просвещением).

Навечерие Богоявления

Канун праздника - 5 января - называется Навечерием Богоявления, или Сочельником. Службы Навечерия и самого праздника во многом сходны со службой Навечерия и праздника Рождества Христова.

В Сочельник Богоявления 5 января (как и в Сочельник Рождества Христова) предписывается Церковью строгий пост: принятие пищи один раз после освящения воды. Если Навечерие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одногo раза дозволяется принятие пищи дважды - после литургии и после освящения воды. Если чтение Великих часов с Навечерия, случившегося в субботу или воскресенье, переносится на пятницу, то поста в эту пятницу не бывает.

Особенности богослужения в Навечерие праздника

Во все седмичные дни (кроме субботы и воскресенья) служба Навечерия Богоявления состоит из Великих часов, изобразительных и вечерни с литургией св. Василия Великого; после литургии (после заамвонной молитвы) бывает освящение воды. Если Сочельник случится в субботу или воскресенье, то Великие часы совершаются в пятницу, и литургия в эту пятницу не бывает; литургия же св. Василия Великого переносится на день праздника. В самый же день Сочельника литургия св. Иоанна Златоуста бывает в свое время, а за ней - вечерня и после нее водоосвящение.

Великие часы Крещения Господня и их содержание

Тропари указывают на разделение вод Иордана Елисеем милотью пророка Илии как на прообраз истинного Крещения Христа в Иордане, Которым естество водное освятилось и во время которого Иордан остановил свое естественное течение. В последнем тропаре описывается трепетное чувство святого Иоанна Крестителя, когда к нему пришел креститься Господь. В паримии 1-го часа словами пророка Исаии Церковь возвещает о духовном обновлении верующих в Господа Иисуса Христа (Ис. 25).

Апостол и Евангелие возвещают о Предтече и Крестителе Господнем, свидетельствовавшем о вечном и Божественном величии Христа (Деян. 13, 25-32; Мф. 3, 1-11). На 3-м часе в особых псалмах - 28-м и 41-м - пророк изображает могущество и власть крестившегося Господа над водой и всеми стихиями мира: «Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии…» К этим псалмам присоединяется и обычный, 50-й псалом. В тропарях часа раскрываются переживания Иоанна Крестителя - трепет и страх при Крещении Господа - и явление в этом великом событии тайны Троичности Божества. В паримии мы слышим голос пророка Исаии, предвозвещающий духовное возрождение через крещение и Призывающий к принятию этого таинства: «Измыйтеся, и чисти будете» (Ис. 1, 16-20).

Апостол повествует о различии крещения Иоаннова и крещения во Имя Господа Иисуса (Деян. 19, 1-8), а Евангелие - о Предтече, уготовлявшем путь Господу (Мк. 1, 1-3). На 6-м часе в псалмах 73-м и 76-м царь Давид пророчески изображает Божественное величие и всемогущество Пришедшего креститься в образе раба: «Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса. Видеша Тя воды, Боже, и убояшася: смятошася бездны».

Присоединяется и обычный, 90-й псалом часа. В тропарях содержится ответ Господа Крестителю на его недоумение по поводу Христова самоуничижения и указывается на исполнение пророчества Псалмопевца о том, что река Иордан останавливает свои воды при вхождении в нее Господа для Крещения. В паримии говорится о том, как пророк Исаия созерцает благодать спасения в водах крещения и призывает верующих к усвоению ее: «Почерпите воду с веселием от источник опасения» (Ис. 12).

Апостол внушает крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновлении жизни (Рим. 6, 3-12). Евангелие благовествует о явлении Святой Троицы при Крещении Спасителя, о сорокадневном Его подвиге в пустыне и начале проповеди Евангелия (Мк. 1, 9-15). На 9-м часе в псалмах 92-м и 113-м пророк возвещает о царском величии и всемогуществе крестившегося Господа. Третий псалом часа - обычный, 85-й. Словами паримии пророк Исаия изображает неизреченное милосердие Божие к людям и благодатную для них помощь, явленную в Крещении (Ис. 49, 8-15). Апостол возвещает о явлении благодати Божией, «спасительной всем человеком», и обильном излиянии на верующих Святого Духа (Тит. 2, 11-14; 3, 4-7). Евангелие повествует о Крещении Спасителя и Богоявлении (Мф. 3, 13-17).

Вечерня в день Навечерия праздника

Вечерня в Навечерие праздника Богоявления подобна той, какая бывает в Навечерие Рождества Христова: вход с Евангелием, чтение паримий, Апостол, Евангелие и проч., но паримий на вечерне Богоявленского Навечерия читается не 8, а 13.
После первых трех паремий к тропарю и стихам пророчества певцы припевают: «Да просветиши во тьме седящия: Человеколюбче, слава Тебе». После 6-й паримии - припев к тропарю и стихам: «Где бо имел бы свет Твой возсияти, токмо на седящия во тьме, слава Тебе».
Если в Навечерие Богоявления вечерня соединяется с литургией св. Василия Великого (в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу), то после чтения паремий следует малая ектения с возгласом: «Яко свят еси, Боже наш…», затем поется Трисвятое и прочее последование литургии. На вечерне же, отдельно совершаемой после литургии (в субботу и воскресенье), за паримиями, малой ектенией и возгласом: «Яко свят еси…» следуют прокимен: «Господь просвещение мое…», Апостол (Кор., зач. 143-е) и Евангелие (Лк., зач. 9-е).
После этого - ектенья «Рцем вси…» и прочее.

Великое освящение воды

Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. В Навечерие праздника великое освящение воды бывает после заамвонной молитвы (если совершается литургия св. Василия Великого). А если вечерня совершается особо, без соединения с литургией, освящение воды бывает в конце вечерни, после возгласа: «Буди держава…». Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах…» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды.

Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии (тоже после заамвонной молитвы).

Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения orлашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления (Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; историки: Феодорит, Никифор Каллист). В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя. Водоосвящение в самый праздник получило свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV - V вв. совершалось лишь в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя. Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в Навечерие совершается в храмах, а в самый праздник оно обычно совершается на реках, источниках и в колодцах (так называемое «Хождение на Иордань»), ибо Христос крестился вне храма.

Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается св. Софронию, Патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в кн. 8-й говорится: «Священник призовет Господа и скажет: «И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу».

Св. Василий Великий пишет: «По какому писанию благословляем мы и воду крещения? - От Апостольского предания, по преемству в тайне» (91-е правило).

Во второй половине X века Антиохийский Патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1б67 г. постановил совершать двукратное водоосвящение - в Навечерие и в самый праздник Богоявления и осудил Патриарха Никона, который запретил двукратное водоосвящение. Последование великого освящения воды как в Навечерие, так и в самый праздник одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паримии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектеньи и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня.

На практике чин водоосвящения совершается следующим образом. После заамвонной молитвы (в конце литургии) или просительной ектеньи: «Исполним вечернюю молитву» (в конце вечерни) настоятель в полном облачении (как во время совершения литургии), а прочие священники только в епитрахили, поручах и настоятель, несущий Честный Крест на непокрытой главе (обычно Крест полагается на воздухе). На месте водоосвящения Крест полагается на благоукрашенный стол, на котором должна стоять чаша с водой и тремя свечами. Во время пения тропарей настоятель с диаконом совершает каждение приготовленной к освящению воды (окрест стола трижды), а если вода освящается в храме, то кадит также алтарь, священнослужителей, певцов и народ.

По окончании пения тропарей диакон возглашает: «Премудрость», и читаются три паримии (из книги пророка Исаии), в которых изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю и духовная радость всех, обращающихся ко Господу и причащающихся от живоносных источников спасения. Затем поется прокимен «Господь просвещение мое…», читаются Апостол и Евангелие. В Апостольском чтении (Кор., зач. 143-е) говорится о лицах и событиях, которые в Ветхом Завете, во время странствования иудеев в пустыне, были прообразом Христа Спасителя (таинственное крещение иудеев в Моисея среди облака и моря, духовная их пища в пустыне и питие от духовного камня, который был Христос). В Евангелии (Мк., зач. 2-е) повествуется о Крещении Господа.

После чтения Священного Писания диакон произносит великую ектенью с особыми прошениями. В них содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и даровании ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу.

Во время ектении настоятель читает тайно молитву об очищении и освящении самого себя: «Господи Иисусе Христе…» (без возгласа). По завершении ектении священник (настоятель) громко читает освятительную молитву: «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя…» (трижды) и прочее. В этой молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и «ко всякой пользе изрядна». В середине молитвы священник трижды восклицает: «Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию» и при этом каждый раз благословляет воду рукой, но персты в воду не погружает, как это бывает в таинстве Крещения. По окончании молитвы настоятель тотчас благословляет воду крестовидно Честным Крестом, держа его обеими руками и погружая трижды прямо (низводя в воду и возводя), и при каждом погружении Креста поет со священнослужителями тропарь (трижды): «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…»

После этого, при многократном пении тропаря певцами, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм.

Прославление праздника

В Навечерие после отпуста вечерни или литургии посреди церкви поставляется светильник (а не аналой с иконой), перед которым духовенство и певчие поют тропарь и (на «Слава, и ныне») кондак праздника. Свеча здесь означает свет Христова учения, Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении.

После этого молящиеся прикладываются ко Кресту, и священник окропляет каждого святой водой.

error: