Какие события или переживания сформировали характер сережи. Какой по характеру сережа багров- герой книги


то одна из трех автобиографических книг замечательного русского писателя XIX века. Сергей Тимофеевич Аксаков рассказывает в ней о своем детстве.

Сережа Багров, от лица которого ведется повествование, живет с родителями в Уфе. 200 лет назад город Уфа был небольшим, там нельзя было достать даже белой французской булки. А она требовалась маленькому Сереже, потому что у него было очень слабое здоровье.

В раннем возрасте мальчик серьезно болел, его спасла мать. Какие проникновенные строки посвятил ей Аксаков! Увидев, что доктора не могут помочь ребенку, она оставила все заботы, кроме одной. Заметив, что ребенок лучше чувствует себя на воздухе, она целое лето возила его в поля и леса, прилегающие к Уфе.

Здесь мальчик впервые почувствовал красоту и величие природы, проникся сострадательной любовью к окружающему миру. Он был очень впечатлительным, поэтому даже самые малые события детства хорошо ему запомнились.

Среди ярких впечатлений детства — первое знакомство с книгой. Богатый сосед Багровых Аничков подарил мальчику «Детское чтение для сердца и разума» — сборник познавательных и нравоучительных рассказов обо всем на свете. Через несколько недель Сережа знал все рассказы наизусть. Пораженный его памятью и любознательностью Аничков стал снабжать ребенка книгами.

После смерти дедушки-помещика, семья Багровых перебирается в родовое поместье, и родная природа, сельский быт вступают в свои права в душе мальчика. Увлечение рыбной ловлей останется с ним на всю жизнь.

Очень живо на Аксакова действует родное слово. Сказки, рассказанный ключницей Пелагеей, он ставит выше многих книг. Одна из них — знаменитый «Аленький цветочек». Писатель включил эту сказку в книгу.

Много разных событий происходит на протяжении книги. Автор не делит их на главные и второстепенные. Детское восприятие непосредственно. Для ребенка важно все, что произвело на него впечатление. Поэтому взрослым полезно прочитать книгу. Часто взрослые упускают особенности мышления и восприятия ребенка, и в силу этого делают досадные промахи в воспитании.

А с матери маленького Сережи стоит брать пример. Мало того, что она самоотверженно боролась за здоровье ребенка и победила болезнь. Ее методы воспитания были настолько правильны, что удивительно наблюдать за этой, в общем-то, довольно простой женщиной.

Вот Сережа настолько сильно увлекается предстоящей рыбной ловлей, что теряет терпение и усидчивость. Мать разговаривает с ним:

Мать дорогой принялась мне растолковывать, почему нехорошо так безумно предаваться какой-нибудь забаве, как это вредно для здоровья, даже опасно; она говорила, что, забывая все другие занятия для какой-нибудь охоты, и умненький мальчик может поглупеть, и что вот теперь, вместо того чтоб весело смотреть в окошко, или читать книжку, или разговаривать с отцом и матерью, я сижу молча, как будто опущенный в воду.

Вот уже повзрослевший Сережа становится свидетелем недостойного (видимо, распутного) поведения дворовых людей Прасковьи Ивановны Куролесовой, у которой Багровы гостили долгое время. Как тигрица набрасывается на них мать и устраняет опасность. Она считает душевную чистоту важнейшим условием правильного воспитания.

Такие нравственно здоровые воззрения были свойственны его матери. Не удивительно, что Аксаков вырос замечательным человеком. Что же касается литературных достоинств книги, то достаточно сказать, что И. С. Тургенев считал язык Аксакова образцом русской художественной речи.

Сергей Тимофеевич Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

    Все что написано — исключительная правда. И про слабое здоровье, и про увлечения, и про то, что везунчик. Детьми, а точнее ребенком, он никогда не будет забыт, потому что любит его до безумия. Мне порой кажется что он сына любит больше, чем его мать, которая только выпрашивает деньги якобы на ребенка, а сама тратит на маникюр и педикюр. Так что, думаю что второго брака не избежать. А значит, Ваша статья превосходна.

    Да, все верно написано, общительный, открытый, дружелюбный, надежный, на него можно всегда положиться, но в тоже время душа компании, шутник-заводила, всегда травить анекдоты. Это все о моем папе, он у меня как каменная стена для нашей семьи и главный заводила на работе и для своих друзей. И на самом деле, еще с детства он очень подвижный. С самого детства активно занимается спортом. Про него бабушка рассказывала, что она хотела, чтобы он научился играть на музыкальных инструментах, записала его в музыкальную школу. Он брал ноты уходил в музыкальную школу, а на самом деле, ноты закидывал в кусты, а сам с мальчишками в футбол играть, только через месяц его родители вычислили. Вот она любовь к спорту.

    Все почитала и поняла! А я-то думала у ребенка с психикой что-то не то, такие частые перепады настроения, — агрессия, а после этого бежит ко мне и обнимает, — все это очень пугало меня. Но я же ничего не могу сделать и никуда не убежать, он же мой ребенок. Надеюсь, с возрастом это действительно все пройдет, а иначе я не знаю что делать. Этой осенью идет в 1 класс, посмотрим как будут наши дела)

    Добрый день! мой папа — Сережа,так тут точно про него написано!что человек-идея так это точно! если у него есть какая-то идея или дело,то все остальные заботы переходят на второй план и он никого и ничего не замечает))) мама это называет «загорелось»))) у папы очень много друзей и у нас дома постоянно какое — то застолье.

    В моем окружении много друзей с этим именем, а самое главное, что мой любимый человек- Серенький!!!
    Так вот, более надежных, сексуальных, внимательных, добрых, сильных, симпатичных, с отличным чувством юмора я мужчин не встречала!!! Имя-супер!!!Что-то похоже, а что-то и нет, имя конечно много дает человеку, но ведь и не в имени дело.

    У меня дед Сергей. Замечательный человек! Я могу сказать что он настоящий мужчина. Он хозяйственный заботливый, сильный и чуткий. Своих внуков, то есть нас, он очень любит. Мы все детство с братом проводим у них с бабушкой в деревне. Наш дед еще тот виртуоз! Кстати, верно подмечено, что готов взять в жены женщину с ребенком. У нас так и получилось. Он нам не родной дед, но это и не важно, любит он нас как своих. И вообще, хочу сказать, сколько знаю Сергеев все мужчины мне симпатизируют своим отношением к жизни, своими успехами в работе и личной жизни.

    У меня муж Сергей. Вообще не про него.

Повесть "Детские годы Багрова-внука", созданная пером Аксакова, представляет собой произведение, которое оказало большое влияние на формирование в 19 веке (в 50-х годах) нового жанра отечественной литературы - повести о детстве, являющейся автобиографической. Опишем кратко историю создания этой повести.

История создания произведения

В 1854 году, 26 августа, Сергей Тимофеевич говорит своей любимице-внучке о том, что на следующий день рождения пришлет ей книжку, где будет рассказано "про весну младую", "про бабочек красивых", "лесного Мишку", и что эту книжку девочка Оля станет читать целый день.

Через два года, поздравляя внучку с днем рождения, писатель сообщает, что обещанное произведение получилось совсем не таким, как планировалось, и выйдет дай бог если еще через год. Замысел Аксакова существенно расширился, и в итоге получился текст, рассказывающий о годах его детства, людских судьбах прошлого.

Вы спросите, каково имя героя повести "Детские годы Багрова-внука?". Ответу на этот вопрос посвящена наша статья. Из нее вы узнаете не только о том, как звали главного героя, но и о его характере, трансформации личности. Расскажем обо всем по порядку.

История Сережи

Имя героя повести "Детские годы Багрова-внука" - Сережа. История этого ребенка представляет собой мир, который был увиден его глазами и наполнен переживаниями мальчика. С. Т. Аксакову удалось удивительным образом передать особенности мировосприятия своего юного героя через призму познавшего жизнь, взрослого человека, поскольку в произведении Багров-внук является одновременно и рассказчиком, и главным героем. Он не просто вспоминает свое детство, но при этом старается воспроизвести ощущения мальчика Сережи и взрослого, соотнеся их во времени. Автор повести как будто оглядывается назад, передавая детские впечатления, но одновременно оценивает многое с высоты жизненного опыта, прожитых лет.

Аксаков впервые в отечественной литературе в качестве главного персонажа представил путешествующего и в пути рассуждающего ребенка, уделил значительное место переживаниям, сопровождавшим в дороге Сережу Багрова. Главный герой вспоминает детство, проведенное им в Уфе, а также в нескольких деревнях, составлявших у семейства Багровых "родовую отчину".

"Дорога до Парашина": характеристика мальчика

В "Дороге до Парашина" автор наделяет следующими чертами имя героя повести "Детские годы Багрова-внука". "Кто он, этот Сережа?" - спросите вы. Отвечаем. Это маленький мальчик, который любознателен, любопытен, вся дорога ему интересна заранее. Он испытывает недоумение, удивление, даже потрясение от того, что увидел, поскольку все происходит с ребенком впервые. Мальчик ощущает радость и удовольствие, и именно это состояние становится определяющим, главным в пути. В первом путешествии, таким образом, перед нами предстает герой, открытый для восприятия всего нового, все его восхищает, удивляет. Помимо волнующих впечатлений, у него здесь нет других мыслей. Настолько хороша дорога, что смотрит в будущее лишь с надеждой герой повести "Детские годы Багрова-внука".

"Зимняя дорога в Багрово": характеристика главного героя

По-другому изображает автор мальчика в главе под названием в Багрово". Осень и зима проходят между этими двумя путешествиями. Прошедшее время было наполнено разнообразными событиями, как печальными, так и радостными. Цель его - навестить дедушку, который умирает, и этот факт очень огорчает главного героя. В нем, кроме того, еще живы грустные воспоминания о днях, проведенных в Багрово с сестрой без родителей. Герой Сережа из этого путешествия может быть охарактеризован следующим образом: из его восприятия исчезли любопытство, удивление, изумление, но остались тревога и страх, которые становятся основой для возникновения веры в предчувствия. Путешественник этот - уставший от дороги, раздражительный, злой, вкладывающий свое раздражение в характеристику окружающих предметов и явлений.

Сереже в первой поездке хотелось путешествовать, а во второй он почувствовал окончание пути с облегчением и радостью, ощущал себя в то же время измученным и разбитым.

Общая характеристика внутреннего мира Сережи

Аксаков рассказал с полной правдивостью о том, что было в детстве им пережито, начиная от первых ощущений и заканчивая целой гаммой различных человеческих чувств. Даже имя героя повести "Детские годы Багрова-внука" автор взял свое, подчеркивая тем самым автобиографичность произведения. Хотя в тексте, безусловно, присутствует и вымысел. Так, имя героя повести "Детские годы Багрова-внука" следует считать лишь наполовину автобиографичным, поскольку фамилию автор произведения изменил.

К внутреннему миру ребенка писатель проявляет большой интерес. Он следит с пристальным вниманием за развитием в мальчике душевных движений, включая самые незначительные. Умственная зрелость, обгоняющая возраст, выработала у главного героя привычку анализировать свои мысли и чувства. Он живет не одними лишь впечатлениями. Они являются предметом анализа мальчика, который подыскивает соответствующие понятия и толкования и закрепляет эти впечатления в своей памяти. Когда маленькому Сереже это не удается, Багров вспоминающий, повзрослевший приходит на помощь. Таким образом, на протяжении всего произведения слышны два разных голоса.

Развитие личности мальчика

Углубляются, расширяются знания о внешнем мире. Это приводит к тому, что мальчика все чаще навещает желание его практического освоения. Потребность труда пробуждается в нем. Начинает восхищаться Сережа прелестями работ в поле, но подмечает он также и то, какими ужасно тяжелыми порой бывают будни крепостных крестьян. Повзрослевший герой не только сострадает, но утверждается в мнении о святости и важности труда, в том, что гораздо ловчее и искуснее состоятельных слоев населения крестьяне, так как могут делать то, чего не умеют другие.

Сережа, переживая существующую дисгармонию внешнего мира, приходит к пониманию собственного несовершенства. В мальчике просыпается критическое отношение к себе. В его душе "ясная тишина" заменяется исканиями выхода, сомнениями.

Повествование в произведении заканчивается накануне поступления Сережи в гимназию. Кончилось детство. Изображение мужающего, взрослеющего человека со своим духовно-эмоциональным и событийным миром, качественно и беспрестанно меняющимся, - это основной пафос данного произведения.

Теперь вы знаете имя героя повести "Детские годы Багрова-внука" и характерные черты его личности. Произведение это очень интересно. Советуем прочитать его в оригинале и поближе познакомиться с этим мальчиком.

"Детские годы Багрова-внука" - автобиографическое произведение Сергея Аксакова. В этой книге писатель повествует о своем детстве, проведенном на Южном Урале. Первые книги, прочитанные будущим писателем, первые радости и горести — обо всём этом рассказано в произведении "Детские годы Багрова-внука". Краткое содержание романа изложено в статье.

Об авторе

Очень мало вымысла в книге "Детские годы Багрова-внука". Краткое содержание раннего периода биографии писателя почти полностью соответствует сжатому изложению этого художественного произведения. Правда, в романе, конечно, отражены не только события, но и эмоции, чувства будущего прозаика.

Нередко повестью называют книгу "Детские годы Багрова- внука". Жанр этого произведения — воспитательный роман. Впрочем, назвать "Детские годы" Аксакова повестью не такая уж грубая ошибка.

Это произведение заняло в истории русской словесности важное место. Не имеет значения, роман это или повесть. "Детские годы Багрова-внука" получили восторженный прием как у читателей, так и у критиков. Последние подчеркивали новизну формы, а также вклад, который внёс Аксаков в развитие русской жанровой прозы. Этот писатель, наряду с Николаем Гоголем и Иваном Тургеневым, согласно словам Льва Толстого, ещё раз доказал, что русская художественная мысль способна находить новые формы и не всегда укладывается в традиционные жанровые рамки.

Автор воспитательного романа "Детские годы Багрова-внука", краткое содержание которого изложено ниже, родился в 1791 году. Родным городом его была Уфа. Отец будущего писателя служил прокурором земского суда. Мать была женщиной умной, властной. Дочь генерал-губернатора Уфимского наместничества провела детство и юность среди чиновников и получила неплохое по тем временам образование.

Детство Сергея Аксакова прошло в родовом имении, расположенном в Оренбургской губернии. Название произведения, о котором речь идет в сегодняшней статье, появилось не случайно. Дед будущего писателя оказал огромное влияние на формирование мировоззрения своего внука.

История написания

Над автобиографической трилогией Аксаков начал работать в сороковые годы. "Семейные хроники" сперва публиковались частично. Первый отрывок появился в 1846 году на страницах литературного журнала "Москвитянин", а затем регулярно опубликовались следующие части автобиографического произведения. Заключительной частью стали "Воспоминания". Второй и самой известной — "Детские годы Багрова-внука".

Краткое содержание сказки "Аленький цветочек" известно каждому с ранних лет. Но все ли знают о том, что русская история красавицы и чудовища впервые появилась именно в составе романа, повествующего о детстве писателя? Сказку поведала одна из героинь — ключница Пелагея. В дальнейшем "Аленький цветочек" не раз выходил в печать отдельно, а затем и стал наиболее издаваемым произведением Сергея Аксакова.

Ранние воспоминания

О чем рассказано в романе "Детские годы Багрова-внука"? Сюжета в этом произведении как такового нет. Это собрание воспоминаний, в первых главах книги довольно ранних, относящихся чуть ли не к младенчеству героя.

Из памяти человека нередко всплывают картины, которые он, казалось бы, не может помнить. Это происходит и с персонажем Аксакова. Он уверяет родных в том, например, что хорошо помнит момент расставания с кормилицей. Родители не верят ему, полагая, что всё это когда-то он слышал от матери или от той же кормилицы, а затем принял за собственные воспоминания. Всё же в книге "Детские годы Багрова-внука" Аксаков в предисловии предупреждает, что всё рассказанное - не вымысел, а факты, в которых не стоит сомневаться.

Болезнь

Ранние воспоминания героя связаны с тяжелым недугом. Серёжа в детстве часто хворал, а однажды родители едва не потеряли его. На протяжении долгой болезни матери - Софье Николаевне - не раз говорили родственники о том, что следует смириться со скорой смертью ребенка. Но подобные высказывания женщина воспринимала в штыки. Она по-прежнему делала всё, того чтобы избавить сына от болезни, и действия ее казались окружающим нередко бессмысленным.

Родители Сережи решили, что его выздоровлению способствуют долгие путешествия. Но однажды, во время одной из поездок, мальчику стало так плохо, что пришлось сделать остановку. Его положили на высокую траву, где он пролежал несколько часов. А после этого путешествия мальчик выздоровел. Как уже было сказано, автобиографическим произведением является роман "Детские годы Багрова-внука". Аксаков, как и его герой, в детстве очень сильно болел и выжил, возможно, благодаря любви и заботе матери.

Первая прочитанная книга

Герой читать научился так рано, что и не помнил, когда впервые в его руках оказалась книга. После болезни он стал довольно восприимчивым, нервным мальчиком. Единственным занятием, которое привносило в его душу спокойствие, стало чтение. Первой книгой — та, что подарил ему сосед Аничков. Называлась она "Детское чтение для сердца и разума". Это была единственная его книга, и вскоре он ее выучил наизусть.

Первое расставание с родителями Серёже пришлось пережить в возрасте четырех лет. Мать решила, что заболела чахоткой, а потому вместе с отцом отправилась в Оренбург к известному доктору. Детей же они отвезли в Багрово. Несколько месяцев пришлось Серёже и его сестре провести вдали от родного дома.

Багрово

Дед, как уже было сказано, оказал на будущего писателя огромное влияние. Однако далеко не приятные воспоминания оставил он в памяти центрального персонажа романа "Детские годы Багрова-внука". Главные герои в произведении показаны глазами маленького мальчика. Он безумно любит свою мать, уважает отца, но его пугают родственники, с которыми он вынужден находиться в одном доме в течение нескольких месяцев.

Дед оказался довольно противоречивым человеком. Иногда подолгу беседовал с Серёжей и его сестрой, но порой бывал угрюм и молчалив. Кроме того, мальчик однажды стал свидетелем неприятной сцены: старик неистово топал ногами и громко сквернословил. Чем был вызван этот гнев, мальчик не знал, но относился к дедушке с недоверием.

Среди взрослых отношения были далеко не простыми. Мать мальчика недолюбливали в семье родителей его отца. Считали ее высокомерной, заносчивой, а самого Серёжу - "маменькиным сынком". Однажды в Багрово приехали двоюродные сестры, и мальчик окончательно осознал, что к нему и его сестре в этом доме относятся отнюдь не благосклонно. Эти девочки были здесь "свои", они были окружены любовью, лаской, им даже чай делали слаще.

Снова в Уфе

В отличие от родственников отца, братья матери произвели на Серёжу положительное впечатление. Он познакомился с ними по возвращении домой. Сергей и Александр несли военную службу в драгунском полку. На несколько месяцев они приехали в отпуск, с первого взгляда мальчик полюбил их обоих. Они были красивые, молодые, ласковые и весёлые, а главное, много интересного рассказывали своему племяннику. О том, что такое поэзия, Сережа узнал именно от них.

Мальчик был счастлив снова окунуться в привычную среду. В доме деда к детям в последние недели их пребывания стали относиться более ласково. Но всё же они, а прежде всего Серёжа, были рады возвращению в уфимский дом.

Семья Серёжи жила сравнительно небогато. Тем не менее именно в доме его родителей проводились незабываемые праздники. Мать собственноручно готовила миндальное печенье, и наблюдать за этим процессом было одним из излюбленных занятий мальчика. Он с нетерпением ждал появления этого лакомства на праздничном столе, в первую очередь потому, что ему приятно было слушать похвалы, которые произносились в адрес Софьи Николаевны.

Первый учитель

Братья матери, впрочем, имели и прямое отношение к одному из неприятных событий в детстве главного героя. Узнав о том, что мальчик не умеет писать, они принялись его жестоко дразнить, в результате тот набросился на них с кулаками. Серёжа был наказан, провел несколько часов в углу. А затем так распереживался, что снова заболел.

Вся эта история, конечно, закончилась всеобщим примирением. А после выздоровления Сереже родители наняли учителя, который и начал ему давать уроки письма. Но и здесь не обошлось без неприятных открытий. Однажды мальчик отправился в училище, где трудился педагог. Дома учитель был с Серёжей довольно ласков. В учебном же заведении этот человек обращался со своими подопечными весьма жестоко.

Сергеевская пустошь

Так отец мальчика назвал приобретённые земли. Серёжа, конечно, этим очень гордился, а вскоре узнал о том, что предстоящее лето они проведут в новой деревне. От отца он унаследовал любовь к природе. Его не огорчал в Сергеевке недостроенный, необжитой дом, но весьма радовало участие в оружейной охоте, вид живописного озера Киишки и прочие детали сельского быта.

После деревенской жизни Сережина любовь к уфимскому дому прошла. Отныне здесь его радовала лишь возможность часами предаваться чтению. По возвращении из деревни мальчик услышал о свершившимся событии, которое впоследствии получило в истории России немалое значение, — о смерти Екатерины II и восхождении на престол Павла.

Снова в Багрове

Однажды пришла весть о болезни дедушки. Семья снова отправляется в путь. Сережа успел проститься с дедушкой, но тот уже был не в силах разговаривать. Старик не плакал и не кричал - он был парализован. Мальчика неприятно удивило поведение родни. Тетки падали в ноги отцу Серёже - как новому хозяину. За столом все громко рыдали, словно напоказ, но при этом ели с большим аппетитом.

Последние годы детства

После того как отец Сережи стал владельцем Багрова, он ушёл в отставку. Вся семья переехала в деревню, которая когда-то так не понравилась Серёже. Главный герой отличается необыкновенной наблюдательностью, способностью к состраданию — всем тем, что, пожалуй, впоследствии помогло и Аксакову стать одним из величайших русских писателей.

Его герой Серёжа - типичный представитель помещичьего рода. В первые дни жизни в Багрово он испытывает сострадание по отношению к бабушке, не так давно утратившей мужа. Но вскоре он видит, как она жестоко обращается с дворовыми. Рукоприкладство было составляющей помещичьего быта, этим тогда никого нельзя было удивить. Сергей отличался удивительной четкостью и способностью формировать собственное, независимое ни от кого мнение. Жестокость по отношению к дворовым, которую так часто проявляла бабушка, отвратила мальчика от неё.

В Багрово Серёжа впервые оценил красоту зимнего пейзажа. Именно здесь он узнал о том, что такое настоящая весна. В деревне, которая досталась его отцу от деда, он услышал сказку о дочери купца, которая за свои мечты об аленьком цветочке однажды поплатилась свободой. В родовом имении прошли последние детские годы Багрова-внука. А затем наступил новый период его жизни — поступление в гимназию, свежие впечатления, новые знакомые, словом, отрочество...

Эпопея Сергея Тимофеевича Аксакова. «Семейная хроника, Детские годы Багрова-внука» в последние годы привлекает все более пристальное внимание ученых-исследователей и педагогов.

Сергей Тимофеевич не был профессиональным педагогом, он был далек от педагогики, но в своих произведениях он раскрыл сущность и природу исконно русского семейного воспитания, тонкую психологию детской души. «Я желаю написать такую книгу для детей, какой не бывало в литературе. Такая книга надолго сохранила бы память обо мне во всей грамотной России...Тайна в том, что книга должна быть написана, подделываясь к детскому возрасту, а как будто для взрослых, и чтобы не только не было нравоучения (всего этого дети не любят), но даже намека на нравственное впечатление, и чтоб исполнено было художественно в высшей степени» - писал С.Т. Аксаков

По сведениям, приводимым уфимскими исследователями Э.Ш. Файзуллиной и Е.С. Мироновой, книга С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» в 80-е годы XX века лидировала в Англии в списке бестселлеров, составленном по результатам опроса общественного мнения. При этом исследователями указывается, что данный опрос проводится ежемесячно, и в список включаются литературные произведения всех времен и народов, а не только современных авторов как принято в большинстве стран. Чопорные англичане назвали «Детские годы Багрова-внука» книгой номер один для семейного воспитания.

Истоки долголетия книг Сергея Тимофеевича Аксакова, их актуальности не только для современной русской, но и мировой педагогики заключаются в глубоком христианском понимании сущности природы семьи, проявляющемся в самом образном строе авторского повествования, в одухотворенном освещении событий жизни трех поколений одного дворянского рода.

В книге Аксакова мы находим множество выразительных примеров, которые могут служить иллюстрацией к православному учению о семье и браке.
«Закон брака»- пишет святитель Филарет Московский заключается в следующих словах: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2: 24). На сей самый закон, как на коренное учреждение брака, указует Сам Спаситель » (Мф. 19: 5).

Согласно святителю Тихону Задонским, таинство Брака представляет собой благословение Божие вступающим на путь семейной жизни. Это таинственный союз мужа и жены во образ союза Христа с Церковью. Цель брака как Таинства – закрепить союз любви супругов, сделать его духовным, свя¬щенным. В нем подается брачующимся благодать Святого Духа, освящающая и помогающая им в деле рождения и воспитания детей. Брак, правильно совершенный, остается в силе до конца жизни супругов.

Сергей Тимофеевич Аксаков посвящает много проникновенных страниц истории сватовства и брака своих родителей. Главное место в этом повествовании занимает рассказ о получении благословения ими от родителей. Ни жених, ни невеста не допускают даже малейшего сомнения в необходимости этого благословения, хотя получение его и было связано с немалыми трудностями. Согласно «Семейной хронике», жених и невеста, очень разные по уровню образованности и воспитанию, сначала преодолевают осложнения с многочисленной родней, а ставши мужем и женой, «прилаживаются» друг к другу, чтобы сохранить взаимопонимание, любовь и единомыслие на всю оставшуюся жизнь.

«Как тело никогда не может быть в несогласии само с собою, ровно и душа сама с собою, так и мужу с женою должно не разногласить, но жить в единении, - указывает святитель Иоанн Златоуст. - Отсюда может произойти для супругов бесчисленное множество благ. Все блага стекаются там, где такое единодушие, - там мир, там любовь, там душевное веселие; нет там ни ссоры, ни брани, ни вражды, ни сварливости; все это исчезает, потому что корень всех благ, то есть единомыслие, уничтожает все это» .

Об этом же пишет и святитель Григорий Богослов:
«Общие заботы супругов облегчают для них скорби; и общие радости для обоих восхитительнее. Для единодушных супругов и богатство делается приятнее; а в скудости самое единодушие приятнее богатства. Для них супружеские узы служат ключом целомудрия и пожеланий, печатью необходимой привязанности. Составляя одну плоть, они имеют и одну душу и взаимной любовью одинаково возбуждают друг в друге усердие к благочестию» .

В «Семейной хронике» Аксаков опирается на рассказы отца, матери, родных, которых «много наслышался»... И здесь видимая простота оборачивается особой сложностью, глубиной, для современного читателя не всегда легко постижимою.
По словам литературоведа В.А. Кошелева, «Аксаков как бы приоткрывает перед нами, теперешними, тот мир человеческих взаимоотношений, который для нас, кажется, утрачен. Будут ли нынешние отец и мать пересказывать сыну историю своей, в общем-то обыкновенной, женитьбы? Кого из нынешних детей заинтересует дедовский нрав из давно прошедших времен, - так заинтересует, чтобы пронести его через всю жизнь? Дабы на склоне лет поведать об этом дедовском нраве всем, найти в обыкновенной истории своих предков значительное, общеинтересное содержание и решиться сделать эту историю, как она есть, без прикрас и выдумок, достоянием литературы. Для этого надобен не просто особенный художественный дар, но и великие нравственные качества…»

Эти «великие нравственные качества», о которых пишет современный исследователь, зиждутся на православных устоях и, в первую очередь, на великой заповеди о любви детей к родителям.

Святитель Феофан Затворник пишет: «Так много приемлют дети от родителей! От них временная жизнь; от них же основание, начало, способы и жизни вечной. Отсюда и дети не естественно только, но и совестно должны быть обращены к родителям с особенными чувствами и расположениями, сознавать себя к ним обязанными и возгревать их в себе. Главное чувство, которому большей частью не учатся, есть любовь с почтением и покорностию. Должно только делать эти чувства разумными и вместе прочными до того, чтобы не испарились в целую жизнь. Воля родителей, что воля Божья, лицо их - лицо Божие».

Благочестивая жизнь родителей Аксакова, их следование уставам Православной Церкви с годовым кругом богослужений и праздников, молитвенный пример матери становятся фундаментом семейного нравственного воспитания маленького Сережи. «Постоянное присутствие матери сливается с каждым моим воспоминанием образ неразрывно соединяется с моим существованием», – читаем у Аксакова..

Великий русский писатель Андрей Платонов подчеркивает в своей рецензии о книге С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука»: «Отношение Аксакова к природе и русскому народу является лишь продолжением, развитием, распространением тех чувств, которые зародились в нем, когда он в младенчестве прильнул к своей матери, и тех представлении, когда отец впервые взял с собой своего сына на рыбную ловлю и на ружейную охоту и показал ему большой, светлый мир, где ему придется затем долго существовать. И ребенок принимает этот мир с доверием и нежностью, потому что он введен в него рукой отца».

О важности примера родителей для воспитания детей пишет Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) в книге «Сила Моя в немощи совершается».

«Примером вашим воспитывайте детей. Об этом прекрасно сказал славный проповедник русский, архиепископ Харьковский Амвросий: «Когда ни один член семейства не может остаться без вечерней и утренней молитвы, - когда отец не выходит из дома на свое дело, не помолившись перед иконами, а мать ниче¬го не начинает без крестного знамения, когда и малому дитяти не позволяют дотронуться до пищи, пока не перекрестится,- не приучаются ли этим дети просить во всем помощи Божией, и призывать на все благословение Божие, и веровать, что без помощи Бога нет безопасности в жизни, а без Его благословения нет успеха в делах человеческих? Не может остаться бесплодною для детей вера родителей, когда они, при нужде и бедности, со слезами на глазах говорят: «Что делать? Буди воля Божия». При опасности: «Бог милостив». При трудных обстоятельствах: «Бог поможет». При успехе и радости: «Слава Богу, Бог послал». Здесь всегда и во всем исповедуется Божия благость, Божие промышление, Божие правосудие. Мать, предмет всей любви и нежности для дитяти, стоит с благоговейным выражением лица и молится перед иконою Спасителя. Дитя смотрит то на нее, то на образ, - и не нуждается в длинных объяснениях того, что это значит. Вот первый и безмолвный урок богопознания». Вот первый и самый важный урок благочестия и правила жизни, обязательные для христианина» .

Мать Сережи Багрова внимательно следит за кругом его чтения. Центральное место в этом круге занимает русская литература, которая давала ему, мальчику-провинциалу первые знания о своей стране, ее прошлом, традициях, людях. В числе любимых книг Сережи - «Древняя Вивлиофика», «Россиада» Хераскова, полное собрание в двенадцати томах сочинений Сумарокова, «Детская библиотека» Александра Семеновича Шишкова. Этот пример имеет особое значение для нас, сегодняшних учителей, сталкивающихся ежедневно с отсутствием исторического сознания у современных школьников, отсутствием интереса к прошлому своей Родины.
Повествуя о своем детстве, о родительском доме, глава аксаковской семьи постоянно совмещал два временных плана. Собственную семью он строил с учетом родительского опыта, он буквально воссоздает в своей семье то особое отношение к первому ребенку, которое питала Мария Николаевна (в книге «Детские годы Багрова-внука – Софья Николаевна) к Сереже. Впоследствии подобные отношения сложатся между отцом и сыном. Буквально вынянчив своего болезненного первенца Константина, Сергей Тимофеевич Аксаков предопределит их кровно-духовную нераздельность на протяжении всей жизни.

В семье Сергея Тимофеевича Аксакова было 6 сыновей и 8 дочерей.
Дом Аксаковых, семейное их гнездо становится сердцем, средоточием духовного общения лучших умов России на протяжении нескольких десятилетий У Аксаковых бывали М.П. Погодин, известный историк, издатель журнала «Московский вестник», С.П. Шевырев, профессор русской словесности, писатель М.С. Загоскин, драматург А.А. Шаховской, собиратель народных песен П.В. Киреевский, здесь можно было встретить Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, Н.М. Языкова, А.С. Хомякова, актера М.С. Щепкина, композитора А.Н. Верстовского и многих других.

Сыновья Сергея Тимофеевича Константин и Иван, а также дочь Вера стоят у истоков могучего движения русской мысли – славянофильства. И в центре их внимания постоянно оставались вопросы связи русской семьи и Церкви, русской народности и православия.

В статье «Богатыри времен великого князя Владимира по русским песням» Константин Сергеевич Аксаков пишет: «Таким образом, первое и главное, что выдается из этого мира Владимировых песен, - это христианская вера; она постоянно и повсюду основа жизни… Все богатыри – православные, и постоянно повторяется богатырское приветствие, когда приезжает православный витязь к не православному государю:
Нету у тя Спасова образа,
Некому у тя помолитися, -
А не за что тебе поклонитися.
Вместе и согласно с началом христианской веры выдается начало семейное, основа всего доброго на земле. Богатыри почтительны к отцу и матери... Итак, сила богатырская является у нас, осененная чувством православия и чувством семьи: без чего не может быть истинной силы».

Иван Сергеевич Аксаков в статье «Об отношении православия к русской народности и западных исповеданий к православию» замечает: «русская народность немыслима вне православия; что православие есть тот духовный исторический элемент, под воздействием которого сложилась и образовалась русская народность, что тщетны все попытки выделить из идеи русской народности идею православия, выкачать, так сказать, из нее разными насосами самый воздух и создать из этого обездушенного материала какую-то новую политическую русскую народность...» И далее: «православная вера есть общественное и бытовое начало русского народа и проникает собою его историческое бытие; …ясное разумение России и ее, по-видимому, чисто внешних, даже политических обстоятельств невозможно без разумения ее духовно-исторического элемента».

А вот слова Веры Сергеевны Аксаковой: «Значение и будущность всего человечества и каждого племени в особенности зависели, кажется, от ее окончания, и венцом всего должно было быть торжество веры Христовой, и именно Православия»

Примечательна эта перекличка высказываний Аксаковых, деятельность которых на поприще русской мысли и словесности сама по себе является убедительным и наглядным свидетельством духовной силы и живоносности семейных православных традиций.

Святитель Тихон Задонский пишет: «От добраго воспитания добрые плоды следуют: 1) плод благочестиваго жития в возрастших детях; 2) родителям радость и утеха о добронравии детей своих; 3) несомненная вечнаго живота надежда; 4) таяжде надежда добрая и предвидится быть и во внуцех, ибо дети, как сами добре наставлены, так и своих детей наставлять не преминут; 5) честь и похвала фамилии; 6) подпора отечеству».

Эти слова святителя в полной мере могут быть отнесены к итогам всей жизни и деятельности выдающегося русского писателя и общественного деятеля, замечательного отца, сына и внука – Сергея Тимофеевича Аксакова.

error: