Когнитивный тренинг как психокоррекционный методв психиатрии. Когнитивные тренировки: «апгрейд» памяти и мышления

Уже давно среди учёных бытует мнение, что некоторые игры - такие как, например, головоломки - и упражнения могут помочь предотвратить негативные аспекты старения. Так ли это, давайте разберёмся! Посмотрим, действительно ли подобные когнитивные игры способны оказывать благоприятное воздействие на функционирование нашего мозга - особенно у людей пожилого возраста?
Согласно результатам масштабного исследования, ментальные упражнения могут помочь улучшить познавательную функцию пожилых людей на целых 38% к 2050 году. При чём, тренировки такого характера приведут к улучшениям не только областях, связанных с повседневным функционированием, но и во многих других (в долгосрочной перспективе). У некоторых участников улучшения психических функций фиксировались и спустя 10 лет.

«Предыдущие результаты этого клинического исследования показывали, что эффект может держаться в течение пяти лет» , - пояснил доктор Ричард Й. Ходес, директор Национального института здравоохранения США. - «Теперь, эти результаты показывают, что определённые виды когнитивного обучения могут обеспечить долгосрочную пользу - в течение, как минимум, десяти лет. Можно сделать вывод о том, что мы должны продолжать когнитивную подготовку в качестве терапии, ведь она может помочь сохранить умственные способности пожилых людей, с тем чтобы они дольше могли оставаться независимыми и социализированными» . Национальный институт здравоохранения США поддержал данные выводы.

В исследовании под названием ACTIVE (Advanced Cognitive Training for Independent and Vital Elderly) в течение 10 лет приняли участие 2832 человека в возрасте старше 65 лет. Участники тренировались рассуждать, обрабатывать и запоминать информацию, в то время как контрольная группа такую подготовку не проходила. Из результатов более ранних исследований учёные предположили, что это три ключевые области, на которых, прежде всего, начинает сказываться старение организма, и нарушения в которых влияют на большинство сфер повседневной жизни человека.

Средний возраст участников этого исследования составлял почти 74 лет (в начале эксперимента). Учебные занятия проводились в небольших группах; участникам предлагалось посетить 10 занятий продолжительностью примерно 60 - 75 минут каждое. Необходимые упражнения они выполняли при помощи сенсорных экранов - это было сделано для того, чтобы увеличить скорость выполнения упражнений, - и специальных списков, использование которых способствует запоминанию информации.

Влияние упражнений на функционирование мозга

Так какое влияние оказывает это когнитивное обучение? Исследователи обнаружили, что участники, прошедшие обучение, испытали улучшение в повседневной деятельности - в тех сферах, в которых обычно участвуют именно те когнитивные способности, которые они тренировали. Улучшения памяти - если говорить реальными фактами - оценивается, например, возможностью вспомнить самостоятельно, когда найти лекарства и какие продукты нужно было купить в магазине, в то время как скорость обработки информации - скоростью реакций на происходящее вокруг.

Действительно ли эффект носит долгосрочный характер? Через пять лет после тренировок участники из всех трёх групп по-прежнему демонстрировали улучшение в тех областях, в которых они прошли подготовку. Единственное, со временем снизился эффект тренировки в сфере запоминания. Через десять лет больше не фиксировались никакие улучшения памяти, хотя в остальном результаты обучения всё ещё действовали. Результаты показали также, что по прошествии 10 лет почти 74% из тех, кто тренировался рассуждать, ​​показывали улучшения по сравнению с исходным уровнем. Те, кто тренировался быстро обрабатывать информацию, показали улучшение почти в 62% случаев. А вот в группе, развивавшей память, как уже было сказано ранее, улучшений по сравнению с исходным уровнем не наблюдалось.

Авторы исследования предполагают, что эти результаты позволят другим исследователям и дальше изучать то, как функционируют эти процессы, и разрабатывать эффективные учебные программы для тренировки когнитивных навыков. Авторы предполагают также, что «если бы предпринимались меры, замедляющие наступление функциональных нарушений хотя бы на 6 лет, число людей, страдающих от них, к 2050 году сократилось бы на 38%; это имело бы большое значение для общественного здравоохранения ». Учитывая большой процент пожилых людей, такое улучшение может иметь значительное влияние на психическое здоровье и функционирование населения в целом.

Мыслительный процесс и процесс восприятия – две стороны одной «медали». И они не только являются тем, что присуще абсолютно каждому из нас, но и представляют собой одну из основных составляющих нашей жизни.

Любой человек время от времени сталкивается с ситуациями, когда по той или иной причине требуется в максимально ускоренном темпе что-то сделать, например, во всех подробностях разработать какой-то проект, понять, о чём идёт речь в изучаемом материале и т.п. Но далеко не все обладают способностью сделать это так, чтобы это было и быстро и эффективно одновременно. И дело здесь заключается, главным образом, в том, что у всех разные когнитивные способности, т.е. способности к восприятию.

Но очень хорошая новость состоит в том, что, независимо от того, каковы когнитивные способности того или иного человека, он может их повысить. И если вы подумали, что для этого нужно проходить массу разных тестов, разбираться в себе и использовать всевозможные развивающие методики, то и здесь мы хотим вас обрадовать: это, пусть и полезно и, конечно же, эффективно, но совсем не обязательно. вы можете, живя своей привычной жизнью, и, быть может, внося в неё совсем незначительные изменения.

И в этой статье мы расскажем вам о том, как вы можете это сделать.

10 необычных способов повысить свои когнитивные способности

Итак, можно назвать несколько довольно необычных способов повысить свои когнитивные способности.

Способ №1: Следите за своим питанием

В первую очередь, вы должны уяснить для себя, какие-либо продукты, имеющие статус или просто названные кем-то «лучшими», ещё недостаточно. Если подойти к этому вопросу более детально и взять в расчёт именно долгосрочную перспективу, то вы должны обеспечить свой основной орган – мозг – необходимым количеством витаминов и микроэлементов. Особое внимание нужно уделять достаточному количеству сахара, антиоксидантов, аминокислот и жирных кислот «Омега-3». А наиболее полезными для мозга продуктами можно назвать морепродукты, зерно, яйца, ягоды, орехи, листовые зелёные овощи и шоколад.

Способ №2: Употребляйте кофе

Конечно же, все мы слышали о том, что кофе можно назвать вредным для организма продуктом. Однако вредным он является лишь тогда, когда речь идёт о большом его количестве, ведь если в организм поступает много кофе, это отрицательно сказывается на работе сердечнососудистой и пищеварительной систем. Но умеренное употребление не просто поддержать человека в состоянии бодрости. Кофе помогает сосредотачиваться на трудных задачах, активизирует умственную деятельность и улучшает реакцию. Сделать человека умнее он, естественно, не сможет, но в момент упадка сил или снижения мозговой активности станет отличной поддержкой.

Способ №3: На время откажитесь от пищи

Да, мы уже говорили, что для продуктивности работы мозга в долгосрочной перспективе является незаменимым. Но, несмотря на этот факт, в некоторых случаях непродолжительный отказ от еды способен помочь в кротчайшие сроки улучшить работоспособность головного мозга. По мнению довольно большого количества специалистов в области питания и работоспособности, такое положение дел сложилось в эволюционном процессе – человек способен работать эффективнее, если его организма посылает мозгу сигналы о том, что ему не хватает питания. Мозг же в ответ посылает обратные импульсы, указывающие организму на то, что пришло время воспользоваться запасными резервами.

Способ №4: Пейте вино

Ни в коем случае не подумайте, что мы на стороне злоупотребления алкоголем. Но, согласитесь, пьянство и периодическое употребление «Напитка богов» — это разные вещи. По мнению учёных из Норвегии, люди, регулярно выпивающие немного вина, значительно лучше решают задачи когнитивного характера, нежели те, кто раз и навсегда спиртное, что, предположительно, обусловлено наличием в вине антиоксидантов. Особенно интересно то, что данная тенденция наиболее ярко выражена среди представительниц прекрасного пола. Но каждый человек, не важно, мужчина это или женщина, должен понимать, что польза от вина может быть лишь тогда, когда оно употребляется лишь изредка.

Способ №5: Загорайте

Воздействие солнечных лучей на организм человека исследуется уже на протяжении долгого времени, и каждый раз результаты этих исследований дают интересные результаты. Так, например, по наиболее свежим данным, люди, в организме которых наблюдался высокий уровень витамина D, показали более лучшие результаты при работе с контрольными тестами, чем те люди, в организме которых был дефицит этого витамина. Учитывая то, что витамин D образуется посредством воздействия солнечного света, мы рекомендуем вам как можно чаще отправляться на пляж или, если поблизости такового нет, ездить на отдых на курорты. Заодно и время проведёте отлично (бать может, даже )!

Способ №6: Отдыхайте

Мы живём в мире постоянных дел и забот, стрессов и давления. По этой причине, во множестве ситуаций человек встаёт перед необходимостью и работе без отдыха. Это, конечно, позволяет время от времени выполнять большие объёмы работы, но без отдыха и работоспособность и когнитивные способности человека сильно снижаются. Люди, делающие в рабочем процессе хотя бы небольшие перерывы, лучше воспринимают информацию, больше и лучше запоминают, лучше решают поставленные задачи. Запомните: если аврал и выходной устроить себе нельзя, позвольте себе периодически отвлекаться и немного отдыхать – результат будет гораздо выше, чем, если вы будете работать без перерывов.

Способ №7: Отдыхайте активно

Способ №8: Занимайтесь спортом

Продолжая тему активного отдыха, нельзя не сказать о занятиях спортом. Да, некоторые люди совершенно не видят себя в спорте, предпочитают интеллектуальное развитие или культурно-познавательные виды проведения досуга. Но физическая нагрузка должна быть всегда. вовсе не обязаны быть профессиональными – здесь имеются в виду даже небольшие нагрузки, такие как гимнастика, отжимания и подтягивания, пробежки и прогулки на свежем воздухе. Если же вы намеритесь отправиться в тренажёрный зал или на фитнес, это будет ещё лучше, ведь спортсмены выполняют когнитивные задачи эффективнее тех, кто спортом не занимается. Кстати, даже часовая прогулка в парке повысит вашу работоспособность на 10%.

Способ №9: Играйте в логические игры

При помощи МРТ (магнитно-резонансной томографии) удалось выяснить, что простая игра в тетрис благоприятно сказывается на активности серого вещества (главном компоненте центральной нервной системы). Но, помимо тетриса, есть и ещё огромное количество интеллектуальных игр: игры на поиск предметов, и головоломки, те же кроссворды и сканворды – всё это развивает мозг и улучшает когнитивные способности. Помимо этого, ещё одна их прелесть заключается в том, что подобные занятия помогают людям отвлекаться от плохих событий и проблем.

Способ №10: Разговаривайте сами с собой

По результатам экспериментов по поиску вещей, выяснилось, что люди, которые заняты поиском какого-либо предмета или вещи, гораздо быстрее находят её, если вслух проговаривают название того, что ищут. Но это лишь «верхушка айсберга». Если время от времени разговаривать с собой, можно быстрее находить ответы на нужные вопросы, лучше концентрироваться на поставленных задачах, быстрее принимать решения и т.д. К тому же, разговоры с собой нередко помогают .

Наверное, вы заметили, что все рассмотренные способы не только не создают дискомфортных ощущений в жизни, но и связаны с положительными эмоциями. Поэтому берите их себе на вооружение и повышайте свои когнитивные способности.

НАШ СПОСОБ: Но и у нас есть свой собственный способ повышения когнитивных способностей, причём он может не только повысить и улучшить мозговую активность человека, но и рассказать ему о самом себе массу уникальной и очень важной информации. Этот способ – наш курс по саморазвитию, в который включена как мощная теоретическая база, так и множество тестов и упражнений, целью которых является познание и развитие себя. Спешите познакомиться с нашим курсом – найти его можно по .

Познавайте и живите с умом!

Наш мозг - удивительная система, которая постоянно показывает занятные фокусы. Знаком ли вам эффект «красной машины»? Человек покупает красную машину и вдруг начинает все время видеть на улице красные машины. Такое искажение называется «иллюзия частоты» или «феномен Баадера-Майнхоф» и происходит из-за селективного внимания мозга и склонности всегда подтверждать свою точку зрения (confirmation bias).

Мозг не только подвержен когнитивным иллюзиям, но и способен гибко реагировать на внешние раздражители. Можно ли в таком случае «накачать разум», оказывая на него стимулирующее воздействие? Метаанализ Калифорнийского университета показал, что краткосрочные когнитивные тренировки ведут к положительным эффектам в важных когнитивных функциях, измеряемых лабораторными тестами.

Рабочая память способна хранить информацию и обращаться к ней в краткосрочном промежутке времени. Это узкое «бутылочное горлышко интеллекта», влияющее на когнитивные процессы более высокого порядка, включая контролируемое внимание и рассуждения.

Анализ 20 научных исследований показал , что рабочая память не только тренируется, но и влияет на подвижный интеллект.

Подвижный интеллект - это способность мыслить логически, анализировать и решать задачи независимо от предыдущего опыта. Подвижный интеллект не зависит от ранее накопленных знаний.

Всего три недели регулярных когнитивных упражнений значительно увеличивает число нейронных соединений. Это приводит к ускорению обмена информацией между разными отделами мозга, улучшает способность к запоминанию новой информации, развивает логическое мышление, умение сопоставлять факты и быстро принимать верные решения.

Когнитивных тренировок существует великое множество. Мы собрали несколько, отличающихся простотой, малым объемом и быстрым результатом (как минимум сразу можно оценить на каком уровне сейчас находится ваша рабочая память).

Тест на долговременную память


Викиум


Викиум предлагает сначала пройти тестирование и определить качество вашего мышления. На основании результатов тестов вы получаете программу тренировок. Курс состоит из ежедневных 15-минутных занятий.

Сервис работает по freemium-модели: пользователи могут приобрести доступ ко всем курсам, специализированным задания, а также возможность соревноваться с другими участниками. Премиум-аккаунт стоит 1990 рублей в год.

На сайте проекта указано, что решение предлагаемых задачек поможет перестать отвлекаться на внешние помехи и раздражители, научит быстро переключаться между разными видами деятельности, концентрироваться на задачах и работать продуктивнее. У компании есть даже игры, которые работают с устройством, считывающим электрическую активность головного мозга (альфа-ритм и бета-ритм) – работать с ними нужно при полной концентрации и в абсолютном спокойствии.

Brain Metrix


А вот это уже настоящая игра, но создана она «по заветам» нейробиологов. Показать высокий результат сможет тот, кто будет хорошо предсказывать точное место, куда отправится мяч.
При игре старайтесь не сосредотачиваться на том, где находится мяч, а пытайтесь предсказать, где он может оказаться.

На сайте вы найдете и другие бесплатные игры против компьютера, которые помогут вашему мозгу лучше оперировать рабочей памятью. В некоторых случаях вам сразу напишут количество очков, после которого продолжать игру не нужно - вы и так достигли совершенства.

Eidetic


Eiedtic использует метод интервального повторения, чтобы помочь вам запомнить что-либо: от важных телефонных номеров до фактов из Википедии. Метод заключается в повторении запомненного учебного материала по определенным, постоянно возрастающим интервалам. Интервальные повторения не предполагают заучивания наизусть.
Работает только под iOS.

Fit Brains


Сервис работает с мозгом по шести направлениям: фокусирование, память, скорость, логика, визуализация и язык. Fit Brains - единственная программа обучения мозга, которая включает в себя тренинг по эмоциональному интеллекту (EQ) в дополнение к упражнениям по развитию когнитивных навыков. Есть как платная подписка, так и бесплатные курсы.

Тренировка мозга включает в себя множество видов обучения: тесты памяти, тесты IQ, подвижный интеллект, рефлекторные действия и креативность. Сочетание различных игр с запланированным графиком тренировки будет стимулировать все основные области мозга, отвечающие за память, и усиливать ваши навыки.

По мере того как мы становимся старше, нам нужно больше тренировать ум, чтобы сохранить и отточить навыки. Даже головоломки, загадки, кроссворды, карточные игры, и, возможно, некоторые компьютерные игры могут помочь стимулировать часть мозга, связанную с когнитивными способностями, логическим решением проблем, хранением памяти и другими умственными способностями.

UPD. Добавлен проект «Викиум».

Теги: Добавить метки

Рыжова И.А. (Москва, Россия)

Аннотация. Статья посвящена поиску возможностей интеграции клинической психологии в практику реабилитации психических больных, в частности проблеме немедикаментозных методов коррекции когнитивных нарушений. Данная реабилитационная программа разработана и в течение 4 лет проводится на базе отдела клинико-патогенетических исследований расстройств аффективного спектра Московского НИИ психиатрии (руководитель — проф. В.Н. Краснов). Тренинг направлен на коррекцию памяти, внимания, мышления, произвольной регуляции (мотивационной и исполнительной). Психокоррекционную поддержку получили 532 пациента, страдающих теми или иными когнитивными нарушениями, клинически верифицированный диагноз которых относился к широкому кругу расстройств аффективного спектра, включая тревожные и депрессивные расстройства, субдементные формы различных вариантов психоорганического синдрома, расстройства шизофренического спектра с аффективными включениями в структуре. Эмпирически подтверждено, что негрубые когнитивные нарушения, обусловленные снижением мотивационно-волевой и контрольно-исполнительной регуляции когнитивных функций, преодолеваются в процессе когнитивного тренинга.

Ключевые слова: когнитивный тренинг; расстройства аффективного спектра; память; мышление; когнитивные нарушения; произвольная регуляция.

Актуальность работы определяется распространенностью и специфичностью когнитивных нарушений для круга психических заболеваний, обозначенного как расстройства аффективного спектра . Значительный интерес для исследования представляют пациенты с инволюционными расстройствами сосудистого или мультифакторного генеза, характеризующимися трудно поддающимися медикаментозной терапии симптомами тревожной или меланхолической депрессии, маскирующими прогредиентно представленное (от легких до субдементных форм) когнитивное снижение.

Клинически разнообразные симптомы когнитивных нарушений патогенетически связаны со снижением познавательной активности в результате сужения мотивационного поля деятельности, погруженностью в психотравмирующие переживания, дестабилизирующим воздействием тревожного аффекта . Поведенческие проявления характеризуются абулией, анергией, апатией, ангедонией, что в длительной перспективе снижает качество жизни таких больных.

В отечественной нейропсихологии представлена концепция высшей психической функции как процесса непрерывного взаимодействия энергетических, исполнительных и регуляторных блоков . Регуляторная надстройка в виде мотивационной заинтересованности, волевого побуждения и контроля исполнения обеспечивает надлежащую работу всех когнитивных функций.

Диагностике когнитивного снижения при различных психических заболеваниях до сих пор уделяется недостаточное внимание: нейропсихологические исследования применяются не всегда; диагностические тесты не чувствительны к негрубым когнитивным расстройствам; наличие когнитивных нарушений без элементов дезадаптирующего поведения игнорируется; мало изучены факторы, лежащие в основе дисфункций .

Как показали исследования, в когорте ликвидаторов последствий радиационной катастрофы на ЧАЭС когнитивные нарушения, фиксируемые в самоотчете как снижение памяти, утрата сообразительности, ограничение работоспособности, поддавались психологической коррекции за счет активации мотивационно-волевых ресурсов .

Согласно концепции научной школы Л.С. Выготского , высшая когнитивная функция опосредована по своей структуре, интерактивна по условиям формирования и развития и существует как в интерпсихической, так и в интрапсихической форме, что определяет тактику реабилитационной работы, проводимой с целью коррекции когнитивных нарушений.

Необходимость комплексного терапевтического подхода к больным с психическими расстройствами подчеркивается специалистами .

В Московском НИИ психиатрии накоплен опыт применения различных тренинговых программ для социально-психологической адаптации больных шизофренией .

Достижение высокого качества жизни в современном информационно-перенасыщенном обществе невозможно без обладания хорошей памятью, сообразительностью, гибкостью мышления, навыками самоорганизованности.

Участие в когнитивном тренинге дает возможность пациентам, используя собственные когнитивные ресурсы, вернуться к полноценной активной жизни, не требующей посторонней помощи, исполнению профессиональных обязанностей, реализации карьерных устремлений.

Цели тренинга:

коррекция памяти путем ее переструктурирования и интеграции с другими когнитивными функциями (восприятием, мышлением), используя различные мнемотехнические приемы;

активизация процессов непроизвольного и произвольного внимания;

развитие и тренировка навыков логического мышления, формирующих целенаправленность, последовательность, гибкость умозаключений;

развитие образного мышления, являющегося необходимым ресурсом ассоциативной памяти;

вовлечение пациентов в групповую деятельность, способствующую коммуникабельности;

преодоление социальной изоляции больных, формирование навыков социально адаптированного поведения в условиях групповой работы;

расширение общего кругозора, определяющего возможности включения в новые формы деловой и досуговой активности;

совершенствование вербальных навыков за счет увеличения объема активного словарного запаса;

привлечение пациентов к творческой деятельности, стимулирующей поиск креативных когнитивных и поведенческих стратегий;

обучение пациентов навыкам переключения внимания (вначале непроизвольно заданное) с тревожно-тоскливых воспоминаний и представлений на полезную деятельность;

создание положительной эмоциональной атмосферы, ощущения удовлетворенности от выполненной работы для преодоления интеллектуальной и социальной ангедонии у больных;

тренировка регуляторных функций в результате соблюдения режима умственной активности, чередующейся с отдыхом и другими формами активной деятельности;

выработка критериев динамической оценки эффективности лечения;

формирование мотивационной установки на самостоятельную работу вне клиники.

Состав участников и принципы формирования групп

На предварительном этапе определялись условия формирования групп когнитивного тренинга, критерии включения-исключения, алгоритм проведения тренинга, объем заданий. В течение 2013—2017 гг. в тренинге приняли участие 532 пациента. В таблице отражена частота представленности основных форм психических расстройств из круга аффективного спектра среди участников.

Таблица 1

Распределение участников тренинга (в %) по клиническим формам расстройств


Оптимальная численность тренинговых групп — 12—15 человек. Группы смешанные по гендерной представленности.

Психоэмоциональный фон группы испытывал влияние возрастного и гендерного факторов. На пожилых пациентов угнетающе действовало присутствие в группе участников противоположного пола того же возраста, в то время как молодежь воспринималась ими доброжелательно, с готовностью оказывать поддержку.

Пациентки пожилого возраста с более грубыми когнитивными нарушениями охотнее посещали занятия, если группа состояла из их сверстниц.

Молодые пациенты не зависели от выбора состава участников.

Тяжесть когнитивных расстройств учитывалась при формировании группы, однако намеренно допускалось, что тренинги одновременно будут посещать больные с различной степенью когнитивного снижения. При этом предполагаемое переживание неуспешности-несостоятельности некоторыми пациентами предупреждалось индивидуальным подходом к каждому в выборе предложенных заданий. Разный по уровню когнитивных возможностей состав участников порождал естественную конкуренцию в группе, стимулирующую к активной работе (важно было не перейти допустимый порог эмоционального напряжения).

В тренинге реализовывался принцип «открытого функционирования», предполагающий самодостаточность и законченность каждого занятия, что давало возможность участникам включаться в работу группы на любом этапе, а также единично пропускать занятия по каким-либо причинам без потери эффективности.

Работа группы

Занятия проводились в строго определенные дни недели и часы, что изначально дисциплинировало больных. Посещение тренинга предполагало желание пациентов работать над преодолением своих проблем, однако, учитывая их мотивационную недостаточность, на начальных этапах включение в группу могло носить и директивный характер с обязательной разъяснительно-мотивирующей беседой.

Занятиям отводились часы, свободные от фармакологических (капельные вливания) и диагностических процедур, что способствовало оптимизации режима работы отделения с помощью вовлечения пациентов в активную досуговую деятельность вместо пассивного отдыха, не приводящего к психическому выздоровлению. Продолжительность одного занятия составляла 75—90 минут.

Среднее число посещенных занятий — 7.5, что соответствовало средней продолжительности периода госпитализации больного (около 30 дней).

Программа тренинга, как и отдельно взятого занятия, тщательно планировалась. Материал заданий предъявлялся каждому участнику в виде распечатанных листов с четко прописанными инструкциями (если не предполагалась исключительно устная форма выполнения заданий). Ведущий одновременно проговаривал инструкции, убеждаясь, что все участники их правильно понимают.

Для поддержания устойчивого интереса к занятиям каждый раз предлагались различные и разнообразные упражнения, при выборе которых ведущим учитывались увлечения участников и динамика достигнутых результатов по определенным показателям.

Обязательно проводился анализ ошибок в группе, но с запретом на отрицательное подкрепление и с элементами положительной стимуляции, такими как похвала, подбадривание, вселение уверенности в достижимость желаемого результата.

Периодически используемые игровые формы подачи материала и всевозможные развивающие игры снимали психологическую напряженность в группе, повышали коммуникабельность, эмоциональный настрой участников.

Все пациенты во время тренинга, совпадающего с периодом их госпитализации, получали психофармакотерапию.

Структура занятия

Традиционно все занятия начинались с упражнения «Знакомство». Больные поочередно представлялись друг другу, называя имя-отчество и рассказывая о своих предпочтениях в ответ на вопрос ведущего, например «Какой цвет вам наиболее приятен?», «Вспомните название понравившегося фильма», «Назовите любимое блюдо» и т.п. Задача от участника к участнику усложнялась тем, что каждому последующему требовалось вспомнить, как зовут и что сказали предыдущие. Невольно завязывалась беседа, помимо тренировки памяти, способствовавшая созданию более непринужденной атмосферы и снятию эмоциональной напряженности, свойственной начальному этапу занятия. Далее следовали несложные двигательные упражнения, подготавливающие к работе задействованные мышечные группы.

Основной этап занятия обязательно включал упражнения по развитию и тренировке всех когнитивных функций — внимания, памяти, мышления, регуляторных процессов (см. раздел «Примеры упражнений когнитивного тренинга»). Некоторые задания отличались трудоемкостью, требовали сосредоточенности или предполагали совместное обсуждение результатов с поиском более эффективных способов решений.

В заключительной части тренинга для эмоциональной релаксации нередко использовался доступный набор развивающих игр: пациентам нравилось играть в «Русское лото», вызывающее ностальгические чувства, и «Тримино» (вариант домино, где фишки имеют треугольную форму).

Обсуждение

Когнитивный тренинг, в модели которого заложены принципы активного вовлечения участников в исследовательский поиск, аргументированное обоснование найденных решений, интерперсональное взаимодействие стимулирует раскрытие мотивационно-личностных ресурсов пациентов, способствующее восстановлению их когнитивных функций.

Анализ объемной базы эмпирических данных выявил следующие положительные тенденции:

улучшение самоотчета у пациентов, приобретшего черты большей развернутости, структурированности, содержательной насыщенности;

быстрое и точное выполнение заданий, требующих сосредоточенности;

использование усвоенных мнемотехнических приемов для оптимизации процессов памяти в повседневной деятельности;

повышение самодисциплины;

коммуникативную направленность поведения;

стабилизацию эмоционального фона;

формирование поведенческих установок, поддерживающих стремление к активной профессиональной или учебной деятельности;

желание продолжать самостоятельные занятия вне клиники.

Получены статистические доказательства редукции когнитивных нарушений в случае комплексного подхода к лечению, сочетающего наряду с традиционной фармакотерапией когнитивный тренинг .

Проявленная заинтересованность пациентов в подобного рода занятиях формирует условия для терапевтического партнерства пациента — врача — клинического психолога.

Примеры упражнений когнитивного тренинга

Развитие внимания

«Художники»

Участникам предлагается закрыть глаза и представить, что они рисуют цифры от 0 до 9 кисточкой, роль которой выполняет кончик носа.

«Фотографы»

Ведущий на несколько секунд демонстрирует участникам необычный предмет, к примеру декоративную вазу. Затем предмет убирается, а от участников требуется детально восстановить и устно или письменно описать образ увиденного. Упражнение также развивает зрительную память.

«Считалочки»

Участники считают по кругу непрерывно от 1 до определенного числа, например до 21, останавливаясь на числах, соответствующих заданным критериям, предположим, делящихся без остатка на 2 или 3, и произнося их вслух.

Вариант «Не собьюсь»

Присутствующие считают по очереди вслух от 1 до 21, как только кому-то выпадает число, содержащее цифру 2, он вместо этого числа произносит «не собьюсь» и порядковый счет возобновляется.

«Корректура»

Участникам раздаются вырезки журнальных или газетных заметок с учетом предполагаемых интересов каждого: например, участнику пожилого возраста можно предложить статью о старых кинофильмах, молодому — о современной технике. Требуется внимательно читать материал и вычеркивать слова, отвечающие заранее оговоренному условию, например, содержащие две или три буквы «а».

В конце задания ведущий неожиданно просит каждого пересказать смысл прочитанного. Это позволяет оценить, насколько конкретная целевая установка влияет на восприятие информации. В ряде случаев клинической практики больные жалуются, что не запоминают прочитанное. Возможно, одна из причин этого кроется во внутренней мотивации, когда чтение организуется лишь как процесс просматривания набора языковых знаков (слов).

«Наблюдательность»

Ведущий просит участников сидеть с закрытыми глазами и задает каждому вопрос, ответ на который предполагает наличие способности подмечать мелкие детали в процессе восприятия окружающих(-щего). Допустим, спрашивается, во что одет тот или иной участник, или кто из присутствующих носит очки, серьги, имеет короткую прическу и т.п.

Упражнение развивает зрительную память.

«Кладовые мозга»

Упражнение учит концентрировать внимание, погружаясь в проблему. Требуется закрыть глаза и, не отвлекаясь на посторонние раздражители, подумать в течение нескольких минут вначале о том, что можно запланировать сделать вечером, затем о недавно прочитанном литературном сюжете (или услышанном новостном) и, наконец, вспомнить приятное личное событие.

«Поле слов»

Ведущий раздает каждому таблицы из набора объединенных в строки и столбцы букв, среди которых можно прочитать слова (нетрудно составить сколь угодно много таких таблиц). Необходимо найти эти слова, ограниченные частью речи — существительным.

Упражнение способствует развитию вербальной памяти. ▼


Развитие памяти

Упражнения построены на использовании мнемотехнических приемов ассоциативного запоминания.

«Мой дом — моя крепость»

Участники тренинга сидят с закрытыми глазами и представляют себе комнату или квартиру, где живут. Ведущий называет 10—12 слов для запоминания, которые необходимо, соблюдая порядок предъявления, мысленно расположить в разных местах хорошо знакомого жилища. Можно дополнять воображаемые образы картинками-сценками. Метод помогает запоминать достаточно большой объем информации.

«Ассоциативная память»

Для запоминания предъявляется перечень слов, под диктовку записываемых в столбик. К каждому слову необходимо подобрать слово-ассоциацию и таким образом составить второй столбец, где, однако, соблюден другой порядок следования слов.

Возможный вариант для иллюстрации: ▼

Примечние: * — слова-ассоциации.

Закрывая левый столбец, по установленным ассоциативным связям необходимо вспомнить исходные слова.

«Образы-картинки»

Упражнение развивает воображение. Ведущий описывает ситуации, вызывающие у присутствующих яркие зрительные образы, которые помогают запомнить ключевые слова («мнестические мишени»), например: лев , лежащий на скале и греющийся на солнце; молния в темноте; кольцо с бриллиантом, сверкающим на солнце; крик ужаса в ночи; утка , переводящая утят через дорогу.

«Цифры-образы»

Вначале участники обсуждают, с образами каких предметов ассоциируются у них обычные арабские цифры. Затем ведущий составляет определенную последовательность наименований этих предметов, отражающую, положим, знакомый всем телефонный номер. Следующий шаг состоит в разгадывании логической комбинации с помощью всплывающих в памяти ассоциаций.

«Визуальное моделирование» , предполагающее зарисовку по памяти графических схем знакомых объектов, например, расположения палат в отделении, маршрутов прогулок, пути до дома и т.д.

Развитие образного и логического мышления

«Китайская грамота»

Участникам дается возможность воображаемо трансформировать китайские иероглифы в образы каких-либо предметов, людей, явлений.

«Скажи иначе»

Присутствующие делятся на две команды, сидящие друг напротив друга. Одной команде раздаются листки бумаги (или карточки) с напечатанными на них понятиями, которым нужно дать функциональные определения, при этом не произнося вслух написанных слов. «Объяснение» понятий происходит сообща всеми участниками команды. Задача другой команды — угадать слова. Затем команды меняются ролями. Упражнение способно увлечь и создать веселую игровую атмосферу.

«Выдумщик»

Требуется составить из набора букв заданного слова как можно больше новых. Здесь важно применение правильной стратегии решения, заключающейся в комбинировании небольшого количества исходных букв (3—5) для получения перечня коротких слов. Далее приводится пример того, как больная, используя верный подход, смогла быстро справиться с заданием.

Больная Т.Н. (депрессивное расстройство, 5-е занятие): из исходного слова «пирокатехин» составила следующие слова — «пир», «перо», «пора», «прок», «крот», «корт», «хек», «репа», «рота», «кипа», «техника», «хна», «карт», «пика», «порт», «пот», «пах», «пан», «пар», «пехота», «рок», «рот», «рента», «рак», «река».

Как вариант, можно заняться решением анаграмм, находя новые слова посредством перестановки букв. Задание развивает вербальное мышление.

«Математика на спичках»

На столе при помощи крупных каминных спичек выкладываются математические равенства по заданным образцам, при этом они оказываются логически верными или неверными. Задача состоит в том, чтобы, перекладывая или убирая одну или несколько спичек, получить новые верные равенства или исправить допущенные ошибки. Например,

Задание выполняется командами из 3—4 человек.

«Логические цепочки из пар слов»

Инструкция требует построить логическую цепочку, связывающую пару слов, допустим «курицу» с «омлетом», «дерево» с «книгой». Участники по очереди выполняют задание с различными парами слов.

«Шифровальщики»

Ведущий просит первые девять букв алфавита русского языка (выбор букв может производиться и по другому принципу) обозначить по порядку цифрами от 1 до 9. Затем участникам называются всевозможные комбинации цифр, в которых нужно разгадать зашифрованные слова, к примеру в цифровой последовательности 912131 читается слово «забава».

«Мини-роман»

Из набора слов различной семантической близости необходимо составить небольшой логически связанный рассказ, в который были бы включены все слова. Ниже цитируются рассказы, написанные пациентами.

Больная Л.С. (депрессивное расстройство, 4-е занятие):
«Как я люблю свое окно *, когда первый луч солнца пробивается сквозь дерево напротив. Он отражается на стекле фотографии моей дочери, стоящей на серванте . Она всегда рядом со мной».

Больной А.Н. (депрессивное расстройство, 3-е занятие):
«Из окна комнату освещал луч солнца. Яркие блики, пробивавшиеся сквозь ветви дерева , играли на серванте , полированном так гладко, что казалось, он был глянцевым, как фотография» .

Больная Н.Н. (депрессивное расстройство, 5-е занятие):
«Это был прекрасный день. Лето в самом разгаре, жара. И вдруг пролился настоящий ливень . Сидя на лавке , я любовалась, как, медленно кружась, падали листья в огромные лужи , моментально появившиеся вокруг меня».

* — выделены исходные слова.

Увлекательно разгадывание головоломок , логических цепочек, загадок, задействующее все когнитивные функции.

Пример несложного интересного упражнения: ведущий задает вопросы, составленные в форме загадок по сюжетам хорошо знакомых сказок (можно привлекать различные области знаний, создавая новые варианты задания); ответы на вопросы служат стимульным материалом филворда, представленного в виде таблицы, на первый взгляд, хаотично разбросанных букв, которые нужно собрать в слова, читаемые, помимо обычного, и справа налево, и снизу вверх. ▼


Тренировка регуляторных функций задана в любом упражнении, подчиненном четко сформулированным правилам и требующем постоянного контроля исполнения. В программу тренинга включены и специальные задания, обучающие доступным способам планирования.

_______________________

1 Диагноз устанавливался врачами — сотрудниками отдела расстройств аффективного спектра.

Литература

1. Бобров А.Е., Довженко Т.В., Кулыгина М.А. Медицинская психология в психиатрии. Методологические и клинические аспекты // Социальная и клиническая психиатрия. - 2014. - Т. 24, № 1. - С. 70-75.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т. 3. Проблемы развития психики / под ред. А.М. Матюшкина - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.

3. Готлиб М.И., Холмогорова А.Б. Развитие коммуникации у больных с тяжелыми формами психической патологии методом обучения танцевальному движению (на основе аргентинского танго) // Консультативная психология и психотерапия. - 2015. - Т. 23, № 2. - C. 116-130.

4. Долговременное изучение психического здоровья ликвидаторов последствий Чернобыльской аварии / В.Н. Краснов, В.В. Крюков, И.Н. Емельянова [и др.] // Доктор.Ру. - 2016. - № 4(121). - C. 44-48.

5. Краснов В.Н. Диагноз и классификация психических расстройств в русскоязычной психиатрии: раздел расстройств аффективного спектра // Социальная и клиническая психиатрия. - 2010. - Т. 20, № 4. - С. 58-63.

6. Краснов В.Н. Психоорганический синдром как предмет нейропсихиатрии // Доктор.Ру. - 2011. - № 4(63). - С. 34-42.

7. Краснов В.Н. Расстройства аффективного спектра. - М.: Практическая медицина. - 2011. - 432 с.

8. Комплексный подход к социально-когнитивным вмешательствам при работе с больными шизофренией / О.О. Папсуев, Л.Г. Мовина, Н.Д. Семенова [и др.] // Социальная и клиническая психиатрия. - 2015. - Т. 25, № 1. - C. 36-44.

9. Лобные доли и регуляция психических процессов: нейропсихологические исследования / под ред. А.Р. Лурии, Е.Д. Хомской. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966. - 740 с.

10. Программа тренинга когнитивных и социальных навыков (ТКСН) у больных шизофренией / А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян, А.А. Долныкова [и др.] // Социальная и клиническая психиатрия. - 2007. - Т. 17, № 4. - С. 67-77.

11. Психиатрия в первичном звене здравоохранения: новое решение старой проблемы / В.Н. Краснов, Т.В. Довженко, А.Е. Бобров [и др.] // Социальная и клиническая психиатрия. - 2013. - Т. 23, № 4. - С. 5-13.

12. Рыжова И.А. Значение наследия А.Р. Лурии для современной нейропсихиатрии: исследование когнитивных нарушений у лиц, участвовавших в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика. - 2014. - № 4(6) [Электронный ресурс]. - URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: 21.05.2017).

13. Рыжова И.А. Структура мнестических нарушений у лиц с психоорганическим синдромом, развившимся вследствие участия в работах по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС // Психическое здоровье. - 2014. - Т. 12, № 6. - С. 65-71.

14. Рыжова И.А., Крюков В.В. Снижение мотивационно-волевой регуляции как деструктивный фактор мышления у больных с психоорганической патологией: взгляд в традициях отечественной психологической науки // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика. - 2015. - № 4(10) [Электронный ресурс]. - URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: 21.05.2017).

15. Рыжова И.А., Самедова Э.Ф. Коррекция когнитивных нарушений при расстройствах аффективного спектра методом когнитивного тренинга // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. - 2016. - Т. 7, № 1. - C. 112-121.

16. Шмуклер А.Б. Когнитивные нарушения в структуре депрессивного синдрома // Социальная и клиническая психиатрия. - 2016. - Т. 26, № 1. - C. 72-76.

17. Early Aging in Chernobyl Clean-Up Workers: Long-Term Study / V.N. Krasnov, V.V. Kryukov, E.F. Samedova // BioMed Research International. - 2015. - Vol. 2015. - P. 5.

УДК 159.99:616.89

Рыжова И.А. Когнитивный тренинг как психокоррекционный метод в психиатрии // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2017. - T. 9, № 5(46) [Электронный ресурс]..мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] - дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Когнитивные способности человека даны от природы, их важно развивать, начиная с младенчества и на протяжении всей жизни. В пожилом возрасте когнитивные процессы начинают угасать, поэтому, чтобы оставаться в ясном уме и памяти надо «тренировать» мозг.

Что значит когнитивный?

Для обычного человека привычным является понятие – умственное или интеллектуальное развитие, а что значит когнитивный, ответит не каждый. Когнитивный – это познавательный процесс, при котором происходит обработка сознанием поступающей информации, ее мысленным преобразование в знания, хранение и использование накопленного опыта в повседневной жизни.

Когнитивные исследования

Что такое когнитивные способности людей, тема интересует психологов, социологов, лингвистов, философов. Когнитивные исследования в разных сферах наук помогает понять и изучить следующие процессы:

  • познание человеком мира;
  • влияние языка и культуры на личную картину мира (субъективную);
  • что представляет собой сознательное и бессознательное и как это связано с мозговой деятельностью;
  • какие когнитивные способности врожденные, а какие приобретаются в разные возрастные периоды;
  • что значит когнитивные способности у искусственного интеллекта (можно ли создать в будущем искусственный разум, не уступающий человеческому).

Когнитивная психотерапия

Когнитивная терапия направлена на устранение ошибок в мышлении и изменение нелогичных мыслей и убеждений на новые, конструктивные. Во время сеанса психотерапии, когнитивный психолог уделяет все внимание на то, что говорит клиент, как выражает свои мысли. Метод когнитивной терапии открыл А. Бек успешно применив его на многих пациентах страдающих депрессией и аффективными расстройствами.

Когнитивное мышление

Когнитивные способности мозга – это психические функции высокого порядка: внимание, гнозис, восприятие, речь, праксис, интеллект. Мышление – один из самых важных когнитивных процессов, подразделяется на три вида:

  • наглядно-действенное (преобладает у детей до 3 лет) – решение конкретных задач, познание и анализ предметов через манипуляции руками.
  • наглядно-образное – формируется с 4 до 7 лет. Решение задач при помощи оперирования мысленными образами.
  • отвлеченное – оперирование абстрактными понятиями, которые сложно представить.

Развитие когнитивных способностей

Как развить когнитивные способности в любом возрасте? Нормальное развитие человека предполагает интерес, любознательность и стремление к развитию – это заложено природой, поэтому важно поддерживать это и находится в состоянии постоянного интереса к миру и тому, что происходит вокруг. С самого момента рождения, когнитивные (познавательные) способности ребенка нуждаются в развитии - это должно стать одной из важных задач родителей.

Развитие когнитивных способностей у взрослых

Улучшение когнитивных способностей возможно в разном возрасте, и подходить к этому надо правильно, используя творческий подход, чтобы это не казалось рутиной. Открывая в себе исследовательский дух, человек улучшает свое мировосприятие, настроение и помогает развитию высших психических функций, к которым относятся когнитивные способности. Простые рекомендации психологов для продуктивной мозговой активности:

  • чистить зубы левой рукой (левшам – правой);
  • следуя на работу выбрать новый маршрут;
  • выбрать свой вариант физической нагрузки;
  • начать изучать иностранный язык;
  • разгадывание кроссвордов, загадок, шарад;
  • несколько минут в день делать простые вещи с закрытыми глазами;
  • развивать интуицию;
  • отказаться от вредной пищи в пользу здорового питания.

Развитие когнитивных способностей у детей

Когнитивные навыки важно развивать с самого младенчества. Современный выбор развивающих игрушек для детей огромен, но и не стоит пренебрегать подручными средствами, которые есть в каждом доме. Когнитивные способности у маленьких детей можно развивать следующими способами:

  • игры с крупами и пуговицами (под строгим присмотром взрослых) – пересыпание из контейнера в контейнер);
  • разнообразные пальчиковые игры с потешками и прибаутками («сорока-ворона», «пальчик-пальчик где ты был»);
  • игры с водой (разливание по емкостям).

Постепенно игры и занятия усложняются и направлены на развитие моторных навыков и речи:

  • рисование и раскрашивание;
  • составление пазлов, мозаики;
  • вырезание изображения по контуру;
  • конструирование;
  • заучивание стихов;
  • чтение и пересказ;
  • нахождение отличий в двух одинаковых изображениях;
  • сочинение историй.

Упражнения для развития когнитивных способностей

Тренировка когнитивных способностей залог продуктивного долголетия и ясного ума даже в преклонном возрасте. Мозгу нужна такая же зарядка как для тела, важно уделять 15 – 20 минут в день на несложные, но очень полезные для мозговой активности упражнения:

  1. Синхронное рисование . Потребуется лист бумаги и 2 карандаша. Одновременно двумя руками рисовать геометрические фигуры. Можно начать с одинаковых фигур для каждой руки, затем усложнить упражнение, например, левой рукой рисовать квадрат, а правой треугольник. Упражнение балансирует работу обоих полушарий мозга, развивает когнитивные способности, моторику.
  2. Слова наоборот . Несколько раз в течение дня, пробовать услышанные от других людей слова произносить про себя наоборот.
  3. Вычисление . Все что подлежит подсчету важно выполнить путем устных умственных вычислений. Калькулятор убрать подальше.
  4. Автобиография . Существует 2 варианта упражнения. В первом человек начинает вспоминать и писать, отталкиваясь от настоящего момента, и углубляется год за годом к своему раннему детству. Во втором варианте – вначале описываются детские годы.

Утрата когнитивных способностей

Когнитивные функции и способности, с возрастом ухудшаются, связано это с возрастными изменениями, но чаще это случается из-за сопутствующих заболеваний и нездорового образа жизни. При первых симптомах важно обратиться к врачу для назначения поддерживающей терапии. Причины возникновения когнитивных нарушений:

  • нарушение гомеостаза и метаболизма;
  • ожирение;
  • диабет I и II типов;
  • гипотиреоз;
  • артериальная гипертензия (гипертония);
  • нарушение мозгового кровообращения;
  • инфаркт миокарда;
  • черепно-мозговые травмы;
  • употребление алкоголя и наркотиков;
  • болезнь Альцгеймера;
  • болезнь Паркинсона.

Классификация когнитивных нарушений:

  1. Легкое когнитивное расстройство – показатели тестов и психометрии могут быть в норме или наблюдаются незначительные отклонения. Человек начинает жаловаться на проблемы с памятью, быстрое утомление, внимание тоже при этом страдает – снижается концентрация.
  2. Умеренное когнитивное расстройство – около 15% такой формы нарушений трансформируются в дальнейшем в болезнь Альцгеймера, старческую деменцию. Симптоматика нарастает: ухудшение мышления, памяти и речи.
  3. Тяжелое когнитивное расстройство . Проявляются после 60 – 65-летнего возраста. Ярко выраженная клиническая картина, симптоматика характерная для деменции (слабоумия). Человек перестает ориентироваться в пространстве, впадает в «детский» возраст. Люди с тяжелыми когнитивными нарушениями нуждаются в постоянном уходе и медикаментозной терапии.
error: