Католической церкви святой екатерины на невском проспекте. Базилика святой екатерины александрийской

По адресу: Невский проспект, д. 32-34 (м. Невский проспект. Район Центральный).

Храм Святой Екатерины Александрийской - католический храм в городе Санкт-Петербург, один из старейших католических храмов России.

Во дворе зданий на Невский проспект, д. 32-34 есть проход на улицу Итальянскую по живописному дворику.

Историческая справка

Католический приход святой Екатерины Александрийской был основан в 1716 году. В 1738 году императрица Анна Иоанновна подписала разрешение на возведение католической церкви на Невской перспективе (Невском проспекте).

Первоначальный проект был разработан Пьетро Антонио Трезини, начавшиеся под его руководством работы были прекращены в 1751 году после отъезда на родину. Попытка закончить строительство в 60-х годах XVIII века, предпринятая архитектором Ж. Б. Валлен-Деламотом, также была неудачной. Всё это время община служила во временном храме, зал для которого был оборудован в соседнем доме (совр. Невский пр., д.34). Лишь в 1782 году строительство храма было закончено под руководством итальянских архитекторов Минчиани и А. Ринальди, последний был старостой общины.

7 октября 1783 года храм, получивший статус собора, был освящён в честь святой Екатерины Александрийской, покровительницы императрицы Екатерины II.

В период СССР храм не действовал.

В период с 1992 по 2008 год в храме была проведена реконструкция. Сейчас храм открыт для верующих. При церкви действует воскресная школа, катехуменат, Детский центр им. Урсулы Ледуховской, встречи Движения Живого Розария, доминиканцев-мирян. Приходской хор регулярно выступает на различных фестивалях. В храме проводятся концерты и встречи с деятелями культуры. Работает общество помощи нуждающимся.

Петербург католический представлен несколькими храмами и приходами общим числом около десятка. Наиболее крупный католический храм города – Базилика святой Екатерины Александрийской. Это один из первых западно-христианских приходов в России, основанный в первой четверти XVIII века. Более двадцати лет католики города на Неве не имели собственного храма, и лишь в 1738 году, в период правления императрицы Анны Иоанновны, было принято решение о строительстве католического собора на Невском проспекте.

Ожидание длиною в 45 лет

Проект и строительство храма поручили архитектору Пьетро Антонио Трезини, чья карьера в последующие годы резко пошла вверх. Он был назначен главным архитектором Петербурга, создал несколько выдающихся православных храмов в российской столице. При этом строительство католического собора продвигалось крайне медленно. Россию сотрясали дворцовые перевороты, менялись правители, а латинский приход оставался «бездомным». В 1751 году, во время царствования Елизаветы Петровны, Трезини покинул Россию, так и не закончив строительство. Петр III вообще приостановил строительные работы, а возобновила их Екатерина Великая, перепоручив архитектору Жану-Батисту Валлен-Деламоту. Впрочем, и он оставил храм незаконченным.

«Недострой» в центре города несколько портило Невскую перспективу. Да и католическая община, собравшая на строительство немалые средства, но вынужденная ютиться во временном молельном доме напротив, не оставляла императрицу в покое постоянными просьбами и ходатайствами. В результате третья творческая группа во главе с архитектором Антонио Ринальди завершила казавшееся уже бесконечным строительство. В 1783 году католический собор был освящен именем святой Екатерины Александрийской – в честь небесной покровительницы Екатерины Великой. С момента старта строительства и до его завершения прошло 45 лет.

От постройки до наших дней

Открытие храма стало долгожданным и значительным событием в жизни многочисленной католической общины Петербурга. Прихожанами собора Святой Екатерины стали знаменитые деятели искусства, ученые, государственные служащие, приглашенные из Европы.

Менялись времена, менялись цари на престоле, и вместе с ними на смену одним монашеским орденам, несущим служение в базилике, приходили другие. До начала XIX века собор принадлежал францисканцам, а после 1800 года, в правление Павла I – иезуитам. Спустя 15 лет православная церковь развернула борьбу с иезуитским орденом на территории России, в результате чего все представители этой конфессии были высланы из страны с конфискацией имущества. Базилика перешла в руки доминиканцев.

К началу ХХ века приход храма Святой Екатерины насчитывал около 30 000 человек, из которых 20 000 здание могло вместить в себя одномоментно.

Все изменилось после Октябрьской революции... Многие из прихожан были репрессированы, в 1923 году начались расстрелы служителей церкви. Храм, однако, продолжал действовать, оставаясь единственным католическим приходом, в котором служил последний католический священник Ленинграда, доминиканец Мишель Флоран. В 1938 году внутреннее убранство разграбили, книги и образы святых выбросили на помойку. Уничтожение интерьеров храма завершил в 1947 году масштабный пожар.

В 70-х годах прошлого века начались реставрационные работы, целью которых было переоборудовать храмовые помещения в органный зал (до этого их занимали склады). Большую часть работ реставраторы уже завершили, когда в результате поджога собор сгорел снова. В числе прочего, огонь уничтожил уникальный орган конца XVIII века.

Возрождение католической общины Петербурга началось в 1991 году, и в первых годах нашего столетия храм святой Екатерины вновь открыл свои двери для прихожан.

Архитектурные особенности собора

Поскольку за долгое время строительства храма надзор за ним поручался разным архитекторам, каждый из которых имел свой художественный стиль и почерк, первоначальный проект здания не раз менялся. Внешний вид собора сегодня – результат вынужденного компромисса нескольких ярких художников.

Здание базилики святой Екатерины Александрийской в плане представляет собой католический крест с двадцатипятиметровым поперечным нефом. Длина собора – 44 метра. Фасад его украшен аркадой и колоннами, над которыми возвышаются фигуры апостолов-евангелистов и ангелов с крестом.

Внутреннее убранство храма не сохранилось до наших дней, но было частично восстановлено по старинным документам и фотографиям.

В 1938 году, во время разграбления храма большевиками, одна из прихожанок успела вынести из здания алтарный крест, который она хранила у себя дома всю жизнь. Сегодня сей крест установлен в отреставрированном соборном алтаре.

В 2013 году храм получил титул «малой базилики». Этот почетный статус присваивается самым значительным католическим святыням мира лично Папой Римским. Всего ним удостоено около 1700 храмов. Собор святой Екатерины Александрийской – единственная малая базилика в России.

В 1739 году по указу императрицы Анны Иоанновны для храма было выделено место на Невском проспекте. За работу над проектом взялся архитектор Пьетро Антонио Трезини. За время возведения этой церкви Трезини успел стать главным архитектором Петербурга и построить несколько православных храмов в Петербурге, но храм Святой Екатерины не закончил. В 1751 году (к этому времени сменилось еще два правителя, к власти пришла Елизавета Петровна) Трезини уехал из России в Италию. В правление Петра III стройка стояла. И лишь при Екатерине II, сумевшей прервать череду дворцовых переворотов и удерживать власть в течение 34 лет, работы были возобновлены и закончены уже третьей командой архитекторов. Благодаря щедрому пожертвованию баварского купца Пирлинга итальянским архитекторам Антонио Ринальди и Минчиани удалось наконец завершить строительство.

Спустя 45 лет после начала стройки, в 1783 году, папский нунций Джованни Аркетти торжественно освятил храм, получивший имя святой великомученицы Екатерины Александрийской, небесной покровительницы императрицы Екатерины II. Храм в стиле классицизма был увенчан монументальным куполом и имел в плане традиционную форму латинского креста. Длина его достигала 44 метров, высота «42 метров, что смотрелось внушительно по меркам той эпохи. Над входом были начертаны слова из Евангелия: «Дом Мой домом молитвы наречется» (Матфей, 21).

Внешняя скромность фасада, выкрашенного в традиционный для Петербурга желтый цвет, контрастировала с роскошью внутреннего убранства. Главной достопримечательностью храма стал престол из цветного мрамора, дар от жителей итальянского Ливорно. Престол также украшали резные деревянные скульптуры и живописные полотна, одно из которых, «Мистическое обручение святой Екатерины», было подарено самой императрицей. Традиционный для католических храмов орган считался одним из лучших в Европе.

По обеим сторонам храма построили два трехэтажных дома для его служителей. В одном из них открылась школа для юных католиков. Войны, которая вела Россия, в том числе и с католическими странами, странным образом влияли не на сокращение, а наоборот, на расширение паствы. Большинство прихожан храма составляли жившие в столице поляки, переселившиеся в российскую столицу после раздела Польши в 1772 году, также храм посещали французы, немцы, итальянцы. Но были среди католиков и русские. Почти все они принимали католичество из стремления к оригинальности или из протеста против самодержавия: считалось, что оно тесно связано с православной верой.

Знаменитые прихожане

Среди прихожан в разное время числились такие известные люди того времени, как княгиня Зинаида Волконская, Петр Чаадаев, декабрист Михаил Лунин. Здесь же венчались Жорж Дантес и Екатерина Гончарова. Для многих видных деятелей XVIII-XIX веков в силу разных причин храм стал усыпальницей. Здесь были похоронены последний король Польши Станислав-Август Понятовский (ныне его прах перевезен в Варшаву) и французский генерал Жан Виктор Моро, соперник Наполеона. Изгнанный с родины французским императором, он перешел на русскую службу и погиб под Дрезденом, сражаясь со своими соотечественниками. Его гробница находится в крипте храма. А в 1858 году здесь отпели Огюста Монферрана, архитектора знаменитого Исаакиевского собора. На протяжении всей истории приход храма неустанно рос. Если при Петре I паству составляли несколько сотен прихожан, то в начале XIX века их было около 7000, а перед революцией 1917 года - уже 30 тысяч, что не мало. Особенно, если учесть, что в наши дни храм посещает около 1000 человек.

Любопытная особенность, связанная с храмом, заключается в том, что управители храма сменялись, подобно монархам на российском престоле. Вначале приход принадлежал францисканцам, но ловкий иезуит Габриэль Грубер в 1800 году убедил императора Павла I передать храм своему ордену. Грубер успешно проповедовал в Петербурге католичество и даже выдвинул проект объединения западной и восточной церквей, но в 1805 году погиб во время пожара в своем доме. Ходили слухи, что это было убийство: Грубер вел тайную переписку с Наполеоном и погиб буквально недели за две до создания антинаполеоновской коалиции. Через десять лет деятельность иезуитов запретили в столицах, а еще через пять лет их и вовсе выслали из России. Императору Александру I не нравился переход некоторых представителей аристократических семей в католицизм.

Храм Святой Екатерины передали ордену доминиканцев. Николай I не раз его посещал и делал щедрые подарки, в том числе серебряную дароносицу, усыпанную бриллиантами и сапфирами. При нем рядом с храмом было выстроено еще одно здание, где позже открылась женская гимназия с интернатом, в котором преподавала сестра Урсула (Юлия Ледуховская), причисленная позже к лику святых. Она приехала в Санкт-Петербург по приглашению настоятеля храма Константина Будкевича.

Храм в послереволюционное время

После революции Католическая церковь, как и другие конфессии, подверглась притеснениям. Академия и гимназии были закрыты, принадлежащие храму здания конфискованы. В 1923 году ГПУ арестовало Константина Будкевича и еще нескольких священников, обвинив их в сопротивлении советской власти. Громкое «дело ксендзов» завершилось расстрелом Будкевича и отправкой остальных обвиняемых на Соловки. Позже многие прихожане храма, в первую очередь, поляки, также были репрессированы.

В 1938 году храм Святой Екатерины постановлением Верховного Совета СССР был закрыт «в рамках борьбы с религией». Все, что находилось внутри - картины, статуи, книги, - просто выбросили на улицу. В здании разместили склад, а после войны передали его Ленинградской филармонии для устройства концертного зала. В 1947 году при пожаре погиб орган. История храма, сделав виток, вернулась к началу - к стройке. Которая так же, как и несколько столетий назад, больше напоминала муку.

Многолетний ремонт в 1984 году вновь был «завершен» пожаром, окончательно уничтожившим убранство храма. Несколько лет Невский проспект «украшало» обгорелое здание с окнами, забитыми фанерой. Только в 1992-м, после смены трех правителей страны, земля и здание храма были возвращены Католической церкви. Уже осенью был освящен временный алтарь, открылись воскресная школа и центр катехизации. Однако прошло еще 16 лет (за которые президенты сменились дважды), прежде чем строительные работы над главным зданием были полностью закончены в 2008 году. Убранство храма теперь значительно скромнее: восстановить уничтоженные произведения живописи и прикладного искусства невозможно.

Восстановление храма, включенного в список культурного наследия, продолжается, а его служители и прихожане, как и прежде, принимают в нем активное участие.

Храм Святой Екатерины Александрийской в Петербурге - самый большой и старейший из сохранившихся до наших дней католических храмов России.

Храм Святой Екатерины Александрийской был основан в 1716 году; в 1738 году императрица Анна Иоанновна подписала разрешение на возведение католической церкви на Невском проспекте, однако строительство шло с большими проблемами. Первоначальный проект был разработан Пьетро Антонио Трезини, начавшиеся под его руководством работы были прекращены в 1751 году после отъезда зодчего на родину. Попытка закончить строительство в 60-х годах XVIII века, предпринятая архитектором Ж. Б. Валлен-Деламотом, также была неудачной. Лишь в 1782 году строительство храма было закончено под руководством итальянских архитекторов Минчиани и А. Ринальди, последний был старостой общины. 7 октября 1783 года храм, получивший статус собора, был освящён в честь святой Екатерины Александрийской, покровительницы императрицы Екатерины II.

Храм Св. Екатерины связан с именами многих выдающихся личностей. В 1798 году здесь был похоронен последний польский король Станислав Август Понятовский, а в 1813 году французский полководец Жан Виктор Моро. Прихожанином храма был знаменитый архитектор Монферран, строитель Исаакиевского собора . Здесь он венчался, крестил сына. Здесь же было отпето его тело после смерти, после чего его вдова увезла гроб с телом мужа во Францию.


Прихожанами храма был ряд российских дворян, перешедших в католичество: княгиня З. А. Волконская, декабрист М. С. Лунин, князь И. С. Гагарин и другие. Служение в церкви осуществляли представители различных монашеских орденов. Изначально храм принадлежал францисканцам, в 1800 году Павел I отдал храм иезуитам, а в 1815 году, после высылки последних из России, прихожан храма стали окормлять доминиканцы. В 1892 году храм перестал быть орденским и стал управляться епархиальными священниками, однако доминиканская община при храме продолжала существовать.

Перед революцией 1917 года приход насчитывал более тридцати тысяч прихожан.


При большевистском режиме некоторые члены прихода были подвергнуты репрессиям; настоятель прихода Константин Будкевич был расстрелян в 1923 году. Храм оставался открытым вплоть до 1938 года; служили французские священники. В 1938 году храм был закрыт и разграблен; утварь, иконы и книги из великолепной храмовой библиотеки выбросили на улицу. Окончательно разорение храма довершил пожар в 1947 году, во время которого сгорели деревянные детали внутреннего убранства церкви и орган.


Здание костёла Святой Екатерины использовалось как склад; в 1977 году было принято решение о реконструкции здания и преобразовании его в органный зал филармонии. В 1984 году, впрочем, в здании вспыхнул ещё один пожар, который свёл на нет работу реставраторов. В здании, находящемся в аварийном состоянии, были устроены кабинеты Музея атеизма и частные квартиры.


Восстановление нормальной деятельности Католической церкви в России началось в начале 90-х годов XX века. В 1991 году был зарегистрирован вновь образованный приход святой Екатерины, в феврале 1992 года городские власти приняли решение о возвращении храма Церкви. В том же году начались масштабные реставрационные работы в здании храма, находившемся в ужасном состоянии. К октябрю 1992 года завершился первый этап реставрационных работ, был установлен временный алтарь. В октябре 1998 года была открыта часовня Благовещения, а 16 апреля 2000 года была освящена алтарная часть храма.


В 2003 году было закончено восстановление основной части храма и впервые открыты центральные ворота. Работы над восстановлением внутреннего интерьера продолжаются до сих пор.


11 марта 2006 храм Св. Екатерины принял участие в совместной молитве Розария с католиками из десяти европейских и африканских городов, организованной посредством телемоста. В молитве принял участие Папа Римский Бенедикт XVI.



Здание храма Святой Екатерины имеет форму латинского креста, с поперечным трансептом, увенчано большим куполом. Длина здания храма - 44 м, ширина - 25 м, высота - 42 м. Храм вмещает одновременно около двух тысяч человек. Главный фасад здания решён в виде монументального арочного портала, который опирается на свободно стоящие колонны. Над фасадом высокий парапет, на котором размещены фигуры четырёх евангелистов и ангелов, держащих крест. Над главным входом начертаны слова из Евангелия от Матфея: “Дом Мой домом молитвы наречётся” и дата завершения строительства собора. Над главным престолом был помещён большой образ “Мистическое обручение святой Екатерины”, написанный художником Якобом Миттенлейдером и подаренный храму императрицей Екатериной II. Старинный алтарный крест был спасён в 1938 году во время разграбления храма одной из прихожанок, Софьей Степулковской, и ныне возвращён в храм.


error: